Чем знаменит Иван Сусанин? Иван Сусанин: биография, подвиг. Сусанины Взамен праздника революции

Имя Ивана Сусанина в нашей стране знакомо даже школьникам. Но многие ли знают, где находится то болото, в которое он завел поляков, и помнит, зачем вообще он это сделал? А ведь дело было в Костромской области, и маршрут Сусанина вполне можно повторить, совместив с осмотром возникших на нем достопримечательностей.

Путь от Костромы до Сусанино в слякотную зимнюю погоду не назовешь приятным. Качество дорожного покрытия оставляет желать лучшего, из-под колес проносящихся мимо машин беспрерывно летит грязь, заставляя чуть ли не литрами расходовать стеклоомывайку. Невольно начинаешь сочувствовать полякам, которых занесла сюда нелегкая четыре столетия назад.Райцентр Сусанино появляется на горизонте примерно после часа пути слева впереди, за речкой. В центре панорамы очень скоро оказывается пятиглавая церковь с шатровой колокольней, очертания которой многим могут показаться знакомыми. Не удивляйтесь - Воскресенский храм конца XVII века вы действительно, скорее всего, видели не раз - разумеется, не живьем, а на картине Алексея Саврасова "Грачи прилетели". Свою главную работу выдающийся русский пейзажист создал именно здесь - правда, не в Сусанино, а в Молвитино - именно так называлось село до 1939 года. Найти ракурс, с которого Саврасов писал своих "Грачей", в современном Сусанино вам вряд ли удастся - по всей видимости, работая над картиной, художник весьма вольно переосмыслил открывавшийся его взору пейзаж.




К легендарному подвигу Ивана Сусанина райцентр, несмотря на свое название, прямого отношения не имеет - исторические события конца Смутного времени разворачивались примерно в десяти километрах отсюда - в окрестностях Домнино. "Отворотку" на эту деревню до асфальта никто не чистит, поэтому дорога оказывается куда более чистой и живописной. Само Домнино встречает путников аккуратной белостенной церковью с изящными голубыми главками, но в целом внешне мало отличается от тысяч других российских деревень.



Вся разница - в историческом содержании. Согласно канонической версии отечественной истории, в конце зимы - начале весны 1613 года в Домнино, родовой вотчине своей матери, находился только-только избранный на царство и еще даже не знавший об этом основатель династии Романовых Михаил Федорович. Церковь при въезде в деревню стоит как раз на том месте, где в начале XVII века располагался усадебный дом бояр Шестовых, из рода которых происходила мать новоизбранного государя. Кроме того, по одной из версий, именно на территории храма находится могила самого известного российского гида-экскурсовода и по совместительству национального героя Ивана Сусанина.

Сусанин тоже был родом из Домнино и, как мы знаем из анекдотов, обладал лидерскими качествами и способностью повести за собой людей. К 1613 году он, правда, уже жил в Деревеньках - населенном пункте в паре километров от Домнино. Видимо, именно там Сусанин и встретил польский отряд, рыскавший по костромской глубинке в поисках новоизбранного русского государя. Смекнув, что ничего хорошего встреча с заблудшими польскими "туристами" Михаилу Федоровичу не сулит, Сусанин отправил в Домнино с тревожной весточкой своего зятя, а сам, пообещав незваным гостям показать туда дорогу, повел их в ровно противоположную сторону.


В отличие от неплохо сохранившегося Домнино, о существовании Деревенек в наши дни напоминает только небольшая кирпичная часовня, сооруженная к 300-летию дома Романовых - вроде как на том самом месте, где стояла изба Ивана Сусанина. Часовню видно с дороги, которая ведет сюда из Домнино. Еще пара минут езды по "шоссе" из плотно укатанного снега, и очередная развилка встречает нас необычным дорожным указателем. То есть выглядит-то указатель вполне обычно - белые буквы на синем фоне - все по ГОСТу, нестандартна только надпись на нем: "Место подвига И. Сусанина". И главное - никаких стрелок, задающих направление движения. А вокруг только заснеженный лес, сугробы - и ни души. В общем, немного мистическое место - не позавидуешь автомобилисту, который сбившись с пути, окажется перед этой табличкой. Хуже, наверное, только щит, предупреждающий о том, что вы въехали на территорию "Бермудского треугольника".

Переборов разбежавшиеся по телу мурашки, решаем повернуть направо и очень скоро упираемся в стоящий на краю обрыва огромный валун, от которого открывается впечатляющий вид на поросшее мелколесьем Исуповское болото площадью около двух тысяч гектаров. От непогоды валун покрыт слоем инея, через который проступает еще одна лаконичная надпись: "Иван Сусанин. 1613". Этот памятный знак был установлен здесь в конце 80-х, когда в стране отмечалось 375-летие подвига Сусанина. Тогда же сюда проложили асфальтированную дорогу. Говорят, за это местные жители до сих пор благодарны своему знаменитому земляку ничуть не меньше, чем за спасение царя от поляков.



Стоило нам выйти из машины, как из-за камня выплыл колоритный дедушка в валенках, шапке-ушанке и с роскошными закрученными кончиками вверх усами. Вылитый Сусанин, решили мы. "Вы только мусор после себя не оставляйте!" - первым делом предупредил он. Оказалось, это один из пожилых домнинцев выбрал себя ответственным за поддержание исторического места в чистоте и теперь каждый день ходит сюда пешком на дежурства.



"Вооон там Сусанин погиб", - указал наш новый знакомый на красную сосну посреди болота и протянул армейский бинокль, чтобы мы могли получше ее разглядеть. К сосне выложена досками 2,5-километровая тропа по болоту. Спуск к ней начинается прямо за мемориальным камнем. Стоит ли соваться на болото без проводника (тем более в зимой) - решайте сами. Но помните, что, учитывая исторический опыт, брать гида из местных - тоже не лучшая идея. Хотя, говорят, вообще-то для туристов тут устраивают целые театрализованные программы. Экскурсанты устремляется по деревянным мосткам вглубь болота вслед за ряженым Сусаниным, а замыкает группу сопровождающий в костюме польского шляхтича, который периодически интересуется у Сусанина, не забыл ли он дорогу.



Если в отличие от польских первопроходцев вам повезет благополучно вернуться с Исуповского болота, на обратном пути можно все-таки заехать в райцентр и посетить музей подвига Ивана Сусанина. Тем более, что расположен он как раз в той самой церкви, что изображена на картине "Грачи прилетели". Экспозиция музея рассказывает не только о самом подвиге, но и о культе Сусанина, увековечивании его поступка в искусстве (один из самых интересных экспонатов находящаяся в рабочем состоянии музыкальная шкатулка, проигрывающая фрагмент оперы Глинки "Жизнь за царя"), и о последователях "гида"-патриота.

В музее хранятся истории более полусотни человек, в разные годы и войны повторивших подвиг Сусанина. Например, в августе 1919 года алтайский крестьянин Федор Гуляев не только завел в болото 700 колчаковских кавалеристов, но еще и сумел сам выбраться из этой переделки целым и невредимым. За этот подвиг революционер получил из рук Ленина серебряные часы и шашку, а ВЦИК специальным указом присвоил ему почетную фамилию - Сусанин.





Любопытно, что сусанинская-молвитинская земля дала нашей стране еще одного цареспасителя - шапочного мастера Осипа Ивановича Комиссарова, уроженца Молвитина. 4 апреля 1866 года он отвел руку с пистолетом покушавшегося на императора Александра II террориста Дмитрий Каракозова у Летнего сада в Петербурге. За это его возвели в потомственное дворянство с фамилией Комиссаров-Костромской, а в Молвитино до 1917 года ему даже стоял памятник.

Иван Сусанин - народный герой, символ «мужицкой» преданности царю. За четыре столетия его имя и легенда о чудесном спасении первого государя из рода Романовых стали частью фольклора.

Откуда узнали?

История о подвиге Ивана Сусанина до начала XIX века передавалась его потомками из уст в уста. Широкая публика узнала о ней только в 1812 году, благодаря выходу рассказа писателя Сергея Николаевича Глинки в журнале «Русский вестник».

Позднее именно на этой публикации основывались пьеса «Иван Сусанин» и знаменитая опера Михаила Ивановича Глинки «Жизнь за царя». Глинка рассказал историю про Ивана Сусанина так. В 1613 году изгнания поляков из Москвы, их банды мародерствовали во внутренних областях России. В феврале этого же года Земский собор в Москве провозгласил царем, и притом заочно, Михаила Федоровича Романова. Но сам Михаил Федорович в это время находился в своей вотчине в Костромской области и одна из польских шаек решила его погубить. Но где его искать, поляки не знали.

Зайдя в село Домнино, они встретили крестьянина Ивана Сусанина и решили у него выпытать, где пребывает новоизбранный царь. Но Сусанин, смекнув, что поляки хотят погубить молодого государя, не только не сказал им, где он находится, но и повел их в противоположную сторону. По дороге, он зашел в свою избу и незаметно отправил своего маленького сынишку к царю, чтобы предупредить его об опасности. Заведя ляхов в непроходимую чащу, Иван Сусанин произнес: «Злодеи! Вот голова моя; делайте со мною, что хотите; кого вы ищете, тот вам не достанется!». После этого, поляки зарубили саблями героя, но сами выбраться из чащи не смогли и царь был спасен.

Зять-наследник

Таким образом, история Ивана Сусанина спустя 200 лет обрела новые подробности литературного характера. Естественно, что предсмертные слова Ивана Сусанина выдумал сам Глинка. Многие детали он также добавил в рассказ о Сусанине «для красного словца». Но какие именно это были подробности? Что же мы реально знаем об Иване Сусанине?

Что-то можно предположить. Например, что Сусанин был вдовцом и у него была дочь, которая и наследовала ему. В царской грамоте, данной 30 ноября 1619 года (уникальном и самом раннем источнике о существовании костромского крестьянина) зятю Ивана Сусанина Богдану Сабинину даруется половина деревни с «обелением» от всех податей и повинностей «за службу к нам и за кровь, и за терпение…». Бесспорно, что такой документ мог быть только признанием больших заслуг семейства перед царем.

Родственники Сусанина

Некоторые предположения, что мать Сусанина звали Сусанна, а сам он был сельским старостой являются скорее домыслами. А вот отчество Сусанина – Осипович, было придумано историками уже в XIX веке и не подтверждается никакими документами.

Однако сам тот факт, что царь снизошел до простого крестьянина и еще дважды из Москвы подтверждал привилегии, освобождавшие от податей, в 1633 и 1691 годах заслуживает внимания.

В рассказе Глинки, по сравнению с текстом грамоты, есть два основных вымышленных сюжета. Первый – сын Сусанина. Как мы знаем, наследовала ему дочь Антонида (в том числе и царские привилегии), что было возможно только в отсутствие мужского потомства. Но ведь сын мог умереть и раньше? Как показывают исследования (Велижев, Лавринович) это не так. Еще в 1731 году потомками Сусанина была сделана попытка ввести в рассказ о спасении царя еще одного родственника – будущего мужа Антониды. Его якобы послал Сусанин предупредить царя об опасности.

Однако этой выдумке не поверили и прошение (имевшее целью получить более широкие льготы) не утвердили. Таким образом, и сын и зять Сусанина не существовали и были добавлены в легенду о спасении царя позднее. То же можно сказать и о том, что Сусанин увел поляков в чащи (или болота). В документах XVII века известно только, что Сусанин не выдал местоположение царя, а романтический эпизод с глухими местами был добавлен позже.

Иван Сусанин и ДНК

В начале 2000-х годов в прессе появились несколько сообщений о находке могилы Ивана Сусанина. Археологи основывали свою гипотезу на том, что на нескольких скелетах, найденных в результатах раскопок недалеко от села Домнино, были обнаружены следы ударов холодным оружием, возможно сабли.

Однако они исходили из гипотезы, что Сусанин был похоронен, что также еще требовалось доказать. Медики-криминалисты, изучавшие найденные останки, хотя и отметили многие сходные черты в антропометрическом строении найденных скелетов и потомков Сусанина в 8 – 15 поколениях, уклонились от однозначной идентификации наиболее вероятного скелета. Судьбу должен был решить анализ ДНК костей, однако проведенное исследование не дало никаких надежных положительных результатов.

Иван Сусанин XX века

Тем не менее, едва ли сейчас можно сомневаться, что подвиг Ивана Сусанина был выдуман. Задокументированные примеры таких поступков хорошо известны в отечественной истории.

Самым знаменитым является подвиг крестьянина Матвея Кузьмина зимой 1942 года. В районе его деревни в Псковской области батальон немецкой 1-й горнострелковой дивизии хотел совершить обход позиций советских войск. В качестве проводника немцы выбрали 83-летнего Матвея Кузьмина. Однако тот, вызвавшись вести отряд, незаметно отправил 11-летнего внука Сергея (это не было уже выдумкой более поздних рассказчиков) в расположение советских войск и передал через него время и место засады.

В условленное время Матвей Кузьмин вывел немцев на позиции советских пулеметчиков. История эта была передана советским Информбюро, а Матвею Кузьмину посмертно было присвоено звание героя Советского Союза.

При этом, сам Матвей Кузьмин об Иване Сусанине знал едва ли – псковский охотник вероятно был неграмотным. Ну а если знал, то это тоже неудивительно. В России, как и позднее, в СССР, подвиг Ивана Сусанина широко использовался в массовой пропаганде. Опера Глинки «Жизнь за царя» сменила название на «Иван Сусанин», к патриотическому образу костромского крестьянина обращались писатели, художники, поэты на протяжении и XIX и XX веков. О реальном Иване Сусанине мы знаем очень мало, однако больше чем о любом другом крестьянине того времени. Его существование документально подтверждено, он даже своим молчанием совершил подвиг и не выдал молодого Михаила Романова, на которого охотились ляхи.

Четвертого ноября Россия отмечала День народного единства, знаменующий годовщину изгнания из Кремля поляков. Это событие считается символическим завершением Великой смуты — периода хаоса, в который московское царство погрузилось в конце XVI века, через некоторое время после смерти в 1584 году Ивана Грозного. На этот раз праздник имел особое звучание, поскольку этому событию исполнилось 400 лет.

Взамен праздника революции

Российские историки спорят, что произошло в Москве четвертого ноября 1612 года. Одни говорят, что ничего, другие доказывают, что в тот день пал не Кремль, а Китай-город, который обороняли польско-литовские отряды, черед же резиденции царей пришел чуть позже. Ученые, близкие коммунистическим позициям, утверждают, что Кремль пал седьмого ноября. Если согласиться с этим аргументом, День народного единства следовало бы перенести на эту дату, а на нее приходится годовщина переворота большевиков 1917 года, вошедшего в историю как Октябрьская революция. Но это уже невозможно, потому что восемь лет назад новый государственный праздник появился именно для того, чтобы положить начало новой традиции и заставить народ забыть про Ленина и большевиков.

Как бы там ни было с датами, кремлевский гарнизон под предводительством полковника Миколая Струся (Mikołaj Struś) отважно оборонялся от ополченцев, которых возглавляли Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский.

По сообщениям российских летописцев, отрезанные от поставок продовольствия поляки не сдавались до тех пор, пока не съели всех кремлевских крыс, ремни и сделанные из свиных шкур переплеты книг из царской библиотеки. Они якобы даже выкапывали и ели разлагающиеся трупы павших товарищей. Прежде чем Миколай Струсь сдал Кремль он выпустил оттуда тех русских, кто перешел на сторону поляков и хотел видеть на троне Владислава Вазу — сына польского короля и великого князя литовского Сигизмунда III. Среди отпущенных был 16-летний Михаил Романов.

Куда Сусанин завел поляков?

Михаил с матерью, которая тоже была в Кремле у поляков, сбежал из столицы, опасаясь, что за сношения с ляхами им пришлось бы отвечать головой. Они направились в принадлежащее им село Домнино под Костромой, оставаясь там и в начале 1613 года, когда на заседании Земского собора бояре избрали Михаила царем, положив начало династии Романовых, которая правила Россией больше трех столетий — вплоть до февральской революции 1917 года.

И именно тогда, когда 16-летний Михаил прятался в мрачных костромских лесах, на сцене появился Иван Сусанин. Известно о нем, собственно, мало. Возможно, он был простым крестьянином из деревни Деревеньки, возможно, сельским старостой, а, может быть, (уже не таким простым) управляющим домнинской вотчиной.

Вокруг владений несовершеннолетнего монарха, как описывал это потом сам царь, ходили польские и литовские люди. Они искали Михаила. Возможно, они хотели выкрасть его ради выкупа, а, возможно, были присланы убить конкурента царевича Владислава на трон. Один из таких отрядов оказался ночью в Деревеньках. Поляки потребовали, чтобы Сусанин отвел их утром к царю. Тот согласился, но послал своего зятя предостеречь Михаила, а сам надел оставленные кем-то из Романовых сапоги и, когда поляки заснули, отправился с собаками к одному из окрестных болот.

Утром он сказал, что Михаил ушел на охоту, и показал в качестве доказательства барские и собачьи следы на снегу. Интервенты, зная, что крестьяне носят лапти, поверили в это и пошли за Сусаниным. Когда в полдень солнце стало топить лед, поляки один за другим провалились в топь. Они поняли, что провожатый их обманул, и успели, прежде чем утонули в болоте, зарубить Сусанина шашками.

Эту легенду воспроизвел Михаил Глинка в своей опере «Иван Сусанин», которая была поставлена в 1836 году (царь Николай I велел поменять ее название на более патриотическое — «Жизнь за царя». Обожавший эту оперу Сталин вернул исходное название, но сегодня в употребление вернулся изначальный вариант).

Другая версия легенды, которой придерживается историк и автор книги «Иван Сусанин: легенды и действительность» Николай Зонтиков, гласит, что герой не заводил никуда поляков и литовцев. Они сами нашли его в Домнине, полагая, что Сусанин, будучи там управляющим, знает, где прячется новоиспеченный царь. Однако даже под пытками тот не выдал своего господина. История, однако, заканчивается так же как и у Глинки: героя зарубают шашками.

Царская благодарность

Первый документ, подтверждающий, что Сусанин существовал и на самом деле вел себе геройски, появился спустя семь лет после его смерти (если таковая была). Поздней осенью 1619 года царь Михаил I прибыл в родные края, и здесь, как гласит предание, перед ним на колени пал зять Сусанина Богдан Сабинин, осмелившись поведать правителю о подвигах своего покойного тестя.

Через некоторое время царь велел составить грамоту, то есть своего рода заявление, в котором говорилось, что «в те поры приходили в Костромской уезд польские и литовские люди», они схватили Сусанина и «пытали великими, немереными пытками и пытали у него, где в те поры Мы, Великий Государь, Царь и Великий Князь Михайло Федорович всея Руси, были и он, Иван, ведая про нас, Великого Государя, где мы в те поры были, терпя от тех польских и литовских людей немереные пытки, про нас, Великого Государя, тем польским и литовским людям не сказал, а польские и литовские люди замучили его до смерти».

История о смерти тестя сыграла Сабинину на руку. Благодаря царской грамоте Сусанин был не только провозглашен героем и мучеником за царя, но и получил половину деревни Деревеньки. Царь освободил потомков Сусанина от податей и воинской повинности, и никаким властям не было позволено без ведома государя вмешиваться в их дела. Таких прав не было у самых выдающихся аристократических родов. Потомки Сусанина начали злоупотреблять своими привилегиями, а их деревня стала пристанищем беглых крепостных крестьян.

… почему так долго медлили?

Царь Михаил довольно долго откладывал публичное признание заслуг Сусанина, что можно объяснить запутанной историей семьи Романовых. Царь Борис Годунов (1598-1605) видя в Федоре, отце Михаила Романова, конкурента, отправил его в монастырь, где тот стал монахом и принял имя Филарет. С 1612 года он стал патриархом Всея Руси и поддерживал кандидатуру королевича Владислава, но когда оказалось, что притязания на трон есть и у короля Сигизмунда III, Филарет отвернулся от поддержки Речи Посполитой. Он был пленен в Мальборке, а в 1629 году обменян на полковника Стурся.

Царь Михаил смог объявить Сусанина героем лишь спустя семь лет после его смерти, уже не опасаясь, что ляхи из мести поступят с его отцом как с патриархом Гермогеном, которого они заморили голодом. А, может быть, все-таки, как полагают некоторые исследователи, вся история про крестьянина, пожертвовавшего жизнь за царя, была лишь выдумкой царского двора, которой нуждался в мученике для легитимизации и прославления неуверенно чувствующего себя на троне Романова?

70 Сусаниных

Свои Сусанины — простаки, готовые пойти на смерть ради правителя — нужны были не только Михаилу. Историки насчитали по меньшей мере 70 героев, повторивших подвиг костромского крестьянина. Среди них — замученныхй до смерти поляками Никита Галаган, который в ходе восстания Богдана Хмельницкого (1648-54) завел польский отряд в устроенную казаками ловушку. Или уроженец села Молвитино Костромской губернии (с 1939 года Сусанино) Осип Комиссаров, который четвертого апреля 1866 года в Петербурге выбил пистолет из рук народовольца Дмитрия Каракозова, собиравшегося стрелять в Александра II. Комиссаров, до этого продававший на улице шапки, получил в награду от императора имение на Украине.

Свои Сусанины были и у большевиков. Ленин, например, наградил орденом Красного Знамени сибирского крестьянина Федора Гуляева, который завел в непроходимые болота белогвардейский отряд. Герой получил и новую фамилию: Гуляев-Сусанин.

Кандидат на алтарь

Новая традиция, в соответствии с которой россияне должны забыть про Ленина и праздновать изгнание поляков из Кремля, было бы неплохо усилить религиозным аспектом. В церковном календаре четвертое ноября — это праздник Казанской иконы Божией Матери, с которой люди Минина и Пожарского осаждали захваченных ляхами Кремль. Не помешал бы и какой-нибудь святой. Разумеется, прекрасным кандидатом мог бы стать Сусанин, которого хочет вознести на алтарь Костромская епархия. Покойный глава Русской православной церкви Алексий II поддерживал эту инициативу и заявлял, что она достойна внимания.

Реальность фигуры Сусанина нужно было доказать, поэтому археологи несколько лет работали в окрестностях болот, куда тот якобы завел поляков, и обнаружили там около 400 могил. Звучали даже заявления, что там был найден череп «почти наверняка» принадлежащий героическому крестьянину, однако убедительных доказательств не появилось.

Кандидат в святые стал между тем героем множества анекдотов, его имя известно практически каждому россиянину благодаря расхожим шуткам о ненадежном провожатом. Например, таким: «Продам словарь польского мата. Иван Сусанин» или «Четвертое ноября — день Ивана Сусанина и главный праздник партии "Единая Россия". Они тоже сами понятия не имеют, куда ведут страну».

По местам Ивана Сусанина

Имя Ивана Сусанина и его подвиг в нашей стране знакомы даже школьникам. Но многие ли знают, где находится то болото, в которое он завел поляков, и помнит, зачем вообще он это сделал? А ведь дело было в Костромской области, и маршрут Сусанина вполне можно повторить, совместив с осмотром возникших на нем достопримечательностей.


Путь от Костромы до Сусанино в слякотную зимнюю погоду не назовешь приятным. Качество дорожного покрытия оставляет желать лучшего, из-под колес проносящихся мимо машин беспрерывно летит грязь, заставляя чуть ли не литрами расходовать стеклоомывайку. Невольно начинаешь сочувствовать полякам, которых занесла сюда нелегкая четыре столетия назад.

Райцентр Сусанино появляется на горизонте примерно после часа пути слева впереди, за речкой. В центре панорамы очень скоро оказывается пятиглавая церковь с шатровой колокольней, очертания которой многим могут показаться знакомыми.


Не удивляйтесь – Воскресенский храм конца XVII века вы действительно, скорее всего, видели не раз – разумеется, не живьем, а на картине Алексея Саврасова «Грачи прилетели». Свою главную работу выдающийся русский пейзажист создал именно здесь – правда, не в Сусанино, а в Молвитино – именно так называлось село до 1939 года. Найти ракурс, с которого Саврасов писал своих «Грачей», в современном Сусанино вам вряд ли удастся – по всей видимости, работая над картиной, художник весьма вольно переосмыслил открывавшийся его взору пейзаж.


К легендарному подвигу Ивана Сусанина райцентр, несмотря на свое название, прямого отношения не имеет – исторические события конца Смутного времени разворачивались примерно в десяти километрах отсюда – в окрестностях Домнино. «Отворотку» на эту деревню до асфальта никто не чистит, поэтому дорога оказывается куда более чистой и живописной. Само Домнино встречает путников аккуратной белостенной церковью с изящными голубыми главками, но в целом внешне мало отличается от тысяч других российских деревень.


Вся разница – в историческом содержании. Согласно канонической версии отечественной истории, в конце зимы – начале весны 1613 года в Домнино, родовой вотчине своей матери, находился только-только избранный на царство и еще даже не знавший об этом основатель династии Романовых Михаил Федорович. Церковь при въезде в деревню стоит как раз на том месте, где в начале XVII века располагался усадебный дом бояр Шестовых, из рода которых происходила мать новоизбранного государя. Кроме того, по одной из версий, именно на территории храма находится могила самого известного российского гида-экскурсовода и по совместительству национального героя Ивана Сусанина.


Сусанин тоже был родом из Домнино и, как мы знаем из анекдотов, обладал лидерскими качествами и способностью повести за собой людей. К 1613 году он, правда, уже жил в Деревеньках – населенном пункте в паре километров от Домнино. Видимо, именно там Сусанин и встретил польский отряд, рыскавший по костромской глубинке в поисках новоизбранного русского государя. Смекнув, что ничего хорошего встреча с заблудшими польскими «туристами» Михаилу Федоровичу не сулит, Сусанин отправил в Домнино с тревожной весточкой своего зятя, а сам, пообещав незваным гостям показать туда дорогу, повел их в ровно противоположную сторону.


В отличие от неплохо сохранившегося Домнино, о существовании Деревенек в наши дни напоминает только небольшая кирпичная часовня, сооруженная к 300-летию дома Романовых – вроде как на том самом месте, где стояла изба Ивана Сусанина. Часовню видно с дороги, которая ведет сюда из Домнино. Еще пара минут езды по «шоссе» из плотно укатанного снега, и очередная развилка встречает нас необычным дорожным указателем. То есть выглядит-то указатель вполне обычно – белые буквы на синем фоне – все по ГОСТу, нестандартна только надпись на нем: «Место подвига И. Сусанина». И главное – никаких стрелок, задающих направление движения. А вокруг только заснеженный лес, сугробы – и ни души. В общем, немного мистическое место – не позавидуешь автомобилисту, который сбившись с пути, окажется перед этой табличкой. Хуже, наверное, только щит, предупреждающий о том, что вы въехали на территорию «Бермудского треугольника».


Переборов разбежавшиеся по телу мурашки, решаем повернуть направо и очень скоро упираемся в стоящий на краю обрыва огромный валун, от которого открывается впечатляющий вид на поросшее мелколесьем Исуповское болото площадью около двух тысяч гектаров. От непогоды валун покрыт слоем инея, через который проступает еще одна лаконичная надпись: «Иван Сусанин. 1613». Этот памятный знак был установлен здесь в конце 80-х, когда в стране отмечалось 375-летие подвига Сусанина. Тогда же сюда проложили асфальтированную дорогу. Говорят, за это местные жители до сих пор благодарны своему знаменитому земляку ничуть не меньше, чем за спасение царя от поляков.


Стоило нам выйти из машины, как из-за камня выплыл колоритный дедушка в валенках, шапке-ушанке и с роскошными закрученными кончиками вверх усами. Вылитый Сусанин, решили мы. «Вы только мусор после себя не оставляйте!» – первым делом предупредил он. Оказалось, это один из пожилых домнинцев выбрал себя ответственным за поддержание исторического места в чистоте и теперь каждый день ходит сюда пешком на дежурства.


«Вооон там Сусанин погиб», – указал наш новый знакомый на красную сосну посреди болота и протянул армейский бинокль, чтобы мы могли получше ее разглядеть. К сосне выложена досками 2,5-километровая тропа по болоту. Спуск к ней начинается прямо за мемориальным камнем. Стоит ли соваться на болото без проводника (тем более в зимой) – решайте сами. Но помните, что, учитывая исторический опыт, брать гида из местных – тоже не лучшая идея. Хотя, говорят, вообще-то для туристов тут устраивают целые театрализованные программы. Экскурсанты устремляется по деревянным мосткам вглубь болота вслед за ряженым Сусаниным, а замыкает группу сопровождающий в костюме польского шляхтича, который периодически интересуется у Сусанина, не забыл ли он дорогу.


Если в отличие от польских первопроходцев вам повезет благополучно вернуться с Исуповского болота, на обратном пути можно все-таки заехать в райцентр и посетить музей подвига Ивана Сусанина. Тем более, что расположен он как раз в той самой церкви, что изображена на картине «Грачи прилетели». Экспозиция музея рассказывает не только о самом подвиге, но и о культе Сусанина, увековечивании его поступка в искусстве (один из самых интересных экспонатов находящаяся в рабочем состоянии музыкальная шкатулка, проигрывающая фрагмент оперы Глинки «Жизнь за царя»), и о последователях «гида»-патриота.


В музее хранятся истории более полусотни человек, в разные годы и войны повторивших подвиг Сусанина. Например, в августе 1919 года алтайский крестьянин Федор Гуляев не только завел в болото 700 колчаковских кавалеристов, но еще и сумел сам выбраться из этой переделки целым и невредимым. За этот подвиг революционер получил из рук Ленина серебряные часы и шашку, а ВЦИК специальным указом присвоил ему почетную фамилию – Сусанин.


Любопытно, что сусанинская-молвитинская земля дала нашей стране еще одного цареспасителя – шапочного мастера Осипа Ивановича Комиссарова, уроженца Молвитина. 4 апреля 1866 года он отвел руку с пистолетом покушавшегося на императора Александра II террориста Дмитрий Каракозова у Летнего сада в Петербурге. За это его возвели в потомственное дворянство с фамилией Комиссаров-Костромской, а в Молвитино до 1917 года ему даже стоял памятник.


История нашей цивилизации знает немало примеров, когда человек жертвовал своей жизнь во имя своих идеалов. Один из таких людей хорошо известен каждому из нас. Это Иван Сусанин. Менее известно, что до сих пор нет твердых доказательств того, что он совершал то, что ему приписывают. Но попробуем разобраться.

Итак, согласно традиционной версии костромской крестьянин Иван Осипович Сусанин зимой 1613 года пожертвовал своей жизнью ради спасения царя Михаила Романова. Якобы он завел отряд польских интервентов в непроходимое лесное болото, за что был замучен поляками.

Вот, что можно прочесть об этом в Большой Советской Энциклопедии: «Сусанин Иван (умер 1613), герой освободительной борьбы русского народа против польских интервентов в начале 17 в. Крестьянин с. Деревеньки, близ с. Домнино Костромского уезда. Зимой 1612-13 С. был взят в качестве проводника отрядом польской шляхты до с. Домнино — вотчины Романовых, где находился избранный на престол царь Михаил Федорович. Сусанин намеренно завёл отряд в непроходимый болотистый лес, за что был замучен»

Но, пожалуй, пора переходить от художественного вымысла и распространенных заблуждений к исторической правде. А она, как обычно, не столь романтична.

Царь Михаил Романов.

Начнем с того, что в то время царем Михаил Романов еще не был. Это заблуждение. Свое согласие Великому Земскому Собору короноваться на Царский престол он дал 14 марта 1613 года, а Сусанин свой подвиг совершил согласно официальной версии зимой 1613 года.

Что же касается самого Ивана Сусанина, то некоторые исследователи даже сомневались в том, что таковой человек существовал на самом деле. Большинство же историков склонны считать, что Иван Сусанин вполне реальный исторический персонаж.

И все было бы замечательно, да только вот в польских ар­хивах нет никаких подтвержде­ний тому, что хоть какая-то воин­ская часть пропала без вести в районе Костромы. Более того, нет каких-либо данных о том, что в то время поляки вообще там бывали.

Да и Михаила Романова спасать не было никакой необходимости, в то время, когда его якобы искали поляки, будущий царь вместе с матерью находился в хорошо укрепленном Ипатьевском монастыре близ Костромы под охраной сильного отряда дворянской конницы. Да и в самой Костроме войска было не мало. Чтобы хоть как-то покушаться на жизнь царя нужно было иметь приличную армию, которой поблизости не было и в помине.

Другое дело, что вооруженных разбойничьих шаек самого разного толка в округе шаталось изрядное количество. Но, естественно, царю никакой угрозы они не представляли. А вот крестьянин Иван Сусанин очень даже мог быть жертвой этих разбойников. Так, по мнению С.М. Соловьева, Сусанина замучили «не поляки и не литовцы, а казаки или вообще свои русские разбойники». А Н.И. Костомаров, тщательно изучивший легенду о Сусанине писал: «В истории Сусанина достоверно только то, что этот крестьянин был одной из бесчисленных жертв, погибших от разбойников, бродивших по России в Смутное время; действительно ли он погиб за то, что не хотел сказать, где находится новоизбранный царь Михаил Федорович, — остается под сомнением…»

Возможно, поводом для возникновения мифа о подвиге Сусанина, послужила реальная история, о которой упоминает в своих воспоминаниях польский офицер Маскевич. Он пишет, что в марте 1612 года поль­ский продовольственный обоз заблудился в рай­оне нынешнего Волоколам­ска. По той причине, что пробиться к занятой по­ляками Москве отряд не смог, поляки решили вернуться к своим. Но не тут то было. Нанятый в качестве проводника русский крестьянин увел поля­ков в прямо противополож­ную сторону. Как это не печально, но обман был раскрыт и отважный герой был убит интервентами. Как его звали неизвестно. Но, похоже, этот эпизод русско-польского противостояния и был взят за основу поздними русскими литераторами и историками, перенесшими действие драмы под Кост­рому. Официальной же всем нам хорошо известная версия стала примерно в двадцатых годах девятнадцатого века.

Стоит отметить, что наши соотечественники даже не считая былинного Сусанина не раз использовали метод заблуждения, причем в самом прямом смысле этого слова, по отношению к врагам. Так, в мае 1648 года когда Богдан Хмельницкий преследовал польское войско Потоцкого и Калиновского, украинский крестьянин Микита Галаган согласился вывести отступавших поляков, завел их в чащобы к месту засады казаков, за что и поплатился жизнью. В 1701 году помор Иван Седунов посадил на мель перед пушками Архангельской крепости корабли шведской эскадры. За этот подвиг указом Петра Первого ему было пожаловано звание «Первого лоцмана». В 1812 году житель Смоленской губернии Семен Шелаев в лютый мороз завел в лес большой отряд армии Наполеона , откуда многим французам не суждено уже было выйти. В 1919 году житель Алтая Федор Гуляев завел в болото колчаковцев. Оставшегося живым и невредимым Федора принимал в Кремле сам товарищ Ленин, а вместо ордена ему дали новую почетную фамилию – Гуляев-Сусанин. В 1942 году двенадцатилетний Коля Молчанов в лесах Брянщины завел в болото немецкий обоз, после чего вернулся в родное село. Всего же по данным собранным сотрудника музея Ивана Сусанина за четыре века, прошедших с 1613 года 58 человек в той или иной мере повторили мифический подвиг Сусанина.

Улыбнитесь.

Небольшая деревенька возле леса. Немецкий офицер спрашивает маленького мальчика:

— Сколько тебе лет, мальчик?

— Семь.

— А ты знаешь, где прячутся партизаны?

— Знаю.

— А конфетку хочешь? – достает из широких штанин большую и сладкую конфету.

— Хочу.

— Держи. Отведешь нас к партизанам, получишь еще много таких конфет. Согласен?

— Согласен.

— Молодец. Хороший мальчик. – гладит по голове. – А как тебя зовут, мальчик?

— Ваня.

— А фамилия?

— Сусанин.

— Отдай конфетку, гаденыш…