Твардовского "Памяти матери". Анализ стихотворения А.Т. Твардовского «Памяти матери Возможно вам будет интересно

«Памяти матери» Александр Твардовский

Прощаемся мы с матерями
Задолго до крайнего срока -
Ещё в нашей юности ранней,
Ещё у родного порога,

Когда нам платочки, носочки
Уложат их добрые руки,
А мы, опасаясь отсрочки,
К назначенной рвёмся разлуке.

Разлука ещё безусловней
Для них наступает попозже,
Когда мы о воле сыновней
Спешим известить их по почте.

И карточки им посылая
Каких-то девчонок безвестных,
От щедрой души позволяем
Заочно любить их невесток.

А там - за невестками - внуки…
И вдруг назовёт телеграмма
Для самой последней разлуки
Ту старую бабушку мамой.

В краю, куда их вывезли гуртом,
Где ни села вблизи, не то что города,
На севере, тайгою запертом,
Всего там было - холода и голода.

Но непременно вспоминала мать,
Чуть речь зайдёт про всё про то, что минуло,
Как не хотелось там ей помирать, -
Уж очень было кладбище немилое.

Кругом леса без края и конца -
Что видит глаз - глухие, нелюдимые.
А на погосте том - ни деревца,
Ни даже тебе прутика единого.

Так-сяк, не в ряд нарытая земля
Меж вековыми пнями да корягами,
И хоть бы где подальше от жилья,
А то - могилки сразу за бараками.

И ей, бывало, виделись во сне
Не столько дом и двор со всеми справами,
А взгорок тот в родимой стороне
С крестами под берёзами кудрявыми.

Такая то краса и благодать,
Вдали большак, дымит пыльца дорожная,
- Проснусь, проснусь, - рассказывала мать, -
А за стеною - кладбище таёжное…

Теперь над ней берёзы, хоть не те,
Что снились за тайгою чужедальнею.
Досталось прописаться в тесноте
На вечную квартиру коммунальную.

И не в обиде. И не всё ль равно.
Какою метой вечность сверху мечена.
А тех берёз кудрявых - их давно
На свете нету. Сниться больше нечему.

Как не спеша садовники орудуют
Над ямой, заготовленной для дерева:
На корни грунт не сваливают грудою,
По горсточке отмеривают.

Как будто птицам корм из рук,
Крошат его для яблони.
И обойдут приствольный круг
Вслед за лопатой граблями…

Но как могильщики - рывком -
Давай, давай без передышки, -
Едва свалился первый ком,
И вот уже не слышно крышки.

Они минутой дорожат,
У них иной, пожарный навык:
Как будто откопать спешат,
А не закапывают навек.

Спешат, - меж двух затяжек срок, -
Песок, гнилушки, битый камень
Кой-как содвинуть в бугорок,
Чтоб завалить его венками…

Но ту сноровку не порочь, -
Оправдан этот спех рабочий:
Ведь ты им сам готов помочь,
Чтоб только всё - ещё короче.

Ты откуда эту песню,
Мать, на старость запасла?
- Не откуда - всё оттуда,
Где у матери росла.

Всё из той своей родимой
Приднепровской стороны,
Из далёкой-предалёкой
Деревенской старины.

Там считалось, что прощалась
Навек с матерью родной,
Если замуж выходила
Девка на берег другой.

Перевозчик-водогребщик,
Парень молодой,
Перевези меня на ту сторону,
Сторону - домой…

Давней молодости слёзы,
Не до тех девичьих слёз,
Как иные перевозы
В жизни видеть привелось.

Как с земли родного края
Вдаль спровадила пора.
Там текла река другая -
Шире нашего Днепра.

В том краю леса темнее,
Зимы дольше и лютей,
Даже снег визжал больнее
Под полозьями саней.

Но была, пускай не пета,
Песня в памяти жива.
Были эти на край света
Завезённые слова.

Перевозчик-водогребщик,
Парень молодой,
перевези меня на ту сторону,
Сторону - домой…

Отжитое - пережито,
А с кого какой же спрос?
Да уже неподалёку
И последний перевоз.

Перевозчик-водогребщик,
Старичок седой,
Перевези меня на ту сторону
Сторону - домой…

Анализ стихотворения Твардовского «Памяти матери»

Александр Твардовский вырос в семье сельского кузнеца, который, тем мен менее, был человеком достаточно образованным и начитанным. Именно Трифон Твардовский привил своим детям любовь к литературе, так как в доме по вечерам постоянно устраивались чтения произведений русских классиков. Мать поэта также принимала в них участие, однако своих детей она учила любить не столько литературу, сколько народное творчество, хорошо знакомое ей с детства.

После ее смерти Александр Твардовский написал стихотворение «Памяти матери», в котором попытался переосмыслить свои взаимоотношения с самым близким и дорогим человеком, поняв, что очень часто был к ней несправедлив. Это произведение состоит из четырех различных частей, каждая из которых рассказывает об определенном периоде жизни поэта . В первой из них Твардовский вспоминает, как впервые покинул отчий дом, чтобы, как принято тогда было говорить, «выбиться в люди». Он настолько стремился к свободе, что даже не замечал, насколько опечалена и огорчена его мать предстоящей разлукой. Тогда он еще не осознавал, что мать прощается с ним навсегда, мысленно отпуская его и благословляя. Ведь в суете и суматохе взрослой жизни сыну будет уже не до нее. И лишь скупые телеграммы да письма с фотографиями той, которая впоследствии станет его спутницей жизни, будут для нее утешением. «От щедрой души позволяем заочно любить их невесток», - с горечью написал Твардовский, отметив, что только сообщение о смерти матери заставляет многих людей изменить к ней свое отношение.

Во второй части стихотворения поэт рассказал о сибирской ссылке своих родителей, которые были раскулачены и более 10 лет прожили на чужбине. Автор вспоминает, что не это беспокоило его маму, а тот факт, что ей, возможно, придется найти свой последний приют в этом неприветливом и суровом крае, где нет кудрявых берез, а «могилки сразу за бараком». Но эта участь миновала родителей поэта, они смогли вернуться домой, в разоренную и сожженную усадьбу. И были похоронены на Смоленщине, хотя их смерть стала для Твардовского настоящим потрясением. В третьей части стихотворения он описывает похороны матери, отмечая, что в тот момент он метал о том, чтобы поскорее все закончилось.

В четвертой части произведения Твардовский обращается к своему детству и целиком приводит старинную песню, которую слышал от матери. В ней заложен глубокий философский смысл, который и в наши дни остается неизменным: ребенок, покинувший отчий дом, является отрезанным ломтем, и отныне его жизнь не имеет ничего общего с судьбой родителей. Но даже после смерти матери автору нелегко смириться с этой мыслью, и он сожалеет, что так и не смог получше узнать ту, которая подарила ему жизнь.

Цикл «Памяти матери» был написан Твардовским в 1965 году, после смерти матери.

Цикл состоит из четырех стихотворений, объединенных общим названием и общей темой - ис­торией жизни матери.

Открывает цикл стихотворение «Прощаемся мы с матерями», в котором развивается драмати­ческая тема разлуки сыновей с матерями. Оно представляет собой своеобразный зачин, который задает напряженный тон всему циклу.

Второе стихотворение - «В краю, куда их вывезли гуртом». Оно построено на реальных фак­тах: семья Твардовских была выслана в североуральскую тайгу. Это событие и нашло отображение в стихотворении. Два центральных образа - северная тайга, где глухие и нелюдимые «леса без краю и конца» и взгорок с «березами кудрявыми» - противопоставлены друг другу и отражают трагедию человека, навсегда оторванного от «малой» родины.

В третьем стихотворении - «Как не спеша садовники орудуют» - тоже звучит мотив разлу­ки. В центре - тема последнего прощания. Лирический герой ловит себя на постыдном желании ускорить печальную процедуру, которую с «пожарным навыком» проделывают могильщики.

Ведь ты им сам готов помочь,

Чтоб только все - еще короче.

Стихотворение, замыкающее цикл, подхватывает тему прощания. Эпиграфом к нему служат слова из народной песни, повествующей о разлуке дочери, выходящей замуж, с матерью. В связи с этим возникает образ перевозчика-водогребщика. Однако с развитием лирического сюжета образ перевозчика трансформируется: сначала это «парень молодой», а в последней строфе уже «ста­ричок седой». Таким образом, он приобретает черты мифологического Харона и возникает тема «последнего перевоза».

УДК 821.161.1

ТА. Пономарева

ПОЭТИКА ЦИКЛА А.Т. ТВАРДОВСКОГО «ПАМЯТИ МАТЕРИ»

В статье рассматриваются мотивы памяти, дома, дороги, переправы, «последнего срока», хронотоп, межтекстовые связи в цикле А. Твардовского «Памяти матери». Лирические эмоции связаны с эпическими темами: судьба женщины, трагическая история народа в тридцатые годы ХХ в., гибель традиционного уклада под напором цивилизации.

Цикл, дом, разлука, дорога, перевоз.

The motives of memory, home, road, ferry,"deadline", chronotope, intertextual connections in A. Tvardovskiy"s cycle "In mother"s memory" are considered in the article. Lyrical emotions are associated with the epic themes: the fate of the woman, the tragic story of the people in the 30s of the XXth century, the loss of the traditional way under the influence of civilization.

Cycle, home, parting, road, ferry.

Основной темой поэзии А.Т. Твардовского является судьба народная, которая раскрывается, прежде всего, в его поэмах, связанных с важнейшими вехами русской истории ХХ в. Его творчество воплощало общественное сознание времени, в его героях сконцентрированы основные черты национального характера, национального мировосприятия. Тридцатые годы - это поэма «Страна Муравия» как отражение эпохи коллективизации; сороковые - «Василий Теркин» и «Дом у дороги», отразившие героику и трагедию войны; пятидесятые - шестидесятые - «За далью - даль» с ее пафосом послевоенных «великих строек»; «Теркин на том свете» - это сатира на существенные изъяны нашей действительности, обнаружившиеся ко второй половине ХХ столетия; «По праву памяти» - памятник великой боли тридцатых.

Твардовский - большой русский поэт и советский классик, советский по поэтике, мировидению, его называют «советским человеком в идеале» . Т.А. Снигирева справедливо отмечает, что в оценке его творчества сталкиваются не только политические и идеологические пристрастия, но и разнообразные художественно-эстетические вкусы . При заметной эволюции миропонимания Твардовский отличается устойчивостью стилевой манеры, далекой от внешнего экспериментаторства, что обусловлено ориентацией на массового, неискушенного читателя. Но эта внешняя простота, «непоэтичность» - кажущаяся. «Простой стиль» (Т.А. Снигирева) Твардовского, который рождался в результате борьбы с самим собой, с внешним описательством, длиннотами, отличается гармонией стиха, богатством тропов и стилистических фигур, ассоциативностью мышления, точностью и символизацией образов, поэтической условностью.

В сознании читателей эпос Твардовского нередко заслоняет его лирику. В его творчестве 1920 -1930-х гг. лиризм почти не заметен, он проявляется лишь в некоторых стихах, посвященных женской судьбе, да в пейзажных деталях. Лирическое начало мощно заявило себя в период Великой Отечественной войны, оно связано с образом «Я» - повествователя в «Книге про бойца», с открытостью авторского высказывания «Дома у дороги», обнаруживается в стихах, посвященных нравственно-философскому

переживанию войны. Послевоенная поэзия Твардовского наполняется философскими размышлениями, интонациями разговора-исповеди. Тема судьбы народа и родины раскрывается не только эпически, но и через судьбу лирического героя. Появляются новые темы - искусства, «жестокой памяти», «вины без вины», «последнего срока».

Маленькая книга «Из лирики этих лет» (1959 -1967) получила Государственную премию 1967 г. Стихи 1959 - 1967 гг., вошедшие в сборник, явили читателю новый образ автора, не эпического повествователя, но тонкого лирика.

Стремление сочетать эпику с лирическим словом о человеке и мире объясняет интерес Твардовского к циклу. В современной науке цикл понимается как «особый тип целостной организации» , «объединение групп самостоятельных произведений в новые многокомпонентные художественные единства» . Главным композиционным приемом в цикле является повторяемость и соотносимость друг с другом содержательных и формальных элементов, благодаря чему обеспечивается «большая целостность», раскрываются дополнительные смысловые значения текста.

Системное единство обеспечено на текстовом уровне «запрограммированными» (И. Фоменко) автором внутрицикловыми связями - общим заглавием, композицией (последовательность текстов-частей), единством форм повествования) - и «неза-программированными» (особый метасюжет, формирующийся на основе межтекстовых взаимодействий, пространственно-временные отношения, ключевые слова и образы, стилистические, лексические, языковые, ритмические повторы). На уровне художественного мира цикловая целостность определяется проблемно-тематической общностью и концептуально-стью в осмыслении действительности, которая, в свою очередь, порождает единство авторской точки зрения.

Цикловые формы были характерны для всего творческого пути А.Т. Твардовского: стихотворные циклы «Сельская хроника», включающий мини-цикл «Про деда Данилу» в тридцатые годы, «Фронтовая хроника» времен войны, куда в свою очередь вошли циклы «В снегах Финляндии» (о финской войне 1939

1940 г.), «Юго-Западный фронт», «Смоленщина», «Возмездие», эпические по своей родовой природе, цикл очерков «Родина и чужбина» (1947).

Лирический цикл «Памяти матери» был создан Твардовским в 1965 г. после смерти матери поэта и был опубликован в сборнике «Из лирики этих лет». И все же эпическая природа дарования Твардовского проступает сквозь лирические эмоции: цикл, в основу которого положено авторское переживание, раскрывает эпические темы: судьба женщины, трагическая история народа в тридцатые годы ХХ в., гибель традиционного деревенского уклада под напором цивилизации.

«Памяти матери» представляет собой «первичный» авторский цикл с общим заглавием. Он изначально был «запрограммирован» как циклическое образование. И отдельные стихотворения, не имеющие собственных заглавий», никогда не публиковались вне цикла. Заглавие соотносится с главной темой произведения - жизни и смерти и связанными с ней мотивами памяти и горя.

Для цикла Твардовского характерен обзорный, по терминологии М.М. Гина, принцип композиции, т.е. такое «построение произведения, при котором организующим центром является не единый фабульный стержень, а единство идейно-тематического задания, проблематика, угол зрения, под которым и в соответствии с которым отбирается материал» .. Внутренний сюжет цикла определяется развитием мотива памяти, который соединяет все компоненты произведения и обеспечивает целостность текста. Этот мотив развивается по законам ассоциаций, которые и определяют движение авторской мысли. Вехи жизни человека, понимание скоротечности жизненного пути, обрывающегося смертью матери в первом стихотворении сменяются рассказом о ссылке, самом трагическом событии в жизни матери поэта, данном через ее воспоминания. Затем мысль автора вновь обращается к настоящему, к реальности смерти, картине похорон, чтобы вновь в четвертом стихотворении через судьбу женщины-матери осознать приближение собственного последнего срока.

Четыре стихотворения, входящие в цикл, образуют два композиционных кольца. Первое и последнее стихотворения закольцовывают цикл. Они представляют собой лирическое обобщение человеческой судьбы, которая раскрывается через триаду: мать -сын - дом.

Во втором и третьем стихотворениях, входящих в «малое» кольцо, происходит сужение сюжета, переход от общего плана к конкретному, от изображения человеческой жизни к трагической ситуации - ссылка, смерть близкого человека. Но и здесь частное воспринимается как отражение типических обстоятельств социальной реальности тридцатых годов (второе стихотворение) или самого земного бытия (третье стихотворение).

Ритмический рисунок цикла соответствует кольцевой композиции. Первое стихотворение написано трехстопным амфибрахием. Еще Н. Гумилев отмечал, что «у каждого метра есть своя душа, свои особенности и задачи», и считал, что амфибрахий «говорит о покое божественно-легкого и мудрого бы-

тия» . Семантический ореол трехстопного амфибрахия, по утверждению М. Гаспарова, сопрягается с мотивом возвращения на родину, семантикой памяти , формообразующей в цикле Твардовского.

Протяжность амфибрахия перекликается с певучестью четырехстопного хорея, в последнем стихотворении цикла.

Два срединных стихотворения написаны классическим размером - «всеядным», семантически «размытым» (М. Гаспаров) ямбом. У Твардовского он связан с темой смерти.

В композиции произведения большую роль играет принцип троичности, соответствующий трем главным концептам цикла: жизнь - смерть - дом, которые связываются мотивом дороги, сквозным в поэтическом мире Твардовского. Тема смерти -«крайнего срока» - и мотив прощанья обозначены автором в самом начале произведения:

Прощаемся мы с матерями Задолго до крайнего срока... . 1

Жизнь лирического героя осмыслена как уход -отдаление от матери, драматизм которого в житейской суете не осознается. В первом стихотворении даны образы трех разлук, и само слово разлука повторяется в тексте также три раза. Первая разлука -расставание с родительским домом «в нашей юности ранней». Грамматическая форма первого лица множественного числа («нашей», «мы») воссоздает типическую психологическую коллизию прощанья с детством. Герой устремлен в будущее и «к назначенной рвется разлуке». Сходные чувства молодого героя «перед отлетом» получат более развернутую характеристику в первой главе поэмы Твардовского «По праву памяти», над которой поэт начал работать в это же время.

Вторая разлука, «еще безусловней», обусловлена появлением у сына собственной семьи: «А там - за невестками - внуки...» Авторские тире не столько имеют грамматическую функцию (с формальной точки зрения они факультативны), сколько обозначают вехи жизненного пути. Графика первого стихотворения имеет свои отличия, Твардовский использует отступ: четные стихии сдвинуты вправо, таким образом графический рисунок выделяет каждую строку стихотворения. Прерывистый ритм тире и многоточие подчеркивают неумолимый бег времени и служат знаками обрыва привычного хода жизни. Третья, «самая последняя разлука», наступает все же неожиданно «вдруг», и тема смерти возникает внутри строфы.

А там - за невестками - внуки... И вдруг назовет телеграмма Для самой последней разлуки Ту старую бабушку мамой.

Твардовский сумел в немногих словах раскрыть

знакомую всем нам житейскую ситуацию, когда не только внуки, но и собственные дети начинают называть мать бабушкой, но ее смерть возвращает к детству, что усиливает чувство утраты.

При этом слово «смерть» в цикле вообще не встречается. В первом стихотворении смерть заменена эвфемизмом «самая последняя разлука». Это обусловлено народным табуированием и тем, что реальность смерти еще не пережита повествователем.

В двух центральных стихотворениях смерть маркирована словами «помирать», «кладбище», «погост», «могилки», лексемами, связанными с «похоронным обрядом - «яма», «могильщики», «первый ком», «крышка», «закапывать навек». Второе стихотворение воссоздает трагический период в жизни семьи Твардовских, которая в 1931 г. была раскулачена и сослана на Уральский север. Уже в первом стихе заявлен мотив нежеланной дороги, насильственного пути: «В краю, куда их вывезли гуртом». Хотя родители и братья поэта вернулись из ссылки, в цикле она рисуется как пространство смерти, и частная история приобретает обобщенный смысл, раскрывающий общую трагедию народа тридцатых годов. Этому способствуют лексические и грамматические средства: «в краю, куда их вывезли гуртом».

В стихотворении воссозданы воспоминания матери «про то, что минуло». Они представлены как лирические авторские переживания. Скупо говорится о лишениях: «Всего там было - холода и голода». Невыносимость жизни раскрывается через образ мечты. Мать мечтает не о том, чтобы выжить, а о последнем упокоении на сельском кладбище.

Стихотворение строится на контрастных сопоставлениях. Сталкиваются два пространственных образа - чужедальщина и родимая сторона. Север характеризуется как замкнутое и безжизненное пространство, край света, «тайгою запертой», «где ни села вблизи, не то что города», с глухими нелюдимыми лесами. Такие детали, как бараки, вековые пни, коряги усиливают впечатление неухоженного места.

Родимая сторона раскрывается как крестьянский природный мир красоты и благодати: «дом и двор со всеми справами», взгорок с кудрявыми березами, большак, дорожная пыль. Твардовский использует традиционные приметы русского национального пейзажа: березы, дорога.

Двум пространствам соответствуют образы двух кладбищ. Одно - таежное, немилое, «так-сяк, не в ряд нарытая земля», где «ни деревца, / Ни даже тебе прутика единого», за стеною, «сразу за бараками», постоянно напоминающее о близости смерти. Уменьшительная форма могилки создает ощущение заброшенности, сиротливого одиночества.

Если в начале цикла образ матери обрисован скупо, подчеркнута лишь ее доброта и заботливость («добрые руки»), то во втором стихотворении создается целостный характер русской женщины с ее смирением перед испытаниями, терпением, стойкостью к лишениям, с любовью к родным местам, способностью чувствовать красоту родной природы.

Во втором стихотворении также обнаруживается принцип троичности. Создается образ еще одного

кладбища, а через него и третий образ мира - современного городского уклада. Современное место упокоения раскрывается с помощью эффемизма-метафоры, основанной на бытовых реалиях, которая усиливает трагизм смерти:

Досталось прописаться в тесноте На вечную квартиру коммунальную.

Негативная коннотация создает впечатления небрежения к сакральному пространству, которое усиливает упоминание о «не тех» березах над материнской могилою.

К концу стихотворения укрупняется масштаб повествования. Разрушение мечты матери быть похороненной на родном кладбище объясняется не личными обстоятельствами, а исчезновением традиционного природного мира-дома, которое в контексте стихотворения воспринимается как следствие высылки:

А тех берез кудрявых - их давно На свете нету. Сниться больше нечему.

Метр стихотворения несет ощутимую смысловую нагрузку. Нечетные строки представляют собой пятистопный ямб с мужскими рифмами, четные - пятистопный ямб с приращением, удлиняющим строку, дактилическими рифмами, и пиррихиями во второй либо четвертой стопе.

Теперь над ней березы, хоть не те,

и± и± и±и и и ±

Что снились за тайгою чужедальнею.

и± и ии ± и ±и ± и и

Досталось прописаться в тесноте

и± и± и±и и и ±

На вечную квартиру коммунальную.

и± и ии ± и и и± и и

Неупорядоченные пиррихии «разбавляют» метрическую строгость размера, создавая интонацию раздумья.

В третьем стихотворении «Как не спеша садовники орудуют» явлен тот же ямбический размер, но ритмический рисунок усложняется, что обусловлено идейно-эмоциональным содержанием стихотворения. Автор конкретизирует тему смерти и обращается к самому тяжелому моменту похоронного обряда, когда засыпают могилу. Скупое описание городского кладбища («песок, гнилушки, битый камень») продолжает мотив десакрализации, начатый предыдущим текстом.

Мать в этом стихотворении не названа, как и сын. «Я» выступает как свидетель. Его горе передано косвенно через развернутое сопоставление неспешного труда садовников - для жизни - и, «пожарный навык» работы могильщиков, «рывком», «без передышки».

Пятистопный ямб начальной строфы с пиррихия-ми в каждой конечной стопе соответствует ритму неспешной работы.

Как не спеша садовники орудуют

ии Ul uIU и и l U U

Над ямой, заготовленной для дерева:

Ul U UUlU U U l U U

На корни грунт не сваливают грудою,

Ul U lulu U U l U U

По горсточке отмеривают.

Но как могильщики - рывком -

Давай, давай без передышки, -

Едва свалился первый ком,

И вот уже не слышно крышки.

Метр передает двойственность чувств лирического героя: мучительное переживание последнего прощания и быстрого исчезновения родного человека в пропасти земли и невыносимость горя, которое невозможно более терпеть. Этим обусловлен, казалось бы, парадоксальный вывод из сравнения двух видов деятельности - садовников и могильщиков: «Ведь ты им сам готов помочь, / Чтоб только все - еще короче».

Последнее стихотворение построено на тексте народной песни, слова которой вынесены в эпиграф и трижды повторяются в самом стихотворении:

Перевозчик-водогребщик,

Парень молодой,

Перевези меня на ту сторону,

Сторону - домой.

Четырехстопный хорей придает стихотворению протяжность. «Специфика 4-стопного хорея - это его связь с песней», - пишет М. Гаспаров, - прежде всего народной, причем не только лирической, а и эпической. «Во всей восточноевропейской силлабо-тонике хорей ощутимо противостоит ямбу как метр национальный, народный - метру заемному и книжному .

Центральными в стихотворении является ключевые для поэзии Твардовского образы перевоза-переправы к другому берегу жизни, и дома, которые появились впервые в поэме «Страна Муравия» (1936) и прошли через все его творчество.

Стихотворение начинается как воспоминание-диалог сына еще с живой матерью:

Ты откуда эту песню, Мать, на старость запасла?

Не откуда - все оттуда, Где у матери росла.

В последнем стихотворении Твардовский вновь прибегает к принципу троичности и создает образы трех домов и трех разлук, обусловленных темой женской судьбы, которая маркирована песней. Первый дом - родительский, «родимая сторона». Повторяется словосочетание из второго стихотворения, в

котором контраст «чужого» и «своего» имел пространственный характер. В последнем стихотворении даль пространства сменяется далью времени, песня звучит «из далекой-предалекой / Деревенской старины», исчезнувшей в истории.

В стихотворении повторяется мотив ухода из родительского дома, с которого начинался цикл. Но смысл его меняется. Для женщины первая разлука связана с замужеством:

Там считалось, что прощалась Навек с матерью родной, Если замуж выходила Девка на берег другой.

Вторая разлука и «иные перевозы» связаны с высылкой семьи на Север. Образ дома расширяется до родимого края. Вновь обнаруживается мотив вынужденной, тяжелой дороги:

Как с земли родного края Вдаль спровадила пора.

Даже снег визжал больнее Под полозьями саней.

Экспрессивный глагол «визжать» и сравнительная степень наречия, на первый взгляд, детализируют пейзажную картину, но вместе с тем они создают образ насилия, боли, которые характеризует не только жизнь матери, но и проецируются на состояние целого народа.

Помогают выжить воспоминания, песня о перевозчике, парне молодом:

Но была, пускай не пета, Песня в памяти жива. Были эти на край света Завезенные слова.

В конце стихотворения возникает третий образ «последнего перевоза», который соотносится уже не только со смертью матери, но и с мотивом «последнего срока» сына. Перевозчик - парень молодой превращается в «старичка седого», мифологического Харона. Дом в финале стихотворения - это вечный дом, «иной мир», «та сторона»:

Перевозчик-водогребщик, Старичок седой Перевези меня на ту сторону, Сторону - домой...

Мотив последнего «жесткого» срока прослеживается во всей поэзии Твардовского второй половины шестидесятых годов. Вместе с тем цикл не оставляет пессимистического впечатления. Во многом это обусловлено тем, что в цикле воплотилось христианское понимание судьбы, создан крестьянский характер.

Не будучи христианином и считая себя атеистом, Твардовский отразил многие христианские ценности и представления крестьянской Руси.

Литература

1. Гаспаров, МЛ. Семантический ореол пушкинского четырехстопного хоре/я / М.Л. Гаспаров // Метр и смысл. Об одном механизме культурной памяти. - М., 1999. -URL: ruthenia. ru>document/526619.html

2. Гаспаров, МЛ. Семантический ореол трехстопного амфибрахия / М.Л. Гаспаров // Проблемы структурной лингвистики. - М., 1980. - С. 174 - 191.

3. Гин, ММ. О своеобразии русского реализма Некрасова / М.М. Гин. - Петрозаводск, 1966.

4. Гумилев, Н.С. Переводы стихотворные / Н.С. Гумилев. - ПГ., 1919. - URL: dugward.ru>library/gumilev/ gumilev_perevody

5. Ляпина, Л.Е. Литературная циклизация (к истории изучения) / Л.Е. Ляпина // Русская литература. - 1998. -№ 1. - С. 170.

6. Ляпина, Л.Е. Русские литературные циклы / Л.Е. Ляпина. - СПб., 1993.

7. Смирнова, Л.Г. Творчество А.Т. Твардовского и христианство / Л.Г. Смирнова // Идеи христианской культуры в истории славянской письменности: Материалы научной конференции 4.05.2000 г. - Смоленск, 2001.

8. Снигирева, ТА. «Простой стиль» А.Т. Твардовского и проблемы его восприятия / Т.А. Снигирева // ХХ век. Литература. Стиль. - Екатеринбург, 1994. - Вып. 1. -С. 192 - 199.

9. Твардовский, А.Т. Памяти матери / А.Т. Твардовский // А.Т. Твардовский. Из лирики этих лет. - М., 1967.

Г.В. Судаков

РУССКАЯ РЕЧЬ КОНЦА XVIII ВЕКА В ОЦЕНКЕ СОВРЕМЕННИЦЫ

В статье рассматриваются особенности русского языка конца XVIII в., отраженные в мемуарах Е.П. Яньковой: речевой этикет и светский жаргон, новые лексико-фразеологические явления, этнографизмы и просторечие, специфические грамматические формы и варианты слов. Фрагменты, иллюстрирующие оценки «бабушкой» прошлых и новых языковых явлений, позволяют фиксировать время новаций, их семантические и стилистические оттенки, сферу употребления.

Русский язык конца XVIII - начала XIX вв., речевой этикет, светский жаргон, лексико-фразеологические новации, просторечие, языковая рефлексия.

The article deals with the peculiarities of the Russian language at the end of the 18th century reflected in the memoirs of E. P. Yankova: speech etiquette and high-society jargon, lexical and phraseological innovations, ethnographisms and colloquialisms, specific grammar forms and variants of words. Fragments illustrating «grandmother"s» estimation of past and new linguistic phenomena allow recording the time of innovations, their semantic and stylistic nuances, and the scope of their usage.

The Russian language at the end of the 18th century, speech etiquette, jargon of high society, lexical and phraseological innovations, colloquialisms, language reflection.

Исследование выполнено на основе текста под названием «Рассказы бабушки: Из воспоминаний пяти поколений, записанные и собранные ее внуком Д. Благово» . Бабушка - Елизавета Петровна Янь-кова, - внучка историка В.Н. Татищева, родилась 29 марта 1768 г. Она прожила всю жизнь в Москве, где и скончалась в 1861 г. в возрасте 93 лет, «... рассказывала с удивительною подробностью, ... она была живою летописью всего XVIII столетия и половины Х1Х» . Ее рассказы внук Димитрий Димит-риевич Благово записывал с 1847 г. .

Таким образом, мы имеем дело с воспоминания -ми в воспоминаниях:

1. Здесь воспроизводятся разновременные воспоминания двух субъектов: бабушки - о времени своей бабушки, своей матери и о своем времени (преимущественно последняя четверть XVIII в. и первая четверть Х1Х в.); внука - о рассказах бабушки, услышанных после 1846 г.; таким образом, каждый фрагмент воспоминаний будет иметь две даты: время, о котором рассказывается, и время, когда это записано;

2. Оба субъекта мемуаров: бабушка и внук - нестандартные личности, имеют много знакомых и хорошо информированы; они хорошо воспитанны и образованны, понимают ценность сведений о прошлом, в том числе о повседневности.

В тексте есть формальные сигналы, позволяющие фиксировать внимание читателя на новом, необычном или становящемся употребительным: графическое выделение (курсив, скобки), вставочные или поясняющие выражения типа «смертоносное поветрие, которое называют холерой» .

При анализе учитываем замечания, характеризующие речевые вкусы в русском дворянском обществе конца ХVIII в.: «(О Карамзине - Г.С.) Многие его критиковали за то, что он пишет разговорным языком, а другие его за это-то именно и хвалили» .

Переходим к оценке лексико-фразеологических средств, связанных со сферой дворянского быта.

«В простые дни, когда за-свой обедают, и то бывало у бабушки всегда: два горячих - щи да суп или

В 1965 году А. Т. Твардовским был написан цикл замечательных стихотворений. Этот цикл имеет название «Памяти матери». Причиной появления таких стихов послужило трагическое событие в жизни поэта. У него умерла мать, которую он очень любил и восхищался ею всю свою жизнь. Всего в цикле содержится четыре стихотворения, объединенные одной общей темой. В основе лежит история жизни его матери. Первые три стихотворения достаточно небольшие по своем размеру, последнее можно считать сравнительно длинным. Рассмотрим анализ стихотворения «Памяти матери».

Хотя в данном случае рассматривать придется не одно стихотворение, а целых четыре. Тема этого цикла становится родной для многих. Она посвящена разлуке с матерями. Волей неволей нам приходится расставаться со своими родителями. Причиной этому трагическому событию может быть не только смерть наших родственников. Порой мы сами осознано уезжаем в далекие края. И общаемся с нашими матерями только посредством переписки или по телефону. Самое первое стихотворение задает тон всему циклу. Оно посвящено именно этому самому удаленному общению со своими родителями. Они не знают, что происходит с их детьми и должны довольствоваться только тем, что им напишут.

Довольно печальная тема, которая проходит через все стихотворения. Анализ стихотворения «Памяти матери» дает нам понять, как не должны поступать любящие дети. Эти стихотворения заставляют читателя прислушаться и даже переосмыслить всю свою жизнь. Рассмотрим второе стихотворение из цикла. Основой ему послужили реальные события, которые произошли в семье поэта. Но так или иначе основной темой также является тема разлуки. Тут также описывается человеческая трагедия, в которой человеку пришлось уехать в чужие, неуютные края и навсегда расстаться с любимыми родными местами. Тема разлуки звучит и в третьем стихотворении.

Герою также приходится прощаться. Причем ему настолько неприятен этот факт, что он сам хочет ускорить этот процесс. Чтобы уменьшить свои страдания. Многим это желание может даже показаться постыдным. В последнем стихотворении отражена тема замужества. Дочь выходит замуж, переезжает жить к мужу и также вынуждена проститься со своей матерью. Цикл стихотворений получился достаточно печальным, но и очень интересным. Он заставляет задуматься все человечество над вечной проблемой, вечной жизненной ценностью - любви к самому родному и близкому человеку.

.

МБОУ СОШ с.Рощинский

Урок литературы

в 11 классе

Образ матери в творчестве

А.Т. Твардовского

Разработала и провела

учитель русского языка

и литературы

МБОУ СОШ

с. Рощинский

Голякова С.А.

2009 год


Цель урока : знакомство учащихся с лирическим циклом «Памяти матери», формирование умений и навыков самостоятельной исследовательской работы, развитие творческого и ассоциативного мышления, умения анализировать и сопоставлять художественные произведения, воспитание тактичности и чувства коллективизма (в ходе групповой работы), воспитание уважительного отношения к женщине-матери, эстетического вкуса учащихся.

Оборудование и материалы к уроку: компьютер, медиапроектор, экран, презентация по теме урока, карточки-задания, таблички с условными надписями «комментатор», «ассистент» и др.

Подготовка к уроку:

Раздаются задания исследовательским группам, проводятся групповые и индивидуальные консультации, предлагается список литературы и книги по теме урока, имеющиеся в кабинете и библиотеке.

Класс распределяется на четыре исследовательские группы. Парты расставляются так, чтобы ученики могли работать вместе. У каждого в группе своя роль, которая указана в табличке. Учитель «координирует» действия учащихся, «ассистенты» помогают ему, выступая с сообщениями, «эксперты» анализируют языковой материал, который «комментируют» «комментаторы». «Мемуаристы» и «чтецы» знакомят слушателей с авторским текстом и его воспоминаниями.

Ход урока:

Эпиграф: Женщина – великое слово.

В нём чистота девушки,

самоотверженность подруги,

подвиг матери.

Н.А.Некрасов.

Всего с лихвой дано мне было

В дорогу - света и тепла.

И сказок в трепетную память,

И песен матери родной…

А.Т.Твардовский.

1. Вступительное слово учителя. Образ матери в русском и мировом искусстве.

/На фоне звучащей музыки Шуберта «Аве Мария»/.

Женская красота волновала человечество на протяжении всей истории своего существования. Главными и неизменными составляющими её являлись идеал материнства, священные узы любви между матерью и ребёнком.

Титаны Возрождения: Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэль и Тициан – стремились к созданию образа совершенного человека. Воплощением такого идеала становится мадонна, дева Мария – возвышенный символ материнства и жертвенной любви к людям.

Одним из лучших произведений стала «Мадонна Лита» Леонардо да Винчи – жемчужина коллекции Эрмитажа. (Слайд №1 – репродукция картины.)

Величайшее создание мирового искусства – «Сикстинская мадонна» Рафаэля. (Слайд №2 – репродукция картины.)

Русское средневековое искусство связано с культом Богородицы, которая воспринималась как покровительница и защитница родной земли, заступница людей перед Богом. К подлинным шедеврам древнерусской живописи относятся «Владимирская Богоматерь» и «Богоматерь Донская», являющиеся выражением безграничной материнской любви к Сыну, которого в будущем ждёт мученическая смерть во имя спасения человечества. (Слайд №3,4 – иконы.)

Образ Богоматери проходит сквозь века. Так, в конце XIX века В.М. Васнецов создаёт величайшее произведение иконописи – «Богоматерь с младенцем». (Слайд №5 – икона).

В искусстве XX века по-новому зазвучала тема женщины-матери. «Петроградской мадонной» называли героиню картины Петрова-Водкина, написанной в 1920 году. (Слайд №6) . Идёт война, но лицо кормящей женщины спокойно. Весь её облик преисполнен надежды, веры в жизнь.

Вернёмся снова в XIX век. Талантливый русский художник А.Г.Венецианов создаёт портреты крестьянок, занятых привычной и нелёгкой работой. У живописца складывается своё представление об идеале женской красоты. (Слайд №7 – «На пашне. Весна».)

Босая крестьянка в длинном розовом сарафане и алом кокошнике ведёт под уздцы двух впряжённых в борону коней. А в стороне от пашни сидит ребёнок, на которого с любовью смотрит мать.

В центре картины «На жатве. Лето» (Слайд №8 – репродукция картины.) Женщина-жница с ребёнком на руках. Она ласково обнимает малютку, забыв об усталости. Вспоминаются строки известного стихотворения Н.А.Некрасова «В полном разгаре страда деревенская…» /Чтение стихотворения учителем/

2. Актуализация цели. Запись темы. Эпиграф урока .

Учитель . Через семьдесят с лишним лет другой поэт словно продолжит мысли Некрасова в своём стихотворении «Песня»:

В знойном поле сиротливо

День ты кланяешься, мать.

Нужно всю по горстке ниву

По былинке перебрать.

Бабья песня. Бабье дело.

Тяжелеет серп в руке.

И ребёнка плач несмелый

Еле слышен вдалеке.

Ты присела, молодая,

Под горячею копной.

Ты забылась, напевая

Эту песню надо мной…

Не случайно имена этих двух поэтов звучат рядом. Некрасов был для Твардовского не только первым писателем, с которого началось знакомство с миром литературы, но и человеком, вдохновлявшим на творчество. Оставаясь, как и Некрасов, крестьянским поэтом, Твардовский продолжил его традиции. И в первую очередь это касается темы нелёгкой женской судьбы.

Наш сегодняшний разговор мы посвятим матери поэта. Запишите тему. Эпиграфом урока станут слова Н.А.Некрасова и А.Т.Твардовского.

(Слайд №10)

Цель нашего урока: познакомившись с лирическим циклом «Памяти матери», рассмотреть, как в творчестве А.Т.Твардовского развивается тема матери, увидеть, как этот образ вписывается в контекст мировой художественной культуры.

Чтобы достичь поставленной цели, мы выбрали необычную форму урока – деловую игру. Класс разделён на четыре исследовательские группы. У каждой группы на столе табличка с названием стихотворения, которое вы готовили для анализа. Карточки-поисковые листы помогут вам в этом. У каждого в группе своя роль. Руководить всем и направлять вашу работу будет координатор – учитель.

3.Лирический цикл «Памяти матери ».

Координатор. Привязанность Твардовского к матери была необычайная. Не от неё ли унаследовал он отзывчивость, сострадание любой человеческой беде, ответственность и обязательность во всех делах? Светлой искренней любовью, нежной привязанностью исполнены его стихотворения, посвящённые матери. Её образ в сознании и поэзии Твардовского неотделим от родной природы, всегда поэтичен и предельно прост.

Какой же была эта женщина? Об этом мы узнаем, познакомившись с первым из стихотворений цикла.

Анализ стихотворения «Прощаемся мы с матерями». (Первая группа).

(Слайд №11)

Ассистент . Жила в деревне Митьково Смоленской губернии многодетная семья оскудевшего дворянина, или как говорили в то время однодворца Митрофана Яковлевича Плескачевского. Была у них обычная крестьянская изба. Детей в семье – девять человек: два сына и семь дочерей. Земли у Плескачевских было 20 десятин, обрабатывали её сами. (Слайд №12)

К одной из сестёр, Марии, девушке высокой, красивой, и посватался молодой кузнец Трифон Гордеевич Твардовский.

В доме мужа молодую невестку встретили прохладно – свекровь давно приглядела сыну «партию» в своей деревне, да и золовкам новая родственница не по нраву пришлась. И молодая семья вскоре переезжает в соседнюю деревню. Трифон Гордеевич решается на рискованное предприятие – берёт в аренду 30 десятин земли. Целыми днями пропадают супруги в поле: семерых детей кормить нужно. С родителями мужа отношения налаживаются, да и сами старики переезжают вскоре к сыну в Загорье.

Осенью 1916 года мобилизовали на первую империалистическую войну отца маленького Шуры. С его уходом на фронт все заботы по хозяйству пришлось взять на себя матери. Неожиданно для окружающих в этой поэтической натуре вдруг обнаружились и другие качества. Оказалось, что умеет она не только обед варить, прясть, стирать да рукавички вязать, а и дров нарубить и с другими делами управиться.

А потом жизнь закружила Александра: гимназия, Смоленск, Москва… Но чем бы не занимался сын, где бы не находился, мать всегда была в его сердце. (Слайд №13)

Мемуарист. «Я должен увидеть Загорье, чтобы охладеть к нему, а не то ещё долго будут мерещиться и заполнять меня всяческие впечатления детства: берёзки, жёлтый песочек, мама…»

Координатор . К детству он так и не охладеет. Загорье было с ним, было в нём и вылилось, как выплеснулось, в стихотворении, написанном на одном дыхании, выраженном одной, но вбирающей в себя так много фразой: (Слайд №14.)

И первый шум листвы ещё неполной,

И след зелёный по росе зернистой,

И одинокий стук валька на речке,

И грустный запах молодого сена,

И просто небо, голубое небо –

Мне всякий раз тебя напоминают.

Вот оно – «берёзки, жёлтый песочек, мама…» и строки ей, маме.

Ассистент . В 1965 году он проводил её в последний путь. Она умерла на семьдесят восьмом году своей нелёгкой, но полной жизни. Именно тогда был создан цикл «Памяти матери». Состоит он из четырёх стихотворений, различных и по объёму, и по ритму. Это тетраптих. (Слайд №15-16.)

Первое стихотворение могло бы быть посвящено великому

множеству матерей: вечная материнская забота и молодая сыновняя

устремлённость вперёд, в неясное, многообещающее будущее; юноша жаждет поскорее вкусить самостоятельности, и как бы он ни был привязан к матери, его ответное чувство по силе никогда не сравнится с материнским. Итак, прощание начинается…

Чтец. Стихотворение «Прощаемся мы с матерями». (Слайд №17.)

Координатор . Какие художественные детали создают образ матери?

Комментатор . Нелёгкая судьба любящей матери показана в этом произведении. Прощания, расставания, ожидания новой встречи…

(Слайд №18.)

Эксперт. С нежностью и любовью поэт воссоздаёт детали, создающие образ матери. «Платочки, носочки», бережно укладываемые её «добрыми руками» в котомку сына ещё в юности. Им противопоставляется другой ряд ключевых слов: «родной порог», у которого мы прощаемся с матерями, «карточки», «телеграммы», присылаемые невестками и внуками только по «почте», когда сыновья становятся зрелыми. Эти детали говорят не только об отдалении детей от матерей, но и пробуждают в нас чувство вины и ответственности перед ними.

Координатор . Какой вам представляется мать поэта?

Доброй, нежной, ласковой, заботливой, терпеливой, как и все мамы… Именно такой была Мария Митрофановна Твардовская. Это была женщина не без сентиментальности: могла неожиданно растрогаться от услышанной вдалеке песни, до слёз умилялась звукам пастушьего рожка, восторгалась запахом молодого сена. Не только родные дети, но и многие близкие тепло отзываются об этой милой и доброй женщине.

Мемуарист. «Мать моя, Мария Митрофановна, была всегда очень впечатлительна и чутка, даже не без сентиментальности, ко многому, что находилось вне практических, житейских интересов крестьянского двора, хлопот и забот хозяйки в большой многодетной семье. Ее до слёз трогал звук пастушьей трубы где-нибудь вдалеке за нашими хуторскими кустами и болотцами или отголосок песни с далёких деревенских полей, или, например, запах первого молодого сена, вид какого-нибудь одинокого деревца и т. п.» Так ещё при жизни матери писал о ней Александр Трифонович в «Автобиографии».

Координатор. Только ли о своей матери говорит поэт в этом стихотворении?

Комментатор. Произведение приобретает обобщающий смысл. Мы видим и общее размышление о прощаниях с матерями, прощаниях всех сыновей и всех матерей, и лирический рассказ истории жизней многих матерей и сыновей, их отношений, с горькой нотой сожаления, сознания неравноценности любви матерей и сыновей

Координатор. В начале лирического цикла, таким образом, намечается образ матери, материнской любви и значительности последней разлуки, хотя непосредственно об этой матери, об этом сыне еще ничего не говорится.

4.Анализ стихотворения «В краю, куда их вывезли гуртом...» (Вторая группа.)

(Слайд №19.)

Координатор. Второе стихотворение цикла позволяет нам обратиться непосредственно к образу Марии Митрофановны Твардовской, матери поэта, и рассмотреть её судьбу в контексте истории.

Ассистент. Когда началась коллективизация, пострадала в числе прочих и семья Твардовских. На шесть месяцев поэта исключают из ассоциации пролетарских писателей якобы за то, что он не ведёт общественной работы. В 1931 году родители и братья были раскулачены и сосланы. Писатель очень тяжело переживает это событие, но продолжает работать: пишет очерки, повести, стихи.

На фоне коллективного труда потомков личная память кажется не столь уж значительной. Но для Твардовского она важнее громких, разоблачительных кампаний, новых государственных лозунгов. У него есть своя картина былого.

Чтец. Стихотворение «В краю, куда их вывезли гуртом…» (Слайд №20.)

Координатор. Речь в этом стихотворении идёт о родных поэту людях, чья судьба – лишь скромная статистическая единица эпохи «великого перелома».

Какие приметы времени мы находим в стихотворении?

Эксперт . Бросается в глаза безличная характеристика: «вывезли гуртом». Также неопределённо в воспоминаниях место ссылки: север, тайга. Поражает сдержанность и скупость, с которой поэт говорит о перенесённых тяготах: « всего там было».

Координатор. Как чувствует себя женщина, утратившая родной дом, о чём её мысли и переживания?

Комментатор. Тяжела каторжная жизнь, но ещё тяжелее мысль о смерти на чужбине, о «немилом кладбище» среди тайги. Думы матери просты: человека можно «вывезти», «запереть», но нельзя «раскулачить» душу, заставить его примириться с утратой родного дома.

Координатор. От чьего лица ведётся повествование в стихотворении? Как это влияет на лексику и интонацию произведения?

Эксперт. В стихотворении слышатся два голоса. Всё отчётливее сквозь авторские интонации проступает речь матери. «Уж больно было…», «ни даже тебе», «так-сяк». Эти сдержанные жалобы связаны с представлениями крестьянина о смерти, требующей уважительного отношения. Угнетает героиню и противоестественная близость жилья и кладбища, отсутствие деревца на погосте. Именно поэтому в материнских снах место её последнего успокоения – «взгорок тот в родимой стороне / С крестами под берёзами кудрявыми». (Слайд № 21.)

Координатор. Таким образом, во втором стихотворении тема развивается уже как история матери, драматической судьбы русской женщины-крестьянки, на фоне большой истории народа, как слитный рассказ-воспоминание и сына и матери. В финале стихотворения выступают тема самого последнего прощания - похорон, тех, о которых когда-то мечтала мать - «на севере, тайгою запертом», и тех, которые сейчас реально наступили, и скорбный лирический комментарий сына.

Концовка второго стихотворения цикла уже и непосредственно подготовляет, подводит нас к третьему - к картине последнего прощания.

5.Анализ стихотворения «Как не спеша садовники орудуют…» (Третья группа.)

(Слайд №22..)

Чтец. Стихотворение «Как не спеша садовники орудуют» (Слайд №23.)

Координатор. Третье стихотворение - описание похорон. На примере этого произведения рассмотрим особенности композиции.

Сколько частей можно выделить в стихотворении? Какие изобразительные средства лежат в основе этого деления? (Слайд №24.)

Эксперт . Стихотворение делится на три четко обособленные части - из 8, 12 и 4 строк. Части разделены многоточиями, что оттеняет их относительную самостоятельность. Каждая часть в свою очередь разделяется на строфы - четверостишия, с перекрестной рифмовкой, и каждое четверостишие также отвечает законченному элементу события, чувства, мысли; внутри строф наблюдается дальнейшее столь же четкое подразделение. Но эти ясно разграниченные подразделения объединены единой господствующей интонацией, поэтической мыслью.

Первые восемь строк - о неспешной работе садовников, сажающих молодые яблоньки, затем - сразу резкий контраст второй части стихотворения:

Но как могильщики - рывком -

Давай, давай без передышки, -

Едва свалился первый ком,

И вот уже не слышно крышки.

Такие же лопаты; такие же, у садовников, у могильщиков мозолистые руки и грубые кирзовые сапоги; но у свежей могилы самого дорогого человека некстати вспомнились осиротевшему сыну заботливые садовники, всеми своими повадками настолько схожие с любимой матерью, родившей и выпестовавшей семерых детей, что стало просто невыносимо ждать конца погребения:

Ведь ты им сам готов помочь,

Чтоб только все - ещё короче.

Координатор. Перечитаем первую часть. Кажется, что эти строчки никакого отношения к похоронам матери и ее памяти не имеют. Описание идет с дотошной подробностью. Это как замедленная киносъемка. Мы движемся вместе с самим садовником. Причем начинается движение где-то с середины, когда яма для посадки яблони уже выкопана. И рассказ идет с середины, как продолжение и оценка, показана только заключительная часть.

Деловитая достоверность доведена до специфической для Твардовского предельной конкретности. Какие детали делают изображение конкретным? (Слайд №25.)

Эксперт . Изображен ряд деталей, зримых, ощутимых, - яма, дерево, его корни, грунт, его «горсточка», яблоня, приствольный круг, лопата, грабли. Конкретные детали у Твардовского становятся психологическими. Об этом говорит слово «не спеша».И ряд жестов, поступков собирательного лица - «садовников», и предметное описание начинаются с него. Косвенно, через сравнения, включены образы деятельности других людей, которые в отличие от садовников спешат, «сваливают грудой», и, наоборот, тех людей, которые любовно «кормят из рук...».

Невольно возникают ассоциации с образами других стихотворений самого поэта и данного цикла, образами матери-крестьянки и крестьянского сына, хорошо знающего и как закапывают корни яблонь, и как кормят птиц из рук. Координатор. Какие образы-ассоциации противопоставляются?