Презентация на тему: "Особенности дистанционного обучения". Презентация "дистанционное образование- "плюсы" и "минусы"" Презентация особенности дистанционного обучения

Дистанционное обучение совокупность технологий, обеспечивающих доставку обучаемым основного объема изучаемого материала, интерактивное взаимодействие обучаемых и преподавателей в процессе обучения, предоставление обучаемым возможности самостоятельной работы по освоению изучаемого материала, а также в процессе обучения.




Виды дистанционных технологий: Кейс-технология. Кейс-технология основывается на использовании наборов (кейсов) текстовых, аудиовизуальных и мультимедийных учебно-методических материалов и их рассылке для самостоятельного изучения учащимся при организации регулярных консультаций у преподавателей-тьюторов. ТВ-технология. ТВ-технология базируется на использовании систем телевидения для доставки учащимся учебно-методических материалов и организации регулярных консультаций у преподавателей-тьюторов. Сетевые технологии. Сетевые технологии, использующие телекоммуникационные сети для обеспечения учащихся учебно- методическим материалом и взаимодействия с различной степенью интерактивности между преподавателем и учащимся. Сетевые технологии подразделяются на асинхронные и синхронные.


Дистанционный урок это форма организации дистанционного занятия, проводимая в определенных временных рамках, при которой педагог руководит индивидуальной и групповой деятельностью учащихся по созданию собственного образовательного продукта, с целью освоения учащимися основ изучаемого материала, воспитания и развития творческих способностей (Е.В. Харунжаева).


Дистанционные учебные занятия многообразны: А анонсирующие занятие. Цель - привлечение внимания учащихся, обеспечение мотивации для активной учебной деятельности. Может быть записано на компакт-диск и выставлено в исходном и заархивированном виде на сайт для свободного доступа и пересылки. Вводное занятие. Цель - введение в проблематику, обзор предстоящих занятий. Может быть проведено на материале из истории темы и опираться на личный опыт учащихся. Может быть записано как видеолекция, например, в формате AVI. Индивидуальная консультация. Отличается предварительной подготовкой вопросов. Предлагаются проблемы и пути поиска решений. Учитываются индивидуальные особенности учащихся. Может проводиться индивидуально по электронной почте или по технологии ICQ. Дистанционное тестирование и самооценка знаний. Выполнение виртуальных лабораторных работ. Чат-занятия - учебные занятия, осуществляемые с использованием чат-технологий. Чат-занятия проводятся синхронно, то есть все участники имеют одновременный доступ к чату. В рамках многих дистанционных учебных заведений действует чат-школы, в которых с помощью чат-кабинетов организуется деятельность дистанционных педагогов и учеников. Для проведения чат-занятий заранее составляются расписание этапов и вопросы-проблемы. Стенограмма чата затем анализируется, анализ рассылается учащимся с комментариями преподавателя. Синхронная телеконференция. Проводится с использованием электронной почты. Характерна структурой и регламентом. Предварительно моделируется, преподаватель делает заготовки и продумывает возможные реакции на них учащихся. Синхронные семинары могут проводиться с помощью телевизионных видеоконференций и компьютерных форумов. В педагогическом аспекте использование семинаров в режиме видеоконференции не отличается от традиционного, так как участники процесса видят друг друга на экранах компьютерных мониторов или на экранах телевизора. Компромиссным вариантом синхронных семинаров является текстовый форум, с одной стороны он позволяет вести обсуждение с максимальной степенью интерактивности, с другой стороны он требует минимальных ресурсов. Если в ходе обсуждения широко используется графический материал или необходимо дополнительно обмениваться другой произвольной информацией, то необходимо использовать графический форум. Этот форум по сути представляет собой не только средство общения, но средство совместной работы.


Дистанционные учебные занятия многообразны: Асинхронная телеконференции. Выступления участников публикуются в Интернет в виде развернутых заранее отредактированных текстов по мере поступления в течение длительного времени. –Веб-занятие. Может быть оформлено в виде деловой игры, лабораторной работы и др. Применяются компьютерные программы, моделирующие веб-занятия. В течение веб-занятия происходит обмен информацией посредством, например, chat или ICQ. –Олимпиада. Характерна творческими открытыми заданиями. Очень эффективная форма контроля с элементами обучения. Проводятся с помощью электронной почты или в реальном времени посредством chat или ICQ. –Веб-квест. Веб-квест (webquest) в педагогике - проблемное задание c элементами ролевой игры, для выполнения которого используются информационные ресурсы интернета. Учащиеся самостоятельно проводят поиск информации в ресурсах Интернет или на рекомендованных электронных носителях, выполняя задание учителя либо под влиянием личной мотивации. –Вебинар (происходит от двух слов: web «сеть» и «семинар») это семинар, который проходит по сети. Вебинары делят на собственно вебинары, которые предполагают двустороннее участие преподавателя и учеников, и веб-касты, веб-конференции, где взаимодействие одностороннее: один человек делает доклад, остальные его слушают (смотрят, читают). – Урок с использованием видеоконференцсвязи. Такой тип урока не отличается от традиционного. Урок проходит в реальном режиме времени.


Структура дистанционного урока. Сценарий урока Модель структуры дистанционного урока включает в себя следующие элементы: Мотивационный блок. Мотивация - необходимая составляющая дистанционного урока, которая должна поддерживаться на протяжении всего процесса обучения. Большое значение имеет четко определенная цель, которая ставится перед учеником. Мотивация быстро снижается, если уровень поставленных задач не соответствует уровню подготовки обучающегося. Инструктивный блок (инструкции и рекомендации по выполнению задания, урока). Информационный блок (система информационного наполнения). Контрольный блок (система тестирования и контроля). Коммуникативный и консультативный блок (система интерактивного взаимодействия участников дистанционного урока с учителем и между собой).


Учебные средства дистанционного урока 1) учебные книги (твердые копии на бумажных носителях и электронный вариант учебников, учебно- методических пособий, справочников и т.д.); 2) сетевые учебно-методические пособия; 3) компьютерные обучающие системы в обычном и мультимедийном вариантах; 4) аудио учебно-информационные материалы; 5) видео учебно-информационные материалы; 6) лабораторные дистанционные практикумы; 7) учебные тренажеры с удаленным доступом; 8) базы данных и знаний с удаленным доступом; 9) электронные библиотеки с удаленным доступом и т.д.


Способы обеспечения доступа к учебным материалам Различают два вида доступа к учебным материалам: ограниченный доступ (требует регистрации в обучающей среде); неограниченный доступ (учебные материалы находятся в свободном доступе). В настоящее время в практике проведения дистанционных уроков существует несколько способов доставки учебных материалов ученику: 1. Использование электронной почты или технологии i-chat для доставки учебных материалов ученику. Чаще всего такой доступ применяется при использовании кейс-метода. Обычно учебные материалы представлены в формате.DOC или.HTML. Ученики получают учебные кейсы с рекомендациями по изучению учебного материала и выполнению заданий. Выполненные задания ученики пересылают учителю. Ограничения при использовании такого способа: у всех учеников должна быть персональная электронная почта. Сложность пересылки файлов большого размера и файлов с графическими изображениями. Рассылка кейсов может занимать длительное время. 2. Размещение учебных материалов и задания уроков в формате.DOC или.HTML в сети на Web- странице. Для изучения материалов ученикам требуется скачать документ на свой персональный компьютер, выполненные задания ученики пересылают учителю по электронной почте. При этом способе доставки требуется, чтобы у ученика был доступ к сети Интернет. При таком способе доставки важным фактором является качественная и бесперебойная работа сервера, на котором хранятся материалы, а также объем учебных материалов и скорость Интернета. 3. Представление урока как отдельного Web-сайта. Управление ходом познавательной деятельности ученика осуществляется посредством перекрестных гиперссылок. Такой способ доставки учебных материалов позволяет наиболее эффективно организовать интерактивное взаимодействие учителя и ученика.


Критерии оценки и требования к проведению дистанционного урока Внешний порядок урока. Самым простым и самым элементарным является точное начало и точное окончание урока. Это требование к дистанционному уроку может являться определяющим, т.к. основано на финансовой дисциплине образовательного учреждения. К внешнему порядку относятся не только его точное начало и окончание, но и предусмотрительность всех внештатных ситуаций, которые могут возникнуть во время урока. Внутренний порядок урока (его структура). К внутреннему порядку урока отнесем целесообразное распределение урока на этапы, т.е. урок делится на четкие временные отрезки. Правильно спланированный урок содержит в каждом из своих этапов цель, мобилизующую учащихся, стимулирующую процесс учения, побуждающий мотивацию, т.е. учащиеся должны знать, чего от них требуют, что они должны прочно усвоить. Структурно хорошо подготовленный урок учитывает уровень подготовленности учащихся, характеризуется четким распределением учебного материала, позволяет учащимся последовательно продвигаться им от одной частной цели урока к другой. Проблемный подход к обучению, в котором учащиеся должны совершить по существу те же мыслительные операции, которые характерны и для процесса научного познания: - понимание проблемной ситуации и осмысление проблемы; - установление частных вопросов или проблем, поиск предпосылок для решения, выдвижения гипотез, предположений, возможных путей решения или самих решений; - решение проблемы, оценка решения. Соответствие урока дидактическим принципам: наглядность и точность при выработке представлений и понятий, опора на изученный материал, соответствие упражнений и контрольных заданий данному уроку и т.д. Требования к обучаемым, непосредственным участникам дистанционного урока, - иметь навыки пользователя компьютера: уметь набирать текст и создавать рисунки, сохранять их во внешней памяти компьютера, архивировать и разархивировать файлы, уметь пользоваться электронной почтой, программой - просмотрщиком веб-страниц, технологиями гостевой книги и беседы (chat). В случае неподготовленности непосредственных участников дистанционного урока по перечисленным параметрам большая часть работы ложится на локального координатора. Активность учащихся. Как ее достичь? В первую очередь, создать такие условия, при которых учащиеся непроизвольно войдут в процесс обучения и будут участниками решаемых задач до конца урока. Для этого целесообразно распределить урок на этапы, позволяющие продвигаться учащимся от одной цели к другой, в соответствии с целями всего урока. Другими словами, в течение всего урока необходимо поддерживать у учащихся интерес к уроку, создавать мотивы активизации их деятельности.


Критерии оценки и требования к проведению дистанционного урока Мотивация деятельности учащихся. Еще А. Дистервег понимал, что "развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщиться, должен достигнуть этого собственной деятельностью, собственными силами, собственным напряжением. Извне он может получить только возбуждение... Поэтому самодеятельность - средство и одновременно результат образования". Умелая мотивация побуждает в учащихся внутренние противоречия, высвобождает сильные динамические тенденции, вызывающих деятельность. Мотивация достигается реальными целевыми установками учащихся, заключающихся в создании проблемных ситуаций, которыми могут являться "странные истории", неожиданные факты и т.д. Умелая мотивация позволяет включать учащихся в осознанный процесс познания. Например, соединять познание с опытом учащихся, побуждать учащихся к познанию и решению проблем, учитывать эмоциональное и рациональное во взаимосвязи и т.д. С этим необходимо тесно связать процессы повторения и закрепления. Исследования Г.И. Щукиной показывают, что среди всех мотивов учебной деятельности самым действенным является познавательный интерес. (Щукина Г.И., Проблема познавательного интереса в педагогике. М.,1971). Первичной формой познавательного интереса является любопытство, затем появляется любознательность и увлеченность... Характер урока должен носить частично-поисковые, эвристические методы с проблемным изложением материала, а также исследовательские методы, позволяющими учащимся самостоятельно решать новые для них познавательные задачи находить новые решения уже известных задач, доказательств теорем и т.д. Порожденные проблемной ситуацией противоречия с необходимостью порождают процесс мышления. Домашнее задание может выполнять различные функции: закрепление полученных на уроке знаний и навыков, обобщения, систематизации либо применения на уроке знаний и умений на практике, обеспечения исходного уровня последующего урока, а также для самостоятельной проработки нового материала, устранения пробелов в знаниях, подготовки к экзаменам или к работе над новым материалом и т.д. При подготовке материалов для домашнего задания предусматривается разноуровневая подготовка обучающихся (дифференцированный, индивидуальный подход). Контроль и оценка знаний должна производиться на каждом уроке. Отечественный и зарубежный опыт применения дистанционного обучения свидетельствует об эффективности жесткой отчетности за каждый изученный учебный элемент. Рефлексия, предусматривающая общий анализ урока, его позитивные и негативные стороны, возникшие проблемы и способы их преодоления. Устная или письменная рецензия на выполненную работу.


Карта оценивания дистанционного урока Учитель ___________________________________________________________ Дата «___» ___________ 20__г. Тема урока _________________________ ФИ учащегося _________________________________ Класс _____________ Определение оценки: 2 балла – критерий реализован полностью, 1 балл – реализован частично, 0 баллов – не проявил себя п\п Критерии оценки Оценка Организационная деятельность 1 Наличие сценария урока (плана-конспекта) 2 Постановка цели занятия: 0 – цель не конкретна 1 – цель конкретна, но не проверяется ее достижение 2 – цель диагностична и проверяется ее достижение 3 Учет возрастных и психологических особенностей учащегося 4 Соответствие структуры занятия особенностям ДО Дидактическая деятельность 5 Доступность, системность и последовательность учебного материала 6 Виды познавательной деятельности учащегося на уроке: 0 – репродуктивный; 1 – частично-поисковый; 2 – поисковый с элементами микроисследований 7 Формирование мотивации: 0 – не уделяется внимание, 1 – использование внешних стимулов, 2 – с целью усиления мотивации в ходе занятия вносятся изменения в зависимости от настроя и деятельности детей 8 Связь с жизнью, теорией, практикой 9 Использование национально-регионального компонента 10 Обеспечение дифференцированного (разноуровневого) подхода к обучению: 0 – нет дифференциации, 1 – дифференциация без предварительной диагностики, 2 – дифференциация на основе результатов диагностики 11 Учёт дистанционной изолированности обучающего (наличие необходимых пояснений, обратной связи и т.д.). Качество учебного процесса 12Использование новейших педагогических технологий, адекватных специфике данной формы обучения 13 Организация контроля знаний и проверки домашнего задания 14 Оптимальность и разнообразие приёмов обратной связи 15 Развитие навыков самостоятельной работы 16 Наличие рефлексии на всех этапах урока


Карта оценивания дистанционного урока Качество учебного материала дистанционного занятия 17 Оригинальность (отличительные особенности) предлагаемого подхода. 18 Соответствие содержания материала занятия обозначенным целям и задачам. 19 Соблюдение требований к оформлению и предъявлению электронных средств обучения 20 Оптимальность и разнообразие приёмов обратной связи 21 Эффективность и адекватность использования цифровых образовательных ресурсов на уроке 22 Создание здоровьесберегающих условий образовательной деятельности учителя и учащихся Деятельность обучающегося 23 Уровень сформированности ИКТ-компетенции обучающегося 24 Уровень познавательной активности 25 Наличие навыков самостоятельной работы 26 Самоконтроль. Степень сформированности умений слушать, слышать, следовать инструкции Дополнительные комментарии эксперта: Фактическая сумма Эффективность = факт: 26/ – 85 - высокая эффективность урока, 84 – 60 - средняя, 59 – 0 - низкая эффективность урока Вывод: _____________________________ эффективность урока


Особенности дистанционного обучения Гибкость. Обучающиеся, в основном, не посещают регулярных занятий в виде лекций, семинаров. Каждый может учиться столько, сколько ему лично необходимо для освоения курса, дисциплины и получения необходимых знаний по выбранной специальности. Модульность. В основу программ ДО закладывается модульный принцип. Каждая отдельная дисциплина или ряд дисциплин, которые освоены обучающимся, создают целостное представление об определенной предметной области. Это позволяет из набора независимых учебных курсов формировать учебный план, отвечающий индивидуальным или групповым потребностям. Параллельность. Обучение может проводиться при совмещении основной профессиональной деятельности с учебой, т.е. «без отрыва от производства». Дальнодействие. Расстояние от места нахождения обучающегося до образовательного учреждения (при условии качественной работы связи) не является препятствием для эффективного образовательного процесса. Асинхронность. Подразумевается тот факт, что в процессе обучения обучающий и обучаемый могут реализовывать технологию обучения и учения независимо во времени, т.е. по удобному для каждого расписанию и в удобном темпе. Охват. Эту особенность иногда называют «массовостью». Количество обучающихся в СДО не является критичным параметром. Они имеют доступ ко многим источникам учебной информации (электронным библиотекам, базам данных), а также могут общаться друг с другом и с преподавателем через сети связи или с помощью других средств ИТ. Рентабельность. Под этой особенностью подразумевается экономическая эффективность ДО. Средняя оценка зарубежных и отечественных образовательных систем ДО показывает, что они обходятся приблизительно на 10-50% дешевле, в основном за счет более эффективного использования существующих учебных площадей и технических средств ИТ, а также представления более концентрированного и унифицированного содержания учебных материалов и ориентированности технологий ДО на большое количество обучающихся и других факторов. Преподаватель. Речь идет о новой роли преподавателя (в СДО - тьютора), когда на него возлагаются такие функции, как координирование познавательного процесса, корректировка преподаваемого курса, консультирование, руководство учебными проектами и т.д. Взаимодействие с обучающимися осуществляется, в основном, асинхронно с помощью почты или систем связи. Допускаются и приветствуются также и очные контакты. Обучающийся. Точнее, новая роль обучающегося, или, как более принято в системе ДО, слушателя. Для того, чтобы пройти ДО, от него требуется исключительная самоорганизация, трудолюбие и определенный стартовый уровень образования. НИТ (Новые информационные технологии). В СДО используются, преимущественно, НИТ (компьютеры, аудио- видеотехника, системы и средства телекоммуникаций и др.)

Слайд 2

Дистанционное образование - образование, которое полностью или частично осуществляется с помощью компьютеров и телекоммуникационных технологий и средств. Субъект дистанционного образования удалён от педагога, учебных средств, образовательных ресурсов.

Слайд 3

История развития дистанционного обучения

В Европе в конце XVIII века, с появлением регулярной и доступной почтовой связи, возникло «корреспондентское обучение». Учащиеся по почте получали учебные материалы, переписывались с педагогами и сдавали экзамены доверенному лицу или в виде научной работы. В России данный метод появился в конце XIX века. Начало XX века характеризуется бурным технологическим ростом, наличием телеграфа и телефона. Но достоверных фактов об их использовании в обучении, нет. В то же время, продолжается эпоха «корреспондентского обучения», множество ВУЗов во всем мире вели и ведут его до сих пор. Появление радио и телевидения внесло изменения в дистанционные методы обучения. Это был значительный прорыв, аудитория обучения возросла в сотни раз. Многие еще помнят обучающие телепередачи, которые шли, начиная с 50-х годов.

Слайд 4

Однако у телевидения и радио был существенный недостаток - у учащегося не было возможности получить обратную связь. В 1969 г. в Великобритании был открыт первый в мире университет дистанционного образования - Открытый Университет Великобритании, он был назван так, чтобы показать его доступность за счет невысокой цены и отсутствия необходимости часто посещать аудиторные занятия. Другие известные университеты с программами дистанционного обучения за рубежом: University of South Africa,1946. FernUniversität in Hagen(Германия, 1974). Национальный технологический университет (США, 1984)(программы ДО по инженерным специальностям), Открытый университет Хаген (Германия), INTEC-колледж Кейптауна (ЮАР), Испанский национальный университет дистанционного обучения, Открытая школа бизнеса Британского открытого университета, Австралийская территориальная информационная сеть. В конце 80-х доступность персональных компьютеров дала новую надежду, связанную с упрощением и автоматизацией обучения. Компьютерные обучающие программы появились на первых компьютерах в виде различных игр. В 1988 был реализован Советско-американский проект «Школьная электронная почта». Пионерами спутниковых технологий дистанционного обучения в 1990-х стали Международная ассоциация «Знание» и ее коллективный член Современная гуманитарная академия

Слайд 5

В России датой официального развития дистанционного обучения можно считать 30 мая 1997 года, когда вышел приказ № 1050 Минобразования России, позволяющий проводить эксперимент дистанционного обучения в сфере образования. В XXI веке доступность компьютеров и Интернета делают распространение дистанционного обучения еще проще и быстрее. Интернет стал огромным прорывом, значительно большим, чем радио и телевидение. Появилась возможность общаться и получать обратную связь от любого ученика, где бы он ни находился. Распространение «быстрого интернета» дало возможность использовать «он-лайн» семинары (вебинары) для обучения.

Слайд 6

Цели дистанционного обучения

Предоставление социальным различным группам в любых районах страны равных образовательных возможностей; Повышение качественного уровня образования за счет более активного использования научного и образовательного потенциала ведущих образовательных учреждений; Позволяет студенту получить дополнительное образование параллельно с его деятельностью; ДО направлена на расширение образовательной среды,на полное удовлетворение потребностей и прав человека в области образования

Слайд 7

Дистанционное обучение- "плюсы" и "минусы" К плюсам дистанционного образования относится: Обучение дисциплинам в индивидуальном темпе - скорость изучения материалов устанавливается самим студентом в зависимости от его личных обстоятельств и желаний. Свобода и гибкость обучения – студент может выбрать любой из предоставляемых на выбор многочисленных курсов обучения, а также абсолютно самостоятельно рассчитывать время и продолжительность своих занятий. Доступность обучения для любого человека – независимо от вашего географического и временного положения, вы можете получить образование дистанционно в любом ВУЗе, поддерживающем данные технологии, что позволяет удовлетворить образовательные потребности любого человека. Скорость общения - эффективное осуществление обратной связи между преподавателем и студентом является неотъемлемым элементом процесса обучения. Технологичность образовательного процесса - использование в процессе обучения новейших достижений и открытий информационных и телекоммуникационных технологий. Социальное равноправие - подразумевает равные возможности получения дистанционного образования в независимости от места проживания, состояния здоровья, национальности и материального состояния обучаемого. Творчество – благоприятные условия для творческого самовыражения студента в процессе усвоения знаний.

Слайд 8

К минусам дистанционного обучения относится: Отсутствие реального, «людского» общения между учениками и преподавателями. То есть отсутствуют все те моменты, связанные с индивидуальным подходом к обучению и воспитанием. А если рядом нет преподавателя, который обычно эмоционально окрашивает знания и способствует восприятию материала, это, конечно, значительный минус. Целый ряд индивидуально-психологических условий отсутствует при домашнем обучении. Для получения дистанционного образования необходима регулярная жесткая самодисциплина, а результат обучения напрямую зависит от самостоятельности, способностей и самосознательности студента. Необходим постоянный доступ к источникам получения образовательных материалов (электронных учебников, видеоматериалов и т.д.). Для этого нужна хорошая техническая оснащенность дома, но не все желающие получить образование имеют компьютер и доступ к Интернету. Отсутствие практических занятий, необходимых для закрепления теории и более качественного усвоения знаний. Отсутствует регулярный контроль со стороны над обучающимся, что для русского человека является скорее отрицательным признаком. Мало кому удается самостоятельно перебороть лень. Обучающие электронные программы и курсы не всегда хорошо разработаны и удовлетворяют всем международным требованиям из-за недостаточной квалификации специалистов, создающих подобные учебные пособия, так как на сегодняшний день это ещё новое и недостаточно изученное направление. В дистанционном образовании обучение ведется в основном только в письменной форме. Для некоторых студентов отсутствие возможности и требований излагать свои знания в устной форме может повлечь за собой некачественное усвоение знаний и множество других проблем

Слайд 9

Кейс-технология основана на самостоятельном изучении печатных и мультимедийных учебно - методических материалов, предоставляемых студенту в форме кейса. В кейс – технологиях важную роль играют нечастые, но все – таки очные встречи студентов с преподавателями. Вторая группа обучающих технологий- широковещательные видео- или аудио- конференции. Студенты в определенный день приходят в зал, где транслируется конференция или семинар, проходящий в это время, например, в Нью-Йорке. Технологии, которые применяются в дистанционном обучении, можно разбить на три группы, при этом Интернет не всегда играет ведущую роль. Третья технология- сетевая. В данном случае в обучении используются компьютерные обучающие программы и электронные учебники. Слушатели получают доступ к материалам через Интернет или интранет.

Слайд 10

Формы организации дистанционных занятий

Чат-занятия - учебные занятия, осуществляемые с использованием чат-технологий. Чат-занятия проводятся синхронно, то есть все участники имеют одновременный доступ к чату. В рамках многих дистанционных учебных заведений действует чат-школа, в которой с помощью чат-кабинетов организуется деятельность дистанционных педагогов и учеников. Веб-занятия - дистанционные уроки, конференции, семинары, деловые игры, лабораторные работы, практикумы и другие формы учебных занятий, проводимых с помощью средств телекоммуникаций и других возможностей «Всемирной паутины». Для веб-занятий используются специализированные образовательные веб-форумы - форма работы пользователей по определённой теме или проблеме с помощью записей, оставляемых на одном из сайтов с установленной на нем соответствующей программой. От чат-занятийвеб-форумы отличаются возможностью более длительной (многодневной) работы и асинхронным характером взаимодействия учеников и педагогов.

Слайд 11

Телеконференция - проводится, как правило, на основе списков рассылки с использованием электронной почты. Для учебных телеконференций характерно достижение образовательных задач. Также существуют формы дистанционного обучения, при котором учебные материалы высылаются почтой в регионы. В основе такой системы заложен метод обучения, который получил название «Природный процесс обучения» (англ. natural learning manner). Телеприсутствие. Существует много различных способов дистанционного обучения. Например дистанционное присутствие с помощью робота R.Bot 100. Сейчас в Москве в одной из школ, идёт эксперимент по такому виду дистанционного обучения. Мальчик-инвалид, находясь дома за компьютером, слышит, видит, разговаривает при помощи робота. Учитель задаёт ему вопросы, он отвечает. При этом и учитель видит ученика, потому что на роботе находится монитор. При этом у мальчика создаётся почти полное впечатление, что он находится в классе вместе со своими сверстниками на уроке. На переменах он может также общаться со своими одноклассниками.Если эксперимент станет удачным, он может открыть дорогу большому проекту по внедрению такого метода дистанционного обучения по всей России.

Слайд 12

Дистанционный урок - отрезок времени, в котором процесс получения знаний, умений и навыков основан на использовании телекоммуникационных технологий и посвящен одному или нескольким школьным учебным предметам. Под словами "нескольким школьным предметам" подразумеваются межпредметные связи. Отрезок времени может быть равным одному академическому или астрономическому часу или может быть равный университетской паре уроков. (Определения для дистанционного урока оспариваемы, так как сформулированы мною).Дистанционный урок может проводиться как с одним учеником, так и с группой учащихся. При этом в обоих случаях, во время урока могут присутствовать два педагога: дистанционный учитель, ведущий урок, и локальный координатор, помогающий ученикам в случае затруднения применения информационных технологий. Во время планирования урока следует учитывать две стороны учебных возможностей ученика: внутренние и внешние.

Слайд 13

Субъект – (индивид или социальная группа) носитель (инициатор, творец, распорядитель) предметно-практической деятельности и познания, источник активности, направленной на объект. Это человек в совокупности таких психических характеристик, которые позволяют ему осуществлять целеполагание и соответствующие целям действия, поступки, деятельность и поведение в целом. С психологической точки зрения субъект – реальная основа душевной жизни, начало самопроизвольное, развивающее деятельность для удовлетворения своих потребностей.

Слайд 14

Объект – предмет, явление или процесс, на которые направлена предметно-практическая и познавательная деятельность субъекта. В качестве объекта может выступать и сам субъект (личность, социальная группа или всё общество).

Слайд 15

Порядок организации учебного процесса

В начале каждого семестра студенту выдается комплект учебно-методических материалов по дисциплинам семестра. В комплект входят: индивидуальный учебный план студента на семестр, учебно-методические пособия по изучению предметов, список рекомендуемой литературы, контрольные вопросы, тесты для зачетов, вопросы экзаменационных билетов, если предусмотрен экзамен. Обучение осуществляется в соответствии с индивидуальным учебным планом студента. Каждому студенту предоставляется доступ к электронной библиотеке. После сдачи всех зачетов и экзаменов по семестру студент получает комплект учебно-методических материалов на следующий семестр. Учебный процесс реализуется на базе рабочих учебных планов в соответствии с индивидуальным учебным планом студента, графиком учебного процесса, графиком консультаций преподавателей по дисциплинам и т.д. К сдаче экзаменов допускаются студенты, имеющие положительные оценки по тестам текущего семестра. Курсовые работы также выполняются в соответствии с индивидуальным учебным планом студента. Для выполнения курсовой и дипломной работы студент получает методические указания. Лабораторные работы требуют личного присутствия в специализированных аудиториях института один раз в учебном году. Продолжительность составит на более трех дней. Освоение образовательных программ завершается итоговой аттестацией выпускников, включающей в себя сдачу итогового междисциплинарного экзамена, защиту выпускной квалификационной работы и выдачу на основании положительного решения Итоговой аттестационной комиссии диплома о высшем профессиональном образовании государственного образца.

Посмотреть все слайды

Слайд 3

Дистанционное обучение - понятие довольно широкое.

В общем виде под ним понимаются все формы образовательной активности, которые осуществляются без личного контакта учителя и ученика. Раньше было довольно популярно заочное обучение, когда задания из вуза присылались студенту по почте. Теперь, с развитием Интернета, «сохранять дистанцию» стало еще проще, и уже сегодня в глобальной сети представлены практически любые образовательные услуги, начиная от краткосрочных курсов повышения квалификации и заканчивая полноценными программами высшего образования.

Слайд 4

ЧТО ТАКОЕ ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ?

Дистанционное обучение – это разновидность заочного обучения, проводимого с применением дистанционных образовательных технологий. Учиться можно в любом понравившемся дистанционном вузе. Обучение происходит без отрыва от работы и семьи. Обычно, посещение вуза требуется при подаче документов (зачислении), защите курсовых, защите дипломной работы и для получения диплома.

Слайд 5

Считается, что дистанционное обучение не только должно прийти на помощь традиционному образованию, но и в значительной мере изменить представление о нем. По оценкам западных социологов, стандартную модель образования, в которой человек, однажды получивший квалификацию, пользуется полученными знаниями всю жизнь, уже можно считать устаревшей. Сегодня актуальна концепция непрерывного обучения, а диплом о высшем образовании больше нельзя считать однозначным свидетельством наличия всех знаний, необходимых для работы по специальности*.

Слайд 6

Учиться всю жизнь, совмещая это с работой?

Именно это делает современные технологии дистанционного обучения необходимыми. Достоинства такого подхода к образованию очевидны. Прежде всего, это практически неограниченная масштабность. Например, если в рамках традиционного учебного процесса профессор может прочитать лекцию нескольким сотням студентов, то курс, записанный на видео и переданный через Интернет, может в принципе прослушать любое количество желающих. А это, в свою очередь, означает, что студенты имеют возможность выбирать из множества виртуальных учителей наиболее интересных и компетентных.

Слайд 7

Для вузов и других образовательных организаций дистанционное обучение может стать серьезным источником дохода, поскольку затраты на него значительно ниже, чем ведение «живого» образовательного процесса. Для студентов дистанционного обучения также выгодно в силу своей дешевизны и гибкости. Более того, Интернет дает дополнительные возможности людям, которые живут вдали от крупных образовательных центров, и людям с ограниченными физическими возможностями*.

Слайд 8

Преимущества дистанционного образования:

Приобретение профессиональных знаний и умений по высокому образовательному стандарту, вне зависимости от места проживания. Для обучения не существует территориальных границ, есть только одно требование - возможность доступа к Internet для работы на учебном Internet – портале. Возможность получения образования без отрыва от профессиональной деятельности. Многим студентам очных отделений приходится совмещать работу и учебу и они вынуждены пропускать занятия, в то время как обучающиеся дистанционно самостоятельно планируют свое время, получая опыт работы наряду с получением качественного образования.

Слайд 9

Затраты на заочное обучение с применением дистанционных образовательных технологий значительно ниже, чем затраты на образование, получаемое традиционным способом. Индивидуальное обучение, гибкий график и удобное расписание экзаменов. Доступность студентам - инвалидам и лицам с ограниченными возможностями. Полный комплекс учебных материалов, разработанный ведущим профессорско-преподавательским составом университетов, применяющих дистанционное обучение.

Слайд 10

Развитие дистанционного обучения в России происходит на фоне серьезных изменений на мировом рынке образовательных услуг.

Основным вектором этих изменений является глобализация. Сейчас можно с уверенностью говорить о постепенном стирании границ между системами образования, которые сформировались в различных странах. Миграционные процессы, приобретая общемировой характер, вынуждают вузы следовать принципу «наш диплом – для гражданина мира. В этом контексте дистанционное обучение, еще недавно принимавшееся как вспомогательный компонент, все больше обосабливается в самостоятельную, четко выстроенную систему обучения, затрагивающую практически все страны и образовательные учреждения. Сейчас ведущие институты, университеты, колледжи разворачивают у себя системы дистанционного обучения, чтобы получить образование у них мог любой желающий вне зависимости от гражданства и местонахождения*».

Слайд 11

Другой стороной глобализации становится укрепление и развитие открытых образовательных сообществ и консорциумов, в которые включаются как известные университеты, так и молодые образовательные учреждения. В отличие от традиционного образования дистанционное обучение является в этом отношении очень гибким инструментом*.

Слайд 12

Ни для кого не секрет, что сегодня образование переживает не самые лучшие времена, что в первую очередь связано с затянувшимся переводом образовательных услуг на рыночную основу. О трудностях и проблемах сейчас говорят очень много, в том числе и в контексте дистанционного обучения*.

Слайд 13

В целом же, большинство проблем дистанционного обучения в нашей стране очевидны. В России все еще достаточно слабо развита инфраструктура Интернета, а ее модернизация в расчете на каждого жителя обходится очень дорого: в среднем в 5–6 раз дороже, чем в Западной Европе. При этом большая часть населения имеет невысокие доходы и низкую компьютерную грамотность, что тоже существенно мешает появлению массовых программ дистанционного обучения.

Слайд 14

У дистанционного обучения существуют и собственные специфические проблемы. И они сегодня являются самыми сложными. Речь идет о дидактике. Дело в том, что большая часть вузов, приходящих к дистанционному образованию, допускает стандартную ошибку – формально переносит сюда дидактику, принятую в традиционном высшем образовании.

Слайд 15

КАКОЕ ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ МОЖНО ПОЛУЧИТЬ ДИСТАНЦИОННО

Обучаясь дистанционно, можно получить как первое, так и второе высшее образование. Бакалавр – наиболее распространенная, при дистанционном обучении, квалификация. Кроме того, можно получить дистанционно квалификацию специалиста. Также, дистанционно, можно учиться в магистратуре.

Слайд 16

СТАТУСЫ ДИСТАНЦИОННЫХ ВУЗОВ

Дистанционные вузы бывают государственными и негосударственными. Основными регулирующими документами являются свидетельство о государственной аккредитации и лицензия на ведение образовательной деятельности выдаваемые либо на определенный срок, либо бессрочно. Эти документы могут получить как государственные, так и негосударственные вузы.

Слайд 17

ВЫДАВАЕМЫЕ ДОКУМЕНТЫ О ПОЛУЧЕННОМ ВЫСШЕМ ОБРАЗОВАНИИ

Вузы, имеющие государственную аккредитацию, выдают своим студентам, обучавшимся дистанционно, дипломы государственного образца. Форма обучения, указываемая в дипломе – заочная. Помимо этого, вузы могут выдавать дополнительные документы, такие например, как общеевропейское приложение к диплому (DiplomaSupplement).

Слайд 18

СРОКИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ И ОПЛАТА

Сроки дистанционного обучения могут зависеть от выбранной специальности, типа получаемого образования (первое или второе высшее), получаемой квалификации, базового образования и варьируются, в основном, от двух до шести лет. Независимо от того, государственный вуз или нет, дистанционное обучение, в основном, платное. Плата взимается либо за семестр, либо за курс (год обучения), либо за весь срок обучения. Некоторые вузы позволяют вносить оплату помесячно.

Слайд 19

Заключение

Данный способ получения знаний оказывает позитивное влияние на студента, повышая его творческий и интеллектуальный потенциал за счет самоорганизации, стремления к знаниям, умения использовать Internet-технологии и взаимодействовать с компьютерной техникой.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Дистанционное обучение в общеобразовательной школе. В первую очередь, дистанционное обучение – это желание получить образование!

2 слайд

Описание слайда:

Дистанционное обучение (ДО) - взаимодействие учителя и учащихся и учащихся между собой на расстоянии, отражающее все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения) и реализуемое специфичными средствами Интернет-технологий или другими средствами, предусматривающими интерактивность. «Педагогические технологии дистанционного обучения» Под редакцией Е.С. Полат. М., «Академия», 2006.

3 слайд

Описание слайда:

История. В Европе в конце XVIII века, с появлением регулярной и доступной почтовой связи, возникло "корреспондентское обучение". Учащиеся по почте получали учебные материалы, переписывались с педагогами и сдавали экзамены доверенному лицу или в виде научной работы. В России данный метод появился в конце XIX века. Начало XX века характеризуется бурным технологическим ростом, наличием телеграфа и телефона. Но достоверных фактов об их использовании в обучении, нет. В то же время, продолжается эпоха «корреспондентского обучения», множество ВУЗов во всем мире вели и ведут его до сих пор. Появление радио и телевидения внесло изменения в дистанционные методы обучения. Это был значительный прорыв, аудитория обучения возросла в сотни раз. Многие еще помнят обучающие телепередачи, которые шли, начиная с 50-х годов. Однако у телевидения и радио был существенный недостаток - у учащегося не было возможности получить обратную связь. В 1969г. в Великобритании был открыт первый в мире университет дистанционного образования – Открытый Университет Великобритании, он был назван так, чтобы показать его доступность за счет невысокой цены и отсутствия необходимости часто посещать аудиторные занятия. Другие известные университеты с программами дистанционного обучения за рубежом: University of South Africa,1946. FernUniversität in Hagen(Германия, 1974). Национальный технологический университет (США, 1984)(программы ДО по инженерным специальностям), Открытый университет Хаген (Германия), INTEC-колледж Кейптауна (ЮАР), Испанский национальный университет дистанционного обучения, Открытая школа бизнеса Британского открытого университета, Австралийская территориальная информационная сеть.

4 слайд

Описание слайда:

В конце 80-х доступность персональных компьютеров дала новую надежду, связанную с упрощением и автоматизацией обучения. Компьютерные обучающие программы появились на первых компьютерах в виде различных игр. В 1988 был реализован Советско-американский проект «Школьная электронная почта». Пионерами спутниковых технологий дистанционного обучения в 1990-х стали Международная ассоциация "Знание" и ее коллективный член Современная гуманитарная академия. В России датой официального развития дистанционного обучения можно считать 30 мая 1997 года, когда вышел приказ № 1050 Минобразования России, позволяющий проводить эксперимент дистанционного обучения в сфере образования. В XXI веке доступность компьютеров и Интернета делают распространение дистанционного обучения еще проще и быстрее. Интернет стал огромным прорывом, значительно большим, чем радио и телевидение. Появилась возможность общаться и получать обратную связь от любого ученика, где бы он ни находился. Распространение «быстрого интернета» дало возможность использовать «он-лайн» семинары (вебинары) для обучения.

5 слайд

Описание слайда:

Современное дистанционное обучение строится на использовании следующих основных элементов: среды передачи информации (почта, телевидение, радио, информационные коммуникационные сети), методов, зависимых от технической среды обмена информацией

6 слайд

Описание слайда:

Формы организации дистанционных занятий Чат-занятия - учебные занятия, осуществляемые с использованием чат-технологий. Чат-занятия проводятся синхронно, то есть все участники имеют одновременный доступ к чату. В рамках многих дистанционных учебных заведений действует чат-школа, в которой с помощью чат-кабинетов организуется деятельность дистанционных педагогов и учеников. Веб-занятия - дистанционные уроки, конференции, семинары, деловые игры, лабораторные работы, практикумы и другие формы учебных занятий, проводимых с помощью средств телекоммуникаций и других возможностей «Всемирной паутины». Телеконференции - проводятся, как правило, на основе списков рассылки с использованием электронной почты. Для учебных телеконференций характерно достижение образовательных задач. Также существуют формы дистанционного обучения, при котором учебные материалы высылаются почтой в регионы.

7 слайд

Описание слайда:

Анализ отечественной и зарубежной теории и практики дистанционного образования позволил отметить характерные особенности, присущие дистанционному образованию. Среди них: «Гибкость» «Модульность». «Параллельность». «Дальнодействие». «Асинхронность» «Охват». «Рентабельность» «Преподаватель». «Обучающийся». «НИТ» «Социальность». «Интернациональность».

8 слайд

Описание слайда:

Принципы и средства дистанционного обучения. Одним из перспективных направлений развития дистанционного обучения является взаимопроникновение идей информационных технологий и передовых педагогических идей и подходов. В современных педагогических концепциях обучение перестает рассматриваться только как процесс передачи знаний от учителя ученику. Определяющей тенденцией современного обучения является переход к личностно ориентированной системе образования.

9 слайд

Описание слайда:

Принцип стартовых знаний- для того, чтобы эффективно обучаться в системе дистанционного образования, необходимы некоторые стартовые знания и аппаратно-техническое обеспечение. Необходимо иметь не только компьютер с выходом в ИНТЕРНЕТ, но и обладать минимальными навыками работы в сети. Принцип интерактивности- современные средства телекоммуникаций в дистанционном обучении обеспечивают более интерактивный способ обучения по сравнению с заочным обучением. Контакты учащихся с преподавателем интерактивны. Принцип индивидуализации -в силу интерактивного стиля общения и оперативной связи в дистанционном обучении открывается возможность индивидуализировать процесс обучения. Преподаватель в зависимости от успехов ученика может применять гибкую, индивидуальную методику обучения, предлагать ему дополнительные, ориентированные на ученика блоки учебных материалов, ссылки на информационные ресурсы. Поскольку фактор времени становится не критичным, ученик может также выбрать свой темп изучения материала, т.е. может работать по индивидуальной программе, согласованной с общей программой курса. Принцип педагогической целесообразности применения средств новых информационных технологий. Принцип является ведущим педагогическим принципом и требует педагогической оценки каждого шага проектирования, создания и организации системы дистанционного обучения.

10 слайд

Описание слайда:

Большинству образовательных учреждений, начинающих внедрять технологии дистанционного образования, присуща «детская болезнь» увлечения средствами новых информационных технологий, особенно ИНТЕРНЕТОМ. Это вызвано, в первую очередь, их привлекательными дидактическими свойствами и порой приводит к фетишизации, а как следствие- к неправильной преимущественной ориентации на какое-то средство обучения. При принятии таких решений требуется учитывать российский опыт сетевого обучения. Так, опыт Санкт-Петербургского технического университета показал, что оптимальное соотношении различных средств дистанционного образования, выглядит следующим образом: печатные материалы - 40:50%, учебные материалы на WWW-серверах - 30:35%, компьютерная видеоконференцсвязь - 10:15%, другие средства- 5:20%.

11 слайд

Описание слайда:

Дистанционное обучение призвано решать специфические задачи, относящиеся к развитию творческой составляющей образования и затрудненные для достижения в обычном обучении: -усиление активной роли учащегося в собственном образовании: в постановке образовательных целей, выборе доминантных направлений, форм и темпов обучения в различных образовательных областях; -резкое увеличение объема доступных образовательных массивов, культурно-исторических достижений человечества, доступ к мировым культурным и научным сокровищам для детей из любого населенного пункта, имеющего телесвязь; -получение возможности общения учащегося с педагогами-профессионалами, со сверстниками-единомышленниками, консультирование у специалистов высокого уровня независимо от их территориальной расположенности; -увеличение эвристической составляющей учебного процесса за счет применения интерактивных форм занятий, мультимедийных обучающих программ; -более комфортные, по сравнению с традиционными, условия для творческого самовыражения ученика, возможность демонстрации учениками продуктов своей творческой деятельности для всех желающих, широкие экспертные возможности оценки творческих достижений детей; -возможность соревнования с большим количеством сверстников, расположенных в различных городах и странах при помощи участия в дистанционных проектах, конкурсах, олимпиадах.

12 слайд

Описание слайда:

Востребованность дистанционной формы обучения в школе обусловлена следующими факторами: Заметно растет количество учащихся старших классов, желающих изучать тот или иной предмет школьной программы, не являющийся для них профильным. Очевидна необходимость такой формы обучения для детей-инвалидов и других категорий учащихся, не имеющих возможности обучаться в очной форме. Весьма полезна могла бы быть дистанционная форма обучения для системы профильного обучения. Дистанционная форма обучения могла бы помочь в подготовке и сдачи Единого государственного экзамена и при поступлении в высшие учебные заведения. Наконец, дистанционная форма обучения могла бы дать возможность учащимся ликвидировать пробелы в знаниях или наоборот углубить свои знания в интересующих их областях.

13 слайд

Описание слайда:

Каковы же формы дистанционных занятий по физике? Проанализировав различные материалы сети Internet я выбрала несколько возможных вариантов дистанционных занятий. Сразу хочу отметить, что я не претендую на полноту и категоричность своих суждений. Исходила из следующих соображений: 1. Это должно быть не сложно для освоения человеком, который не обладает особыми знаниями в области ИКТ. 2. Используемые сервисы должны быть бесплатными. Поэтому такие варианты как Moodle мною пока были отсеяны.

14 слайд

Описание слайда:

Moodle - система управления курсами (система управления содержимым), также известная как система управления обучением или виртуальная обучающая среда. Представляет собой свободное (распространяющееся по лицензии GNU GPL) веб-приложение, предоставляющее возможность создавать сайты для онлайн-обучения. Основной сайт проекта: http://moodle.org/. Сайт с русскоязычной документацией: http://docs.moodle.org/ru/.

15 слайд

Описание слайда:

Сформулирую отобранные варианты дистанционных занятий. 1.Занятия через блог. Педагоги уже используют блоги в практике преподавания http://galmyas.blogspot.com/, http://blognauroke.blogspot.com/. В последнем из указанных блогов есть много полезной информации по организации обучения через блог и есть ссылки на блоги преподавателей.Один из пробных вариантов такого урока по физике (который включает в себя инструктаж, так называемый, «установочный» видеоурок, домашнее задание и его проверку)можно посмотреть здесь: http://urokurovni.blogspot.com.

16 слайд

Описание слайда:

2.Создание курса видеоуроков для дополнительных занятий по предмету. Пробные видеоуроки смотрите на блоге: http://thiziki.bloqspot.com/. 3.Вебинарные комнаты. Существуют бесплатные сервисы для проведения вебинаров. 4.Twiddla.(web-конференц-игровая площадка.) 5.Dabbleboard.(интерактивная доска онлайн) Последние два пункта очень подробно и с примерами описаны на блоге http://blognauroke.blogspot.com/. 6. Нет пределов возможностей Skype. Это форма наиболее приближена к реальному живому обучению.

17 слайд

Описание слайда:

Программа курса дистанционного обучения по физике "Познай физику в задачах и экспериментах" Она позволит расширить возможности выстраивания учеником индивидуальной образовательной траектории и преследует следующие цели: 1. Обеспечить углублённое изучение отдельных разделов программы по физике; 2. Создать условия для существенной дифференциации содержания обучения учащихся; 3. Способствовать установлению доступа к полноценному образованию одарённым категориям учащихся в соответствии с их способностями, индивидуальными склонностями и потребностями.

18 слайд

Описание слайда:

Обучаемым предоставляется возможность пользоваться помощью преподавателя и получать необходимые консультации по электронной почте или при помощи программы Скайп (или Skype).Это программа позволяет общаться через сеть интернет с учениками. Программа разработана компанией Skype Limited. Программа позволяет: -вести индивидуальную переписку, обмениваться сообщениями с учениками и учителем, так же как и в других программах вида ICQ, QIP или Jabber. -при наличии микрофона и наушников, можно пользоваться телефонной связью и просто разговаривать.. -при наличии веб-камеры, микрофона и наушников, можно проводить видеоконференции, видеть собеседника, слышать его и отвечать.

19 слайд

Описание слайда:

Реализация данной программы: 1.Первое занятие состоялось очно, где мы познакомились, сформулировали условия и расписания занятий. 2.На школьном сайте выкладываются тексты заданий и дополнительные материалы для их выполнения.(опубликованы уже 16 заданий). 3.В удобное для учеников и учителя время через Skype проводим консультации, обмен мнениями и частично проверяется ход выполнения заданий. 4.Выполненные задания ученики приносят на проверку учителю. 5.Раз-два в неделю встречаемся в аудитории для окончательного анализа выполнения заданий.

20 слайд

Описание слайда:

Что пока не удается? Над чем необходимо работать? 1.Необходимо создавать однородные группы (сегодня-3 человека выполняют задания ЕГЭ уровня С, 2 человека – восполняют пробелы, пытаются выполнять задания ЕГЭ уровня А и частично В) 2.Не всегда удается проводить видеоконференции со всеми участниками одновременно(слышим друг друга,но не видим,или видим,но плохо слышим и т.д.) 3.Специфика предмета физика: объяснить задачу без демонстрации рисунка, схемы,графика подчас не представляется возможным, а это пока не удается! Нет необходимой техники, нужных наработок!

21 слайд

Описание слайда:

4.Для образования в любой форме нужен мотив. Дистанционное образование поначалу может привлекать некоторой новизной. Но оказывается, что дальше требуются такие нешуточные качества как ответственность, умение планировать время, самостоятельность при выполнении работ и т.д. – все, что требуется от взрослого человека. А к этому далеко не все готовы!

22 слайд

Описание слайда:

Советую прочитать: 1. Дистанционное обучение. Статья доктора педагогических наук, профессора, заведующей лабораторией дистанционного обучения Института общего среднего образования Российской Академии образования ПОЛАТ Евгении Семеновны. 2. Педагогам о дистанционном обучении. Методическое пособие под общей редакцией заместителя директора Регионального центра оценки качества образования и информационных технологий Т. В. Лазыкиной.

Слайд 2

ДО как глобальное явление

Около 1000 центров дистанционного образования во всем мире 15 миллионов студентов (13-14% от общего числа) Содействие развитию ДО определено как приоритетная задача в статье 126 Маастрихтского договора - учредительного договора Европейского союза

Слайд 3

Определение ДО

Общепринятого, канонического определения ДО не существует «Дистанционное образование содержит в себе примечательный парадокс: оно уверенно утвердило своё существование, но не в состоянии определить, что оно такое" (Д.Шел)

Слайд 4

Тавтологическое определение

Образование на расстоянии, предполагающее опосредованную двухстороннюю коммуникацию между обучающимся и обучающим "Если дистанционное образование может быть рассмотрено как "образование на расстоянии", оно вообще не нуждается в определении" (Д.Шел)

Слайд 5

«Learning" означает "изучение", то есть главным образом самостоятельное приобретение знаний о предмете, поэтому для англоязычных авторов словосочетание "distance learning" обозначает только одну сторону ДО, включающего в себя, в отличие от самообразования, ещё и "teaching", то есть осуществляемого во взаимодействии с преподавателем. С учётом этого, термин "distance education" - "дистанционное образование", охватывая и "обучение", и "изучение", оказывается более ёмким и адекватным для обозначения ДО как целого, образовательного явления.

Слайд 6

«Дистанционное образование" или "дистанционное обучение"?

Термин "distance learning" используется в англоязычных работах, как правило, когда речь идёт по преимуществу о самостоятельно организуемой и управляемой образовательной и познавательной активности учащегося в рамках дистанционного образования

Слайд 7

Когда же говорится о ДО в общем плане - включая модели ДО, в которых решающую роль играет преподаватель, - опять используется термин "distance education". Показателен в этом отношении английский вариант доклада ЮНЕСКО "Open and distance learning. Prospects and Policy Considerations" (UNESCO - 1997)

Слайд 8

Правильный термин - "дистанционное образование", потому что существенным слагаемым ДО, кроме обучения, является ещё и самостоятельное изучение (и, во многих случаях - воспитание, или социализация: выработка или освоение учащимся определенных социальных и нравственных норм).

Слайд 9

Выводы

При соблюдении формально-логических требований к определению, "дистанционное образование" должно быть определено не как того или иного вида технология и не как особая информационно-образовательная среда, но как форма образования, поскольку именно "образование" является для него родом (родовым понятием).

Слайд 10

Видовым отличием дистанционного образования от других форм образования, прежде всего, от очного образования и самообразования, является способ получения образования через опосредованную/на расстоянии интерактивную коммуникацию, при этом конкретные средства, каналы и технологии такой коммуникации не носят характера критического признака ДО. Их набор не может быть определен раз и навсегда, он варьируется и включает в себя, наряду с телекоммуникациями, интерактивные учебно-методические материалы на различных носителях.

Слайд 11

Форма (характер, способ) интерактивной образовательной коммуникации, по разному называемая в разных нормативных документах ("форма получения образования", "форма освоения образовательных программ" в Законе РФ "Об образовании", "форма (способ) предоставления" ("Modality of provision" - в Revised version II.ISCED (1996) ЮНЕСКО), представляет собой тип видовогоотличия, или обособления различных форм образования в пределах понятия "образование" - классификационную переменную.

Слайд 12

В соответствии со значением этой классификационной переменной ("опосредованная/на расстоянии коммуникация") дистанционное образование на уровне общего определения, как форма образования, совпадает с заочным образованием и, в редуцированном виде, с экстернатом, занимая, как следствие этого, место в МСКО, аналогичное месту заочного образования в российской классификации форм образования.

Слайд 13

Терминологически корректно (в том числе, с учётом этимологии терминов - их происхождения из англо-американской языковой традиции) применять, имея в виду ДО в целом, термин "дистанционное образование" как систему совместной деятельности учащихся и обучающих; термин "дистанционное обучение" - говоря о деятельности обучающих: лиц и учреждений; термин "дистанционное изучение" - в отношении самостоятельной или в основном самостоятельной деятельности учащихся.

Слайд 14

Дистанционное или дистантное?

"Distance", в основном значении, согласно словарю Merriam-Webster, - это существительное, переводимое, что общеизвестно, как "расстояние" или "дистанция". "Distant", согласно тому же словарю, - прилагательное, основное значение которого "отдалённый", "отделённый большим расстоянием", "далёкий от", "дистанцированный (в пространстве, времени, отношениях)".

Слайд 15

“Distance education (learning)" однозначно понимается и англо-американцами, и всеми другими как "образование (изучение) на расстоянии", или "дистанционное образование (изучение)", то "distant education (learning)" имеет дополнительный ощутимый смысл "дистанцированный", "далёкий от", что побуждает переводить и понимать, например, словосочетание "distant education student" как "студент, далёкий от образования".

Посмотреть все слайды