Обучение в лицее: преимущества и правила поступления. Обучение в лицее: преимущества и правила поступления Какой электронный журнал используется в лицее

Профильное образование в лицее можно начать получать с 7-го класса и в некоторых случаях специализации подвергаются 9-10-е классы. В старших классах лицея дети изучают базовые предметы программы ВУЗа, поэтому назвать это учебное заведение общеобразовательной школой нельзя. Сегодня многие учебные заведения заключают договора с некоторыми университетами на подготовку для них абитуриентов, поэтому их программа уже с младших классов подстроена под программу для ВУЗов.

В лицеях преподаватели ожидают только тех детей, которые стремятся действительно учиться. Поступить в профильный лицей можно на конкурсной основе после 7-го класса, а готовиться к поступлению следует с начала весны, так как из-за большого количества желающих собеседования начинают проводить в марте месяце.

Абитуриенты проходят тестирование по профильным предметам: в математических и экономических лицеях сдают алгебру, геометрию и физику, в гуманитарных лицеях – украинский язык и историю Украины, в естественно-биологических учебных заведениях – биологию и химию. В большинстве лицеев при поступлении необходимо сдать обязательный экзамен по иностранному языку (английский). При зачислении также учитывается средний бал школьного табеля за первый семестр текущего ученого года. Если ребёнок учиться на отлично, то его могут принять вне конкурса.

Для приёмной комиссии необходимо собрать следующие документы: заявление от лица родителей, школьный табель, грамоты и дипломы за первые места на олимпиадах, конференциях или конкурсах, аттестат или свидетельство об образовании (если ученик поступает на базе 9-го класса), медицинскую справку установленного образца, справку с места жительства и сведения о составе семьи, минимум 8 фотографий, ксерокопию и оригинал свидетельства о рождении либо паспорта.

Учебная программа в лицее основывается на ВУЗовской семестровой системе обучения: учителя проводят лекции, лабораторные и практические работы, семинары и читают специальные курсы. Ученики заводят зачетные книжки, в которые выставляются оценки об успеваемости. Кроме того, в течение учебного года школьники два раза сдают экзаменационные сессии.

Принимают экзамены, в некоторых случаях, приглашенные преподаватели из ВУЗов. Данный этап обучения позволяет провести так называемые «пробные» экзамены для поступления в университет. Форма занятий в большинстве учебных заведений лекционно-семинарская, как и в ВУЗе. Лабораторные работы для групп учащихся по 10-12 человек проводятся в университетских аудиториях. В общем, занятия в лицее длятся на 5-6 часов дольше, чем в общеобразовательной школе.

Несмотря на то, что обучение в лицее будет занимать больше времени и сил у учеников, количество желающих поступить туда не уменьшается. Лицейская учебная предоставляет множество преимуществ: во-первых, ребёнок учиться соблюдать жесткую дисциплину, во-вторых, у него появляется активная и разнообразная жизнь вне школы (театральные и спортивные кружки, соревнования, конкурсы и прочее) и, в-третьих, он ощущает непосредственную близость взрослой студенческой жизни.

Лилия:
ВСЕМ, КТО ХОЧЕТ ПОСТУПИТЬ ВО ВТОРУЮ ШКОЛУ. ДЕЛЮСЬ ОПЫТОМ ПОСТУПЛЕНИЯ. Мой сын учится в обычной общеобразовательной школе, по математике оценки 4-5. Пытались поступить в лицей "Вторая школа". Письменный экзамен не сдали… Хотели посмотреть экзаменационную работу. Г-н Ковальджи принимал в середине рабочей недели: строго один день с 16 до 18. Очередь к нему стояла невыносимая! Этот г-н принял меня в течение ОДНОЙ минуты. Его речь сводилась к следующему: Ваш сын балбес - он ничего не знает. Я попросила показать экзаменационную работу - показали "издалека" - только плюсики-минусики на полях рассмотрела, с собой не дали, копию сделать не позволили. Неужели мой сын нарисовал там схему какого-то суперсовременного оружия?! Почему его работу так засекретили?! Все. Охранник с лицом неандертальца захлопул за мною двери этой потрясающей школы. И вот сижу я, выпускница филфака МГУ, и думаю на досуге: а на хрена моему ребенку эта "кавалеристская школа" с ее хамоватыми настоятелями? Чего уж в ней такого особенного, если обыкновенный процесс сдачи экзаменов превращается в унизительную процедуру…
Если не возражаете, отвечу "выпускнице филфака МГУ" по каждому пункту (мой ответ ей вряд ли поможет — случай, боюсь, клинический, а вот репутацию Лицея для поступающих очистить от плевков обиженых-непрошедших считаю необходимым). Итак, письменный зачет. Для его успешной сдачи нам оказалось необходимо две попытки. После первой получили "незачет" с 18 решенными из 20. Также были приглашены к Ковальджи в любой(!) вторник с 16 до 18. Очередь из 7-8 человек двигалась катастрофически медленно, т. к.  на каждого А. К. тратил минимум 3-5, максимум 8-10 минут: я задала все интересующие меня вопросы, получила вполне исчерпывающие ответы, сфотографировала работу друга моего сына, чья мама приехать не смогла, на моб. телефон. И так делали практически все родители, с кем мы успели познакомиться за период экзаменов. Со второй попытки письменный зачет нам покорился таки. Затем были устная математика, диктант, пробные уроки, психологи… Более уважительного отношения и к родителям и к детям сложно представить. Да, Лицей знает себе цену, поэтому имеет полное право придирчиво выбирать новых учеников. Не могу сказать, что отбор особенно жесткий. Мой сын отличник в обычной школе, но не особенно отличается усидчивостью и вниманием. Психологи Лицея честно предупредили, что ему будет не легко. Но В ОЧЕНЬ КОРРЕКТНОЙ форме. В итоге мой сын рекомендован к зачислению. Чему несказанно рад. Да, тем детям, которые пытаются поступить без подготовки (например, ВМШ Лицея) и без особой любви к математике (4-5 в обычной школе…) это редко удается. Лицей физико-математический. И нужно понимать, что не всем деткам по силам не столько сюда поступить, сколько стать учеником. Зная специфику обучения и педагоги, и психологи предупреждают родителей, даже если ребенок сдал все зачеты, о том, что видно только им… И не нужно обижаться — по крайней мере, вымещать эту обиду так явно забавно и не по взрослому, что ли…

Лицей научно-инженерного профиля в Королеве по результатам ежегодного исследования учебных заведений, проведенного агентством RAEX («РАЭКС-Аналитика»), попал в число лучших школ России по конкурентоспособности выпускников, заняв в нем третью позицию. Корреспондент «РИАМО в Королеве» пообщался с директором Лицея Ольгой Домашиной.

- Ольга Владимировна, ведь Лицей уже не в первый раз попадает в подобный рейтинг?

И даже не во второй. RAEX на протяжении нескольких лет выстраивают разные рейтинги, связанные с оценкой деятельности школ. Агентство определяет лучшие школы, дающие качественную подготовку по определенному профилю.

По итогам прошлого учебного года Лицей вошел в число 100 лучших школ России по математическому, физико-математическому, физико-химическому, технологическому и даже филологическому профилям. Кроме того, ЛНИП стал одной из 200 образовательных организаций России, обеспечивающих высокий уровень развития способностей учащихся, измеряемый по количеству учеников, ставших победителями и призерами различных олимпиад.

Также в прошлом году впервые появился топ-50 школ России по конкурентоспособности выпускников, в котором мы и тогда, и сейчас вошли в четверку лучших.

- Как определяется конкурентоспособность выпускников?

Это доля выпускников, поступающих в топовые высшие учебные заведения нашей страны: МГУ имени Ломоносова, МФТИ, МИФИ, Высшая школа экономики, МГТУ имени Баумана и другие. У нас более 79% выпускников 2017 года поступили в такие учебные заведения.

- Как получилось, что Лицей попал в число лучших по филологии?

В 2017 году наши выпускники показали десять стобалльных результатов на ЕГЭ: по математике, русскому и английскому языкам, информатике. Три ученика набрали сто баллов на экзамене по русскому языку, один - по английскому. Думаю, что этот факт, а также призовое место нашей ученицы на заключительном этапе Всероссийской олимпиады школьников по литературе дали основание для такого результата.

Сейчас в школах настала пора Единого государственного экзамена. Мы волнуемся за наших сегодняшних выпускников и желаем им удачи!

- Вы следите за успехами своих выпускников?

Конечно! Мы с ними видимся на встречах выпускников, приглашаем в гости к лицеистам с рассказами о своей профессии, специальности, проблемах выбора пути. Иногда они помогают нам подготовить команды нашего «олимпийского резерва» к олимпиадам и конкурсам различного уровня.

- Правда, что нужно пройти особую олимпиаду, чтобы поступить в Лицей?

Да, для поступления в Лицей необходимо выдержать серьезные вступительные испытания. Ежегодно в середине мая у нас проводится открытая олимпиада ЛНИП для школьников 6-7 классов. Шестиклассники выполняют конкурсные задания по математике и русскому языку, семиклассники - еще и по физике. Без олимпиады как вступительных испытаний не обойтись - у нас конкурс больше пяти человек на место.

- В чем особенность такого раннего набора в Лицей?

На протяжении полутора десятков лет набор в Лицей осуществлялся в восьмой и десятый классы. Но жизнь меняется: меняются подходы к образованию, меняются задачи, меняется мотивация детей. И пять лет назад мы решили попробовать набрать семиклассников, так как в седьмом классе начинается изучение физики, и логично начать обучение сразу с углубленного уровня. К тому же в седьмом классе происходит разделение математики на отдельные предметы - алгебру и геометрию, что также требует особой методики преподавания, особых подходов к обучению.

- В Лицее учатся только школьники из Королева?

Нет, в этом плане мы не ограничиваем поступающих. В Лицее также учатся ребята из Москвы, Мытищ, Пушкина, Ивантеевки, Щелкова.

- Сколько учеников сейчас в Лицее?

Всего 340 учеников 7-11 классов. Сейчас закончился набор учащихся на 2018-2019 учебный год, а 29 мая состоялось первое собрание родителей абитуриентов, рекомендованных к зачислению в Лицей.

- Расскажите об учебной программе.

Образовательная программа ЛНИП предусматривает углубленную (в 7-9 классах) и профильную (в 10-11 классах) подготовку по математике и физике. Все остальные предметы преподаются на базовом уровне. Шестидневная учебная неделя позволяет нам реализовывать углубленное изучение отдельных предметов на высоком уровне, гарантировать выпускникам качественную подготовку.

Особенностью Лицея является деление класса на группы при изучении профильных предметов, введение элементов вузовского обучения - лекций, семинарских и практических занятий, зачетов и коллоквиумов. Но и другие предметы как естественно-научного, так и гуманитарного профиля преподаются в Лицее на высоком уровне, о чем свидетельствуют победы наших учеников на муниципальном и региональном этапах Всероссийской олимпиады школьников. Так, в 2017-2018 учебном году 56% лицеистов стали победителями и призерами муниципального этапа этой олимпиады.

- Как обстоят дела с преподавательским составом?

Наш педагогический коллектив достаточно стабилен и отвечает требованием времени. Три четверти учителей имеют высшую квалификационную категорию, среди педагогов - доктор наук, профессор, четверо кандидатов наук, доценты. К сожалению, коллектив немолодой, средний возраст учителей - около 50 лет. Пока проблема нехватки кадров перед нами не стоит, но было бы неплохо пополнить коллектив молодыми, инициативными, творчески мыслящими педагогами.

- Много ли учеников после столичных вузов возвращаются в Королев, на космические предприятия?

Многие ребята, получив высшее образование и ученые степени, возвращаются на городские предприятия, с интересом продолжают развивать традиции отечественной космонавтики. Например, заместитель генерального директора ЦНИИМАШ Василий Титов - наш выпускник и большой друг Лицея.

Важное направление нашей работы - профориентационную деятельность - позволяют осуществлять тесные связи с градообразующими предприятиями. Первый вход в инженерную профессию для наших учеников - это традиционные экскурсии в начале учебного года в музей РКК «Энергия» и Центр управления полетами.

В октябре 2017 года представитель профсоюза учителей Сингапура Майк Тируман посетил Королев с мастер-классом. Планируете внедрять в работу Лицея опыт зарубежных коллег?

Это не так просто, все-таки между нашими странами есть значительные различия. Сингапур в последние годы совершил мощный рывок в сфере образования. Господин Тируман представил нам свое видение развития образования с учетом национальных, культурных, ментальных, поведенческих особенностей. С чем-то можно согласиться, с чем-то поспорить. Но, безусловно, опыт зарубежных коллег заслуживает внимания, более пристального изучения, осмысления, адаптации к российским условиям.

Инструкция

Не все родители согласны с тем, что учиться в лицее обязательно нужно с . Нагрузка на ребенка в таких школах очень большая, что может подорвать его здоровье и желание получать знания. Поэтому зачастую родители отдают детей в средние или даже старшие классы лицея. Для поступления в этот тип учебного заведения будущим его ученикам придется пройти ряд испытаний.

Для начала следует заметить, что лицей имеет математический, физический или естественно-научный, а не гуманитарный уклон. Учебные заведения с гуманитарным уклоном называются гимназиями. Поэтому прежде чем определять ребенка в лицей посмотрите на его предпочтения в школьных предметах – любит ли он физику и математику, дается ли ему химия и биология. Если с этим все в порядке – выбирайте нужное учебное заведение, которое подходит по расположению, форме обучения, стоимости и прочим характеристикам.

Для перевода в лицей ученику нужно будет иметь хорошие успехи в различных школьных предметах и высокий средний балл всех оценок. Как правило, в первую очередь при приеме документов оценивается именно величина среднего балла, поэтому если этот балл низкий, ученика могут не допустить к следующим испытаниям.

Кроме того, в лицеях могут оцениваться и личные заслуги ученика по разным предметам, его участие в олимпиадах, школьных конференциях, учебных конкурсах. Такие заслуги и активность лицеистов очень любят и ценят из учителя. Если ребенок является победителем районных, областных или всероссийских олимпиад, то он имеет право поступить в лицей вне конкурса.

Набор во многие лицеи так велик, что они открывают конкурс только для поступающих в 1, 5 или 10 классы. Но это не является твердым правилом, поэтому можно узнавать в конкретном учебном заведении, есть ли у них место в другом классе. Как правило, документы на прием в лицей начинают принимать в конце апреля или в мае, когда становится понятно, сколько учеников требуется для зачисления в новом учебном году.

Вступительные испытания проводятся в разной форме в зависимости от специфики и направленности лицея. Так, для учеников, поступающих в средние классы, потребуется написать контрольную работу по математике и диктант по русскому языку. Для девятиклассников, желающих продолжить обучение в лицее с 10 класса, потребуется сертификат ГИА с оценками по математике, русскому языку и профильному предмету лицея или класса, в который ученик поступает. Также ему, скорее всего, будет предложено написать контрольную работу по определенному предмету в самом лицее. Список вступительных испытаний определяет руководство каждого лицея самостоятельно, поэтому уточнять условия поступления нужно в конкретном учебном заведении.

Учиться в лицее сложно, особенно вначале, когда ученик переходит туда после общеобразовательной школы. Поэтому нужно подготовить ребенка к ответственному отношению к учебе в новом для него заведении. Ведь за успехами каждого ученика в лицеях следят достаточно строго. И если средний балл ребенка опустится ниже определенной отметки, ученика могут даже попросить сменить учебное заведение.