Были ли трамвайные пути на патриарших прудах. Патриаршие пруды. На Патриарших прудах начинается действие романа «Мастер и Маргарита»

Если составить список вопросов, способных разделить современное российское общество на два непримиримых лагеря, абсолютно не способных к восприятию аргументов друг друга, то его не возглавят ни актуальнейший в последние четыре года вопрос принадлежности Крыма, ни пронафталиненные в вечности "Кто виноват?" и "Что делать?". Есть проблемы более глобального, практически, метафизического характера, а именно "Что случилось с группой Дятлова?" и "Ходил ли трамвай на Патриарших прудах?"

И если в случае дятловцев каждый исследователь волен предложить свою собственную версию трагедии, опровергнуть которую будет столь же трудно, как и доказать, то с булгаковским трамваем дела, на первый взгляд, обстоят проще, ибо существуют всего лишь два варианта: либо ходил, либо нет.

Я придерживаюсь второй версии, а именно, трамвай на Патриарших прудах не ходил никогда. В пользу этого говорит отстуствие каких-либо документов, подтверждающих наличие там трамвайных путей, а тем более пассажирских маршрутов.

Апологеты первой версии аппелируют к мемуарам свидетелей, которые помнят и трамвай и тот самый турникет, на котором катались в детстве, как на карусельке. Кое-кто даже прибег к методу биолокации и с помощью лозы обнаружил остатки рельсов и разрыв в ограде сквера, где раньше располагалась вертушка, о поручень которой Аннушка разбила литровую бутылку подсолнечного масла. Но даже они вынуждены признать, что пассажирского маршрута, проходившего по Малой Бронной никогда не существовало. Поэтому согласны на относительно секретную линию грузового трамвая (такие не отмечались в общедоступных справочниках и картах) вокруг пруда, в теплое время года использовавшуюся как отстойник для пассажирских вагонов.

Обозначим на карте красным цветом описанный в первом аргументе трамвайный маршрут

Синими точками - места, для которых найдены снимки интересующего нас периода

Кроме трамвая, важную роль в гибели Михаила Александровича играет турникет. Роковым стало желание обезопасить себя:

Осторожный Берлиоз, хоть и стоял безопасно, решил вернуться за рогатку, переложил руку на вертушке, сделал шаг назад. И тотчас рука его скользнула и сорвалась, нога неудержимо, как по льду, поехала по булыжнику, откосом сходящему к рельсам, другую ногу подбросило, и Берлиоза выбросило на рельсы.

У турникета обычно четыре поручня. Маслом мог быть испачкан только один из них. Проходя через вертушку, председатель МАССОЛИТа взялся рукой за чистый поручень и перешагнул через масляное пятно, а пятясь спиной, попал на масло и рукой и ногой. Получается, Воланд сыграл с Михаилом Александровичем в русскую рулетку, где шансов остаться в живых было, как минимум, три из четырех, но Берлиозу явно не повезло.

Где же могла располагаться злополучная вертушка? Невнимательный читатель, оказавшись на Патриарших, обычно, делает селфи на выходе из сквера и подписывает снимок: "на этом месте погиб Берлиоз". Но в тексте романа сказано:

Тотчас и подлетел этот трамвай, поворачивающий по новопроложенной линии с Ермолаевского на Бронную. Повернув и выйдя на прямую, он внезапно осветился изнутри электричеством, взвыл и наддал.

Т.е. поворот остался позади. Чаще всего в блогах исследователей приводится схема с сайта Сергея Литвинова

Выглядит логично. Дорожка вдоль пруда ведет к турникету. Однако, и здесь не могло быть вертушки. Еще раз обратимся к тексту:

− Хорошо, хорошо, − фальшиво-ласково говорил Берлиоз и, подмигнув расстроенному поэту, которому вовсе не улыбалась мысль караулить сумасшедшего немца, устремился к тому выходу с Патриарших, что находится на углу Бронной и Ермолаевского переулка......

Михаил Александрович так и попятился, но утешил себя тем соображением, что это глупое совпадение и что вообще сейчас об этом некогда размышлять.

− Турникет ищете, гражданин? − треснувшим тенором осведомился клетчатый тип, − сюда пожалуйте! Прямо, и выйдете куда надо. С вас бы за указание на четверть литра… поправиться… бывшему регенту! − кривляясь, субъект наотмашь снял жокейский свой картузик.

Берлиоз не стал слушать попрошайку и ломаку регента, подбежал к турникету и взялся за него рукой. Повернув его, он уже собирался шагнуть на рельсы, как в лицо ему брызнул красный и белый свет: загорелась в стеклянном ящике надпись "Берегись трамвая!".

Между крайней к выходу скамейкой и предполагаемым местом расположения вертушки метров 25-30. Коровьеву пришлось бы кричать, чтобы Берлиоз его услышал. Однако, он говорит" треснувшим тенором", т.е. не слишком громко, к тому же протягивает к председателю картуз. И тот даже пятится назад. Это могло случиться, если бы расстояние между героями не превышало 5-6 метров. Но ставить отдельный турникет в 10-15 метрах от уже имеющегося выхода нет резона.


Так что считаю вопрос о трамвае на Патриарших прудах закрытым до тех пор, пока сторонники его сущестования не предъявят вещественных доказательств, будь то фотографии, официальные документы или откопанные рельсы. Воспоминания тех, кого уж и в живых давно нет, вещдоками не считаются.

Откуда же эта убедительнейшая правдоподобность и детальность гибели Михаила Александровича? В 20-е годы, действительно, люди часто гибли под колесами трамваев.

К тому же, турникеты и трамвайные пути были на Прудах. Только не на Патриарших, а на Чистых, вдоль ограды которых и по сей день ходит легендарная "Аннушка".
Уверен, именно к этому месту относятся воспоминания старожилов о трамваях на Патриарших. Человеческая память вещь интересная, особенно, если речь идет о событиях, имевших место много десятилетий назад. Я тоже однажды растерялся, не обнаружив на яндекс-панораме у Патриарших прудов дома со зверюшкам и, будучи уверенным, что видел его там когда-то вживую. Ладно, мне можно, я не москвич)))
Зачем же Булгакову нужно было переносить трамвай с Чистых прудов на Патриаршие? С Патриарших прудов, выкопанных на месте Козьего болота, берет свое начало запрятанный в трубу ручей Черторый, вдоль русла которого, в основном, и проходит знаменитая погоня Ивана Бездомного за Воландом. К тому же роман написан так, что невозможно определить, когда именно происходит его действие. Московскому читателю 30-х годов роман показался бы злободневным, однако упоминание "новопроложенных" трамвайных путей по Ермолаевскому и Малой Бронной давало отсечку: время событий, описываемых в "Мастере и Маргарите" еще не наступило. Знак для тех, кто вдруг уверовал бы в реальное пришествие Воланда и поездку кота в трамвае с билетом в лапе.

Еще раз внимательно рассмотрим снимок, сделанный Александром Родченко в 1932 году на Чистопрудном бульваре, напротив дома 3а, строение 7. Здесь есть все, что мы ищем: рельсы, трамвай, турникет, светящаяся надпись "Берегись трамвая", булыжная мостовая.

P.S. Интересно, что держит в левой руке эта женщина в платке и фартуке?

P.P.S. Уж не бутылку ли с растительным маслом?

Знаменитый маршрут трамвая возле Патриарших прудов (для непосвящённых, речь идёт о романе М.А.Булгакова "Мастер и Маргарита" и трамвае, который отрезал М.А.Берлиозу голову в главе 3 "Седьмое доказательство") намеренно выдуман самим М.А.Булгаковым, что и вполне очевидно вытекает из рассуждений о нём авторитетных специалистов от филологии. И это вполне укладывается в систему взаимоотношений между писателем и его читательской паствой. Весь закатный роман напичкан автором ложными логическими тупиками, чтобы вносить в мысли особо подготовленных энциклопедистов-цензоров путаницу.
Вот и в эпизоде с гипотетическим трамвайным маршрутом (на физическом месте которого, особо одарённые читатели разве что не делали археологические раскопки) М.А.Булгаков, вставив в текст романа некий сомнительный (мистический) трамвай, вынуждает своих читателей спорить до умопомрачения, копаясь в архивах московского транспорта, не замечая крамолы содержания...
Я бы даже не удивился, если бы вдруг всплыл в биографии М.А.Булгакова факт того, что он лично уничтожал доступные ему реальные документы о том трамвайном маршруте, который просуществовал в Москве возле Патриарших прудов короткий период времени.
Возможно и Патриаршие пруды были избраны Булгаковым объектом для своего произведения из-за наличия такового мало известного в действительности маршрута?..
Впрочем, это только моё предположение.
В реальности, конечно М.А.Булгаков выдумал всю эту историю с трамваем для сокрытия подготовленного и организованного Воландом-Сталиным убийства, которое и будет позже установлено в романе в результате следствия. Только вот это официальное утверждение из Эпилога романа "Мастера и Маргарита" большинство читателей не любит или не хочет замечать.
Между тем, сам Булгаков подчёркивает, что во время тех событий были и убитые, в том числе "О двух можно сказать точно: о Берлиозе и об этом злосчастном служащем в Бюро по ознакомлению иностранцев с достопримечательностями Москвы, бывшем бароне Майгеле...". Это значит, что Воланд-Сталин вершит свой "справедливый суд" уголовным путём, а не более подходящим сатане способом, привлекая для этого силы мистической неотвратимой фатальной случайности...
Ещё.
Почему-то читатели не видят противоречия во фразе "Осторожный Берлиоз хоть и стоял безопасно, решил вернуться за рогатку, переложил руку на вертушке, сделал шаг назад...", - после которой и попадает литератор под трамвай.
Если Берлиоз стоял безопасно, то кто его толкнул под колёса, ведь он отступает назад, а не вперёд?..
Инерция движения должна его спасти, а не убить!
Значит в его смерти нет случайности, а очевидно есть конкретный виновник! И автор словом "наотмашь" указывает читателям его, потому что характерным выражением русского языка наотмашь бьют, а не снимают головной убор!
Вообще весь эпизод с трамвайным происшествием характеризуется массой специальных противоречивых событий и выражений, о которых я высказался очень подробно в своём обширном исследовании, посвящённом закатному роману.

Как давали названия московским улицам

На этом месте было Козье болото: рядом с ним был Козий двор, с которого отправляли шерсть к царскому и патриаршему дворам. Места эти в городе пользовались дурной славой: следы грабежей и убийств терялись в трясине.

В начале XVII века здесь устроили резиденцию Патриарха Гермогена, а на месте болота появилась Патриаршая Слобода. В 1683-1684 годах по приказу Патриарха Иоакима вырыли 3 пруда для разведения рыбы к патриаршему столу. Подобные рыбные садки были и в других частях Москвы: на Пресне разводили дорогие сорта рыбы, а на Козьем болоте - для ежедневных нужд. Память об этом осталась в названии Трехпрудного переулка.

После отмены патриаршества пруды забросили, и они заболотились. А в начале XIX века пруды зарыли - оставили только декоративный Большой Патриарший пруд. Вокруг него устроили сквер. В 1924 году Патриарший пруд и Патриаршие переулки переименовали в Пионерские. Но пруд все равно называли Патриаршим.

На Патриарших прудах начинается действие романа «Мастер и Маргарита».

Здесь Берлиоз попадает под трамвай, который поворачивал с Ермолаевского на Бронную. Долгое время этот факт считали выдумкой, потому что ближайший трамвайный путь был на Садовой улице. Но булгаковеды выяснили, что вдоль Патриарших прудов шел дополнительный путь, который изредка все же использовали. Теперь рядом с предполагаемым местом встречи Берлиоза и Бездомного с Воландом стоит знак «Запрещено разговаривать с незнакомцами».

С XIX века на Патриарших прудах летом устраивают концерты, а зимой заливают бесплатный каток. Кататься на коньках сюда водил дочерей Лев Толстой. Вошел этот каток и в кино: здесь снимали одну из сцен фильма «Покровские ворота». В 1938 году на пруду построили деревянный павильон. Сначала его использовали как раздевалку на катке, а в 1983-1985 павильон перестроили в камне, и теперь там ресторан.

Говорят, что... ...раньше на Патриках пасли скот. Но иногда появлялся черный козел, после визита которого начинался падеж скота. Прогнать его удавалось только святым крестом. Тогда местные жители попросили помощи у патриарха: он окропил это место святой водой, и козел больше не появлялся.

Патриаршие пруды в "Мастере и Маргарите" оказываются непосредственно связаны с Воландом. Совсем неподалеку отсюда располагагается квартира Степы Лиходеева, где он поселился, театр Варьете, где он давал представление... Если задуматься, то большая часть пребывания Воланда в столице проходит именно здесь…

И, разумеется, имеено в сквере на Патриарших прудах Воланд впервые появляется на страницах "Мастера и Маргариты". Попытаемся реконструировать "на местности" события того памятного вечера. Итак,



Однажды весною, в час небывало жаркого заката, в Москве, на Патриарших прудах, появились два гражданина. ... Попав в тень чуть зеленеющих лип, писатели первым долгом бросились к пестро раскрашенной будочке с надписью «Пиво и воды».

Здесь встает вопрос 1: откуда эти два гражданина появились?

Михаил Александрович Берлиоз был председателем Массолита. Работал он в Доме Грибоедова, совсем неподалеку от Патриарших - большинство исследователей считают прообразом Дома Грибоедова, где размещался Массолит, Дом Герцена, расположенный по адресу Тверской Бульвар, 25. Логично предположить, что на Патриаршие Берлиоз пришел после работы - передохнуть перед вечерним заседанием и, заодно, прочитать лекцию незадачливому поэту. От Дома Генцена пройти туда можно либо через Малый Козихинский переулок, либо через Малую Бронную - что одна, что вторая улица приведет к восточному углу пруда.

Возможные пешие маршруты от Массолита до Патриарших.

Получается, что Берлиоз и Иванушка вошли в сквер на Патриарших вот через этот вход.

Где-то здесь располагалась и будочка "Пиво и воды".

Позволю себе небольшое пояснение о позднем времени начала заседания - по сегодняшним меркам заседание, назначенное на 22.00 - это перебор. Но в сталинские времена это было вполне в порядке вещей. Сталин работал до трех-четырех часов утра, и крупные госучреждения волей-неволей приучились бодрствовать вместе с ним: в ожидании возможного вызова к Самому не смыкали глаз министры; чтобы время не пропадало даром, они выдергивали на рабочее место своих заместителей; те в свою очередь - собственных подчиненных, и эта цепочка тянулась все дальше и дальше.

Отсидев на рабочем месте первую половину рабочего дня, вечером служащие на несколько часов расходились по домам - вздремнуть перед второй, ночной, частью. И в десять вечера вновь загорались окна крупных учреждений, к которым относился и Булгаковский Массолит.

Итак, со входом мы разобрались. Теперь вопрос №2: в какую сторону пошли Берлиоз и Иванушка - прямо или налево? Булгаков отвечает на этот вопрос достаточно однозначно:

Не только у будочки, но и во всей аллее, параллельной Малой Бронной улице, не оказалось ни одного человека. ... Пройдя мимо скамьи, на которой помещались редактор и поэт, иностранец покосился на них, остановился и вдруг уселся на соседней скамейке, в двух шагах от приятелей.
...
- Разрешите мне присесть? - вежливо попросил иностранец, и приятели как-то невольно раздвинулись; иностранец ловко уселся между ними и тотчас вступил в разговор.

Итак, Иванушка с Берлиозом обосновались где-то на аллее, параллельной Малой Бронной.

Никакого точного указания на конкретную скамейку в "Мастере и Маргарите" нет. Однако в доме № 32 по Малой Бронной жили друзья Булгакова, а зная любовь склонность писателя привязывать вымышленные реалии своих произведений к каким-либо значимым объектам из настоящего мира, некоторые исследователи располагают "ту самую скамейку Воланда" напротив их подъезда.

Скамейка Воланда.

Она же с другого ракурса.

Третий вопрос, который обычно занимает любителей Булгакова: куда бежал Берлиоз "звякнуть по телефону"? На это Булгаков также указывает достаточно прямо:

Берлиоз... устремился к тому выходу с Патриарших, что находится на углу Бронной и Ермолаевского переулка. ... Тотчас и подлетел этот трамвай, поворачивающий по новопроложенной линии с Ермолаевского на Бронную. Повернув и выйдя на прямую, он внезапно осветился изнутри электричеством, взвыл и наддал.

Итак, Берлиоз бежит вперед по аллее, параллельной Малой Бронной в сторону Ермолаевского переулка.

Вот он, выход с Патриарших на углу Ермолаевского переулка и Малой Бронной.

Вот он, поворот.

Но "выйти на прямую и наддать" здесь трамваю негде. В связи с этим некоторые исследователи предоплагают, что в ограде Патриарших был разрыв прямо напротив перпендикулярной Малой Бронной аллеи. Именно здесь и располагался злополучный турникет.

Место предполагаемого выхода на схеме...

Москва тесно связана с творчеством Михаила Булгакова. Дома, парки и улицы, вошедшие в гениальные сюжеты «Мастера и Маргариты» и «Собачьего сердца» - портал «ЗаграNица» узнал, где в Белокаменной можно прогуляться по булгаковским местам

1

Патриаршие пруды

С них, собственно, и начинается роман о Мастере и Маргарите: «Однажды весною, в час небывало жаркого заката, в Москве, на Патриарших прудах, появились два гражданина…». Живописное место пролога стало гибельным для Берлиоза, упавшего под трамвай.

Самих трамвайных путей в описанном месте на Патриарших никогда не было - это чистой воды вымысел. А вот пруды были! Еще в XVII веке на Козьем болоте существовало три водоема, но спустя 200 лет два из них засыпали. Уцелевший водоем, символично описанный в романе Булгаковым, хранит свое коллегиальное название до наших дней.


Фото: strana.ru
Фото: kinopoisk.ru
Фото: kinopoisk.ru 2

Трамвайный маршрут «Аннушка»

Доехать до Чистых прудов от Калужской площади можно было трамваем «Аннушка». Романтическое название маршруту, проходившему по Бульварному кольцу («Кольцо А»), дали сами москвичи - в честь того самого трамвая и той самой Аннушки, которая разлила на рельсах масло.

Сегодня маршрут уже изменен, но название его незыблемо. В честь событий «Мастера и Маргариты» организовали единственный в Москве трамвай-ресторан, который легко заметит каждый, кто отправится на прогулку к Патриаршим.


Фото: Victor Polyakov

Московский театр сатиры

Прототипом варьете в романе «Мастера и Маргарита» стал столичный Театр сатиры, расположенный на Триумфальной площади, 2. Действительно - почему бы великолепному сеансу черной магии, продемонстрированному Воландом, и великому разоблачению зрителей не случиться именно на этих подмостках?

В помещении театра, расположенном недалеко от «нехорошей квартиры», до 1926 года находился цирк Никитиных, а с 1926 по 1936 год - мюзик‑холл. Само здание было построено по проекту архитектора Нилуса задолго до событий в романе. Здесь же рядом находится и сад «Аквариум» - тот самый, где Варенуха встречался с Азазелло и Бегемотом.


Фото: северная-линия.рф
Фото: biletleader.ru 4

Спасо-Хаус

К описанию «весеннего бала новолуния» в «Мастере...» Булгакова вдохновило одно грандиозное событие - роскошный прием по случаю московского «Весеннего фестиваля» в 1935 году, на котором присутствовало около 400 приглашенных гостей. Мероприятие происходило в здании Спасо-Хауса, расположенном на Спасопесковской площади, 10, в бывшем особняке Второва, а нынче американском посольстве. У этого памятника архитектуры, построенного в 1915 году на месте старинной усадьбы, очень таинственная история. С 1946 по 1952 год здесь висел деревянный герб США с подслушивающим устройством! Теперь регалия находится в Музее шпионажа ЦРУ.


Фото: wikimedia.org
Фото: dominterier.ru
Фото: Ragulin Vitaly 5

«Дом Мастера»

Легендарный дом в Мансуровском переулке, 9 знает каждый почитатель творчества Булгакова: именно в нем обитал Мастер! «Маленькие оконца над самым тротуарчиком, ведущим от калитки. Напротив, в четырех шагах, под забором, сирень, липа и клен…». Во время работы над романом Михаил Афанасьевич часто приходил в гости к живущему здесь артисту Топленину - своему другу. Вот дом и попал в произведение. К слову, звезде Малого театра была дарована честь первого чтения «Мастера и Маргариты». И роман был восхвален.


Фото: stasyakalita.livejournal.com 6

«Нехорошая квартира»: Государственный музей М. А. Булгакова

«Нехорошая квартира» в доме 10 по Большой Садовой улице - образ собирательный. На самом деле она списана с двух реально существующих квартир: №34 и №50, - с жителями которых обитающие здесь Булгаков и его жена, мягко говоря, не дружили («Я положительно не знаю, что делать со сволочью, что населяет эту квартиру…»).

Внутренний интерьер «квартирки №50» позаимствован у фешенебельного дома №13 на Пречистенке, где в свое время проживал родственник легендарного ювелира Фаберже и куда был вхож Булгаков.

Дом на Большой Садовой, 10 был построен архитектором Милковым в 1903 году для Ильи Пигина, владельца табачной фабрики «Дукат». О легендарных событиях тех лет напоминает мемориальная доска, прикрепленная к стене дома. Сегодня здесь расположен просветительский центр и музей Булгакова.

Фото: moscowwalks.ru Фото: in-moskow.livejournal.com

«Калабуховский дом»

Булгаковские места в Москве - это также особняк Маргариты на Остоженке, «подвал Мастера» (Дом Пашкова), Дом Грибоедова, гастроном на Арбате, Торгсин, Брюсов переулок, Александровский сад, отель «Метрополь», Дорогомиловское кладбище…

В списке уникального архитектурного антуража следует отметить еще один дом - №24, расположенный на Пречистенке. Прототип «калабуховского дома» из легендарного «Собачьего сердца» имеет непосредственное отношение к биографии писателя. Здесь в свое время жил его дядя - Николай Михайлович Покровский, известный московский гинеколог, у которого чета Булгаковых останавливалась.


Фото: moscowwalks.ru