Гдз диктант по русскому языку. Сборник диктантов по русскому языку. Проверочные диктанты по программе "Планета знаний"

От пользователя сайта Е . пришло письмо, которое подвигло меня написать эту статью. Цитирую:
"В методических разработках к УМК Разумовской предлагается переписывать диктанты, написанные на 2. Правильно ли это? И еще. Я практикую перед диктантом проработку трудных орфограмм (даю словарный диктант, 30% слов из будущего диктанта). Но на методобъединении коллеги раскритиковали эту методику".

Здравый смысл подсказывает: на уроке полезно делать всё, что даёт результат (конечно, морально приемлемое и физически возможное). Но иногда эту простую мысль приходится с трудом доказывать вышестоящим коллегам. Попробую помочь с аргументами для таких споров.

Лично я пропагандирую такой подход: сначала надо показать много раз правильные варианты, а потом спрашивать. Я разделяю диктанты на тренировочные и контрольные. Перед тренировочным диктантом текст читается орфографически, и(или) дети получают список самых сложных слов, и(или) получают на дом несколько текстов, один из которых будет продиктован. К тренировочным диктантам следует отнести предупредительные диктанты и комментированное письмо. При такой организации работы учащиеся вынуждены обратить внимание на сложные слова.
Когда сделано всё возможное для освоения темы или группы словарных слов, можно дать контрольный диктант. Но там уже никаких подсказок.
Так получается, что контрольный диктант - это вершина айсберга, а под водой остаётся никому, кроме вас, не видимая работа. Большая часть диктантов проводится именно для тренировки грамотности, а не для проверки. И это следует чётко прописывать в конспектах урока и отчётах разного рода. Тогда и претензий не будет.

Коль скоро сегодня зашла речь о диктантах и их видах, остановлюсь на каждом из них.

Виды диктантов

Виды диктантов по целям работы:
  • тренировочный диктант (цель - научить),
  • предупредительный диктант (цель - помочь учащимся обнаружить слабые места перед КР),
  • контрольный диктант (цель - проверка и навыков знаний для оценки).
Виды диктантов по материалу:
  • словарный,
  • диктант из предложений,
  • текстовый.
Виды диктантов по формам работы:
  • списывание (самодиктант),
  • зрительный диктант,
  • диктант с предъявлением слов,
  • диктант с орфографическим чтением,
  • объяснительный диктант,
  • творческий диктант,
  • диктант после самостоятельной проработки нескольких текстов (шансовая работа),
  • диктант после объяснения всех орфограмм и пунктограмм с учителем,
  • диктант с дополнительным заданием,
  • классический диктант.
Остановимся на некоторых видах диктантов.

Как провести тренировочный диктант с предъявлением сложных слов?

Проведение такой работы опирается на пословицу "Пока гром с неба не грянет, русский мужик не перекрестится". Ученики наши в большинстве своём не начинают учить заданный материал до последнего момента. Зато прямо перед контрольной, а тем более во время неё они впитывают информацию, как губка. Мы не можем повлиять на этот процесс, но можем его возглавить и организовать якобы контрольную работу с подсказками. Смысл такого диктанта в том, чтобы учащиеся обратили пристальное внимание на написание определённых слов. Например, слов на одну тему. Пока текст диктанта читается первый раз, дети видят самые сложные слова из этого текста. Хочешь заработать лёгкую пятёрку - запоминай слова. Разумеется, такой диктант должен быть насыщен опасными местами. Лучше всего составить его специально. Коллекция подобных диктантов на нашем сайте копится в разделе Тексты . Вы и сами можете залить в этот раздел свой текст и получить благодарность коллег.
Пример тренировочного диктанта с предъявлением слов >>> Это автоматизированный вариант. На уроке слова могут быть написаны на доске (а после стёрты или закрыты).

Диктант как шансовая работа

Ещё один шанс исправить отметку по русскому языку мы можем дать ученикам, используя диктант с предварительной домашней подготовкой. Этот метод постоянно использует и очень рекомендует к применению автор методики "тренинг грамотности" Рита Кошкина. Она называет такую работу "Шанс + 5". На дом дети получают пять сложных текстов на орфографию и пунктуацию. Один из этих текстов на другой день будет продиктован на отметку. Можно сказать, что это игра в поддавки, однако результат от такой работы ощутим. Слабые ученики получают задание в зоне ближайшего развития, они не проигнорируют такое задание "потому что все равно ничего не смогут выучить", а будут готовиться и хоть что-нибудь запомнят. А возможно, выучат пять текстов и получат пятёрки. Даже если они вызубрят эти тексты, не понимая, почему так пишется, запомнится масса слов. Возможно, что кто-то вникнет и в объяснение.

Диктант с орфографическим чтением

Такие диктанты мы используем на тренингах грамотности, но подобную работу легко организовать и в рамках обычных уроков русского языка. Тут главное давать задания регулярно, то есть не просто иногда для разнообразия, а не реже раза в неделю. Работать можно модулями: например, встраивать в урок блоки с орфографическим чтением и диктовкой в течение одной четверти, чтобы проработать 10 - 12 текстов, потом сделать перерыв на несколько месяцев.
Подробно о порядке работы читайте материал Орфографическое чтение. Методика работы >>> Если коротко, перед диктантом учащиеся прочитывают текст орфографически.

Комментированное письмо (или объяснительный диктант)

Этот вид диктанта в особом представлении не нуждается. Но всё же опишу его кратко для полноты картины.

Комментированное письмо полезно проводить на этапе закрепления одного или нескольких правил. Родители часто жалуются, что вот, мол, ребёнок все правила выучил, а ошибки не исчезли. Это все потому, что с ребёнком не проводились объяснительные диктанты. Знания сами по себе в навык не превращаются. Необходим длительный этап письма с устным объяснением выбора букв и знаков препинания.

Если мы говорим об орфографии, начинать стоит со словарных диктантов. Зная правило, учащиеся без особого труда пишут отдельные слова на это правило. Если дети комментируют написанное по очереди, слабые ученики многократно услышат объяснение сильных и сами все постепенно поймут. И, что немаловажно, смогут тут же применить полученные знания при написании следующего набора слов. Важно организовать работу так, чтобы каждый объяснил правописание слов хотя бы два раза.
Когда отдельные слова и словосочетания из 2-3 слов дети будут уверенно писать и объяснять верно, можно перейти к диктовке фраз и предложений до 8 слов. Это серьёзно усложняет задачу. Во-первых, придётся вычленить слова на изучаемое правило из текста, во-вторых, попадутся слова и на другие правила. Поэтому ошибок станет больше.
Как только группа перестанет делать ошибки на этом этапе, начинайте диктовать длинные предложения. И только потом можно переходить к текстовым диктантам. Прорабатывая текст, предлагайте учащимся по очереди комментировать каждое предложение, затем читайте следующее предложение. Если во время объяснения будет много ошибок, проработанный текст полезно продиктовать ещё раз целиком.

Для объяснения годится простой план: какая часть речи, какая часть слова, как пишем, почему.

Не все считают полезным проводить такие диктанты. Если вы придерживаетесь принципов развивающего обучения, возможно, в вашу систему комментированное письмо и не впишется.

Организация контрольного диктанта

Контрольный диктант покажет истинный результат вашей работы. Проводить такие диктанты имеет смысл только после полного закрепления правила или группы правил. Не стоит устраивать контрольные мероприятия только потому, что закончилась четверть или в журнале не хватает отметок. Если вы сами уверены, что большая часть группы уже освоила пройденный материал, убедитесь в этом, проведя контрольный диктант.

Перед контрольным диктантом разумно провести генеральную репетицию - предупредительный диктант. По организации такой же диктант, как контрольный (и того же уровня сложности), только отметка не идёт в журнал. Что-то вроде пробного экзамена.

Перед контрольным диктантом не даётся никаких текстов или слов на дом, во время диктанта - никаких объяснений и подсказок. Желательно даже по возможности рассадить учащихся по одному и изъять телефоны.

Если диктанты других видов можно провести за 15 - 20 минут, на контрольный диктант отводится отдельный урок, так как все надо делать по правилам: прочитать текст целиком, затем диктовать, читая каждое предложение по два раза (сначала для ознакомления, затем для письма), после диктанта текст надо прочитать целиком ещё раз для проверки, 10 минут на самостоятельную проверку. Если есть грамматические задания, нужно время и для их выполнения.

Разновидностью контрольного диктанта является так называемый срез фактической грамотности . Это словарный диктант, в который входят слова на все орфограммы (не на пройденные, а вообще на все). По срезам фактической грамотности удобно отслеживать динамику работы. Выполняя несколько раз в год однотипные задания, дети видят, что в результате работы на уроках русского они начали писать грамотнее. Подробно о том, как организовать работу по срезам и отслеживать процент грамотности учащихся, читайте методичку Риты Кошкиной

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

Государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования города Москвы

ПИЩЕВОЙ КОЛЛЕЖ № 33

Методическая разработка дидактического материала

по дисциплине «Русский язык»

по теме: «Шуточные диктанты на уроках русского языка»

2014

Аннотация.

Предлагаемая методическая разработка представляет собой шуточные диктанты по русскому языку, предназначенные для повторения и обобщения изученных сведений. Материал может быть использован педагогами на уроках русского языка в средних и старших классах общеобразовательных учреждений, а также на первых курсах в профессиональном образовании.

Содержание

1 Аннотация…………………………………………………………………………………… 2

2. Содержание………………………………………………………………………………… 3

3. Введение……………………………………………………………………………………. 4

4. Основная часть……………………………………………………………………………... 5

5. Заключение…………………………………………………………………………………. 7

6. Список использованных источников……………………………………………………… 8

Введение .

В соответствии с Государственным стандартом образования главной целью обучения русскому языку является развитие коммуникативной компетенции, которая включает не только устные умения и навыки, но и письмо. Наряду с содержательным аспектом высказывания, важной характеристикой письма является его орфографическая нормированность. Работа над правописными привычками предусматривает формирование орфографической внимательности обучающихся.

Проблема формирования орфографической грамотности легла в основу данной разработки. Кроме того, при составлении диктантов меня волновал вопрос: «Как разнообразить уроки русского языка, направленные на развитие орфографической зоркости?»

Поэтому цель данной методической разработки – использование дидактического материала на уроках русского языка с целью фо рмирования орфографической зоркости у обучающихся.

К разработке данного дидактического материала меня подтолкнула идея учителя русского языка и литературы ГОУ СОШ № 1108, г. Москвы Ивановой Ирины Самуиловны.

Для того, чтобы разнообразить уроки русского языка, в течение нескольких лет я сочиняла шуточные диктанты для своих учеников. Складывая их в отдельную папку, накопила неплохой дидактический материал. Эти шуточные диктанты можно использовать на разных этапах урока. В качестве дополнительного задания можно попросить обучающихся озаглавить или продолжить текст.


Основная часть

Диктант «Мягкий знак после шипящих»

Витька в походе.

Витька решил отправиться с классом в поход. Прослушав напутственную речь мамы, пообещав ей себя беречь, Витька выскочил из дома, прихватив с собой вещь-мешок, лёгкий плащ на случай непогоды и кирпич на всякий пожарный. Сбор был назначен за городом возле заброшенных дач. Когда ребята встретились, на небе сгустилось множество туч, но туристов это не напугало. Путь лежал мимо берёзовых рощ, двух старых кладбищ и поля, где колосилась золотая рожь. Перед грозой кругом стояла тишь. «Увеличьте шаг!» – скомандовал Витька, потому что первые капли уж упали на землю. Всем было невтерпёж добраться до речки и спрятаться от грозы в шалаш. Вдруг сверкнула молния, прогремел гром. С испугу Таня упала навзничь, послышался громкий плач. «Не плачь, слышишь, - говорили ребята, - впереди столетний дуб, там спрячемся.» Дуб был раскидист и могуч. Под его ветвями дети переждали грозу. Когда они пришли на место, погода установилась. Тучи умчались прочь, светило солнце, в речке плескался лещ, предвещая хороший улов. Домой туристы вернулись за полночь…

Диктант «Соединительные гласные в сложных словах. Пол - , полу -»

Витька-кашевар.

Витька – кашевар решил приготовить маме сюрприз. Сперва он обошёл полмагазина и истратил баснословную сумму (около восьмисот шестидесяти рублей) на покупку морепродуктов и полуфабрикатов. Пол-одиннадцатого вернулся домой. Надо поторопиться, потому что мама придёт полчетвертого. В пол-литровую скороварку Витька набрал из водопровода воды и сварил гарнир. Потом запек в духовке до золотисто – коричневой корочки полсёмги, сбрызнув ее соком пол-лимона. При помощи овощерезки приготовил капустно-морковный салат. Теперь можно было сделать получасовой перерыв и посмотреть полуфинал Чемпионата мира по футболу. Пол-России сейчас с учащенным сердцебиением следило за игрой нашей команды… Полчаса пролетели быстро. Вскоре с птицефабрики пришла мама и была приятно удивлена. После вкусного ужина семья устроила чаепитие, заварив душистый зверобой и мяту.

Диктант «О, Ё, Е после шипящих и Ц»

Весенняя прогулка.

На улице уже горячо печёт жёлтое солнце, слышится щёлканье скворцов, на крыше большого дома развевается пунцовый флаг… В этот прекрасный день Витька шёл по жёсткому насту, цокал языком, жевал шоколад и шёпотом напевал песенку про чокнутого чёртика в парчовых шортах. Настроение было мажорное. Поздоровавшись со знакомым врачом Петром Кузьмичом и шофёром Иваном Сергеевичем, мальчик свернул в Усачёвский переулок. Вдруг послышался шорох. От страха мальчонка был почти сражён, ручонки его затряслись. В этот миг он был жалок и смешон. Из-за угла чётким шагом шёл некто в чёрном шёлковом капюшоне, ел крыжовник и что-то нашёптывал себе под нос. Когда они поравнялись плечом к плечу, Витька узнал хорошего знакомого. Страх ушёл, на душе стало снова хорошо. Витька с приятелем провели остаток дня вместе, весело о чём-то болтая, как трещотки... Вечер уже ничем не был омрачён.

Диктант «Буквы А, О в корнях кас - кос, лаг - лож»

Витька на море.

Витька ехал отдыхать на Каспийское море. Вещи были уложены. Билеты, как полагается, куплены заранее. На вокзале он внимательно слушал объявления пассажиров, которые касаются пассажиров. При посадке в самолет его руки кто-то коснулся. Витька покосился в ту сторону и увидел Лёшку. Мальчик и не предполагал, что его друг тоже летит на море. Во время полёта друзья весело болтали, при этом неукоснительно выполняя инструкции бортпроводника. И вот наконец-то море! В прекрасном расположении духа товарищи вышли из самолёта. Ласковый ветерок касался их лиц и трепал волосы. Положившись на носильщика, друзья налегке добрались до отеля. Немного отдохнув в номере под легким пологом, Витька встретился с другом и изложил свой план. По его мнению, весь первый день полагалось провести на море. Так они и сделали, отложив все остальные дела на завтра. Через полчаса ребята расположились на песчаной косе и стали смотреть вдаль. Вдруг на горизонте показалась касатка, весь пляж оживился. Неожиданно начался тропический косой ливень, все кинулись в отель. В тот день друзья долго не ложились спать, делились первыми впечатлениями.

Диктант «Междометия и звукоподражательные слова»

Витька на каникулах.

Витька вышел во двор. «Эх, хорошо-то как!» - подумал он, потягиваясь. «Тук-тук-тук,» - это дятел искал личинок в старой черёмухе. «Ку-ка-ре-ку!» - откликнулся на заборе петух. «Ко-ко-ко!» - заторопились курочки к своему вожаку. «Цыц! Пошли отсюда!» - прикрикнул на них Витька. Из дальнего угла послышалось сладкое «хрю-хрю». Поросёнок лежал в луже и наслаждался прохладой. «Динь-динь-динь,» - доносился из поля дальний звук колокольчика. «Ох, боже мой! Куда он подевался?» - охала бабушка, спускаясь с крыльца. Она всё утро разыскивала Витьку, чтобы дать ему поручений на день. «Крышка! Надо прятаться!» - мелькнуло в голове мальчика. Через мгновение он исчез за сараем. «Тс-с-с-с, не выдавай меня,» - шепнул он подбежавшему к нему Шарику. «Полно! Дай мальчонке отдохнуть,» - вступился за Витьку улыбавшийся дед, наблюдавший за происходящим из окошка.

Диктант «Буквы Ы, И после приставок, оканчивающихся на согласную.»

Витька-вратарь.

Небезызвестный всем Витька попал в больницу. Предыстория была такова. Учитель физкультуры Иван Иванович предложил сыграть в футбол с параллельным классом. Игра обещала быть сверхинтересной, однако среди безынициативных одноклассников никто не хотел быть вратарём. После долгих розысков Иван Иванович уже начал было от безысходности складывать спортинвентарь, но тут вратарь отыскался. Им стал Витька. Мяч разыграли, матч начался. Но доиграть его не пришлось…Витька изысканным движением направил мяч в центр поля, но не рассчитав силы, упал, сломав при этом ногу. Суперигра была отложена до полного выздоровления вратаря.

Заключение

Надеюсь, данный дидактический материал поможет разнообразить уроки русского языка, направленные на развитие орфографической зоркости, а также послужит другим преподавателям русского языка отправной точкой для работы над данной темой.

Добавлю, что в качестве самостоятельной работы можно попросить обучающихся самим составить подобный диктант, используя слова на изученную орфограмму. Эта работа будет способствовать развитию не только орфографического внимания, но и творческого воображения, а также поддержит интерес обучающихся к урокам русского языка.


Список использованных источников

5класс, 1 четверть

Утром мы с ребятами из соседней деревни отправились на рыбалку. Солнце уже осветило лес и маленькую речку с низкими берегами. С зелёных лугов доносился сладкий запах цветов и жужжание пчёл. Трудолюбивые насекомые спешили собрать медовый урожай.

На ближнем берегу рыбаки раскинули свои удочки и ждали хорошего улова. К обеду в моём синем ведёрке плескалась рыба.

Но вот огромная туча появилась на горизонте. Она быстро приближалась из-за леса.

Тревожно зашевелились листья кустарников. Слабо потянуло сыростью. Становилось всё темнее, замолкли певчие птицы. Резкие порывы ветра зарябили воду в реке и погнали листья. Хлынул проливной дождь. Мы побежали домой, но промокли до нитки. (101 слово.)

Грамматическое задание.

1.Морфемный разбор слов

осветило, маленькую, улова / зарябили, медовый, запах.

2.Разбор предложения по членам, определение частей речи

На ближнем берегу рыбаки раскинули свои удочки и ждали хорошего улова./

Резкие порывы ветра зарябили воду в реке и погнали листья.

5класс, 2 четверть

В грозу.

Стоял июльский жаркий день. Косыми жаркими лучами солнце жгло сухую землю. Густая пыль подн и малась по дороге и наполняла горячий воздух. Облака собрались в большую лиловую тучу. Прогремел летний дальний гром.

И вот уже облака стали закрывать солнце. Оно выглянуло из-за тучи последний раз и исчезло. В природе всё резко изменилось.

Налетел вихрь, задрожала осиновая роща. От порывов сильного ветра молодые осинки гнутся почти до земли. Пучки сухой травы летят через дорогу. У речки глухо шумит густой камыш. Сверкнула ослепительная молния, и раздался оглушительный удар грома. Упала первая крупная капля дождя. Хлынул проливной ливень. (96 слов.)

Грамматическое задание.

1. Фонетический разбор слов солнце/ стоял.

2. Морфемный разбор слов

задрожала, дальний, речки /осиновая, налетел, удар

3. Полный синтаксический разбор предложений

Густая пыль подн и малась по дороге и наполняла горячий воздух./

Оно выглянуло из-за тучи последний раз и исчезло.

5класс, итоговый контроль

Несколько лет назад в центре столицы выросло красивое здание. На его фасаде появились интересные часы. Каждый час на циферблате открываются чёрные створки, а за ними возникают герои народных сказок.

Входишь в театр в ожидании встречи с удивительным миром. В музее театра ты познакомишься с куклами разных стран. В зимнем саду увидишь дерево с чудесными птицами. В водоёме плещутся рыбки.

«Как здесь красиво!» - говорят ребята.

Этажом выше находится зрительный зал с разноцветными креслами: красными, синими, жёлтыми, зелёными. Так сделали для того, чтобы ребята не спутали места.

Раздаётся звонок, и зрители собираются в зале. Бесшумно закрываются двери, и спектакль начинается. (100 слов.)

Грамматическое задание.

1. Фонетический разбор слов чёрные/ жёлтыми.

2. Морфемный разбор слов

разноцветными, собираются / появились, водоёме

3. Морфологический разбор слова

центре (из 1-го предложения)/ водоёме (из последнего предложения второго абзаца)

4. Составление схем предложений

последнего из 1-го абзаца, предложение 3-го абзаца, 1-ое предложение 4-го абзаца / последнего из последнего абзаца, предложение 3-го абзаца, 1-ое предложение 4-го абзаца.

6 класс, 1 четверть

Глухарята.

Август - самое лучшее время на Урале. В это время природа отдыхает от жаркого лета. Сочные травы уже отцвели, на берёзах и липах начинают желтеть листочки. Это первые вестники близкой осени. Воздух пропитался душистыми травами.

В такой день идёшь по узкой лесной тропинке среди великанов соснового бора. Рядом торопится собака Азор. Он выслеживает дичь, старательно шарит по кустам. Вот бежит глухарка и беспомощно машет крыльями. Маленькие глухарята ещё не умеют летать, но они уже понимают опасность. Цыплята подбегают к кочке и прячут головки в мох. Стоишь и любуешься маленькими хитростями глухарей. (93 слова.) (По Ф. Тарханееву.)

Грамматическое задание.

1.Фонетический разбор слов день/ дичь

2.Морфемный разбор слов

хитростями, соснового, подбегают/ листочки, маленькие, любуешься

Он выслеживает дичь, старательно шарит по кустам./

Цыплята подбегают к кочке и прячут головки в мох.

6 класс, 2 четверть

Не трогайте гнёзда птиц.

Пернатые - большие мастера. Среди них есть плотники, землекопы. корзинщики, лепщики, гончары.

Ласточка-береговушка - чудесный землекоп. Она врывается в землю не хуже крота. Камышовка сооружает домик, который не только защищал бы её от непогоды, ненастья, но и был бы скрыт от глаз хищника. Облюбует она три камышинки рядом и начинает плести корзиночку.

А сколько пернатых сооружают свои домики прямо на земле: в траве, в ямочке, под кочкой! Идёшь прямо по полю, а у тебя из-под ног выпарх и вает птичка. Вылетит и различными хитростями уводит в сторону от гнезда.

Не надо мешать ей, трогать гнёзда. Там, где есть полезные птицы, меньше вредных насекомых, больше и лучше урожай наших полей, огородов, садов.

Грамматическое задание.

1. Морфемный разбор слов землекопы, уводит / защищал, хитростями

вылетит, корзинщики / птичка, непогоды

корзиночку (из последнего предложения 2-го абзаца) / непогоды (из 3-го предложения 2-го абзаца)

4. Составление схем

1-го предложения из 2-го абзаца,

1-го предложения из 3-го абзаца,

последнего предложения из 3-го абзаца.

6 класс, итоговый контроль

Бросьте неотложные дела, выйдите поздним вечером на песчаный берег речонки. Если вы будете долго прислушиваться, то услышите в камышовых зарослях неясные шорохи и звуки.

Однажды ночью сидел я за письменным столом. Ночь была тихая, безветренная, только с реки доносились какие-то далёкие звуки. Вдруг из-под пола раздались чьи-то негромкие голоса. Они походили на шёпот птенцов, которые пробудились в гнезде. Мною овладело желание понять, кто разговаривает под полом. Потом я догадался, что слышал возню ежей.

Ежи - полезные зверюшки. Они никому не причиняют вреда. Никого не боятся, уничтожают вредных насекомых, борются с мышами. На зиму ежи засыпают. Их маленькие берлоги прикрывают снежные сугробы, и они преспокойно спят в них всю зиму. (108 слов.) (По Соколову-Микитову.)

Грамматическое задание.

1. Морфемный разбор слов прислушиваться, безветренная / пробудились, неотложные

2.Словообразовательный разбор слов

речонки, никому/ снежные, никого

3.Морфологический разбор слова

песчаный (из 1-го предложения 1-го абзаца) / письменным (из 1-го предложения 2-го абзаца)

4. Составление схем 1-го и последнего предложений последнего абзаца.

7 класс, 1 четверть

Наступившая осень чувствуется во всём. Солнце уже не палит и не сверкает, но светит очень ласково и приветливо. Опустевшие поля открывают необъятный горизонт. Воздух прозрачен и свеж. Колеи просёлочных дорог, накатанные во время уборки хлеба, отливают свинцовым блеском. Слышны крики улетающих птиц. Это последний привет летних гостей.

Пышный и богатый лесной наряд ещё пестрит всеми цветами. Серебрятся трепещущие осины, шелестят золотые берёзы, зеленеют изумрудные ели. Ветер скоро сорвёт этот пёстрый наряд, и обнажённые деревья будут стоять под ледяным дыханием зимы.

Тяжёлые тучи, гонимые ветром, заволакивают всё небо. Редко выглянет солнышко, но на синеющем осеннем небе оно кажется ярче.

Грамматическое задание.

2.Полный синтаксический разбор предложения

Колеи просёлочных дорог, накатанные во время уборки хлеба, отливают свинцовым блеском. /

Тяжёлые тучи, гонимые ветром, заволакивают всё небо.

7 класс, 2 четверть

Первый раз в театре.

Когда мне было шесть лет, мы с отцом гуляли однажды по Ленинграду. И вдруг, проходя со мной по площади Островского, отец спросил: «Хочешь на минуту зайти в театр?»

Я ещё никогда в жизни не бывал в театре, и мой ответ угадать нетрудно.

Мы вошли в ложу, когда действие уже давно началось. Глубоко подо мной чернела тонувшая во мраке бездна. Глаза привыкли к полумраку, и я восхитился, увидев заполненный зрителями зал, слабо освещённую сцену. На ней возвышался грандиозных размеров мост, перекинутый под косым углом из одного конца сцены в другой. Он был залит лунным светом, а у насыпи около него переговаривались какие-то люди.

Эта декорация стала моим первым сильным впечатлением, подаренным мне театром. (116 слов.) (По Ю. Алянскому.)

Грамматическое задание.

1.В тексте диктанта необходимо обозначить у всех причастий суффиксы.

2.Морфологический разбор слова проходя (из 1-го предложения) / увидев (из 3-го предложения 3-го абзаца).

3.Полный синтаксический разбор предложения

Глубоко подо мной чернела тонувшая во мраке бездна./

Эта декорация стала моим первым сильным впечатлением, подаренным мне театром.

7 класс, итоговый контроль

Судьба второго хлеба.

Сегодня трудно поверить, что каких-то двести - триста лет назад ни в одной стране Европы никто не хотел выращивать картофель.

Родина картофеля - Америка, где он издавна служил пищей индейцев. Когда его привезли в Европу, никто не умел с ним обращаться. Его разводили в садах рядом с цветами. Пытались есть его плоды, но они были горькие и вызывали отравление.

Тогда министр финансов Франции пошёл на хитрость. В разных районах страны распаханные поля солдаты стали засевать каким-то растением. Неся днём караульную службу, солдаты на ночь уходили. Крестьяне, видя караульных, рассудили по-своему: «Ценное растение, если его охраняют». Дожидались мужики темноты и бегом на поле, выкапывали ценные клубни и сажали себе на огородах. Выращенный во Франции картофель попал и в другие страны Европы. (122 слова.)

Грамматическое задание.

1. Морфологический разбор слова выращенный (из последнего предложения) /видя (из 4-го предложения последнего абзаца).

Неся днём караульную службу, солдаты на ночь уходили.

Выращенный во Франции картофель попал и в другие страны Европы.

8 класс, 1 четверть

Таинственный ящик.

У Шаляпина был объёмистый кожаный портфель, оклеенный множеством ярлыков туристских фирм разных стран и городов, в которых гастролировал певец. Все годы, прожитые за границей, Шаляпин возил портфель с собой, никому не доверял, почти не выпускал из рук.

В портфеле лежал небольшой ящичек. Не только люди, работавшие с Шаляпиным, но и родные не имели представления о его содержимом.

Приезжая в новый город и входя в приготовленный ему номер, Шаляпин вынимал из портфеля ящик и ставил его под кровать.

Зная крутой нрав Шаляпина, никто не осмеливался расспрашивать его о ящике.

Это было таинственно и непостижимо.

После смерти артиста его вдова вскрыла наглухо заколоченный ящик.

В нём оказалась горсть русской земли, взятой Шаляпиным перед отъездом за границу. Горсть русской земли.

Грамматическое задание.

Морфологический разбор слова взятой/ заколоченный.

2. Полный синтаксический разбор предложения

Зная крутой нрав Шаляпина, никто не осмеливался расспрашивать его о ящике./

В нём оказалась горсть русской земли, взятой Шаляпиным перед отъездом за границу.

8 класс, 2 четверть

Всё хорошо в природе, но вода - красота всей природы. Почти то же можно сказать и о лесе. Полная красота всякой местности состоит в соединении воды с лесом.

Леса - хранители вод. Деревья закрывают землю от палящих лучей летнего солнца, от иссушительных ветров. Прохлада и сырость живут в их тени и не дают иссякнуть текучей или стоячей влаге.

Красным лесом называются все породы деревьев: сосна, ель, пихта и прочие. Дуб, вяз, липа, берёза, ольха и другие называются чёрным лесом. К нему принадлежат и такие ягодные деревья, как черёмуха и рябина. Все породы кустов: калину, орешник, жимолость, волчье лыко, шиповник, чернотал и обыкновенный тальник - надо причислить к чернолесью.

Хороша развесистая белоствольная берёза. Хорош и клён со своими лапами-листьями. Коренаст, крепок, высок и могуч бывает многолетний дуб. (125 слов.)

Грамматическое задание.

1.Полный синтаксический разбор предложения

Деревья закрывают землю от палящих лучей летнего солнца, от иссушительных ветров./

Коренаст, крепок, высок и могуч бывает многолетний дуб.

2. Отметьте в тексте односоставные безличные предложения.

8 класс, итоговый контроль

О словарях.

Всякие мысли приходят иногда в голову. Например, мысль о том, что хорошо бы составить несколько новых словарей русского языка (кроме уже существующих общих словарей).

В одном таком словаре можно собрать слова, имеющие отношение к природе, в другом - хорошие и меткие местные слова, в третьем - слова людей разных профессий, а в четвёртом - мусорные и мёртвые слова, всю канцелярщину и пошлость, засоряющие русский язык. Этот последний словарь нужен для того, чтобы отучить людей от скудоумной и ломаной речи.

Мысль о том, чтобы собрать слова, имеющие отношение к природе, пришла мне в голову в тот день, когда на луговом озерце я услышал, как хрипловатая девочка перечисляла разные травы и цветы. Словарь этот будет, конечно, толковым. Каждое слово должно быть объяснено, и после него следует помещать несколько отрывков из книг писателей, поэтов и учёных, имеющих научное или поэтическое касательство к этому слову. (По К. Паустовскому.)

Грамматическое задание.

Отметьте в тексте в односоставных безличных предложениях в составе сложных грамматическую основу.

Отметьте в тексте диктанта неполные предложения.

9 класс, 1 четверть

В начале осени.

В раскрытое окно беззвучно влетел и опустился на мои бумаги кленовый лист. Он был похож на ладонь с широко расставленными пальцами. Словно чья-то рука потянулась к столу и закрыла написанные строчки.

Я закрыл свою тетрадь, заложив на недописанной странице первый осенний лист, и вышел в сад.

В саду было по-осеннему тихо и пусто, как в заколоченном доме. Я прошёл лугом к реке, разделся и бросился в воду - в последний раз! Тело обожгло ледяным холодом, перехватило дыхание. Выбравшись на берег, я втиснулся спиной в чуть тёплый песок и остался так лежать неподвижно в удобном, согревающем песчаном слепке с моего тела.

Надо мною студёной синью раскинулось небо. Ни птицы на нём, ни облачка. Лишь иногда высоко-высоко сверкнёт серебристой вспышкой одинокая прядка паутины, сверкнёт и пропадёт. И долго потом надо напрягать глаза, чтобы снова увидеть её. (По Е.Носову.)

Грамматическое задание.

Сделать синтаксический разбор предложения

Я закрыл свою тетрадь, заложив на недописанной странице первый осенний лист, и вышел в сад./

Лишь иногда высоко-высоко сверкнёт серебристой вспышкой одинокая прядка паутины, сверкнёт и пропадёт.

2. Отметьте в тексте в односоставных безличных предложениях в составе сложных грамматическую основу.

9 класс, 2 четверть

Ежегодно в одном из самых знаменитых цветочных садов мира, что расположен в Дании, происходит выставка тюльпанов. Родина тюльпанов - Турция, а не Голландия, как думают многие.

Тюльпан, чашечка которого напоминает тюрбан, первоначально произрастал как дикий цветок, затем в продолжение веков использовался в турецком искусстве как декоративный элемент. В столице Османской империи создавались огромные сады, засаженные тюльпанами.

Первые луковицы драгоценного цветка привозили в Европу путешественники и дипломаты. Когда тюльпан попал на континент, в него влюбляются страстно, возводят в культ. Вершины славы он достигает в семнадцатом веке, когда одна луковица цветка приравнивалась к стоимости картины или скульптуры известного мастера. Тюльпан считали одним из чудес природы, которое должно быть представлено в саду каждого уважающего себя коллекционера.

Голландцы принялись выращивать его с таким усердием, что в известном смысле присвоили себе этот цветок.

Грамматическое задание.

Сделать синтаксический разбор

1-го предложения /последнего из 3-го абзаца.

2. В тексте диктанта отметьте все причастия.

9 класс, итоговый контроль

Старый музыкант.

Старый скрипач любил играть у подножия памятника Пушкину, что стоит вначале Тверского бульвара. Поднявшись по ступенькам к самому пьедесталу, музыкант трогал смычком струны на скрипке. У памятника сейчас же собирались дети, прохожие, и все они умолкали в ожидании музыки, потому что она утешает людей, обещает им счастье и славную жизнь. Футляр скрипки музыкант клал на землю; он был закрыт, и в нём лежал кусок чёрного хлеба и яблоко, чтобы можно было поесть, когда захочется.

Обыкновенно старик выходил играть под вечер: для его музыки нужно было, чтобы в мире стало тише. Старик страдал от мысли, что он не приносит людям никакого добра, и поэтому добровольно ходил играть на бульвар. Звуки скрипки раздавались в воздухе и доходили до глубины человеческих сердец, трогая их нежной и мужественной силой. Некоторые слушатели вынимали деньги, чтобы отдать их старику, но не знали, куда их положить: футляр скрипки был закрыт, а сам музыкант находился высоко на подножье памятника, почти рядом с Пушкиным.

Грамматическое задание.

Сделать полный синтаксический разбор

1-го предложения 2-го абзаца /2-го предложения 2-го абзаца.

10 класс, входной контроль

У моря.

Под лёгким дуновением знойного ветра море вздрагивало и, покрываясь мелкой рябью, ослепительно ярко отражавшей солнце, улыбалось голубому небу тысячами серебряных улыбок. В пространстве между морем и небом носился плеск волн, взбегавших на пологий берег песчаной косы. Всё было полно живой радости: звук и блеск солнца, ветер и солёный аромат воды, жаркий воздух и жёлтый песок. Узкая, длинная коса, вонзаясь острым шпилем в безграничную пустыню играющей солнцем воды, терялась где-то вдали, где знойная мгла скрывала землю. Багры, вёсла, корзины и бочки беспорядочно валялись на косе. В этот день даже чайки истомлены зноем. Они сидят рядами на песке, раскрыв клювы и опустив крылья, или же лениво качаются на волнах. Когда солнце начало спускаться в море, неугомонные волны то играли весело и шумно, то мечтательно-ласково плескались о берег. Сквозь их шум на берег долетали не то вздохи, не то тихие, ласково зовущие крики. Солнце садилось, и на жёлтом горячем песке лежал розоватый отблеск его лучей. И жалкие кусты ив, и перламутровые облака, и волны, взбегавшие на берег, - всё готовилось к ночному покою. Одинокий, точно заблудившийся в тёмной дали моря, огонь костра то ярко вспыхивал, то угасал, как бы изнемогая. Вокруг было только безмерное, торжественное море, посеребрённое луной, и синее, усеянное звёздами небо.

Грамматическое задание.

1.Морфемный разбор слов

взбегавших, безграничную, ласково/ беспорядочно, безмерное, посеребрённое

2.Сделать полный синтаксический разбор предложения

Всё было полно живой радости: звук и блеск солнца, ветер и солёный аромат воды, жаркий воздух и жёлтый песок./

И жалкие кусты ив, и перламутровые облака, и волны, взбегавшие на берег, - всё готовилось к ночному покою.

10 класс, 1-ое полугодие

Липа.

Еще в детстве я полюбил зеленые высокие липы, окружавшие наш деревенский сад. Широкую липовую аллею посадили когда-то крестьяне нашего села. Мы любили играть под высокими липами, наблюдать, как в молодом саду пробуждается весною жизнь. В зеленых вершинах лип пели птицы, свистели скворцы и дрозды.

Некогда красивые высокие липы вместе с другими деревьями росли почти повсеместно в русских лесах. Белая чистая древесина липы дорого ценилась. Из легкой податливой древесины липы искусные мастера точили красивую деревянную посуду, вырезали ложки. Из липовых чистых досок в деревнях делали столешницы для обеденных столов. Кору сдирали с поваленных деревьев, мочили в воде, делали из нее мочало и рогожи. Теперь взрослых, больших лип в наших лесах не увидишь. Лишь в далеком Зауралье видел я в глухих лесах свободно росшие высокие липы.

Липа, несомненно, одно из самых красивых, веселых и нежных деревьев. Издавна славится липовый сладкий мед. Хороша и нежна листва липы. Осенью липа раньше других деревьев сбрасывает свою пожелтевшую листву, и у корней оголенных деревьев сухим шелестящим ковром лежат опавшие желтые листья. Идешь, бывало, по опавшей липовой листве, шуршащей под ногами, любуешься на знакомые деревья, приготовившиеся к долгой зимовке.

Молодые липы и теперь сажают в парках и больших городах. Липы легко приживаются и быстро растут. Их свежая зеленая листва украшает городские шумные улицы, радует глаз городского усталого человека.(214 слов.)

И. С. - Микитов

Грамматическое задание.

1.Морфологический разбор слов

пожелтевшую/ шуршащей

2.Морфемный разбор слов

окружавшие, сбрасывает, деревянную / поваленных, пробуждается, высокие

10 класс, итоговый контроль

В поисках истины.

Он набрал в шприц кровь больного тифом и ввёл себе в вену…

Это было в Одессе в тысяча восемьсот восемьдесят первом году. Через три дня аудитории и кабинеты университета облетела тревожная весть: профессор Мечников при смерти.

Хотя столбик термометра упрямо лез вверх, он записывал свои наблюдения сам до тех пор, пока не начался бред. Металась по подушке большая голова с ранней сединой на висках и в бороде. Тихо плакала у постели его жена. Что это? Самоубийство? Приступ безумия? Подлинную причину знал он один. Когда прошёл кризис, лицо Ильи Ильича озарила радостная улыбка. Он узнал истину!

То же сделал Мечников, изучая холеру. Ему посчастливилось: он не заболел. Но примеру учителя последовали его помощники. Один из них заболел очень тяжёлой формой холеры. Несмотря на то что состояние больного было безнадёжным, Мечникову удалось вырвать его из рук смерти. Двадцать лет спустя в статье «Мученики науки» он писал о том, что во все времена учёные рисковали своим здоровьем в поисках истины. Он написал о многих, чьими подвигами восторгался, чьему примеру следовал. Хотя он проводил опыты и на самом себе, но в статье об этом нет ни единого слова.

Илья Ильич Мечников был удостоен многих наград, но остался равнодушным к почестям. Единственной наградой он считал открытие истины, которая может принести пользу человечеству.

Отдавая друзьям перед смертью последние наставления, он потребовал, чтобы его вскрыли. И после смерти он хотел служить науке. (230 слов.)

(По М. Яровинскому)

Грамматическое задание.

1. Морфемный разбор слов

изучая, сделал/времена, проводил.

2. Словообразовательный разбор слов

сделал, помощники/ написал, тревожная.

1-го предложения последнего абзаца/последнее предложение 4-го абзаца

11 класс, входной контроль

Если хочешь понять душу леса, пройди лесной ручей и отправляйся берегом его вверх или вниз.

Я иду берегом ручья ранней весной. И вот что я тут вижу, и слышу, и думаю.

Вижу я, как на мягком месте текущая вода встречает преграду в корнях елей и от этого распускает пузыри. Рождаясь, эти пузыри быстро мчатся и тут же лопаются, но часть их сбивается у нового препятствия в далеко видный снежный ком. Новые и новые препятствия встречает вода, и ничего ей от этого не делается.

Водная дрожь от солнца бросается тенью на стволы ёлок, на травы. С плёса вода бесшумно устремляется дальше. А где завал, вода как бы ропщет, и дальше слышен этот переплеск. Но это не жалоба, не отчаяние: вода этих чувств не знает.

Некоторые травы уже давно вышли из-под воды и теперь на струе постоянно склоняются и отвечают вместе и трепету теней. И холоду ручья.

Пусть завал на пути, пусть! Препятствия делают жизнь: не будь их, вода бы безжизненно сразу ушла в океан.

И пока не убежит последняя капля, пока не пересохнет весенний ручей, вода без устали будет твердить: «Рано ли, поздно ли, мы попадём в океан».

Так было хорошо, что я сел на корни и, отдыхая, слышал, как там, внизу, под кручей, перекликались могучие струи. Привязал меня ручей к себе, и я не могу отойти в сторону , скучно становится.

Вот уже одиннадцатый год, как я рано, неодетой весной, когда цветёт волчье лыко, анемоны и примулы, прохожу этой вырубкой. И глаз мой обласкан, и аромат смолы тополей и берёзовой почки - всё сошлось воедино.

(По М.М.Пришвину.)

Грамматическое задание.

1. Морфемный разбор слов

распускает, обласкан, безжизненно / перекликались, бесшумно, текущая.

3. Полный синтаксический разбор

1-го предложения /1-го предложения из 3-го абзаца.

11 класс, 1-ое полугодие

Мещёрский край.

В Мещёрском крае нет никаких особенных красот и богатств, кроме бесконечных лесов, бескрайних лугов и необыкновенно свежего воздуха. Но всё-таки этот удивительный край обладает великой притягательной силой. Он такой же скромный, как и бессмертные картины Левитана. Но именно в этом и заключена прелесть и всё незаметное на первый взгляд очарование русской природы.

Что же может увидеть здесь впервые попавший сюда человек? Цветущие или скошенные луга, разросшиеся сосновые леса, неповторимые запахи, которые русскому человеку дороже всех изысканных модных духов.

Мне приходилось бывать в этих местах по нескольку раз в год. В октябре, когда трава покрывается на рассвете инеем, хорошо ночевать в стогах, как будто в тёплых закрытых помещениях. Ведь сено в стогах держит тепло в продолжение всей холодной зимы.

В сосновом бору Мещёрского края так торжественно и тихо, что бубенчик заблудившейся коровы слышен почти за километр, особенно в безветренные дни. В ветреные дни леса шумят беспрестанным океанским гулом и вершины сосен гнутся вслед пролетающим облакам.

В Мещёрском крае можно увидеть лесные озёра с тёмной водой, обширные болота, покрытые ольхой и осиной, одинокие обугленные от старости избы лесников, жёлтые пески, можжевельник, косяки журавлей и знакомые нам под всеми широтами незабвенные прекрасные звёзды.

В этом крае вы можете услышать тревожные крики перепелов и ястребов, бесконечный стук дятлов, душераздирающий вой волков, шорохи дождей, вечернюю игру гармоники, а по ночам - разноголосое пение петухов и стук колотушки деревенского сторожа. (221 слово.) (По К.Г.Паустовскому.)

11 класс, итоговый контроль

В лесу.

Мы подвигаемся медленно, шаг за шагом, вброд поперёк неглубокой лесной речонки. Мне немного жутко, так как я ничего, даже воды, не вижу, но я ничем не выдаю страха. Наконец, мы выходим на песчаный берег неподалёку от лесной полянки.

Только теперь замечаю, что ночь несколько посветлела, и смутно вижу спину своего спутника и какие-то неясные очертания. На седом фоне ближайшие сосны неясно вырисовываются своими прямыми голыми стволами, и в их неподвижности среди ничем не нарушаемой тишины чувствуется что-то суровое. Внезапно мой слух поражается странными звуками, и я невольно вздрагиваю. Это какие-то высокие, необыкновенно звучные стоны, издаваемые десятками голосов. Я никак не могу определить, откуда они несутся: справа, слева, спереди или сзади. Всё стихло, и всё вновь погрузилось в прежнюю невозмутимую тишину. Вдруг мой спутник насторожился. Очевидно, его изощрённый слух уловил какие-то звуки, но я, как ни прислушивался, ничего не мог различить. Мы сделали ещё около одиннадцати перебежек, когда я, наконец, расслышал играющего глухаря.

(157 слов.) (По Куприну.)

Грамматическое задание

Сделать синтаксический разбор предложения.

Я никак не могу определить, откуда они несутся: справа, слева, спереди или сзади.

Только теперь замечаю, что ночь несколько посветлела, и смутно вижу спину своего спутника и какие-то неясные очертания.

2. Отметьте в тексте в односоставном безличном предложении в составе сложного грамматическую основу.

Тест на знание русского языка - подборка нескольких замечательных диктантов, которые помогут вам поиздеваться над коллегами и друзьями и проверить собственные познания великого и могучего русского языка:)

С камушка на камушек порхал легкомысленный воробышек, а на прилежно оштукатуренной террасе, искусно задрапированной гобеленами с дефензивой кронштадтского инфантерийского батальона, нагонявшего некогда панику на боливийскую беспилотную кавалерию, под искусственным антикварным абажуром, закамуфлированным под эксцентричный марокканский минарет, веснушчатая свояченица вдовствующего протоиерея Агриппина Саввична, рассеянно внимая тирадам нимало не удивлённого провинциального пропагандиста, вдругорядь потчевала коллежского асессора, околоточного надзирателя и индифферентного ловеласа Фаддея Аполлинарьевича Парашютова винегретом со снетками и фаршированным анчоусами бланманже в шоколаде.


Веснушчатый ветреный Ванечка, шофер-дилетант по профессии, любитель потанцевать и покуролесить, боясь аппендицита и катара, решил сделаться вегетарианцем. Однажды, надев свой коломянковый костюм и искусно причесав клочок волос на темечке, он отправился в гости к своей свояченице Апполинарии Никитичне. Пройдя террасу с балюстрадой, всю заставленную глиняными и алюминиевыми горшочками, он как привилегированный гость, отправился прямо на кухоньку. Хозяйка, видя, что это ни кто иной, как ее приятель, зааплодировала так, что уронила конфорку самовара, а затем стала потчевать его винегретом с копчушками, а на десерт подала монпансье с прочими яствами.

1. На солнечной дощатой террасе близ конопляника веснушчатая Агриппина Саввишна потчевала коллежского ассесора Аполлона Сигизмундовича винегретом и другими яствами.

2. На дощатой террасе близ асимметричного куста конопляника небезызвестная вдова подьячего Агриппина Саввична исподтишка потчевала коллежского асессора Аполлона Филипповича винегретом с моллюсками и разными другими яствами под аккомпанемент аккордеона и виолончели.

3. С камушка на камушек порхал воробышек, а на террасе, искусно задрапированной гобеленами с дефензивой кронштадтского инфантерийского батальона, под искусственным абажуром, закамуфлированным под марокканский минарет, веснушчатая свояченица вдовствующего протоиерея Агриппина Саввична потчевала коллежского асессора, околоточного надзирателя и индифферентного ловеласа Фаддея Аполлинарьевича винегретом со снетками.

4. На дощатой веранде близ конопляника под аккомпанемент виолончели веснушчатая Агриппина Саввишна исподтишка потчевала винегретом и варениками коллежского асессора Аполлона Фаддеича.

5. На колоссальной дощатой террасе близ конопляника с жимолостью под искусный какофонический аккомпанемент виолончели и беспричинный плач росомахи небезызвестная вдова подьячего веснушчатая Агриппина Саввишна Филиппова потчевала исподтишка можжевеловым вареньем, калифорнийским винегретом с моллюсками и прочими яствами безъязыкого коллежского асессора Фаддея Аполлоновича, сидевшего на веранде, расстегнув иссиня-черный сюртук, растопырив пальцы левой руки и засунув безымянный палец правой подмышку.

6. На колоссальной дощатой террасе, сидя на оттоманке, веснушчатая Агриппина Саввична исподтишка потчевала винегретом, варениками и прочими яствами коллежского асессора Филиппа Аполлинарьевича.

7. На дощатой террасе близ конопляника индифферентная веснушчатая падчерица Агриппина Саввишна исподтишка потчевала винегретом с ветчиной, моллюсками и другими яствами под аккомпанемент виолончели коллежского асессора Аполлона Ипполитовича.