Методические советы родителям от учителя русского языка "как помочь ребенку хорошо учиться". Методические советы родителям от учителя русского языка "как помочь ребенку хорошо учиться" Как заниматься ребенком по русскому языку

Семейное образование. Как заниматься русским?

Читайте также:
"Круглый стол" по проблемам преподавания русского языка в семейной школе (записи вебинаров с участием родителей, преподавателей, авторов учебников и психолога)

В этом материале речь пойдёт о домашнем обучении ребёнка. Не о вынужденном домашнем обучении из-за болезни, когда к ученику приходит школьный учитель, а о семейном образовании , выбранном родителями сознательно. В этом случае семья своими силами старается дать ребёнку лучшее образование, избежав всех недостатков обычной школы. Но, как известно, лучшее - враг хорошего. Получив свободу, некоторые мамы и папы не могут справиться с задачами школы сами. Поэтому мы позволим себе дать несколько советов родителям, ступившим на столь сложный путь.

Итак, вы выбрали семейное обучение, и перед вами немедленно встал вопрос: что делать с русским языком? Какие пособия выбрать? Какие методы позволят быстрее (и желательно без скуки) научить ребёнка грамотно писать? Сколько времени уделять предмету? И вообще, в каком месте то лучшее, что надо бы дать ребёнку, в отличие от государственной школы?

Дело в том, что даже самая плохая школа с безумным учителем загружает детей достаточно большим количеством различных упражнений, позволяющих поднять грамотность. Количество по закону диалектики переходит в качество. Если ученик не слушает или не понимает объяснение учителя, но иногда что-нибудь списывает, он всё же будет постепенно запоминать слова. Ваша основная задача не в наиболее удачном объяснении правил (хотя и это важно), не в изобретении развлекательных упражнений, не в проведении командных игр и викторин, а в организации рутины. Русский нельзя выучить, как историю, литературу и даже физику, устраивая яркие уроки. Выработка навыка связана с методичной, достаточно нудной, кропотливой работой в течение нескольких лет. Грамотное письмо основано не столько на знаниях, сколько на моторных навыках. Как спортсмен, добиваясь автоматизма, ежедневно набивает грушу, или отрабатывает удар в теннисе, или плавает по несколько километров, так и ваш ребёнок должен выполнять обязательные упражнения. Так что прежде всего это надо осмыслить и принять, настроиться на занятия по часу в день с недельными погружениями в предмет несколько раз в год .

Второе, что нужно сделать: разработать или взять у кого-нибудь (да хоть у нас) жёсткий стратегический план и примерную структуру каждого урока русского языка . Иначе вы увлечётесь интересной темой и что-нибудь упустите. И вообще, имея структуру, вы легко войдёте в жёсткий режим занятий. Чуть ниже я расскажу, что обязательно должно быть включено в этот план. Поурочники для школ не годятся. Так вы скатитесь к тому, от чего уходите, только исполнение может оказаться хуже.

Третье. Надо определиться, кто именно будет учить ребёнка русскому языку . Если вы этого никогда не делали, т.е. никогда и никого не учили русскому, сами лучше не беритесь. Объединяйтесь с другими родителями, нанимайте специалистов. Как минимум, раз в неделю с ребёнком должен работать филолог, контролирующий процесс. Проверьте собственную грамотность: напишите онлайн диктант или попросите знакомого учителя погонять вас по правилам. Начинайте заниматься с ребёнком русским языком, если убеждены, что сами не наделаете ошибок. Если ребёнку 6 - 8 лет, обязательно посетите логопеда, убедитесь, что нет каких-либо патологий, которые помешают научиться читать и писать. Если обнаружатся проблемы, сначала занятия надо будет поручить логопеду.

Надеемся, вы всё хорошо обдумали, взяли на себя ответственность и приготовились к рутинной работе. Теперь к делу.

Стремления ваши мы полностью разделяем. Действительно, давно разработаны эффективные методы, позволяющие быстрее повышать грамотность, но не прижившиеся в школе. Такова судьба орфографического чтения. Тоцкий доказал его пользу, люди диссертации защитили, но в школах метод не используют, потому что на это в программе не предусмотрено время, нет текстов, пришлось бы изменять учебники и т.д. На вебинарах мы учим преподавателей проводить тренинги грамотности, но только частная школа может себе позволить организовать такие тренинги, ведь в обычной СОШ невозможно для группы 10-12 человек отменить все остальные предметы на 7-10 дней. Невозможно выделить для такой группы второго преподавателя, который будет помогать ведущему тренинга.

Вот некоторые эффективные методы, приёмы и подходы, которые не используются или почти не используются в обычной школе, но могут применяться при домашнем обучении и в семейных школах:

  • орфографическое чтение,
  • запоминание на слух,
  • раскрашивание слов,
  • соревнование в малых группах,
  • изучение правил целиком, а не частями, раскиданными по четвертям и учебным годам,
  • предупреждение и коррекция дисграфии при помощи специальных упражнений, которых нет в школьных учебниках,
  • индивидуальная работа с компьютерными тренажёрами (а они очень эффективны),
  • тренинги грамотности (с погружением в предмет).

Кроме прочего, семейное образование обеспечивает пресловутый индивидуальный подход. Вы не должны строго придерживаться программы, можете менять темы местами, держать темп, удобный ребёнку: не бросать тему только потому, что вышли отведённые на неё часы, если тема не освоена, и не тратить время впустую, если ребёнок быстро справился с темой.

И ещё один плюс. Можно избежать недостатков современной школьной программы. Вы можете работать на опережение, фоном предлагая материал, который будет изучен позже. Можно объединить лёгкие темы по лексикологии и посвятить им игру, конкурс, праздник, а выигранное время потратить на тренинг. Можно больше времени уделить развитию речи. В общем, можно много чего. Лишь бы вы понимали, что делаете и зачем.

Изучение русского языка включает в себя письмо, работу с орфографией, пунктуацией, культурой речи, изучением теории языка и развитие письменной речи.

Работа по этим направлениям должна стоять на трёх китах: познавательные способности, мотивация и словарный запас. Вы должны выстроить логику работы по каждому направлению и учитывать общую стратегию на каждом уроке.

Изучение русского языка в семейной школе

Цели Задачи Основные методы и виды работ Рекомендуемые пособия
Обучение письму
  • Обучение письму на бумаге
  • Обучение компьютерному набору
Работа с прописями.

Работа с клавиатурными тренажёрами.


Соболева О.Л., Агафонов В.В. Космические прописи, или Путешествие к звезде Альфа Вита

Формирование навыка грамотного письма (орфография)
  • Словарная работа
  • Изучение правил орфографии
  • Повторение изученных правил
  • Работа на опережение
  • (формирование способностей на уровне рефлекса замечать незнакомые слова, прочитывать слова орфографически, работать с ошибками)
Изучение правил по плану (сетка изучения правил по классам).

Орфографическое чтение (см. Что такое орфографическое чтение и как оно работает)

Запоминание слов с использованием всех видов памяти (см. Сенсорно-моторные методы изучения орфографии)

Списывание.

Зрительные диктанты

Выделение слов маркером (см. Три простых упражнения, которые помогут быстро повысить грамотность)

Работа с неологизмами и новыми для ребёнка незнакомыми словами (см. Современная стратегия изучения орфографии)

Работа с компьютерными тренажёрами.

Комментированное письмо.

Запоминание списков слов на правило.

Задания типа "вставь букву".

Выполнение упражнений из стандартных учебников.


Курс Орфография без правил (интенсивная работа со словарными словами, развитие познавательных способностей)

Начальная школа

В запущенных случаях:
Кожевникова Д.В. Кожевников П.В. Домашний логопед. СПб. 2009 г.

Зегебарт Г.М. Учение без мучения. Безударные гласные. Коррекция дисграфии. Рабочие материалы для 2, 3, 4 классов. М. 2010 г.

Зегебарт Г.М. Учение без мучения. Непроверяемые гласные. Коррекция дисграфии. М. 2010 г.

Парамонова Л.Г. Лёгкий способ стать грамотным. М. 2009 г.

Для текущей работы с нормальной успеваемостью:
Соболева О.Л. Русский язык. Учебники для четырехлетней начальной школы. 1 - 4
Интервью с Ольгой Соболевой о методике обучения русскому языку

Узорова О.В., Нефёдова Е.А. 300000 учебных примеров и заданий по русскому языку. Супертренинг. 1 – 4 классы. М. 2012 г.

И.Т.Федоренко Комплекс зрительных диктантов. г. Харьков

Повышенный уровень сложности:

Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В., Русский язык. Комплект учебников и рабочих тетрадей для начальной школы. 2002.

Ольга Соболева: Волшебный черновичок. Раб. тетрадь к уч. "Русский язык". (небольшое опережение)

Средняя и старшая школа

Для повторения:
Ахременкова Л.А. К пятёрке шаг за шагом или 50 занятий с репетитором. Русский язык. Сборники для 5, 6, 7, 8 классов. М.

Для нормального уровня:

Ткаченко Н.Г. Тесты по грамматике русского языка. Часть 1. М., 2010 или другие издания.

Штоль А. А. Русский язык для старшеклассников в таблицах. Новосибирск, 2007

Жердеева Л.А. Русский язык в средней школе. Карточки-задания. Новосибирск. 2010. Сборники для 5, 6, 7, 8 кл.

Великова Л.В. Русский язык для старшеклассников и абитуриентов в 2 книгах.

Великова Л.В. Русский язык. Навигатор для старшеклассников и абитуриентов.

Для углублённого изучения:

И.И. Бакланова. Тематические тесты по русской орфографии и пунктуации. М. 2010

Т.И. Сурикова. Русский язык. Повторительный курс.М. Издательский Дом «Альфа-М»

Рабочие тетради Богдановой Г.А.


Формирование навыка постановки знаков препинания
  • Изучение синтаксиса
  • Изучение пунктуации и формирование навыка постановки знаков препинания

Синтаксические разборы

Пунктуационные разборы

Диктанты


Громов С.А. Курс практической грамотности для старшеклассников и абитуриентов. М. 2012 г.

Громов С.А. Сборник упражнений и диктантов. М. 2012 г.

Розенталь Д.Э., Голуб И.Б. Русский язык. Орфография, пунктуация. М., 1997г. или более поздние издания.

Ткаченко Н.Г. 300 диктантов для поступающих в вузы. М., 2006.

Ткаченко Н.Г. Тесты по грамматике русского языка. Часть 2. М., 2010 или другие издания.

Сочинение (эссе)

Изложение

Сочинение-рассуждение по литературе


Начальная школа

Есенина С.А. Как научить вашего ребёнка писать сочинения. Сборники для 2, 3, 4 классов. М. 2008 г.

Средняя и старшая школа

Розенталь Д.Э Голуб И.Б. Русский язык. Сочинения и экзамены на отлично. Стилистика и культура речи. М., 2005.

Полтавец Е.Ю. Как писать сочинение М., 1999.

Изучение теории языка (для сдачи экзаменов)
  • Изучение лексикологии
  • Изучение морфологии
  • Изучение истории языка
Курс Подготовка к ЕГЭ (вебинары и упражнения)

Полыгалова Н., Сорокина М. Русский язык. Пособие для систематизации знаний и подготовки к экзаменам. (таблицы по Шаталову)

Базовые навыки и познавательные способности Мотивация Развитие устной речи и расширение словарного запаса
Восприятие

Внимание

Синхронизация
работы полушарий мозга

Техника чтения

Мелкая моторика рук

Логическое мышление


Создание ситуаций, доказывающих необходимость письма вообще и грамотного письма в частности
(организация бумажной переписки, выпуск газет и журналов, ведение блогов, выступления на ученических конференциях).

Формирование интереса к филологическим наукам через исследовательскую деятельность, игры, посещение театров и т.п.


Расширение понятийного аппарата через деятельность.

Обсуждение непонятных слов, встретившихся в разных ситуациях.

Развитие связной устной речи.

Консультация для родителей начальной школы: «Как помочь ребенку добиться успехов по русскому языку»

Цель: оказание помощи родителям в осознании причин трудностей обучения письму и определении способов коррекции.
Продолжительность: 40 мин.
Категория участников: родители учащихся начального звена школы.

Ход консультации:

Чтение и изучение русского языка связаны друг с другом самым тесным образом. Поэтому любовь к чтению, к книгам многие стараются привить своим детям еще в младшем возрасте. Сначала это совместное разглядывание иллюстраций, беседы. У малыша появятся любимые книжки с картинками, чтение которых станет ритуалом, и вскоре он будет цитировать их содержание практически наизусть.

В начальной школе начинается важнейший этап становления лингвистической грамотности. Все крючки, соединения, образцы букв, предложенные учителем, обязательно должны прописываться. Приобретите прописи и поработайте над почерком вместе. К почерку проявляйте требовательность, твердость и последовательность. Выполняйте следующие требования: соблюдение орфографического режима, подчеркивание опасных мест, выделение орфограмм. И, конечно же, выполнение домашних заданий должно быть под контролем. Это отнимает много времени, тяжело, но только так вы войдете в ритм учебной деятельности, приучите ребенка к обязательности и ответственности. Если вы не поработаете над почерком и ведением тетрадок в начальной школе, в дальнейшем будет сложно что-либо изменить. Не упускайте возможности позаниматься и на каникулах, не перегружая ребенка.

Следите за «комплектацией» портфеля и пенала школьника. Все учебники и тетрадки должны быть обернуты, лежать аккуратно, чтобы не измяться. В пенале должна быть запасная ручка, простой карандаш, резинка, точилка. Необходимы также блокнот или тетрадь для черновика. Приучите разборчиво записывать домашнее задание в дневнике. Еженедельно просматривайте дневник и расписывайтесь. Никогда не ругайте ребенка за «двойки», выражайте свою озабоченность, обсуждайте, сочувствуйте, помогайте. Поможет и доля юмора. Так вы сохраните взаимное доверие.

Ходите на родительские собрания. Не стесняйтесь подойти к учителю и спросить об успехах ребенка, получить рекомендации. Если ребенок отстает, например, в скорости письма от всего класса и поэтому пишет неаккуратно и с ошибками, необходимо дополнительно позаниматься дома. Заведите тетрадь по чистописанию. Пусть ребенок в свободное время аккуратно списывает страницы любимой книги, укрепляет руку. Обязательно обсуждайте с ним результат, поощряйте за успехи. Ведение тетради для списываний – отличное упражнение для совершенствования техники чтения.

Ребята со временем не только быстрее пишут, но и лучше читают. Следовательно, повышаются оценки по всем устным предметам. Следите за выполнением заданий по литературному чтению: тексты должны быть прочитаны, стихи выучены, подготовлены ответы на вопросы. Еще раз подчеркну: чтение и письмо связаны теснейшим образом, чтение способствует выработке орфографической зоркости.

Что надо не забыть сделать
1. Напомнить ребёнку, что домашние задания нужны для отработки того, что в классе объяснял учитель, иначе в долговременную память знания не переходят.
2. Навык выполнения домашней работы без помощи и поддержки взрослого практически не формируется, таковы законы усвоения.
3. Если родители не контролируют и не помогают выполнять домашнее задание, то ребёнок может его не делать и не записывать.
4. Важно первоначально проверять и сопоставлять то, что ребёнок записал в дневник и то, что было реально задано – дети порой не записывают часть заданий в дневник.
5. Необходимо определить конкретное время для выполнения домашнего задания и стремиться, чтобы ребёнок делал уроки в одно и тоже время.
6. Помогать ребёнку делать домашнее задание и проверять то, что ребёнок сделал.
7. Научить ребёнка организовывать свое рабочее место для выполнения работы.
8. Показывать пример организованности и собранности.
9. Принять, что двойки и тройки в процессе учёбы неизбежны, поэтому важно не ругать ребёнка за них, а наоборот, помочь разобраться.
10. Важно воспринимать отметки как показатели учебной температуры: двойка – это сигнал к тому, что знания приболели и им нужно лечение, а не нравоучение.
11. Не думать, что если мама и папа хорошо учились в школе, то у них обязательно будет ребёнок отличник или ударник – мы все разные.
12. Ребёнку ничем не помогут рассказы родителей о том, что они окончили школу с золотой медалью, а в ВУЗ с красным дипломом, зато тревожность могут сформировать.
13. Если ругать ребёнка за двойки, то у него может появиться школьная тревожность, которая сильно влияет на успешность ребёнка. Даже самый умный ребёнок может получить низкую отметку, если он боится, т.к. страх блокирует познавательную деятельность.
14. Не требовать от ребёнка больше, чем он может в данный момент.
15. Важно самим родителям спокойно относиться к отметкам и не требовать от ребёнка только пятёрок или четвёрок – если мама очень сильно переживает из-за отметок, то и у ребёнка появляется тревожность и страх не оправдать ожидания мамы.
16. Важно учить ребёнка сравнивать свои достижения с его же достижениями, но в предыдущем периоде.
17. Обязательно хвалить за успехи, создавать ситуации успеха, отмечать малейшие продвижения.
18. Никогда не сравнивать достижения ребёнка с другими детьми.
19. Ребёнок должен видеть, что ошибаться – это нормально, что ошибаются и мамы, и папы и бабушки и дедушки.
20. Дети часто воспринимают отметку за работу, как отметку собственной личности, поэтому надо быть предельно тактичным в общении с ребёнком и учить разделять: «Я хороший, но в работе я сделал 20 ошибок и поэтому получил 2».
21. Важно ребёнка настраивать на то, что если верить в успех и стараться, то все обязательно получится.

В завершение консультации хотелось бы дать совет: создайте ребенку условия для выполнения уроков. Не мешайте шумом, гостями, музыкой, телевизором, выяснением отношений. Демонстрируйте личный пример уважительного отношения к знаниям, к книге, к русскому языку.

Как помочь детям хорошо усваивать русский язык.

(Советы родителям)

Знание родного языка дается ребенку с детства, он овладевает им так же естественно, как дышит и растет. С другой стороны, русский язык - один из самых трудных школьных предметов, требующий большого труда, источник бесчисленных неудач и огорчений. Для успешного овладения русским языком в школе большинству детей требуется систематическая помощь взрослых. Многие родители пытаются оказать детям такую помощь: повторяют вместе с ними правила, устраивают домашние диктанты. Но этого недостаточно.

Чтобы помочь детям хорошо усваивать русский язык, надо понимать, какие способы умственной работы существуют, какие особенности памяти и внимания лежат в основе овладения грамотностью. Как учить ребенка этим способам умственной работы, как развивать у него нужные виды памяти и внимания? Чтобы эта помощь была результативной, надо знать причины, которые лежат в основе испытываемых учеником затруднений. Эти причины могут заключаться совсем не в том, что он не знает правил или пишет мало диктантов. Многие дети знают правила, но не умеют их применять. Нередки случаи, когда они вполне нормально справляются с диктантами, но делают много ошибок в изложениях и сочинениях. В таких случаях дополнительное повторение правил и писание диктантов - недостаточно эффективная помощь.

Чтобы усвоить правила русской орфографии и быстро и точно применять их, ученик должен обладать целым рядом общих умений. Одно из них - умение быстро вспоминать нужные слова, языковая «готовность памяти». Это умение на уроках русского языка требуется буквально на каждом шагу. Правописание значительной части безударных гласных и непроизносимых согласных связано с быстрой (по ходу письма - молниеносной) мысленной подстановкой проверочного слова. Чтобы решить, слитно или раздельно пишется с каким-либо словом частица не , в большинстве случаев надо быстро подобрать в уме близкое по смыслу слово. Если по ходу письма необходимо для применения правила выделить корень в слове, для этого надо (опять-таки быстро!) вспомнить однокоренные слова. От того, умеет ли ученик подбирать такие слова с достаточной скоростью и точностью, в большой мере зависит умение применять правила и проверять себя в процессе письма.

Быстрый поиск нужных слов в памяти - совсем не простое дело. В этом нетрудно убедиться. Попробуйте решить шуточную языковую задачку. Вспомните существительные среднего рода, которые кончаются на -зо . Сколько совсем неподходящих слов (Крузо, Карузо ), а то и просто фантастических (арбузо, кукурузе ) всплывает в вашем сознании, прежде чем появятся простые и хорошо знакомые пузо и железо .

Умеет ли ваш сын или дочь находить в памяти задуманные слова с достаточной быстротой и точностью? Это несложно проверить. Попросите доказать, что в слове полосатый две безударные гласные - о . Для этого надо подобрать два проверочных слова: одно с ударением на первом слоге, другое - с ударением на втором (например, полосы и полоски ). Сколько времени займет этот поиск? Если он осуществляется без задержки, все в порядке. Если же ребенок «лезет за словом в карман» - не все в порядке. В сравнительно небольшом диктанте (100-110 слов) может быть до 35 случаев, требующих проверки путем подстановки родственного слова. Долгие раздумья над каждым словом невозможны, и ребенок не успевает произвести все нужные проверки. Поэтому ученики нередко допускают ошибки даже в таких случаях, когда они хорошо знают правила и владеют способами их применения. Чем старше ученик, тем больше в своей письменной речи он пользуется словами, к которым подобрать проверочное слово даже и не в спешке совсем не легко: например, к таким обычным для сочинений старшеклассников словам, как впечатление, воплощение, отражение, наслаждаться и др.

Как помочь вашему сыну или дочери быстро находить нужные слова?

Словарный запас каждого человека может быть пассивным и активным. Пассивный - это понимание слов, активный умение ими свободно пользоваться. Уже младшие школьники пассивно владеют основным словарным запасом русского языка (кроме специальной терминологии). Что же касается активного словарного запаса, он у разных людей различен. Хрестоматийный пример: героиня знаменитого романа Ильфа и Петрова людоедка Эллочка Щукина имела в своем активном словаре только тридцать два слова. Активный словарный запас у детей школьного возраста нередко бывает ограничен; часто дети теряются оттого, что не могут в нужный момент вспомнить и употребить хорошо знакомые слова.

Вспоминать слова, необходимые для применения орфографического правила, например, подбора однокоренных слов, бывает гораздо труднее, чем использовать те же слова в связной речи.

Чтобы осуществить переход от пассивного владения словарным запасом родного языка к активному, развить умение быстро подбирать слова как дли выражения своих мыслей, так и для решения орфографических задач, требуется длительная, настойчивая и разнообразная тренировка. Оговоримся: настойчиво тренировать ребенка - совсем не значит систематически заставлять, принуждать. Принуждение никогда не приводит к развитию способностей. Если же вы найдете способ приохотить ребенка к занятию, тренирующему нужную способность, то это занятие может стать увлечением, любимой игрой и положительно скажется на умственном развитии ребенка. Интуитивно дети сами стремятся к такой развивающей тренировке. Об этом свидетельствуют многие широко распространенные детские игры.

Детские игры в слова

Дети часто играют в «придумывание» слов: вспоминают названия городов по заданной букве, названия животных по первой и последней букве и др. Предложите детям вспомнить слова, которые читаются одинаково от конца к началу и от начала к концу (тот, шалаш, топот и т.д.). В дождливые каникулярные дни можно из длинного слова составлять слова из различных комбинаций букв, входящих в это длинное слово. Широкое распространение и удивительная живучесть этих игр, переходящих из поколения в поколение, свидетельствуют об их необходимости для умственного развития детей: играя, дети тренируют умение быстро вспоминать нужные слова по заданным признакам, то есть активно владеть своим словарным багажом.

Если эти игровые формы наполнить грамматическим содержанием, польза будет двойная, ребенок научится «не лезть за словом в карман» при усвоении и применении соответствующих правил.

Самый распространенный прием - «придумайте пример на данное правило» становится увлекательной и педагогически эффективной игрой, если задание видоизменить следующим образом: «найдите как можно больше примеров». Такие задания позволяют активизировать в сознании и собирать вокруг правила большой массив слов. Вспомнить эти слова во время письма и мысленно соотнести их с нужным правилом после такой игры детям будет значительно легче. А главное -при выполнении таких заданий тренируется языковая «готовность памяти» - способность быстро «выдать на-гора"» понадобившееся слово.

Процесс поиска слов очень увлекает: приходилось сталкиваться с такими случаями, когда дети, придумавшие и записавшие в тетрадь нужный ряд слов, возвращались к этой работе через день, два, неделю после выполнения задания и дописывали ряд новыми пришедшими в голову словами.

Придумывание словесных рядов может быть сильно затруднено тем, что дети не знают, в каких уголках хранящегося в памяти обширного склада слов искать нужные. В таких случаях наводящий вопрос взрослого очень оживляет придумывание, в особенности, если этот вопрос направляет детей в область интересной для них реальности. Например, если предложить детям придумать ряд слов с сочетаниями, в которых не пишется мягкий знак (нч, чн, чк, нщ и т.д.), то после общеизвестных бетонщик, обманщик, каменщик и нянчить дети быстро выдохнутся. Нужный ряд слов заметно вырастет, если посоветовать: «Вспомните, как называются различные виды варенья, мороженого».

Задание «Назовите сложные существительные, которые пишутся через дефис» - приведет к вялому припоминанию двух-трех слов типа диван-кровать или булочная-кондитерская . То же самое задание с добавлением «адреса» (поищите такие слова в русских народных сказках) даст целую обойму слов типа: шапка-невидимка, скатерть-самобранка, ковер-самолет, сапоги-скороходы и т.д.

Заставим память потрудиться отыскать нужное слово. Приемы здесь очень разнообразны - это игры, загадки, шарады, кроссворды, анаграммы, метаграммы, логогрифы, различного рода ответы на вопросы, подбор слов со сходным или противоположным значением и т.д. В любом случае вспомнить, придумать, отгадать или каким-либо другим способом «добыть» нужное слово гораздо полезнее, чем записать слово под диктовку или переписать из книжки, вставляя пропущенную орфограмму.

Вот примеры игровых заданий , требующих «добывания» нужного слова.

Догадайтесь, какие слова пропущены в следующих предложениях. Запишите эти слова и объясните, почему в одних пишется -aн-, -ян-, а в других -анн-, -янн-.

1) Была у зайца избушка лубяная, а у лисы...

(Ответ : ледяная .)

2) Андерсен написал сказку о стойком... солдатике.

(Ответ : оловянном .)

3) Жил петушок, золотой гребешок, ... головушка, шелкова бородушка.

(Ответ : маслена .)

К данным прилагательным подберите антонимы (слова, противоположные по смыслу), содержащие в корне непроизносимый согласный звук. Объясните правописание непроизносимых согласных в этих словах: письменная речь, ясная погода, веселая песня, печальное известие.

(Ответы : устная речь, ненастная погода, грустная песня, радостное известие. )

К данным словам подберите синонимы, содержащие удвоенную согласную в корне:

Больничный лист (ответ : бюллетень).

Асфальтированная дорога (ответ : шоссе).

Пояснение, толкование к какому-нибудь тексту (ответ : комментарий).

Огромное значение имеет раннее знакомство учеников с различного вида словарями, особенно с толковыми. Хорошо, если такие словари имеются дома. Знакомство с орфографическим словарем можно сопровождать игрой: «Кто быстрее?». Для этого родители читают любые слова из словаря, начинающиеся на разные буквы, а ученик находит это слово, записывает в тетрадь, несколько раз проговаривает, подчеркивает трудную орфограмму (игра на время). С найденными словами предложите составить словосочетание или предложение, а если есть время и желание, можно попытаться вместе составить рассказ, включив в него несколько выбранных слов. Предварительно важно выяснить лексическое значение всех слов

Хороший результат в работе с трудными орфограммами дает тематическая классификация слов. 15 игре «Кто больше знает слов?» дети самостоятельно подбирают слова, распределяют их по колонкам и называют тему - заголовок колонки. Могут быть подобраны слова на такие темы: «Театр», «Зоопарк», «Полезные ископаемые», «Морские животные», «Вокзал», «Магазин» и т.д.

Печальная уверенность в том, что правила не помогают, живет в сознании огромного числа школьников. Путь от знания правила к безошибочному письму содержит много трудностей и препятствий. Чтобы вы могли помочь вашему ребенку одолеть их, давайте разберемся, в чем же они заключаются. Одна из этих трудностей заключается в том. что у школьников, знающих конкретное правило, может не хватить общих умений, необходимых для его применения.

Что такое общие умения?

Прежде всего, умение различать части речи , то есть умение, во-первых, не путать их друг с другом, а во-вторых, выделять в общем потоке текста. Без этого умения любые теоретические знания останутся мертвым грузом, так как каждое правило «нацелено» па определенную часть речи. Так, подавляющее большинство школьников прекрасно знает, что деепричастный оборот необходимо выделять с двух сторон запятыми, но не делает этого либо потому, что путает деепричастия с другими частями речи, либо потому, что вообще» «не узнает их при встрече», не замечает их присутствия в тексте. Поэтому умение различать части речи - одна из важнейших предпосылок правильного применения правил.

Второе» необходимое для грамотного письма общее умение - это умение разбираться в формах слов и их грамматических признаках. Так, путая падежи, склонения, род имен существительных, ученики не могут успешно применять правила, связанные с правописанием падежных окончаний.

Третье важное умение - это умение «видеть» состав слова , то есть очень быстро выделять в словах приставки, корни, суффиксы и окончания. Правила относятся чаще всего не к словам вообще, а к их частям. Более того, иногда одна и та же орфографическая задача (например, что пишется после ц : и или ы? ) имеет одно решение для корня и совсем другое - для окончания. Поэтому, путая части слова (а это бывает очень часто!), дети не сумеют применить даже хорошо знакомые правила.

Четвертое умение, необходимое для грамотного письма, - это умение анализировать звуки русской речи : различать глухие и звонкие согласные, выделять шипящие и т.д. Без этого умения невозможно применить целый ряд правил.

Еще одно умение, без которого бесплодно знание любого грамматического правила, - это умение видеть, где его требуется применить , своеобразная орфографическая и пунктуационная зоркость. Без такой зоркости, например, ученики, знающие правила проверки сомнительных гласных и умеющие их проверять, допускают ошибки, потому что не видят, где необходима такая проверка.

Итак, чтобы применить правило, необходим целый ряд общих умений: умение различать части речи, грамматические признаки слов, части слов, звуки русской речи, а также умение видеть при письме «опасные места», требующие применения правил. Развитием этих умений надо заниматься на протяжении всего курса обучения: «пройти» за один-два дня здесь ничего нельзя. Как спортсмен, стремящийся к высокому уровню мастерства, ежедневно проделывает разнообразные виды физических упражнений, так и школьник, стремящийся стать грамотным, должен не только систематически «проходить» текущий учебный материал, но и постоянно упражняться для развития всех перечисленных умений.


Знание родного языка дается ре­бенку с детства, он овладевает им так же естественно, как ды­шит и растет. С другой стороны, русский язык - один из самых трудных школьных предметов, требующий большого труда, ис­точник бесчисленных неудач и огорчений. Для успешного овладения русским языком в школе большинству детей требуется систематическая помощь взрослых. Многие родители пытаются оказать детям такую помощь: повторяют вместе с ними правила, устраи­вают домашние диктанты. Но этого недостаточно.

Чтобы помочь детям хорошо усваивать русский язык, надо понимать, какие способы умственной работы существуют, какие особенности памяти и внимания лежат в основе овладения грамотностью. Как учить ребенка этим способам умственной ра­боты, как развивать у него нужные виды памяти и внимания? Чтобы эта помощь была результативной, надо знать причины, которые лежат в основе ис­пытываемых учеником затруднений. Эти причины могут заключаться совсем не в том, что он не знает правил или пишет мало диктантов. Многие дети знают правила, но не умеют их применять. Нередки случаи, когда они вполне нормально справляются с диктантами, но делают много ошибок в изложениях и сочинениях. В таких случаях дополнительное повторение правил и писание диктантов - недо­статочно эффективная помощь.

Чтобы усвоить правила русской орфографии и быстро и точно применять их, ученик должен обладать целым рядом общих умений. Одно из них - умение быстро вспоминать нужные слова, языковая «готовность памяти». Это умение на уроках русского языка требуется буквально на каждом шагу. Правописание значительной части безударных гласных и непроизносимых согласных связано с быстрой (по ходу письма - молниенос­ной) мысленной подстановкой проверочного сло­ва. Чтобы решить, слитно или раздельно пишется с каким-либо словом частица не, в большинстве случаев надо быстро подобрать в уме близкое по смыслу слово. Если по ходу письма необходимо для применения правила выделить корень в слове, для этого надо (опять-таки быстро!) вспомнить однокоренные слова. От того, умеет ли ученик подбирать такие слова с достаточной скоростью и точностью, в большой мере зависит умение применять правила и проверять себя в процессе письма.

Быстрый поиск нужных слов в памяти - сов­сем не простое дело. В этом нетрудно убедиться. Попробуйте решить шуточную языковую задач­ку. Вспомните существительные среднего рода, которые кончаются на -зо. Сколько совсем не­подходящих слов (Крузо, Карузо), а то и просто фантастических (арбузо, кукурузе) всплывает в вашем сознании, прежде чем появятся простые и хорошо знакомые пузо и железо.

Умеет ли ваш сын или дочь находить в памя­ти задуманные слова с достаточной быстротой и точностью? Это несложно проверить. Попросите доказать, что в слове полосатый две безудар­ные гласные - о. Для этого надо подобрать два проверочных слова: одно с ударением на первом слоге, другое - с ударением на втором (например,полосы и полоски). Сколько времени займет этот поиск? Если он осуществляется без задержки, все в порядке. Если же ребенок «лезет за словом в карман» - не все в порядке. В сравнительно небольшом диктанте (100-110 слов) может быть до 35 случаев, требующих проверки путем под­становки родственного слова. Долгие раздумья над каждым словом невозможны, и ребенок не успевает произвести все нужные проверки. По­этому ученики нередко допускают ошибки даже в таких случаях, когда они хорошо знают правила и владеют способами их применения. Чем старше ученик, тем больше в своей письменной речи он пользуется словами, к которым подобрать проверочное слово даже и не в спешке совсем нелегко: например, к таким обычным для сочине­ний старшеклассников словам, как впечатление, воплощение, отражение, наслаждаться и др.

Как помочь вашему сыну или дочери быстро находить нужные слова?

Словарный запас каждого человека может быть пассивным и активным. Пассивный - это понимание слов, активный умение ими сво­бодно пользоваться. Уже младшие школьники пассивно владеют основным словарным запасом русского языка (кроме специальной терминоло­гии). Что же касается активного словарного за­паса, он у разных людей различен. Хрестоматий­ный пример: героиня знаменитого романа Ильфа и Петрова людоедка Эллочка Щукина имела в своем активном словаре только тридцать два сло­ва. Активный словарный запас у детей школьно­го возраста нередко бывает ограничен; часто дети теряются оттого, что не могут в нужный момент вспомнить и употребить хорошо знакомые слова.

Вспоминать слова, необходимые для примене­ния орфографического правила, например, подбора однокоренных слов, бывает гораздо труднее, чем использовать те же слова в связной речи.

Чтобы осуществить переход от пассивного вла­дения словарным запасом родного языка к актив­ному, развить умение быстро подбирать слова как дли выражения своих мыслей, так и для решения орфографических задач, требуется длительная, настойчивая и разнообразная тренировка. Огово­римся: настойчиво тренировать ребенка - совсем не значит систематически заставлять, принуж­дать. Принуждение никогда не приводит к раз­витию способностей. Если же вы найдете способ приохотить ребенка к занятию, тренирующему нужную способность, то это занятие может стать увлечением, любимой игрой и положительно ска­жется на умственном развитии ребенка. Интуи­тивно дети сами стремятся к такой развивающей тренировке. Об этом свидетельствуют многие ши­роко распространенные детские игры.

Детские игры в слова

Дети часто играют в «придумывание» слов: вспоминают названия городов по заданной бук­ве, названия животных по первой и последней букве и др. Предложите детям вспомнить слова, которые читаются одинаково от конца к началу и от начала к концу (тот, шалаш, топот и т.д.). В дождливые каникулярные дни можно из длин­ного слова составлять слова из различных ком­бинаций букв, входящих в это длинное слово. Широкое распространение и удивительная жи­вучесть этих игр, переходящих из поколения в поколение, свидетельствуют об их необходимос­ти для умственного развития детей: играя, дети тренируют умение быстро вспоминать нужные слова по заданным признакам, то есть активно владеть своим словарным багажом.

Если эти игровые формы наполнить грамма­тическим содержанием, польза будет двойная, ребенок научится «не лезть за словом в карман» при усвоении и применении соответствующих правил.

Самый распространенный прием - «придумай­те пример на данное правило» становится увле­кательной и педагогически эффективной игрой, если задание видоизменить следующим образом: «найдите как можно большепримеров». Такие задания позволяют активизировать в сознании и собирать вокруг правила большой массив слов. Вспомнить эти слова во время письма и мыслен­но соотнести их с нужным правилом после такой игры детям будет значительно легче. А главное -при выполнении таких заданий тренируется язы­ковая «готовность памяти» - способность быстро «выдать на-гора"» понадобившееся слово.

Процесс поиска слов очень увлекает: прихо­дилось сталкиваться с такими случаями, когда дети, придумавшие и записавшие в тетрадь нуж­ный ряд слов, возвращались к этой работе через день, два, неделю после выполнения задания и дописывали ряд новыми пришедшими в голову словами.

Придумывание словесных рядов может быть сильно затруднено тем, что дети не знают, в ка­ких уголках хранящегося в памяти обширного склада слов искать нужные. В таких случаях наводящий вопрос взрослого очень оживляет придумывание, в особенности, если этот вопрос направляет детей в область интересной для них реальности. Например, если предложить детям придумать ряд слов с сочетаниями, в которых не пишется мягкий знак (нч, чн, чк, нщ и т.д.), то после общеизвестных бетонщик, обманщик, каменщик и нянчить дети быстро выдохнутся. Нужный ряд слов заметно вырастет, если посо­ветовать: «Вспомните, как называются различ­ные виды варенья, мороженого».

Задание «Назовите сложные существитель­ные, которые пишутся через дефис» - приведет к вялому припоминанию двух-трех слов типа диван-кровать или булочная-кондитерская. То же самое задание с добавлением «адреса» (пои­щите такие слова в русских народных сказках) даст целую обойму слов типа: шапка-невидимка, скатерть-самобранка, ковер-самолет, сапоги-скороходы и т.д.

Заставим память потрудиться отыскать нужное слово. Приемы здесь очень разнооб­разны - это игры, загадки, шарады, кроссвор­ды, анаграммы, метаграммы, логогрифы, раз­личного рода ответы на вопросы, подбор слов со сходным или противоположным значением и т.д. В любом случае вспомнить, придумать, отгадать или каким-либо другим способом «до­быть» нужное слово гораздо полезнее, чем за­писать слово под диктовку или переписать из книжки, вставляя пропущенную орфограмму.

Примеры игровых заданий, требующих «добывания» нужного слова.

Догадайтесь, какие слова пропущены в следу­ющих предложениях. Запишите эти слова и объ­ясните, почему в одних пишется -aн-, -ян-, а в других -анн-, -янн-.

1) Была у зайца избушка лубяная, а у лисы...

(Ответ: ледяная.)

2) Андерсен написал сказку о стойком... солдатике.

(Ответ: оловянном.)

3) Жил петушок, золотой гребешок, ... головушка, шелкова бородушка.

(Ответ: маслена.)

К данным прилагательным подберите анто­нимы (слова, противоположные по смыслу), со­держащие в корне непроизносимый согласный звук. Объясните правописание непроизносимых согласных в этих словах: письменная речь, яс­ная погода, веселая песня, печальное известие.

(Ответы: устная речь, ненастная погода, грустная песня, радостное известие.)

К данным словам подберите синонимы, содер­жащие удвоенную согласную в корне:

Больничный лист (ответ: бюллетень).

Асфальтированная дорога (ответ: шоссе).

Пояснение, толкование к какому-нибудь текс­ту (ответ: комментарий).

Огромное значение имеет раннее знакомство учеников с различного вида словарями, осо­бенно с толковыми. Хорошо, если такие слова­ри имеются дома. Знакомство с орфографичес­ким словарем можно сопровождать игрой: «Кто быстрее?». Для этого родители читают любые слова из словаря, начинающиеся на разные буквы, а ученик находит это слово, записывает в тетрадь, несколько раз проговаривает, подчер­кивает трудную орфограмму (игра на время). С найденными словами предложите составить сло­восочетание или предложение, а если есть время и желание, можно попытаться вместе составить рассказ, включив в него несколько выбранных слов. Предварительно важно выяснить лекси­ческое значение всех слов

Хороший результат в работе с трудными ор­фограммами дает тематическая классификация слов. 15 игре «Кто больше знает слов?» дети само­стоятельно подбирают слова, распределяют их по колонкам и называют тему - заголовок колонки. Могут быть подобраны слова на такие темы: «Театр», «Зоопарк», «Полезные ископаемые», «Мор­ские животные», «Вокзал», «Магазин» и т.д.

Печальная уверенность в том, что правила не помогают, живет в сознании огромного чис­ла школьников. Путь от знания правила к без­ошибочному письму содержит много трудностей и препятствий. Чтобы вы могли помочь вашему ребенку одолеть их, давайте разберемся, в чем же они заключаются. Одна из этих трудностей заключается в том. что у школьников, знающих конкретное правило, может не хватить общих умений, необходимых для его применения.

Что такое общие умения?

Прежде всего, умение различать части речи, то есть умение, во-первых, не путать их друг с другом, а во-вторых, выделять в общем потоке текста. Без этого умения любые теоретические знания останутся мертвым грузом, так как каж­дое правило «нацелено» па определенную часть речи. Так, подавляющее большинство школьни­ков прекрасно знает, что деепричастный оборот необходимо выделять с двух сторон запятыми, но не делает этого либо потому, что путает деепри­частия с другими частями речи, либо потому, что вообще» «не узнает их при встрече», не замечает их присутствия в тексте. Поэтому умение разли­чать части речи - одна из важнейших предпосы­лок правильного применения правил.

Второе необходимое для грамотного письма общее умение - это умение разбираться в фор­мах слов и их грамматических признаках. Так, путая падежи, склонения, род имен существи­тельных, ученики не могут успешно применять правила, связанные с правописанием падежных окончаний.

Третье важное умение - это умение «видеть» состав слова, то есть очень быстро выделять в словах приставки, корни, суффиксы и оконча­ния. Правила относятся чаще всего не к словам вообще, а к их частям. Более того, иногда одна и та же орфографическая задача (например, что пишется после ц: и или ы?) имеет одно реше­ние для корня и совсем другое - для окончания. Поэтому, путая части слова (а это бывает очень часто!), дети не сумеют применить даже хорошо знакомые правила.

Четвертое умение, необходимое для грамот­ного письма, - это умение анализировать звуки русской речи: различать глухие и звонкие со­гласные, выделять шипящие и т.д. Без этого уме­ния невозможно применить целый ряд правил.

Еще одно умение, без которого бесплодно зна­ние любого грамматического правила, - это уме­ние видеть, где его требуется применить, свое­образная орфографическая и пунктуационная зоркость. Без такой зоркости, например, учени­ки, знающие правила проверки сомнительных гласных и умеющие их проверять, допускают ошибки, потому что не видят, где необходима та­кая проверка.

Итак, чтобы применить правило, необходим целый ряд общих умений: умение различать части речи, грамматические признаки слов, части слов, звуки русской речи, а также умение видеть при письме «опасные места», требую­щие применения правил. Развитием этих уме­ний надо заниматься на протяжении всего курса обучения: «пройти» за один-два дня здесь ничего нельзя. Как спортсмен, стремящийся к высоко­му уровню мастерства, ежедневно проделывает разнообразные виды физических упражнений, так и школьник, стремящийся стать грамотным, должен не только систематически «проходить» текущий учебный материал, но и постоянно уп­ражняться для развития всех перечисленных умений.

Методические советы

родителям

от учителя русского языка

и литературы

«Как помочь ребенку хорошо учиться»

Почти все дошкольники хотят пойти в школу. Они хотят учиться, трудиться, выполнять домашние задания. Но многие родители знают по своему опыту, что со временем интерес к учебе пропадает. Почему это происходит?

Одна из существенных причин состоит в том, что с каждым годом требуется все больше усилий для выполнения всех школьных заданий. Большинство детей справляется с растущими требованиями. У некоторых возникают пробелы в знаниях. У третьих нет успехов, хотя они стараются. Заметив первые тревожные признаки, родители должны сразу же посоветоваться с учителем, что делать. Если отставание растет, дети из-за неудач теряют интерес к учению и интерес к школе вообще. При возникновении таких трудностей в учебе очень важно создать дома атмосферу оптимизма. Надо сказать ребенку: «Ты справишься». И вместе с ним подумать о том, как лучше усвоить материал. Это куда полезнее, чем ругать его за плохие отметки. Вместе с тем бывает необходимо принять конкретные меры:

Повторить основы предмета,

Устранить пробелы в знаниях.

Большинство детей испытывает радость от преодоления трудностей, чувство удовлетворения от того, что они справились. Не надо постоянно ругать ребенка за его неудачи. Необходимо помочь ему справиться с программой, а школьные требования таковы, что любой здоровый ребенок при известном прилежании может их выполнить. Конечно, хотелось бы, чтобы ребенок в школе смог развить по возможности все свои способности. Но все же всегда будут дети, которые при всем своем желании и старании не становятся лучшими учениками в классе. Запомните, они не хуже своих сверстников. Их способности и таланты лежат, вероятно, в тех областях, которых школьные занятия просто не касаются. Что же делать, вам, родители? Ни в коем случае не предъявлять к детям чрезмерные требования. Для правильного развития ребенка пагубен как чересчур завышенный, так и заниженный уровень притязаний. Завышенный уровень подавляет, гасит природную любознательность детей, а заниженный не стимулирует их развитие. А если принять во внимание эмоциональное состояние детей, то в том и другом случаях дети испытывают дискомфорт, у них развивается чувство тревожности, неуверенности в себе, в родительской любви. Поэтому нужно вместе с учителями постараться определить, в каких областях дети могли бы достичь большего, и помочь им утвердиться на этом поприще. Надо хвалить за каждый даже скромный успех: «Сегодня уже шесть ошибок, а не восемь». Если такие дети полностью теряют интерес к учебе, становятся упрямыми, то большей частью от того, что никто не заметил и не оценил их маленькие успехи, отставание не было вовремя устранено, а неудачами их постоянно попрекали. Они некомфортно чувствуют себя в школе, даже если учителя внимательны к ним, сравнивают себя с одноклассниками, и им кажется, что из-за плохой учебы их меньше уважают. Родителям необходимо найти все пути для самоутверждения. У родителей есть всегда возможность убедить детей в том, что знания, полученные в школе, всегда пригодятся дома, во взрослой жизни. Дети осознают необходимость и полезность учения. Дома необходимо отдавать должное любому успеху в учебе. Наше терпение, доброжелательность, внимание каждый раз заново будет вызывать доверие детей. Чтобы отношения в семье были стимулом к познанию, вы должны задуматься: как создать в семье благоприятную для учебы ребенка атмосферу, исполненную оптимизма, терпения, но в то же время и последовательной требовательности? Как помочь ребенку хорошо учиться?

Помощь родителей идет в трех направлениях:

1. Родители организуют режим дня.

2. Проверяют домашнее задание.

3. Приучают к самостоятельности.

Советы по режиму дня.

Соблюдения режима дня в любом школьном возрасте помогает ребенку справиться с учебной нагрузкой.

Иногда дети стремятся, придя из школы, сразу же сесть за уроки. Это стремление поощряют некоторые родители. У детей же такое желание вызывает их неумение переключаться с одного вида деятельности на другой. Правильный распорядок дня требует, чтобы после школы ребенок отдохнул. Режим дня предусматривает обязательное пребывание детей на воздухе.

Советы по проверке выполнения домашнего задания.

Прежде всего, на всех этапах обучения ребенка в школе необходимо следить за записями домашних заданий в дневнике. Тогда и ребенок по невнимательности не забудет выполнить все задания. И вам будет легко контролировать выполнение домашних заданий.

1. Посмотрите в дневнике, что задано.

2. После этого проверьте наличие домашнего задания в тетради. Если задание нужно было выполнить устно, задайте вопросы по данному материалу, опорные вопросы можно найти после параграфа или текста. В 5-6 классах проверьте правильность выполнения. Постепенно приучайте ребенка к самостоятельности, проверяйте выполнение домашнего задания не каждый день. Но это можно делать только тогда, когда ребенок готов к этому.

Как выполнять домашнее задание по русскому языку.

1. Прочитайте задание в дневнике.

2. Прочитайте правило, запомните его.

3. Прочитайте задание к упражнению.

4. Сначала выполните письменные задания, не забывай выделять графически орфограммы в словах с пропущенными буквами.

5. Проверь, если в упражнении дополнительные задания (разбор слова, предложения…). При необходимости выполни эти разборы письменно в тетради после текста упражнения.

6. Ответь устно на вопросы к упражнению.

7. Выполни работу над ошибками.

8. Открой форзац учебника и повтори все изученные орфограммы и пунктограммы.

Желаю удачи и терпения!!!