Положение о базовой кафедре

Базовая кафедра ПАО «ИНЭУМ им. И.С. Брука» в МФТИ

Базовые организации кафедры: закрытое акционерное общество (АО) «МЦСТ» (http://mcst.ru/) и публичное акционерное общество (ПАО) «Институт электронных управляющих машин им. И.С.Брука» (), действующие как единый проектный центр.

Тематика: проектирование высокопроизводительных микропроцессоров, компьютеров и их программного обеспечения.

Заведующий кафедрой: заместитель генерального директора АО «МЦСТ» и ПАО «ИНЭУМ», профессор, доктор технических наук, заслуженный деятель науки Российской Федерации Перекатов Валерий Иванович.

Генеральный директор АО «МЦСТ» и ПАО «ИНЭУМ» - Ким Александр Киирович, кандидат технических наук, лауреат Государственной премии СССР.

Базовая кафедра информатики и вычислительной техники готовит на бюджетной основе бакалавров и магистров в области проектирования высокопроизводительных микропроцессоров, компьютеров и их программного обеспечения.

Обучаясь и работая на базе, студенты могут получить квалификацию и приобрести уникальный профессиональный опыт в передовых направлениях современных компьютерных технологий:

  • исследовании и разработке архитектуры микропроцессоров;
  • проектировании микропроцессоров (многоядерных систем на кристалле), систем памяти, локальных и сетевых контроллеров на современных технологических нормах, сейчас освоенных уже в нанометровом диапазоне;
  • проектировании компьютеров (отказоустойчивых, многопроцессорных вычислительных комплексов) на базе микропроцессоров собственной разработки в различных классах (сервер, рабочая станция, персональный компьютер) и вариантах исполнения (стационарный, перебазируемый, встроенный, ноутбук);
  • проектировании компьютерных модулей и логических устройств;
  • проектировании высокоэффективных оптимизирующих компиляторов;
  • проектировании двоичных компиляторов;
  • создании, развитии возможностей и сопровождении операционных систем, в том числе операционных систем реального времени.

Специалисты в этих направлениях остро востребованы во всех российских государственных предприятиях и негосударственных компаниях, связанных с разработкой и применением микроэлектроники и вычислительной техники. Несколько десятков молодых специалистов, прошедших обучение в наших базовых организациях, успешно работают в корпорации Intel, наши выпускники заняты и в исследовательских программах ведущих западных университетов.

Базовая кафедра ПАО "ИНЭУМ им. И.С. Брука" в МИРЭА

Кафедра создана в 1977 г. по инициативе генерального директора ИНЭУМ, д.т.н., проф., чл-корр. АН СССР Бориса Николаевича Наумова (впоследствии академика АН СССР) для подготовки инженерных кадров в области разработки технических и программных средств
управляющей вычислительной техники.

С 1989 г. по 2015 г. кафедру возглавлял научный руководитель ПАО «ИНЭУМ им. И.С.Брука», д.т.н., профессор, заслуженный деятель науки и техники РФ Н.Л. Прохоров.

С 2015 г. кафедру возглавляет д.т.н., профессор Н.Б. Парамонов.

Направление подготовки бакалавров:

  • 09.03.01 Информатика и вычислительная техника. Профиль подготовки: «Автоматизация и управление технологическими процессами и производствами» .

Направление подготовки магистров:

  • 09.04.04 Программная инженерия. Профиль подготовки: «Специализированные информационные системы» .

За время работы кафедры подготовлено около 500 инженеров в области вычислительной техники. Выпускники кафедры работают в области разработки технических средств вычислительной техники, создания системного и прикладного программного обеспечения, разработки вычислительных комплексов и компьютерных сетей.

Наиболее опытные и квалифицированные сотрудники ПАО « ИНЭУМ им. И.С. Брука» проводят со студентами старших курсов лекционные и практические занятия по специально разработанным учебным программам и являются авторами монографий и учебных пособий по принципам построения и применения управляющей вычислительной техники.

Ежегодно десятки студентов проходят в тематических подразделениях института производственную практику на реальных задачах проектирования новых технологий управляющих вычислительных комплексов СМ ЭВМ. 10-15 выпускников МИРЭА защищают дипломные работы по актуальным темам ПАО « ИНЭУМ им. И.С. Брука» . Многие из выпускников МИРЭА становятся штатными сотрудниками Института и имеют возможность продолжить учебу в аспирантуре.

Базовой кафедрой в МФТИ называется выпускающая кафедра, то есть кафедра, отвечающая не только за обучение студентов (за профессиональную часть их обучения в рамках «базового учебного цикла»), но и за написание ими дипломов и других научных работ (в том числе, в аспирантуре), а также за трудоустройство выпускников кафедры для работы по специальности. В соответствие с «системой Физтеха», базовая кафедра существует при одной или нескольких "базовых организациях" – при институтах РАН, НИИ, коммерческих или государственных предприятиях, расположенных в Москве или Подмосковье.

Часто базовая организация являются основным местом работы для сотрудников базовой кафедры, там же происходит учебный процесс и исследовательская работа студентов, их "погружение" в реальные задачи организации. Однако в современной ситуации наиболее полезным для студентов является несколько другое взаимодействие базовой организации и кафедры. А именно, кафедра учит студентов в одной организации (где есть много высококлассных ученых и педагогов), но начиная со старших курсов кафедра трудоустраивает их в другую - базовую - организацию (которая так или иначе оплачивает их профессиональное обучение и предлагает лучшие карьерные возможности).

Уникальной особенностью кафедры вычислительной математики МФТИ является то, что она связывает достаточно много базовых организаций со студентами своих специализаций: специализации «Компьютерное моделирование в механике, биомеханике и физиологии » Факультета и специализации «Прикладные вычислительные модели и программные комплексы » Факультета . Разнообразие базовых организаций дает студентам максимальные возможности для выбора направления работы, причем не только на этапе приема на кафедру, но и намного позже, после осознания своих интересов и вариантов практической работы.

Следует заметить, что сам МФТИ также является одной из базовых организаций кафедры вычислительной математики. Вуз, конечно, не обеспечивает полноценную карьеру во многих из тех областей, которые изучаются на кафедре. Однако "карьера" - это всегда проторенный путь; а у тех выпускников кафедры, кто ежегодно остается работать в самом МФТИ, имеется на порядок больше возможностей выбора (выбора интересной и творческой работы, выбора способа зарабатывания денег) - по сравнению с теми, кто делает "стандартную карьеру". Такими возможностями обычно пользуются лучшие выпускники кафедры, кто имеет наиболее самостоятельное мышление, а также любит преподавать или делать науку.

Любая базовая кафедра МФТИ (за исключением некоторых платных специальностей) обеспечивает обучение по одной или нескольким магистерским программам, описанным в государственном стандарте высшего образования по направлению 511600. Основными магистерскими программами для кафедры вычислительной математики являются "Математические и информационные технологии " (ФУПМ) и "Математическое и экспериментальное моделирование процессов в механике, гидродинамике и биомеханике " (ФАКИ). Выпускники кафедры поступают в аспирантуру и, как правило, защищают кандидатскую диссертацию по специальности 05.13.18 "

Базовые кафедры

Одним из эффективных инструментов интеграции образования и рынка труда является создание базовых кафедр учебных заведений на предприятиях.

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (No273­ФЗ от 29.12.2012 статья 15. Сетевая форма реализации образовательных программ) ввел понятие «сетевая форма реализации образовательных программ» и открыл широкие возможности для создания базовых кафедр, сформировав достаточные правовые основания. С принятием закона профессиональные образовательные организации могут создавать кафедры и иные структурные подразделения, обеспечивающие практическую подготовку обучающихся, на базе предприятий, осуществляющих деятельность по профилю соответствующей образовательной программы.

В рамках сотрудничества учебных заведений и предприятий возможно проведение следующих мероприятий:

Участие работников предприятий в разработке учебных курсов, их учебно­-методического обеспечения более тесное сотрудничество кафедр и предприятий в подготовке будущих специалистов;

Чтение некоторых спецкурсов работниками предприятия;

­ -налаживание информационного обмена между ОО и промышленными предприятиями о новациях, потребностях в их осуществлении, которые могут быть реализованы совместными усилиями;

Заключение договора на целевое обучение студентов для отдельных предприятий

с привлечением средств федерального и регионального бюджета;

­ -создание системы постоянного информирования студентов о возможностях трудоустройства на предприятиях региона;

Участие бизнеса в повышении качества образования, укреплении материально-технической базы и поддержке преподавательского состава.

Основные направления сотрудничества ОО и предприятия­-партнера определяются положением о базовой кафедре. Как правило, в первую очередь базовые кафедры участвуют

в учебном процессе: лекционные, семинарские занятия, руководство дипломными и курсовыми работами, практиками, стажировками и др. Кроме того, в программы

встраиваются элементы дуального образования: предусматривается обучение на производственных площадках с привлечением специалистов с производства, присвоение квалификации рабочего или служащего по профилю подготовки. Среди других возможных

направлений деятельности базовых кафедр можно выделить организацию

студенческих конференций, конкурсов, встреч с ведущими экспертами.

Основаниями создания базовой кафедры в структуре техникума

являются:

а) решение педагогического совета образовательной организации о создании структурного подразделения;

б) договор о создании структурного подразделения, заключенный между образовательной организацией и предприятием.

Основные этапы создания базовой кафедры в структуре

Техникума можно представить на примере следующей схемы:

Договор о создании базовой кафедры- цель БК- перечень ресурсов(лабораторных и учебных помещений, оборудования)- организация процесса создания БК;

Приказ о создании БК- согласование источников финансирования:

Положения, штатное расписание-подбор персонала- планирование.

ПРОЕКТ

Директор

__________________

Образовательной организации

«______» ___________________ 2016 г.

«УТВЕРЖДАЮ»

Генеральный директор-

_________________________

наименование предприятия

_____________________________________

«______» ___________________ 2016 г..

СОГЛАШЕНИЕ О СОЗДАНИИ БАЗОВОЙ КАФЕДРЫ

«_______________________________________________________»

название кафедры

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Базовая кафедра «____________________________________» название кафедры

(далее «базовая кафедра») создается с целью адресной подготовки рабочих, служащих,специалистов по основным и дополнительным для предприятия __________________________________________________________ наименование предприятия

1.2. Базовая кафедра является основным структурным подразделением техникума, ведущим учебную, методическую подготовку кадров и повышение их квалификации.

1.3. Базовая кафедра входит в состав цикловой комиссии машиностроения

1.4. Базовая кафедра отвечает за подготовку дипломированных рабочих, служащих и специалистов для предприятия. Базовая кафедра обеспечивает подготовку по специальностям, перечень которых устанавливается ежегодно совместным решением техникума и предприятия.

ПРИМЕРНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ О БАЗОВОЙ КАФЕДРЕ

1. Общие положения

1.1.Настоящее Положение регламентирует порядок создания, деятельности и ликвидации базовой кафедры –структурного подразделения техникума обеспечивающего практическую подготовку обучающихся на базе иных организаций, осуществляющих деятельность по профилю соответствующей образовательной программы (далее именуемых по тексту «организация -партнер», «Базовый партнер»).

1.2.Базовая кафедра в своей деятельности руководствуется Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,

«Порядком создания профессиональными образовательными организациями и

образовательными организациями высшего образования кафедр и иных структурных подразделений, обеспечивающих практическую подготовку обучающихся, на базе иных организаций, осуществляющих деятельность по профилю соответствующей образовательной программы», утвержденным приказом Минобрнауки России от 14.08.2013 N 958, уставом Техникума, настоящим Положением.

1.3.Базовая кафедра создается при соблюдении следующих условий:

соответствие реализуемой техникумом образовательной программы

профилю деятельности Базового партнера;

наличие имущества, необходимого для достижения целей деятельности

базовой кафедры;

обеспечение проведения практики, практических занятий, семинаров, лабораторных практикумов и иных видов учебной деятельности, предусмотренных учебным планом, на базовой кафедре;

обеспечение Базовым партнером условий для подготовки обучающимися выпускных квалификационных работ и иных видов работ, предусмотренных образовательной программой, в том числе участие в формировании тем выпускных квалификационных работ и иных работ, обеспечение научного руководства и рецензирование

выпускных квалификационных работ и иных работ, безвозмездное предоставление обучающимся доступа к информации, необходимой для подготовки выпускных квалификационных работ;

создание безопасных условий обучения;

соблюдение специальных условий для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

1.4.Основаниями создания базовой кафедры являются:

решение педсовета о создании базовой кафедры;

договор о создании базовой кафедры, заключенный между техникумом партнером и предприятием.

1.5.Базовая кафедра является структурным подразделением техникума

соответствующего ее профилю деятельности.

Базовая кафедра не наделяется полномочиями юридического лица. Стороны юридически не обособляют имущество, используемое в деятельности базовой кафедры. Базовые кафедры могут создаваться путем преобразования существующих кафедр

1.6.Базовая кафедра может являться как выпускающей, так и обеспечивающей практикоориентированную направленность учебного процесса.

1.7.Базовая кафедра, как правило, располагается на территории Базового

партнера. При необходимости она может располагаться на территории техникума(в случае, если предприятие размещает свое оборудование в мастерских или лабораториях техникума, на основе концессионого договора).

1.8. Образовательная деятельность базовой кафедры должна соответствовать планам учебной и производственной деятельности Базового партнера и научно-образовательной деятельности.

Министерство образования и науки разработало пакет поправок в федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» в части создания и деятельности структурных подразделений образовательных организаций. Речь идет о базовых кафедрах, которые возможны в двух видах - компании открывают их в вузах или вузы открывают их в компаниях. Речь идет о втором случае. Сама по себе базовая кафедра является учебной площадкой для студентов, где готовят специалистов определенной направленности.

В настоящее время распространен первый вариант создания базовых кафедр, когда компания по договоренности с вузом открывает свою кафедру для подготовки специалистов под свои нужды. В этом варианте никаких ограничений по закону нет и компания из Москвы может совершенно спокойно открыть такую кафедру на другом конце России. В обратном варианте, когда вуз хочет открыть кафедру на интересном ему производстве, есть проблема - возможность создания базовой кафедры за пределами муниципального образования не предусмотрена законом «Об образовании». Это, в свою очередь, накладывает и бюджетные ограничения на вуз, который не может направить выделенные ему бюджетные деньги на открытие подобной площадки в другом регионе. Сейчас ведомством предлагается прописать в ст. 27 закона «Об образовании» возможность для вузов открывать базовые кафедры и за пределами своего муниципального образования. К примеру, Новосибирский университет сможет открыть базовую кафедру на «Уралвагонзаводе», хотя они и находятся в разных муниципальных образованиях. По оценкам ведомства, предлагаемые поправки могут вступить в силу в сентябре 2016 года.

Речь идет о создании базовых кафедр на предприятиях и в научных организациях. Изменения в закон позволят создавать структурные подразделения вузов непосредственно в шаговой доступности от производств и тех мест, где идут научные исследования. Все это позволит привлекать к учебному процессу специалистов-практиков и сделать подготовку специалистов практичной и эффективной. Поправки в закон позволят снять ограничение, связанное с возможностью создания таких кафедр только в пределах муниципального образования. После принятия закона вузы смогут создавать такие кафедры и на удаленных площадках, - пояснили в пресс-службе Минобрнауки.

В ведомстве также добавили, что создание базовых кафедр было осложнено необходимостью лицензировать их работу. По гражданскому законодательству обособленное подразделение учебного заведения в другом регионе или муниципалитете обязано пройти лицензирование как самостоятельное образовательное учреждение, а изменения в законодательстве позволяют создавать базовые кафедры без их лицензирования.

«Известиям » обратились к ректорам высших учебных заведений, на чьих площадках открыли свои базовые кафедры такие компании, как «Ростелеком», «Яндекс», Сбербанк и многие др.

Ректор МТУСИ Артем Аджемов считает, что всякого рода формальные ограничения идут во вред.

Во главе угла должно стоять дело. Если деятельность этой структуры оказывает поддержку университету и лучшему образованию студентов, то это надо только приветствовать. Всё зависит от предприятий и производств. Когда предприятия нуждаются в обновлении кадров, то они с охотой идут на создание подобных структур. Они динамично и хорошо работают, - отметил Артем Аджемов.

По словам ректора МТУСИ, есть еще одна правовая проблема в работе с базовыми кафедрами и кроется она в действующем законодательстве, согласно которому заведующий кафедрой обязан обладать степенью и званием.

Мы столкнулись с тем, что одну из наших базовых кафедр возглавляет доктор наук, но он не имеет звания профессора или доцента, и по формальному признаку это является нарушением. Когда мы говорим о базовых кафедрах, то такие нормы фактически бывают невыполнимы, потому что практически всегда руководителями таких кафедр являются представители производства, и у них не всегда есть звание или степень, а тем более то и другое вместе, - добавил Артем Аджемов.

Ректор МФТИ Николай Кудрявцев считает, что базовые кафедры вне вуза полезны и они дают совсем другое качество образования, нежели кафедра, находящаяся на базе высшего учебного заведения.

Нужно быть ближе к производству и делу. Это правильно. Смысл базовой кафедры - быть ближе к тому, чему вы учите студентов, и к тому месту, где потом они эти знания будут применять. Самые прорывные в науке и технологиях вещи делаются в основном людьми молодого возраста. Если студент начинает свою научную работу, когда ему, условно, 20 или 21 год, это колоссальное преимущество. Но он должен заниматься реальной научной и производственной работой. Пусть будет поначалу тяжело, но он сразу попадает на самый современный уровень. Если он пару лет проработал в этой организации как студент или аспирант, то у него нет никаких адаптаций и он сразу включается в дело, что выгодно производству, - считает Николай Кудрявцев.

Ректор Физтеха отметил еще одну особенность в организации базовых кафедр. По его словам, необходимо применять различные модели и подходы к организации таких кафедр, так как сейчас во всем мире технологические прорывы происходят в небольших компаниях с небольшим количеством сотрудников, которым не по карману содержание базовой кафедры. Выходом из этого Николай Кудрявцев видит создание кластерной модели, где на основе общего ядра студенты могли бы получать лекции, а научную и производственную работу осуществлять под руководством сотрудников небольших, но очень динамичных компаний.

На заседании правительства 21 августа министр образования и науки РФ Дмитрий Ливанов назвал одной из приоритетных форм развития взаимодействий вузов и предприятий — создание базовых кафедр. У ведущих российских университетов уже есть опыт такого сотрудничества. О его особенностях в интервью РИА Новости рассказала и.о. декана факультета бизнес-информатики НИУ ВШЭ Светлана Мальцева.

Ливанов: вузы выпускают не тех специалистов, которые нужны рынку труда Возможности отечественных вузов не соответствуют потребностям экономики, признал министр образования и науки Дмитрий Ливанов. Ранее премьер-министр Дмитрий Медведев заявил, что вузы, выпускники которых не могу устроиться на работу, должны быть закрыты.

— Светлана Валентиновна, откуда взялась идея базовых кафедр? Это российское или зарубежное изобретение?
— Идея создания базовых кафедр появилась в нашей стране достаточно давно. Одни из первых базовых кафедр были созданы в Московском физико-техническом институте.
Зарубежными аналогами базовых кафедр можно считать так называемые индустриальные департаменты университетов. В большинстве случаев они работают сразу со многими компаниями в определенной отрасли. Индустриальные департаменты организуют обучение и стажировки студентов в компаниях, привлекают преподавателей из бизнеса, помогают компаниям подобрать студентов для участия в проектах.
В отличие от индустриальных департаментов базовая кафедра - это площадка, иногда находящаяся не в вузе, а на предприятии, для сотрудничества вуза с одной конкретной компанией или научным институтом, причем рамки сотрудничества в каждом случае формируются индивидуально.

— Какова, на ваш взгляд, идеальная отдача от базовых кафедр для бизнеса и для вузов?
— Для вузов главная отдача заключается в совершенствовании учебного процесса, включении в него лучших практик ведущих компаний, а в конечном счете - в том, чтобы образование лучше соответствовало потребностям экономики и общества.
Бизнес и научные организации тоже в них заинтересованы: благодаря работе базовых кафедр они получают выпускников вузов с теми компетенциями, которые им сейчас нужны. Чем теснее сотрудничество, тем выше отдача.

— Как должно быть организовано сотрудничество? Ведь бывают случаи, когда базовая кафедра - это всего лишь вывеска.
— Я могу говорить об опыте факультета бизнес-информатики ВШЭ, где с 2002 года создано 11 базовых кафедр. Для нас главный показатель их эффективности - студенческие работы и проекты, реализованные под руководством сотрудников базовых кафедр.
Например, под руководством преподавателей базовой кафедры компании "ФОРС" студенты факультета недавно приняли участие в проекте компании, связанном с информационной поддержкой бизнес-процессов спортивной отрасли, сделали доклады по тематике работ на международной конференции.
Другой пример: обучение по курсам базовой кафедры компании SAP позволило команде студентов нашего факультета под руководством Николая Шуйского занять первое место на конкурсе "SAP CodeJam Moscow" и второе место на конкурсе "InnoJam @CeBIT 2013".
Наш опыт показывает, что базовые кафедры работают успешно, если у вуза и компании есть взаимная заинтересованность и совпадение интересов. В НИУ ВШЭ разработано положение о базовой кафедре, которое определяет основные направления такого сотрудничества. Прежде всего, базовая кафедра участвует в учебном процессе: сотрудники компании ведут лекционные и семинарские занятия, мастер-классы, руководят дипломными и курсовыми работами, практиками и стажировками, привлекают студентов к выполнению проектов и исследований. А дальше возможны разные формы: организация студенческих конференций, конкурсов, встреч с ведущими экспертами.

— Есть ли разница в работе базовых кафедр научных институтов и коммерческих структур?
— Организационно работа выстраивается сходным образом, а вот содержательно базовые кафедры научных институтов ориентированы, прежде всего, на развитие научных компетенций, ведь университет готовит кадры для научной деятельности, так же как и для практической. Кроме того, научные компетенции сегодня также высоко востребованы ведущими компаниями.

— Как вы оцениваете инициативу Минобрнауки по развитию базовых кафедр в вузах?
— Инициатива верная, но нужно учесть один важный нюанс. Компании для сотрудничества с вузами нужно отбирать очень тщательно. Это не должны быть просто предприятия, которые хотят, чтобы выпускники вуза шли к ним работать. Они должны представлять перспективные отрасли экономики, быть лидерами, а сотрудники соответствующих базовых кафедр должны быть высококвалифицированными экспертами.
Для более активного взаимодействия вузы и компании могли бы создавать совместные сервисы - например, банки идей, проектов, которые появляются в академическом и студенческом сообществе, могли бы заинтересовать предприятия. Или же такой сервис, как поиск студентами предприятий для реализации своих идей, и наоборот - поиск предприятиями студентов для своих проектов. Например, на нашем факультете мы собираемся создать общую базу студентов, выполнявших проекты в области информационных технологий, с данными об их компетенциях и результатах работы, и она наверняка будет представлять интерес для компаний.

Материал подготовила Екатерина Рылько (НИУ ВШЭ).