Дополнение, определение и обстоятельство в русском языке: употребление и обособление. Чем отличается дополнение от обстоятельства Стоит в окне обстоятельство или дополнение

Главные члены предложения - подлежащее и сказуемое.

Подлежащее

Подлежащее - это предмет (лицо, существо, явление, о котором говорится в предложении, то есть подлежащее - главное действующее лицо предложения.) Подлежащее обычно подчеркивается одной линией.

Примеры :

  • Я сидел за столом. (В даном случае "я" - подлежащее, главное действующее лицо)
  • Он укрылся от снегопада куском шифера. ("Он" - подлежащее)

Если между подлежащим и сказуемым стоит "-", то подлежащим будет первая часть.

Примеры :

  • Четыре - четное число. ("Четыре" - подлежащее)
  • Четное число - четыре. (В данном случае "Четное число" - подлежащее)

Сказуемое

Сказуемое - это основная информация о подлежащем. Обычно сказуемое рассказывает о том, что делает подлежащее, каково оно. Подчеркивается двумя черточками.

Примеры :

  • Я сидел за столом. (В даном случае "сидел" - сказуемое, рассказывает о том, что делает подлежащее "я")
  • Он укрылся от снегопада куском шифера. ("укрылся" - сказуемое)

Второстепенные члены предложения

К второстепенным членам предложения относятся определения, обстоятельства, дополнения.

Определение отвечает на вопросы (какой? чей?)

Обстоятельство отвечает на вопросы наречий и деепричастий (куда, откуда, где, сколько, почему, зачем, как и т.д)

Дополнение отвечает на вопросы косвенных падежей (кем?, чем?)

Определение

Определение обозначает признак предмета, то есть вопрос определению делаем от существительного.

Примеры :

  • Лошадь Княжны (Чья? "Княжны" - определение.)
  • Стол из дерева (Какой? "Из дерева" - определение)
  • Кофе по-мексикански (Какой? "по-мексикански" - определение)

Дополнение

Дополнение - предмет, связанный с действием (на который направлено действие, при помощи которого совершается действие). Вопрос дополнению задается от глагола ил наречия.

Примеры :

  • Убирать комбайном ("Комбайном" - дополнение.)
  • Заведовать складом ("складом" - дополнение)

Как отличить дополнение от определения?

Для сравнения - дополнение чаще всего получает вопрос от глагола, а определение от существительного. То есть, если к слову можно задать вопрос и определения, и дополнения, то нужно посмотреть на слово, от которого задается вопрос. Если это слово - существительное, то перед нами определение. Если вопрос задается от глагола, то это дополнение.

Обстоятельство

Обстоятельство отвечает на вопросы наречий и .

Как отличить обстоятельство от дополнения?

Следует помнить, что дополнение - это предмет, а обстоятельство же не предметно.

Примеры : В данных предложениях фейерверк, клин - не предметы, а образ действия.

  • Опилки летели фейерверками. (Как? Каким образом? "Фейерверками" - Обстоятельство)
  • Гуси летели клином (Как? Каким образом? "клином" - Обстоятельство)

Примеры : В данном случае существительные нож и руки обозначают предметы, связанные с действием.

  • Закрыла руками. (Как? Чем? "руками" - дополнение)
  • Обчистил ножиком (Как? Чем? "клином" - дополнение)

Когда отдельные слова объединяются в предложения, они становятся его членами, и у каждого из них появляется своя Синтаксис изучает, как из слов создается связный текст. Определение, обстоятельство, дополнение - это наименования слов-участников предложения, которые объединяются в группу второстепенных членов.

«Господа и слуги»

Если в предложении есть второстепенные члены, значит, существуют и главные. Таковыми являются слова-подлежащие и слова-сказуемые. Каждое предложение имеет как минимум один из главных членов. Чаще синтаксические конструкции состоят из обоих - подлежащего и сказуемого. Они представляют грамматическую основу предложения. А что же делают второстепенные (определение, обстоятельство, дополнение)? Их задача - дополнять, уточнять, объяснять главные члены или друг друга.

Как в предложении отличить второстепенные члены от главных?

Во-первых, будем помнить о том, что главные члены предложения содержат основную информацию о предмете, лице, действии, состоянии. В предложении «Недавно прошел (сказуемое) дождь (подлежащее)» основу составляет словосочетание «прошел дождь», которое и заключает основной смысл высказывания.

Второстепенные члены (определение, обстоятельство, дополнение) не содержат утверждений о предметах, лицах, состояниях и действиях, они лишь поясняют те утверждения, которые содержатся в главных членах. «Дождь прошел (когда?) недавно».

Во-вторых, распознать главные ч. п. можно по вопросам, которые к ним задают. Подлежащее всегда ответит на вопрос «кто?» либо «что?». Сказуемое в предложении ответит на вопрос «что делает?», «кто такой?», «что такое?», «каков?». Члены предложения, которые называют второстепенными, тоже имеют свои, только им одним свойственные, вопросы. Поговорим о них детальней.

Вопросы определения, дополнения, обстоятельства

  • Определением языковеды именуют член предложения, который описывает признак, качество предмета или лица. «Какой, который, чей?» - вопросы, задаваемые к определению.
  • Дополнением называется тот второстепенный член, который содержит название лица или предмета, но не того, который совершает или испытывает действие, а тот, что стал объектом для действия. Вопросы (сюда не входит именительный) - это вопросы дополнения (обстоятельства и определения никогда на них не отвечают).
  • Обстоятельством именуют второстепенный член, обозначающий в предложении признак действия либо иного признака. «Где, откуда и куда, когда, как, зачем и почему?» - вот вопросы, которые можно задать к обстоятельству.

Мы рассмотрели вопросы определения, дополнения, обстоятельства. Теперь выясним, какими частями речи может быть выражен каждый из этих второстепенных членов.

Характеристика определения, примеры

По вопросам, которые задают к определению, видно, что в качестве этого члена предложения выступают имена прилагательные, причастия.

  • «Послышался (какой?) нарастающий шум». Причастие «нарастающий» здесь является определением.
  • «Я сдаю уже (который?) третий экзамен». Порядковое числительное «третий» исполняет роль определения.
  • «Катя куталась в (чью?) мамину кофту». Прилагательное «мамину» - определение.

При синтаксическом разборе этот член предложения подчеркивают волнистой чертой.

Специфика обстоятельств

Группы слов, которыми может выражаться обстоятельство, огромны, а потому этот член предложения имеет несколько видов - места и времени, цели и причины, сравнения и образа действия, условия, а также уступки.

Обстоятельства места

Они характеризуют направление и место действия. К ним задают вопросы «куда, откуда и где»?

  • «Человек еще не побывал (где?) на Марсе». Обстоятельство в данном случае выражено предлогом и существительным, пребывающим в предложном падеже: «на Марсе».

Обстоятельства времени

Они характеризуют временной промежуток, в котором происходит действие. К ним задают вопросы «с каких пор, до какого времени, когда?».

  • «Мы не виделись (с каких пор?) с прошлой зимы». Обстоятельство выражено словосочетанием прилагательного и существительного, которое пребывает в родительном падеже и имеет предлог: «с прошлой зимы».
  • «Я вернусь (когда?) послезавтра». В качестве обстоятельства используется наречие «послезавтра».
  • «Нам надо успеть пересечь границу (до какого времени?) до вечера». Обстоятельство времени выражено существительным в родит. падеже с предлогом: «до вечера».

Обстоятельства цели

Они поясняют, для чего производится действие. «Зачем, с какой целью?» - его вопросы.

  • «Раиса Петровна отправилась на море (зачем?) купаться». Обстоятельство выражается здесь инфинитивом «купаться».
  • «Сергей приехал на съемочную площадку (для чего?) на пробы». Обстоятельством стало существительное, пребывающее в и имеющее предлог: «на пробы».
  • «Маша изрезала коврик (зачем?) назло гувернантке». Обстоятельство выражено наречием «назло».

Обстоятельство причины

Оно характеризует причину совершения действия. «На каком основании, почему и отчего?» - вопросы этого

  • «Артем отсутствовал на репетиции (на каком основании?) из-за болезни». Обстоятельство выражено существительным в род. п. с предлогом: «из-за болезни».
  • «Я наговорил ей глупостей (почему?) сгоряча». Обстоят. выражено наречием «сгоряча».
  • «Алиса открыла двери, (отчего?) сжалившись над путником». В качестве обстоятельства используется деепричастный оборот «сжалившись над путником».

Обстоятельства образа действия

Они описывают, как именно, каким образом оно совершается, в какой степени выражено это действие. Соответственными являются и его вопросы.

  • «Мастер работал (как?) легко и красиво». Обстоятельствами являются наречия «легко» и «красиво».
  • «Платье было (в какой степени?) совсем старым». Обстоятельство выражается здесь наречием «совсем».
  • «Мальчишки мчались (как быстро?) сломя голову». Обстоятельство выражено фразеологизмом.

Обстоятельства сравнения

К ним мы тоже задаем вопрос «как?», но выражают они сравнительную характеристику.

  • «Паровоз, (как кто?) как зверь, мерцал огнями фар». Обст. выражено существительным с союзом: «как зверь».

Обстоятельства условия и уступки

Первое показывает, при каком условии возможно совершение действия, а второе описывает, вопреки чему оно происходит.

  • «Он вспомнит все, (при каком условии?) если увидит Викторию». В качестве обстоятельства выступает сочетание «союз, глагол, существительное»: «если увидит Викторию».
  • «Клуб не отменит соревнования, (вопреки чему?) несмотря на ливень». Обст. выражено деепричастным оборотом: «несмотря на ливень».

При разборе этот член подчеркивают линией «точка-пунктир».

Таковы определение и обстоятельство. Дополнение бывает выражено существительными либо местоимениями.

Примеры дополнений

  • «Солнце осветило (что?) поляну». Дополнение выражено существительным в вин. п.
  • «Марина вдруг увидела (кого?) его». Дополнение - местоимение в винительном падеже.
  • «Дети остались без (чего?) игрушек». В качестве дополнения использовано существительное в род. п.
  • «Мы узнали (кого?) Марфу по походке». Дополнением является существительное в род. п.
  • «Ирина радовалась (чему?) морю, как дитя». В роли дополнения - существительное в дательном падеже.
  • «Алексей отдал (кому?) мне рукопись» (выражено местоимением в дательном падеже).
  • «Прошлым летом я увлекся (чем?) рисованием» (существительное в творительном падеже).
  • «Иван стал (кем?) программистом» (существительное в творит. падеже).
  • «Ребенок с увлечением рассказывал о (чем?) космосе» (существительное в предл. п.).
  • «Не говори ему о (ком?) ней». В качестве дополнения употреблено местоимение в предложном падеже.

При разборе этот второстепенный член подчеркивают пунктирными черточками.

Место и роль второстепенных членов предложения

Второстепенные члены могут уточнять и объяснять главные в разной конфигурации, Пример: «Материнский взгляд согревал (кого?) малыша, (как?), как солнце, (какое?) ласковое и горячее». Схема данного предложения такова: определение, подлежащее, сказуемое, дополнение, обстоятельство, определение.

А вот предложение, в котором в качестве основы присутствует только сказуемое: «Давайте проводим (что?) год (какой?) ушедший (как?) песней». Схема предложения: составное сказуемое, дополнение, определение, обстоятельство.

Мы можем убедиться в том, что второстепенными эти члены являются только грамматически, но не по содержанию. Порой смысл, который заключают определение, обстоятельство, дополнение, бывает важней, нежели информация, переданная сказуемыми и подлежащими.

Дополнение - это второстепенный член предложения, который обозначает предмет, связанный с действием, и отвечает на вопросы косвенных падежей, обычно стоит после слова, которое распространяет. Дополнение может относиться к глаголам, существительным, прилагательным, наречиям, например: Они верили (во что?) в эти каракули (в эти каракули - дополнение). Он знал цену (чему?) таким разговорам (таким разговорам - дополнение).

Дополнение может выражаться существительными, местоимениями, реже количественными чиислительными, инфинитивом, субстантивированными словами, синтаксически неделимыми словосочетаниями, например: Из десяти вычесть пять.(из десяти пять -дополнение). Они просили его разобраться (разобраться - дополнение).

Прямые и косвенные дополнения

Дополнение, обозначающее предмет, на который непосредственно направлено действие называется прямым. Прямое дополнение в предложении относится к переходному глаголу и выражается следующими формами:

  • формой беспредложного винительного падежа существительных, местоимений, субстантивированных слов, например: Ночью я видел (что?) берёзы (берёзы- дополнение). Он увидел (кого?) меня и замер (меня - дополнение).
  • формой беспредложного родительного падежа: а) если дополнение обозначает прямой объект (делимое вещество), который охватывается действием частично (такой родительный падеж называется разделительным), например: А ведь вы правы: всё лучше выпить (чего?) чайку (чайку - дополнение); б) при переходных глаголах с отрицанием не (родительный при отрицании), например: Но он не рассмотрел (чего?) лица (лица- дополнение);
  • формой дательного падежа прямого объекта с предлогом по (дательный распределительный), напрмиер: дать по апельсину, посадить по дереву, взять по яблоку.

Дополнения, выраженные формами других падежей, называются косвенными , например: В медведя выстрелил лесник (медведя - дополнение). Тихонов взял ружьё и осторожно подошёл к лежащему (к лежащему - дополнение).

Обстоятельство

Обстоятельство - второстепенный член предложения, который обозначает место, направление, время, причину, цель, условие, образ и степень действия; характеризует обычно сказуемое и отвечает на вопросы где? куда? откуда? когда? зачем? почему? как? при каком условии? и др.

По значению обстоятельства традиционно подразделяются на обстоятельства места, времени, причины, цели, условия, уступки, образа и степени действия. Обстоятельства выражаются наречиями, существительными в косвенных падежах с предлогами или синтаксически неделимыми сочетаниями: наречие с существительным и количественное числительное с существительным.

Виды обстоятельств

  • обстоятельства места обозначают место действия или нахождения предмета, направленность движения и отвечают на вопросы где? куда? откуда?. Они относятся к глаголу-сказуемому или другому члену предложения, обозначающему действие или состояние;
  • обстоятельства времени указывают на время действия, его начало, продолжительность или окончание и отвечает на вопросы когда? с каких пор? до каких пор? как долго?;
  • обстоятельства образа действия обозначают качество или способ действия и состояние, отвечают на вопросы как? каким образом?;
  • обстоятельства степени действия дают количественную характеристику действия или признака, отвечают на вопрос сколько? в какой мере? в какой степени?;
  • обстоятельства причины указывают на причину или повод, основание действия или признака и отвечают на вопросы почему? отчего? вследствие чего? зачем? по какой причине?;
  • обстоятельства цели обозначают цель действия и отвечают на вопросы зачем? для чего? с какой целью?;
  • обстоятельства условия обозначают предпосылку, условие, при которых происходит описываемое событие, отвечают на вопрос при каком условии?;
  • обстоятельства уступки обозначают условие, вопреки которому совершается событие, и отвечают на вопросы вопреки чему? несмотря на что?

Приложения рассматриваются обычно как разновид-ность определения.

Второстепенные члены непосредственно или опосредованно связаны с грамматической основой , то есть от грамматической основы можно задать вопрос к второстепенному члену, от этого второстепенного члена - к другому и т.д.

Испуганное лицо молодой девушки выглянуло из-за деревьев (Тургенев).

Грамматическая основа - лицо выглянуло . От подлежащего можно задать вопросы к двум словам: лицо (какое?) испуганное ; лицо (чьё?) девушки . От определения девушки можно задать вопрос к одному слову девушки (какой?) молодой . Сказуемое выглянуло связано с существительным с предлогом: выглянуло (откуда?) из-за деревьев .

Таким образом, в одно предложение входят все слова, которые так или иначе связаны с грамматической основой. Это особенно важно при расстановке знаков препинания в сложном предложении. Запятыми (реже другими знаками) части сложного предложения отделяются друг от друга. Поэтому для проверки знаков препинания надо четко представлять, где находятся эти границы.

Вечером пока мы молча ожидали Асю я убедился окончательно в необходимости разлуки (Тургенев).

Чтобы правильно расставить знаки препинания в этом предложении, надо:
а) выделить грамматические основы;
б) установить, какие слова связаны с этими основами.

В данном предложении две грамматические основы:

1 - я убедился ; 2 - мы ожидали .

Значит, предложение сложное.

С первой грамматической основой связаны слова: убедился (как?) окончательно ; убедился (в чём?) в необходимости ; убедился (когда?) вечером ; в необходимости (чего?) разлуки . Следовательно, первое предложение будет иметь вид: Вечером я убедился окончательно в необходимости разлуки.

Со второй грамматической основой связаны слова: ожидали (кого?) Асю ; ожидали (как?) молча . Пока является временным союзом в придаточном предложении. Следовательно, второе предложение будет иметь вид: пока мы молча ожидали Асю , причем оно находится внутри главного предложения.

Итак, знаки препинания в сложном предложении следует расставить следующим образом:
Вечером, пока мы молча ожидали Асю, я убедился окончательно в необходимости разлуки.

Но для правильной расстановки знаков препинания необходимо не только выявить все второстепенные члены предложения, но и определить их конкретный тип (определение, дополнение, обстоятельство), поскольку каждый из второстепенных членов имеет свои правила обособления. Следовательно, неправильный разбор второстепенных членов может привести к ошибкам в пунктуации.

Каждый из второстепенных членов имеет свою систему вопросов.

  • Определение отвечает на вопросы какой? чей?

    Красное платье; весёлый мальчик.

  • Дополнение отвечает на вопросы косвенных падежей.

    Увидел друга .

  • Обстоятельства отвечают на вопросы наречий: где? когда? как? почему? и др.

    Ожидали молча .

Обратите внимание!

К одному и тому же второстепенному члену иногда можно задать несколько разных вопросов. Особенно часто это происходит в том случае, если второстепенный член выражен именем существительным или местоимением-существительным. К ним всегда можно задать морфологический вопрос косвенного падежа. Но далеко не всегда существительное или местоимение будет дополнением. Синтаксический вопрос может быть иным.

Например, в сочетании лицо девушки к существительному в родительном падеже можно задать морфологический вопрос: лицо (кого?) девушки . Но существительное девушки в предложении будет являться определением, а не дополнением, потому что синтаксический вопрос будет иным: лицо (чьё?) девушки .

В предложении, кроме подлежащего и сказуемого, составляющих его грамматическую основу, могут быть использованы второстепенные члены, уточняющие, конкретизирующие или дополняющие содержание. К ним относятся дополнения, определения и обстоятельства. Каждая группа второстепенных членов предложения выполняет в речи свою конкретную синтаксическую функцию.

Что такое дополнение и обстоятельство

Дополнение – связанный со сказуемым второстепенный член предложения, который называет предмет или лицо, выступающие объектом действия в конкретной речевой ситуации.
Обстоятельство – второстепенный член предложения, указывающий на способ, образ или другой признак действия, выраженного сказуемым.

Сравнение дополнения и обстоятельства

В чем же разница между дополнением и обстоятельством?
Дополнение может быть выражено существительным, местоимением или субстантивированной частью речи, занимающими в структуре предложения позицию после распространяемого слова. Обычно это глагол, с которым дополнение связано способом управления. Такую связь определяют по вопросам косвенных падежей.
Переход (через что?) через перевал оказался сложным.
Цветы поставили (во что?) в вазу.
Дополнение указывает на объект действия или средство, при помощи которого оно совершается: вязать крючком; кормить завтраком; гонять голубей; читать книгу.
Обстоятельство выражается наречием, деепричастием или деепричастным оборотом, в некоторых случаях – существительным и словосочетанием с обстоятельственным значением. К обстоятельству можно поставить вопросы: как? каким образом? когда? с какой целью? в какой мере? где? почему?
(Когда?) Изредка срывался ветер и доносил (откуда?) со стороны моря невнятный шум.
Он жил (как?) просто, заботясь только о хлебе насущном.
Обстоятельство всегда связано со сказуемым, но структурно может быть отделено от него другими членами предложения.
Таким образом, дополнение и обстоятельство выполняют в предложении разные смысловые и синтаксические функции.

TheDifference.ru определил, что отличие дополнения от обстоятельства заключается в следующем:

Обстоятельство указывает на образ, способ или время действия, то есть обстоятельства, при которых оно протекает. Дополнение обозначает объект или средство действия.
Обстоятельство выражается наречием или близкими к нему по значению частями речи. Дополнение чаще всего выражено существительным или местоимением.
К дополнению можно поставить вопросы косвенных падежей. Вопросы, адресованные к обстоятельствам, зависят от способа выражения обстоятельственного значения.