Реальность есть восприятие. Восприятие реальности: трамплин в Высший мир. По каким же причинам человек искажает реальный мир

Как мы воспринимаем реальность, внешний мир? Такой ли он на самом деле, каким мы его видим? От чего зависит наше восприятие? Люди уже понимают, что их жизнь — это их рук дело, и пытаются что то менять.

Реальность для человека всегда субъективна и создает ее наше сознание. Что такое сознание?

Сознание это уровень психического отображения объективной реальности. Сознание, — это, то что мы помним, знаем о себе и окружающем мире. То, что мы воспринимаем через наши 5 чувств. Оно образуется из комплекса наших убеждений т.е того, что раньше было запечатлено в памяти и того что мы постоянно получаем с опытом жизни. Именно эти убеждения определяют нашу жизнь.

Человек видит, то что для него важно и значимо, но может не замечать вещей которые ему неинтересны, не нужны в данный момент, и потом утверждать, что этого там и не было. Наше зрение, слух, ощущения тоже могут нас обманывать.

Ученые выяснили, что наша картина мира напрямую зависит от наблюдателя, его настроения, состояния, желаний в момент наблюдений. Например, проводился такой эксперимент: Людям было предложено определить расстояние до денежной купюры. Те, кому пообещали ее отдать, видели ее на 20 см ближе. И в ряде других экспериментов было выявлено, что стремление к желаемому объекту создает иллюзию его приближения.Получается, что человек сам рисует, настраивает свою картину реальности.

Но можно ли все же увидеть подлинную картину мира? Например летучие мыши, змеи, насекомые, воспринимают реальность совсем по- другому, чем мы. Мы познаем мир только через наши 5 органов чувств. Мы осознаем только эти внутренние сигналы. Но не можем знать, что происходит вне нас. Ученые пришли к выводам, что весь мир существует только в нашей голове, а реальность вне нас мы пока познать не можем.

Реальность мы почти никогда не воспринимаем как объективную. Человек постоянно искажает реальность, интерпретирует ее.

Все сигналы которые поступают к нам из окружающего мира, сознание пропускает через свои фильтры и временами мы перестаем видеть как все есть на самом деле. Во многом это зависит от воспитания, культуры, программ и стереотипов заложенных в детстве. Иногда люди до ужаса боятся того, чего нет, а действительность воспринимают лишь постольку, поскольку она совпадает с его воспоминаниями или полученным воспитанием.

По каким же причинам человек искажает реальный мир?

1 Человеку свойственно проецировать возникающие чувства на других людей.

Испытывая к кому то любовь или ненависть, злобу человек забывает, что источником этого чувства, является не другой человек, а он сам. Эти чувства возникают только внутри нас.

2 Неэффективное использование ума

Вы видите все через ваш прошлый опыт. Но опыт этот только ваш, ведь он может быть и совсем другим. Если все что происходит соответствует вашему прошлому опыту, мы думаем,что это правда, а если нет – то ложь.Мы создаем свой мир посредством своей памяти и ума и живем в нем.И куда бы мы не шли мы берем его с собой. И все на что мы смотрим, это не факт, это просто наша интерпретация.

3 Наши программы.

Мы от многого в жизни зависим.Мы привыкли, что нам необходимы другие люди. Для чего? Чтобы получить от них одобрение, признание, чтобы нами любовались, восхищались. Если вы будете получать другое, как долго вы выдержите их рядом с собой? Что такое успех? То, что группа людей договорилась им считать. Но это же не имеет к реальности никакого отношения. Так придумали люди, они так просто договорились. Но мы считаем это действительностью. За нас давно решили, что нам надо для счастья и мы этому верим. Но разве без этого нельзя чувствовать себя счастливым?

Человек должен сам осознать наличие в его мозгу какой –либо ошибочной программы.

Рассматривайте ее как заблуждение, как игру богатого воображения. Без знания себя, без понимания работы своего ума человек не может управлять собой, своей жизнью, не может изменить судьбу, быть свободным. Пока не освободится от своих заблуждений

Во всех древних учениях говорилось, что сначала надо познать самого себя., осознавать свои, реакции мысли, слова, действия.

4. Страх реальности.

Вам страшно, что реальность может не быть такой как вам хочется, поэтому проще её не видеть. Нам проще обманывать себя. Мы не воспринимаем ту информацию, которая не соответствует нашему мнению. У каждого есть своя модель мира, мы ждем соответствующей реакции реакции от мира. Мы пытаемся подогнать мир под себя, но это невозможно. Необходимо научится принимать мир таким, какой он есть.

От нашего неприятия, несогласия возникают отрицательные эмоции. А они оказывают разрушительное воздействие на нашу жизнь. Наше тело реагирует на все отрицательные эмоции. Вспомните, что когда вы испытываете страх, гнев обиду, у нас внутри что то сжимается, мы ощущаем давление, напряжение. Любая отрицательная эмоция влияет на работу наших внутренних органов, на состав крови, повышает давление.

Со временем мы понимаем, что не хотим этих эмоций.Мы пытаемся сдерживать их, не реагировать. Но у нас не получается, т.к сначала возникает эмоция, а потом уже мы ее осознаем.И каждый раз мы продолжаем автоматически реагировать на эти ситуации. Мы зависим от наших реакций.Мы не свободны.

Всю жизнь мы с чем- то боремся: с лишним весом, с несправедливостью, с вредными соседями, с болезнями и много еще с чем. Часто мы слышим фазы: жизнь – борьба, борьба за выживание. Вся эта борьба вызывает стресс. Мы ведь с ним сталкиваемся постоянно: из-за проблем на работе, неблагополучием в семейных отношениях, от недостатка любви и даже просто от стояния в длинной очереди. А постоянный стресс может привести даже к депрессии (наше неприятие того, что есть, долго не решаемые проблемы).Об одном из способов выхода из нее я писала в статье «Настроение, настройся».

Чтобы убрать наши стандартные реакции, нужно основательно поработать со своим прошлым.

Это все наше восприятие мира. А как мы воспринимаем себя, как относимся к себе? Ведь мы не принимаем себя такими как есть. Человек так загружен решением своих проблем в современном мире, что о себе вспоминает в последнюю очередь. Мы совершенно не замечаем того как мы подсознательно сравниваем себя с кем то, оцениваем себя, реагируем на то, что о нас говорят. Но почему мы верим своим и чужим суждениям?

Получается, что мы не принимаем ни себя ни мир объективно.

Любая наша проблема всегда оказывает свое действие на тело, эмоции и сознание. И это необходимо осознавать.

1. Тело.

При отрицательных эмоциях в теле создается напряжение, в мышцах, сосудах, во внутренних органах.. После стресса мышцы расслабляются, но остаются микрозажимы, которые накапливаются в течение жизни. Результатом этого являются изменения в системе кровообращения, обмена веществ, нарушения в работе внутренних органов. Так происходят заболевания психосоматического характера. А они составляют 90% всех остальных.

2. Эмоции - негативные эмоциональные стереотипы, подавленные эмоции, внутренние конфликты, несогласие. Сначала человек должен осознать процесс возникновения отрицательных эмоций. А потом научится трансформировать их с помощью определенных психотехник., за счет этого он освободится от препятствий, стоящих на пути его намерений

3. Сознание

У взрослого человека уже сформировалось сознание, жизненный опыт, стереотипы, которое и не позволяет ему воспринимать мир реально. У детей сознание еще не сформировано, поэтому они впитывают все как губка.

Когда мы учимся не бороться с миром, а принимать его, постепенно снимаются стереотипы

Человек может воспринимать реальность объективно, такой как есть, только через приятие, без оценок, суждений, сравнений. Когда мы учимся не бороться с миром, а принимать его, Сознание человека растет, расширяется.

В наше й жизни очень важно различат ь , что такое реальность, а что есть вымышленн ый мир . Большинство жизненны х цел ей начина ю т превращат ь ся в ощутимые вещ и только благодаря фантазии челове ка. Но ч аст о некоторые лю ди мог ут потерят ь связь м е жду материальным и объек тами и выдуманными. Т ако е явление называ ют искаженной или с убъективно й реальностью.

Определения из словарей

Смысловое значение, имеет общепринятые критерии. Но у каждого индивида представления о мире свои, они искажают происходящие события. Слово realis происходит от латинского языка и означает "вещественный, материальный, ощутимый".

Что указано в словарях:

    Существующие вещи в действительности, то, что можно ощутить , потрогать .

    В описании реальности присутствую т материальные объекты.

    Реальность может представлять собой результат ч ье го-либо сознания .

    Всё су ществующее вок руг — это есть реальность.

    Реальные вещи и события не требуют доказательств того, что они существуют.

Описание слова указано в с ловар ях, сос тавлен н ы х с в еду щими в вопросе людьми . Однако реальность - понятие всео бъемлющее, чтобы не появилось ложное представление о фак тах бытия, потребуется много времени на изучение трудов философов. В одном определении вместить огромный смысл слова невозможно. Учёные создавали целые тома литературы по данно му направлени ю .

Сложности восприятия окружающего мира

Чтобы ощутить , что такое реальность , нужно взглянуть на вещи отстраненно. Существующие объ екты видоизменяются под влиянием того , как мы их воспринимаем . Имеет з начение время и место происходящего. Если использовать собственные взгляды на вещи , то возможны ошибки восприятия или непроизвольное формир о вание иллюзий.

Суть реальности содержится в самих объектах, вещах, событиях. В основу определения заложе ны без до ка з ательные факты существования бытия, всего сущего в окружающем мире. Однако по сей день продолжаются жаркие споры о значении слова и его истоках. Учёные продолжают вести обсуждение реальности с 13 века, сравнивая её с другими вещами , событиями .

Огром ное количество источников , описывающих сло во "р еальность" , может дать наиболее полное представление о существующем мире. Однако даже после изучения все возможной литературы , исследователи не могут дать краткое и ёмкое определение термина. Со сменой веков меняются взгляды, пути подхода к изучению имеющихся труд ов, а соответственно, происходит многократное искажение конечной информации .

Искажение представлений

Филосо ф ы всего мира описывают по - своему , что такое реальность . На личные взгляды влияет окружающий мир человека и собственн ое мировоззрение . Сознание создаёт невидимые грани , ко торые мешают мыслить абстрактно. Но , изучив все имеющиеся взг ляды, можно приблизиться к пониманию реальности.

Только младенец может принимать реальность без как ого- либо её изменения . Зрелый мозг уже напитал ся собственными представлениями о мир е в процессе становления личности. Чем больше возраст человека, тем более он отстраняется от сути вещей . По версии большинства учёных - философ о в , лишь познавший истинную веру в Бога человек способен лицезреть истинную природу ве щей.

Все ярые сторонники м атериа льного происхождения вещей перед смертью меняли свои взгляды, отдавая предпочтение духовному поз нанию окружающего мира. Воображение является виновником и одновременно представляет собой барьер для принятия объектов в истинно существующем виде. Большинство же людей живут в границах собственных устоявшихся п редставлений о мироздании.

Определения в трудах философов

Значение слова "реальность" для известных мыслителей:

    Лейбниц определяет его словом "монада" , представляющ им собой вечную субст анцию. Она неделима и не материальная.

    Спиноза выделил множество степеней реальности, среди которых основной является субст анция.

    Локк рассматривал реальность как качество вещей , подразделяющи х ся н а первичные и вторичные.

    Беркли определил реальность по нисходящим ступеням , начинающихся с Б ога, а заканчивающихся материальными вещами.

    Спенсер рассматривал определение как результат творения сознания.

    Кант разделил реальность на эмпирическую и категориальную.

    Фихте стал сторонником точки зрения происхождения реальности от активной работы воображения.

    Гегель связывал термин одновремен но с онтологи е й (учение обо всем сущем ) и логическим определением окружающих предметов.

    Брентано устанав ливает реальность как результат отношений или каких-либо событий.

    Шиллер определяет термин результатом творчества умственной деятельности индивида.

    Бергсон рассматривает определение источника реальности из жизненного порыва .

    Каждый труд философа является собственной точкой зрения на основы бытия. Реальность часто сравнивают с исходным кодом человечества. Истинные тайны познать умственно невозможно. Познание термина берется из инстинктивного подхода к изучению материальных объектов.

    Множественные синонимы слова

    У слова "реальность" существует огромное число определений, каждое из которых может быть применимо для её оп исания :

      субстанция , действительность , монада;

      материаль ный мир , ощутимые вещи, осязаемые события;

      логически определяемые события, результат работы сознания ;

      естественность вещей, жи вость и простота;

      ощутимая исходная структура материи, окружающий мир, обыденност ь;

      объективный мир, физическая и биологическая действительность человека;

      интуитивно понятные вещи, то , что тяжело даже оспорить .

    Игра мыслей

    Мы се бе с рождения расставляем . Все, что недоступно для нашего понимания, отодвигается в область нереального. Часто Бога причисляют к несуществующим объектам, так как ощутить физически его не получается. Но оспорить его существование довольно проблематично. Большинство исследователей сходятся к одному выводу: р еальность — это н епреложная истина . В с ё сущее исходит из действительных вещей . Н еосп оримая и без д оказательная субстанция , в оспринимаемая на уровне подсознания.

    Сложность восприятия термина зависит от воспитания подрастающего поколения. Первой непрело жной ф разой ещё до школы становится выражение, что ч еловек - творец б удущего, он способен изменить реальность . Это ошибочное описание окружающего мира , в основе которого в се же лежит неизменность мироздания. Истоки заблуждений навеваю тся старшими. Мозг дикого человека более расположен к познанию реальности, чем людей, жив ущих в технократи чески й век.

    Фантазия

    Част ая фраза в современном об ществе. Мечты и реальность нераз дел имы. В этом лежит суть изменения собственного сознания. Мир воспринимается таким, каким мы хотим его видеть . Однако в философии рассматривается иной подход к пониманию вещей : разум зеркален и отражает окружающий мир и збирательно .

    Мож но привести следующее описание термина: м ечты становятся результ атом активного мышления человека, а раз с ознание реально , то и его плоды содержат некоторую степень реаль ности. Другими словами, плод воображения способен перейти гран ицы вымы ш л енного мира и стать ма териально ощутимым объектом. Это показывает то , что во Вс еленной всё относительно.

    Выдумка

    Миф или реальность часто выступают как вещи равно значные. Но люди часто мифологизируют события для упрощения понимания вещей. Вымышленный образ накладывается на действительно существующие осно в ы б ытия. Ведь нелегко описать божественные явлен ия простым языком .

    Даже современные ученые до сих п ор не могут дать правильное толкование пред на зна чения духовной жизни человечества. Миф выступает связующим звеном для правильного движения сознания к истинным и непрелож ным фактам бытия.

Я вот уже как 2 недели записался у нас в Волгограде на Кунг Фу ШАОЛИНЬСЫ ХЭЙ ЛУН ЦЮАНь, после тренировки все болит, отвык за год от нагрузки... Раньше занимался в одиночку на Мамайке, в основном практиковал Тай-цзы и Длинный Кулак... Так что же такое ШАОЛИНЬСЫ ХЭЙ ЛУН ЦЮАНь и откуда он прозошел?!
Читайте далее =)
История школы

История школы - это всегда наполовину легенда. Любая школа боевого искусства в начале имеет предпосылки для своего возникновения, развития и становления. Эволюция вносит свои правила в изменение вида и типа оружия. Так было всегда. Но одно остается неизменным - человек. Как и тысячи лет назад у нас все так же две руки и две ноги… Школа " кулак Черного Дракона" возникла в конце правления китайской династии Мин. Исторически она тесно связана с монастырем Шаолинь, так как развивалась в русле этой системы. В те времена многие мастера боевого искусства имели возможность испытывать свою технику в реальных боевых условиях. Китайское ушу переживало свой расцвет. На протяжении веков школа несколько раз меняла свое название. Не сохранились имена первых мастеров, которые являлись "отцами - основателями". Время не пощадило исторических документов, которые свидетельствовали бы о данной системе. Но из глубины веков пришедшее искусство продолжает жить до сих пор… Самое первое название школы звучало так: ЛУН ЧЖУАН ЦЮАНЬ - "кулак столбового Дракона". Это был стиль, родившийся в лоне Шаолиньской школы. Позже, получив дальнейшее развитие, стиль стал называться: ШАОЛИНЬСЫ ЛУН ЦЮАНЬ ЧЖЭН ФА - "Истинный метод кулак Дракона монастыря Шаолинь". С падением китайской династии Мин и последующим приходом к власти маньчжурской династии Цинь(1644 г.), школа в третий раз меняет свое название, в этом названии четко прослеживается решимость мастеров шаолиньской школы гунфу вести борьбу за освобождение и независимость Китая, за восстановление династии Мин. Школа была переименована и стала известна под названием ТАЙ ЦЗЫ Ю ГУН МЭНЬ - "Наследник престола гуляет в воротах дворца". С третьего переименования школы становится известным имя мастера практикующего это направление шаолиньского гунфу, его имя Фэй Ба Чань.
В 1653 г. мастер Фэй Ба Чань прибыл с 3 учениками в провинцию Фуцзянь,в Южный Шаолиньский монастырь. Там он продолжил совершенствование принципов и техники стиля. В НАНЬ ШАОЛИНЬСЫ Фэй Ба Чань встретился с мастером-наставником По Шанем, который являлся специалистом стиля НАНЬ ШАОЛИНЬ ЛУН ЦЮАНЬ - "Шаолиньского кулака Дракона Южной школы". В дружеском поединке, они оказались равны друг другу. Конечно существовала разница в технике. Прекрасная "работа" ног Фэй Ба Чаня была встречена совершенной "работой" рук По Шаня. Увидев достоинства и недостатки друг друга, мастера решили объединить свои силы, т.о. они могут считаться создателями "нового" оригинального гунфу. "Новый стиль" имел традиционные шаолиньские методы тренировки тела и духа, но они были тщательно пересмотрены и отобраны наиболее лучшие и приемлемые. "Новый стиль" требовал от своих последователей скорости и гибкости "Дракона" , смелости и выносливости, силы и мудрости. Два мастера внесли новые технические находки в НЭЙ ГУН - "внутреннюю работу" и ВАЙ ГУН - "внешнюю работу". Особое внимание было уделено стойкам и технике перемещения. Техника шага является основой т.к. передвижение - это сущность "Дракона"."Дракон живет в постоянном движении…"Стойки и шаги были тщательно отобраны, и составили 4 комплекса. Общее число стоек-шагов составило число 108. Этот метод получил название ЛИ ФА - "техника стоек". Техника имитирует непрерывность движений "Дракона добывающего воду" : это различные переходы, повороты, подъемы и опускания тела, изгибы, прыжки и перескоки. Боец освоивший ЛИ ФА мог молниеносно приближаться к противнику либо разрывать дистанцию. Эти движения уподобляли его с "Драконом". Он мог неожиданно возникать за спиной противника, молниеносно уходить нырком вниз либо взмывать вверх.
Школы кунг фу в Волгограде - занятия кунг фу - кунфу - Школа Ушу в Волгограде
Эта система имела название: ХЭЙ ШУЙ ЛЮ - "течение черной воды". Тело уподоблялось воде имеющей 4 состояния, и которую невозможно ни сжать, ни удержать. Каждый из 4 комплексов ЛИ ФА соответствовал определенному состоянию воды, и как вода может свободно переходить из одного состояния в другое, так же и изучивший эту технику ученик, мог трансформировать свое тело и движения. В дальнейшем стиль был проверен во многих схватках, в поединках с мастерами других стилей, как против вооруженных противников, так и против безоружных. Начинание двух мастеров - монахов продолжил их лучший ученик Юань Хань Чэн. Именно он объединил систему "Дракона" с 4 животными Шаолиня - "Тигром", "Змеей", "Леопардом" и "Журавлем". В 1736 г. в возрасте 80 лет, мастер - наставник Юань Хань Чэн переименовал "стиль" в "школу", и назвал ее: ШАОЛИНЬСЫ ХЭЙ ЛУН ЦЮАНЬ "Кулак Черного Дракона монастыря Шаолинь". Школа имеет традицию ног "Северной Шаолиньской школы", и рук "Южной Шаолиньской школы".

Когда-то я во мне жили просто непробиваемые негативные установки, касающиеся зарабатывания денег, поиска работы и отношений с начальством. Мне казалось, что мой город - маленький, угрюмый и консервативный, где найти работу не так уж и просто. Все мое близкое окружение убеждало меня (и я им охотно верила), что найти хорошую работу с достойной зарплатой - редкая, невероятная удача. На такие места попадают либо имея блат и широкие связи, либо являясь матерым специалистом с многолетним опытом работы, с сотней справок и тысячей дипломов, официально подтверждающих уровень матерости. Остальным же достаются копеечные зарплаты, отсутствие отпусков, больничных и чудесный график работы в офисе с 8 до бесконечности.

Не то чтобы описываемая картина мне нравилась и вызывала бурные приступы энтузиазма, совсем нет. Проблема в том, что она была ЕДИНСТВЕННОЙ картиной в моей голове, и я искренне считала, что других вариантов просто не существует. Я искренне считала, что работы в городе нет, что никто не захочет связываться с молодым специалистом, только-только получившем диплом бакалавра. Все это было моей обыденной, нерушимой картиной мира. Реальностью моего индивидуального пузыря. Я направляла свое намерение и действовала согласно своим представлениям о реальности. Стоит ли удивляться, что все мои негативные ожидания полностью оправдались?

Я устроилась в тухлую, загнивающую контору, не имеющую каких-либо перспектив. Зарплата была более чем скромной, а бонусом к ней шла невозможность уйти в учебный отпуск на время сессии (тогда я еще училась в магистратуре). При этом окружающие не забывали напомнить, как же мне повезло найти работу, и как жаль, что им не удалось найти специалиста, имеющего хотя бы пятилетний опыт работы.

О том, что что-то складывается НЕ ТАК, я начала подозревать, пообщавшись со своими однокурсниками. С удивлением я обнаружила, что практически все из них получали вдвое, а то и втрое больше меня. При этом никто не пытался внушить им, что найти работу без диплома магистра и внушительного опыта - великое счастье.

Мне потребовалось немало времени, чтобы осознать, что положение моих университетских однокурсников - вовсе на случайное везение и стечение обстоятельств, а результат определенным образом сформированной картины мира. Они считали, что обучаются на очень востребованной специальности. В отличие от меня они думали, что получать достойную зарплату за хорошо сделанную работу - это нормальное положение вещей, а не предел мечтаний. Они не спешили хвататься за первое попавшееся место, не чувствовали себя униженными просителями во время собеседования и не боялись просить достойных условий для работы. Соответственно и результат, который они имели, значительно отличался от того, что получила я.

Но осознать происходящее и изменить свое мышление - далеко не одно и то же. Моя картина мира формировалась долгие, долгие годы и поначалу даже представить, просто допустить в своей голове возможность реализации ДРУГИХ вариантов развития событий было очень непросто. На тот момент, мне очень помогла , обучавшая меня работе с намерением. Она методично «ловила меня за ухо», когда я в очередной раз пыталась свалиться и начать рисовать привычную картинку. Она отвечала на все каверзные вопросы, снимала ненужные сомнения и помогала построить «новую реальность», где вместо старых ограничений существовали новые возможности. В конце концов, мне это удалось. Я получила работу в хорошей компании, где руководство уважительно относилось к своим сотрудникам, а уровень зарплат был несколько выше, чем в среднем по городу. Самое смешное, что эта компания слыла одной из «тех самых», в которую просто так, без блата и связей никого не берут. А я устроилась туда достаточно легко, просто прислав резюме и пройдя достаточно комфортное собеседование…

О чем я хочу в очередной раз сказать: мир, в котором живет человек, зависит в основном от того, что этот человек думает о себе и, собственно, о своем мире. На какое место себя поставить и чем одарить - благами или проблемами, победами или комплексами - это личное решение. Что захочешь - то и получишь. Кстати, если про эзотерику… на этом принципе стоит вся магия, все энергетические техники и духовные практики. Поверьте моему опыту, это действительно так. Правда, там все сложнее… и гораздо серьезнее, чем в нашем обыденном мире.

Ранее мы выяснили, что существует два различных вида реальности: . Объективный мир — это то, что существует реально, и что никогда не может быть полностью познано человеческим умом. Субъективный мир — это то, как в человеческом сознании отражается объективная реальность.

Слово “отражение” в данном контексте очень хорошо описывает этот процесс. Точно так же, как зеркало отражает предметы перед ним, наше сознание является как бы зеркалом для объективного мира. Однако это не простое зеркало. Сознание — это “зеркало”, в котором отражается объективный мир в виде субъективного мира каждого конкретного человека.

Кроме того, это “зеркало” сознания является еще и кривым и замутненным. Поэтому объективный мир в нем предстает в искаженном виде. А иначе и быть не может. То, что мы видим, не может быть точной копией того, что есть, потому, что субъективная реальность является результатом работы наших несовершенных органов восприятия, нашего мозга и нашего ума. То, как они формируют наш субъективный мир, мы рассмотрим в этом разделе.

Уровни восприятия реальности

Здесь мы рассмотрим, как отражается объективный мир в субъективный мир конкретного человека. Рассмотрим уровни этого отражения, и благодаря чему эти уровни существуют и работают. В итоге мы получим многоуровневую модель субъективной реальности людей, в которой вы без труда сможете увидеть ваш субъективный мир и то, как он устроен. Эта модель была впервые исследована польским ученым Альфредом Коржибски. Он первый ее описал и представил как модель человеческого опыта.

Рассматривать модель построения субъективной реальности мы будем с двух ракурсов: как это представлено в субъективном опыте, и как это обусловлено объективными процессами.

Уровень объективной реальности

Начнем с базового уровня, который, собственно говоря, не относится к субъективному миру. Это уровень объективной реальности . Объективную реальность мы подробно уже рассматривали в предыдущих главах, поэтому останавливаться на ней мы не будем. Просто еще раз упомяну, что объективная реальность — это то, что существует на самом деле, и что не доступно для непосредственного восприятия. Этот уровень существует сам по себе, такой, как он есть, и все, что мы знаем о нем, это лишь его отражение в нашем сознании, а не он сам.

Объективный уровень пытаются как-то изучить ученые. И на данный момент развития науки объективный мир предстает перед нами в виде физического вакуума, в котором постоянно появляются и исчезают элементарные частицы. Элементарные частицы собираются в атомы. Атомы собираются в молекулы. Из атомов и молекул состоят вещества во вселенной.

Свет, который мы воспринимаем, есть поток фотонов (фотон — один из видов элементарных частиц) или волна в электромагнитном поле.

Звук представлен волнами в воздухе, когда какой-то предмет вибрирует.

Вкус и запах создаются молекулами тех или иных веществ.

Ощущения осязания производятся физическим прикосновением к коже человека каких-нибудь предметов, а также температурным воздействием внешней среды.

Этот уровень никак не представлен в субъективном мире человека, однако он важен для нашего анализа субъективного мира, т.к. создает воздействия на организм человека, которые впоследствии уже осознаются человеком в его субъективном мире.

Уровень сенсорной информации

Как происходит воздействие явлений в объективном мире на человеческий организм? Для конкретики мы будем рассматривать два канала информации в качестве примера такого воздействия: визуальный и аудиальный. Мы берем эти два канала потому, что они несут основную массу информации о внешнем мире.

Начнем с визуального канала, т.е. зрения. В предыдущих главах уже был описан данный процесс. Кратко его повторим. Свет в виде потока электромагнитных волн от разных участков поля зрения человека попадает на сетчатку глаза человека. Там он с помощью палочек и колбочек на сетчатке преобразовывается в нервный импульс, который по нейронным путям идет в головной мозг человека, а конкретно в зрительную зону коры головного мозга, которая находится в затылочной части мозга.

По мнению ученых в зрительной зоне коры и происходит обработка зрительной информации.

Это то, что касается объективной стороны дела. Что же происходит на субъективном уровне? С точки зрения субъективного мира происходит осознание визуального канала, т.е. человек начинает что-то видеть. Но в том, что на этом уровне (сенсорной информации) видится, нет каких-то выделенных объектов. Есть просто визуальный шум, визуальная каша, из которой впоследствии ум будет выделять конкретные объекты.

Чтобы было понятно, о чем идет речь, приведу аналогию. Если взять текущую картинку на экране вашего компьютера, то, если присмотреться, можно заметить, что она состоит из множества цветных точек. Цвета этих точек так распределены по экрану, что создается общая картинка.

Т.е., по сути, экран монитора — это просто набор цветных точек. Примерно так же происходит отражение визуальной информации на сенсорном уровне: просто какой-то набор цветных пятен. А если точнее, то даже пятен нет. Есть просто что-то, что видится. На этом уровне, предположительно, воспринимают визуально мир младенцы. У младенцев нет еще знаний о внешнем мире, о цветах, о том, что мир состоит из предметов. Младенец появляется на свет, и его зрение просто получает визуальное впечатление, пока что не разбитое на предметы, цвета и другие явления в визуальном канале.

Можно попытаться посмотреть на мир с такого ракурса. Представьте, что то, что вы сейчас видите — это просто набор цветных точек или пятен. Попытайтесь не выделять предметы, а просто смотрите на ваше поле зрения, как на цветовой шум.

Вот вам пример визуального канала без объектов.

На этой картинке нет объектов. Есть просто какие-то цветные пятна. Если бы это все еще и двигалось, изменялось, как это обычно происходит в визуальном канале, то получилось бы примерно то, как видит мир младенец.

Однако, стоит еще раз отметить, что на этой картинке мы автоматически выделяем цвета и выделяем пятна, отделяя их друг от друга. Эта операция (выделение цветов и пятен) уже является процессом на следующем уровне восприятия.

Кратко рассмотрим аудиальный канал, т.е. слух. Концепция представления аудиальной информации на уровне сенсорной информации такая же, как и для визуальной информации. Т.е. это все то, что слышится, без разделения на какие-то звуковые объекты.

Для аудиального канала сенсорный уровень представлен просто звуковым шумом, т.е. это просто какие-то звуки, их чередование. Если вы попробуете прислушаться к тому, что сейчас вокруг вас происходит, не выделяя слов, голосов людей, звуков известных вам явлений и предметов, то это будет просто какой-то поток звуков. Этот поток звуков по аналогии можно сравнить с теми же пятнами на картинке, приведенной выше. Коротко говоря, аудиальный канал на этом уровне — это просто то, что слышится.

Конечно, для нас с вами практически невозможно не выделять объекты, как в визуальном канале, так и в аудиальном. Это происходит автоматически. Однако для младенца, который никогда не слышал звуков дождя, или шелест листьев, или голос человека, даже если его уши и будут это слушать, он не выделит эти звуки, как отдельные объекты в своем аудиальном канале. Для него это будет такой же шум, как для нас вот это:

Уровень конкретных объектов

В отличие от младенца мы с вами, как взрослые опытные люди, видим и слышим не шум, а конкретные объекты, предметы в визуальном и аудиальном каналах. Да, в общем-то, во всех каналах. Наша сенсорная информация организована и структурирована. Так, что мы видим мир в каком-то его представлении. Давайте разберемся, как это происходит.

Первым объектом (не считая акушера) для человека после рождения является его мать. Это первое, что он видит, слышит, ощущает. Она появляется во всех его каналах восприятия. По началу, конечно, ребенок не выделяет этот объект среди остальных сенсорных сигналов в его сознании. Однако, этот объект (мать ребенка) очень часто присутствует в его поле зрения и во всех каналах. Он слышит ее голос, чувствует тепло ее тела, чувствует запах, идущий от нее. Постепенно, начинает выделять ее как отдельный объект среди всех остальных сигналов.

Далее, развиваясь и все больше взаимодействуя с окружающим миром, в его сознание попадает все больше разной информации. И, так как, внешний мир все-таки представляет собой организованное пространство и состоит из каких-то предметов, эти предметы, например, его игрушки, другие люди в его окружении, звук его собственного крика, постепенно начинают проявляться в сознании ребенка как отдельные объекты. Его ум начинает выделять эти объекты из всего многообразия входящей сенсорной информации. Это становится заметно по тому, как он начинает следить за движениями людей вокруг него, поворачивается на звук, манипулирует игрушками и т.д.

Вероятно, способность выделять из всего потока сенсорной информации какие-то стабильные объекты заложена в функциях работы мозга. Да и сам мир достаточно структурирован, стабилен и предсказуем. Так, что в нем предметы, их форма и поведение достаточно предсказуемы.

Для того, чтобы представить себе, как это происходит, мы рассмотрим некоторые примеры. Между прочим, такой алгоритм выделения объектов во внешнем мире работает постоянно для любого человека. Сейчас мы это проясним.

Вот рисунок

Это похоже на сенсорный шум, который появляется на сенсорном уровне восприятия мира, который мы ранее рассмотрели. В нем какая визуальная информация, какие-то пятна. И достаточно трудно выделить здесь какие-то объекты. Почему мы здесь ничего не видим, кроме пятен, потому, что эти пятна не сложились в образ, который мы привыкли наблюдать в своей жизни. Вот, например, на следующих рисунках, уже можно выделить объекты.

По сути, эти картинки — тоже разноцветные пятна. Однако наш мозг автоматически в этих пятнах находит знакомые образы: цветы, облака, небо, коряга.

Скажите, увидели бы мы эти объекты на этих рисунках, если бы ни разу не видели ни цветов, ни облаков, ни коряг? Думаю, нет.

Вот еще пример.


Не будем забывать, что здесь тоже просто цветные пятна. Однако, благодаря тому, что в нашей жизни мы часто встречали лица, мы легко выделяем на этой картинке лица людей. И даже, при желании, можем определить пол человека по лицу. Хотя присмотритесь, по сути-то, лиц на картинке нет. Есть птицы, дерево, волны на воде, женщина. Однако, мы все же видим лица. Вопрос на засыпку: так есть или нет лица на этой картинке?

Ответ: все, что есть — только цветные пятна. Все образы, которые мы находим на картинке, созданы нашим мозгом, или умом, если хотите. Именно наш ум, часто наблюдая подобные образы во внешнем мире, теперь может их выделить в любой момент времени в любой картинке.

Эта способность ума мгновенно выделять объекты в визуальном канале используется нами для ориентирования во внешнем мире. Если бы вот при таком виде (картинка внизу) в поле зрения наш ум мгновенно не выделил кровать, думаю, мы бы убились при первых же шагах.

Мы рассмотрели визуальный канал. Что же происходит на уровне конкретных предметов в аудиальном канале? Вот пример, который мы уже приводили выше.

Здесь какая-то речь на иностранном языке. Для русского человека, это просто набор звуков, точно такой же, как набор цветных пятен для визуального канала. Почему для нас это просто набор звуков? Потому, что мы не можем здесь выделить каких-то знакомых объектов в аудиальном канале. Другими словами, мы не можем здесь найти знакомых слов. Хотя, какой-нибудь турок, который знает этот язык, и привык к нему с детства, сможет не только в этом шуме выделить конкретные слова, но и придаст им конкретный смысл. Так для русских вот такой вот аудиальный сигнал не вызовет недоумения:

Здесь для русских это уже не шум, а конкретные слова. Представьте, как воспримет эту запись турок из предыдущей записи.

Вот вам и пожалуйста. Именно так все и происходит. Вокруг — сплошной сенсорный шум. Но наш мозг (ум) сразу же выделяет знакомые объекты в этом шуме. Так создается субъективная реальность на уровне конкретных объектов.

Этот рассматриваемый уровень называется уровнем конкретных объектов . Почему? Потому, что эти объекты, или предметы, мы видим и осознаем прямо сейчас. Это данный конкретный предмет. Например, вот это яблоко:

Это данное конкретное яблоко, а не “яблоко” вообще. Более того, этот данный конкретный объект на этом уровне восприятия еще не имеет названия. Все, что происходит на этом уровне — это выделение данного объекта среди остальной информации в данный момент времени.

Чтобы было понятней, вот пример. Ребенок, который после рождения выделяет среди остальной информации свою маму, еще не знает, что это его мама. У него еще нет никаких названий в его уме. Он просто видит мир как набор объектов в данный момент.

Опять же, мы легко можем почувствовать, как воспринимается мир на этом уровне восприятия. Для этого просто посмотрите вокруг. Что вы видите в данный момент? Что вы видите там, куда вы смотрите? Не дорисовывайте в своем уме недостающие детали мира. Просто смотрите на то, что вы видите перед собой. Например, я сейчас, когда пишу эти строки, вижу свои руки, клавиатуру, монитор с текстом и мышку. За моей спиной находится кресло, но я его не вижу сейчас своими глазами, поэтому это мой ум дорисовал картину мира по памяти. Если осознавать этот момент работы ума, и отбросить все то, что ум дорисовывает, а просто наблюдать за тем, что сейчас происходит, не давая названий, а просто наблюдая, то мы получим именно то, как отражается мир на этом уровне восприятия реальности — уровне конкретных объектов.

На этом уровне воспринимают реальность дети, которые еще не умеют говорить. Они воспринимают реальность такой, какая она есть в данный момент времени. Не это ли имеют в виду мастера дзен, когда говорят о жизни здесь и сейчас? Видите, как все просто. Даже дети это умеют. А вот взрослые, похоже, разучились. Почему и как это вышло, мы увидим, когда будем рассматривать следующие уровни восприятия реальности. Сейчас этим и займемся.

Уровень названий и слов

Это первый уровень абстрактной реальности . До этого были уровни наличной действительности .

Наличная действительность — это то, что вы воспринимаете прямо сейчас. Т.е. если вы посмотрите вокруг, то увидите мир такой, как он есть прямо сейчас. При этом мы не даем названия ничему, что видим, слышим или ощущаем. Это мы уже рассмотрели в .

Абстрактная реальность — это то, как мы описываем мир с помощью слов и образов. Абстрактная реальность — это скорее то, что мы думаем о мире, чем сам мир.

Мы выяснили, что из всей сенсорной информации наш ум автоматически выделяет знакомые ему объекты. Он их выделяет потому, что привык их видеть во внешней среде. Так воспринимают мир маленькие дети, которые еще не умеют говорить. Однако дети живут и растут не просто во внешнем мире, но и еще в обществе взрослых людей. А взрослые люди называют вещи какими-то именами. Это — “яблоко”, то — “свеча”, а то — “дерево”. Родители, как носители языка, постоянно говорят со своим ребенком. Они показывают ему игрушку и называют ее: “мячик”, “кукла”, “юла”. Они показывают на себя и говорят “мама”, “папа”, “дедушка”, “бабушка” и т.д. При этом родители делают это очень часто. Они неоднократно показывают на круглый разноцветный объект, и говорят “мяч”, “мяч”,”мяч”. Конечно же для ребенка эти слова пока что пустой звук. Но, как мы выяснили ранее, мозг ребенка начинает автоматически выделять среди аудиальной информации объекты, если они часто появляются во внешней среде. Так и слова, которые говорят родители, из-за своего постоянного повторения постепенно в уме ребенка выделяются, как отдельные объекты.

Таким образом, в сознании ребенка постоянно повторяется ситуация, в которой он видит круглый разноцветный объект и одновременно слышит одно и то же слово “мяч”. Его мозг начинает ассоциировать эти два объекта. Теперь, когда взрослый человек скажет слово “мяч”, в уме ребенка по ассоциации автоматически возникнет образ мяча.

Взрослому человеку не надо сотни раз повторять название предмета и показывать на него пальцем. Достаточно одного, двух раз, чтобы взрослый человек запомнил, как называется тот или иной предмет. Т.е. механизм ассоциирования предметов мира со словами работает и во взрослом возрасте. Обучение языку не прекращается.

Слова — это особые объекты в мире человека. Поначалу, ребенок только слышит слова. Потом, когда ребенок учится говорить, он научается произносить те же самые слова. Далее, ребенка учат читать, и тогда он видит, что слова, которые он раньше произносил, еще как-то и выглядят. И, в конце концов, когда ребенок учится письму, он научается писать слова. Т.е. слова как-то звучат и как-то выглядят. Они представлены в аудиальном и визуальном канале. Но самое главное, для чего нужны слова — это нести смысл, который за ними стоит. Это происходит как раз на основе того, что слова в уме человека ассоциируются с каким-то образом или образами.

Например, если ребенку показать в разное время разные варианты кукол, и всех их называть одним и тем же словом “кукла”, то в уме появится ассоциация слова “кукла” со всеми этими предметами. При этом, если все эти куклы будут чем-то похожи друг на друга, то ум автоматически выделит общие черты между ними, и уже будет ассоциировать слово “кукла” с абстрактным образом, который обобщает всех кукол, которых видел ребенок. И чем больше разных предметов родители будут называть словом “кукла”, тем разнообразнее будет смысл этого слова для ребенка.

Чем больше разных предметов будет называться одним и тем же словом, тем более абстрактным будет это слово, тем дальше будет смысл этого слова от представления конкретных предметов этого мира. Например, слово “стол” содержит образы всех видов столов, которые видел человек. Однако для работы со всеми образами, которые ассоциированы с данным словом, уму нужно много сил и времени, поэтому ум поступает более экономно — когда слышится слово “стол”, он выдает какой-то один образ. Например, если я вам скажу слово “автомобиль”, у вас в уме может возникнуть такой образ:

а может и такой:

Все зависит от вашего личного опыта. Проверьте для себя. Что в вашем уме появляется, например, при слове “дом”. Уверен, что какая-то картинка дома в уме возникла. Какая у вас? Вы думаете у всех такая картинка будет в всплывать в уме на это слово?

Получается, что слова — это как бы указатели на образы, которые присутствуют в памяти человека. Причем, набор образов, ассоциированных с данным словом, у разных людей будет разный, и образ, который автоматически возникает при произнесении данного слова, тоже будет разный у разных людей. Произнося слово, мы как бы ссылаемся на наш опыт и знания, который связан с данным словом. Мы его “воскрешаем” из памяти.

Стоит заострить внимание на таком важном моменте. Есть большая разница между конкретным столом, который присутствует здесь и сейчас перед вами в вашей наличной действительности

и словом “стол”. Данный конкретный предмет, который вы сейчас видите перед собой, еще не является столом. Это просто какой-то предмет, который наш ум распознал среди всего остального, что есть в поле зрения. А вот слово “стол” — это абстрактный объект, который ссылается на личный опыт человека, зашифрованный в виде внутренних образов, звуков и ощущений. Он у разных людей разный.

То, что позволяет назвать этот конкретный предмет, который мы сейчас видим перед собой, “столом” — это совпадение вида этого предмета с образами столов, которые хранятся в вашей памяти.

Назовете ли вы вот это столом?

Возможно, такого стола вы еще не видели. Теперь видите, и в следующий раз, когда вам покажут вот такой вот предмет, вы узнаете в нем стол. А другой человек не узнает, потому, что у него нет такого опыта, как у вас. А смысл вашего слова “стол” только что расширился еще одним образом.

Итак, слова — это отдельная абстрактная реальность. Слова — это специальные объекты, которые являются как бы маркерами, бирками для содержимого нашего опыта. И, еще раз повторю, не стоит путать конкретный стол со словом “стол”. Конкретный объект, который может быть похож на стол, находится сейчас перед вами и имеет вполне ощутимые размеры, форму и цвет. Слово “стол” — это особый аудиальный или визуальный объект, который ссылается на ваш опыт восприятия столов.

Уровень умозаключений

Благодаря появлению слов появилась возможность манипулировать смыслами, которые в них заложены. Так появились предложения. Например, такое предложение “Мама мыла раму” состоит из трех слов, соединенных друг с другом. За каждым словом “мама”, “мыть” и “рама” стоит свой смысл, который представлен в виде соответствующих образов, индивидуальных для каждого человека. Более того, вся фраза тоже будет отражаться в виде какой-то картинки (статической или динамической) в вашем уме.

Когда мы начинаем использовать предложения, то переходим на следующий уровень восприятия реальности: уровень умозаключений. На этом уровне мы строим сложные смысловые конструкции, созданные из слов. Каждое из слов в предложении имеет свой уникальный смысл. Все предложение, созданное из этих слов в определенном порядке, создает новый смысл, новый образ, который сочетает в себе смыслы каждого из слов в этом предложении. Например, фраза “за окном идет дождь” вызовет в вашем сознании образ дождя за окном. Этот образ у каждого человека будет свой, так же, как и образы конкретных слов у каждого человека свои. Обратите внимание на то, что у вас возникает в уме на эту фразу “за окном идет дождь”. А теперь сравните с этой картинкой.

Скорее всего, у вас в вашем уме появилась другая картинка, потому что каждый человек строит образы и смыслы на предложения исходя из своего опыта и из тех смыслов, которые он вкладывает в слова этого предложения.

Благодаря предложениям мы можем строить сложные и очень сложные смысловые конструкции в нашем уме. Например, когда вы читаете этот текст, у вас в уме возникают какие-то образы, создается общий смысл предложения и всего текста сразу. Т.е. ваши глаза сейчас видят эти буквы, а в это время на вашем внутреннем экране ума идет работа по созданию смысла этого текста. Обратите внимание на этот процесс.

Bueno, no es una maravilla de casa, pero se puede vivir bien. Tiene dos habitaciones y una sala espaciosa que usamos como un dormitorio m?s. Qu? vamos a hacer? Somos cuatro personas en mi familia. Tiene tambi?n una cocina bastante grande, lo que est? muy bien. Y por ?ltimo un cuarto de ba?o y un balc?n. Como ven ustedes, es una casa normal y corriente.

Удивлены? Это испанский язык. У вас какие-нибудь образы возникали при прочтении этого текста? Если вы не знаете испанский, то нет. Все потому, что эти слова не несут для вас смысловой нагрузки.

Сегодня президенты США и Китая договорились о долгосрочном сотрудничестве в экономической сфере.

Этим предложением я создал образ в вашем уме и изменил картину вашего мира. Точнее, почти изменил. Если бы вы прочитали это предложение в известной газете, то, скорее всего, поверили бы в эту информацию.

На уровне умозаключений мы очень сильно отдаляемся от текущей реальности, и начинаем строить реальность уже в своем уме. Согласитесь, пока вы читаете этот текст, вы вряд ли слышите, что происходит вокруг и чувствуете ощущения своего тела. Вместо этого вы поглощены картинками в вашем уме. Более того, вы считаете эти картинки в уме тем, что действительно сейчас происходит.

Например, представьте, что ваша соседка вам сказала “Завтра слесаря будут менять все отопление в нашем подъезде. А сегодня Дуня из 32-й квартиры залила соседей снизу. На что Иван Иванович, главный по дому, заявил, что надо срочно менять все трубы в подъезде, пока всех не затопило”. Вот вам и ваша реальность. Теперь ваша реальность состоит в том, что вы только что себе представили в своем уме. Ближайшие полчаса вы, скорее всего, будете думать о том, как завтра отпроситься с работы, чтобы быть дома, когда будут слесаря менять трубы.

Все это проходит в вашем уме. Пока вы обо всем этом думаете, вы создаете свою собственную реальность, реальность созданную словами. Эта реальность проходит в вашем уме. При этом вы можете не замечать, что происходит прямо сейчас перед вашим носом. А перед вашим носом этот текст, черным по белому, а еще ваша попа ощущает прикосновение к сиденью, и при этом из улицы за окном несутся какие-то голоса. Если вы обратите свое внимание не на тот смысл, который я вложил в этот текст, а на действительные события, на которые я указываю этими словами, то вы вернетесь на уровень текущей конкретной реальности.

Знаете, почему я вообще об этом всем говорю? Потому, что мы настолько привыкли жить на уровне умозаключений, на уровне образов в уме, что стали считать реальностью не то, что конкретно сейчас происходит, а то, что говорит вам ваш ум.

Еще в школе вам говорили, что земля круглая. Вы поверили? А вы проверяли? Заметьте, что мы верим авторитетным людям и источникам (сначала родителям, потом учителям и книгам) на слово. На самом деле то, что земля круглая, это лишь образ в вашем уме. Пока вы это не увидите своими глазами, это будет вас лишь образом в уме. Из таких вот образов и состоит сейчас ваш мир. Именно в таком мире, мире образов ума, вы большую часть времени и живете.

Итак, мир слов и смыслов стал для нас той реальностью, в которой мы с вами, разумные люди, живем. Однако, я бы хотел обратить внимание на то, что я ни в коем случае не умаляю важности работы ума и преимуществ восприятия мира через знания. Все, на что я обращаю ваше внимание, это то, что есть разница между наличной действительностью, которую воспринимают ваши органы чувств прямо сейчас, и абстрактной реальностью, созданной нашим умом. Это имеет смысл различать, потому как из этого следуют очень важные выводы. Сейчас же я хотел бы обратить внимание на преимущества жизни в абстрактной реальности ума.

Если бы мы с вами продолжали жить только в наличной реальности, как это делают маленькие дети, то это бы существенно ограничило наш мир. Ну представьте, весь ваш мир умещается только в том, что вы сейчас видите, слышите и чувствуете. Это достаточно скучно; и это делает наш мир очень маленьким, ограниченным этим кругом наличной реальности. Когда же появляется язык, то наш субъективный мир очень быстрыми темпами растет вместе с ростом количества знаний о мире. Постепенно, наш мир становится соразмерным с тем объемом знаний, который мы имеем о нем. В нем появляются страны, планеты, вселенная, атомы, молекулы, экономика, политика и еще очень и очень многое. Теперь ваш мир — это целая вселенная. Хоть абстрактная, но вселенная.

Следующим преимуществом использования слов и языка является то, что хоть они и абстрактные, но все же как-то более-менее, но отражают объективную реальность. Например, вы узнали из СМИ, что есть такая страна — США. Пока для вас это только информация. Но теперь вы можете взять билет на самолет (кстати, о самолетах вам тоже рассказали умные люди, и поэтому вы можете воспользоваться этим средством передвижения) и полететь в США. И там вы уже воочию можете увидеть то, о чем раньше только читали.

Благодаря словам, мы можем сохранять информацию, которую получил когда-то другой человек. Так, например, Ньютон в свое время открыл закон всемирного тяготения. И это так бы и осталось в его голове, если бы он не поделился с помощью речи этими своими знаниями с другими людьми. Так, сохраняя в виде слов достижения многих и многих людей за все время существования человечества, мы с вами живем в мире, который существенно отличается от того мира, в которым жили люди тысячу лет назад. (Вы заметили, что я использовал знания из истории по поводу того, как жили люди тысячу лет назад. Я использовал это знание так, как будто так все и есть на самом деле. Не факт! Возможно, нам всем дружно пудрят мозги масоны. 🙂)

Общая модель субъективного мира

Итак, у нас появилась модель субъективного мира человека в виде уровней восприятия реальности. Вот она в полном представлении:


Следует заметить, что у взрослого человека, владеющего языком, все эти уровни присутствует одновременно. Более того, более высокие уровни не могут существовать без нижележащих уровней. Например, уровень умозаключений может существовать только при условии наличия слов в субъективном мире человека; а конкретные объекты в сознании могут появиться только, если есть сенсорная информация, из которой, как из материала, будут строиться умом конкретные объекты.

Более высокие уровни восприятия реальности появляются при постепенном развитии человека. Например, уровень умозаключений не может существовать у младенца. Для этого ему нужно пройти много стадий обучения и развития ума. Сначала у ребенка появляется при появлении на свет только сенсорная информация в виде потока зрительных, аудиальных и кинестетических впечатлений. Потом, при получении ребенком опыта пребывания в объективном мире, его ум постепенно начинает выделять среди этой всей сенсорной каши конкретные объекты. Позднее, когда ребенок слышит слова от родителей, он научается ассоциировать эти слова с конкретными предметами в его субъективном мире. Так появляется уровень слов. Научаясь складывать слова в предложения, ребенок создает в своем уме виртуальную реальность в виде образов и смыслов. Это уровень умозаключений.

В данный момент времени, вы можете в своем субъективном опыте вычленить любой из этих уровней, кроме, конечно, уровня объективной реальности. Т.е. вы прямо сейчас воспринимаете этот написанный текст, как набор смысловой информации, который появляется в вашем уме. При этом вы понимаете, что все это лишь слова, и за каждым прочитанным вами словом стоит образ и смысл, который вы в него вкладываете. Вы замечаете, что все эти образы возникают в вашем уме, в вашем внутреннем мире. Кроме вас их никто не может увидеть. И эти образы не есть то, что действительно сейчас присутствует перед вами. А именно: эта страница, эти буквы, эти звуки, которые вы прямо сейчас слышите, эти ощущения в ваших руках. И вы можете забыть о том, что все это имеет название, и просто наслаждаться тем, что вы сейчас видите, слышите и чувствуете. Не имеет значение, какие у этих ощущений названия. Они просто есть и все. И, конечно, это сложно, но можно попробовать увидеть за всеми этими конкретными объектами в вашем сознании поток сенсорной информации в виде цветных пятен в визуальном канале, звуковой каши в аудиальном и просто набора ощущений в кинестетическом канале.