На что похоже буква ч. Обучение грамоте "Согласный звук. Буквы Ч, ч". I. Организационный момент

Только до конца зимы! Скидка 60% для педагогов на ДИПЛОМЫ от Столичного учебного центра! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Буквы в картинках для детей.

Например, буквы в картинках пригодятся для надписи «С Днём Рождения!» Тут правда, нужно две буквы Д, но это ведь не так страшно. Буква А в картинках – конечно же буква А похожа на Арбуз! Зеленый, спелый, и вкусный! Буква Х в картинках сделана из Хлеба – хлеб всему голова, поэтому и тут пригодился. Буква Ч в картинках выглядит, как настоящие часы! И стрелочки у часов есть, и даже гирька! Буква Ш в картинках выглядит как шкаф! Буквы Щ у нас уже есть, но кто хочет, может дорисовать шкафу хвостик!

Конечно же, с помощью веселых и забавных картинок - живые буквы в картинках. Здесь мы предлагаем вам скачать бесплатно и распечатать на цветном принтере занимательные «живые буквы в картинках». Каждая из букв иллюстрирована в стиле слова, которое начинается с этой буквы. Это своего рода ребус-головоломка, которую очень интересно разгадывать вместе с ребенком.

Учителя довольны, потому что наличие одной такой мнемокартинки снимает целую массу проблем с запоминанием. 1 серия азбук - это попытка вызвать запоминание за счет яркой картинки. В этом случае информация более полная – с ребенком обсуждается, что твердый и мягкий звук записываются одной буквой. Кто это? Ужас на букву «Е»? Как можно запомнить то, для чего нет названия? Используя образы-ассоциации из пособия, мы играем в игру «Покажи букву телом». Есть особенности при изучении букв Е и Э. Буква Э изучается в начале, буква Е - позже. К моменту прохождения буквы Е, дети уже знают, что гласные буквы дружат парочками. Я очень надеюсь, что пособие «Азбука в картинках-ассоциациях» поможет вашим детям запомнить буквы легко и без напряжения.

Цели:

  • сформировать представление о звуке [ч’] как о мягком непарном согласном, познакомить с графическим образом букв Ч, ч;
  • развивать фонематический слух, логическое мышление, воспитывать умение ценить время и рационально его использовать;
  • способствовать формированию правильного, сознательного, плавного, выразительного и беглого чтения.

Оборудование: иллюстрации с различными видами часов.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Повторение пройденного. Актуализация знаний.

1. Индивидуальная работа у доски.

– Обозначить гласные, поделить слова на слоги, поставить ударение в словах.

смородина клубника

2. Работа с лентой букв на с. 127.

– Назовите гласные, обозначающие твердость согласного звука.
– Назовите гласные, обозначающие мягкость согласного звука.
– Буквы Я, Е когда обозначают два звука?
– Когда буквы Я, Е обозначают один звук?
–Назовите парные согласные.

III. Работа над новым материалом.

1. Звуко-буквенный разбор.

– Сколько слогов?
– Какой звук в конце слова?
– Гласный или согласный? Почему?

Грамоты не знает,
А весь век пишет.


(Ручка)

– Сколько слогов?
– Где находится звук [ч]? (В середине слова.)
– Сравните звонкий звук [д] и звук [ч]. Какой он, такой же звонкий или глухой?

2. Знакомство с буквами Ч, ч.

– Звук [ч] обозначается буквой Ч.
– На что похожа буква Ч?

Ч мы пишем как четыре,
Только с цифрами, друзья,
Буквы путать нам нельзя. В. Степанов

3. Чтение слогов слияния.

ча чо чу

че чи

– Почему я разделила слоги на 2 группы? (Наверное, в одной строчек твердые слияния, а в другой мягкие.)
– Проверим наше предположение.
– Как произносится звук с гласными придающими мягкость согласным и не придающими мягкость согласным? (Одинаково.)
– Какой вывод можно сделать?

Вывод: буква ч обозначает один мягкий звук.

– Звук ч всегда мягкий, поэтому ему не нужны гласные я, ю, придающие мягкость согласным.
– Каким цветом на схеме обозначим Ч?
– Дайте полную характеристику букве Ч.

4. Беседа о часах.

– Чего никогда не воротишь назад?

Быстрая течет река
Через годы и века.
(Время)

– Чтение загадки с.128.
– Рассмотрите иллюстрацию. По какому принципу она поделена на две части? (Левая часть отражает старину, а правая – современность.)
– Какими часами пользовались в старину? (Солнечными, песочными, водными, механическими.)
–А теперь какие виды часов используют?

– Где на нашем микрорайоне есть уличные часы? (Торговый центр “Пассаж”.)

5. Чтение текста.

– О каких видах часов вы узнали из текста?
– Какие башенные часы вы знаете? Какие часы у нас в классе? Где на нашем микрорайоне есть уличные часы?
– Какое время показывают все часы на иллюстрации учебника? (10 ч. 15 мин.)
– О чем вы узнали из этого текста?
– Как можно озаглавить текст? (Какие бывают часы?)

6. Чтение слов, работа с родственными словами, выделение омонимов.

– Обратите внимание на сочетание ЧК. Эти две буквы-подружки всегда цепляются друг за дружку.
– Прочитайте слова из двух слогов; из трех слогов; с ударением на четвертом слоге (таких нет) .

Первый столбик.

– Какая разница в значении слов?
– Подберите к слову “речка” родственные слова (речонка, речной, речник, речушка, реченька).
– Какая общая часть в этих словах? Как называется общая часть родственных слов?
– Образуйте форму слова “речка”. Что изменяется в слове?

Второй столбик.

– Сравнить слова по значению.
– По какому общему правилу записаны все слова?
– Составить схему слова “тучка”.
– Какое слово тоже соответствует этой схеме? (Ручка.)

Четвертый столбик.

– Что означает слово “лисичка”?
– Составить схему.

Чтение стихотворения.

– О каких лисичках говорится в стихотворении?
– Лисички это еще и грибы.

Чтение текста “Ручки”

– Какое значение имеет слово “ручка”?

7. Составить из букв слово.

– Неизвестно, как случилось, только буквы заблудились.

У Д А Ч А

Дети берут буквы и выстраиваются в ряд.

– Сколько в слове слогов? (Дети делят слово на слоги, встав между детьми.)
– Куда падает ударение?

8. Звук заблудился.

На болоте нет дорог.
Я по кошкам (кочкам) скок да скок!

Наевшись рыбы до отвала,
На море гайка (чайка) отдыхала.

Волкам и беркутам на страх
Кабан (чабан) пасет овец в горах.

Синеет море перед вами,
Летают майки (чайки) над волнами.

9. Работа по учебнику (с. 131). Чтение текста “Мы учимся”.

– Чем мы занимаемся на уроках?
– Прочитайте пословицы на с. 131. Как вы их понимаете?

IV. Подведение итогов урока

В 1 классе после изучения всех букв алфавита детям предлагается выполнить проект "На что похожа буква". В стихотворениях советских писателей на глазах изумленных первоклассников буквы начинают оживать. Буква А превращается в ракету, буква Ж - в жука, буква М - качели и т.д.

Работая над проектом первоклассники рисуют букву, оживляя её. После учат стихотворение о своей букве. Стих можно записать под рисунком. Каждый ребёнок приносит в класс свой проект и получается веселый АЛФАВИТ.

Азбука
Пусть начинается с аиста
Он,
Как и азбука,
С А начинается

Буква А, буква А
Алфавита голова
Знает Вова, Знает Света,
А похожа на ракету.

Буква Б с большим брюшком
В кепке с длинным козырьком

Буква Б проснется рано.
Буква Б - бочонок с краном.
Умывайся! Будь здоров,
Богатырь Борис Бобров!

Палочка,
Рядом две дужки
Вот и готовы
Очки для лягушки

Перед нами буква Г
Стоит подобно кочерге

Вот стоит, дымок пуская,
Буква Д труба печная

Е на грядке пригодилась
Вместо грабель потрудилась

Эта буква широка
И похожа на жука
И при этом точно жук
Издает жужжащий звук
Ж-ж-ж-ж-ж-ж

Это - Ж,
А это - К
Целый жук
И полжука

По белому полю
В туман и снега
Бредут потихоньку
Бараньи рога (Буква З)

На калитку посмотри:
Чем она не буква И?
Между двух прямых досок
Одна легла наискосок

Сигнальщик держит два флажка
С флажками он как буква К

Алфавит продолжит наш
Буква Л - лесной шалаш

Вот качели-
Буква М!
Здесь качаться
Можно всем

На букве Н
Я, как на лесенке
Сижу и распеваю
Песенки

Там я букву Н найду,
Где гамак висит в саду.

Посмотри на колесо
А увидишь букву О

На хоккее, на футболе
Буква П - ворота в поле

Буква Р - на мачте парус,
Вдаль плывет, небес касаясь

Полумесяц в небе темном
Буквой С повис над домом

Молоток стучит: "Тук-тук!
Букве Т я старый друг"

У - сучок. В любом лесу
Ты увидишь букву У

Федя ходит руки в боки
Значит, выучил уроки

Не рогаты мы,
Не злы
Ко′злы мы
А не козлы′

Буква Ц -
Внизу крючок
Точно с краником бачок

Да, вы правильно решили:
Ч мы пишем как четыре.
Только с цифрами, друзья,
Буквы путать нам нельзя

Шура сено ворошил
Вилы в сене позабыл

На расческу
Щ похожа
Три зубца всего
Ну что же!

А бедняжка буква Ы
Бродит с палочкой, увы

Буква Р перевернулась
Мягким знаком обернулась

Над лугами в синеве
Пролетает буква Э

Чтобы О не укатилось,
Крепко к столбику прибью.
Ой, смотри-ка,
Что случилось:
Получилась... буква Ю

Поглядите-ка, друзья,
Смастерил скворечник я.
А в скворечник залетела
Вместо птички - буква я

Цели занятия:

Коррекционно-образовательные:

Познакомить детей со звуком и буквой Ч, учить соотносить звук и букву;

Научить характеризовать звук [Ч] по акустическим и артикуляционным признакам;

Закреплять правильный графический образ буквы.

Коррекционно-развивающие:

Развивать общую, мелкую моторику и артикуляционную моторику; упражнять в делении слов на слоги;

Развивать фонематический слух и фонематическое восприятие;

Развивать внимание, память;

Упражнять в звуковом анализе прямых и обратных слогов.

Коррекционно-воспитательные:

Воспитывать умение работать в группе, выслушивать ответы товарищей; создавать атмосферу дружеского общения.

Оборудование: дидактическое пособие «Поезд»; дидактическое пособие Чемодан»; дидактическое пособие «Тучка» и капельки с буками; предметные картинки, в названии которых есть звук Ч; цветные фишки для выкладывания звуковой схемы; магнитная доска; индивидуальные зеркала.

Ход занятия:

I. Организационный момент. Слайд1.

2. Массаж лица:

Учила мама дочку умываться:

Надо, надо умываться (Поглаживающие движения.)

По утрам и вечерам, (Растирающие движения.)

А детишкам неумытым (Пощипывающие движения.)

Стыд и срам! ( Поглаживающие движения.)

3. Развитие артикуляционной моторики.

Возьмите зеркала. Сделаем несколько упражнений.

«Улыбочка» Губы плотно растянуты в улыбке, видны сомкнутые зубы. Удерживать на счет до 5-10.

« Трубочка» Губы плотно сомкнуты и вытянуты вперед. Удерживать на счет до 5-10.

« Вкусное варенье» Слизать широким кончиком языка «варенье» с верхней губы. Нижней губой не помогать.

«Качели» Рот открыт. Кончик языка ставить за нижние, затем за верхние зубы. Менять положение 6 раз.

4. Сообщение темы занятия.

Логопед: Ребята, сегодня к нам на занятия спешит гость. Но он покажется, если мы отгадаем загадку.

Что за чудо?

Что за чудо?

Сверху блюдо,

Снизу блюдо.

Ходит чудо по дороге,

Голова торчит и ноги.

Кто же это?

Дети: Черепаха. Слайд 2.

Логопед: Какой звук слышим в начале слова?

Слайд 3.

Сегодня мы с вами познакомимся со звуком [Ч] и буквой, которая обозначает его на письме. На магнитной доске прикрепляется изображение черепахи.

5. Уточнение артикуляции звука. Слайд 4.

Логопед: Посмотрите в зеркала.

Как мчится паровоз?

Дети произносят звук [Ч].

Логопед: Расскажем черепахе, как двигаются наши губы и язык при произнесении звука [Ч].

Дети отраженно повторяют за логопедом.

Что делают губы? Губы принимают положение «Трубочки».

Как расположены зубы? Зубы сближены.

Как расположен язык? Кончик языка наверху, боковые края языка плотно прижаты к корневым зубам.

Поставьте ладошку перед ртом. Воздушная струя тёплая сильная прерывистая.

6. Характеристика звука Ч. Слайд 5.

Логопед: Ещё раз произнесите звук Ч. Можно его пропеть? Что мешает воздуху выходить свободно?

Дети: Зубки, язык.

Логопед: Звук Ч - гласный или согласный?

Дети: Согласный.

Логопед: Положите руку на горлышко. Определите, звук Ч - звонкий или глухой.

Дети: Горлышко молчит. Значит, звук Ч - глухой.

Логопед: Молодцы, ребята. А ещё вам нужно запомнить, что звук Ч - всегда мягкий. Черепаха принесла нам зеленый кружок - обозначение звука Ч.

7. Определение звука в слове.

Логопед: Хлопните в ладоши, если услышите в слове звук Ч.

Чай, чайка, майка, чашка, кашка, песня, печка, точка, ночь, нож, дочь, меч, мел, калач.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА ДЛЯ ГЛАЗ Слайд 6.

Слайд 7.

8. Определение места звука в слове.

Логопед: Черепаха готовится в путешествие и просит нас помочь ей сложить чемоданы. В первый чемодан нужно сложить вещи, в названии которых звук Ч стоит в начале слова, во второй - в середине слова, в третий - в конце слова.

Дети отбирают картинки: чашка, ключ, удочка, мяч, очки, тапочки, ручка, чайник, мочалка.

9. Пальчиковая гимнастика.

Чтобы чётко говорить, надо с пальцами … (дружить)

Выполняется сначала правой, затем левой рукой, затем двумя руками вместе. Пальчики руки поочередно дотрагиваются подушечками до большого пальца.

Этот пальчик - бабушка,

Этот пальчик - дедушка,

Этот пальчик - мамочка,

Этот пальчик - папочка,

Этот пальчик - я,

Вот и вся моя семья!

10. Упражнение на словообразование «Скажи ласково».

Логопед: Наша черепаха отправляется к своим друзьям в зоопарк. Она очень любит детенышей этих животных и называет их ласково. Давайте и мы попробуем это сделать.

У волчицы - волчёночек.

У ёжихи - ежёночек.

У лошади - жеребёночек.

У медведя - медвежёночек.

У львицы - львёночек.

У белки - бельчёночек.

11. Деление слов на слоги.

Дидактическая игра «Поезд».

Логопед: Черепаха собирается в путешествие не одна. С ней поедут её друзья. Кто это, мы узнаем, если отгадаем загадки.

Домовитая хозяйка

Полетела над лужайкой,

Похлопочет над цветком

- Он поделится медком. (пчела)

Чёрный, проворный,

Кричит «Крак»,

Червякам враг. (грач)

Шевелились у цветка

Все четыре лепестка.

Я сорвать его хотел,

Он вспорхнул и улетел. (бабочка)

Логопед: Отхлопайте слова по слогам и узнайте, кто в каком вагоне поедет. А в каком вагоне поедет черепаха?

Дети отхлопывают слова по слогам и прикрепляют изображения к соответствующим вагонам.

12.Физкультминутка Слайд 8.

«Ч»

Захотела рыба-меч руки в стороны, перед собой, вверх,

Воду на двое рассечь руки соединить над головой;

Раз - сечет, два - сечет, ритмично опускать и поднимать руки

вниз-вверх;

А вода себе течет плавно опустить руки вниз через стороны

покачать из стороны в сторону.

13. Знакомство с буквой Ч. Слайд 9.

Логопед: Дети, черепаха привезла нам букву, которой на письме обозначается звук Ч - это буква Ч.

Посмотрите, на что похожа эта буква?

Ч похожа на четыре,

Только с цифрами, друзья,

Буквы путать нам нельзя.

Дети выкладывают букву Ч из счетных палочек. Отыскивание в алфавите.

Слайд 10. Логопед:

Вышла курочка гулять, свежей травки пощипать.
А за ней цыплятки - малые ребятки
Цып-цып-цып! Сюда! Сюда! Я вам буковку нашла!
Прибежал весёлый А , прочитали дети… ЧА
Прибежал задорный О , прочитали дети… ЧО
Прибежал упрямый У , прочитали дети… ЧУ
Прибежал милёнок И , прочитали дети… ЧИ
Прибежал красавчик Е , прочитали дети… ЧЕ
Прибежал серьёзный Ё , прочитали дети… ЧЁ

14. Проговаривание чистоговорок с движением. Слайд 11.

Дети под руководством логопеда произносят чистоговорки:

«Ча-ча-ча-ча!».

«Наша печка горяча».

Чу-чу-чу-чу!

На ракете я лечу!

Оч-оч-оч-оч!

Наступила ночь.

Чо-чо-чо-чо!

Что-то давит на плечо.

Чи-чи-чи-чи!

Испекли мы калачи.

15. Игра «Договори словечко».

Логопед: Черепаха поиграть захотела с вами,

Не приходится скучать с верными друзьями.

Она начнет, а вы кончайте,

Слово нужное вставляйте.

Поскорей наливай Мне в стакан горячий … (чай).

Мы по узенькой дощечке Побежим купаться в … (речке).

Мёд в лесу медведь нашёл - Мало мёда, много … (пчел).

Наша Таня громко плачет, Уронила в речку … (мячик).

16. А давайте мы с вами послушаем одну песенку про звук Ч. Слайд12.

17. Итог занятия. Слайд 13.

Логопед: С каким звуком мы познакомились с вами на занятии? Какой это звук? Что вам понравилось?

Черепахе тоже очень понравилось с вами заниматься и играть.

Лилия Верютина
Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей 6–7 лет с нарушениями речи «Буква «Ч»

Цель – формировать знания о звуко-буквенном составе речи .

Задачи :

Коррекционно-образовательные :познакомить с образом буквы , учить печатать букву , формировать навык чтения слог и слов с заданной буквой , совершенствовать навык слогового анализа слов;

коррекционно-развивающие : развивать мышление, внимание, фонематическое восприятие, звуковой анализ и синтез, артикуляционную, мелкую и общую моторику;

коррекционно-воспитательные : формировать навыки сотрудничества, положительную установку на участие в занятии, инициативность и самостоятельность.

Оборудование : плакат с изображением буквы Ч , плакат «На что похожа буква » , индивидуальные карточки с буквой Ч и гласными буквами , тетради по обучению грамоте.

Ход занятия:

1. Орг. момент

Добрый день, мои друзья!

Рада видеть всех вас я.

Друг на друга посмотрите

И улыбку подарите.

2. Характеристика звуков

С какими звуком мы познакомились на прошлом занятии? (Со звуком [ч]) .

Дайте характеристику звука [ч] (Согласный, глухой, мягкий, обозначаем зеленым цветом) .

3. Дидактическая игра «Светофор»

Чебурашка заметил у вас на столах твердые и мягкие кубики и хочет поиграть. Если услышите слово со звуком [ч], какой кубик вы поднимите? (Зеленый)

(Чашка, чайка, чудо, мечта, начинка, калач, силач, цыпленок, яйцо, кольцо, огурец)

Чебурашка пришел к нам в гости. А чем принято угощать гостей? (Чаем) . Угостим Чебурашку и составим схему слова ЧАЙ. Во что мы нальем чай нашему гостю? (В чашку) Составим схему слова ЧАШКА. В какой же посуде мы заварим чай? (В чайнике) . Попробуйте первую схемудополнить так, чтобы получилась схема слова ЧАЙНИК.

Где стоит звук [ч] в этих словах?

5. Дидактическая игра «Назови ласково»

На прошлом занятии мы узнали, что звук [ч] – волшебный, он умеет превращать большие предметы в маленькие. А сегодня Чебурашка хочет сделать вам приятно и всех-всех назвать ласково. А поможет ему в этом волшебный звук [ч]. Чебурашка подойдет к каждому из вас, а вы скажете, как же вас назвать ласково так, чтобы в вашем имени появился звук [ч]. (Анечка, Лизочка, Артемчик, Женечка, Данечка и т. д.)

6. Знакомство с буквой «Ч»

Чебурашка принес фотографию звука [ч]. Она называется буква «Ч» . -Чем звуки отличаются от букв ? (Звуки мы слышим и произносим а буквы пишем и читаем )

На что похожа буква Ч ? (Ответы детей ) .

Посмотрите, на что еще может быть похожа буква Ч ? Назовите эти предметы.

Сейчас мы будем заселять звук Ч в звуковой домик. Все подойдите ко мне. Давайте выберем ему комнату. Какое окошко будет в ней? (Зеленое) Почему? (Потому что звук [ч]– мягкий) .

Поздравим букву Ч с новосельем ! (Хлопают в ладоши и кричат :«С новосельем!» 3 раза)

На новоселье нужно дарить подарки. Букве Ч подарим слова со звуком [ч] (По очереди называют слова, отходят на край ковра) .

7. Физминутка

Наш гость предлагает немножко размяться и потанцевать под его любимую песню. Как вы думаете, какая это песня? (Чунга-чанга)

Сейчас сядет тот, чье имя состоит из 2 слогов.

Сейчас сядет тот, чье имя состоит из 3 слогов.

8. Дидактическая игра «Подружи буквы »

Наша буква поселилась в дом и ей нужно подружиться с соседями. Поможем нашей букве (чтение слогов и коротких слов)

9. Веселые прописи

Послушайте скороговорку. Обведите к кружок все буквы Ч .

Посмотрите, из каких элементов состоит буква Ч ? (Из 2 – 1 вертикальные линии и 1 крючка)

Напечатайте 3 строчки букв Ч .

Найдите и обведите все правильно напечатанные буквы Ч .

10. Итог занятия

Вы сегодня хорошо потрудились, поэтому похвалите себя (Я –старательный, я – внимательный и т. д)

Публикации по теме:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Ивушка» Конспект непосредственно - образовательной деятельности.

Экологическое и речевое развитие дошкольников 5–7 лет с нарушениями речи в коррекционно-образовательной деятельности ДОУ МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №30 Г. ХИМКИ ДО «Бибигон» «ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ.

Конспект коррекционно-образовательной деятельности «Грамоте учиться - всегда пригодится» для детей с нарушениями речи Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №8» г. Благодарного КОНСПЕКТ коррекционно - образовательной деятельности.

Конспект непосредственно образовательной деятельности «Дружная семья» для детей 3–4 лет Цель: Развитие коммуникативной и эмоциональной сфер детей Задачи образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»: Развивать.

Конспект непосредственно образовательной деятельности «Ознакомление с окружающим» для детей 4–5 лет "Почему растаял Снеговик?" Цель: Формирование исследовательского и познавательного интереса через экспериментирование с водой, льдом и.

Конспект непосредственно образовательной деятельности по математике для детей 5–6 лет «Ориентировка на листе бумаги» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 29» Конспект непосредственно.

Конспект непосредственно образовательной деятельности по пожарной безопасности «Спички в доме» для детей 4–5 лет Форма НОД: коллективное занимательное дело. Виды деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно – исследовательская, двигательная.

Конспект непосредственно образовательной деятельности по рисованию для детей 2–3 лет «Снег идёт» Конспект непосредственно образовательной деятельности по рисованию для детей 2-3 лет