Урок географии с применением заданий PISA. Практическое занятие «PISA – связь практических заданий по математике с жизнью Тесты pisa примеры вопросов по чтению

Кударбекова Зульфия Туземовна.

СКО район имени Г.Мусрепова КГУ «Ставропольская средняя школа».

Учитель русского языка и литературы.

Цель урока : сформировать читательскую компетенцию у учащихся; научиться анализировать текст с точки зрения развития функциональной грамотности.

Задачи урока:

1.формирование навыка расшифровки текста, раскрытия смысла, содержания;

2.развитие умения и навыка извлечение информации, интерпретировать, анализировать;

3.воспитание приобретения жизненного опыта из прочитанного, выявить проблему взаимосвязи человека и природы. Способствовать воспитанию бережного отношения к природе.

Тип урока: изучение новой темы

Вид урока: урок-практикум

Методы и приемы: активные формы работы

Ожидаемый результат:

— научатся обосновывать свою точку зрения на основе ранее известной информации и сведений из текста; соотносить информацию текста с собственным опытом; находить в тексте заданную информацию;

Находить в тексте данные, иллюстрирующие определѐнную мысль;

использовать информацию из текста для подтверждения своей точки зрения;

Находить фактический материал – в основном вопросы кто (что)? где? когда? что делал(а)?

Структура урока:

1.Оргмомент

2.Мотивационное начало урока. Постановка цели.

3.Этап актуализации знаний.

4.Этап усвоения знаний.

5.Этап закрепления знаний

6.Рефлексия.

7.Итог урока. Д\З

Неужто завтра замрут моря?

Умолкнут птицы, застынут сосны?

Уже не сможет взойти заря,

И спросит небо: неужто поздно?..

Н. Добронравов

Ход урока

Приветствие учителя: Здравствуйте, ребята. Чтобы наш урок прошел интересно и продуктивно, мы должны разделиться на группы?

Создание коллаборативной среды:

Прием «Составь картину» (учащиеся выбирают картинки носорога, жирафа, баобаба, озеро, контур карты Африки). Получается картина: Африка, озеро, вокруг: баобаб, носорог, жираф.

(Вспомнить правила работы в группе : не перебивай, уважай мнение товарища, соблюдай регламент, сообща находи решение проблемы)

Учитель: Вопрос группам: О чем пойдет речь сегодня на уроке? (об Африке, животном и растительном мире…)

Учитель: чтобы конкретизировать проблему нашего урока, обратимся к эпиграфу (чтение эпиграфа)

Как вы понимаете смысл эпиграфа? Какой проблемы мы коснемся на уроке? (темы экологии)

У.: Мировое сообщество озабочено проблемами высыхающих и умирающих внутренних водоёмов – морей и озёр. Существует проект ЮНЕСКО, посвящённый спасению трёх наиболее крупных исчезающих морей – озёр: Аральского, Мёртвого и Чад (в центре Африки). Высыхание этих водоёмов отнесено ООН к разряду экологических катастроф глобального масштаба. Тема нашего урока «Озеро, играющее в прятки»

Презентация по теме урока (в презентации рассказывается об озре Чад и демонстрируются картины животного и растительного мира)

Вступительное слово учителя :

У: В слайдах дана не вся информация, касающаяся озера. Я предлагаю вам поработать с текстом и извлечь дополнительную информацию

Основная часть. Информационно-операционный этап.

Работа с текстом «Чад — Озеро Центральной Африки»

Задание – проанализировать текст, ответить на вопросы к тексту.

Указания по выполнению задания

Используется стратегия «Я-ты-мы »

Этапы работы:

  1. Учащиеся самостоятельно обдумывают проблему или вопрос (5 минут).
  2. Учащиеся обмениваются идеями с партнером (2 минуты).
  3. Пара учащихся делится идеями с другой парой в группе (2 минуты).
  4. Учащиеся в группе обсуждают и готовятся к презентации своей позиции, выбирают выступающего (2 минуты).

Чад — Озеро Центральной Африки

Озеро находится в тектонической впадине. На протяжении миллионов лет низина заполнялась осадочными породами и водой. Климат менялся, становился жарче, и площадь водной поверхности постепенно сокращалась.

Чад остается единственным крупным водоемом Центральной Африки, несмотря на постоянное колебание (каждые двадцать-тридцать лет) уровня воды в озере. В силу этого озеро не имеет четких очертаний, то увеличиваясь до 26 тыс. км 2 и превращаясь в двенадцатое по величине в мире, то сокращаясь до 1/10 от своего первоначального размера. Помимо естественных причин имеются и человеческие: жители берегов реки Шари - крупнейшей из питающих озеро рек - чрезмерно много отбирают речной воды на орошение, что уже привело к резкому сокращению площади озера. Кроме того, дно озера постоянно поднимается, так как на нем наслаивается ил, песок и озерная грязь.

Озеро Чад — место, где обитает множество видов животных. Из Европы и Западной Азии сюда слетаются миллионы перелетных птиц, в том числе фламинго и пеликаны. Особенно обилен животный мир Чада в летне-осенний период, когда саванны на юге и юго-востоке покрываются пышной растительностью, а над высокими травами видны зеленые кроны акаций и баобабов.

От существования озера Чад зависит жизнь 30 млн. человек, живущих на берегах и в окрестностях. Но и жизнь самого озера находится под угрозой. Статистика учета подъема и спада воды показывает, что в XX в. ее уровень никогда не достигал высот, отмечавшихся в прошедшие века. Если озеро Чад действительно исчезнет, то последствия будут ужасающими…

Вопросы и задания

1

  • Это текст об озере Чад
  1. 2
верно не-верно нет информации в тексте
1
2 Озеро имеет четкие контуры
3
4 Река Шари питает озеро Чад
5
6
7
8
  • Дно озера постоянно поднимается, так как… ____________________________________________________________________________________________________________________
  • Озеро Чад — место, где обитает множество видов животных:___________________________________________________________________________________________________________
  1. Определи вид подчинительной связи в словосочетаниях, если:

Согласование — это 1

Управление — это 2

Примыкание – это 3

  1. Допиши предложение.

Если озеро Чад действительно исчезнет, то последствия будут ужасающими: ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Есть ли подобные экологические проблемы в Казахстане? Назови их._____________________________________________________________________________________________________________
  2. Напишите о том, чем вы можете помочь природе.____________________________________________________________________________________________________________________________________

Жеребьевка

1гр. Презентация работы

2гр. Задают вопросы выступающим

3гр. Отвечают на вопросы выступающих

4гр.Оценивают ответы (раскрытие темы, доступность, аргументированность, эмоциональность)

Проверка ответов по ключу (на слайдах)

Вопросы и задания

1 .О чем этот текст, выберите правильный ответ:

  • Это текст об озере Чад
  • Это текст об экологической катастрофе
  • Это текст о животном мире Африки
  1. 2 . Поставь значок v в нужную графу (верно/ неверно/ нет информации в тексте)
верно неверно нет информации в тексте
1 Озеро находится в тектонической впадине v
2 Озеро имеет четкие контуры v
3 Дно озера постоянно поднимается v
4 Река Шари питает озеро Чад v
5 На берегу озера проживает 20 млн. человек v
6 Температура воды в озере достигает +15 градусов по Цельсию v
7 Сюда слетаются миллионы перелетных птиц, в том числе фламинго и пеликаны v
8 Над высокими травами видны зеленые кроны финиковых пальм. v
  1. Продолжи предложения, используя информацию из текста, рисунки к тексту и знания, полученные на других уроках, или из других источников
  • Дно озера постоянно поднимается, так как… на нем наслаивается ил, песок и озерная грязь.
  1. Озеро Чад — место, где обитает множество видов животных: носороги, антилопы, жирафы, зебры, бегемоты …
  2. Определи вид подчитительной связи в словосочетаниях, если:

Согласование — это 1

Управление — это 2

Примыкание – это 3

Сделайте в группах вывод: какие экологические проблемы намечены в тексте ? (ответы учащихся)

Рефлексивно-оценочный этап:

Закончи предложение

  • Сегодня для меня было новым…
  • Мне было интересно…
  • Мне пригодится это для…
  • Я научил(ась)ся…

Оценивание:

Дайте оценку работе группы. (Выступают члены группы, дают оценку своей группе).

Домашнее задание : напишите эссе на тему: Как я могу помочь природе?

Колесниченко Наталья Георгиевна - учитель русского языка и литературы ОСШ № 11 г.Караганды

Гафиятуллина Алла Михайловна - учитель русского языка и литературы ОСШ № 11 г.Караганды

Задания на развитие функциональной грамотности чтения учащихся по международной программе PISA .

Целью работы является оценка владения учащимися знаниями и умениями, необходимыми для полноценного функционирования в обществе.

«БАНКНОТЫ КАЗАХСТАНА»

Перед вами изображение обновленной банкноты номиналом 5000 тенге,выпущенной 30 декабря 2011 года

Внимательно рассмотрите банкноту. Как вы думаете, какая фраза присутствует на всех банкнотах Казахстана?

Ответ ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Критерии оценки:

Правильный ответ: «Подделка банкнот преследуется по закону» -- 1 балл.

Другой ответ – 0 баллов.

Задание №2

Какой элемент, изображенный на купюре, является символом мира и согласия?

А) монумент «Казак елi »

Б) летящие голуби

В) верхняя часть монумента независимости

Г) горы Заилийского Алатау

Критерии оценки:

Правильный ответ – Б – 1 балл.

Другой ответ – 0 баллов.

2 группа

Опираясь на изображение купюры, заполните таблицу. Поставьте знак «+» в соответствующей колонке.

Утверждение

верно

неверно

Нет информации в тексте

На банкноте имеются элементы защиты: голографическая лента с изображением летящей птицы, яблока и цифры номинала.

Банкнота номиналом 5000 тенге является средством накопления и поэтому подделывается фальшивомонетчиками не так часто, как другие

На лицевой и оборотной стороне банкноты имеется метка для людей с ослабленным зрением

Можно на ощупь почувствовать, что перед вами банкнота

5000 тенге – самая крупная банкнота Казахстана

Казахстанские банкноты занимают призовые места на международных конкурсах

Критерии

5-6 правильных – 1 балл

Менее 5 – 0 баллов

3 группа

Аверс- это лицевая сторона банкноты. Реверс – обратная сторона.

Найдите соответствие

реверс


аверс

Критерии оценки:

    аверс, 2- реверс.

Правильно ответил- 1 балл.

Международное банкнотное сообщество (IBNS) – это объединение коллекционеров банкнот, членами которого являются около 2000 экспертов из более 90 стран мира.

В мае 2013 года IBNS подвело итоги международного конкурса и признало казахстанскую банкноту 5000 тенге «Лучшей банкнотой 2012 года». Согласен ли ты с этим выбором и почему?

Ответ ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Критерии оценки:

Задание №4

Банкнота того же номинала, выпущенная в 1998 году, сейчас

вышла из активного оборота, но является объектом интереса коллекционеров.

Восстановите диалог между двумя коллекционерами: покупателем и продавцом этой банкноты. Ответ запишите в виде цепочки.

Одна бона еще осталась!

ЛЛ 0056296

Критерии оценки:

Правильная цепочка

Правильная цепочка – 1 балл.

Неправильная цепочка - 0 баллов.

Если бы вы были дизайнером банкноты, чтобы вы изменили?

Аргументируйте свой ответ.

Критерии оценки:

Если внесли изменения, но не аргументировали (1-2 аргумента) – 1 балл

Если ничего не изменили, но не аргументировали (1-2 аргумента)- 1 балл

Домашнее задание

1 группа

Вспомни и запиши пословицы, поговорки, афоризмы, изречения о деньгах

2 группа

Напиши мини-сочинение на тему «Не имей сто рублей, а имей сто друзей»

3 группа

Напиши сказку «Путешествие тиынки»

Просмотр содержимого презентации
«Мини-урок»


Банкноты

КАЗАХСТАНА




  • Правильный ответ: «Подделка банкнот преследуется по закону» -- 1 балл.
  • Другой ответ – 0 баллов.

Задание №2

  • Правильный ответ – Б – 1 балл.
  • Другой ответ – 0 баллов.
  • 5-6 правильных 1 балл
  • Менее 5 0 баллов
  • 1-аверс, 2- реверс.

Правильно ответил- 1 балл.

Неправильно ответил- 0 баллов.


  • В правильный ответ входят понятия: оформление, степень защиты от подделки, национальный колорит, смысловая нагрузка, эстетичность.
  • Если ученик привел все критерии – 2 балла.
  • Если ученик привел 3-4 критерия – 1 балл.
  • Если ученик привел 3-4 правильных и несколько неправильных критериев – 1 балл.
  • Если ученик привел 1-2 или нет ни одного правильного критерия – 0 баллов.

Задание №4

-- Нет, я никуда не спешу. Я очень сильно сомневаюсь, что где-то есть дешевле.

-- С каждым годом найти эту бону в качестве – все сложнее!

-- Хороший выбор! Хорошая серия!

-- А новогодних распродаж нет?

-- Одна бона еще осталась!

-- Здравствуйте, Максим. Зарезервируйте для меня

-- Согласен. Цена очень хорошая!

ЛЛ 0056296

Правильная цепочка 1 балл.

Неправильная цепочка - 0 баллов.


  • Если внесли изменения в банкноту и аргументировали эти изменения (3 аргумента) – 2 балла
  • Если ответили, что ничего не изменили и привели веские аргументы (3 аргумента)- 2 балла
  • Если внесли изменения, но не аргументировали (1 -2 аргумент а ) – 1 балл
  • Если ничего не изменили, но не аргументировали (1 -2 аргумент а )- 1 балл
  • Если нет аргументов – 0 баллов

Домашнее задание

1 группа

Вспомни и запиши пословицы, поговорки, афоризмы, изречения о деньгах

2 группа

Напиши мини-сочинение на тему «Не имей сто рублей, а имей сто друзей»

3 группа

Напиши сказку « Путешествие тиынки »



Молодцы!

Поздравляем с успешным

завершением работы!



Практическое занятие

«

Разработала и провела:

Ефимик

Марина Николаевна,

учитель математики

КГУ «Гимназия № 93»

г. Караганды

Караганда 2014-2015 учебный год

Практическое занятие

«PISA – связь практических заданий по математике с жизнью»

Ф.И.О. и место работы

Ефимик Марина Николаевна

КГУ «Гимназия № 93» г.Караганда

Тема занятия:

Практическое занятие «PISA – связь практических заданий по математике с жизнью»

Общие цели:

Раскрыть возможности развития функциональной грамотности учащихся на уроках математики через решение задач PISA .

Ожидаемые результаты:

1. Участники мастер-класса получат знания и навыки по развитию функциональной грамотности школьников

2. могут создавать проекты уроков по новой технологии

3. научатся использовать приемы развития математической грамотности в своей педагогической практике

Ключевые идеи:

Познакомить участников мастер-класса с приемами развития функциональной грамотности школьников по математике через решение задач международного исследования PISA

Время

Деятельность тренера

Деятельность слушателей

Введение

5 мин

Вступление

Ключевым ориентиром для совершенствования качества образования является Национальный план действий по развитию функциональной грамотности школьников на 2012–2016 годы, в котором, сказано: «…педагоги общеобразовательных школ Республики дают сильные предметные знания, но не учат применять их в реальных, жизненных ситуациях». По мере развития общества требования к прикладным знаниям растут (расширяется их диапазон, формируются новые качественные признаки), можно сказать, что функциональная грамотность человека выступает показателем его способности адаптироваться к условиям микросоциума. Для формирования функциональной грамотности необходимо создать особую образовательную среду, причем не только на уроке, но и во внеурочное время

Создание коллаборативной среды

Тренер знакомится с участниками мастер-класса, делит участников на группы

Знакомство, деление на группы

Погружение в тему

10 мин

Работа с видеоресурсом

презентация «РАЗВИТИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ PISA – 2015»

Участники знакомятся с анализом международного исследования PISA – 2012

Задание № 1

Работа в группах

10 мин

Составить постер в котором необходимо отразить причины низких результатов наших школьников в международных исследованиях

Тренер наблюдает за участниками

Участники, работая в группе, составляют постер, затем защищают свои работы

Обобщение выступлений

5 мин

Тренер подводит итог проделанной работы и обобщает мнения участников

    Причины низких результатов школьников

1. Непривычная форма тестирования

2. Задания междисциплинарного характера, жизненные ситуации, в которых навыки чтения необходимы для решения общественных и личных задач;

3. Задания, далекие от жизненных интересов и социального опыта обучающихся;

4. Задания с выбором ответа, выполнение которых требует специальной подготовки;

5. Задания с напряженным графиком выполнения работы

6. Низок уровень применения основных математических, естественнонаучных понятий для: объяснения реальных ситуаций из повседневной жизни, критической оценки полученной информации, выдвижения гипотезы, умения обосновывать высказанную точку зрения.

7. Неумение работать с текстами делового стиля

(объявления, расписания авиарейсов, анкеты для приема на работу и др.), с текстами, включающими диаграммы, таблицы, схемы и карты;

8. Неспособность соотнести различные точки зрения на явления и события, сформулировать собственную точку зрения

Участники мастер-класса обобщают, делают выводы

Задание № 2

Работа в парах

15 мин

Задание . Решить задачи и вынести свои рекомендации по решению подобных задач

Обсуждение решений, внесение своих рекомендаций по решению предложенных задач

Участники выполняют задания, разбирая задачи, предложенные на международном исследовании. Защита решений и обсуждение в группах

Формирование групп сменного состава

Тренер делит участников мастер-класса на новые группы

Участники делятся на группы

Задание № 3

Работа в парах

15 мин

Тренер раздает задачи, предлагаемые на международном исследовании

Задание. Выполнив решение задач, выявить с какими трудностями могут столкнуться учащиеся при выполнении таких заданий.

Тренер наблюдает за участниками мастер-класса

Участники выполняют задание, выявляют трудности при решении задач, дополняют ответы других групп

Стратегия «Галлерея»

Задание № 4

Работа в группах

15 мин

Задание

На основе предложенной разработки урока, составьте свой проект урока на развитие функциональной грамотности.

Участники предлагают свой проект урока, презентуют свою работу и заслушивают проекты других групп

Задание № 5

Работа в группах

10 мин

Задание

Участники мастер-класса вырабатывают рекомендации, представляют сои работы, дополняют работы своих коллег

Стратегия «Автобусная остановка»

Подведение итогов

5 мин

Рефлексия

Возросшие запросы к качеству учебно-воспитательного процесса требуют от педагога применения новых подходов, форм и методов работы. В связи с этим, актуальным вопросом становится совершенствование творческого потенциала учителей путем обучения их таким методам и стратегиям работы с детьми, которые обеспечивают всестороннее развитие и самореализацию учащихся. Решение данной проблемы является залогом успешности всей профессиональной деятельности учителя и достижения результата образовательного процесса. Каждый ученик - талантлив, и задача школы и учителя – своевременно распознать особенности ученика и оказать ему педагогическую поддержку в развитии его способностей.

Махомет Е.Н.

учитель географии

ГУ «Приозёрная средняя школа»

Урок географии с применением заданий PISA .

Назначение человека - в разумной деятельности.

Аристотель

Programme for International Student Assessment (PISA) - Международное исследование по оценке математической грамотности и грамотности в области чтения и естествознания 15-летних обучающихся организаций общего среднего, технического и профессионального образования проводится 3-х летними циклами. В каждом цикле основное внимание (две трети времени тестирования) уделяется одному из направлений исследования – чтению, математике или естествознанию. Основная задача исследования PISA - выявить, обладают ли учащиеся 15-летнего возраста функциональными знаниями и умениями, необходимыми в современных условиях жизни. В исследовании участвуют более 65 стран мира. Координирует программу Организация Экономического Сотрудничества и Развития (ОЭСР).

В Национальном плане действий по развитию функциональной грамотности школьников на 2012-2016 г. главными функциональными качествами личности обозначены:

    инициативность,

    способность творчески мыслить и находить нестандартные решения,

    умение выбирать профессиональный путь,

    готовность обучаться в течение всей жизни.

PISA проводится с определенным циклом с 2000 года. В этом году исследование акцентирует внимание на естественнонаучную грамотность. Предыдущее исследование с таким приоритетом было проведено в 2006 г. В нем участвовало 57 стран. В этот раз их количество достигнет 70. Поступательное увеличение стран-участниц позволяет исследованиям PISA последующих циклов говорить уже об оценке «глобальной компетенции» (Global Competence).

PISA-2015, как и PISA-2012, имеет дополнительную, инновационную цель, а именно оценку функциональной грамотности 15-летних учащихся в интерактивной среде.

В настоящее время меняется взгляд на то, какой должна быть подготовка выпускника основной школы. Наряду с формированием предметных знаний и умений, школа должна обеспечивать развитие у учащихся умений использовать свои знания в разнообразных ситуациях, близких к реальным. В дальнейшей жизни эти умения будут способствовать активному участию учащегося школы в жизни общества, помогут ему приобретать знания на протяжении всей жизни. Исследование PISA ставит своей целью проверку наличия таких умений, то есть подготовку молодежи к "взрослой" жизни, что отличает его от других международных исследований, основной целью которых являлась проверка определенных школьными программами предметных знаний и умений, в основном, с помощью выполнения учебных заданий мало или совсем не связанных с реальной жизнью.

К сожалению, абсолютное большинство школьников особенно на средней ступени обучения тренируются учителями для заучивания материала, выполнения действий по образцу, реализации одно-двух-трёх шаговых алгоритмов. Давно известно, что выполнение сколь угодно сложных алгоритмов не развивает творческих способностей учащихся, а в худшем исполнении, приводит к тому, что даже и повторить эти самые алгоритмы учащийся оказывается не в состоянии. Именно это является причиной четверти неудовлетворительных оценок по географии, получаемых ежегодно при проведении единого национального тестирования, это же является причиной более чем неудовлетворительных результатов тестирования PISA.

Один из способов реализации компетентностного подхода – составление и использование заданий в формате PISA в образовательном процессе. Специфика заданий PISA заключается во многом в том, что условия и вопросы заданы, как самостоятельные, и на первый взгляд не связаны друг с другом. Связать условия и вопросы – задача ученика. Для подобного «связывания» необходимо привлечение личного опыта, дополнительной информации, необходима работа с контекстом. Отсюда и дизайн заданий PISA – они чаще всего представляют собой описание ситуации, взятые из реальной жизненной практики. Ни условия заданий, ни форма вопроса не привязаны жестко к предметной ситуации. Напротив, перевод жизненной ситуации в предметную и составляет трудность заданий. Каждое задание – ситуация, случай, требующие решения. Вопрос и условия заданий соотносятся с личным опытом, дополнительной информацией из других разделов, следовательно, задания PISA являются интегрированными.

Составляя задания в формате PISA необходимо учитывать их следующие признаки:

─ условия, которые не требуются для ответа на вопрос;

─ много лишних деталей, а часть необходимой информации может отсутствовать, она обнаруживается, например в вопросе;

─ необходимая информация представлена в разных форматах (текст, графики, таблицы, справочники, собственные знания);

─ необходимая информация задана в логике отнесения ее не к конкретному предмету (учебному или научному), а к конкретной жизненной ситуации;

─ форма требуемого ответа не задана или задана в зашумленной форме. Ответ, согласно вопросу, должен соответствовать требованиям, которые также не были сформулированы четко.

Отдельные задания в формате PISA используют в качестве познавательных заданий на различных этапах урока с целью формирования исследовательских умений, самостоятельности мышления, познавательного интереса учащихся.

Набор заданий в формате PISA используют как диагностические и как обучающие, поскольку ученик приобретает новые знания и новые навыки.

Задания должны содержать вопросы различных типов – с выбором ответа, с кратким ответом, с развернутым свободным ответом. В первом случае ученик среди предложенных вариантов ответа должен найти верный; во втором – записать свой ответ, не давая при этом никаких пояснений; в третьем случае от ученика требуется записать свое решение, дать обоснование, привести аргументацию. Иногда эти вопросы взаимосвязаны и в процессе их последовательного выполнения учащиеся должны подметить закономерности, выйти на некоторые обобщения. Иногда вопросы являются независимыми, и ответ на последующий вопрос не обусловлен правильностью ответа на предыдущий. В одном и том же задании часто могут быть представлены вопросы разного типа: сначала предлагаются вопросы с выбором ответа, с кратким ответом, а в конце – вопросы с развернутым ответом.

При выполнении компетентностно - ориентированных заданий типа PISA основное внимание должно уделяться формированию способностей учащихся использовать географические знания в разнообразных ситуациях, требующих для своего решения различных подходов, размышлений и интуиции.

Задания в формате тестов PISA позволяют учителю решить одновременно несколько задач:

─ оценить уровень развития письменной компетенции учащихся, т. е. насколько ученик в состоянии разобраться в тексте и достать из него необходимую информацию;

─ оценить уровень развития предметных знаний и умений;

─ оценить уровень развития общеучебных умений и навыков (интеллектуальных, познавательных, культуру письменной и устной речи и т.д.).

─ оценить способность самостоятельно приобретать знания и выбирать способы деятельности, необходимые для успешной адаптации в современном мире, т. е. результативно действовать в нестандартных ситуациях;

─ формировать познавательный интерес к предмету через развитие исследовательской компетенции;

─ способствуют сравнению прогресса учащихся в отношении каждого учебного предмета и образования в целом;

─ определяют пути для понижения различий между текущими и ожидаемыми результатами.

Привлечение межпредметной информации в процессе выполнения заданий типа PISA способствует более глубокому и осмысленному усвоению программного материала, учащиеся приобретают и совершенствуют практические умения выявлять причинно-следственные связи между явлениями, процессами. При этом создаются благоприятные условия для осмысленного понимания фактов, теории, законов, конкретизации и углубление раннее приобретенных знаний по географии, физике, химии, биологии, экологии.

Наличие интереса к географии у учащихся является необходимым условием процесса обучения. Чем выше интерес, тем активнее идет обучение и тем лучше его результаты. Чем ниже интерес, тем формальнее обучение, хуже его результаты. Отсутствие интереса приводит к низкому качеству обучения, быстрому забыванию и даже полной потере приобретенных знаний, умений и навыков. Поэтому очень важно увеличить уровень интереса учеников к географии, следить за его изменением, что и является неотъемлемой частью исследования PISA.

Литература:

2. Дахин А.Н. Компетенция и компетентность: сколько их у российского школьника? / А Дахин // Своевременные мысли. - 2004. - № 2. - С.43-47.

3. Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании / И.А. Зимняя. - М.: Логос, 2004. - 208 с.

4. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования / А. Хуторской // Нар. образование. - 2003. - № 2. - С. 58-64.

5. Холодная М.А. Психология интеллекта: парадоксы исследования. - Томск: Изд-во Том. ун-та. - М.: Барс, 1997. - 392 с.

6. Модульно-компетентностное профессиональное образование (методические рекомендации). - М.: Изд. Центр НОУ ИСМО, 2003. - 34 с.

7. Ковалева Г.С. Новый взгляд на грамотность. По материалам международного исследования PISA-2000.

Разработка заданий по технологии PISA

Экономическая и социальная география. 9 класс

Тема урока: Трудовые ресурсы

Вариант№ 1

Прочтите текст и ответьте на вопросы

Трудовые ресурсы

Трудовые ресурсы - это часть населения, способная работать в экономике. Они включают в себя три группы населения см. схему на стр. 95 учебника:

А) работающие подростки - которым исполнилось 15 лет.

Б)трудоспособные люди в трудоспособном возрасте – самая многочисленная часть трудовых ресурсов (от 16 лет до 58 лет женщины и до 63 лет мужчины)

В) работающие пенсионеры

В трудовых ресурсах выделяется группа людей, которая называется экономически активное население – это работающие люди и безработные по некоторым причинам, но ищущие работу. Другая группа трудовых ресурсов – экономически неактивное население, неработающие люди по разным причинам. Размещается активное население по территории страны неравномерно: 2/3 рабочей силы сосредоточено на юге и на севере.

Вопрос 1: Трудовые ресурсы

Кто будет относиться к трудовым ресурсам? Обведите «да» или «нет» для каждого утверждения

Ученики нашего класса

Женщины 65 лет

Инвалид по зрению 40 лет

Мужчина 30 лет

Компетентность: анализ

Контекст: местный

Уровень: 3

Ожидаемый ответ: нет, нет, нет, да

Вопрос 2: Трудовые ресурсы

Определите, к какой группе профессиональной и социальной структуры относятся ваши родители (учителя). Ответ объясните

Напишите ответ.

__________________________________________________________________

Компетентность: толкование данных на научной основе

Контекст: личностный

Уровень: 4

Ожидаемый ответ: учителя – работают в третичном секторе, так как образование относится к непроизводственной сфере и наемным работникам, так как работают в государственных учреждениях.

Вопрос 3: Трудовые ресурсы

Экономически активное население

В том числе

Безработные

Казахстан

Где размещена большая часть трудовых ресурсов, объясните причину

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Компетентность: толкование

Контекст: местный

Уровень: 4

Ожидаемый ответ: Чем выше численность населения, тем выше и численность трудовых ресурсов и ЭАН, если в районе высокий ЕП, то следовательно, велика доля детей, а это уменьшает численность трудовых ресурсов и ЭАН.

ВАРИАНТ №2

Тема: Географические исследования Казахстана.

Текст: Начиная с XVI века, географические сведения о Казах­стане стали обобщаться в официальных учреждениях Рос­сийского государства. В связи с установлением казахско-русских посольских связей царская власть начала собирать сведения о казахской земле через послов, купцов и путеше­ственников. В результате стали появляться новые данные о природе, народе и границах Казахстана. Используя эти све­дения, казах Кадыргали Жалаири (конец XVI-начало XVII вв.) по просьбе царя Бориса Годунова создал первый дошедший до нас исторический труд - «Сборник летописей» («Джами ат-таварих»). Этот сборник, кроме сведений об истории об­разования Казахского ханства, содержал обширную инфор­мацию о городах, реках, горах и границах Казахстана.

Картосхема: географические исследования Казахстана.

Пояснение: На данной картосхеме обозначены маршруты путешественников-исследователей территории Казахстана, где условными обозначениями показан путь каждого ученого.

Вопрос-1: Какие истинные причины научных исследований территории Казахстана?

Пояснение: В конце XVII века все картографические материалы о Казахстане и Средней Азии были обобщены выдающимся русским ученым С. Ремезовым. Итогом работы ученого ста­ла «Чертежная книга Сибири», содержащая историко-географические сведения о территории Казахстана.
В XVIII веке Петр I обращает особое внимание на взаи­моотношения России с Казахстаном. Он считал территорию Казахстана «ключом и вратой всем азиатским странам и землям» и строил планы подчинения его России. В связи с этим царь, снарядив воинские экспедиции в Казахстан, дает задание исследовать Каспийское море и окраины Сибири.

Ответ: свободный.

Компетентность:

Контекст : глобальный.

Уровень: 2
Ожидаемый ответ: В XVIII веке Петр I обращает особое внимание на взаи­моотношения России с Казахстаном. Он считал территорию Казахстана «ключом и вратой всем азиатским странам и землям» и строил планы подчинения его России.

Вопрос 2: Тема: Географические исследования Казахстана

Назовите имена исследователей, которые внесли свой вклад в основу и развитие современной географии, в исследование природы Казахстана.

Ответ: свободный.

Компетентность: объяснение феномена с научной точки зрения.

Контекст : глобальный.

Ожидаемый ответ: Это великие путешественники не только Российской империи, но и Португалии, Англии. Выдаю­щиеся ученые того времени П. С. Паллас, И. П. Фальк, П. И. Рынков и др. участвовали в работе этой экспедиции. И. Муравин и А. И. Бутаков провели исследования Аральского моря и низовий Сырдарии, Г. С. Карелин - побе­режья Каспийского моря. А открытия П. П. Семенова-Тян-Шанского, Н. А. Северцова, Ш. Ш. Уалиханова, И. В. Мушкетова, А. Н. Краснова, Л. С. Берга и др., которые имели особое значение для развития географической мысли того времени. Н. А. Северцов совершил поездку в Приаралье и низовье Сырдарии. В 1864 году исследует за­падные и северные отроги Тянь-Шаня, Жетысу, Кызылкум, Каратау, Устюрт и Мугоджары. И. В. Мушкетов (1850-1902) - выдающий русский гео­лог и путешественник. Его исследования помогли устано­вить закономерности и причины возникновения многих природных явлений. А. Н. Краснов (1862-1914) в основном исследовал рас­тительность пустынных зон предгорий Тянь-Шаня и побе­режья озера Балхаш. В этих исследовани­ях принимали участие В. А. Обручев и В. В. Сапожников в Жунгарии и на Тянь-Шане, Н. И. Андрусов в Мангышла­ке, С. С. Неуструев в Южном Казахстане. Благодаря им были определены главные закономерности в строении по­чвенного покрова и описаны основные типы почв Южно­го Казахстана. Л. С. Берг (1876-1950) известный географ-натура­лист. Свою деятельность в Казахстане начал с исследова­ния соленых озер Теке, Кызылкак, Селетытениз. В 1900-1903 годах он участвовал в Аральской экспедиции, опи­сал типы берегов Арала и пустынные формы Приаралья, прибрежные пески - Кызылкум, Каракумы, Большие и Ма­лые Барсуки.

Вопрос 3: Тема: Географические исследования Казахстана.

На основании чертежа и картосхемы исследовательских маршрутов ученых-исследователей, а также текста учебника ответить на вопросы:

п/п

Вопросы

Ответ: да/нет

Используя текст учебника, определите методы исследова­ний территории Казахстана:

аэрофотосъёмка

зарисовки

картографические

наблюдения

Кто из ученых дал полное описание Аральского моря и его побе­режий?

И.В. Мушкетов

А.Н. Краснов

П.Ф. Паласс

Компетентность: толкование

Контекст: местный

Уровень: 4

Ожидаемый ответ: 1- B,C,D; 2- A

Вариант №3

Физическая география Казахстана , 8 класс

Тема: КЛИМАТ КАЗАХСТАНА.

Цель урока: развитие умений решения учебных задач нестандартного развивающего характера с применением их в практической деятельности.

КЛИМАТ КАЗАХСТАНА.

Положение Восточно-Казахстанской области в центральной части Евразии, а также расположенные на её территории Алтайские горы обусловили её главные климатические особенности. В целом, это - резко континентальный климат с большими сезонными и суточными перепадами температур. Лето - жаркое и умеренно сухое, тогда как зима является холодной и снежной. Минимальные температуры января, по данным г.Усть-Каменогорска, колеблются от −27С° до −33С°. Однако, при вторжении Арктических воздушных масс, температура не редко может опускаться до −52С°. Регулярным явлением зимой являются метели. Максимальные температуры июля составляют от +32С° до +37С°. Тем не менее, при отсутствии дождя, летние температуры могут достичь отметки +45С° или даже +47С°, периодически вызывая степные пожары. Среднегодовой уровень осадков составляет от 300 до 600 мм, в горах - около 900 мм.

Вопрос 1. Климат казахстана.

Какие особенности климата характерны для Восточно-Казахстанской области?

Климат ВКО умеренный

Равнинные территории недостаточно увлажнены

Амплитуда годовых температур менее 40°

Правильный ответ: Да,да,нет.

1.Компететность - объяснение

2.Контекст - местный

4.Уровень вопроса -2

Вопрос 2. Климат казахстана.



Проанализируйте диаграммы выпадения осадков в г.Усть-Каменогорске и ответьте на вопрос.

Какие виды осадков преобладают в данной местности?

В.Дождь – с марта по сентябрь, снег с октября по февраль.

Д. Дождь – с апреля по октябрь, снег с ноября по март.

Правильный ответ: Д.

1.Компететность -описание

2.Контекст -местный

4.Уровень вопроса -3

Вопрос 3. Климат Казахстана.

Что бы вы посоветовали дачникам, переехавшим на постоянное место жительства из Шымкента в Усть-Каменогорск?

1.Компететность -толкование

2.Контекст -местный

4.Уровень вопроса -4

Вариант №4 (PISA )

Тема : «Лесостепи и степи»

Картосхема «Природные зоны Казахстана»

Текст:

Вопрос №1: С помощью параграфа 38 и данной картосхемы определите правильный ответ.

п/п

Вопросы

Ответ: да/нет

Пояснение: Сопоставляя картосхему размещения природных зон с текстом учебника и имеющиеся знания из курса 7 класса, вы сможете найти правильный ответ.

Компетентность: толкование;

Контекст: местный;

Уровень 2

Ожидаемый ответ: да, нет, да, нет

Вопрос №2

Тема «Лесостепи и степи»

Пояснение:

Схема «Типы почв Казахстана»

Вопрос:

Ответ: свободный

Компетентность: толкование;

Контекст: местный

Уровень 3

Ожидаемый ответ:

Вопрос №3

Используя параграф 38 и картосхему «Сельскохозяйственных угодий Казахстана» ответить на вопрос: Для какой хозяйственной деятельности пригодны почвы лесостепной и степной зоны ?

Ответы

Вопросы

Компетентность: толкование;

Контекст: местный

Уровень 4

Ожидаемый ответ: А.

Вопрос №4

Охарактеризовать природные зоны степей и лесостепей Казахстана с помощью заданного плана:

    Климатические условия

    Животный мир

    Использование в хозяйстве

Ответ: свободный

Компетентность: толкование;

Контекст: местный

Уровень 5

Ожидаемый ответ:

п/п

План ответа

Лесостепи

Степи

Географическое положение природной зоны

Климатические условия

T января – (-24)

T июля – (+24)

Кол-во осадков 500 мм

T января – (-24)

T июля – (+24)

Кол-во осадков 300 мм

Почвенный и растительный покров

Животный мир

Использование в хозяйстве

Экологические проблемы и их решения

Вариант №5 (PISA)

Тема: Реки Казахстан

Текст: Река - это водоток сравнительно крупных размеров, питающийся атмосферными осадками со своего водосбора и имеющий четко выраженное сформированное самим потоком русло. Приблизительно такое же определение термину река дают и другие авторы. К рекам обычно относят лишь водотоки с площадью бассейна не менее 50 км 2 . Водотоки меньшего размера называют ручьями. Однако встречаются реки, которые могут в течение некоторого непродолжительного периода времени перемерзать или пересыхать. Если же водоток пересыхает большую часть года (как, например, сухие долины в пустынях - вади и крики), то такой водоток рекой не считают. К рекам не относятся водотоки, которые не имеют водосбора (как, например, русла, сформированные течениями во время приливов или сгонно-нагонных явлений в приморских районах или на островах). Не являются реками даже крупные водотоки (проливы), соединяющие лагуны с морем. Не могут считаться реками и водотоки с искусственным руслом (каналы). Реки типизируют по различным признакам: по размеру, по условиям протекания, по источникам (видам) питания, по водному режиму, по степени устойчивости русла, по ледовому режиму и т.д. На территории Казахстана насчитывается 85 тысяч больших и малых рек. Длина семи из них (Ертыс, Есиль, Тобол, Урал, Сырдарья, Или, Чу) превышает 1000 км. Все реки республики относятся к бассейну Северного Ледовитого океана и внутреннему бессточному бассейну. Первой особенностью рек Казахстана является различие в возрасте. Речные системы равнинной части старые, они переживают позднюю стадию своего развития, поэтому долины равнинных рек хорошо выработанные и широкие. Глубинные эрозии этих рек слабые, а боковые - сильные. Реки горных районов по своей геологической истории более молодые. Они проходят раннюю стадию своего развития. Продольный профиль слабо выработан, имеются узкие и глубокие долины, большой уклон падения. Реки характеризуются сильной глубинной и незначительными боковыми эрозиями.

Второй особенностью казахстанских рек является их неравномерное распределение по территории республики. В равнинно-низкогорной части густота речной сети с севера на юг уменьшается.

Лесостепная и степная зоны, где выпадает больше осадков, богаты реками. Густота речной сети на севере республики составляет на каждые 100 км 2 в среднем 4-6 км, в центральной полупустынной зоне - 2-4 км, а в южной пустынной зоне - 0,5 км. Реки Казахстана в основном имеют различное питание: снеговое, дождевое, ледниковое и подземными водами. В Казахстане насчитывается около 7 тысяч рек, длина которых превышает 10-километровую отметку. Всего же в республике находится более 39 тысяч постоянных и временных водотоков. К числу крупнейших рек страны относятся: Иртыш, Есиль, Тобол, Урал, Сырдарья, Или, Чу. Протяженность каждой из них значительно превышает отметку в 1000 км. Урал несет свои воды к бассейну Каспийского моря, Сырдарья впадает в Арал, а Иртыш, Есиль и Тобол - водные артерии, питающие Северный Ледовитый океан.

Вопрос №1: Составь определение понятия «Малая река»:

Ответы

Определение

Это река с площадью бассейна менее 2000 км 2 , расположенный в пределах одной какой-либо географической зоны, но ее гидрологический режим под влиянием местных условий может существенно отличаться от режима, свойственного большинству рек данной географической зоны, и стать, таким образом, азональным.

Это река с площадью бассейна менее 2000 км 2 , расположенный в пределах лесостепной и степной зоны, но ее гидрологический режим под влиянием местных условий может существенно отличаться от режима, свойственного большинству рек данной географической зоны, и стать, таким образом, зональным.

Это река с площадью бассейна менее 1000 км 2 , расположенный в пределах одной какой-либо географической зоны, но ее гидрологический режим под влиянием местных условий может существенно отличаться от режима, свойственного большинству рек данной географической зоны, и стать, таким образом, зональным природным явлением.

Это водоток, питающийся за счет подземных вод со всего водосбора и имеющий слабо выраженное сформированное самим потоком русло, длина которых менее 1000км.

Компетентность: толкование;

Контекст: местный

Уровень 4

Ожидаемый ответ: А.

Вопрос №2:

От чего зависит полноводность рек?

Ответы

Определение

От уровня смешанного питания

От количества осадков и рельефа

От климата

От широтной зональности и подземных вод

Компетентность: толкование;

Контекст: местный

Уровень 4

Ожидаемый ответ: С.

Вопрос №3:

Определите размер рек:

Ответы

Крупные реки:

Есиль, Иртыш, Тобол, Урал, Сырдарья, Бухтарма, Чу

Тобол, Иртыш, Есиль, Урал, Амударья, Или, Чу.

Иртыш, Есиль, Тобол, Урал, Сырдарья, Или, Кама

Иртыш, Есиль, Тобол, Урал, Сырдарья, Или, Чу

Компетентность: толкование;

Контекст: местный

Уровень 2

Ожидаемый ответ: D.

Тема: Реки Казахстана

Текст: В Казахстане насчитывается около 7 тысяч рек, длина которых превышает 10-километровую отметку. Всего же в республике находится более 39 тысяч постоянных и временных водотоков. К числу крупнейших рек страны относятся: Иртыш, Есиль, Тобол, Урал, Сырдарья, Или, Чу. Протяженность каждой из них значительно превышает отметку в 1000 км. Урал несет свои воды к бассейну Каспийского моря, Сырдарья впадает в Арал, а Иртыш, Есиль и Тобол - водные артерии, питающие Северный Ледовитый океан .

Иртыш -главный приток Оби. Общая протяженность реки составляет 4 248 км, что является вторым показателем среди рек азиатского региона. Длина казахстанского участка Иртыша - 1835 км. Питание Иртыша смешанное: в верховьях снеговое, ледниковое и меньше дождевое; в нижнем течении снеговое, дождевое и грунтовое. Характер водного режима также существенно изменяется. Вода реки пресная, мягкая. Минерализация воды колеблется в зависимости от сезона от 136-253 мг/куб. дм в половодье до 300-324 мг/куб. дм в зимний период, увеличиваясь по длине Иртыша с юга на север до Усть-Ишима, за пределами Омской области несколько снижается до впадения в Обь. Солевой состав Иртыша гидрокарбонатный кальциевый, реже натриевый. Исток реки расположен на восточных склонах хребта Монгольский Алтай (граница Монголии и Китая).

Участок реки, до впадения в проточное озеро Зайсан, называют Черным Иртышом. После прохождения вод Иртыша через Бухтарминскую ГЭС приставку «черный», меняют на «белый». Следует отметить, что помимо Бухтарминской на Иртыше находятся еще две гидроэлектростанции - Усть-Каменогорская и Шульбинская. Они также располагаются на участке реки ниже озера Зайсан.

Иртыш на протяжении 3784 км судоходен. Навигация на реке начинается в апреле и длится до ноября.

Иртыш богат рыбой. В нем водятся: стерлядь, нельма, севрюга, осетр, щука, окунь, карась. Недавно в реку запустили сазана, леща, судака и байкальского омуля.

У Иртыша насчитывается около 17-и притоков, крупнейшими из которых являются реки Тобол, Есиль и Уба.

Вопрос №4:

Выберите правильный план характеристики реки:

Ответы

План описания реки

1.Исток реки; 2. Направление течения реки; 3. Устье реки; 4.Протяженность течения реки; 5.Питание реки; 6. Характер течения реки в зависимости от рельефа; 7.Притоки: левые, правые; 8.Хозяйственное использование реки.

1.Исток и устье реки; 2. Направление течения реки; 4.Протяженность течения реки; 5.Питание реки; 6. Характер течения реки в зависимости от климата; 7.Притоки: левые, правые; 8.Хозяйственное использование реки.

1.Исток реки; 2. Направление течения реки; 3. Устье реки; 4.Протяженность течения реки; 5.Питание реки; 6. Характер течения реки в зависимости от природной зоны; 7.Притоки: левые, правые; 8.Хозяйственное использование реки.

1.Исток реки; 2. Направление течения реки; 3. Устье реки; 4.Протяженность течения реки; 5.Питание реки; 6. Характер течения реки в зависимости от рельефа; 7.Притоки: северные и южные; 8.Хозяйственное использование реки.

Компетентность: толкование;

Контекст: местный

Уровень 3

Ожидаемый ответ: А.

Вопрос №5: С помощью плана описания реки дайте характеристику рек по группам: Тобол, Есиль, Урал, Уба.

Ответ: свободный

Компетентность: толкование;

Контекст: местный

Уровень 4

Ожидаемый ответ:

Тобол - длина 591 км, площадь бассейна 426 тыс. км?. Исток реки располагается на границе восточных отрогов Южного Урала и Тургайской столовой страны. Тобол судоходен на расстоянии в 437 км от устья.

Питание в основном снеговое, вниз по течению возрастает доля дождевого. Половодье с 1-ой половины апреля до середины июня в верховьях и до начала августа в низовьях. К числу крупных притоков Тобола относятся реки Уй, Исеть, Тура, Тавда и Убаган.

Река пересекает следующие города: Лисаковск, Рудный, Костанай, Ялуторовск, Курган, Тобольск.

Есиль (Ишим) - протекает по территории Казахстана и Российской Федерации, является левым и наиболее длинным притоком реки Иртыш. Общая длина реки Ишим более 2450 километров, а площадь бассейна водосбора около 177 тыс. км 2 .

Исток реки расположен в низком горном массиве Нияз. В верхнем течении река течет главным образом на северо-запад и запад, протекая по узкой долине, скованная высокими скалистыми берегами.

После Астаны пойма реки Ишим значительно расширяется, а затем начинает движение на юго-запад. Чуть выше города Державинск река делает резкий поворот на север, у города Петропавловск река поворачивает на северо-восток.

После этого Ишим течет на Западно-Сибирскую равнину и протекает по плоской Ишимской равнине. Здесь река формирует широкую пойму с большим количеством стариц, в нижнем течении течет река среди болот и втекает в Иртыш у города Усть-Ишима. Река является судоходной начиная от Петропавловска и на 270 километров до Сергеевского водохранилища.

Река Ишим главным образом питается талыми водами. Лед сковывает реку в первой половине ноября, а вскрытие происходит в апреле. Половодье на реке приходится на период с мая по июнь. В нижнем течении река в период половодья разливается до 15 километров.

Главные притоки - Жабай, Колутон, Акканбурлук и Терисаккан. На реке построены Сергеевское и Вячеславское водохранилища. На берегах реки расположены города Сергеевка, Атбасар, Петропавловск, Астраханка, Есиль, Ишим, Викулово, Астана, Державинск и Усть-Ишим.

Уба - правый приток Иртыша. Длина реки 278 км, площадь бассейна 9850 км? Уба течет по территории Восточно-Казахстанской области. Река образуется в результате слияния Черной и Белой Убы. В верховьях порожиста, в низовьях разбивается на рукава. Питание смешанное, но преобладает снеговое. Половодье - с апреля до середины июля. Средний расход воды в 8 км от устья - 177 куб. м/сек. Замерзает в ноябре - на чале декабря, вскрывается в апреле - начале мая.

Уба, как и другие реки Рудного Алтая - Ульба, Нарым, Курчум и Кальжир, имеет чистую прозрачную воду благодаря естественным фильтрам - каменистому руслу, песчаным берегам и дну.

Урал - берет свое начало на склонах вершины Круглая сопка (хребет Уралтау). Общая длина реки 2428 км (казахстанского участка - 1082 км), площадь бассейна 231 тыс. км?. Следует отметить, что бассейн Урала занимает шестое место в мире по величине.

Устье Урала делится на несколько рукавов. Падение русла составляет 664 метра. Верхний Урал - до г. Урал течет по скалистой местности, и на пути часто встречаются перекаты. Только после впадения в него реки Сакмары (один из крупнейших притоков) он становится, наконец, типично равнинной рекой. Здесь его русло довольно широкое и извилистое. В нижнем течении долина расширяется, и река образует много протоков и стариц. Урал - достаточно быстрая река. Без водохранилищ здесь тоже не обошлось.

Режим реки характеризуется неравномерностью стока. Разница в общем истоке в маловодный год может быть в 10 раз меньше, чем в многоводный. 10 месяцев в году Урал сравнительно маленькая река, но весной он превращается в мощный и бушующий поток разливающий свои воды на многие километры. Весной ширина реки доходит до 36 км. За короткое время весеннего половодья в Урале проходит до 96% от общего годового стока. Режим питания река имеет в основном снеговой, совсем немного получает Урал от грунтовых вод.

К числу притоков Урала относятся: Большой Кизил, Таналык, Губерля, Сакмара, Гумбейка, Суундук, Большой Кумак, Орь. В верхнем течении р. Урал является естественной водной границей между Азией и Европой.

На Урале расположены Верхнеуральское и Ириклинское водохранилища, а также Ириклинская гидроэлектростанция.

Река является судоходной. В реке водятся осетр, севрюга, сазан, сом, судак, лещ.

РАЗРАБОТКА УРОКА ПО ПОДГОТОВКЕ УЧАЩИХСЯ 8 КЛАССА

К МЕЖДУНАРОДНОМУ КОНКУРСУ PISA.

Тема: Лесостепи и степи Казахстана.

Цель: сформировать умение решать учебные задачи нестандартного развивающего характера с применением их в практической деятельности.

Тип урока: урок-исследование.

Оборудование: тематические карты, карточки задания, схема работы в группах, оценочные листы, настенные таблицы «Растения и животные Казахстана», «Типы почв Казахстана».

Ход урока:

    Орг. момент. 2-3 минуты.

1.Формирование групп.

2. Разделение ролей в группах.

    Проверка домашних заданий:

    №1 – карточка с вопросом: «Всякое растительное сообщество является неотъемлемой частью ландшафта…»,- Л.С. Берг. Дать характеристику растительного мира Казахстана.

    №2 - карточка с вопросом: Как вы считаете: влияет ли высотная поясность на растительный и животный мир горных районов. Обоснуйте свой ответ;

    №3 - карточка с вопросом: Какие климатические факторы способствуют формированию растительного и животного мира;

    №4 – карточка - задание группе «Критиков»: дополнить или исправить ответы одноклассников 1, 2, 3 групп одноклассников;

    №5 - карточка - задание группе «Экспертов»: Определить уровень правильности ответов и, аргументируя, оценить работу групп.

    Изучение нового материала по теме «Лесостепи и степи Казахстана»

Вариант №4 PISA

Тема « Лесостепи и степи»

Картосхема «Природные зоны Казахстана»

Текст:

В 1696 году правительство России предписало тобольскому воеводе А.Нарышкину «учинить чертеж», т. е. составить географическую карту казахской земли. Выполнить чертеж воевода поручил тобольскому служащему С.У.Ремезову. В предписании было указано: «Написать степи от Тобольска до Казачьи орды и до Бухареи Большой и до Хивы и до Еика, и до Астрахани, куды ближе и сколь далеко днями в ход пути сухим и водяным, летом и зимою и реки числом и величиною и корм людям и скоту бесскуден бы, и переправы переходны б, и каменные горы проходны б, урочища ведомы, и всему учинить наличный чертеж трех аршин длины поперек двух, и на чертеже подписать именно».

Вопрос №1

п/п

Вопросы

Ответ: да/нет

Лесостепи находятся на севере Казахстана и протянулись с запада на восток

Лесостепи находятся на западе Казахстана и протянулись с юга на север

Степи находятся к югу от лесостепи и протянулись с запада на восток

Степи находятся в бассейне Аральского моря и протянулись с запада на восток

Пояснение: С помощью параграфа 38 и данной картосхемы определите правильный ответ.

Компетентность: толкование;

Контекст: местный;

Уровень 2

Ожидаемый ответ: да, нет, да, нет

Вопрос №2

Тема «Лесостепи и степи»

Пояснение: в лесостепях Казахстана размещены черноземные, серые лесные почвы; в степях – сухие каштановые, черноземы.

Схема «Типы почв Казахстана»

Вопрос: Какие факторы способствовали образованию и размещению этих типов почв?

Ответ: свободный

Компетентность: толкование;

Контекст: местный

Уровень 3

Ожидаемый ответ: солнечная радиация, влага, рельеф.

Вопрос №3

Используя параграф 38 и картосхему «Сельскохозяйственных угодий Казахстана» ответить на вопрос: Для какой хозяйственной деятельности пригодны почвы лесостепной и степной зоны?

Ответы

Вопросы

Развития растениеводства и животноводства

Выращивание пшеницы, гречки, ячменя, подсолнечника

Разведение маралов, крупнорогатого скота, коневодства, овцеводства

Создание природоохранных зон, охота, рыболовства

Компетентность: толкование;

Контекст: местный

Уровень 4

Ожидаемый ответ: А.

Вопрос №4

Охарактеризовать природные зоны степей и лесостепей Казахстана с помощью заданного плана:

    Географическое положение природной зоны

    Климатические условия

    Почвенный и растительный покров

    Животный мир

    Использование в хозяйстве

    Экологические проблемы и их решения

Ответ: свободный

Компетентность: толкование;

Контекст: местный

Уровень 5

Ожидаемый ответ:

п/п

План ответа

Лесостепи

Степи

Географическое положение природной зоны

На севере Казахстана, протянулись с запада на восток

Южнее зоны лесостепей протянулись с запада на восток

Климатические условия

T января – (-24)

T июля – (+24)

Кол-во осадков 500 мм

T января – (-24)

T июля – (+24)

Кол-во осадков 300 мм

Почвенный и растительный покров

Черноземы, серые лесные. Растительность: березовые колки, ольха, рябина, осина, кустарники: боярышник, шиповник, черемуха.

Черноземы, сухие каштановые. Растительность: травянистая (полынь, ковыль, типчак), по долинам рек кустарники и деревья.

Животный мир

Лисы, лоси, маралы, волки, зайцы, косули, суслики, тушканчики. В долинах рек: бобры, ондатры, выдры.

Лисы, волки, зайцы, косули, суслики, тушканчики, змеи, ящерицы.

Использование в хозяйстве

Лесозаготовки, пашни – выращивание зерновых и технических культур, пастбища – КРС, мараловодство, коневодство

Растениеводство – зерновые и технические культуры с использованием поливные, бахчевые культуры, на пастбищах - овцеводство, КРС, коневодство

Экологические проблемы и их решения

Проблемы: ветровая эрозия на распаханных почвах, оскуднение почв, вырубка лесов.

Решения: изменение технологий обработки почвы, внесение удобрений, расширение сети лесонасаждений и воспроизводства леса на вырубленных плантациях.

Проблемы: ветровая эрозия на распаханных почвах, оскуднение почв.

Решения: изменение технологий обработки почвы, внесение удобрений.

    Итог урока:

    Подведение итогов работы в группах: заполнение оценочных листов.

    Рефлексия:

    «На уроке я работал на «5», «4», «3»»

    «Своей работой на уроке я помог:...»

    «Урок для меня показался…»

    «Я бы хотел на уроке еще…»

    Домашнее задание : § 38, на контурную карту нанести природные зона лесостепей и степей.