Примерные вопросы к сказкам андерсена. Игра – викторина в начальной школе по сказкам Андерсена. Вопросы по разным сказкам Андерсена


«МОЯ ЖИЗНЬ – ЭТО ПРЕКРАСНАЯ СКАЗКА»

Викторина по сказкам Г.Х.Андерсена для 3-х классов.

(Предварительная подготовка: раздать детям список с названиями сказок Г.Х.Андерсена для чтения на каникулах.)

Читаем на каникулах сказки Г.Х. Андерсена:


  1. Новое платье короля.

  2. Огниво.

  3. Дикие лебеди.

  4. Гадкий утенок.

  5. Русалочка.

  6. Свинопас.

  7. Снежная королева.

  8. Соловей.

  9. Пастушка и трубочист.

  10. Ребячья болтовня.

  11. Скороходы.

  12. Эта басня сложена про тебя.

  13. Серебряная монетка.

  14. Оле-Лукойе.
За сказками приходите в школьную библиотеку и библиотеку Дома офицеров.

Цель: познакомить с жизнью и творчеством Г.Х. Андерсена

Воспитывать интерес к художественной литературе;

Совершенствовать умения и навыки самостоятельной работы школьников, повышение уровня знаний и эрудиции в области литературы;

Создавать условия для творческой самореализации обучающихся;

Способствовать сплочению классного коллектива;
- развивать внимание, память, речь, мышление.

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

Ведущий: Ребята, сейчас я расскажу вам историю про то, как один школьный учитель сказал своему ученику: «Вы глупый юноша, и из вас никогда не выйдет ничего путного. Вы собираетесь заняться бумагомаранием, но никто никогда не будет читать ваши сочинения!... О Вы еще у меня поплачете, верзила Вы этакий!» Ученик слушал, опустив голову. Он был длинный, нескладный. В ту пору ему уже стукнуло 17 лет, и среди гимназистов второклашек он и вправду выглядел нелепо. И все же злой учитель ошибался. Как его звали никто теперь и не помнит. А непутевого ученика любят и знают все дети мира. Вы, конечно, догадались, что это великий сказочник ГАНС ХРИСТИАН АНДЕРСЕН.

Родился он в городке Оденсе 2 апреля 1805 года. У него были самодельные игрушки, картонный кукольный театр и куча старых театральных афиш. Билет в театр не по карману сыну сапожника. Ганс забивался дома в уголок и сам сочинял и разыгрывал для себя спектакли. Над ним потешались, смеялись и дразнили фантазером. Но Ганс Христиан вырос и стал писателем. Его сказки вы знаете и любите. Я предлагаю вам их вспомнить и ответить на вопросы викторины по сказкам Андерсена.

(Дети сидят на стульчиках, заранее расставленных так, чтобы получилось две команды).

КОНКУРС «УГАДАЙ СКАЗКУ ПО ЕЕ НАЧАЛУ»

1. Она только что вышла ….., чистенькая светленькая, покатилась и зазвенела: «Ура! Теперь пойду гулять по белу свету!» И пошла. («Серебряная монетка»)

2. Был назначен приз, даже два, один большой, другой маленький – за быстроту – не на состязании, а вообще за быстроту бега в течение целого года. («Скороходы»)

3. У богатого купца был детский вечер; приглашены были все дети богатых и знатных родителей. (…..) Итак, у него в доме собралось большое общество, но исключительно детское, дети болтали без умолку; у них, как известно, что на уме, то и на языке. («Ребячья болтовня»)

4. В Китае, как ты знаешь, и сам император, и все его подданные – китайцы. Дело было давно, конечно, но потому-то и стоит послушать эту историю, пока она совсем не забудется. (…….)

Со всех концов света стекались в столицу императора путешественники, все они дивились на великолепный дворец и на сад, но, услышав пение соловья, говорили: «Вот это лучше всего!» («Соловей»)

5. Видали ли вы когда-нибудь старинный-старинный шкаф, почерневший от времени и весь изукрашенный резьбою в виде разных завитушек, цветов и листьев? Такой вот точно шкаф – наследство после прабабушки – и стоял в комнате. («Пастушка и трубочист»)

6. В открытом море вода такая синяя, как васильки, и прозрачная, как чистое стекло, - но зато и глубоко там! Так глубоко, что ни одной цепи не хватит, чтобы якорь достал до дна, а чтобы измерить эту глубину, пришлось бы громоздить друг на друга невесть сколько колоколен. Вот там-то они и живут («Русалочка»)

КОНКУРС «ВОЛШЕБНЫЕ ЧИСЛА»

1. Сколько монет пообещал солдат мальчику за доставленное ему огниво? (4)

2. Сколько детей было у короля в сказке «Дикие лебеди» (11 сыновей и дочка Элиза)

3. Сколько устриц носила на хвосте старуха-мать, очень гордая своим родом из сказки «Русалочка», тогда как вельможи имели право носить всего-навсего шесть? (дюжина)

4. Сколько лет должно было исполниться русалочкам, чтобы им можно было подниматься на поверхность моря? (15)

5. Сколько лет живут русалки? (300)

6. Сколько поцелуев потребовал принц за трещотку? (100)

7. Сколько раз пропел императору и его придворным искусственный соловей? (33)

8. Сколько слов в имени героя с козлиными ножками, маленькими рожками на лбу и длинной бородой из сказки «Пастушка и трубочист»? (обер-унтер-генерал-адмирал-сержант Козлоног – 6)

КОНКУРС «БЮРО НАХОДОК»

(дети достают предметы из «волшебного сундучка»)

Каким сказочным персонажам принадлежат эти предметы?

1. Зонтик.

2. Горошина.

3. Бумажный кораблик.

5. Яйцо.


6. Иголка.

КОНКУРС «УГАДАЙ СКАЗКУ»

К какой сказке относятся прочитанные подборки слов?

1. Солнце, снег, лампа, стекло, зеркало, роза, ворона, олень, дружба. («Снежная королева»)

2. Трава, жаба, кольцо, крапива, терпение. («Дикие лебеди»)

3. Тюфяк, карета, ливень, калоши, принцесса. («Принцесса на горошине»)

4. Приз, заяц, столб, улитка, межевая веха, муха, огород с капустой.(«Скороходы»)

КОНКУРС «ПОРТРЕТЫ ГЕРОЕВ»

(дети должны узнать героев по описанию).

1. «Она была так прелестна, так нежна, вся из ослепительного льда и всё-таки живая! Глаза ее сверкали как звезды, но в них не было ни теплоты, ни красоты…» (Снежная королева)

2. «Они уже ходили в школу, на груди у каждого красовалась звезда, а сбоку гремела сабля; писали они на золотых досках алмазными грифелями и отлично умели читать – хоть по книжке, хоть наизусть – все равно. (Одиннадцать братьев-принцев)

3. «Боже мой, на что она была похожа! Вода бежала с ее волос и платья прямо в носки башмаков и вытекала из пяток, а она все-таки уверяла, что она настоящая…» (Принцесса из сказки «Принцесса на горошине»)

4. Другие сестры украшали свой садик разными разностями, которые доставались им с затонувших кораблей, а она любила только свои яркие, как солнце, цветы и прекрасного белого мраморного мальчика, упавшего на дно моря с какого-то погибшего корабля».

5. «В одних чулках он тихо-тихо поднимается по лестнице, потом осторожно притворит дверь, неслышно шагнет в комнату и слегка прыснет детям в глаза сладким молоком». (Оле-Лукойе)

6. «Ах, несчастная я …! Что толку в моем серебре, в моем достоинстве, чеканке, когда все это ни к чему! В глазах света останешься тем, за кого он тебя примет! Как же, должно быть, ужасно иметь нечистую совесть, пробиваться вперед нечистыми путями, если мне, ни в чем не повинной, так тяжело потому только, что я кажусь виновною!.. Переходя в новые руки, я всякий раз трепещу от того взгляда, который упадет на меня сейчас: я ведь знаю, что меня тут же отшвырнут в сторону, бросят, точно я обманщица! (Монетка)

КОНКУРС «СКАЗОЧНЫЕ ЖЕНИХИ И НЕВЕСТЫ»

О ком идет речь в отрывках?

1. «Вот бы мне такую жену! Да только она, наверно, знатного рода: вон в каком прекрасном дворце живет. А у меня всего-навсего и есть, что коробка, да и то нас в ней целых 25 солдат, не место ей там! Но познакомиться можно!» (Оловянный солдатик и Танцовщица)

2. «Ах, я несчастная! – говорила она.

Теперь я только презираю тебя! – сказал он.- Ты не захотела выйти за честного принца! Ты не оценила соловья и розы, а свинопаса целовала за игрушки! Поделом тебе! (Свинопас и Принцесса)

3. «Как бы ее увидать? – спросил он.

Это никак нельзя! – сказали ему. – Она живет в огромном медном замке, за высокими стенами с башнями. Никто, кроме самого короля, не смеет ни войти туда, ни выйти оттуда, потому что королю предсказали, будто дочь его выйдет замуж за простого солдата, а короли этого не любят.» (Солдат и принцесса. «Огниво».)

4.– Спасибо, спасибо тебе! Я помню тебя. Я изгнал тебя из моего государства, а ты отогнал от моей постели ужасные призраки! Чем мне вознаградить тебя?

Ты уже вознаградил меня раз и навсегда! Я видел слезы на твоих глазах в первый раз, когда пел перед тобою, - этого я не забуду никогда! Слезы – вот драгоценнейшая награда для сердца певца. Засни теперь и просыпайся здоровым и бодрым! Я буду баюкать тебя своей песней! (Император и Соловей)

5. «Вот бы мне быть на их месте – думалось ему. Вдруг он услышал болтовню девочек, а слушая ее, можно было упасть духом. Ведь у родителей его не было в копилке ни гроша; у них не было средств даже выписать газету, а не то что самим издавать ее. Но хуже всего было то, что фамилия его отца, а значит, и его собственная, как раз кончалась на «сен»! Из него никогда ничего не выйдет путного! Вот горе-то! (Ребячья болтовня. Торвальдсен.)

6.– Знаешь что! Только не пугайся! Я сейчас покажу тебе мышку! Она явилась пригласить тебя на свадьбу! Две мышки собираются сегодня ночью вступить в брак. Живут они под полом в кладовке твоей матери. Чудесно помещение, говорят!

А как же пролезу сквозь маленькую дырочку в полу?

Уж положись на меня! Ты у меня сделаешься маленьким. (и он дотронулся волшебной спринцовкой до мальчика.) (Оле- Лукойе. Четверг. Яльмар и Оле-Лукойе)

7.–Я получил первый приз! (заяц) Если судьи – твои близкие друзья и родные, то решение их всегда справедливо! Но присудить второй приз ей! (улитке) Мне это даже обидно!

Я-то заслужила первого приза, а не второго! – заметила она (улитка).- Я ведь знаю, что он (заяц) бегает, только когда думает, что за ним гонятся, - из трусости! А я смотрю на движение как на свою жизненную задачу и пострадала на службе! Да уж если кому следовало присудить первый приз, так это мне! Но я не люблю кричать о себе! Я это презираю!

А по-моему, - подумала она (дикая роза), вслух она ничего не сказала: это было не в ее характере, хотя и лучше было бы, если она высказалась, - по-моему, и первого и второго приза заслуживал именно он! (солнечный луч) Он в одно мгновение пробегает бесконечное пространство, отделяющее землю от солнца, и пробуждает от сна всю природу. ….он переживет нас всех! (Скороходы)

МУЗЫКАЛЬНЫЙ КОНКУРС

Кто из героев и из какой сказки исполнял такую песню?

1. Мой Яльмар, тебя вспоминаю

Почти каждый день, каждый час!

Сказать не могу, как желаю

Тебя увидать вновь хоть!

Тебя ведь я в люльке качала,

Учила ходить, говорить,

И в щечки, и в лоб целовала,

Так как мне тебя не любить!

Люблю тебя, ангел ты мой дорогой!

Да будет вовеки Господь Бог с тобой!

(Старая няня Яльмара. «Оле-Лукойе»)

2. Шагай вперед, всегда вперед!

Тебя за гробом слава ждет!

(Стойкий оловянный солдатик)

3. Ах, мой милый Августин,

Августин, Августин!

Ах, мой милый Августин,

Все прошло, все прошло..

(Бубенцы чудесного горшочка. «Свинопас»)

4. Затянем песенку дружней,

Как ветер пусть несется!

Хотя чета наша, ей-ей,

Ничем не отзовется.

Из лайки оба и торчат

На палках без движенья,

Зато роскошен их наряд –

Глазам на загляденья!

Итак, прославим песней их:

Ура, невеста и жених!

(Оле-Лукойе. Пятница. Свадьба кукол Германа и Берты)

КОНКУРС «ЧТО НАДО СДЕЛАТЬ, ЧТОБЫ…»


  1. …узнать настоящую принцессу?(Уложить девушку на 20 тюфяков и пуховиков, а под ними положить горошину).

  2. … у русалки появилась пара стройных ножек? (Отдать голос на напиток ведьме).

  3. … братья превратились из лебедей в принцев? (Сплести из крапивы, растущей на кладбище,рубашки братьям).

  4. …укотить собак в подземелье в сказке «Огниво»? (Посадить каждую собаку на ведьмин синий клетчатый передник).

  5. …принцессе заполучить горшочек с бубенцами? (Принцессе 10 раз поцеловать свинопаса).

  6. …узнать, кто из сановников не на своем месте и кто умен, а кто глуп? (Показать новое платье короля из чудесной ткани).

  7. … дети уснули и Оле-Лукойе мог бы рассказывать им сказки? (Оле-Лукойе в переводе на русский означает «Оле Закрой глазки». Прыснуть в глаза из спринцовки сладким молоком и подуть на затылок.)

  8. …собака, стоявшая в долине у подножия гор, услышав звуки трубы, доносившиеся из замков на вершине горы, успела на трапезу?
Ведущий . Какое из перечисленных произведений можно считать лишним? Почему? Расскажите о гениальном способе, придуманном в древности мудрецами. Как не причинив человеку обиду, все же сказать ему правду в глаза?

Какая из предложенных пословиц отражает мораль этой басни?


  1. За шутку не сердись, а в обиду не давайся.

  2. Чтобы рыбку съесть, надо в воду лезть.

  3. Много видит, мало мыслит.

  4. За худой головой и ногам непокой.

  5. За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь.
КОНКУРС «САМЫЙ ВНИМАТЕЛЬНЫЙ ЧИТАТЕЛЬ»

1.Главы какой сказки носят названия дней недели? (Оле-Лукойе)

2. К какому персонажу относятся слова автора: «Не беда – появиться на свет в утином гнезде, если ты вылупился из лебединого яйца».Эти слова еще при жизни Андерсена стали пословицей. Почему? Эту сказку можно считать автобиографией, исповедью самого писателя.

3. «Почему у нас нет бессмертной души? Я бы отдала все свои сотни лет за один день человеческой жизни, чтобы потом тоже подняться на небо». Чьи это слова? Андерсен говорил об этой сказке: «Она – единственная из моих работ, которая трогала меня самого в то время, как я писал её».

4. Придумывая эту сказку, Андерсен размышлял о чудесном пении замечательной певицы Йенни Линд, которую называли «шведский соловей» и которую безнадежно любил. Сказка учит отличать настящие ценности от мнимых, ложных.

5. Это переработанная Андерсеном датская народная сказка. В ней под видом животных и предметов изображены характеры людей, жизненные ситуации. («Скороходы»)

6. Это сказка тоже автобиографична, ведь Андерсену в детстве тоже внушали, что из такого бедняка, как он, «ничего не выйдет».Отец одной из героинь этой сказки был камер-юнкером и девочка знала, что это нечто «ужасно важное». Что это за чин?

7. Назовите сказки, главными героями которых являются птицы.

8. «Элиза спросила, не та ли это страна, куда они летят, но лебеди покачали головами; она видела перед собой чудный. Вечно изменяющийся облачный замок фата-морганы; туда не смеет проникнуть ни единая человеческая душа». Что видела Элиза?

Ведущий . Молодцы, ребята. Вы очень хорошо подготовились к викторине. Подведем итоги…. .

Итог. С 1835 года сборники сказок Андерсена издаются каждый раз на Рождество, и в мире существует престижная международная премия в области детской литературы, которая носит имя Андерсена. Часто ее называют «Малой Нобелевской». Она присуждается лучшим детским писателям и художникам, проходит эта церемония 1 раз в два года 2 апреля – в день рождения Андерсена. Во всем мире этот день отмечается, как международный день детской книги.

ВИКТОРИНА "СКАЗКИ АНДЕРСЕНА"


(«Сказка моей жизни».)

* В какой стране родился?
(В Дании.)

* Какую страну Ганс Кристиан Андерсен называет «Лебединым гнездом»?
(Свою родную Данию.)

* Какой праздник отмечается ежегодно в день рождения - 2 апреля ?
(Международный День детской книги .)

* Какой герой сказок Андерсена знает столько сказок, сколько не знает никто?
(Оле-Лукойе.)

* Вначале было ячменное зёрнышко, затем чудесный цветок тюльпана, а затем…
(Дюймовочка.)

* Кто перекусил стебелёк кувшинки, спасая Дюймовочку от жабы?
(Рыбки.)

* Какую андерсеновскую героиню эльфы называли Майей?
(Дюймовочку.)

* Какой подарок преподнесли Эльфы Дюймовочке?
(Крылышки.)

* В какой сказке Андерсена сердце мальчика превратилось в кусочек льда?
(«Снежная королева».)

* Осколки какого предмета ранили Кая из сказки «Снежная королева»?
(Зеркала, которое смастерил злой тролль. В нём всё доброе и прекрасное уменьшалось, а всё дурное и безобразное - увеличивалось во много-много раз.)

* Какие цветы, напоминавшие Герде о Кае, спрятала старушка-колдунья?
(Розы.)

* Эта героиня была так упряма и избалована, что могла укусить свою мать за ухо. Но и её тронула история девочки, которая ищет своего названного брата. Кто она, из какой сказки?
(Маленькая разбойница из сказки «Снежная королева».)

* Кто показал Герде дорогу к чертогам Снежной королевы?
(Финка.)

* Кто в сказке «Снежная королева» складывал из льдинок слово «вечность»?
(Кай.)

* Чтобы Кай перестал мёрзнуть, Снежная королева завернула его в свою медвежью шубу, а вдобавок сделала это. Что?
(Поцеловала его в лоб.)

* О чём говорит Кай: «Видишь, как искусно сделано! Это куда интереснее настоящих цветов! И какая точность! Не единой неправильной линии! Ах, если бы они только не таяли!»
(Заколдованный Кай говорит о снежинках.)

* Кто в сказке Андерсена попросил солдата достать огниво из дупла дерева?
(Старая ведьма.)

* В какой сказке Андерсена собаки охраняли три сундука с деньгами?
(«Огниво».)

* Какую хитрость придумала королева-мать из сказки «Огниво», чтобы проследить, куда исчезает ночью юная принцесса?
(Дырявый мешочек с гречкой.)

* Назовите героиню Андерсена, превратившуюся в морскую пену?
(Русалочка.)

* Во сколько лет русалочкам разрешалось всплывать на поверхность моря?
(В 15 лет.)

* Кто из героев сказки Андерсена отказался от своего дома, от родных, от бабушки и отца, согласился принять муки и даже умереть ради любимого принца и обрести бессмертную душу?
(Русалочка.)

* Что взяла взамен за своё зелье ведьма у Русалочки?
(Её прекрасный голос.)

* Материал для дворца морского царя из сказки «Русалочка» Андерсена – это…
(Коралл.)

* Кто был сыном оловянной ложки?
(Стойкий оловянный солдатик из одноимённой сказки Андерсена.)

* На чём путешествовал стойкий оловянный солдатик?
(На бумажном кораблике.)

* За какой предмет в сказке Андерсена была назначена цена в 100 поцелуев?
(За трещотку. Сказка «Свинопас» Андерсена.)

* В какой сказке Андерсена нарушено право ребёнка: «Дети имеют право жить со своими родителями, и никому не позволено их разлучать»?
(«Снежная Королева». Из дома бабушки Снежная Королева увезла маленького Кая в свой ледяной дворец.)

* В какой сказке Андерсена нарушено право ребёнка: «Ребёнок не обязан быть как все»?
(«Гадкий утёнок». Его били, щипали, гнали отовсюду за то, что он был не как все.)

* В какой сказке Андерсена цветы устраивали балы и танцевали?
(«Цветы маленькой Иды».)

* Каким именем, согласно сказке Андерсена, в Дании называют всех аистов?
(Петер.)

* Назовите сказку Андерсена, название которой начинается и оканчивается на одну и ту же согласную букву.
С винопас ».)

* Название какой сказки Андерсена начинается и оканчивается на одну и ту же гласную букву?
О гниво ».)

* В какой сказке Андерсена молодую принцессу посчитали ведьмой и хотели публично сжечь на костре, на городской площади?
(«Дикие лебеди».)

* Какой герой сказок Андерсена так любил наряжаться, что тратил на это все свои сбережения, имея на каждый час дня своё особое платье?
(Король из сказки « Новое платье короля».)

* Назовите сказки Андерсена, героями которых являются растения .
(«Ромашка», «Гречиха».)

* Какого цвета было сердце у ромашки?
(Жёлтого.)

* О каких двух феях идет речь в сказке «Калоши счастья»?
(Фея Счастья и фея Печали.)

* При помощи какого волшебного предмета Оле-Лукойе из сказки Андерсена посылал детям сказочные сны?
А. Зонтик.
Б. Лампа.
В. Зеркало.
Г. Кольцо.

* Главы какой сказки Андерсена носят название дней недели?
А. «Дюймовочка».
Б. «Свинопас».
В. «Оле-Лукойе».
Г. «Огниво».

* Сколько братьев было у оловянного солдатика в сказке?
А. 3.
Б. 6;
В. 12.
Г. 24.

* Все вы знаете сказку «Стойкий оловянный солдатик»? По сказке мы знаем, что мальчику подарили 25 оловянных солдатиков, все они были одинаковы, кроме одного. Чем же отличался 25-тый оловянный солдатик от своих братьев?
А. У него была одна рука.
Б. У него была одна нога.
В. Он был меньше всех ростом.
Г. Он был больше всех ростом.

* Из какого предмета кухонного обихода отлили стойкого оловянного солдатика и его братьев из сказки Андерсена?
А. Миска.
Б. Вилка.
В. Кружка.
Г. Ложка.

* Кого в сказке Андерсена полюбил стойкий оловянный солдатик?
А. Бумажную балерину.
Б. Маленькую разбойницу.
В. Снежную королеву.
Г. Дюймовочку.

* О какой счастливой резиновой обуви написал сказку Ганс Кристиан Андерсен?
А. Сапоги.
Б. Галоши.
В. Боты.
Г. Вьетнамки.

* Назовите сказку, которая НЕ принадлежит перу?
А. «Гадкий утёнок».
Б. «Дикие лебеди».
В. «Золотой гусь».
Г. «На утином дворе».

(Это сказка братьев Гримм.)

* Снежная Королева обещала подарить Каю весь мир и что-то в придачу. Что же?
А. Пару коньков.
Б. Горные лыжи.
В. Снегоход.
Г. Ледокол.

* Что освещало белые, ярко сверкающие чертоги Снежной Королевы в сказке Андерсена?
А. Солнце.
Б. Луна.
В. Звёзды.
Г. Северное сияние.
* Какое слово складывал Кай из льдинок в чертогах Снежной королевы?
А. Эпоха.
Б. Вечность.
В. Бессмертие.
Г. Власть.

* Где в сказке Ганса Кристиана Андерсена жила Снежная королева?
А. Финляндия.
Б. Дания.
В. Россия.
Г. Англия.

* Осколок какого предмета троллей попал Каю в глаз?
А. Вазы.
Б. Зеркала.
В. Блюда.
Г. Бомбы.

* На чём было написано письмо старой лапландки в сказке «Снежная королева»?
А. На шкуре.
Б. На рыбе.
В. На варежке.
Г. На льдине.

* У какого из этих произведений есть подзаголовок: «Сказка в семи рассказах»?
А. «Снежная королева».
Б. «Дюймовойчка».
В. «Огниво».
Г. «Русалочка».

* Хозяйка андерсеновского зимнего царства:
А. Снегурочка.
Б. Ледяная принцесса.
В. Снежная королева.
Г. Госпожа Метелица.

* Какая героиня есть в сказках?
А. Тётушка зубная боль.
Б. Дядюшка аппендицит .
В. Бабушка ангина .
Г. Дедушка склероз.

* В кого влюбилась Русалочка в сказке?
А. В принца.
Б. В дельфина.
В. В капитана Немо.
Г. В Синдбада-морехода.

* В какой из столиц находится памятник Русалочке - героине сказки Андерсена?
А. В Хельсинки.
Б. В Берне.
В. В Осло.
Г. В Копенгагене.
* Сколько дочерей было у царя морского в сказке «Русалочка»?
А. Три.
Б. Пять.
В. Шесть.
Г. Восемь.

* Кому спасла жизнь героиня сказки «Русалочка» Ханса Андерсена?
А. Пирату.
Б. Принцу.
В. Солдату.
Г. Капитану.

* Из чего сделаны окна во дворце морского царя в сказке «Русалочка» Ханса Андерсена?
А. Из жемчуга.
Б. Из янтаря.
В. Из кораллов.
Г. Из хрусталя.

* Как звали героиню сказки «Дикие лебеди» Андерсена?
А. Элли.
Б. Элиза.
В. Майя.
Г. Герда.

* Сколько братьев было у Элизы в сказке «Дикие лебеди»?
А. 3.
Б. 7.
В. 11. Г. 33.

* Что принцесса плела своим братьям-лебедям в сказке Г. К Андерсена «Дикие лебеди»?
А. Сети.
Б. Рубашки.
В. Фенечки.
Г. Венки.

* Из какого растения Элиза (в сказке Андерсена «Дикие лебеди») сплела рубашки для своих братьев?
А. Из полыни.
Б. Из крапивы.
В. Из бобовых стеблей.
Г. Из виноградной лозы.

* Что устраивали цветы в сказке Андерсена «Цветы маленькой Иды»?
А. Выставки.
Б. Конференции.
В. Балы.
Г. Концерты.

* Какой предмет сделал солдата из сказки Андерсена счастливым?
А. Топор.
Б. Огниво.
В. Табакерка.
Г. Калоши.

* Кого солдат из сказки «Огниво» встретил на своём пути?
А. Старуху-ведьму .
Б. Старуху Шапокляк.
В. Бабу Ягу.
Г. Тётушку Зубную Боль.

* Куда старуха попросила залезть солдата в сказке «Огниво»?
А. На крышу избушки.
Б. На верхушку дерева.
В. В дупло дерева.
Г. В окно дворца.

* Какую ткань ткали два обманщика в сказке Андерсена «Новое платье короля»?
А. Шерстяную.
Б. Шёлковую.
В. Льняную.
Г. Виртуальную.
* Что крикнул мальчик в финале сказки Андерсена «Новое платье короля»?
А. А одежду-то украли!
Б. А королеве-то не понравилось!
В. А король-то голый!
Г. А это уже не модно!

* Кто единственный из всей толпы подданных не побоялся показаться глупым и закричал: «А король-то голый!»
А. Королева.
Б. Портной-конкурент.
В. Маленький мальчик.
Г. Камергер.

* О ком в сказке сказали: «У неё только две ножки. Смотреть жалко! У неё нет усиков!»?
А. Дюймовочка.
Б. Элиза.
В. Герда.
Г. Снежная королева.

* В честь единицы измерения какой величины получила своё имя сказочная героиня Дюймовочка?
А. Массы.
Б. Длины.
В. Давления.
Г. Радиации.

(Дюйм - единица длины, равная 2,54 см.)

* Кто из этих живых существ НЕ пытался жениться на Дюймовочке?
А. Жук.
Б. Крот.
В. Жабёнок.
Г. Шмель.

* Из какого цветка появилась Дюймовочка?
А. Роза.
Б. Тюльпан.
В. Колокольчик.
Г. Ландыш.

* Кто расстроил свадьбу Дюймовочки и Крота?
А. Мать Дюймовочки.
Б. Отец Крота.
В. Ласточка.
Г. Адвокаты.

* Какое новое имя получает Дюймовочка в финале сказки Андерсена?
А. Ласточка.
Б. Майя. В. Эльфина.
Г. Королевна.

* Какая из этих сказок НЕ принадлежит перу?
А. «Золушка».
Б. «Дюймовочка».
В. «Огниво».
Г. «Русалочка».

* В кого превратился Гадкий Утёнок в одноимённой сказке Андерсена?
А. В лебедя.
Б. В журавля.
В. В павлина.
Г. В селезня.

* В какой сказке Андерсена смертельно больного императора вылечило пение маленькой серой птички?
А. «Гадкий утёнок».
Б. «Соловей».
В. «Огниво».
Г. «Новое платье короля».

* В какой стране происходит действие сказки «Соловей» датчанина Андерсена?
А. Дания.
Б. Финляндия.
В. Индия.
Г. Китай.

* У кого из персонажей сказок Андерсена поцелуй был «холоднее льда»?
А. У Русалочки.
Б. У Снежной королевы.
В. У Дюймовочки.
Г. У Элизы.

* О ком Андерсен создал сказку?
А. О принце-свинопасе.
Б. О принцессе-доярке.
В. О короле-сапожнике.
Г. О королеве-поварихе.

* Кто главный герой сказки Андерсена «Огниво»?
А. Королевич.
Б. Мудрый крестьянин.
В. Солдат.
Г. Пожарный.

* У Шарля Перро есть сказка про солдата «Синяя свечка». А как называется аналогичная сказка у Андерсена?
А. «Соловей».
Б. «Огниво».
В. «Оле-Лукойе».
Г. «Стойкий оловянный солдатик».

* Женой какого императора России была принцесса, которой читал свои сказки?
А. Николая I.
Б. Александра II.
В. Александра III.
Г. Николая II.
(Принцесса Дагмара, которая, выйдя замуж за Александра III, стала Марией Фёдоровной.)

Хотите лучше владеть компьютером?

Автосохранение файлов Excel во время работы с программой — очень удобная функция, которая позволяет восстановить файлы, работа с которыми была прервана аварийно: был отключен свет, возникла ошибка программы или по какой-то другой причине, когда с файлом работали долго, а сохранить обычным способом не успели. На этот случай в программах офисного пакета Microsoft есть автосохранение, когда программа сама каждые сколько-то минут сохраняет изменения в файле. Как сделать автоматическое сохранение на своем ПК?

Читайте новые статьи

Нацпроект «Цифровая образовательная среда» приходит в российские регионы: в школы будет поставлено оборудование, улучшен доступ в Интернет. Но не будем забывать о содержании: что будет делать учитель с новыми, но пустыми компьютерами? Цифровой класс - это не только компьютеры и интернет, важным компонентом цифровой среды являются инструменты и сервисы, позволяющие организовать в школе учебный процесс с использованием электронных образовательных ресурсов.

Конкурс «Откуда эти высказывания»

Русская пословица говорит: “Слово не воробей, вылетит – не поймаешь”. А мы с вами попробуем “поймать” слово и даже определить, из чьих уст оно “вылетело”. Итак, кому из андерсеновских персонажей принадлежат следующие афоризмы?

    А король-то голый!” (Ребёнок; «Новое платье короля».)

    Песнями сыт не будешь, чириканьем зимой не согреешься”. (Крот; «Дюймовочка».)

    Как добры все люди и животные!” (Герда; «Снежная королева».)

    Не беда появиться на свет в утином гнезде, если ты вылупился из лебединого яйца!” (Автор; «Гадкий утёнок».)

Конкурс «Чьи это вещи?»

Определить, в какую сказку нужно отдать вещи, которые находятся в рюкзаке Кая и в корзине Герды.

Вещи в рюкзаке Кая:

Бумажный кораблик («Стойкий оловянный солдатик»)

Большой нож, его кто-то клал себе под подушку. («Снежная королева»)

Верёвка – ею нужно обвязываться, чтобы спускаться в дупло. («Огниво»)

Горошина. («Принцесса на горошине»)

Вещи в корзине Герды:

Скорлупка ореха, которая служила колыбелькой для маленькой девочки. («Дюймовочка»)

Маленький мешочек с гречневой крупой, но как жаль он с дыркой и крупа сыпется... («Огниво»)

Шелковая ленточка, за которую привязывали певчую птичку. («Соловей»)

Бусы из ракушек («Русалочка»)

Конкурс знатоков «Кто есть кто?»

1. Кто из андерсеновских героев знает столько сказок, сколько “никто на свете не знает”? (Оле-Лукойе, герой одноимённой сказки.)

2. Кто из персонажей “так любил наряжаться”, что “на каждый час дня у него было особое платье”? (Король; «Новое платье короля».)

3. Кто из героев Андерсена совершил, вопреки собственному желанию, небывалый круиз, включающий в себя пребывание в желудке у рыбы (Стойкий оловянный солдатик)

4. Кто из андерсеновских героев поначалу был “пребезобразным”, а потом стал “прекраснейшим между прекрасными”? (Утёнок-лебедь; «Гадкий утёнок».)

5. . Кто из андерсеновских героев владеет таинством рецептуры безотказного снотворного средства, способен управлять сновидениями человека с помощью нехитрых приспособлений, обычно используемых людьми для защиты от солнца и дождя. (Оле-Лукойе из одноимённой сказки.)

Дополнительные вопросы:

1. Эта героиня была так упряма и избалована, что могла укусить свою мать за ухо. Но и её тронула история девочки, которая ищет своего названного брата. (Маленькая разбойница из сказки “Снежная королева”)

2. Он был “ужасно велик” и “совсем не похож на других”. Все гнали бедняжку, даже братья и сёстры говорили: “Хоть бы кошка тебя утащила, несносного урода!”. (Гадкий утёнок)

3. Вначале было ячменное зёрнышко, затем чудесный цветок тюльпана, а затем…(Дюймовочка)

4. Это самое дорогое, что было у принца, и предназначалось это в дар императорской дочке. Это положили в большие серебряные ларцы и отослали во дворец. (Роза и соловей из сказки “Свинопас”)

5. Эту вещицу, которая сослужила большую службу одному из принцев, отправили в музей. (Горошина из сказки “Принцесса на горошине”)

Конкурс «О ком (чём) идёт речь?»

1. О ком идет речь: «Другие сестры украшали свой садик разными разностями, которые доставались им с затонувших кораблей, а она любила только свои яркие, как солнце, цветы да прекрасного белого мраморного мальчика, упавшего на дно моря с какого-то погибшего корабля» (русалочка)

2 О ком идет речь: «В одних чулках он тихо-тихо поднимется по лестнице, потом осторожно приотворит дверь, неслышно шагнет в комнату и слегка прыснет детям в глаза сладким молоком» (Оле-Лукойе)

3. О ком идет речь: «Бедняжка стояла в крестьянской избе и играла зеленым листочком – других игрушек у нее не было; она проткнула в листке дырочку, смотрела сквозь нее на солнышко, и ей казалось, что она видит ясные глаза своих братьев…» (Элиза)

4. В какой сказке поют песню, содержащую слова: «Ах, мой милый Августин, все прошло, прошло, прошло» («Свинопас»)

5. Кто был сыном старой оловянной ложки? (стойкий оловянный солдатик)

6. Какое имя дал король эльфов Дюймовочке? (Майя)

7. Какую страну Ханс Кристиан Андерсен называет «Лебединым гнездом»? (Данию)

8. Кто сказал: «Ты можешь жить у меня всю зиму, только убирай хорошенько мои комнаты да рассказывай мне сказки – я до них большая охотница» (полевая мышь)

9. Кто совсем не любил ни солнца, ни прекрасных цветов и отзывался о них очень дурно? (Крот)

10. В кого превратился гадкий утенок? (в прекрасного лебедя)

11. Назовите сказку Андерсена, в которой собака помогает солдату стать королем (Огниво)

12. Какую ткань ткали два обманщика в сказке «Новое платье короля» (никакую)

13. Что больше всего любила делать Русалочка? (слушать рассказы о людях)

Блиц-опрос:

1. Кто посмел сказать королю, что он голый? (Ребёнок)

2. Какое слово складывал Кай из льдинок? (Вечность)

3. Чем отличался стойкий оловянный солдатик от своих братьев? (У него была только одна нога)

4. Какой сказочник носил с собой два зонтика? (Оле-Лукойе)

5. Героиня какой сказки превращается в морскую пену? (Русалочка)

6. А эта сказка начинается и заканчивается одной и той же гласной буквой. (“Огниво”)

7. Кто так говорил: “Ко-акс, ко-акс, брехкеке-кекс!”? (Сын жабы)

8. Как звали друга Герды? (Кай)

9. Как звали сестру одиннадцати братьев? (Элиза)

Конкурс «К какой сказке относятся подборки слов?»

1. Солнце, снег, лампа, стекло, зеркало, утро, роза, олень, дружба, ворона («Снежная королева»)

2. Трава, жаба, кольцо, крапива, карусель, терпение. («Дикие лебеди»)

3. Море, ветер, колдовской напиток, боль, принц. («Русалочка»)

4. Лебедь, яйцо, мечта, утка, мороз, вода, курица. («Гадкий утёнок»)

5. Тюфяк, карета, ливень, калоши, принцесса. («Принцесса на горошине»).

6. Роза, соловей, горшочек, трещотка. («Свинопас»).

7. Рыцарский крест, иголка, шелк, золото, свеча, кафтан, зеркало, мантия. («Новое платье короля»).

8. Нора, мышь, крыло, цветок, эльф. («Дюймовочка»).

Расшифровать слова, к какой сказке они относятся:

ТОКР, ШЬМЫ, ЖКУ,АБАЖ,СТОЧКАЛА, ФЭЛЬ

Ответ: крот, мышь, жук, жаба, ласточка, эльф. «Дюймовочка»

КАТУ,НОКУТЕ, ТОК, ЦАРИКУ, ХАСТАРУ, КАЙХОЗЯ, ТЕПХУ

Ответ: утка, утёнок, кот, курица, старуха, хозяйка, петух. «Гадкий утенок»

Конкурс называется «Портрет героя». Нужно угадать героев по описанию:

1. «На ней была юбочка из тонкого батиста, на плече – голубой шарф и на груди – блестящая брошка, такая большая, как голова самой девушки. Красавица стояла на одной ножке, вытянув руки, она была…» (танцовщица, «Стойкий оловянный солдатик»)

2. «Одет он чудесно: на нем шелковый кафтан, только нельзя сказать, какого цвета. Он отливает то голубым, то зеленым, то красным, смотря по тому, в какую сторону он повернется». (Оле-Лукойе, «Оле-Лукойе»)

3. «Она была старая и страшная. Нижняя губа у нее отвисла до самой груди» (ведьма, «Огниво»)

4. «Он был так прекрасен, что принцесса низко ему поклонилась, а он сказал ей: «Теперь я только презираю тебя…» (принц-свинопас, «Свинопас»)

5. «У каждого на груди блистала звезда и у левого бока гремела сабля. Они писали алмазными грифелями на золотых досках и отлично умели читать – и по книжке и без книжки, на память» (братья-принцы, «Дикие лебеди»)

6. «Сын был тоже мокрый и безобразный – точь-в-точь, как и его мать, старая…» (сын жабы, «Дюймовочка»)

Конкурс «Сказочная математика». Попробуйте ответить на вопросы «Сколько…»:

1. Сколько историй рассказано Андерсеном в сказке «Снежная королева»? (Семь)

2. Сколько собак увидел солдат в сказке «Огниво»? (Три)

3. Сколько дней каждый год проводили лебеди-братья на родине (в сказке «Дикие лебеди»)? (одиннадцать дней в году)

4. Сколько комнат было в подземелье, куда спустился солдат по приказу ведьмы в сказке «Огниво»? (Три)

5. Сколько сыновей-солдатиков было у старой оловянной ложки в сказке «Стойкий оловянный солдатик»? (Двадцать пять)

6. Сколько тюфяков, перин и горошин положили на постель принцессы в сказке «Принцесса на горошине»? (двадцать тюфяков, двадцать перин и одна горошина)

7. Сколько сыновей и дочерей было у короля в сказке «Дикие лебеди»? (одиннадцать сыновей и одна дочь)

8. Сколько волшебных предметов было в сказке «Свинопас»? (два: чудесный котелок с бубенчиками и музыкальный инструмент - трещотка)

9. Сколько всего поцелуев принцессы потребовал свинопас за свои чудесные подарки (сказка «Свинопас»)? (Десять – за котелок и сто – за трещотку. Всего - 110)

Конкурс «Соедини слова»

Ответы: 1. Ледяная дева; Снежная королева. 2. Красные башмачки; Зеленые крошки. 3. Злой князь; Скверный мальчик. 4. Пастушка и трубочист; Улитка и розовый куст. 5. Дочь болотного царя; Новое платье короля. 6. Судьба репейника; Рассказы солнечного лучика.

Кроссворд

Ответы . По горизонтали: 4. Сказки. 6. Соловей. 8. Дюймовочка. 10. Свинопас. 11. Зонтик. По вертикали: 1. Ласточка. 2. Ромашка. 3. Лебедь. 5. Кай. 7. Горшок. 9. Элиза.

Кроссворд по сказкам Г.Х. Андерсена

По горизонтали : 4. Какие по жанру литературные произведения особенно любил сочинять Г.Х. Андерсен? 6. Птичка, которая своим чудесным пением спасла китайского императора от смерти. 8. Имя девочки, которая родилась в бутоне цветка. 10. Сказка о глупой принцессе, которую наказал бедный, но умный принц. 11. Волшебный предмет Оле-Лукойе.

По вертикали : 1. Птичка - верная подруга Дюймовочки. 2. Сказка о необыкновенном серебряном цветке с золотым сердечком и жаворонке, которые погибли в неволе. 3. Красивая птица, в которую превратился гадкий утенок. 5. Мальчик, сердце которого от злого волшебства превратилось в кусочек льда. 7. Волшебный предмет, который смастерил для Принцессы Свинопас. 9. Героиня сказки «Дикие лебеди».

Класс: 2

Работая в начальной школе продолжительное время, всё чаще сталкиваюсь с проблемой: дети не читают детскую литературу или читают только указанное произведение. Компьютер, интернет заменили живое слово. А ведь только самостоятельное чтение развивает воображение, мышление, творческую мысль ребёнка. Как активизировать работу ученика на уроке литературного чтения? Как заставить вчитываться в текст, «видеть» читаемое, сопереживать героям, учиться у них, оценивая их поступки?

Несколько лет подряд провожу литературные викторины. Такой вид работы может проводиться в рамках урока и во внеурочной деятельности. Вопросы викторины подобраны так, что нужно обязательно прочитать произведение иначе не ответить. Вопрос соревнования между группами также играет свою роль.

После раздела «Волшебные сказки» провожу викторину по сказке Г.Х.Андерсена «Стойкий оловянный солдатик», затем продолжается эта работа во внеурочной работе. Так мы подробно знакомимся со всеми сказками писателя.

Приведу примеры вопросов викторины по сказкам Г.Х.Андерсена.

Тема: «Волшебные сказки. Литературная викторина по сказкам Г.Х.Андерсена».

(Проводится после завершения работы над разделом I..)

Цель:

  1. Развивать интерес к чтению.
  2. Формировать у детей тип правильной читательской деятельности.
  3. Обучать работе с детской книгой.
  4. Подвести итог осмысления и освоения детьми прочитанных сказок Г.Х.Андерсена, суть процесса «вчитывания» в текст.
  5. Пополнить словарный запас учащихся.
  6. Воспитывать понимание добра и зла, умение оценивать действия и поступки героев.

Оборудование:

  • выставка книг Г.Х.Андерсена: «Дюймовочка», «Стойкий оловянный солдатик»,«Гадкий утёнок», «Дикие лебеди», «Огниво», «Снежная королева»;
  • рисунки по прочитанным сказкам;
  • предметы «забытые» сказочными героями;
  • презентации-викторины по прочитанным сказкам.

Ход внеклассного мероприятия

I. Подготовительная работа.

Класс разделён на пять групп по 5-6 человек в каждой. Дети читают сказки Г.Х.Андерсена в определённом порядке:

  1. «Стойкий оловянный солдатик».
  2. «Дюймовочка».
  3. «Гадкий утёнок».
  4. «Огниво».
  5. «Дикие лебеди».
  6. «Снежная королева».

На прочтение каждой сказки во внеурочной работе даётся определённое время – 2-3 недели. После прочтения – выступления учащихся: «Вопросы- ответы», «забытые вещи» героев, рисунки по содержанию. Выявляются победители каждого этапа работы.

Вопросы викторины по сказке Г.Х.Андерсена «Стойкий оловянный солдатик».

  1. Как они оказались у мальчика? (Подарили в день рождения.)
  2. Что мог сделать солдатик, чтобы его заметили на мостовой? (Закричать, но считал неприличным.)
  3. Что решили сделать мальчишки? (Отправить солдатика в плавание.)
  4. На чём отправился в плавание оловянный солдатик? (Бумажная лодочка.)
  5. Что увидел солдатик стоя на столе? (Ту самую комнату, того мальчика, то самое окно, те игрушки, дворец, красавицу танцовщицу.)
  6. Что сделал мальчик? (Бросил солдатика в печку.)
  7. Что случилось с танцовщицей? (Порхнула в печку за оловянным солдатиком.)

Вопросы викторины по сказке «Дюймовочка».

  1. Какой цветок вырос из зёрнышка? (Как тюльпан.)
  2. Что было вместо вёсел? (2 конских волоса.)
  3. Куда поставила жаба ореховую скорлупу? (На лист кувшинки.)
  4. Какие слова говорил сын жабы? (Коакс.коакс. брекке-ке-кекс.)
  5. Кто помог Дюймовочке уйти от жабы? (Рыбки перегрызли стебель кувшинки.)
  6. Почему Дюймовочка смогла поплыть быстрее? (Один конец пояса привязала к мотыльку, а другой к листу кувшинки.)
  7. Кто унёс Дюймовочку с листа кувшинки? (Майский жук.)
  8. Чему удивлялись жучки- барышни разглядывая Дюймовочку? (2 ножки, нет щупалец, очень некрасивая.)
  9. Где жила Дюймовочка после листа кувшинки? (В лесу.)
  10. Почему её колыбелька не мокла под дождём? (Под листом лопуха.)
  11. Куда пошла Дюймовочка из леса зимой? (В поле.)
  12. К кому пришла Дюймовочка? (К полевой мыши.)
  13. Что попросила Дюймовочка у мыши? (Кусочек ячменного зёрнышка.)
  14. Кто пришёл в гости к мыши? (Крот.)
  15. Каким был домик крота? (В 20 раз больше, много комнат и длинный коридор.)
  16. Кого увидела Дюймовочка в коридоре у крота? (Ласточку.)
  17. Почему ласточка не улетела на юг? (Поранила крыло о терновый куст.)
  18. Кто готовил ткани для приданого Дюймовочки? (4 паука ткали ткани.)
  19. Почему Дюймовочка не упала улетая с ласточкой? (Привязалась поясом к самому большому пёрышку.)
  20. Куда опустила ласточка Дюймовочку? (На белый лепесток цветов.)
  21. Кого встретила Дюймовочка в чашечке лепестка? (Король эльфов. Маленький человечек.)
  22. Самый лучший подарок эльфов? (Прозрачные крылышки как у стрекозы.)

Викторина по сказке Г.Х.Андерсена «Гадкий утёнок».

  1. Какое было время года? (Лето.)
  2. Какими были лопухи? (Дети стояли в полный рост.)
  3. Чем мир лучше скорлупы? (Просторный.)
  4. Почему утка уселась опять в гнездо? (1 большое яйцо не лопнуло.)
  5. В какое общество ввела утка утят? (Птичий двор.)
  6. Чему учила утят мать-утка? (Лапки наружу, здороваться «Кряк!».)
  7. Что сделала злая утка с гадким утёнком? (Клюнула в шею.)
  8. Кто дразнил, клевал гадкого утёнка? (Утки, куры, братья, сёстры, мать, девушка, которая кормила.)
  9. Где очутился гадкий утёнок, сбежав со двора? (На болоте.)
  10. Сколько дней он сидел на болоте? (2 дня.)
  11. Что случилось с гусаками на болоте? (Застрелили охотники.)
  12. Куда добежал гадкий утёнок? (До бедной избушки.)
  13. Кто жил в избушке? (Старуха с котом и курицей.)
  14. Как старуха звала кота и курицу? (Сыночком и Коротконожкой.)
  15. Что случилось с утёнком зимой в полынье? (Примёрз ко льду.)
  16. Кто спас утёнка? (Крестьянин.)
  17. Кого встретил утёнок весной на воде? (3 белых лебедя.)
  18. Что увидел утёнок в воде? (Своё прекрасное отражение.)
  19. Что говорили дети и взрослые? (Новый лебедь лучше всех!)

Викторина по сказке Г.Х.Андерсена «Огниво».

  1. Что обещала ведьма солдату? (Денег.)
  2. Какое задание получил солдат? (Залезть в дупло.)
  3. Какие глаза были у 1 собаки? (Словно 2 чайных блюдца.)
  4. Какие глаза были у 2 собаки? (Мельничные колёса.)
  5. Какие глаза были у 3 собаки? (С башню.)
  6. Какие деньги были в 1, 2. 3 сундуках? (Медь, серебро, золото.)
  7. Полушка – это сколько? (Мелкая монета – одна четвёртая копейки.)
  8. Что просила ведьма? (Старое огниво.)
  9. Как можно справиться с собаками? (Посадить на клетчатый передник.)
  10. Что взял солдат? (Золото, огниво.)
  11. Куда пришёл солдат? (В город.)
  12. Чему удивился слуга, который чистил сапоги? (Богатый господин, а старые сапоги.)
  13. Кем стал солдат? (Барином.)
  14. Кого хотел увидеть солдат? (Повидать принцессу.)
  15. Как стал жить солдат? (Ходил в театры, жил весело, раздавал бедным деньги.)
  16. Сколько денег осталось у солдата? (2 денежки, обеднел.)
  17. Почему солдат вспомнил про огниво? (Не было денег на свечку, думал высечь огонь.)
  18. Что принесла 1 собака? (Мешок медных денег.)
  19. Какой 2 приказ дал солдат собаке? (Принести принцессу.)
  20. Как старуха фрейлина узнала про солдата? (Надела непромокаемые сапоги и пустилась вдогонку.)
  21. Как отметила старуха дом солдата? (Крест мелом.)
  22. В чём хитрость королевы? (Мешочек с крупой на спину принцессе.)
  23. Кто принёс огниво солдату в тюрьму? (Мальчик.)
  24. Сколько монет и каких он получил? (4 серебряных монеты.)
  25. Кто спас солдата? (3 собаки.)
  26. Как радовались собаки? (Плясали перед каретой и кричали «ура».)
  27. Сколько времени длился пир? (Неделю.)
  28. Где сидели 3 собаки? (За столом, ели, пили и вертели громадными глазами.)

Викторина по сказке Г. Х. Андерсена «Дикие лебеди».

  1. Сколько детей было у короля? (11 сыновей и 1 дочь Элиза.)
  2. Чем занимались сыновья и дочь? (Ходили в школу, а Элиза рассматривала картинки в книжке.)
  3. Как учились сыновья? (Отлично умели читать по книжке и на память.)
  4. Что случилось в семье короля? (Умерла мать и король женился на мачехе.)
  5. Что задумала злая мачеха? (Избавиться от Элизы.)
  6. Что она сделала? (Отправила её в деревню к чужим людям.)
  7. Что она сделала с принцами? (Превратила в воронов.)
  8. Удалось ли ей довести своё злое дело? (Нет, они превратились в красивых диких лебедей.)
  9. Какие игрушки были у Элизы? (1 листок от дерева.)
  10. Что изменилось в жизни Элизы? (В 15 лет отправили во дворец.)
  11. Кто помогал королеве? (3 жабы.)
  12. Выполнили жабы задание? (Нет.)
  13. Что сделала королева во 2 раз? (Натёрла Элизу соком грецкого ореха, она стала чёрной.)
  14. Почему за книгу Элизы отдано полкоролевства? (Картинки были живые.)
  15. Что сделала Элиза в лесу? (Смыла в ручье черноту.)
  16. Кто встретился на пути Элизы?(Яблоня.)
  17. Где она оказалась? (В самой чаще леса.)
  18. Кто встретился в чаще леса? (Старушка с корзиной ягод.)
  19. Кого встретила она у моря? (11 лебедей с коронами на головах.)
  20. Где живут братья? (За морем.)
  21. Где отдыхают, перелетая море? (На 1 утёсе могут стоять тесно прижавшись.)
  22. Как братья решили перенести Элизу через море? (Плели сетку из ивовой коры и тростника.)
  23. Каким был утёс? (Не больше головы тюленя.)
  24. Кто рассказал Элизе как расколдовать братьев? (Фея Фата – Моргана.)
  25. Какое растение должна нарвать Элиза? (Крапиву.)
  26. Условие феи? (Не разговаривать, пока работает.)
  27. Где оказалась Элиза? (В замке короля.)
  28. Что она увидела в маленькой комнатке? (Связку крапивы и рубашку из крапивы.)
  29. Сколько рубашек успела сплести? (6.)
  30. Кто нашёл её в сыром подземелье? (Младший брат.)
  31. Кто помогал плести последнюю рубашку? (Мыши, дрозд.)
  32. Кому не успела доплести рубашку? (Младшему брату левый рукав, осталось крыло.)
  33. Что появилось на месте костра? (Куст красных роз.)

Викторина по сказке Г.Х. Андерсена «Снежная королева».

I часть – «О зеркале и его осколках»:

  1. Какое чудо сотворил тролль? (Зеркало.)
  2. Что случилось с зеркалом? (Упало на землю и разбилось вдребезги.)
  3. Что видел человек с осколком зеркала в глазу? (Всё только дурное.)
  4. А в сердце? (Сердце превращалось в лёд.)

II часть – «Мальчик и девочка»:

  1. Какой был садик у двух бедных детей? (Побольше цветочного горшка.)
  2. Как зимой дети смотрели друг на друга? (Через кружок от медной монеты на стекле.)
  3. Кого увидел Кай через кружок? (Снежинку – женщину – птицу.)
  4. Что случилось с Каем? (Осколок зеркала попал в глаз и кольнуло в сердце.)
  5. Как изменился Кай? (Видел всё безобразие.)
  6. Где катался Кай на санках? (На большой площади.)
  7. За кем ехал на санках Кай? (За Снежной королевой.)
  8. Как изменился Кай после второго поцелуя снежной королевы? (Забыл Герду, бабушку, всех домашних.)
  9. О чём рассказал Кай Снежной королеве? (Он знает 4 действия арифметики.)
  10. Где днём спал Кай? (У ног Снежной королевы.)

III часть – «Цветник женщины, умевшей колдовать»:

  1. Что о Кае думала Герда? (Кай умер.)
  2. Кто не соглашался? (Солнечный свет, ласточка и сама Герда поверила.)
  3. Кого спрашивала Герда? (Реку.)
  4. Что самого ценного отдала река? (Красные башмачки.)
  5. Что случилось с Гердой? (Лодка несла по течению.)
  6. С кем встретилась Герда? (Со старушкой.)
  7. Что сделала старушка? (Оставила у себя, чесала волосы золотым гребешком.)
  8. Что происходило с Гердой? (Забывала Кая.)
  9. Чем была набита перинка Герды? (Голубыми фиалками.)
  10. Какой цветок на шляпе старушки напомнил Герде о Кае? (Роза.)
  11. Что сделала Герда? (Убежала от старушки.)

IV часть – «Принц и принцесса»:

  1. Кто вспомнил, что видел Кая? (Ворон.)
  2. Куда отправилась Герда? (Искать Кая.)

V часть – «Маленькая разбойница»:

  1. Почему разбойники ухватились за карету? (Была золотая.)
  2. Какие животные томились у маленькой разбойницы? (Голуби, северный олень.)
  3. Куда унесла Кая Снежная королева? (В Лапландию.)
  4. Назови остров (У Северного полюса, на острове Шпицберген.)
  5. Как Герда оказалась в Лапландии? (На северном олене.)

VI часть:

  1. На чём писала слова лапландка? (На сушёной треске.)
  2. Что сделала финка с треской? (Сварила.)

VII часть:

  1. Какое слово не мог сложить Кай? (Слово «вечность».)
  2. Как Кай избавился от осколков льда? (Заплакал.)

После подведения итогов проводим итоговую викторину по сказкам Г. Х. Андерсена.

Итоговая викторина по сказкам Г.Х.Андерсена.

  1. Какие сказки Г.Х.Андерсена вы знаете?
  2. Дюйм – это сколько? (2,54 см.)
  3. Какое зёрнышко дала колдунья? (Ячменное.)
  4. Какой цветок вырос из зёрнышка? (Похожий на тюльпан.)
  5. Что было лодочкой у Дюймовочки? (Лепесток тюльпана.)
  6. Что было вместо вёсел? (Два конских волоса.)
  7. За что мышь оставила Дюймовочку жить у себя? (Убирать дом, рассказывать сказки.)
  8. Самый лучший подарок эльфов для Дюймовочки? (Прозрачные крылышки, как у стрекозы.)
  9. Куда полетела ласточка из тёплых краёв? (В Данию.)
  10. В какое время года происходили события с утёнком? (Лето.)
  11. Какой высоты были лопухи? (Дети могли стоять в полный рост.)
  12. Почему утка уселась опять в гнездо? (Одно большое яйцо не лопнуло.)
  13. Чему учила старая утка? (Бросить яйцо и учить утят плавать.)
  14. Каким был птенец? (Большой и гадкий.)
  15. Как называли птиц, которых увидел утёнок? (Лебеди.)
  16. Что увидел утёнок в воде? (Своё отражение.)
  17. Что говорили дети и взрослые? (Новый лебедь лучше всех.)
  18. Сколько было оловянных солдатиков? (25.)
  19. Как они оказались у мальчика? (Подарили на день рождение.)
  20. Почему вечером солдатика не уложили спать? (Притаился за табакеркой.)
  21. Кто жил в табакерке? (Чертёнок.)
  22. На чём отправился в плавание оловянный солдатик? (На бумажной лодочке.)
  23. Кого он встретил под мостом? (Водяную крысу.)
  24. Что потребовала крыса у оловянного солдатика? (Паспорт.)
  25. Что случилось с лодочкой? (Зачерпнула воды и стала тонуть.)
  26. Кто вынырнул из воды? (Большая рыба.)
  27. Где оказался солдатик? (В желудке у рыбы.)
  28. В чём стойкость солдатика? (Хотел заплакать, но удержался.)
  29. Что сделал мальчик? (Бросил солдатика в печь.)
  30. Что случилось с танцовщицей? (Порхнула в печь вслед за оловянным солдатиком.)

В конце работы подводятся итоги викторин. Награждаются победители викторины медалями и сладкими призами. Самых активных участников викторины отмечаем в классном уголке – оставил след на тропинке «Книга – лучший друг». В конце года мы провели литературный праздник совместно с учащимися 9 классов, где дети сыграли роль Г.Х.Андерсена и нам очень пригодились знания, полученные в результате литературных викторин.