Многообразие крестьянских типов в поэме. Некрасов Н.А. Многообразие крестьянских типов в поэме "Кому на Руси жить хорошо" Сочинение по литературе на тему: Многообразие крестьянских типов в поэме Некрасова “Кому на Руси жить хорошо”

"В чем смысл человеческого счастья, каковы пути его достижения, может ли быть счастлив отдельный человек среди всеобщего горя?" - эти и другие проблемные вопросы раскрывает урок по творчеству Н.А.Некрасова. Раскрытие характера русского народа в поэме "Кому на Руси жить хорошо". Мотив дороги и странничества в поэме.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №7

пос. Малокубанского

МО Новопокровский район Краснодарского края

Разработка урока

Литературы на тему:

«Многообразие крестьянских типов в поэме Н.А.Некрасова

«Кому на Руси жить хорошо».

10 КЛАСС

И литературы

Кухтинова Л.П.

п. Малокубанский, 2015 г.

Тема урока :

«Многообразие крестьянских типов в поэме Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».

Назови мне такую обитель,

Я такого угла не видал,

Где бы сеятель твой и хранитель,

Где бы русский мужик не стонал.

Н.А.Некрасов.

В рабстве спасённое

Сердце свободное -

Золото, золото

Сердце народное!

Н.А.Некрасов.

Цели урока :

Образовательные:

1.Выяснить, в чём смысл человеческого счастья, каковы пути его достижения, может ли быть счастлив отдельный человек среди всеобщего горя.

2.Выяснить, как раскрывается характер русского народа в поэме.

3.Выяснить связь мотива странничества с мотивом дороги в произведении.

Развивающие:

  1. Развивать познавательный интерес к изучаемой поэме, расширять кругозор учащихся.
  2. Научить применять знания на практике.

Воспитательные:

1 . Уважительное отношение к человеку, добросовестное отношение к труду.

2. Воспитание внимательного читателя.

Тип урока : урок объяснения нового материала.

Оборудование : мультимедийная установка, выставка книг поэта.

Ход урока

  1. Повторение изученного материала.

Устный опрос:

Рассказать о жизни и творчестве Н.А.Некрасова.

Каковы замысел, история создания и композиция поэмы?

Каким образом в поэме показана тема социального и духовного рабства.

2. Сообщение темы и цели урока.

Учитель : нас всех объединяет одно: интерес к поэме Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». Поэт принадлежит к числу редких творческих индивидуальностей, вспыхивает как зарница, оставляя надолго глубокий след в наших сердцах. Он умел пронизать каждую поэтическую строку покоряющим своим чувством. Стал непревзойдённым поэтом не только отечественной, но и мировой литературы.

Сегодня на уроке Некрасов вместе с нами, мы чувствуем на себе его взгляд, слышим, как он дышит.

Обратите внимание на портрет писателя.

Его перу принадлежит народная эпопея «Кому на Руси жить хорошо», написанная в 60-70 годы 19 века, где возникает новый вольный дух подымающегося на борьбу крестьянства.

Из каких деревень крестьяне отправились искать счастье?

Чего не хватает людям, живущим в деревнях с названиями Разутово, Знобишино, Горелово, Неелово, Неурожайка?

Вывод: некрасовским мужикам многого не надо - было бы цело то, что есть. Некрасов изображает в поэме мужика обездоленного, голодного, сирого. Чем дальше вглубь поэмы уходят её герои, тем с большей многообразностью жизни они сталкиваются, тем шире для них раздвигаются конкретные рамки понятия счастья.

Учитель : какими способами автор раскрывает образы крестьян?

Ученик : через массовые сцены, через конкретный образ.

Учитель : что заставляет мужиков отправиться в поиски ответа на вопрос: кому живётся весело, вольготно на Руси?

Ученик: семь мужиков становятся странниками – правдоискателями. Они хотят докопаться до корня жизни и отправляются в путешествие, повторяя вопрос: кто счастлив на Руси? Мужики – символ перемен народной России. Только их поилица и кормилица – скатерть-самобранка останется в оправдание их странствий. Мы «входим» в мир реальной жизни.

Учител ь: какую роль в поэме играет образ дороги? Как он связан с мотивом странничества?

Ученик: образ широкой дороженьки открывает поэму и присутствует до её конца. По сторонам дороги развёртывается панорама всей русской земли:

Леса, луга поёмные,

Ручьи и реки русские

Весною хороши.

Здесь крестьянские дороги, дороги самого поэта. Мы входим в мир реальной жизни, в мир человеческих судеб и народной судьбы. Народ пока способен лишь страдать под тяжестью угнетения. Крестьянский мир предстаёт предельно обнажённым, во всей хмельной откровенности:

Умны крестьяне русские,

Одно нехорошо,

Что пьют до одурения.

В поэме присутствуют различные образы странников. Мотив странничества проходит через всё произведение, при этом он тесно связан с мотивом дороги. Дорога - важнейший символ русской литературы, воплощение движения, стремления вперёд. Она ведёт странников и богомольцев из одного села в другое, ведёт мужиков – правдоискателей к истине. Пока у народа есть желание искать правду и счастье, несмотря на ужасную жизнь и непосильный труд, он может считаться по праву «великим и всесильным».

Крестьянский мир предстаёт предельно обнажённым, во всей хмельной откровенности:

Умны крестьяне русские,

Одно нехорошо,

Что пьют до одурения.

Эти слова произносит Яким Нагой. Каков он? Приведите примеры из текста.

Ученик: в главе «Пьяная ночь» автор изображает Якима Нагого. Он стал голосом крестьян. Рисуя своего героя, Некрасов ушёл от первоначального абстрактного образа «добра молодца»:

Фабричный кудри русые

Встряхнул, окинул с валика

Очами соколиными

Шумящую толпу.

Этот портрет сменился конкретным индивидуальным портретом:

Грудь впалая, как вдавленный

Живот; у глаз, у рта

Излучины, как трещины

На высохшей земле.

Мудрый мужик Яким Нагой, хоть и появляется в поэме пьяненьким, не пропил ума. Он с достоинством и гневом доказывает Павлуше Веретенникову, что не мужик виноват в пьянстве, а виноваты горе, нужда, бесправие. Он понимает, что вино топит гнев крестьянский. Суровую жизнь приготовила ему судьба: каторжный труд, бесправное положение. Он немало пережил: погорел, в тюрьме сидел, в городе побывал в поисках справедливости.

Учитель : миру крестьян служит Савелий – богатырь святорусский. Каков он в поэме?

Ученик : перед нами возникает величественная фигура крестьянина-правдоискателя. Савелий в столетнем возрасте, уже согнувшийся, всё-таки могуч:

С большущей сивой гривою

Чай двадцать лет нестриженной,

С большущей бородой

Дед на медведя смахивал.

За убийство управляющего кровопийца Фогеля дед провёл двадцать лет на каторге, двадцать лет - на поселении и всё не смирился. В его мыслях о крестьянстве – глубокая, выстраданная мудрость.

Савелий верит в богатырскую мощь народа, но видит, что силы его уходят на бесконечное терпение. Народ в его рассказе похож на былинного богатыря Святогора. Он сожалеет о своей растраченной силе, умирает со словами о безнадёжности крестьянской судьбы. Образ Савелия оставляет впечатление силы, неукротимой воли, тоски по свободе. В памяти остаётся пророчество Савелия:

Недотерпеть - пропасть,

Перетерпеть – пропасть.

Не зря мужикам – странникам он говорит: «Клеймёный, да не раб».

Вывод: Савелий – богатырь. Как – то из нашего обихода незаметно ушло это слово. Его подменило простое понятие человека физически сильного, чаще всего спортсмена-разрядника, которого можно уважать, но и побаиваться. В русских былинах такие люди были не только сильные, но и добрые, справедливые. Те, кому не безразлично слово честь, кто за него готов подняться на бой.

Учитель : кого из былинного эпоса напоминает Савелий?

Ученик : Микулу Селяниновича.

Вывод: в образе богатыря святорусского запечатлено пробуждающееся крестьянское сознание. Савелий видит причины зла, он утратил веру в доброго царя, понимает, что не смирением нужно добывать волю.

Учитель : есть ли противоречия в этом образе?

Да. Видя, как бесконечно долго сносит мужик цепи и розги, Савелий сам временами начинает проповедовать терпение и смирение между вековой привычкой к рабству и бунтарским духом. Что победит?

Учитель: самым близким для Савелия человеком является Матрёна Тимофеевна в главе «Крестьянка». Какой её изображает автор поэмы?

Ученик : Савелий передал свой дух неукротимого свободолюбия Матрёне Тимофеевне. Копится гнев крестьянки, но в её сознании сохранилась вера в заступничество Божьей Матери, в силу молитвы. Она близка к идеальному типу «величавой славянки», её жизнь типична для большинства крестьянок.

Учитель : какой в поэме автор изображает её жизнь?

Вывод: если в женщине зреет душевная гроза, то возможно переустройство жизни. Вера в народ, в его пробуждение выражена в словах поэта, ставших крылатыми:

В рабстве спасённое

Сердце свободное-

Золото, золото

Сердце народное!

Как ни страшна жизнь, она не убила в народе лучших человеческих свойств, отзывчивости к чужому страданию, готовности к борьбе.

Учитель: обращение к эпиграфам. Почему эпиграфы даны в такой последовательности? Нашлись ли ключи от женского счастья?

Да. Внешняя красота, сердечная доброта, природная одарённость, слава. Образ Матрёны Тимофеевны исключительный. Это тип «идеальной славянки». Она не склоняет головы перед грозными начальниками.

Учитель : счастлива ли Матрёна Тимофеевна? Счастливы ли крестьяне в поэме?

Некрасов сам искал ответ на этот вопрос. Время шло, события навинчивались одно на другое. Автор так и не определил, кто же счастлив. Образы крестьян свидетельствуют о росте самосознания народа. Высшую нравственную красоту человека поэт видит в трудолюбии, в совестливости, в способности сострадать другим людям. Такая красота опоэтизирована.

Учитель : обратим внимание на другой образ крестьянина – Гриши Добросклонова.

Ученик : Гриши Добросклонов видит своё счастье в служении народу. Он пустился в странствие по бескрайним просторам Руси, встречая на своём пути беды и горе, но твёрдо веря в прекрасное будущее страны:

Ещё суждено тебе много страдать,

Но ты не погибнешь, я знаю.

Гриша возвещает о приходе нового времени, новой жизни. Он не может смириться с современным положением крестьян, отдаёт свою жизнь на служение народу, его счастью, его будущему. Странствие, песни Гриши являются наилучшим тому доказательством.

Учитель : ваше отношение к поэме.

Ученик : Пора уж делать выводы.

Во-первых, над поэмою

Старался годы долгие поэт.

Не зря старался он,

Шедевр он сочинил.

А во-вторых, по совести

Мы можем русской классикой

Назвать произведение,

Ведь в нём потомству передан

Язык, дыханье времени

И просто красота.

3. Итог урока.

4. Домашнее задание.

Проанализировать образы помещиков в поэме.


1. Лучшие человеческие качества, воплотившиеся в образах людей из народа.
2. Образ Матрёны Тимофеевны Корчагиной.
3. Голь и холопы.
4. «Крестьянский грех».

В своей поэме «Кому на Руси жить хорошо» Н. А. Некрасов показывает обширную панораму народной жизни, характеров и судеб. Мотив странствия семерых крестьян, задавшихся целью выяснить, кому же «вольготно, весело живется на Руси», автор ввел в поэму не случайно. Ведь в пути странники встречаются с самыми разными людьми. Образы путешествующих мужиков прорисованы не столь тщательно, как портреты тех, с кем они знакомятся в дороге. Однако нужно отметить, что образ странника также взят Некрасовым из жизни. Культура странничества была весьма развита в русском народе. Путешествия могли совершаться с торговой целью или иметь характер паломничества по святым местам. Нужно отметить, что существовала особая социальная группа странников — юродивые, убогие, а также полноценные физически и душевно люди, которые переходили от одного святого места к другому. В народе такие люди пользовались большим уважением: странник мог рассчитывать на радушный прием не только в крестьянской избе, но и во многих богатых купеческих и дворянских семьях. Некрасов, стремясь правдиво показать народную жизнь, конечно, не мог обойти молчанием такое явление, как странничество. Некоторые странники были своего рода «ходячими книгами»: в семьях, где они останавливались, эти люди рассказывали немало историй — и о том, что видели сами, и то, что слышали от других.

Приблизительно такова же в поэме и роль семерых мужиков, отправившихся искать счастливых людей. Ведь истории, которые рассказывают странникам их случайные знакомые, соединяются в одно большое поэтическое полотно. Некрасов показывает благородные, цельные характеры, которые встречаются среди простых людей. Например, Ермил Гирин, который честным трудом добился и богатства, и уважения своих односельчан. В юности Ермил служил писарем в конторе при управляющем поместьем князя Юрлова. Должность, конечно, самая маленькая, влияния на ход дел Ермил оказывать не мог, но все-таки он старался по мере сил помочь крестьянам. Бесплатно составлял для них нужные бумаги, помогал советом:

К нему подходишь к первому,
А он и посоветует
И справку наведет;
Где хватит силы — выручит,
Не спросит благодарности,
И дашь, так не возьмет!
Худую совесть надобно —
Крестьянину с крестьянина
Копейку вымогать.

Зная, насколько честен Ермил, крестьяне ему безоговорочно доверяют: избирают его бурмистром, дают ему взаймы деньги на приобретение мельницы. Лишь один раз поступил этот человек против совести: вместо своего брата сдал в солдаты другого крестьянина. Никто, кроме матери злополучного рекрута, не осуждал Ермила. Но сам он не вынес мук совести и добровольно покаялся перед всем народом, исправил последствия своего проступка и отказался от должности бурмистра, считая себя недостойным народного доверия.

Ермил Гирин не единственный пример достойного человека из народа. Вот как характеризует автор другого героя своей поэмы:

Влас был душа добрейшая,
Болел за всю вахлачину,
Не за одну семью.

Как и Ермил, Влас не может идти против совести. Он отказался от должности бурмистра, чтобы не пресмыкаться перед выжившим из ума князем Утятиным.

О народе, о забитой «вахлачине» болеет душой и Гриша Добросклонов, сын сельского дьячка. Гриша жадно тянется к знаниям — «порывается в Москву, в новорситет», не довольствуясь тем образованием, которое он получил в семинарии. Однако юноша не стал относиться к своим землякам свысока, как к людям малограмотным. Гриша искренне уважает простых тружеников, старается по мере сил помочь им своими познаниями. Гриша, его отец и брат ничуть не богаче большинства крестьян, трудятся наравне с ними. Крестьяне в свою очередь очень доброжелательно относятся и к дьячку, и к его сыновьям, делятся с ними своими запасами.

В поэме «Кому на Руси жить хорошо» Некрасов показал и высокие достоинства русской женщины — терпение, верность, трудолюбие. Эти качества присущи и Домне, покойной матери Гриши, и крестьянке Матрене Тимофеевне, судьбе которой в поэме отводится значительное место. Многое приходилось безропотно выносить простой крестьянке: тяжелый труд, враждебное отношение родственников мужа, многочисленные роды и смерть детей... Нелегко было Матрене отстоять свое человеческое достоинство. «Ты — крепостная женщина!» — так объяснил ей суть ее бесправного положения Савелий, дед ее мужа. Но Матрена — человек смелый и решительный: она бесстрашно отвергает домогательства управляющего Ситникова, идет искать справедливости у губернатора, чтобы вернуть мужа, которого не по закону сдали в рекруты. Матрене пришлось пережить гибель любимого сына, которого она вспоминает и через много лет. Эта женщина способна на глубокие, сильные чувства: она с нежностью вспоминает родителей, любит мужа и детей. Однако Некрасов, рисуя портреты людей из народа, показывает читателю и другие характеры. Образ пройдохи и плута, который встречается в народном творчестве, в поэме «Кому на Руси жить хорошо» воплотился в личности Клима Лавина, пьяницы, хвастуна и лентяя. Внешне Клим, однако, производит самое благоприятное впечатление на тех, кто не знаком с ним:

У Клима совесть глиняна,
А бородища Минина,
Посмотришь, так подумаешь,
Что не найти крестьянина
Степенней и трезвей.

Клим охотно дурачит выжившего из ума Утятина. Для хитрого плута это и развлечение, и возможность ощутить собственную значимость. Некрасов устами Власа характеризует Клима как «последнего человека», однако на самом деле Клим обладает многими ценными качествами. Он грамотен, красноречив, предприимчив, остроумен. Как ни горько звучат его насмешки над односельчанами, а в них содержится несомненная правда:

Смеется над трудящимся:
С работы, как ни мучайся,
Не будешь ты богат,
А будешь ты горбат!

Клим ценит веселье, а не труд. Его натуре чужды заботы и тревоги. Но этот бесшабашный человек, хоть и согласился кланяться и поддакивать барину, понимает и ценность свободы. Клим — гуляка, бездельник, нахал, но не холоп, как Ипат, который при известии о крестьянской воле негодует. Ипат не единственный образ холопа, выведенного в поэме. Бывший дворовый князя Переметьева искренне считает себя счастливым человеком, так как он сорок лет прислуживал своему господину, подлизывал тарелки с дорогими кушаньями и даже заполучил подагру — дворянскую болезнь. Верный Яков мстит своему барину по-холопски — вешается на дереве на глазах у хозяина.

Но еще хуже холопов, забывших о человеческом достоинстве, предатели интересов народа. Таким оказался староста Глеб, который ради денег сжег завещание своего барина, в котором тот освобождал всех своих крестьян из крепостной зависимости. А ведь сам Глеб из простого народа, в памяти которого он и остается вечным преступником:

Все прощает бог, а Иудин грех
Не прощается.

Некрасов стремился показать в поэме «Кому на Руси жить хорошо» все многообразие человеческих характеров, которые встречаются среди простого народа. Конечно, не все из них способны вызвать симпатию. Но в целом поэт верил, что в народе сохранились самые светлые, самые достойные черты:

Сила народная,
Сила могучая —
Совесть спокойная,

Правда живучая!

Отправляя в путь крестьян-правдоискателей, Н. А. Некрасов не просто показывает нам людей разных сословий, составляя портрет России второй половины XIX столетия в один из переломных моментов ее развития - назревание и проведение реформы 1861 года. Главная задача поэта, пишущего для народа и говорящего от их имени, - показать русский народ, как он есть. «Я задумал изложить в связном рассказе все, что я знаю о народе, - писал Н. А. Некрасов о своей работе над главной поэмой в своей жизни, - все, что мне привелось услыхать из уст его, и я наметил «Кому на Руси жить хорошо»… Это будет эпопея современной крестьянской жизни…» Перед нами - целая галерея образов, самых разных характеров, самых разных взглядов на жизнь. Проходят перед глазами читателя, как живые, праведники и прохвосты, труженики и лентяи, непокорные и блюдолизы, бунтари и холопы. О ком-то поэт рассказывает подробно и ярко, кто-то изображен одним выразительным штрихом. Даже наши крестьяне-правдоискатели из мест с такими говорящими названиями - Подтянутой губернии, Пустопорожней волости, Из разных деревень - Несытова, Неелова, Заплатова, Дырявина, Горелок, Голодухина, Неурожайка тож - не однородная безликая масса, а люди со своим прошлым, своими пристрастиями. Бросив дом и свои дела ради великой цели - найти смысл крестьянской жизни, узнать, кому живется весело, вольготно на Руси - они не представляют себе жизнь в безделии. Не только за исповедь Матрены Тимофеевны платят они работой - труд становится потребностью: Не выдержали странники: «Давно мы не работали, Давайте - покосим!» Семь баб им косы отдали. Проснулась, разгорелася Привычка позабытая К труду! Как зубы с голоду, Работает у каждого Проворная рука. Мужики отходят от поиска счастливых, среди попов, помещиков и прочих представителей иерархической верхушки, может, потому, что не уважают бездельников, не отличающих «ржаного колоса от ячменного». Мы же немного Просим у бога: Честное дело Делать умело Силы нам дай! Жизнь трудовая - Другу прямая К сердцу дорога, Прочь от порога, Трус и лентяй! Картины жизни многострадального русского народа складываются из хвастливых рассказов на ярмарках, из сложенных народом песен, из легенд, рассказываемых странниками и богомольцами, из исповедей - словно проходит перед нами, лапотная и босая, с согнутыми от непосильного труда спинами, с сожженными солнцем лицами, с мозолистыми руками, со стоном и песней в душе вся Россия. Не белоручки нежные, А люди мы великие В работе и в гульбе! Так, с достоинством, говорят русские мужики о себе. Пусть не ценит государство их ратные подвиги: Ну-тка, с редута-то с первого номеру Ну-тка, с Георгием - по миру, по миру! А пенциону полного Не вышло, забракованы Все раны старика. Взглянул помощник лекаря, Сказал: «Второрозрядные! По ним и пенцион!. Полного выдать не велено: Сердце насквозь не прострелено, но их уважает и жалеет простой люд. Пусть наживаются купцы и подрядчики на мужицком труде, взваливая на плечи непосильную ношу, забирая молодецкую силу, подтачивая здоровье, пусть счастьем кажется после работы на чужбине Попасть на родину, Чтоб дома помереть, - их поддержит сама родная земля. Один из героев поэмы скажет о себе горько и точно: «В деревне Босове Яким Нагой живет, Он до смерти работает, До полусмерти пьет!» Вся история Якима Нагого - судьба талантливого умельца, труженика, бунтаря и бедолахи, рассказанная в нескольких строках: Яким, старик убогонький, Живал когда-то в Питере, Да угодил в тюрьму: С купцом тягаться вздумалось! Как липочка ободранный, Вернулся он на родину И за соху взялся. С тех пор лет тридцать жарится На полосе под солнышком, Под бороной спасается От частого дождя, Живет - с сохою возится, А смерть придет Якимушке - Как ком земли отвалится, Что на сохе присох. Н. А. Некрасов описывает Якима как измученного страдальца: Грудь впалая, как вдавленный, Живот; у глаз, у рта Излучены, как трещины На высохшей земле; И сам на землю-матушку Похож он: шея бурая, Как пласт, сохой отрезанный, Кирпичное лицо, Рука - кора древесная, А волосы - песок. Однако Яким Нагой - не темный, не забитый мужик, ему удалось сохранить чистую, ясную душу и индивидуальность. Спасая во время пожара лубочные картинки, он потерял накопленные «за целый век» деньги, но не «образумился», не изменил своей мечте о красоте. Умея разговаривать с народом, образно и ярко рассказывать, именно Яким формулирует суть крестьянского протеста, отмечая его великие подспудные силы и слабость выражения: У каждого крестьянина Душа, что туча черная - Гневна, грозна - и надо бы Громам греметь оттудова, Кровавым лить дождям А все вином кончается. Яким Нагой стоит в самом начале пути, ведущего к осознанию собственного достоинства, своей силы, необходимости единства перед общим врагом. Символом высшего авторитета среди народа, отстаивания справедливости и мужицкой солидарности стал в поэме образ Ермилы Гирина. Когда у него хотят отобрать мельницу и купец Алтынников в сговоре с чиновниками требует внести за нее тотчас же деньги, народ, зная честность Гирина, выручает его, собрав на ярмарке нужную сумму. Ермило парень грамотный, Да некогда записывать, Успей пересчитать! Наклали шляпу полную Целковиков, лобанчиков, Прожженной, битой, трепаной Крестьянской ассигнации. Ермило брал - не брезговал И медным пятаком. Еще бы стал он брезговать, Когда тут попадалася Иная гривна медная Дороже ста рублей! Так люди отплатили ему добром за честную работу писарем. За честность люди выбрали Ермилу бургомистром. И он В семь лет мирской копеечки Под ноготь не зажал, В семь лет не тронул правого, Не попустил виновному, Душой не покривил… А когда Ермила чуть оступился - избавил своего младшего брата от рекрутчины, то едва не повесился из-за угрызений совести, сумел вернуть сына Васильевне, взятого в рекруты вместо брата Ермилы, искупил свою вину и отказался от должности. На мельнице своей Брал за помол по совести, Народу не задерживал - Приказчик, управляющий, Богатые помещики И мужики беднейшие - Все очереди слушались Порядок строгий вел! Благодаря всему этому, Ермила Гирин имел Почет завидный, истинный, Не купленный ни деньгами, Ни страхом: строгой правдою. Умом и добротой! Даже власти сознавали его большой авторитет среди народа и хотели использовать его в своих целях, когда взбунтовалась Вотчина Помещика Обрубкова, Испуганной губернии, Уезда Недыханьева, Деревня Столбняки… Власти надеялись, что бывший бурмистр Гирин будет помогать им, сумеет усмирить бунтарей, но Ермила не пошел против совести, в результате чего оказался в остроге, как и большинство других борцов за правду и справедливость. В поэме все чаще повторяется мотив бунта, гнева, невозможности продолжать жизнь по-старому - в покорности и страхе. Недотерпеть - пропасть, Перетерпеть - пропасть! - этими словами начинается рассказ о жизни Савелия, богатыря святорусского, долгое время вместе с односельчанами чинившего сопротивление помещику, а затем живьем закопавшего в землю издевавшегося над ним немца-управляющего. Мы видели хоть и стихийное, но уже организованное сопротивление, призыв к бунту - брошенное Савелием слово: «Наддай!» Отбыв каторгу, крестьянин возвращается домой несломленным («клейменный, да не раб!»), не утратившим чувства достоинства, не смирившимся с суетностью, жадностью, мелкими придирками семьи, сохранившим добрую душу и умение понять и поддержать молодую невестку. Символично, что внешне он напоминает Матрене памятник Ивану Сусанину. Но и крестьянские женщины, «многокручинные», «многострадальные », не выглядят забитыми и покорными. В Матрене Тимофеевне Корчагиной есть не только силы перенести все испытания, непосильную работу, издевательства семьи, но и готовность в любую минуту защитить своих детей, своего мужа, принять на себя наказание, укоры мужниной родни: Во мне Нет косточки неломаной, Нет жилочки нетянутой, > Кровинки нет непорченной - Терплю и не ропщу! Всю силу, богом данную, В работу полагаю я, Всю в деточек любовь! Матрена Тимофеевна говорит о себе: По мне - тиха, невидима - Прошла гроза душевная, она считает себя «старухой» в тридцать восемь лет и уверена, что Не дело - между бабами Счастливую искать!.. Отмечая умение героини бороться с обстоятельствами, стремление самой быть хозяйкой собственной судьбы, Некрасов показывает непреодолимую силу системы, которая порождает много зла. Тем дороже для нас слова крестьянки, сумевшей сберечь живую душу в этом мире: Я потупленную голову, Сердце гневное ношу! Среди непокорных и свободолюбивых крестьян - героев поэмы нужно отметить и эпизодический образ непокладистого Агапа (глава «Последыш»), который настолько ненавидел помещиков, что не выдержал даже «комедии» наказания, когда его, в угоду Последышу, князю Утятину, напоили в сарае и заставили кричать, будто он подвергается жестокой порке, - он умер от пережитого унижения. Есть и другие герои в поэме: Люди холопского звания - Сущие псы иногда: Чем тяжелей наказание, Тем им милей господа. Это бывший лакей, который на ярмарке хвалится тем, что лизал барские тарелки и приобрел «барскую болезнь» - подагру, и вечный «холоп князей Утятиных» лакей Ипат, и холоп примерный Яков верный. Это «фальшивый» бурмистр Клим, самый никчемный мужик, добровольно согласившийся исполнять эту неблаговидную роль перед Последышем. Особо следует отметить образ старосты Глеба, за деньги уничтожившего завещание покойного адмирала, который давал своим крепостным вольную. На десятки лет, до недавних дней Восемь тысяч душ закрепил злодей, С родом, с племенем, что народу-то! Что народу-то! с камнем в воду-то! Все прощает бог, а Иудин грех Не прощается. Ой, мужик! мужик! ты грешнее всех, И за то тебе вечно маяться! Поэма Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» тем и замечательна, что показывает реальную жизнь - многообразие крестьянских типов, два пути «средь мира дольного». И рядом с «дорогой торною», по которой «к соблазну жадная» идет толпа, есть и другой путь: Дорога честная, По ней идут Лишь души сильные, Любвеобильные, На бой, на труд За обойденного, За угнетенного. Н. А. Некрасов говорит о том, что Немало Русь уж выслала Сынов своих, отмеченных Печатью дара божьего, На честные пути, Немало их оплакала… В образе Григория Добросклонова, которому Судьба готовила Путь славный, имя громкое Народного заступника, Чахотку и Сибирь, мы явно узнаем черты соратника Некрасова - Николая Добролюбова. Григорий Добросклонов - поэт, вступивший на путь гражданского служения отечеству, твердо решивший, Кому отдаст всю жизнь свою И за кого умрет. Он, вскормленный хлебом пополам со слезами, воспитанный на заунывных песнях о горькой доле вахлачины, соединил в своей душе любовь к бедной матери с любовью к родине, сложив для нее Звуки лучезарные гимна благородного - Пел он воплощение счастия народного!.. Именно благодаря реальности и оптимистической окрашенности образа Григория Добросклонова воспринимаешь поэму Н. А. Некрасова не только как обвинительный акт государственного устройства того времени, но и как гимн мужеству и силе духа русского народа. Вслед за поэтом хочется повторить: Еще народу русскому Пределы не поставлены: Перед ним широкий путь.

«Я лиру посвятил народу своему» - эта строка из стихотворения «Элегия» может послужить эпиграфом ко всему творчеству Н.А. Некрасова. Одной из вершин воплощения темы народа в некрасовской поэзии стала поэма «Кому на Руси жить хорошо», представляющая собой широкое полотно крестьянской жизни, запечатлённой в целой галерее ярких, запоминающихся, психологически достоверных народных типов. Кто же составляет эту галерею? Для того, чтобы увидеть многоликость образов, созданных в поэме, обратимся к последовательному их анализу.

Начинается поэма «Кому на Руси жить хорошо» с пролога, в котором описывается спор о том, «кому живётся весело, вольготно на Руси?» Примечательны образы спорщиков. Это семь мужиков, семь «временнообязанных»

Подтянутой губернии,

Уезда Терпигорева,

Пустопорожней волости,

Из смежных деревень –

Заплатова, Дырявина,

Разутова, Знобишина,

Горелова, Неелова,

Неурожайка тож.

Названия деревень, откуда «сошлися» мужики, создают печальную панораму народной жизни, которая в дальнейшем детализируется в главе «Пьяная ночь», где появляется образ Якима Нагого.

Говорящая фамилия героя подчёркивает бедственное положение русского крестьянина.

Он до смерти работает,

До полусмерти пьёт.

Пагубное пристрастие русского народа к вину в поэме не выглядит порочным, а напротив, находит своё горькое оправдание:

Нет меры хмелю русскому,

А горе наше меряли?

Судьба Якима Нагого поистине печальна. Разорённый тяжбой с богатым купцом, он теряет своё последнее имущество во время пожара и до конца своих дней вынужден тянуть тяжёлую лямку рабского труда. Ежедневная работа пахаря накладывает свою неизгладимую печать на его облик:

Рука – кора древесная,

А волосы – песок.

Пример обездоленного существования Якима Нагого далеко не единичен. В главе «Счастливые» перед взором читателя проходит целая вереница крестьян, выслушав которых, странники восклицают:

Эй, счастие мужицкое!

Дырявое с заплатами,

Горбатое с мозолями,

Проваливай домой!

Отчаявшись найти счастливого среди мужиков, странники узнают о Матрёне Тимофеевне Корчагиной, которую в народе прозвали счастливицей.

Не всё между мужчинами

Отыскивать счастливого,

Пощупаем-ка баб.

Однако чаяния странников не оправдались. Из рассказа Матрёны Тимофеевны ясно, что её доля оказалась самой что ни на есть горькой. В главе «Крестьянка» есть много страшных свидетельств жестокости, грубого произвола и бесправия в отношении к крепостной женщине. Автор поэмы преклоняется перед мужеством Матрёны Тимофеевны, сумевшей пройти через все испытания и сохранить свою гордую осанку. Не рабское терпение, не покорность, а боль и гнев звучат в словах, которыми героиня заканчивает рассказ о своей жизни:

По мне обиды смертные

Прошли неотплачённые…

Неукротимость народного духа с особой силой выражена в образе Савелия – богатыря святорусского. Переживший 20 лет каторги за то, что живьём закопал в землю ненавистного всем управляющего, этот столетний старик не сломился и сохранил чувство внутренней свободы. Он с явной гордостью говорит: «Клеймёный, да не раб!»

Народ-богатырь, которому по плечу любые трудности и который свято хранит в своём сердце идеал свободной и счастливой жизни, - вот собирательный образ народа-труженика в поэме «Кому на Руси жить хорошо».

Завершая анализ центральных крестьянских образов поэмы, можно прийти к выводу, что глубокое знание жизни русского народа, его сильных и слабых сторон, его страданий и бедствий, его устремлений и чаяний, а также огромный художественный дар поэта позволили Н.А.Некрасову создать проникнутые неисчерпаемым оптимизмом и верой в великое будущее России строки:

Ты и забитая,

Ты и всесильная,

Матушка Русь!

Эти знаменитые слова в наши дни могут быть уподоблены живительному источнику, который способен возродить к жизни увядающее древо нашего национального духа, поддержать стойкость и мужество на очередном этапе суровых исторических испытаний.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Некрасов Н.А.

Многообразие крестьянских типов в поэме

Кому на Руси жить хорошо

Боровской А.Э., группа 11-12

Поэму Н.А. Некрасова “Кому на Руси жить хорошо” поистине можно назвать энциклопедией русской крестьянской жизни, а самого автора - поэтом крестьянской демократии, чьи произведения были посвящены проблемам жизни простого люда.

Весь народ, представленный в поэме, можно разделить на две большие категории. К первой относятся те крестьяне, которые протестует против своего положения, пытаются что-либо сделать и изменить в своей тяжелой жизни. Это своего рода “бунтари”. Ко второй группе относятся те, кто рабски предан своим господам, выполняют все их приказания, терпят все издевательства и гордятся таким положением. Они теряют всякое человеческое достоинство.

Поэма построена на сопоставлении жизни и мировосприятия различных крестьян. Проводя “семерых временнообязанных” крестьян практически через всю Русь, Некрасов показывает нам, как по-разному ведут себя люди, как они действуют или, наоборот, бездействуют, протестуют против существующих порядков или смиряются со своей участью. Автор показывает нам несколько основных типов крестьян, принадлежащих к какой-либо группе.

Некрасов создает образ Савелия, истинно русского богатыря, обладающего необычной силой, как физической, так и моральной. “Осьмнадцать лет” терпел он издевательства управляющего Фогеля, а потом кончилось его терпение -- закопали немца заживо в колодце. Автор наделил Савелия чертами героев народного эпоса, с его образом Некрасов связывает центральную проблемы поэмы -- поиск пути к счастью народному. Счастье Савелия заключается в его вольнолюбии, в том, что он воплощает в себе всю сложность и важность борьбы против угнетателей. Он не смиряется со своим положением раба.

К “борцам-активистам” относится также Яким Нагой - яркий представитель трудового народа, яростно выступающий против несправедливости по отношению к труженикам:

Работаешь один,

А чуть работа кончена,

Гляди, стоят три дольщика:

Бог, царь и господин!

Некрасов рисует Якима не темным крестьянином. Он видит в нем, прежде всего, человека, который осознает свое человеческое достоинство (вспомним, как Нагой защищает народную честь, произнося пламенную речь в защиту народа). Важное место в раскрытии образа занимает история с картинками, которая доказывает, что и для крестьянина “хлеб духовный - выше хлеба насущного”.

Важную роль в поэме играет образ Ермилы Гирина - “народного заступника”, который бьется за правду и добро; он честен и неподкупен и, встав на сторону народа во время восстания, попадает в острог.

В прекрасном женском образе Матрены Тимофеевны Некрасов показал всю тяжесть “долюшки женской”. Эта тема прослеживается во всем творчестве Некрасова, но нигде образ русской женщины не был описан с такой нежностью, любовью и участием.

Наряду с образами крестьян-борцов поэт рисует и тех, кто вызывает осуждение, - крестьян, которых испортила крепостническая система, их близость к помещикам и отдаленность от земли, от тяжелого крестьянского труда. Эти крестьяне являются лакеями в прямом и переносном смысле этого слова. Их образы рисуются сатирически, автор обличает подхалимство, прихлебательство, рабскую покорность и преданность барину.

Таков “примерный холоп” Яков, который безоговорочно подчиняется барину, но, осознав низость своего положения, прибегает к беспощадной мести - самоубийству на глазах своего хозяина; Ипат, который с удовольствием рассказывает о своих унижениях; шпион Егорка Шутов; староста Глеб, который из-за скупости предает восемь тысяч крестьян, лишая их законной свободы, а также множество других, вызывающих презрение и негодование.

Наряду с “народными заступниками” в поэме стоит и образ разночинца Гриши Добросклонова. Автор подчеркивает непосредственную близость героя к народу; он предстает как поэт-мечтатель, сочиняющий свои песни о горькой доле народа, обо всех его тяготах, но в то же время эти песни предназначены для самого народа. Последние строчки поэмы показывают то, что Некрасов действительно нашел счастливого человека, счастье которого заключается в борьбе за лучшую жизнь народа.

На протяжении поэмы перед нами предстают различные типы крестьян, и автор реалистически показывает нам расслоение и в среде крестьян. Но главное то, что через всю поэму проходит мысль, что спасение народа, его счастливое будущее находится в его собственных руках.

Некрасов поэма народный крестьянский

Размещено на http://www.allbest.ru/

Подобные документы

    В поэме "Кому на Руси жить хорошо" Н.А. Некрасов рассказал о судьбе крестьянства в России второй половины XIX века. Народность повествования, умение услышать голос народа, правдивость жизни - это не дает поэме стареть на протяжении многих десятков лет.

    сочинение , добавлен 12.09.2008

    Краткая биография Николая Алексеевича Некрасова (1821-1878), особенности изображения русского народа и народных заступников в его произведениях. Анализ отражения проблем русской жизни при помощи некрасовского идеала в поэме "Кому на Руси жить хорошо".

    реферат , добавлен 12.11.2010

    Некрасов – прежде всего народный поэт и не только потому, что он говорит о народе, но потому, что им говорил народ. Само название поэмы говорит нем о том, что в ней показана жизнь русского народа.

    топик , добавлен 02.12.2003

    Свобода как освобождённость от всех зависимостей. Сущность понятия "рабство", предпосылки возникновения. Характеристика поэмы Н. Некрасова "Кому на Руси жить хорошо". Рассмотрение особенностей реформы 1861 года, анализ проблем современного общества.

    презентация , добавлен 15.03.2013

    В обеих поэмах все же тема дороги является связующей, стержневой, но для Некрасова важны судьбы людей, связанных дорогой, а для Гоголя важна дорога, связывающая все в жизни. В "Кому на Руси жить хорошо, тема дороги является художественным приемом.

    реферат , добавлен 01.04.2004

    История и этапы создания самой известной поэмы Некрасова, ее основное содержание и образы. Определение жанра и композиции данного произведения, описание его главных героев, тематика. Оценка места и значения поэмы в российской и мировой литературе.

    презентация , добавлен 10.03.2014

    Поэма, в которой явилась вся Русь - вся Россия в разрезе, все ее пороки и недостатки. Мир помещичьей России в поэме Н.В. Гоголя "Мертвые души" и сатира на страшную помещичью Русь. Крепостническая Русь. Судьба Родины и народа в картинах русской жизни.

    реферат , добавлен 21.03.2008

    Евгений Онегин - реалистический роман, написанный в стихах, "энциклопедия русской жизни", описание столичного и провинциального дворянства 20 гг. XIX века: изображение быта, жизни, интересов дворянства, ироническая характеристика представителей общества.

    реферат , добавлен 08.12.2010

    "Чтоб жить честно". Начало творческого пути. Идейные искания Толстого в конце 50-х - 60-х годах. "Все переворотилось...". Толстой в 70-е годы. "Адвокат 100-миллионного земледельческого народа". Толстой в 80-90-е годы. Толстой - это целый мир.

    реферат , добавлен 26.01.2007

    Особенности жанра деревенской прозы в русской литературе. Жизнь и творчество великого русского писателя Ивана Сергеевича Тургенева. Оригинальность характера обычного мужика в рассказах писателя. Юридическая незащищенность крестьян в "Записках охотника".