Работа головы. Получение информации. Восприятие информации человеком Советы как лучше воспринять информацию

Хорошую информацию трудно добыть.
Сделать с ней что-нибудь - еще труднее.
Штирлиц

Где бы ни находился человек, всюду его окружает информационное поле. Но всегда ли мы готовы к тому, чтобы правильно принять, понять и передать необходимую информацию? Психологи констатируют, что многие люди не умеют работать с поступающей информацией и потому страдают от переизбытка или недостатка получаемых впечатлений. Поэтому так важно в школе научить детей обрабатывать информацию разными способами. И сделать это можно с помощью игр.

Краткая характеристика каждой из сторон получения информации:

1. Психологи выделяют два основных пути получения информации : с помощью органов чувств (зрение, слух, обоняние, осязание, вкус); и с помощью умозаключений. Часто два эти пути сливаются в одно целое, что необходимо для решения какой-либо задачи.

2. Под сохранением информации прежде всего понимается умение удерживать полученную информацию . В процесс сохранения и переработки информации включаются все компоненты познания: восприятие, память, воображение, мышление.

Различают пассивное и активное сохранение. В первом случае информация воспроизводится в первоначальном виде, т. е. в том, в котором она была получена. При активном сохранении информации «текст» подвергается определенным изменениям (подключение образной, ассоциативной сфер мышления и т. д.).

3. Успешное воспроизведение и передача информации зависит от тех средств, которыми пользуются люди, включенные в процесс общения. К таким средствам обмена информацией относят речь, письмо, жесты, мимику и пантомимику, пара- и экстралингвистические системы (интонация, неречевые вкрапления в речь, например, паузы) и даже систему организации пространства общения (комфортность, степень доверия и т. д.).

Цель игрового блока заключается в знакомстве участников с основными приемами по обмену информацией, в формировании умения ее обрабатывать, находить жизненно важное в ней для решения каких-либо проблем.

Приведенные ниже упражнения:

  • развивают логическую память (т. е. умение использовать специальные приемы осмысления и запоминания получаемой информации на основе сходства, контраста, семантической близости и ассоциаций),
  • помогают обрести высокую скорость переработки информации,
  • углубляют восприятие (понимание как прямой, так и косвенной информации),
  • тренируют гибкость усвоения информации (легкость перехода от одной ассоциации к другой).

Все игры, включенные в информативный блок, являются интегративными, хотя и связаны с какой-либо определенной стороной: получение информации, сохранение, воспроизведение и передача.

Игра 1. Визитная карточка

Для первого упражнения понадобится маленький мячик, который легко катать в ладонях (подойдут шишка, камешек и пр.).

Задание : каждый из участников должен рассказать о себе. Но задача усложняется тем, что каждая новая «визитная карточка» кроме повторения информации, которая уже прозвучала, должна добавлять что-то новое. Например:

1-й участник: Меня зовут Антон, мне 10 лет.

2-й участник: Меня зовут Аня, мне 11 лет, я люблю оладьи.

3-й участник: Меня зовут Лена, мне 11 лет. Я не люблю оладьи, зато мне нравится танцевать... И т. д.

В игре формируется первичное восприятие группы в целом. Участники учатся вычленять основную информацию, «примерять»ее, включаться в процесс кругового общения.

Вопросы к обсуждению :

  • Чья информация оказалась наиболее интересной и «дошла» до конца?
  • И какая информация была потеряна и почему?

Игра направлена на формирование умения вычленять основную информацию, соотносить и обогащать полученное знание в соответствии с конкретной жизненной ситуацией.

Игра 2. Собираемся в поход или Супермаркет

Из группы выбираются трое-четверо добровольцев, которые покидают аудиторию. Остальным предлагается следующее задание :

Представьте себе, что вы - группа людей, планирующих хорошо отдохнуть в ближайшие дни. Вы не ограничены никакими материальными рамками, поэтому пришли в великолепный супермаркет, чтобы подобрать себе все необходимое для будущего похода. Но есть одно условие: вы покупаете только те товары, которые начинаются на букву... (например, «С»: сапоги, суп, софа, солярка и т. п.). Но помните, что те, кто обслуживают вас, не знают об уговоре. Их задача заключается в том, чтобы без вашей подсказки понять, какие товары вы возьмете с собой в дорогу.

Затем приглашается группа «обслуживающего персонала супермаркета» с просьбой обслужить необычных клиентов. Причем, не забудьте, что «клиенты» должны только утвердительно или отрицательно отвечать на предложение товаров. Итак:

Уважаемые покупатели, мы предлагаем вам палатки... Нет? Тогда, может быть, рюкзаки?.. И т. д.

Вопросы к обсуждению :

  • Сколько времени потребуется группе на вычленение информации на слух?
  • Какими средствами они воспользуются для решения поставленной задачи?

Игра развивает умение анализировать разные каналы получения информации (слух, зрение и т. д.). Игра привлекательна еще и тем, что в ее процесс вовлечены все участники, а решение находится небольшой группой участников.

Игра 3. Я дарю тебе...

Играет пара участников. Остальные «ограничиваются» ролью внимательных наблюдателей.

Задание : два человека, сидя друг напротив друга, могут в течение нескольких минут дарить самые невообразимые подарки. Однако при этом соблюдаются следующие условия:

  • в начале каждой реплики обязательно звучит благодарность: «Спасибо, Валера (Марина, Игорь и т. д.) за подарок...»;
  • обязательно перечисляются все уже подаренные подарки и добавляется новый.

Например, после четвертого обмена подарками можно услышать следующее:

Спасибо тебе, Света! Я тебе подарил стол, ты мне подарила цветок, я тебе подарил веник, ты мне подарила посудомоечную машину, я подарил тебе вечный праздник, ты мне - молодильное яблоко, я тебе подарил Земной шар, ты мне подарила остров сокровищ, а я тебе дарю...

Вопросы к обсуждению :

  • Кто первый допустит два сбоя подряд?
  • Кто лучше удерживает информацию?
  • Кто в поисках подарков идет нетрадиционным путем?

Игра, помимо информационной нагрузки, учит не бояться прямого включенного контакта, умению импровизировать, сосредоточенности и... доброжелательности.

Игра 4. Расскажи сказку

Игра, которая будет интересна людям любого возраста, буквально «от мала до велика». Сказки любимы всеми, многие с удовольствием придумывают свои сказочно-современные сюжеты. Казалось бы, что может быть необычного (супер-информативного) в такой игре? Но дело в том, что сказка рассказывается с конца...

Форма игры : по цепочке (чем больше участников, тем длиннее сказка). Основное условие то же, что и в предыдущей игре, но здесь сначала нужно сказать что-то новое, а затем повторить предыдущие реплики.

Задание: первый участник говорит обычную заключительную фразу сказки (например: «И жили они счастливо и умерли в один день»). Следующий достраивает в двух-трех фразах те события, которые произошли перед этим: «И сыграли они пышную свадьбу. Родились у них красивые дети. И жили они счастливо и умерли в один день». И так далее, пока сюжет сказки не доберется до последнего рассказчика. Последний участник дает название сказке и рассказывает ее от начала и до конца.

Вопросы к обсуждению :

  • Каковы перипетии сюжета: традиционны или совершенно необычны?
  • Сохраняется ли логика повествования «сказки наоборот»?
  • Подкрепляется ли сюжет сказки интонациями рассказчиков?
  • Чей поворот сюжета самый удивительный?

Как и в предыдущих играх, развивается память, умение сконцентрироваться и импровизировать, держать нить рассуждений, умение «достраивать» информацию.

Вариант: сказка рассказывается участниками последовательно от начала до конца по одному слову.

Игра 5. Совместить несовместимое

Понадобится ручка (карандаш), бумага для каждого участника.

Задание: перед вами список из 10 слов: сапожник, орехи, булка, банк, сельдерей, парикмахер, ножницы, бананы, комар, корреспонденция.

Прежде всего проклассифицируйте и сгруппируйте предложенные слова по своему выбору. Затем попытайтесь в одном предложении связать между собой не менее трех слов из разных групп. Для связи слов возможно объединение их с помощью различных предлогов (например, «корреспонденция с комаром и бананами»).

Вопросы к обсуждению :

  • Чьи классификации наиболее полные?
  • Чьи образные ряды наиболее запоминающиеся?

Умение группировать предметы и ассоциативное запоминание, по данным психологов, помогают улучшить усвоение информации с 19 до 61%. «Лучше использовать какую угодно группировку, чем не использовать вообще никакой», - утверждает американская исследовательница Даниэль Лапп.

Вариант: составить рассказ по полученным классификациям.

Игра 6. Информация в газете

Для работы необходимы вырезки из газет и журналов одинакового объема.

Занятие проходит в форме соревнования.

Задание : перед вами два небольших газетных материала. Ваша задача прочесть вслух оба отрывка, соблюдая следующее условие: читать поочередно (по одному абзацу из каждого материала). Затем на память пересказать полный текст каждого отрывка.

Вариант: поочередно читаются предложения, а не абзацы.

Вопросы к обсуждению :

  • Чей пересказ окажется ближе к оригиналам?
  • Кто затратит на эту работу меньшее количество времени?

Игра помогает вычленять необходимую информацию в разных потоках, а также развивает способность к быстрому переключению внимания.

Игра 7. От топота копыт...

Многократными исследованиями психологов подтвержден тот факт, что любая информация передается не только через содержание, но и через интонацию, жесты и мимику говорящего. Попробуем проверить это утверждение.

Задание группе : представьте такую ситуацию: вы приходите в школу и узнаете, что химии (алгебры, литературы) сегодня не будет. Попробуйте передать эту новость любому своему однокласснику главным образом при помощи жестов, мимики, так как текст, который вы произносите, передавая сообщение, - это известная пословица «От топота копыт пыль по полю летит». Интонация должна показать, радуетесь вы этому случаю или нет. Передайте эту информацию соседу. Тот передаст свое настроение при помощи тех же слов следующему участнику, и так - до кона цепочки. А последний должен рассказать эту новость учителю химии (алгебры, литературы), которого вы встретили в коридоре.

Вопросы к обсуждению:

  • Какова интонация вашей реплики на этот раз?
  • Чьи «реплики» показались наиболее выразительными и почему?
  • Действительно ли можно передавать содержание информации дополнительными средствами?
  • Где еще можно использовать этот прием?

При выполнении этого задания происходит не просто обыгрывание воображаемой ситуации, но формируется умение эмоционально передавать, проживать информацию, интонационно обогащать ее. Парадокс ситуации заключается в том, что определенные ограничения в содержании (только слова пословицы) заставляют информатора искать иные средства для достижения своей цели.

Игра 8. Полный комплект

Подготовьте карточки с названиями литературных произведений и именами их главных героев (вариант: историческое событие и его участники и т. д.).

Задание : каждый участник получает карточку или с названием литературного произведения, или с именем героя. По знаку ведущего все дважды громко читают то, что написано на карточках. Цель игры заключается в том, чтобы как можно скорее объединить героев с произведением (событие с участниками).

Вопросы к обсуждению :

  • Легко ли найти «своего человека» в условиях переизбытка информации?
  • Что или кто мешает воссоединению?
  • Какие еще задания можно было бы предложить?

Игра 9. Соберемся вместе

Участники разбиваются на небольшие группы по 6 человек. Ведущий предлагает самые разнообразные задания :

Построиться в ряд в соответствии с алфавитом по первой букве имени;

Построиться в ряд в соответствии с алфавитом по последней букве имени (фамилии, по второй букве и т. д.);

Найти свой способ построения группы.

Вопросы к обсуждению :

  • Какая группа быстрее реагирует на задания?
  • Какая нашла наиболее интересный способ самоклассификации? и т. д.

Игра 10. Телеграмма

Кто из нас не посылал телеграммы? Что в ней является главным? Конечно же, лаконичное, эмоциональное содержание. Группам предлагается послать друг другу телеграммы. Объединяют эти послания начальные буквы слов, например:

Б Т Л В Д К М П З Х О (подбор букв может быть самым разнообразным).

Задание : составить такой текст телеграммы, в котором каждое (значимое) слово последовательно начиналось бы с предложенной буквы. Итак, первое слово начинается на «Б», второе на «Т»и т. д. Для связи слов можно вставлять предлоги и знаки препинания в неограниченном количестве.

Например:

Большие Томаты Лежат под Вагоном. Делаем Кетчуп или Меняем Помидоры на Зверей? Хотел бы Орангутанга.

Борис! Твоя Лень Ведет к Диким Конфликтам. Может Помочь? Знания Хорошие Обещаю.

Вопросы к обсуждению:

  • Чья телеграмма оказалась смешнее? Ужаснее? Жизненнее? Экспрессивнее?
  • Как влияют незначимые части речи, знаки препинания на содержание?
  • Легко ли было работать в группе при составлении телеграммы?

Игра 11. Кошка, которая гуляет…

Все встают в круг, оставляя побольше места в центре.

Задание : участникам предлагается поочередно пройти через круг, но не обычной походкой. Если человек затрудняется, предложите ему пройти как шпион (крадучись на цыпочках), как супермодель («походка, свободная от бедра...»), как солдат на параде (печатая шаг) и т. д.

Каждый участник проходит через круг, а группа угадывает «кто есть кто».

Вариант: участникам предлагаются карточки, на которых написаны различные профессии. Необходимо походкой показать профессиональную принадлежность.

Вопросы к обсуждению :

  • Какой канал получения информации здесь используется?
  • Что может выразить походка человека: его профессию? его эмоции?
  • Как мы реагируем на разные стили походки?
  • А что ощущают люди, за которыми наблюдают и оценивают?

Предыдущий мануал от психотерапевта Екатерины Сигитовой « » предельно чётко высветил проблему, появления которой, конечно, стоило ожидать. Огромное количество людей не могут, просто не в состоянии адекватно реагировать даже на самую конструктивную и дружелюбную критику. Почему? Да потому что им каждый раз очень больно.

То есть мануал-то, конечно, немного облегчил им жизнь, потому что стало ясно – кое-какую критику имеет смысл спустить в унитаз вместо того, чтобы тратить на неё свои нервы. Но что делать с критикой правильной? Особенно если она вам важна. Что делать, если вам требуется обратная связь, но даже от аккуратных и мягких замечаний вас скрючивает похлеще радикулита и вы начисто теряете мотивацию и вообще волю к жизни?

В мануале планирую рассмотреть, почему критика может сильно вас задевать , и какие есть пути решения . Расскажу, как справляться со своей реакцией . Дам «инструменты», которые позволят услышать полезные для вас замечания без глубоких душевных ран, а также создать базу на будущее. Эти инструменты существуют, и я постараюсь помочь вам их освоить.

Также постараюсь помочь, как бы странно это ни звучало, и критикующим (имею в виду не «критиканов» из первого мануала, а тех, кому действительно приходится что-то корректировать у других людей). Критикующие могут увидеть основные проблемные точки, в которых их высказывание воспринимается болезненно – и, возможно, найдут способы сказать лучше. Такие способы всегда есть, и если иметь «карту возможных проблем», строить фразы становится проще.

Скорее же приступим.

Пара вводных

  1. Нужно понимать, что болезненное восприятие критики – это только верхушка айсберга, надводная часть куда большей проблемы . Те свойства и особенности личности, которые вызывают такую сверхчувствительность, обычно портят вам жизнь в гораздо большем спектре ситуаций. Практически ежедневно, на самом деле. Вы это знаете лучше меня. Поэтому понимать эту подводную часть (неважно, у себя, партнёра, подчинённого, или друга) и уметь с ней обращаться очень важно. Это может помочь сразу во многом.
  2. Критика ранит только тогда, когда попадает в уже существующую рану . Запомните это. Если критика попадает в здоровое место (даже много раз!) – ничего плохого никогда не происходит. Поэтому даже самые высокочувствительные и ранимые люди могут прекрасно выдерживать критику в каких-то конкретных темах и областях.

Мой любимый вопрос для иллюстрации – будете ли вы задеты, если инопланетянин с синими волосами и коленками назад будет критиковать ваш цвет волос и устройство ваших суставов? – И любимый ответ: “э-э, вряд ли”.

Так что, чрезмерная реакция есть только на ту критику, которая затрагивает что-то уже намозоленное. Например, раненое когда-то другими значимыми людьми, или посттравматическое, или «расковырянное» самостоятельно… А значит, устойчивость каждого отдельного человека к критике определяется, в том числе, количеством уже имеющихся болезненных мест и открытых «ран» (см. список ниже). Чем их больше – тем вам сложнее. Это, повторюсь, важно помнить.

Причин болезненного отношения к критике очень много. Ниже я перечислю те, которые мне кажутся основными. Они могут встречаться как по отдельности, так и парами, тройками и целыми кластерами. Также они могут быть симптомами друг друга или складываться в ядро личности. То есть, все эти пункты – не взаимоисключающие штуки, а, скорее, элементы объёмного, сложного, текучего паззла. Если вы нашли у себя один или два – есть неплохие шансы, что справитесь самостоятельно. Если сразу четыре-пять, и они по-настоящему мешают вам жить, то, возможно, потребуется психотерапия.
Какие же это причины?

1. Внутренний критик

Он же – жёсткое Супер-Эго. Очень крепкая и большая часть личности, которая, будучи развита избыточно, занимается не аккуратным саморегулированием, а самоедением. Не буду сама себя повторять – лучше дам ссылку на статью «Внутренний Критик. Кулинарная книга самоедения », там про этого зверя написано ещё на такой же мануал по объёму, и даже тест есть.

Как это работает

Критика, пришедшая извне, резонирует (конечно же) с самыми мрачными ожиданиями и мыслями Внутреннего Критика, и не просто резонирует, а интерпретируется максимально негативно, усиливается в разы и доводится до абсурда – с помощью далеко идущих выводов, самоуничижения и обесценивания.

Очень простое. «Так и знал, что я идиот/ка и никогда ничего не могу нормально». Конечно, с таким итогом жить очень трудно. Поэтому любая, даже самая дружелюбная критика отзывается крайне болезненно – потому что Внутреннему Критику совершенно не важна степень дружелюбия и полезности, он этот параметр (как и любой другой реальный параметр) не учитывает. Ему нужно подтвердить свою плохую точку зрения о себе же, снова и снова, снова и снова.

2. Психологическая травма

В самом общем виде, травма – это пережитое человеком Нечто такой силы, что он не был в состоянии справиться и получил существенные повреждения (часто необратимые). Те, кто проходил или проходит психотерапию, как правило, знают о своих травмах. Но даже если у вас и нет этого терапевтического диагноза, посттравма (состояние после травмы), тем не менее, может иметься. Она, увы, может влиять на ваше восприятие критики и не только на него. Современные исследования доказывают, что у людей, переживших травму, довольно сильно изменяются нейрохимические процессы в мозге в целом.

Как это работает

Травма оставляет человеку очень мало ресурса, потому что основная его часть ушла (и, возможно, до сих пор уходит) на выживание в условиях новой реальности, той, которая с повреждениями. Та часть психики, которая «Я», становится очень хрупкой, либо перестаёт толком развиваться (какое уж развитие, когда дышать – и то непросто). Хрупкого и нересурсного «Я» не хватает на обработку входящих негативных сигналов, и они снова наносят повреждения. Иногда сопоставимые по размерам с оригинальной травмой.

Какое сообщение считывается вами из критического замечания?

ОПАСНОСТЬ, ОПАСНОСТЬ, ОПАСНОСТЬ, ты снова жертва, тебя уничтожают. Бей, замри или беги, а то снова будет как тогда, а ты уже слишком хорошо знаешь, чем это всё может кончиться. Поэтому нужно или предотвратить ущерб любой ценой, или покорно лечь и переждать его до момента, когда можно будет начать восстанавливаться. В общем, «страусов не пугать – пол бетонный».

3. Нарциссизм

Нет, не тот растиражированный в искусстве образ влюбленности в себя и крайнего эгоцентризма. Чуть сложнее. Сейчас считается, что нарциссическая часть есть у каждого человека, и её функция – поддержание самоуважения определёнными способами. Эти способы, в основном, опираются на внешнее подтверждение внутреннего “Я”. Люди с сильно выраженным нарциссическим радикалом вообще не чувствуют в себе никакого внятного «Я», уж тем более хорошего, поэтому целиком составляют его из отражений в глазах других.

Как это работает

Логично – любая угроза внешнему подтверждению – это автоматически угроза внутреннему хорошему «Я». Т.е. критика не просто является чьим-то негативным мнением, нет, нет. В данном случае она НА САМОМ ДЕЛЕ разъедает вас, потому что вы ощущаете себя дефектным, недостаточным, вы чувствуете, что на всеобщее обозрение выставлено нечто непоправимое. Знаете, вообще очень трудно жить, когда мысли и чувства – не просто мысли и чувства, а настоящая реальность (это – один из возможных провалов в способности к ментализации, кстати).

Какое сообщение считывается вами из критического замечания?

Вы слышите/видите не набор пунктов, а большое и толстое указание на вашу неполноценность (совершенно реальную – по мнению вашей нарциссической части). Любая критика означает, что вы потерпели неудачу, а значит, вы ничтожество, недостойный/ая, и прочая и прочая. Обычно на этой стадии подключается стыд (стержневое чувство при нарциссизме – нарциссизм питается иллюзией об отсутствии неудач, и тем избегает этого жуткого стыда).

4. Неустойчивая / низкая самооценка

Самооценка – это то, как мы оцениваем и воспринимаем сами себя (ваш Кэп). Считается, что нормальная самооценка (средняя или чуть выше) – это присутствие устойчивого концепта «я – хороший/ая», ну или более упрощённо «хорошо, что я есть». Из этого следует несколько выводов, в контексте критики важен вот такой: «большинство из того, что я делаю, более-менее хорошо». Такая установка в норме должна быть достаточно прочной, тогда даже жёсткая критика её не поломает и не погнёт.

Как это работает

При низкой/неустойчивой самооценке критика опускает вас еще ниже. А вы, из-за того, что и так устали быть всё время внизу, просто не можете вынести ситуаций, когда самоуважение снижается ещё больше, они для вас катастрофичны, потому что обратно вам не выпрямиться.

Какое сообщение считывается вами из критического замечания?

«Ну, всё». Критика в данном случае – предвестник и симптом резкого снижения самоуважения, знак несоответствия вас вашим же идеалам и ценностям. С этим ещё, кстати, связано то, что люди с низкой самооценкой склонны избегать признания собственной роли и ответственности в каких-либо проблемах и жизненных неурядицах – как своих, так и не своих. Тот же самый способ интерпретации: признал/а = потерял/а самоуважение и надежду на то, что когда-нибудь стану человеком своей мечты.

5. Незащищенность / ранимость

О, про ранимость легко можно написать отдельную статью. Попробую кратко: ощущается это так, будто с вас содрали кожу, и вам нечем больше прикрывать своё чувствительное нутро. От большинства взаимодействий с людьми вам так больно, что вы непроизвольно кричите и отпрыгиваете. Понятно, что на уровне психики это означает, что вас крайне легко обидеть, огорчить, расстроить и задеть, даже не имея ни малейшего на то умысла. Просто у вас везде «мины», о некоторых вы и сами не знаете, пока они не рванут.

Как это работает

Любая фраза (она может быть и вообще не критикой) воспринимается как тычок пальцем в открытую рану, как умышленное или неумышленное (но от этого не менее болезненное) нападение, с результатом в виде чего-то обидного и задевающего. По-любому обидного и по-любому задевающего, независимо от начального посыла. Изредка бывает можно понять, что люди не со зла, но чаще – нет. Ведь они же не могут не видеть, что у вас нет кожи?

Какое сообщение считывается вами из критического замечания?

ААА! БОЛЬНО! ЗАЧЕМ ТЫ СДЕЛАЛ МНЕ ТАК БОЛЬНО?! В большинстве случаев после этого следует яростная реакция, направленная на «обидчика», который ощущается почти как абьюзер. Учитывая бэкграунд в виде содранной кожи, думаю, эта реакция вполне закономерна. Жаль только, что понимания и способности продышаться и идти дальше – от этого не прибавляется.

6. Синдром самозванца

Довольно известное явление, суть которого в следующем. Достижения, результаты и вообще вся обстановка ощущаются вами как незаслуженные, доставшиеся не благодаря вашим личным усилиям и труду – а свалившиеся на вас только из-за сумасшедшего везения или случайных совпадений. То есть вы вообще для этого ничего не сделали. Синдрому самозванца постоянно сопутствуют тревога и страх – а вдруг разоблачат? Ведь неминуемо разоблачат, да?

Как это работает

Критика – очень явное указание на то, что «мальчик каску просто нашёл» (с точки зрения вашего внутреннего самозванца). Конечно же, другие немедленно это увидят и разоблачат голого короля! Поэтому критика заставляет вас сжиматься в ужасе, и ненавидеть любые замечания, даже корректные.

Какое сообщение считывается вами из критического замечания?

СЕЙЧАС ОНИ ВСЁ ПОЙМУТ… Вот сейчас… Вот сейчас… Ну не сейчас, так в следующий раз. Очень страшно так жить – в постоянной тревоге и в неумении присваивать то, чего достигли. Неудивительно, что критика интерпретируется только в одну сторону – в ту, которая является по-настоящему важной.

7. Перфекционизм

Тоже материал для отдельной статьи под названием «Пункт выдачи желаемого за действительное». У перфекционистов полностью отсутствует ощущение, что они достаточно хороши. И они, фактически, проводят свою жизнь в погоне за этим ощущением, не зная, что именно они ищут и зачем это им. Способы, которые перфекционисты применяют для поиска этого ощущения, в основном, сводятся к достижению идеала. Есть иллюзия, что если его достичь, будет достаточно хорошо (на самом деле – нет).

Как это работает

Критика прямо указывает перфекционисту на его неидеальность, и иллюзия о возможности достижения точки «достаточно хорошо» рассыпается, как карточный домик. Это очень больно, потому что жить без хотя бы такой плохонькой иллюзии, по факту, невозможно. Поэтому критика для перфекциониста невыносима (хотя при этом он сам себя ею постоянно изводит, такой парадокс).

Какое сообщение считывается вами из критического замечания?

О БОЖЕ, ОШИБКА! Я НЕСОВЕРШЕНЕН (атеисты могут первую часть заменить на что-то равнозначное по эмоциональности). Ошибок, по мнению перфекциониста, быть не должно вообще, впрочем, как и несовершенства – а если они всё же есть, то это ничто иное, как знак плохой работы над собой. Замечаете разницу с нарциссизмом и синдромом самозванца? Там фокус был вовне, “все увидят”, а тут он на себе. Не важно, кто и что увидит, важно, что я сам/сама уже знаю о своём несовершенстве, и это мучительно.

Не устали? Вот вам картиночка про перфекционизм для разгрузки:

8. Невозможность выносить чужой дискомфорт

Есть такие люди, от которых всем удобно. Удобные люди. Моя коллега Полина Гавердовская называет их невидимыми. Этих людей родители воспитывали так, чтобы от них не было, по возможности, никакого дискомфорта. Чаще всего это означает, что им пришлось рано отказаться от себя. Почти полностью – от своих потребностей, чувств, желаний и планов – чтобы никому случайно не перейти дорогу. А то будет атата.

Как это работает

Любая критика означает, о, ужас, что вами кто-то недоволен, а значит, у кого-то от вас дискомфорт или даже проблемы! А этого никак нельзя допустить, это очень страшно. От осознания, что вы, вольно или невольно, причинили кому-то неудобство, вам может стать буквально физически плохо.

Какое сообщение считывается вами из критического замечания?

“Ой-ой-ой, караул, кому-то неприятно и это из-за меня! Не угодил/а, всё испортил/а, теперь человек мучается”. То есть, привычный фокус тут – на другом , на его стабильности и благополучии, на заботе о его комфорте, а вовсе не на себе. Ощущать себя причиной и источником чужого дискомфорта таким людям невероятно сложно, поэтому они очень тяжело воспринимают критику.

9. Паранойя

Я не имею тут в виду психиатрический диагноз, скорее, личностную черту или склонность, привычку. Замечали ли вы, что есть люди, которые легко принимают на веру различные теории заговора и чужую злонамеренность? Неважно, есть что-то в основе или нет – но это вполне укладывается в их восприятие мира. Так вот, это и есть параноидность. Её главым девизом можно было бы сделать фразу “Всё неспроста”.

Как это работает

Параноидный человек воспринимает любую критику как умысел и желание его уязвить, и ранит/злит его именно этот умысел, а не только и не столько содержание критического замечания. Согласитесь, что непросто жить в окружении врагов, и неудивительно реагировать на их очередные нападки весьма болезненно.

Какое сообщение считывается вами из критического замечания?

“Вот ты и спалился, а я знал/а, что ничего хорошего от тебя ждать не стоит”. Фокус тут тоже внешний, как и в нескольких предыдущих пунктах, и тоже отсутствует опора на реальность. Зато есть заведомая уверенность в том, что все хотят вам только плохого, а кто не хочет, так скрывает, ну или же это лишь временно.

10. Депрессия / субдепрессия

Это может быть официальный диагноз, а может и просто некий период в жизни или личностная склонность (да, так бывает). В любом случае, суть одна: всё плохо, было плохо и будет плохо. В отличие от нарциссизма и синдрома самозванца, здесь ощущение своего «Я» вполне реально, просто это «Я» непоправимо плохое, и нет никакой надежды или мотивации его изменить.

Как это работает

Критическое замечание усиливает депрессивный фон, подтверждает, что да, ничего хорошего в очередной раз не произошло. Как правило, депрессия работает так, что у вас ещё и нет энергии на исправление, поэтому любая критика повисает тяжёлым камнем на шее без возможности её использовать на благо (даже если она подана как надо и по факту такая возможность есть). Помните ослика Иа? «Доброе утро, Пятачок… в чём я лично сомневаюсь».

Какое сообщение считывается вами из критического замечания?

«Всё тлен». Фокус в этом случае – на общем болезненном фоне и неспособности получать удовольствие от жизни (так называемая «anaesthesia dolorosa, болезненное бесчувствие»), и критика лишь является дополнительной иголкой. Она, в общем-то, может быть даже и не услышана в плане содержания.

11. Личная история

Пункт частично пересекается с травмой. Дело тут вот в чём: если вам в жизни от критикующих уже пришлось пострадать (как правило, немалый вклад вносят родители, учителя, бывшие партнеры по отношениям и другие значимые люди), то любая критика, чем-то напоминающая ту – по содержанию, форме или по любому другому признаку – будет восприниматься вами невероятно болезненно. Примеров можно привести много, общее у них то, что достаточно задеть какую-то определённую тему или построить фразу определённым образом, чтобы вы ощетинились.

Как это работает

Здесь фокус – на факте критики вокруг конкретной темы или конкретным образом. Это ранит само по себе, потому что у вас на этом месте уже есть большая мозоль. И конечно же, вы совершенно не можете увидеть в такой критике позитивные стороны, даже если они есть – мозоль их загораживает.

Какое сообщение считывается вами из критического замечания?

«Ыыы, опять я (что-то моё) кого-то не устраивает, ну сколько можно». В целом, ответное чувство бывает очень близко к отчаянию и бессилию, и именно поэтому так больно. Вы, как правило, уже вынесли из прошлого, что с этим вам не справиться, и текущая ситуация работает для вас якорем, мгновенным порталом в эти воспоминания.
С теорией всё! Переходим к практике.

Практика. Что делать

Вы нашли у себя больше половины пунктов и закономерно спрашиваете меня, как же вам теперь со всем этим взлететь? Что делать-то? И нужно ли что-то делать, или, может, не стоит прогибаться под изменчивый мир?

На это у меня есть готовый ответ, который не я сама придумала, конечно. Он просто очевидный. Постоянно испытывать сильные негативные эмоции по незначительным поводам, например, из-за критики, может себе позволить только человек с крепким психическим здоровьем и выносливой нервной системой .

У вас крепкое психическое здоровье? Выносливая нервная система? Рискну предположить, что дела с этим обстоят не так хорошо, как хотелось бы, иначе зачем бы вам этот мануал. То есть, ответ-то на самом деле однозначный – пора работать с вариантами решений, потому что так распылять свой психический ресурс вам попросту не по средствам .

Решения я изложу тоже по пунктам, люблю списки. Сначала тактика (то, что применимо здесь и сейчас), потом стратегия (то, что пригодится долгосрочно).

Тактические приемы

1. Убедитесь, что критика содержит что-то полезное на самом деле, а не решает психологические проблемы того, кто её исторг.

Самый важный пункт. От 50 до 90% той критики, которую вы будете получать, не выдержит этой проверки, я гарантирую это. Минус этого пункта в том, что для его выполнения вам придётся, к сожалению, пропускать входящие замечания через себя, что может быть довольно неприятно (мы все знаем, как они подаются). Зато! Хороший фильтр «на входе» позволит в разы сократить последующие переживания и объем действий. Вы же помните, что вы не какой-то психоолигарх с гиперустойчивой нервной системой? Так вот, этим пунктом сэкономите себе много километров нервов.

Как же это понять, как оценить – есть в критике полезное или нет? Я бы советовала составить себе чеклист (такой список с галочками) из мануала « » – выбрать важные для вас пункты, добавить свои дополнительные, и каждый раз прогонять полученное критическое замечание по нему. Если набирается больше 3 галочек – замечание отправляется в топку, можно даже до конца не дочитывать/не дослушивать. Со временем натренируетесь и будете и без чеклиста почти мгновенно понимать, стоит критика внимания или нет.

2. Научитесь безжалостно избавляться от той критики, которая не прошла проверку п. 1.

Это очень важная тема, она одновременно и про заботу о себе, и про границы, и про много что ещё. Вы не должны служить ведром для чужих эмоциональных сливов, запомните это крепко-накрепко. Никогда и никто не должен быть таким ведром. И если кто-то считает, что вы – ведро, это вообще не ваши проблемы.

Избавляться в данном случае будет значить, во-первых, конечно же, не использовать такую критику как руководство к действию. Во-вторых – не позволять ей заползать на вашу территорию и вас разъедать.

Как вы конкретно это будете делать: удалять комментарии, прерывать людей, забывать, отвлекаться, использовать метафоры и ритуалы – не так уж важно. Главное, чтобы это было эффективно. Возьмите прямо за правило и натренируйте себя: если не выполнено условие из п. 1 – с лёгким сердцем оставляем критику её автору и идём дальше. Сначала сердце будет не очень-то лёгким, но постоянная практика поможет.

3. Для той критики, которая прошла проверку и всё ещё ранит вас, применяйте правило тайм-аута.

Сначала послушать/прочитать, только потом интерпретировать. Отложить свою реакцию и анализ как минимум на несколько часов (идеально – на сутки, если есть возможность). И в эти несколько часов не жевать кругами негативные мысли, а всерьёз на что-то переключиться. Это поможет снизить риск импульсивных и привычных негативных толкований, плюс, с течением времени любая критика начинает восприниматься менее остро. Так дайте себе это время.

4. Если вас понесло в травму/ранение/негативную интерпретацию, остановитесь и сделайте шаг назад.

Выдохните и возвращайтесь от большего к меньшему: не «я неудачница», а «я сделала что-то не то и по привычке сразу подумала, что я неудачница». Не «всё плохо», а «когда мой результат не 100%, я автоматически думаю, что ВСЁ плохо» . Мне очень нравится метафора перемотки кассеты (рискованная для тех, кто младше 1990 г.р., но всё же). Ой, зажевало! Достаём, расправляем плёнку и перематываем на целое, непомятое место. Оттуда можно ещё раз, но более аккуратно.

5. Пробуйте переформулировать для себя так, чтобы было не обидно.

Если такой вариант существует, конечно. Переделайте фразу или замечание так, чтобы оно было сказано по всем правилам правильной критики – дружелюбно, корректно, из позиции «плечом к плечу». Похвалите себя за что-то, если вас ещё не похвалили. Включите то полезное, что вы нашли во входящей критике, но более аккуратно и бережно, чем было там.

И используйте как отправную точку именно свою версию, а не изначальную. Если переформулировать не получается, то есть, в принципе невозможно услышать полезное замечание так, чтобы не пораниться – то это тревожный знак. Возможно, в одиночку вам не справиться и нужна помощь специалиста.

Стратегическая работа

1. Работа с общепсихической «иммунной системой»

Вы же знаете, что у нашего организма есть целая иммунная система, отвечающая за защиту организма от чужеродного и потенциально опасного материала, на физическом уровне? Ровно такую же штуку нужно в себе отрастить на уровне психики. Постепенно создать систему правил, позволяющих блокировать то, что вредит или не соответствует вашим целям.

Но при этом чтобы система могла пропускать внутрь то, что позволит вам расцвести и стать лучше. Чем лучше будет работать этот «психоиммунитет», тем меньше усилий вам придётся тратить на работу с критикой «в моменте». Потому что вы будете знать, что ненужное отпадёт само, а нужное останется, и вы сможете постепенно переварить и интегрировать это нужное на своих условиях и в своём темпе, не опасаясь вреда.

Что нужно делать для того, чтобы эта иммунная система начала развиваться и укрепляться? Постоянно выполнять все пункты из предыдущего списка, который про тактику. Как в спортзале – чтобы накачать мышцы, потребуется сделать много подходов. Когда повторите каждый пункт по 30-50 раз – заметите ощутимую разницу и в скорости реакции, и в её качестве. И когда-нибудь всё это начнёт происходить уже само, без ваших сознательных усилий.

2. Знание своих чувствительных мест, триггеров и факторов, которые на всё это влияют

Здесь, в общем-то, и не нужно ничего пояснять. Если вам известны эти вещи, то вы можете обучить (вменяемых) окружающих давать вам критику в том виде, в котором вы можете её перенести. Также вы также можете задать некий стандарт критики для себя, который будет учитывать ваши типичные триггеры. Ну, чтобы не пропустить важный фидбек из-за того, что он плохо оформлен и задел ваше привычное. Да и вообще здорово успокаивает, когда понимаешь – тут у меня явно избыточная реакция, потому что А, Б и С, сейчас я подышу и она утихнет.

3. Отделение себя от своих поступков

В условиях нашей культуры это правило пригодится, наверное, почти всем. Как-то так у нас сложилось, что критиковать без перехода на личности почти никто и не умеет, соответственно, и воспринимать критику без бесплатного бонуса «ты плохой» тоже крайне сложно. Учитесь разделять эти два «трека», даже если автор критики этого не сделал. Вы как человек – отдельно, объект критики (ваше творение, продукт, результат) – отдельно . Если вы в этот раз сделали что-то недостаточно хорошо, то это ничего про вас как человека не значит. Повторяйте себе это, как заклинание.

4. Выращивание внутреннего Доброго Родителя

Пункт важен не только для тех, у кого мощный Внутренний Критик. Как правило, все корни болезненного отношения к критике растут из каких-то важных жизненных периодов, во время которых вам не хватило более сильной фигуры, которая поддержала бы вас в ваших ошибках, несовершенстве и лаже. По принципу – «бывает, ты всё равно хороший/ая, давай подумаем, что делать дальше и как это обратить тебе на пользу».

Создавайте такую фигуру внутри себя, будьте сами к себе добрее, чем другие люди к вам. Если в вашей жизни был такой человек, вызывайте его/её мысленный образ каждый раз, когда вам требуется поддержка, и пытайтесь представить, что бы он вам сказал, если бы был рядом.

Психотерапия

Вот развернуто написано, что можно делать в психотерапии людям с разными проблемами из теоретического списка. А уж вы сами сможете решить, надо ли оно вам.

Напоследок хочу ответить на вопрос, который мне часто задают в темах про критику. Звучит он так: но ведь если всё делать так, как вы говорите, то люди будут просто легко игнорировать не нравящуюся критику, и в итоге перестанут развиваться, становиться лучше? Разве так можно?!

Ответ: чтобы развиваться и становиться лучше, нужны силы, а не палка, каковой в нашей культуре чаще всего является критика. Нужно уметь слышать себя и свои потребности, заботиться о себе, любить и принимать себя. Этого пока нет и в помине, и не уверена, что скоро будет. Так что я пока что пытаюсь помочь израненным, а не позаботиться о стандарте качества людей. О своём собственном стандарте и развитии вы сможете позаботиться сами, когда выйдете из замкнутого круга болезненной критики и освободите ресурс. Надеюсь, мануал вам в этом поможет.

Текст Психология:

Одно из обязательных условий, необходимых для достижения определенных успехов в карьере, - высокая работоспособность. Умению концентрировать внимание, запоминать большие объемы информации и быстро вникать в суть дела не только можно, но и нужно научиться.

Инструкция

Соблюдайте режим. Если вы хотите улучшить память и сделать свою интеллектуальную деятельность более эффективной, то первое, на что стоит обратить внимание, - здоровый сон. Дело в том, что именно во время сна происходит восстановление клеток мозга, а также своеобразная его «перезагрузка». Неудивительно, что у тех, кто поздно ложиться и рано встает, снижается способность концентрироваться на какой-либо информации и быстро воспринимать ее.

Не забывайте о перерывах. Вспомните школу: 45 минут урока, затем 15 минут перемены. Попробуйте воплотить этот принцип и в работе, учебе, других занятиях. Если вам тяжело сосредотачиваться на одном занятии в течение 40-50 минут, то стоит немного изменить «график». Например, делайте десятиминутный перерыв каждые полчаса. После 4-5 циклов необходимо взять часовой тайм-аут. По возможности выберитесь на свежий воздух и прогуляйтесь.

Соблюдайте «умную» диету. Полноценный рацион - немаловажный фактор, способствующий успешной интеллектуальной деятельности. Постарайтесь отказаться от фаст-фуда и постоянных перекусов в пользу правильного питания. В вашем меню обязательно должны присутствовать продукты, содержащие жирные кислоты омега-3, например, рыба, морепродукты, киви, орехи. Не забывайте о белках и углеводах: ешьте постное мясо, яйца, молочные продукты, а также цельнозерновой хлеб и крупы. А витаминами организм обеспечат сезонные ягоды, фрукты, овощи.

Тренируйте память. Например, ежедневно заучивая небольшой отрывок текста. Однако не нужно «зубрить» его, игнорируя смысл. Сначала прочитайте строки несколько раз, постарайтесь представить описываемую картину, подобрать ассоциации. Затем изложите текст вслух своими словами. Возвращайтесь к отрывку в течение дня, а вечером попробуйте воспроизвести его наизусть.

Воспринимайте информацию визуально. Ментальное «фотографирование» - отличное упражнение для тех, кто хочет улучшить работу своего мозга. На несколько секунд задержите взгляд на каком-нибудь предмете. Затем закройте глаза и попробуйте воссоздать объект в своем воображении. «Фотография» должна получиться максимально детальной: цвет, форма, фактура, элементы декора, даже трещины или пыль - добивайтесь максимального сходства. Стоит начинать с простейших бытовых предметов, например, расчески или чашки. Постепенно усложняйте задания, пытаясь создать ментальные портреты знакомых или даже просто прохожих на улице.

В критике забавно то, что хотя она и жалит, она на самом деле является важнейшей составляющей совершенствования. Нужно учиться принимать критику и превращать ее в нечто конструктивное. Если у вас не очень хорошо получается принимать критику, возможно, вы захотите поработать над этим своим навыком. Это не только поможет вам улучшить взаимодействие с другими людьми, но и позволит усовершенствоваться и чувствовать себя лучше при возникновении проблем.

Шаги

Часть 1

Как справиться со своими чувствами

    Сохраняйте спокойствие. Оборонительная реакция при критике – это естественно, но если вы позволите себе разозлиться и показывать свои эмоции, то это ситуации не поможет. Помните, что все мы совершаем ошибки, когда учимся чему-то новому, поэтому критика неизбежна, и если работать с ней конструктивно, то в результате можно научиться чему-то очень ценному. Поэтому постарайтесь оставаться спокойным, даже если человек, который вас критикует, кажется возбужденным. Не стоит перенимать его эмоции, так как от этого вы можете показаться неспособным принимать критику, и это помешает вам чему-то из нее научиться.

    Дайте себе время остыть. Прежде чем отвечать или даже думать о критике, которую вы получили, дайте себе время остыть. Делайте то, что вам нравится, в течение приблизительно 20 минут. Можно, например, послушать любимую музыку, почитать книгу или выйти на прогулку. Если вы дадите себе время остыть, получив жесткую критику, это поможет вам справиться с ней конструктивным образом, а не просто реагировать, основываясь на своем эмоциональном отклике.

    Отделите критику от остальных областей своей личности. Принимая критику здоровым образом вам обязательно нужно расставлять все по отдельным полочкам. Старайтесь не думать о критике как о личном оскорблении и не относить ее к другим своим действиям. Примите ее такой, какая она есть, и не прибавляйте к ней ничего и не делайте предположений о других своих аспектах, основываясь на том, что было сказано.

    • Например, если кто-то критикует вашу картину, то это не значит, что вы плохой художник. На данной конкретной картине у вас может быть несколько недостатков, которые никому не понравятся, но вы все же можете оставаться замечательным художником.
  1. Подумайте о мотивации для критики. Иногда критика выражается не для того, чтобы помочь, а для того, чтобы обидеть. Прежде чем вы решите, что делать с полученной критикой, подумайте над ней немного. Задайте себе несколько вопросов и попытайтесь понять, почему была высказана критика.

    • Замечания касались того, что вы можете контролировать? Если нет, то почему, как вы думаете, их сделали?
    • Действительно ли имеет значение мнение о вас человека, который выражает критику? Почему да или почему нет?
    • Вы с этим человеком конкуренты? Если да, то может ли критика быть отражением этого?
    • Кажется ли вам, что к вам задираются? Если да, то обращались ли вы за помощью в связи с этой проблемой? (Если вам кажется, что над вами просто издеваются в школе или на работе, поговорите с человеком, который сможет помочь, например, с учителем или с представителем отдела управления персоналом).
  2. Поговорите с кем-то о том, что случилось. Была ли критика основана на вашей производительности или она была попросту обидным высказыванием, необходимо обсудить, что произошло и какие чувства это у вас вызвало. Подождите, пока сможете уйти от человека, и найдите того, кому сможете довериться. Расскажите последнему о том, что произошло и какие чувства это у вас вызвало. Обсудите критику с верным другом или членом семьи, это также поможет вам лучше понять критику и ее причины.

  3. Перефокусируйте свое внимание. После того как вы предприняли шаги, чтобы успокоиться и понять критику, вам необходимо будет перенаправить фокус на свои позитивные аспекты. Если вы слишком много сосредотачиваетесь на том, что вам нужно усовершенствовать, вы можете чувствовать себя подавленным и беспомощным. Лучше постарайтесь составить список как можно большего количества своих сильных сторон, чтобы начать восстанавливать свою самооценку.

    • Например, вы можете включить в свой список такие пункты, как “хорошо готовлю”, “смешной” или “заядлый читатель”. Перечислите как можно больше вещей и перечитайте список своих сильных сторон, чтобы напомнить себе о том, что вы делаете хорошо.

Часть 3

Как использовать критику для самосовершенствования
  1. Рассматривайте это как возможность. Самый здоровый способ справиться с критикой – это рассматривать ее как возможность сделать шаг назад, оценить свои действия и найти способы для совершенствования. Критика – это хорошая вещь, она может привести вас к вершине совершенства. Когда вы смотрите на критику с такой точки зрения, вам легче ее принимать. Вы не только сможете принимать ее, но и, возможно, будете даже просить о ней.

    • Даже если человек был не прав в своей критике, это все равно может помочь вам найти области для совершенствования. Возможно, тот факт, что кто-то считает, что есть проблема в том, что вы делаете, укажет вам на то, что вам нужно работать над чем-то, пусть даже это не то, о чем говорил тот человек.
  2. Различайте полезные и бесполезные советов. При работе с критикой важно понимать, к каким советам стоит прислушиваться. В общем, если человек просто жалуется, не предлагая идеи для изменений, то его, вероятно, стоит игнорировать. Кроме того, не нужно беспокоиться о критике в адрес того, что вы не можете изменить. Некоторые люди разбрасывают критические замечания направо и налево, просто чтобы почувствовать себя лучше, и вам нужно быть внимательным к таким ситуациям. Не реагируйте на критику, если она бесполезна. Ее подтверждение и борьба с ней только придадут незаслуженной власти критику.

    • Если человек вообще не дал никаких хороших советов, то вы должны понимать, что это не является конструктивным отзывом. Например, если кто-то говорит: “Это было просто ужасно, цвета не сочетаются, и презентация совершенно беспорядочная”, спросите его, есть ли у него советы по поводу того, как можно ее улучшить. Если слова человека по-прежнему будут неприятными и бесполезными, игнорируйте его и принимайте все, что он будет говорить в будущем, с долей скептицизма.
    • Хорошая критика – это когда негатив сопровождается позитивом, и человек дает какие-то рекомендации по совершенствованию. Например: “Я не в восторге от такого количества красного, но мне нравится оттенок синего на горах”. Это высказывание конструктивное, поэтому стоит прислушаться к тому, что говорит человек. Возможно, вы примете во внимание этот совет в следующий раз.
    • Что конкретно вам нужно сделать, чтобы эти изменения произошли? Запишите эти действия шаг за шагом, чтобы вы смогли начать работать над ними.
    • Убедитесь, что ваши задачи измеримы и находятся в пределах вашего контроля. Например, если вас раскритиковали за сочинение, которое вы написали для урока, измеримой целью в рамках вашего контроля будет “начать писать следующее сочинение, как только его зададут” или “получить предварительный отзыв учителя до даты сдачи сочинения”. НЕ стоит ставить такие цели, как “писать лучше” или “получить максимальную оценку за следующее сочинение”, потому что такие цели трудно измерить и контролировать.
  3. Никогда не сдавайтесь на пути совершенствования. Будьте настойчивы в попытках реализации данных вам советов. Критика иногда может приводить вас к направлению, совершенно отличному от вашего нормального направления или от того, которое вы считаете правильным. А это значит, что для самосовершенствования нужно будет работать. Ожидайте препятствий на пути изменения вашего поведения.

    • Имейте в виду, что вы можете быть согласны с тем, что говорит человек, стараться изо всех сил, но все же в конечном итоге вернуться к тому, что вам знакомо. Не думайте, что это значит, что измениться невозможно, и не думайте о себе плохо из-за неудачи. Вы учитесь, и если вы решительны и настойчивы, то в конечном итоге добьетесь своего.
  • Не позволяйте издеваться над собой. Если кто-то постоянно критикует и унижает вас, поговорите с человеком, который может помочь в этой ситуации.