Эволюционная теория происхождения эмоций чарльза дарвина. Ч. Дарвин. Выражение эмоций у человека и животных. Биологические теории эмоций

Заметим сразу, что чисто психологических теорий эмоций, не затрагивающих их физиологической основы, не существует. Это не случайно, так как эмоцию как психологическое явление трудно отделить от физиологических процессов, происходящих в организме.

Исследователями не раз предпринимались попытки связать физиологические изменения в организме с конкретными эмоциями и показать, что разные эмоции сопровождаются различными комплексами органических признаков. Поэтому первые теории эмоций посвящены изучению их физиологической основы.

Эволюционная теория эмоций

В 1872 г. Ч. Дарвин опубликовал книгу «Выражение эмоций у человека и животных», в которой показал, что во внешнем выражении разных эмоциональных состояний много общего у антропоидов и слепорожденных детей. Дарвиным было доказано, что эволюционный принцип применим не только к биологическому, но и психолого-поведенческому развитию живого, что между поведением животного и человека непроходимой пропасти не существует.

Согласно эволюционной теории, эмоции появились в процессе эволюции живых существ как важные приспособительные механизмы, способствующие адаптации организма к ситуациям жизни. Телесные движения, сопровождающие различные эмоциональные состояния, по Дарвину, есть рудименты реальных приспособительных реакций организма.

Органическая теория эмоций

Идеи Дарвина были восприняты и развиты в теории У. Джемса и К. Ланге. Джемс считал, что для разных эмоций характерны определенные физические состояния, названные органическими проявлениями эмоций. Слезы являются органическим проявлением эмоции горя, смех - органическим проявлением эмоции радости. Согласно теории Джемса - Ланге именно органические изменения являются первопричинами эмоций. Отражаясь в мозге через систему обратных связей, они порождают эмоциональное переживание соответствующей модальности. Сначала под действием внешних стимулов происходят характерные для эмоций изменения в организме и только затем - как их следствие - возникает сама эмоция. Т.о., нам весело потому что мы смеемся, нам грустно оттого, что мы плачем.

Психоорганическая теория эмоций

Ряд контраргументов к теории Джемса - Ланге предложил У. Кеннон. Он отметил тот факт, что телесные изменения, сопровождающие разные эмоциональные состояния, весьма похожи друг на друга. Их разнообразие недостаточно для того, чтобы объяснить качественные различия в высших эмоциональных переживаниях человека. Во-вторых, внутренние органы, с изменениями состояний которых Джемс и Ланге связывали возникновение эмоциональных состояний, представляют собой довольно малочувствительные структуры, которые очень медленно приходят в состояние возбуждения. Эмоции же обычно возникают и развиваются довольно быстро. Кроме того, искусственное прекращение поступления органических сигналов (например, от слезной железы) в головной мозг не прекращает эмоций.

Положения Кеннона были развиты П. Бардом, который показал, что на самом деле и телесные изменения, и эмоциональные переживания, связанные с ними, возникают почти одновременно. В более поздних исследованиях были обнаружены структуры головного мозга, связанные с эмоциями. Ими оказались гипоталамус и лимбическая система. В экспериментах, проведенных на животных, было установлено, что электрическими воздействиями на эти структуры можно управлять эмоциональными состояниями, такими, как гнев, страх (Х. Дельгадо).

Активационная психологическая теория эмоций

Дальнейшее развитие теорий эмоций происходило под влиянием электрофизиологических исследований мозга. Так возникла активационная теория Линдсея - Хебба. Согласно этой теории эмоциональные состояния определяются влиянием ретикулярной формации ствола головного мозга. Активационная теория базируется на следующих основных положениях:

  1. Эмоции возникают вследствие так называемого «комплекса активации», связанного с деятельностью ретикулярной формации.
  2. Работа ретикулярной формации определяет динамические параметры эмоций: их силу, продолжительность, изменчивость и др.

Вслед за психологическими теориями эмоций, объясняющими взаимосвязь эмоциональных и органических процессов, появились теории, описывающие влияние эмоций на психику и поведение человека. Эффективность деятельности, как оказалось, зависит от характера и интенсивности эмоционального переживания, что было экспериментально доказано Хеббом. Для достижения наивысшего результата в деятельности нежелательны как слишком слабые, так и очень сильные эмоциональные возбуждения. Для каждого человека имеется оптимум эмоциональной возбудимости, обеспечивающий максимум эффективности в работе.

Эмоции человека зависят не только от органических процессов, но и от когнитивных факторов. В связи с этим были предложены новые концепции, объясняющие эмоции у человека динамическими особенностями когнитивных процессов.

Теория когнитивного диссонанса

Одной из первых подобных теорий явилась теория когнитивного диссонанса Л.Фестингера. Согласно ей, положительное эмоциональное переживание возникает у человека тогда, когда его ожидания подтверждаются (т. е. когда реальные результаты деятельности соответствуют намеченным когнитивным представлениям, или, что то же самое, находятся в консонансе). Отрицательные эмоции возникают в тех случаях, когда между ожидаемыми и действительными результатами деятельности имеется несоответствие или диссонанс.

В современной психологии теория когнитивного диссонанса используется для объяснения социального поведения человека. Согласно этой теории эмоции рассматриваются в качестве основного мотива поступков. Лежащим в их основе когнитивным факторам придается в детерминации поведения человека гораздо большая роль, чем органическим изменениям.

Когнитивно-физиологическая теория эмоций

С.Шехтер показал, что немалую роль в возникновении эмоциональных процессов помимо воспринимаемых стимулов играют память (прошлый опыт человека) и мотивация человека (оценка им ситуации с точки зрения актуальных для него потребностей).

Подтверждением этой теории эмоций является влияние на переживания человека словесных инструкций, а также дополнительной эмоциогенной информации в виде переживаний других людей.

В одном из экспериментов людям давали в качестве «лекарства» физиологически нейтральный раствор в сопровождении различных инструкций. В одном случае им говорили о том, что данное «лекарство» должно будет вызвать у них состояние эйфории, в другом - состояние гнева. Через некоторое время испытуемых спрашивали, что они ощущают. Оказалось, что их эмоциональные переживания соответствовали ожидаемым по данной им инструкции.

Было показано также, что характер эмоциональных переживаний человека зависит от того, как возникшую ситуацию переживают рядом находящиеся люди. Это значит, что эмоциональные состояния могут передаваться от человека к человеку. При этом у человека (в отличие от животных) качество коммуницируемых эмоциональных переживаний зависит от личного отношения к тому, кому человек сопереживает.

Выражения эмоций высших приматов отличаются от оных у людей. У шимпанзе пристальный взгляд широко открытых глаз указывает на угрозу, а улыбка означает страх.

Дарвин не был склонен почивать на лаврах после публикации своего знаменитого труда в 1859 году. Круг его интересов был обширен и включал в том числе голубей, вопросы полового отбора и, что особенно важно для нас, функции эмоций.

В 1872 году увидел свет труд Чарлза Дарвина «Выражение эмоций у человека и животных». Это была его третья по счету книга, основанная на созданной им теории эволюции, и, как и вторая («Происхождение человека»), была написана по причине того, что автор не смог вместить все, что хотел сказать, в первую и самую знаменитую работу.

Дарвин был другом Модсли. У них было много общих интересов, и они часто обсуждали тему эмоций. Дарвина интересовало, для чего существуют эмоции, почему люди обладают ими и на какой основе можно сравнивать эмоции человека с тем типом поведения животных, в первую очередь высших приматов, который можно было бы характеризовать как эмоциональный.

Выражение лица

В центре внимания Дарвина был вопрос о том, как эмоции проявляются в выражении лица, что характерно не только для человека, но и для приматов (и других животных). Дарвин выдвинул гипотезу о том, что способность к мимической активности возникла из базовых параметров физического строения тела. Например, когда ощеривание сопровождается показом зубов в качестве предупреждения. Ответная реакция, отражающая те чувства, которые испытывает человек, — гнев, печаль и прочее, является ментальным рефлекторным актом, позволяющим телу дать адекватный ответ на возникшую ситуацию без необходимости долгих раздумий над ней. Неадекватные эмоции, такие как ярость или паранойя, как полагал Дарвин, были результатом чрезмерной активности нервной системы.

Дарвин проиллюстрировал свои идеи с помощью фотографий актеров, изображающих разные эмоциональные состояния.


На фотографиях показаны: гордость (одним из проявлений которой является в буквальном смысле слова то состояние, когда волосы встают дыбом) и уступчивость.

Теория эмоций

Джеймса—Ланге

В середине 1880-х годов два психолога, работая независимо друг от друга, пришли к пониманию новой природы эмоция. В центре их научных интересов был вопрос о том, что первично — физическая или психическая реакция. Будучи психологами, американец Уильям Джеймс и датчанин Дэйн Карл Ланге изучали мышление, мотивации и поведение, разбив психические процессы на простые составляющие.

Приступив к исследованию эмоций, они предположили следующий сценарий: к вам приближается огромная рычащая собака. Что происходит в следующий момент? Ваши мышцы напрягаются, ваше сердце начинает усиленно биться, кровь отливает от лица, ваш желудок опускается. Вы готовы бежать — быстро. Вы также будете вполне осознавать свои эмоции: страх, который вы ассоциируете со всеми физическими изменениями, плюс к тому вы будете ощущать ментальное усиление своего осознания. У вас только одна мысль — скорее сбежать от собаки. Джеймс и Ланге не были уверены в том, что физическое напряжение тела возникает в результате осознания опасности (мысль, казавшаяся естественной каждому, начиная от Авиценны до Чарлза Дарвина): осмысление ситуации стимулирует адекватную физическую реакцию. Джеймс и Ланге считали (хотя у них не было возможностей доказать это), что сенсорный аппарат мозга посылает команды телу, которое отправляет сигналы обратно в мозг. Это означало, что эмоциональный ответ носил вторичный характер. Тело делало то, что требовалось, а сознание просто подыгрывало ему.

Какие чувства она у вас вызывает? Испуг? Возникает ли у вас готовность бежать, потому что вы чувствуете себя испуганным, или же, напротив, вы чувствуете себя испуганным, так как ваше тело готово бежать само по себе?

С этим выводом согласились не все. Некоторые оппоненты указывали на то, что, если верить этой теории, парализованные люди никогда не испытают эмоций. Современный взгляд на проблему заключается в том, что физические и эмоциональные реакции не взаимосвязаны, но они могут подпитывать друг друга, усиливая воздействие.

Эволюционная теория происхождения эмоций Чарльза Дарвина, опубликована в книге «Выражение эмоций у человека и животных» в 1872 году. В ней эволюционный принцип применяется к психологическому развитию живого организма и доказывается, что между поведением животного и человека не существует непроходимой пропасти. Как показал Дарвин, во внешнем выражении разных эмоциональных состояний, в экспрессивно-телесных движениях много общего у антропоидов и слепорожденных детей. Эти наблюдения легли в основу его теории. Эмоции согласно этой теории появились в процессе эволюции живых существ как жизненно важные приспособительные механизмы, способствующие адаптации организма к условиям и ситуациям его жизни. Телесные изменения, сопровождающие различные эмоциональные состояния, в частности, связанные с соответствующими эмоциями движения, по Дарвину, есть не что иное, как рудименты реальных приспособительных реакций организма. И действительно, общность эмоциональных выражений человека и, во всяком случае, высших животных, стоящих наиболее близко к человеку, настолько очевидна, что не поддается никакому оспариванию.

Психологические теории внимания
Интересные и противоречивые свойства внимания привлекали к нему взгляды многих ученых, которые по-разному объясняли происхождение и сущность внимания. Одну из наиболее известных психологических теорий внимания предложил Т. Рибо.

Теория внимания Рибо

Он считал, что внимание, независимо от того, является оно ослабленным или усиленным, всегда связано с эмоциями и вызывается ими. Рибо предполагал особенно тесную зависимость между эмоциями и произвольным вниманием. Он считал, что интенсивность и продолжительность такого внимания непосредственно обусловлены интенсивностью и продолжительностью ассоциированных с объектом внимания эмоциональных состояний.

Непроизвольное внимание также всецело зависит от аффективных состояний. "Случаи глубокого и устойчивого непроизвольного внимания обнаруживают все признаки неутомимой страсти, постоянно возобновляющейся и постоянно жаждущей удовлетворения".



Состояние внимания всегда сопровождается не только эмоциональными переживаниями, но также определенными изменениями физического и физиологического состояния организма. Только на основе детального и тщательного изучения подобного рода состояний можно составить ясное представление и о механизмах внимания.

Т. Рибо подчеркивал значение физиологических связей психических процессов и состояний, и это обстоятельство сказалось на его трактовке внимания. Таким образом, теорию Рибо можно назвать психофизиологической. Внимание, как чисто физиологическое состояние, имеет комплекс сосудистых, дыхательных, двигательных и других произвольных или непроизвольных реакций.

Интеллектуальное же внимание усиливает кровообращение в занятых мышлением органах тела. Состояния сосредоточенности внимания сопровождаются также движениями всех частей тела: лица, туловища, конечностей, которые вместе с собственно органическими реакциями выступают как необходимое условие поддержания внимания на должном уровне.
Движение, по мнению Т. Рибо физиологически поддерживает и усиливает данное состояние сознания. Для органов чувств (зрения и слуха) внимание означает сосредоточение и задержку движений, связанных с их настройкой и управлением.

Усилие, которое мы прилагаем, сосредоточивая и удерживая внимание на чем-то, всегда имеет под собой физическую основу. Ему соответствует чувство мышечного напряжения, а наступающие впоследствии отвлечения внимания связаны, как правило, с мышечным переутомлением в соответствующих моторных частях реципирующих систем.

Т. Рибо полагал, что двигательный эффект внимания состоит в том, что некоторые ощущения, мысли, воспоминания получают особую интенсивность и ясность по сравнению с прочими оттого, что вся двигательная активность оказывается сосредоточенной на них.

В умении управлять движениями заключается и секрет произвольного внимания. Произвольно восстанавливая движения, связанные с чем-то, мы тем самым обращаем на это наше внимание. Таковы характерные черты моторной теории внимания, предложенной Т. Рибо.

Теория установки Д.Н. Узнадзе

Пожалуй, стоит рассмотреть теорию, которая связывает внимание с понятием установки. Теория установки предложена Д.Н.Узнадзе и поначалу касалась особого рода состояния предварительной настройки, которое под влиянием опыта возникает в организме и определяет его реакции на последующие воздействия.

Например, если человеку дать в руки два одинаковых по объему, но разных по весу предмета, то затем он будет по-разному оценивать вес других, одинаковых предметов. Тот из них, который окажется в руке, где раньше находился более легкий предмет, на этот раз покажется более тяжелым, и наоборот, хотя два новых предмета на самом деле во всех отношениях будут одинаковыми. Говорят, что у человека, обнаруживающего такую иллюзию, сформировалась определенная установка на восприятие веса предметов.

Установка, по мнению Д.Н.Узнадзе, напрямую связана с вниманием. Внутренне она и выражает собой состояние внимания человека. Этим объясняется, в частности, то, почему в условиях импульсивного поведения, связанного с отсутствием внимания, у человека, тем не менее, могут возникать вполне определенные психические состояния, чувства, мысли, образы.

С понятием установки в теории Узнадзе также связано понятие объективации. Она трактуется как выделение под влиянием установки определенного образа или впечатления, полученного при восприятии окружающей действительности. Этот образ, или впечатление, и становится объектом внимания (отсюда название - "объективация").

Концепция П.Я. Гальперина

Интересную теоретическую точку зрения на внимание предложил П.Я.Гальперин. Основные положения этой концепции сводятся к следующему:

Внимание является одним из моментов ориентировочно-исследовательской деятельности. Оно представляет собой психологическое действие, направленное на содержание образа, мысли, другого феномена, имеющегося в данный момент времени в психике человека.

По своей функции внимание представляет собой контроль этого содержания. В каждом действии человека есть ориентировочная, исполнительская и контрольная части. Эта последняя и представляется вниманием как таковым.

В отличие от других действий, которые производят определенный продукт, деятельность контроля, или внимание, не имеет отдельного, особенного результата.

Внимание как самостоятельный, конкретный акт выделяется лишь тогда, когда действие становится не только умственным, но и сокращенным. Не всякий контроль следует рассматривать как внимание. Контроль лишь оценивает действие, в то время как внимание способствует его улучшению.

Во внимании контроль осуществляется при помощи критерия, меры, образца, что создает возможность сравнения результатов действия и его уточнения.

Произвольное внимание есть планомерно осуществляемое внимание, т.е. форма контроля, выполняемого по заранее составленному плану, образцу.

Для того чтобы сформировать новый прием произвольного внимания, мы должны наряду с основной деятельностью предложить человеку задание проверить ее ход и результаты, разработать и реализовать соответствующий план.

Все известные акты внимания, выполняющие функцию контроля как произвольного, так и непроизвольного, являются результатом формирования новых умственных действий.

Н. Н. Ланге выделил такие основные подходы к проблеме внимания :

1. Внимание как результат двигательного приспособления. Раз мы можем произвольно переносить внимание с одного предмета на другой, то внимание невозможно без мускульных движений. Именно движения приспосабливают органы чувств к условиям наилучшего восприятия.

2. Внимание как результат ограниченности объема сознания. Не объясняя, что они понимают под «объемом сознания» и какова его величина, И. Герберт и У. Гамильтон считают, что более интенсивные представления вытесняют или подавляют менее интенсивные.

3. Внимание как результат эмоции. Эта теория, особенно развитая в английской ассоциационной психологии, указывает на зависимость внимания от интересности представления. Дж. Миль указывал: «Иметь приятное или тягостное или идею и быть к ним внимательным - это одно и то же».

4. Внимание как результат апперцепции, т. е. как результат жизненного опыта индивида.

5. Внимание как особая активная способность духа. Некоторые психологи принимают внимание за первичную и активную способность, происхождение которой необъяснимо.

6. Внимание как усиление нервного раздражителя. - внимание обусловлено увеличением местной раздражительности центральной нервной системы.

7. Теория нервного подавления объясняет основной факт внимания - преобладание одного представления над другим - тем, что лежащий в основе первого физиологический нервный процесс задерживает или подавляет физиологические процессы, лежащие в основе других представлений и движений, результатом чего является факт особой концентрации сознания.

Психологические теории мотивации

Проблема мотивации поведения человека привлекала внимание ученых с не­запамятных лет. Многочисленные теории мотивации стали появляться еще в ра­ботах древних философов, а в настоящее время таких теорий насчитывается уже несколько десятков. Точка зрения на происхождение мотивации человека в про­цессе развития человечества и науки неоднократно менялась. Однако большин­ство научных подходов всегда располагалось между двумя философскими тече­ниями: рационализмом и иррационализмом. Согласно рационалистической пози­ции, а она особенно отчетливо выступала в работах философов и теологов вплоть до середины XIX в., человек представляет собой уникальное существо особого

Многочисленными физиологическими изменениями в организме сопровождается всякое эмоциональное состояние. На протяжении истории развития данной области психологических знаний не раз предпринимались попытки связать физиологические изменения в организме с теми или иными эмоциями и показать, что комплексы органических признаков, сопровождающие различные эмоциональные процессы, действительно различны.

В 1872 г. Ч. Дарвин опубликовал книгу “Выражение эмоций у человека и животных”, которая явилась поворотным пунктом в понимании связи биологических и психологических явлений, в частности, организма и эмоций.В ней было доказано, что эволюционный принцип применим не только к биофизическому, но и психолого-поведенческому развитию живого, что между поведением животного и человека непроходимой пропасти не существует. Дарвин показал, что во внешнем выражении разных эмоциональных состоянии, в экспрессивно-телесных движениях много общего у антропоидов и слепорожденных детей. Эти наблюдения легли в основу теории эмоции, которая получила название эволюционной. Эмоции согласно этой теории появились в процессе эволюции живых существ как жизненно важные приспособительные механизмы, способствующие адаптации организма к условиям и ситуациям его жизни.

Идеи Ч. Дарвина были восприняты и развиты в другой теории, получившей в психологии широкую известность. Ее авторами явились У. Джемс и К. Ланге. Джемс считал, что определенные физические состояния характерны для разных эмоций – любопытства, восторга, страха, гнева и волнения. Соответствующие телесные изменения были названы органическими проявлениями эмоции. Именно органические изменения по теории Джемса–Ланге являются первопричинами эмоции. Отражаясь в голове человека через систему обратных связей, они порождают эмоциональное переживание соответствующей модальности. Сначала под действием внешних стимулов происходят характерные для эмоций изменения в организме и только затем – как их следствие – возникает сама эмоция.

Альтернативную точку зрения на соотношение органических и эмоциональных процессов предложил У. Кеннон. Он одним из первых отметил тот факт, что телесные изменения, наблюдаемые при возникновении разных эмоциональных состояний, весьма похожи друг на друга и по разнообразию недостаточны для того, чтобы вполне удовлетворительно объяснить качественные различия в высших эмоциональных переживаниях человека.

Самым сильным контраргументом Кеннона к теории Джемса–Ланге оказался следующий: искусственно вызываемое прекращение поступления органических сигналов в головной мозг не предотвращает возникновение эмоций.

Психоорганическая теория эмоций (так условно можно назвать концепции Джемса–Ланге и Кеннона–Барда) получила дальнейшее развитие под влиянием электрофизиологических исследований мозга. На ее базе возникла активационная теория Линдсея-Хебба. Согласно этой теории эмоциональные состояния определяются влиянием ретикулярной формации нижней части ствола головного мозга. Эмоции возникают вследствие нарушения и восстановления равновесия в соответствующих структурах центральной нервной системы.

Активационная теория базируется на следующих основных положениях:

· · Электроэнцефалографическая картина работы мозга, возникающая при эмоциях, является выражением так называемого “комплекса активации”, связанного с деятельностью ретикулярной формации.

· · Работа ретикулярной формации определяет многие динамические параметры эмоциональных состояний: их силу, продолжительность, изменчивость и ряд других.

У человека в динамике эмоциональных процессов и состояний не меньшую роль, чем органические и физические воздействия, играют когнитивно-психологические факторы (когнитивные означает относящиеся к знаниям). В связи с этим были предложены новые концепции, объясняющие эмоции у человека динамическими особенностями когнитивных процессов.

Одной из первых подобных теории явилась теория когнитивного диссонанса Л. Фестингера. Согласно ей положительное эмоциональное переживание возникает у человека тогда, когда его ожидания подтверждаются, а когнитивные представления воплощаются в жизнь, т.е. когда реальные результаты деятельности соответствуют намеченным, согласуются с ними, или, что то же самое, находятся в консонансе. Отрицательные эмоции возникают и усиливаются в тех случаях, когда между ожидаемыми и действительными результатами деятельности имеется расхождение, несоответствие или диссонанс.

Субъективно состояние когнитивного диссонанса обычно переживается человеком как дискомфорт, и он стремится как можно скорее от него избавиться. Выход из состояния когнитивного диссонанса может быть двояким: или изменить когнитивные ожидания и планы таким образом, чтобы они соответствовали реально полученному результату, или попытаться получить новый результат, который бы согласовывался с прежними ожиданиями.

В современной психологии теория когнитивного диссонанса нередко используется для того, чтобы объяснить поступки человека, его действия в различных социальных ситуациях. Эмоции же рассматриваются в качестве основного мотива соответствующих действий и поступков. Лежащим в их основе когнитивным факторам придается в детерминации поведения человека гораздо большая роль, чем органическим изменениям.

С. Шехтер. Он показал, что немалый вклад в эмоциональные процессы вносят память и мотивация человека. Концепция эмоций, предложенная С. Шехтером, получила название когнитивно-физиологической.

Согласно этой теории на возникшее эмоциональное состояние помимо воспринимаемых стимулов и порождаемых ими телесных изменений оказывают воздействие прошлый опыт человека и оценка им наличной ситуации с точки зрения актуальных для него интересов и потребностей.

Эмоция и личность

Эмоции, какими бы разными они ни казались, неотделимы от личности.

С.Л. Рубинштейн считал, что в эмоциональных проявлениях личности можно выделить три сферы: ее органическую жизнь, ее интересы материального порядка и ее духовные, нравственные потребности. Он обозначил их соответственно как органическую (аффективно-эмоциональную) чувствительность, предметные чувства и обобщенные мировоззренческие чувства. К аффективно-эмоциональной чувствительности относятся, по его мнению, элементарные удовольствия и неудовольствия, преимущественно связанные с удовлетворением органических потребностей. Предметные чувства связаны с обладанием определенными предметами и занятиями отдельными видами деятельности. Эти чувства соответственно их предметам подразделяются на материальные, интеллектуальные и эстетические. Они проявляются в восхищении одними предметами, людьми и видами деятельности и в отвращении к другим. Мировоззренческие чувства связаны с моралью и отношениями человека к миру, людям, социальным событиям, нравственным категориям и ценностям.

Эмоции человека прежде всего связаны с его потребностями. Они отражают состояние, процесс и результат удовлетворения потребности. Эту мысль неоднократно подчеркивали практически все без исключения исследователи эмоций, независимо от того, каких теорий они придерживались. По эмоциям, считали они, можно определенно судить о том, что в данный момент времени волнует человека, т.е. о том, какие потребности и интересы являются для него актуальными.

Люди как личности в эмоциональном плане отличаются друг от друга по многим параметрам: эмоциональной возбудимости, длительности и устойчивости возникающих у них эмоциональных переживаний, доминированию положительных (стенических) или отрицательных (астенических) эмоций. Но более всего эмоциональная сфера развитых личностей различается по силе и глубине чувств, а также по их содержанию и предметной отнесенности. Это обстоятельство, в частности, используется психологами при конструировании тестов, предназначенных для изучения личности. По характеру эмоций, которые у человека вызывают представленные в тестах ситуации и предметы, события и люди, судят об их личностных качествах.

Вопрос о связи эмоций и мотивации (эмоциональных переживаний и системы актуальных потребностей человека) представляется не таким простым, каким может показаться на первый взгляд. С одной стороны, простейшие виды эмоциональных переживаний вряд ли обладают для человека выраженной мотивирующей силой. Они или непосредственно не влияют на поведение, не делают его целенаправленным, или вовсе его дезорганизуют (аффекты и стрессы). С другой стороны, такие эмоции, как чувства, настроения, страсти, мотивируют поведение, не только активизируя его, но направляя и поддерживая. Эмоция, выраженная в чувстве, желании, влечении или страсти, несомненно содержит в себе побуждение к деятельности.

Второй существенный момент, связанный с личностным аспектом эмоций, заключается в том, что сама система и динамика типичных эмоций характеризует человека как личность. Особое значение для такой характеристики имеет описание чувств, типичных для человека. Чувства одновременно содержат в себе и выражают отношение и побуждение человека, причем то и другое в глубоком человеческом чувстве обычно слито. Высшие чувства, кроме того, несут в себе нравственное начало.

Эмоции человека проявляются во всех видах человеческой деятельности и особенно в художественном творчестве. Собственная эмоциональная сфера художника отражается в выборе сюжетов, в манере письма, в способе разработки избранных тем и сюжетов. Все это вместе взятое составляет индивидуальное своеобразие художника.

Эмоции входят во многие психологически сложные состояния человека, выступая как их органическая часть. Такими комплексными состояниями, включающими мышление, отношение и эмоции, являются юмор, ирония, сатира и сарказм, которые также можно трактовать как виды творчества, если они приобретают художественную форму. Юмор – это эмоциональное проявление такого отношения к чему-либо или к кому-либо, которое несет в себе сочетание смешного и доброго. Это смех над тем, что любишь, способ проявления симпатии, привлечения внимания, создания хорошего настроения. Ирония – это сочетание смеха и неуважительного отношения, чаще всего пренебрежительного. Такое отношение, однако, еще нельзя назвать недобрым или злым. Сатира представляет собой обличение, определенно содержащее осуждение объекта. В сатире он, как правило, представляется в неприглядном виде. Недоброе, злое более всего проявляется в сарказме, который представляет собой прямую издевку, насмешку над объектом.

Кроме перечисленных сложных состояний и чувств, следует назвать еще трагизм. Это эмоциональное состояние, возникающее при столкновении сил добра и зла и победе зла над добром.

Последнее особое человеческое чувство, которое характеризует его как личность, – это любовь. О смысле этого чувства в его высшем, духовном понимании хорошо сказал Ф. Франкл. Настоящая любовь, по его мнению, и представляет собой вступление во взаимоотношения с другим человеком как духовным существом. Любовь является вхождением в непосредственные отношения с личностью любимого, с его своеобразием и неповторимостью.

Человек, который любит по-настоящему, меньше всего задумывается о каких-то психических или физических характеристиках любимого. Он задумывается в основном о том, чем данный человек является для него в своей индивидуальной неповторимости. Этот человек для любящего никем не может быть замещен, каким бы совершенным сам по себе этот “дубликат” ни был.

Настоящая любовь представляет собой духовную связь одного человека с другим подобным ему существом. Она не сводится к физической сексуальности и психологической чувственности. Для того, кто любит по-настоящему, психоорганические связи остаются лишь формой выражения духовного начала, формой выражения именно любви с присущим человеку человеческим достоинством.

Развиваются ли эмоции и чувства в течение жизни человека? Есть две разные точки зрения на этот вопрос. Одна утверждает, что эмоции не могут развиваться, поскольку они связаны с функционированием организма и с такими его особенностями, которые являются врожденными. Другая точка зрения выражает противоположное мнение – о том, что эмоциональная сфера человека, как и многие другие присущие ему психологические явления, развивается.

На самом деле эти позиции вполне совместимы друг с другом и неразрешимых противоречий между ними нет. Для того чтобы убедиться в этом, достаточно связать каждую из представленных точек зрения с разными классами эмоциональных явлений. Элементарные эмоции, выступающие как субъективные проявления органических состояний, действительно изменяются мало. Не случайно эмоциональность относят к числу врожденных и жизненно устойчивых личностных характеристик человека.

Но уже в отношении аффектов и тем более чувств такое утверждение неверно. Все связываемые с ними качества говорят о том, что эти эмоции развиваются. Человек, кроме того, в состоянии сдерживать естественные проявления аффектов и, следовательно, вполне обучаем и в этом плане. Аффект, например, может быть подавлен сознательным усилием воли, его энергия может быть переключена на другое, более полезное дело.

Совершенствование высших эмоции и чувств означает личностное развитие их обладателя. Такое развитие может идти в нескольких направлениях. Во-первых, в направлении, связанном с включением в сферу эмоциональных переживаний человека новых объектов, предметов, событий, людей. Во-вторых, по линии повышения уровня сознательного, волевого управления и контроля своих чувств со стороны человека. В-третьих, в направлении постепенного включения в нравственную регуляцию более высоких ценностей и норм: совести, порядочности, долга, ответственности и т.п.

Контрольные вопросы

1. 1. Виды и роль эмоций в жизни человека.

2. 2. Психологические теории эмоций.

3. 3. Эмоции и личность.

Психология эмоций, это вся теория о эмоциях, собранная в психологии: сведения о природе, структуре, функциях и динамике протекания эмоций или эмоциональных процессов. Существует множество теорий, эмоций, но теория Ч.Дарвина была исторически первой. И до сих пор, она считается очевидной, и не подлежащей сомнению.

Эмоции- история происхождения

Эмоции это эволюционное приспособление, биологически обобщенные формы поведения организма в типичных ситуациях. Именно благодаря эмоциям организм человека обнаруживает весьма выгодное приспособление к окружающим условиям, поскольку он, может с большой скоростью реагировать на него определенным эмоциональным состоянием, то есть он может быстро определить, полезно или вредоносно для него данное конкретное воздействие.Аффекты и эмоции часто развиваются не под влиянием непосредственного чувственного впечатления, а более сложным психическим путем, например, в связи с воспоминанием, но тем не менее, начальный источник изменения настроения или развития аффективного состояния лежит и в этих случаях в раньше бывшем раздражении органов чувств.

В древние времена также появилась потребность в более эффективном способе мобилизации сил организма для выживания, а также побуждением, и направлением физической активности, и активности мозговой деятельности, и для отбора сигналов восприятия мира. Чувства и эмоции стали выполнять эти функции в ответ на необходимость выживания и познания мира. В результате, появились первые эмоции, которые стали основанием для всех появления других чувств и переживаний.

Теорий о происхождении чувств и эмоций и мнений, относительно того, какие именно эмоции нужно считать первичными и вторичными, существует огромное количество. Но обычно выделяют 7: интерес, печаль, радость, злость, (гнев), страх, отвращение, удивление.
Не будем описывать их все, просто определим, почему они основные. Позднее причины возникновения этих эмоций стали разнообразнее, а ситуации, в которых они проявлялись, усложнились. Все эти эмоции являются основанием наших современных чувств, они имеют разное соотношение и пропорции. Например, чувство презрения происходит из смешения двух эмоций гнева и радости. Например, человек, злиться на какого- либо другого человека, и вместе с тем радуется, что он лучше; в ненависти складываются эмоции гнева на объект, удивление этому объекту, и в тоже время интересу к нему и т.д..

Определение эмоции

К. Э. Изард даёт такое определение эмоции: «эмоция - это нечто, что переживается как чувство (feeling), которое мотивирует, организует и направляет восприятие, мышление и действия». Часто страх называют чувством, поскольку четкой и ясной границы между чувствами и эмоциями нет.

Часто эмоции также называют эмоциональным процессом, А. Н. Леонтьев, относит довольно большой класс процессов, которые имеют отношение к внутренней регуляции деятельности. Ученый считает, что они отражают смысл, имеющийся у объектов и ситуаций, которые воздействуют на субъекта, и значения для о его существования. А. Н. Леонтьев определяет эмоциональный процесс так: «у человека эмоции порождают переживания удовольствия, неудовольствия, страха, робости и т. п., которые роль ориентирующих субъективных сигналов. Простейшие эмоциональные процессы выражаются в органических, двигательных и секреторных изменениях и принадлежат к числу врожденных реакций. Однако в ходе развития эмоции утрачивают свою, прямую инстинктивную основу, приобретают сложнообусловленный характер, дифференцируются и образуют многообразные виды так называемых высших эмоциональных процессов: социальных, интеллектуальных и эстетических, которые у человека составляют главное содержание его эмоциональной жизни».

Теория эмоций Дарвина

Ч. Дарвин в свое время выдвинул гипотезу, что мимические движения людей сформировались из «полезных» движений. Т.е., что в мире животных было реакцией, которая имела какое-то приспособительное значение, сегодня на человеческом уровне воплощается и распознается как выражение эмоций. Это могут быть и части, остатки «полезных» действий и немного преобразованные действия. Мимика возникла именно из преобразованных полезных действий, часто она представляется в форме ослабленной, смягченной форме этих полезных движений.

К примеру, оскал зубов при ярости, гневе, остаточная реакция от использования их при угрозе, борьбе и любой агрессии или, улыбка, которая выражает приветливость, участие, вроде- бы противоположность напряжения мышц, типичного для агрессивных чувств, но возникает из того же полезного движения. А дрожь - выражение эмоционального возбуждения – это последствие напряжения мышц для мобилизации организма, например, для реакции убегания. Следовательно, мимика обусловлена врожденными реакциями, а из этого следует, что мимические механизмы тесно связаны с определенными эмоциями.

Теория эмоций Джеймс-Ланге

Теория Джеймс-Ланге, утверждает, что событие, вызывает физиологическое возбуждение, а потом мы интерпретируем это возбуждение. Только после нашего толкования возбуждение мы можем испытывать эмоции. Если возбуждение мы не заметили, не думали о нем, блокировали, то мы не будем испытывать никаких эмоций на основе этого события. К примеру. Вы, идете по темному скверу, поздней ночью. И вдруг слышите шаги позади вас, начинаете дрожать, сердце начинает биться быстрее, и дыхание сбивается, вы покрываетесь липким потом. Почувствовали и испугались. Т.е человек сам заметил эти физиологические изменения в организме, и интерпретировал их как подготовку тела к страшной ситуации, или столкновения со страшным объектом. И уже затем, вы испытываете страх.

Теория эмоций Кэнна-Барда

Эта теория утверждает, что мы испытываем физиологическое возбуждение и эмоциональное в то же самое время, но он не придает никакого внимания на роли и внешнему поведению в этом процессе. Пример все тот же. Вы идете поздно ночью по темному скверу, поздно ночью.И вдруг слышите шаги позади вас, начинаете дрожать, сердце начинает биться быстрее, и дыхание сбивается, вы покрываетесь липким потом. А в то же время, как происходят физиологические изменения, одновременно с этим, вы испытываете чувство страха.

Теория Шахтер-Зингера

По этой теории, сами события вызывают физиологическое возбуждение в первую очередь. Затем, вы должны определить причину этого возбуждения, и только тогда вы сможете ощутить страх, или другую эмоцию Вы идете поздно ночью по темному скверу, поздно ночью. И вдруг слышите шаги позади вас, начинаете дрожать, сердце начинает биться быстрее, и дыхание сбивается, вы покрываетесь липким потом. Обнаружив, что возбуждены, вы понимаете, что это связана с тем, что вы идете в темноте в одиночку. А такое поведение является опасным, и поэтому, вы чувствуете эмоцию страха.

Оценочная теория эмоций

Эта теория утверждает, что мысль должна предшествовать любой эмоции или физиологическому возбуждению. Другими словами, вы должны сначала подумать о ситуации, прежде чем можете испытать эмоции. Например, вы идете поздно ночью по темному скверу, поздно ночью. И слышите шаги позади вас, и думаете, это может быть грабитель или маньяк, а потом уже появляются все перечисленные или не перечисленные проявления страха .

Теория обратной связи лица

По этой теории, эмоции происходят из-за изменения в наших лицевых мышцах. Другими словами, когда мы улыбаемся, мы затем испытываем удовольствие или счастье. Когда мы хмуриться, то мы испытываем грусть. Это изменение в наших лицевых мышц, и мозг создают основу наших эмоций. Так же, как есть огромное количество различных проявлений в нашем лице, так есть, неограниченное количество эмоций. К примеру, опять мы поперлись в этот сквер. И слышим шаги, сзади нас, ваши глаза расширяются, зрачки сужаются, сжимаются зубы и ваш мозг интерпретирует эти изменения лица, как выражение страха. Поэтому вы испытываете чувство страха.