Прозаические отношения писателей. Истории успеха современных писателей Дмитрий Глуховский: «У судьбы своя логика»

Пару десятилетий назад участь начинающего писателя была незавидной. Не спит по ночам, как дитя, лелеет своё произведение: «Услышьте меня, люди!». Дрожащими руками отправляет рукопись издателю, а тот направляет её прямиком в корзину. Не формат! Да и кто ты, собственно, такой? Твоё имя никому неизвестно - тебя не купят.

Всё изменилось. Сегодня судьба начинающего писателя зависит не от издателя, а от читателя. Раньше, чтобы книга понравилась читателям, её нужно было сначала напечатать. Теперь зачастую печатают то, что уже полюбилось публике.

Наступает новая эра книгоиздания, которая каждому даёт возможность быть услышанным. Яркий пример - Аманда Хокинг (Amanda Hocking) из американского Остина. Выкладывая свои книги в интернете, молодая писательница заработала свыше 2,5 миллиона долларов.

Сегодня вы узнаете ещё три истории успеха. Книги этих людей издаются многотысячными тиражами, но когда-то и им предстояло сделать первый шаг.

Дмитрий Глуховский: «У судьбы своя логика»

Дмитрий Глуховский родился в 1979 году в Москве. С детства тяготел к литературе: интересовался печатной машинкой, в 10 лет написал свой первый рассказ. Неудивительно, что профессию выбрал творческую - журналист-международник.

Будучи корреспондентом, Дмитрий объездил полмира. Работал на телеканалах EuroNews и Russia Today, сотрудничал с немецкой радиостанцией Deutsche Welle и британским каналом Sky News.

Идея книги о жизни людей после ядерной войны возникла у Дмитрия ещё в школе. Работать над ней он начал на первых курсах университета. В 2002 году роман был готов. Дмитрий разослал рукопись в несколько издательств, но везде получил отказ.

Главный герой в первой версии погибал от шальной пули. Так было надо по сюжету, с моей точки зрения. Но издательства отказались публиковать книгу в таком виде, говоря, что это не их формат. Тогда я опубликовал себя сам - в интернете. Создал сайт и разместил там текст.

Для 2002 года это было революционное решение. Сайт посетили десятки тысяч человек. Читатели завалили Дмитрия просьбами оживить героя и продолжить книгу. В 2005 году Глуховский переработал роман и вновь разместил его в Сети. В том же году вышла бумажная версия книги.

Роман «Метро 2033» стал бестселлером, а Дмитрий Глуховский - востребованным писателем. Книга получила международную награду, переведена на иностранные языки. Её сюжет лёг в основу одноимённой компьютерной игры, готовится экранизация.

Ирина Астахова: «Самой искать внутри себя ответы»

Ирина Астахова родилась в 1987 году в Польше. Когда девочке было четыре, родители переехали в Москву. Ирина окончила музыкальную школу по классу фортепьяно и художественную по классу живописи. Потом выучилась на художника по костюму и дизайнера. Но призвание нашла в литературном творчестве.

Первое стихотворение - о конфете - Ирина сочинила в девять лет. А в 24 написала «Тебя там хоть любят?», прочла стих на видео и выложила в Сеть. Ролик взорвал интернет: «Ах Астахова! До чего хороша!».

Я не делаю ничего специально в интернете, я просто делюсь своими стихами, а дальше в соцсетях всё уже само развивается стихийно.

Ради поэзии Ирина ушла с хорошей работы. С 2013 года активно гастролирует по России и зарубежью под творческим псевдонимом Ах Астахова. Она дала более 120 концертов в 53 городах и восьми странах. Стала лауреатом конкурсов «Паруса надежды» (номинация «Авторское чтение») и «Золотая Горгулья» (номинация «Лучший арт-проект года»). Вышло в свет уже два поэтических сборника Ирины Астаховой: «Мужская лирика / Женская лирика» и «Время сменить маршрут».

Форбс залез в карман писателей и подсчитал, сколько получают самые богатые из них. В лидерах, конечно, мама Гарри Поттера Джоан Роулинг. В прошлом году она заработала 95 млн долл. Не слишком популярный у нас, но, как оказывается, самый богатый писатель Америки Джеймс Паттерсон, автор серии детективных романов об инспекторе Алексе Кроссе, заработал 87 млн долл. На третьем месте оказался Джефф Кинни, автор "Дневника слабака" - его кошелек пополнился в прошлом году на 21 млн долл.

"Гарри Поттер" Джоан Роулинг - это в первую очередь хороший бизнес-проект, а потом уже весьма не дурное литературное произведение. Фото: Joel Ryan/Invision/AP

Каждый год в список не попадают наши писатели. Почему? Неужели у нас невозможно заработать писательским трудом? Возможно. И дело тут не в стоимости книги, а в ее тираже. В числе тех, у кого действительно хорошие тиражи книг, Дарья Донцова, Дина Рубина и Борис Акунин. Издатели не скрывают, что совокупный тираж книг Дарьи Донцовой сейчас составляет около 200 млн экземпляров. Но совокупный тираж книг Роулинг - 400 млн экземпляров, больше только у Библии.

Если ты только пришел в литературу, гонорар может составить тысяч 25 рублей, автору с именем могут и миллион заплатить. Так что большинству наших писателей приходится искать дополнительный заработок - преподавать, заниматься журналистикой, вести свой бизнес, писать сценарии к телефильмам, продавать права на книгу за границу.

Конечно, писатели из списка Форбс заработали не только продажей книг. Львиная доля доходов Роулинг - это продажа прав на экранизацию Поттерианы. А в прошлом году сюда еще добавилась киноадаптация книги "Фантастические твари и где они обитают" - у фильма был невероятный успех по всему миру. Еще некоторую сумму отчисляет Роулинг парк развлечений кинокомпании Universal, в котором есть аттракционы, посвященные Гарри Поттеру.

Еще один объективный фактор того, что иностранные авторы богатеют быстрее - все приведенные в списке писатели пишут на английском языке. Как известно, на английском говорят гораздо больше людей, чем на русском. Не всех российских авторов переводят на другие языки. Активно переводят Дину Рубину, Дмитрия Глуховского, Людмилу Улицкую. Но это капля в море по сравнению с мировыми тиражами той же Роулинг. Кроме всего прочего, "Гарри Поттер" - это хорошо раскрученный маркетинговый проект, в который вложены немалые средства. У наших издательств денег на такие проекты нет. Так что на то, что мы читаем, во многом влияют пиарщики и маркетологи.

Компетентно

Почему в списке самых богатых писателей нет россиян?

Олег Новиков, президент издательской группы "Эксмо-АСТ":

Для того чтобы списке самых высокооплачиваемых писателей мира появились имена российских авторов, нужны социальные и экономические предпосылки. Книжная отрасль в России сегодня живет в несколько других условиях, чем издатели и писатели в других странах. В первую очередь на гонорары писателей влияет стоимость книги. За последние годы в России цены практически на все товары, будь то продукты или электроника, стали вполне сопоставимы с общемировым уровнем, в то же время стоимость книги практически не изменилась. В США и европейских странах книги стоят существенно дороже, и это отражается и на роялти авторов, которые считаются от конечных продаж. Однако мы понимаем, как важно сдерживать рост цен на книжном рынке, учитывая покупательскую способность наших читателей, которая на порядок ниже, чем у жителей Европы и США. Если цена на книги начнет расти, сократятся тиражи и количество читателей, доходы которых пока не сопоставимы с уровнем жизни населения европейских стран и США.

Еще один важный фактор - существенно меньшие, чем на Западе, тиражи. Средний тираж, с которым сегодня выходит книга, - 4,5 тысячи экземпляров, эти показатели сопоставимы с издательской отраслью Польши, население которой существенно меньше России. И сегодня мы заинтересованы в создании бестселлеров, которые выходят большими тиражами в 30-50-100 тысяч экземпляров и больше. Для того чтобы национальные авторы начали получать высокие доходы, необходима развитая книжная инфраструктура. Пока обеспеченность россиянина книжными магазинами, библиотеками существенно отличается от ситуации, в которой находятся жители Германии, Великобритании, Соединенных Штатов. По обеспеченности книжными магазинами и библиотеками на душу населения мы пока сильно отстаем от других развитых стран, причем даже от стран Восточной Европы, и важно эту ситуацию исправлять. Библиотечные фонды нуждаются в регулярном пополнении актуальными изданиями. Что же касается продаж, то сегодня, по экспертным оценкам, в стране не хватает порядка 1000 книжных магазинов.

Самые богатые писатели мира в 2016 году

Джоан Роулинг , доход за год $95 млн. Пьеса для бродвейской постановки "Гарри Поттер и проклятое дитя" стала самой продаваемой книгой 2016 года.

Джеймс Паттерсон ($87 млн). В 2016 году автор продал 9,5 млн книг. Сейчас готовится к выходу триллер, созданный Паттерсоном вместе с Биллом Клинтоном. Если у книги будет хорошая пиар-кампания в России, то у нас наконец узнают имя самого богатого писателя Америки.

Джефф Кинни ($21 млн). "Дневник слабака" от Кинни стал бестселлером во всем мире, правда, не в России. Но немалый доход Кинни имеет от создания видеоигр.

Дэн Браун ($20 млн). После выхода "Кода да Винчи", за которого автор получил $260 млн, все его книги, уже вышедшие, и те, которые пока только готовятся к выходу, автоматически стали бестселлерами.

Стивен Кинг ($15 млн). Поразительная работоспособность приносит доход Кингу. А кроме того, любовь публики, что бы он ни написал. В прошлом году любители Кинга скупали его 55-й роман "Пост сдал".

Джон Гришэм ($14 млн). Его "Информатор" стал одним из самых продаваемых в 2016 году.

Нора Робертс ($14 млн). Доход принесла писательнице серия детективов "Следствие ведет Ева Даллас".

Пола Хокинс ($13 млн). Британский автор заработала на экранизации "Девушки в поезде". Говорят, что кинокомпании уже стоят в очередь, чтобы купить права на следующий бестселлер.

Даниэла Стил ($11 млн). Дела у королевы женского романа сейчас идут не самым лучшим образом. Но в прошлом году у нее вышло шесть книг, которые и принесли немалый доход.

В 2013 году поставлено два окололитературных рекорда. Начальный тираж нового романа японского писателя Харуки МУРАКАМИ «Бесцветный Цукуру Тадзаки и его годы паломничества» составил 1 млн. экз., а гонорар писателя без учета процентов с продаж - $5 млн. Никому не известная 15-летняя пакистанка Малала ЮСУФЗАИ получит $3 млн. за книжицу мемуаров о том, как ее школьный автобус обстреляли талибы и как трудно получить образование в странах третьего мира. Рассказать, сколько зарабатывают литераторы в России, мы попросили нашего штатного автора, писателя Владимира КАЗАКОВА.

История русского гонорара непроста. Само это слово в переводе с латинского означает «честь», отсюда же слово «гонор». Для любопытных скажу, что «гонорея» не из той оперы, тут не латинские, а греческие корни.
Итак, в Риме писать за вознаграждение могли только иностранцы и рабы. Настоящему римлянину брать деньги за оды, вирши и прочие трагедии было западло. Поэтому придумывали символические ценные призы - перстенек или чашу какую золотую. Также считалось неприличным и в России среди дворян - а литература преимущественно была дворянской - брать деньги за сочинительство.
Но все меняет Александр Пушкин. Он впервые делает писательство профессией. Плюнув на туманные понятия о дворянском достоинстве, он стал продавать свои стихи. Нам часто рассказывают, что Пушкин был бедным поэтом, весь в долгах. Это верно только отчасти.
Александр Сергеевич очень много тратил, проматывал, проигрывал в карты целые состояния. Много пожирала жена Наталья Николаевна с балами и приемами. Но современники писали, что любимым занятием поэта было спьяну швырять золотые монеты с Аничкова моста и наблюдать, как они переливаются в воде на солнце. Отчего такие излишества?

Жалованье Пушкина в 1831 году в Коллегии иностранных дел, куда он, впрочем, не особо и ходил, было 5 тыс. руб. в год. Это очень большие деньги. Имение Михайловское и 200 крестьянских душ, принадлежавших поэту, давали еще 3 тыс. руб. годового дохода.
А вот некоторые цифры из его гонораров:
1824 год - выход в свет первого издания «Бахчисарайского фонтана», 1200 экземпляров, гонорар - 3 тыс. руб.;
1825 год - выход книги «Стихотворения Александра Пушкина», 1200 экземпляров, гонорар - 8040 руб.;
1827 год - напечатаны «Братья-разбойники», гонорар - 1500 руб.;
1828 год - выход второго издания «Руслана и Людмилы», гонорар - 7 тыс. руб.
В 1824 году за «Евгения Онегина» он вообще получил астрономические по тем временам 12 тыс. руб.
Это далеко не все гонорары поэта. Для сравнения: шикарный обед в ресторане, включающий осетрину и икру, стоил не дороже рубля. А умелый молодой кузнец с женой и двумя детьми на вывоз стоили не больше 500 руб.

Достоевский пересчитал деньги Тургенева

Федор Михайлович Достоевский в деле освоения гонораров пошел дальше. Он умудрялся получать довольно приличные суммы за еще ненаписанные романы. В 1869 году из Флоренции в письме к публицистуНиколаю Страхову он, между прочим, сообщает: «...Вот что я принужден ответить: так как я всегда нуждаюсь в деньгах чрезвычайно и живу одной только работой, то всегда почти принужден был, всю жизнь, везде, где ни работал, брать деньги вперед. Правда, и везде мне давали. Я выехал скоро два года назад из России, уже будучи должен Каткову 3 тыс. руб., и не по старому расчету с «Преступлением и наказанием», а по новому. С той поры я забрал еще у Каткова до 3500 руб. «Русский Вестник» будет присылать мне деньги и в этом году, хотя я и остался там несколько должен.
Чтобы сесть мне за роман и написать его, надо полгода сроку. Чтобы писать его полгода, нужно быть в это время обеспеченным... Ты пишешь мне беспрерывно такие известия, что Иван Гончаров, например, взял 7 тыс. руб. за свой роман, а Тургеневу за его «Дворянское гнездо» сам Катков давал 4 тыс. руб., т. е. по 400 руб. за лист. (Литературный лист - это примерно 24 машинописных страницы. - В. К.) Друг мой! Я очень хорошо знаю, что я пишу хуже Тургенева, но ведь не слишком же хуже, и наконец я надеюсь написать совсем не хуже. За что же я-то с моими нуждами беру только 100 руб., а Тургенев, у которого 2 тыс. душ, по 400 руб. От бедности я принужден торопиться и писать для денег, следовательно, непременно портить».
В те годы самыми высокооплачиваемыми писателями были Гончаров и Тургенев. Но, в принципе, и Достоевский получал вполне прилично. Мог позволить себе колесить по всей Европе, играть в казино и вообще предаваться всяческим излишествам.

Горький заработал на виллу в Италии

Конец XIX века ознаменован взлетом оплаты писательского труда. Лев Толстой получает 1 тыс. руб. за лист, Николай Лесков и Антон Чехов - по 500. Начинающий «певец революции» Максим Горький - 150 руб, больше, чем Достоевский!
Предреволюционное время - это просто фантастика для литературных доходов. Горький получает 1200 руб. за лист, Чехов - 1 тыс., Куприн - 800 руб., Бунин - 600 руб. То есть опять берем среднюю книгу того времени в 10 листов, умножаем на чеховские 1 тыс. рублей и получаем три года проживания в роскошном отеле типа «Метрополь». Это за одну книгу. А они старались издаваться каждый год и даже чаще. Чехов, например, вовремя сообразил и уступил петербургскому книгоиздателю Адольфу Марксуправа на все свои прежние творения за 75 тыс. руб. И успешно содержал многочисленную семью, особняк на Садовом кольце, усадьбу Мелихово, дом в Ялте.
Прозаик Федор Сологуб не из лидеров тогдашнего рейтинга, но ценимый и качественный поэт и прозаик, автор знаменитого романа «Мелкий бес», платил за квартиру в Гродненском переулке в Петербурге 135 руб. в месяц. Жилище писателя выглядело престижно: дорогая мебель в стиле модерн, пальмы...
Леонид Андреев построил прекрасный особняк в престижном пригороде Петербурга, на Черной речке. Строительство, включая внутреннюю отделку, обошлось в 38 тыс. руб. Андреев получал рубль за строчку.
За рубль можно было купить целого гуся, за 50 коп. - пару цыплят. Месячная зарплата чиновника средней руки составляла 100 руб.
Горький арендует роскошнейшую виллу в Италии, на острове Капри, и содержит многочисленных родственников, любовниц и просто прихлебателей.

Маяковский стал официальным миллионером

В советское время писатели тоже не скучали. В 20-е годы самыми высокооплачиваемыми литераторами были Владимир Маяковский иСергей Есенин. Маяковский считался официальным миллионером. Он выписывал из-за границы автомобили престижных марок, много путешествовал, содержал семейство Бриков.
В более поздние советские времена выдача гонораров в связи с образованием Союза писателей СССР упорядочилась. Надо сказать, что союз, помимо твердых расценок, давал еще массу преимуществ, которых не было при царском режиме. Льготы по квартплате, получение квартиры вне очереди, повышенная пенсия, возможность отдыхать и творить бесплатно в многочисленных домах творчества, разбросанных в лучших курортных местах СССР. Возможность за символическую цену приобрести дачу в писательских поселках вроде Переделкино или Комарово. Государство стимулировало интеллектуальный, писательский труд.

Маститые литераторы, иногда довольно посредственные, получали порой фантастические деньги. Например, известен случай, как забытый сейчасписатель Анатолий Софронов, главный редактор журнала «Огонек», член ЦК КПСС и лауреат трех орденов Ленина, получил за собрание сочинений в 6 томах, выпущенное к 70-летию, более 200 тыс. руб. Трехкомнатную кооперативную квартиру в престижном районе можно было купить тысяч за 15.
Но и для рядовых писателей были гарантированы твердые, очень хорошие заработки. Например, за стихи и пьесы платили два рубля за строку. Плюс авторские, доплата за тираж и т.д. За одну книгу писатель гарантированно получал несколько годовых зарплат обычного советского человека. Кстати, если писатель сочинил книгу по-русски и ее перевели на один из языков народов СССР, то автору было положено дополнительно 60 процентов от гонорара, выплаченного за первое издание. Если книгу переводили на иностранный язык, то автору оригинала полагались 30 процентов от первого гонорара.
У меня один приятель был мордвином, он писал по-русски стихи, его издавали, потом он сам себя переводил на мордовский, его опять издавали, так он и жил.

Еще писатели делали из книг сценарии. Средний сценарий стоил 5 тыс. руб. - это цена «Жигулей», престижной тогда машины. А еще они писали пьесы по своим произведениям.
Лидером здесь был Владимир Войнович, создававший в 70-х годах тупейшие повести о настоящих советских прорабах на стройках социализма и удачно перерабатывавший их в пьесы.
- Пока спектакли шли, - вспоминал писатель, - гонорары мои росли в арифметической прогрессии. Один месяц - 600 руб., другой - 800, третий - тысяча. Когда месячный гонорар достиг 1200 руб., бухгалтерша, выписывая мне денежный ордер, пришла в нервное возбуждение и закричала своим сотрудницам: «Посмотрите на живого миллионера!»
То есть весьма посредственный писатель Войнович, штампующий муторные пьесы о рабочих буднях, получал ежемесячно только на театральных постановках годовую зарплату обычного человека. Быть писателем в СССР было престижно, да и просто очень хорошо.

Джоан Роулинг переплюнули

Рухнул СССР. Пришли другие времена. 99 процентов писателей впали в нищету. Но один процент стал получать еще большие гонорары. Конечно, они несопоставимы с гонорарами писателей на Западе, где доходы верхушки приравниваются к гонорарам звезд эстрады и шоу-бизнеса. Например, доходДжоан Роулинг превысил $1 млрд. Конечно, в основном это деньги за экранизацию ее «Гарри Поттера», но и миллионные тиражи саги приносят ей немалый доход. Всего вышло около 500 млн. экз. книг о волшебнике. Но в лидерах современного западного рейтинга не она. Журнал «Форбс» опубликовал заработок самых успешных писателей за прошедший год.
1. Джеймс Паттерсон - $84 млн. Автор многочисленных триллеров и детективов больше всего известен благодаря серии книг об американском психологе Алексе Кроссе.
2. Даниэла Стил - $35 млн. Суммарный тираж ее женских романов превышает 800 млн. экз., благодаря чему Стил заняла восьмое место в списке самых продаваемых авторов всех времен и народов.
3. Стивен Кинг - $28 млн. Непревзойденный мастер ужасов за свою долгую творческую жизнь успел поработать во многих жанрах, включая мистику, фантастику, фэнтези, саспенс, драму.
4. Джэнет Иванович - $22 млн. Прославилась благодаря серии авантюрных детективов о приключениях Стефании Плам, которая после потери работы в магазине женского белья решила заняться ловлей преступников.
5. Стефания Мейер - $21 млн. Американская домохозяйка и мать троих детей написала серию романов о вампирах - «Сумерки».
6. Рик Риордан - $21 млн. Автор мистических детективов о частном сыщике и профессоре английской средневековой литературы Трезе Наварре.
7. Дин Кунц - $19 млн. Учитель английского языка из штата Пенсильвания считается одним из мастеров остросюжетных триллеров и ужастиков.
8. Джон Гришэм - $18 млн. Мастер «юридических» драм и триллеров, многие из которых были экранизиро-ваны.
9. Джеф Кинни - $17 млн. Разработчик онлайн-игр и мультипликатор снискал писательскую славу благодаря детской серии «Дневник слабака».
10. Николас Спаркс - $16 млн. Из-под его пера вышли 16 романов, основная тематика которых - личные трагедии, удивительные судьбы, верность и любовь.

Большинство этих граждан, за исключением Кинга, Стил, Гришэма и немного Мейер, нашим людям неизвестны. А что же отечественные литераторы?
Найти информацию крайне сложно. А проверить ее достоверность - еще сложнее. Потому что тиражи книг в одном случае искусственно занижаются, чтобы не платить налоги, а в других - завышаются до небес, чтобы подчеркнуть значимость и популярность автора.
В среднем автор получает 10 - 15 процентов от отпускной цены издательства от проданных книг. Это так называемое роялти. Кстати, отпускная цена издательства составляет в среднем меньше 100 руб. за книгу. Остальное - накрутки распространителей и магазинов. Плюс фиксированная сумма за передачу прав.
Издав в «тучные» годы российской экономики, в 2007-м и в 2008-м, две книги, я получил за первую 150 тыс., за вторую - 300 тыс. руб. Плюс 300 тыс. - за третью, которую издательство так и не выпустило. Это очень много, потому что я не Дарья Донцова. Роялти я не получал, а проверить, сколько книжек было издано и сколько продано, практически невозможно. Это самая большая тайна любого издательства. (Кстати, объем книжного рынка России сейчас колеблется от $2,5 до 3,5 млрд. ежегодно. Это фантастическая сумма, сопоставимая с выручкой от торговли оружием.) Увы, сейчас таких гонораров, которые платили мне, уже нет.
Это все, конечно, не касается наших условных «звезд пера». По слухам, на книгах Дарья Донцова зарабатывает около $150 тыс. в месяц. Думаю, столько же получают Виктор Пелевин, Борис Акунин и чуть меньше - Дмитрий Быков. В эту сумму входят гонорары за новые книги, переиздания, роялти, экранизации, выступления.
В пик популярности Бориса Акунина, в 2005 году, журнал «Форбс» опубликовал данные о его доходах: с 1 июля 2004 года по 30 июня 2005 года он заработал чуть более $2 млн.
Короче, если подняться в топы, жить можно. Другое дело, что в отличие от дореволюционных лидеров продаж современные литераторы занимают почетное писательское место не совсем заслуженно. Но это совсем другая история.

Журнал Forbes приводит список самых богатых писателей мира.

1. Лидирует, как вы понимаете, Джоан Роулинг со своим Гарри Поттером.

Эта писательница заработала 300 млн. долларов, чему в немалой степени способствовала ее последняя книга “Гарри Поттер и дары смерти ” (Harry Potter and the deathly hallows ).

2. На втором месте Джеймс Паттерсон , достаточно плодовитый писатель, который пишет по 2 книги в год.

Его доход составляет 50 миллионов долларов, а суммарный тираж его произведений равен 150 млн. долларов.

Первый роман Паттерсона «Число Томаса Бэрримана » был отвергнут 26 издательствами, прежде чем компания Little Brown решилась его опубликовать в 1976 году. Книга стала бестселлером и получила награду Эдгара По за лучший дебютный роман.


С выходом романа «Явился паук «, Паттерсон вошел в число самых популярных детективных писателей Америки, а сама книга стала международным бестселлером.

3. Третье место прочно удерживает король ужасов Стивен Кинг . Его доход составил 45 млн. долларов.


Какие замечательные ужастики пишет этот автор!!!

4. Том Клэнси , автор бестселлера “Охота за красным октябрем ”, занял четвертое место.


Его доход — 35 млн. долларов.


В частности, он заработал 100 миллионов, продав права на один со своих романов для создания компьютерной игры.


5. На пятом месте — Даниела Стил , королева женского романа, над которыми рыдают миллионы женщин во всем мире.


Его книги хорошо известны любителям детективов.

7. Удивительно не то, что Дин Кунц по-прежнему «выдает» свои мистические ужастики, а что их продолжают читать.

8. На восьмом месте Кен Фоллетт со своим доходом в 20 млн. долларов.

Он начинал как журналист, но со временем работа в газете перестает приносить удовольствие. Фоллетт начинает писать книги. Однако, на протяжении нескольких лет это не более чем хобби, книги пока не могут приносить существенный доход.



И только в 1978 году выходит его первый настоящий бестселлер «Игольное ушко » о работе британской контрразведки в годы Второй Мировой Войны. В 1979 году роман получил премию Эдгара По.

Роман имел большой успех, а Фоллетт становится знаменитым писателем.

Его романы имеют стабильный успех — с 1978 года он написал полтора десятка бестселлеров, некоторые из них экранизированы.

В последнем романе «World Without End » Фоллет красочно описал католический собор Catedral g?tica de Santa Mar?a в испанском городе Виктория.

В знак благодарности за огромный приток туристов властями города ему установлен памятник на площади около собора.

Уинфри Опра его обожает, о чем не устает повторять с телеэкрана.


9. Джанет Иванович – автор приключенческих романов на предпоследнем месте.


Два года она старательно учит жаргон, тренируется в стрельбе и пьет пиво с “криминальными типами”.

Полученные таким образом знания использовались при создании образа героини Стефани Плам. Сам образ сложился под впечатлением от героя Роберта Де Ниро в фильме Midnight.

Детективные романы Джанет Иванович получили множество наград: Dilys, Джона Кризи, Серебряный кинжал и специальный Кинжал “Того, кто смеется последним”.

10. Николас Спаркс , автор известных голливудских экранизаций произведений “Дневник ” и “Письмо в бутылке ”, завершает наш ТОП.



Темы его произведений неразрывно связаны с христианством, любовью, судьбой и человеческими чувствами. Николас Спаркс опубликовал 14 романов.

10 главных писателей современной России

Когда речь заходит о современной литературе, читатель зачастую формирует свой круг чтения, опираясь на существующие рейтинги. Но в каждой нише книжного рынка есть свои лидеры, и ни один из них не является абсолютным литературным авторитетом. Мы решили провести своего рода чемпионат России среди литераторов. Из 50 разных писателей — от авторов бестселлеров до любимцев интеллектуальной критики — путем сложных подсчетов мы выявили 10 чемпионов. Это писатели, транслирующие те идеологии, которые востребованы большинством читателей и потому важны сегодня для всей страны

1 место

Виктор Пелевин

За что получил
За кропотливую и последовательную расшифровку настоящего и объяснение жизни новой России через абсурд и метафизику.

Как он это делает
Начиная с первых рассказов, опубликованных еще в конце 1980−х, Пелевин занимается одним и тем же: просвечивает современное ему общество рентгеном, выявляя «истинную» подоплеку любых событий новейшей истории России.

Он как бы предлагает нам другую Россию — метафизическую, магическую, абсурдную империю, в которой «оборотни в погонах» превращаются в настоящих людей-волков («Священная книга оборотня»), курсантам в летном училище имени Маресьева ампутируют ноги («Омон Ра»), вместо реальных политиков страной управляют пиарщики через цифровых персонажей из телевизора («Generation “П”»), а нефть появляется оттого, что череп пестрой коровы плачет настоящими слезами над горькой долей российских силовиков («Священная книга оборотня»). При этом портрет России в исполнении Пелевина почти всегда фотографически точен: в «Чапаеве и Пустоте» (1996) он дал срез 90−х с их «новыми русскими» и китчевой модой на восточную эзотерику, в «Generation “П”» (1999) предсказал грядущее царство пиара и мучительные поиски национальной идеи, которыми мы занялись в 2000−х.

Пелевин — самый востребованный писатель нашей страны, в которой по-прежнему силен конспирологический дух и многие уверены, что власти от них все скрывают, но что именно и как, никто точно не знает.

Баллы

  • Премии — 3 («Национальный бестселлер», 2004 год, «ДПП NN» — 300 тыс. рублей).
  • Признание экспертов — 5 (важность Пелевина для современной культуры признают даже его последовательные критики).
  • Тиражи — 5 (с середины нулевых стартовый тираж его новых книг — около 200 тыс. экземпляров).
  • Наличие фанатов — 5 (коллективное безумие вокруг Пелевина существует уже лет 15, в 1999 году в Москве даже прошел слет его фанатов).
  • Публичность — 3 (игнорирует прессу, дает одно-два интервью в год, но все равно является одним из ключевых культурных ньюсмейкеров).
  • Наличие экранизаций — 5 (фильм «Generation “П”» выходит на экраны в феврале 2010 года).
  • Репутация — 5 (его политических воззрений не знает никто; люди самых разных взглядов находят в его прозе подтверждения своим гипотезам и догадкам).
  • Итого 31

2 место

Людмила Улицкая

За что получила
За утверждение той простой истины, что современный человек по сути не так уж и плох.

Как она это делает
Улицкую больше всего интересуют люди. В этом смысле она уникальна. В центре ее внимания не мода, не актуальная политика, не сюрпризы истории, а именно люди, наши современники с их недостатками, достоинствами, грехами, талантами, верой и неверием. К своим героям она испытывает искреннее сочувствие — примерно так, как главный герой романа «Искренне ваш Шурик» испытывает сочувствие ко всем женщинам на своем пути.

Вплоть до 2006 года Улицкая описывала простых, местами даже среднестатистических людей, показывая разные грани их характеров. А потом из того же материала создала «сверхчеловека» — переводчика Даниэля Штайна из одноименного романа, который целью своей жизни поставил ни много ни мало примирение разных наций и религий.

Баллы

  • Премии — 5 («Русский Букер», 2001 год, «Казус Кукоцкого» — 300 тыс. рублей; «Большая книга», 2007 год, «Даниэль Штайн, переводчик» — 3 млн рублей).
  • Признание экспертов — 5 (Улицкую любят критики самой разной направленности).
  • Тиражи — 5 («Даниэль Штайн, переводчик» — более 400 тыс. экзем-пляров).
  • Наличие фанатов — 1 (романы Улицкой, как правило, о слишком интимных переживаниях, поэтому ее поклонники обычно помалкивают и скрывают свои чувства).
  • Публичность — 3 (не любит публичности, хотя периодически дает интервью).
  • Наличие экранизаций — 5 (фильм «Казус Кукоцкого» (2005) по одноименной книге).
  • Репутация — 5 (выбранная Улицкой человеческая тема оказывается универсальным ключом к сердцам самых разных читателей всех возрастных групп и подчас противоположных взглядов).
  • Итого 29

3 место

Леонид Юзефович

За что получил
За объяснение нашего настоящего через прошлое и нашего прошлого через настоящее.

Как он это делает
Юзефович сочиняет исторические триллеры, причем в реальной истории находит сюжеты более богатые и интересные, чем любая выдумка. У него в книгах фигурирует заговор эсперантистов на Урале во времена Гражданской войны; монгольский князь, пытающийся продать душу дьяволу; русский самозванец, скитающийся по Европе в XVII веке. Все это — гибрид исторической реальности и мифов, который всякий раз оказывается актуальным и помогает читателю разобраться в событиях сегодняшнего времени. Юзефович нигде не утверждает, что история циклична, но при этом, например, Смутное время из его романа «Журавли и карлики» поразительно напоминает российские 90−е, а проблемы полиции в Российской империи конца XIX века очень похожи на те, что решают «менты» в наши дни. Оказывается, все это мы уже проходили, но выводов так и не сделали.

Баллы

  • Премии — 5 («Национальный бестселлер», 2001 год, «Князь ветра» — 300 тыс. рублей; «Большая книга», 2009 год, «Журавли и карлики» — 3 млн рублей).
  • Признание экспертов — 5 (единодушное одобрение почти всех критиков).
  • Тиражи — 3 (меньше 100 тыс. экземпляров).
  • Наличие фанатов — 1 (фанатского движения как такового книги Юзефовича не породили; он требует от читателя думать и анализировать факты, а к этому массовая аудитория не всегда готова).
  • Публичность — 3 (в публичные персонажи не рвется, но с прессой общается).
  • Наличие экранизаций — 5 (фильм «Сыщик Петербургской полиции» (1991) по повести «Ситуация на Балканах»; сериал «Казароза» (2005) по роману «Клуб “Эсперо”»; сериал «Сыщик Путилин» (2007) по романам «Костюм Арлекина», «Дом свиданий», «Князь ветра»).
  • Репутация — 5 (вызывает уважение в разных политических лагерях — осторожностью и обдуманностью высказываний).
  • Итого 27

4 место

Владимир Маканин


За что получил
За детальный и беспощадный анализ самых больных и острых общественных вопросов.

Как он это делает
Маканин ведет собственную летопись российской жизни, фиксируя и анализируя такие важные ее составляющие, как судьба интеллигенции («Андеграунд, или Герой нашего времени») или война на Кавказе («Кавказский пленный» и «Асан»).

Маканин работает как зеркало российской действительности с эффектом многократного увеличения. Нельзя сказать, что он показывает то, чего нет, но его картинки нравятся далеко не всем — точно так же, как мало кому может понравиться отражение собственного лица со всеми его порами и угрями. Через полгода после вручения ему премии «Большая книга» роману «Асан» в интернете присвоили звание «худшей книги года»: это произошло стараниями ветеранов чеченских войн, капитально обидевшихся на писателя.

Маканина порой обвиняют в «дешевых провокациях». Дешевая или нет, но «провокация» — точное определение: писатель выбирает наиболее тяжелые для общества темы и представляет на суд читателя их исследование. А уж дальше каждый волен или возмущаться, что все у нас так плохо, или восторгаться, как искусно писатель показывает, что все у нас так плохо.

Баллы

  • Премии — 5 («Русский Букер», 1993 год, «Стол, покрытый сукном и с графином посередине» — $10 тыс.; «Большая книга», 2008 год, «Асан» — 3 млн рублей).
  • Признание экспертов — 4 (либерально настроенные критики Маканина ценят за «правду жизни», патриоты возмущаются и обвиняют писателя в передергивании исторических фактов).
  • Тиражи — 5 (на закате советской эпохи Маканин издавался многотысячными тиражами).
  • Наличие фанатов — 1 (как таковых фанатов Маканин себе не нажил, есть только верные читатели).
  • Публичность — 3 (не стремится к публичности, но время от времени дает интервью).
  • Наличие экранизаций — 5 (фильм «Орел и решка» (1995) по повести «На первом дыхании»; фильм «Пленный» (2008) по повести «Кавказский пленный»).
  • Репутация — 4 (у либералов пользуется абсолютным авторитетом, для консервативно-патриотической части общества он лжец и провокатор).
  • Итого 27

5-7 место

Александр Кабаков

За что получил
За правдивое отражение нашего страха перед будущим.

Как он это делает
Кабаков сумел уловить дух времени еще в конце 80−х, когда написал повесть «Невозвращенец» — антиутопию, которая запечатлела висевшее тогда в воздухе предчувствие гражданской войны. Впервые за всю советскую историю будущее начало пугать широкие массы, и Кабаков вербализировал популярный в те годы страх: суммарный тираж только официальных изданий перевалил за 200 тыс. экземпляров.

Через 20 лет после «Невозвращенца» Кабаков снова написал антиутопию — роман «Беглецъ», действие которого происходит в 1917 году, в последние месяцы досоветской России. Казалось бы, это дела прошлые, чего их бояться? Но события 1917 года оказываются уж больно похожи на наше время. А главное, и тогда, и сейчас, и 20 лет назад будущее по-прежнему нас пугает. В современной культуре Кабаков играет роль резонера-пессимиста, который к месту и не к месту произносит свое «memento mori» (помни о смерти).

Баллы

  • Премии — 4 («Большая книга», 2006 год, «Все поправимо» — 1,5 млн рублей).
  • Признание экспертов — 4 (вызывает уважение, но не у всех, частенько его поругивают).
  • Тиражи — 5 («Невозвращенец» — свыше 200 тыс. экземпляров).
  • Наличие фанатов — 1 (ярых фанатов у Кабакова нет).
  • Публичность 3 (в публичные персонажи не рвется, но часто появляется в СМИ).
  • Наличие экранизаций — 5 (фильм «Невозвращенец» (1991) по одноименной повести).
  • Репутация — 4 (его умеренно-либеральные и умеренно-консервативные взгляды как притягивают, так и отталкивают оба лагеря критиков).
  • Итого 26

5-7 место

Сергей Лукьяненко

За что получил
За популяризацию конформизма и традиционных ценностей.

Как он это делает
Как и Пелевин, Лукьяненко показы-вает скрытые механизмы функционирования реальности вокруг нас. В «Дозорах» и «Черновике» можно найти объяснение самым разным событиям современной жизни, от политических до бытовых. Но объяснения, которые предлагает Лукьяненко, гораздо проще пелевинских: его мир по-манихейски разделен на добро и зло, черное и белое. При этом каждая политическая сила склонна видеть в «темном» Дневном дозоре своих оппонентов, а в «светлом» Ночном дозоре — себя.

Правда, иногда выясняется, что зло бывает и не таким уж злым, а добро не по делу пускает в ход кулаки. Но все же на фоне общественного постмодернизма, который принципиально не отличает добро от зла, проза Лукьяненко выглядит глотком традиционализма. Он продолжает гнуть линию советской фантастики, всем знакомой с детства. А его персонажи в массе своей конформисты: даже самые героические из них то и дело перестают геройствовать и плывут по течению. В этом писателю удалось поймать дух времени: массовый читатель нулевых годов, человек эпохи «стабильности», с радостью принял этот конформизм, сочетающийся с пат-риотически-консервативными воззрениями самого Лукьяненко.

Баллы

  • Премии — 1 (не получал).
  • Признание экспертов — 3 (Лукьяненко — единственный из фантастов, о ком регулярно пишут критики не из фантастической тусовки. Правда, хвалят его редко).
  • Тиражи — 5 (стартовый тираж от 200 тыс. экземпляров для книг Лукьяненко — обычное дело).
  • Наличие фанатов — 5 (уже добрых десять лет Лукьяненко является кумиром масс, по его книгам проводятся ролевые игры).
  • Публичность 3 (публичности не любит, но на публике показывается и интервью дает).
  • Наличие экранизаций — 5 (фильмы «Ночной дозор» (2004) и «Дневной дозор» (2006) по одноименным романам; фильм «Азирис Нуна» (2006) по книге «Сегодня, мама!»; запланировано еще несколько картин).
  • Репутация — 4 (является авторитетом для большой группы приверженцев традиционных ценностей и «стабильности»; других его взгляды, скорее, отталкивают).
  • Итого 26

5-7 место

Борис Акунин

За что получил
За создание эскапистского мифа о золотом веке России.

Как он это делает
Первые романы об Эрасте Фандорине имели посвящение: «Памяти XIX столетия, когда литература была великой, вера в прогресс безграничной, а преступления совершались и раскрывались с изяществом и вкусом». В конце 90−х годов, в разгар пересмотра российской истории с новых идеологических позиций, беллетрист Акунин начал создавать эскапистский миф для «умного», но не слишком интеллектуального читателя — миф о прекрасной России конца XIX столетия.

Акунин нашел эпоху, которая, с одной стороны, всем хорошо известна, а с другой — не вызывает особых споров. Из языка классической литературы XIX века, знакомого всем по школьной программе, из изящных детективных построений и общего прекраснодушия героев, даже и отрицательных, он создал идеальный мир эскаписта, куда можно было бежать от дефолта, войн в Чечне, политики и неприятностей на работе. Целому поколению российских офисных работников Акунин дал надежное убежище от настоящего.

Баллы

  • Премии — 1 (на премии не номинировался и шансов не имеет: премии не любят развлекательную литературу).
  • Признание экспертов — 3 («интеллектуальные» критики его не любят, но для глянцевых изданий он — фаворит).
  • Тиражи — 5 (средний тираж — больше 200 тыс. экземпляров).
  • Наличие фанатов — 5 (мир Фандорина, Пелагии и других акунинских персонажей является предметом массового безумия уже почти десять лет).
  • Публичность — 3 (светиться в прессе не любит, но иногда напоминает о себе яркими медийными жестами: например, интервью с Михаилом Ходорковским в журнале Esquire).
  • Наличие экранизаций — 5 (фильмы «Азазель» (2001), «Турецкий гамбит» (2004), «Статский советник» (2005), а также сериал (2009) «Пелагия и белый бульдог»).
  • Репутация — 4 (известен как убежденный либерал, за что ценим одними и ненавидим другими).
  • Итого 26

8 место

Дмитрий Быков

За что получил
За способность найти общий язык с каждым — вне зависимости от убеждений, политических пристрастий и т. д.

Как он это делает
О Быкове как-то пошутили, что он, как газ, заполняет любое отведенное ему пространство. Он ведет программы на радио, а до недавнего времени и на телевидении, публикует статьи, рецензии и колонки в газетах и журналах самой разной направленности. Любителям поэзии он предлагает стихи, любителям прозы — романы, причем написанные в струе модных тенденций своего времени. Для тех, кому не нравится художественная литература, есть нон-фикшн: биографии Бориса Пастернака и Булата Окуджавы.

Для интеллигентов Быков рисует портрет Окуджавы как представителя особой советской аристократии, для пессимистов — страшноватую антиутопию «Списанные» про то, как самые разные люди вдруг обнаружили себя в зловещих списках, составленных кем-то неизвестно для чего. Идеальный универсальный писатель эпохи тотального кризиса всех идеологий.

Баллы

  • Премии — 5 («Национальный бестселлер», 2006 год, «Борис Пастернак» — 300 тыс. рублей; «Большая книга», 2006 год, «Борис Пастернак» — 3 млн рублей).
  • Признание экспертов — 4 (некоторым критикам не нравится его идеологическая всеядность, но каждая новая книга Быкова становится событием).
  • Тиражи — 2 (ни одна книга еще не вышла тиражом больше 50 тыс. экземпляров).
  • Наличие фанатов — 3 (есть немногочисленное, но хорошо организованное фанатское движение и фан-клубы).
  • Публичность 4 (так или иначе постоянно присутствует в СМИ: ведет колонки в журналах, программу на радио «Сити-FM» , вел телепрограмму «Времечко»).
  • Наличие экранизаций — 1 (пока о них только ведутся переговоры).
  • Репутация — 4 (Быков мог бы быть авторитетным литератором, но ему вредит то, что он не «над» всякими идеологиями, а, наоборот, солидарен с любой из них).
  • Итого 23

9-10 место

Евгений Гришковец

За что получил
За воспевание радостей жизни и повседневного быта простого современного человека.

Как он это делает
Ленин утверждал, что «электрон так же неисчерпаем, как и атом». Евгений Гришковец доказывает, что человек — и в первую очередь его быт, ежедневные поступки и мысли — так же неисчерпаем, как электрон. Его рассказы, романы и пьесы — изложения самых обыденных баек, дневниковых записей, воспоминаний о молодости, школьных и университетских годах, анекдотов про соседей, попутчиков или случайных знакомых, которые перемежаются размышлениями о смысле бытия. Читатели легко узнают себя во всех перечисленных историях, байках и анекдотах, и даже рефлексия в произведениях Гришковца вполне архетипична.

При этом бытие заурядного человека у Гришковца получается радостное: даже если встречаются грустные эпизоды, общего светлого впечатления они все равно испортить не могут. Все неприятности тонут в сладко-доброжелательном и всепрощающем стиле изложения. Гришковец, как добрый сказочник, убаюкивает невротическое поколение 30-40−летних, переживших не один кризис.

Баллы

  • Премии — 1 (ничего не получал).
  • Признание экспертов — 3 (критики относятся к нему холодно, но новые книги все-таки рецензируют).
  • Тиражи — 4 (в последние годы средний тираж — больше 100 тыс. экземпляров).
  • Наличие фанатов — 3 (есть активно действующие фан-клубы Гришковца).
  • Публичность — 4 (мелькает в прессе и на телевидении, вел собственную телепередачу, но в итоге счел этот опыт неудачным).
  • Наличие экранизаций — 4 (по произведениям Гришковца есть много театральных постановок).
  • Репутация — 3 (моральным авторитетом не является по собственному выбору, поскольку предпочитает вообще не высказываться публично по глобальным вопросам).
  • Итого 22

9-10 место

Алексей Иванов

За что получил
За воспевание российской провинции и уравнивание ее в правах со столицами.

Как он это делает
Иванов прорубил окно на восток России, придав своей Перми полусакральный статус. Не исключено, что именно через это окно в Пермь пришли Марат Гельман и государственные деньги на культуру.

Нельзя сказать, что до Иванова никто и никогда не писал про российскую провинцию. Например, Леонид Юзефович сам долгие годы жил в Перми, и в этом городе разворачивается действие его «Казарозы». Но именно Иванов ухитрился создать устойчивый миф о самодостаточности провинции в нашей центростремительной стране, где, согласно общепринятому мнению, все сущее стремится перебраться в Москву или хотя бы в Питер.

В «Сердце Пармы» и «Золоте бунта» пермская версия истории оказывается гораздо интереснее официальной, которая идет из Москвы и Питера. В официальной версии — цари, императоры, крепостное право, указы, министры, бунты и войны, все скучное и безликое; в пермской — волшебство, боевые лоси, осадные сани, загадочные вогулы, красивые обряды и великая река Чусовая.

Баллы

  • Премии — 1 (ничего не получал, хотя несколько раз фигурировал в шорт-листах).
  • Признание экспертов — 4 (в среде критиков у Иванова есть как ярые сторонники, так и ярые противники).
  • Тиражи — 3 (средний тираж не выше 100 тыс. экземпляров).
  • Наличие фанатов — 5 (пермская общественность носит Иванова на руках, особенно в его противостоянии с Маратом Гельманом. По его книгам проводятся ролевые игры, а летом 2009 года в Перми прошел фестиваль «Сердце Пармы» имени Иванова).
  • Публичность — 3 (редко выезжает из Перми, в публичные персонажи не рвется, но интервью дает).
  • Наличие экранизаций — 1 (ведутся переговоры, но до съемок дело пока не дошло).
  • Репутация — 5 (моральный авторитет, имеет репутацию муд-реца из уральской глубинки, к которому можно обращаться по особо важным вопросам).
  • Итого 22

Иллюстрации: Мария Соснина