Становление волевых качеств личности научные статьи. Волевые качества личности. Волевые качества личности и их характеристика

1

Статья посвящена актуальной проблеме развития волевого поведения и волевых качеств личности у первоклассников с задержкой психического развития. Представлен оригинальный психодиагностический комплекс исследования волевого поведения, позволяющий эффективно исследовать особенности развития эмоционально-волевой сферы личности младших школьников с задержанным типом дизонтогенеза. Авторами рассматриваются особенности осуществления волевого усилия детьми в условиях внешнего отвлекающего фактора и монотонной деятельности. Изучаются проявление некоторых волевых качеств личности первоклассников с нормой и задержкой психического развития (самостоятельность, дисциплинированность, настойчивость, выдержка). Выявляются типологические особенности проявления волевого поведения и волевых качеств личности у первоклассников с задержкой психического развития в сравнении с нормально развивающимися первоклассниками. Определяются основные коррекционно-развивающие направления работы в отношении волевого поведения детей с задержкой психического развития.

первоклассники

задержка психического развития

волевое поведение

волевое усилие

самостоятельность

дисциплинированность

настойчивость

выдержка

1. Виноградова А.Д., Липецкая Е.И., Матасов Ю.Т., Ушакова И.П. Практикум по психологии умственно отсталого ребенка. – М.: Просвещение, 1985. – 144 с.

2. Высоцкий А.И. Волевая активность школьников и методы ее изучения. – Челябинск: Челяб.ГПИ, 1979. – 69 с.

3. Дубровина И.В., Акимова М.К., Борисова Е.М. Рабочая книга школьного психолога. – М.: Просвещение, 1991. – 303 с.

4. Кисова В.В., Семенов А.В. Сотрудничество как психолого-педагогическое условие социализации дошкольников с задержкой психического развития // Фундаментальные исследования. – 2014. – № 12-4. – С. 882-886.

5. Кисова В.В., Кузнецов Ю.А., Семенов А.В. О некоторых психологических аспектах современной российской системы образования // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. – 2013. – № 5-2. – С. 81-85.

6. Конева И.А., Карпушкина Н.В. Ориентация на личностное развитие детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья в инклюзивном образовании // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2015. - № 12-8. – С. 1526-1528.

7. Семенов А.В., Кисова В.В. Сотрудничество как форма инновационного развивающего обучения // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. – 2014. – № 3-4. – С. 186-188.

8. Сорокоумова С.Н., Кисова В.В. Формирование основ учебного сотрудничества со взрослыми и сверстниками у старших дошкольников с задержкой психического развития // Дефектология. – 2015. – № 4. – С. 63-74.

Процесс перехода детей от дошкольному к младшему школьному возрасту признается всеми специалистами в области психолого-педагогической науки одним из важнейших периодов становления их личности (Т.Ю. Андрущенко, Е.З. Басина, Е.А. Бугрименко, А.Л. Венгер, К.Н. Поливанова, Б.Д. Эльконин и др.). Способность начинающего ученика к целенаправленному и осознанному управлению своим поведением и деятельностью становится необходимым условием его полноценного психического и социального развития. Становление произвольности и воли выдвигается в ряд приоритетных задач психолого-педагогического сопровождения первоклассников.

Еще большую актуальность эта проблема приобретает в отношении младших школьников с задержкой психического развития (ЗПР), в структуре нарушения которых центральное место занимают разнообразные отклонения в эмоционально-волевой сфере. В работах А.Д. Вильшанской, С.А. Домишкевича, Е.Л. Инденбаум, И.А. Коробейникова, У.В. Ульенковой и других исследователей подчеркивается, что поведение детей с ЗПР слабо регулируется социальными мотивами. Это провоцирует развитие у них таких поведенческих характеристик, как сложность выполнения требований и просьб взрослого, установление продуктивного взаимодействия со сверстниками, мобилизация самоактивности при столкновениях с трудностями в достижении цели и т.д. Подобное поведение обеспечивает возможность закрепления у младших школьников с ЗПР таких негативных личностных качеств как безынциативность, нетерпеливость, уход от ответственности, повышенная внушаемость, неумение вести себя в соответствии с требованиями ситуации и т.п.

Логично предположить, что выявление и решение проблем становления волевого поведения у младших школьников с ЗПР должно начинаться в возможно более ранние сроки их пребывания в образовательном учреждении . Таким образом, именно первый год обучения в школе должен являться ключевым периодом для целенаправленной работы в данном направлении. Проведенный обзор научной литературы позволяет констатировать, что специальных исследований, посвященных изучению особенностей волевого поведения первоклассников с ЗПР, нами, к сожалению, обнаружено не было.

Таким образом, целью нашего исследования явилось изучение специфических особенностей волевого поведения и волевых качеств личности первоклассников с задержкой психического развития. Задачи экспериментального исследования были сформулированы следующим образом:

  1. выявление способности к осуществлению волевого усилия в условиях воздействия внешнего отвлекающего раздражителя у первоклассников с ЗПР в сравнении с их нормально развивающимися сверстниками (методика «Не подглядывай», автор И.В. Дубровина );
  2. определение специфики волевой регуляции в условиях монотонной деятельности у первоклассников с ЗПР в сравнении с их нормально развивающимися сверстниками (методика «Пресыщение», автор А. Карстен в модификации А.Д. Виноградовой );
  3. исследование уровня развития основных волевых качеств личности (дисциплинированность, самостоятельность, настойчивость, выдержка) у первоклассников с ЗПР в сравнении с их нормально развивающимися сверстниками (авторская модификация методики А.И. Высоцкого «Оценка волевых качеств» ).

Исследование проводилось на базе Муниципального казённого общеобразовательного учреждения «Школа-интернат № 10» города Нижнего Новгорода и Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Лицей № 7» города Кстово Нижегородской области. В исследовании приняли участие 30 первоклассников с задержкой психического развития (с диагнозом, утвержденным психолого-медико-педагогической комиссией) и 30 первоклассников с нормальным психическим развитием.

Анализ результатов первоклассников с ЗПР, полученных по методике «Не подглядывай» (И.В. Дубровина), позволяют говорить, что эти дети демонстрируют два основных варианта волевого поведения, в условиях воздействия внешнего отвлекающего раздражителя. Первый вариант (56,7 % испытуемых с ЗПР) можно описать следующим образом. Дети могут удерживаться от нежелательного поведения только непродолжительное время (от 45 секунд до 1 минуты 45 секунд). За все время, отведенное на эксперимент, количество подглядываний составляет 5-7 раз. Причем, количество подглядываний не варьируется от первой ко второй серии методики, т.е. школьники затрудняются в проявлении волевого усилия и в присутствии взрослого, и в присутствии сверстника.

В качестве средств организации своего поведения во время ожидания первоклассники с ЗПР используют большое количество, так называемых запрещающих движений, например, физическое ограничение возможности видеть действия, которые совершает взрослый или другой ребенок. Так, чаще всего дети закрывали дополнительно лицо руками, сильнее зажмуривали глаза, закрывали лицо подручными средствами, например, листочком или платком. Так же отмечается наличие замещающих движений, когда ребёнок переключает себя на другое занятие. Данные движения носили как внешний характер (дети поправляли одежду, волосы, отбивали какой-либо ритм руками, или ногами), так и внутренний (дети улыбались, что-то беззвучно бормотали).

Второй вариант волевого поведения первоклассников с ЗПР (43,3% детей) характеризовался увеличением временного интервала волевого усилия до 2 минут 5 секунд. Число подглядываний за взрослым становится значительно меньше, чем за сверстником. Движения, организующие поведение, носят и запрещающий, и замещающий характер. Причем, замещающие движения преобладают.

Выполнение данной методики нормально развивающимися первоклассниками также выявило два варианта волевого поведения. Первый вариант продемонстрировало немногим менее половины контрольной группы школьников (43,3%). Среднее время волевого усилия в обеих сериях эксперимента составляет около 3 минут, число подглядываний не превышает 2 раз. Использование запрещающих движений сведено к минимуму. Замещающие движения носят и внешний и внутренний характер. В качестве внешних движений, чаще других, представлено рисование на парте пальцами, из внутренних - шевеление губами.

Второй вариант волевого поведения продемонстрировало большинство испытуемых с нормальным развитием (56,7%). В первой серии эксперимента волевое усилие демонстрировалось максимальное количество времени, подглядывания отсутствовали. Во второй серии время волевого действия фиксировалось на отметке от 2 до 3 минут, количество подглядываний было минимальным. Организующие поведение действия были только замещающего характера.

Результаты исследования по методике А.Д. Виноградовой показали, что большинство первоклассников с ЗПР (63,3%) неусидчивы, отвлекаются от выполнения задания при наличии малейших помех. Выполнение задания сопровождается сильным эмоциональным напряжением. Качество выполнения работы достаточно низкое. Стремление к достижению цели, поставленной взрослым, отсутствует. Выполнение работы зависит от степени внешнего контроля со стороны экспериментатора.

Остальные дети с ЗПР (36,7%), входящие в экспериментальную группу, достаточно долгое время могут выполнять однообразную работу. Однако качество ее выполнения соответствует не всем требованиям взрослого (при закрашивании кружков нарушаются их границы). Точность и аккуратность выполнения работы существенно снижается после непродолжительного времени.

Методика А.Д. Виноградовой показала, что, практически, все первоклассники с нормальным психическим развитием показывают достаточно высокий уровень волевой регуляции поведения. Дети проявляют настойчивость в достижении поставленной цели, склонны к завершению начатого дела, способны длительно выполнять монотонную, однообразную работу. Однако в некоторых случаях у них отмечается недостаточная точность и аккуратность выполнения задания.

Исследование уровня развития основных волевых качеств личности у первоклассников с ЗПР по методике А.И. Высоцкого «Оценка волевых качеств» в авторской модификации позволяет сделать следующие выводы. Большинство детей экспериментальной группы проявляют дисциплинированность только в условиях постоянного внешнего контроля со стороны педагога. Только одна треть испытуемых с ЗПР экспериментальной группы понимает дисциплинированность как необходимость школьной жизни. Эти первоклассники добровольно выполняют школьный распорядок, соблюдают требования, которые предъявляет им учитель. Нарушения ими дисциплины отмечаются достаточно редко.

Самостоятельность и настойчивость у детей с ЗПР проявляются в минимальной степени. Большинство первоклассников с ЗПР не способны эффективно организовать как свою учебную деятельность, так и свое свободное время. Большую значимость для них сохраняет наличие внешнего контроля со стороны педагога. Дети не могут длительно осуществлять целенаправленную деятельность, не вызывающую у них непосредственного интереса. Они редко стремятся доводить до конца начатое дело, не придают значения незавершенному делу, так как быстро теряют к нему интерес, особенно, если оно вызывает у них значительные затруднения.

Выдержка проявляется первоклассниками с ЗПР только в единичных случаях. Если же дети и проявляют терпение, то на достаточно короткий срок. Поведение в сложных и конфликтных ситуациях носит импульсивный характер, дети не умеют сдерживать свои негативные эмоциональные проявления.

Исследование волевых качеств личности у нормально развивающихся первоклассников позволяет констатировать их следующие особенности. Соблюдение дисциплины у большинства испытуемых контрольной группы характеризуется добровольным и осознанным выполнением правил школьного распорядка и основных социальных норм поведения. Самостоятельность проявляется в умении первоклассников осуществлять самоконтроль за деятельностью и поведением, что, однако, не исключает стремления некоторых детей к внешнему контролю. Наиболее сложным для детей оказывается эффективная организация своего свободного времени.

Умение добиваться поставленной цели, т.е. настойчивость, отмечается у нормально развивающихся учащихся в меньшей степени, чем все выше перечисленные волевые качества. Дети, даже осознавая необходимость выполнения мало привлекательной деятельности или задания взрослого, редко доводят начатое дело до конца, если попадают в условия воздействия внешних помех или трудностей, связанных с выполнением самой деятельности. Исследование возможности проявления нормально развивающимися первоклассниками выдержки показали, что дети могут сдерживать свои импульсивные проявления только в привычной для них обстановке или условиях деятельности. В случае возникновения так называемых нештатных ситуаций, например, конфликт, дети могут демонстрировать неконструктивное поведение, выражающееся в проявлении негативных эмоций.

Таким образом, можно сделать следующие выводы. Поведение первоклассников с ЗПР характеризуется минимальными возможностями осуществления волевого усилия. Это проявляется в неумении организовать свое поведение в соответствии с требованиями ситуации, отсутствии у детей адекватных средств стабилизации собственного эмоционального состояния, не сформированности мотивации волевого действия. Привычной формой регуляции поведения учащихся с ЗПР является внешний контроль со стороны педагога. Изучение волевого поведения нормально развивающихся первоклассников показало, что они более способны как к самоконтролю, так и к волевому усилию. Например, эти дети более мотивированы на достижение результата, способны адекватно регулировать свое поведение в ситуациях с затрудненными условиями.

Исследование волевых качеств личности у первоклассников с ЗПР выявило, что наиболее выраженной характеристикой для них является дисциплинированность. Такие качества как настойчивость, выдержка и самостоятельность проявляются в очень незначительной степени. У детей с нормальным развитием наиболее выраженными волевыми качествами оказались дисциплинированность и самостоятельность. Настойчивость и выдержка, хотя и проявляются в большей степени, чем у школьников с ЗПР, но все же не достигают максимально возможных возрастных показателей.

Полученные результаты позволяют говорить о необходимости целенаправленной психолого-педагогической работы по развитию и коррекции волевого поведения и волевых качеств личности у первоклассников с ЗПР. Следует отметить, что одним из эффективных средств развития волевого поведения у младших школьников является формирование у них сотрудничества со взрослыми и сверстниками как в поведенческом, так и в деятельностном аспектах .

Библиографическая ссылка

Кисова В.В., Чернеева Я.А. РАЗВИТИЕ ВОЛЕВОГО ПОВЕДЕНИЯ И ВОЛЕВЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ // Международный студенческий научный вестник. – 2017. – № 2.;
URL: http://eduherald.ru/ru/article/view?id=17148 (дата обращения: 01.02.2020). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания» 1

Статья посвящена рассмотрению урока в школе как одной из форм развития волевых качеств у подростков на протяжении экспериментальной части диссертационного исследования. Автор утверждает, что урок в общеобразовательных учреждениях, по сравнению с другими формами применения средств физической культуры, имеет ряд преимуществ, заключающихся в: систематической форме занятий физическими упражнениями, проводимыми в единстве с другими средствами физической культуры, осуществлении педагогического процесса под непосредственным руководством преподавателя с учетом возрастно-половых, индивидуальных возможностей учащихся и др. В целях достижения цели, на всем протяжении эксперимента учебный год был разделен на три этапа, позволившим детям адаптироваться и адекватно воспринять нагрузку: исходный, основной и коррекционно-контрольный. Автор также отмечает, что в процессе эксперимента урок выступал как одна из основных форм применения средств физической культуры по решению данной проблемы, выполняя поставленные задачи по развитию таких волевых качеств, как настойчивость, выдержка, решительность, инициативность и целеустремленность, посредством выполнения учебных задач, обязательности в выполнении заданий преподавателя, через создание соревновательной обстановки на занятиях. Сущность изложенного в статье сводится к тому, что волевые качества у подростков развиваются через выполнение физических упражнений, а урок в этом контексте выполняет важнейшую роль по их развитию. Следовательно, лишь при соблюдении всех условий авторской программы по развитию волевых качеств у подростков средствами физической культуры, мы смогли достичь запланированного результата.

приемы активизации механизмов включения волевых усилий подростков на уроках физической культуры

волевые качества подростков

урок физической культуры

1. Алхасов, Д.С. Преподавание уроков физической культуры / Д.С. Алхасов. – М.: МГОУ, 2013. – 178 с.

2. Артеменков, А.А. Физическая культура: учебное пособие / А.А. Артеменков, З.С. Варфоломеева, М.К. Одноочко и др. – Череповец, ЧГУ, 2012. – 152 с.

3. Божович, Л.И. Проблемы формирования личности / Л.И. Божович. – М.: Просвещение, 1977. – 349 с.

4. Болизова, И.В. Взаимосвязь самооценки и волевой регуляции в онтогенезе / И.В. Болизова // Психологический журнал. – Т. 19. – № 4. – 1998. – С. 27-40.

5. Возрастная и педагогическая психология: учеб. пособие для пед. ин-тов / под ред. А. В. Петровского. – М. : Просвещение, 1973. – 268 с.

6. Горбунов, Ю.Я. Возрастная динамика развития волевой активности в учебной деятельности: монография / Ю.Я. Горбунов. – Пермь: Пермский гос. пед. ун-т, 2011. – 123 с.

7. Горшков, А.Г. Физкультурно-оздоровительная технология: учебное пособие / А.Г. Горшков. – М.: НОУ ВПО МИФКиС, 2013. – 100 с.

8. Кащенко, В.П. Педагогическая коррекция: Исправление недостатков характера у детей и подростков / В.П. Кащенко. – М.: Просвещение, 1994. – 223 с.

9. Менхин, Ю.В. Физическое воспитание: теория, методика, практика / Ю.В. Менхин. – М.: СпортАкадемПресс, Физкультура и спорт, 2006. – 376 с.

10. Обухова, Л.Ф. Детская психология / Л.Ф. Обухова. – М.: Тривола, 1995. – 360 с.

В нормативно-правовых документах, регламентирующих деятельность общеобразовательных учреждений, любого типа и вида, развитие волевых качеств у подростков - одна из приоритетных задач. И это не случайно, поскольку их развитие одновременно сколь «вечная», столь и «актуальная» педагогическая проблема.

«Вечная» потому, что, во-первых, ее решение приходится на особый, подростковый возраст человека, в течение которого активно формируются и развиваются все, в том числе и волевые личностные качества. Во-вторых, она не имеет однозначного, «раз и навсегда», решения, поскольку каждое новое поколение подростков вступает во взрослую жизнь в новых социальных условиях, испытывает на себе воздействие как новых, так и «старых», но значительно переформатированных факторов. Поэтому на каждом новом этапе общественного развития требует научного осмысления, проработки приемов, форм, методов решения.

«Актуальная» в силу того, что для каждого подростка, родителей и учителей, это значимая, практическая задача. От ее результативного решения во многом зависит настоящее и будущее подростка, его способность преодолеть трудности и вызовы переходного периода, его успешность вступления во взрослую жизнь. Волевые качества - это не какие-то отсроченные личностные качества, которые сыграют свою роль в будущем. Они актуальны «здесь и сейчас», как в учебной, так и в постоянно расширяющейся и усложняющейся внеучебной деятельности.

В силу этих обстоятельств выбор проблемы не случаен. Он обусловлен как «вечностью» и «актуальностью» практической задачи развития волевых качеств, так и особым характером и возможностями влияния на этот процесс средств физической культуры. Средства физической культуры позволяют удовлетворить стремление подростков к физическому совершенствованию, ускорению темпов собственного развития, желанию выделиться, самоутвердиться, добиться авторитета, усилить интерес к себе, занять достойное место в кругу сверстников.

Средства физической культуры применяются в работе с подростками в разных формах: урок физической культуры, физкультурные ме-роприятия в режиме учебного дня, спортивные сорев-нования, физкультурные праздники, занятия в спор-тивных кружках и секциях и т.п. Вместе с тем основной формой применения средств физической культуры для решения конкретных учебно-воспитательных задач является урок.

Урок по сравнению с другими формами применения средств физической культуры имеет ряд преимуществ. Он является систематической формой занятий физическими упражнениями, проводится в единстве с другими средствами физической культуры, осуществляется под непосредственным руководством преподавателя с учетом возрастно-половых и индивидуальных возможностей учащихся . В теории и методике физической культуры к уроку предъявляются достаточно жесткие требования, от выполнения которых зависит результативность решения любых задач урока .

  1. Четкость определения задач урока. На каждый урок может быть определено по 2-3 задачи, одна из них должна быть связана с развитием конкретного волевого качества, в зависимости от того конкретного упражнения, который будет на уроке основным.
  2. Целесообразный отбор средств и методов обучения на уроке, соответствующих поставленным задачам. Никакая задача урока не может быть достигнута без заранее обдуманного отбора учебного материала, без учета подготовленности класса, возрастно-половых особенностей.
  3. Обеспечение тесной связи урока с предыдущими и последующими по направленности педагогических задач, содержанию учебного материала, объема и интенсивности физических нагрузок.
  4. Сочетание фронтальной, групповой и индивидуальной работы на уроке. Любой урок только тогда будет способствовать развитию волевых качеств, когда учитываются индивидуальные особенности занимающихся.
  5. Постоянное видоизменение содержания уроков, методики их проведения и организации. Разнообразие содержания, методики и процессуального обеспечения уроков способствует формированию у детей интереса к занятиям физической культурой, а значит, оказывает более интенсивное влияние на развитие волевых качеств.
  6. Обеспечение безопасности занятий на уроках. Повышенная травмоопасность уроков физической культуры обусловлена характером его содержания - работой на спортивных площадках, гимнастических снарядах, с различными предметами, которые при неправильной организации урока могут привести к травмам у отдельных учеников. В этом случае о развитии волевых качеств можно будет и забыть.
  7. Постоянный контроль над ходом и результатами деятельности на уроках. Он позволяет осуществлять оперативное управление деятельности учащихся на уроках, оперативно вносить необходимые корректировки, индивидуально помогать в освоении физического упражнения.

Каждое из этих требований не является каким-то специальным для решения задачи развития волевых качеств у подростков. В то же время их выполнение является обязательным, без учета этих требований решение любой конкретной воспитательной задачи урока, в том числе и по развитию волевых качеств, просто невозможно.

Исходя из этого, в ходе экспериментальной работы по развитию волевых качеств у подростков, проведенной нами в 2011/12 - 2012/13 учебных годах на базе муниципального автономного образовательного учреждения «Лицей № 36» и Свято-Покровской классической православной гимназии г. Саратова, мы предложили преподавателям физической культуры реализовывать эти требования, условно разделив учебный год на три этапа: исходный (первая четверть), основной (вторая и третья четверти) и контрольно-коррекционный (четвертая четверть).

На «исходном» этапе в ходе уроков мы исходили из того, что подростки за время летних каникул соскучились по коллективу одноклассников, воспринимают уроки физической культуры в большей степени как такую «форму учебы», которая представляет собой возможность в полной мере удовлетворить естественную потребность в двигательной активности в составе коллектива одноклассников. Они не утратили пока желания общаться и играть в коллективе, «жить» в нем. Поэтому большое внимание уделялось обеспечению и научению их этой активной деятельности, через активное использование спортивных игр по упрощенным правилам, как правило, на свежем воздухе, занятий по легкой атлетике, с активным использованием приема проведения различных эстафет. На данном этапе большое внимание уделялось и созданию условий для самопознания подростком самого себя, через оценку его поведения и деятельности преподавателем и сверстниками. Поощрение в виде похвалы, справедливые замечания со стороны преподавателя, одноклассников, объективная оценка достигнутых результатов оказывают ему реальную помощь в самопознании и развитии настойчивости, выдержки, целеустремленности. С целью самопознания и развития волевых качеств на данном этапе активно практиковались проведение бесед по таким темам «Почему мы такие разные?», «Коллектив, в котором я живу», «Как победить неуверенность в себе» и т.п.

На втором этапе основное внимание уделялось процессам самоутверждения подростков в коллективе. Как отмечают большинство детских психологов, в этом возрасте самоутверждение чаще всего происходит через агрессивное поведение и редко через интеллект подростка . Поэтому задача состояла в том, чтобы оптимальным для развития волевых качеств образом направить «агрессивность» подростков в русло активной физической (спортивной) состязательности. Важным моментом на данном этапе является развитие у них привычек заботы о своих товарищах в ходе занятий по физической культуре, об успехах коллектива в спортивной деятельности, об оказании помощи отстающим, о согласовании своей деятельности с потребностями коллектива. Развитие волевых качеств настойчивости и выдержки на этом этапе активно идет через развитие терпеливости в выполнении учебных задач, обязательности в выполнении заданий преподавателя, через создание соревновательной обстановки на занятиях. Повышению решительности способствует уверенность в своих силах, для чего задания каждому ученику должны быть «достижимо трудны». То есть они должны быть достижимы для каждого и вместе с тем достаточно трудны, настолько, насколько необходимо включения волевых усилий для их выполнения. Большое внимание на этом этапе уделялось развитию волевых качеств в коллективе и через коллектив. Для этого активно использовались спортивные игры, в ходе которых подросток с необходимостью должен проявлять ответственность перед коллективом, чувство товарищества, взаимопомощи, что достаточно активно развивает целеустремленность, решительность, выдержку.

На третьем, коррекционно-контрольном этапе осуществлялся мониторинг достигнутых уровней развития волевых качеств у подростков по методике, выбранной и адаптированной нами для проведения работы по развитию волевых качеств. На основании анализа полученных результатов в содержательную часть программы развития волевых качеств вносились необходимые коррективы, которые были обязательны для учета в следующем цикле развития волевых качеств (учебном годе). Большое внимание в ходе этого этапа уделяется контрольным занятиям, на которых проверяется уровень развития физических качеств. Для того чтобы получить максимальную отметку, подросток должен мобилизоваться и проявить имеющиеся волевые качества - целеустремленность, настойчивость, решительность, без этого получение хорошего результата невозможно. На этом этапе ярко проявляется осознанный подход к занятиям физической культурой. Подростки активно отстаивают свое право на известную самостоятельность, свободу в действиях. Они не переносят назойливого назидания, чрезмерной опеки, у них активно проявляется общественная инициатива, самостоятельность в постановке цели, выборе путей ее достижения, принятие на себя ответственности в ее достижении. Все это поощрялось и направлялось преподавателями в разумное русло.

Одним из эффективных приемов развития волевых качеств в ходе уроков физической культуры стало ведение «Дневника саморазвития» каждым подростком. В таком «Дневнике» подросток должен был самостоятельно наметить цели по развитию у себя основных физических качеств: силы, быстроты, ловкости, выносливости на четверть, обозначив, каких результатов он хотел бы достичь по каждому из этих качеств. При помощи преподавателей и родителей наметить способы и приемы их достижения, как в учебное, так и внеучебное время. Ежедневно отмечать в дневнике, что удалось выполнить, а что нет, и почему не удалось выполнить. Вносить коррективы на каждый последующий день с учетом того, чего не выполнил ранее. Для более успешного выполнения того, чего сам же и спланировал, подростку рекомендовались индивидуальные приемы стимуляции волевых усилий: самоубеждение, обращение к чувству долга, самоодобрение, самоприказание, самозапрещение и т.п. Важную роль играли и рекомендованные подросткам обязательные для выполнения правила: поставил цель - иди к ней неуклонно; выполнение запланированного - залог успеха; окончил день - подведи итоги (целеустремленность); делай не то, что нравится, а то что нужно; препятствия для того и существуют, чтобы их преодолевать (настойчивость); сначала пойми - потом решай; если решил - делай (решительность); прежде чем ответить - подумай; прежде чем сделать - подумай дважды; удовлетворяя свои интересы - учитывай интересы других (выдержка); не жди, когда тебе укажут, подскажут, дадут задание - действуй по собственной инициативе; будь судьей самому себе; больше полагайся на себя, чем на других (самостоятельность).

Экспериментальная работа показала, что ведение подобных дневников для большинства подростков, особенно в начале эксперимента, было очень не простым делом. Понадобилось активное участие родителей в этом процессе. Для этого с ними на одном из родительских собраний были проведены инструктажи по контролю над ведением таких дневников. Дневники стали обязательными для ежедневной проверки родителями. Главной целью таких дневников было не достижения в развитии физических качеств (хотя на это они изначально направлены, и это в учебном плане важно), а активизация механизмов включения волевых усилий для их развития. Так как полученные результаты свидетельствуют, что прямой корреляции между физическими и волевыми качествами нет. Быть сильным, выносливым, быстрым - не значит быть самостоятельным, целеустремленным, решительным, выдержанным. А вот добиться предельно возможных для себя на данный момент времени уровней развития физических качеств, включив для этого все свои волевые усилия, очень важно в подростковом возрасте. Такая работа объективно способствует развитию всех актуальных для подростка волевых качеств.

Таким образом, главное назначение урока физической культуры - это создание условий для развития волевых качеств. Чувствуя доверие и уважение к себе со стороны взрослых, веря в свои силы и самостоятельность, подростки охотно, с большим желанием участвуют в физкультурно-спортивной деятельности, максимально проявляя свои волевые качества. Кроме того, у них активно формируются навыки ответственности, самоконтроля.

Экспериментальная работа показала, что конкретная мера педагогического руководства развитием волевых качеств на уроках зависит: от опыта коллективных и самостоятельных действий подростков, от уровней развития ученического коллектива, характера отношений в нем; эффективности продуманных стимулов, вызывающих у подростков стремление к активной, целенаправленной физической деятельности; от содержания физкультурной и спортивной деятельности в классе, школе, районе, городе. Поэтому урок и является основной формой применения средств физической культуры для развития волевых качеств.

Однако у него в плане развития волевых качеств есть и отрицательные стороны. И прежде всего, это строгость рекомендуемой программы. Как бы учитель не пытался разнообразить уроки, искать какие-то интересные приемы его проведения, он всегда должен помнить о том, что в конце любой четверти оценивать учеников он будет не по степени развития волевых качеств, а по выполнению ими конкретных нормативов, предусмотренных программой. Поэтому основную часть времени он уделяет и всегда будет уделять именно этому. Именно на минимизацию этого объективного обстоятельства были и направлены наши предложения по этапам уроков физической культуры, их содержанию, внедрению дневников саморазвития. В конечном счете, задача заключается в том, чтобы физические и волевые качества у подростков развивать в единстве: акцентируя внимание на развитии физических качеств, не забывать про волевые и, наоборот, акцентируя внимание на развитии волевых качеств, не забывать про физические.

Рецензенты:

Железовская Г.И., д.п.н., профессор, профессор кафедры педагогики СГУ им. Н.Г. Чернышевского, г. Саратов.

Тимушкин А.В., д.п.н., профессор, декан факультета физической культуры и безопасности жизнедеятельности Балашовского института (филиала) СГУ им. Н.Г. Чернышевского, г. Балашов.

Библиографическая ссылка

Маторин Д.О. УРОК КАК ОСНОВНАЯ ФОРМА РАЗВИТИЯ ВОЛЕВЫХ КАЧЕСТВ У ПОДРОСТКОВ СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 3.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=13633 (дата обращения: 01.02.2020). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

ТГПУ им. Низами


Ключевые слова

воля, развитие, уровень, импульсивность, поведение, обстоятельства, инстинкт, will, development, level, impulsivity, behavior, circumstances, instincts

Просмотр статьи

⛔️ (обновите страницу, если статья не отобразилась)

Аннотация к статье

Статья посвящена проблема воли, произвольной волевой регуляции поведения и её влияние на различную деятельность человека уже давно занимала умы учёных. Поведение человека обусловливается различными физиологическими и психологическими механизмами. С одной стороны - это безусловно-рефлекторные и условно-рефлекторные механизмы, а с другой - произвольное управление, которое связано не только с физиологическими, но и с психологическим механизмами. Сложность изучения проблемы воли и её влияния на различную деятельность человека состоит в разноплановости понимания и определения категории воли.

Текст научной статьи

Development of volitional regulation of behavior in humans occur in several ways. RS Nemov identifies three sides - in this process. On the one hand - this transformation of involuntary mental processes at random, on the other - the person acquiring control of their summing up, the third - generation of strong-willed qualities of the person . All these processes are developmentally starting from the moment of life, when the child masters speech and learns to use it as an effective means of mental and behavioral self-regulation. Within each of these areas of development as it will strengthen its place, the specific conversion, gradually raising process and mechanisms of strong-willed regulation at the higher levels. So, for example, in cognitive processes will initially appears in the form of externally-speech regulation and only then - in terms of intra-speech process. In the behavioral act of volitional control of voluntary movement first concerns the individual parts of the body, and subsequently - the planning and management of a complex set of movements, including inhibition and activation of some other complexes muscles. In the formation of strong-willed qualities of the person will develop can be represented as moving from primary to secondary and further - to the tertiary volitional qualities. Another trend in the development of the will manifested in the fact that a person consciously sets itself more and more challenges and pursue ever more distant goal, requiring the application of considerable effort of will for quite a long time. For example, the student still in adolescence can put the task to develop at such powers, the formation of which have expressed no natural inclinations. At the same time he can set a goal to do in the future, challenging and prestigious activity for the successful implementation of which requires this kind of ability. For this example, there are many examples in life of how people become famous scientists, artists, writers, achieve your goals, not having good instincts, mainly due to increased capacity and will. Formation will begin in early childhood. In the first years of life a child (under 3 years) will develop due to the gradual mastery of voluntary movements and elementary independent actions with objects (in the process of eating, dressing and undressing, washing, games), which is the premise of voluntary actions. Approximately 3 years in a child manifests the desire for a more complex self-sufficient, he masters the ability to set goals (at first only the closest), the achievement of which involves overcoming certain difficulties. From that age gradually develop the ability to subordinate their actions are not only appealing to the purposes and immediate desires, but also the need (clean in place toys, and so on. P.), Ie, within certain limits, to limit himself. By about 6 years children are already to a certain extent capable of "inhibitory control" over their behavior. Are crucial requirements for the child and his motives for appropriate action on the part of adults. Labor advocates an effective means of educating the will. At preschool age, the child should be the basic duties, in particular, for self-service. It is useful to involve children in feasible kinds of practical work. By participating in a variety of activities, the child learns to overcome difficulties, to act not only in their own interests, but also for other people. Important role in the development of preschool children will belong to the games, especially the collective plot games with rules. Strict compliance with the rules of the game and assumed roles and responsibilities, subordination to the logic of the game are taught a child to organize his behavior, limit the desire to act in the common interest, to bring it started to end. On entering school begins a new stage in the development of the will of the child. At school, the child is faced with a number of rules and long-term obligations, it is necessary to subject the activity requirements of the school and the teachers in front of him. Strict daily life teaches him actively and intelligently manage their behavior, to perform the duties, often subjecting them to personal desires and needs. The success of the school for the formation of students will depend on the organization, methods and techniques of educational work: clear organization of training and employment, the reasonable demands on students daily control over their activities and the implementation of the rules of conduct. A notable development will observed in adolescence, when there is a significant growth of conscious relation to reality, the teaching, the growth of societies motives order (the sense of duty, responsibility). By teenager independence more demanding, weakened the direct custody of them, which makes it advisable to have to organize their behavior. However, the weak formulation of educational work of teen activity often takes the negative form (stubbornness, foolhardiness, impulsivity). At the youthful age in connection with the active formation of outlook motives of societies, the order (with the proper education) is gradually beginning to play a leading role. Parenting a child will in school and in the family through the organization of his volitional behavior. Only in the course of organized activities he acquires experience in overcoming difficulties. It is necessary to play, learning and especially the work of children included the elements of voluntary efforts aimed at achieving the goals that have not only personal, but also certain societies value. Of course, at a very early age (2-3 years) the child is not able to clearly are aware of the social significance of certain actions or deeds. The way education will in this age comes mainly through the direct organization of adult behavior of the child, through the production of the correct mode of living, the right habits. Public is the meaning of the behavior becomes comprehensible child is already at a later age. To bring up a child the courage, determination, perseverance, to be systematically put it into an environment and natural life situations in which he could and would have to show these qualities. In other words, it is necessary to organize a kind of exercise willpower. Greenhouse education, which eliminates all the difficulties with the way of life of the child, leading to the development of weak will, inability to confront the difficulties and achieve goals. However, the goals that are set before the child or that he puts in front of him, should not exceed its capacity. Otherwise, it can form the uncertainty in their own abilities, a habit not to bring it started to end. In every possible way encouraging children to exercise volitional action, the teacher should help them clearly understand the implications of the implementation or failure of tasks. At the same time, promoting a successful outcome, it seeks to ensure that the children appeared happy proud feeling of satisfaction, which is a powerful "reinforcement" committed actions impetus to the implementation of other volitional acts. The role of staff in the education of the will. A well-organized, well-oriented children"s group requires its members volitional behavior, helping them to set reasonable and socially useful purposes, to find ways to achieve them, encouraging the fight against obstacles, assists in overcoming them, gives the public, the child"s actions assessment, approving or condemning his actions. An important role in the education of B. is the presence of the collective long-term goals, or "promising lines" (the term Makarenko), ie interconnected and subordinated to each other socially valuable goals and objectives - from close and relatively easily attainable to more meaningful and distant. Will tempered in the process of reaching the distant future goals, the next the same purpose should be considered and evaluated as necessary steps to achieve them. A significant role in the education will play an ethical conversation. Often people misunderstand and evaluate volitional qualities: foolhardiness mistaken for genuine courage, stubbornness evaluated as persistence, haste and ill-considered actions taken for determination, and so the children explained in the process of ethical conversations, what will, what it expresses what the right the way her education. Great value (especially in adolescence and in young adulthood) has a self-education will. The provider must help students understand the strengths and weaknesses of their will, to reveal the specific ways of self in the process of solving real-life problems (elimination of the backlog on academic subjects, the acquisition of the necessary and useful, and the eradication of bad habits, and so on), to help in the organization of self-control behavior. Physical state, especially the nervous system, although it is not critical for the development of the capacity for willful actions (exceptionally strong people will have many physically weak and sick people), still plays a role. Often weakness is the result of insufficient stock of physical and nervous strength to overcome the obstacles on the way to the goal, which does not represent any difficulties for the physically strong man. Therefore, physical education, exercise, strengthening the nervous system and improving health, promote the formation of the will. Thus, in the psychology of the will is understood as the Self-determination and self-control person of their activities and behavior contrary to the external and internal obstacles, influences and impacts. Currently, there are various theories will, as part of which are considered appropriate forms of individual behavior (the theory of behaviorism), personal conflicts and ways to overcome them (motivation psychology), strong-willed personality characteristics (personality psychology). Formation of strong-willed qualities of the individual student, as well as the direction of its strong-willed development is an indispensable task of modern education system. All volitional qualities have a direct impact on both the moral and mental development of the child and on its activities. Conclusion Will in psychology is defined as a person"s ability to work towards achieving this goal consciously, breaking the external and internal obstacles. If necessary, a strong-willed person is able to abandon the planned or implemented actions, if it no longer meets the changed circumstances. Such is human nature, and the ability, if necessary, to refrain from a particular action. Overcoming obstacles and difficulties associated with the so-called will power - a special state of mental stress, which mobilizes physical, intellectual and moral powers of man. Determined action by external objective circumstances, such as conditions, way of life and human activities. These impacts are remote and indirect, and therefore do not always realize that sometimes creates the illusion of absolute arbitrariness of human actions and behavior. This is based and idealistic interpretation of the will as a kind of spirituality that makes complete freedom, the arbitrariness of human behavior. Free will is not in an imaginary independence from natural laws and the laws of society, development, and based on the knowledge of these laws, the possibility to use them for specific purposes. However, volitional activity of man, being objectively determined, not understood as adherence to a fatal external circumstances, supposedly liberating man from responsibility for his actions.

Подобные документы

    Воля как важный фактор морального развития личности. Упрямство, главные особенности воспитания дисциплинированности у детей. Игра как ведущий вид деятельности в младшем школьном возрасте. Роль подвижных игр в формировании волевых качеств учеников.

    реферат, добавлен 18.01.2015

    Влияние семьи и других качеств на самооценку у подростков. Роль семьи в развитии и становлении личности подростка. Психофизиологические особенности подросткового возраста. Развитие личности в школьном возрасте. Методика исследования самооценки подростка.

    курсовая работа, добавлен 07.10.2009

    Воля как психический процесс сознательного управления деятельностью, проявляющийся в преодолении трудностей на пути к цели. Структурная единица действий. Овладение человеком собственными процессами. Совокупность условий вызывающих активность субъекта.

    курсовая работа, добавлен 16.11.2014

    Понятия "воля", "волевая регуляция", условия их формирования. Механизм волевой регуляции поведения у детей, его взаимосвязь с общим психологическим развитием. Качества волевой личности, этапы ее формирования. Факторы, влияющие на развитие волевых качеств.

    реферат, добавлен 13.04.2009

    Адекватность самооценки личностных качеств у мужчин и женщин. Половые различия в определении значимости качеств личности. Результаты исследования оценки своей внешности студентами. Психологические факторы, влияющие на самооценку субъективного возраста.

    реферат, добавлен 29.11.2009

    Теоретические подходы к изучению воли. Произвольные и волевые действия. Волевая регуляция личности. Различные проявления безволия. Нарушение волевого контроля. Характеристика отдельных волевых качеств, связанных с целеустремлённостью и их развитие.

    реферат, добавлен 30.11.2010

    Исследование философско-литературного, клинического и экспериментального исторических периодов в изучении личности. Анализ составляющих структуры личности: способностей, темперамента, характера, волевых качеств, эмоций, мотивации, социальных установок.

    контрольная работа, добавлен 11.03.2011

    Волевые качества - устойчивые, независимые от ситуации, психические образования, удостоверяющие достигнутый личностью уровень сознательной саморегуляции поведения. Классификация и развитие волевых качеств (смелость, решительность, выдержка, выносливость).

    контрольная работа, добавлен 24.11.2009

    Значение особенностей личности, которые способствуют развитию зависимого поведения. Влияния уровня развития волевых качеств на формирование межличностной зависимости в юношеском возрасте. Частота встречаемости уровней развития силы воли среди студентов.

    статья, добавлен 15.05.2017

    Исследование предпосылок, условий и движущих сил психического развития человека с момента рождения до глубокой старости. Описания динамики развития познавательных, волевых и эмоциональных процессов. Анализ основных свойств формирования качеств личности.