Понимание сущности гражданской активности личности и ее проявление в представлениях о славе как свойстве сознания и поведения личности. Активная гражданская позиция - это что такое? Гражданская деятельность

Выходные данные сборника:

ПОНИМАНИЕ СУЩНОСТИ ГРАЖДАНСКОЙ АКТИВНОСТИ ЛИЧНОСТИ И ЕЕ ПРОЯВЛЕНИЕ В ПРЕДСТАВЛЕНИЯХ О СЛАВЕ КАК СВОЙСТВЕ СОЗНАНИЯ И ПОВЕДЕНИЯ ЛИЧНОСТИ

Калинина Ирина Анатольевна

канд. психол. наук, доцент кафедры Теории менеджмента и бизнес-технологий
РЭУ им. Г.В. Плеханова,
РФ, г. Москва

E - mail : kalinina 309@ yandex . ru

UNDERSTANDING THE NATURE OF CIVIL ACTIVITY OF THE PERSONALITY AND ITS MANIFESTATION OF THE NOTIONS OF GLORY AS THE PROPERTY OF CONSCIOUSNESS AND BEHAVIOR OF THE INDIVIDUAL

Kalinina Irina

candidate of Science, assistant professor of the Department of management Theory and business technologies,
Plekhanov Russian University of Economics (PRUE),
Russia, Moscow

Статья подготовлена при поддержке РГНФ. Проект №15-26-01008

АННОТАЦИЯ

В статье рассматриваются различные подходы к пониманию «гражданской позиции» и основные его составляющие, а также взаимодействие комплекса предпосылок, способствующих проявлению социальной активности, в том числе и переживания ощущения славы. Определены основные составляющие, входящие в состав понятия «гражданская позиция», что позволило рассматривать данное явление как приобретенное и формируемое со стороны общества качество, которое развивается и совершенствуется на протяжении всей жизнедеятельности человека. Гражданская позиция может изменяется в зависимости от условий, в которые попадает личность.

ABSTRACT

The article discusses various approaches to understanding "citizenship" and its major components, and the interaction of the complex preconditions conducive to the manifestation of social activity, including experiences feelings of glory. The main components included in the concept of "citizenship", which allowed considering this phenomenon as acquired and generated by the company"s quality, which is developed and improved throughout the life of the person. Civil position may change depending on the conditions in which gets a person.

Ключевые слова: гражданская позиция; активность личности; гражданин; ценности личности; общество; ощущение славы.

Keywords: citizenship; the individual"s activity; citizen; values; personality; society.

Для понимания мотивов проявления гражданской активности личности необходимо разобраться с понятием «гражданская позиция», т. к. в толковом словаре Даля «позиция» рассматривается как некое начало движения в определенном направлении и является некой отправной точкой проявления разнообразных форм поведения.

Так, в работах классического периода описание личности происходит с точки зрения ее внутренней позиции, где отправной точкой являются мысли, чувства и преставления об обществе.

Следует отметить, что внутренняя позиция человека не всегда будет соответствовать его поведению в обществе. Индивид может иметь определенное мнение на проблему и собственные путь решения, но по ряду причин поступать совершенно иным образом, либо проявить индифферентность и вообще не приступать к решению проблемы.

Изучения относительно позиции личности проведены со стороны различных наук, таких как социология, философия, педагогика и психология, но интересно, что представления о содержании этого понятия схожи.

Так, например, в философском словаре «позиция» трактуется относительно наличия точки зрения или принципа, которые заложены в формы поведения и демонстрируются в поведенческих действиях, т. е. речь идет о внутренней позиции, которая находит свое отражение во внешнем, через отношение личности мы можем размышлять о мотивах его поведения или готовности к действиям.

Психологический словарь подтверждает такой поход, рассматривая индивида в системе отношений с обществом через поведенческие реакции, при этом положение человека может выступать обобщенной характеристикой индивида и задавать свойственную ему статусно-ролевую структуру.

Доказательством именно такого содержания понятия «позиция» могут быть многочисленные исследования.

Так, Ананьев Б.Г. рассматривая позицию личности, в первую очередь, уточняет ее через систему общественных функций, и речь в этом случае может идти как об экономической направленности, так о правовой.

Такие представления полностью коррелируют с социальными науками, где «позиция» в первую очередь понимается как наличие прав и обязанностей человека перед обществом.

В этой связи близкими для интерпретации становятся понятия «социальная роль», «ролевые предписания», которые рассматриваются независимо от индивидуальных свойств, но привязаны с культурной составляющей.

Кон И.С. и Ануфриева Е.А., подтверждая такой подход, конкретизируют, что содержание общественных функций в большой степени привязано к исторической эпохе или к стереотипным преставлениям общества, в котором находиться индивид .

В работах Асмолова А.Г. позиция личности также рассмотрена через систему общественных связей, в которых человек реализует свои качества, как врожденные, например, темперамент, так и приобретенные, например, знания, умения, особенности мышления. Индивидуальные особенности в системе общественных связей являются основой выбора объективных возможностей удовлетворения потребностей человека.

Радионова Н.Ф. в системе общественных связей видит объективно-субъективный характер. Объективный характер данной системы детерминирован обществом, а субъективность заложена в отражении общественных преставлений в сознании индивида.

Если в приведенных ранее исследованиях «позиция» воспринимается как система отношений, то Григорьева А.И., Исаев Е.И, Слободчиков В.И. рассматривают ее как интегративную характеристику всего образа жизни. Только в таком понимании можно размышлять о человеке как субъекте собственной жизнедеятельности, определяющим способы реализации базовых потребностей, и речь в этом случае идет о единстве сознания и деятельности.

Итак, рассматривая «позицию» с точки зрения деятельностного подхода можно утверждать, что ее формирование - это не одномоментное действие, а непрерывный процесс, осуществляемый в деятельности.

Выбирая предметом изучения позицию, можно по сути представить «пространство движения индивида», в котором он существует объективно, но с другой стороны, субъективно, т. к. это движение соответствует его личным преставлениям.

Безусловно, позиция - это непрерывный процесс, но у нее тоже могут быть свои временные характеристики, т. к. жизненные события конечны.

Временная завершенность событий и есть эти точки объективирования и субъективирования, которые позволяют задавать новые векторы движения.

Анализируя результаты аналитических размышлений представленных авторов, позицию человека можно представить в виде направленного вектора движения (рис. 1):

Рисунок 1. Понимание «позиции» в социуме

Итак, понимание «позиция» включает в себя систему отношений, которая представлена как совокупность:

· субъективного и объективного,

· психологического компонента и социального статуса

· актуального состояния и потенциального движения.

Однако понимание содержания «позиция» все же не определяет вектор направления, он в этом случае может иметь направленность, как в сторону общества, так и отрицательный характер, поэтому не менее важно содержание понятия «гражданин».

Если говорить о европейских представлениях, то «гражданин» является лицом, которое обладает гражданскими правами и обязанностями и может быть, как партнером государства и общества, так и находиться к ним в определенной оппозиции .

Философским представлениям относительно статуса «гражданина» близка направленность сознательного сочетания личных и общественных интересов, через совокупность нравственных качеств, в этом случае «гражданин» - цивилизованный член государства и общества. Т. е. в этом случае особых противоречий между личностью и обществом не возникает. Возможно ли внутриличностная бесконфликтность в современном обществе?

Стоит отметить в этой связи и противоположные позиции. Так, например, известный политик В. Новодворская утверждала, что в любом обществе есть «граждане» и «неграждане» . С ее точки зрения, граждане, это как раз те, кто выступает против власти, против режима, потому что они, по ее словам, не «стадо». Следуя такой логике, права в обществе должны иметь только граждане, которые своей борьбой за свободу и независимость получают права и привилегии, в том числе и политические.

Надо сказать, что понятие «гражданин» остается актуальным в области публикаций из юридической сферы. Юридические публикации определяют роль гражданина перечнем особых общественных функций, к числу которых относят «права и обязанности, предусмотренные конституцией», «участие гражданина в политической и правовой жизни общества», «знание прав и свобод».

Как термин, понятие «гражданин» (лат. “civilis”) впервые начали применяться в системе римского права, а в настоящее время в «Толковом словаре русского языка» под редакцией Д.Н. Ушакова оно имеет четыре основных значения :

Первое, это юридическое толкование, которое описывает сферу имущественных, родственных и прочих частных отношений между гражданами.

Второе, военное толкование, предполагает описание невоенной жизнь людей.

Третье, церковное толкование, предполагает описание поведения не церковного содержания и совершаемое вне церковных обрядов.

Четвертое, общественное толкование, которое сопряжено с морально-этической оценкой поведения человека как гражданина.

Сочетание «гражданская позиция» вообще не имеет в науке единого определения, и следуя проведенному аналитическому обзору предложенных подходов является достаточно дискуссионным.

Вероятно, это связано с тем, что исследователи разных наук знания сосредоточены на различных аспектах изучения гражданской позиции, так, исследование основных индикаторах гражданской позиции личности, рассмотрено в трудах классиков социологической мысли: Г. Спенсера, Э. Дюркгейма, Б. Скиннера, Дж. Хоманса, Т. Парсонса, Ч.Х. Кули, а выделение основных компонентов гражданской позиции представлены в работах Л.М. Архангельского, О.Г. Дробницкого, А.Г. Здравомыслова, Н.И. Элиасберга и других .

Вместе с тем, большинство ученых выделяют три основные составляющие, входящие в состав понятия «гражданская позиция»: патриотизм, гражданственность и социально-политическая активность (Рис. 2).

Рисунок 2. Компоненты, входящие в состав понятия «гражданская позиция»

Первый компонент - патриотизм.

Основными его индикаторами могут выступать: гордость за Родину, гордость за достижения, желание сохранять культурные особенности, идентификация себя со страной, готовность подчинить свои интересы интересам страны - некое социальное чувство.

Таким образом, именно в патриотизме заложено уважение к предкам, любовь и проявление терпимости, а высший проявлением патриотизма является благожелательность ко всем гражданам государства через почитание традиций и культуры общества, а также готовность к развитию и защите интересов своей страны и ее граждан.

Второй компонент - гражданственность.

Сущность гражданственности в сопричастности личности к общим делам государства, психологическое ощущение себя гражданином и полноправным членом общества, отсюда активная и сознательная включенность субъекта в дела и проблемы общества при наличии определенных убеждений.

Итак, чувство гражданственности возникает вследствие осознания человеком себя как личности, как самостоятельного, индивидуального члена общества, обладающего определенными правами и обязанностями, закрепленными в законодательстве, активно участвующего в принятии и осуществлении государственных решений и руководствующегося в повседневной жизни определенными моральными нормами и ценностями.

Таким образом, «гражданственность» тесно переплетается с «патриотизмом» и, на взгляд автора, должны использоваться в едином социальном контексте.

Третий компонент - социально-политическая активность - задает вектор движения .

Активность направлена на преобразование окружающей действительности и решение общественных задач. Социальная активность в большей степени зависит от уровня культуры общественных отношений и характера человека. общественных начал.

Иванишенко Н.Н. считает, что проявление активности зависит от принадлежности человека к 4 типам личности :

· индивидуалистически ориентированный;

· идеологически ориентированный;

· нормативно-правопослушный;

· общественно-политический.

Для индивидуалистически ориентированных типов присуще повышенное стремление рассматривать взаимодействие с обществом и свою гражданскую активность сквозь призму реализации труда.

Идеологически ориентированным типам характерно демонстрировать повышенную активность участия в сохранении культурно-исторического наследия страны.

Нормативно правопослушный тип заявляет о своей готовности полностью выполнять законодательно закрепленные обязанности граждан Российской Федерации.

Характерными чертами группы общественно-политического типа являются: активное желание участвовать в жизни страны. Причем, это участие понимается широко - от обсуждения до реальных как конструктивных, так и деструктивных шагов. Для представителей этой группы свойственно становиться членами различных общественных и политических организаций.

Таким образом, компоненты гражданской позиции могут быть представлены следующим образом (рис. 3).

Рисунок 3. Взаимодействие компонентов гражданской позиции

Анализ научных работ позволил нам прийти к следующим выводам:

·Гражданская позиция представляет комплекс субъективных качеств личности.

·Гражданская позиция выражает твердые убеждения и ответственность граждан

·Гражданская позиция порождает социальную ответственность и проявляется в целесообразной социально-культурной деятельности людей.

·Процесс формирования гражданской позиции длительный, его эффективность зависит от состояния гражданского общества и правового государства.

Таким образом, гражданская позиция формируется под воздействием комплекса предпосылок и способствует проявлению социальной активности, где фундаментом проявления активности является патриотизм.

Однако по словам Шнейдер Л.Б., патриотизм - это формируемое качество, которое возникает в силу переживания славы за страну, славы за свой народ . Эти стороны общественной жизни в современных исследованиях не рассмотрены даже отчасти.

На сегодняшний день данное направление имеет тенденцию к возрождению. Например, недавняя акция «Бессмертный полк» в честь Дня Победы, в которой через переживание славы за своих близких, а по сути, и за свою Родину, напрямую происходит формирование патриотических мотивов своего поведения.

Однако формирование патриотических мотивов и их трансформация в активную гражданскую позицию, как например, участие в акции «Бессмертный полк» возможна благодаря прохождению личностью ранее нескольких стадий (рис. 4.):

Первый этап - осознание своего «Я», саморефлексия относительно формирования своего собственного образа «Я»

Второй этап - становления качеств личности и готовность к поведенческому выбору.

Третий этап - готовность к проявлению качеств, свойственных собственному «Я».

Четвертый этап - использование возможностей среды для собственного развития. Этот этап находит свое отражение в социальных проектах.


Рисунок 4. Этапы становления качеств личности

Таким образом, активная гражданская позиция - это приобретенное и формируемое со стороны общества качество, которое развивается и совершенствуется на протяжении всей жизнедеятельности человека. Гражданская позиция может изменяется в зависимости от условий, в которые попадает личность.

Положительный вектор проявления гражданской позиции может быть лишь в случае наличия патриотических мотивов , которые возникают в силу переживаний чувства славы за близких, за Родину, а отнюдь, не как следствие переживания комплекса неполноценности.

На изучение данных вопросов направлено исследование «Кросс-культурный анализ представлений о славе как сущностном свойстве сознания и поведения личности», в котором ключевое внимание уделяется изучению гражданских, семейных и персональных представлений о славе у молодых россиян, так как решение проблем, стоящих перед нашим обществом сегодня во многом будет определяться гражданским самосознанием и социальным поведением молодежи.

Бакунова Е.А. Проявление гражданской активности на примерах экологических организаций (движений) // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. – 2018. – 1. – С. 34-37.

ПРОЯВЛЕНИЕ ГРАЖДАНСКОЙ АКТИВНОСТИ НА ПРИМЕРАХ

ЭКОЛОГИЧ Е СКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ (ДВИЖЕНИЙ)

Е.А. Бакунова , магистрант

Научный руководитель : Н.Н. Роготень, канд. геогр. наук, доцент

Московский государственный психолого-педагогический университет

(Россия ,г. Москва )

Аннотация . В статье рассматривается понятие гражданской активности ее ра з личные виды, которые можно увидеть через эколог ические движения и организации.

Ключевые слова: гражданская активность, экологическое движение «Мусора. Бол ь ше. Не т», краудфандинг, краудсорсинг, акция «Блогеры против мусора», «Зеленый пар о воз».

Актуальным вопросом на современном этапе развития в России является исслед о вание гражданской а ктивности и гражда н ского участия . Понятие гражданской а к тивности рассматривается учен ыми из разных областей науки: политологии, с о циологии, психологии, юриспруденции, на данный момент нет четкого определения гражданской активности. В основном и с пользуются разные определения, но о б щим для них является представление ее как гражданственность и гражданская п о зиция. Гражданская активность – это фо р ма активности общества, которая напра в лена на реализацию социальных интер е сов, присуща индивиду и различным о б щественным объединениям граждан. Она будет зависеть от духовных, политич е ских, культурных ценностей человека и общества. Гражданская акти в ность – это ответственное отношение к окружающему нас миру, возможность реализации собс т венных идей и партнерство, граждане м е няют роль пассивных наблюдателей на возможность активного участия в жизни общества. Гражданская активность – одна из форм общественной активности, выр а жающаяся в неравнодушном отношении к проблемам общества, способности и жел а нию проявить собственную гражданскую позицию, отстаивать групповые и личные права и интересы, это сознание личной о т ветственности за благополучие государс т ва.

Гражданская активность проявляется в разнообразных формах самостоятельной де я тельности граждан, их объединений, сетей и ассоциаций, которые обусловлены внутре н ними устремлениями и мотивами, не направленными на извлечение приб ы ли. На данный момент прослеживается тенденция увеличения числа движений. Процесс формирования активности гра ж дан, часто протекает стихийно, независимо от деятельности различных социальных институтов, путем обмена мнениями, ди с куссий, сопоставления различных точек зрения. Но часто гражданская активность – это результат действий государственных учреждений, полити ческих организаций и массмедиа [ 2 ] .

В настоящее время гражданская акти в ность в России проявляется в деятельности разнообразных некоммерческих (общес т венных) организаций. Общественные о р ганизации в России можно поделить на несколько типов:

1. Организации, оставшиеся традицио н ными с советского времени, такие как в е теранские организации, профсоюзы, орг а низации инвалидов ВОС, ВОИ и другие.

2. Небольшие узконаправленные орг а низации в разных сферах жизнедеятельн о сти и профессиональных организации.

3. Сформировавшиеся крупные фед е ральные и региональные некоммерческие организации в конце XX – начале XXI в е ка, в частност и получавшие финансиров а ние из- за р у бежа, до принятия закона «Об иностранных агентах».

4. Новый вид организаций и движений, построенных на общей проблематике, и организационных, как правило, гражда н скими активистами. Примерами здесь м о гут служить о р ганизациями – движения «Сделаем», «Стратегия 31», «Си ние в е дерки» и другие [ 8 ] .

В последние годы наблюдается рост гражданской активности у отдельных гр а ждан и общественных групп в решении актуальных социальных проблем.

Е сть известные примеры успешного влияния гражданских инициатив на ко н кретные решения и действия. Позитивно – креативное экологическое движение «М у сора. Б ольше. Нет» была основано в 2004 по личной инициативе петербуржца Ден и са Старка, в которое постоянно вовлек а ются новые участники и города, на данный момент около 100 городов – участников в России и 5 странах СНГ и более 1000 пр о веденных акций, распространение культ у ры гражданского участия, значительная площадь убранных территорий, появление новых движений и рост сетевой активн о сти. Когда было создано движение в него входило лишь одно отделение, которое с о стояло из небольшой группы людей, э ф фективно пров о дившей уборки. Одно из главных причин сетевого развития движ е ния стало желание и з менить окружающий мир вокруг. Сейчас акции движения соб и рают различное число участников, от н е сколько человек до с отен и даже тысячи участников [ 6 ] .

Разрушение в Подмосковье привычного места отдыха спровоцировало протестную кампанию в защиту Химкинского леса, растянувшаяся с 2006 г. на 5 лет протес т ная ка м пания приобрела общероссийскую и международную известность. В борьбе за «Защиту леса» от вырубки сложилась некая инициативная группа из жителей г. Химки, г. Москва и Московской обла с ти, образовалось «Экологическая протес т ная волна», проводились протестные а к ции, как за отмену строительства трассы, так и за ее строительство. После оконч а тельного решения о строительстве трассы движение приобрело и политический о к рас [ 8 ] .

П оявляются виды гражданской акти в ности, которые полностью реализуются в Инте р нете, например карта помощи при пожарах, карта раздельного сбора отходов , карта нужд детских домов, сбор средств на конкретные цели, мониторинг выборов по web -камерам и многое другое. Интернет предоставил среду для сущес т вования разнообразных активистских с о обществ и проектов, существующих тол ь ко в виртуальном виде. Они и с пользуются, когда другой вид самореализация нево з можен (низкая способность к коммуник а ции офлайн, высокие по требности в ан о нимности и т.д.) [ 9 ] . Благодаря програм м ным сервисам , у членов сетевых соо б ществ появлялась возможность использ о вать инструме н ты оперативного поиска нужных контактов и быстрого установл е ния связей между людьми для обществе н ной деятельности и совместных гражда н ских акций, тем самым сетевые сообщес т ва реа лизуют функцию самоорганиз а ции [ 5 ] .

На сегодняшний день не только Инте р нет, а в большей степени социальные сети и гражданские интернет – приложения я в ляются механизмом для эффективного и с пользования гражданского активности, мобилизации гражданских активистов и движений в целом. Социальные сети и и н тернет – приложения предоставления пр е доставляют значительные возможности коммуникаций, поиска ресурсов, передачи информации, становится реально дейс т вующим инструментом горизонтальных отношений и связей в обществе. Социал ь ные сети помогают организовать и кратк о срочные акции, собирающие многих л ю дей для решения конкретной задачи. В пример, можно привести форму массового субботника успешно прошла всеросси й ская акция «Блогеры пр отив мусора», с о бравшая около 20 тыс. участников [ 3 ] .

«Теплица социальных технологий» со з дает базу данных гражданских прилож е ний, в которой насчитывается более дву х сот проектов. Примерами могут быть пр о ект « Ecofront . ru » , который направлен на борьбы с не санкци онированными скопл е нием мус о ра [ 7 ] .

Активность в Интернете характеризуе т ся анонимностью, разнородностью и д и намизмом, обладает лучшей масштабн о стью и адаптивностью. При этом акти в ность в Интернете также зависит от акти в ной позиции инициатора, поскольку часто виртуальное сообщество или группа пр и соединяется, одобряет инициативу, не вс е гда готово разделить и нести организац и онные издержки [ 8 ] .

Также , механизмом развития гражда н ской активности в Интернете могут сл у жить краудфандинговые и краудсорсинг о вые площадки. В целом для России крау д фандинг и кр а удсорсинг достаточно новое явление. Краудфандинг – это коллекти в ное финансирование проекта в Сети, в особенности социальные, исследовател ь ские, волонтерские, благотвор и тельные проекты. Площадки краудфанди нга и с пользуются для привлечения средств под реализацию идеи. Примером может п о служить, недавно прошедшая акция в н о ябре 2017 краудфандинговая кампанию по сбору средств на вывоз и переработку о д ной тонны батареек из Ижевска в Чел я бинск на завод «Мегаполисресурс» (со б ранных на акциях по ра з дельному сбору вторсырья «Разделяйка»). Акция орган и зованна активистами «Зеленый паровоз» из Ижевска. В рамках кампании планир о валось собрать 200 тысяч рублей, кот о рые были успешно собраны , для реализации проекта . Спонсор мог пожертвовать л ю бую сумму или же сумму установленную организатором акции и получить еще и эко-подарок. В акции приняло участие 358 человек и з них 49 человек не из Иже в ска [ 1 ] .

В настоящее время в России формир у ется все больше условий для осуществл е ния гр а жданской активности. Активация деятельности НКО, рост гражданских движений, разв и тие интернет-технологий и работа государства направлена на третий сектор, дает свои р е зультаты. Усиливается значимость гражданского общества, ув е личивается количество человек, задейс т вованных в гражданских движениях и де я тельности НКО, растет качество гражда н ского участия. С каждым годом на де я тельность общественных движений и о р ганизация выделяются все большие ф и нансовые средства . Новые механизмы уч а стия расширяют границы действия ин и циативных граждан, где объединение и взаимодействие происходит через Инте р нет. Осуществление гражданской активн о сти заключается в и с пользовании более оперативной взаимосвязи, о нлайновых площадок для о б суждения . П о зитивные результаты некоторых гражданских ка м паний повышает уровень гражданской о т ветственности, опыт которых перенимают все чаще.

Библиографический список

1. Батарейка на утилизацию // Краудфандинг в России народное финансирование – URL: https :// planeta . ru / campaigns / batareiki _ na _ utilizatsiu (дата обращения: 20.11.2017) .

2. Вол кова Н.В., Гусева Л.А. Гражданская активность как зеркало политических и кул ь турных ценностей общества // Научное обозрение. Р еферативный журнал. – 2014. – № 1. – С. 80-81

3. Доклад о состоянии гражданского о бщества в Российской Федерации (2011 г.) – М.: Обществен ная палата Российской Федерации, 2012. – 142 с.

4. Карта раздельного сбора отходов от Гринпис России – URL : http://recyclemap.ru (д а та обращения 20.11.2017 ) .

5. Морозова Е.В., Мирошниченко И.В. Сетевые сообщества в условиях чрезвычайных ситуаций: новые возможности для граждан и для власти // Политические исследования. 2011. – №1 . – С. 12 .

6. О движении « Мусора.Больше.Нет» / / «Мусора.Больше.Нет» URL: http://musora.bolshe.net/page/about.html (дата обращения: 29.11.2017) .

7 . Региональные аспекты гражданской активности в современной России (на примере Я рославской области): монография / Е. Исаева, И. Маклашии, А. Соколов, А. Фролов . – М .: Проспект, 2015 . – 216 с.

8 . Российский неполитический акти визм: наброски к портрету героя // Отчет о резул ь татах исследования активизма в России . – Центр Грани, 2012. – 65 с.


MANIFESTATION CIVIL ACTIVITY ON EXAMPLES OF ENVIRONMENTAL

O R GANIZATION (MOVEMENTS)

E.A. Bakunova, graduate student

Supervisor: N.N. Rogotin , candidate of geographical sciences, associate professor

Moscow state university of psychology and education

(Russia, Moscow)

Abstract. In article deals with the concept of civil activity its different types which can be seen through the environmental movements and organizations.

Keywords: civil activity, environmental movements, « Musora.bolshe.net «, crowdfunding, crowdsourcing, action « Blogerprotiv «, «Zelenyi parovoz».

Гражданская активность молодежи (в социологии) - деятельность молодежи и молодежных социальных групп, направленная на изменение и развитие гражданского общества.

Теория гражданского общества разрабатывалась на основе историко-философских, социологических и политологических исследований, посвященных проблемам устройства жизни общества в системе государства. Проблематика идеи гражданского общества присутствовала в трудах ученых со времен Древней Греции. Именно там впервые было сформулировано понятие «гражданин», сущность которого раскрыта в историко-философских трудах Аристотеля, Платона и Цицерона. Развитие теории гражданского общества связано с изменениями общественных формаций. Проблемы гражданского общества нашли отражение в теории естественного права и общественного договора в трудах Ф. Бэкона, Т. Гоббса, Гуго Гроция, Дж. Локка, Ш. Монтескье, Ж.-Ж. Руссо, А. Фергюсона. С конца XVIII в. развиваются рационалистические учения Ф. Гизо, В. Гумбольдта, И. Канта, А. Токвиля.

На рубеже XIX–XX вв. происходит существенное развитие социологии, которая также вносит свой вклад в изучение проблем общественного развития (труды М. Вебера, Э. Дюркгейма, Н. Д. Кондратьева и др.).

В отечественной литературе идеи гражданственности и стабилизации общественного развития представлены трудами Н. А. Бердяева, С. Н. Булгакова, С. А. Котляревского, С. Л. Франка, Б. Н. Чичерина и др. В их работах проблема взаимоотношения гражданского общества и государства рассматривалась с иных, чем в западных концепциях, позиций. Эти отношения мыслились как партнерские, а не формируемые на основе противостояния государства и гражданского общества. ХХ в. существенно изменил представления о научной картине мира. Большое методологическое значение в связи с этим имеют труды, посвященные анализу формирующегося информационного общества. В современных условиях развиваются новые аспекты теории демократии и гражданского общества в трудах западных исследователей Г. А. Алмонда, Р. Арона, С. Вербы, М. Дюверже, К. Поппера и др.

С учетом исторического опыта развития идеи, национальных особенностей, а также специфики, обусловленной становлением глобального информационного общества, рассматривается проблематика гражданского общества в трудах современных отечественных исследователей - А. А. Аузана, Н. Е. Беловой, Ю. Н. Беляевой, Г. И. Ванштейна, В. В. Витюка, М. К. , Т. Н. Наумовой, С. Г. Смолькова, С. Л. Серебрякова, К. А. Феофанова, И. В. Ушаковой, А. В. Шевченко и др. Применительно к молодежной проблематике имеют значение материалы трех международных молодежных научных конференций «Гражданское общество в эпоху глобальной информатизации», прошедших в 2009–2011 гг. (Глобальное общество…, 2009, 2010, 2011), а также публикации по тематике информационного общества в аспекте участия молодежи (Луков, Погорский, 2014).

Современное развитие России сопряжено со становлением и развитием гражданского общества. Глубокие трансформационные процессы, явившиеся следствием перехода России на путь демократического развития потребовали поиска новых идей и форм организации жизни социума, которые обеспечивали бы ему устойчивое существование и развитие. Решение этих задач было невозможно без развития гражданского общества, призванного формировать социально-политическую активность личности и уравновесить государственное влияние различными формами самоорганизации и самоуправления.

Условием функционирования гражданского общества является наличие людей, способных конструктивно взаимодействовать с другими силами общества во имя общих целей, интересов, ценностей, а также готовых подчинять свои частные интересы и способы их достижения общему благу, выраженному в правовых нормах. «Вырастить» активного субъекта гражданского общества легче с , когда осуществляется процесс первичной социализации, формируется личность, что означает развитие молодого поколения в рамках новых общественных формаций, обеспечивающих построение нового государства с новой системой ценностей.

Институтами гражданского общества, среди прочих, считают органы местного самоуправления, средства массовой информации, политические партии, общественные объединения. Негосударственные, некоммерческие и добровольческие объединения принято называть организациями третьего сектора. Сочетание основных трех признаков - независимость, добровольность и неприбыльный характер деятельности - образует то своеобразие, которое позволяет отличить организации третьего сектора их от некоторых похожих организаций, принадлежащих государственным и коммерческим институтам. Реальные формы существования третьего сектора в разных странах являются итогом разрешения длительных противоречий и компромиссов между государством, рыночными субъектами и самими гражданами по поводу их доли ответственности и меры участия в социальном воспроизводстве.

Определяющим моментом становления гражданского общества является социальная ответственность. Ее роль в системе координации многоаспектных форм взаимосвязи интересов личности, общества и государства заключается в том, что ответственность как социальный феномен определяет пределы допустимой деятельности отдельных индивидов, групп, организаций в об­ществе. Это особенно важно в российских условиях, где традиционно велико понимание роли государства и крайне сложно проходит процесс разграничения обще­ственного, государственного и личного.

В то же время процесс трансформации российского общества сопровождается изменением роли государства и переносом центра тяжести многих воспроизводственных задач преимущественно на возрастающую активность и ответственность самих граждан, их хозяйственные, политические и иные организации и объединения.

Сегодня приоритетным направлением государственной молодежной политики на всех уровнях (муниципальном, региональном, федеральном), должны стать развитие социальной активности молодежи, гражданского самосознания через их участие в деятельности молодежных и детских общественных объединений, молодежных парламентов, правительств, иных консультативно-совещательных структур, созданных при органах законодательной и исполнительной власти разного уровня, органах студенческого самоуправления (Государственная молодежная политика…, 2013).

Общественное движение на современном этапе характеризуется как демонополизированное, вариативное по направленности деятельности, разнообразное по формам и механизмам реализуемых программ и проектов. Соответственно и деятельность большинства молодежных и детских общественных объединений выступает как разнонаправленная. Эти организации объединяют представителей разных социальных групп подростков и молодежи. Деятельность большинства организаций направлена на решение конкретных проблем общества, детей и молодежи. Многие из них реализуют программы по созданию социальных молодежных служб, бирж труда, развитию детского и молодежного предпринимательства, спорта, выявлению и поддержке молодых талантов, национально-культурному возрождению, летнему отдыху, решению жилищных проблем и т. д.

Обществом признается социальная значимость этих организаций. В отличие от неформального сообщества (группы, компании, банды и т. д.) в организации молодому человеку предоставляется возможность стать субъектом права и социальной деятельности. Она включает субъекта в систему социальных отношений, помогает постигать новые социальные роли. Такие молодежные группы заявляют о наличии у них гражданской цели.

Объединяющим началом для детского и молодежного движения России стало создание в 1992 г. ассоциации общественных объединений «Национальный совет молодежных и детских объединений России», цель деятельности которого - координировать усилия молодежных и детских общественных объединений России по защите и реализации интересов и прав молодежи и детей. В Национальный Совет входят 72 коллективных члена.

В 2001 г. создана общероссийская ассоциация общественных объединений «Союз молодежных организаций Российской Федерации» («СОЮЗМОЛ»).

В 2006 г. была сформирована Молодежная общественная палата (МОП), цель деятельности которой - подготовка кадрового резерва для органов государственной власти и выдвижение собственных предложений по формированию государственной молодежной политики. МОП объединила определенную часть молодежных лидеров в возрасте от 18 до 35 лет. В ее состав вошли представители таких молодежных объединений и политических движений, как Центр студенческих инициатив, Молодежный союз правых сил, Союз активной молодежи, Союз молодых ученых, молодежный центр либерально-демократической партии России, «Молодая гвардия» и др.

Характерным признаком современного развития молодежных и детских общественных объединений является добровольность вступления в организации. Это стало безусловной нормой их деятельности. Однако свобода выбора молодым человеком своей организации на данном этапе проявляется для большинства молодежи как свобода не выбирать ни одной из них, что существенно затрудняет диалог государственных и общественных структур с подрастающим поколением. Лишь немногие из молодежных общественных объединений предусматривают массовое членство в них молодых людей.

В середине 1990–х гг. началось оформление молодежных консультативно-совещательных структур, действующих при органах законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации (общественные молодежные палаты, парламенты, правительства, советы и т. д.), являющихся добровольными, самоуправляемыми формированиями, созданными по инициативе молодых людей, действующими с соблюдением принципов выборности и легитимности. Важным шагом в развитии молодежного парламентского движения стало создание молодежных парламентов.

Значительную роль в формировании гражданской активности молодежи с 1960-х гг. начали играть студенческие отряды. В 1965–1991 гг. в их работе приняло участие почти 13 млн юношей и девушек. Студенты трудились во всех сферах народного хозяйства, на территории всех областей, краев и республик Советского Союза. За это время были выработаны четкие правила организации и деятельности студенческих отрядов. Государство перешло на плановое формирование студенческих отрядов. Были законодательно закреплены льготы и преимущества для участников движения. Был сформирован механизм работы ССО начиная от отряда вуза и заканчивая Центральным штабом. С середины 1990-х гг. студенческие отряды начинают возрождаться в ряде российских вузов, тем не менее движение не является столь масштабным, как в СССР. В 2003 г. инициатива регионов по развитию студенческих отрядов была поддержана на федеральном уровне. 9 июля 2003 г. в г. Москве состоялось заседание Правительственной комиссии по делам молодежи «О государственной поддержке студенчества и студенческих отрядов», в соответствии с решением которого был создан межведомственный Координационный совет по поддержке деятельности студенческих отрядов в Российской Федерации.

17 февраля 2004 г. в Москве прошел Всероссийский Форум студенческих отрядов, посвященный 45-летию движения ССО на котором было учреждено Молодежное общероссийское общественное движение «Российские Студенческие Отряды».

Результаты экспедиционного исследования «Социально-экономическая эффективность молодежной политики в условиях формирования многополярного мира (региональный и федеральный аспект)» (2010) показали, по мнению студентов, студенческое движение должно определять и решать следующие приоритетные вопросы: «организация полноценного досуга молодежи»; «развитие личностных качеств, необходимых в будущей деятельности»; «привлечение студенческой молодежи к активной общественно-политической деятельности»; «помощь в трудоустройстве»; «подготовка будущих лидеров страны»; «помощь социально незащищенным группам населения». Были также обозначены такие позиции, как «экологические вопросы»; «защита гражданских прав и свобод»; «связь органов власти с общественностью»; «социально-психологические проблемы». Среди форм общественно-политической деятельности наиболее привлекательными для молодежи, по данным этого исследования, являются: «организация творчества студентов»; «благотворительные акции»; «деятельность по защите прав студентов»; «участие в работе студенческих средств массовой информации»; «митинг, демонстрация». Меньшей значимостью для молодых людей обладает такая позиции, как «партийная деятельность» (Гневашева, Фальковская, 2010).

Под понятиями «патриотизм, гражданственность» практически каждый второй опрошенный в ходе данного исследования студент понимает позиции: «гордиться своей страной», «знать историю и культуру своей страны». Две трети считают, что рассматриваемые понятия означают «в процессе своей деятельности вносить вклад в развитие страны». И лишь незначительная доля опрошенных определяют под этими понятиями активную позицию, как то: «участвовать в выборах»; «участвовать в общественно-политических акциях». Наиболее значимые проблемы, в решении которых студентов охотно приняли бы участие, являются: «проблемы трудоустройства»; «проблемы социально незащищенных групп населения (многодетные, инвалиды, беспризорники, мигранты и др.)»; «социально-психологические проблемы (семейные, проблемы отцов и детей, одиночества и др.)»; «экологические проблемы» (там же).

Исследования 2000–2010-х годов показывали, что гражданская активность молодежи носит слабо выраженный характер. В частности, отмечалось, что для молодого поколения понятие патриотизм и гражданственность - различные по сути и смыслу термины. Если понятие патриотизма носит более привычный характер и под этим понятием молодые люди подразумевают то, что предполагается общими , а именно: любовь к стране, ее истории и культуре, то понятие гражданственности не является выраженным понятием в сознании общества, а тем более в сознании и действиях молодого поколения. Поэтому и деятельность общественных молодежных организаций, существование и цель которых по определению должны быть связаны с формированием третьего - общественного сектора, и восприниматься молодым поколением с позиции гражданственности, воспринимаются им с позиции социальной, общественной значимости, что определяется перечнем тех значимых мероприятий, которые молодые люди приписывают общественным организациям и результаты которых выносят в социум, демонстрируя их как результат влияния общественных движений, а именно: работа в команде, целеустремленность, личностные организационные качества и социальная работа. Деятельность общественных организаций трактуется молодым поколением из названия - значимые для общества и отдельного молодого человека мероприятия, как то: трудоустройство, проведение досуга и т. д., и, практически, не идентифицируется молодыми людьми с позиции гражданского общества и его определяющих характеристик.

Современная молодежь, находясь в социальном поиске согласно своему , вряд ли может в полной мере определить собственное место в социальной и политической системе российского общества, тем более в структурах активного диалога с властью. Индивидуальность, присущая молодежи, во многом есть результат протеста и поиска себя. Во многом запутанность социальных сетей способствует большему взаимодействию молодых людей и малых социальных групп, определению своего социального статуса именно в этих социальных координатах.

Лит.: Алмонд, Г.А., Верба, С. (1992) Гражданская культура и стабильность демократии // Политические исследования. № 4; Аристотель (1984) Политика // Аристотель. Соч. : в 4 т., М.: Мысль. Т. 4; Арон, Р. (1993) Демократия и тоталитаризм: пер. с франц. М. : Текст; Аузан, А. А. (2002) Выступления // Цикл публичных дискуссий «Россия в глобальном контексте» Вып. 7: Гражданское общество и государство (механизм взаимодействия) / под ред. И. Ж. Житловской. М. : ММВБ; Белова, Н. Е. (1997) Становление гражданского общества в России: дис. … канд. полит. наук. М. : МГУ; Беляева, Н. Ю. (2001) Гражданская экспертиза как форма гражданского участия. М. : Изд-во ФрегатЪ ООО Эл.Си.Ай.Си.; , М.К. (2000) Российское общество в условиях трансформации (социологический анализ). М. : РОССПЭН; Наумова, Т.Н. (2002) Гражданское общество в зеркале науки. Методологические предпосылки исследования роли СМИ в становлении и функционировании гражданского общества / под ред. Г. В. Лазутиной. М. : ИД Априори; Гражданское общество в эпоху глобальной информатизации (2009) : материалы молодеж. междунар. науч. конференции, 20–21 окт. 2009 г. / отв. ред. Вал. А. Луков. М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та. 208 с.; Гражданское общество в эпоху глобальной информатизации (2010) : II Молодеж. науч. конференция. Москва, 19–20 ноября 2010 г. : сб. материалов / отв. ред. Вал. А. Луков. М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та. 242 с.; Гражданское общество в эпоху глобальной информатизации (2011) . Раздел: Политические процессы: III междунар. молодеж. науч. конференция. Москва, 26 окт., 18–19 ноября 2011 г. : док. и материалы. Ч. 1: Правовые и социокультурные основы формирования гражданского общества / ред. совет: Вал. А. Луков (предс.) и др. ; под ред. Т. А. Сошниковой. М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та. 356 с.; Официальный сайт Молодежного общероссийского общественного движения РСО «Российские студенческие отряды» URL:http//www.shtabso.ru ; Серебряков, С. Л. (2003) Гражданское общество, рациональность, ответственность // Социально-гуманитарные знания. № 3; Смольков, В. Г. (2005) Становление и проблемы социального партнерства в России // Социально-гуманитарные знания. № 5; Ушакова, И. В. (2004) Гражданское общество в западных и российских исследованиях // Проблемы становления гражданского общества в России. Выпуск № 5. М. : ФРПЦ; Феофанов, К. А. (2006) Социально-политические и ценностно-ментальные особенности цивилизационного развития России // Социально-гуманитарные знания. № 1; Гневашева, В. А., Фальковская, К. И. (2010) Социально-экономическая эффективность молодежной политики в условиях многополярного мира: отчет по исследованию. М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та; Фальковская, К. И. (2010) Молодежь в обществе: социально-технологические аспекты изучения проблемы. М. : МГУУ Правительства Москвы. 51 с.; Социальные и культурные ценностные ориентации российской молодежи: Теоретические и эмпирические исследования / под общ. ред. В. А. Гневашевой. М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та, 2011. 320 с.; Государственная молодежная политика: российская и мировая практика реализации в обществе инновационного потенциала новых поколений (2013) [Электронный ресурс] / под общ. ред. Вал. А. Лукова. М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та. 718 с. URL: http://hdirussia.ru/assets/files/Books/State-Youth-Policy.pdf; Луков, Вал. А., Погорский, Э. К. (2014) Информационное общество и молодежь. М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та. 160 с.

В. А. Гневашева, К. И. Фальковская

Все мы живем в динамичном, постоянно развивающемся мире и вынуждены успевать за его стремительным движением вперед. То, что казалось нашим родителям, дедам и прадедам незыблемой истиной, мы, можем сегодня ставить под сомнение, осмыслять по-новому и переживать несколько иначе. Конечно, речь не идет о свержении традиционных моральных устоев и принципов нормативного поведения, однако никто не будет отрицать тот факт, что патриархальный строй общества медленно, но уверенно сдает свои позиции, а наказывать женщину за выход на улицу без головного убора и вовсе не принято. По крайней мере, в большинстве стран.

Неумолимый бег времени требует от современного человека устойчивости в материальном, физическом и моральном плане, поскольку без нее круговорот изменений, стрессов и неурядиц попросту собьет с ног и понесет по течению в сторону, которую вряд ли можно назвать привлекательной.

Внутренняя стойкость определяется целым рядом факторов, начиная с умения прощать, заканчивая таким понятием как гражданская позиция.

Сложности понимания

Безусловно, представление об этой составляющей человеческого сознания у каждого свое - кому-то это представляется чем-то сродни национализму, а для кого-то остается особым внутренним стержнем, помогающим бороться с житейскими неурядицами. Тем не менее, проанализировав определенную литературу, изучив некоторые исторические факты, можно выделить особенности данного определения.

Ни слова о насилии

Прежде всего гражданская позиция сама по себе никак не связана с жестокостью и насилием, вопреки расхожему мнению. Многие в ответ на это утверждение начнут сыпать и войн, которых в истории человечества отнюдь немало, и будут не совсем правы.

Все дело в том, что гражданская позиция - это определенные внутренние убеждения, направленные скорее на самоопределение, нежели на насаждение тех или иных идеалов. Проще говоря, это самосознание себя как личности, способность иметь собственное мнение относительно окружающего мира в целом и своей страны в частности.

Взаимоотношения со страной

Как ни странно, для многих станет откровением тот факт, что быть патриотом своей Родины и иметь определенную гражданскую позицию - вещи связанные, но не тождественные. Первое - это любовь к своей стране при всех ее недостатках и достоинствах. Это абсолютное единство с культурным и историческим наследием, готовность в любой момент показать самые привлекательные стороны своей Родины любому приезжему, поселив любовь к своей стране в его сердце.

Гражданская позиция - это несколько иное явление. Под этим следует понимать скорее некую внутреннюю автономию, способность к объективной оценке ситуации в стране. Это более отстраненный взгляд на окружающий мир, основанный на личных убеждениях, анализах и эрудированности.

Революции и нормативное поведение

Как уже говорилось ранее, гражданская позиция человека сама по себе не имеет ничего общего с государственными переворотами, дебошами или массовыми пикетами. По сути, это просто трезвый взгляд на вещи, способность к оценке и формированию собственного мнения относительно той или иной ситуации.

Гражданская позиция - это не только определенная точка зрения на экономическую, культурную или политическую ситуацию внутри государства - в большей мере это самая обыкновенная, доступная всем и каждому человеческая порядочность. Она начинается с бумажки, выброшенной в урну, или бабушки, переведенной через дорогу, и заканчивается выплатой налогов и, к примеру, предпочтением отечественного продукта импортному.

Человек и власть

Тем не менее, если отбросить сентиментальность и некоторую романтику, понимание того, что гражданская позиция - это еще и отношение к правительству страны, будет более очевидным. Как говорилось ранее, под данным определением следует понимать, прежде всего, Личные представления о том или ином аспекте, которые человек без труда может аргументировать и продемонстрировать их правомерность при необходимости.

Активная гражданская позиция порой может привести к самым непредсказуемым последствиям, примерами которых изобилует всемирная история, однако ее наличие обязательно для каждого человека, считающего себя полноценной личностью.

Степень активности

Итак, мы пришли к тому, что гражданская позиция - это прежде всего дело каждого. Безусловно, возможность для споров существует абсолютно всегда, однако чаще всего они, либо не возникают, либо приводят к своеобразному общему знаменателю. Тем не менее существуют ситуации, в которых активная гражданская позиция требует определенных действий, поскольку иных вариантов не остается.

В качестве примера можно привести противостояние северной и южной частей США в 60-х годах ХІХ века. В качестве тогда выступил рабовладельческий строй, которого продолжали придерживаться плантаторы в то время как северные штаты отказались от подобной эксплуатации людей. Несогласие населения со сложившейся ситуацией привело в итоге к гражданской войне, в которой погибло больше американцев, чем в любой другой войне с участием США.

Другим примером проявления активной гражданской позиции, нашедшей поддержку в массах, можно назвать знаменитую в ходе которой населению удалось свергнуть режим полицейской диктатуры и избрать лидера, уважаемого народом.

Откуда взять то, чего изначально нет

Никто из нас не рождается с твердыми представлениями об устройстве страны и мира, однако с опытом приходит понимание определенных ценностей, осознание необходимости тех или иных действий. Формирование гражданской позиции происходит на разных уровнях. Оно начинается в кругу семьи и заканчивается собственными поисками интересующей информации.

Чем большим объемом знаний человек будет обладать, чем шире будет его кругозор, тем проще будет ему сформировать свою собственную точку зрения на те или иные аспекты жизни.

Безусловно, нельзя отрицать тот факт, что формирование активной гражданской позиции человека непосредственно связано с политическим режимом, действующим в стране. Каждому, кто застал СССР, знакома традиционная благодарность за счастливое детство товарищу Сталину, а для любого жителя Нью-Гэмпшира будет непоколебимой истиной фраза: «Живи свободно или умри».

Другие способы влияния на личность

Несмотря на то что гражданская позиция - это личный выбор каждого человека, в современной действительности сделать его достаточно сложно. И хотя в большинстве стран эпохи жесткой диктатуры давно прошли, навязывание чужого мнения сохранило актуальность и по сей день. Причина этого кроется в непрерывном информационном шуме, которым окружен человек - средства массовой информации, интернет-ресурсы, пропагандирующие определенное мнение, литература и телевидение - все это давит на человека, формируя тем самым его точку зрения.

Время жестокого насаждения определенного видения давно прошло - на смену ему пришла эра ложных идеалов и соблазнительных картинок светлого будущего, которыми прикрыты насущные проблемы. Сила сменилась хитростью, а правда - удобной версией. Именно поэтому каждому человеку, считающему себя по-настоящему личностью, приходится рано или поздно заглядывать за край информационной изгороди и искать факты для формирования самого себя.

Социальную активность можно определить как сознательное, творческое отношение к трудовой и общественно-политической деятельности, в результате которой обеспечивается глубокая и полная самореализация личности. Активность рассматривается как гармоничное сочетание трудовой и общественно-политической деятельности. Активное отношение к жизни предполагает глубокие знания, всесторонне развитые способности и гражданскую сознательность. Под социальной активностью понимается сознательная активность, основанная на глубоком знании закономерностей общественного развития.

Гражданское самосознание личности развивается с опорой на жизненную позицию личности: осознание, оценка человеком своего знания, нравственного облика и интересов, идеалов и мотивов поведения, целостная оценка самого себя как деятеля, как чувствующего и мыслящего существа по мере осознания им себя в качестве члена общества, носителя общественно значимой позиции. Понимания воспитанником своего внутреннего мира зависит от сформированности у него социальных установок для себя.

Гражданские качества формируются под влиянием социальной среды и собственных усилий личности в специально созданных условиях. Чувство любви к Родине, чувство ответственности за свои поступки и действия, инициативность, самостоятельность – важную роль в процессе воспитания этих качеств играет формирование и развитие у учащихся потребностей и положительных мотивов, связанных с этими качествами.

Таким образом, гражданская позиция формируется под влиянием условий, в которых находится личность, и реализуется в общественной деятельности посредством социальной активности, действенности личности и проявлений её гражданских качеств.

Активная гражданская позиция предполагает наличие интереса к общественной работе, инициативу, исполнительность, осознание личной значимости, наличие организаторских умений. О социальной активности и гражданских качествах подростка (основополагающих компонентах активной гражданской позиции подростков) можно судить и по тому, какую позицию он занимает при обсуждении и оценке дел коллектива, как сам относится к критическим замечаниям и оценкам. Наличие способности к рефлексии и адекватной самооценки также показатель уровня гражданского самосознания подростков.

Задача становления активной гражданской позиции личности связана с формированием сложного комплекса взаимодействий человека с окружающим миром и обществом, определением своего положения в обществе в соответствии с гуманистическими идеалами и принципами.

Становление активной гражданской позиции подростков представляет собой сложный процесс развития интегративного качества личности, характеризующегося социальной активностью и инициативой, органичным сочетанием личностных и гражданских ценностей, предполагающее осознание себя гражданином и активным участником общественной жизни.

Результативность деятельности, направленной на развитие активной гражданской позиции молодежи в современном обществе можно отслеживать через этапы становления качеств личности, которые выделил Д.И. Фельдштейн.

Первый этап – осознание своего «Я».

Второй этап становления качеств личности – готовность к выбору.

Третий этап – готовность к проявлению «Я».

Четвертый этап – использование возможностей среды для собственного развития. Этот этап нашел отражение в социальных проектах.

Таким образом, активная гражданская позиция – это приобретенное качество, которое развивается и совершенствуется на протяжении всей жизнедеятельности человека. Она не является раз и навсегда приобретенным качеством, а изменяется в зависимости от условий, в которые попадает личность.

Включение молодежи в разные виды общественно значимой деятельности существенно расширяет сферу их социального общения, возможности усвоения социальных ценностей, формирования нравственных качеств личности. Именно в коллективе формируются такие важнейшие мотивы поведения и деятельности молодого человека, как чувство долга, коллективизма, товарищества.

Хотя учение остается для него первейшим видом деятельности, но основные новообразования в психике молодого человека связаны с общественно полезной деятельностью.

В процессе специально организованной деятельности молодежь овладевает культурными и материальными ценностями общества, приобретает навыки и умения общественно значимой деятельности. Разнообразная деятельность помогает им освоить жизненный опыт, необходимый для осуществления личных планов, становятся шире взгляды, суждения, развиваются творческие способности, формируется общественное мнение. Эта деятельность может способствовать формированию активного отношения молодого человека к тому, что он познает, видит и делает. В этом процессе молодежь овладевает самой деятельностью, становится творцом, а не пассивным исполнителем.

Таким образом, чем содержательнее и целесообразнее построена и организована деятельность, тем больше возможностей для реализации потребности в активной позиции, тем разумнее строится процесс межличностного общения, тем эффективнее будет осуществляться формирование личности в процессе развития.