Что такое стресс? Конспект и презентация по ОБЖ "Психологическая уравновешенность. Стресс и его влияние на человека" Методы лечения стресса


Термин «стресс» широко используется как в обиходе, так и в специальной литературе. Следует, однако, признать, что до настоящего времени он не имеет четкого научного определения. Под стрессом понимают общие неспецифические реакции организма, направленные на удержание гомеостаза при действии разнообразных раздражителей. Различают стрессы физические, психические, психоэмоциональные.

Среди множества различных факторов, оказывающих разрушительное действие на организм (курение, алкоголь, гипокинезия, переедание), и именно психоэмоциональные, по праву считаются самыми опасными, так как острие их направлено непосредственно на нервную систему. А она, как известно, является «верховным» распорядителем и распределителем всех функций организма. В бытующем выражении «все от нервов» много правды.

Существует притча: странник, повстречавшись с Чумой, спросил: «Куда ты идешь?» «Иду в Багдад, - ответила та, - чтобы уморить пять тысяч человек». Через некоторое время тот же странник снова встретил Чуму. «Ты сказала, что идешь в Багдад уморить пять тысяч человек, а уничтожила пятьдесят тысяч», - упрекнул он ее. «Нет, - возразила Чума, - я погубила, как и обещала, только пять тысяч, остальные умерли от страха».

Психоэмоциональные стрессы реализуют свое действие на организм, приводя в одних случаях к развитию таких психосоматических болезней, как гипертоническая, язвенная, сахарный диабет, бронхиальная астма, тиреотоксикоз, в других - к развитию неврозов.

Но самые частые - это наши повседневные стрессы , которые хотя и сопровождаются (порой даже значительными) реакциями со стороны различных систем организма, но они преходящи и завершаются полным восстановлением. Эти стрессы человеку необходимы, так как они поддерживают тонус, тренируют психические процессы подобно тому, как физические нагрузки тренируют и укрепляют .

Поскольку неврозы - это психогенные заболевания , то для их развития непременным условием является наличие психоэмоционального стресса. Каким же он должен быть, чтобы вызвать психогенные расстройства? Известно, что порой даже самые незначительные раздражители вызывают бурную психоэмоциональную реакцию, а сильные и сверхсильные раздражители переносятся относительно легко. Объясняется это не только тем, какие раздражители на нас действуют, но и тем, как мы на них реагируем. И зависит это от нас самих, от нашего темперамента, нашего состояния, наших психологических установок, культуры, воспитания.

Многообразие процессов, происходящих в организме под влиянием стрессов, связано с тем, что все живые существа имеют огромный набор различных защитных механизмов, которые в стрессовых ситуациях вовлекаются в процесс по-разному: в различной последовательности и в разном сочетании. Например, один и тот же стрессовый раздражитель в зависимости от индивидуальных типологических особенностей человека может вызвать гневное раздражение либо чувство тревоги и страха.

В первом случае в кровь выбрасывается норадреналин, а во втором - . Не случайно адреналин образно называют гормоном трусливого кролика, а норадреналин - гормоном льва. И, тем не менее, при всем разнообразии реакций организма на различные стрессовые воздействия установлены некоторые общие закономерности. Они проявляются в виде последовательно развивающихся неспецифических реакций, направленных на мобилизацию физиологических систем и повышение сопротивляемости организма против стрессовых воздействий.

В самой общей и сильно упрощенной форме схема развития этих последовательных реакций представляется примерно в следующем виде. Любые стрессовые воздействия, воспринимаемые нервной системой, активируют специальные нейроэндокринные клетки гипоталамуса, которые начинают выделять гормон - кортикотропный релизинг фактор . Он оказывает стимулирующее влияние на клетки передней доли гипофиза, которые, в свою очередь, начинают продуцировать и выделять адренокортикотропный гормон. Под его влиянием усиливается функция коры надпочечников. В результате выделяется большое количество кортикостероидов, крайне необходимых для адаптации, особенно в самом начале стрессового воздействия.

Таким образом, описанная цепочка последовательных процессов осуществляется так называемой гипоталамо-гипофизорно-адреналовой системой . Уже в первые минуты момента стрессовых воздействий уровень всех компонентов указанной системы в резко возрастает. В этот общий неспецифический тип реакций в разной последовательности вовлекаются и многие другие системы, выполняя ту же функцию защиты и адаптации. Это, прежде всего, касается симпатоадреналовой системы , играющей ключевую роль в экстренной мобилизации сил организма против стресса.

Разумеется, длительные стрессовые воздействия и сопровождающие их сдвиги со стороны гормональных систем не могут не сказаться на состоянии обменных процессов. Особенно при этом страдает обмен липидов, и электролитов.

Важная роль в реакциях на стрессовые раздражители принадлежит также гормонам щитовидной железы. Вся сложная гамма взаимосвязанных реакций регулируется и контролируется высшими отделами центральной нервной системы, чем и обеспечивается адекватное поведение человека при действии стрессовых раздражителей. В тех же случаях, когда защитных сил организма оказывается недостаточно, возникают психосоматические заболевания или невроз.

Вот, например, каким может быть механизм развития инфаркта миокарда, который, к сожалению, является нередким последствием стресса. Под воздействием чрезмерно сильных раздражителей утрачивается регулирующая деятельность гипоталамуса как высшего вегетативного центра, страдает регуляция и гормонально-медиаторной системы. В результате может произойти длительное и устойчивое сужение коронарных сосудов, особенно опасное для тех, у кого они поражены атеросклерозом. А это вызывает нарушение кровоснабжения миокарда, из-за чего мышца сердца не получает необходимого количества кислорода и питательных веществ и развивается инфаркт миокарда.

Для предупреждения разрушительного действия стресса на организм очень важно укреплять нервную систему. Для этого необходимы достаточный , рациональная организация труда, все общеукрепляющие процедуры, в том числе закаливание и занятия физкультурой. Надо постараться быть выдержанным и корректным как на работе, так и в семье. Главное - научиться правильно воспринимать любую стрессовую ситуацию. Не надо, как это делают многие, вновь и вновь мысленно ее «прокручивать», обдумывать и «проговаривать» по ночам. Древние говорили: «Cor ne edito» - «Не грызи свое сердце». Прислушайтесь к этому мудрому совету!

Жизнь человека многообразна и насыщена всевозможными событиями. Каждый день вас ждут различные дела дома, в школе, на улице. Жизнь постоянно открывает перед вами новые возможности и ставит новые проблемы.

События, происходящие с вами, оказывают на ваше состояние определённое воздействие.

Все события, оказывающие на вас сильное влияние, независимо от того, положительное они или отрицательное, называются стрессовыми факторами. Стрессовый фактор , или стрессор , - это любое воздействие на психику человека, вызвавшее у него состояние напряжения - стресс.

Таким образом, стресс - это состояние напряжения, возникшее у человека под влиянием сильных воздействий. Стресс - это реакция организма на воздействие различных стрессоров. Наличие различных стрессоров - это неизбежное явление в жизни каждого человека. Стресс возникает при общении человека с окружающей его средой (природной, техногенной и социальной). При этом реакция каждого человека на различные стрессоры разная, и зависит она от духовных и физических качеств человека и от степени его натренированности адекватно реагировать на разные события в жизни.

Концепцию стресса сформулировал канадский патофизиолог Ганс Селье (1907 - 1982). Он определил стресс как совокупность защитных реакций организма на воздействие каких-либо стрессовых факторов.

Стресс может случиться с каждым. Нужно научиться правильно из него выходить

Установлено, что действие стрессоров суммируется и накапливается. Чем больше их в жизни в данный период, тем выше будет уровень стресса. Стресс как ответ организма на стрессовый фактор включает сотни измеряемых физиологических изменений в организме (повышение кровяного давления, учащение пульса, замедление или остановка пищеварения, потливость, углубление и ускорение дыхания, увеличение уровня сахара в крови и др.). Эти изменения Селье назвал общим адаптационным синдромом. Общий адаптационный синдром - это совокупность защитных реакций организма человека при стрессе.

Различают три стадии стресса: мобилизацию, сопротивление и истощение.

Стадия мобилизации . В ответ на действия стрессора возникает тревога. Она мобилизует организм, готовит его к срочным действиям, к защите. Увеличивается частота сердечных сокращений, поднимается кровяное давление, замедляется пищеварение, кровь приливает к мышцам. Человек готов к действиям по защите своей жизни и здоровья (например, в чрезвычайной ситуации), так как в результате происшедших физиологических изменений кратковременно улучшаются возможности организма. Но если все эти приготовления не переходят мгновенно в действия, долговременное пребывание в стадии мобилизации может привести к различным нарушениям функций организма.

Стадия сопротивления . Когда непосредственная опасность для человека минует, его организм переходит в стадию сопротивления. На этой стадии стресс снижается до более низкого уровня. В этот период организм обладает повышенной и длительно сохраняющейся способностью переносить действия стрессоров.

Стадия истощения . Если уровень стресса слишком долго остаётся на высоком уровне, наступает стадия истощения. Сильный стресс обусловливает значительную потерю энергии организма и создаёт такие физиологические условия, при которых способность организма сопротивляться стрессорам уменьшается. Сильный стресс сигнализирует о себе определёнными симптомами: нервозностью, смутной тревогой, быстрой утомляемостью, раздражительностью, чувством беспомощности, головной болью, бессонницей, потерей аппетита и др. Человек страдает от полного упадка физических и духовных сил.

Однако стресс не всегда приносит вред. При умеренном стрессе разум и тело человека функционируют наиболее эффективно и делают организм готовым к оптимальному режиму работы, обеспечивается достижение поставленных целей без истощения жизненных сил организма.

Высокий уровень стресса может оставаться положительным фактором только очень короткое время (состояние спортсмена перед стартом, парашютиста перед прыжком и т. д.), он стимулирует интерес к жизни, заставляет быстрее думать и действовать более интенсивно, ощущать себя полезным, имеющим цель в жизни.

У человека, не научившегося управлять своей психикой и долгое время живущего в состоянии сильного стресса, увеличивается вероятность появления различных заболеваний.

Велика роль сильного стресса в развитии болезней сердца, так как стресс приводит к увеличению кровяного давления и частоты сердечных сокращений, при этом коронарные артерии, обеспечивающие кровоснабжение сердечной мышцы, сужаются и количество кислорода, поступающего к сердечной мышце, уменьшается. Сильный, продолжительный стресс нарушает работу иммунной системы организма, что ведёт к увеличению риска инфекционных заболеваний.

Необходимо отметить, что каждому человеку присущ свой оптимальный уровень стресса и, когда границы оптимального уровня пройдены, стресс начинает истощать энергию организма и приводит к нарушению нормальной деятельности человека.

В вашем возрасте, когда интенсивно формируются такие качества, как чувство собственного достоинства, уверенность в себе, когда определяются жизненные интересы и происходит становление личности, борьба со стрессом приобретает большое значение.

Основная цель борьбы со стрессом - научиться поддерживать стресс на оптимальном уровне, т. е. когда он полезен для вашей активной жизнедеятельности. Для этого необходимо постоянно развивать свои духовные и физические качества. Но есть общие для всех принципы борьбы со стрессом.

На практике борьба со стрессом заключается прежде всего в том, чтобы каждый человек в состоянии стресса оценивал окружающую его среду, устанавливал, как можно снизить внешние воздействия на себя. Кроме того, человек должен оценивать собственное поведение и пытаться адекватно реагировать на события.

Рассмотрим ряд общих принципов борьбы со стрессом.

Необходимо постоянно вырабатывать уверенность в возможностях управлять своим поведением и поступками, учиться находить оптимальное решение в различных экстремальных ситуациях, жить с собой в согласии; быть оптимистом, помнить, что источником стресса являются не события сами по себе, а наше восприятие этих событий. Как только вы почувствовали, что у вас портится настроение, постарайтесь переключиться на что-то хорошее, на те события, с которыми у вас связаны приятные воспоминания, - это снизит стресс и поможет видеть жизнь в более светлых тонах.

Научитесь ставить перед собой посильные задачи, которые вы в состоянии выполнить без перенапряжения. Реально смотрите на свои возможности, не ждите от себя многого, не драматизируйте неудачи, помните, что совершенство в принципе недостижимая вещь.

Учитесь радоваться жизни, старайтесь получать хоть маленькие радости от каждого прожитого дня, радуйтесь своим и чужим успехам.

Приучайте себя регулярно заниматься физической культурой и закаливанием.

Запомните

    Физические упражнения и закаливающие процедуры помогают выйти из состояния сильного стресса, так как оказывают положительное влияние не только на физическое состояние, но и на психику.

Соблюдайте режим дня, труда и отдыха. Хороший сон играет очень важную роль в преодолении стрессов.

Вырабатывайте у себя привычки здорового образа жизни.

Проверьте себя

  1. Что следует понимать под стрессом?
  2. Сформулируйте определение общего адаптационного синдрома и перечислите его стадии.
  3. Сформулируйте содержание общих принципов борьбы со стрессом.

После уроков

  1. Внимательно прочитав материал данного параграфа, составьте свой план подготовки к противодействию сильному стрессу и воспитанию у себя необходимых для этого черт характера. Запишите этот план в дневник безопасности, старайтесь следовать его пунктам в повседневной жизни, по мере необходимости вносите коррективы.
  2. Подготовьте небольшое сообщение на тему «Влияние стресса на состояние здоровья человека».

Практикум

Вспомните, испытывали ли вы состояние стресса. Проанализируйте, как вы себя вели.

Тренер-диетолог, спортивные нутрициолог, заслуженный автор Evehealth

21-02-2017

1 467

Проверенная информация

Эта статья основана на научных данных, написанных экспертами и проверенных экспертами. Наша команда лицензированных диетологов и косметологов стремится быть объективной, непредвзятой, честной и представить обе стороны аргумента.

Исходя из информации в медицинских источниках, под иммунитетом следует понимать защитную систему организма, которая обеспечивает предотвращение отрицательного воздействия неблагоприятных факторов внешней среды. Иммунная система то и дело подвергается изменениям по тем или иным причинам.

Это в свою очередь приводит к частым заболеваниям и ухудшению общего самочувствия. Одним из провоцирующих факторов выступает регулярное нервное перенапряжение, ведь давно доказано, что стресс снижает иммунитет.

Стресс представлен характерным состоянием человеческого организма, которое развивается в ответ на воздействие мощных внешних раздражителей. В последнее время отмечается неуклонное увеличение количества стрессов, с которыми регулярно вынужден справляться современный человек.

При этом следует учитывать, что всем людям свойственно отличительное восприятие одних и тех же ситуаций. В связи с этим одно и то же явление может быть воспринято одним человеком, как сильное эмоциональное потрясение, а в случае с другим и вовсе останется без должного внимания.

Это отличие и стало в своё время толчком для разделения людей на две категории, представленные оптимистами и пессимистами. Для первых любая стрессовая ситуация представляется не более чем очередной преградой, нуждающейся в преодолении.

А вот пессимисты зачастую сильно преувеличивают важность происходящего с ними. В связи с таким восприятием даже самые незначительные проблемы могут оказаться непреодолимыми препятствиями и причиной развития депрессивного состояния.

О том, что человек пребывает в состоянии стресса, может свидетельствовать характерная симптоматика, представленная:

  • постоянной раздражённостью, подавленностью;
  • нарушениями нормального режима сна;
  • депрессией, физической слабостью, головным болями и усталостью;
  • снижением концентрации внимания;
  • невозможностью добиться полного расслабления;
  • потерей интереса ко всему, что происходит вокруг;
  • снижением аппетита.

Учитывая основные проявления стресса, становится очевидным, насколько пагубно стресс влияет на иммунитет.

Согласно последним утверждениям учёных, к категории самых злейших врагов защитных сил организма по праву можно отнести хронический стресс. Иммунитет сильно снижается, если человек регулярно сталкивается со стрессовыми ситуациями.

Стресс ослабляет иммунитет, а механизм его воздействия можно достаточно легко объяснить. Так, в стрессовых ситуациях под влиянием импульсов нервной системы активизируется выработка специфических гормонов, которые в свою очередь способствуют сокращению «популяции» лимфоцитов, выполняющих защитные функции в организме.

На фоне столь неблагоприятных изменений и происходит снижение устойчивости организма к различного рода инфекционным и вирусным болезням. Стресс понижает иммунитет, в результате чего человек начинает чаще болеть.

Как показывают последние медицинские исследования, снижение иммунитета на фоне стресса чревато и развитием заболеваний онкологического характера. Это обусловлено ухудшением реакции на возникающие раковые клетки, которые всё чаще остаются незамеченным защитными силами.

В связи с этим для обозначения раковых недугов в медицинской области было изобретено ещё одно наименование. Так, подобные патологии нередко называют «болезнями печали».

Очень часто даже незначительные нервные потрясения приводят к серьёзным патологиям в дальнейшем. Остаётся только представить, какое воздействие на иммунную систему способен оказать сильнейший стресс. Иммунитет значительно ухудшается и на фоне затяжных депрессий, с которыми регулярно сталкиваются люди, плохо справляющиеся со стрессовыми ситуациями. В таком случае человек рискует серьёзно заболеть с последующей хронизацией патологического процесса.

Методы борьбы со стрессом и повышения иммунитета

Справиться с негативным влиянием стресса на иммунную систему помогут специальные биологически активные добавки, которые в изобилии представлены на iHerb. Эти средства разработаны ведущими американскими специалистами и их действие доказано клиническими исследованиями.

Хитом среди таких пищевых добавок являются средства на основе смеси грибов, которые эффективно восстанавливают и стимулируют работу иммунитета. Именно грибы являются источником полисахаридов особенного типа, которые противостоят атипичным вирусам, бактериям и микроорганизмам, активизируя естественную работу иммунной системы. Кроме того, смеси грибов влияет на количество макрофагов, которые являются главными клетками-защитниками иммунитета. Особой действенностью отличаются препараты известной торговой марки Now Foods:


Также эффективными являются добавки:


Не нужно забывать, что ребенок также подвергается стрессам. Детские садик, школа, переезд и многое другое может послужить поводом. Поэтому детям с двух лет, можно давать приятный . Эта добавка специально разработана с учетом особенностей детского организма и являются полностью безопасной. Ее положительное действие доказана независимыми клиническими исследованиями.

Стресс и снижение иммунитета зачастую выступают взаимосвязанными явлениями. В данном случае единственным способом укрепить защитные силы организма становится устранение стресса из повседневной жизни.

В этих целях следует воспользоваться некоторыми рекомендациями:

  • необходимо чаще проводить время на свежем воздухе, заниматься спортом, отдавая предпочтение водным процедурам;
  • немаловажная роль в лечении стресса должна быть отведена и фитотерапии, предполагающей устранение проявлений нервного перенапряжения посредством приёма седативных препаратов на натуральной основе;
  • нужно ответственно подходить к распределению имеющегося времени таким образом, чтобы был обеспечен достаточный отдых;
  • организм необходимо наполнять витаминами и полезными микроэлементами.

Заключение!

Стресс убивает иммунитет, но в силах самого человека исправить это. Смотрите на происходящее вокруг другими глазами и пусть болезни обходят Вас стороной!

Видео об иммунитете

Еще одна обширная область состояний человека объединяется понятием стресс.

Под стрессом (от англ. stress — “давление”, “напряжение”) понимают эмоциональное состояние, возникающее в ответ на всевозможные экстремальные воздействия.

При стрессе обычные эмоции сменяются беспокойством, вызывающим нарушения в физиологическом и психологическом плане. Это понятие было введено Г. Селье для обозначения неспецифической реакции организма на любое неблагоприятное воздействие. Его исследования показали, что различные неблагоприятные факторы — усталость, страх, обида, холод, боль, унижение и многое другое вызывают в организме однотипную комплексную реакцию вне зависимости от того, какой именно раздражитель действует на него в данный момент. Причем эти раздражители необязательно должны существовать в реальности. Человек реагирует не только на действительную опасность, но и на угрозу или напоминание о ней. Например, нередко стресс возникает не только в ситуации развода супругов, но и в тревожном ожидании разрыва брачных отношений.

Поведение человека в ситуации стресса отличается от аффективного поведения. При стрессе человек, как правило, может контролировать свои эмоции, анализировать ситуацию, принимать адекватные решения.

В настоящее время в зависимости от стрессового фактора выделяют различные виды стресса, среди которых ярко выражены физиологический и психологический . Психологический стресс в свою очередь можно разделить на информационный и эмоциональный . Если человек не справляется с задачей, не успевает принимать верные решения в требуемом темпе при высокой степени ответственности, т.е., когда возникает информационная перегрузка, может развиться информационный стресс. Эмоциональный стресс возникает в ситуациях, опасности, обиды и т.д. Г. Селье выделил в развитии стресса 3 этапа. Первый этап — реакция тревоги — фаза мобилизации защитных сил организма, повышающая устойчивость по отношению к конкретному травмирующему воздействию. При этом происходит перераспределение резервов организма: решение главной задачи происходит за счет второстепенных задач. На втором этапе — стабилизации всех параметров, выведенных из равновесия в первой фазе, закрепляются на новом уровне. Внешне поведение мало отличается от нормы, все как будто налаживается, но внутренне идет перерасход адаптационных резервов. Если стрессовая ситуация продолжает сохраняться, наступает третий этап — истощение, что может привести к значительному ухудшению самочувствия, различным заболеваниям и в некоторых случаях смерти.

Этапы развития стрессового состояния у человека:

  • нарастание напряженности;
  • собственно стресс;
  • снижение внутренней напряженности.

По своей продолжительности первый этап строго индивидуален. Одни человек “заводится” в течение 2-3 минут, а у другого нарастание стресса может проходить в течение нескольких дней и даже недель. Но в любом случае, состояние и поведение человека, попавшего я стресс, меняется па “противоположный знак”.

Так, спокойный сдержанный человек становится суетливым и раздражительным, он может стать даже агрессивным и жестоким. А человек, в обычной жизни живой и подвижный, становится мрачным и неразговорчивым. Японцы говорят: “Человек теряет свое лицо” (утрачивает самообладание).

На первом этапе исчезает психологический контакт в общении, появляется отчуждение, дистанция в деловых отношениях с коллегами. Люди перестают смотреть друг другу в глаза, резко изменяется предмет разговора: с содержательно-деловых моментов он переходит на личные выпады (например, “Ты сам (а) — такой (такая)...”).

Но самое главное заключается в том, что на первой стадии стресса у человека ослабевает самоконтроль: он постепенно теряет способность сознательно и разумно регулировать свое собственное поведение.

Второй этап развития стрессового состояния проявляется в том что у человека происходит потеря эффективного сознательного самоконтроля (полная или частичная). “Волна” деструктивного стресса разрушительно действует на психику человека. Он может не помнить, что говорил и делал, или осознавать свои действия, довольно смутно, и не полностью. Многие потом отмечают, что в стрессовом состоянии они сделали то, что в спокойной обстановке никогда бы не сделали. Обычно все впоследствии очень жалеют об этом.

Также как и первый, второй этап по своей продолжительности строго индивидуален — от нескольких минут и часов — до нескольких дней и недель. Исчерпав свои энергетические ресурсы (достижение высшего напряжения отмечено в точке С), человек чувствует опустошение, утомление и усталость.

На третьем этапе он останавливается и возвращается “к самому себе”, часто переживая чувство вины (“Что же я сделал”), и дает себе слово, что “этот кошмар” больше никогда не повторится.

Увы, через некоторое время стресс повторяется. Причем, у каждого человека есть свой индивидуальный сценарий стрессового поведения (по частоте и форме проявления). Чаще всего этот сценарии усваивается в детстве, когда родители конфликтуют на глазах у ребенка, вовлекая его в свои проблемы. Так, одни переживают стресс, чуть ли не каждый день, но в небольших дозах (не слишком агрессивно и без существенного вреда для здоровья окружающих). Другие — несколько раз в год, но чрезвычайно сильно, полностью теряя самоконтроль и находясь как бы “в стрессовом угаре”.

Стрессовый сценарий, усвоенный в детстве, воспроизводится не только по частоте и форме проявления. Повторяется также направленность стрессовой агрессии: на самого себя и на окружающих. Один винит во всем самого себя и ищет, прежде всего, свои собственные ошибки. Другой обвиняет всех вокруг, но только не себя.

Усвоенный в детстве стрессовый сценарий происходит почти автоматически. В этих случаях достаточно незначительного нарушения привычного ритма жизни и работы, как “включается” стрессовый механизм и начинает разворачиваться практически против воли человека, как “маховик” какого-то мощного и убийственного “оружия”. Человек начинает конфликтовать по причине какой-либо мелочи или пустяка. У него искажается восприятие действительности, он начинает придавать негативное значение происходящим событиям, подозревая всех “в несуществующих грехах”.

Стрессовые состояния существенно влияют на деятельность человека. Люди с разными особенностями нервной системы по-разному реагируют на одинаковые психологические нагрузки. У одних людей наблюдается повышение активности, мобилизация сил, повышение эффективности деятельности. Это так называемый “стресс льва”. Опасность как бы подстегивает человека, заставляет его действовать смело и мужественно. С другой стороны, стресс может вызвать дезорганизацию деятельности, резкое снижение ее эффективности, пассивность и общее торможение (“стресс кролика”).

Поведение человека в стрессовой ситуации зависит от многих условий, но, прежде всего от психологической подготовки человека, включающей умение быстро оценивать обстановку, навыки мгновенной ориентировки в неожиданных обстоятельствах, волевую собранность и решительность, опыт поведения в аналогичных ситуациях.

Методы борьбы со стрессом

— это ощущение, которое испытывает человек, когда полагает, что не может эффективно справиться с возникшей ситуацией.

Если вызывающая стресс ситуация зависит от нас, необходимо более рационально сконцентрировать усилия на том, чтобы изменить ее. Если ситуация не зависит от нас, нужно смириться и менять свое восприятие, свое отношение к этой ситуации.

В большинстве ситуаций стресс проходит несколько стадий.

  1. Фаза тревоги. Это мобилизация энергетических ресурсов организма. Умеренный стресс на этой стадии полезен, он ведет к повышению работоспособности.
  2. Фаза сопротивления. Это сбалансированное расходование резервов организма. Внешне все выглядит нормально, человек эффективно решает встающие перед ним задачи, однако если эта стадия продолжается слишком долго и не сопровождается отдыхом, значит, организм работает на износ.
  3. Фаза истощения (дистресс). Человек ощущает слабость и разбитость, снижается работоспособность, резко возрастает риск заболеваний. Непродолжительное время с этим еще можно бороться усилием воли, однако потом единственный способ восстановить силы — это основательный отдых.

Одна из наиболее часто встречающихся причин возникновения стрессов — противоречие между реальностью и представлениями человека .

Стрессовая реакция одинаково легко запускается как реальными событиями, так и существующими лишь в нашем воображении. В психологии это называется «закон эмоциональной реальности воображения». Как подсчитали психологи, порядка 70 % наших переживаний происходят по поводу событий, которые существуют не в реальности, а лишь в воображении.

К развитию стресса могут приводить не только отрицательные, но и положительные жизненные события. Когда что-то резко меняется в лучшую сторону, организм тоже реагирует на это стрессом.

Стресс имеет свойство накапливаться. Из физики известно, что ничто в природе не может исчезнуть в никуда, вещество и энергия просто перемещаются или переходят в другие формы. То же самое касается и душевной жизни. Переживания не могут исчезнуть, они или выражаются вовне, например в общении с другими людьми, или накапливаются.

Существует несколько правил, которые помогут бороться со стрессом. Во-первых, не нужно запускать ситуации, которые приводят к накоплению стресса . Во-вторых, следует помнить о том, что стресс особенно хорошо накапливается тогда, когда мы полностью концентрируем внимание на том, что его вызывает. В-третьих, нужно помнить, что существует много способов снятия стресса , например физические упражнения, массаж, сон, пение, ванны с солью и расслабляющими маслами, баня, ароматерапия, расслабляющая музыка, аутотренинг и другие.