Бестактность в произведениях литературы. Сочинение на тему: Бестактность. Проблема необдуманного обращения со словом и бестактности в отношении окружающих

Даже чуткий и участливый человек может бестактно отреагировать на чужую беду. Иногда слова ободряющего ранят, хотя он сам этого не желает. Почему же так происходит? Как избежать этого?

Хотел успокоить, но обидел

Человека, впавшего в депрессию, призывают немедленно взять в себя в руки. Женщину, потерявшую ребёнка, успокаивают тем, что она сможет родить ещё. Подросток, страдающий от травли со стороны сверстников, обвиняется в слабости характера и безвольности. В подобных случаях люди пытаются помочь другу (родственнику), которому пришлось столкнуться с проблемами в своей жизни, однако не замечают, что ведут себя бестактно. Джулиана Брейнс, социальных психолог, знает, почему так происходит. Всё дело в том, что сочувствующий не всегда может оценить масштаб переживаний пострадавшего или же попросту игнорирует их.

К примеру, Шерил Сендберг, член совета директоров Facebook, не так давно потеряла мужа. Через 30 дней после трагедии женщина опубликовала в этой же социальной сети пост, посвящённый окончанию шлошима (иудейской поминальной традиции). Шерил Сендберг очень ранил простой комментарий друга, который говорил о том, что всё будет хорошо.

На самом деле искренне сочувствующий человек признаёт, что подобная ситуация никогда не сможет стать благоприятной, ведь скорбящий всю жизнь будет горевать об утрате. Бестактность может проявится в том, что «участливый» человек пытается возложить ответственность за произошедшее на саму жертву обстоятельств.

Причины бестактности

Многих интересует, почему же люди не умеют тактично вести себя, когда с их приятелем, другом или родственником случилась беда. Причина такого поведения зачастую объясняется тем, что сочувствующему не приходилось сталкиваться с проблемой, из-за которой переживает пострадавший. К примеру, человек, наслаждающийся гармоничными отношениями с партнёром, не сможет разделить душевную боль брошенного или обманутого.

Не могут искренне сочувствовать горюющему другу или родственнику те, кто успешно преодолел похожую ситуацию в своей жизни.

Эмпатия заставляет участливого человека взять на себя часть той боли, которую испытывает «жертва» сложившихся обстоятельств. Есть люди, которые специально не вникают в проблемы пострадавшего, так как пытаются оградить себя от душевных страданий. Их безразличие и оскорбляет того, кто нуждается в поддержке.

Многие люди предпочитают сразу же давать советы страдающему, однако часто последний требует элементарной психологической поддержки. Человек, переживающий горе, в первое время после произошедшего, посчитает раздачу советов верхом бестактности и чёрствости.

От неприятностей никто не застрахован. Беда может произойти и с тем, кого все знают как сильную и независимую личность. Людям, наблюдающим подобную ситуацию тяжело смириться с тем, что от горя страдает тот, кто должен проявлять силу духа. Именно поэтому они пытаются абстрагироваться от неё.

Банальная растерянность может вылиться в бестактность. К примеру, человек попросту не может найти слов утешения, поэтому говорит страдающему «не бери в голову» или «всё будет хорошо». Однако подобные банальности ещё больше ранят человека, столкнувшегося с трудностями в своей жизни.

  • Пример готового сочинения к ЕГЭ.
  • Исходный текст, по которому пишется сочинение.

Проблема необдуманного обращения со словом и бестактности в отношении окружающих

Образец сочинения

Одна талантливая поэтесса однажды заметила:

Поосторожней со словами,
Они и ранят, и казнят,
Они порой в душе, как камень,
Никем неубранный, лежат.

С этой мыслью нельзя не согласиться. Слово может принести человеку несказанную радость, а порой и повергнуть его в страшное отчаяние. Именно этой теме посвящен текст С. Львова. Основная проблема его - проблема необдуманного обращения со словом и, как следствие ее, проблема бестактности в отношениях с ближним.

Проблема эта очень актуальна для нашей современной жизни. Как часто подобного рода бестактности мы встречаем в различных журнальных и газетных статьях, в публикациях в Интернете.

С. Львов очень озабочен этим небрежным обращением со словом. Он приводит пример ситуации из своей жизни. Известный писатель навсегда обидел мальчика, назвав его в своей статье «языкатым толстяком». А девушка-писатель попала в больницу, получив жесткую рецензию на свое произведение. «Осторожно со словом! Оно может тяжко ранить!» - призывает в финале автор.

Текст С. Львова очень образный, эмоциональный. Автор использует разнообразные средства художественной выразительности: эпитет («языкатым толстяком»), метафору {«вытаскивать ее из пропасти отчаяния»), градацию («жалкого, слабого, никому не интересного человека»).

Я полностью разделяю точку зрения автора. Нужно быть острожным в обращении со словом, потому что мы можем не только обидеть окружающих, но и быть непонятыми ими. Наши слова могут истолковать превратно. Вспомните знаменитые строки Ф.И. Тютчева:

Нам не дано предугадать,
Как слово наше отзовется,
И нам сочувствие дается,
Как нам дается благодать.

И словно продолжает тютчевскую мысль наша юная поэтесса А. Небутова в стихотворении «Поосторожней со словами». Она говорит здесь о том, что «словом можно убить человека». Как порой мы жалеем о вырвавшихся у нас невольно словах, причинивших боль другому человеку!

Так же считал и Л.Н. Толстой, писавший: «Слово - дело великое. Великое потому, что словом можно соединить людей, словом можно и разъединить их, словом служить любви, словом же служить вражде и ненависти. Берегись от такого слова, которое разъединяет людей».

Таким образом, будем внимательны и бережны в обращении со словом, будем бережны в обращении со своими близкими, друзьями, окружающими людьми.

Текст к сочинению на тему необдуманного обращения со словами, бестактности

Раны от слова вызываются не только грубостью, а часто необдуманным обращением со словом. Я сам однажды в жизни пострадал от этого. В детстве я был полным и таким остался. Взрослым переношу это легко, а когда был школьником, меня дразнили, я страдал ужасно. Понадобилось немало выдержки и умения постоять за себя, чтобы дразнить перестали. И вот нас, группу школьников, пригласил в редакцию большой газеты известный писатель. Поили чаем и угощали пирожными. Писатель беседовал с нами о школе. Готовился написать очерк. Отвечал на его вопросы и я. Очерк появился. Я развернул газету и похолодел: он, указав имя, фамилию и школу, назвал меня в очерке «языкатым толстяком Сережей!». Много ли радости в том, что он похвалил мои ответы? На всю страну прославил меня - языкатым толстяком! Сказано было метко, сколько я ни отбивался, ничего не помогало, надолго прилипло ко мне это новое прозвище. Ответ был один: «В газете так напечатали! Значит, так оно и есть».

Прошло много лет. Мы встретились с этим писателем в доме отдыха. Разговорились, и я спросил его:

А вы знаете, какое горе вы мне когда-то причинили?

Он страшно удивился.

Я рассказал ему эту историю. Он сказал:

Забыл: Извините меня!

Взрослый, я его извинил, мальчишкой же ненавидел. Дети особенно чувствительны к слову, особенно ранимы. Родители, педагоги, журналисты, пишущие о детях, врачи, не забывайте об этом.

В одной семье произошел такой случай. Дочка, школьница пятого класса, которая незадолго до того перенесла тяжелое долгое заболевание, вернулась однажды домой бледная и сказала:

В эту школу я больше не пойду.

Ничего объяснять она не стала. Видно было только - потрясена безмерно.

Лучше умереть, чем в эту школу.

Родители решили перевести девочку в соседнюю школу. И только спустя годы она рассказала, в чем было дело. На медицинском осмотре в присутствии подруг школьный врач сочувственно воскликнула:

С таким сердцем жить нельзя!

Подруги засыпали девочку вопросами. Она молча оделась и молча вышла из школы. Вышла, чтобы больше никогда туда не возвращаться. Никому ничего не сказала, чтобы никого из близких не огорчать. Она верила старшим и думала, что живет последние недели.

Эту рану словом нанесли не злость, не грубость, а глупость, невежество.

Девушка-ткачиха с детства сильно заикалась и очень страдала от этого. Жизнь ее складывалась несладко. Она описала свою историю в повести, где изобразила себя под другим именем. У нее была наивная мечта: напечатают повесть, люди прочитают, узнают ее в героине и поймут, как были к ней несправедливы. И жизнь ее изменится. Послала она повесть в литературную консультацию. Сотрудник, прочитавший рукопись, видно, спешил, а может, плохо знал свое дело. Только он не заметил, что в сопроводительном письме было сказано: повесть автобиографическая. И написал автору: вы вывели в качестве главного героя жалкого, слабого, никому не интересного человека.

Ему казалось, он пишет рецензию на повесть, а написал он отзыв о жизни девушки, которая и без того считала себя никому не нужной. Его жестокий - не по злой воле, а по невнимательности и душевной тупости - ответ надолго уложил девушку в больницу. И когда мы с товарищами по редакции взялись вытаскивать ее из пропасти отчаяния, это оказалось нелегко!

Осторожно со словом! Оно может тяжко ранить!

Время на чтение: 2 мин

Бестактность – это качество личности, проявляющееся в снижении уровня конструктивного, позитивного и добродушно направленного общения. Обычно подобный стиль общения выстраивается умышленно, с целью навредить или от равнодушия к чувствам окружающих. Собственный эгоизм у бестактного человека всегда стоит на первом месте, требуя постоянного нахождения в центре внимания с наплевательским отношением к потребностям и мыслям окружающих.

Понятие бестактности многогранно и включает разнообразные проявления. Например, сюда относится неосознавание собственных негативных качеств, а проецирование их на окружающих или нечувствительность к эмоциональной сфере других.

Основной причиной проявления бестактного поведения можно считать не столько отсутствие должного образования и информированности о нормах этикета, сколько внутренние нарушения личности. Встречаются случаи, когда человек с несколькими высшими образованиями, воспитанный в интеллигентной семье категорически бестактен в общении, в то время как другой, выросший в интернате и не закончивший школу будет проявлять высокую степень чувствительности и тактичности в своих проявлениях.

Личностными причинами, вызывающими бестактность людей можно считать в понимании и ощущении собственного я, ведь когда нарушается чувствительность к внутренним процессам, невозможно как следует ориентироваться во внешнем взаимодействии.

Механизм довольно прост – от внутреннего конфликта накапливается внутреннее напряжение, и чем сильнее и дольше оно сдерживается, тем ярче будет выплеск всего негативного, что скопилось в душе. Многие даже говорят о невозможности контролировать обидные комментарии.

Что это такое

Понятие бестактности имеет бессознательные и сознательные проявления. К неосознанным проявлениям можно отнести бестактность, как способ психологической защиты – не умея красиво и гармонично противостоять, понимания огромное количество внутренних противоречий, человек практически в любом обращении чувствует угрозу нападения. Именно этот страх быть раскрытым или уязвленным заставляет человека совершать выпад заранее, вызывая агрессивную реакцию сверхмеры.

Сознательная же бестактность является способом достижения каких-то целей – это может быть временная дестабилизация чужого состояния, стремление оказаться в центре внимания, продвинуться по карьерной или социальной лестнице, используя манипулятивные и подлые методы.

Бестактность людей проявляется в отсутствии вкуса и такта, неприятном стиле общения с окружающими, когда они подвергаются моральным уколам. Помимо слов, существует поведенческий аспект проявлений – такой человек появляется всегда в самый неожиданный и неудачный момент, может оставаться при начале интимного разговора или не уметь сопоставлять громкость и интонацию сказанных слов с ситуацией и реакцией других людей. Сплетни, пересуды, оскорбительные отзывы обо всех, до кого можно дотянуться – признаки бестактности. Причем такой человек не останавливается перед обсуждением интимных подробностей или может даже выдумывать их, а темой для едких и обидных замечаний может стать даже недостаток внешности или врожденные заболевания.

Направленную бестактность относят к психологическому и энергетическому вампиризму, ведь часто после общения с таким человеком ощущается упадок сил, нередки приступы спазмов и болей. Такие явления объясняются не только энергетическими законами, но и устройством психики, а также механизмами психосоматики. Любое бестактное вторжение воспринимается, как нарушение личных границ, попадание и небрежное отношение к больным темам и слабым точкам приводит к активизации физических зажимов. Это происходит потому что, человек придерживающийся норм культурного общения остается обескураженным чужим поведением и не реагирует вербально, но тело все равно производит выработку адреналина для защиты, что потом скапливается зажимами и трансформируется в боли.

Такое поведение может корректироваться или развиваться. Так, находясь в социальной, культурной среде, недостойные проявления человека могут сглаживаться за счет реакции окружающих. Наиболее тактичными выглядят замечания, звучащие не прямо о недопустимости подобного тона и высказываний, а о том, что человек, видимо, устал или плохо себя чувствует, если у него вырвалось такое.

Но коррекция, к сожалению, возможна далеко не всегда, ведь человек с превалирующей бестактностью всех равняет по себе и нормой поведения и стиля общения считает исключительно таких же, как он. Интеллигенцию часто попирают за ее неуверенность, чувствительных личностей могут обзывать нытиками и прочее. В этом случае можно включать только защитную стратегию, благодаря которой не получится изменить человека, но зато появится возможность отвязаться от его нападок. От неудобных вопросов можно отшучиваться или отвечать крайне пространно, также можно игнорировать вопрос, как и человека в принципе. Более активное и действенное поведение может сводиться к взаимному неприятному вопросу, только не стоит искать болевые или тайные темы, лучше поинтересоваться, как именно касается человека информация о вашей личной жизни, которой он интересуется. Вообще не вступать в диалог иногда бывает единственным способом – увеличивайте дистанцию, ссылайтесь на занятость и прочее.

Примеры бестактности из жизни

Примеров бестактности в повседневной жизни множество, причём некоторые из них могут не восприниматься в данном ключе, а оправдываться неуклюжестью человека или непониманием ситуации. Случаи, когда человек просит о помощи людей не подходящих для этого: того, кто занят, тех, кто пострадал в подобной ситуации, того, кому не помог сам, когда тот обращался. Обсуждение людей различных категорий в их присутствии, например можно жаловаться на всех женщин за столом восьмого марта, оскорбительно отзываться о евреях, точно зная, что они присутствуют или высказывать мнение, что старость ужасна в любых проявлениях на юбилее.

Это, казалось бы, моменты о тактичности в сферах, о которых сообщают каждому с детского возраста. Но вот о том, что не нужно тащить на прогулку только что вернувшегося и даже не поужинавшего человека никто не расскажет – тут необходима внутренняя чувствительность. Просить денег у того, кто только что понёс большие финансовые потери или требовать вернуть долг у того, кто последнее потратил на лечение, является лишним напоминанием о нелегкой судьбе и сильно травмирует другого. Некоторая дотошность в объяснениях может заставить человека рассказывать ситуацию крайне долго, учитывая многие детали, и при этом аудитория будет задержана, когда суть проблемы была ясна в начале. Неуважение к чужому мнению – одна из главных черт бестактности.

Тонкого юмора и уместности таких замечаний в бестактности нет. Это будет высмеивание, жестокое, громкое и неприкрытое, руководством для чего обычно служит зависть или отсутствие тем в собственной жизни. Даже новые босоножки люди с отсутствующей тактичностью могут прокомментировать так, что хозяйка обновки больше никогда их не наденет, какими бы удобными или красивыми они не были.

Стремление влезть в чужую жизнь может выражаться в нежеланном сватовстве, когда молодых людей, впервые видящих друг друга, закрывают в одном помещение, чтобы те лучше познакомились. Вторым вариантом может обсуждение личной жизни, хранящейся в тайне. Чем меньше человек выдает информации, тем больше за него придумают, причём не позитивного, да ещё и расскажут всем общим знакомым как проверенную и надёжную информацию. Истории о том, кто с кем спит, что девушку повысили, потому что она любовница шефа, а студентка купила шубу на деньги заработанные проституцией – то, что распространяют бестактные люди. Характерно, что если подойти к ним с прямым выяснением причин подобного, то жертве ещё придётся довольно долго доказывать, что ситуация обстоит иным образом.

И совсем обезоруживающие примеры бестактности касаются внезапных неприятных или слишком личных вопросов. У человека могут прямо спросить, когда он, наконец, похудеет или почему так плохо выглядит, также вопросы могут содержать и намёк, почему это произошло. Так вполне возможны такие варианты «Почему второй день в тех же джинсах? Надеть нечего или всю ночь где-то шлялась?» или «Бросила тебя жена всё же? Не вытерпела пьянства». Уже сама фраза строится таким образом, что человек чувствует себя неполноценным или ущербным и теряется в ответах, но это не только касается нападения, бестактной бывает и забота.

Постоянный интерес к тому не нашла ли уже мужа одинокая девушка вроде выражает переживания за её судьбу, но на самом деле ранит, сюда же можно отнести вопросы о сроках свадьбы, рождении ребёнка. У военных могут спрашивать о количестве убитых и способах, у пенсионеров о мизерности пенсии, у изнасилованных о том, получали ли они удовольствие и так далее. Основная черта – человек совершенно не ориентируется в ситуации и наплевательски относится к чувствам других.

Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»

Оказывается, как трудно ответить на такой простой вопрос! Толковые словари Ушакова, Ожегова и Шведова трактуют бестактность как свойство, лишенное чуткости, чувства приличия. Древнегреческий ученый Теофраст утверждает, что «Бестактность – это неумение выбрать подходящий момент, причиняющее неприятность людям, с которыми общаешься…» . Каждый из живущих хотя бы один раз сталкивался с подобным явлением.
Мы можем, не подумав обидеть человека, ранить его, обидеть совсем напрасно.

Бесполезные советы даем, не спрашивая, нуждаются ли в них. И все это делаем из благих побуждений, но, тем не менее, это бестактность по отношению к окружающим.
Такт, деликатность, благородство нужно постоянно воспитывать в себе самим. К примеру, кто-то из твоих одноклассников прочитал чужую записку. На первый взгляд - мелочь? Скорее - бестактность. У некоторых есть привычка хлопать дверью, сильно до звона в стеклах, так, что вздрагивают окружающие. В предложенном отрывке в предложениях 25-30 приводятся примеры более яркие. Мальчики-одноклассники грубо высмеивают своего товарища, подарившего девочке цветы. Бесцеремонно вмешиваются в разговор и старшеклассники, проходившие мимо. Насмешки и высмеивание благих намерений приводят героя к тому, что он сам совершает аналогичный поступок (предложение 34-37) и обижает этим свою маму. В этом случае подходит любое определение – отсутствие воспитания, бестактность, грубость. Конечно, одобрить или примириться с бестактностью, как бы она не проявлялась, нельзя.

Я считаю, что умение вести себя, знать, как поступить в тех или иных обстоятельствах, должно быть присуще каждому человеку. А это уже должно прививаться в семье, школе. Помните, А. П. Чехов сказал: «…Хорошее воспитание не в том, что не прольешь соуса на скатерть, а в том, что ты не заметишь, если это сделает кто-нибудь другой».

Исходный текст для работы над сочинением:

(1)Утром в хрустальной вазе на столе Витя увидел огромный букет мимозы. (2)Цветы были такие жёлтые и свежие, как первый тёплый день!
– (3)Это мне папа подарил, – сказала мама. – (4)Ведь сегодня Восьмое марта.
(5)Действительно, сегодня Восьмое марта, а он совсем забыл об этом. (6)Он немедленно побежал к себе в комнату, схватил портфель, вытащил открытку, в которой было написано: «Дорогая мамочка, поздравляю тебя с Восьмым марта и обещаю всегда тебя слушаться», и торжественно вручил маме.
(7)А когда он уже уходил в школу, мама вдруг предложила:
– (8)Возьми несколько веточек мимозы и подари Лене Поповой.
(9)Лена Попова была его соседкой по парте.
– (10)Зачем? – хмуро спросил он.
– (11)А затем, что сегодня Восьмое марта, и я уверена, что все ваши мальчики что-нибудь подарят девочкам.
(12)Он взял три веточки мимозы и пошёл в школу.
(13)По дороге ему казалось, что все на него оглядываются. (14)Но у самой школы ему повезло: он встретил Лену Попову. (15)Подбежав к ней, протянул мимозу.
– (16)Это тебе.
– (17)Мне? (18)Ой, как красиво! (19)Большое спасибо, Витя!
(20)Она, казалось, готова была благодарить его ещё час, но он повернулся и убежал.
(21)И на первой перемене оказалось, что никто из мальчиков в их классе ничего не подарил девочкам. (22)Ни один. (23)Только перед Леной Поповой лежали нежные веточки мимозы.
– (24)Откуда у тебя цветы? – спросила учительница.
– (25)Это мне Витя подарил, – спокойно сказала Лена. (26)Все сразу зашушукались, посмотрев на Витю, а Витя низко опустил голову.
(27)А на перемене, когда Витя как ни в чём не бывало подошёл к ребятам, хотя уже чувствовал недоброе, Валерка стал кривляться, глядя на него.
– (28)А вот и жених пришёл! (29)Здорово, юный жених!
(30)Ребята засмеялись. (31)А тут проходили мимо старшеклассники, и все на него смотрели и спрашивали, чей он жених.
(32)Еле досидев до конца уроков, он, как только прозвенел звонок, со всех ног бросился домой, чтобы там, дома, сорвать свою досаду и обиду.
(33)Когда мама открыла ему дверь, он закричал:
– (34)Это ты, это ты виновата, это всё из-за тебя! (35)Вбежал в комнату, схватил веточки мимозы и бросил их на пол. – (36)Ненавижу эти цветы, ненавижу!
(37)Он стал топтать ветки мимозы ногами, и жёлтые нежные цветочки лопались и умирали под грубой подмёткой его ботинок.
(38)А Лена Попова несла домой три нежные веточки мимозы в мокрой тряпочке, чтобы они не завяли. (39)Она несла их впереди себя, и ей казалось, что в них отражается солнце, что они такие красивые, такие особенные…
(По В. Железникову)*
* Железников Владимир Карпович (род. в 1925 г.) – современный российский детский писатель, кинодраматург. Его произведения, посвящённые проблемам взросления, стали классикой отечественной детской литературы и переведены на многие языки мира.