Криминология, история и задачи

Слово «криминология» при ближайшем анализе состоит из двух корней. Crimen (латинский) - преступление, преступное поведение, logos (греческий) - наука, учение, знание. Следовательно, «криминология» - это учение о преступлении или преступном поведении.

Интерес вызывает история появления криминологии.

Одни исследователи полагают, что рождение кри­минологии связано с выходом в свет в 1764 году сов­сем небольшой, но богатой по содержанию книги итальянского гуманиста, публициста и юриста Чезаре Беккария «О преступлениях и наказаниях», когда ее автору исполнилось всего 26 лет от роду.

Через 120 лет после этого в 1884 году в г.Турин (Северная Италия) итальянский судья Р.Гарофало выпустил в свет солидную книгу под названием «Криминология» или «Природа преступности и тео­рия наказания», состоявшую из трех частей: «Преступность», «Преступник» и «Репрессия». В лю­бом случае мы можем констатировать тот факт, что итальянцы могут гордиться своим первенством в появлении науки криминологии.

Представляется, что такое первоначальное по­нимание криминологии соответствует реальности, ибо наука «уголовное право» по существу должна заниматься главным образом определением самого понятия преступления и уголовного наказания, их признаков и условий реализации.

Человеческое поведение есть нечто целостное, его нельзя разбивать именно как поведение на отдельные части: на социальное, биологическое, психоло­гическое, нравственное, физиологическое и т.д. Лю­ди (субъект познания) делают такую разбивку лишь условно, для более детального изучения тех или иных сторон поведения. Потому и немало наук, которые интересуются, человеческим поведением (философия, религия, социология, медицина, педагогика, психо­логия, юриспруденция и т.д.).

Американский профессор-криминолог Верон Фокс, склоняясь к непознаваемости мира, писал с иронией: «Попытка понять его (поведение человека - Е.К.) - с позиции какой-либо одной из них (т.е. различных наук - Е.К.) напоминает стремление пятерых слепцов описать слона» (В. Фокс. Введение в криминологию. М.: «Прогресс», 1985, с.17).

Каждое конкретное преступление - «элементарная частица» преступности. (В.Н.Кудрявцев. Генезис преступления. Опыт криминологического модели­рования. Москва, 1998, стр. 16). Любое преступление представляет собой акт поведения человека. В психологической литературе под поведением пони­мается так называемая произвольная активность личности, то есть такая активность, при которой осознаны преследуемая цель и есть возможность контроля за ходом разворачивающихся процессов. Если несколько уточнить и сузить это понимание, то человеческим можно назвать и такое поведение, которое обладает для субъекта смыслом (Хеккхаузен X. Мотивация и деятельность. Том 1, Москва, 1986, стр.14). Другими словами, речь идет о сознательном поведении личности, в том числе и ошибочном, негативном и противоправном. (Е.Каиржанов «Криминология» (общая часть), «Өркениет», 2000, с. 6-7).

В криминологии, как социальной, юридической, естественной науке, имеются общие моменты, которые объединяют точки зрения различных направлений.

Основной вопрос той или иной науки состоит в том, насколько выявлен ее предмет и, следовательно, насколько в процессе научного исследования его возможно определить и точно описать. Предмет науки определяется с позиций установок, которые вместе с тем являются исходными данными, принципиальными теоретическими и методологическими аспектами любых исследований. Постановка целей и задач исследования позволяет конкретно определить предмет науки, ее метод. Таким образом, становится ясно, какие явления исследует данная наука, какой инструментарий она для этого использует. Все высказанное полностью относится и к криминологии.

В настоящее время специализация науки – достаточно условное понятие. Интеграционные процессы, происходящие в человеческом сообществе, касаются всех ее институтов, в том числе и такого социального явления, как наука.

Продолжающееся совершенствование правовой сферы Республики Казахстан в соответствии с Концепцией правовой политики, а также последние инициативы Главы государства Н.А.Назарбаева по реализации стратегии вхождения Казахстана в число 50 наиболее конкурентоспособных стран мира, в свою очередь, предопределяют необходимость в выработке научно обоснованных и практически значимых предложений в административно-правовой сфере деятельности уполномоченных органов по дальнейшему укреплению законности и правопорядка, усилению борьбы с преступностью и административной деятельностью, повышению качества профилактической работы.

Специфика предмета криминологии раскрывается в ее соотношении с системой смежных наук как по предмету, так и по другим признакам. Со всей определенностью можно заявить, что криминология есть наука юридическая – она находится в тесной связи с такими отраслями права, как уголовное право, уголовно-исполнительное право, правовая статистика, уголовный процесс, криминалистика, административное право и др. При этом криминология, являясь самостоятельной отраслью знания, использует, тем не менее, методы таких наук как философия, социология, психология, медицина, педагогика и др.

Криминология представляет собой научный институт, изучающий преступность, личность преступника, причины и условия преступности, методы и средства ее предупреждения.

Предметом криминологии, как и любой другой науки, является исследование роли и места криминологии в жизни социума, ее целей и задач, функций, влияния на социальную политику. Конкретным предметом криминологической науки является специфическая область общественных отношений, связанных с таким социальным явлением как преступность, и системой мер по ее предупреждению. Именно эти отношения представляют собой ядро предмета криминологии и определяют особенность данной науки.

Исследование преступности, в том числе и прогностическое, включает в себя следующее:

– преступность как социальное явление;

– преступление как индивидуальная форма преступности;

– причины и условия преступности, конкретных преступлений;

– личность преступника;

– меры предупреждения преступности и профилактика отдельных преступлений.

Указанные элементы характеризуют также структуру криминологии как отрасли знания. Область научных исследований в криминологии включает в себя различные аспекты:

– профилактический;

– прогностический (входящий в структуру управленческого);

– изучение преступности и ее причин;

– личность преступника;

– виктимология;

– суицидология и т.д.

Естественно, каждый из указанных аспектов требует самостоятельного научного исследования, образуя в ряде случаев предмет особого изучения и предмет относительно самостоятельной учебной дисциплины. Но, прежде всего, каждый из этих аспектов является криминологическим.

Понятие предмета науки криминологии формулируется на основе установки четких научных критериев для определения отношений, составляющих этот предмет. Данный принцип действует в любой науке. Комплексный анализ всех отношений, составляющих предмет криминологии, связан с ее междисциплинарным характером.

В любой науке важно четко определить цели, чтобы дать надежные ориентиры ее развития и сделать невозможным отклонение от избранного пути. Глобальная цель криминологии – построение модели будущего результата научной деятельности в указанной сфере. Постановка и обоснование такой цели на теоретическом уровне осуществляются на основе научного познания с учетом потребностей и интересов данной науки. При этом обосновывается также и последовательность соответствующих практических действий. Теоретическое знание (сама криминология как система знаний) связано с практикой не прямо, а через деятельность (в области борьбы с преступностью) по выработке практических целей на основе этого знания. Прикладная деятельность криминологии связана с организацией, управлением и планированием в сфере противодействия преступности. Отсюда и необходимость согласования теоретических и практических целей.

Конечная цель криминологии как науки определяет ее ориентацию в целом, от которой зависит вся логика процесса познания, вся организация научных исследований в данной сфере. Известно, что конечной целью уголовной политики является контроль над преступностью и порождающими ее причинами и условиями. Отсюда вытекает конечная цель криминологии – вооружение практики всеми необходимыми научными знаниями для претворения в жизнь общей цели уголовной политики, создание соответствующей научной базы. Указанные цели соответствуют интересам общества, носят глубоко нравственный, гуманный характер.

Перспективные цели теоретического и практического характера сводятся к осознанию разносторонней, многоуровневой системы предупреждения преступности как явления, профилактики отдельных видов и категорий правонарушений, совершаемых лицами различных социальных и возрастных групп. Сюда же относятся и нейтрализация криминогенных факторов, усиление влияния на преступность антикриминогенных факторов.

Перспективные цели предусматривают и объединение всех мер социальной профилактики: моральной, правовой и так далее. Однако, такая система должна постоянно коррелировать как с изменениями общественного и государственного развития в целом, так и преступности и мер, связанных с контролем над ней. Поэтому обязательной предпосылкой построения названной системы с расчетом ее эффективного действия на длительный период является криминологическое прогнозирование и основанное на нем перспективное планирование в области теории и практики противодействия преступности. Здесь криминология должна видеть свои специфические цели – научное решение не только теоретических, но и практических задач: как должна строиться система предупреждения и контроля над преступностью, чтобы удовлетворить требования правовой политики в данной сфере, нужды и запросы правоприменительной практики. При этом криминология должна предлагать варианты решения и давать соответствующую информацию. Практика же использует указанные материалы для постановки и распространения передового опыта.

Таким образом, совместная деятельность теории и практики осуществляется для перспективного развития процесса контролирования преступности.

Основная задача криминологии заключается в получении достоверных знаний о преступности и мерах ее предупреждения. Несомненно, конечная задача криминологии – быть наукой высокодейственной, способствовать, решая свои проблемы, созданию такой методики, которая даст практике возможность эффективного контроля над преступностью.

Среди задач, поставленных Президентом нашей республики Н.А. Назарбаевым в области противодействия преступности, в первую очередь следует назвать выявление и научное изучение причин и условий преступности, ее состояния, уровня и структуры. К числу таких задач относится также выявление лиц, способных в силу их поведения совершить преступление, их изучение с целью оказания воспитательного, профилактического воз-действия. Следовательно, наука призвана обеспечить практику конкретными рекомендациями и адекватной оптимальной информацией.

Криминология, изучая вопросы, входящие в ее предмет, осуществляет научные исследования с различных позиций: раскрывает основные признаки преступности, анализирует причинно-следственные связи, изучает тенденции и закономерности данного явления, причем не только с точки зрения его прошлого и настоящего, но и будущего. Таким образом, криминология имеет три основные функции: описательную (диагностическую), объяснительную (этиологическую) и предсказательную (прогностическую). Иными словами, в развитии данной науки условно можно выделить три стадии:

эмпирическую (собирательную), когда исследователь выясняет, как протекает тот или иной процесс;

теоретическую (объяснительную), когда исследователь стремится выяснить, почему данный процесс протекает так, а не иначе;

прогностическую (предсказательную), когда исследователь стремится заглянуть в будущее и раскрыть перспективы развития изучаемого явления, процесса.

На последней, высшей стадии в полной мере выявляются возможности самой криминологии как науки. Названные три стадии (функции) криминологии всегда совмещаются. В единстве они могут быть представлены как познавательная функция, имеющая и так называемый практический выход.

Само определение предмета криминологии говорит о том, что данная наука изучает комплекс сложных явлений и вследствие этого связана с иными науками. Это науки юридические и социальные в широком смысле слова.

Прежде всего, рассмотрим соотношение криминологии с юридическими науками. Наиболее тесно криминология связана с уголовным правом .

В науке долгое время господствовало мнение, что криминология – это составная часть уголовного права. Однако с развитием криминологии менялись и взгляды на ее место в системе общественных наук. Через некоторое время криминология была признана самостоятельной отраслью научного знания.

Самостоятельность криминологической науки, существующей наряду с наукой уголовного права, обусловлена тем, что криминология подходит к изучению проблемы преступности с других позиций, использует методы, отличные от методов науки уголовного права. Наука уголовного права рассматривает уголовно наказуемое деяние и преступника как уголовно-правовое явление и исследует его, главным образом, формально-логическим, дедуктивным, нормативным методами. Криминологическая наука понимает данное явление как фактическое, общественно опасное и изучает его, прежде всего, индуктивным, социологическим, статистическим и другими методами.

Данные науки различаются и целями своих исследований. Цель криминологии по сравнению с наукой уголовного права является более широкой: проверка эффективности всех (в том числе и уголовно-правовых) методов и средств, направленных на постепенное снижение преступности. Вместе с тем необходимо отметить, что при разработке вопросов борьбы с преступностью обе науки взаимосвязаны и дополняют друг друга.

Криминология тесно связана с наукой уголовного процесса , изучающей процедуры предварительного расследования и судебного разбирательства уголовных дел. В уголовно-процессуальном законодательстве содержится прямое предписание: следователь, прокурор, суд обязаны по каждому уголовному делу выявлять причины и условия, способствующие совершению преступлений, и предлагать меры по их устранению.

Связь криминологии с криминалистикой проявляется различным образом. С одной стороны, теоретические установки криминологии о причинах и условиях конкретных преступлений имеют определяющее значение для методики и тактики расследования преступлений. С другой – криминалистические приемы раскрытия причин и условий конкретных преступлений, разрабатываемые криминалистикой успешно применяемые в криминологии, играют существенную роль в профилактической направленности расследования преступлений.

Криминология взаимодействует и с наукой уголовно-исполнительного права, изучающей принципы и условия назначения и отбывания наказаний. Несмотря на относительную самостоятельность последней, изучение социологических и психологических аспектов исполнения наказания взаимосвязано с криминологическими исследованиями. Наряду с этим криминологические исследования проблем личности преступника и механизма индивидуального преступного поведения могут иметь определенную ценность для пенитенциарной практики с области организации воспитательной работы с осужденными.

Уголовная статистика снабжает криминологические исследования огромным фактологическим материалом о преступлениях и осужденных лицах, о вреде, причиненном преступлениями обществу, об основных социальных характеристиках личности преступника, о профилактических мерах, применяемых правоохранительными органами. Эти статистические данные имеют существенное значение для теоретических обобщений и выводов, направленных на совершенствование борьбы с преступностью. Кроме того, статистика предоставляет в распоряжение криминологии систему методов статистического наблюдения за преступностью.

Значительна связь криминологии и с юридической психологией , особенно с такими ее отраслями, как криминальная и исправительная психология.

При этом, как отмечалось выше, криминология не менее тесно связана и с науками, не имеющими юридической направленности. Прежде всего, это социология , изучающая общество в процессе его функционирования. Социология обогащает криминологические исследования, предоставляя им множество социологических исследований о развитии общественных явлений, о происходящих в обществе структурных изменениях, о развитии миграции, процессе урбанизации, о социальной активности людей, об условиях и образе их жизни и т. д. Кроме того, криминология заимствует у социологии методики исследования социальных явлений и процессов. С другой стороны, криминологические данные – ценный источник сравнительного анализа при социологических исследованиях, цель которых – оценка негативного воздействия преступности на общество.

Криминология активно использует достижения психологии, ее различных отраслей. Теоретические установки и эмпирические исследования общей и социальной психологии необходимы для изучения всех личностных особенностей, определяющих механизм индивидуального преступного поведения. Изучение психологических черт личности преступника как элемента криминологической характеристики невозможно без углубленного анализа эмоционально-волевой, интеллектуальной и, особенно, мотивационной сферы лиц, совершивших преступления, их антисоциальной направленности, которые, в конечном счете, определяют и их преступное поведение. Познание проблем формирования личности преступника и непосредственной причины индивидуального преступного поведения невозможно без глубокого анализа межличностных отношений в микросоциальной среде.

Связь криминологии с экономическими науками проявляется не только при изучении преступности в сфере экономики и корыстной преступности, но и при оценке материальных факторов в генезисе социальной детерминации преступности, разработке системы экономических мер по снижению или предотвращению преступлений в отдельных сферах экономики. Данные, подчерпнутые из различных сфер экономической, социально-культурной и демографической статистики, также используются в криминологических исследованиях.

Термин «криминология» происходит от двух слов: лат. crimen — преступление и греч. logos — наука, учение. Впервые слово «криминология» было использовано итальянскими юристами Р. Гарофало и П. Топи нардом, которые в 1885 г. выпустили книгу пол таким названием. Как видим, это сравнительно молодая наука, получившая развитие главным образом в XX в.

Логическое развитие криминологической мысли позволяет говорить о криминологии как общетеоретической науке о преступности, ее причинах и условиях, ей сопутствующих, личности тех, кто совершает преступления, а также о методах контроля за преступностью и борьбы с ней (включая в понятие борьбы с преступностью и ее предупреждение).

Как мы увидим в дальнейшем, криминология тесно связана с другими науками. Поэтому, когда речь идет о предмете науки, важно выделить то главное, существенное, что ее отличает от близких ей наук. И чем глубже человек изучает преступность, тем с большим числом проблем он сталкивается — проблем, на первый взгляд далеко стоящих от преступности.

В то же время расширительное толкование криминологии как науки и соответственно ее предмета уводило исследователей от того факта, что преступность, будучи социальным явлением, «ограничена» рамками права, закона. В уголовном праве на основе социального опыта целых поколений выработан и закреплен в законе (уголовном кодексе) перечень деяний, относимых к преступным. Произвольный выход за эти границы недопустим, поскольку он привел бы к ничем не ограниченному произволу.

Таким образом, предмет науки криминологии — это само явление (преступность) в единстве и многообразии его сущности и те факторы, которые непосредственно с ним связаны.

Как мы увидим далее, преступность как социально-правовое явление сложилась исторически. Постепенно сформировалось «устойчивое ядро» преступности: убийства, кражи, насилие, преступления против нравственности, против государства, против правосудия и ряд других. В той или иной степени они присущи любой социально-политической системе. Естественно, имеются и различия, однако они появились на более поздних этапах развития человечества и зависят от политических, экономических, социальных, национальных особенностей тех или иных государств.

Предмет криминологии

Остановимся теперь на предмете криминологии более подробно. Как видно из определения этой науки, первая и основная часть ее предмета - преступность.

Определений преступности бесчисленное множество. Они несут на себе отпечаток философских взглядов авторов разных школ и направлений, правовых и даже религиозных воззрений.

Преступность есть форма социального поведения людей, нарушающая нормальное функционирование общественного организма. Правда, такими нарушениями являются и аморальные поступки, и то, что называют делинквентным, отклоняющимся поведением. Но из всех нарушений преступность наиболее опасна для общества.

Преступность — социально-правовое явление. Масса (цифра) преступности складывается из суммы совершенных в данном обществе и в данный период преступлений, предусмотренных уголовным кодексом.

Заметим, что преступность — не просто сумма совершенных преступлений, а явление, имеющее свои закономерности существования, связанное с другими социальными явлениями, а часто ими и определяющееся.

В криминологической литературе происхождение преступности связывается с периодом возникновения государства, права, социальным, имущественным и классовым расслоением общества.

Вторая составная часть предмета криминологии — причины преступности и условия, ей способствующие . Проблема причинности — одна из ключевых и трудных проблем в общественных науках, и конечно в криминологии. Ее решение во многом определяется тем, какие философские взгляды исповедует ученый. В то же время проблема причинности не только теоретическая, но и практическая, поскольку без изучения причин такого явления, как преступность, и условий, ему способствующих, нельзя на научной основе, со знанием дела ей противодействовать, причем не только силами одной правоохранительной системы и с помощью закона, но и приводя в движение экономические, социальные и иные рычаги, которыми располагают общество и государство.

Развитие криминологии и внедрение ее рекомендаций в практику с достаточной убедительностью показали реальность установления и причинных связей в проблеме преступности, и условий, способствующих совершению преступлений. Практические правоохранительные органы научились выявлять эти условия и причины преступлений, а наука вооружила их методикой этой работы. Законодатель закрепил обязанность правоохранительных органов выявлять причины и условия совершения преступлений и принимать (в пределах своих возможностей и компетенции) меры к их предупреждению.

На заре развития криминологии ученые представляли преступника как тип личности, как бы выпадающий из человеческой популяции. Одни видели в преступниках людей, отмеченных печатью Каина, в соответствии с теологическими концепциями. Другие, наблюдая жестокость многих преступников или приверженность их к занятию конкретным преступным промыслом, стали искать причины этого в биологических особенностях людей. Такое представление, начавшееся с учений френологов и получившее законченный вид в теориях Ч. Ломброзо и его последователей, было распространенным в течение длительного времени. Третьи конструировали специфические социальные типы преступников, отвергая биологический подход. Четвертые искали компромисс между социологическим и биологическим подходом к личности.

Углубленное изучение проблемы привело многих ученых к тому, что понятие «личность преступника» было поставлено под сомнение и высказана идея о том, чтобы отказаться от нее, заменив более пространным, но более точным понятием личности людей, совершающих преступления.

Почему пришли к этому выводу? Потому что понятие «личность преступника» предполагает какую-то заданность, порождает представление о том, что данный человек уже предрасположен к преступлению. Однако опыт свидетельствует о том, что в действительности почти каждое преступление может совершить любой человек. Американские криминологи, например, говорят о том, что каждый американец хоть раз в жизни, но совершил преступление. Как же быть в таком случае с понятием «личность преступника»?

Классификация конкретных социальных типов преступников весьма важна. Убийцы отличаются от воров, представляя собой специфический тип личности; мошенники — от «белых воротничков», хотя последние могут применять методы мошенничества; расхитители имущества — от сексуальных насильников и т. д. Изучение типов личности тех, кто совершает преступления, требует разработки как общих, так и индивидуальных мер и методов предупреждения преступлений. Однако при этом следует иметь в виду временный характер нахождения в «мундире» личности преступника (иначе зачем говорить об исправлении и перевоспитании преступников). И если для уголовного права преступник тот, кто совершил деяние, содержащее все элементы состава преступления, то для криминологии определение понятия «личность преступника» — более сложная задача, поскольку связана с отнесением человека к определенной, осуждаемой обществом страте этого же общества, с неизбежным вопросом: насколько долго такое состояние человека может продолжаться?

Принципиальным для криминологии, для правильного понимания соотношения является тот факт, что биологические особенности влияют на тип поведения человека (холерик в одинаковой жизненной ситуации поступит иначе, чем флегматик или сангвиник, но в целом их поступки диктуются еще и степенью социальной воспитанности), не являясь причинами его поведения, в том числе преступного.

Наконец, в предмет криминологии входит предупреждение преступности. Проблема предупреждения преступности неотрывна от других составляющих предмет криминологии. Она как бы завершает все, что связано с наличием преступности в человеческом обществе и борьбой с ней. Понимание преступности как социального явления, отражающего его противоречивость и особенности функционирования, свойства личности тех, кого само общество, как правило, превращает в преступников, и есть та база, на которой рождается теория предупреждения преступности. Поэтому проблема предупреждения преступности рассматривается на трех уровнях: общесоциальном, специально-криминологическом и индивидуальном.

Поскольку преступность - явление социальное, необходимо исходить из того, что успешной борьба с ней может быть лишь тогда, когда подход к ней будет комплексным как при ее изучении, так и при разработке мер предупреждения. Поэтому борьба с преступностью в широком общесоциальном плане есть использование мер экономических, социально-культурных, воспитательных и, наконец, правовых. При этом очевидно, что политическая атмосфера в обществе — это то, что может свести на нет любые формы и методы руководства обществом, довести их до хаоса и развала либо, напротив, привести к стабилизации общественного (и государственного) организма.

Опыт показывает, что чем выше уровень экономического, технического, культурного состояния общества, тем больше оснований полагать, что преступность в таком обществе будет ниже, нежели в обществе, прозябающем в экономической разрухе, социальной и политической неустойчивости, в обществе, где забота о людях декларируется (даже является спекулятивным политическим лозунгом), но не претворяется в жизнь.

Специально-криминологические меры предупреждения преступности могут быть общими и конкретными. Они хотя и затрагивают, допустим, сферу управления, однако являются такими, которые требуют не совершенствования крупных ее блоков, а изменения каких-то частей, например учета и контроля за расходованием денежных средств либо материалов в какой-либо отрасли производства или управления, что снимет (на определенный период) опасность хищений либо иных злоупотреблений. Конкретные рекомендации еще более узки по своей целенаправленности, например меры организации охраны материальных средств на конкретном предприятии.

Криминологи за годы своего «вторжения» в социальную жизнь наработали немало практически значимых рекомендаций по предупреждению преступлений в различных отраслях промышленности и сельского хозяйства. Меры по предупреждению преступности касаются как организации производственных процессов (с точки зрения их криминогенной уязвимости), так и воспитательной работы с разными категориями работающих, а также методов учета, охраны материальных средств и т. д.

Эти рекомендации могли появиться на свет лишь в результате длительного и всестороннего изучения конкретных отраслей хозяйства. Такое направление в криминологии неисчерпаемо, поскольку формы хозяйствования, их структуры меняются, соответственно меняются и условия, способствующие совершению преступлений, а значит, должны совершенствоваться предупредительные меры.

Меры предупреждения разные и для различных видов преступлений (например, для корыстных и насильственных, убийств и изнасилований, краж и мошенничества и т. д.). Блоки преступности тоже требуют специфических мер (скажем, организованная преступность — одних мер, рецидивная — других, женская — третьих и т. п.). Внутри же этих блоков различны и многочисленны виды конкретных преступлений, требующие соответствующих мер для их предупреждения.

Деление преступности на уровни определяет и особенности индивидуальной профилактики, ибо отдельные преступления совершаются конкретными людьми, профилактическая (воспитательная) работа с которыми требует сугубо индивидуального подхода. В этой части криминология вступает в контакт прежде всего с такой наукой, как психология. Не случайно среди правовых наук прочное место завоевала ныне юридическая психология.

Теория предупреждения преступности неразрывно связана (как и остальные составные предметы криминологии) с проблемой прогнозирования преступности, а также планированием предупредительных мер.

Предупреждение преступности может и должно планироваться. Планирование предупредительной работы в государстве имеет свои особенности. В борьбе с преступностью нет и не может быть однозначных рекомендаций. К сожалению, иногда конкретные советы и предписания сводятся к лозунгам, призывам: усилить профилактическую работу, обязать прокурора усилить надзор за соблюдением законов, обязать МВД разработать планы усиления индивидуальной профилактики силами участковых инспекторов и т. д., к чему привыкли и чем пестрит практика борьбы с преступностью в нашем государстве, оборачивающаяся наличием пустых, неконтролируемых и невыполнимых «планов». Причем наша практика страдала и продолжает страдать неоправданной гигантоманией и глобальностью планов.

Завершая рассмотрение предмета криминологии, отметим, что в него входит и проблема жертвы преступления. В науке это направление получило название «виктимология».

Исследования показывают, что поведение преступника нередко обусловлено как поведением его жертвы, так и особыми се качествами, а также взаимоотношениями преступника с потерпевшим, сложившимися ранее либо в процессе столкновения. Нередко преступное поведение провоцируется отрицательным поведением потерпевшего. В преступлениях, где имеются мотивы межличностного порядка, это видно особенно отчетливо.

Развитие виктимологии привело к возникновению термина «виктимизация». Это процесс превращения в жертву преступления конкретного лица, а также определенной общности людей. Виктимизация отличается от преступности тем, что представляет собой совокупность процессов становления жертвами.

Система криминологии

Можно говорить о системе науки, т. е. о перечне и о порядке рассмотрения проблем, скажем, от наиболее общих, основополагающих до конкретных. Можно говорить и о системе курса или учебника, где в наиболее удобном для изучения порядке освещаются отдельные проблемы науки.

С такой же позиции следует подходить и к криминологии. В юридических науках, которые тесно связаны с законодательством, система науки нередко совпадает с системой законодательства. Как известно, наука уголовного права складывается из Общей и Особенной (специальной) частей, соответственно уголовные кодексы имеют Общую и Специальную части. И в том и в другом случае в Общей части излагаются общетеоретические, исходные для науки и практики вопросы, а в Специальной части указываются виды преступлений, конкретные их составы и меры наказания за них.

Для криминологии проблема деления на две части более условна, чем кажется на первый взгляд. Прежде всего потому, что многие из вопросов, казалось бы, справедливо отнесенных к проблемам Специальной части, например рецидивная преступность, сами по себе имеют общетеоретическое значение. Эти виды преступности наполнены собственным глубоким теоретическим содержанием, позволяющим, строго говоря, их самих делить на общее и конкретное (особенное, специальное).

В частности, можно сказать, что криминология систематизирует преступления: 1) по сферам деятельности преступников; 2) степени их организации; 3) составу преступного контингента; 4) причинам не только самих преступлений, но и того социального распределения преступников, которое наблюдается в стране.

Если взять за основу подходы к криминологии как к науке, получившие отражение в ранее изданных курсах, учебниках, монографиях, специальных статьях, то обобщенно система криминологии выглядит следующим образом.

Сначала рассматриваются понятия, предмет, задачи науки; вслед за этим — история и состояние криминологии как науки; затем анализируются ее ключевые проблемы (преступность, причины и условия преступности, личность преступника, методы изучения, прогнозирование и предупреждение преступности, включая планирование борьбы с преступностью); далее анализируются наиболее опасные и распространенные виды преступности.

Криминология и другие науки

Уже из ознакомления с предметом криминологии видно, что эта наука междисциплинарная, т. е. тесно связанная с некоторыми другими науками. Это науки юридические и социальные в широком смысле слова.

Прежде всего рассмотрим соотношение криминологии с юридическими науками. На первом месте здесь связь криминологии с уголовным правом.

И уголовное право, и криминология изучают преступление и преступность. Но делают они это по-разному. Уголовное право — наука об ответственности за совершение преступлений. Поэтому и преступление она изучает с юридических позиций как понятие и совокупность признаков (состав) определенного акта противоправного поведения. Уголовное право изучает и наказание, налагаемое судом за совершение преступления, смягчающие и отягчающие ответственность обстоятельства, определяет принципы назначения наказания и освобождения от него.

Уголовное право не обращается к тем явлениям, событиям и поступкам человека, которые предшествуют преступлению; его непосредственно не интересуют причины преступности и условия, способствующие совершению преступлений. А личность преступника сводится в уголовном праве к понятию субъекта преступления, который характеризуется в основном двумя свойствами: возрастом и вменяемостью (плюс признаками так называемого специального субъекта). За границами уголовного права остаются социальные, нравственные и психологические особенности преступника. Но все то, что не входит в предмет уголовного права, как раз интересует криминолога, в частности механизм преступного поведения и причины противоправного развития событий.

Органичная связь криминологии с уголовным правом состоит в том, что уголовное право определяет границы, рамки предмета криминологии. Ведь перечень преступных деяний определяется уголовным кодексом. А именно этот круг деяний и изучается криминологией.

Криминология тесно связана с наукой уголовного процесса, изучающей процедуры предварительного расследования и судебного рассмотрения дела. В уголовно-процессуальном законодательстве содержится прямое предписание: следователь, прокурор, суд обязаны по каждому уголовному делу выявлять причины и условия, способствующие совершению преступлений, и предлагать меры, направленные на их устранение.

Еще одна юридическая наука - криминалистика, которая изучает методику, технику и тактику расследования преступлений, получает от криминологии данные о состоянии преступности, особенностях механизмов, способов совершения различных преступлений и о свойствах личности преступников. Криминалистика использует эти сведения для разработки наиболее эффективных методов раскрытия преступлений. Неразрывна связь криминологии и с теорией оперативно-розыскной деятельности, которая дает возможность изучать преступность в определенном смысле «изнутри» с помощью специальных средств и методов.

Криминология связана и с уголовно-исполнительным правом, изучающим принципы и условия назначения и отбывания наказаний. Многие преступления совершаются в местах лишения свободы или лицами, вышедшими из заключения, поэтому взаимодействие криминологов и специалистов по уголовно-исполнительному праву весьма полезно.

Есть еще несколько наук, обычно относимых к циклу юридических. Это судебная статистика, судебная медицина и судебная психиатрия. И с ними криминология имеет непосредственные контакты. Так, она широко использует данные судебной статистики. А разработки судебных психиатров помогают криминологам составить более полное представление об особенностях личности различных категорий преступников.

В ходе развития криминологических учений вносились предложения расширить ее предмет за счет изучения смежных с преступностью явлений (социальных аномалий): алкоголизма, наркомании, проституции, самоубийств и т. и. Но возобладала точка зрения, ограничивающая предмет криминологии только анализом преступности. Тем самым сохранилась и укрепилась и ее связь с юридическими науками.

Но, как отмечалось, криминология не менее тесно связана и с науками, не имеющими юридической направленности. Прежде всего это , изучающая общество в процессе его функционирования. У социологии есть несколько ответвлений: социология семьи, социология труда, социология спорта и др. Криминологию с полным основанием можно назвать социологией преступности. Попутно отметим: если в России криминология изучается в юридических вузах, то англо-американская традиция состоит в преподавании криминологии на факультетах социологии.

Далее укажем на тесную связь криминологии с юридической психологией, предметом которой является внутренняя жизнь человека, его поведение в природе и обществе. С полным основанием можно назвать криминологию или по крайней мере определенную ее часть психологией преступника.

Итак, при выяснении взаимосвязей криминологии со смежными науками мы приходим к выводу, что эта наука имеет комплексный характер. Она находится на стыке юриспруденции с социологией и психологией и использует данные всех этих и других наук.

Нельзя не отметить, что среди специалистов в области уголовного права существует точка зрения, отрицающая вопреки фактам действительности и развитию мировой науки не только самостоятельность криминологии в качестве общетеоретической науки о преступности, но и как науку вообще. Эти ученые полагают, что криминология — часть уголовного права либо часть социологии. На наш взгляд, истоки таких взглядов восходят к середине 1920-х гг., когда вопрос о причинах преступности при социализме был решен «полностью, однозначно и окончательно». Коротких, мало к чему обязывающих призывов в рамках учения о преступлении в уголовном праве было достаточно. Теперь же подобные суждения выглядят анахронизмом. Криминология, ее выводы позволяют глубже понять институты уголовного, уголовно-исполнительного, процессуального права, криминалистики, в целом практики борьбы с преступностью и вовсе не принижают их и не разобщают науки, как это утверждали «ликвидаторы» и противники криминологии как науки.

Криминология действительно вышла из уголовного права (хотя можно говорить и о том, что она вышла и из общей социологии, — такая точка зрения гоже существует, как, кстати, говорят и о «медицинской криминологии» и других ее видах, поскольку проблемой преступности занимались ученые разных специальностей, привнося свое в эту проблему), но, выйдя, она получила возможность собственного развития. Став самостоятельной, она осталась тесно связанной и с уголовным правом, и с другими правовыми науками, а также с социологией, философией и медициной, особенно психиатрией, и с рядом других наук. В условиях стремительного развития и дифференциации различных наук, имеющих общий корень, это вполне естественное явление.

1. Понятие, предмет, система и задачи криминологии.

2. Место криминологии в системе наук.

3. Методы криминологии.

Криминология от латинского Crimen и греческого Logos - наука о преступлении.

В виде самостоятельной отрасли знаний криминология существует менее двух веков. Хотя, бесспорно, некоторые суждения о причинах преступности и методах борьбы с ней встречаются уже в трудах римских и греческих мыслителей, а также в трудах мыслителей XVI-XIX в.в., например, в труде Чезаре Беккариа , но до второй половины XIX в. они не представляли еще самостоятельной системы научных знаний. Впервые термин «криминология» появился в работе антрополога Топинарда в 1879 году, а далее криминологию как самостоятельную науку, употребили итальянские исследователи Топинард и Гарофало, которые в 1885 году опубликовали монографию под аналогичным названием.

С момента зарождения и до настоящего времени не существует единой теории по поводу изучения преступности.

Понятие криминологии определяется через ПРИЗНАКИ КРИМИНОЛОГИИ:

1. Криминология - это наука, система знаний.

2. Природа криминологии как науки связана с отраслевой принадлежностью криминологии.

По мнению Долговой и Кузнецовой, криминология является междисциплинарной наукой. Кудрявцев и Антонян считают, что криминология является общетеоретической наукой, а Кваша - что криминология - это межотраслевая наука. Большинство исследователей склоняются к тому, что криминология - это социально-правовая наука .

3. Криминология - это система правовых норм, содержащихся в правовых документах и регламентирующих проведение общей предупредительной и индивидуально-предупредительной работы. Хотя говорить о том, что криминология - это отрасль права, необоснованно.

4. Предмет криминологии. Устоявшимся мнением является рассмотрение предмета криминологии как совокупности 4 самостоятельных элементов : преступность, личность преступника, причины и условия преступности (криминогенные детерминанты), превенция преступности.

Такое представление о предмете криминологии сформировалось не сразу, и хотя оно является доминирующим, однако не единственным. Одни исследователи предлагают исключить из пред-мета криминологии отдельные блоки, другие - напротив, расши-рить предмет криминологических исследований. Так, например, некоторые исследователи не наделяли в качестве самостоятель-ного предмета криминологических исследований личность преступ-ника, обосновывая это тем, что одни свойства личности преступ-ника изучаются в разделе причин и условий преступности, дру-гие - в разделе предупреждения преступности.


По их мнению, внимание нужно сосредоточить на изучении социально-психологи-ческого механизма индивидуального преступного поведения, по-скольку нет социально-типичных свойств, отличающих лиц, совер-шивших преступления, от законопослушных граждан. Таким обра-зом, подвергается сомнению правомерность существования самого понятия «личность преступника», ставится знак равенства между этим понятием и понятием субъекта преступления.

В целях профилактики обществу всегда будет необходим среднестатистический портрет преступ-ника, который помогает установить, какие свойства личности и в какой степени были включены в механизм преступного поведе-ния. Это означает, что выделение в качестве самостоятельного предмета криминологических исследований социальных свойств преступников, по мнению профессоров ТГУ Прозументов и Шестлера, объективно необходимо. Однако, учитывая, что нет преступника как определенного социально-психологического типа, правильнее этот раздел криминологии именовать как личность ли-ца, совершившего преступление.

Например, проблема личности подростка, совершившего преступление в группе, никогда не исчерпывалась изучением только лиц, совершивших преступле-ние в соучастии. Это обусловлено тем, что в преступную группу как реальную социальную общность входят все лица, создающие необходимые условия для ее жизнедеятельности, а не только уча-ствующие в совершении конкретных преступлений. Исключение этих лиц из предмета криминологических исследований означало бы невозможность вскрытия механизма образования этих групп, выработки мер по их разложению или переориентации.

Хохряков предлагает в качестве одного из элементов предмета криминологии ввести жертву преступления. Долгова предлагает ввести в предмет криминологии подверженность преступности различным воздействиям . Эминов предлагает ввести в предмет криминологии отдельно последствия преступности (однако статистические данные о преступлениях практически никогда не содержат исчерпывающих данных о последствиях совершения конкретных видов преступлений). Антонян выделяет в предмете криминологии самостоятельный элемент - факторы, которые непосредственно связаны с преступностью (слишком широкое понимание факторов, связанных с преступностью). Кудрявцев предлагал отдельно выделять планирование, координирование профилактической деятельности, анализ истории криминологии и частные криминологические теории .

Система криминологии строится исходя из двух главных оснований:

1) исходя из ее предмета;

2) по уровню обобщения научно-практической информации выделяют:

Общую часть криминологии - криминологические явления анализируются, в общем и целом, без выделения специфики конкретных видов преступности.

Особенную часть (Специальную) - характеристика видов преступлений изучается отдельно. Виды преступности выделяются либо по содержанию преступных деяний (корыстные, насильственные, неосторожные), либо по субъектному составу (по особенностям контингента преступников)

Задачи криминологии:

1. Предупреждение преступности. Все нормы уголовного закона, прежде всего, являются социально и криминологически обусловленными.

2. Экспертиза проектов НПА на предмет криминологической обусловленности.

3. Подготовка НПА, содержащих нормы о необходимости проведения мероприятий, направленных на борьбу с преступностью. Существуют определенные общественные организации и другие коллективные образования, которые занимаются вопросами, вытекающими из этой задачи криминологии.

4. Изучение и использование международного опыта борьбы с преступностью.

Криминология - социально-правовая наука, изучающая преступность, личность преступника, причины и условия преступности, а также предупреждение преступности.

Криминология — это социально-правовая общетеоретическая и прикладная наука, исследующая преступность как социальное явление, сущность и формы ее проявления, закономерности возникновения, существования и изменения; ее причины и иные детерминанты; личность тех, кто совершает преступления; систему мер предупреждения преступлений.

КРИМИНОЛОГИЯ

Степанова Ирина Борисовна

КРИМИНОЛОГИЯ КАК НАУКА И ЕЁ ПРЕДМЕТ

1. Понятие и особенности криминологии

2. Предмет и система криминологии

3. Место криминологии в системе наук

Понятие и особенности криминологии

Криминология (от лат. сrimen – преступление и греч. logos - учение) – наука, изучающая преступность.

Возникновение криминологии как самостоятельной науки относят ко 2/2 XIX века и связывают с появлением работ Топинарда, Чезаре Ламброзо, Рафаэля Гарофало. Считается, что термин «криминология» в научный оборот в 1879 году ввёл Топинард, а в 1885 году впервые под таким названием вышла монография Гарофало.

Таким образом, в виде самостоятельной отрасли знания и концепции борьбы с преступностью криминология существует менее 2 веков.

Однако, отдельные представления о преступности и её причинах встречались в недрах общественно-политической теории (труды Аристотеля, Платона, Цицерона, Т.Мора, Гроция, Монтескье). Особое место – Ч. Беккария «О преступлениях и наказаниях». Но до 2/2 XIX века эти идеи и представления не представляли собой самостоятельной системы научных положений.

Более, чем за 2 века взгляды на преступное поведение претерпели значительные изменения.

1. Биологическое

2. Психологическое

3. Социологическое

Криминология не представляла собой единого учения. Она включала в себя ряд походов и школ, которые имели научные центры в разных странах мира.

В России до октября 1917 года криминология как самостоятельная наука не существовала. Она развивалась в рамках уголовного права, главным образом представлена в рамках социологической школы уголовного права (в частности, проф. Гернет). После 1917 года появляются криминологические исследования. Советская криминология началась как практическое направление уголовной статистики. При Центральном статистическом управлении и при губернских судах функционировали отделы моральной статистики, которые изучали преступность, её причины и личность преступника. Тогда появляется первый отечественный институт по изучению преступности и преступников (функционировал до 1935 г.). В 1935 году криминология была запрещена как лженаука (вплоть до 50х годов). Возрождение криминологии произошло в конце 50х – начале 60х годов. В 1963 году был создан Всесоюзный институт по изучению причин и разработке мер предупреждения преступности при Генеральной прокуратуре (существует до сих пор).

Криминология, хотя и относится к наукам криминального цикла, по существу отличается от них, т.к. она является не чисто правовой, а социолого-правовой наукой. К правовым наукам она относится, т.к. изучаемые ей явления имеют характеристику, базируются на уголовно-правовых понятиях. Но изучаемый криминологией предмет не укладывается в рамки правовых характеристик, входит также в сферу социологии (особенно при изучении причин преступности).

Предмет и система криминологии

Отечественные учёные в предмете криминологии выделяют 4 группы социальных явлений:

1) преступность

2) личность преступника

3) причины и условия преступности

4) предупреждение преступности

До недавнего времени под преступностью понимали совокупность преступлений, совершённых на территории государства за определённый период времени.

Современных учёных это понятие не устраивает, т.к. оно только количественно характеризует преступность, не раскрывая её качественных признаков. Поэтому предлагаются иные определения преступности.

Например, проф. Шестаков под преступностью понимает негативное свойство общества воспроизводить массу опасных для него самого деяний, обуславливающее введение уголовно-правовых запретов и внешне выраженное в потоке преступлений.

Девиантное поведение, не образующее преступлений, но тесно связанное с ними (алкоголизм, наркомания, проституция, бродяжничество и т.п. – фоновые явления) в предмет криминологии в полно объёме не входят. Криминология рассматривает подобные явления фрагментарно при анализе причин преступности и проблем борьбы с ней.

Личность преступника – совокупность социально-демографических, социально-ролевых и нравственно-психологических свойств субъекта преступления. Криминология изучает отличие социологического портрета преступника от законопослушного гражданина, т.к. «сдвиги» в характеристиках показаны некоторые истоки преступности.

Причины и условия преступности – совокупность экономических, политических, идеологических, психологических, организационно-управленческих и иных явлений, порождающих преступность. Отечественная криминология исходит из постулата, что причиной преступности являются общественные противоречия.

Предупреждение преступности – система мер, направленных на устранение и нейтрализацию причин и условий преступности, на удержание от преступлений и коррекцию поведения правонарушителей. Криминология разрабатывает научные основы для программ борьбы с преступностью, готовит теоретические модели НПА в сфере борьбы с преступностью, осуществляет криминологическую экспертизу проектов законов.

Система криминологии .

По уровню обобщения научной информации выделяют Общую и Особенную часть.

В Общей части криминологические явления анализируются в целом, без выделения специфики отдельных видов преступлений.

Особенная часть составляют так называемые частные криминологические теории, описывающие и объясняющие закономерности отдельных видов преступности и противодействия ей. Туда же входят теории, которые объясняют влияние на преступность отдельных явлений, факторов (семья – семейная криминология, экономика – экономическая криминология, уголовное наказание – криминопенология, поведение потерпевшего - виктимология).

Система особенной части не совпадает с системой Особенной части УК РФ. Классификация не по объекту, как в УК РФ, а в зависимости от причин и условий преступности: насильственная преступность – не изучаются неосторожные преступления, но входит хулиганство.

Место криминологии в системе наук

Данный вопрос является дискуссионным. В различные периоды, в различных государствах, различными авторами этот вопрос решался по-разному.

Англосаксонская школа считает криминологию отраслью социологии. Базой для криминолога должна быть социология, поэтому её преподают в социологических колледжах.

Континентальная доктрина рассматривает криминология как междисц…? между общественными и естественными науками.

В Италии делается акцента на биологию.

Во Франции – на клинич ст, св с психич отклонениями.

В Германии – два направления – биологическое и социологическое с преобладанием последнего.

В странах Восточной Европы криминологию относят к правовым наукам: границы преступности устанавливает закон, борьба с преступностью регулируется с такой тщательностью, какой не наблюдается при борьбе с другими негативными явлениями. Соответственно, базовой является юридическая наука для криминологов.

В настоящее время в РФ криминология считается общетеоретической наукой для других наук криминального цикла. Это база для других наук, изучающих преступность. Соотношение криминологии и этих наук сравнивают с соотношением ТГП и других юридических дисциплин. Эта наука является самостоятельной, т.к. имеет специфические предмет и метод.

Задачи криминологии .

1) Аналитическая – исследование преступности, её причин и условий, личности преступника, системы и эффективности предупреждения преступности.

2) Прогностическая – по закономерностям и тенденциям изменения преступности, по обострениям социальных проблем строятся прогнозы о возможности развития криминологических явлений.

Частнонаучные методы

1) Социологические методы

Изучают явления в их конкретном проявлении – конкретное преступление, конкретный потерпевший, конкретное уголовное дело.

Например, опрос (письменный – анкетирование, устный – интервьюирование), наблюдение (за поведением осуждённого), эксперимент, метод экспертных оценок и анализ доказательств.

2) Статистические методы

Основаны на научно изучении различных форм статистики.

3) Психологические методы

Используются 2 метода: тестирование (установить личностные характеристики осуждённых и потерпевших) и социометрия (установить взаимоотношения в малой группе).

4) Правовые методы

Можно выделить метод сравнительного правоведения (оценить эффективность уголовно-правовых, уголовно-процессуальных, уголовно-исполнительных институтов в различных государствах).

5) Математические методы

Например, математическое моделирование криминологически значимых или процессов, методы обработки и анализа данных, корреляционный метод.

Статистические методы

Одним из источников криминологической информации выступает уголовная статистика. Государственная система уголовной статистики основана на принципе единого учёта преступлений (в эту статистику не включаются преступления, расследуемые ФСБ и Военной Прокуратурой, поэтому нельзя говорить о соблюдении данного принципа).

Система единого учёта преступлений функционирует с 1965 года (ранее отслеживались не совершённые преступления, а уголовные дела, количество осуждённых).

В настоящее время учёт преступлений и судимости в России осуществляется в соответствии с совместным приказом нескольких правоохранительных ведомств от 29.12.2005 «О едином учёте преступлений». Он обязателен для всех ПОО, кроме ФСБ и Военной Прокуратуры. С 30-х по 80-е годы сведения о преступности и деятельности ПОО были засекречены. Гриф секретности снят в 1988 году. С 1989 года в России ежегодно издаются статистические сборники о преступности и правонарушениях (но они носят ведомственный характер).

Криминологическая информация из многочисленных источников поступает в Главный информационно-аналитический центр МВД РФ (ГИАЦ МВД РФ), где она обобщается и распр-ся участниками этого процесса. Этот центр представляет государственный статистический отчёт о состоянии преступности.

Система единого учёта преступлений основана на следующих принципах :

1) Регистрация преступлений по материалам возбуждённого УД либо отказа в его возбуждении по нереабилитирующим основаниям.

2) Регистрация лиц, совершивших преступления, по материалам утверждённых прокурором обвинительных заключений или обвинительных актов.

3) Судебная статистика ведётся по вынесенным приговорам и решениям.

Изначально информация о преступлениях отражается в документах первичного учёта (статистических карточках).

Формы статистического учёта :

1) на выявленные преступления

2) о результатах расследования преступлений

3) на преступления, по которым лицо, его совершившее, не установлено

4) на лицо, совершившее преступление

5) о движении УД

6) о возмещении материального ущерба

7) о потерпевшем

8) о результатах рассмотрения дела в суде

Статистические методы позволяют установить закономерности, которые проявляются не в конкретном случае, а в большой массе явлений (напр., возраст убийц).

Любые статистические исследования включают 3 этапа :

1) Статистическое наблюдение

Сбор первичной информации из статистических отчётов, из материалов УД, в результате опросов и др.

2) Сводка и группировка собранных данных

Первичные данные систематизируются, подсчитывается их общее количество, а затем группируются по разным признакам, что отражается в таблицах, схемах, диаграммах

3 разновидности группировки:

Типологическая (по качественным признакам) – виды преступлений, тяжесть преступлений

Вариационная (по количественному признаку) – осуждённые по возрасту, по числу судимостей

Аналитическая (устанавливается взаимозависимость между изучаемыми явлениями) – между преступностью и состоянием опьянения, между преступностью и уровнем образования, между преступностью и родом занятий

3) Анализ собранных и сгруппированных данных с помощью обобщающих показателей (устанавливается закономерность явлений и их взаимосвязь).

Обобщающие показатели

I) КОЭФФИЦИЕНТЫ – это количество явлений в расчёте на определённую численность населения (сколько преступлений приходится на 100 000 населения)

II) ОТНОСИТЕЛЬНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ – бывают 3 видов

1) относительные величины, характеризующие долю – показывают отношение части к целому, - доля женщин в числе выявленных преступников, доля тяжких и особо тяжких преступлений)

2) относительные величины, характеризующие динамику – темпы роста и темпы прироста преступности

Уровень ряда (база) – абсолютный показатель преступности за определённый период.

1991 г. … 2005 … 2009

2173074 – базисный ур ряда 3554735 2994820 - уровень ряда

пр-ий пр-ий пр-ий

Абс прирост 1381661 - 559915 (пр-ть сократилась, поэтому «-»)

(2173074-3354735)

Абсолютный прирост – разница между сравниваемым и базисным уровнем ряда.

Темпы роста преступности – это % отношение уровня последующего периода к предыдущему базисному.

Темпы роста

3554735 / 2173074 * 100% = 164%

2994820 / 3554735 * 100% = 84%

Темпы прироста - это % отношение абсолютного прироста сравниваемого периода к базисному уровню ряда.

Темпы прироста

1381661 / 2173074 * 100% = 64%

559915 / 3554735 * 100% = -16%

164% - 100% = 64%

84% - 100% = -16%

Расчёты могут производиться 3 способами :

1) базисным

3) методом укрупнения интервалов

1 – все показатели высчитываются по отношению к одной величине, принятой за базу

2 – показатели рассчитываются по отношению к предыдущему показателю (предыдущему году)

3 – временной отрезок делится на более крупные интервалы, и расчёты производятся с учётом показателей первого и последнего года в данном периоде

1991 1992 1993 1994 1995 (I)

1996 1997 1998 1999 2000 (II)

Стрелки от 1995 к 1991, от 1994 к 1991, от 1993 к 1991, от 1992 к 1991 – базисный способ

Стрелки от 1995 к 1994, от 1994 к 1993, от 1993 к 1992, от 1992 к 1991 – цепной способ

Стрелка от II к I – метод укрупнения интервалов (напр, 1 интервал – 4 года)

Среднегодовые темпы прироста (1 интервал / 4 = среднее арифметическое)

III) Средние величины – обобщённая характеристика явлений по количественному признаку (средний возраст осуждённых, средний срок л/св).

Социологические методы

АНКЕТИРОВАНИЕ – письменный опрос большого числа лиц по специально разработанной анкете.

Преимущества анкетирования в том, что оно позволяет получить данные, не отражённые в анкете (условия воспитания несовершеннолетнего преступника), оно мобильно и экономично (в короткий срок и при небольших затратах можно опросить большое число лиц), кроме того, важное начало – анонимность, простое техническое обеспечение, возможность быстрого проведения повторных опросов.

Недостатки: анкета непригодна для получения некоторых ответов, т.к. они носят вербальный и субъективный характер (виновный говорит о поведении потерпевшего), неполный возврат анкет, возможны ошибочные записи в анкете из-за непонимания вопроса, трудно, порой – невозможно, преодолеть нежелание опрашиваемых отвечать, трудно исключить возможность взаимного влияния при заполнении анкеты.

Вопросы, используемые в анкетах, могут классифицироваться:

О фактах сознания (мнения, оценки, планы)

О фактах поведения (поступки, действия людей)

О личности респондента (пол, возраст, образование, семейное положение)

а) – открытые (ответ респондент даёт в произвольной форме)

Закрытые (предлагается серия готовых ответов)

Частично закрытые (неполный веер ответов)

б) - прямые (требуют оценки событий из жизни респондента или его собственного поведения)

Косвенные (отстранены от личности респондента)

По функции

Основные (направлены на сбор информации об изучаемом явлении)

Контрольные (направлены на проверку надёжности информации, устойчивости мнения опрашиваемого)

Общие требования к составлению анкеты

1) Структура анкеты

Вводная часть (обращение к опрашиваемому: кто, с какой целью проводит исследование, правила заполнения анкеты)

Статусная часть (вспомогательные вопросы о личности респондента)

Основная часть (главные вопросы – по теме)

Заключительная часть (опрашиваемому может быть предоставлена возможность высказаться по проблеме – не обязательно)

2) Количество вопросов должно быть таким, чтобы заполнение анкеты не превышало 45 минут

3) Вопросы в анкете должны объединяться в тематические блоки

4) В начале должны быть простые вопросы (опрашиваемый привыкает), далее – самые сложные вопросы, в конце – простые (респондент устаёт)

ИНТЕРВЬЮИРОВАНИЕ

Очный вопрос, проводимый в устной форме

Интервью - беседа, один из участников которых отвечает на вопросы другого.

Преимущества:

1) Даёт возможность достичь более глубокого психологич контакта с респондентом. Это позволяет добиться большей достоверности результатов.

2) Этот метод мобилен и гибок. Наличие интервьюера позволяет разъяснять формулировки вопросов, позволяет корректировать ход беседы, затрудняет уклонение от дачи ответов.

Недостаток:

1) Проведение интервью трудоёмко, требует больших затрат времени, привлечения большого кол-ва специалистов.

Виды интервью:

1. Формализованное (стандартизированное) интервью

В основе такого интервью лежит детально разработанный вопросник. Действия интервьюера жёстко регламентированы. Он обязан придерживаться лишь тех вопросов, которые есть в программе интервью, не может менять их последовательность.

2. Фокусированное интервью

Вопросник является ориентиром для интервьюера, от него возможно отступление. Формулировка и последовательность вопросов может меняться в ходе интервью.

3. Свободное интервью

Отличается минимальной стандартизацией. Интервьюер не связан заранее подготовленным вопросником.

4. В теории выделяют ещё один вид – панельное интервью .

Неоднократное проведение интервью с теми же лицами через определённый промежуток времени для установления динамики их взглядов и мнений.

НАБЛЮДЕНИЕ

Непосредственное восприятие значимой для криминолога ситуации.

Виды:

1. Простое

2. Включённое

Простое – исследователь пассивно наблюдает ситуацию, поведение людей со стороны, сам в ситуации не участвует.

Включённое – исследователь смешивается с группой, инкогнито включается в неё, становиться одним из её членов, осуществляет взгляд на группу изнутри. Сфера применения включённого наблюдения ограничена.

Недостатки:

1) Ограничена сфера применения.

2) Большие затраты времени для получения достаточного для научных выводов количества наблюдаемых фактов.

3) Сложность внедрения в группу, если речь идёт о включённом наблюдении.

4) Наличие «кризиса терпения» со стороны объекта изучения, если наблюдение простое. Когда в группе длительно присутствует наблюдатель, это вызывает дискомфорт у наблюдаемых.

Преимущества:

1) Этот метод позволяет получить объективные данные.

ЭКСПЕРИМЕНТ

Научно поставленный опыт.

Эксперимент – специально организованное целенаправленное воздействие на объект исследования с целью фиксации его состояния или поведения в заданных условиях.

Сфера применения эксперимента ограничена сферой выявления действия социально положительных факторов. Запрещено экспериментальное создание криминогенных условий и ситуаций.

Эксперименты, как правило, предваряют законодательные изменения.

МЕТОД ЭКСПЕРТНЫХ ОЦЕНОК

Получение мнений по поставленным вопросам научных и практических работников в области борьбы с преступностью.

Этот метод применятся для выявления латентной (незарегистрированной) преступности, при исследовании эффективности норм и институтов УП, для прогнозирования преступности и др.

Недостатки:

1) Оценка эксперта основана на его субъективном мнении.

2) Нередко возникают трудности с отбором репрезентативной группы экспертов.

АНАЛИЗ ДОКУМЕНТОВ

В криминологии изучение документов проводится по специально разработанной анкете. Это необходимо для того, чтобы формализовать данные. Анализ УД, материалов следственной практики.

ПРЕСТУПНОСТЬ

1. Понятие и признаки преступности

2. Показатели, характеризующие преступность

3. Латентная преступность: понятие, виды, причины существования и методы выявления

4. Преступность в высокоиндустриальных государствах

5. Характеристика преступности в РФ

а) История преступности в России

б) Характеристика российской преступности на современном этапе

Признаки преступности

1) Пр-ть – социальное явление , т.к., во-первых, причиняемый ею вред вносит деформацию в общество, нарушает нормальное функционирование его институтов, во-вторых, т.к. порождается она социальными детерминантами (причинами), в-третьих, так как она образуется из отдельных поступков членов данного общества.

Проф. Шостаков полагает, что изначально пр-ть вытекает из животного происхождения человека, устроенного таким образом, чтобы поступать, руководствуясь лишь собственными интересами. Живой мир построен на принципе борьбы, войны, пожирания одних существ другими. Общество с его системой морали и права не искореняет животной природы человека, а, более того, своим несправедливым устройством оно даёт массу дополнительных поводов для совершения преступлений. Таким образом, пр-ть – не чисто социальное, а социально-биологическое явление.

2) Пр-ть – уголовно-правовое явление (московская криминологическая школа), т.к. она складывается из деяний, которые содержатся в уголовно-правовых нормах.

Проф. Шостаков отрицает уголовно-правовой признак преступности, т.к. понятие преступления, которое даётся в УП и понятие пр-ти д.б принципиально различными. Уголовный законно избирателен, круг общественно опасных деяний значительно шире, нежели перечень преступлений, предусмотренных в УК. Напр., репрессии. По мнению данного автора, под пр-тью в криминологии должны пониматься любые общественно опасные деяния, независимо от того, запрещены ли они уголовным законом. В противном случае он полагает существование криминологии бессмысленным. СПБ криминологическая школа полагает, что пр-ть первична, а уголовно-правовой запрет вторичен. Т.е. факт существования прест-ти обуславливает введение уголовно-правовых запретов.

3) Пр-ть – закономерное явление , так как, во-первых, она неизбежно существует в любом современном обществе, во-вторых, имеет определённые закономерности существования и развития.

4) Пр-ть – системное явление . Это не простая совокупность, так как существует взаимозависимость между отдельными видами пр-ти внутри целостности. Напр, рост наркопреступнсти ведёт рост иных видов пр-ий – растут корыстные пр-я, насильственная пр-ть, совершаемая в состоянии наркотического опьянения, растёт организованная преступность; если растёт экономическая пр-ть, растёт и организованная пр-ть. Существует взаимозависимость пр-ти с другими социальными явлениями (экономика, политика, право, мораль).

5) Пр-ть – исторически изменчивое явление . Её уровень и структура изменяются на отдельных этапах развития общества в зависимости от изменения детерминант (причин и условий) пр-ти, а также от определения государством круга преступных деяний.

Классическая позиция: пр-ть возникает, когда возникает гос и право.

Шостаков: пр-ть существует столько, сколько существует человеческое общество. В первобытном состоянии люди, ещё не имевшие судов и законодательства тоже совершали общественно опасные деяния.

6) Пр-ть – негативное явление .

Дюркгейм: пр-ть – явление присущее всякому здоровому обществу, она имеет как негативные, так и положительные черты. Положительная сторона пр-ти заключается в том, что она заставляет общество развиваться, не даёт ему застаиваться. Факт существования пр-ти заставляет общество реагировать на неё.

Идеологическая

Состояние преступности в стране традиционно считается показателем дееспособности власти, поэтому высокие ДЛ нередко предъявляют ПОО субъективистские требования о снижении преступности. Последние, не имея объективной возможности снизить уровень преступности, часто прибегают к искажению официальных отчётных данных. Чаще всего – путём выборочной регистрации преступлений.

[Вообще, такие требования некорректны – ПОО лишь реагируют на совершаемые преступления. То, что зарегистрировано много преступлений, свидетельствует о том, что ПОО активизировали свою деятельность]

Организационная

Существуют недостатки в системе регистрации и учёта преступлений. Во-первых, регистрация преступлений возложена на сами ПОО, которые отвечают за процент раскрываемости преступлений (нередко не регистрируют «тёмные» дела, которые будет трудно раскрыть). Есть предложение переложить эту функцию на Минюст или новую специальную структуру. Во-вторых, существует ведомственная статистическая разобщённость между ПОО.

Психологическая

Само население не заявляет о совершённых преступлениях. Чаще это обусловлено недоверием к ПОО. Хотя, могут быть иные причины необращения: нежелание факта огласки, боязнь мести, нежелание проходить процедуру, компромисс с преступниками (угон машины).

Кадровая

Физическая и профессиональная невозможность переработать реальный уровень уголовных дел. Поток преступности настолько велик, что, если бы ПОО регистрировали всё, они бы «захлебнулись» в потоке преступлений.

Специфика преступлений

Например, получение и дача взятки: обе стороны – преступники, поэтому обе заинтересованы в конфиденциальности своих действий, нет как такового потерпевшего (если нет вымогательства), не причиняется видимый материальный или физический вред, а нарушаются интересы гос службы.

Методы выявления латентной преступности :

- Опрос населения с помощью анонимных анкет

Граждане опрашиваются о совершённых в их отношении преступлениях: заявляли ли они о данном факте в ПОО, какой была реакция последних. На основании таких анкет делают вывод о степени латентности преступлений, о причинах латентности. В США такое исследование на гос уровне проводится дважды в год, в нашей стране на гос уровне такое исследование проводилось 1 раз.

- Анализ документов

Сведения о латентных телесных повреждениях можно изучить путём исследования материалов бюро судебной экспертизы, поликлиник, больниц и сопоставления с данными официальной статистики.

- Метод экспертных оценок

Суждения о латентности отдельных преступлений в данном регионе

- Сопоставительный анализ ряда статистических показателей

Сравнение динамики отдельных видов преступности. Смотрят, за счёт каких преступлений произошло снижение уровня преступности. [Исследование Проф Лунеева: сокращение преступности достигается за счёт сокращения краж, присвоений и растрат, мошенничества, хулиганства, которые легко скрыть от учёта; раскрываемость повышается за счёт того, что преступность становится более высоколатентной, она не регистрируется]

Наблюдение

Эксперимент

В РФ эти 2 метода не применяются, т.к. требуют больших затрат.

Концепция Я.И. Гилинского

Все свои действия и поступки (в том числе криминальные) человек совершает для удовлетворения потребностей.

Потребности людей распределены относительно равномерно, все люди нуждаются в качественных продуктах питания, хорошей работ и др. и имеют тенденцию к возрастанию.

Однако возможности удовлетворения потребностей людей различны, неравны.

В какой-то мере это неравенство определено индивидуальными особенностями (ребенок или взрослый, здоровый или инвалид, с высоким интеллектом или не очень).

Однако главный источник неодинаковых возможностей удовлетворять потребности – это социально-экономическое неравенство.

Индивиды занимают разные позиции в структуре общества, именно от социального статуса зависят возможности удовлетворять потребности.

Распределение индивида по социальным позициям обусловлено, как правило, независящими от них факторами, а именно социальным происхождением, а лишь во вторую очередь уже личными способностями и талантом.

Социально-экономическое неравенство появилось в процессе общественного разделения труда, это неизбежный процесс. Неравенство не может не порождать зависть, неудовлетворенность, социальные конфликты, протестные реакции, которые принимают формы социальных девиаций.

Главное в генезисе девиаций - это не сам уровень удовлетворения потребностей, а степени разрыва в возможностях их удовлетворения для различных социальных групп.

Пример из работы К.Маркса доказывает этот тезис: пока с маленькими домиком соседние дома также малы, дом удовлетворяет жилищным требованиям, но если по соседству стоит дворец, дом кажется хижиной.

Главное в неравенстве – это наличие аутсайдеров (безработные, беженцы, эмигранты и т.д.). Они составляют социальную базу преступности и других форм девиантного поведения.

Т.о., главная причина преступности – социально-экономическое неравенство.

Ученый не относится к нему отрицательно – оно может быть двигателем к научно-техническому процессу и т.д., однако оно имеет обратную сторону – порождение девиации.

Теория интеракции

ак. Кудрявцев В.Н.

Интеракция- взаимодействие.

Эти причины можно анализировать на 3 уровнях.

1 уровень – психологический, индивидуальный.

Это нижний уровень. На нём исследуются психологические причины совершения преступлений. Причины преступности на индивидуальном уровне – недостаточная социализация личности, то есть неполное усвоение ею норм социальной жизни, слабая адаптированность к социальным условиям. Автор задаёт вопрос – чем вызвана эта недостаточная социализация? Ответ мы находим, изучая причины на 2 уровне.

2 уровень изучения причин преступности – социологический.

Здесь анализируются пороки и недостатки общественной системы – социальные, экономические, политические, духовные явления, которые вызывают преступность. Эти явления влияют на формирование личности преступника и мотивацию поступков.

3 уровень – философский.

На этом уровне анализируется вопрос о причинах негативных явлений в обществе в целом. Общая причина преступности – это объективно существующие социальные противоречия. Главное противоречие современного общества, которое порождает все негативные явления, - противоречие между общественным характером производства и частным присвоением результатов труда. Это противоречие вечно, поэтому и преступность будет существовать всегда.

Вернёмся к социологическому уровню.

Причины преступности на социологическом уровне.

Экономические причины

Недостатки, пороки и противоречия экономической политики (приводит к резкому имущественному расслоению населения; преступность рождается нищетой одних слоёв населения, стремлением к наживе других слоёв);

Ряд экономических ситуаций – инфляция, рост цен, низкая оплата труда, которые неизбежно оказывают влияние на мотивы поведения людей

Политические причины

Политические интересы и конфликты, возникающие на их почве (в большинстве случаев политические интересы связаны с борьбой за власть, в процессе которой в выборе средств не церемонятся)

Влияние политики на преступность очевидно: 1) деяния политиков, их программы, призывы формируют атмосферу в обществе, общественную психологию. «Зажигательные» речи популистов в истории не раз были причиной массовых убийств, погромов, насилия; 2) вседозволенность для «верхов», их разложение эхом отдаются внизу, стимулируя такое же поведение обычных людей.

Другие политические причины:

Политическая нестабильность, которая ослабляет законность, правопорядок

Межнациональные, межгосударственные конфликты

Нередко политические интересы и конфликты определяются и экономические, и социальные отношения. Негативные стороны политики, влияющие на преступность, в ряде случаев первичны.

Социальные

Социальное неравенство (если человек чувствует себя ущемлённым, неравным с другими, это вызывает протестные реакции)

Национализм – национальная вражда, ненависть, идеи суверенизации, доведённые до абсурда

Социальная несправедливость (в условиях рынка разрушен социальный контроль, денежное вознаграждение устанавливается произвольно, с нарушением принципа социальной справедливости)

Противоречия между групповыми интересами внутри общества, т.е. ненависть одних слоёв населения к другим

Кризис института семьи и школы

Нравственно-психологические причины

Нравственное состояние общества (забвение нравственных критериев во всех сферах функционирования общества)

В экономике безнравственность – распространение стяжательства. В политике безнравственность – это когда политики лицемерно говорят об одном, а делают другое. В социальной сфере безнравственность – вопиющее неравенство людей, жестокость в семьях, пропаганда в СМИ порнографии и насилия. В праве безнравственность – это когда декларируются права человека, а практика их игнорирует.

Внедрение антикультуры, психологии вседозволенности, моральной свободы

Нравственное разложение общества (воспитание в эгоистическом духе, духе антипатриотизма, индивидуализма, «оплёвывание» прошлого, истории страны)

Правовые причины

Недостатки, пробелы и изъяны в уголовной политике страны (недостатки в процессах криминализации и декриминализации, пенализации (установление наказуемости деяния) и депенализции)

Условия, способствующие совершению преступлений

Недостатки в организационно-технической сфере (в охране имущества, учёте материальных ценностей и т.д.)

Недостатки в деятельности государственных органов, в том числе ПОО

Алкоголизм, наркомания, бродяжничество, проституция, игромания

Самодетерминация преступности – воспроизводство преступностью самой себя.

Формы проявления самодетерминации:

1) Одно удачно совершённое и нераскрытое преступление порождает другое. Безнаказанность порождает вседозволенность.