Германский флот в скапа флоу. Тайна затопления германского флота в скапа-флоу. Миноносцы, выведенные на мель или оставшиеся на плаву

Тайна затопления германского флота в Скапа-Флоу

По условиям Компьенского перемирия, германский Флот открытого моря подлежал интернированию. Но, поскольку ни одна нейтральная страна не взяла на себя ответственность за его содержание, германские корабли были отконвоированы на главную базу британского флота - в бухту Скапа-Флоу, где и содержались более полугода, ожидая, пока победители решат их судьбу. На судах были оставлены немецкие экипажи, командующим был назначен немецкий контр-адмирал Людвиг фон Ройтер, англичане не поднимались на борт немецких кораблей без его разрешения. В то же время германские суда не имели боеприпасов и не могли оказать никакого сопротивления британскому флоту. Не без оснований опасаясь передачи своего флота странам Антанты и стремясь не допустить этого, немецкие моряки решили затопить свои корабли в преддверие подписания мирного договора в Версале.

Претворение замысла с затоплением кораблей было сопряжено с определенными трудностями. Для того, чтобы немецкие моряки не могли нарушить условий перемирия, например, сбежав в нейтральную Норвегию, англичане держали в Скапа-Флоу эскадру линкоров и большое число сторожевых кораблей. С германских судов были сняты радиостанции. Перемещаться с корабля на корабль морякам запрещалось, однако немцам удалось наладить связь через английское судно, перевозившее почту. Большая часть экипажей немецких кораблей была вывезена в Германию, чтобы облегчить эвакуацию с тонущих судов. Дата затопления флота была назначена на 21 июня 1919 года, предполагаемый день подписания Версальского договора. Незадолго до этого стало известно, что подписание договора откладывается на два дня, но адмирал фон Ройтер решил не тянуть с осуществлением плана, тем более что ничего не подозревавшие англичане как раз утром 21 июня увели эскадру линкоров на учения.

21 июня 1919 года в 10 часов 30 минут фон Ройтер подал условный сигнал. Экипажи подняли на кораблях германские военно-морские флаги и открыли кингстоны, заклинив их. В течение 5 часов были затоплены 10 линкоров, 5 линейных крейсеров, 5 легких крейсеров и 32 эскадренных миноносца. Один линейный корабль («Баден»), 3 легких крейсера («Эмден», «Нюрнберг» и «Франкфурт») и 14 миноносцев были выброшены на мель англичанами, успевшими вмешаться и довести корабли до мелководья. Только 4 миноносца остались на плаву. Англичанам было трудно помешать затоплению кораблей, которое стало для них полной неожиданностью. Они поднимались на тонущие корабли, требуя у немцев закрыть кингстоны, а потом пытались сделать это сами. Девять немецких моряков погибли в схватках на борту (включая капитана линейного корабля «Маркграф» Шуманна) или были застрелены в шлюпках.

Англичане и французы были огорчены, что немецкий флот затонул, поскольку тогда еще рассчитывали получить его себе. Фон Ройтер и его подчинённые были объявлены военнопленными, как нарушившие условия перемирия. Впрочем, это практически ничего не меняло в их судьбе, поскольку, согласно подписанному вскоре Версальскому миру, все военнопленные подлежали возвращению на родину. По возвращении в Германию моряки были встречены как национальные герои, отстоявшие честь германского флота. А некоторые британские, французские, итальянские, американские и японские политики и адмиралы даже вздохнули с облегчением, поскольку с повестки дня был снят сложнейший вопрос о том, как делить германский флот между победителями.

Фактически же получилось так, что немцы выполнили за союзников их работу, поскольку уже в 20-е годы большинство дредноутов было выведено из состава флота и отправлено на металлолом. Наверняка та же судьба постигла бы и трофейный германский флот, хотя некоторые из затопленных в Скапа-Флоу германских судов англичане поднимали еще и в 1937 году, но никак не использовали в военных целях.

Из книги Сталин мог ударить первым автора Грейгъ Ольга Ивановна

Глава 20 Тайна миссии Черноморского флота После оставления Одессы был создан Крымфронт.И прежде чем говорить о трагедии этого фронтового объединения, следует назвать авторов его создания, указать цели и задачи, а самое главное - мотивы, которыми руководствовались

автора Соколов Борис Вадимович

Тайна русско-германского сепаратного мира Россия находилась в изолированном положении от двух главных союзников - Англии и Франции. Кроме того, в 1915 году русская армия потерпела тяжелые поражения от австро-германских войск. Данные обстоятельства

Из книги 100 великих тайн Первой мировой автора Соколов Борис Вадимович

Тайна германского наступления 1918 года После того как Россия оказалась выведена из войны, Германия рассчитывала бросить все силы на Западный фронт, чтобы разбить франко-британские войска до того, как на континент прибудут основные силы американской

Из книги Командир подлодки. Стальные волки вермахта автора Прин Гюнтер

Глава 12 ЗАЛИВ СКАПА-ФЛОУ После обеда мы стояли, болтая, в столовой нашей базы. Дежурный открыл дверь, вошел капитан фон Фридебург.– Внимание, господа. Корветтенкапитан Собе, капитан-лейтенанты Велмер и Прин, вам приказано явиться к командующему подводным флотом.Он

Из книги Линкоры Британской империи. Часть 5. На рубеже столетий автора Паркс Оскар

Из книги Гросс-адмирал. Воспоминания командующего ВМФ Третьего рейха. 1935-1943 автора Редер Эрих

Скапа-Флоу В Скапа-Флоу, как я уже упоминал, был собран после капитуляции германский флот под командованием контр-адмирала фон Ройтера. Когда с Парижской мирной конференции до нас дошли известия, что нам не будет позволено сохранить ни одного корабля из состава

Из книги Блицкриг в Западной Европе: Норвегия, Дания автора Патянин Сергей Владимирович

Из книги Битва за Крым автора Широкорад Александр Борисович

Глава 21. Запоздалое явление германского флота Переброска германских ВМС на Черное море не предусматривалась планом «Барбаросса». Но уже в первые месяцы войны германские генералы осознали, что захватить Крым и Кавказ без кригсмарине им не удастся.Пройти через Босфор

Из книги Величайшая подводная битва. «Волчьи стаи» в бою автора Халхатов Рафаэль Андреевич

Глава 3 Первая кровь «Бык Скапа-Флоу» и другие Германские подводники энергично готовились воевать буквально с первого дня воссоздания подводных сил. Однако объявление войны стало настоящим потрясением для многих из них, и К. Дёниц не был исключением. Он и ряд его офицеров

Из книги Морские волки. Германские подводные лодки во Второй мировой войне автора Франк Вольфганг

Глава 5 ОПЕРАЦИЯ «СКАПА-ФЛОУ» (октябрь 1939 г.) В сентябре 1939 года одна из «каноэ», действовавших к востоку от Оркнейских островов, оказалась у Пентланд-Ферт – пролива между Шотландией и Оркнейскими островами. Сильное западное течение подхватило лодку и понесло через бурный

Из книги Гросс-адмирал. Воспоминания командующего ВМФ Третьего рейха. 1935-1943 автора Редер Эрих

Скапа-Флоу В Скапа-Флоу, как я уже упоминал, был собран после капитуляции германский флот под командованием контрадмирала фон Ройтера. Когда с Парижской мирной конференции до нас дошли известия, что нам не будет позволено сохранить ни одного корабля из состава

автора Харпер Дж.

Первый отход германского флота Шеер, для которого общее положение все еще оставалось также неясным, оказался теперь охваченным нашим флотом. Английские линейные крейсеры, вышедшие, наконец, в голову линии, находились теперь у него на правом крамболе, а громадная линия

Из книги Правда об Ютландском бое автора Харпер Дж.

Второй отход германского флота В 19 ч. 10 мин. головные части неприятельского флота появились в видимости некоторых наших линейных кораблей. «Мальборо» со своими кораблями немедленно открыл огонь по головным линкорам противника, а 5-я эскадра – по его линейным крейсерам.

Из книги Правда об Ютландском бое автора Харпер Дж.

Прорыв германского флота ночью Большинство критиков или совершенно игнорировало факт неполучения Джеллико почти никаких сведений о движении противника в течение ночи, или же они придавали преувеличенное значение тем скудным сведениям, которые до него доходили. В

Из книги Если бы Гитлер не напал на СССР… автора Кремлев Сергей

Глава 21. Операция «Воздушный лев» и конец Скапа-Флоу Если повести взглядом по карте Великобритании вверх от Лондона - на север и чуть западнее, к Шотландии, то, добравшись до Эдинбурга, мы обнаружим, что город стоит на берегу узкого, глубоко вдающегося в сушу залива

Из книги Свастика над Таймыром автора Ковалев Сергей Алексеевич

Приложение. Отдельные корабли германского флота, упоминаемые в книге Авианосцы типа «Граф Цеппелин», заложены 2 единицы («Граф Цеппелин», заложен 28.12.1936 года; «В»),Водоизмещение: 19 250-28 090 тонн. Максимальная скорость - 35 узлов.Размеры: 250x31,5x7,2 метра Броня - 80 мм

Немецкие моряки решили затопить свои корабли, чтобы они не достались победителям.

Энциклопедичный YouTube

    1 / 2

    ✪ Otto Wünsche. Съемки затонувших кораблей 2 часть | Эхо второй мировой

    ✪ Уничтожение японских броненосцев «Хацусэ» и «Ясима»

Субтитры

Интернирование Флота открытого моря

По условиям завершившего Первую мировую войну перемирия , заключённого 11 ноября 1918 года между Германией и странами Антанты , немецкий Флот открытого моря подлежал интернированию . Но, поскольку ни одна нейтральная страна не взяла на себя ответственность за его содержание, германские корабли были отконвоированы на главную базу британского флота - в бухту Скапа-Флоу, где и содержались более полугода, ожидая, пока победители решат их судьбу. На судах были оставлены немецкие экипажи, командующим был назначен немецкий контр-адмирал Людвиг фон Ройтер , англичане не поднимались на борт немецких кораблей без его разрешения.

В преддверии окончания срока перемирия и подписания Версальского договора фон Ройтер не без оснований опасался передачи германского флота союзникам. Чтобы не допустить этого, немецкие моряки решили затопить свои корабли.

Затопление немецких кораблей

Немцы тщательно подготовились к затоплению кораблей, при том, что исполнение этого замысла сопровождалось известными трудностями. Для того, чтобы немецкие моряки не могли нарушить условий перемирия (например, попытавшись сбежать в нейтральную Норвегию), англичане держали в Скапа-Флоу эскадру линкоров и множество сторожевых кораблей. Радиостанции с немецких кораблей были убраны, перемещаться с корабля на корабль морякам запрещалось, однако немцам удалось наладить связь через английское судно, перевозившее почту. Большая часть экипажей немецких кораблей была вывезена в Германию, чтобы облегчить оставшимся эвакуацию с тонущих судов. Дата затопления флота была выбрана заранее - 21 июня , предполагаемый день подписания Версальского договора. Незадолго до этого фон Ройтеру стало известно, что подписание договора откладывается на два дня, но он решил не тянуть с задуманным, тем более, что ничего не подозревавшие о его замысле англичане утром 21 июня увели эскадру линкоров на учения.

21 июня 1919 года в 10 часов 30 минут фон Ройтер подал заранее условленный сигнал. Экипажи подняли на кораблях германские военно-морские флаги и открыли кингстоны , заклинив их. В течение 5 часов были затоплены 10 линкоров , 5 линейных крейсеров , 5 легких крейсеров и 32 эскадренных миноносца . Один линейный корабль («Баден»), 3 легких крейсера («Эмден», «Нюрнберг» и «Франкфурт») и 14 миноносцев были выброшены на мель англичанами, успевшими вмешаться и довести корабли до мелководья. Только 4 миноносца остались на плаву. Англичанам было трудно помешать затоплению кораблей, так как они ничего не знали заранее. Они обстреливали тонущие корабли, поднимались на них, требуя у немцев закрыть кингстоны, пытались сделать это сами. Девять немецких моряков погибли в схватках на борту (включая капитана линейного корабля «Маркграф» Шуманна) или были застрелены в шлюпках. Они стали последними жертвами Первой мировой войны. [ ]

Последствия

Англичане и французы были разозлены тем, что немецкий флот затонул. Поскольку фон Ройтер и его подчинённые нарушили условия перемирия, они были объявлены военнопленными. Однако, английский адмирал Уэмисс заметил:

Я смотрю на затопление, как на под­линный дар небес. Он снял болезненный вопрос о разде­ле германских кораблей. Полагаю, что сначала будет много воплей, но когда станут известны факты, всякий поду­мает, вроде меня: «Слава Богу».

После возвращения из плена контр-адмирал фон Ройтер был встречен на родине как герой, защитивший честь ВМС Германии.

Однако последствия непосредственно для Германии оказались весьма тяжелыми. Стоимость кораблей была пересчитана и добавлена к сумме репараций,наложенных державами- победительницами на Германию. Таким образом акт затопления принес моральное удовлетворение, но ухудшил финансовое состояние жителей Германии.

Список кораблей флота Открытого моря, находившихся в Скапа-Флоу

Название Тип Судьба
Seydlitz Линейный крейсер Затоплен Поднят в 1929
Moltke Линейный крейсер Затоплен Поднят в 1927
Von der Tann Линейный крейсер Затоплен Поднят в 1930
Derfflinger Линейный крейсер Затоплен Поднят в 1939
Hindenburg Линейный крейсер Затоплен Поднят в 1930
Kaiser Линкор Затоплен Поднят в 1929
Prinzregent Luitpold Линкор Затоплен Поднят в 1929
Kaiserin Линкор Затоплен Поднят в 1936
Friedrich der Grosse Линкор Затоплен Поднят в 1937
König Albert Линкор Затоплен Поднят в 1935
König Линкор Затоплен Не поднят
Großer Kurfürst Линкор Затоплен Поднят в 1933
Kronprinz Линкор Затоплен Не поднят
Markgraf Линкор Затоплен Не поднят
Baden Линкор Выброшен на мель Передан Великобритании, потоплен в качестве мишени в 1921
Bayern Линкор Затоплен Поднят в 1933
Brummer Крейсер Затоплен Не поднят
Bremse Крейсер Затоплен Поднят в 1929
Dresden Крейсер Затоплен Не поднят
Cöln Крейсер Затоплен Не поднят
Karlsruhe Крейсер Затоплен Не поднят
Nürnberg Крейсер Выброшен на мель Передан Великобритании, потоплен в качестве мишени в 1922
Emden Крейсер Выброшен на мель Передан Франции, разобран в 1926
Frankfurt Крейсер Выброшен на мель
S32 Эсминец Затоплен Поднят в 1925
S36 Эсминец Затоплен Поднят в 1925
G38 Эсминец Затоплен Поднят в 1924
G39 Эсминец Затоплен Поднят в 1925
G40 Эсминец Затоплен Поднят в 1925
V43 Эсминец Выброшен на мель Передан США, потоплен в качестве мишени в 1921
V44 Эсминец Выброшен на мель
V45 Эсминец Затоплен Поднят в 1922
V46 Эсминец Выброшен на мель Передан Франции, разобран в 1924
S49 Эсминец Затоплен Поднят в 1924
S50 Эсминец Затоплен Поднят в 1924
S51 Эсминец Выброшен на мель Передан Великобритании, разобран в 1922
S52 Эсминец Затоплен Поднят в 1924
S53 Эсминец Затоплен Поднят в 1924
S54 Эсминец Затоплен Поднят в 1921
S55 Эсминец Затоплен Поднят в 1924
S56 Эсминец Затоплен Поднят в 1925
S60 Эсминец Выброшен на мель
S65 Эсминец Затоплен Поднят в 1922
V70 Эсминец Затоплен Поднят в 1924
V73 Эсминец Выброшен на мель Передан Великобритании, разобран в 1922
V78 Эсминец Затоплен Поднят в 1925
V80 Эсминец Выброшен на мель Передан Японии, разобран в 1922
V81 Эсминец Выброшен на мель Затонул по пути на разборку
V82 Эсминец Выброшен на мель Передан Великобритании, разобран в 1922
V83 Эсминец Затоплен Поднят в 1923
V86 Эсминец Затоплен Поднят в 1925
V89 Эсминец Затоплен Поднят в 1922
V91 Эсминец Затоплен Поднят в 1924
G92 Эсминец Выброшен на мель Передан Великобритании, разобран в 1922
G101 Эсминец Затоплен Поднят в 1926
G102 Эсминец Выброшен на мель Передан США, потоплен в качестве мишени в 1921
G103 Эсминец Затоплен Поднят в 1925
G104 Эсминец Затоплен Поднят в 1926
B109 Эсминец Затоплен Поднят в 1926
B110 Эсминец Затоплен Поднят в 1925
B111 Эсминец Затоплен Поднят в 1926
B112 Эсминец Затоплен Поднят в 1926
V125 Эсминец Выброшен на мель Передан Великобритании, разобран в 1922
V126 Эсминец Выброшен на мель Передан Франции, разобран в 1925
V127 Эсминец Выброшен на мель Передан Японии, разобран в 1922
V128 Эсминец Выброшен на мель Передан Великобритании, разобран в 1922
V129 Эсминец Затоплен Поднят в 1925
S131 Эсминец Затоплен Поднят в 1924
S132 Эсминец Выброшен на мель Передан США, затоплен в 1921
S136 Эсминец Затоплен Поднят в 1925
S137 Эсминец Выброшен на мель Передан Великобритании, разобран в 1922
S138 Эсминец Затоплен Поднят в 1925
H145 Эсминец Затоплен Поднят в 1925
V100 Эсминец Выброшен на мель Передан Франции, разобран в 1921

21 июня 1919 года в бухте Скапа-Флоу, основной базе английского военного флота, интернированные по условиям перемирия немецкие военные корабли Флота открытого моря были затоплены своими экипажами.

История Флота открытого моря начинается в 1871 году, когда в ходе франко-прусской войны, за десять дней до капитуляции Парижа Северогерманский союз, состоявший из двадцати одного государства, ведущей силой и вдохновителем которого было королевство Пруссия, объединился с четырьмя южногерманскими государствами в единую Германскую империю. Прусский король стал германским императором, прусская армия была ядром имперских сухопутных сил, а прусский флот положил начало флоту объединённой Германии.

Первая и вторая эскадры Флота открытого моря в Киле (U.S. National Archives)

Вторая половина XIX века в военно-морском строительстве ознаменовалась расцветом броненосцев, пришедших на смену парусным линейным кораблям в качестве основной ударной силы флотов. Стремительно развивавшиеся технологии предоставляли непрерывное увеличение мощности движителей, могущества артиллерии и качества защитных и конструкционных материалов. Деревянные корпуса менялись композитными с железной бронёй, а те, в свою очередь, стальными; дымный порох менялся пироксилиновым, гладкие орудийные стволы - нарезными, круглые ядра - продолговатыми снарядами, поршневым паровым машинам приходили на смену паровые турбины. В начале XX века, в 1906 году, «владычица морей» Великобритания спустила на воду корабль нового класса, за счёт использования технологических новинок и прорывных идей кораблестроителей качественно превосходивший любой броненосец мира. Он получил имя «Дредноут», и имя это стало нарицательным для всего класса. Последовавшее стремительное перевооружение флотов основных держав получило название дредноутной гонки. Развитие технологий приводило к устареванию боевых кораблей, ещё не успевших войти в состав флота. Количеством дредноутов измерялось политическое значение государства на мировой арене. Далеко не каждая экономика могла себе позволить роскошь приобретения и содержания кораблей подобного рода, и далеко не каждая промышленность могла справиться с постройкой бронированных чудовищ. Основное соревнование развернулось между Британией и Германией.


Британская карикатура, посвящённая запланированному немецким командованием на 19 августа 1916 года, но не состоявшемуся из-за неблагоприятной оперативной обстановки решающему сражению. News Of The World, 27 August 1916

Великобритания, пытаясь следовать «двухдержавному стандарту», утверждённому в 1889 году актом о морской обороне, лидировала в дредноутной гонке. Германия же, ставя себе задачу обеспечить безопасность морских перевозок при любом развитии событий, оказалась в положении догоняющего. К началу Первой мировой германский флот был вторым по силе в мире.

Во время войны непосредственная деятельность надводных флотов противоборствующих сторон была довольно ограничена и не привела к решающему перевесу ни одной из сторон, даже несмотря на случившееся в 1916 г. крупнейшее в истории морское сражение близ полуострова Ютландия. В основном морские силы решали сугубо стратегические задачи обеспечения собственного снабжения и затруднения снабжения противника, задача же получения господства на море посредством решающего сражения, хотя постоянно имелась в виду, неизменно откладывалась в ожидании идеально благоприятной обстановки. Понятно, что британский флот, обладая численным превосходством и опираясь на вековой опыт «владычества на море», справлялся с такими задачами не в пример лучше. Происходившие сражения по большей части представляли собой поединки крейсерских сил на большом удалении от основных театров боевых действий: у Фолклендских и Кокосовых островов, у Занзибара, Пенанга, на Чёрном море, и прочая. Линейные силы противников встречались лишь несколько раз, и решительной победы никто так и не добился, хотя общее превосходство британского флота было достаточно заметным.

Непосредственно финал Первой мировой войны связан с осенним наступлением союзных войск на Западном фронте, начавшимся 14 октября 1918 года. К этому моменту Германия была истощена как физически, так и морально. К нехватке пищевых, промышленных, мобилизационных ресурсов прибавилась усталость от четырёхлетней войны уже совершенно без видимости хоть какой-нибудь перспективы в будущем. Политическое руководство полностью отдавало себе отчёт в происходящем и предпринимало усилия к прекращению боевых действий. 1 октября правительство было отправлено в отставку, 3-го было сформировано новое правительство, возглавляемое принцем Баденским, имевшим репутацию пацифиста. Уже 4 октября вновь сформированное правительство обратилось к США с предложением о мирных переговорах. И целый месяц, до конца октября между правительствами Германии и США тянулся обмен мнениями о тех условиях, на которых мирные переговоры всё-таки можно было бы начать.

Но если политическое руководство Германии, пусть пытаясь выгадать условия получше и теряя время, всё же стремилось к прекращению уже проигранной войны, многие высшие военные чины, и в частности командующий флотом адмирал Рейнхард Шеер, мыслили по-другому.


Немецкие моряки рыбачат с борта эсминца в Скапа-Флоу

Они присягали империи. Они клялись не пощадить ни крови, ни жизни, когда настанет время воевать.

Время настало, более того, время уже прошло; война уже проиграна - а надводный флот, практически неповреждённый стальной кулак империи, в ожидании капитуляции остаётся мирно стоять на якоре? Такого позора адмирал снести не мог. 24 октября был выпущен приказ о выходе флота в «последнюю решающую битву». Предполагалось всеми наличными силами флота ввязаться в сражение с флотом английским. То самое генеральное сражение, после которого из двух противоборствующих флотов остаётся один, согласно общепринятым в то время и не растерявшим популярности по сию пору военным доктринам. То самое сражение, которым так и не стало Ютландское.

Этот приказ не был согласован с правительством, которое явно не пришло бы в восторг от подобной перспективы накануне мирных переговоров. С политической точки зрения это сражение вряд ли привело бы к смягчению условий при заключении мирного договора. Британский флот превосходил немецкий по числу кораблей как минимум вдвое, поэтому никаких надежд на победу не было изначально. Но даже победа в этом сражении никак не могла повлиять на развал Западного фронта, а следовательно, лишь умножила бы число погибших с обеих сторон.


Карта размещения судов германского флота на стоянке в Скапа-Флоу

На 30 октября был запланирован выход флота в море с якорной стоянки в Вильгельмсхафене. Но неожиданно планы героической гибели в бою оказались нарушены. Экипажи кораблей не видели никакого смысла в подобной гекатомбе, тем более что жертвами на этот алтарь предполагались именно они. Мировоззрение солдата призывной армии, как правило, отличается от выучки кадровых офицеров большей практичностью, и идея убийства ещё нескольких десятков тысяч человек на уже проигранной войне накануне заключения мира не нашла у матросов никакой поддержки. Экипажи взбунтовались.

Поначалу казалось, что бунт подавить довольно легко: два восставших корабля под стволами орудий остальных судов ушли на базу в Киль, где экипажи были арестованы. Но через три дня восстание разгорелось вновь, город оказался в руках матросов, на кораблях взвились красные флаги. Ещё через несколько дней восстание распространилось по всей Германии. Кайзер бежал в Голландию. Адмирал Шеер подал в отставку. Про решающее сражение, разумеется, никто больше не вспомнил. 11 ноября 1918 года очередное новое правительство Германии приняло условия перемирия, предложенные союзниками. В числе условий было интернирование в нейтральных или, если таковых не окажется, союзных портах большей части предварительно разоружённых немецких надводных кораблей до подписания постоянного мирного договора, который и решит окончательно их судьбу. Последним командующим флота стал контр-адмирал Людвиг фон Ройтер.


Лёгкий крейсер «Кардифф» ведёт немецкие линейные крейсера к порту Росайт в заливе Ферт-оф-Форт

Утром 21 ноября британский флот начал последнюю операцию Первой мировой войны, названную «Операция ZZ». Выйдя из залива Ферт-оф-Форт, боевые корабли выстроились двумя кильватерными колоннами, растянувшимися каждая на 15 миль. Приблизительно в десять утра они встретились с колонной германского флота. В ней шли пять линейных крейсеров, девять линкоров, семь лёгких крейсеров и сорок девять эсминцев. Ещё два линкора и один крейсер должны были прибыть позднее, после ремонта. Один эсминец (V-30) по дороге наскочил на мину и затонул, впоследствии ему прислали замену. К 27 ноября все подлежащие интернированию немецкие суда, кроме задержавшихся в Германии, со всеми своими экипажами встали на якорную стоянку в Скапа-Флоу. Здесь же разместилась эскадра английских линкоров и флотилия эсминцев, выполнявшая охранные функции. Теперь германскому флоту предстояло дождаться постоянного мирного договора, который должен был решить его судьбу.


Линкор «Баден»

Ожидание длилось много месяцев. Экипажам было запрещено перемещение с корабля на корабль, но и посещение кораблей англичанами допускалось только с разрешения немецкого адмирала. За всё время было отмечено только одно существенное нарушение режима, когда 31 мая на немецких кораблях были подняты имперские флаги в ознаменование годовщины Ютландской битвы, но поскольку вместе с имперскими многие корабли подняли красные флаги, адмиралу в вину это поставить не удалось, списали на ненадёжность экипажей и революционные настроения.

Указывая на эту самую революционную ненадёжность, адмирал Ройтер постепенно сократил численность экипажей до минимальной: с приблизительно двадцати тысяч в начале в несколько приёмов до тысячи семисот человек под конец ожидания. С точки зрения английских властей, тем проще было соблюдать режим охраны, организовывать снабжение, и тем меньше шансов, что немецкие экипажи, взбунтовавшись, попытаются увести корабли в нейтральную Норвегию, чего поначалу весьма опасались. Адмиралу охотно шли навстречу.


Скапа-Флоу. Флот на стоянке

Союзники, имея все основания предполагать, что мирный договор оставит германские корабли в их распоряжении, подготовили необходимые приказы, сформировали абордажные партии и даже провели их учения. Подписание постоянного мирного договора, ставшего известным как Версальский, планировалось 21 июня. На этот день, за несколько часов до предполагаемого конца перемирия, адмирал Ройтер и запланировал затопление флота, а когда незадолго до намеченной даты выяснилось, что подписание договора перенесено на два дня, адмирал не стал менять планы. Приказ о затоплении флота был выпущен 17 июня. Несмотря на запрещение перемещения экипажам между судами, немцы наладили связь между кораблями с помощью английского судна, перевозившего почту. Выполнение задуманного облегчалось тем, что узнав о перенесении даты подписания договора, командующий английской эскадрой контр-адмирал Сидней Фримантл увёл эскадру на учения.

В 10 часов 30 минут 21 июня на легком крейсере «Эмден», куда адмирал Ройтер перенёс флаг с флагманского линкора «Фридрих дер Гроссе», был поднят сигнал «Параграф 11 - подтверждение». Экипажи кораблей подняли имперские флаги и открыли кингстоны.


Затопление линейного крейсера «Дерффлингер»

После 12.00 Фримантл получил известие о затоплении немецких кораблей. В 14.00 эскадра вернулась в Скапа-Флоу и тщетно пыталась справиться с ситуацией. На борт судов, ещё держащихся на плаву, высаживались партии матросов: но пытаться бороться за живучесть незнакомого большого корабля, когда его экипаж принял меры для затруднения такой борьбы, дело достаточно безнадёжное. К 17 часам всё было кончено. Линкор «Баден», три лёгких крейсера и четырнадцать эсминцев удалось отбуксировать на мелководье, ещё четыре эсминца остались на плаву. Пятьдесят два корабля пошли на дно. Разные источники приводят разные версии вооружённых столкновений: то ли англичане стреляли по шлюпкам, то ли перестрелки случались на борту гибнущих судов - так или иначе, девять немецких моряков, включая капитана линкора «Маркграф», погибли, а ещё шестнадцать были ранены. Эти моряки считаются последними жертвами Первой мировой войны.

Затопление линкора «Байерн»

После затопления немецкие моряки были объявлены военнопленными, как нарушившие перемирие. Скандал получился большой, с взаимными обвинениями, оправданиями, претензиями, требованиями и прочей политической неадекватностью. Берлинское правительство старательно открещивалось от действий адмирала Ройтера: впрочем встретили его, по возвращении в Германию, как героя. Среди возмущённого хора политиков диссонансом прозвучала трезвая оценка английского адмирала Уэмисса: «Я смотрю на затопление, как на подлинный дар небес. Оно сняло болезненный вопрос о разделе германских кораблей. Полагаю, что сначала будет много воплей, но когда станут известны факты, всякий подумает, вроде меня: «Слава Богу».

В итоге с Германии истребовали ещё пять лёгких крейсеров, а также большое количество разнообразного флотского имущества, в частности плавучие доки. Примечательно, что два этих дока впоследствии приобрёл у английского правительства по дешёвке некий торговец металлоломом Эрнест Кокс. Приобретая первый док, он хотел всего лишь срезать с него огромный стальной цилиндр, использовавшийся для испытаний прочных корпусов подлодок, и продать его на металлолом. Так он и поступил, и только позже, пытаясь понять, что ему делать с самим доком, набрёл на идею продажи той груды металлолома, которая лежит на дне Скапа-Флоу. Так большая часть затопленного флота оказалась поднята. Поднятые корабли были разобраны на металл и проданы.


Поднятая башня главного калибра линкора «Фон дер Танн»

Впрочем, судьба выведенных на мелководье судов оказалась не лучше: большая их часть также была разобрана в течении пары лет, несколько были использованы в качестве мишеней и потоплены.

Три линкора и четыре крейсера лежат на дне бухты по сию пору.

В марте 2014 года по всем новостным лентам проскочила о том, что в бухте Донузлав, крупнейшем озере в Крыму, были в стратегических целях затоплены два списанных корабля - БПК «Очаков» и буксир «Шахтер». Мы решили проанализировать эту и заодно заглянуть в прошлое, поскольку методика затопления кораблей в военных целях известна с античных времен.

БПК «Очаков» находился в составе ВМФ России с 1973 по 2011 год, но самую интересную свою миссию выполнил уже после списания. На снимке он, завалившись набок, блокирует выход из Донузлава.

До 1961 года Донузлав был полноценным озером, отделенным от вод Черного моря земляным перешейком. Но в результате строительства военно-морской базы в перешейке был прорыт канал 200-метровой ширины, поэтому озеро Донузлав превратилось в технический водоем, хотя название свое сохранило. Сегодня озеро отделено от «большой воды» косой, а искусственный канал позволяет кораблям ВМФ выходить в открытое море. До недавних пор здесь функционировала Южная военно-морская база Украины - именно ее и стремились заблокировать во избежание вооруженного конфликта российские военные.

Впрочем, затопление кораблей как стратегический маневр известно давным-давно. Еще в XI веке в проливе Пеберренде фьорда Скалделев (Дания) было затоплено шесть судов викингов с целью перекрыть фьорд от атаки с моря. Суда были обнаружены в 1962 году и ныне хранятся в музее, искусственное затопление подтверждается их идеальным состоянием и необычным расположением на дне.

Севастопольские бухты

Конечно, Донузлав - это не первый случай стратегического затопления кораблей в Крыму. Одна из подобных операций произошла в Севастополе в 1855 году, в самый разгар Крымской войны. Для России война с самого начала не задалась: причины заключались как в устаревшем техническом оснащении русских войск, так и в неуверенных действиях командования. Россия стремилась усилить свое влияние на Балканах и получить контроль над Босфором и Дарданеллами, Великобритания - ослабить Россию и поделить сферы влияния за счет союза с Османской империей.

Силы Коалиции несомненно преобладали, и в итоге к 1854 году Россия оказалась в шаге от потери Крыма. Превосходящий флот союзников блокировал русские корабли в Севастопольской бухте, что позволило Коалиции контролировать Черное море и высаживать десанты на берега Крыма. Важнейшим стратегическим пунктом был, конечно, Севастополь, и в сентябре 1854 года начался его последовательный штурм. Героическая оборона города вошла в историю, но нас интересует лишь один ее эпизод. Командующий обороной Севастополя адмирал Павел Нахимов прекрасно понимал, что если вражеские корабли войдут в бухту, то город будет потерян, и 11 сентября, еще до начала активных боевых действий, поперек фарватера затопили семь парусных судов 1830-1840 годов постройки, чтобы создать подводную цепь между Александровской и Константиновской батареями. Интересно, что среди них был знаменитый фрегат «Флора», годом ранее удивительным образом вышедший победителем из неравного боя с тремя турецкими пароходофрегатами - при том, что командир, молодой капитан Скоробогатов, на тот момент не имел боевого опыта, а пароходы в три раза превосходили «Флору» по совокупной мощности орудий, были маневреннее и управлялись более опытными командирами. Большинство затопленных судов были стандартными 84-пушечными линейными кораблями, построенными в Николаеве с 1833 по 1840 год; первый из серии корабль «Силистрия» был также затоплен на Севастопольском рейде.

Преграда на протяжении следующих месяцев несколько раз разрушалась из-за штормов и естественного гниения - ее «ремонтировали» затоплением новых кораблей. В декабре к первой семерке прибавились корабль «Гавриил» и корвет «Пилад», а в феврале 1855 года появилась вторая линия - еще шесть кораблей. Всего к концу обороны на рейде было затоплено 75 боевых и 16 вспомогательных кораблей! Затапливались корабли разными способами - подрывом, обстрелом с берега и т. д. Интересно, что после войны, в 1857-1859 годах, порядка 20 кораблей (в частности, несколько пароходов) были подняты со дна, отремонтированы и снова вступили в строй.

Севастопольский рейд - это крупнейшее стратегическое затопление судов, причем успешное: барьер из мачт действительно не позволил неприятелю войти в бухту и начать массированный обстрел города, что спасло Севастополь от захвата. Событию посвящен самый известный монумент города - поставленный в 1905 году Памятник затопленным кораблям.

Оркнейский лабиринт

Второй по известности инцидент с затоплением кораблей произошел значительно позже - уже в XX веке. Гавань Скапа-Флоу на Оркнейских островах на протяжении обеих мировых войн была основной базой Королевских военно-морских сил Великобритании и, соответственно, привлекательной целью для немецких войск.

Правда, самое известное затопление произошло в Скапа-Флоу в мирное время. После перемирия, завершившего Первую мировую войну, немецкий Флот открытого моря (такое официальное название носил ВМФ Германии) был отконвоирован на Оркнейские острова, где и ожидал своей судьбы - скорее всего, передачи союзникам. На кораблях оставались немецкие матросы и командиры, хотя все было конфисковано, орудия демонтированы, средства связи ликвидированы. Полгода флот содержался в Скапа-Флоу под надзором британцев, а 21 июня 1919 года внезапно (!) синхронно начал тонуть. Дело в том, что командующий флотом Людвиг фон Ройтер, несмотря на проигранную войну, оставался патриотом Германии и не мог допустить, чтобы его корабли достались Антанте. С трудом наладив связь между кораблями, немцы договорились о том, что они единовременно спустят на воду шлюпки, поднимут на кораблях немецкие флаги и откроют кингстоны - что и произошло. Схватившиеся за голову англичане ничего не успели сделать (хотя и стреляли с берега по пленным кораблям, требуя закрыть кингстоны) - фон Ройтер затопил 52 корабля: линкоры, крейсеры, эскадренные миноносцы. Британцы успели выволочь на мель 22 судна. По возвращении в Германию из плена фон Ройтер стал национальным героем. Интересно, что многие представители союзников восприняли поступок адмирала как благо - он снял все споры относительно дележки немецкого флота между странами Антанты.


Строительство «барьеров Черчилля» между двумя островами Оркнейского архипелага. Блокшивы еще не убраны.


Мост, проложенный по блокшивам с одного Оркнейского острова на другой.


Современный вид «барьеров Черчилля».

Но это была не стратегия, а скорее крайнее средство, чтобы суда не достались врагу. Подобных случаев история знала сотни - вспомнить хотя бы легендарный крейсер «Варяг» или затопление французского флота в Тулоне в 1942 году. Во время же Первой мировой на Оркнейских островах имело место и стратегическое затопление - именно в целях остановки вражеского флота. Узкие проходы между островами нужно было перегородить, чтобы максимально усложнить маневрирование вражеских подлодок: у британцев были карты измененного фарватера, а у немцев - нет. Суммарно за время Первой мировой в узких проходах было затоплено порядка 50 устаревших судов-блокшивов, по сути сделавших архипелаг лабиринтом. С самого начала Второй мировой войны было понятно, что база британского ВМФ, как и на четверть века раньше, станет одной из основных мишеней немецких подлодок - и заграждения «обновили», затопив еще несколько блокшивов. Но 14 октября 1939 года британский линкор HMS Royal Oak был потоплен немецкой подлодкой U-47 прямо на рейде Скапа-Флоу - погибло 833 моряка, а подлодка, проникшая в самое сердце британского флота, ушла безнаказанной. Этот инцидент вынудил Черчилля отдать приказ о срочном строительстве между островами бетонных дамб (получивших название «барьеры Черчилля»), стационарно ограничивающих судоходство между островами. Впрочем, они были окончены только к 1944 году, когда стратегическое их значение сильно упало. А затопленные блокшивы и по сей день являются туристическими и дайвинговыми достопримечательностями островов.
История, история


Затопление «Каменного флота» в гавани Чарльстона попало на первые полосы местных и федеральных газет. Всего в 1861-1862 годах было затоплено 24 блокшива, в основном - китобойные суда, благодаря чему удалось замедлить поставки припасов армии Конфедерации.

История знала более полусотни случаев стратегического затопления блокшивов. В 1861-1862 годах более 40 судов были затоплены в гавани города Чарльстон (Южная Каролина, США) по приказу адмирала Чальза Дэвиса. В основном это были старые рыболовные суда, купленные по дешевке именно для этой цели и нагруженные песком и камнями, за что и получили прозвище «Каменный флот». Целью затопления была остановка блокадопрорывателей, поставлявших боеприпасы для Конфедерации. В ноябре 1914 года в Портленде (Великобритания) был затоплен эскадренный броненосец HMS Hood - в целях перекрытия прохода к базе ВМФ для немецких подлодок. В апреле 1918 года блокшивы даже приняли участие в атаке: три старых британских бронепалубных крейсера были нагружены бетоном и затоплены у входа в судоходный канал бельгийского порта Зебрюгге, использовавшегося немцами в качестве подлодочной базы. Два из них под огнем противника успешно дошли до узкого места и затонули, перекрыв подлодкам выход из порта, - лишь через три дня немцы разрушили западный берег канала, проложив для запертых лодок новый путь на свободу. Еще позже, в апреле 1941 года, Марио Бонетти, командир итальянской флотилии, базирующейся в Массауа (Эритрея) в Красном море, понимая, что в скором времени флот союзников нападет, а у него нет достаточных сил для обороны, решил максимально обесценить захват порта. Он приказал разрушить большую часть строений, а в фарватере затопил 18 крупных транспортов - как итальянских, так и немецких.

В общем, перечислять случаи стратегического затопления можно бесконечно. Но вернемся к Крыму.

И снова Крым

Противолодочный корабль «Очаков» был спущен на воду 30 апреля 1971 года в рамках проекта 1134-Б (или «Беркут-Б»). Всего в 1960-1970-х годах было построено семь таких кораблей - шесть из них в 2011 году признаны окончательно устаревшими и отправлены на слом, лишь БПК «Керчь», пройдя плановый ремонт, продолжил службу в российском ВМФ. «Очаков» же был выведен из состава флота и в течение трех последних лет с демонтированным вооружением стоял на вечном приколе в Севастополе. В ночь с 5 на 6 марта 2014 года он был отбуксирован к выходу из бухты озера Донузлав и затоплен; его огромный, 162-метровый корпус перекрыл узкий судоходный канал наполовину.


Расположение затопленного противолодочного корабля «Очаков» в фарватере озера Донузлав. Прибрежные участки канала перекрыты двумя меньшими судами.

Затопление корабля произвели с помощью взрыва - сперва корпус дестабилизировали, наполнив водой с помощью пожарного судна, а затем подорвали, благодаря чему судно легло на борт поперек канала в самой мелкой его части (глубиной 9−11 м). «Очаков» наполовину находится над водой, тем не менее его эвакуация - это сложнейшая инженерная операция.

Чтобы перекрыть оставшуюся часть прохода, рядом с «Очаковым» затопили спасательное буксирное судно «Шахтер» длиной 69,2 м, а спустя шесть дней - еще один списанный корабль, 41-метровый водолазный бот «ВМ-416» 1976 года постройки. Затопление позволило перекрыть фарватер и заблокировать в бухте суда украинского ВМФ. К настоящему времени они мирно перешли к Черноморскому флоту - блокировка не позволила вести активные боевые действия. В конце июля начались работы по подъему «Очакова» и освобождению прохода; предположительно операция завершится к концу осени.

События в Крыму показали, что затопление кораблей может сработать как маневр и в наше время, причем как маневр мирного плана. Он направлен в первую очередь на предотвращение боевых действий. Впрочем, будем надеяться, что даже такие маневры никогда больше не понадобятся.

Стратегия развлечений

Ввиду того что затонувшие корабли являются привлекательными объектами для дайверов, в разных странах списанные суда иногда затапливают намеренно в качестве «парков развлечений». Наиболее известный прецедент - это затопление бывшего американского корабля слежения General Hoyt S. Vandenberg, спущенного на воду в 1943 году. В разных качествах, в том числе в роли кинематографического судна, он служил вплоть до 2008 года, а в 2009-м был затоплен у города Ки-Уэст (Флорида) в качестве развлекательного объекта для дайверов. Предварительно с него было снято все, что могло повредить туристам - от дверей, могущих стать ловушками, до проводки, - а затем он был подорван равномерно распределенными зарядами, что позволило опустить его на дно в горизонтальном положении.