Типичные ошибки в егэ русский. Егэ по русскому языку типичные ошибки части с. Ошибки в управлении в разных частях речи

Анна Малкова

Из-за чего старшеклассники теряют на ЕГЭ больше всего баллов?
Даже не из-за того, что чего-то не выучили. Как обидно, когда ошибки на ЕГЭ допущены при заполнении бланков ЕГЭ или во время переписывания решения на чистовик!

Однажды ученик, который весь год усердно готовился к ЕГЭ по математике, получил на профильном экзамене 0 баллов за первые 12 задач. Это было невероятно! Он же отлично знал математику! Оказалось, что от волнения он записал ответы не в те клеточки, в какие нужно, а со сдвигом на одну клеточку. К счастью, ему удалось доказать, что все его ответы правильны. Это реальная история. Но ведь могло быть и по-другому!

На ЕГЭ по математике ребята часто допускают глупейшие ошибки по невнимательности. Не прочитали условие задачи. Ошиблись во время простых арифметических вычислений, например, записали, что 3+4 = 9.

А иногда ошибки ЕГЭ бывают просто комичными.

Например, в вариантах ЕГЭ по математике есть простая задача, где дан рост школьника Джона в футах и дюймах: 5 футов и 9 дюймов. Дана таблица перевода этих величин в метры. И надо найти рост Джона в метрах. Каких только ответов не получали ученики! И 6 сантиметров, и 85 метров. У одних Джон оказался мышкой, у других – динозавром.

Еще в вариантах ЕГЭ по математике была задача, где Иван Иванович строил сарай у себя на даче. Дано было количество кирпичей, их стоимость, и надо было рассчитать, во сколько обойдется сарай. Оказалось, что сарайчик стоит 70 миллиардов рублей! Вы представляете, какой это роскошный сараище! Может быть, это коррупционная схема? Только такие мысли могут прийти в голову при виде подобного ответа.

Очень весело получается, когда скорость теплохода оказывается равной 9000 километров в час. Представляете, как он несется по речке! Иногда наоборот – получают скорость бегуна на соревнованиях, равную 200 метров в час. При этом известно, что бегун - человек, а не черепаха.

Все это означает только одно – ответы на ЕГЭ по математике необходимо проверять с точки зрения здравого смысла .
Причем попадаются даже отличники! Забывают, что основание логарифма не может быть отрицательным. Или пишут, что синус угла равен 10. Или, зная, что функция нечетная, говорят, что у нее в нуле точка минимума (не старайтесь это понять, если вы не математик).

Что же делать?
Внимательно читать условие задачи, обращая внимание на каждое слово. Уметь считать быстро и без калькулятора. Проверять ответы с точки зрения здравого смысла. Тренировать память и внимание.
Это относится не только к ЕГЭ по математике!

Однажды после ЕГЭ одна девочка позвонила преподавателю литературы и в ужасе спросила: «Что мне надо было написать? У нас была тема: Этические особенности лирики Маяковского. Я ничего не написала!». Преподаватель тоже задумалась. Многое можно сказать о лирике Маяковского, но что же за этические особенности? Потом девочка перезвонила, в еще большем ужасе, и плача сказала: «Я НЕ ПРОЧИТАЛА ЗАДАНИЕ ! На самом деле там было: Поэтические особенности лирики Маяковского!»

Вот что значит невнимательность! Надеемся, что такие ошибки на ЕГЭ вы точно не совершите!

Расскажи друзьям!

Русский язык

Типичные ошибки при выполнении заданий Единого государственного экзамена»

Слайд 2

Пособие адресовано учителям,методистам и учащимся для самостоятельной подготовкик ЕГЭ

  • проанализированы типичные ошибки, допускаемые при выполнении заданий ЕГЭ по русскому языку
  • даны рекомендации по подготовке к экзамену
  • демонстрационный и тренировочный варианты работы
  • орфоэпический минимум
  • комментарии к заданию с развернутым ответом
  • Слайд 3

    Ошибки в области фонетики и орфоэпии

    «…ученики часто анализируют не звуки, опираясь на законы устной речи, а буквы, которые изображают их в письменной речи.

    Часто выпускники ошибаются в определении звука, обозначаемого буквой ё, квалифицируя его как [э], а не как [о]. Причина такой ошибки

    заключается в том, что ученик не произносит слово, а опирается на его графический облик.

    Например, в словах поджог и поджёг экзаменуемые усматривают разные гласные звуки».

    Слайд 4

    «…устная форма работы должна быть на уроках фонетики доминирующей. Учащиеся должны произносить слова, вслушиваясь в их конкретное звучание и опираясь на знание основных фонетических законов русского языка (неразличение о и а в безударных слогах(«аканье»); редукция других гласных звуков в безударной позиции первой и второй степени; оглушение звонких согласных в абсолютном конце слова или перед следующими глухими согласными; озвончение глухих согласных перед следующими звонкими согласными), проводить фонетический анализ, соблюдая определённый порядок: от звука к букве, а не наоборот».

    Слайд 5

    Без указанных выше знаний и умений в области русской фонетики, понимания сущности русского

    словесного ударения и его особенностей (разноместности и подвижности), без умения произносить с правильным ударением конкретные общеупотребительные слова разных частей речи нельзя обойтись

    «…хуже решаются задания, в которых использована лексика с распространёнными в молодёжной речи орфоэпическими ошибками («катАлог, нАчав, тортЫ»).Поэтому на уроках русского языка следует больше внимания уделять изучению основных норм произношения и ударения современного русского литературного языка. Основой такого подхода должны стать постоянное внимание к звучащей речи учащихся, систематическая работа со словарями».

    Слайд 6

    Ошибки в области морфемики и словообразования

    «...необходимо обращать внимание на модели образования слов в русском языке, на связь между значением слова и его составом…

    следует убедить учащихся в том, что анализ слова по составу является разновидностью смыслового анализа, в ходе которого вычленяются значимые части слова, то есть морфемы, а также результатом словообразовательного анализа, заключающегося в установлении последовательности и особенностей образования того или иного слова».

    Слайд 7

    Ошибки, связанные с нарушением норм русского литературного языка(лексика, морфология,

    синтаксис)

    Причины этих ошибок во многом объясняются процессами, происходящими в современном языке:

    широко распространённые в речи ошибочные грамматические формы часто воспринимаются носителями языка как верные и наоборот, что и приводит к ошибкам при выполнении экзаменационного теста.

    Зачастую отклонения от морфологической нормы в речи возникают под влиянием просторечия и диалектов.

    Слайд 8

    Поэтому важнейшим направлением в работе по формированию норм современного русского языка должен стать учёт упомянутых выше факторов и постоянное внимание к речи учащихся.

    Особое внимание в этом процессе следует уделять

    • работе со словарями,
    • семантическому аспекту синтаксиса.
    • Методические рекомендации
  • Слайд 9

    Ошибки в области морфологии

    1. многие школьники считают так называемые «теоретические» разделы курса русского языка узкоспециальными, «филологическими», недооценивая системные связи между уровнями языка, поэтому усвоение данного материала поверхностно;

    2. у значительной части учащихся слабо сформированы аналитические умения, и этот недостаток проявляется при выполнении заданий различных разделов курса

    Слайд 10

    Ошибки в области орфографии

    Успешность обучения орфографии на уровне овладения практической грамотностью

    во многом зависит от усвоения знаний в области фонетики, лексики, грамматики, а также

    от уровня речевого развития выпускника, и прежде всего всех видов речевой деятельности: чтения, письма, слушания и говорения.

    Слайд 11

    «…в центре внимания на уроках

    по орфографии традиционно оказывается только письмо, причём организованное не на осознанном оперировании правилами, а на уровне заучивания формулировок. Отсюда возникает основная проблема в усвоении орфографии:

    «Правило знаю - применять не умею».

    Слайд 12

    Актуальным сегодня оказывается высказывание А.М. Пешковского о том, что обучение на основе правил не состоит только из внедрения правил в сознание учащихся,

    «что надо учить и процессу применения правил к практике».

    Осмысление этих слов предполагает чётко разработанную процедуру изучения каждого орфографического правила как учебно-научного текста, содержащего определённую лингвистическую информацию

    Слайд 13

    Ошибки в области синтаксиса

    Задание А8- самое трудное во всей работе.

    Это обусловлено тем, что ученики не владеют материалом на понятийном уровне.

    Многие методические просчёты при изучении синтаксиса и пунктуации связаны с тем,

    что при анализе того или иного синтаксического или пунктуационного явления не учитываются его особенности:

    • смысловые,
    • грамматические,
    • интонационные,
    • пунктуационные,
    • особенности употребления в речи.
  • Слайд 14

    Ошибки в области речеведения

    «…умения определять функционально-смысловые типы речи (А29), средства связи предложений в тексте (В7), средства выразительности (В8) служат основой важнейшего коммуникативного умения - умения создавать связное высказывание при построении логически цельного текста…

    остаётся недостаточно усвоенным раздел, связанный с анализом структуры текста, выяснением способов и средств связи предложений в тексте, что проявляется в третьей части работы в нарушении логики развития мысли (логические ошибки)».

    Слайд 15

    Характеристика типичных ошибок при выполнении задания с развернутым ответом

    Слайд 16

    Ошибки по критерию К1(формулировка проблем исходного текста)

    Ошибки фундаментального типа обусловлены неспособностью ученика адекватно понимать смысл прочитанного:

    • выделять главное,
    • вычленять смысловые части,
    • исследовать развитие мысли,
    • раскрывать соотношение и внутреннюю связь отдельных частей, их функцию в структуре целого.

    Текст воспринимается учеником не как цельное высказывание, подчинённое реализации авторской мысли, а как совокупность изолированных смысловых сигналов(так воспринимают иностранную речь).

    Ошибки этого типа – проявление несформированности базовых навыков чтения и понимания прочитанного, поэтому работа над устранением таких ошибок является предметом систематического курса

    Слайд 17

    Говоря проще, ученик знает, «что» написать, но не знает, «как» написать.

    Ошибки этого типа зачастую вызваны либо неверной реализацией тех или иных методических рекомендаций, либо неотработанностью исполнительских действий.

    2.Ошибки, связанные с неумением на операционном уровне реализовать то или иное знание, то есть с отсутствием инструментальных навыков.

    Слайд 18

    1) Перевод проблемы в узкий план (в план темы); при этом формулировка проблемы превращается не в смысловую задачу, а в сугубо грамматическую: «Автор посвящает свой текст проблеме осени»; «Автор в своём

    тексте поднимает проблему Москвы»; .

    2)Неоправданное расширение проблемы:

    Выделим следующие группы ошибок этого типа:

    Слайд 19

    На внешнем уровне эти ошибки фиксируются экспертами как неверное понимание текста.

    Однако причина их появления лежит

    в иной плоскости: ученик пытается материал текста (тему) перевести

    в общий план, но при этом, не имея четкого представления о смысле текста, теряет границы конкретной проблемы.

    Необходима диагностика ошибок.

    Слайд 20

    Ошибки по критерию К2 (комментарий к сформулированной проблеме)

    Комментарий ограничен следующим:

    Целевой установкой;

    Объектом комментирования;

    Обязательной направленностью комментария.

    Факт направленности имеет решающее значение для отбора комментируемых мест текста;

    Объёмом.

    Слайд 21

    Комментарий (пояснение) может иметь двоякий характер.

    Он может быть текстуальным, то есть объяснять текст, следовать за автором в

    раскрытии проблемы.

    Другой вид комментария - концепционный.

    Здесь, опираясь на понимание проблемы, экзаменуемый даёт различного

    рода интерпретации. Однако как в первом, так и во втором случае комментарий должен осуществляться с опорой на прочитанный текст.

    Слайд 22

    Комментарий текста -«дешифровка» его содержания

    В зависимости от того, к какому жанру ближе сочинение учащегося, проблема, содержащаяся в исходном тексте, может быть:

    Свободно прокомментирована учеником с опорой на предложенный текст;

    Представлена при изложении собственной точки зрения с опорой на предложенный текст.

    Отклонение от проблемы исходного текста характерно для работ, посвященных анализу текстов художественного стиля.

    Автор сочинения выделяет какой-либо компонент (пейзаж, интерьер, событие), который хотя и играет важную роль в создании картины, но к проблеме имеет косвенное отношение, и, разрабатывая этот материал, ученик непроизвольно деформирует содержание текста

    Слайд 23

    Ошибки по критерию К3 (отражение авторской позиции) связаны с К1

    Исходя из специфики третьей части экзаменационной работы и учитывая коммуникативные задачи, которые решает выпускник, выполняя задание этой части, важно руководствоваться не только и даже не столько логическим, сколько риторическим (коммуникативным) пониманием аргументации.

    Слайд 24

    В работе экзаменуемый может использовать следующие типы аргументов:

    Логические (рациональные) аргументы.

    1. Факты (представлены в предложениях, фиксирующих эмпирические знания).

    2. Выводы науки (теории, гипотезы, аксиомы и т.д.).

    3. Статистика (количественные показатели развития производства и общества).

    4. Объективные показатели состояния дел (например: Волга длиннее Оки).

    5. Законы природы.

    Слайд 25

    6. Определение, задача которого - обобщить, дать представление о предмете как части более широкой категории с учётом выявленных сущностных признаков определяемого предмета.

    7. Положения юридических законов, официальных документов, постановлений и других нормативных актов, обязательных для выполнения.

    8. Данные экспериментов и экспертиз.

    9. Свидетельства очевидцев.

    В работе экзаменуемый может использовать следующие типы аргументов

    (Продолжение):

    Слайд 26

    В отличие от факта - обобщённо-объективированного утверждения - пример имеет наглядную описательную форму; его задача - объяснить понимание тезиса, доказать его правильность. К иллюстративным аргументам относятся:

    1. Конкретные примеры:

    – пример-сообщение о событии (берётся из жизни, рассказывает о действительно имевшем место случае);

    – литературный пример (пример-текст из художественного произведения).

    2. Предположительные примеры (рассказывается о том, что могло быть при определённых условиях).

    II. Иллюстративные аргументы - примеры.

    Слайд 27

    1. Мнение известного, уважаемого человека - учёного, философа, общественного деятеля и т.п.

    3. Мнение специалиста, эксперта.

    4. Мнение очевидцев.

    5. Мнение должностных лиц (когда речь идёт о вопросах, находящихся в сфере их компетенции).

    6. Общественное мнение, отражающее то, как принято говорить, поступать, оценивать что-то в обществе.

    Слайд 28

    Ошибки по критерию К4 (аргументация собственного мнения по проблеме) Причины:

    Ученик, не понимая содержания исходного текста, не умея выделить проблему, адекватно сформулировать авторскую позицию, не может привлечь данные культурно-исторического и личностного опыта.

    2. Объём культурно-исторического опыта, который может быть использован учеником как материал для аргументации, недостаточен.

    3. Ученик не владеет логикой построения сочинения-рассуждения, поэтому не осознаёт смысловой роли аргументации в развёртывании своего речевого сообщения и её места в композиции сочинения.

    Типичные ошибки в абзацном членении:

    1. Полное отсутствие разделения сочинения на смысловые части - сочинение представляет собой сплошное целое, разделение на абзацы полностью отсутствует.

    2. Отсутствие абзацного членения в частях сочинения. Выпускник не обозначает при помощи абзацного членения границы смысловых частей в основной части работы.

    3. Необоснованное выделение предложения или нескольких предложений из состава смысловой части.

    4. Неоправданное включение предложения или нескольких предложений в смысловую часть текста.

    Слайд 32

    Грамматические ошибки (критерий К9)

    грамматические ошибки (словообразовательные, морфологические, синтаксические) связаны с нарушением структуры языковой единицы - слова, словосочетания, предложения, например:

    [Но моральное удовлетворение учёным приносили не только сами открытия, но и их процесс.]

    [Нужно мыслить, но чтобы эти мысли были «живыми».] И тогда мы преодолеем всё.

    Слайд 33

    Речевые ошибки (критерий К1) Группы ошибок:

    • Неразличение однокоренных слов (паронимов)
    • Нарушение лексической сочетаемости
    • Плеоназм (употребление лишнего слова)
    • Нарушение речевой логики в пределах одного предложения
    • Неудачное употребление местоимений
    • Неоправданный повтор слов
    • Включение слов другой стилевой окраски
    • Ошибки в употреблении фразеологизмов и устойчивых выражений
    • Ошибочное или неуместное использование выразительных средств и устойчивых словосочетаний
    • Употребление слова в несвойственном ему значении
  • Слайд 34

    Этические ошибки (критерий К11)

    «В целом» творчество Пушкина достойно восхищения; Автор «вздумал нас поучать…»;

    То, что он пишет, - «враньё»; Автор «нагоняет тоску» на читателей; Бунин «крайне неудачно» изображает…; «Величие Баха признано не только мною, но и всем прогрессивным человечеством»; «Сочинения я вообще-то писать и не умею, всё, что мог, и нацарапал здесь для вас»; «Сижу на экзамене, делать нечего, писать я не умею, вот и придумываю всякий бред, потому что уйти раньше нельзя».

    Слайд 35

    Фактические (фоновые) ошибки (критерий К12)

    Ошибки отражают низкий уровень знаний, поэтому исправление и предупреждение ошибок такого рода связано с работой над повышением интеллектуального и культурного уровня (фоновые знания).

    Слайд 36

    Обязательное знакомство с общими критериями оценивания – один из аспектов подготовки

    к экзамену.

    Слайд 37

    Слайд 38

    Слайд 39

    Образец экзаменационной работы учащегося

    И всё же школьники удивили. Примеры подсказала председатель предметной комиссии по русскому языку, завкафедрой языкового и литературного образования Челябинского института повышения квалификации (ЧИППКРО) Татьяна Соловьёва.

    Страсть как любит Родину

    «Русский язык - это серьёзный предмет, который нужно изучать в комплексе. Например, недостаточное владение фонетикой даёт сбои в орфографической грамотности. В этом году мы отметили ошибки, которых не было в прошлые годы: черезвычайно и мысыль - как говорят, так и пишут.

    Многие по-прежнему не могут дать определение понятиям. «Подвиг - это нечто большее и меньшее, как и всё в нашей жизни». «Любовь - бывает разная, бывает к природе, к Родине или к чтению».

    Мы видим отсутствие начитанности. У детей вместо начитанности наслышанность какая-то. И выстраивая аргументы, они делают ссылки на комиксы, компьютерные игры и даже на несуществующие произведения. «О. Генри «Дары волков» (а не волхвов)», или в этом году многие дети ссылаются на произведение «Дед Мазай», правда, у Некрасова «Дедушка Мазай». Ещё пишут русско-народное произведение «Дед Мазай». Я впервые о таком слышу.

    Не хватает детям фоновых знаний, мне иногда кажется, что они не изучают историю, раз не сдают. Поэтому в сочинениях Тарас Бульба, оказывается, защищал Золотую Орду, в другом сочинении пишут, что он боролся со Шведами (с большой буквы). В «Войне и мире» солдаты возвращаются с Куликовской битвы, Павлик Морозов сдал свою семью фашистам, Дантес оскорблял жену Пушкина, поэтому Пушкин вызвал его на дуэль.

    Я уже не говорю, о том, что неправильно употребляют имена авторов. В конце отрывка пишется (по Паустовскому, по Искандеру - в дательном падеже). И дети пишут: «в своем тексте Ф. Искандеру…». В этом году было: «произведение написано Львым Толстым», «Сент-Зюпери».

    Выпускник должен быть взрослым человеком, он аттестат зрелости получает. Должен следить и за своим речевым поведением (стилистическими ошибками):

    «Солдат стоит на ночном шухере», «мы с подругой шарились по магазинам», «один мой знакомый страсть как любит Родину».

    Часто выпускники используют слова, значение которых либо не знают, либо понимают неверно:

    «Доктор пошёл на совокупление со своей совестью». Сочинение - не диктант, можно ведь выбрать другой вариант слова. Это речевая небрежность, неуважение к себе и языку и экспертам.

    Красиво говорить не запретишь

    Часто выпускник хочет говорить красиво: «Белый снег накрыл землю, как жених невесту». «Муж любит жену, жена любит мужа - это горе они пронесли через всю жизнь». «Перевернуть жизнь с ноги на голову».

    Пренебрежение лингвистикой как основой правильной речи приводит к грамматическим ошибкам: «Жадливость», «Никто не предложил ему помощи, что говорит о чёрствости их души».

    Есть такой критерий оценки сочинений, как этические ошибки - их немного, всего 1,5%.К примеру: «да у нас стране все воры».

    В этом году снизили балл в такой работе, где школьник написал: «Я согласен с мнением автора и попробую закрепить эту идею в вашем сознании».

    И всё же в 2018 году ошибок стало меньше. Лишь 34% выпускников написали работу без орфографических ошибок, чуть хуже с пунктуацией. Грамматических ошибок не делают 36% школьников, речевых - не допускают 37%.

    Немного о скандалах на ЕГЭ

    Интересно, что у выпускников накопилось немало претензий к самим проверяющим. Многие открыто высказывают недовольство предвзятостью в оценке такой части экзамена, как сочинение. «Я сдал русский на 73 балла, это очень плохо, - рассказывает выпускник челябинской гимназии №80, стобалльник по географии Евгений Вдовкин . - До того как я узнал результат, я считал себя умным человеком. У меня было 2 ошибки в тесте, а сочинение написано на 14 из 24 первичных баллов.

    Оценку снизили из-за того, что я неправильно указал проблему в тексте. Но я увидел другую и доказывал её, аргументированно и логично. Но, видимо, если твоя точка зрения не совпала с точкой зрения проверяющего или с определённым, известным списком проблем, то не видеть тебе сто баллов».

    С аналогичной проблемой столкнулись школьники в Свердловской области. Многие получили ноль баллов за эссе в экзамене по английскому языку, потому что не использовали слово «успех», когда в задании их просили раскрыть тему «Ранний выбор профессии как ключ к будущему успеху».

    «С проблемой, конечно, будут разбираться, - прокомментировала первый замминистра образования Челябинской области Елена Коузова . - Но нужно сказать, что некоторые задания вполне конкретны, а собственная точка зрения выпускника должна доказываться аргументированно, опираясь на текст. Здесь не требуется фантазий».

    «По каждому предмету комиссии получают примерные ответы, направления ответов, - поддерживает Татьяна Соловьёва. - Например, в тексте по русскому языку выделены проблемы и по каждой проблеме сформулирована позиция автора. Так же видимо в английском языке.

    Утверждение школьника и его аргументация, которая при этом противоречит позиции автора, не может оцениваться как правильная. Если ученик несколько иначе формулируют проблему, то предметная комиссия ее засчитывает. Но только если это соответствует не внутренним убеждениям выпускника, а тексту, позиции автора».

    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Гиагинского района

    «Средняя образовательная школа №7»

    Мастер-класс на тему:

    «Типичные ошибки, допущенные учащимися при выполнении заданий ОГЭ и ЕГЭ»

    Подготовила учитель

    русского языка и литературы

    Качанова Оксана Владимировна

    п. Новый

    2015 г.

    Цели:

      Образовательные: проанализировать типичные ошибки, допущенные в кимах ЕГЭ и ОГЭ.

      Развивающие: развитие навыков грамотного письма, оперативной памяти.

      Воспитательные: формирование культуры поведения при фронтальной работе и работе в парах, нравственной культуры учащихся.

    Формирование УУД:

      Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

      Регулятивные: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.

      Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной и письменной формах; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.

      Познавательные: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

    Основные понятия: типичные ошибки, морфемика, фонетика.

    Ресурсы.

      ЕГЭ-2015. Русский язык: типовые экзаменационные варианты: 30 вариантов/под ред. И. П. Цыбулько. – М.: Издательство «Национальное образование», 2016.

      Памятка «Подготовка к ЕГЭ».

    Организация пространства: фронтальная работа, работа в парах, индивидуальная работа.

    План:

      Вступление.

      Фронтальная работа над ошибками ГИА с комментированием.

      Работа в парах над ошибками ЕГЭ с комментированием.

      Анализ работ. Выводы.

    Вступление: Кажется, что ЕГЭ – это стресс для ребенка, вызванный непривычной тестовой формой заданий, строгой обстановкой экзамена. Конечно, ЕГЭ будет вызывать шок, если к нему начинать готовиться за несколько месяцев. Ребенок может избежать этого стресса, если пройдет через такой экзамен уже в 9 классе, если будет готовиться к ГИА также серьезно, как и к ЕГЭ. Только целенаправленно тренируясь в сдаче тестового экзамена с 9 класса, учащийся может действительно спокойно и уверенно подойти к итоговому экзамену. К слову сказать, в странах, откуда мы «позаимствовали» ЕГЭ, дети готовятся к такому экзамену с первых классов! ГИА – это первый шаг в подготовке к ЕГЭ! К экзамену по русскому языку практически невозможно подготовиться за небольшой срок. Этот предмет требует не столько заучивания материала, сколько долгой и кропотливой выработки грамотности.
    Эти навыки не могут возникнуть за год. Успешная подготовка по русскому языку требует очень хорошей базы. Сдавая ЕГЭ в 11 классе, ученикам приходится повторять материал, который они изучали с 5, а иногда и со 2 класса. Зачем откладывать на выпускной класс повторение такого огромного массива знаний? Подготовка к итоговым экзаменам в 9-м классе – база для успешной сдачи ЕГЭ в 11 классе.

    Для того, чтобы предупредить появление ошибок, с 5 по 9 класс в уроки я включаю задания из ЕГЭ. Задания в тестовой форме. Тесты по всем темам и разделам, которые предусматривают и коллективный разбор, и самостоятельную работу. Например, в 5 классе по темам «Безударные гласные в корне», «Чередующиеся гласные в корне» провожу на этапах проверки знаний тесты в форме А13; в 7 классе по теме « НЕ с причастиями и отглагольными прилагательными» - в формеА17:

    Фронтальная работа над заданиями.

    1. Укажите ряд, в котором все слова с НЕ пишутся слитно.

    а) (не) сказано ни слова, (не) видящий ничего, (не) подготовленный к работе;

    б) (не) законченный эксперимент, (не) законченный в срок эксперимент, эксперимент (не) закончен;

    в) (не) просохшая земля, (не) утихающий ветер, (не) прекращающиеся метели.

    2. Укажите ряд, в котором все слова с НЕ пишутся раздельно.

    а) рукопись (не) сдана, рукопись (не) сданная вовремя, роман (не) закончен;

    б) (не) сданная рукопись, (не)сданная вовремя рукопись, (не) законченный роман;

    в) обстоятельства (не) выяснены, (не) выясненные обстоятельства, еще (не) выясненные обстоятельства.

    3. Укажите номера слов, пишущихся с НЕ раздельно.

    (1)(Не) прочитанный роман; (2)(не)прочитанный мной роман; роман (3) (не)дочитан; (4) (не)окрепший от болезни дедушка; еще (5) (не)окрепший от болезни; (6) (не)годующий человек; (7) (не)замерзший пруд; (8) (не)замерзший к утру пруд; в доме (9) (не)прибрано; еще (10) (не)украшенная елка________________________________________________________.

    В 7 классе по теме -Н-/-НН- в причастиях и отглагольных прилагательных» - в форме А12:

    1.Укажите ряд, в котором все слова пишутся с -Н-.

    а) письмо отправле...о, освеще...ый зал, дерево повале...о;

    б) заколдова...ый лес, моче...ые яблоки, жаре...ые грибы;

    в) пече...ый картофель, хлеб убра..., пута...ые нитки.

    2.Укажите ряд, в котором все слова пишутся с -НН-.

    а) рассея...ый человек, рассея...о ветром, спута...ые волосы;

    б) ране...ый пулей солдат, выстрое...ая школа, сожже...ое письмо;

    в) грибы собра...ы, дорожки подмете...ы, слома...ая вещь.

    3.Выпишите номера слов, пишущихся с -Н-.

    (1)Плете...ая корзина, (2)плете...ая из веток корзина, (3)сплете...ая корзина, (4)груже...ые баржи, (5)стари...ый глобус, (6)серебря...ое кольцо, (7)изране...ый человек, (8)ране...ый человек, (9)рва...ое пальто, (10)разорва...ое пальто, (11)варе...ая рыба, (12)сваре...ая рыба, (13)варе...ая в (14)соле...ой воде рыба.

    4.В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется одна буква -Н-.

    В первых картинах И.Н.Никитина есть некоторая упроще(1)ость: фигуры выхваче(2)ы из темноты неопределе(3)ого пространства лучом яркого света и существуют вне связи со средой.

    1) 1 2) 2 3) 1,2 4) 1,2,3

    Мы с вами рассмотрели типичные ошибки, которые учащиеся допускают в тестовой части работы. Тестовый материал подобран в соответствии с демоверсией 2015 года, с учетом всех изменений, касающихся содержания и структуры КИМов. К каждому из заданий второй части экзамена предлагаю комментарий, построенный по следующей схеме: 1) формулировка задания; 2) что должен знать ученик, выполняя задание; 3) алгоритм выполнения задания; 4) 10 заданий к каждому вопросу тестовой части экзамена (за исключением задания А1); 5) ответы к заданиям тестовой части экзамена. Как строится наш урок по подготовке к ГИА. Учащиеся выполняют тестовые задания А1-7, В1-9. Я проверяю, выявляю наиболее частотные ошибки. Например, много минусов получилось по заданию А6: «Правописание приставок». К следующему занятию ребята повторяют теоретический материал по теме: «Правописание приставок», выполняют все А6- задания из 10 тестов. Я провожу специальный тест, исключительно по данной теме, состоящий из не менее 20 позиций. Проверяю: успешно ли справились. Конечно, если возникают непонятные или сложные случаи, мы вместе обсуждаем, разбираемся, и только потом учащиеся приступают к новой работе. И так каждое задание. Уроки-работы над тестами я чередую с уроками-работами с текстами.

    Успех – это колоссальный труд, умноженный на везение. Я советую учителям русского языка те пособия, по которым работаю сама. Уверена, что данные книги позволят повысить речевую культуру и успешно сдать и ГИА, и ЕГЭ.

    Работа в парах над типичными ошибками КИМОВ ЕГЭ

    Статистика предыдущих лет показывает, что типичными ошибками были и остаются: в образовании форм существительных «два знамя»; в образовании форм прилагательных «более интереснее»; -не различают части речи: прилагательные и наречия, причастия и прилагательные, частицы и наречия; -ошибки в определении границ производных предлогов; -низкий уровень владения пунктуационной нормой.

    В процессе усвоения школьного курса русского языка необходимо обращать внимание учащихся: -на морфологические особенности слов; -на употребление многозначных слов в контексте; -на лексические, синтаксические, грамматические нормы языка; -при изучении орфоэпических норм уделять внимание звучащей речи.В 2014-2015 учебном году произошли изменения в КИМ. Пересмотрено содержание экзаменационной работы: -изменили количество частей и заданий; -изменен формат заданий; -изменен первичный балл выполнения работы №1 (0-2 б.) №7 (0-5 б.) №15 (0-2 б.) №24 (0-4 б.) Всего-56 баллов 2014-2015 учебном году произошли изменения в КИМ. 21 задание - базового уровня 3 задания - высокого уровня 1 задание –повышенного уровня (сочинение) На выполнение 1 задания отводится 3-4 мин. 100 мин. -на тесты 100 мин.- на сочинение. К основным подходам в построении экзаменационной модели ЕГЭ можно отнести следующее: -лингвистическая компетенция; -языковая компетенция; -коммуникативная компетенция; -культуроведческая компетенция. Ошибки в области фонетики и орфоэпии связаны с тем, что ученики часто анализируют не звуки, а буквы, которые изображают их в письменной речи. Часто выпускники ошибаются в определении звука, обозначаемого буквой ё ё , квалифицируя его как [ э э ], а не как [ о о ]. Причина такой ошибки заключается в том, что ученик не произносит слово, а опирается на его графический облик. опирается на его графический облик. Например, в словах поджог и поджёг поджёг экзаменуемые усматривают разные гласные звуки. Поэтом устная форма работы должна быть на уроках фонетики доминирующей. Учащиеся должны произносить слова, вслушиваясь в их конкретное звучание и опираясь на знание основных фонетических законов русского языка (неразличение о и а в безударных слогах(«аканье»); редукция других гласных звуков в безударной позиции первой и второй степени; оглушение звонких согласных в абсолютном конце слова или перед следующими глухими согласными; озвончение глухих согласных перед следующими звонкими согласными), проводить фонетический анализ, соблюдая определённый порядок: от звука к букве, а не наоборот.

    Работа по расстановке ударения: августовское, лгала, звонит, ворота и др. Без указанных выше знаний и умений в области русской фонетики, понимания сущности русского словесного ударения и его особенностей (разноместности и подвижности), без умения произносить с правильным ударением конкретные общеупотребительные слова разных частей речи нельзя обойтись. Хуже решаются задания, в которых использована лексика с распространёнными в молодёжной речи орфоэпическими ошибками («катАлог, нАчав, тортЫ») . Поэтому на уроках русского языка следует больше внимания уделять изучению основных норм произношения и ударения современного русского литературного языка. Основой такого подхода должны стать постоянное внимание к звучащей речи учащихся, систематическая работа со словарями».Ошибки, связанные с нарушением норм русского литературного языка (лексика, морфология, синтаксис). Причины этих ошибок во многом объясняются процессами, происходящими в современном языке: широко распространённые в речи ошибочные грамматические формы часто воспринимаются носителями языка как верные и наоборот, что и приводит к ошибкам при выполнении экзаменационного теста. Зачастую отклонения от морфологической нормы в речи возникают под влиянием просторечия и диалектов. Поэтому важнейшим направлением в работе по формированию норм современного русского языка должен стать учёт упомянутых выше факторов и постоянное внимание к речи учащихся. Особое внимание в этом процессе следует уделять работе со словарями, семантическому аспекту синтаксиса.

    Ошибки в области морфологии имеют несколько причины: 1. Многие школьники считают так называемые «теоретические» разделы курса русского языка узкоспециальными, «филологическими», недооценивая системные связи между уровнями языка, поэтому усвоение данного материала поверхностно. 2. У значительной части учащихся слабо сформированы аналитические умения, и этот недостаток проявляется при выполнении заданий различных разделов курса. (Практическая работа над данным типом задания)

    Ошибки в области орфографии. Успешность обучения орфографии на уровне овладения практической грамотностью во многом зависит от усвоения знаний в области фонетики, лексики, грамматики, а также от уровня речевого развития выпускника, и прежде всего всех видов речевой деятельности: чтения, письма, слушания и говорения, поэтому в центре внимания на уроках по орфографии традиционно оказывается только письмо, причём организованное не на осознанном оперировании правилами, а на уровне заучивания формулировок. Отсюда возникает основная проблема в усвоении орфографии: «Правило знаю - применять не умею». (Практическая работа над данным типом задания)

    Ошибки в области синтаксиса самое трудное во всей работе (задания 16-19). Это обусловлено тем, что ученики не владеют материалом на понятийном уровне. Многие методические просчёты при изучении синтаксиса и пунктуации связаны с тем, что при анализе того или иного синтаксического или пунктуационного явления не учитываются его особенности: смысловые, грамматические, интонационные, пунктуационные особенности употребления в речи. (Практическая работа над данным типом задания). Ошибки в области речеведения: умения определять функционально-смысловые типы речи (21), средства связи предложений в тексте (22), средства выразительности (24) служат основой важнейшего коммуникативного умения - умения создавать связное высказывание при построении логически цельного текста… остаётся недостаточно усвоенным раздел, связанный с анализом структуры текста, выяснением способов и средств связи предложений в тексте, что проявляется в третьей части работы в нарушении логики развития мысли (логические ошибки). (Практическая работа над данным типом задания)

    Вывод: работа, связанная с анализом типичных ошибок, должна проводиться систематически, как и подготовка к ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку.

    Учитель: Качанова О.В.

    Анализ первого репетиционного экзамена по русскому языку в форме ЕГЭ

    Дата проведения: 18.10.2015 .

    В 11 классе обучается 9 человек, работу выполняли все, неудовлетворительных результатов не оказалось – порог преодолели все 9 человек: перевод баллов в оценка показал, что «3» у четырех человек, а «4» получили пятеро выпускников.

    Успеваемость - 100%, качество – 55%, СОУ – 52%.

    Наименьшее количество баллов (44) было набрано двумя ребятами: Коваленко Александром Сергеевичем и Аксенниковым Александром Николаевичем. В связи с этим были зачислены в группу «риска».

    Текущие оценки:

      Аксенников А.Н. : 3, ¾, 3, 2, 3, 2.

      Коваленко А.С. : 3, 3 /3 , 3, 2, 3, 3, 3.

    С данной группой учащихся проведены консультации на следующие темы:

      Пунктуация при причастном и деепричастном оборотах.

      Знаки препинания в предложениях с сочинительной и подчинительной связью.

      Основной период сдачи ЕГЭ подошёл к концу. Уже есть результаты первых экзаменов. О типичных грамматических и речевых ошибках рассказывает автор Telegram-канала «Неиностранный русский» , репетитор по русскому языку Даниил Ляхович.

      Ошибки в согласовании подлежащего и сказуемого

      Начнём с грамматических ошибок. Их даже в сильных работах выпускников бывает немало, из-за чего ребята теряют драгоценные баллы.

      Одна из наиболее распространённых ошибок - нарушение согласования между подлежащим и сказуемым. Проще говоря, главные члены предложения стоят в разных формах, и возникает путаница. Так, один из моих учеников написал на экзамене: «На войне умирают и страдают множество людей». Здесь налицо нарушение согласования: подлежащее выражено словосочетанием «множество людей» (ибо само по себе множество ничего не значит, так же, как и форма «людей» без слова «множество»), соответственно, сказуемые должны стоять в единственном числе.

      Ошибки в управлении в разных частях речи

      Выражения типа «Мы с братом смеялись с этого поступка» или «Ученые исследовали и рассказывали о поведении людей на войне» выдают незнание выпускниками норм управления. Ведь смеяться можно над чем-то, а исследовать - что-то, поэтому смешение разных глаголов с разным управлением под видом однородных членов - довольно грубая ошибка. Кстати, тенденция глагольного управления есть и в других языках. Например, во французском русским падежам соответствуют определённые предлоги, всё это тоже организует нашу речь.

      То же самое можно сказать и про «с них смеялись». Да, в разговорной речи многие привыкли говорить «скучать по нам» и «позвони по приезду», хотя с точки зрения литературного языка эти выражения ещё не стали нормой. Так что грамотнее написать «скучать по вас» и «позвони по приезде». Полезно накануне экзамена сверяться со справочниками русского языка, например, с пособием Т. В. Шкляровой для абитуриентов, чтобы не допустить ненужных ошибок.

      Ошибки в построении сложного предложения

      Весьма часто выпускники неправильно строят сложные предложения, из-за чего возникают забавные казусы. Например, «так же автор показывает санитара, лишившегося на войне ноги, которой он не хотел» (орфография и пунктуация сохранены). Очень грустно думать, что человек может не хотеть иметь ногу, а вот не хотеть войны - вполне разумное желание.

      Для того чтобы избежать подобных ошибок, стоит внимательнее вчитываться в смысл написанных фраз. Посмотреть на них боковым зрением, с точки зрения эксперта. Когда абсурд станет ясен, вы невольно засмеётесь, это и будет сигналом к тому, что предложение нуждается в переработке.

      Нарушение лексической сочетаемости слов

      Теперь перейдём к речевым ошибкам. Их в выпускных работах тоже великое множество. Есть среди них забавные и не очень.

      По моим наблюдениям, едва ли не самая частая ошибка - нарушение лексической сочетаемости слов. Вроде бы и фраза построена верно, и смысл в ней есть, но отдельные обороты все равно вызывают смех, а подчас и горечь. «В картине описывается героическая оборона крепости и трудная жизнь её стен». Едва ли может быть какая-либо жизнь у стен, ведь они не люди и даже не растения. Поэтому куда изящнее было бы написать «трудная жизнь людей во время обороны Брестской крепости».

      Здесь поможет только умение редактировать собственные тексты. Конечно, если вы прочтёте книги Нор Галь «Слово живое и мёртвое» и Корнея Чуковского «Живой как жизнь», будет ещё лучше. Но даже и без этого увлекательного чтения можно посмотреть на фразу глазами другого человека и подумать, что с ней не так. Тем, у кого развито образное мышление, поможет визуализация содержания предложения: нарисуйте стены крепости и подумайте, может ли у них быть жизнь.

      Неоправданные повторы слов

      Заметная тенденция последних лет в работах школьников - злоупотреблять словом «описывается». Война описывается, ситуация описывается, судьба описывается. Будто бы нет в русском языке других, более элегантных и подходящих по смыслу слов. Я думаю, что корень проблемы в отсутствии навыка работы со словарями. Тут поможет словарь синонимов: для этого необязательно брать в библиотеке увесистый том, можно воспользоваться сервисом «проверка слова» на сайте «Грамота.ру» или найти словарь Горбачевича в интернете. Дело нетрудное, но полезное.

      Ещё один подобный бич - слово «также». Мало того, что ребята часто ошибаются в написании самого слова, так ещё и начинают с него едва ли не треть предложений в сочинении. Маститые филологи говорили мне о том, что начинать предложение со слова «также» - дурной тон. Действительно, в русском языке есть масса синонимов к нему: «кроме того», «и», «замечу, что» и т. д. Используйте их, а «также» приберегите для сложных предложений или однородных членов.

      Плеоназмы

      «Вчера состоялась первая премьера спектакля», «В марте месяце ещё холодно», «Мама подарила мне памятный сувенир» - все эти примеры отражают такое необычное явление в языке, как плеоназм, проще говоря, речевая избыточность. Да, слова мы выбираем разные, но смысл у них один и тот же. Философ Уильям Оккам призывал не множить сущности, этот принцип в полной мере работает и в языке. Не стоит дважды называть одно и то же понятие разными словами. На эту тему в ЕГЭ по русскому языку есть даже специальное задание - №20.

      Чтобы избежать плеоназмов, задайте себе простые вопросы: «Март - это месяц года?», «Может ли быть сувенир не памятным, а повседневным?», «Бывает ли десятая премьера одной и той же постановки?», «Может ли быть автобиография не моей, а чьей-то ещё?». Ответы раскроют вам секрет логики языка и абсурд подобных фраз.

      Неточный выбор слова, ошибка в употреблении паронимов

      «США отказываются от предложения России помогать Сирии, так как это настраивает доверительные отношения между странами». Настроить можно программу, но никак не отношения. Их можно расстроить, но тогда слово «доверительный» совсем не к месту. А если мы хотим сказать об улучшении отношений, то можно использовать слова «укрепляет», «помогает выстраивать» и другие. Иногда вроде бы незначительная приставка напрочь меняет смысл слова.

      На этом основаны многие паронимы - слова, близкие по звучанию и написанию, но разные по значению. Сравните «огородить забором участок» и «отгородить участок от другой территории». Разница всего лишь в одной букве, однако смысл поменялся существенно.

      Паронимы - одна из самых сложных тем школьного курса русского языка. Все дело в том, что в ней нет системы правил и алгоритмов, которыми можно пользоваться, как это часто удаётся в других разделах языка. Здесь поможет только долгая и не всегда приятная работа со словарем паронимов. Полезно запоминать контексты, в которых употребляются слова, можно рисовать речевые ситуации и подписывать подходящие к ним словам. Такая техника может облегчить понимание.

      Всем выпускникам, которые уже сдали ЕГЭ по русскому языку, я желаю удачи в поступлении в желаемые вузы, а будущим абитуриентам - успешно подготовиться к экзамену и не совершать ошибок предшественников!