Сопряженная гимнастика, или театр пальчиков и языка материал по логопедии на тему. Комплекс сопряжённой гимнастики пальчиков и языка для постановки звука Щепоть одной руки

В методической литературе содержатся результаты исследований по изучению развития мелкой моторики рук у детей с задержкой речевого развития (Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева). Авторы подтверждают, что тренировка тонких движений пальцев рук стимулирует развитие речи.

В компенсирующей группе необходимо тренировать не только артикуляционный аппарат, но и уделять большое внимание развитию мелкой моторики рук. Пальчиковый тренинг должен быть разнообразным, эмоционально-приятным, неутомительным, динамичным. К нетрадиционным игровым приемам в коррекционной работе с детьми относятся развлечения и досуги, которые включают самомассаж, рисование, сопряженную гимнастику. Проводимый в хорошем темпе, с веселым настроением, со сменой поз "театр пальчиков и языка" очень нравится детям. С большим увлечением до-школьники выполняют двигательные упражнения с использованием нетрадиционного материала, потому что задания превращаются в занимательную игру: "пальчики-музыканты", "пальчики-фокусники", "пальчики-путешественники" и т.п.

Интерес и яркий эмоциональный настрой вызывают у детей пальчиковые игры на бумаге. Оказывается, можно рисовать не только кисточкой, но и пальчиками, косточками, камешками, ракушками, пуговицами, веревочками. Волшебные превращения этих материалов в картинки радуют детей.

Предложенные игры сначала можно использовать как самостоятельные, а затем включать в пальчиковые развлечения.

Тема "Фрукты"

Самомассаж пальчиков (соединение пальчиков, начиная с мизинцев, между пальчиками мяч-прыгун). Дети соединяют по одной паре пальцев на каждую стихотворную строку, при этом ладони не касаются друг друга.

Театр пальчиков и языка
(сопряженная гимнастика)


  1. Растет на опушке дикая яблоня. На ней плоды — яблоки.
    Руки от локтей до запястий свести вместе, кисти сжать в кулаки, большие пальцы поднять вверх. Язык скруглить, выгнуть с опорой на верхнюю губу.
  2. Яблоки кислые.
    Махнуть рукой "эх". Сморщиться и слегка высунуть язык.
  3. Яблоки соберем в корзины.
    Пальцы рук переплести "корзинкой". Скругленные концы языка загнуть "чашечкой".
  4. Дома сварим из яблок варенье.

  5. Руки развести в стороны: плавные движения от плеч к пальцам. Плавно двигать широкий язык вперед-назад.

  6. Приплыли домой.

Пальчиковая игра "Варим мы компот"

Рисование (веревочками, косточками от слив, семенами от дыни, арбуза, винограда)

Тема "Грибы"

Самомассаж подушечек пальцев зубными щетками
На каждую стихотворную строчку дети растирают подушечки одного пальца

Театр пальчиков и языка
(сопряженная гимнастика)

  1. Однажды пальчики пошли в лес: топ-топ, топ-топ-топ.
    Имитировать ходьбу пальчиков в заданном ритме, темпе: указательным и средним, большим и указательным. Язык двигать вверх-вниз.

  2. Под деревом растут грибы. У одних грибов ножки толстые.
    Щепотью одной руки показать толстую ножку, ладонью другой — шляпку. Положение рук менять; то, что делала правая рука, делает левая, и наоборот (грибов-боровиков много).
    Язык сначала мягко присосать к твердому нёбу, затем напряженно (гриб растет).
  3. У других грибов ножки тонкие.
    Указательный палец одной руки — ножка, ладонь другой руки — шляпка; положение рук менять (поганок очень много).
  4. Дерево растет.
    Руки тянуть вверх, к солнышку. Язык тянуть к носу.
  5. Грибы растут.
    Руки. См. пункт 3. Язык то присосать к нёбу, то прогнуть "чашечкой".
  6. Соберем грибы в корзины.
  7. Через лес (топ-топ, топ-топ-топ) вышли к реке.
    Руки развести в стороны: плавные движения от плеч к пальцам. Язык плавно двигать вперед-назад.
  8. Тяжело нести корзины. Увидели лодку.
    Сложить ладони "лодочкой". Руками делать волнообразные движения. Язык сложить "лодочкой" (боковые края поднять вверх). Вытянуть язык вперед и убрать назад.
  9. Приплыли домой.
    Соединить кончики пальцев (пальцы "домиком"). Язык присосать к нёбу (крыша домика).

Пальчиковые игры
Игра "Грибочки"

Игра "Хоровод"

Используется подставка под горячее с клеточками. Дети "ходят" указательным и средним пальцами по клеткам, на каждый ударный слог стихо-творение, делая по шагу.

Рисование (пальчиками, пуговицами)

Тема "Овощи"

Самомассаж фаланг пальцев мячиками-ежиками. На каждый ударный слог — разминание фаланги одного пальца, направление массажных движений — от ногтевой фаланги (подушечки) к основанию пальца.

Театр пальчиков и языка
(сопряженная гимнастика)

  1. Однажды пальчики пошли на огород: топ-топ, топ-топ-топ.
    Имитировать ходьбу пальчиков в заданном ритме, темпе: указательным и средним, большим и указательным. Язык двигать вверх-вниз.
  2. Подошли к огороду.
  3. На опушке леса растут помидоры.
    Ладони ребрами тесно прижать друг к другу, пальцы выпрямить, большие пальцы поднять. Язык высунуть и напряженно тянуть к нёбу.
  4. Помидоры соберем в корзину.
    Пальцы рук переплетены "корзинкой". Язык — "чашечкой".

Пальчиковая игра "У Лариски две редиски"

Бельевой прищепкой поочередно "кусаем" ногтевые фаланги ("подушечки") от указательного к мизинцу и обратно на ударные слоги стихотворения:

Игра "Капуста"

Дети поочередно нажимают сначала одной, потом другой и обеими руками на клавиатуру (пуговицы), сопровождая произнесение стиха:

Рисование (косточками, семенами арбузов, дынь, тыквы, веревочками)

Тема "Ягоды"

Самомассаж рук.

Дети катают грецкий орех (каштаны, воздушный шарик, наполненный мелкими камушками) между ладонями (по кругу), приговаривая:

Театр пальчиков и языка
(сопряженная гимнастика)

  1. Однажды пальчики пошли в лес: топ-топ, топ-топ-топ.
    Имитировать ходьбу пальчиков в заданном ритме, темпе: указательным и средним, большим и указательным. Язык двигать вверх-вниз.

  2. На полянке растет малина.
    Ладони ребрами тесно прижать друг к другу, пальцы выпрямить, большие пальцы поднять вверх. Язык вынуть и напряженно тянуть к носу.
  3. Собираем малину в корзину.
    Переплести пальцы "корзиной". Язык — "чашечкой".
  4. Дома сварим из малины варенье.
    Большой палец правой руки поднять кверху — жест одобрения. Улыбнуться и облизать верхнюю и нижнюю губу.
  5. Через лес (топ-топ, топ-топ-топ) вышли к реке.
    Руки в стороны: плавные движения от плеч к пальцам. Плавное движение широким языком вперед-назад.
  6. Тяжело нести корзины. Увидели лодку.
    Сложить ладони "лодочкой". Руками делать волнообразные движения. Язык сложить "лодочкой" (боковые края поднять вверх). Вытягивать язык вперед и убирать назад.
  7. Приплыли домой.
    Соединить кончики пальцев (пальцы "домиком"). Язык присосать к нёбу (крыша домика).

Пальчиковая игра "В лес идем мы погулять"

Лес — решетка для раковины или плоская мыльница с шипами. Дети "ходят" указательным и средним пальцами по клеточкам (шипам), на каждый ударный слог стиха делая по шагу.

Тема "Животные"

Театр пальчиков и языка
(сопряженная гимнастика)
  1. Однажды пальчики пошли в лес: топ-топ, топ-топ-топ.
    Имитировать ходьбу пальчиков в заданном ритме, темпе: указательным и средним, большим и указательным. Язык двигать вверх-вниз.
  2. Подошли к опушке — ровной-ровной, гладкой-гладкой.
    Ладони ребрами тесно прижать друг к другу, пальцы выпрямить. Рот открыть, язык свободно положить на нижнюю губу.
  3. На опушке большое-большое дерево. Вот его ствол.
    Локти, ладони соединить, пальцы поднять вверх. Язык высунуть и напряженно тянуть к носу.
  4. Вот крона дерева.
  5. На дереве дупло. В нем живет белка. Она то выглядывает из дупла, то прячется.
    Руки соединить ребрами ладоней "чашечкой". Большие пальцы то опускаются на дно чашечки, то разводятся в стороны. Язык "чашечкой" двигать вверх-вниз и попеременно в стороны или убирать за зубы.

Пальчиковая игра "В зоопарке"

Используется решетка для раковины, мыльница (плоская) с шипами. Дети "ходят" указательным и средним пальцами по клеткам на каждый ударный слог стиха делать шаг.

"Загадки"

Лесом катится клубок,

Тема "Семья"

Самомассаж пальчиков
  • массаж "четками" — перебирание бус ("четок"), считать количество бус (в прямом и обратном порядке);
  • воздушными шарами-"шалунами" (наполнители — соль, мука, рис, мелкие камушки) массировать пальчики, приговаривая:

Театр пальчиков и языка
(сопряженная гимнастика)

  1. Однажды пальчики пошли в лес: топ-топ, топ-топ-топ.
    Имитировать ходьбу пальчиков в заданном ритме, темпе: указательным и средним, большим и указательным. Язык двигать вверх-вниз.
  2. Подошли к опушке — ровной-ровной, гладкой-гладкой.
    Ладони ребрами тесно прижать друг к другу, пальцы выпрямить. Рот открыт, язык свободно положить на нижнюю губу.
  3. На опушке — большое дерево. Вот его ствол.
    Локти, ладони соединить, пальцы поднять вверх. Язык высунуть и напряженно тянуть к носу.
  4. Вот крона дерева.
    Пальцы чуть согнуть. Язык — "чашечкой".
  5. Крона состоит из веток и листьев.
    Пальцы напряженно вытянуть и широко расставить.Ладони соединить "чашечкой".
    Язык — "чашечкой".
  6. Листья так весело играют с ветерком летом, а осенью опадают.
    Пальцы широко расставить и попеременно двигать. Кисти расслабить, руки свободно опустить. Язык двигать вверх-вниз (со скругленными краями), затем расслаблено опустить на нижнюю губу.
  7. Вот корни дерева.
    Кисти рук тыльной стороной соединить у запястья, пальцы напряженно тянуть вниз.
    Язык напряженно тянуть вниз.

Пальчиковые игры
Игра "Кто живет в моей квартире"

Квартира — решетка для раковины или подставка под горячее (с клеточками). "Ходить" указательным и средним пальцами по клеточкам, на каждый ударный слог стиха делать шаг. Можно "ходить" в любом направлении одной, другой, обеими руками.

Игра "Моя семья"

Используются "забавные узелки" на веревке (12 шт.). Перебирать узелки пальцами, на каждый узелок называть членов своей семьи.

Игра "Поиграем в пальчики"

Бельевой прищепкой (проверить, чтобы не была слишком тугой) поочередно "кусать" ногтевые фаланги ("подушечки") на ударные слоги стиха от большого пальца к указательному, среднему, безымянному, к мизинцу правой руки, затем левой.

  1. Выгодская И.Г., Берковская Н.В. Звукоград, Буквоград, Златоустия. М., 1999.
  2. Крупенчук О.И. Научите меня говорить правильно. СПб., 2001.
  3. Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. СПб., 2003.
  4. Светлова И. Развиваем мелкую моторику и координацию движений рук. М., 2001.

Ерошкина С.Т., воспитатель МДОУ № 85, г. Северодвинск Архангельской обл.
Статья предоставлена журналом

На индивидуальных занятиях я использую сопряжённую гимнастику пальчиков и языка, кистей рук и языка.

Эти упражнения способствуют привлечению интереса детей к выполнению упражнений, что значительно увеличивает эффективность гимнастики, способствуют развитию артикуляционной, пальчиковой моторики, совершенствованию координации движений, развитию памяти, внимания, мышления.

Я разработала комплекс сопряжённой гимнастики пальчиков и языка для постановки звука «Р».

Занятие можно проводить индивидуально или с подгруппой из двух детей.

Выполнение элементов гимнастики руками и языком требует от ребёнка максимальной концентрации зрительного и слухового внимания, сформированной пространственной ориентировки, точных движений пальцами и кистями рук совместно с движениями языка или губ.

Сильная мотивация, применение игрового метода на занятии развивают и укрепляют мышцы артикуляционного аппарата, что значительно облегчает постановку звука «Р» и введение его в речь.

«Театр пальчиков и языка»
Комплекс сопряжённой гимнастики пальчиков и языка для постановки звука «Р»

Текст произносит взрослый (желательны «подсказки» детей)

Движения или статическая поза РУК

Движения или статическая поза ЯЗЫКА

Разминка:
Чтобы четко говорить,
Надо язычку с пальцами дружить.
Ритмично сжимать и разжимать кулачки.
1.Наступило утро,
выглянуло солнышко.
Пальцы разжаты и подняты вверх. Губы в улыбке, зубы видны.
2. И друзья пошли в лес:
топ-топ, топ-топ-топ.
Имитация ходьбы пальчиков в заданном ритме: указательным и средним. Язык движется вверх-вниз, вверх-вниз, вверх-вниз.
3. Увидели большое дерево. Вот его ствол. Локти, ладони соединены, пальцы подняты вверх. Язык высовывается и напряженно тянется к носу.
4. Вот его крона. Пальцы чуть согнуты. Язык в позе чашечки.
5. На дереве сидит птица
Тук-тук-тук,
Тук-тук-тук,
Раздаётся чей-то стук.
Это дятел на сосне
Долбит клювом по коре.
На первую строчку — постучать кулачком правой руки по раскрытой ладони левой; на вторую-наоборот.
Соединить все пальцы правой руки, изображая клюв дятла, левую руку поднять, пальцы развести в стороны, изображая дерево.
Пальцами, изображающими клюв, постучать по ладони другой руки.
Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка в верхние резцы.
Напряженным кончиком языка постучать в верхние резцы, многократно и отчётливо произнося «д-д-д-д».
6. Под деревом растут грибы. У одних грибов ножки толстые, у других-тонкие. Щепоть одной руки показывает толстую нож-ку, а лодонь другой руки-шляпку. Положение рук меняется (боровики).
Указательный палец одной руки-ножка, а ладонь другойруки-шляпка; поло-жение рук меняется (поганок много).
Язык сначала мягко приса-сывается к твердому нёбу, напряжённо (гриб растёт).
7. Собираем их в корзину. Переплетаем пальцы «корзинкой». Язык – «чашечкой».
8. Идём по лесу дальше. См. второе упражнение- имитация ходьбы. Язык – как во втором упражнении.
9. Растёт дикая яблонька. На ней плоды – яблочки. Руки от локтей до запястий сведены вместе, кисти сжаты в кулаки, большие пальцы подняты вверх. Язык – «чашечкой» с опорой на верхнюю губу.
10. Дома сварим из них варенье — во какое! Большой палец правой руки поднят кверху — жест одобрения. Улыбнуться и облизать верхнюю губу«вкусное варенье».
11. Поэтому соберём их в корзины. Пальцы рук переплетены «корзинкой». Язык – «чашечкой».
12. Тяжело нести корзины.
Увидели лошадку.
На лошадке ехали.
Гоп-гоп! Гоп-гоп!
Радостные ехали,
Гоп-гоп! Гоп-гоп!
Хлопки: два коротких, один длинный. Пощелкать кончиком языка, как цокают лошадки.
13. Приехали домой. Соединить кончики пальцев (пальцы «домиком»). Язык присасывается к нёбу(крыша домика).
15. Радостные и весёлые мы стали играть на гармошке:
Громко хлопаем в ладошки,
Головой слегка качаем,
Руки кверху поднимаем.
Соединить ладоши вместе.
Хлопать в ладоши.
Головой кивать вперёд.
Руки поднять вверх.
Улыбнуться, рот открыт. Присосать широкий язык к нёбу.
Не отрывая языка, открывать и закрывать рот.
14. А в это время пошёл дождь:
«Весёлый дождик».
Дождик капнул на ладошку-
Т-д, т-д….
На цветок- т-д, т-д…
И на дорожку т-д, т-д…
Застучал по крыше он – т-д, т-д….
И раздался частый звон – т-д, т-д, т-д….
Правой рукой изобразить падающие капельки дождя.
Левой рукой изобрази цветок.
Из левой руки сделай дорожку.
Изобрази левой рукой крышу домика.
Дождик пошёл сильнее.
Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка в верхние резцы.
16. Спасибо нашим пальчикам.
Спасибо язычку.
Красиво, чётко, правильно
Я говорить хочу.
Сжимать и разжимать пальцы в кулак.
Все пальчики, начиная с указательного, здороваются с большим.

Самонова Н.В., учитель-логопед
МБДОУ детский сад компенсирующего вида №1
г. Курганинск, Краснодарский край

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение

детский сад «Солнышко»

Тренинг по сопряженной гимнастике

«Театр пальчиков и языка»

Подготовила:

Н.С.Шамова,

учитель-логопед

п.Светлый 2017

Тема: «Театр пальчиков и языка».

Цель: обучить участников тренинга инновационным методам развития речи у дошкольников.

Задачи:

1) заинтересовать воспитателей в использовании в педагогической деятельности кинезиологических упражнений;

2) систематизировать знания воспитателей в применении сопряжённой гимнастики в детском саду;

3) передать опыт путём прямого и комментированного показа последовательности действий, приёмов театра пальчиков и языка.

Материалы: презентация «Театр пальцев и языка», су-джоки (колечки), буклеты с методическими рекомендациями.

Ход мероприятия:

Слайд 1

Добрый день, уважаемые коллеги! Мне очень приятно видеть всех вас сегодня.

И чтобы сразу включиться в работу, предлагаю вам ответить на несколько простых вопросов.

Я рада вас видеть сегодня, друзья.

Прошу отвечать громко «Нет» или «Да».

Наверно, устали в дороге, в пути,

Но вы все равно к нам на тренинг пришли? (да)

Хочу я услышать ваш честный ответ,

Детишек вы любите? Да или нет? (да)

Чтоб деткам своим во всем помогать

Вы новое что-то хотите узнать? (да)

Кошмар этот помним с студенческих лет:

Мы скучные лекции слушаем? (нет)

Вам нужно в работе активными быть? (да)

Тогда Вас прошу мне во всем помогать,

Приветствие кончилось, можно начать.

Тема нашего сегодняшнего тренинга «Театр пальцев и языка».

Затронем вопрос о важности работы по развитию мелкой моторики, а также поупражняемся в играх и заданиях по данной теме.

Знаете ли вы, что такое «сопряжённая гимнастика?» (ответы)

Слайд 2

Сопряжённая гимнастика - это инновационная технология по развитию речи через упражнения для одновременной работы пальцев и языка. Все упражнения объединены простым сюжетом, что и позволяет назвать их театром пальчиков и языка.

Основная часть (5 мин.):

Апробируем новую технологию в рамках тренинга?

Слайд 3

Слайд 4.

Правило № 2. Начинать разучивание необходимо медленно, постепенно увеличивая темп.

Приступим. Перед каждым упражнением сделаем разминку, состоящую из двух этапов:

Слайд 5

Самомассаж рук можно провести как угодно и с чем угодно.

    Вот один из вариантов, который начинается с лёгкого растирания подушечек пальцев в направлении от кончиков к ладони одной руки, затем другой (надеваем перчатки, называя каждый палец). Далее проводится растирание ладоней друг об друга.

Слайд 6

2) Еще один из вариантов – «Су-джок терапия» – дети перекатывают мячик-ёжик между ладонями, потом по плоскости, вкруговую и т. д. Есть ещё металлические колечки, которые мы сейчас будем применять.

Игра с Су-джоком «Котёнок – растеряша»

Колечко су-джока левой рукой катать по очереди по правой, начиная с мизинца.

Этот маленький котёнок потерял свой свитерок.

Этот маленький котёнок тёплый потерял носок.

Этот маленький котёнок мёрзнет в стужу и в мороз.

Этот маленький котёнок отморозил себе нос.

Этот маленький котёнок заболел: «Апчхи, апчхи».

«Лучше посижу я дома и свяжу себе носки».

(спрячьте большой палец в кулачок).

Слайд 7-8

Артикуляционная гимнастика «Утро с котиком Музиком»

(О.Н. Арсеневская)

Вот мы размяли ручки и пальчики. Теперь мы разомнём язычок:

Котик Музик утром встал,

Чистить зубки побежал.

Вправо-влево, вправо-влево

Чистим зубки мы умело.

Пополощем ротик,

Как чистюля Котик.

Музик наш расческу взял,

И причесываться стал.

Мы за ним не отстаем;

Делаем зарядку!

Музик спинку выгибает.

Музик спинку прогибает.

А теперь язык наш – мяч.

Мы начинаем футбольный матч!

Гол забили мы! Ура!!

Вот и завтракать пора:

Котик нам напек блины,

Со сметаною они.

Как сметанку любит Котик?

Оближи скорее ротик.

А теперь чаек попьем.

Чай мы в чашечку нальем.

Музик сыт, Музик рад!

Музик любит всех ребят!

После разминки можно начинать сопряжённую гимнастику, где взрослый произносит текст, а дети показывают руками и языком.

Слайд 9

Сопряжённую гимнастику могут делать даже самые маленькие детки.

Для них достаточно одного предложения, например: «Идём в лес» -

Текст - пальчики пошли в лес.

Язык – движение языка вверх-вниз.

Руки - ходьба указательным и средним пальцами.

«На скамейке у окошка

Улеглась и дремлет кошка».

Руки - соединить большой палец с безымянным и средним пальцами, вытянуть вверх мизинец и указательный палец.

Язык - улыбнуться, открыть рот, кончиком языка упереться в нижние резцы.

Слайд 11

«Кошка глазки закрывает,

Кошка спинку выгибает».

Руки соединить в щепотку, опустить вниз.

Язык – выгнуть «горкой», упираясь кончиком языка в нижние резцы.

Слайд 12.

Такие игры позволяют ребёнку последовательно и легко передать содержание упражнения.

Я считаю, что, поскольку сопряжённая гимнастика оказывает комплексное воздействие, она должна использоваться на всех занятиях в ДОУ! А вы, уважаемые коллеги, как думаете? Спасибо за внимание!

(сопряженная гимнастика)

Однажды пальчики пошли на огород: топ-топ, топ-топ-топ.

Подошли к огороду.

Ладони ребрами тесно прижать друг к другу, пальцы выпрямить. Рот открыт, язык свободно положить на нижнюю губу.

На опушке леса растут помидоры.

Ладони ребрами тесно прижать друг к другу, пальцы выпрямить, большие пальцы поднять. Язык высунуть и напряженно тянуть к нёбу.

Помидоры соберем в корзину.

Пальцы рук переплетены «корзинкой». Язык - «чашечкой».

Пальчиковая игра «У Лариски две редиски»

Бельевой прищепкой поочередно «кусаем» ногтевые фаланги («подушечки») от указательного к мизинцу и обратно на ударные слоги стихотворения: У Лариски - две редиски,

У Алешки - две картошки,

А у Вовки - две морковки,

А у Петьки - две редьки.

Игра «Капуста»

Дети поочередно нажимают сначала одной, потом другой и обеими руками на клавиатуру (пуговицы), сопровождая произнесение стиха:

Мы капусту рубим-рубим,

Мы капусту солим-солим,

Мы капусту трем-трем,

Мы капусту жмем-жмем.

Рисование (косточками, семенами арбузов, дынь, тыквы, веревочками)

Тема «Ягоды»

Самомассаж рук.

Дети катают грецкий орех (каштаны, воздушный шарик, наполненный мелкими камушками) между ладонями (по кругу), приговаривая:

Я катаю мой орех,

Чтобы стал круглее всех.

Театр пальчиков и языка (сопряженная гимнастика)

Однажды пальчики пошли в лес: топ-топ, топ-топ-топ.

Имитировать ходьбу пальчиков в заданном ритме, темпе: указательным и средним, большим и указательным. Язык двигать вверх-вниз.

Подошли к опушке - ровной-ровной, гладкой-гладкой.

Ладони ребрами тесно прижать друг к другу, пальцы выпрямить. Рот открыть, язык свободно положить на нижнюю губу.

На полянке растет малина.

Ладони ребрами тесно прижать друг к другу, пальцы выпрямить, большие пальцы поднять вверх. Язык вынуть и напряженно тянуть к носу.

Собираем малину в корзину.

Переплести пальцы «корзиной». Язык - «чашечкой».

Дома сварим из малины варенье.

Большой палец правой руки поднять кверху - жест одобрения. Улыбнуться и облизать верхнюю и нижнюю губу.

Через лес (топ-топ, топ-топ-топ) вышли к реке.

Руки в стороны: плавные движения от плеч к пальцам. Плавное движение широким языком вперед-назад.

Тяжело нести корзины. Увидели лодку.

Сложить ладони «лодочкой». Руками делать волнообразные движения. Язык сложить «лодочкой» (боковые края поднять вверх). Вытягивать язык вперед и убирать назад.

Приплыли домой.

Соединить кончики пальцев (пальцы «домиком»). Язык присосать к нёбу (крыша домика).

Пальчиковая игра «В лес идем мы погулять»

Лес - решетка для раковины или плоская мыльница с шипами. Дети «ходят» указательным и средним пальцами по клеточкам (шипам), на каждый ударный слог стиха делая по шагу.Раз, два, три, четыре, пять.

В лес идем мы погулять:

За черникой,

За малиной,

За брусникой,

За калиной.

Землянику мы найдем

И братишке отнесем.

Тема «Животные»

У многих детей плохо развита речь.
В каждой семье по-разному относятся к этому явлению. Одних тревожит уже то, что малыш к году говорит лишь два-три слова. Другие спокойны, несмотря на то, что трёхлетний ребёнок не может составить простейшую фразу, владеет лишь небольшим количеством обиходных слов. Такие родители считают, что со временем их ребёнок догонит сверстников, заговорит сам.И очень ошибаются. Чаще всего задержка развития речи тяжело сказывается на общем развитии ребёнка, не позволяет ему полноценно общаться и играть с ровесниками, затрудняет познание окружающего мира, отягощает эмоционально-психическое состояние ребёнка. Однако если вовремя помочь ребёнку, постоянно использовать все способы развития, активизация речи, эти серьёзные проблемы можно успешно решить.

Уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений рук. На основе методических рекомендаций И.Г. Выгодской и Н. В. Берковской, личного опыта разработала комплекс упражнений по сопряжённой гимнастике для пальцев и языка.

Практика подтверждает эффективность этих приёмов. Это достигается благодаря комплексному подходу с использованием различных приёмов, в том числе и этих:

  • одновременная работа над всеми нарушенными звуками;
  • имитация руками артикуляционных упражнений;
  • обыгрывание артикуляционных упражнений;
  • опора на кинестетические ощущения ребёнка;
  • использование нетрадиционной су-джок-терапии, пальчиковой гимнастики;
  • метод искусственной локальной гипотеррапии;
  • воздействие на эмоциональную сферу ребёнка.

Изучив аспекты данной проблемы, мною была определена цель: помочь дошкольнику укрепить мышцы рук, развить ловкость и координацию движений кисти ребёнка.

Исходя из данной цели, были определены следующие задачи:

  1. Сочетать игры и упражнения для тренировки пальцев с речью детей.
  2. Сделать работу по совершенствованию пальцевой моторики регулярной, выделив для неё оптимальное время.
  3. Подтвердить целесообразность проведения подобных занятий воспитателями.
  4. Установить, влияет ли развитие пальцевой моторики на коррекцию звукопроизношения у детей.
  5. Повысить у детей интерес к подобным упражнениям, превратив их в занимательную игру.

Упражнения сопряжённой гимнастики, выполняемые детьми в достаточно быстром темпе, с весёлым настроением, со сменой поз (сидя на полу или на стульях, сидя на фитболах, стоя в кругу и т.д.), можно использовать как психогимнастику или разминку.

Считаю, что заботиться о своевременном развитии речи ребёнка необходимо с первых недель его жизни: развивать его слух, внимание, разговаривать, играть с ним, развивать его двигательные умения.

Чем выше двигательная активность ребёнка, тем лучше развивается его речь. Взаимосвязь общей и речевой моторики изучена и подтверждена исследованиями многих крупнейших учёных, таких, как И.П. Павлов, А.А. Леонтьев, А.Р. Лурия. Когда ребёнок овладевает двигательными умениями и навыками, развивается координация движений. Формирование движений происходит при участии речи. Точное, динамическое выполнение упражнений для ног, туловища, рук, головы подготавливает совершенствование движений артикуляционных органов: губ, языка, нижней челюсти и т.д.

Особенно тесно связано со становлением речи развитие тонких движений пальцев рук. Почему человек, не находящий нужного слова для объяснения, часто помогает себе жестами? И наоборот: почему ребёнок, сосредоточенно пишущий, рисующий, помогает себе, непроизвольно высовывая язык?

Известный исследователь детской речи М.М. Кольцова пишет: «Движения пальцев рук исторически, в ходе развития человечества, оказались тесно связанны с речевой функцией.
Таким образом, «есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи – такой же, как артикуляционный аппарат. С этой точки зрения проекция руки есть ещё одна речевая зона мозга».

На протяжении всей коррекционной работы провожу, ежедневный массаж кисти, пальцевые упражнения и занятия с ребёнком по овладению навыками речи ускоряют её развитие на три-четыре недели уже в первом полугодии второго года жизни. Таким образом, двигательная активность кисти увеличивает запас слов, способствует осмысленному их использованию.

Комплексы пальчиковой гимнастики применяю для устранения дефектов речи у детей. Эти упражнения используют и другие специалисты (музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре), и воспитатели.

На мой взгляд, коррекционная работа должна строиться с учётом того, что нарушение тонкой моторики у дошкольников носит системный характер и охватывает практически все звенья двигательного акта. Комплекс упражнений успешно апробирован в течении трёх лет в детском саду оздоровительного типа. При проведении упражнений необходимо помнить: у детей долгое время ведущей деятельностью остаётся игровая. Поэтому занятия желательно проводить в форме игры.

Работа по развитию тонкой моторики может осуществляться как в системе коррекционных занятий, так и в виде рекомендаций родителям. Предлагаю систему упражнений, которую разделила на блоки. Только после полноценного овладения одним блоком можно переходить к следующему.

Первый блок. Развитие тактильных ощущений и кинестетического компонента двигательного акта.

Вначале ребёнка необходимо обучить приёмам самомассажа рук. Самомассаж – один из видов пассивной гимнастики, его необходимо проводить ежедневно, желательно два-три раза в день. Самомассаж оказывает тонизирующее действие на центральную нервную систему, улучшает функции рецепторов, проводящих путей. Самомассаж начинается с легкого растирания подушечек пальцев в направлении от кончиков к ладони одной руки, затем другой. Далее проводится растирание ладони сначала одной руки от середины к краям большим пальцем другой руки. После чего следует комплекс движений.

Второй блок. Развитие кинетического компонента двигательного акта.

Движения кистями рук. Выполняются по образцу, производятся сначала одной, потом другой рукой, затем двумя руками одновременно.
Катать теннисный мячик по наклонной плоскости ладонью.
Сжимать резиновые игрушки, направляя воздушную струю в ту или другую сторону.

Третий блок. Развитие динамической координации движений.

Движения выполняются сначала поочерёдно то одной, то другой рукой, затем двумя руками одновременно.

Развитие реципрокной координации движений.

В предложенной методике развития тонкой моторики у дошкольников использованы идеи, приёмы, упражнения из разных источников, однако она является не компилятивным обобщением, а системой, позволяющей эффективно осуществлять коррекцию двигательных нарушений.
Методику можно использовать самостоятельно и в качестве начального этапа коррекционной работы с дошкольниками. Известно, что развитие тонкой моторики способствует улучшению функционального состояния корковых мозговых структур, развитию речевой деятельности.
Ее актуальность определяется тем, что часто встречается в дошкольном возрасте и представляет собой значительную трудность для коррекции. Своевременное проведение коррекционной работы позволяет устранить причины потенциальной неуспеваемости детей в школе и снизить риск их дезадаптации в новых социальных условиях. Разработка новых методов и приемов коррекционной работы представляет собой одно из актуальных направлений развития специальной педагогики.

Сопряжённая гимнастика пальчиков и языка

«Киска сердится»
Текст, произносит взрослый

Губ и языка

На скамейки у окошка
Улеглась и дремлет кошка.
Соединить большой палец с безымянным и средним пальцами, вытянуть вверх мизинец и указательный палец. Улыбнуться, открыть рот. Кончиком языка упереться в нижние резцы.
Кошка глазки закрывает,
Кошка спинку выгибает.
Соединить все пальцы в щепотку, опустить вниз. На счёт «раз» – выгнуть язык горкой, упираясь кончиком в нижние резцы.
«Лодочка»
Текст, произносит взрослый Движения или статическая поза

Губ и языка

Две ладошки прижму
И по морю поплыву.
Две ладошки, друзья, –
Это лодочка моя.
Две ладони соединить лодочкой и выполнять волнообразные движения руками. Рот открыт. Широкий язык положить на нижнюю губу. Боковые края языка загнуть вверх.
Паруса подниму,
Синим морем поплыву,
А по буйным волнам
Плывут рыбки тут и там.
Поднять выпрямленные ладони вверх. Затем имитировать движения волн и рыбок. Подуть. По середине языка проходит тёплая воздушная струя.
«Цветок»
Текст, произносит взрослый Движения или статическая поза

Губ и языка

Вырос высокий цветок на поляне. Руки поднять вверх, ладони прижать одну к другой. Слегка развести и округлить пальцы. Язык высунуть и с напряжением тянуть его к носу
Утром весенним раскрыл лепестки. Развести ладони. Выполнить ритмичное движение пальцами: вместе – врозь (несколько раз) Рот широко открыть – закрыть (в соответствии с движениями пальцев)
Всем лепесткам красоту и питанье дружно дают под землёй корешки Ладони опустить, прижать кисти тыльной стороной одну к другой, пальцы развести. Язык высунуть и с напряжением тянуть к подбородку.

«Замок»

Текст, произносит взрослый Движения или статическая поза

Губ и языка

На двери висит замок. Пальцы сцепить в «Замок» Зубы сомкнуть, губы растянуть в улыбке, чтобы были видны верхние и нижние резцы
Кто открыть его бы смог? Губы сомкнуть. Изобразить удивление.
Постучали, Постучать одной ладонью по другой. Втянуть губы, потом разжать с произнесением звука [п]
Покрутили, Потереть одну ладонь о другую. Повернуть ладони в разные стороны. Вытянуть губы «трубочкой» и выполнять движения влево – вправо.
Потянули, Потянуть ладони в разные стороны. Растянуть губы в улыбке.
И открыли. Развести руки в разные стороны. Широко открыть рот.
«Гармошка»
Текст, произносит взрослый Движения или статическая поза

Губ и языка

Мы играли на гармошке.
Громко хлопаем в ладошки.
Соединить ладошки вместе.
Хлопать в ладоши.
Улыбнуться, рот открыт. Присосать широкий язык к нёбу.
Головой слегка качаем.
Руки кверху поднимаем.
Головой кивать вперёд.
Руки поднять вверх.
Не отрывая языка, открывать и закрывать рот.
«Лошадка»
Текст, произносит взрослый Движения или статическая поза

Губ и языка

На лошадке ехали,
В огород заехали.
Лёгкие приседания, руки вытянуты, будто держат вожжи.
Гоп-гоп! Гоп-гоп! Хлопки: два коротких, один длинный. Пощёлкать кончиком языка, как цокают лошадки.
На машине ехали,
До угла доехали
Повороты руками, которые будто держат руль. Соединить вместе, расслабленные губы.
Би-би-би!
Би-би-би!
Большим пальцем подавать «сигнал». Сильно подуть, чтобы губы «задребезжали»
Пароходом ехали,
До горы доехали.
Рука сжата в кулаке вверху. Движения руки вниз – вверх, вниз – вверх и т.д. Губы в улыбке. Слегка «прикусить» кончик языка и погудеть [л-л-л]
У-у-у! Широкое движение рукой сверху вниз. Вытянуть губы вперёд «трубочкой».
«Дятел»
Текст, произносит взрослый Движения или статическая поза

Губ и языка

Тук-тук-тук,
Тук-тук-тук,
Раздаётся чей-то стук.
На первую строчку – постучать кулачком правой руки по раскрытой ладони левой; на вторую – наоборот, постучать кулачком левой руки по раскрытой ладони правой. Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка в верхние резцы.
Это дятел на сосне Соединить все пальцы правой руки, изображая клюв дятла, левую руку поднять, пальцы развести в стороны, изображая дерево. Напряжённым кончиком языка постучать в верхние резцы, многократно и отчётливо произнося «д-д-д-д»
Долбит клювом по коре. Пальцами, изображающими клюв, постучать по ладони другой руки.
«Осьминог»
Текст, произносит взрослый Движения или статическая поза

Губ и языка

Много ног у осьминога Сжать кулаки и развернуть к себе. Поочерёдно разжимать пальцы, начиная с больших
Все они ему нужны. Поочерёдно сжимать пальцы в кулаки, начиная с мизинцев. Попеременно надувать и втягивать щёки
Заменяют ему руки. Поочерёдно разжимать пальцы, начиная с больших Высунуть язык «иголочкой» («жалом»)
Очень ловкие Поочерёдно сжимать пальцы в кулаки, начиная с мизинцев Попеременно надувать и втягивать щёки
Они. Кулаки повернуть к себе и одновременно разжимать.
«Краб»
Текст, произносит взрослый Движения или статическая поза

Губ и языка

Шкряб, шкряб, шкряб, шкряб.
Вот на пальму лезет краб.
Левую руку вертикально согнуть в локте, пальцы растопырить и направить вверх («пальма»).Пальцами правой руки имитировать движения краба вверх по левой руке – от локтя к кончикам пальцев Широким кончиком языка погладить нёбо, выполняя движения вперёд – назад
Шкряб, шкряб, шкряб, шкряб.
На песок сползает краб.
Пальцами правой руки имитировать движение краба вниз от кончиков пальцев левой руки к локтю
С помощью мимики и жестов изобразить удивление
Шкряб, шкряб, шкряб, шкряб.
Вновь на пальму лезет краб.
Левую руку согнуть в локте, кисть вверх, пальцы растопырить. Пальцами правой руки имитировать движения краба вверх по левой руке – от локтя кончикам пальцев Широким кончиком языка гладить небо, выполняя движения вперёд – назад
Ах-ох-иех. Сверху вниз летит орех. Кистью правой руки плавно соскользнуть по левой руке вниз Высунуть язык и выполнять движения вверх – вниз
Шкряб, шкряб, шкряб, шкряб.
На песок сползает краб.
Кисть правой руки имитировать движение краба вниз от кончиков пальцев левой руки к локтю С напряжением тянуть язык к подбородку
Ах-ох-иех. Краб внизу, а где орех? С помощью жестов и мимики изобразить удивления
Хром, хром, хром, хром.
Две мышки под кустом.
Хряп, хряп, хряп
Подушечками пальцев обеих рук погладить щёки Имитировать процесс жевания
Ну и чудик этот краб! Большими и указательными пальцами оттянуть уши Высунуть язык