Как жили крестьяне в Средние века? Орудия труда и быт средневековых крестьян. Феодальные повинности крестьян в средневековье Составьте схему повинности средневековых крестьян 6

В средневековом обществе те, кто трудился, - а из них более 9/10 составляли крестьяне - считались третьим сословием, необходимым в обществе, но всё же третьим, самым низшим. Отношение других членов общества к крестьянам было двойственным. С одной стороны, крестьянин - всеобщий кормилец и его труд угоден Господу. С другой стороны, крестьян презирали за грубость и невежество.

Приниженное положение крестьян в обществе было тесно связано с их несвободой и тем, что они не имели в собственности главного богатства Средневековья - земли. Земля, дававшая крестьянам пропитание, принадлежала сеньорам. В Европе тогда говорили: «Нет земли без сеньора».

Полевые работы в октябре. Миниатюра братьев Лимбург из «Роскошного часослова герцога Беррййского». XV в.

Земля сеньора обычно делилась на две части. Одну он оставлял для себя: леса, где он охотился, луга, где паслись его кони, господское хозяйство, где работали либо слуги сеньора, либо зависимые крестьяне. Весь урожай с господского поля шёл в закрома сеньора.

Другая часть земли делилась на наделы, которые передавались крестьянам. За пользование землёй крестьяне несли повинности в пользу господина. Слуги сеньоров заносили повинности в специальные описи. Это закрепляло подчинённое положение крестьян. Но когда повинности были записаны, сеньор уже не мог произвольно увеличивать их.

Уборка сена в июне. Миниатюра братьев Лимбург из «Роскошного часослова герцога Беррийского». XV в.

Повинности крестьян могли состоять в работе на господском поле (барщина), в уплате оброка продуктами или деньгами. Многие крестьяне обязаны были давить вино только на прессах сеньора и молоть муку только на его мельнице (естественно, не бесплатно), участвовать за свой счёт в починке мостов и дорог. Крестьяне должны были подчиняться суду сеньора.

Свободных крестьян к XII веку в Западной Европе почти не осталось. Но все они были зависимы по-разному. Один работал на барщине несколько дней в году, а другой - несколько дней в неделю. Один ограничивался небольшими подношениями сеньору на Рождество и на Пасху, а другой отдавал до половины всего урожая. Наиболее тяжёлым было положение лично зависимых крестьян. Они несли повинности не только за землю, но и за себя лично. Некоторые обязаны были платить сеньору даже за право вступить в брак или унаследовать имущество умершего отца.

Сбор винограда. Средневековый барельеф

Крестьянские повинности иногда бывали весьма обременительны, зато они не менялись из года в год и даже из поколения в поколение. Конечно, сеньоры часто пытались увеличить их, нарушая давний обычай, но такому произволу крестьяне упорно сопротивлялись. В этом случае они могли жаловаться на своего господина королю и нередко добивались справедливости.

Средневековая Европа сильно отличалась от современной цивилизации: территория ее была покрыта лесами и болотами, а люди поселялись на пространствах, где смогли вырубить деревья, осушить топи и заняться земледелием. Как жили крестьяне в Средние века, чем питались и занимались?

Средневековье и эпоха феодализма

История Средних веков охватывает период с V по начало XVI век, вплоть до наступления эпохи Нового времени, и относится в основном к странам Западной Европы. Для этого периода характерны специфические особенности жизни: феодальная система взаимоотношений между землевладельцами и крестьянами, существование сеньоров и вассалов, доминирующая роль церкви в жизни всего населения.

Одна из главных особенностей истории Средних веков в Европе — существование феодализма, особого общественно-экономического уклада и способа производства.

В результате междоусобных войн, крестовых походов и других военных действий, короли одаривали своих вассалов землями, на которых те строили себе поместья или замки. Как правило, дарилась вся земля вместе с живущими на ней людьми.

Зависимость крестьян от феодалов

Богатый сеньор получал во владение все окружающие замок земли, на которых располагались деревни с крестьянами. Практически все, чем занимались крестьяне в Средние века, облагалось налогом. Бедные люди, возделывая землю свою и его, платили сеньору не только дань, но также за использование разных приспособлений для обработки урожая: печи, мельницы, пресса для давки винограда. Налог они отдавали натуральными продуктами: зерном, медом, вином.

Все крестьяне находились в сильной зависимости от своего феодала, практически они работали на него рабским трудом, питаясь тем, что оставалось после выращивания урожая, большую часть из которого отдавалась своему господину и церкви.

Между вассалами периодически происходили войны, во время которых крестьяне просили о защите своего хозяина, за что они вынуждены были отдавать ему свой надел, а в будущем становились полностью зависимыми от него.

Деление крестьян на группы

Чтобы понять, как жили крестьяне в Средние века, нужно разобраться во взаимоотношениях между феодалом и бедными жителями, которые проживали в деревнях на прилегающих к замку территориях, обрабатывали земельные участки.

Орудия труда крестьян в Средние века в поле были примитивными. Самые бедные боронили землю бревном, другие — бороной. Позже появились косы и вилы, сделанные из железа, а также лопаты, топоры и грабли. С IX века на полях стали применять тяжелые колесные плуги, на легких почвах использовали соху. Для уборки урожая предназначались серпы и цепи для обмолота.

Все орудия труда в Средневековье оставались неизменными многие столетия, ведь у крестьян не было денег для приобретения новых, а их феодалы были не заинтересованы в усовершенствовании условий труда, их волновало только получение большого урожая с минимальными затратами.

Недовольство крестьян

История Средневековья отличается постоянным противостоянием между крупными землевладельцами, а также феодальными взаимоотношениями богатых сеньоров и обнищавшего крестьянства. Это положение сформировалось на руинах античного общества, в котором существовали рабство, ярко проявившееся в эпоху Римской империи.

Достаточно тяжелые условия того, как жили крестьяне в Средние века, лишение их земельных наделов и имущества, часто вызывали протесты, которые выражались в разных формах. Некоторые отчаявшиеся бежали от своих хозяев, другие устраивали массовые бунты. Восставшие крестьяне почти всегда терпели поражение из-за неорганизованности и стихийности. После таких бунтов феодалы стремились закреплять размеры повинностей, чтобы остановить их бесконечный рост и уменьшить недовольство бедных людей.

Конец эпохи Средневековья и рабской жизни крестьян

По мере роста экономики и появления производства к концу эпохи Средневековья произошел промышленный переворот, многие жители деревень стали переезжать в города. Среди бедного населения и представителей других сословий начали преобладать гуманистические взгляды, которые считали личную свободу для каждого человека важной целью.

По мере отказа от феодальной системы пришла эпоха, названная Новым временем, в которой уже не было места устаревшим взаимоотношениям между крестьянами и их сеньорами.

Всеобщая история. История средних веков. 6 класс Абрамов Андрей Вячеславович

§ 10. Феодальное общество

§ 10. Феодальное общество

Феодалы и феодализм

Со времени Великого переселения народов в Западной Европе произошли серьёзные изменения. На развалинах Западной Римской империи образовалось множество государств, которые отличались друг от друга, но в то же время имели и общие черты. Одной из таких черт являлось сходство в устройстве общества.

Средневековье было неспокойным временем. Короли часто враждовали друг с другом, вели долгие войны. В этих условиях собирать народное ополчение правителям государств становилось всё труднее. Крестьяне-общинники предпочитали не воевать, а работать на своих участках, поэтому Карлу Мартеллу во Франкском королевстве, Альфреду Великому в Англии и другим правителям пришлось создать постоянное войско. Его основу составила конница, а не пешие воины, как раньше.

Занятие военным делом стало профессией, и чтобы вознаградить конника за его службу, а также возместить расходы на покупку коня и военного снаряжения, короли вынуждены были давать воинам поместья – земли с работавшими на них земледельцами. Впоследствии поместье, данное за военную службу, стало передаваться по наследству и называться феодом, а его владелец – феодалом. Феод передавался по наследству только при условии несения военной службы, поэтому он считался условной собственностью. От слова «феод» произошло понятие «феодализм», означающее весь строй жизни средневекового западноевропейского общества.

Что значит условная собственность на землю?

К концу XI века феодализм господствовал в Западной Европе. В таких странах, как Франция и Италия, переход к нему состоялся раньше, в Англии и Германии – несколько позже.

Зависимые крестьяне

К XI веку большинство мелких землевладельцев Западной Европы потеряли свою хозяйственную самостоятельность, превратившись в зависимых крестьян, выполнявших феодальные повинности. Крестьянам следовало обрабатывать господскую пашню, ремонтировать дороги и мосты, строить амбары феодала, чистить хозяйские пруды, то есть работать на барщине. Другой повинностью был оброк. Зависимость земледельцев была разной: одни работали на феодала всего несколько дней в году, другие трудились несколько дней в неделю.

Самым тяжёлым было положение лично зависимых крестьян, которые без согласия хозяина не могли покинуть поместье, жениться, наследовать имущество. Но даже у них было своё жилище, орудия труда и участок земли. Начиная с XIV века барщина и оброк заменялись выплатой денег, и крестьяне могли получить личную свободу, заплатив выкуп.

Размер оброка, срок барщины, а также обязанности феодала по отношению к крестьянам определялись договором. Если он нарушался, крестьяне могли протестовать и даже поднимали восстания. Но мятежи жестоко подавлялись.

Крестьяне за работой. Средневековая миниатюра

Феодальное поместье

В Западной Европе не было «земли без господина», по словам средневековой поговорки. Владение феодала называлось поместьем. В самом живописном его уголке располагался господский двор, где находились дом, хозяйственные постройки – амбары, скотный двор, конюшня, птичник, а также мельница и церковь. Крестьянское хозяйство состояло из небольшой хижины с подворными постройками, огорода и маленького сада. С разрешения феодала крестьяне совместно пользовались лугами, лесами, пустошами, реками и озёрами. Каждая семья обрабатывала свои пахотные наделы, лежащие чересполосно, то есть вперемежку с участками других крестьян и господской землёй.

Феодальное поместье. Схема

Платя оброк со своего участка и обрабатывая господскую землю на барщине, зависимые крестьяне полностью обеспечивали феодала продуктами питания. Необходимые изделия изготавливали ремесленники, жившие в поместье, – кузнецы, ювелиры, сапожники, плотники. В каждой деревне производилось практически одно и то же, поэтому торговля между поместьями была развита очень слабо. Денег у крестьян почти совсем не было, а феодалы покупали только то, чего не было у них в поместье, – соль, оружие, предметы роскоши. С течением времени феодальное поместье превратилось в маленький замкнутый мирок, где господствовало натуральное хозяйство.

Используя схему и текст параграфа, назовите основные части феодального поместья.

Феодальная раздробленность

Благодаря натуральному хозяйству феодалы были почти полностью независимы в хозяйственном отношении. Эта независимость подкреплялась их политическими правами.

Так, например, графы и герцоги имели право собирать налоги с подвластной территории, судить население, возглавлять ополчение, вести войну, издавать указы в своём поместье и даже чеканить собственную монету. Не случайно герцогов и графов называли «феодалы в короне». Действительно, их поместья представляли собой маленькие государства, где они были полновластными хозяевами.

Между правителями таких «государств» нередко вспыхивали междоусобные войны. Некоторые феодалы стремились захватить соседние поместья и сделать их владельцев своими подданными. Король зачастую не имел ни сил, ни возможности справиться со своими своенравными слугами.

Сражающиеся воины. Средневековый рисунок

Больше всего от войн между феодалами страдали крестьяне, жившие в поместьях противников. Их дома сжигались, посевы вытаптывались, скот угонялся. Междоусобные войны значительно ослабили центральную власть в странах Западной Европы. Западноевропейские государства распались на части. Начался период феодальной раздробленности. Лишь в XII веке были сделаны первые шаги к образованию единых западноевропейских государств. Стали расти города, оживилась торговля, усилилась королевская власть.

Три сословия

Важной чертой феодализма являлось особое устройство общества. В Средние века считалось, что общество делится на три больших сословия: «молящихся», «воюющих» и «работающих». К «молящимся» относили христианских священников и монахов. Их обязанности заключались в том, чтобы молиться о спасении человеческих душ и помогать людям искупить грехи. «Воюющие» – король и феодалы должны были наказывать тех, кто не следует христианскому учению или не принимает христианской веры, а также защищать «молящихся» и «работающих» от врагов. «Работающие» (крестьяне, а впоследствии и горожане) были обязаны кормить «молящихся» и «воюющих».

Столкновение отрядов феодалов. Средневековая миниатюра

Такое представление об устройстве общества было очень прочным и сохранялось на протяжении всей эпохи Средневековья. Считалось, что людей на сословия поделил сам Господь Бог, и существование каждого из них необходимо для нормальной жизни всего общества. Средневековые мыслители порой сравнивали общество с человеческим телом, где крестьяне – это ноги, прочно стоящие на земле, воины-феодалы – руки, крепко держащие меч, священники и монахи – грудь, хранилище души, а король – мудрая голова, управляющая всем телом.

Почему деление общества на сословия сохранялось на протяжении многих веков?

Подведём итоги

К XI веку в большинстве стран Западной Европы утвердился феодализм, главным признаком которого является условная собственность на землю. Поскольку земля – основа хозяйственной жизни в Средние века – принадлежала феодалам, всё общество называется феодальным.

Феодальные повинности – обязанности зависимых крестьян, выполняемые за право пользования земельным участком, принадлежавшим феодалу, а также за защиту от врагов и судебные решения споров между крестьянами.

Барщина – принудительная работа зависимых крестьян в хозяйстве феодала.

Оброк – платёж зависимых крестьян феодалу продуктами или деньгами.

Натуральное хозяйство – хозяйство, в котором продукты и вещи производятся не для продажи, а для собственного потребления.

Политика – деятельность, связанная с осуществлением власти и государственным управлением.

Сословие – группа людей, имеющих закреплённые законом права и обязанности, передаваемые по наследству.

«Дом Божий, единым почитаемый, разделён на три части: одни молятся, другие сражаются, третьи работают».

Христианский писатель Адальберон Ланский

1. Что такое феод? Как он связан с военной службой? Почему короли давали феод во временное пользование, а не навсегда?

2. Каковы были пути превращения свободных крестьян в зависимых?

3. Чем положение свободных крестьян отличалось от положения зависимых?

4. Что такое натуральное хозяйство?

5. Какие причины привели к феодальной раздробленности в Западной Европе?

6. Что такое сословие? Какие сословия существовали в средневековом обществе?

В документе XIII века рассказывалось о том, что зависимые крестьяне к церковным праздникам выполняли следующие обязанности: косили траву на лугах феодала и везли сено на хозяйский двор, отдавали одного или двух поросят и несколько кур, чистили мельничные канавы, приносили лепёшку и вино к столу феодала, жали хлеб на поле феодала и отвозили его в хозяйские амбары, привозили в поместье феодала несколько снопов пшеницы со своего участка, сдавали ячмень для пива. Определите, какие из вышеназванных повинностей составляли барщину, а какие – оброк.

Из книги Война и мир Ивана Грозного автора Тюрин Александр

Феодальное сопротивление Мифы и реалии опричнины Могла ли революция не вызвать контрреволюции, или по крайней мере серьезного противодействия тех, кто терял привилегии, власть, имущества? Английская и французская антифеодальные революции вызвали отчаянное

Из книги Всеобщая история. История средних веков. 6 класс автора Абрамов Андрей Вячеславович

§ 10. Феодальное общество Феодалы и феодализмСо времени Великого переселения народов в Западной Европе произошли серьёзные изменения. На развалинах Западной Римской империи образовалось множество государств, которые отличались друг от друга, но в то же время имели и

Из книги История России с древнейших времен до конца XVII века автора Милов Леонид Васильевич

§ 4. Феодальное землевладение и хозяйство Правительство первого Романова не только восприняло от своих предшественников, но и значительно усилило двщэянский характер налоговой политики.В условиях хозяйственного запустения правительство, стремясь поддержать

Из книги Повседневная жизнь Европы в 1000 году автора Поньон Эдмон

Феодальное королевство Каким они видели его? Каким видел свое королевство, например, Роберт Благочестивый, который правил «Королевством франков, аквитанцев и бургундцев» до того, как оно стало именоваться просто Францией?В первую очередь он видел в этом королевстве

Из книги Великая Французская Революция 1789–1793 автора Кропоткин Петр Алексеевич

Из книги Апология истории, или Ремесло историка автора Блок Марк

Из книги История Австрии. Культура, общество, политика автора Воцелка Карл

Феодальное общество и его кризисы /85/ Центральноевропейское общество средних веков и раннего нового времени – так же как и общество всей остальной Европы – было глубоко аграрным по своему характеру. Подавляющую часть населения составляли крестьяне. Высшие слои – знать

Из книги История государства и права зарубежных стран автора Батыр Камир Ибрагимович

Глава 11. Феодальное право стран Западной Европы § 1. Салическая правдаФормирование государственности у франкских племен сопровождалось созданием права. Это осуществлялось с помощью записи древнегерманских обычаев. Так появились «варварские правды»: Салическая,

Из книги Том 1. Дипломатия с древних веков до 1872 гг. автора Потемкин Владимир Петрович

Феодальное распыление Европы. Западная империя окончательно распалась на ряд самостоятельных государств - Францию, Германию, Италию и Бургундию, или Арелат. Но это были государства лишь по имени. В IX-XI веках на всей территории Западной Европы господствует политическая

Из книги История государства и права зарубежных стран. Часть1 автора Крашенинникова Нина Александровна

§ 2. Феодальное государство в период территориальной раздробленности Изменения в сословной структуре. В XIII–XIV вв. Германия окончательно распадается на множество княжеств, графств, бароний и рыцарских владений, экономически и политически разобщенных

Из книги История отечественного государства и права: Шпаргалка автора Автор неизвестен

18. ФЕОДАЛЬНОЕ ЗЕМЛЕВЛАДЕНИЕ ПО СОБОРНОМУ УЛОЖЕНИЮ 1649 г Основными видами феодального землевладения в России в XVII в. были вотчина и поместье.Вотчина – безусловное наследственное землевладение (княжеское, боярское, монастырское). Вотчины фактически были в свободном

Из книги Философия истории автора Семенов Юрий Иванович

1.2.7. Пятое значение слова «общество» - общество вообще определенного типа (тип общества, или особенное общество) Социоисторических организмов существовало и существует огромное количество. Разобраться в этом множестве невозможно без классификации социоисторических

Из книги Краткий курс истории России с древнейших времён до начала XXI века автора Керов Валерий Всеволодович

2. Феодальное землевладение. Бояре и служилые люди 2.1. Вотчины. С конца XV в. структура землевладения менялась. С одной стороны, мельчала от постоянных семейных разделов боярская вотчина, с другой – происходило сокращение общего фонда боярских земель в результате их

Из книги Курс лекций по социальной философии автора Семенов Юрий Иванович

6. Пятое значение слова "общество" - общество вообще определенного типа (тип общества, или особенное общество) Социоисторических организмов существовало и существует огромное количество. Разобраться в этом множестве невозможно без классификации социоисторических

Из книги Современная история автора Пономарев М. В.

№ 3. «Постиндустриальное общество» и «информационное общество» как концепты современных социально-гуманитарных

Из книги История военного искусства автора Дельбрюк Ганс

Часть вторая. ЗАВЕРШЕННОЕ ФЕОДАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО.

Крестьяне были наиболее численным слоем населения Западной Европы. На них было возложена миссия обогащать высшие классы общества, такие как духовенство и феодалы.
Крестьян в средние века прикрепляли к феодалу, который раздавал им земли, за них они должны были платить феодалу. На них были наложены некие повинности, о которых пойдет речь ниже. Повинности – это плата крестьян за то, что феодал брал их под свою защиту. Если на землю крестьян нападут, феодал должен был вывести армию и защитить свои владения. Это было в идеале, а на самом деле, феодалы чаще всего заботились о собственных землях и замках, нежели о землях данных крестьянам.
Разделить все эти формы крестьянских повинностей можно смело разделить на четыре больших категории:
– барщина;
– натуральный оброк;
– денежный оброк;
– другие повинности;
А теперь о каждой из названных категорий подробно.

Барщина

В целом, барщина – это труд крестьянина в пользу феодала, к которому обязывался каждый крестьянин, которому феодал дал земельный участок. Крестьяне были обязаны работать не только на своей земле, но также отрабатывать определенное количество времени на землях феодала, причем абсолютно бесплатно. Еще они должны были работать в хозяйстве, а также при строительстве дорог и при перевозке грузов. Число дней было четко зазначено, однако феодалы чаще всего не соблюдали это правило и пользовались крестьянами значительно чаще, чем можно было.

Натуральный оброк

Натуральный оброк – это особый вид повинностей, при котором крестьяне, жившие на земле феодала, должны были отдавать часть продуктов в пользу феодала. Крестьяне в обязательном порядке были обязаны проносить феодалу часть всего зернового урожая, а также и все остальное, что они выращивали на своей земле – овощи, фрукты. Кроме этого они должны были делиться продуктами животноводства – яйцами, птицей. Но и на этом феодалы не остановились, они также отбирали у крестьян сено, ремесленные изделия, дрова и другое.

Денежный оброк

Денежный оброк – повинность, которая была возложена на крестьян феодалами, суть которой полегала в денежных платежах в пользу феодала.

Крестьяне, у которых были ресурсы, должны были продавать их на рынках и ярмарках, а часть вырученных денег отдавать феодалам. В средневековье уже был достаточно большой процент избыточного продукта, что дало возможность вести торговлю меж поселениями, городами, а также государствами. Нужно сказать, что денежная система в средневековье была недостаточно развитой, поскольку крестьяне больше предпочитали не торговать, а обмениваться продуктами питания. Поэтому денежный оброк начал набирать обороты уже в позднее средневековье.

К другим повинностям можно отнести обязанности печь хлеб в хозяйстве феодала, ухаживать за его поместьем. Во Франции, например, крестьяне должны были давить виноград на пользу феодала.

Крестьяне в средневековой Европе не были полностью зависимыми от феодалов, как крестьяне в Восточной Европе, они не были рабами. Крестьянам даже разрешалось переходить с одной земли на другую, служить то у одного феодала, то у другого.

Крестьяне составляли около 90-95 % всего населения Европы, однако они не играли никакой политической роли в этом регионе. Вся власть принадлежала тем остальным 5-ти %.
Положение крестьян было значительно хуже, нежели мещан, которым разрешалось заниматься ремеслом. Крестьянами не было разрешено объединяться в цехи, это считалось очень благородной работой, и чтобы стать мастером нужны были годы обучения и деньги.

При необходимости крестьяне должны были взять в руки оружие и служить в армии, играть роль ополчения, которое бросалось в бой первым и особо не ценилось. В остальных же случаях крестьянам было строго запрещено владеть железным оружием, нарушение этого закона жестоко каралось судом феодала.

Как вывод, можно сказать, что крестьяне были основной категорией населения средневековой Европы, около 95%. На них была возложена задача (повинности): работать в пользу феодала, а также отдавать ему часть своего урожая и денег. Речь идет о четырех формах таких повинностей: барщина, натуральный и денежный оброк и другие повинности.

Технологическая карта урока

Предмет: ____________________ Класс:_______ Дата проведения___________

ТЕМА 4. ФЕОДАЛЫ И КРЕСТЬЯНЕ

Тема урока. Средневековая деревня и ее обитатели

Цели

познакомить с особенностями жизни в средневековой деревне; выделить признаки натурального хозяйства.

Планируемые результаты

Планируемые результаты:

предметные: научиться объяснять сущность и характерные черты натурального хозяйства; изучать и систематизировать информацию различных исторических источников о жизни и быте крестьян; применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений;

метапредметные УУД: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; определять собственное отношение к явлениям современной жизни; формулировать свою точку зрения; слушать и слышать друг друга; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему; выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно; прогнозировать результат и уровень усвоения материала; определять новый уровень отношения к самому себе как к субъекту деятельности; давать определения понятий; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; формировать основы смыслового чтения учебных и познавательных текстов;

личностные УУД: формировать мотивацию к самосовершенствованию; осмысливать социально-нравственный опыт предшествующих поколений.

Основные понятия

Межпредметные связи

Ресурсы

схема «Причины объединения крестьян в общины»; иллюстрации учебника; мультимедийная презентация.

Тип урока

открытия нового знания.

Форма урока

Ход урока

1.Организационный момент

Деятельность учителя : Приветствие, положительный настрой на сотрудничество.

Проверка явки учащихся, проверка готовности учащихся к уроку.

Заполнение классного журнала и тетради приёма-передачи.

Деятельность учащихся: Приветствуют учителя. Настраиваются на работу.

Дежурный по классу докладывает учителю об отсутствующих в классе и готовности учащихся к уроку

2. Мотивационно-целевой этап

Средневековая французская пословица гласит: «С кого раз сдерешь шкуру, того не пострижешь дважды». О ком говорится в ней и в чем ее смыл? Обсудим это на уроке .

3. Актуализация знаний

Когда и как крестьяне Европы потеряли свободу и землю?

Из кого образовался класс зависимых крестьян?

(Ответы учеников.)

К середине XI в. в Европе установился общественный строй, который современные историки называют феодальным. Власть в обществе принадлежала землевладельцам-феодалам. Подавляющее большинство населения составляли зависимые крестьяне. Именно о них мы и будем вести речь.

Предположите, какие вопросы мы должны рассмотреть на нашем уроке.

(Ученики формулируют цели урока, используя технику «Цветные листья».)

Объявление темы, учебных результатов и хода занятия (презентация)

Тема урока: «Средневековая деревня и ее обитатели».

(Знакомство с планом урока.)

План урока:

1.Господская земля и крестьянские наделы.

2.Феодал и зависимые крестьяне.

3.Крестьянская община.

4.Как жили и трудились крестьяне.

5. Натуральное хозяйство.

Формулирование проблемных вопросов урока. Почему жизнь крестьян в раннее Средневековье была очень тяжелой? Чем отличались средневековые крепостные крестьяне от римских рабов? Почему в это время было неизбежно господство натурального хозяйства?

IV. Работа по теме урока

1.Господская земля и крестьянские наделы

«Нет земли без сеньора» - такое правило существовало в Средние века. Вся земля к IX-X вв. была захвачена феодалами Поля, леса, луга, даже реки и озера стали их собственностью. Воз никла феодальная вотчина, или поместье.

(Работа со словарем.)

Вотчина - наследственное земельное владение феодала.

Поместье - хозяйство феодала, в котором работали зависимые крестьяне.

Давайте совершим виртуальное путешествие во времени и познакомимся со средневековой деревней и ее обитателями.

2.Феодал и зависимые коестьяне.

Слайд 1. Перед вами феодальное поместье. Господский двор, а позднее - замок, был обнесен оградой, впоследствии - стеной. Здесь были дом феодала и его управляющего, амбары для хранения зерна и других продуктов, конюшня, хлев, птичник, псарня.

Задание: работая с текстом п. 2 § 11, заполните таблицу

Повинности крестьян

Барщина

Оброк

Все работы крестьян в хозяйстве помещика:

обработка господской пашни;

строительство и починка его дома, мостов;

очистка прудов;

ловля рыбы

Крестьяне должны были отдавать владельцу вотчины:

долю продуктов своего хозяйства (зерно, скот, птица, яйца, сало, мед);

изготовленные ими изделия (полотно, кожи, пряжа), а в ряде случаев и деньги

Задание: прочитайте исторический документ и ответьте на вопросы.

Исторический документ

«Крестьянин Видрад имеет полный надел земли. Он отдает за него одну свинью, фунт льна, 3 кур, 18 яиц; ежегодно возит по полтелеги винограда в мае и октябре; доставляет 5 телег навоза со своего хозяйства; 12 раз привозит по охапке дров (указана величина охапки); печет хлеб и варит вино. Согласно обычаю в течение недели пасет в лесу свиней. В течение трех дней еженедельно в течение всего года обрабатывает участок господского поля (указан размер участка). В жатву убирает на нем урожай, а во время сенокоса косит стог сена, работает в барской усадьбе. А его жена должна ткать холщовую одежду. Вместо военного сбора он отрабатывает с телегой и быками с мая по август» («Из описаний владений одного монастыря». Xв.).

Ученики отвечают на вопросы:

Какие повинности Видрада составляют барщину и оброк?

Какие виды барщины отбывают Видрад и его жена?

Как вы думаете, легко ли жилось крестьянам?

Почему крестьяне вынуждены были подчиняться своим феодалам?

(Проверка выполнения задания.)

Какие виды крестьянской зависимости в Средние века вы знаете?

Как вы понимаете выражение «поземельно зависимые крестьяне»?

Почему особенно тяжелым было положение лично зависимых крестьян?

(Ответы учеников.)

ФИЗМИНУТКА

    Танцевальная

    Эти физминутки особо любимы детьми, так как выполняются под веселую детскую музыку, движения произвольные.

3.Крестьянская община

Крестьяне в Средние века были объединены в общины.

Задание: работая с текстом п. 3 § 11, исследуйте и назовите причины, которые заставили крестьян объединяться в общины.

(Проверка выполнения задания и составление схемы.)

4.Как жили и трудились крестьяне

- Как же жили и трудились крестьяне в Средние века?

Задание: прослушайте рассказ и составьте его план.

Дополнительный материал

Задолго до рассвета поднимается крестьянская семья. Сегодня нужно отбывать барщину на поле господина. Настала пора пахать и сеять. Жена крестьянина разжигает огонь в очаге: ударяя кремень о кремень, она высекает искру и раздувает трут. Разгораясь, огонь освещает жалкую обстановку хижины.

Крестьянское жилье - это дом из местного камня, бревен или жердей, обмазанный глиной и крытый соломой или камышом. Маленькие окошки, в холодное время закрытые тряпками, сеном или бычьими пузырями, пропускают мало света. Дым от огня выходит через отверстие в потолке или в открытую дверь, но немало его остается внутри помещения, коптит стены и потолок. Вся обстановка состоит из грубо сколоченного стола, скамей вдоль стен, кровати, сундука, в котором хранится годами нажитая праздничная одежда, передаваемая из поколения в поколение.

Раздается мычание коровы и кудахтанье кур. Пока в чугунном котелке, подвешенном на железной цепи треножника, варится овсяная похлебка, крестьянка идет во вторую половину избы - надо убрать за коровой и курами. Ведь всю прошедшую зиму скот и птица содержались в помещении вместе с людьми.

А в это время крестьянин во дворе запрягает пару волов в тяжелый колесный плуг. Лишь недавно ему удалось его изготовить, а за лемех, нож и колеса пришлось заплатить зерном деревенским мастерам. Но пара волов не потянет на поле плуг, нужны три пары. Поэтому приходится обращаться к соседям за помощью.

Пока отец и мать занимаются хозяйственными делами, поднялись ребятишки. Крестьянка торопится их покормить: сегодня ей надо идти в мастерскую ткать полотно для господина.

Наконец все дела сделаны, и семья рассаживается на лавках за столом. Деревянными ложками черпают из миски недосоленную овсяную похлебку. Соли-то нет, за нее надо дорого платить. Да и ларь с мукой опустел - до лета зерна не хватает. Подкрепившись скудным завтраком, крестьяне отправляются на барщину.

Весь день, от зари до зари, трудятся крестьяне на господском поле: одни пашут, другие сеют, третьи пасут скот господина. Тяжелым колесным плугом можно глубоко вспахать почву и перевернуть пласт земли.

Лишь поздно вечером крестьяне возвращаются домой. Поужинав той же овсяной похлебкой, крестьянская семья опять принимается за работу...

Настала осень. Господский хлеб уже убран и связан в снопы. Крестьяне торопятся убрать свою полосу: вот-вот зарядят проливные дожди, подуют холодные осенние ветры. И так уже много зерна осыпалось, немало его поклевали птицы. Не разгибая спины, целый день вся семья жнет колосья и вяжет их в снопы.

Но что это?! Почему все вздрогнули, как будто испугались чего-то? Раздались звук охотничьего рога, лай собак, гиканье и свист. На поле показалась кавалькада нарядно одетых всадников. Сегодня к владельцу поместья прибыли гости, и хозяин решил позабавить их охотой. Не разбирая дороги, мчатся они по нескошенному полю. С презрением смотрят господа на склонившихся в поклоне крестьян - их удел труд, покорность, терпение. Крестьяне пока бессильны что-либо сделать, но их сердца полны гнева и ненависти.

У многих крестьян в этот день господа уничтожили часть плодов их тяжелого труда. Возмущению жителей деревни не было предела. Не сговариваясь, все устремились на главную деревенскую площадь перед церковью - здесь всегда собирается общинный сход. Видны негодующие лица, сжатые кулаки, горящие гневом глаза. Когда становится невмочь терпеть, крестьяне выступают всей общиной, и плохо приходится тогда господам.

- Господа делают с нами все, что хотят! - восклицает молодой крестьянин. - Продают и покупают, как скот, бьют плетьми!

Каждый говорит о своих обидах и унижениях. Один крестьянин жалуется, что после смерти отца управляющий увел на господский двор корову; другой рассказывает, что ему пришлось отдать четверть имущества за то, чтобы получить разрешение господина выдать замуж дочь за крепостного из соседнего поместья.

Таковы старинные обычаи, - пытаются успокоить молодых старики. - С давних пор установлено, что господину нужно при передаче наследства отдать лучшую голову скота - это право «мертвой руки». И за потерю работницы полагается платить господину брачную пошлину.

Надо бежать. Ведь плетью обуха не перешибешь, - говорит молодой семейный крестьянин.

Некуда нам бежать, - отвечают ему. - Господа всюду захватили землю. Бороться надо!

С этого дня общинники стали хуже работать на барщине, иногда даже отказывались отбывать барщину и платить оброк. Все чаще случались потравы господского хлеба. Однажды ночью загорелся амбар господина, а утром все знали, что молодой крестьянин, горячо выступавший на сходке, бежал из поместья. В погоню за ним господин снарядил вооруженных слуг верхом на лошадях и с собаками. Через два дня избитого, истерзанного беглеца привели на суд феодала. Неумолимый господин сам и судья, и обвинитель. Всыпать ему сотню плетей, заковать в цепи и бросить в яму - таков приговор. Слуги яростно набросились на свою жертву и поволокли на конюшню избивать плетьми. Затем жестоко избитого крестьянина бросили в темный подвал господского дома, приковали цепью к стене. На следующий день он скончался от побоев, и никто не понес ответственности за его смерть. Хотя господин по закону не имеет права убивать своих крепостных, но он может наказывать, как ему угодно.

Смерть крестьянина переполнила чашу терпения. Загудел набат с колокольни деревенской церкви - это сигнал для сбора. «К господскому

двору!» - раздался клич. Вооружившись наспех, кто чем мог - кольями, топорами, вилами, косами, крестьяне нестройной, но грозной толпой двинулись к дому феодала. Слуги господина пытались отбить вторжение. Но самые смелые из нападающих подобрались с факелами к деревянной ограде и, набросав веток, подожгли ее, большим бревном разбили ворота и проникли на господский двор. Господина и его семью найти не удалось: в самом начале осады они успели бежать через вторые ворота. Восставшие обрушили свой гнев на жестоких слут.

Но через несколько дней феодал вернулся с воинами своих соседей. Началась расправа с жителями деревни. Участников восстания допрашивали под пыткой, нескольких вожаков повесили, многих жестоко выпороли плетьми. Все как будто пошло по-прежнему. Но господин хорошо запомнил урок, данный ему крестьянами: он уже не осмеливался так жестоко их притеснять, как прежде. И чтобы избежать нового восстания, он установил размеры повинностей для каждого крестьянского двора - это было записано в специальных поместных книгах. Теперь крестьяне могли больше времени уделять своему хозяйству. Постепенно улучшались обработка земли и орудия труда, повышались урожаи. Но через некоторое время господа забывали о пережитом страхе и снова усиливали гнет...

(Проверка выполнения задания.)

5. Натуральное хозяйство

Каким образом крестьянин обеспечивал себя одеждой, обувью, мебелью?

Кто делал орудия труда?

Кто строил дом феодалу?

Кто обеспечивал всем необходимым феодала?

Как называется такое хозяйство?

(Работа со словарем.)

Натуральное хозяйство - тип хозяйства, при котором продукты и вещи производят не для продажи, а для собственного потребления.

Задание . Укажите две главные причины господства натурального хозяйства, заполнив пропуски в предложениях.

Техника сельского хозяйства..., поэтому урожаи были....

Во всех поместьях производили..., поэтому нечем....

(Проверка выполнения задания.)

V. Подведение итогов урока

Беседа по вопросам:

Почему жизнь крестьян в раннее Средневековье была очень тяжелой?

Чем отличались средневековые крепостные крестьяне от римских рабов?

Средневековая французская пословица гласи т : «С кого раз сдерешь шкуру, того не пострижешь дважды». О ком в ней говорится? В чем ее смысл?

Почему в это время было неизбежно господство натурального хозяйства?

(Проверка выполнения задания и подведение итогов урока.)

VI. Рефлексия

- Что нового узнали на уроке?

Какие умения и навыки отрабатывали?

С какими новыми терминами познакомились?

Что понравилось и что не понравилось на уроке?

Какие выводы сделали?

Домашнее задание (дифференцированное)

Для сильных учеников - §11, ответить на вопрос: сохранились ли элементы натурального хозяйства в современной деревне? Если да, то какие?

Для средних учеников - §11, составить схему «Повинности средневековых крестьян».

Для слабых учеников - §11, вопросы и задания к параграфу.