В. М. Шукшин. Обзор жизни и творчества писателя. Произвольный анализ рассказов: «Срезал», «Микроскоп» и др. Изображение национального характера в рассказах В. Шукшина (по рассказам «Мастер», «Микроскоп», «Дядя Ермолай») В чем художественное своеобразие ра

На уроке мы познакомимся с рассказом Василия Макаровича Шукшина «Микроскоп» (рис. 1).

Рис. 1. В.М. Шукшин

Рассказы В.М. Шукшина написаны народным языком. За основу языка автор берет устное народное творчество (рис. 2).

Рис. 2. Слова В.М. Шукшина о народном творчестве

В произведении мы познакомимся с характерным героем рассказов Шукшина - «чудиком».

«Чудик» - человек с виду странный, не похожий на других, но обладающий доброй душой, тянущейся к прекрасному, к знаниям, искусству, и поэтому чуждый и непонятный обывателю. В.М. Шукшин в интервью газетам «Труд» и «Советская культура» говорил (рис. 3):

Рис. 3. Слова из интервью В. Шукшина

В рассказе перед нами предстает обычная семья. Глава семьи, столяр Андрей Ерин, -скорее ремесленник, чем мастер. Его работа не вызывает у него интереса, он работает так, чтобы получить зарплату. Имеет трех детей, жена не работает. Денег маловато, но на водку Ерин средств не жалеет. В его жизни нет увлечений.

Старший сын, пятиклассник, часто вслух учил уроки. Однажды, услышав от него про микробов, Ерин заинтересовался и очень захотел купить себе микроскоп (рис. 4):

Рис. 4. Отрывок из рассказа

Сто двадцать рублей в те времена были серьезной суммой, реакция жены была соответствующей (рис. 5):

Рис. 5. Отрывок из рассказа

Читатель не подозревает, что деньги потрачены на идею, которая в голове Андрея Ерина зрела давно. У каждого из героев свое мнение, своя правда. Мнение жены (рис. 6):

Рис. 6. Правда жены

Понять жену можно, но жизнь Ерина меняется с появлением микроскопа. Его образование закончилось в седьмом классе школы, в жизни он ни на что не мог рассчитывать, кроме неинтересной работы. В нем просыпается интерес исследователя (рис. 7):

Рис. 7. Отрывок из рассказа

Этот свет от появления радости в его жизни (рис. 8):

Рис. 8. Отрывок из рассказа

Читатель наблюдает за диалогом (рис. 9):

Рис. 9. Отрывок из рассказа

Жизнь Андрея Ерина изменилась: вернулся интерес. После того как в доме появился микроскоп, возникла увлеченность, то, что потерял герой рассказа в своей работе (рис. 10):

Рис. 10. Отрывок из рассказа

В его жизни появляются эмоции, появляется уважение окружающих. Деревенский народ воспринимает его как ученого (рис. 11):

Рис. 11. Отрывок из рассказа

Все рушится, когда жена узнает, что микроскоп - это не премия, а деньги, снятые со сберегательной книжки.

Для героя рассказ заканчивается почти трагично (рис. 12):

Рис. 12. Отрывок из рассказа

На страницах рассказов В.М. Шукшина продолжает жить его любимый герой - чудик. Человек с необычными мыслями, увлечениями, своим восприятием мира, странный и непонятный окружающим.

Список литературы

1. Меркин Г.С. Литература. 8 класс. Учебник в 2 частях - 9-е изд. - М.: 2013., Ч. 1 - 384 с., Ч. 2 - 384 с.

2. Курдюмова Т.Ф. и др. Литература. 8 класс. Учебник-хрестоматия в 2 частях Ч. 1 - 12-е изд., 2011, 272 с.; Ч. 2 - 11-е изд. 2010, 224 с.

3. Коровина В.Я. и др. Литература. 8 класс. Учебник в 2 частях - 8-е изд. - М.: Просвещение, 2009. Ч. 1 - 399 с.; Ч. 2 - 399 с.

4. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. Литература. 8 класс. Дом без стен. В 2 частях. - М.: 2011. Ч. 1 - 286 с.; Ч. 2 - 222 с.

2. Интернет портал «ИнфоУрок» ()

3. Интернет портал «Русская историческая библиотека» ()

Домашнее задание

1. Какой язык характерен для рассказов В.М. Шукшина?

2. Какова тема рассказа «Микроскоп»?

3. Что вы можете сказать о характере главного героя?

Данные об авторе

Меркурьева Светлана Викторовна

Саратовская область

Характеристики урока (занятия)

Уровень образования:

Среднее профессиональное образование

Целевая аудитория:

Учитель (преподаватель)

Класс(ы):

Класс(ы):

Класс(ы):

Класс(ы):

Класс(ы):

Класс(ы):

Предмет(ы):

Литература

Предмет(ы):

Русский язык

Цель урока:

Ι. Проверка дом. задания. ΙΙ. Слово учителя о В.Шукшине. Работа с портретом. ΙΙΙ. Обсуждение прочитанного рассказа «Срезал». IV. Анализ рассказа В. Шукшина «Микроскоп».

Тип урока:

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Краткое описание:

Цели: показать своеобразие творчества писателя; познакомить учащихся с многогранной личностью В. Шукши¬на, закрепить умение давать сравнительную характеристику и видеть ав¬торскую позицию; проанализировать его рассказы «Срезал», «Микроскоп»

Василий Макарович Шукшин(1929 - 1974 г.г.)

Особенности героев Шукшина

Цели: показать своеобразие творчества писателя; познакомить учащихся с многогранной личностью В. Шукши-на, закрепить умение давать сравнительную характеристику и видеть ав-торскую позицию; проанализировать его рассказы «Срезал», «Микроскоп»

Оборудование: Портрет В.М. Шукшина. Слайды (Презентация биографии)

Ход урока.

Ι. Проверка дом. задания.

(Биографияписателя, подготовленная учениками).

ΙΙ. Слово учителя о В.Шукшине. Работа с портретом.

Наверное, вам уже приходилось слышать имя Василия Макаровича Шукшина, смотреть фильмы, в которых он участвовал как актёр и режис-сер. Сегодня вам предстоит познакомиться с Шукшиным - писателем, мас-тером короткого рассказа.

- Рассмотрите фотографию Шукшина. Ответьте на вопросы.

- Как вам кажется, откуда родом этот человек?

- Много ли ему довелось пережить в жизни, много ли препятст-вий пришлось преодолеть?

- Как вы думаете, какой характер скрывается за этой внешно-стью?

- Каких рассказов вы ждёте от него?

В.М. Шукшин ушел из жизни рано, в 45 лет, но оставил богатое творческое наследие. Он был писателем, сценаристом, режиссером, актером. Фильмы с его участием «Ваш сын и брат», «Калина красная», «Странные люди», «Печки-лавочки», созданные более 30 лет тому назад, идут и сегодня на экране, вызывая интерес зрителей.

Главная тема его творчества - судьба простого, русского, деревенского жителя. В небольших рассказах, очень емких по содержанию, он изображает простых людей из народа, с их неустроенным бытом, заботами и тревогами, немногочудаковатых.

Словарная работа: «Чудик» - человек странный с виду, не похожий на других, но обладающий доброй душой, тянущейся к прекрасному, к зна-ниям, искусству и потому чуждый и непонятный обывателю.

Мне бы только правду рассказать о жизни...

Не было бы добрых людей.

Жизнь давно бы остановилась...

В. Шукшин.

Искусство должно учить добру. Шукшин в способности чистого человеческого сердца к добру видел самое дорогое богатство. «Если мы чем-нибудь сильны и по-настоящему умны, так это в добром поступке», - говорил он. С этим жил, в это верил В.М. Шукшин.

ΙΙΙ. Обсуждение прочитанного рассказа «Срезал».

Какое событие встревожило жителей новой деревни?

Почему Глеба Капустина можно назвать местной «знаменитостью»?

На что надеялись мужики, направляясь вместе с Глебом к дому старухи Агафьи Журавлевой?

Как встретили гостей в доме бабки Агафьи?

С чего начал Глеб «атаку» на кандидата?

Из каких областей человеческих знаний задавал Глеб Капустин свои вопросы? (Философия, физика, филология, астрономия.)

Глеб Капустин проявил некоторые познания в области философии, когда ставил вопрос о том, что первично -дух или материя; не дождавшись ответа, он тут же перешел к другому вопросу:что такое невесомость; затем попросил кандидата филологических наук определить свое отношение к проблеме шаманизма в отдельных районах Севера и в заключение выразил предположение, что Луна - дело рук разумной цивилизации.

Как отнесся к вопросам Глеба Константин Иванович? Почему он не торопился с ответом? (Константин Иванович, как человек воспитанный и интеллигентный, пытался парировать, но, видя напор гостя, позвал на помощь жену.)

Многие вопросы Глеба звучали риторически: не дождавшись ответа, он сам отвечал на поставленный вопрос. Но у окружающих создалось мнение, что «кандидаты» не могут дать ответ, а следовательно, дать отпор Глебу. Преимущество явно было на его стороне. Это и называлось у мужиков «срезать», т.е. показать собственное превосходство и несостоятельность оппонента.

Что хотел доказать Глеб подобным отношением к людям, приезжавшим в деревню из города, достигшим определенного отношения? (Глебу казалось, что люди, стоявшие выше его на социальной лестнице, его презирают, не уважают,и чтобы возвысить себя, он устраивал для односельчан такие «спектакли».)

Действительно ли Глеб «срезал» кандидата филологических наук? На чьей стороне были мужики? Кем восхищались? Кого жалели?

Действительно, в поведении Глеба много нарочитой грубости, нетактичности. Это особенно заметно, когда он начинает поучать ученого, обвинять его в том, что не имело место. Мужикам даже становится неловко за поведение Глеба. Но Глеб их восхищал. «Хоть любви, положим, тут не было. Нет, любви не было. Глеб жесток, а жестокость никто, никогда, не любил еще».

Как вы думаете, в чем причина жестокости Глеба к «знаменитым» людям? Почему ему так хотелось их «щелкнуть по носу»?(СамГлеб многого не смог добиться в жизни - он работал на пилораме.)

Человек достаточно начитанный, имеющий некоторые знания, он пытался компенсировать отсутствие образования тем, что «поучал» других людей, искал возможности их унизить.

IV . Анализ рассказа В. Шукшина «Микроскоп».

Сам Шукшин говорил об искусстве рассказа: «Вот рассказы, какими они должны быть:

1). Рассказ - судьба.

2). Рассказ - характер.

3). Рассказ — исповедь. Самое мелкое, что может быть, это рассказ - анекдот».

- Как вы думаете, к какому типу рассказов относится «Микро-скоп»?

- Каков сюжет рассказа?

(Для Шукшина сюжет - это характер персонажа. «Будет одна и та же ситуация, но будут действовать два разных человека, будет два разных рассказа - один про одно, другой совсем-совсем про другое», - говорил он).

- Что вы можете сказать о характере главного героя?

(С одной стороны, увлеченность неведомой стороной жизни, азарт любознательности; с другой - страх пред женой.)

- Кто прав, по-вашему, в конфликте героя с женой? А на чьей сто-роне ваши симпатии? Почему?

(Сочувствие вызывает герой рассказа, стремяшийся к знаниям, озабо-ченный борьбой с микробами и вопросом о продлении человеческой жиз-ни. Но по-своему права и Зоя: нельзя ребятишек лишать самого необходи-мого из-за причуд отца.)

- Как вы понимаете последний диалог Андрея Ерина с сыном:

- Понимаю: она продаст его.

- Продаст. Да... Шубки надо. Ну ладно - шубки, ладно. Ничего... На-до, конечно...

(В коней концов Андрей понимает правоту своей жены Зои.) Не менее важна для писателя речь персонажей. Большую часть его рассказов занимает диалог.

Задание:. Прочитать диалог Андрея с Сергеем Куликовым, который «под хмельком» забрёл и к Сергею от нечего делать, заодно «микробов по-смотреть».

- Как в диалоге проявляются особенности характеров героев?

(Здесь автор показывает и невежество, и самоунижение, и душевную пустоту, и нравственную глухоту Сергея. В сравнении с его обыденностью и приземленностью ярче выступает фанатическая увлечённость Андрея. Тяга к знаниям вызывает уважение. )

Язык шукшинских персонажей изобилует просторечными выраже-ниями. Герои говорят так, как разговаривают в жизни простые деревенские люди.

Задание: найдите в тексте просторечные слова. В рассказе немало смешного. Приведите примеры.

- Что скрывает Шукшин — писатель за юмором? Как он относится к людям и жизни в целом?

(За юмором, который у писателя подчёркнут грустью, скрывается лю-бовь к человеку, неприятности всего, что уродует нашу жизнь, и утвержде-ние высоких норм нравственности, человеческого достоинства .)

V . Итог урока.

- Почему героя рассказа Андрея Ерина можно отнести к «чуди-кам»?

Герои Шукшина - люди из народа. Он показывает их такими, какими они были. Задиристыми, смешными, со всеми их слабостями и недостатками. Нужно было обладать огромным талантом, чтобы с любовью и уважением рассказать о своих земляках простую, строгую правду. И правда эта стала фактом искусства.В его героях поражает непосредственность действий, импульсивность, естественность. У них обостренная реакция на унижение человека человеком. И эта реакция принимает различные формы, ведет к самым неожиданным результатам.

Для рядового гражданина нашей страны Василий Макарович Шукшин, прежде всего0 актер и режиссер. Но речь в нашей статье пойдет не о его кинематографических, а о литературных свершениях. В центре нашего внимания рассказ, который написал Шукшин, - «Микроскоп».

Потеря 120 рублей

Начинается все с того, что главный герой - Андрей Ерин - решается. Правда, на что именно, не совсем ясно, так как первые строки рассказа повествуют о семейной ссоре. Герой приходит домой и говорит жене, что потерял 120 рублей (приличные деньги по тем временам). Она хватается за сковородку, он - за подушку. Сцена выяснения супружеских отношений, с одной стороны, смешная, с другой - трагичная.

Самое интересное то, что В. М. Шукшин («Микроскоп») воспроизводит в своем рассказе некоторый архетип семейной ссоры в России. Даже сейчас, когда мы думаем о живописном брачном выяснении отношений, на ум приходит сковородка как орудие в руках жены.

Далее продолжаем. И вот они бегали друг за другом, пока жена не попала Андрею по голове. Потом было решено, что наш герой отработает полтора месяца без выходных и тем самым залатает семейный бюджет. Конечно, он трудится на заводе, а где же еще?

Микроскоп

В один из дней Андрей приносит домой микроскоп, вернее, коробку с ним, говорит, что ему дали на заводе премию за ударный труд. Жена посетовала: «Жаль, что не пылесос». Отныне и вовеки приспособление для научных поисков становится центром притяжения всей семьи. Даже супругу разбирает любопытство: что они (отец и сын) высматривают в этой штуковине?

Что преподносит читателю В. М. Шукшин? «Микроскоп» - фантастически-реалистическое сочинение, которое правдиво описывает характеры людей.

Бактерии атакуют!

Ерин-старший все вечера напролет смотрел в микроскоп и видел там бактерий в большом количестве. Он исследовал все, что только можно: обычную и дождевую воду, уличную грязь и даже кровь. Его «научные» изыскания позволили сделать вывод: бактерии везде! И ученые скрывают от людей страшную тайну: бактерии не позволяют жить человеку положенные ему 160 лет.

Нежданно-негаданно в доме появляется сослуживец Андрея - Серега. Он пьян в стельку, громко кричит на всю избу, что тоже желает смотреть на микробы. Слава Андрея как ученого разнеслась по всему селу. Жене приятно, что ее Ерин становится популярным человеком. Но тут она говорит о своем сожалении, что премии на заводе выдаются исключительно микроскопами, а не пылесосами. Сергей, которого не успел предупредить Андрей, сделал большие глаза и спросил: «Какие премии?». Жена все поняла, но решила вкратце пересказать коллеге мужа историю Андрея.

Конечно, был скандал. Друзья ушли пить. Промотали они 20 рублей - Андрей явился домой только к обеду следующего дня. Жена поехала сдавать микроскоп в комиссионку. Аппарата, естественно, уже дома не будет, зато у детей появятся новые шубки к зиме.

Что хотел показать нам В. М. Шукшин? «Микроскоп», краткое содержание которого вызывает лишь улыбку, неожиданно заканчивается на моральной ноте. Герой говорит своему сыну, чтобы он учился. Будучи грамотным, он сможет прожить более содержательную жизнь, чем его отец.

Правдива ли история, рассказанная В. М. Шукшиным?

Кто-то, прочитав «Микроскоп» (рассказ Шукшина), скажет, что это фантастика, и таких работников завода не бывает. Боимся разочаровать читателя, но такие люди существуют. Представьте, что человек волею судьбы стал тем, кем он является. Все равно кем - работником завода или машинистом поезда, но духовное начало его живо и требует какой-то пищи для своего бытия. Подобным образом и возникает такой вот чудак с микроскопом или машинист, увлекающийся книгами по истории России.

Философы-экзистенциалисты говорят, что человек может все, в том числе и преодолеть силу обстоятельств. К сожалению, это, как правило, весьма затруднительно. Особенно тогда, когда у человека появляется желание жить своей жизнью в уже зрелом возрасте. У некоторых людей самосознание созревает достаточно поздно. Человек хочет жить, духовное стремление бунтует и требует выхода, а у него уже жена, дети - полный комплект. Поэтому он ищет спасения в вине, но не находит.

В. М. Шукшин («Микроскоп», содержание которого было нами рассмотрено чуть раньше) заставляет нас анализировать моральную сторону рассказа. Не зря писатель решил рассказать о рядовом человеке. Он старался показать, с одной стороны, комичность положения такого героя, а с другой - трагичность. Нет ничего смешного в сломанной судьбе и разбитых мечтах. Шукшин не прихоти ради избирает такого героя, он старается обратить внимание читателя на обычного, рядового, ничем не примечательного человека для того, чтобы напомнить нам афоризм И. В. Гете: «Каждый человек - это целый мир, который с ним рождается и с ним умирает. Под каждой могильной плитой лежит всемирная история».

Дополняя классика, хотелось бы сказать, что человек - это действительно целый мир, но внутри у него трагедия неосуществленных желаний и стремлений. Именно поэтому жизнь в основном печальна, а совсем не потому, что в ней присутствует смерть.

Полный вариант рассказа, который написал Шукшин («Микроскоп»), рекомендуется к прочтению и взрослым, и школьникам. Тем более что он небольшой. Его можно осилить минут за десять.

«Шукшин Василий Макарович» - Было очень интересно и познавательно, мы узнали много о быте и жизни семьи Шукшина. В 1954 году поступает на режиссерское отделение Всероссийского института кинематографии, который заканчивает в 1960. Первым местом работы Василия Шукшина стал трест «Союзпроммеханизация», который относился к московской конторе.

«Жизнь Шукшина» - Вот взбегу я на холм поднебесный И, присвеченный радостью дня, Вскрикну: -Люди! У озера. Мария Сергеевна Шукшина с трехлетним Васей. Пришел солдат с фронта. Годы службы балтийский флот (1949-1953). Годы учебы во ВГИКе. Василию Шукшину 16 лет. Край сибирский. Дом, где прошли детские и юношеские годы В.М. Шукшина.

«Произведения Шукшина» - Гипотеза. Актуальность. Заключение. Содержание работы: Глава первая: «Способы и приемы номинации в творчестве Шукшина В.М.». Структура работы: Гипотеза не является противоречивой и доказуема. Спасибо за внимание! Использование разговорно-просторечных номинаций и номинации ролевого типа как средства идентификации персонажа.

«Шукшин Алтай» - Могила П. С. Попова – крестного Шукшина в селе Ая. Тема: «Шукшин в нашем селе». Праздник, посвященный 80-летию В. М. Шукшина «Калина красная грустит о Шукшине». Ощепков Николай Еремеевич. Василий Макарович Шукшин. Попов Павел Сергеевич (слева в первом ряду) – крестный дядя В. М. Шукшина. Губернатор Алтайского края А. Б. Карлин в кабинете-музее В. М. Шукшина.

«Писатель Шукшин» - Родина писателя – село Сростки. Школа в Сростках. Жена писателя – актриса Л.Федосеева-Шукшина. В доме писателя. Дом В.М.Шукшина в Сростках. В.М.Шукшин – актер, режиссер, писатель… Всероссийский музей-заповедник В.М.Шукшина. Дочь Маша. Памятник на горе Пикет в Сростках, где любил бывать писатель. Дочь Маша и внучка Света.

«Шукшин уроки» - Что осталось непонятным? Что показалось забавным, странным, страшным? Шукшин – режиссер, актер. Василий Макарович Шукшин (1929 – 1974гг.). За прилавком продавщица Роза. Эпиграф к уроку. Из рабочих записей В.М.Шукшина (Вопросы самому себе.- М., 1981г.). Виктор Астафьев. Потому что значение художника Шукшина нами еще до конца не осознано.

Всего в теме 10 презентаций