Примеры хозяйственной деятельности человека горах. Человек и горы. Как они влияют на жизнь человека и природы

>>Человек и литосфера

§ 16. Человек и литосфера

Влияет ли земная кора на жизнь и хозяйственную деятельность людей? Безусловно! В земных недрах размещаются разнообразные полезные ископаемые (рис. 26).

Полезные ископаемые - минеральные образования земной коры, которые используются в хозяйстве.

По карте атласа найдите крупнейшие угольные бассейны России, месторождения нефти и газа.

Полезные ископаемые размещаются в земной коре неравномерно, но в их распределении есть определенные закономерности. В осадочном чехле платформ сформировались осадочные полезные ископаемые. В фундаменте платформ и в горах преобладают рудные полезные ископаемые. Таким образом, различия в строении земной коры во многом определяют особенности хозяйства отдельных территорий. Скопления полезных ископаемых образуют месторождения, а большие по площади скопления - бассейны.

Таблица 6

Виды полезных ископаемых

Таблица 7

Приведите другие причины расселения людей преимущественно на равнинах.

Поверхность земной коры - это место для населения человека и плацдарм для его деятельности. Прежде всего на размещение и жизнь людей влияют абсолютные высоты (табл. 7).

Жизнь и хозяйствование на равнинах. Исторически население всегда тяготело к равнинам. Это вполне объяснимо. Здесь проще вести хозяйство, легче строить здания и дороги.

Многие равнины почти полностью распаханы

Сложнее оценить влияние рельеф а на быт и традиции людей, их историю. Тем не менее такие попытки предпринимались. Например, в работах известного русского историка С. М. Соловьева можно найти рассуждения, позволяющие выстроить следующую схему.

Жизнь и хозяйствование в горах определяются разнообразием природных условий, присущих горным регионам.

Хотя Россия и равнинная страна, влияние гор на хозяйство и жизнь людей в ней очень велико. Это неудивительно, поскольку почти половина субъектов Российской Федерации имеет на своей территории горы .

Жизнь человека в горах протекает в сложных, порой экстремальных условиях. Это связано со значительными абсолютными высотами, сложным рельефом и климатом. Поэтому горы отличает более слабая освоенность территории по сравнению с равнинами.

Горам присуща своеобразная барьерная роль. Она проявляется как в природе, так и в жизни людей. Горы создают естественную преграду не только на пути рек и воздушных масс. Они препятсвуют и перемещению людей, затрудняя их проникновение в новые районы, контакты между носителями горных и равнинных территорий. Но по мере роста технических возможностей человека, развития современных средств эта особенность гор ослабевает.

Например, трасса одной из крупнейших железных дорог России - Байкало-Амурской магистрали пересекает 7 высоких хребтов (Байкальский, Буреинский, Кадарский и др.). Для их преодоления хребты были «пронизаны» туннелями.

Из-за сложных природных условий с экономической точки зрения горы не могут конкурировать с равнинами. Поэтому в горных регионах число видов хозяйственной деятельности ограничено. Преимущественно в них используются особые ресурсы, связанные с горным положением: минеральные, рекреационные, гидроэнергетические, иногда редкие горные растения.

В Кавказских горах построен Тырныаузский металлургический комбинат. Здесь ведется добыча молибдена и вольфрама. Руда добывается с помощью подземных взрывов. Затем она спускается по пробитым в скалах туннелям на специальную площадку. Здесь ее измельчают в порошок и по трубам подают на обогатительную фабрику. Пустую породу из-за ограниченности площадей размещают на склонах гор. Это создает опасность обвалов, осыпей, камнепадов, а при сильных дождях - и селевых потоков.

Но горы постепенно приобретают все новые функции: производственные, спортивные, оздоровительные . Даже большие абсолютные высоты привлекательны для любителей альпинизма, горно- лыжного спорта, приключенческого туризма.

Хозяйственная деятельность в горах связана высотной поясностью и разнообразием ландшафтов. Например, из-за суровых природных условий в горных районах азиатской части России сельское хозяйство ограничено сезонными миграциями животных.

Кроме того, горы - это многонациональные регионы. Из-за относительной недоступности горы служили убежищем для населения, вынужденного в силу различных обстоятельств (политических, экономических и др.)менять место жительства.


В крупных горных районах с высокими хребтами население селилось в глубоких и узких межгорных долинах. Контакты между соседями были затруднены. Поэтому горы, как правило, отличаются большим этническим разнообразием. В них проживают малочисленные народы со специфической культурой, бытом и особенностями хозяйства. Па Северном Кавказе проживает более 40 национальностей. Например, в Республике Дагестан только официальных языков - 12, а число языковых диалектов исчисляется десятками.

Важная социальная проблема развития горных районов заключается в том, что основные потребители их ресурсов находятся на равнинах, т, е. значительном расстоянии от гор. Осваивая горы, нужно помнить и о негативных сторонах этого процесса - деградации природы, разрушении культурно-этнических традиций и др.

Однако не только литосфера оказывает свое влияние на человека. Человек также воздействует на нее. И это воздействие многопланово. Современные технические возможности человечества стали настолько грандиозными, что, как подметил великий русский ученый В. И. Вернадский, "человек стал крупной геологической силой".

Нарушения литосферы, связанные с хозяйственной деятельностью человека, весьма разнообразны. Во-первых , изменяется строение верхней части литосферы, залегание слоев горных пород. Это происходит при добыче полезных ископаемых, строительстве карьеров, шахт, тоннелей, других подземных коммуникаций, проведении подземных ядерных взрывов.

Каждый год из земных недр извлекаются сотни миллионов тонн разнообразных полезных ископаемых. При этом только отходы горнопромышленного производства превышают 3 млрд т в год. На месте извлеченных горных пород в литосфере образуются пустоты. Только часть из них засыпается или закладывается, поэтому общий объем подобных пустот постоянно растет. Их наличие приводит к провалу грунтов, нарушению нормального движения подземных вод. Нарушает литосферу и бурение скважин, которое приняло огромный размах. Только в Западной Сибири их пробурено около 3 млн. Откачка нефти и газа из земных глубин увеличивает подвижность земных слоев и ведет к возникновению многочисленных антропогенных землетрясений! Так, в районе крупнейших нефтяных месторождений Поволжья только за 15 последних лет зафиксировано более 200 подобных землетрясений.

Во-вторых , изменяется поверхность литосферы. Она выравнивается, в ней создаются мелкие и крупные углубления (каналы, канавы, котлованы) или насыпи (отвалы горных пород, террасы на горных склонах).

Таким образом, теперь рельеф формируется не только внешними и внутренними силами природы, но и человеком (рис. 27).

Формы рельефа, создаваемые в процессе хозяйственной деятельности человека, называются антропогенным рельефом.

В-третьих , в ходе своей хозяйственной деятельности человек создает искусственные формы рельефа: здания, башни, плотины, мосты. Они так же, как и природные формы рельефа, изменяют поверхность литосферы, влияют на движение и температуру воздуха, сток поверхностных вод и пр.



Рис. 27. Виды антропогенного рельефа

Расскажите о воздействии искусственных <|юрм рельефа на различные природные процессы.

Это воздействие постоянно растет, поскольку искусственных форм рельефа становится все больше и больше (табл. 8). Особенно значительно их влияние в крупнейших городах. Например, летние температуры в крупнейших городах России (Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде) такие же, как на территориях, расположенных на 200-300 км южнее. Например, в Москве, при ее площади в 1000 км 2 , общая площадь искусственных форм рельефа составляет 300 км 2 . В городе уже практически не осталось крупных участков эстественной земной поверхности.

Таблица 8

Рост поверхности искусственных форм рельефа

Во многих странах мира, в том числе и в России, сформировались огромные зоны практически сплошной застройки, протягивающиеся на сотни километров.

Вопросы и задания

1. Перечислите особенности хозяйственной деятельности в горах.
2. Приведите примеры антропогенного рельефа в своей местности.


Итоговые задания по теме

1. От чего зависит размещение полезных ископаемых? Назовите и покажите по карте основные бассейны и месторождения.
2. Как влияет рельеф на жизнь и хозяйственную деятельность человека? Приведите примеры влияния человека на литосферу в нашей стране.
3. Докажите, что и в наше время продолжается процесс формирования рельефа.
4. Составьте сравнительную характеристику рельефа, геологического строения и полезных ископаемых Русской и Западно-Сибирской равнин, используя следующий план:

1) где расположена территория;
2) к какой тектонической структуре приурочена;
3) породы какого возраста слагают территорию;
4) средние, минимальные и максимальные высоты территории;
5) какие внешние процессы участвовали и участвуют в формировании рельефа;
6) какие формы рельефа созданы тем или иным процессом, их размещение;
7) какие стихийные явления связаны с тектоническим и геологическим строением, с особенностями рельефа, возможные меры борьбы с ними.

5. Составьте характеристику любого из горных массивов России, расположенных на юге Сибири, используя приведенный выше план.
6. Дайте характеристику рельефа своей области (края, республики).
7. Дайте оценку минерально-сырьевой базы России.
8. Докажите справедливость утверждения В. И. Вернадского: «Человек стал крупной геологической силой».

География России: Природа. Население. Хозяйство. 8 кл. : учеб. для 8 кл. общеобразоват. учреждений / В. П. Дронов, И. И. Баринова, В. Я. Ром, А. А. Лобжанидзе; под ред. В. П. Дронова. - 10-е изд., стереотип. - М. : Дрофа, 2009. - 271 с. : ил., карт.

онлайн библиотека с учебниками и книгами, планы конспектов уроков по географии, задания по географии 8 класса

Здравствуйте ребята, уважаемые гости. Садитесь.

Работать на уроке нужно

Совместно, весело и дружно

Не лениться, не зевать,

Чтоб со всеми успевать!

Все готовы с нами в путь

Только знания не забудь

Будь внимателен и смел

Чтоб везде ты сам поспел

Путь начнем мы с повторения

Все готовы отвечать

Ну с чего бы нам начать,

Объясните для примера,

Что такое литосфера?

Сегодня мы завершаем изучение твердой оболочки нашей планеты – литосферы.

Какую большую тему географическую тему мы изучили на прошлом уроке?

…………….

Что такое рельеф? Какие формы рельефа вы знаете?

Как горы подразделяются по высоте?

Как они изображены на карте?

Какие часть гор вы можете назвать?

Какие у гор и холмов могут быть вершины по строению?

Самые длинные горы мира?

Самые высокие горы мира?

(Работа по карте у доски и в атласах)

Фрагмент фильма 2 мин.

(Звучит музыка, фрагмент фильма «Горы»)

Здесь мало участков для посевов, но много пастбищ и чистый горный воздух. Добывают различные руды. Горные массивы занимают треть площади всей суши нашей планеты. Испокон веков они вызывали у человека своими размерами чувство суеверного страха. Нередко пищей для суеверий служили в высшей степени загадочные явления, время от времени случающиеся в высокогорьях. Здесь наблюдались призрачные видения, блуждающие огни, исполинские тени от невидимых великанов. Некоторые люди находили в горах морские раковины. Здесь происходили жуткие катастрофы- землетрясения, обвалы, сели, лавины. Сами горы считались творениями сказочных гигантов.

Горы завораживают и притягивают человека. В. Высоцкий написал «Лучше гор могут быть только горы, на которых никто не бывал».

Чтобы узнать длину, высоту гор, какими горными породами они сложены Человек должен их изучать, исследовать

Определим тему урока? Что сегодня мы будем изучать?

Тема урока «Человек и горы»

Определим цель урока.

Перед вами инструктивные карточки, где вам предложены несколько целей на выбор, выберите одну подходящую для нашего урока.

Итак, цель нашего урока:

Выявление значения гор для человека

Исходя из данной цели, какие задачи будем решать на уроке ……………..

Расставьте по порядку все предложенные задачи урока.

Это и будет наш план урока

Выполнение 1 задачи инструкции

Подведение итогов по 1 заданию

2 задание. Работа с картой по инструкции

Под землей их добывают,

Приложив немалый труд.

Уголь среди них бывает,

Нефть и газ, и много руд.

Анализ карты

Какие гор. Породы образуются в современную эпоху? Как они образуются?

Какими пол. ископаемыми богаты горы Анды, г. Кордильеры?

На каком материке мало пол. ископаемых? Почему?

Железные руды в нашей стране чаще встречаются в каких горах? (УраЛ, кавказ)

Как и для чего используют полезные ископаемые?

Современный человек использует добытые в земной коре полезные ископаемые во всех сферах жизнедеятельности, изготавливая из них топливо, металлы, удобрения, витамины, синтетические ткани, инструменты, машины и др.

– Какую проблему мы будем решать на уроке? (как человек влияет на горы, выявление проблем возникающих при деятельности человека)

Прежде, чем перейти к следующей задаче проведем физкультминутку.

Вернемся ко 2 задаче: Проанализировать и выявить жизнь и деятельность человека в горах.

Заполняем 1 графу таблицы

3 задача нашего урока Проблемы, возникающие при деятельности человека

Заполняем 2 графу таблицы

Оцениваем себя и соседа

Выполнены нами поставленные задачи урока?

Какую работу мы сегодня выполняли?

Чему научились?

Кто или что вам помогало справиться?

Кто доволен сегодня своей работой?

Хозяйственная деятельность человека в предгорной и горной части Краснодарского края.

В предгорьях и горах Северо-Западного Кавказа с давних пор проживали многочисленные племена адыгов. Воздействие человека на природу предгорий.

Добыча полезных ископаемых

Энергия горных рек

Эрозия – размыв или смыв текущей водой горных пород и почв, в результате чего возникают линейно вытянутые полые формы рельефа: долины, овраги, балки и др. Природные комплексы предгорий постепенно приобретают характерные черты, связанные с присутствием человека: хозяйственные постройки, автомобильные и железнодорожные магистрали, засеянные поля. Леса предгорий. Особенности хозяйственной деятельности людей в горной части Краснодарского края.

Горы Кавказа. Вид с Красной поляны.

Хозяйственная деятельность людей затронула и эти труднодоступные места. В целях добычи древесины уничтожаются многие ценные породы деревьев. Имеют место и случаи браконьерства. Интенсивный выпас скота значительно уменьшает продуктивность высокогорных лугов. Чтобы сохранить растительный покров, в некоторых местах запрещается выпасать скот в течение определённого времени. К сожалению, восстановление луговых комплексов идёт довольно медленно.

Кавказский Биосферный заповедник, край кристального горного воздуха и красивейших альпийских лугов.

Субальпийские луга. Бузульник полустреловидный .

Горы – прекрасное место для отдыха людей. Рафтинг – вид водного спорта: спуск по горным или порожистым рекам на плотах или лодках с вёслами. Альпинизм и скалолазание на Кавказе. Однако природа гор часто страдает от непродуманных действий человека.

Лесные пожары

Кострища

Погубленные деревья

Вытоптанные травы

горы мусора

Есть такое понятие – предельно допустимая нагрузка на природный комплекс, при которой природные компоненты ещё способны восстанавливаться самостоятельно. Однако довольно часто человек переступает эту грань, и тогда последствия его деятельности становятся необратимыми. Карстовые колодца – вертикальные полсти, образованные в результате растворения горных пород природными водами. Кавказские горы богаты полезными ископаемыми. При добычи нефти происходит загрязнение нефтепродуктами окружающей среды. Разработка месторождений мергеля в районе Новороссийска ухудшила состояние подземных и поверхностных вод, лишились привычных мест обитания некоторые животные, пострадали и растения.

Чтобы не нарушать сложных взаимодействий в природе, необходимо бережно относиться к её богатствам. Это наш долг.

Деятельность человека в горах

В Скалистых горах в связи с прокладкой автодорог и обеспечением современными бытовыми удобствами условия жизни человека на высотах до 3050 м неуклонно улучшаются.

Здесь во многих поселениях, расположенных на высотах от 2150 до 2750 м, количество летних домов существенно превышает число домов постоянных жителей. Горы спасают от летней жары. Наглядным примером такого убежища служит город Багио, летняя столица Филиппин, который получил название «город на тысяче холмов». Он находится всего в 209 км к северу от Манилы на высоте около 1460 м.

В начале XX в. филиппинское правительство построило там правительственные здания, жилые дома для служащих и больницу, поскольку в самой Маниле летом трудно было наладить эффективную работу правительственного аппарата из-за сильной жары и высокой влажности. Эксперимент создания летней столицы в Багио оказался весьма успешным.

Земледелие
В целом такие особенности рельефа, как крутые склоны и узкие долины, ограничивают возможности развития земледелия в горах умеренного пояса Северной Америки. Там в небольших фермерских хозяйствах в основном выращивают кукурузу, бобы, ячмень, картофель и местами табак, а также яблоки, груши, персики, вишню и ягодные кустарники. В очень теплых климатических условиях к этому перечню добавляются бананы, инжир, кофе, маслины, миндаль и орех пекан. На севере умеренного пояса Северного полушария и на юге южного умеренного пояса вегетационный период слишком короток для вызревания большинства сельскохозяйственных культур и обычны поздние весенние и ранние осенние заморозки. В горах широко распространено пастбищное животноводство. Там, где обильны летние осадки, прекрасно растут травы. В Швейцарских Альпах летом целые семьи переселяются со своими небольшими стадами коров или коз в высокогорные долины, где занимаются сыроварением и изготавливают масло. В Скалистых горах США каждое лето с равнин в горы перегоняют большие стада коров и овец, где они нагуливают вес на тучных лугах.

Лесозаготовки – одна из важнейших отраслей хозяйства в горных районах земного шара, занимающая второе место после пастбищного животноводства. Некоторые горы лишены растительного покрова из-за недостатка осадков, но в умеренных и тропических зонах большинство гор покрыто (или прежде было покрыто) густыми лесами. Разнообразие древесных пород очень велико. Тропические горные леса дают ценную древесину лиственных пород (красное, розовое и эбеновое дерево, тик).

Жизнь и хозяйственная деятельность человека в горах. мини сочинение

Ответы:

Жизнь и хозяйствование в горах определяются разнообразием природных условий, присущих горным регионам. Хотя Россия и равнинная страна, влияние гор на хозяйство и жизнь людей в ней очень велико.

Это неудивительно, поскольку почти половина субъектов Российской Федерации имеет на своей территории горы. Жизнь человека в горах протекает в сложных, порой экстремальных условиях. Это связано со значительными абсолютными высотами, сложным рельефом и климатом. Поэтому горы отличает более слабая освоенность территории по сравнению с равнинами. Горам присуща своеобразная барьерная роль. Она проявляется как в природе, так и в жизни людей. Горы создают естественную преграду не только на пути рек и воздушных масс. Они препятсвуют и перемещению людей, затрудняя их проникновение в новые районы, контакты между носителями горных и равнинных территорий. Но по мере роста технических возможностей человека, развития современных средств эта особенность гор ослабевает.

Здравствуйте ребята, уважаемые гости. Садитесь.

Работать на уроке нужно

Совместно, весело и дружно

Не лениться, не зевать,

Чтоб со всеми успевать!

Все готовы с нами в путь

Только знания не забудь

Будь внимателен и смел

Чтоб везде ты сам поспел

Путь начнем мы с повторения

Все готовы отвечать

Ну с чего бы нам начать,

Объясните для примера,

Что такое литосфера?

Сегодня мы завершаем изучение твердой оболочки нашей планеты – литосферы.

— Какую большую тему географическую тему мы изучили на прошлом уроке?

…………….

Что такое рельеф? Какие формы рельефа вы знаете?

Как горы подразделяются по высоте?

Как они изображены на карте?

Какие часть гор вы можете назвать?

Какие у гор и холмов могут быть вершины по строению?

Самые длинные горы мира?

Самые высокие горы мира?

(Работа по карте у доски и в атласах)

Фрагмент фильма 2 мин.

(Звучит музыка, фрагмент фильма «Горы»)

Здесь мало участков для посевов, но много пастбищ и чистый горный воздух. Добывают различные руды. Горные массивы занимают треть площади всей суши нашей планеты. Испокон веков они вызывали у человека своими размерами чувство суеверного страха. Нередко пищей для суеверий служили в высшей степени загадочные явления, время от времени случающиеся в высокогорьях. Здесь наблюдались призрачные видения, блуждающие огни, исполинские тени от невидимых великанов. Некоторые люди находили в горах морские раковины. Здесь происходили жуткие катастрофы- землетрясения, обвалы, сели, лавины. Сами горы считались творениями сказочных гигантов.

Горы завораживают и притягивают человека. В. Высоцкий написал «Лучше гор могут быть только горы, на которых никто не бывал».

— Чтобы узнать длину, высоту гор, какими горными породами они сложены Человек должен их изучать, исследовать

Определим тему урока? Что сегодня мы будем изучать?

Тема урока «Человек и горы»

Определим цель урока.

Перед вами инструктивные карточки, где вам предложены несколько целей на выбор, выберите одну подходящую для нашего урока.

Итак, цель нашего урока:

Выявление значения гор для человека

Исходя из данной цели, какие задачи будем решать на уроке ……………..

Расставьте по порядку все предложенные задачи урока.

Это и будет наш план урока

Выполнение 1 задачи инструкции

Подведение итогов по 1 заданию

2 задание. Работа с картой по инструкции

Под землей их добывают,

Приложив немалый труд.

Уголь среди них бывает,

Нефть и газ, и много руд.

Анализ карты

Какие гор. Породы образуются в современную эпоху? Как они образуются?

Какими пол. ископаемыми богаты горы Анды, г. Кордильеры?

На каком материке мало пол.

ископаемых? Почему?

Железные руды в нашей стране чаще встречаются в каких горах? (УраЛ, кавказ)

Как и для чего используют полезные ископаемые?

Современный человек использует добытые в земной коре полезные ископаемые во всех сферах жизнедеятельности, изготавливая из них топливо, металлы, удобрения, витамины, синтетические ткани, инструменты, машины и др.

– Какую проблему мы будем решать на уроке? (как человек влияет на горы, выявление проблем возникающих при деятельности человека)

Прежде, чем перейти к следующей задаче проведем физкультминутку.

Вернемся ко 2 задаче: Проанализировать и выявить жизнь и деятельность человека в горах.

Заполняем 1 графу таблицы

3 задача нашего урока Проблемы, возникающие при деятельности человека

Заполняем 2 графу таблицы

Оцениваем себя и соседа

Выполнены нами поставленные задачи урока?

Какую работу мы сегодня выполняли?

Чему научились?

Кто или что вам помогало справиться?

Кто доволен сегодня своей работой?

Когда я влюбилась в красоту гор и захотела переехать жить туда, мне не было известно, чем люди живут там. Я, кроме разведения овец на склонах и сбора черники, других вариантов не знаю, поэтому полезла в Интернет с целью расширить свои знания о хозяйственной деятельности человека в такой местности.

Кратко об условия жизни в горах

Протекает здесь жизнь в сложных, временами экстремальных условиях, что связано с немалыми абсолютными высотами, климатом и, конечно же, сложным рельефом. Это всё объясняет более слабую освоенность района по сравнению с равнинами. Разнообразие природных условий горной местности и определяет жизнь и хозяйствование человека. Хребты препятствуют перемещению людей, поэтому проникновение в новые районы затруднено, как и контакты между жителями горных и равнинных земель. Благо прогресс не стоит на месте, поэтому, по мере развития современных средств и возрастания технических возможностей, специфика гор сглаживается.


Хозяйственная деятельность в горах

Всего на склонах выделяют 4 вида деятельности:

  1. Промышленность (осуществляется на высоте до 1500 м).
  2. Сельское хозяйство (предел высоты - 2500 м).
  3. Гражданское строительство (до 1500 м, максимум - 2000 м).
  4. Отдых населения (до 2000 м).

В хозяйстве преимущественно используются ресурсы, особенность которых связана с горным положением: рекреационные, минеральные, гидроэнергетические.

Узкие долины и крутые склоны препятствуют развитию земледелия, поэтому оно представлено небольшими хозяйствами. В зависимости от климата здесь выращивают плодовые деревья (груши, инжир, персики, яблоки), картофель, кукурузу, ячмень, кофе, маслины, бананы и табак.

В горной местности распространено пастбищное животноводство. В горах выпасают небольшие стада коров, коз, овец.

Горы умеренной и тропической зон покрыты лесами, поэтому важной отраслью является лесозаготовка.


Сильно развит туризм. Даже высоты свыше 2500 м привлекательны для любителей горно-лыжного спорта и альпинизма.

Ведутся разработки месторождений полиметаллических, железных, марганцевых и хромовых руд.

Рельеф планеты многообразен – от высоких гор до широких . Как и все другие составляющие части природы, рельеф постоянно претерпевает изменения. Современные рельефообразующие процессы делятся на внутренние (эндогенные), вызванные движениями земной коры, и внешние (экзогенные).

Рельеф в истории человечества

С древних времен человек использовал пещеры и навесы для постоянных стоянок. Загонные охоты велись в речных крутоярах либо карстовых массивах.

На этапе формирования древнейших государств человек использовал формы рельефа как защитные укрепления. Например, более десятка крепостей, созданных в останцовых формах рельефа, отделяли Верхний Египет от Нубаи.

В Средние века четко прослеживается привязка сельскохозяйственной деятельности к рельефу. Земледелие и были широко распространены в равнинных местностях.

Рельеф в хозяйственной деятельности

На равнинах легче обрабатывать землю и пасти скот. Осуществление хозяйственной деятельности в горах было намного сложнее и экстремальней. Это связано со сложным рельефом и климатом. Именно поэтому горные местности освоены меньше, чем равнинные. Число видов деятельности человека в условиях сложного рельефа было достаточно ограничено. В основном использовались минеральные и гидроэнергетические ресурсы.

В современных условиях, с ростом технических возможностей человека, эта особенность горного рельефа уже не играет такой большой роли. Человек научился изменять рельеф – к примеру, Байкало-Амурская магистраль проложена через семь высоких хребтов (Байкальский, Буреинский, Кадарский и др.). Для строительства магистрали сквозь горные породы была проложена сеть туннелей.

Постепенно горная местность приобретает новые функции: производственные, спортивные, туристические, оздоровительные.

Исторически большая часть населения проживает в равнинных местностях. В поймах и низменностях легче вести сельское хозяйство, производить строительные работы, развивать дорожную инфраструктуру, вести добычу полезных ископаемых.

При производстве всех видов работ в условиях равнинного рельефа требуется использовать меньше ресурсов (человеческих и материальных), чем в условиях горного рельефа.