Бобчинский и добчинский - городские помещики из комедии гоголя "ревизор". Характеристика бобчинского и добчинского сравнительная характеристика образов Роль персонажей в произведении

Петр Иванович Бобчинский и Добчинский выступают в роли городских шутов, которые живут провинциальными сплетнями. Окружающие относятся к ним с презрением или же покровительственно. Их терпят, словно домашних животных. Герои подсознательно это понимают и всячески пытаются выслужиться, рассказывая новости и сплетни, которые составляют основу жизни уездного городка. Обращаются с ними без всяких церемоний, и как только их общество наскучит, мгновенно от него избавляются. Насобирав как можно больше свежих сплетен, они начинаются гордиться собственным «достижением». В результате они вырастают в собственных глазах и направляются скорее в гости к знакомым, которые, как они уверены, примут их с радостью.

Рассказывая ту или иную историю, Бобчинский с Добчинским постоянно друг друга перебивают, пытаясь перетянуть одеяло на себя, насладиться собственной важностью, привлечь всеобщее внимание исключительно на себя. История из их уст разбирается подробнейшим образом от самого начала и до конца. Самоутверждаясь таким образом, чиновники занимают себя, наполняют пустое свое содержание той же пустотой. В своем рассказе им хочется скорее добраться до его «грандиозного» финала, но в то же время одолевает неуемное желание продолжать историю до бесконечности, продлевая тем самым свое торжество. Всякий раз им хочется пересказывать новость с самого начала и с еще большими подробностями. Чтобы стать единоличным рассказчиком, Бобчинский указывает на проблемы с дикцией у Добчинского. Последнему остается лишь активно жестикулировать и бросать короткие фразы в редких моментах. Фразы эти моментально перехватываются Бобчинским и рассказ продолжается с еще большим подъемом.

В рассказе вдруг пошла речь о «молодом человеке недурной наружности, в партикулярном платье». На городничего, замученного тяжелым ожиданием ревизора, эта реплика произвела ужасающее впечатление. Далее, проанализировав поведение «чиновника из Петербурга», Бобчинский приходит к окончательному и неоспоримому выводу: «Это, верно, не кто другой, как самый тот чиновник». Очевидно, что городничий всем этим чрезвычайно ошарашен. Он не может поверить в правдивость этих слов. Такого просто не может быть! Вам показалось! Это совсем другой человек. Бобчинский в ответ вопрошает: как же это может быть не он? Денег не дает, в дорогу не отправляется. Зачем же ему здесь находиться, если пункт его назначения – Саратовская губерния.

Городничий осознает ужас всего положения, но пустыми вопросами старается отдалить от себя страшную истину. Бобчинский, наоборот, из кожи вон лезет, чтобы доказать правдивость своих слов, которые придали ему уверенность и такую большую важность.

Действия и слова этих героев полностью соответствуют их сущности. И ни одно из них не вызывает сомнений или удивления. Все в этой комедии закономерно. Бобчинский, как и его друг, с той же уверенностью и очевидностью утверждает о непреложности факта приезда ревизора, и что им является тот самый «молодой человек из Петербурга».

И такой он весь наблюдательный, внимательный, придирчивый: заглянул в каждый уголок, обсмотрел все тарелки, спросил, что кушают. И всем-то он интересуется и такой весь осмотрительный, что страшно вообразить.

После таких разъяснений, места для сомнений просто не остается. Настолько наблюдательный, что тарелки все осмотрел! И если бы в этот момент городничему сказали об осмотрительности его кучера, он бы и его посчитал за ревизора. Ведь именно наблюдательность, по его мнению, является главной отличительной особенностью проверяющего чиновника…

Вариант 2

Гоголь, создавая таких персонажей, как Бобчинский и Добчинский, показал все свое тонкое типологическое мастерство. Несмотря на то, что они всегда ходят вместе, каждый наделен собственным, отличающимся от другого, характером. Например, Бобчинский ловчее Добчинского, в то время как Добчинский обладает некоторой солидностью и серьезностью – он может достойно распускать слухи, думая, что делает что-то важное.

Немаловажная деталь: Добчинский, как только расскажет слушок, сразу побежит на улицу, чтобы насобирать еще слухов. Анна Андреевна каждый раз отправляет его на улицу, чтобы тот исполнил свое предназначение. Именно поэтому, не смотря на то, что один Бобчинский рассказал о приезде ревизора, мэр города везет к нему не только Бобчинского, но и Добчинского. Мол, получится посолиднее и посерьезнее. А первый пусть побудет в роли клоуна, как обычно.

Бобчинский и Добчинский – это дворяне, которые обособились от своих земель. Они ведут подлое и мещанское существование и поэтому изображаются авторами пустышками. Чиновничье общество с его увлечениями азартными играм, распущенностью, развратом, алкоголизмом превратили Добчинского и Бобчинского в пустые манекены, что как призраки шепчут в уши населению неправдоподобные и отчасти лживые слухи.

Довольно детально это показал Гоголь на примере его скудной речи. Речь Бобчинского построена следующим образом. Он не может разделить всю информацию на главные и второстепенные части и поэтому, как только открывает рот, пытается сказать мгновенно и обо всем. И это, конечно, оставляет отпечаток на его речи: она сплошь состоит из коротеньких, всегда не оконченных фраз, только союзно связанных между собой. Делаем логичный вывод, что духовная деградация героя порождает и скупость языка.

Бобчинский и Добчинский – единая структура. Они вместе наблюдают, изучают, рассказывают. Но различия в их характере явно есть, как удалось выяснить выше. Это говорит о том, что друзья превратились постепенно в соперников, самовыдвиженцев, оппозиционеров в неделимом, как казалось ранее, организме. Достаточно вспомнить то, какая обстановка царила за несколько дней до приезда Хлестакова в кабаке. Она была нервной, больной, лихорадочной, сопернической, поскольку Добчинский и Бобчинский в тот момент могли перегрызть друг другу глотки, лишь бы только вперед соперника сообщить горожанам важную весть. Следовательно, мы начинаем постепенно понимать, что своеобразное соревнование двух бывших друзей сыграло важную, если не основную, роль в великом обмане.

Несколько интересных сочинений

  • Образы крестьян в поэме Кому на Руси жить хорошо сочинение

    Писатель создает групповой портрет семерых крестьян, которые путешествуют по Руси и ищут счастливых людей, среди которых, они уверенны, нет крестьян, солдат и прочих более низких классов

  • Сатира Салтыкова-Щедрина (юмор в сказках, произведениях, творчестве) сочинение

    Уже в школьные годы Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин занимался написанием сатирических произведений. Основным видом его деятельности в тот период являлось написание стихотворений «неодобрительного содержания»

  • Образ и характеристика Дефоржа в романе Дубровский Пушкина

    Главным и одновременно второстепенным героем произведения «Дубровский» является преподаватель – француз Дефорж, который выполняют ключевую роль в романе. Впервые учитель появился на станции в доме у смотрителя

  • Осень в картинах русских художников

    Осень в картинах русских художников – “унылая пора”, но, вместе с тем и “очей очарованье”. Теплые желто-золотистые краски, кое-где багрово-красные вкрапления, трогательные спокойные пейзажи во всей простоте и великолепии русской природы.

  • Главные герои произведения Куст сирени Куприна

    «Куст сирени» - рассказ А.И. Куприна. Главными героями произведения являются Николай Евграфович Алмазов и его супруга Вера Алмазова.


Пётр Ива́нович Бо́бчинский и Пётр Ива́нович До́бчинский персонажи комедии Гоголя «Ревизор», городские помещики. Существует версия, что во времена Гоголя эти фамилии воспринимались как польские и произносились с ударением на второй слог: Добчи́нский, Бобчи́нский. Это подтверждается следующими стихами П.А. Вяземского ("Хлестаков", 1866): Добчинский гласности, он хочет, Чтоб знали, что Добчинский есть: Он рвётся, мечется, хлопочет, Чтоб в люди и в печать залезть. Всё это вздор, но вот что горе: Бобчинских и Добчинских род, С тупою верою во взоре Стоят пред ним, разинув рот.


Бобчинский и Добчинский, оба низенькие, коротенькие, очень любопытные; чрезвычайно похожи друг на друга: оба с небольшими брюшками; оба говорят скороговоркою и чрезвычайно много помогают жестами и руками. Добчинский немножко выше и сурьёзнее Бобчинского, но Бобчинский развязнее и живее. «Ревизор», Характеры и костюмы. Замечания для господ актёров.




Это люди, которых жизнь заключалась вся в беганьях по городу с засвидетельствованием почтенья и размене вестей. Всё у них стало визит. Страсть рассказать поглотила всякое другое занятие. И эта страсть стала их движущей страстью и стремлением жизни. Словом, это люди, Любопытны от желанья иметь о чём рассказвыброшенные судьбой для чужих надобностей, а не для своих собственных. Словом, актёру нужно заболеть сапом любопытства и чесоткой языка, если хочет хорошо исполнить эту роль, и представлять себе должен, что сам заболел чесоткой языка. Он должен позабыть, что он совсем ничтожный человек, как оказывается, и бросить в сторону все мелкие атрибуты, иначе он попадёт как раз в карикатуры.


Оба Петра Ивановичи Бобчинский и Добчинский не чиновники, они помещики, им есть на что жить, они не служат за жалованье и в силу этого, казалось бы, не зависят от градоначальника, он им не указ. На самом деле и они неразрывно связаны со всем происходящим в их провинциальном уездном городе. И подлаживаясь под всеобщее единение с чиновниками городка мол, и они здесь не последние люди, тоже несут взятки Хлестакову. За что они-то несут, зачем и им подкупать ревизора? Возможно, что они и сами не ответят: просто так, чтобы быть со всеми, не отстать от других, не оказаться не у дел. В интерпретации Гоголя эти образы нелепы и беспомощны, они хотят что-то значить в общественном смысле, но обречены попадать впросак, они смешны и трагичны в структуру чиновнической епархии не входят, вот и пытаются доказать свое участие в жизни города; не появись они сами о них никто и не вспомнит, оттого и суетятся.

», городские помещики. Существует версия, что во времена Гоголя эти фамилии воспринимались как польские и произносились с ударением на второй слог: Добчи́нский, Бобчи́нский. Это подтверждается следующими стихами П. А. Вяземского («Хлестаков» , 1866):

Добчинский гласности, он хочет,
Чтоб знали, что Добчинский есть:
Он рвётся, мечется, хлопочет,
Чтоб в люди и в печать залезть.

Всё это вздор, но вот что горе:
Бобчинских и Добчинских род,
С тупою верою во взоре
Стоят пред ним, разинув рот.

Бобчинский и Добчинский, оба низенькие, коротенькие, очень любопытные; чрезвычайно похожи друг на друга: оба с небольшими брюшками; оба говорят скороговоркою и чрезвычайно много помогают жестами и руками. Добчинский немножко выше и сурьёзнее Бобчинского, но Бобчинский развязнее и живее Добчинского.

- «Ревизор», Характеры и костюмы. Замечания для господ актёров.

Оба Петра Ивановичи Бобчинский и Добчинский - не чиновники, они помещики, им есть на что жить, они не служат за жалованье и в силу этого, казалось бы, не зависят от градоначальника, он им не указ. На самом деле и они неразрывно связаны со всем происходящим в их провинциальном уездном городе. И подлаживаясь под всеобщее единение с чиновниками городка - мол, и они здесь не последние люди, тоже несут взятки Хлестакову. За что они-то несут, зачем и им подкупать ревизора? Возможно, что они и сами не ответят: просто так, чтобы быть со всеми, не отстать от других, не оказаться не у дел. В интерпретации Гоголя эти образы нелепы и беспомощны, они хотят что-то значить в общественном смысле, но обречены попадать впросак, они смешны и трагичны - в структуру чиновнической епархии не входят, вот и пытаются доказать свое участие в жизни города; не появись они сами - о них никто и не вспомнит, оттого и суетятся.

Бобчинский и Добчинский были первыми, кто связал предостережение об инкогнито из Петербурга с реальным Хлестаковым:

… да на дороге Пётр Иванович говорит мне: «Сегодня, я знаю, привезли в трактир свежей сёмги, так пойдём закусим». Только что мы в гостиницу, как вдруг молодой человек…

- «Ревизор», действие первое.

Анализ характера

Вот как о Бобчинском говорил сам Гоголь в своём «Предуведомление для тех, которые пожелали бы сыграть как следует „Ревизора“ » (Н. В. Гоголь, 1842 г.):

Но два городских болтуна Бобчинский и Добчинский требуют особенно, чтобы было сыграно хорошо. Их должен себе очень хорошо определить актёр. Это люди, которых жизнь заключалась вся в беганьях по городу с засвидетельствованием почтенья и размене вестей. Всё у них стало визит. Страсть рассказать поглотила всякое другое занятие. И эта страсть стала их движущей страстью и стремлением жизни. Словом, это люди, выброшенные судьбой для чужих надобностей, а не для своих собственных. Нужно, чтобы видно было то удовольствие, когда, наконец, добьётся того, что ему позволят о чём-нибудь рассказать. Любопытны - от желанья иметь о чём рассказать. От этого Бобчинский даже немножко заикается. Они оба низенькие, коротенькие, чрезвычайно похожи друг на друга, оба с небольшими брюшками. Оба круглолицы, одеты чистенько, с приглаженными волосами. Добчинский даже снабжён небольшой лысинкой на середине головы; видно, что он не холостой человек, как Бобчинский, но уже женатый. Но при всём том Бобчинский берёт верх над ним по причине большей живости и даже несколько управляет его умом. Словом, актёру нужно заболеть сапом любопытства и чесоткой языка, если хочет хорошо исполнить эту роль, и представлять себе должен, что сам заболел чесоткой языка. Он должен позабыть, что он совсем ничтожный человек, как оказывается, и бросить в сторону все мелкие атрибуты, иначе он попадёт как раз в карикатуры.

Исполнители ролей

На афише первого представления (в постановке 19 апреля 1836 года , Петербург) среди прочих в исполнителей значатся: Петр Иванович Добчинский - господин Кромолей; Петр Иванович Бобчинский - господин Петров . Об этих актерах ничего установить не удалось - скорее всего, информации о них не сохранилось. Однако Театральная энциклопедия называет исполнителем роли Бобчинского в 1836 году (год первого представления «Ревизора»!) Александра Евстафьевича Мартынова . Возможно, что Мартынов, в 1836 году ещё начинающий артист, только-только зачисленный в труппу в том же 1836 году, был во втором составе премьерного спектакля. Досконально известно, что эту постановку Гоголь не принял полностью, его угнетало водевильное решение серьезной пьесы. Игра исполнителей Бобчинского и Добчинского особенно возмутила Гоголя: «…они оказались до такой степени кривляками, что просто было невыносимо…».

  • 25 мая 1836 г., Малый театр (первая постановка в Москве): Бобчинский - Н. Никифоров , Добчинский - С. В. Шумский .
  • 1908, Александринский театр , Петербург: Бобчинский - А. П. Петровский , Добчинский - С. В. Брагин (см. фотографию исполнителей).
  • 18 декабря 1908, МХТ , Москва: Бобчинский - И. М. Москвин , Добчинский - П. А. Павлов (см. фотографию из спектакля).
  • 9 декабря 1225 - ГосТИМ (Государственный театр им. Мейерхольда) - постановка Мейерхольда , Добчинский - Н. К. Мологин, Бобчинский - С. В. Козиков.
  • 1949 год , Малый театр : Бобчинский - Николай Светловидов , Добчинский - Павел Оленев .
  • 1982 год , Московский академический театр Сатиры : Бобчинский - Михаил Державин , Добчинский - Александр Ширвиндт .
  • 1990, Театр-студия п/р О. Табакова , реж. С. Газаров ; Бобчинский-Добчинский - Авангард Леонтьев .

Фильмография

  • Ревизор (фильм, 1952) : Александр Полинский - Пётр Иванович Добчинский, В. Корнуков - Пётр Иванович Бобчинский.
  • Инкогнито из Петербурга : Леонид Харитонов - Петр Иванович Добчинский; Олег Анофриев - Петр Иванович Бобчинский.
  • Ревизор (фильм, 1996) : Добчинский и Бобчинский - Авангард Леонтьев .

Примечания


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Бобчинский и Добчинский" в других словарях:

    Добчинский в исполнении П. А. Оленева (слева) и Бобчинский в исполнении Н. А. Светловидова (справа) Пётр Иванович Бобчинский и Пётр Иванович Добчинский персонажи комедии Гоголя «Ревизор», городские помещики. Бобчинский и Добчинский, оба… … Википедия

    Добчинский в исполнении П. А. Оленева (слева) и Бобчинский в исполнении Н. А. Светловидова (справа) Пётр Иванович Бобчинский и Пётр Иванович Добчинский персонажи комедии Гоголя «Ревизор», городские помещики. Бобчинский и Добчинский, оба… … Википедия

    Добчинский в исполнении П. А. Оленева (слева) и Бобчинский в исполнении Н. А. Светловидова (справа) Пётр Иванович Бобчинский и Пётр Иванович Добчинский персонажи комедии Гоголя «Ревизор», городские помещики. Бобчинский и Добчинский, оба… … Википедия

    Бобчинский, Петр Иванович ("Ревизор") - Смотри также Житель здешнего города. Низенький, коротенький, с небольшим брюшком, ниже Добчинского, но чрезвычайно похож на него, только немножко развязнее и живее. Говорит скороговоркой и чрезвычайно много помогает жестами и руками. При… … Словарь литературных типов

    Добчинский, Петр Иванович ("Ревизор") - Смотри также Помещик. Деньги держит в... Приказе общественного призрения. Д. чрезвычайно похож на Бобчинского. С небольшим брюшком, немножко выше Бобчинского; коротенький, немножко серьезнее Бобчинского, менее развязен и жив. Говорит… … Словарь литературных типов

    Добчинский в исполнении П. А. Оленева (слева) и Бобчинский в исполнении Н. А. Светловидова (справа) Пётр Иванович Бобчинский и Пётр Иванович Добчинский персонажи комедии Гоголя «Ревизор», городские помещики. Бобчинский и Добчинский, оба… … Википедия

    Добчинский в исполнении П. А. Оленева (слева) и Бобчинский в исполнении Н. А. Светловидова (справа) Пётр Иванович Бобчинский и Пётр Иванович Добчинский персонажи комедии Гоголя «Ревизор», городские помещики. Бобчинский и Добчинский, оба… … Википедия

Из лиц провинциального общества, не принадлежащих к числу чиновников, в комедии выведены два обывателя: Бобчинский и Добчинский. На них яснее всего видна пустота и бессодержательность провинциальной жизни. За отсутствием каких-либо высших интересов общество занимается лишь сплетнями и пересудами, и главную роль в этом отношении играют именно оба приятеля.

Они — первые вестовщики города: узнав какую-нибудь новость, они спешат с нею из дома в дом, для них нет высшего удовольствия, как рассказать о чем-либо новом и сосредоточить на себе всеобщее внимание: в эти минуты они чувствуют себя настоящими героями, тем более, что в остальное время к ним вообще относятся с пренебрежением, к чему, впрочем, они вполне привыкли, а городничий даже употребляет их на побегушки.

Бобчинский и Добчинский — это оторвавшиеся от своих поместий дворяне; они втянулись в пошлую жизнь чиновников города и рисуются Гоголем до крайности пустыми людьми. В них многое воспринимается как гипербола, как шарж. .. Чиновничья среда с ее интересами к картишкам и выпивке опустошила этих помещиков, сделала праздными вестниками, разносящими по городу сплетни … Очень интересно показал это Гоголь В языке Бобчинского.

Пустейший обыватель, он всю свою сущность раскрывает именно в характере своей речи. Прислушавшись к его безгранично многословной речи, где одна мелочь, ненужная подробность нанизываются на другую, не так легко понять, о чем он говорит. Дело в том, что Бобчинский не умеет отделить главного, существенного от какой-нибудь третьестепенной детали и потому, когда начинает говорить, то хватается буквально за все. А это сейчас же сказывается на его речи: она вся из коротких, очень часто незаконченных фраз, только механически (посредством разных соединительных союзов) связанных между собой.

Ясно, что духовная пустота Бобчинского рождает и нищету его речи. Впрочем, это не мешает ему и Добчинскому быть довольными собой и думать, что они — «соль земли». Вот за эту-то суетность и мелочность Гоголь и осмеивает их. Они для Гоголя помещики по паспорту, ничего дворянско-классового не сохранившие.

Дополнение к образам Добчинского и Бобчинского

«По профессии», как Добчинский, так и Бобчинский — сплетники. Трудно сказать, чем другим занимаются они, кроме хождения по разным знакомым домам с исключительной целью давать подробный отчет о том, что творится в городе. Относятся к ним, обыкновенно, презрительно, но и на их долю иной раз выпадает «счастье» стать предметом всеобщего внимания; случается это тогда, когда они сообщают важную новость. Сообщив о приезде ревизора, Добчинский и Бобчинский стали героями минуты. Городничий и все чиновники выслушали их рассказ, пересыпанный длинными и лишними подробностям, поверили им и тем самым удовлетворили их профессиональное самолюбие. Но в каком жалком положении очутились они, когда на них обрушился весь гнев чиновников. С такими людьми, как Добчинский и Бобчинский, не привыкли стесняться. Какими лестными эпитетами снабдили их и городничий, и попечитель богоугодных заведений, и судья, и смотритель училищ и прочие гости городничего. «Сплетники городские, лгуны проклятые» — кричит городничий. «Пачкуны проклятые, сморчки короткобрюхие» — вторит судья. «Комики» — заявляет смотритель.

Так эскадренная общественность воспринимала Гения Петровича Глухова и Валентина Павловича Каширина - двух помощников флагмеха эскадры. Правда, не только гоголевские персонажи послужили причиной такого их восприятия, хотя сермяжная правда в этом была. Гению Петровичу была подконтрольна вся электрочасть эскадры, Валентину Петровичу - живучесть. Для нас, в этом плане, они были грозными ревизорами и поодиночке как-то и не воспринимались. Ну, как Штепсель и Тарапунька, как Шуров и Рыкунин. Вот они и вписались в повседневную жизнь эскадры как «Глухов и Каширин» и еще как «Бобчинский-Добчинский». Разные по комплекции и весу, одинаковые по росту, не схожие по жизненным принципам и отношению к службе, но они были персонажами, без которых лицо эскадры было бы скучноватым, а ее история - беднее. Кто из них значился как Бобчинский, кто - как Добчинский, никто определенно не сказал бы. Их одновременное появление на лодке воспринималось как «пришли Бобчинский с Добчинским». Правда, по одному в повседневном обиходе Гений Петрович Глухов был просто «Геня Глухов». Даже сам флагмех эскадры Эммануил Львович Кульницкий мог сказать: ну что вы ко мне с такими вопросами. Спросите у Гени. Потом, правда, поправлялся: у Гени Глухова. Но, оберегая авторитет своих помощников даже в мелочах, в конце концов отсылал «со всякими там электрическими вопросами» к «Гению Петровичу». Помню, после ремонта своими силами, который у нас вошел в моду из-за нехватки ремонтных мощностей, изоляция правого гребного мотора оказалось равной нулю. До выхода в море оставалось два дня. Исправлять ситуацию пришел «Геня Глухов». С помощью электрогрелок, вентиляторов и «шила» за сутки мы эту изоляцию, хоть и не намного, но с мертвой точки сдвинули. «Остальное доберете в море», - пожал мне руку Гений Петрович и направился к выходу, записав в вахтенном журнале: «Замечаний по материальной части нет; лодка к выходу готова».

Валентина Павловича Каширина на эскадре еще называли Огнетушителем. Беззлобно, конечно. Не потому, что он был ростом не намного выше огнетушителя, а потому, что был помощником флагмеха эскадры по живучести. Так сказать, по должностному признаку. Хотя на подводной лодке добрый десяток систем, обеспечивающих живучесть, но Валентин Павлович почему-то при всяком посещении подводной лодки больше внимания уделял огнетушителям. И замечания по ним были одни и те же из раза в раз: нет бирки, истек срок проверки, не опломбирован. Как-то при проверке подводной лодки Б-109 он на одном огнетушителе обнаружил десять замечаний. И все десять потом зачитал на разборе, проводимом командиром эскадры, на что Олег Петрович Шадрич резонно отреагировал: там только одно замечание - огнетушитель неисправен. Окончательно кличка Огнетушитель за ним закрепилась, когда при пожаре на Б-7 из-за накопления водорода огнетушитель 4-го отсека не сработал. Вроде и все причиндалы на нем в порядке, и по весу соответствует, и выглядит прилично, и пломба не нарушена, но сколько ни нажимали на рычаг - пены нет. Позже, уже после ликвидации пожара, Валентин Павлович приказал отвернуть крышку огнетушителя, для окончательного вывода относительно причины его неисправности. Наклонившись над горловиной этого ОВПМ-10 ,помфлагмеха резко отскочил и долго потом чихал. Да и все, кто оказался рядом, учуяли аромат хорошо настоявшейся бражки. После минутной немой сцены ошарашенный и смущенный командир БЧ-5 капитан-лейтенант Василий Синайский схватил этот огнетушитель - вылить содержимое. «Не надо, - приостановил его помфлагмеха, - отнесите в ЭМУК, пригодится». А что такое ЭМУК? Это электромеханические учебные классы. Механические офицеры говорили, что это название учебного центра проистекает от имени флагмеха нашей эскадры - Эммануил Кульницкий.

Мне, при этом, хотя и не к месту, вспомнился разговор в судоремонтной мастерской, когда Валентин Павлович возмущался поведением своего бывшего подчиненного, с которым они случайно встретились в Ленинграде. Обнялись. Тот пригласил его домой. - «И мама будет очень рада». Посидели,выпили по стакана два чаю и разошлись. «Не по-нашему это. Не по-флотски, вэт самое лучше бы вообще не приглашал», - сетовал Валентин Павлович.

Как бы там ни было, но для подводника - от матроса до командира - Каширин был грозной величиной. Спустится в лодку - все в струнку.

Ну что, вэт самое, у вас тут все нормально? - и уйдет. Все довольны. Потом, правда, на каком-нибудь разборе так раскрутит незначительные замечания, например, что он спустился в лодку, а вахтенный не записал факт его появления в вахтенный журнал. О чем можно говорить, что дальше проверять! Какая там организация службы!

Помню, командир эскадры контр-адмирал О.П.Шадрич терпеливо слушал этот монолог, потом прервал его и говорит:

Товарищ Каширин, раз там столько беспорядков, садитесь на лодку и приведите ее в порядок. Командир там своеобразный, механик - тоже. Все, действуйте.

Товарищ адмирал, вэт самое, - пытался что-то возразить насчет своей миссии на лодке Валентин Павлович, но командир эскадры уже перешел к другой лодке.

Насчет «вэт самое» - Каширин употреблял это сочетание для связки слов, хотя что оно значило, он не знал и сам. Пришел он как-то ко мне на Б-36. Я был там командиром БЧ-5. Накопал Валентин Павлович целый портфель замечаний и убыл на доклад. Ну, насчет замечаний, то необходимо иметь в виду, что на подводной лодке их не может не быть, так как всю материальную часть и вообще лодочную жизнь не охватить никакой инструкцией. Многое делается и по понятиям. А это вещь субъективная. Даже Каширин скажет одно, а Геня Глухов при проверке возмутится - какой дурак это придумал! Механик тут же все приведет в состояние, как сказал Гений Петрович, а флагмех эскадры капитан 1 ранга Кульницкий отменит и то и другое.

По результатам проверки лодки мне крепко влетело. И по строевой, и по партийной линии. - И в хвост и в гриву. Тут необходимо отметить, что командир лодки капитан 3 ранга Марк Владимирович Коновалов меня не любил. Беспричинно. А когда узнал, что я о нем такого же мнения, как и он обо мне, то невзлюбил еще больше. И с явным удовольствием приказал мне «поднимать организацию службы, не вылезая из прочного корпуса». Я, понятно, почти и переселился на подводную лодку. Тем более, что скоро Задача-1.

Через неделю, или сколько там, дежурный по лодке доложил, что меня вызывает на причал капитан 2 ранга Каширин.

Так, это по мою душу, сообразил я. Раз пришел Каширин, то без проверки огнетушителей и всех вопросов, касающихся живучести, он с лодки не уйдет. А все, что горит, тонет, плохо пахнет, - это все мое - БЧ-5.

Многие замечания, еще с первой его проверки, я уже устранил, но при желании Валентин Павлович и новых найдет. Тем более, что и с нашим командиром они были не в ладах. И тут можно было отыграться. Но крайним все равно останусь я.

Я быстро пробежался по лодке - все ли в порядке - и поднялся наверх. Валентин Павлович уже было собрался спускаться вниз, но я его опередил.

Здравия желаю.