Романовы «Портрет династии. Выставка «Романовы. Портрет династии Портреты династии романовых

Продолжаю публикацию портретов из Романовской галереи Зимнего дворца по описи Д. Ровинского. Список использованной литературы находится в первой части. Еще раз хочу напомнить, что все поправки, дополнения и исправления только приветствуются.
1 часть:
http://baronet65.livejournal.com/56542.html

17. Царевич Алексей Петрович (1690-1718)
Сын царя Петра I.

№5360 размер: 18х13,5
Копия середины 19 века с прижизненного портрета работы Таннауэра (оригинал находится в Эрмитаже).
Гатчинский дворец-музей.

18. Царевна Шарлотта-София (1694-1715)
принцесса Брауншвейг-Люнебургская, с упруга царевича Алексея Петровича,

№4385 размер: 17,75х14,15
Прижизненный портрет работы неизвестного художника. Барон Кене считал его работой Таннауэра. Изображение даю по фотографии Клиндера 1865 г.
Местонахождение неизвестно.

№5359 размер: 18х13,5.
Копия середины 19 века с прижизненного портрета работы неизвестного художника.

19. Царевна Анна Петровна (1708-1728)
Дочь царя Петра I, герцогиня Гольштейн-Готторпская.

№4383 размер: 15х12
Прижизненный портрет, написанный около 1716 г. В настоящее время считается работой И. Никитина.

№5388 размер: 18х14,5
Копия середины 19 века с прижизненного портрета работы Л.Каравака.
Государственный Русский музей. СПб

Царевны Анна Петровна и Елизавета Петровна , дочери царя Петра I.

№6690 размер: 22х16
Портрет работы Л.Каравака.
Государственный Русский музей. СПб

20. Царевич Петр Петрович (1715-1719)
Сын царя Петра I.

№6690 размер: 22х16
Копия работы Н.Тютрюмова середины 19 века с прижизненного портрета работы Л.Каравака.
Государственный Русский музей. СПб

21. Царевна Наталья Петровна (1718-1725)
Дочь царя Петра I.

№5358 размер: 21,5х16
Копия работы В.Бовина середины 19 века с прижизненного портрета работы Л.Каравака.
Государственный Русский музей. СПб

22. Император Петр II Алексеевич (1715-1730).
Сын царевича Алексея Петровича, внук царя Петра I.

№5361 размер: 58,75х46
Прижизненный портрет работы Люддена или Каравака. С него была сделана знаменитая гравюра Вортмана. Изображение даю по книге «300 лет дома Романовых» изд. Лапина 1913 г.
Местонахождение неизвестно.

№5357 размер: 18х14,5
Прижизненный портрет работы Люддена ок 1728 г.
Государственный Русский музей. СПб

23. Царевна Екатерина Иоанновна (1691-1733).
дочь царя Ивана Алексеевича, герцогиня Мекленбург-Шверинская.

№ 5345 размер: 21,5x16
Копия середины 19 века с прижизненного изображения царевны.
Государственный Русский музей. СПб

24. Царевна Прасковья Иоанновна (1794-1731).
дочь царя Ивана Алексеевича

№ 5347 размер: 21,6x16,5
Копия середины 19 века с неизвестного прижизненного изображения царевны. Ровинский считал, что на этом портрете изображена Екатерина I. Изображение даю по фотографии Клиндера 1865 г.
Местонахождение неизвестно.

25. Императрица Анна Иоанновна (1693-1740).
дочь царя Ивана Алексеевича, герцогиня Курляндская.

№5346 размер: 21,35х16
Один из вариантов портрета императрицы работы Каравака, либо копия с него. С него была сделана гравюра Эллигера.
Государственный Русский музей. СПб

№5362 размер: 58,75х46
Измененная копия конца 18 века Г. Бухгольца с оригинального прижизненного портрета работы Л.Каравака. (оригинал находится в Третьяковской галерее).
Большой Петергофский дворец.

26. Правительница Анна Леопольдовна (1720-1748)
Принцесса Мекленбург-Шверинская, дочь царевны Екатерины Иоанновны, внучка царя Ивана Алексеевича.

№6865 размер: 27,5х22,5
Прижизненный портрет (предположительно работы Каравака.)
Государственный Русский музей. СПб

27. Император Иоанн Антонович (1740-1764).
Сын правительницы Анны Леопольдовны.

№5333 размер: 17,5х14,5
Портрет неизвестного художника 18 века, скорее всего прижизненный.
Государственный Эрмитаж. СПб

28. Императрица Елизавета Петровна (1709-1761)
Дочь царя Петра I.

№6192 размер: 23х16.
Портрет работы неизвестного художника (барон Кене считал, что на портрете Елизавете 16 лет).Ровинский что на этом портрете - великая княгиня Наталья Алексеевна (первая супруга Павла I). Изображение даю по фотографии Клиндера 1865 г.
Местонахождение неизвестно.

№6244 размер: 9х6,25
Найти точное изображение мне не удалось. Есть только его описание у барона Кене: «картина, поднесенная Его Императорскому величеству князем Александром Лобановым-Ростовским, представляет царевну в платье из серебрянной парчи с золотыми разводами, в мантии из голубого бархата, подбитой горностаем, и со знаками ордена св. Екатерины через плечо».
Похожие на это описание портреты есть в Стокгольмском музее (Швеция), Кадриоргском музее (Эстония) и в музее Кусково (где находилось много копий портретов из Романовской галереи). Однако, эти картины значительно большего размера.
Изображение - портрет царевны Елизаветы Петровны из музея Кусково.
Местонахождение неизвестно.

№4382 размер: 15х12.
Точно идентифицировать этот портрет пока не удалось. Есть информация, что это портрет Елизаветы в мужском костюме 1745 г., считающийся работой Каравака (примерно подходящий по размеру). Есть еще один вариант этого же портрета, который находится в ГРМ. Буду рад любой информации на эту тему.
Государственная Третьяковская галерея. Москва.

№5366 размер: 14,5х10,5 .
Портрет работы придворного художника Г. Гроота 1748 г. Есть копия этого портрета, которая находится в ГРМ.
Государственная Третьяковская галерея. Москва.

№5363 размер: 59х46 .
Портрет работы французского художника Ж. Токе 1758 г.
Государственный Эрмитаж. СПб.

29. Император Петр III Федорович (1728-1762).
Сын царевны Анны Петровны, внук царя Петра I.

№5383 размер: 36,25х26,5
Портрет работы Г.Гроота (либо его копия), парный к портрету Екатерины Алексеевны (№5384). Изображение даю по книге «Государи из дома Романовых. 1613 - 1913. Жизнеописания царствовавших государей и очерки их царствований». Том 1 М. Сытинское издание. 1913 г.
Местонахождение неизвестно.

№5385 размер: 13,5х11,5
Портрет работы Г.Гроота 1748 г.
Государственный Русский музей. СПб

№5364 размер: 58,75х46.
Портрет работы А.Антропова, который написал несколько портретов императора. Копия этого портрета находилась в Сенате.
Государственный Русский музей. СПб

Великий князь Петр Федорович и его супруга великая княгиня Екатерина Алексеевна .

№6695 размеры отсутствуют.
Свадебный портрет работы Г. Грота 1745 г.
Государственный Русский музей. СПб

30. Императрица Екатерина II Алексеевна (1729-1762).
Принцесса Ангальт-Цербстская, супруга императора Петра III.

№5384 размер: 36,5х26,5
Портрет работы Г.Гроота (либо его копия), парный к портрету Петра Федоровича (№5383).
Государственный Русский музей. СПб

№5380 размеры отсутствуют.
Конный портрет работы В.Эриксена 1762 г. Есть копии этого портрета - в Большом дворце Петергофа, ГРМ и в Оружейной палате Московского Кремля.
Государственный Эрмитаж. СПб.

№5365 размер: 58,75х45,5
Портрет работы В.Эриксена 1762 г. Есть два повторения этого портрета меньшего размера, один в ГРМ, другой в Китайском дворце (Ораниенбауме).
Государственный Эрмитаж. СПб.

№5434 размер: 16,25х12,25
Портрет работы В.Эриксена 1779 г. Уменьшенная копия портрета (№5365).

№5369 размер: 16х13,75
Портрет работы В.Эриксена 1769 г.
Государственный Эрмитаж. СПб.

№5368 размер: 16х13,75
Портрет работы П.Шибанова, который писал императрицу с натуры, во время ее пребывания в Киеве в 1787 г, во время рутешествия в Крым. С него была сделана гравюра Эллигера.
Государственный Русский музей. СПб

№5370 размер: 13,5х11,25
Портрет работы И.Лампи 1793 г. (эскиз большого портрета из Эрмитажа, который ранее тоже находился в Романовской галерее). Изображена с аллегорическими фигурами Сатурна и Истории.
Государственный Русский музей. СПб.

ЕКАТЕРИНА I . 1684-1727г. Первая Императрица Российской империи. Марта Скавронская из семьи ливонского крестьянина. При крещении в православие была наречена Екатериной Алексеевной Михайловой. С 1721г. императрица, вторая супруга императора Петра I, с 1725г.- как правящая государыня. Родила двух дочерей Елизавету и Анну, сына Петра, умершего во младенчестве.

АННА ИОАННОВНА, 1693-1740г. Вторая императрица Российской империи с 1730 года.. Вторая дочь царя Ивана Y, брата и соправителя Петра I, вдова Герцога Курляндского. Во время её правления власть в стране принадлежала канцлеру Остерману и её фавориту Эрнсту Бирону. Престол завещала своему племяннику Ивану Антоновичу, внуку своей сесты Екатерины . Портрет

кисти Луи Каравакка

Анна Леопольдовна,1718-1746г. Регентша-правительница при малолетнем сыне Иване YI (1740-1764г.) Анна Леопольдовна -дочь умершей Екатерины Ивановны, старшей дочери царя Ивана Y, которую выдали, в своё время, замуж за Леопольда, герцога Мекленбург-Шверинского. В ночь на 25 ноября 1741г. была свергнута,в результате дворцового переворота и с сыном заточёна в Шлиссельбургскую крепость, где и умерла. Портрет кисти Луи Каравакка.

ЕЛИЗАВЕТА ПЕТРОВНА. 1709-1761г. Третья императрица Российской империи, царствовала с 1742 по 1761г. Пришла к власти в результате дворцового переворота, подняв Гвардейскую роту и Преображенский полк призывом " Ребята, вы знаете, чья я дочь!! Послужите мне, как служили моему отцу, императору Петру!" Была умной, доброй но легкомысленной и своенравной, настоящей русской барыней. Отменила смертную казнь.Состояла в церковном, но тайном браке с Разумовским Алексеем Григорьевичем. Вызвала из Гольштейна племяника Карла Петра Ульриха, внука Петра 1,сына Анны Петровны, сестры Елизаветы. Портрет кисти Георга Гроота.

Вигилиус Эриксэн. Портрет Императрицы Елизаветв Петровны

Императрица объявила племянника наследником престола, крестила, сделав Великим князем Петром Фёдоровичем, заставив изучать русский язык и православный катехизис. К сожалению, великий князь был абсолютным неучем и всех поражал своим невежеством. Елизавета Петровна женила его на принцессе Софии Фредерике Ангельт-Цербтской, которая приняла православие и получила имя - Екатерина Алексеевна.

Великие князь Пётр Федорович и княгиня Екатерина Алексеевна. Художник Георг Гроот.

ЕКАТЕРИНА II ВЕЛИКАЯ, 1729-1796г. Четвёртая императрица Российской империи, супруга Петра Ш, пришла к власти в результате военного переворота, свергнув своего супруга, который вскорости был убит. В июле 1762г. в Казанском соборе была провозглашена самодержавной императрицей. Период её правления считался золотым, продолжила начинания Петра Великого, Россия получила выход к Черному морю и приумножила земли империи. Родила сына, будущего императора Павла. При ней в России расцвел фаворитизм, была любвеобильной, число официальных фаворитов достигло 23. Портрет кисти И.П.Аргунова.

Портрет Императрицы Екатерины II. Художник Ф.С.Рокотов,1763г .

Мария Фёдоровна, 1759-1828г. Пятая императрица, супруга императора Российской империи Павла 1, коронована в 1797г., до замужества--принцесса Доротея Вюртембергская.Родила 10 детей, двое из которых, Александр 1 и Николай 1, были императорами России. Художник Виже Лебрен.

Императрица Мария Федоровна,с 1801г. вдовствующая императрица, мать Императора Александра 1 . Художник А.Рослин

Елизавета Алексеевна, 1779-1825г. Шестая императрица, супруга императора Александра 1, до замужества принцесса Луиза Мария Августа Баденская, вступила в брак с наследником престола в 14 лет, Александру было 16 лет. Имела двух дочерей, умерших во младенчестве. Семейная жизнь у венценосной семьи не сложилась, Александр завел любовницу--Марию Нарышкину, императрица считалась "соломенной вдовой", известно о её двух романах с Адамом Чарторийским

и Алексеем Охотниковым. После загадочной смерти Александра 1, скоропостижно умерла в Белево, сопровождая гроб мужа. Но её отожествляют с затворницей Верой Молчальницей умершей в 1861г.в Новгородском монастыре. Есть мнение, что Александр 1 не умер, а принял схиму - старец Федор Кузьмич и умер в 1863г. в Томске. Портрет императрицы кисти Жан Лорана Монье, 1807г.

.

Александра Федоровна,1798-1860г. Седьмая императрица, супруга императора Николая 1, короновалась вместе с супругом в 1825г., царствовала до 1855г.далее-вдовствующая императрица. До замужества, принцесса Шарлотта Прусская, дочь Фридриха Вильгельма Ш. Хрупкое, безответственное и изящное создание. Николай 1 питал к ней страстное и деспотическое обожание. Она сразу пришлась ко двору, Император Александр 1

любил с ней открывать балы, она любила танцы до упаду Юный Пушкин пленился ею и она платила ему большой привязанностью. "Гений чистой красоты"- В.А.Жуковский сказал о ней, а А.С. Пушкин повторил эту фразу в другом контексте.Одна из красивых и знатных женщин первой половины 19 века,была натурой творческой, писала портреты, стихи, имела много поклонников, шифровала их имена под название цветов, собрав таким образом целый гербарий. Каждый её переезд или отъезд на отдых равнялся по затратам для России неурожаю, разливу рек... Родила 9 детей, её сын--Император Александр II. 1) Портрет В красном платье, автор Кристина Робертсон. 2) Портрет императрицы Александры Федоровны. Художник Карл Рейхель

.

Художник Ф.Винтерхальтер

Мария Александровна,1824-1880г.Восьмая императрица, супруга императора Александра II, царствовала с 1855 по 1880г. Путешествуя по Европе в 1838г. наследник престола влюбился в 14 летнюю Марию Гессенскую и женился на ней в 1841г.,хотя и знал о тайне её происхождения. Принцесса была внебрачной дочерью Вильгельмины Баденской и её камергера барона де Гранси, но Мария была признана "отцом"--Великим герцогом Людвигом II Гессенским и вписана в династический список. Это была душа чрезвычайно искренняя, глубоко религиозная и посвятила свою жизнь благотворительности, заботилась о женском образовании, открыла женские гимназии. Приняла участие в судьбе педагога Ушинского При дворе её недолюбливали из-за строгости. Родила 8 детей, её сын-будущий император Александр Ш. Болела туберкулёзом и умерла в 1880г. В конце жизни страдала из-за шалостей мужа, который завел себе вторую семью с княжной Екатериной Долгорукой. Е.Долгорукая вместе с детьми от Александра П жила в том же Зимнем дворце.

Мария Александровна, императрица. Художник Кристина Робертсон, 1850г.

В честь императрицы были названы: Мариинский театр в Петербурге и Мариинский дворец в г. Киеве

Художник В.Маковский

Мария Федоровна, 1848-1928г. Девятая императрица, супруга императора Александра III, годы царствованания 1883-1894г. после смерти мужа в 1894г.--вдовствующая императрица. Дочь датского короля Христиана 9,была невестой цесаревича Николая Александровича, после его смерти в 1865г. вышла замуж за его брата-Александра, родила ему шестерых детей. Была приветлива и жизнерадостна, брак был удачный, в течении всей совместной жизни супруги сохранили искренние привязанности. Кое что о ней . Была против брака своего сына Николая с принцессой Гессенской. В новой невестке ей не нравилось ВСЁ, включая и мебель, которую та выбрала для Зимнего дворца. Мария Фёдоровна видела, как сильно влияние невестки на слабовольного Николая и как разрушительно это действует на власть.

Художник К. Маковский

С 1915 года Мария Фёдоровна переезжает в Киев, её резиденция -- царский Мариинский дворец. Об отречении своего сына от престола узнала в Киеве, уезжает в Крым, оттуда в 1919 году была вывезена в Великобританию на английсвом военном судне. Затем переехала в Данию, где жила до самой смерти в 1928г. До конца жизни не хотела верить в смерь своих сыновей, внуков и тех близких, которые погибли от рук красного террора. 26 сентября 2006г. прах Марии Фёдоровны был перевезен в Россию и с почестями захоронен в усыпальнице русских царей.

"Это всё божья милость, что будущее сокрыто от нас и мы не знаем заранее об ужасных испытаниях и несчастьях, которые уготованы нам судьбой"--записала она в своём дневнике.

Художник И.Т.Галкин ександра Фёдоровна, 1872-1918г. Десятая императрица, супруга последнего императора Российской империи Николая II, годы царствования 1894-1917г. Дочь великого герцога Гессенского Людовика 4 и герцогини Анны, дочери английской королевы Виктории. Познакомились и заинтересовались друг другом на свадьбе её сестры с великим князем Сергеем Александровичем. Родители наследника были против брака, но потом уступили. Бракосочетание состоялось менее, чем через неделю после похорон Александра Ш, медовый месяц проходил в атмосфере панихид и траурных визитов. Самая нарочная драматизация не могла бы изобрести более подходящего пролога для исторической трагедии последнего русского царя. Председатель Совета Министров Российской ймперии, граф ВиттеС.Ю. писал" женился на хорошенькой женщине, на женщине не совсем нормальной, забравшей его в руки, что было не трудно при его безволии....императрица своим поведением усугубила недостатки Ники и её ненормальности начали отражаться в ненормальности некоторых действий её августейшего супруга". Николай II отрёкся от престола в 1917г., В ночь на 17 июля 1818г. царская семья была расстреляна в Екатеринбурге.

В 1981г. Все члены царской семьи были канонизированы Русской Православной Церковью за Рубежом. В Августе 2000г.--Русской Православной церковью. Останки семьи последнего русского царя захоронены в родовой усыпальнице царей, в Санкт- Петербурге.

Алексеева О.Н.

: Начинаю публикацию портретов из Романовской галереи Зимнего дворца. Ее опись сделана Д. Ровинским в 1880-х годах и опубликована в 4 томе его труда «Подробный словарь русских гравированных портретов». Рядом с каждым портретом находится его номер по общему Эрмитажному каталогу и размер (в вершках, которые я решил не пересчитывать). Но, в отличие от Ровинского, я располагаю портреты не в алфавитном, а в родословном порядке.

Я попытался (там где это возможно) дать историю каждого портрета и его сегодняшнее местонахождение. Воспроизвожу только те портреты, которые находятся в этой описи, а все данные, полученные из других источников (так как состав Романовской галереи менялся) будут опубликованы в приложении.

Романовская галерея Зимнего дворца

01. Патриарх Филарет (Федор Никитич Романов) (1554-1633).
Отец царя Михаила Федоровича.


№ 6684 размер: 20 x 16

Прижизненного изображения патриарха Филарета не существует, портрет для галереи писан художником Н. Тютрюмовым в 1861 г. по гравюре Штенглина и "Титулярнику" 17 века.
Гатчинский дворец-музей.

✂…">

02 Ксения Иоанновна Романова (ур. Шестова) (ум.1631 г.).
Мать царя Михаила Федоровича.


№5334 размер: 21,5 х 16

Копия В. Бовина (ок.1847 г.) с портрета конца 18 века (возможно так же копии с более старого оригинала), находившегося в Старом Петергофском дворце.
Сейчас в частной коллекции.

03 Царь Михаил Федорович (1596-1645).
Сын Федора Никитича и Ксении Иоанновны Романовых.


№5336 размер: 19,5 х 13,5

Портрет конца 18 века, с неизвестного оригинала (возможно "Титулярника" 17 века или гравюры Олеария). Многократно копировался.
Местонахождение неизвестно.

04 Царица Евдокия Лукьяновна (ур. Стрешнева) (1608-1645).
Вторая супруга царя Михаила Федоровича.


№6685 размер: 20 х 16

Копия художника Т. Неффа со старинного живописного оригинала, находивщегося у Г. Глебова-Стрешнева.

05 Царь Алексей Михайлович (1625-1676).
Сын царя Михаила Федоровича.


№5339 размер: 28,25 х 21,25

Прижизненный портрет 17 века, написанный неизвестным немецким или голландским художником до 1670 года (в этом году с него была сделана гравюра). Самый старый портрет в Романовской галерее.
Государственный Русский музей. СПб

06 Царица Наталья Кирилловна (ур. Нарышкина) (1651-1694).
Вторая супруга царя Алексея Михайловича.


№5343 размер: 28,25 х 21,33

Копия 19 века с портрета, написанного художником Чоглоковым «во успиение» (как память об умершей), который находился в семье Нарышкиных. Есть множество других копий этого портрета (Государственный Эрмитаж, Чувашская картинная галерея, Кусково …) .
Государственный Русский музей. СПб


№5337 размер: 13х10,5

Фрагментарная копия конца 18 века с того же оригинала. Считается работой Карла Шурманна.
Государственный Русский Музей. СПб.

07 Царевна Марфа Алексеевна (1652-1707).


№6687 размер: 22 х 16,5

Дочь царя Алексея Михайловича. Копия сделана художником Н. Тютрюмовым в 1861 г. с оригинала, который находился в Александровском Успенском монастыре, где умерла царевна Марфа (похищен оттуда в 1986 году и до сих пор не найден).

08 Царевич Алексей Алексеевич (1654-1670).


№6686 размер: 21,5 х 16,5

Портрет для галереи писан художником Н. Тютрюмовым в 1861 г. по "Титулярнику" 17 века из Публичной библиотеки СПб – единственному сохранившемуся прижизненному изображению царевича.
Местонахождение неизвестно. Изображение даю по фотографии Клиндера 1865 г.

09 Царь Федор Алексеевич (1661-1682).
Сын царя Алексея Михайловича.


№6688 размер: 28 х 22,5

Портрет для галереи писан художником Н. Тютрюмовым в 1861 г. по различным изображениям (в том числе из Оружейной палаты в Москве).

10 Царица Марфа Матвеевна (ур.Апраксина)(1664-1715).
Вторая супруга царя Федора Алексеевича.



№6694 размер: 22 х 16,5

Портрет начала 18 века или позднейшая копия с него.
Государственный Русский музей. СПб

11 Царевна Софья Алексеевна (1657-1704)
дочь царя Алексея Михайловича.


№ 4396 размер: 26,5 x 23

По некоторым сведениям - оригинал 17 века, по другим - копия с оригинала, который находился в Москве (сейчас в Государственном Историческом музее).
Государственный Эрмитаж. СПб.

12 Царевна Наталья Алексеевна (1673-1716).
дочь царя Алексея Михайловича


№ 5342 размер: 23 x 16

Портрет начала 18 века современными исследователями считается работой портретиста И. Никитина. (Барон Кене считал этот портрет работой Таннауэра). Есть еще 2 подобных портрета царевны Натальи, один в Русском музее, другой в Павловске.
Государственная Третьяковская галерея. Москва

13 Царь Иван Алексеевич (1666-1696).
Сын царя Алексея Михайловича.


№ 5348 размер: 28,6 x 22,5

Сын царя Алексея Михайловича. Считается портретом конца 17 века, созданным «во успиение» (как память об умершем), с которого позднее была сделана гравюра Ф. Маттарнови и многочисленные живописные копии (Кусково, Гос. Исторический музей).
Государственный Русский музей. СПб

14 Император Петр I Алексеевич (1672-1725).
Сын царя Алексея Михайловича.


№6689 размер: 54 х 31,5

Копия, специально исполненная для Романовской галереи в Великобритании художником Белли в 1860-х гг с оригинала Г. Неллера, который писал царя с натуры в 1697 году во время его пребывания в Голландии. Оригинал находится в Английском королевском собрании картин и послужил образцом для создания множества изображений Петра, иногда слабо похожих друг на друга.
Государственный Эрмитаж. Спб.


№5350 размер: 18,13 х 13,6

Портрет в настоящее время считается работой Таннауэра, написан примерно в 1717 году. Барон Кене считал его работой Купецкого. Есть множество копий с этой картины, оригинал находится или в Государственном Эрмитаже или в Третьяковской галерее.
Государственная Третьяковская гелерея Москва.


№5390 размер: 32 х 30

Т.н. «Портрет Петра I на фоне морского сражения» написан, скорее всего, в 1710-х гг. Есть множество версий, кто автор этой картины. Барон Кене считал его работой Купецкого, Васильчиков – работой Таннауэра, современные исследователи склоняются к тому, что это работа И. Никитина. Подробности о нем можно прочесть тут:
http://www.reenactor.ru/ARH/PDF/Shmakova.pdf
Гсударственный музей-заповедник «Царское Село».


№5355 размер: 19,75 х 16,5

Портрет считается работой знаменитого французского живописца Гиацинта Риго, подарен императору Николаю I гр. С. С. Уваровым, которому он достался от тестя - гр. А. К. Разумовского. Васильчиков пишет: "Предание семьи Разумовских гласило, что Петр, во время пребывания в Париже, зашел в мастерскую Риго, писавшего с него портрет, не застал его дома, увидел недоконченный портрет свой, ножом вырезал из большого полотна голову и увез с собой. Вырезанный портрет он подарил дочери - Елизавете Петровне, а она, в свою очередь, пожаловала его гр. Алексею Григорьевичу Разумовскому". После ликвидации Романовской галереи портрет был отправлен сначала в Русский музей, а потом в Симферопольский государственый музей.


№6671 размер: 14 х 11,5

15 Царица Евдокия Федоровна (ур.Лопухина) (1669-1731).
Первая супруга царя Петра Алексеевича.


№ 5340 размер: 19 x 13,6

Оригинал начала 18 века, либо копия с него. Скорее всего, написан во время правления императора Петра II (внука Евдокии). Есть множество копий этого портрета и неизвестна его достоверность.
Государственный Русский музей. СПб

16 Императрица Екатерина I Алексеевна (ур. Скавронская)(1684-1727).
Вторая супруга царя Петра Алексеевича.


№5391 размер: 32 х 30

Портрет работы знаменитого французского живописца Ж. Наттье (либо хорошая копия с него), написан в 1717 году, во время пребывания Петра и Екатерины в Голландии (парный к нему портрет Петра I находится в Царском Селе).
Государственный Эрмитаж. СПб.


№5392 размер: 18 х 13,5

Портрет работы придворного живописца Л. Каравака.
Государственный Русский музей. СПб


№5356 размер: 18,13 х 13,75

Портрет работы неизвестного художника (возможно Каравака или Ведекинда). Изображение даю по фотографии Клиндера 1865 г.
Местонахождение неизвестно.


№5387 размер: 58,75 х 44,75

Портрет работы И.Адольского, написан в 1726 году, неоднократно копировался и повторялся (близкий вариант находится в Царскосельском дворце).
Государственный Русский музей. СПб

Продолжение следует...


baronet65.livejournal.com

.

Оригинал записи и комментарии на

November 5th, 2013

В воскресенье в Москве снова была арт-акция - теперь «Ночь искусств». Погода была не очень прогулочная, так что нас больше интересовала ее музейная часть, и эта музейная часть присутствовала. Она выражалась в том, что несколько ведущих музеев работали допоздна, проводили специальные мероприятия, и после шести вечера вход был бесплатный. Мы решили сходить в Исторический музей на выставку «Романовы. Портрет династии».

В центре, несмотря на ноябрьский вечер и моросящий дождик, народу было полно. Эта выставка размещается в Новом комплексе, в здании ближе к гостинице «Москва». В седьмом часу желающих приобщиться к прекрасному набралось вот на такую очередь.

Что интересно, народ преимущественно молодой и сплошь с «гаджетами», может потому что информация шла через Интернет?) Очередь отняла где-то 15-20 минут, я немного поснимала вокруг.

Такая же очередь стояла в главное здание, на котором была анонсирована выставка «Фракийское золото из Болгарии». Слышала, как папа в очереди объяснял ребенку, кто такие фракийцы, вспомнил Рим, гладиаторов и Спартака)) Вот ракурс попараднее, с тенью от Жукова и хвостом его лошади)))

Потихоньку продвигаемся, так что в ту сторону я уже не пошла) Очень много людей гуляет.

Зашли. Выставка оказалась очень интересной. Я в последнее время в основном хожу по музеям изобразительных искусств, так вот - это про другое. Это не выставка живописи, это семейный альбом. Очень большая часть портретов не имеют имени художника, потому что, скажем прямо, в историческом плане они ценнее, чем в художественном) Но это свидетельства современников, реальные лица наших монархов, действительно человеческий портрет семьи во времени.

Хотя самые первые Романовы представлены в виде весьма формальном. Но, что делать, в то время на большее рассчитывать было трудно))


Неизвестный художник. Школа Оружейной палаты. Портрет царя Михаила Федоровича. Портрет царя Алексея Михайловича. Вторая половина 1670-х - первая половина 1680-х.

А вот этот портрет меня искренне изумил. Наталия Кирилловна, мать Петра I. Образ, настолько сросшийся в моем сознании с обликом Тамары Макаровой из «Юности Петра», что я даже не задумывалась, что реальная царица прожила чуть более половины того возраста, в котором Макарова ее играла)) И Петр-то, оказывается - на мать похож!


Неизвестный художник. Портрет царицы Наталии Кирилловны. Первая половина XVIII века.

А батюшка Алексей Михайлович суров и одутловат)))


Неизвестный художник. Школа Оружейной палаты. Портрет царя Алексея Михайловича. Конец 1670-х - начало 1680-х.

Портреты Софьи и Иоанна были, Федора - не помню, а вот тема Петра представлена целой галереей. Здесь Петру немного за 30, и он в парике - непривычный образ)


Готфрид Схалкен. Портрет царя Петра Алексеевича. 1703-1706.

Екатерина I. После образа Аллы Тарасовой надо еще вспомнить, что она была брюнеткой))).


Неизвестный художник. Портрет императрицы Екатерины I. Середина - вторая половина 1720-х.

Вот такой еще Петр, уже сорокапятилетний, зрелый и усталый.


Якоб Хаубракен с оригинала К. де Моора 1717 г. Портет царя Петра Алексеевича. 1718.

На выставке очень много интересных графических работ, но все - под стеклом, через которое, к сожалению, фото получаются только такие. Поэтому их больше помещать не буду, приходите, смотрите сами)

Петра II не сняла, на портрете он довольно утонченно выглядит)

Линия брата и соправителя Петра - Иоанна Алексеевича. Четырнадцатилетняя внучка Иоанна Анна Леопольдовна, племянница Анны Иоанновны. Ее потомству императрица планировала передать престолонаследие, и восемь лет спустя она недолго была регентшей при грудном сыне. Ее ждала печальная судьба, а пока она свежа и очаровательна.


Иоганн Генрих Ведекинд. Портрет принцессы Анны Леопольдовны. 1732.

А вот в отношении венценосной тетушки художники, по-видимому, вынуждены были употреблять все имеющиеся в их время приемы фотошопа))) Правда, модели здесь в районе сорока.


Неизвестный художник. Портрет императрицы Анны Иоанновны. 1730-е.

А вот версия господина Растрелли, батюшки знаменитого архитектора.


Бартоломео Карло Растрелли. Портрет императрицы Анны Иоанновны. 1730-е.

Пишут, что дама была весьма мила и обходительна в общении, правда из страха заговоров залила всю страну кровью… Во второе больше верится.

Елизавета Петровна. По этому портрету видно, что дочь Петра и Екатерины. А еще дама живая, активная и взбалмошная)


Неизвестный художник. Портрет императрицы Елизаветы Петровны. Вторая половина 1740-х - 1750-е.

Внук Петра I, племянник Елизаветы, Петр Федорович, он же Петр III. Это самый миловидный из его портретов. Я понимаю желание Екатерины от него избавиться…


Неизвестный художник. Портрет великого князя Петра Федоровича. Конец 1740-х - 1750-е.

А вот и Екатерина. Мне очень понравился именно этот портрет, в нем чувствуется незаурядная личность. Высокий лоб, волевой подбородок, твердо сжатые губы, открытое лицо в обрамлении вроде бы небрежно уложенной прически - все говорит о привлекательности, уме и сильной воле.


Луи Марен Бонне с оригинала Ж.Л. де Велли. Портрет императрицы Екатерины II. 1765.

А это уже Рокотов. Ее парадный портрет, я здесь приведу центральный фрагмент, ведь мы же не про картины))


Ф.С.Рокотов. Портрет императрицы Екатерины II. Конец 1770-х - 1780-е. Голова императрицы исполнена по портрету 1769 года.

Не знаю, как предыдущий портрет смыкается с этим. Здесь она на бабушку мою похожа))


Г. Сердюков. Портрет императрицы Екатерины II. 1773.

Какие бы слухи не ходили, а Павла Екатерина все же родила от мужа. Мужчинам у них на фактуру хронически не везло, даже в самом свежем возрасте((


Неизвестный художник, мастерская Д.Г.Левицкого. Портрет великого князя Павла Петровича. Конец 1770-х.

А уж в не самом свежем - и подавно…


Неизвестный художник. Портрет императора Павла I. 1798-1799. Восходит к оригиналу Ж.Л.Вуаля 1789 г.

Зато везло на жен. Мария Федоровна, вторая супруга Павла, урожденная София-Доротея Вюртембергская. На момент написания портрета даме сорок лет, в активе десять детей, в том числе два будущих императора, и репутация образцовой жены и благотворительницы. А пережив мужа, она еще держала в ежовых рукавицах всех невесток))


Неизвестный художник. Портрет императрицы Марии Федоровны. Первая половина XIX века. Восходит к оригиналу М.Э.Л. Виже-Лебрен 1799 г.

Александр I, прозванный «загадочный сфинксом», блестяще образованный красавец, воспитанный бабушкой Екатериной для наследования трона в обход отца Павла. Внешне, к счастью - в мать и бабку)


Жан-Лоран Монье. Портрет императора Александра I. 1806.

Елизавета Алексеевна, урожденная Луиза Мария Августа Баденская, имела все шансы еще больше украсить потомство монаршей династии. Утонченная красавица во всех источниках. Но «что-то пошло не так», отношения этой четы не сложились. Фактически вторая семья у Александра, у Елизаветы - два недолгих романа и две дочери, отцовство которых даже не приписывали императору, умершие в младенчестве. И неожиданное сближение незадолго до смерти, и уход с интервалом менее чем в полгода, и слухи о том, что супруги избрали отшельничество и так ушли от мира… Странная пара…


Неизвестный художник. Портрет императрицы Елизаветы Алексеевны. 1820-е. Портрет восходит к оригиналу Я.Орта 1800-1801 гг.

А между тем, в центре экспозиции, под раскидистым генеалогическим деревом …

… в честь Ночи искусств, сотрудница музея рассказывала о приходе к власти Романовых. Как я потом увидела, она представляла свою книгу «Бояре Романовы».

Часть народу внимала перманентно, часть, как мы, продвигалась по выставке, периодически прислушиваясь. Я четко уловила, что эта выставка - уникальная, так тематически эти экспонаты не подбирались и никогда раньше не демонстрировались.

Так мы переместились в зал, посвященный Николаю I и его семье. Я здесь показываю только правивших монархов, но на самом деле в каждом зале еще множество изображений других членов царской семьи - братьев, сестер, детей, если со всеми разбираться - это серьезная, хоть и интересная работа).

Итак, Николай. Несмотря на наличие портретов, он мне больше всего понравился вот в таком виде)


Х.Д. Раух, мастерская (?). Портрет императора Николая I. 1820- 1830-е. Восходит к оригиналу 1821 г.

Его супруга, Александра Федоровна, урожденная Фридерика Луиза Шарлотта Вильгельмина Прусская, тоже в «костюме». Удивительно, насколько ее внешность диссонирует со стилем «а-ля-рюс». Оказывается, это не маскарад, а официальный дресс-код, введенный указом Николая в 1834 году и обязательный для ношения при дворе в торжественных случаях. Кокошник метровый, зато брак счастливый)) Девять детей.


Франц Крюгер. Портрет императрицы Александры Федоровны. 1852—1857. Авторское повторение портрета, сделанного в середине 1830-х гг.

Следующая императорская чета: Александр II и Мария Александровна. Он, похоже, тоже в мать) Хотя уже настало время фотографий. Они добавляются в экспозиции к живописным портретам, стремительно приближая ту реальность к нашему дню. Но я пойду по портретам.


И. А. Тюрин. Портрет императора Александра II. Вторая половина 1860-х.

Она. Максимилиана Вильгельмина Августа София Мария Гессен-Дармштадтская. Уф…Чтобы в полной мере осознать, каким рынком невест была еще не объединенная Германия, надо переписать девичьи имена нескольких подряд императриц))) Причем, в любой европейской стране))) Брак по любви, восемь детей, потом фактически вторая семья с Екатериной Долгоруковой, ослабление здоровья, в итоге - умерла раньше мужа, который тоже ушел безвременно от рук террориста.
Платье красивое…


Т.А. Нефф. Портрет императрицы Марии Александровны. 1864. Восходит к оригиналу Ф.К. Винтерхальтера 1857 г.

Александра III привычнее видеть с окладистой бородой, довольно неэстетичной по нынешним временам. А вот портрет его двадцатилетнего, без нее)) Очень привлекательный молодой человек) Положительный, основательный правитель, примерный семьянин.


И.А. Тюрин. Портрет цесаревича Александра Александровича. 1865.

Императрица Мария Федоровна, в девичестве Мария София Фредерика Дагмара Датская. Невеста старшего брата Александра, Николая, умершего до свадьбы, и приглянувшаяся Александру при таких трагических обстоятельствах. Счастливый и прочный союз, не запятнанный изменами, шесть детей. Которых уничтожила или разметала по миру революция… Она до всего этого дожила.

Романовская галерея Зимнего Дворца (собрание портретов дома Романовых) размещалась в одной из галерей Малого Эрмитажа вокруг т.н. Висячего сада. Создана в конце 1840-х годов по указу императора Николая I.

План 2 этажа Эрмитажа. Залы Романовской галереи подчеркнуты красным (залы 259, 261, 262).

История ее создания изложена в статье: Ренне «Николай I и Романовская галерея» из сборника «250 историй про Эрмитаж» СПб 2014;.
«Особое место в истории портретных галерей императорского дворца занимает Романовская, творцом которой был сам император Николай I. Как и его старший брат Александр I, составляющий списки генералов, чьи портреты предполагалось поместить в Зале воинской славы 1812 года, Николай вникал во все подробности создававшейся по его указу в конце 1840-1850 гг. галереи портретов представителей Дома Романовых в здании Малого Эрмитажа. Для начала велено было составить реестр «всем портретам Высочайших Особ, находящимся в Эрмитаже и во всех императорских дворцах». Оказалось, в кладовой Эрмитажа 172 изображения; отправлено в Москву - 12; в Гатчину - 3; Английском дворце в Петергофе - 26; в старом дворце -18. 12 декабря 1844 г. «Государь Император…повелеть изволил находящиеся в Петергофе, как во дворце Английского Сада, так и в старом дворце, вверху, в большом зале между окон, так же овальные портреты, если они снимаются, привезти все в Санкт-Петербург, и потом выставить оные, вместе с хранящимися в кладовой Эрмитажа портретами, в Эрмитажных галереях, расположив их хронологически, по царствованиям, и поместив супруг возле супругов, а детей подле отцов». Многие картины требовали реставрации, некоторые копировались, и тогда оригиналы отправляли обратно, специально заказывались новые вещи. Один из первоначальных списков насчитывал 127 портретов, начиная от царя Михаила Федоровича, царицы Марфы Ивановны и патриарха Филарета и заканчивая всей большой императорской семьей, в которую входили мужья и жены уже выросших старших детей. Николай придирчиво относился к качеству произведений. Среди архивных дел, посвященных созданию Романовской галереи, есть курьезный документ с собственноручной припиской императора: «портреты, которые копированы со старых современных картин, должны быть подражанием сим портретам, со всевозможной точностью не глядя на несовершенство тогдашней живописи, иначе их историческая верность утратится; но другие портреты, списаны дурно, тогда как оригиналы хороши; все те портреты следует переписать за достаточную цену людьми, умеющими копировать, а не теми дураками, которые набраны были». Судя по документам, состав Романовской галереи незначительно менялся, особенно в первые годы ее существования. Некоторые портреты были сфотографированы и изданы в 1865 и в 1867 гг.»


Э. Гау "Северная часть Романовской галереи" 1861 год.

Э. Гау "Южная часть Романовской галереи" 1861 год.
Наиболее полное исследование Романовской галереи было сделано В. Кадочниковой в статье "К вопросу об авторстве копий Романовской галереи Императорского Эрмитажа.":
"Для первоначальной экспозиции были отобраны портреты из загородных дворцов, кладовых Эрмитажа, недостающие изображения специально копировались... Однако галерея не была застывшим, законсервированным собранием, ее состав вполне естественно корректировался не только с изменениями в царствующей фамилии, но и сообразно вкусам и желаниям правящих императоров. Николай Павлович очень взыскательно относился к качеству копий, поэтому заказы на их изготовление передавались разным художникам, пока желаемый результат не был достигнут. В этом смысле выявление круга копиистов и их работ представляется чрезвычайно важным, так как впоследствии многие полотна утратили имена своих создателей и в настоящее время входят в музейные собрания как произведения неизвестных художников или с другим авторством.
Наиболее кардинальным изменениям уже сложившаяся галерея подверглась в 1858 году, когда Александр II повелел "переписать и исправить 27 портретов, написать вновь недостающие 5 портретов, исключить 31 портрет, оставить в настоящем виде - 98 портретов". В дальнейшем фамильная галерея также неоднократно пополнялась и изменялась, но уже не столь значительно."

Сохранилось не так много картин и фотографий самой Романовской галереи:в 1861 году художник Гау нарисовал 2 акварели и еще мне удалось найти в Интернете 2 фотографии начала 20 века.

Романовская галерея. Открытка начала 20 века.


Романовская галерея. Фотографии начала 20 века.

Галерея просуществовала до 1918 года, когда пришедшие к власти большевики ее расформировали, а портреты были отправлены в различные музеи (в основном в Русский музей, при этом, часть была утеряна). В настоящее время в одном зале галереи располагается искусство Средних веков Европы, а в другом - живопись Нидерландов XV-XVI веков.
Удалось найти 2 описания картин галереи, первое - 1866 года издания, составленное бароном Кене, а второе 1889 года издания, составленное Д.А. Ровинским.
Со следующего поста постараюсь на основе этих описаний, исследований и каталогов различных музеев собрать информацию, какие именно портреты находились в этой галерее и историю каждого портрета, которого удалось идентифицировать. Но, к сожалению, у меня нет никаких сведений, о том, какие портреты помещались в галерею после 1889 года (и помещались ли). Есть информация, что при Александре III галерея почти не пополнялась и требовала реставрации(письмо директора Эрмитажа А.А. Васильчикова, процитированное в статье Кадочниковой). Буду рад любой помощи в этом вопросе.