Экспертиза дошкольной образовательной организации ее составляющие. Экспертиза деятельности дошкольных образовательных учреждений на основе программно-целевого подхода дранникова инна игнатьевна. Задачи общественно-профессиональной экспертизы

В настоящий момент нормативно-правовыми актами, регламентирующими проведение и технологию экспертной оценки в ходе аттестации и аккредитации ДОУ являются: Закон Российской Федерации «Об образовании», Положение о порядке аттестации и государственной аккредитации образовательных учреждений (приказ Министерства образования РФ от 25.01.96 № 27), приказ Министерства образования РФ от 22.08.96 № 448 «Об утверждении документов по проведению аттестации и государственной аккредитации дошкольных образовательных учреждений».

Предметом и содержанием экспертизы в ходе аттестации выступает установление соответствия содержания, уровня и качества обучения и воспитания в дошкольном учреждении требованиям государственного образовательного стандарта дошкольного образования. До его введения в действие критериями для экспертной

оценки деятельности дошкольного учреждения являются временные примерные требования, которые определены в приложении 1 «Форма и содержание проведения самообследования (самоанализа) в процессе аттестации дошкольного образовательного учреждения: критерии оценки деятельности дошкольного образовательного учреждения» к приказу МО РФ № 448.

На основании данной системы критериев осуществляется экспертная оценка следующих направлений деятельности ДОУ:

кадровое обеспечение педагогического процесса в детском саду (подбор и расстановка кадров, повышение квалификации сотруд ников);

организация деятельности дошкольного учреждения (руковод ство и управление);

материально-технические и медико-социальные условия пре бывания детей в детском саду (развивающая среда, безопасность, охрана здоровья);

оценка деятельности детского сада родителями воспитанни ков.

Аттестация дошкольного образовательного учреждения происходит в два этапа:

первый этап- самоэкспертиза по всем аспектам своей деятельности;

второй этап - экспертная оценка деятельности детского сада экспертами независимой аттестационной комиссии.

Цель первого этапа - самоэкспертизы - выявление достоинств и недостатков своей деятельности для повышения качества образовательных услуг. Ее смысл состоит в том, чтобы побудить руководителей дошкольного учреждения и весь коллектив к конкретным позитивным изменениям для обновления содержания, форм и методов работы с детьми и родителями; освоения личностно ориентированной модели педагогического взаимодействия; повышения качества материальной развивающей среды; демократизации системы управления и контроля дошкольным учреждением.

Ответственным лицом за организацию и проведение самоэкспертизы является руководитель дошкольного образовательного учреждения. Его основные задачи: разъяснить сотрудникам цели и содержание аттестации, создать в дошкольном учреждении в этот период положительный психологический климат, обучить технологии самоэкспертизы.

Технология самоэкспертизы основана на самооценке всех аспектов деятельности дошкольного учреждения по балльной системе. Сбор данных для самоанализа осуществляется методами педагогической диагностики: наблюдениями в группах, беседами с детьми

с использованием тестовых игровых заданий для выявления урон ня развития ребенка, анализом продуктов детской деятельное!и (рисунки, поделки и пр.), анкетированием воспитателей и родителей воспитанников, анализом медицинской и педагогической до кументации и т.д.

Суть технологии состоит в заполнении по результатам самоэкс пертизы диагностических карт по балльной системе оценки и ми тематической обработке полученных данных.

Карты для диагностики содержания и методов воспитания и обучения в детском саду (раздел 1 приложения 1 к приказу МО РФ № 448) индексированы по основным направлениям образовательного процесса работы с детьми. Например, И - развитие ш ровой деятельности, Р - речевое развитие ребенка, Ма - форми рование элементарных математических представлений, Э - раз витие экологической культуры детей и т.д.

балл - деятельность дошкольного учреждения не соответ ствует критерию; 2

балла - частично соответствует критерию; 3

балла - полностью соответствует критерию.

В процессе математической обработки данных вначале полечи тываются баллы всех подкритериев, а затем определяется средний балл по каждому критерию путем нахождения среднего арифметического. Например, И (развитие игровой деятельности):

И 1 = (И 1.1 + И 1.2 + И 1.3 + И 1.4 + И 1.5) : 5 =

= (3 + 2 + 3 + 2 + 2) : 5 = 2,4 (приложение 3).

При составлении администрацией дошкольного образователы гого учреждения отчета об этом аспекте его деятельности высчитываю! сводные баллы по всем группам с учетом экспертных оценок педа гогов-специалистов, руководителей детских студий, секций, кружков, клубов и т.д. Средние баллы по каждому направлению обра ю вательной работы с детьми суммируют и делят на количество групп Если данное направление оценивал также педагог-специалист, то его экспертную оценку суммируют с данными по группам, а затем вычисляют среднее арифметическое (приложение 4).

Средний балл по всем критериям данного аспекта деятельно сти дошкольного учреждения для аттестации должен быть не ниже 1,5, а средние баллы (коэффициенты) по каждому направлению развития ребенка (речевое, музыкальное, физическое и т.д.) - не ниже 1,2. Если средний балл по всем критериям ниже 1,5 или средний балл хотя бы по одному из направлений развития детей ниже 1,2, требуется провести необходимые улучшения для выхода на повторную самоаттестацию.

Самоэкспертиза по кадровому и материально-техническому обеспечению, руководству и управлению дошкольным учреждением, медико-социальным условиям в детском саду проводится руководителем учреждения. Критерии экспертных оценок по данным аспектам деятельности дошкольного учреждения представлены в разделах 2 -4 приложения 1 к приказу МО РФ № 448. Данные критерии оцениваются по двухбалльной системе: «да», «нет» (при необходимости заполняется графа «Комментарии»).

Оценка деятельности детского сада родителями осуществляется путем анонимного анкетирования (раздел 5 приложения 1 к приказу МО РФ № 448) и завершает этап самоэкспертизы.

В итоговом листе указывают количество ответов «да» и «нет», «не знаю» по каждому из 10 вопросов анкеты и процент незаполненных анкет.

Длительность этапа самоэкспертизы не регламентирована, однако практика показывает, что он занимает от 2 до 4 месяцев, включая время на необходимые улучшения.

Завершая этап самоэкспертизы, руководитель дошкольного учреждения должен подготовить следующий пакет документов: 1)

заявление; 2)

копию устава дошкольного учреждения; 3)

копию лицензии на право образовательной деятельности; 4)

материалы самоэкспертизы; 5)

гарантийное письмо об оплате затрат, связанных с проведе нием аттестации.

Второй этап аттестации - экспертная оценка деятельности дошкольного образовательного учреждения экспертами независимой аттестационной комиссии, которая создается органами управления образованием на период проведения аттестации. В приказе указывается ее численный и персональный состав, сроки аттестации данного учреждения. В состав комиссии входят специалист в области дошкольной педагогики, психолог, медик, представители органа местного самоуправления и общественности. В состав комиссии не могут входить работники дошкольного учреждения, проходящего аттестацию.

Предметом экспертизы на данном этапе аттестации является отчет о деятельности детского сада, составленный администрацией дошкольного учреждения по результатам самоэкспертизы, а также все аспекты деятельности учреждения.

Технология экспертной оценки предполагает экспертизу документов, выборочные проверки отчета на предмет его соответствия заявленным критериям. Результаты аттестационного обследования образовательного учреждения экспертами должны не только обеспечить решение вопроса об аттестации учреждения в соответствии с заявленным им типом, но и подтвердить правомочность притязаний на тот или иной вид и категорию.

анализ организации деятельности, руководства и управления учреждением;

анализ ее результатов;

анализ ее условий.

При этом особое внимание эксперты уделяют использованию современных форм организации образовательного процесса, координации деятельности воспитателей и педагогов-специалистов, взаимодействию с родителями, планированию работы, реализации комплексно-целевой программы развития дошкольного учреждения, координации деятельности с учреждениями и организациями научно-методического обеспечения развития дошкольников.

Для сбора данной информации эксперты используют методы психолого-педагогической диагностики: наблюдения, беседы с детьми, родителями и персоналом детского сада, изучение документации, результатов детской деятельности, тестирование педагогов по методике «Социально-психологический климат».

Экспертная оценка результатов образовательной деятельности основана на выявлении уровня физического и психического развития детей, в том числе общей психологической готовности старших дошкольников к обучению в школе. Для экспертной оценки используют диагностические методики и показатели, которые прошли апробацию, подтвердившую их валидность и надежность, не требующие длительного исследования.

Математическая обработка данных экспертных оценок целесообразна с помощью ЭВМ по программе «Комплексная автоматизированная система диагностики образовательных учреждений с целью их аттестации» (КАСДОУ «Аттестация»).

Присутствие членов аттестационной комиссии в дошкольном учреждении (два дня) не должно менять режим работы, привычный характер деятельности. Порядок работы комиссии экспертов, периодичность ее заседаний, процедура принятия решения определяются самой комиссией и оформляются протоколом.

Аттестационная комиссия выносит заключение, содержащее оценку уровня реализации дошкольным учреждением требований государственного стандарта дошкольного образования, а также соответствия типу, виду и категории. Если эксперты считают, что дошкольное учреждение заслуживает повышенной категории, в заключении содержатся рекомендации учредителю об объеме и целевом назначении дополнительного финансирования. Заключение подписывают все члены аттестационной комиссии. Член комиссии, имеющий особое мнение, может изложить его в письменной форме.

Заключение доводят до сведения коллектива дошкольного учреждения и представляют в орган управления образованием, про-

водящий аттестацию. Приказ о признании дошкольного учреждения аттестованным (неаттестованным) издается в двухнедельный срок. Положительное экспертное заключение является основанием для получения документа о государственной аккредитации. В свидетельстве об аккредитации должно быть обозначено одно из следующих наименований: центр развития ребенка - первая категория; детский сад общеразвивающего вида - вторая категория; детский сад компенсирующего вида - вторая категория; детский сад присмотра и оздоровления - вторая категория; детский сад комбинированного вида - вторая категория; детский сад - третья категория.

По результатам аттестации дошкольное учреждение может быть лишено государственной аккредитации. Заключение комиссии по аттестации можно обжаловать в судебном порядке только в части процедуры аттестации. Повторную аттестацию (по требованию дошкольного учреждения) имеют право проводить не ранее чем через 12 месяцев с момента отказа в государственной аккредитации.

Аттестация дошкольного учреждения проводится по его заявлению один раз в пять лет. Первая аттестация детского сада - не ранее чем через три года после получения лицензии на право образовательной деятельности.

Задания для самоконтроля и самооценки 1.

Раскройте сущность понятия «лицензирование образовательного уч реждения». 2.

Раскройте сущность и взаимосвязь понятий «аттестация» и «аккре дитация» образовательного учреждения. 3.

Изобразите графически алгоритм процедурных действий руководи теля детского сада и экспертов при аттестации дошкольного учреждения, укажите используемые при этом методы экспертных оценок.

Цель: проведение аккредитационной экспертизы деятельности дошкольного образовательного учреждения; экспертиза результатов управленческой деятельности заведующей образовательного учреждения и ее заместителей.

Подтвердить соответствие нормативно-правовых оснований деятельности ДОУ стандартизированным требованиям к деятельности юридического лица.

Подтвердить соответствие условий осуществления образовательного процесса, предлагаемых ДОУ, государственным, региональным требованиям.

Установить соответствие содержания, уровня и качества подготовки выпускников Временным (примерным) требованиям к содержанию и методам воспитания и обучения, реализуемым в ДОУ, НРК ГОС.

Установить соответствие уровня и направленности образовательных программ, реализуемых в ДОУ, типу и виду учреждения.

Установить (подтвердить) соответствие государственного статуса ДОУ, заявленного в Уставе и лицензии, требованиям Типового положения о дошкольном образовательном учреждении для предоставления прав и льгот, предусмотренных законодательством.

Формы работы :

Наблюдение за деятельностью образовательного учреждения, педагогов ДОУ, воспитанников.

Посещение открытых мероприятий.

Индивидуальные беседы с администрацией ОУ, педагогами-членами аттестационных комиссий, дошкольниками, родителями.

Анализ документов по организации образовательного процесса в ДОУ.

Анализ результатов деятельности образовательного учреждения по реализации задач, предусмотренных Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении, Уставом ОУ, Временным требованиями и НРК ГОС.

Аттестационная экспертиза дошкольного образовательного учреждения проводится на основе анализа следующих документов:

Устав ДОУ; лицензия; образовательная программа; договоры с родителями (законными представителями); учебный план; сетка занятий; рабочие программы; протоколы педсоветов; диагностические материалы; программа развития ДОУ; годовой план; локальные нормативные акты.

Дополнительные источники информации: информационная карта ОУ; материалы самообследования результатов деятельности ОУ; экскурсия по ДОУ; посещение занятий; собеседования с участниками образовательного процесса.

В ходе экспертизы комиссия изучает и анализирует учебно-педагогическую и управленческую деятельность педагогического коллектива с целью установления соответствия аттестационным и аккредитационным показателям:

1. Исполнение образовательным учреждением требований ГОС при организации образовательного процесса по образовательным программам соответствующего уровня и направленности.

2. Соответствие содержания, уровня и качества подготовки выпускников ДОУ требованиям государственных образовательных стандартов.

3. Соответствие реализуемых образовательных программ типу, виду и категории ДОУ.

На основании проведенного анализа аттестационная комиссия выносит рекомендации и предложения. Например, "Проведенный анализ показывает, что в ДОУ № 196 созданы условия для реализации программ дополнительного образования. Высокий уровень результативности работы учреждения в этом направлении позволяет внести дополнения в лицензию и свидетельство о государственной аккредитации. Рекомендуется лицензирование и аккредитация программ дополнительного образования по направленностям: художественно-эстетической и физкультурно-оздоровительной".

А также оформляются общие выводы экспертов по результатам аттестационной экспертизы. Например:

"С учетом анализа представленных материалов самообследования и, исходя из итогов аттестационной экспертизы содержания, уровня и качества подготовки воспитанников ДОУ требованиям ГОС, комиссия пришла к заключению:

Достигнутые результаты образовательной деятельности педагогического коллектива в МДОУ детском саду № 196 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением интеллектуального развития воспитанников соответствуют целям и задачам заявленных образовательных программ, нормам законодательства.

Аккредитационные условия обеспечены в соответствии с нормативными требованиями.

Экспертная комиссия предлагает:

Аккредитовать муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 196 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением интеллектуального развития воспитанников.

Подтвердить государственный статус:

тип - дошкольное образовательное учреждение,

вид - детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением интеллектуального развития воспитанников.

Срок аккредитации - пять лет".

Современная система отечественного дошкольного образования строится на принципах динамизма, вариативности организационных форм, гибкого реагирования на потребности общества и личности, характеризуется возникновением новых видов воспитательно-образовательных учреждений для детей, разнообразием педагогических услуг.

Появление новых документов, освобождающих творческую энергию воспитателей, вместе с тем ставит перед дошкольным учреждением достаточно ответственную задачу - выбрать такую программу работы с детьми, которая не только может быть успешно реализована педагогическим коллективом, но и будет способствовать эффективному развитию и воспитанию детей.

С целью регуляции качества дошкольного образования, защиты детей от некомпетентных педагогических воздействий в условиях вариативности образования, а также ориентации работы ДОУ на педагогику развития проводится обязательная экспертиза образовательных программ для дошкольных учреждений.

Процедура проведения экспертизы регулируется «Рекомендациями Минобразования по экспертизе образовательных программ для дошкольных образовательных учреждений Российской Федерации».

Экспертиза комплексных (включает все основные направления развития ребенка) и парциальных (включает одно или несколько направлений развития ребенка) программ дошкольного образования осуществляется Федеральным экспертным советом по общему образованию Министерства образования РФ. В случае положительной оценки программа (комплексная или парциальная) рекомендуется к использованию дошкольными образовательными учреждениями Российской Федерации.

Региональные (местные) органы управления образованием могут создавать экспертные советы (комиссии) по экспертизе программ дошкольного образования. При этом в случае положительной оценки программа рекомендуется к использованию в дошкольных образовательных учреждениях региона (города, района).

Экспертиза набора парциальных программ осуществляется:

— советом педагогов дошкольного образовательного учреждения для использования набора программ в работе этого учреждения;

— комиссией по аттестации дошкольного образовательного учреждения в процессе комплексной экспертизы его деятельности.

Для экспертизы набора парциальных программ дошкольное образовательное учреждение может обратиться в экспертный совет (комиссию) регионального (местного) органа управления образованием, если в регионе (городе, районе) осуществляется практика экспертизы программ дошкольного образования.

Программы должны соответствовать ряду следующих требований:

Общие требования к программам

— Комплексные и парциальные программы для ДОУ должны соответствовать Закону Российской Федерации «Об образовании», Типовому положению о дошкольном образовательном учреждении.

— В программах должен соблюдаться светский характер образования.

— Программы должны строиться на принципе личностно ориентированного взаимодействия взрослых с детьми.

— Содержание комплексной образовательной программы (или набора парциальных программ) должно быть ориентировано на общечеловеческую (мировую) культуру и вместе с тем соответствовать российским культурным традициям. Содержание комплексной программы (набора парциальных программ) должно включать развитие речи ребенка, его знакомство с основами естественнонаучных знаний, физическое, художественно-эстетическое развитие.

— Программы должны быть нацелены на: развитие любознательности как основы познавательной активности у дошкольника; развитие способностей ребенка; формирование творческого воображения; развитие коммуникативности.

— Программы должны обеспечивать: охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, их физическое развитие; эмоциональное благополучие каждого ребенка; интеллектуальное развитие ребенка; создание условий для развития личности ребенка, его творческих способностей; приобщение детей к общечеловеческим ценностям; взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка.

— Программы должны предусматривать организацию детской жизни в трех формах: занятия как специально организованная форма обучения; нерегламентированные виды деятельности; свободное время, предусмотренное для ребенка в детском саду в течение дня.

— В программах должно быть заложено оптимальное сочетание индивидуальной и совместной деятельности детей. Программы должны строиться с учетом специфичных для детей дошкольного возраста видов деятельности (игры, конструирования, изобразительной, музыкальной, театрализованной деятельности и др.).

— Программы должны предусматривать возможность реализации индивидуального подхода к ребенку, работу с разными подгруппами детей; учитывать их возрастные особенности.

— Программы должны включать описание организации развивающей среды с указанием основных перечней применяемых материалов и оборудования.

— Программы должны обеспечивать оптимальную нагрузку на ребенка с целью защиты его от переутомления и дезадаптации.

Требования к сочетанию программ

— Парциальные программы, используемые в педагогическом процессе, должны обеспечивать целостность педагогического процесса и дополнять друг друга.

— Используемые в педагогическом процессе парциальные программы должны строиться на единых принципах (концепции).

— При использовании парциальной программы вместо соответствующего раздела комплексной программы не допускаются дублирование содержания, противоречия в основных принципах (концепциях) данных программ.

— Набор программ, используемый в педагогическом процессе, должен обеспечивать оптимальную нагрузку на ребенка.

Региональные требования к программам

С учетом социально-экономических, национально-культурных, демографических, климатических и других условий региональные требования могут определять:

— приоритетные направления образовательных программ на основе потребностей населения в образовательных услугах для детей дошкольного возраста сельского, городского населения, мегаполиса, курортной, промышленной, военной зоны, университетского городка и пр.;

— проведение оздоровительных мероприятий и режимных моментов с учетом особенностей климата и природных условий, состояния экологической обстановки, здоровья населения;

— отбор произведений национальных (местных) писателей, поэтов, композиторов, художников, образцов национального (местного) фольклора и народных художественных промыслов при ознакомлении детей с искусством;

— обучение национальному языку, знакомство с национально-культурными традициями.

Дополнительные региональные требования не должны провоцировать существенное увеличение нагрузки на детей, способствовать их переутомлению и дезадаптации.

xn--80aaivjfyj3e.com

Анастасия Вербицкая
Организация экспертизы примерных основных образовательных программ

Образовательные программы дошкольного образования разрабатываются и утверждаются организацией , осуществляющей образовательную деятельность , в соответствии с ФГОС ДО и с учетом соответствующих примерных образовательных программ дошкольного образования . разрабатываются с учетом их уровня и направленности на основе ФГОС ДО .

Примерные основные образовательные программы включаются по результатам экспертизы в реестр , являющийся государственной информационной системой. Информация, содержащаяся в реестре примерных основных образовательных программ , является общедоступной. Согласно позиции, высказанной Департаментом, примерные основные образовательные программы дошкольного образования являются учебно- методической документацией, которая позволяет организации , осуществляющей образовательную деятельность по программам дошкольного образования , использовать прошедшую экспертизу модель для эффективной организации образовательной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС ДО

В ситуации большой вариативности основных образовательных программ выбор содержания образования в виде примерной ООП является серьезной управленческой задачей. Выбор должен осуществляться на основе предварительного изучения и профессионально-общественной экспертизы программы всеми участниками образовательного процесса , а завершаться – принятием решения о ее утверждении как общественной договоренности. При этом параметры и критерии выбора и экспертизы примерной ООП у разных участников образовательного процесса могут отличаться.

Правильность процедуры экспертизы определяется тем , насколько полно и грамотно проведены ее этапы :

— постановка цели и определение предмета проведения экспертизы ;

— разработка процедуры проведения экспертизы ;

— отбор экспертных организаций и формирование группы экспертов ;

организация экспертизы ;

— сбор информации, полученной от экспертов ;

обработка , анализ и обобщение полученной информации

— принятие решения с учетом результатов экспертизы .

В дошкольном образовании программа должна обеспечивать развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учётом их возрастных, индивидуальных и психологических и физиологических особенностей : младенческого возраста; раннего возраста; дошкольного возраста.

Новым при проведении экспертизы программ является оценка их содержания.

Содержание программ дошкольного уровня образования должно полностью соответствовать запланированным результатам (целевым ориентирам) и обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями развития каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром. Способ структурирования и развертывания содержания программ по образовательным областям должен соответствовать их целям, зависеть от возраста детей и реализовываться в определённых видах деятельности.

Содержание должны обладать достаточным для возникновения и поддержания высокой мотивации использования в образовательном процессе форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям (недопустимость как искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития детей).

Контролируемость содержания программы дошкольного уровня образования и механизмов достижения ее целей позволяет осуществить проверку результатов освоения в виде целевых ориентиров дошкольного образования , которые представляют собой возрастные характеристики возможных достижений ребёнка на этапе завершения уровня дошкольного образования . Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе, в виде педагогической диагностики (мониторинга, и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Они не являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки воспитанников. Освоение Программы не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации воспитанников. Оценка индивидуального развития детей проводится в ходе наблюдений, направленных на определение педагогом эффективности собственных образовательных действий , индивидуализацию образования и оптимизацию работы с группой детей.

Осуществление экспертизы предполагает тщательный отбор экспертов для ее проведения . Однако не каждый специалист, даже весьма авторитетный, может быть рекомендован в качестве эксперта . Некоторые из них при обширных знаниях не обладают качествами, необходимыми для члена экспертной группы .

Эксперт должен быть компетентным в предметной области, владеть методикой проведения экспертизы , обладать общей эрудицией, аналитическим умом, а также чувствовать тенденции развития оцениваемых явлений. Желательно, чтобы эксперт имел высокий общественный статус и был признан в своей профессиональной области.

Эксперт должен также владеть экспертной методологией и обладать определенными способностями, например , креативностью, которая позволит осуществлять экспертизу программ не только по готовым критериям, но и проводить их исследование, выявляя скрытые, еще не явные смыслы. Он должен обладать развитой способностью осуществлять рефлексию своей собственной экспертной деятельности , ее последствий для развития образования .

Значимой для эксперта характеристикой является также оптимальное сочетание его качеств как научного и практического работника. К ним относятся способности эксперта к анализу и синтезу изучаемых вопросов, к их объективной всесторонней оценке, устойчивость его научных взглядов, но вместе с тем и достаточная гибкость мышления, способность изменить точку зрения под влиянием новых фактов и аргументов, умение перерабатывать, усваивать и формировать качественно новую информацию.

Критерии экспертизы примерной основной образовательной программы дошкольного образования :

Паспорт ПООП оформлен в соответствии с предъявляемыми требованиями.

В структуре ПООП имеются целевой, содержательный и организационный разделы , содержание которых отвечает требованиям ФГОС к программам данного уровня образования .

Документ имеет глоссарий, в котором представлены расшифровки применяемых в тексте ПООП обозначений и сокращений, а также раскрывается значение используемых в программе специальных терминов и смысл понятий.

Документ имеет перечень нормативных и нормативно-методических документов и научно-методических литературных источников, используемых при разработке ПООП.

Документ включает раздел, раскрывающий перспективы работы, осуществляемой разработчиками и заказчиками в последующие 3–5 лет, по совершенствованию и развитию содержания программы , обеспечивающей реализацию ее нормативных правовых, научно-методических, кадровых, информационных и материально-технических ресурсов.

Документ представлен на бумажных (в трех экземплярах) и электронных носителях, заверен печатью и подписью руководителя учреждения, осуществляющего ее разработку или являющегося заказчиком.

Итак, процедура экспертизы ПООП ДО проводится в несколько этапов :

1. Подготовительный этап. Включает задачи постановки цели и определение предмета проведения экспертизы ; разработки процедуры проведения экспертизы ; отбора и формирования группы экспертов .

2. Первый этап проведения экспертизы . Включает задачи : сбора информации, полученной от экспертов ; анализа и обработки информации , полученной от экспертов .

3. Второй этап принятия решения по результатам экспертизы . Осуществляется обобщение собранной информации , выработка и принятие решения.

Таким образом , принцип поддержки разнообразия детства , являющийся основополагающим принципом дошкольного образования в соответствии с ФГОС ДО, предполагает вариативность содержания дошкольного образования . Достижение реальной вариативности гарантировано, т. к. содержательная часть Примерной программы носит рамочный и модульный характер, позволяя выстраивать основную образовательную программу дошкольной образовательной организации на материалах различных по характеру комплексных и парциальных образовательных программ дошкольного образования . Все используемые сейчас программы дошкольного образования , включая парциальные, прошедшие экспертизу , могут использоваться организацией целиком или частями , в виде образовательных модулей .

Список использованных источников

1. Приказ Министерства образования и науки РФ от 28 мая 2014 г. № 594 “Об утверждении Порядка разработки примерных основных образовательных программ , проведения их экспертизы и ведения реестра примерных основных образовательных программ”

2. Екимова С. Б. Проблемы формирования основной образовательной программы школы . / С. Б. Екимова, Ю. С. Захир, С. В. Павлючик. // Журнал «Качество образования в Евразии » . – № 2. – 2014. С. 107-113

Адаптация общеобразовательных программ по музыкальному воспитанию в практике инклюзивного образования Именно в детстве, и на протяжении такого небольшого отрезка времени, как дошкольное детство, закладывается то, что во многом определяет.

Адаптация общеобразовательных программ по музыкальному воспитанию в практике инклюзивного образования. Именно в детстве, и на протяжении такого небольшого отрезка времени, как дошкольное детство, закладывается то, что во многом определяет.

Адаптация общеобразовательных программ по музыкальному воспитанию в практике инклюзивного образования Лилия Викторовна Обухова Адаптация общеобразовательных программ по музыкальному воспитанию в практике инклюзивного образования. Именно.

Анализ практики внедрения инклюзивного образования и апробации адаптированных образовательных программ Анализ практики внедрения инклюзивного образования и апробации адаптированных образовательных программ в МБДОУ №104 комбинированного вида.

Анализ программ: «От рождения до школы», «Детство», «Радуга», «Истоки», «Развитие». Программа «От рождения до школы» ПРИМЕРНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ под ред. М. А. Васильевой, В. В.

Анализ программ по развитию эмоциональной сферы дошкольника Анализ программ по развитию эмоциональной сферы дошкольника. Развитию эмоциональной сферы ребенка, в отличие от его интеллектуального развития,.

Изобразительная деятельность в средней группе. Сравнение двух образовательных программ О РОССИЙСКИХ ПРОГРАММАХ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Среди факторов, влияющих на эффективность и качество образования детей в ДОУ, важная роль.

Самоанализ результатов использования новых образовательных технологий и электронных образовательных ресурсов Самоанализ результатов использования новых образовательных технологий, электронных образовательных ресурсов (ЭОР) в образовательном процессе.

Управление реализацией персонифицированных программ повышения квалификации Управление реализацией персонифицированных программ повышения квалификации в образовательном учреждении (ДОУ) напрямую зависит от системы.

Рекомендации по экспертизе образовательной программы дошкольного образовательного учреждения Верховкина М.Е., к.с.н., доцент, зав. кафедрой дошкольного. — презентация

Презентация по предмету «Дошкольные (подготовительная группа)» на тему: «Рекомендации по экспертизе образовательной программы дошкольного образовательного учреждения Верховкина М.Е., к.с.н., доцент, зав. кафедрой дошкольного.». Скачать бесплатно и без регистрации. - Транскрипт:

2 Экспертиза Экспертиза это оценочное состояние, выявляющее образовательную значимость и реализационный потенциал образовательной программы. Это исследование специалистом (экспертом) каких-либо процессов и явлений, не поддающихся непосредственному измерению, требующее специальных познаний в какой-либо сфере.

3 Причины проведения Экспертизы ООП ДО Необходимость в экспертизе обычно возникает в неясной (с точки зрения существующих знаний и представлений) ситуации. Неясность в ситуации в образовательной программе ДОУ определяется двумя основными причинами: наличием разных, несводимых точек зрения на данное явление и отсутствием необходимых данных и систематизированных знаний по данной проблеме.

4 Объект экспертизы Объектом экспертизы выступает как сама образовательная программа (ее содержание), так и процесс ее создания, запуска и действия (если они уже имеются) по ее реализации.

5 Цель экспертизы Цель экспертизы понять, выделить и соотнести реальные характеристики воспитательно-образовательного процесса и его результатов с содержанием разделов образовательной программы данного дошкольного образовательного учреждения.

6 Результат экспертизы Результатом экспертизы является экспертная оценка. Это мотивированное мнение, суждение специалиста (эксперта) как о процессе подготовки, разработки и реализации образовательной программы конкретного ДОУ, так и о содержании данной образовательной программы.

7 Требования к образовательной программе и их обеспечение Коллективный характер разработки программы Приказы по ДОУ, списки участников разработки (временная творческая группа), план работы ВТГ Требования Чем они обеспечиваются

8 Требования к образовательной программе и их обеспечение Последовательность и непротиворечивость разделов ООП ДО Логичность перехода от одного раздела ООП ДО к другому Требования Чем они обеспечиваются

9 Требования к образовательной программе и их обеспечение Целостность ООП ДО Системное видение воспитательно- образовательного процесса в ДОУ Требования Чем они обеспечиваются

10 Требования к образовательной программе и их обеспечение Читаемость ООПДО Простой и ясный стиль изложения, понимание содержания педагогическим персоналом, родителями и контролирующими органами Требования Чем они обеспечиваются

11 Требования к образовательной программе и их обеспечение Индивидуальность ООПДО Отражение специфики ДОУ, подготовка программы собственными силами Требования Чем они обеспечиваются

12 Требования к образовательной программе и их обеспечение Обоснованность содержания разделов ООП ДО Соответствие содержания разделов друг с другом, особое внимание — на обоснованность выбора основной программы детского сада Требования Чем они обеспечиваются

13 Требования к образовательной программе и их обеспечение Соответствие диагностического материала заявленным целям, задачам и портрету выпускника ДОУ Реалистичность содержания и апробации методик Требования Чем они обеспечиваются

14 Требования к образовательной программе и их обеспечение Соответствие названия и содержания диагностических методик Полное наименование диагностического материала, его содержание и методики проведения и обработки результатов Требования Чем они обеспечиваются

15 Требования к образовательной программе и их обеспечение Соотношение (баланс) обязательной части ООПДО, Части, формируемой участниками образовательного процесса и платных услуг Способность платных и бесплатных услуг достичь заявленной цели воспитательно- образовательного процесса и портрета выпускника Требования Чем они обеспечиваются

16 Требования к образовательной программе и их обеспечение Культура оформления Использование современных технических средств, единство внешней формы программы Требования Чем они обеспечиваются

17 Требования к образовательной программе и их обеспечение Экспертное заключение на ООП ДО Наличие и содержание экспертного заключения на ООП ДО (принцип «разделенной ответственности») Требования Чем они обеспечиваются

18 Требования к образовательной программе и их обеспечение Принятие и реализация ООП ДО Протокол педагогического совета о принятии ООП ДО, приказ о реализации программы с назначением ответственных за тот или иной раздел, план реализации программы на год, соответствие первых реальных результатов с заявленными в ООП ДО Требования Чем они обеспечиваются

19 Т Спасибо за внимание Верховкина М.Е., к.с.н., доцент, зав. кафедрой дошкольного образования СПб АППО

Профессиональный блог для педагогов дошкольного образования РХ

Результаты экспертизы программ ДОО

01.06.2015 _Аналитическая справка по итогам экспертизы основных образовательных программ образовательных организаций РХ

Колчева Н.И., методист отдела дошкольного и начального общего образования ХакИРОиПК

В соответствии с планом работы Общественного совета при министерстве образования и науки РХ была проведена экспертиза образовательных программ дошкольного образования образовательных организаций.

Объект общественно-профессиональной экспертизы: ООП ДО образовательных организаций РХ в условиях введения ФГОС

Цель общественно-профессиональной экспертизы: изучить содержание ООП на предмет соответствия требованиям к качеству ООП ДОО в условиях введения ФГОС

Задачи общественно-профессиональной экспертизы:

  • собрать и проанализировать информацию о состоянии ООП ДО в образовательных организациях РХ;
  • определить на всех уровнях методической службы направления методической помощи по проектированию и корректировке ООП ДО в соответствии с ФГОС;
  • Сроки проведения: 05.05.2015-20.05.2015

    Формирование списка образовательных организаций для проведения экспертизы.

    При формировании перечня были учтены два момента.

    • На момент проведения экспертизы процесс введения ФГОС дошкольного образования не является завершенным. Согласно Плану мероприятий («дорожная карта») «Изменения в сфере образования РХ» (утвержден постановлением Президиума Правительства РХ от 05.05.2014 №35-п), 100% охват детей программами дошкольного образования, соответствующими ФГОС, должен быть обеспечен к 2016 году.
    • Согласно п. 3 статьи 12 ФЗ-273 «Об образовании в РФ», программы дошкольного образования относятся к основным общеобразовательным программам. В соответствии с п. 2 и 4 статьи 23 ФЗ-273 «Об образовании в РФ» образовательную деятельность по программам дошкольного образования осуществляют дошкольные образовательные организации в качестве основной; также данную деятельность могут осуществлять общеобразовательные организации и организации дополнительного образования, для которых данная деятельность не является основной.
    • С учетом этого формирование списка образовательных организаций осуществлялось в два этапа и предполагало формирование предварительного и основного списков.

      В Республике Хакасия 318 образовательных организаций реализуют программы дошкольного образования (ДОО, общеобразовательные организации, организации дополнительного образования).

      К общеобразовательным организациям РХ, реализующим программы дошкольного образования, относятся образовательные организации для детей дошкольного и младшего школьного возраста, общеобразовательные организации, в которых есть структурные подразделения (дошкольное отделение или детский сад) и/или в которых функционируют группы кратковременного пребывания по предшкольной подготовке.

      К образовательным организациям дополнительного образования РХ, реализующим программы дошкольного образования относятся центры детского творчества, на базе которых открыты группы кратковременного пребывания детей по предшкольной подготовке.

      На первом этапе был определен предварительный список образовательных организаций из 155 образовательных организаций РХ, что составило 49% от общего количества образовательных организаций, реализующих программы дошкольного образования.

      При формировании данного списка были учтены два условия: 1) представленность каждой территории не менее 30% образовательных организаций от общего количества образовательных организаций, реализующих образовательные программы дошкольного образования в данной территории; 2) представленность каждой территории разными типами образовательных организаций.

      Таблица 1. Представленность территорий в предварительном списке образовательных организаций

      Рисунок 1. Типы образовательных организаций предварительного списка

      На втором этапе из 155 образовательных организаций формировался основной список, в который вошли 40 образовательных организаций (25,8% из предварительного списка). Основанием для формирования основного списка было наличие на сайте образовательной программы, в пояснительной записке которой было указано на соответствие ФГОС дошкольного образования.

      Образовательные программы основного списка стали объектом более детальной экспертизы, по результатам которой заполнялись экспертные листы. На этом этапе работала основная группа экспертов. Из основного списка были исключены экспертами еще 5 образовательных организаций, так как программы данных организаций не содержали необходимую информацию для проведения экспертизы.

      Инструментарий и процедура экспертизы. Разработка инструментария для проведения экспертизы осуществлялась на основе требований к качеству основных образовательных программ дошкольных образовательных организаций, которые сформулированы в «Методических рекомендациях для ДОО по составлению основной образовательной программы дошкольного образования на основе ФГОС» и размещены на сайте ФИРО.

      Показатели экспертизы были объединены в 4 группы: общие требования к программам, требования к целевому разделу, требования к содержательному разделу, требования к организационному разделу. Каждый показатель имел 3-х уровневую оценку: 2 балла - соответствует полностью, 1 балл - соответствует частично; 0 баллов - не соответствует.

      Процедура экспертизы предусматривала анализ образовательных программ, размещенных на официальных сайтах образовательных организаций РХ, по соответствующим показателям и заполнение экспертных листов. Экспертиза проходила в два этапа: предварительная (техническая), целью которой было определение образовательных организаций, разместивших на сайте программы, соответствующие ФГОС; основная экспертиза была направлена на анализ данных программ по соответствующим показателям.

      Для проведения общественно-профессиональной экспертизы были привлечены члены регионального УМО (секция «Дошкольное образование»).

      Описание результатов экспертизы. Результаты анализа, полученные в процессе предварительной экспертизы образовательных программ, были объединены в 5 групп.

      Рисунок 2. Результаты предварительной экспертизы

      На сайтах образовательных организаций размещены программы, разработанные в соответствии с ФГТ (19,35%). До 01.01.2016 года это является допустимым. Программы, в пояснительной записке которых было указание на соответствие ФГОС ДО, составили 25,8 %.

      В некоторых случаях определить возможность или невозможность проведения экспертизы программы было невозможно. Такие программы обозначены как «программы Х» (14,7%). В эту группу вошли образовательные организации, которые разместили на сайте описание или краткую презентацию программы, указали неверные ссылки на текст программы. Также в эту группу мы включили образовательные организации, которые разместили на сайте вместо образовательных программ ДОО проекты примерных основных образовательных программ дошкольного образования.

      Достаточно большой процент (38,7%) образовательных организаций не представили на своих официальных сайтах образовательные программы дошкольного образования, что препятствует проведению независимой оценки качества образования. В большей степени это относится к общеобразовательным организациям и организациям дополнительного образования. Наибольшее количество образовательных организаций из предварительного списка, не разместивших программы дошкольного образования, отмечены в следующих территориях РХ (Орджоникидзевский район, Ширинский район, Усть-Абаканский район, Таштыпский район, Аскизский район).

      Таблица 2. Доля образовательных организаций из предварительного списка, не разместивших на сайтах программы дошкольного образования

      На этом этапе были отмечены следующие проблемы в состоянии ООП ОО:

    • отсутствует четкое различение примерных программ и программ ОО (примерная программа обозначается как программа ДОО).
    • отсутствует понимание различий между основными и дополнительными программами (в тексте вариативной части основной образовательной программы указывается реализация дополнительных программ); понимание различий между парциальной и дополнительной программами (парциальная обозначается как дополнительная программа);
    • в части программ имеются заимствования из программ других образовательных организаций и ссылки на нормативные документы, утратившие силу (например, Типовое положение о ДОУ, СанПиН от 22.07.2010).
    • Результаты основного этапа представлены на рисунке 3.

      Рисунок 3. Результаты экспертизы ООП ОО (Примечание: максимальное значение 2 балла)

      Анализ результатов экспертизы осуществлялся по 4 направлениям в соответствии с выделенными группами показателей.

      Общие требования к программам включают требования к структуре ООП, к характеру изложения, к тексту программы. В процессе анализа результатов данной группы показателей было выявлено следующее.

      1) структура программ ОО соответствует требованиям ФГОС и содержит основные разделы (целевой, содержательный и организационный).

      2) Основной текст программ, как правило, соответствует нормам современного русского языка. Однако изложение не всегда выглядит последовательным и логичным.

      3) Наиболее низкие баллы были выставлены экспертами по показателям, характеризующим обязательную и вариативную части образовательной программы. Вариативная часть, являясь необходимой частью программы, не всегда была представлена достаточно четко и обосновано.

      Целевой раздел является концептуальным для образовательной программы ДОО и позволяет в принципах, подходах и планируемых результатах увидеть индивидуальность образовательной программы. Однако, указанные в программах принципы и подходы не раскрывают замысел формирования программы; целевой раздел не содержит (или содержит в недостаточной степени) значимую для реализации программы информацию (особенности контингента детей, вариативность комплектования ДОО группами различной направленности и возрастного состава, специфику семей воспитанников, особые условия реализации программы, наличие сетевых форм реализации ООП и др.). Особо следует отметить, что в образовательных программах не дифференцируются целевые ориентиры дошкольного образования и целевые ориентиры ООП, что в значительной степени затрудняет определение планируемых результатов программы. Кроме того, анализ целевого раздела показывает, что пока не сложилось четкое и однозначное понимание различий между индивидуальной оценкой развития ребенка и системой оценки достижения планируемых результатов образовательной программы.

      В обязательной части, как правило, отсутствуют те элементы программы, которые реализуют требования ФГОС. В частности, в программах полностью или частично отсутствует:

    • описание поддерживаемой педагогами ведущей для развития дошкольников самостоятельной деятельности;
    • описание способов поддержки детской инициативы; отсутствует учет интересов, потребностей, мотивов детей и их членов семей;
    • описание организации коллективно-распределенной и самостоятельной деятельности.

    Кроме того, в обязательной части не достаточно раскрыты способы интеграции образовательной деятельности.

    Организационный раздел большинства программ содержит описание материально-технического обеспечения, а также распорядок (режим) дня. Однако увидеть связь между данным описанием и целевым разделом затруднительно. В организационном разделе отсутствует описание особенностей планирования и организации традиционных событий, праздников и мероприятий детского сада. Следует отметить, что в большинстве программ отсутствует четкое разделение материально-технического обеспечения и организации развивающей предметно-пространственной среды.

    Таблица 3. Общие итоги экспертизы образовательных программ дошкольного образования

    otdeldo.wordpress.com

    • ГосПошлина на загранпаспорт Любое обращение в государственное учреждение для получения какой-либо от него услуги сопряжено с уплатой госпошлины за данную услугу. Для оформления загранпаспорта как старого, так и нового образца также необходимо уплатить госпошлину в доход государства. Уплата пошлины […]
    • Образец жалобы на пристава прокурору - на действия / бездействие судебного пристава-исполнителя: Жалоба на действия судебного пристава-исполнителя (в постановлении о возбуждении исполнительного производства сумма взыскания меньше указанной в исполнительном листе, выданном на основании решения суда; […]
    • Проверить штрафы ГИБДД в Воронеже Ни один человек по собственной воле не захочет расставаться с деньгами, особенно когда дело касается штрафов. Но так уж случилось, что за нарушения правил дорожного движения надо платить. Если Вы читаете эту статью, то либо хотите проверить свои штрафы ГИБДД в Воронеже, […]
    • Почти 780 человек из ближнего зарубежья переселились в Мурманскую область в 2017 году Почти 70% из них прибыли из Украины МУРМАНСК, 30 января. /ТАСС/. Почти 780 граждан из стран ближнего зарубежья переселились в 2017 году в Мурманскую область в рамках региональной программы переселения соотечественников. Об […]
    • Выиграть дело алименты Если ответчик получает стабильную зарплату, то никаких оснований для назначения алиментов в твердой сумме нет. Алименты, если они назначены в процентном отношении, удерживаются с дохода, который подтвержден документально. Много информации по алиментам имеется на сайте […]
    • Налоговый вычет при покупке квартиры в кредит Как получить налоговый вычет при ипотеке? Если вы купили квартиру (дом, комнату или доли в имуществе) с помощью ипотечного кредита, то вы можете получить имущественный вычет. Кредитные средства так же как и ваши собственные, считаются вашими расходами. Поэтому, […]
    • Эльдорадо является одной из популярнейших сетей, специализирующейся на продаже бытовой техники, электроники и аксессуаров для них. Несмотря на то, что сеть тщательно следит за качеством обслуживания, нередко возникают спорные ситуации, в результате которых наблюдаются нарушение потребительских прав […]
    • Об организации осуществления контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительств Положение устанавливает порядок продления срока […]

    Качество образования как приоритетное направление развития системы российского образования. Определение понятия качество дошкольного образования. Нормативно-правая база обеспечения качества дошкольного образования в РФ. Критерии качества дошкольного образования. Управление качеством дошкольного образования, основные этапы.

    Научно-педагогическая экспертиза как механизм изучения качества дошкольного образования. Мониторинг качества образования. Статус эксперта и требования, предъявляемые к его компетентности. Этика поведения эксперта.

    Качество образования как приоритетное направление развития системы российского образования. Определение понятия качество дошкольного образования.

    Качество дошкольного образования понимают как степень достижения научно-обоснованных целей и задач дошкольного образо­вания и степень удовлетворения ожиданий педагогов и родителей дош­кольников от предоставляемых дошкольными учреждениями образо­вательных услуг. То есть осуществляя экспертную оценку качества дошкольного образования, необходимо определять его соответствие государственному образовательному стандарту и запросам потре­бителей услуг ДОУ.

    Качество образования - понятие развивающееся, оно не мо­жет быть статичным и неизменным. В настоящее время можно рас­сматривать как документ, который определил ориентиры качества современного дошкольного образования, «Концепцию дошкольного воспитания» (1989). В ней обозначены четыре основных принципа:

    гуманизация - воспитание гуманистической направленности личности дошкольника, основ гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к семье, Родине, природе;

    развивающий характер образования - ориентация на личность ребенка, сохранение и укрепление его здоровья, установка на ов­ладение способами мышления и деятельности, развитие речи;

    дифференциация и индивидуализация воспитания и обучения - развитие ребенка в соответствии с его склонностями, интересами, способностями и возможностями;

    деидеологизация дошкольного образования - приоритет общече­ловеческих ценностей, отказ от идеологической направленности содержания образовательных программ детского сада.

    Эти принципы являются основополагающими для экспертных оценок современного дошкольного образования России.

    В настоящее время, что явствует из вышеуказанных принци­пов, отечественная система дошкольного образования переориен­тируется с интересов государства на интересы личности ребенка. Реализация потребностей детей и их родителей происходит в ре­зультате дифференциации содержания основного и дополнитель­ного образования, предоставления широкого спектра платных до­полнительных образовательных услуг, а также организации новых видов ДОУ и режима гибкого (кратковременного) пребывания де­тей в детском саду.

    В самом общем виде качество дошкольного образования может быть определено:

      предоставлением семье возможности выбора для ребенка инди­видуального образовательного «маршрута» на основе разнообразия содержания, форм и методов работы с детьми;

      обеспечением социальной защиты ребенка от некомпетентных педагогических воздействий;

      гарантией достижения каждым ребенком, систематически по­сещающим детский сад, к концу дошкольного детства минимально необходимого уровня подготовки для успешного обучения в начальной школе, что обеспечивает реализацию идеи непрерывного образо­вания личности.

    Таким образом, качество дошкольного образования - социальная категория, обеспечивающая в итоге позитивное развитие обще­ства, которое заинтересовано в его адекватной оценке в целях со­вершенствования. Присущая слову «качество» эмоциональная ок­раска затрудняет понимание его природы и требует компетентной экспертной оценки специалистов в данной области.

    Нормативно-правая база обеспечения качества дошкольного образования в РФ.

    Организация педагогической экспертизы в сфере управления образованием основана на нормативно-правовых документах. Экс­перты руководствуются в своей деятельности федеральными зако­нами, указами и распоряжениями Президента Российской Федера­ции, постановлениями и распоряжениями Правительства Россий­ской Федерации, решениями органов управления образованием.

    Закон Российской Федерации «Об образовании» предусматри­вает введение и порядок утверждения государственных стандартов образования, компетентной экспертизы деятельности образователь­ных учреждений.

    Основные задачи Федерального экспертного совета, его функ­ции, состав и структура, порядок деятельности определяет Поло­жение о Федеральном экспертном совете по общему образованию Министерства образования Российской Федерации (приказ Ми­нистерства образования (МО) РФ от 23.10.93 № 444).

    Для научно-педагогической экспертизы качества дошкольного образования особое значение имеет Типовое положение о до­школьном образовательном учреждении (Постановление Прави­тельства РФ от 01.07.95 № 677, с изменениями и дополнениями от 14.02.97 № 179), регламентирующее деятельность государственных, муниципальных дошкольных учреждений и выполняющее функ­цию примерного для негосударственных учреждений системы дош­кольного воспитания.

    Экспертиза содержания обучения и воспитания в детском саду, образовательных программ для дошкольников регламентирована Рекомендациями по экспертизе образовательных программ для дошкольных учреждений Российской Федерации (Методическое письмо МО РФ от 24.04.95 № 46/ 19-15).

    V Порядок проведения психолого-педагогической экспертизы детских игр и игрушек определяет Методическое письмо МО РФ от 17.05.95 № 61/19 - 12 «О психолого-педагогических требовани­ях к играм и игрушкам в современных условиях», v Проведение экспертизы при лицензировании образовательных учреждений определяет Положение о порядке лицензирования обра­зовательных учреждений (приказ МО РФ от 17.11.94 № 442). Требова­ния к процедуре аттестации по технологии экспертных оценок уста­навливает приказ МО РФ от 22.08.96 № 448 «Об утверждении доку­ментов по проведению аттестации и государственной аккредитации дошкольных образовательных учреждений».

    Экспертная оценка уровня квалификации, профессиональной компетентности, продуктивности и качества педагогической и уп­равленческой деятельности воспитателей и руководителей дошкольных учреждений исходит из Типового положения об аттес­тации педагогических и руководящих работников государствен­ных, муниципальных учреждений и организаций образования Российской Федерации (приказ МО РФ от 17.06.93 № 256).

    Министерство образования России, разрабатывая и реализуя концепцию развития образования в стране, выступает основным заказчиком и организатором экспертизы во всех областях приме­нения экспертных методов в педагогике. Современный механизм управления системой образования предусматривает распределение прав, полномочий и ответственности между министерством и крае­выми, областными комитетами и управлениями, а также город­скими, районными управлениями и отделами образования. Поэтому функции экспертизы все шире используются во всех структур­ных компонентах системы образования.

    Управление качеством дошкольного образования, основные этапы.

    Под «качеством продукции» понимается совокупность потребительских свойств этой продукции, значимых для потребителя (в моем случае потребителем является социум, точнее – семья, родители воспитанников). Набор этих качеств определяют стандарты.

    Система дошкольного образования, как обозначено в Законе РФ «Об образовании», является первой ступенью в системе непрерывного образования, что предъявляет повышенные требования к качеству образования в ДОУ.

    Под качеством управления дошкольным образовательным учреждением понимается совокупность свойств и признаков, определяющих его достоинство, высокосортность. И здесь особая роль уделяется управленческому мастерству. От профессиональных умений руководителя, его способностей оперативно принимать решения, способностей нацеливать коллектив на непрерывное развитие, творческий рост, зависит успешность развития учреждения, его социальный статус.

    Характеристики качественной работы руководителя ДОУ складываются на пересечении четырёх линий его деятельности:

    Ресурсообеспечения и ресурсосбережения (в том числе здоровьесбережения);

    Организации воспитательной работы и её методического обеспечения;

    Экспертизы образовательных инноваций и проектов, организации мониторинга их реализации;

    Стимулирования развития педагогического коллектива в системе построения диалогических взаимоотношений.

    В качестве основных управленческих умений руководителя дошкольного учреждения по управлению качеством образовательного процесса, выступают:

    · адресованность управленческих воздействий, умение привлечь внимание к проблемам развивающего взаимодействия, доброжелательность обращений и разъяснений заведующей и старшего воспитателя;

    · аргументированность их точек зрения, проявляющаяся через обоснование распоряжений, поручений, просьб, оценок;

    ·преобладание положительных оценок действий воспитателей, специалистов дошкольного учреждения, родителей детей над отрицательными.

    1. Первым компонентом модели управления качеством дошкольного образования является изучение спроса и потребностей заказчиков образовательных услуг. На этом этапе выявляют потребности родителей, начальной школы как основных социальных партнеров дошкольного образовательного учреждения. Эту работу выполняют психологи. Результатом этого этапа является сформулированный перечень требований потребителей услуг дошкольного образовательного учреждения.

    На втором этапе осуществляется выбор миссии, основных целей и направлений деятельности дошкольного образовательного учреждения исходя из требований социального заказа родителей.

    На третьем этапе осуществляется планирование и отбор образовательных программ и технологий. Здесь открывается широкое поле деятельности для реального выбора, проявления творчества педагогов и реализации инновационных проектов.

    На четвертом этапе решается задача нормативно-правового обеспечения образовательного процесса. Особую значимость приобретает материально-техническое обеспечение образовательной деятельности. В соответствии с требованиями к среде развития ребенка предметно-пространственная организация помещений ДОУ, а также участка должна обеспечивать развитие и эмоциональное благополучие ребенка, его комфортное пребывание в детском саду, отвечать его интересам и потребностям.

    Пятый этап - отбор квалифицированных кадров, повышение их квалификации.

    Шестой этап – первичная диагностика учебных и воспитательных возможностей воспитанника, его интересов, наклонностей, потребностей, уровня физического развития для того, чтобы определить его оптимальную образовательную траекторию.

    Седьмой этап - организация учебного процесса. Система управления качеством направлена на организацию развивающего, личностно-ориентированного образования. Развивающее образование, ориентированное на каждого ребенка, основной целью ставит не усвоение знаний, умений или навыков в строго заданном объеме, а развитие ребенка.

    Восьмой этап – текущий контроль образовательного процесса.

    Девятый этап - итоговая диагностика воспитанников.

    Десятый этап - отслеживание жизнедеятельности выпускников, что стало возможным, прежде всего, через установление прочных связей со средними общеобразовательными учреждениями и родителями выпускников. При этом акцентируется внимание на анализе характера адаптации детей, уровня их успеваемости, коммуникативной культуры и т.д. Данная информация необходима для оценки деятельности ДОУ по соответствию заявленным целям, своей миссии, требованиям социальных заказчиков. На основании анализа разрабатываются мероприятия по устранению причин несоответствий. Эти мероприятия направлены на корректировку основных целей и направлений деятельности ДОУ.

    Научно-педагогическая экспертиза как механизм изучения качества дошкольного образования.

    Экспертиза - слово латинского происхождения, означающее исследование, разрешение при помощи сведущих людей какого-либо вопроса, требующего специальных знаний. В свою очередь, экс­перт означает сведущее лицо, приглашаемое в спорных или труд­ных случаях для экспертизы.

    Значимость экспертных оценок в образовании, необходимость научно-педагогической экспертизы существенно возросли в по­следние годы. Это связано с теми изменениями, которые произошли в системе образования. Разрушение ее единообразия, появление разноуровневого образования, вариативных образовательных про­грамм и технологий, стандартов образования, а также расшире­ние финансовой самостоятельности образовательных учреждений и развитие новых экономических отношений в сфере образования потребовали принципиально иного уровня управления.

    Способность принять верное управленческое решение на осно­ве научно-обоснованной экспертной оценки - одно из важней­ших профессиональных умений менеджера образования как спе­циалиста, профессионально осуществляющего функции управле­ния на основе современных научных методов руководства.

    Новым в педагогической практике является аттестация и ак­кредитация дошкольных учреждений, механизм осуществления ко­торых основан на научно-педагогической экспертизе.

    Обобщая сказанное, можно выделить три основных значения, рас­крывающих сущность понятия научно-педагогическая экспертиза:

    1. рассмотрение, исследование педагогических явлений, процессов,

    проблем, результатов педагогической деятельности, а также прогно­

    зирование развития системы образования, экспертная оценка аль­

    тернативных решений и определение наиболее предпочтительных

    вариантов организации образовательного процесса в целях улучше­

    ния качества и обновления содержания образования, оказания кон­

    уч­реждений;

    2. комплекс научно-исследовательских процедур, направленный на

    получение от экспертов информации, ее анализ и обобщение с

    целью принятия компетентных решений в области управления

    образованием;

    3. показатель профессиональной компетенции, как одной из про­

    фессиональных обязанностей менеджера образования.

    Экспертная оценка - результат научно-педагогической экспер­тизы, мотивированное мнение, суждение специалиста о качестве того, что было предметом экспертизы.

    Мониторинг качества образования.

    Термин мониторинг качества образования является новым для отечественной педагогики. Его появление связано с реформирова­нием системы образования России, проникновением рыночных отношений в сферу образования и теми противоречиями, которые возникают на рынке образовательных услуг. Важность социальной защиты потребителя образовательных услуг диктует необходимость государственного контроля за качеством образования.

    Слово «мониторинг» происходит от латинского слова monitor ^ (мо­нитор) и означает наблюдение за состоянием окружающей среды, техногенных систем и т.д. с целью их контроля, прогноза и охраны.

    Мониторинг качества образования - понятие емкое и много­гранное. Применительно к системе дошкольного образования можно выделить следующие грани мониторинга

      систематическая и регулярная процедура сбора, экспертизы и оценки качества образовательных услуг дошкольных учреждений на нацио­нальном, региональном и местном уровнях (включая конкретные образовательные учреждения) в целях развития системы дошкольно­го образования, своевременного предотвращения неблагоприятных или критических, недопустимых ситуаций в данной сфере;

      относительно самостоятельное звено в управленческом цикле, обеспечивающее выявление и оценки проведенных действий, мероприятий для установления обратной связи, т. е. о соответствии фактических результатов деятельности педагогической системы ее конечным целям;

      возможность правильно оценить степень, направление и причи­ны отклонений.

    В масштабах государства мониторинг качества дошкольного образования представляет собой систему, главными элементами которой выступают:

      разработка государственных (региональных) стандартов до­школьного образования;

      операционализация стандартов в индикаторах (показателях,

      измеряемых величинах), установление критериев, по которым мож­но судить о достижении стандартов;

      проведение научно-педагогической экспертизы (аттестации),сбор данных и оценка результативности и качества образователь­ных услуг ДОУ;

      принятие соответствующих мер, обеспечивающих позитивное

      развитие системы дошкольного образования, оценку результатов принятых мер в соответствии со стандартами;

      возможность изменения, корректировки самого стандарта.

    Как видим, мониторинг базируется на стандарте, эталоне, нор­ме. Нормирование - одно из самых необходимых условий и осно­ваний мониторинга, поскольку именно с эталоном сравниваются фактические результаты.

    Мониторинг будет эффективен, если нормы и стандарты кор­ректно заданы. По мнению академика РАО, доктора педагогиче­ских наук, профессора М.М. Поташника, слабость педагогики в том, что она не может точно назвать параметры, критерии, пока­затели и т.п., по которым можно было бы определить результаты педагогической деятельности - результаты образования. Это обус­ловливает одну из сложнейших проблем мониторинга - проблему измеримости его показателей.

    Следует подчеркнуть также, что мониторинг - это не только основа отслеживания курса движения к заявленным целям, но и механизм их корректировки и путей достижения. Сам по себе мо­ниторинг не может повысить качества образования - он только помогает его отслеживать. Для повышения качества образования, как правило, нужны нововведения, инновационный процесс.

    Для осуществления мониторинга необходимо наличие аппара­та мониторинга, т. е. отдельных лиц (экспертов, менеджеров обра­зования) или коллективного органа, реализующего механизм мо­ниторинга.

    В настоящее время мониторинг осуществляется практически на всех структурных уровнях системы дошкольного образования. Ниже представлена классификация видов мониторинга дошкольного об­разования.

    Основание для классификации:

    Вид мониторинга:

    Масштаб целей образования

    Стратегический Тактический Оперативный

    Этап проведения педагогической диагностики

    Первичный Промежуточный Итоговый

    Временная зависимость

    Ретроспективный Предупредительный (опережающий) Текущий

    Частота процедуры

    Разовый Периодический Систематический

    Охват объектов для мониторинга

    Локальный Выборочный Сплошной

    Организационные формы мониторинга

    Индивидуальный Групповой Фронтальный

    Формы объект-субъектных отношений

    Внешний (социальный) Взаимоконтроль Самоанализ

    Используемый инструментарий

    Стандартизированный Нестандартизированный

    Статус эксперта и требования, предъявляемые к его компетентности.

    Понятие статус эксперта обозначает совокупность прав и обязан­ностей, полномочия и ответственность эксперта. Определяется на основе нормативно-правовых документов и утверждается прези­диумом “Экспертного совета”.

    Достоверность экспертной оценки зависит от компетенции экс­перта. Независимо от уровня экспертизы ее должны давать наибо­лее квалифицированные специалисты. Общие требования, предъяв­ляемые к эксперту:

      компетентность;

      креативность, развитые творческие способности, позволяю­щие анализировать проблемные ситуации и находить пути разре­шения противоречий;

      отсутствие склонности к конформизму, принятию мнения боль­шинства;

      научная объективность;

      аналитичность, широта и конструктивность мышления;

      позитивное отношение к инновациям, отсутствие консерватиз­ма, т. е. стремления придерживаться однажды избранной позиции.

    Этика поведения эксперта.

    Для независимой экспертизы весьма важна этика поведения экс­перта, прежде всего его честность, неподкупность, ответственность.

    Тенденции развития качества дошкольного образования.

    Главной задачей российской образовательной политики в последние годы стало обеспечение современного качества образования при сохранении его фундаментальности и соответствии актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства. Для ее решения правительством РФ и Министерством образования была разработана «Концепция модернизации российского образования» Первоочередными в образовательной политике первого этапа модернизации оказываются реализация программ дошкольного образования и принятие мер для укрепления здоровья подрастающего поколения. Говоря о современном состоянии дошкольного образования, необходимо отметить, что, несмотря на трудности, которые оно испытывает, ему удалось сохранить лучшие российские традиции. Педагогический процесс охватывает все основные направления развития ребенка (физическая культура, ознакомление с окружающим миром, художественно-эстетическое и др.),предусматривается система мер по охране и укреплению здоровья детей, соблюдается принцип комплексности, используются парциальные программы, сочетающие различные стороны педагогического процесса. Появляются также и новые, нетрадиционные виды содержания работы дошкольного образовательного учреждения: хореография и ритмика, обучение иностранному языку, новым технологиям изобразительного творчества, компьютерное обучение, приобщение к национальной культуре, делается больший акцент на создание условий для самостоятельного экспериментирования и поисковой активности самих детей. Происходит переход на иной стиль общения и игры с ребенком - с учетом личностно-ориентированного взаимодействия. В сегодняшнем образовательном пространстве предлагается широкий спектр отечественных программ, реализующих разные подходы к организации педагогического процесса в ДОУ. Каждая из них выдвигает тот или иной приоритет образования: познавательное развитие, эстетическое, экологическое. Важно учитывать, что активизация одних направлений развития ребенка за счет других приводит к обеднению личностного развития и ухудшению физического и психического состояния дошкольника. Несмотря на это, среди тенденций образовательного процесса в ДОУ на современном этапе существенно возрастание объема и интенсивности познавательной деятельности. Вводятся дополнительные занятия для ребенка, например иностранные языки, компьютерное обучение, экология, ОБЖ и т.д.