Сжатое изложение надо ли знать природу. Изложения. Сочинения по темам

Современный человек, живущий в городе, часто забывает о том, что он – часть природы, поэтому должен уважать ее, беречь, охранять.

Знать природу, ее законы должны все люди, чем бы они ни занимались, где бы ни жили: в городе или сельской местности, в высотном доме или небольшом

Дачном домике.

Человек, не разбирающийся в природе, не понимающий, как все в ней зависит одно от другого, может наделать много бед. Эти беды могут быть необратимыми. Об этом предупреждают нас писатели, об этом “кричит” сама природа.

Я перескажу коротко одну сказку Виталия Валентиновича Бианки. Называется она “Сова”:

“Обидел старик сову. Рассердилась сова и сказала старику, что больше не будет у него на лугу ловить мышей. Но старик не обратил на это внимания – не будешь и не надо. Перестала сова ловить мышей, и осмелели мыши. Стали гнезда шмелей разорять. Но и тут не понял ничего старик. Улетели шмели,

И некому стало клевер опылять. Перестал расти на лугу у старика клевер, нечем стало кормить корову. И не стало у коровы молока. Вот тогда-то и пошел дед к сове просить у нее прощения “.

Смысл этой сказки не только в том, что нельзя обижать друзей. Смысл еще и в том, что в природе все крепко-накрепко связано между собой. Казалось бы, какое имеет отношение сова к молоку? А вот, оказывается, имеет – через мышей, через шмелей, через клевер – к корове и к молоку.

Вот почему надо знать законы природы.

Ведь в ней все гармонично, все взаимосвязано. И мы должны помнить об этом всегда.

Сочинения по темам:

  1. Я очень люблю отдыхать на природе. Ходить в лес, плавать в речке. Но в последнее время мы так загрязнили моря...
  2. Что такое забота о природе? Сохранение чистой воды в реке – это забота о природе. Ведь если вода будет загрязненной,...

Подготовка к написанию сжатого изложения. Надо ли знать природу? (5-6 класс).

Цель- совершенствование навыков, необходимых для написания сжатого изложения:

Формулировать основную мысль текста

Определять главную информацию в тексте, обобщать её;

Исключать второстепенную информацию;

Писать сжатое изложение

Ход урока.

I.Организационный момент.

Давайте настроимся на работу. Приложите руку к сердцу те, кто готов работать.

Спасибо.

II.Актуализация знаний.(Слайд № 2, 3)

1.Определим слово по его значению: Очень краткий, небольшой по времени, по объёму. (Сжатый).

Исходя из этого, определим тему урока. (Работаем над сжатым изложением).

Какие цели мы перед собой поставим? (Совершенствовать навыки необходимые для написания сжатого изложения: определять главную информацию в тексте, обобщать её и исключать второстепенную информацию).

2.Обратимся к памятке, вспомним наши действия при работе над сжатым изложением. (Слайд №4).

3. Какие способы сжатия текста мы с вами знаем?(Исключение, обобщение) «Способы сжатия текста».(Слайд № 5)

IIIЗнакомство с текстом. (Слайд №6).

(Каждый ученик получает листок с текстом).

Надо ли знать природу?

1.Знать природу, знать её законы должны все люди, чем бы они ни занимались, где бы ни жили. 2. Человек, не разбирающийся в природе, не понимающий, как всё в ней зависит одно от другого, может наделать много бед. 3. Я перескажу коротко одну сказку Виталия Валентиновича Бианки. 4.Называется она « Сова». 5.Обидел старик сову. 6. Рассердилась сова и сказала старику, что больше не будет у него на лугу ловить мышей. 7. Но старик не обратил на это внимания- не будешь и не надо. 8. Перестала сова ловить мышей, и осмелели мыши. 9.Стали гнёзда шмелей разорять. 10. Но и тут не понял ничего старик. 11. Улетели шмели, и некому стало клевер опылять. 12. Перестал расти на лугу у старика клевер, нечем стало кормить корову. 13. И не стало у коровы молока. 14. Вот тогда-то и пошёл дед к сове просить у неё прощения.15. Смысл этой сказки не только в том, что нельзя обижать друзей. 16. Смысл ещё и в том, что в природе всё крепко- накрепко связано между собой. 17. Казалось бы, какое имеет отношение сова к молоку? 18. А вот, оказывается, имеет- через мышей, через шмелей, через клевер- к корове и молоку.19. Вот почему надо знать природу! (По Ю. Дмитриеву).

IV Аналитическая беседа по содержанию текста. (Слайд №7)

1) Определите тему текста? (Каждый человек должен знать законы природы).


Подписи к слайдам:

Обучение сжатому изложению. Надо ли знать природу? Автор презентации: Дёмина Галина Павловна, учитель русского языка и литературы МОУ « СОШ им. И.Е. Кулакова» г. Печора, с. Приуральское Республика Коми.

Подумаем. Определим слово по его значению: Очень краткий, небольшой по времени, по объёму. Сжатый Определим тему урока. Пишем сжатое изложение. Какие цели мы перед собой поставим? Вырабатывать навыки необходимые для написания сжатого изложения: определять главную информацию в тексте, обобщать её и исключать второстепенную информацию.

Цель урока совершенствование навыков, необходимых для написания сжатого изложения: формулировать основную мысль текста; -определять главную информацию в тексте, обобщать её; - исключать второстепенную информацию; -писать сжатое изложение

Памятка « Как работать над сжатым изложением» 1.Прочитать текст, определить его тему и главную мысль. 2. Подумать, кому будет адресовано сжатое изложение, какова его задача. 3. Выделить в тексте все части. 4.Составить план сжатого изложения. 5.В каждой части отметить главное. 6. Отметить то, что можно объединить. 7. Подобрать обобщающие слова и предложения. 8. Изложить сжато каждую часть. 9.Подумать, как связать части между собой. 10. Перечитать написанное.

Способы сжатия(компрессии) текста. Обобщение конкретных единичных явлений; Исключение подробностей, деталей; В коробке лежали синие, желтые, зеленые шары. Пример исключения: В коробке лежали шары. Пример обобщения: В коробке лежали разноцветные шары.

Прочитайте текст про себя и приготовьтесь к выразительному чтению вслух. Знать природу, знать её законы должны все люди, чем бы они ни занимались, где бы ни жили. Человек, не разбирающийся в природе, не понимающий, как всё в ней зависит одно от другого, может наделать много бед. Я перескажу коротко одну сказку Виталия Валентиновича Бианки. Называется она « Сова». Обидел старик сову. Рассердилась сова и сказала старику, что больше не будет у него на лугу ловить мышей. Но старик не обратил на это внимания- не будешь и не надо. Перестала сова ловить мышей, и осмелели мыши. Стали гнёзда шмелей разорять. Но и тут не понял ничего старик. Улетели шмели, и некому стало клевер опылять. Перестал расти на лугу у старика клевер, нечем стало кормить корову. И не стало у коровы молока. Вот тогда-то и пошёл дед к сове просить у неё прощения. Смысл этой сказки не только в том, что нельзя обижать друзей. Смысл ещё и в том, что в природе всё крепко- накрепко связано между собой. Казалось бы, какое имеет отношение сова к молоку? А вот, оказывается, имеет- через мышей, через шмелей, через клевер- к корове и молоку. Вот почему надо знать природу!

Аналитическая беседа по тексту. 1) Определите тему текста? Каждый человек должен знать законы природы 2) Какова основная мысль текста? Человек, не разбирающийся в природе, может наделать много бед, потому что всё в природе связано друг с другом. 3) Каков тип речи текста? Рассуждение. 4) Из каких частей состоит текст- рассуждение? Тезис, аргумент(ы), пример, вывод. 5) Укажем в нашем тексте тезис, аргумент, пример,вывод.(Тезис- 1 предложение, аргумент-2, пример 3-14, вывод-15- 19). 6) Уточним, к какому типу речи относится сказка? Повествование. 5). Назовите предложения, соединяющие аргумент с примером.(3, 4). Как содержание этих предложений можно передать другими словами? (Обратимся к сказке В. Бианки « Сова»; Это подтверждает сказка В. Бианки « Сова»; Об этом говорится в сказке В. Бианки « Сова»).

Деление текста на микротемы и составление плана. Микротема -наименьшая составная часть темы целого текста. 1. Люди должны знать природу. 2. Можно наделать много бед. 3. Сказка « Сова». 4.Почему надо знать природу. Запомните: В плане столько пунктов, сколько микротем.

Сжатие текста Без каких слов в первой микротеме обойтись нельзя? Знать природу, знать её законы должны все люди, чем бы они ни занимались, где бы ни жили.

Сжатие текста. Знать природу, знать её законы должны все люди, чем бы они ни занимались, где бы ни жили. Сожмите первую микротему.

Сжатие текста Без каких слов нельзя обойтись во второй микротеме. 2.Человек, не разбирающийся в природе, не понимающий, как всё в ней зависит одно от другого, может наделать много бед.

Сжатие текста. 2. Человек, не разбирающийся в природе, не понимающий, как всё в ней зависит одно от другого, может наделать много бед. Сожмите вторую микротему.

Сжатие текста. Я перескажу коротко одну сказку Виталия Валентиновича Бианки. Называется она « Сова». Обидел старик сову. Рассердилась сова и сказала старику, что больше не будет у него на лугу ловить мышей. Но старик не обратил на это внимания- не будешь и не надо. Перестала сова ловить мышей, и осмелели мыши. Стали гнёзда шмелей разорять. Но и тут не понял ничего старик. Улетели шмели, и некому стало клевер опылять. Перестал расти на лугу у старика клевер, нечем стало кормить корову. И не стало у коровы молока. Вот тогда-то и пошёл дед к сове просить у неё прощения. Без каких предложений в третьей микротеме обойтись нельзя?

Сжатие текста Я перескажу коротко одну сказку Виталия Валентиновича Бианки. Называется она « Сова». Обидел старик сову. Рассердилась сова и сказала старику, что больше не будет у него на лугу ловить мышей. Но старик не обратил на это внимания - не будешь и не надо. Перестала сова ловить мышей, и осмелели мыши. Стали гнёзда шмелей разорять. Но и тут не понял ничего старик. Улетели шмели, и некому стало клевер опылять. Перестал расти на лугу у старика клевер, нечем стало кормить корову. И не стало у коровы молока. Вот тогда-то и пошёл дед к сове просить у неё прощения. Сожмите микротему.

Сжатие текста. .Смысл этой сказки не только в том, что нельзя обижать друзей. Смысл ещё и в том, что в природе всё крепко- накрепко связано между собой. Казалось бы, какое имеет отношение сова к молоку? А вот, оказывается, имеет- через мышей, через шмелей, через клевер- к корове и молоку. Вот почему надо знать природу! Без каких предложений обойтись нельзя?

Сжатие текста. 15. Смысл этой сказки не только в том, что нельзя обижать друзей. 16 . Смысл ещё и в том, что в природе всё крепко- накрепко связано между собой. 17. Казалось бы, какое имеет отношение сова к молоку? 18. А вот, оказывается, имеет - через мышей, через шмелей, через клевер- к корове и молоку.19. Вот почему надо знать природу! Сожмите четвёртую микротему.

Возможный вариант текста. Любой человек должен знать законы природы. Если не понимать, как в природе одно зависит от другого, можно наделать много бед. Это подтверждает и сказка В. Бианки « Сова ». Обидел старик сову, и она перестала ловить у него на лугу мышей. Но старик не обратил на это внимание. Мыши начали гнёзда шмелей разорять, и некому стало клевер опылять. Дед пошёл просить прощения у совы только тогда, когда нечем стало кормить корову и пропало у неё молоко. Смысл этой сказки в том, что всё в природе крепко связано между собой. И сова имеет отношение к молоку. Вот почему надо знать природу!

Напишите сжатое изложение.

Литература. 1В. И. Капинос. Изложения: тексты с лингвистическим анализом.-М: Линка – Пресс, 1994. 2Н. А Ш апиро, А. В. Волкова, Е.В. Кузнецов, Е. Ю Шувалова. Подготовка к ГИА по русскому языку в 9-м классе: метод и практика-М: Педагогический университет « Первое сентября», 2011.


Тема: Сжатое изложение «Надо ли знать природу?».

Цели:

Образовательные:

Совершенствование навыков, необходимых для написания сжатого изложения;

Учить выделять и обобщать главную и второстепенную информацию текста;

Учить сжимать текст разными способами;

Учить строить связный и логически стройный пересказ, который не искажает содержание и не нарушает логики исходного текста.

Определять главную информацию в тексте, обобщать её;

Воспитательные:

Обеспечить условия по формированию сознательной дисциплины и норм поведения

учащихся на уроке;

Способствовать развитию творческого отношения к учебной деятельности;

Обеспечить условия для воспитания положительного интереса к изучаемому предмету;

Создать условия, обеспечивающие формирование у обучающихся навыков

самоконтроля.

Развивающие:

Способствовать развитию умений обучающихся обобщать полученные знания,

сравнения, делать необходимые выводы;

Обеспечить условия для развития умений грамотно, четко и точно выражать свои мысли;

Оборудование: карточки с текстом

Ход урока

I . Организационный момент.

1. Психологический настрой урока.

II . Актуализация знаний.

Прочитайте тексты, сравните их,

1 текст .

Знаете ли вы, что многие птицы получили свое название по их крику или по цвету оперенья? Иногда об этом нетрудно догадаться, только надо немного подумать над словом, иногда посмотреть в словаре, внимательно посмотреть на перышки птиц.

2 текст.

Многие птицы получили свое название по их крику или по цвету оперения,

о чем нетрудно догадаться, если внимательно посмотреть на птиц.

Что произошло со 2 текстом?

Исходя из этого, определим тему урока.

Работаем над сжатым изложением.

Какие цели мы перед собой поставим?

Совершенствовать навыки необходимые для написания сжатого изложения: определять главную информацию в тексте, обобщать её и исключать второстепенную информацию.

- Обратимся к памятке, вспомним наши действия при работе над сжатым изложением.

2. Выделить в тексте все части.

3. В каждой части отметить главное.

4. Отметить то, что можно объединить.

5. Подобрать обобщающие слова и предложения.

6. Изложить сжато каждую часть.

3. Какие способы сжатия текста мы с вами знаем? (Исключение, замена, обобщение)

III. Знакомство с текстом.

(Каждый ученик получает листок с текстом).

Надо ли знать природу?

Знать природу, знать её законы должны все люди, чем бы они ни занимались, где бы ни жили. Человек, не разбирающийся в природе, не понимающий, как всё в ней зависит одно от другого, может наделать много бед.

Я перескажу коротко одну сказку Виталия Валентиновича Бианки. Называется она « Сова». Обидел старик сову. Рассердилась сова и сказала старику, что больше не будет у него на лугу ловить мышей. Но старик не обратил на это внимания- не будешь и не надо. Перестала сова ловить мышей, и осмелели мыши. Стали гнёзда шмелей разорять. Но и тут не понял ничего старик. Улетели шмели, и некому стало клевер опылять. Перестал расти на лугу у старика клевер, нечем стало кормить корову. И не стало у коровы молока. Вот тогда-то и пошёл дед к сове просить у неё прощения.

Смысл этой сказки не только в том, что нельзя обижать друзей. Смысл ещё и в том, что в природе всё крепко- накрепко связано между собой. Казалось бы, какое имеет отношение сова к молоку? А вот, оказывается, имеет- через мышей, через шмелей, через клевер- к корове и молоку.

(По Ю. Дмитриеву).

IV. Беседа по содержанию текста.

1) Определите тему текста? (Каждый человек должен знать законы природы).

2) Какова основная мысль текста? (Человек, не разбирающийся в природе, может наделать много бед, потому что всё в природе связано друг с другом).

3) Каков тип речи текста? (Рассуждение).

4) Уточним, к какому типу речи относится сказка? (Повествование).

5) Сколько микротем выделим в тексте? (четыре).

9) Составим план текста. Каковы будут ваши предложения?

1. Люди должны знать природу.

2. Можно наделать много бед.

3. Сказка « Сова».

4. Почему надо знать природу.

V. Сжатие микротем.

Обсудите в паре и подчеркните в тексте то, без чего нельзя понять смысл рассуждения. Сожмите каждую микротему.

Надо ли знать природу?

Первая микротема.

Знать природу , знать её законы должны все люди , чем бы они ни занимались, где бы ни жили.

Вторая микротема.

Человек, не разбирающийся в природе , не понимающий, как всё в ней зависит одно от другого , может наделать много бед.

Третья микротема.

Я перескажу коротко одну сказку Виталия Валентиновича Бианки .

Называется она « Сова».

Обидел старик сову . Рассердилась сова и сказала старик у, что больше не будет у него на лугу ловить мышей . Но старик не обратил на это внимания - не будешь и не надо. Перестала сова ловить мышей, и осмелели мыши. Стали гнёзда шмелей разорять . Но и тут не понял ничего старик . Улетели шмели, и некому стало клевер опылять . Перестал расти на лугу у старика клевер, нечем стало кормить корову . И не стало у коровы молока . Вот тогда-то и пошёл дед к сове просить у неё прощения.

Четвёртая микротема.

Смысл этой сказки не только в том, что нельзя обижать друзей. Смысл ещё и в том, что в природе всё крепко - накрепко связано между собой . Казалось бы, какое имеет отношение сова к молоку ? А вот,оказывается, имеет- через мышей, через шмелей, через клевер- к корове и молоку. Вот почему надо знать природу!

VI. Вариант сжатого изложения.

Любой человек должен знать законы природы.

Если не понимать, как в природе одно зависит от другого, можно наделать много бед. Это подтверждает и сказка В. Бианки « Сова».

Обидел старик сову, и она перестала ловить у него на лугу мышей. Но старик не обратил на это внимание. Мыши начали гнёзда шмелей разорять, и некому стало клевер опылять. Дед пошёл просить прощения у совы только тогда, когда нечем стало кормить корову и пропало у неё молоко.

Смысл этой сказки в том, что всё в природе крепко связано между собой. И сова имеет отношение к молоку.

Вот почему надо знать природу!

Работа над окончательным вариантом изложения.

1. Написание изложения.

2. Проверка написанного изложения, исправление допущенных ошибок.

3. Сдача на проверку выполненную работу.

VII. Подведение итогов урока.

VIII. Задание на дом.

Повторить изученный материал об имени существительном.

Надо ли знать природу?

(По Ю. Дмитриеву).

Надо ли знать природу?

1. Знать природу, знать её законы должны все люди, чем бы они ни занимались, где бы ни жили. 2. Человек, не разбирающийся в природе, не понимающий, как всё в ней зависит одно от другого, может наделать много бед.

3. Я перескажу коротко одну сказку Виталия Валентиновича Бианки. 4. Называется она « Сова».

5. Обидел старик сову. 6. Рассердилась сова и сказала старику, что больше не будет у него на лугу ловить мышей. 7. Но старик не обратил на это внимания- не будешь и не надо. 8. Перестала сова ловить мышей, и осмелели мыши. 9. Стали гнёзда шмелей разорять. 10. Но и тут не понял ничего старик. 11. Улетели шмели, и некому стало клевер опылять. 12. Перестал расти на лугу у старика клевер, нечем стало кормить корову. 13. И не стало у коровы молока. 14. Вот тогда-то и пошёл дед к сове просить у неё прощения.

15. Смысл этой сказки не только в том, что нельзя обижать друзей. 16. Смысл ещё и в том, что в природе всё крепко- накрепко связано между собой. 17. Казалось бы, какое имеет отношение сова к молоку? 18. А вот, оказывается, имеет- через мышей, через шмелей, через клевер- к корове и молоку. 19 Вот почему надо знать природу!

(По Ю. Дмитриеву).

Урок русской речи в 5 классе с казахским языком обучения
Давлетова А. А., средняя школа №3 с. Жангала
Жангалинского района Западно- Казахстанской области

Грамматическая тема: Состав слова. Основа и окончание.
Лексическая тема: Знать природу, знать её законы.

Цели урока:
-формировать знания, умения, навыки о составе слова;
-различать существительные с твёрдой и мягкой основой;
-составлять предложения разные по цели высказывания;
-развивать умения, навыки выделять основу и окончание, развивать речь;
-воспитывать бережное отношение к природе.
Оборудование: показ слайдов с таблицами и заданиями на интерактивной доске, учебник 5 кл. «Русская речь», аудиозапись.
Тип урока: объяснение нового материала с использованием элементов критического мышления
Методы урока: словесный, практический, проблемный, наглядный.
I Организационный момент:
Девиз урока: Чтоб радость завтрашнего дня
Сумел ты ощутить
Должна быть чистою Земля
И небо чистым быть…
II Объяснение новой темы:
А) Актуализация опорных знаний
-Что такое слово?
-Где объясняется лексическое значение слова?
-Из каких частей состоит слово?
-Как вы понимаете слово природа?
Звучит музыка “Звуки природы»
Составление ассоциации
растения земля
человек воздух
животные и птицы
-Скажите для чего надо знать природу?
Б) Работа с текстом. Упр.134
-Чему научила вас эта сказка?
-Скажите, какое предложение выражает основную мысль текста.
«В природе всё крепко-накрепко связано между собой» (записываем)
-А что вы знаете о природе нашего села?
-Какие дикие животные обитают в Жангале? (записываем).
-Почему нельзя уничтожить всех волков?
-Как мы должны относиться к природе?
В) Работа по опорной схеме.
Слово состоит из основы и окончания.

В основу слова входят корень, приставка, суффикс.

Вывод: Основа это часть слова без окончания.
- Выделим основу и окончание в словах, которые мы записали.
Волки, лисы, кабаны, зайцы, ежи, черепахи, ужи, змеи.
Рассуждаем так: Чтобы найти окончание, надо изменить слово. Изменяемая часть слова это есть окончание.
Волк - волк волк,о волк.
-Какое окончание называется нулевым?
Нулевое окончание не выражено звуками. Его мы обнаруживаем при сравнении форм слова.
В) Тренировочные упражнения.
Упр.135.(работа у доски)
-Спишите, выделяя в словах основу и окончание.
Родн природ, родн дом, родн с ел …
-Составь устно 3 разные по цели высказывания предложения.
Упр. 136.- Выписать слова с нулевым окончанием
Луг, лес, у коров, дед…..
-Основа может быть твёрдой или мягкой.
После твёрдой основы пишутся буквы: а, о, у, ы, э
После мягкой основы пишутся: ь, и, е, ё, ю, я.
Г) Выборочный диктант.
Я диктую слова, а вы записываете слова с твёрдой основой в один столбик, с мягкой основой во второй столбик.
Река Дожди
горы деревья
вода земля
озеро степь
трава поле
III Рефлексия:
-О чем мы говорили на уроке?
-Что такое окончание? Что такое основа?
Составьте синквейн.
1. 1.Природа Что?
2. 2.Красивая,щедрая,богатая Какая?
3. , 3.Растет, дает, радует. Что делает?
4. 4.Человек- часть природы.
5. 5.Земля. Что?
V.Домашнее задание:
1)Написать эссе «Зачем нужна человеку природа?»
2) Упр. 141
Оценивание.

ОТКРЫТИЯ ПРИСТЛИ

Летом 1771 года английский естествоиспытатель Пристли искал способ очистки воздуха, испорченного горением. Заключив порцию непригодного для дыхания воздуха под стеклянный колпак, Пористли проделывал с ним различные манипуляции: освещал ярким светом, нагревал, охлаждал, сжимал, разреживал. Ничто не помогало: мышонок, посаженный под колпак, погибал, свеча – гасла.

Однажды Пристли поместил под колпак растение: мяту в горшочке. Он не очень надеялся на удачу, так как знал, что растениям тоже нужен чистый воздух. Занявшись другими делами, учёный с неделю не подходил к колпаку. Уверенный, что растение уже пожелтело и засохло, он однажды приблизился к сосуду и замер поражённый: растение под колпаком ярко зеленело, не обнаруживая никаких признаков увядания. Пристли ввёл под него свечу. Она не гасла. Убрав свечу, посадил белого мышонка. Тот тоже жил. Повторив опыт и убедившись, что ошибки нет, Пристли выступил с сообщением в Лондонском Королевском обществе.

Мне посчастливилось, - сказал он, - открыть один из исправителей воздуха, которым пользуется природа. Это растительность.

В 1779 году другой учёный уточнил вывод Пристли: растения исправляют воздух, но только на свету и только зелёными своими частями, то есть по преимуществу листьями. (173 слова)

Задание. Пользуясь собственными знаниями, ввести дополнительную информацию в текст изложения.

НАДО ЛИ ЗНАТЬ ПРИРОДУ?

Знать природу, знать её законы должны все люди, чем бы они ни занимались, где бы ни жили.

Человек, не разбирающийся в природе, не понимающий, как все в ней зависит одно от другого, может наделать много бед.

Я перескажу коротко одну сказку Виталия Валентиновича Бианки. Называется она «Сова».

Обидел старик сову. Рассердилась сова и сказала старику, что больше не будут у него на лугу ловить мышей. Но старик не обратил на это внимания – не будешь и не надо. Перестала сова ловит мышей, и осмелели мыши. Стали гнёзда шмелей разорять. Но и тут не понял ничего старик. Улетели шмели, и некому стало клевер опылять. Перестал расти на лугу у старика клевер, нечем стало кормить корову. И не стало у коровы молока. Вот тогда-то и пошёл дед к сове просить у неё прощения.

Смысл этой сказки не только в том, что нельзя обижать друзей. Смысл ещё и в том, что в природе всё крепко-накрепко связано между собой. Казалось бы, какое имеет отношение сова к молоку? А вот, оказывается, имеет – через мышей, через шмелей, через клевер – к корове и к молоку.

Вот почему надо знать природу! (187 слов)

Задание. Вывод, имеющийся во 2 части текста, преобразовать в аргумент и перенести в нужное место.