Символика НДП. Куда смотрит наш сокол? Герб франции: история создания и становления. государственные символы франции Распутный век Ги Бретон

Предлагаем вам ознакомиться с самыми известными символами человечества, многие из которых вы наверняка сможете расшифровать и без наших подсказок.

Инь-Ян

Переплетенные в кругу черная и белая «рыбки» – один из наиболее популярных символов. Трактовок его много, но каждая из них по-своему верная. Черная половинка воплощает в себе темное, земное, северное или женское начало, а белая – все противоположное.

Мы знаем этот символ из даосской философии, но на самом деле гармония темного и светлого пришла из буддийской культуры. Инь-Ян стал олицетворением восточных учений и китайской медицины.

Самым распространенным толкованием считается баланс, гармония между женским и мужским началом, добром и злом.

Маген Давид (Звезда Давида)


Хотя сегодня мы воспринимаем этот символ исключительно как еврейский, появился он в Индии примерно в Бронзовом веке. Тогда он означал Анахату - чакру, которая раскрывает все прекрасное и отвечает за любовь.

Кстати, даже сегодня этот символ встречается в разных культурах. Например, в исламе такие же шестиконечные звезды изображены на покрывале, которым накрыта главная святыня в Мекке.

Связывать звезду Давида с евреями стали уже в Средние века, хотя в то время этот символ чаще можно было встретить в арабских трактатах.

Так как этот символ был изображен на фамильном гербе жившего в Иране царя Давида, звезда получила название Маген Давида. Ее использовал и Генрих Гейне, который подписывал таким образом свои статьи. Семейство Ротшильдов также включило этот знак в свой герб. Впоследствии Маген Давид стал символом сионистов.

Кадуцей


Это один из древнейших символов, который использовался еще в ритуальных обрядах древнего Египта. Кстати, его значение трактуется по-разному в зависимости от применения. В Древнем Риме этот знак был символом неприкосновенности, в оккультизме – знаком тайных знаний и ключом к нему. А вот в США в позапрошлом веке кадуцей был распространен как медицинская эмблема.

Но самым распространенным значением кадуцея является его трактовка как символа торговли, богатства и достатка. Факел с вьющимися змеями встречается на эмблеме торговой палаты, таможенной или налоговой службы, судов и даже некоторых городов.
Факел трактуется как ось жизни, а переплетенные змеи символизируют движение, борьбу добра и зла, единение Бога и человека, а также множество других явлений и понятий.

Хризма

Этот символ один из наиболее культовых символов христиан. Известен он как монограмма Христа, то есть хризма – это переплетение двух первых букв его имени. Хотя хризма – один из символов, которые традиционно были изображены на стягах Римской империи.

Есть трактовка, по которой это древний символ солнца в некоторых религиях. Именно поэтому многие христианские течения не признают этот знак.

Ом

Древний сакральный для индуистов символ, который означает божественную триаду. Он олицетворяет Создание, Поддержание и Разрушение, являясь тройственностью Брахмы, Вишну и Шивы.

Мантра «Ом» – это мантра силы, ума и вечности. Это одни из символов, который стал популярным в поп-культуре и кинематографе.

Чаша Гигиеи


Кто не видел этот ставший символом медицины знак? К нам эта эмблема пришла из Древней Греции, где она означала борьбу за здоровье и силу. Впервые врачи ее использовали еще во времена римских завоеваний, а позже этот знак стал общепринятым символом медицины. Хотя эмблема ВОЗ немного отличается – это змея, обвивающая посох. Но мы все равно знаем, что аспид с чашей означает медицинский препарат или учреждение.

Ихтис


Графический силуэт рыбы со вписанной аббревиатурой на греческом языке «Иисус Христос – Сын Божий» использовалась первыми христианами в период гонений. Рыбы – это символ христианства, апостолов и религиозных учений.

Сегодня больше распространена сама аббревиатура, хотя на древних культовых сооружениях можно найти эти скрещенные «полумесяцы».

Роза ветров


Роза ветров – это символ-оберег для моряков. Они считали, что этот знак поможет им вернуться домой и не сбиться с пути. Но в некоторых оккультных учениях есть подобная символика, которая олицетворяет ангельскую суть.

Колесо с 8 спицами


В разных религиях и культовых обрядах этот символ означал разное. Но самым распространенным толкованием является солнце, движение по кругу, судьба, фортуна.

В обиходе прочно закрепилось выражение «Колесо Фортуны». Оно пошло именно от этого символа.

Уроборос


Пожирающий собственный хвост змей олицетворяет цикличность жизни и смерти. Но с приходом христианства, где змей является олицетворением зла, уроборос стал символом борьбы добра и зла.

Серп и молот


Относительно «молодой» символ, который пришел в мир с коммунистическим движением. Придуман он был в 1918 году и означал крестьянство (серп) и рабочий класс (молот). Сегодня воспринимается как символ коммунизма.

Геральдическая лилия

Знак королевской власти. Особенно широко был распространен во Франции, хотя изначально цветок трактовался как символ чистоты и невинности. В эпоху Возрождения этот знак символизировал милосердие и сострадание. Многие считают, что геральдическая лилия является стилизованным цветком ириса.

Полумесяц


Изначально полумесяц был олицетворение ночного божества. На некоторых изображениях из Древнего Египта мы можем увидеть на богах головные уборы с полумесяцем. Но сегодня это наиболее устоявшийся символ ислама. Полумесяц встречается и в христианстве, там он символизирует Деву Марию и Рай.

Двуглавый орел


В Древнем Шумере двуглавый орел был солярным символом, олицетворяющим солнце и свет. В период становления первых государств двуглавый орел стал одним из наиболее распространенных символов империй. Популярность символ приобрел как герб Римской империи, династии Палеологов (Византия) и Золотой Орды. Сегодня его часто можно встретить в гербах многих государств.

Пентакль

С древних времен это символ защиты. Появился задолго до возникновения мировых религий. Но каждая из них нашла свое трактование пентаграммы. Например, в христианстве это символ пяти ран на теле Христа. Но больше знак известен как печать Соломона.

Пентаграмма встречается в разных значениях. Она используется и как оккультный символ, и как религиозный. Перевернутая пентаграмма трактуется как символ зла.

Свастика


Сегодня этот символ ассоциируется со злом и фашизмом, полностью утратив свое первоначальное значение. Более того, в некоторых странах эта символика запрещена законом.

Но история свастики начинается еще 10 тысяч лет назад. Изначально она трактовалась как пожелание удачи и благополучия. В доколумбовой Америке свастика означала солнце, жизнь, движение.

Всевидящее око


Знак истины, учения и покровительства. Встречается в Древнем Египте и в современном мире. Например, его можно увидеть на банкнотах валюты США. Обычно используется в паре с символом треугольника или пирамиды. Знак встречается как в религиозных и оккультных течениях, так и в символике масонов.

Крест


Изначально крест символизировал жизнь и солнце. Использовался он жрецами Древнего Египта, Индии и других древних цивилизаций.

С приходом христианства крест несколько изменил свое значение, став символом смерти и воскрешения. Сегодня это самый распространенный знак христианства.

Пацифик


Один из самых распространенных символов, который придумали как эмблему движения за ядерное разоружение. Но постепенно его первоначальный смысл трансформировался во всеобщее примирение и отказ от применения военной силы. Сейчас этот знак является международным символом мира.

Олимпийские кольца


Самая известная спортивная символика. Имеет несколько трактовок: пять колец – пять континентов, пять колец как пять навыков, которыми должен владеть каждый участник соревнований. Есть и другое значение, в котором пять цветов означают пять стихий, окружающих человека.

Циркуль и наугольник


Символ, который всегда приписывался лишь масонской ложе. А вот трактовка его довольно разнообразная. Циркуль означает небо, а угольник землю, символизируя единение духовного и земного. Часто в полученном ромбе изображают букву G, которая трактуется как душа человека.

Смайл


Самый популярный интернет-символ, который имеет лишь одно значение – have a happy day. Изначально смайл был эмблемой рекламной кампании, но очень скоро знак присоединился к любому посланию, которому хотят придать доброжелательности.

Знак доллара

Этот знак обозначает не только американскую валюту, но и любую другую, которая имеет название «доллар». А вот происхождение этого символа осталось загадкой. Есть трактовка, что доллар – это сокращение от валюты песо, ведь изначально на континенте главенствовали испанцы. По еще одной версии это графическое обозначение пути и геркулесовых столбов.

Знаки Марса и Венеры


Этот символ появился во времена Античности. Круг с полоской вниз означает Венеру, которая любуется своей красотой в зеркале. А круг со стрелкой вверх означает силу и мужество воинственного Марса.

Геральди́ческая ли́лия, также королевская (бурбонская) лилия или флёр-де-лис (фр. fleur de lys/lis; «цветок лилии») — гербовая фигура, одна из самых популярных, наряду с крестом, орлом и львом. Относится к числу негеральдических естественных фигур. Стилизованное изображение цветка служило узором орнамента или эмблемой принадлежности к многочисленным обществам Старого и Нового Света. Встречается на цилиндрических печатях Месопотамии, на древнеегипетских барельефах и микенской керамике, на монетах галлов и сасанидских тканях, на одеяниях индейцев и в японской геральдике. Символическое значение изображения не однозначно в разных культурах: оно почиталось, как знак чистоты (целомудрия), плодотворности и служило знаком отличия правящих монархов.

По французской легенде, король франков Хлодвиг I обратился в 496 году в христианство, после чего ангел дал ему золотую лилию как знак очищения. В другом варианте легенды утверждается, что Хлодвиг взял себе в качестве эмблемы лилию после того, как водяные лилии в Рейне подсказали ему безопасное место, где можно перейти реку вброд, благодаря чему он одержал победу в битве.

Самое первое сохранившееся цветное изображение герба Капетингов с лилиями — витраж Шартрского собора (baie 107c; ок. 1215—1216).

Лилия Капетингов

До первой половины XII века гербовая символика нигде в Европе не встречается. И до начала XIII века изображение золотых (жёлтых) лилий в лазоревом (синем, голубом) поле ещё не было символом французского королевского дома. Стараниями королевского советника Сугерия (служил 1108—1137), Бернарда Клервоского (1091—1153), короля Людовика VI и особенно Людовика VII, самого набожного из первых французских Капетингов (правителей Франции в 987—1328), культ Непорочной Девы нашёл своё место в символике французской монархии, которая стала использовать лилию Девы в идеологических целях намного чаще, чем любой другой христианский суверен.

Впоследствии королевский, геральдический щит с лилиями (écu aux fleurs de lis) впервые появляется в 1211 году на личной печати принца Луи, — будущего Людовика VIII (правил 1223—1226) и около 1215—1216 г. на витраже Шартрского собора (baie 107c) с изображением того же принца в полном боевом облачении.

Лилия Бурбонов

Изначально — символ Девы Марии, лилия к концу средних веков стала во Франции эмблемой королевской власти. Людовик VII использовал её на своём щите, унаследованном другими французскими королями из рода Бурбонов, многие из которых также именовались Людовиками (фр. Louis); так что стали поговаривать, что французское слово lys является сокращением от Louis.

В эпоху революционного террора ношение знака лилии могло привести на гильотину.

Как минимум, один корабль голлистских военно-морских сил назывался Fleur de Lys. Имя Флёр-де-Лис также использовал В. Гюго для одного из персонажей романа «Собор Парижской Богоматери».

Новая гипотеза ряда историков, искусствоведов и ботаников — что геральдической лилией, эмблемой французского королевского двора, является не лилия, а ирис.

Три лилии

Уже на миниатюре середины IX века трон государя Западно-Франкского королевства Карла II украшен тремя золотыми навершиями, похожими на усечённые геральдические лилии. На другом, несколько более позднем, его изображении по углам престола косо поднимаются две такие же лилии (третья, по центру, скорее всего, закрыта и не видна). На государе здесь — корона с тремя верхами, отдалённо напоминающими эти цветы. На миниатюре X века с Карлом I Великим на нём — корона конической формы с тремя такими же, как и на троне Карла II, навершиями. На печати конца X века короля франков Гуго Капета на последнем — корона с тремя зубцами в виде усечённых геральдических лилий. То же — на королевской печати его сына, Роберта II. На аверсе денье Буржа середины XII века — Людовик VII в трёхверхой короне из схематически изображённых лилий, на реверсе же — крест с чудесными трёхлепестковыми цветами на трёх его навершиях. Тогда же, в царствование Людовика VII, во французском языке появляется словосочетание fleur de lys («гербовая лилия»; букв. «цветок лилии»). В конце XII столетия эти золотистые цветы в светло-синем поле становятся французской королевской эмблемой. На витражах Шартрского собора начала XIII века они тоже показаны по три, и не один раз. В середине этого века, при Людовике IX, три их лепестка объяснялись как знак божественного покровительства, дарованного Франции. Наконец, при Карле V Валуа (1376 год) и цветов остаётся лишь три (что связывалось со св. Троицей), и лазоревое полотнище с тремя стилизованными жёлтыми лилиями становится флагом Франции.

Принимая во внимание фонетико-семантические характеристики арам. qrynwn «лилия», др.-греч. κρίνον «лилия» (λείριον — «белая лилия»), лат. crinon «(красная) лилия», нем. Grünlilie «зелёная лилия, хлорофитум)», рум. crin «лилия», русск. золотой корень «лесная лилия, саранка», ст.-слав. кринъ «лилия», якут. хорунь «лесная лилия, саранка» и англ. crown «корона», брет. kurunenn «корона», лат. corōna «венец», лит. karūna «венец, корона», нем. Krone «корона», нидерл. kroon «корона», фр. couronne «корона», можно полагать, что близкая фонетическая структура тех слов, которые передавали эти понятия, своеобразно объединяла их с третьим, непрямо передававшимся через них значением, а именно избранностью. Что касается утроения, то оно придавало словам или изображениям, связанным с подобными вещами, значение «божественно избранный, божьей милостью, избраннейший».

Некоролевские гербы

С конца XII века знак лилии выделяется как особая гербовая фигура и встречается довольно часто практически всюду в Западной Европе. Чаще лилии использовались только фигуры льва, орла и пара-тройка геометрических. Географические области, где знак лилии пользовался особой популярностью: Северные и Южные Нидерланды, Бретань, Пуату, Бавария и Тоскана.

Гербовая фигура

Знак лилии — часть символики испанских Бурбонов; множества дворянских гербов, например поляков Гоздава и русских Храповицких; Итонского колледжа и скаутского движения.

Из объяснения герба Храповицких свидетельства о значении, лилии придаваемом:

Она почитается особливо за знак добрыя надежды и непорочнаго жития, и похож цветок сей не только по внешнему своему виду, чистый и изрядный цвет; но и по внутреннему своему свойству, приятный запах, некоторую полезную силу имеет, того ради и те, которые употребляют лилеи в своих гербах, имеют быть добрых, справедливых и честных.


Карл II (1630-1685) на троне

Оливер Кромвель, лорд-протектор Британии с 1б53 по 1658 год, казнивший короля Карла I, сыграл не самую благовидную роль в истории своей страны. Он не только подорвал основы абсолютной монархии, но и из ненависти к монархам уничтожил все наиболее ценные исторические символы королевской власти: короны, скипетр, державу, троны, мантии. Часть их переплавили в монеты, часть растащили. И сегодня в музеях Лондона, в том числе в Тауэре, хранятся королевские ценности, которые были созданы уже после 1660 года.

Регалии — знаки королевской, императорской или царской власти — известны с глубокой древности и в развитых государствах примерно одинаковы: это корона, держава, скипетр, мантия, меч или шпага, трон. И если внимательно приглядеться к традиционным парадным изображениям английских королей, то они восседают на троне, на голове корона, в руках держава и скипетр. Можно назвать и другие атрибуты и символы королевской власти, не столь заметные, например щит, рыцарские доспехи.

Самый главный символ королевской власти — корона. Ее принято изготавливать из золота и украшать драгоценными камнями. Как считают исследователи, прообразом для короны послужил римский венец. Именно коронация с давних лет считалась законной, традиционной и наследственной процедурой принятия монархом власти и ее атрибутов.

Коронация означала также, что новый монарх допускается к продолжению иерархической наследственной цепочки прежних властителей. Кроме того, коронация — это еще очень важная для народа религиозная церемония, во время которой осуществляется таинство миропомазания на царство. Таким образом, весь ритуал коронации носит особый смысл благословления Богом на царство.

Первая корона Англии — корона святого Эдуарда — не сохранилась, она оказалась жертвой того самого процесса уничтожения всех атрибутов королевской власти, предпринятого Кромвелем. Корона, которую можно увидеть в Тауэре,- копия уничтоженной короны святого Эдуарда. Она была создана для коронации короля Карла II в 1661 году. Эта корона украшена бриллиантами, рубинами, сапфирами и изумрудами и считается самой ценной в мире. Среди драгоценных камней, украшающих ее, особо следует назвать сапфир Стюартов, рубин Черный принц.

Императорская государственная корона, которую нынешняя правящая королева Елизавета II надевает во время открытия заседания Парламента Великобритании или по случаю других государственных торжеств, была выполнена по заказу королевы Виктории в 1837 году. Сама королева Виктория надела эту корону во время коронации 28 января 1838 года.

Среди других королевских регалий следует назвать державу и скипетр — они также символы королевской власти, знаки монаршего достоинства. Держава своей круглой формой восходит к земному шару. Ее держали в левой руке, а скипетр — в правой. Скипетр был атрибутом богов Зевса (Юпитера) и Геры (Юноны), он входил в число знаков достоинства греческих и римских правителей.

Королевский скипетр Великобритании украшен самым крупным в мире бриллиантом Звезда Африки, вес которого составляет 530 каратов и который является самой большой

Церемониальные государственные палицы частью всемирно известного алмаза Куллинан.

Из коллекции королей Великобритании следует выделить также Большую государственную шпагу, которая была сделана в конце XVII века. Ее ножны украшены бриллиантами, изумрудами и рубинами.

Только при наличии всех регалий король обладает полной верховной властью: он лучший из лучших, он главный военный предводитель, его слова — закон для всех верноподданных.

Еще одна корона, созданная для коронации в 1937 году Елизаветы, жены короля Георга VI, украшена бриллиантом Кохинор, что означает «гора света». Это самая знаменитая драгоценность Англии.

Бриллиант Кохинор «родился» в Индии свыше 300 лет назад. Существует поверье, что бриллиант Кохинор приносит несчастье мужчинам, которые им владеют. Он никогда не продавался за деньги, а насильственным путем переходил от одного правителя к другому. Наконец в 1849 году его в кованом ларце, который был уложен в специальный сундук, со стражниками морем из Пенджаба (штат Индии) отправили в Лондон. И в 1850 году его преподнесли королеве Виктории. В 1851 году бесценный бриллиант выставили для обозрения на Всемирной выставке в Лондоне, и 6 миллионов посетителей смогли увидеть его. А в 1937 году он был инкрустирован в центр креста королевской короны.

В 1947 году Индия, бывшая колония Британской империи, стала независимой. И руководители этой страны предъявили имущественные претензии Великобритании. В частности, они потребовали, чтобы им был возвращен бриллиант Кохинор, который считался национальным достоянием. Тогда этот вопрос не решился, но в 1953 году он снова встал на повестку дня. И снова британское общество решительно отвергло все претензии. Британцы дали понять индусам, что возвращать драгоценный камень не собираются.

В настоящее время коронация королей происходит только в Великобритании. Нынешняя правящая королева Великобритании Елизавета II — единственный коронованный по всем правилам монарх. Во всех остальных странах Европы коронация заменена на инаугурацию, или интронизацию, без миропомазания и возложения короны.

Коронация Елизаветы II состоялась 2 июня 1953 года. За три недели до церемонии Елизавета, чтобы чувствовать себя уверенно в новом королевском одеянии, стала носить Императорскую государственную корону постоянно. Она не снимала ее даже во время завтрака.

Для менее торжественных мероприятий у Елизаветы имеются еще запасные короны, диадема, но они не столь величественны. Запасная корона украшена 2783 бриллиантами, в ней 273 жемчужины, 16 сапфиров, 11 изумрудов и 5 рубинов.

Говорят, что без короны в Елизавете II нет ничего королевского. И если кому-либо довелось бы встретить ее на улице Лондона или в метро в традиционном партикулярном платье, то он не признал бы в ней королеву Великобритании.

Изобретение и использование всякого рода знаков и символов свойственно человеку. Обычай избрания для себя или для своего рода и племени особого отличительного знака имеет очень глубокие корни и распространен повсюду в мире. Он происходит из родового строя и особого миросозерцания, свойственного всем народам в первобытный период их истории.

Родовые знаки и символы называются тотемами; они - самые близкие родственники гербов. Термин "тотем" происходит из Северной Америки, и на языке индейцев оджибве слово "ототем" означает понятие "его род". Обычай тотемизма состоит в избрании родом или племенем какого-либо животного или растения в качестве прародителя и покровителя, от которого все члены племени ведут свое происхождение. Этот обычай существовал у древних народов, однако и в наши дни принят среди племен, ведущих первобытный образ жизни. У древних славян тоже были тотемы - священные животные, деревья, растения - от названий которых, как предполагается, происходят некоторые современные русские фамилии. Среди азиатских народов тюркского и монгольского происхождения существует аналогичный обычай "тамга". Тамга - это знак родовой принадлежности, изображение животного, птицы или оружия, принимаемого каждым племенем в качестве символа, который изображается на знаменах, эмблемах, выжигается на шкуре животных, и даже наносится на тело. У киргизов существует предание, что тамги были присвоены отдельным родам самим Чингисханом, вместе с "уранами" - боевыми кличами (которые использовались и европейскими рыцарями, из-за чего попали затем на гербы в виде девизов).

Прообразы гербов - различные символические изображения, помещаемые на военные доспехи, знамена, перстни и личные вещи - применялись еще в древности. В произведениях Гомера, Вергилия, Плиния и других античных авторов встречаются свидетельства использования таких знаков. И легендарные герои, и реальные исторические личности, например, цари и полководцы, часто имели личные эмблемы. Так, шлем Александра Македонского украшал морской конь (гиппокамп), шлем Ахиллеса - орёл, шлем царя Нумибии Масиниссы - пес, шлем римского императора Каракаллы - орел. Щиты также украшались разнообразными эмблемами, например, изображением отсеченной головы Медузы Горгоны. Но эти знаки использовались как украшение, произвольно менялись владельцами, не передавались по наследству и не подчинялись никаким правилам. Лишь некоторые эмблемы островов и городов античного мира использовались постоянно - на монетах, медалях и печатях. Эмблемой Афин была сова, Коринфа - Пегас, Самоса - павлин, острова Родос - роза. В этом уже можно усмотреть зачатки государственной геральдики. Большинство древних цивилизаций имело в своей культуре некоторые элементы геральдики, например систему печатей или штампов, которая в дальнейшем неразрывно будет связана с геральдикой. В Ассирии, Вавилонской империи и в древнем Египте печати использовались так же, как и в средневековой Европе - для удостоверения документов. Эти знаки выдавливались в глине, вырезались в камне и отпечатывались на папирусе. Уже в третьем тысячелетии до нашей эры существовал "герб" шумерских государств - орёл с львиной головой. Эмблемой Египта была змея, Армении - коронованный лев, Персии - орёл. Впоследствии орёл станет гербом Рима. "Гербом" Византии фактически был двуглавый орёл, заимствованный позднее некоторыми европейскими государствами, в том числе и Россией.

Древние германцы раскрашивали свои щиты в разные цвета. Римские легионеры имели на щитах эмблемы, по которым можно было определить их принадлежность к определенной когорте. Особыми изображениями украшались римские знамена - vexilla (отсюда происходит название науки о флагах - вексиллологии). Для различия легионов и когорт в войсках также использовались значки - signa - в виде различных животных - орла, вепря, льва, минотавра, коня, волчицы и других, которые носились впереди войска на длинных древках. По этим фигурам, часто относящимся к истории города Рима, военные части иногда получали названия.

Итак, различные системы знаков отличия и эмблем существовали всегда и всюду, но собственно геральдика как особая форма символики возникла в процессе развития феодального строя в Западной Европе.

Яркое и красочное искусство геральдики развилось в мрачные времена упадка культуры и экономики, наступившего в Европе с гибелью Римской империи и утверждением христианской религии, когда возник феодализм и сложилась система наследственной аристократии. Несколько факторов способствовало появлению гербов. В первую очередь - феодализм и крестовые походы, но породил их уничтожающий и животворящий огонь войны. Считается, что гербы появились в X веке, но выяснить точную дату сложно. Первые гербы, изображённые на печатях, приложенных к документам, относятся к XI веку. Древнейшие гербовые печати помещены на брачном договоре 1000 года, заключённом Санчо, инфантом Кастильским, с Вильгельминой, дочерью Гастона II, виконта Беарнского. Следует иметь в виду, что в эпоху поголовной неграмотности использование гербового знака для подписи и для обозначения собственности было для многих единственным способом заверить документ своим именем. Такой опознавательный знак был понятен и неграмотному человеку (вполне возможно, что гербы появились сначала на печатях, а уже затем на оружии и одежде).

Несомненные свидетельства существования геральдики появляются только после крестовых походов. Самое раннее такое свидетельство - французский эмалевый рисунок с могилы Жоффруа Плантагенета (умер в 1151 году), графа Анжу и Мэна, изображающий самого Жоффруа с гербовым щитом, где на лазоревом поле предположительно четыре вздыбленных золотых льва (точное число львов трудно определить из-за положения, в каком нарисован щит). Граф был зятем Генриха I, короля Англии, правившего в 1100-1135 годах, который, согласно хронике, и пожаловал ему этот герб.

Первым английским королём, имевшим личный герб, был Ричард I Львиное сердце (1157-1199). Его три золотых леопарда использовались с тех пор всеми королевскими династиями Англии.

"КТО ЗДЕСЬ ГОРЕСТЕН И БЕДЕН, ТАМ БУДЕТ БОГАТ!"

Крестовые походы, продолжавшиеся с 1096 по 1291 год, составили целую эпоху в европейской истории. Начало этой двухсотлетней войны было спровоцировано утвердившимися в Палестине турками - фанатичными мусульманами, которые, вооружённые своей непримиримой религией, начали осквернять святыни христианства и чинить препятствия христианам, желавшим совершить паломничество в Палестину и Иерусалим. Но истинные причины лежали более глубоко и заключались в многовековом противостоянии Европы и Азии, продолжающемся до сих пор. Азиатские племена, объединённые под знаменем ислама, начали грандиозную экспансию, в результате которой покорили Сирию, Палестину, Египет, Северную Африку, Испанию, грозили Константинополю и подбирались уже к самому сердцу Европы. В 711 г. арабское войско числом 7000 человек под предводительством Тарика ибн Зияда переправилось через пролив Гибралтар на Европейский континент. Так началось завоевание Пиренейского полуострова (скала на испанском берегу именуется с тех пор Гора Тарика, или по-арабски - Джабаль-Тарик, что в испанском произношении превратилось в Гибралтар). К 715 году в руках мусульман был почти весь Пиренейский полуостров. В 721 году войска Омейядов, правивших огромным халифатом в 661-750 годах, перешли через Пиренеи, захватили Испанию и начали завоевание Южной Франции. Они овладели городами Нарбонном и Каркассоном. Так возникли новые опорные пункты для нападений на Аквитанию и Бургундию. Правитель франков Карл из рода Каролингов (689-741) нанес арабам поражение, когда они дошли уже до Луары. Это произошло в 732 году в битве при Пуатье. Победа принесла ему прозвище Мартелл - "молот", потому что он остановил продвижение мусульман по Западной Европе. Но арабы еще несколько десятилетий удерживали власть в Провансе. Военная экспансия мусульманских завоевателей способствовала проникновению в Европу арабского искусства и философии в короткий период их расцвета. Арабская культура дала импульс развитию медицины и естественных наук в Западной Европе. В Византии мусульман громил император Лев III Исавр. Дальнейшее распространение ислама было остановлено начавшимся политическим разложением мусульманского мира, до тех пор сильного и страшного своим единством. Халифат раздробился на части, враждовавшие друг с другом. Но в XI веке турки-сельджуки начали новое наступление на Запад, остановившись под самыми стенами Константинополя.

К тому времени земли Западной Европы оказались поделенными между светскими и церковными феодалами. Феодальный строй укреплялся, сменяя общинный с его военной демократией. Усиливалось угнетение и обнищание народа - свободных землепашцев практически не осталось, крестьяне были закрепощены и обложены данью. Феодалы придумывали все новые и новые налоги, соревнуясь в поборах с церковью - крупнейшим феодальным собственником, чья алчность не знала границ. Жизнь становилась невыносимой, отчего население Европы, с нетерпением ожидавшее прекращения своих мучений в связи с обещанным церковью концом света и наступлением рая на Земле, находилось в состоянии религиозной экзальтации, выражавшейся в стремлении ко всякого рода духовным подвигам и в готовности к христианскому самопожертвованию. Поток пилигримов возрос. Если арабы в прежние времена относились к ним терпимо, то теперь турки начали нападать на паломников и разрушать христианские храмы. Этим решила воспользоваться римско-католическая церковь, вынашивавшая планы мирового господства, для чего в первую очередь требовалось подчинить отколовшуюся восточную - византийскую - церковь и повысить свои доходы за счет приобретения новых феодальных владений - епархий. В последнем интересы церкви и феодалов вполне совпадали, так как свободных земель и крестьян, на них сидящих, больше не осталось, а согласно правилу "майората" земля переходила по наследству от отца только к старшему сыну. Так что призыв папы Урбана II к защите Гроба Господня пал на благодатную почву: тягостные социально-экономические условия в Европе привели к появлению множества отчаявшихся людей, которым нечего было терять, и которые готовы были отправиться в рискованное путешествие на край света в поисках приключений, богатства и славы "воинов Христа". Помимо движимых захватническими побуждениями крупных феодалов, идею похода на Восток восприняли многочисленные мелкие феодалы-рыцари (младшие члены феодальных семей, не могущие рассчитывать на получение наследства), а также купцы многих торговых городов, надеющихся уничтожить своего главного конкурента в торговле с богатым Востоком - Византию. Но самый большой энтузиазм испытывал, разумеется, простой народ, доведенный нищетой и лишениями до отчаяния. Огромные массы людей воодушевились речью папы Урбана в Клермоне 24 ноября 1095 года и дали обет идти войной против неверных за освобождение Гроба Господня и Святой земли. Они нашивали на одежду кресты, вырезанные из материи (нередко взятой из одеяния самих священников, призывавших массы на подвиг), из-за чего и получили название "крестоносцев". Под крики "Так хочет бог!" многие отправлялись в путь прямо с Клермонской равнины, следуя пропагандистскому призыву папы: "Земля, которую Вы населяете, сделалась тесной при вашей многочисленности. Отсюда происходит то, что вы друг друга кусаете, и друг с другом сражаетесь... Теперь же может прекратиться ваша ненависть, смолкнет вражда и задремлет междоусобие. Предпримите путь ко гробу святому, исторгните ту землю у нечестивого народа и подчините ее себе. ...Кто здесь горестен и беден, там станет богат!".

Первый крестовый поход состоялся в 1096 году, но гербы вполне могли появиться несколько раньше. Проблема состоит в том, что первые документальные свидетельства о гербах появились спустя как минимум двести лет после их возникновения. Возможно, тесная связь крестовых походов с зарождением геральдики объясняется тем, что именно в этот период использование гербов приняло массовый характер. Это потребовало создания упорядоченной системы символических изображений как средства коммуникации, ибо герб служил опознавательным знаком, несущим какую-то информацию о владельце и хорошо различимым на расстоянии.

С XII века доспехи становятся всё более и более сложными, шлем закрывает все лицо рыцаря, сам он одевается в броню целиком, с головы до пят. Кроме того, при некоторых отличиях, все доспехи были однотипными, так что опознать рыцаря не только издали, но и вблизи стало невозможно. Эта ситуация дала импульс к массовому использованию герба в качестве опознавательного знака. В дополнение к гербу, изображённому на щите, постепенно появились дополнительные гербовые знаки, которые были призваны помочь рыцарям узнавать друг друга на расстоянии и в пылу боя: навершие (клейнод) - укреплённое на верхушке шлема украшение из рогов животных и перьев птиц (этот элемент получил развитие во время рыцарских турниров), а также геральдические вымпелы и штандарты. Сочетание двух видов родовых знаков - щита и навершия - составило в дальнейшем материальную основу герба.

Но вернемся к крестовым походам. Многое в геральдике указывает на то, что она сложилась во время завоевания Востока крестоносцами. Вот эти признаки. Термин эмаль, которым обозначаются геральдические цвета, имеет восточное происхождение. Слово происходит от персидского "mina", означающего синий цвет неба (первые эмали были синего цвета). Уникальная техника эмалевой росписи пришла в Европу из Персии, Аравии и Византии. Именно таким способом - наложением эмали - раскрашивались стальные латы, щиты и специальные гербовые доски, которые герольды выставляли на турнирах. Голубой цвет или лазурь - "azur" - был привезен в Европу с Востока - само его современное название ультрамарин (заморская синева), напоминает об этом. Геральдическое название "azur" происходит от персидского "azurk" - синий. Отсюда же происходит и название лазурита (ляпис-лазурь), камня, залегающего преимущественно в Афганистане, из которого получают эту краску. Название красного цвета - "гюльз" (gueulez) - произошло от окрашенных пурпуровой краской мехов, которыми крестоносцы обшивали свои походные одежды вокруг шеи и рукавов (в разделе "Правила геральдики" будет рассказано о том, что геральдические фигуры часто изготовлялись из кусков меха, набитого на щит). Название происходит от слова "gul" - красный, на персидском языке обозначающего цвет розы. Происхождение зеленого цвета - "vert", также называемого "sinople", идет, вероятно, от красителей, производившихся на Востоке. Оранжевый цвет, чаще встречающийся в английской геральдике, называется "tenne" - от арабского "henne". Так назывался растительный желто-красный краситель, известный нам как хна. У азиатских и арабских вождей есть древний обычай окрашивать хной гриву, хвост и живот своих боевых коней, и правую руку, сжимающую оружие. Вообще же жители Востока окрашивают хной волосы и ногти. Восточное происхождение имеет название щита со специальным полукруглым вырезом с одного или обоих краев, куда вставляется копье. Этот щит называется "тарч" - так же, как и его арабский прототип.

Своим происхождением обязаны крестовым походам две важных детали геральдической конструкции - намёт и бурлет. В первом крестовом походе десятки рыцарей ежедневно погибали от зноя, так как их стальные доспехи раскалялись на солнце. Крестонсцам пришлось заимствовать у арабов способ, применяемый жителями пустыни и по сей день: чтобы спастись от жаркого солнца и предотвратить нагревание шлема, арабские и персидские воины использовали кусок материи, набрасываемый на голову и плечи и закрепляемый на голове обручем из сплетенного верблюжьего волоса, перевитого шелковыми нитями. Так называемая куфья и сегодня составляет неотъемлемую деталь арабского костюма. От нее и происходит намёт или ламбрекен ("lambrequin", от латинского "lambellum" - клочок или кусок материи), а также бурлет (от французского "burrelet" - венок). Намёт является обязательной частью герба, и изображается в виде накидки с развевающимися концами, закрепленной на шлеме с помощью бурлета или короны. Намёт бывает или целым, с орнаментально вырезанным краем (особенно в ранних гербах) или иссечённым, с длинными, прихотливо переплетёнными лоскутами (вероятно, рассечённый сабельными ударами намёт указывал на отвагу обладателя герба - участника самых жарких схваток).

Во время крестовых походов европейские феодалы, которые были хорошо всем известны у себя на родине, влились в огромное интернациональное войско и на общем фоне потеряли обычно ярко выраженную внешнюю индивидуальность, из-за чего и возымели потребность как-то выделять себя из массы таких же рыцарей, демонстрировать свою национальную, родовую и военную принадлежность. Завоевания крестоносцев всегда сопровождались ужасным разбоем и грабежом, поэтому было установлено правило, согласно которому рыцарь, первым ворвавшийся в любой дом взятого города, объявлялся собственником всего, что в нем находилось. Рыцари должны были как-то отмечать награбленное, чтобы оградить его от посягательств соратников. С появлением гербов эта проблема решалась прибиванием к двери дома щита с гербом его нового владельца. Такую потребность имели не только отдельные крестоносцы, но и крупные военачальники: жители взятых их отрядами домов и кварталов вывешивали у себя знамена этих войск, чтобы не подвергнутся грабежу со стороны других феодалов. Здесь следует отметить, что конфликты из-за дележа добычи, стычки и споры за честь взятия того или иного города возникали в среде крестоносцев постоянно. Еще можно добавить, что все крестовые походы были очень плохо организованы. При подготовке военных операций царила полная неразбериха, а во время сражений происходила всеобщая свалка. Все свои раздоры, алчность, коварство и жестокость, от которых стонала Европа, светские и церковные феодалы принесли с собой на Восток. Позднее это (как и традиционно предательская политика Византии) приведет к краху крестоносного движения и изгнанию европейцев с захваченных территорий, а пока назрела необходимость как-то упорядочить ситуацию. Пример был перед глазами: арабские воины пользовались щитовыми эмблемами, как правило состоящими из надписей или рисунков цветов и фруктов. Этот обычай, как и множество других, был заимствован крестоносцами и стал одним из камней в фундаменте зарождающейся геральдики.

Следствием крестовых походов было угасание многих дворянских родов Европы, все мужские представители которых гибли во время кампаний. Знатные фамилии, чьи корни уходили в эпоху завоевания Рима варварскими племенами, просто исчезали. Вследствие этого европейские монархи впервые вынуждены были жаловать дворянство, создавая новую аристократию. Гербы играли при этом важнейшую роль, так как часто единственным основанием претендовать на дворянство и документальным доказательством благородного происхождения был гербовый щит, привезенный из Святой земли.

Итак, скопление в одном месте множества феодалов из разных стран (необычная для Европы ситуация), интернациональный характер крестоносного войска, необходимость опознавать друг друга и (в условиях неграмотности и языковых барьеров) утверждать свое собственное имя, а также особенности вооружения, способ ведения войны и заимствование множества изобретений восточной цивилизации - все это стало причиной возникновения и оформления геральдики.

Рыцарским турнирам герб обязан не в меньшей степени, чем крестовым походам. Турниры появились до крестовых походов. Во всяком случае имеется упоминание о воинских играх, происходивших в 842 году в Страсбурге во время переговоров Карла Лысого и Людовика Немецкого. Вероятно, турниры оформились во Франции в середине XII века и затем распространились в Англию и Германию. В некоторых хрониках изобретателем турниров называется французский барон Г. де Прелли, но скорее всего он только разработал первые правила для турниров.

Турниры надолго стали неотъемлемой частью западноевропейской жизни. К участию в них допускались только рыцари с безупречной репутацией. Нарушение рыцарского кодекса грозило ужасным позором. Около 1292 года были введены новые, более безопасные правила для турниров - "Statutum Armorum". Можно было пользоваться только тупым оружием. Каждому рыцарю разрешалось иметь только трёх оруженосцев. В поединках теперь применялись специальные копья, легко ломающиеся при ударе. Запрещалось сражаться вне очереди, ранить лошадь противника, наносить удары иначе, чем в лицо или грудь, продолжать бой после того как противник поднял забрало, выступать группой против одного. Нарушители лишались оружия, лошадей и заключались в тюрьму на срок до трёх лет. Появились особые турнирные доспехи настолько массивные, что рыцарь и его лошадь с трудом выдерживали их вес. Сами лошади с XIII века также оделись в броню. Так же, как и щиты рыцарей, попоны лошадей имели геральдическую раскраску. Следует сказать ещё о двух важных деталях. Рыцаря должно было быть хорошо видно сверху, с трибун, особенно во время общей схватки. Вот почему появились (или во всяком случае широко распространились) упомянутые уже навершия - укреплявшиеся на верхушке шлема фигуры, изготовленные из лёгкого дерева, кожи и даже из папье-маше (позднее - из более дорогих материалов). Знаменитый германский странствующий рыцарь XIV века Ульрих фон Лихтенштейн, принявший участие в нескольких турнирах одетый как легендарный король Артур, ввёл моду на сложные навершия: он носил шлем, украшенный фигурой Венеры, в одной руке держащей факел, а в другой - стрелу. Палатки или шатры, в которых рыцари готовились к состязаниям, хранили оружие и отдыхали в перерывах между боями (такими же палатками пользовались в походах крестоносцы), в дальнейшем также найдут отражение в искусстве геральдики - они превратятся в геральдическую мантию и шатёр "сень".

Из дикого кровавого побоища турниры эволюционировали в красочные театрализованные представления, где формальности приобретали всё большее значение, а собственно борьба стала менее важной и более условной. Например, в "Турнире Мира", проведённом в Виндзорском парке в Англии в 1278 году, употреблялись мечи, сделанные из обтянутого пергаментом китового уса, и посеребрённые, шлемы из варёной кожи и щиты из лёгкого дерева. За определённые достижения в состязании рыцарь получал очки (например, премиальные очки начислялись за сбитое навершие). Победителя определяли коронованные особы, старейшие рыцари или специально назначенные судьи (нередко - герольды), иногда вопрос о победителе решали дамы, в честь которых сражались рыцари. Турниры традиционно были проникнуты подчёркнуто благоговейным отношением к женщине, составлявшим едва ли не основу рыцарского кодекса. Награда победителю в турнире доставалась из рук дамы. Рыцари выступали украшенные каким-нибудь значком, полученным от своих дам. Иногда дамы приводили своих рыцарей связанными цепью - цепь считалась символом особой чести и доставалась лишь избранным. В каждом состязании последний удар наносился в честь дамы, и здесь рыцари особенно старались отличиться. После турнира дамы вели победителя во дворец, где его разоружали и устраивали в его честь пир, на котором герой занимал самое почётное место. Имена победителей заносились в особые списки, их подвиги передавались потомкам в песнях менестрелей. Победа в турнире приносила и материальные выгоды: иногда триумфатор отбирал у противника лошадь и оружие, брал его в плен и требовал выкупа. Для многих бедных рыцарей это был единственный способ добыть средства к существованию.

С пятницы до воскресенья, когда турниры разрешались церковью, каждый день шли поединки, а вечерами устраивались танцы и празднества. Существовало несколько видов состязаний: конные ристания, когда рыцарь должен был выбить противника из седла ударом копья; битва мечами; метание копий и стрел; осада деревянных замков, выстроенных специально для турниров. Другим, помимо турнира, способом проявить храбрость была "защита проходов". Группа рыцарей объявляла, что в честь своих дам будет оборонять какое-либо место от всех желающих. Так, в 1434 году при Орбиго, в Испании, десять рыцарей в течение месяца обороняли мост от шестидесяти восьми соперников, проведя более семисот поединков. В XVI веке стали популярны пешие поединки на коротких копьях, булавах и секирах. В Европе к участию в турнирах допускались исключительно лица благородного происхождения. В Германии требования были более либеральны: иногда, чтобы получить разрешение, достаточно было сослаться на предка, принимавшего участие в рыцарском турнире. Можно сказать, что главным пропуском на турнир был герб, доказывающий высокое происхождение владельца и его положение в родовой иерархии. Для знатоков, каковыми были герольды, предъявленный герб содержал всю необходимую информацию. Вот почему важнейшей частью турнирного этикета были гербы, которых стало так много, что настала пора навести порядок в этой области.

Герольды систематизировали знания о гербах, выработали общие принципы и правила их составления и распознавания и в конечном счёте создали науку "гербоведение" или "геральдику"
Существует два варианта происхождения терминов "геральдика" и "герольд": от позднелатинского heraldica (от heraldus - глашатай), или от немецкого Herald - испорченного Heeralt - ветеран, как называли в Германии в средние века людей, имевших репутацию доблестных и храбрых воинов, приглашавшихся в качестве почётных гостей и судей на разные торжества, и, в частности, на турниры. Эти ветераны должны были сохранять обычаи рыцарства, вырабатывать правила турниров, а также следить за их соблюдением.
Предшественниками герольдов были представители нескольких родственных профессий, чьи обязанности объединялись и уточнялись, что привело к появлению герольдов в классическом понимании этого слова - глашатаи, придворные и странствующие менестрели, а также упомянутые выше ветераны.
Глашатаи или парламентёры использовались ещё в древних армиях, как используются и ныне - для переговоров с противником, для оглашения указов и разного рода объявлений.

Менестрелями (франц. menestrel, от средневекового латинского ministerialis) называются средневековые певцы и поэты. Во всяком случае такой смысл этот термин приобрёл во Франции и Англии в конце средних веков. Первоначально во всех феодальных государствах министериалами назывались лица, состоявшие на службе у сеньора и исполнявшие при нём какую-либо специальную обязанность (ministerium). Среди них были и поэты-певцы, в отличие от своих странствующих собратьев по ремеслу постоянно находившиеся при дворе или высокопоставленном лице. Во Франции в XII веке менестрелями иногда назывались служащие короля вообще, а иногда - его придворные поэты и певцы. Функция придворных менестрелей состояла в воспевании и прославлении подвигов своих господ-феодалов. А отсюда недалеко уже и до функции распорядителей придворных церемоний и, в частности, рыцарских турниров. Вполне вероятно, что странствующие менестрели, чьё искусство было востребовано при дворах европейских феодалов, накопили опыт в распознавании гербов, постоянно их окружавших. Древнейшим из известных поэтов-герольдов был Конрад Вюрцбургский, живший в XIII веке. О функциях ветеранов, по роду своей деятельности имевших непосредственное отношение к гербам, уже было сказано.

Не исключено, что представители всех трёх профессий назывались в определённый исторический момент одним общим термином - герольды. Так или иначе, но распространение рыцарских турниров способствовало появлению особых официальных лиц, которые должны были провозглашать открытие турнира, разрабатывать и соблюдать церемониал его проведения, а также объявлять все поединки и имена их участников. Это требовало специальных знаний - герольд должен был хорошо знать генеалогию благородных семейств, чьи представители принимали участие в боях, и уметь распознавать гербы рыцарей, съехавшихся на турнир. Так постепенно профессия герольдов приобретает сугубо геральдический характер, а на турнирах рождается собственно геральдика.

Французское название геральдики - "blason" - происходит от немецкого "blasen" - "трубить в рог" и объясняется тем, что когда рыцарь подъезжал к барьеру, ограждавшему место проведения турнира, он трубил в рог, чтобы возвестить о своём прибытии. Тогда выходил герольд и по требованию судей турнира описывал вслух герб рыцаря в доказательство его права принять участие в турнире. От слова "blasen" происходит и французское "blasonner", немецкое "blasoniren", английское "blazon", испанское "blasonar" и русское слово "блазонировать" - то есть описывать герб. Герольды создали для описания гербов особый жаргон (и сегодня используемый специалистами по геральдике), основанный на старофранцузском и средневековой латыни, так как само рыцарство, как и многое с ним связанное - рыцарский кодекс, оружейные разработки, турниры и, наконец, геральдика - берёт начало из Франции, а точнее из империи Карла Великого (747-814), населённой франко-германскими племенами. Большая часть геральдической терминологии обозначается квазифранцузскими, устаревшими словами. В средние века французский язык использовался правящими классами в большинстве стран Западной Европы, так что правила геральдики должны были быть составлены на этом языке. Впрочем, некоторые геральдические термины настолько витиеваты, что кажутся нарочно разработанными для того, чтобы озадачить непосвящённых. О выработанных герольдами специальных терминах речь пойдёт ниже.

Предполагается, что русское слово "герб" заимствовано из польского "herb" и встречается во многих славянских и германских наречиях (herb, erb, irb) в значении наследник или наследство. Славянское название этого опознавательного знака прямо указывает на его наследственный характер. Английский термин "coat of arms", обозначающий герб, произошёл от названия особого предмета одежды "surcoat" - полотняной или шёлковой накидки, предохраняющей доспехи рыцаря от солнца и дождя (слово "рыцарь" происходит от немецкого "ritter" - всадник).

Итак, гербы приобретают всё большее значение в странах Западной Европы. В Англии с XII века герольды пользуются почётом при дворе королей. Эдуард III (1312-1377) учредил геральдическую коллегию, функционирующую по сей день (это учреждение - "The College of Arms" - располагается в Лондоне на Queen Victoria Street). Во Франции Людовик VII (1120-1180) установил обязанности герольдов и повелел украсить геральдическими лилиями все королевские регалии. При французском короле Филиппе II Августе (1165-1223) герольдов начинают одевать в рыцарское платье с гербом владельца и возлагают на них некоторые обязанности на турнирах. Обязанности герольдов точно формулируются к середине XIV века. Звание герольда становиться почётным, в него возводят лишь после какой-либо битвы, турнира или церемонии. Для этого государь возливал на голову посвящаемого кубок вина (иногда воды) и давал ему имя города или крепости, связанных с церемонией посвящения, которое герольд сохранял до получения следующей высшей степени - звания оружейного короля (фр. "roi d"armes", нем. "Wappenkoenig"). Обязанности герольда делились на три главные группы: 1) на них возлагалось объявление войны, заключение мира, предложение сдачи крепости и тому подобное, а также счёт убитых и раненых во время битвы или турнира и оценка доблести рыцарей; 2) они обязаны были присутствовать на всех торжественных церемониях - на коронации или погребении государя, при возведении в рыцарское достоинство, торжественных приёмах и т.д.; 3) на них возлагались чисто геральдические обязанности - составление гербов и родословных.
Труд герольдов оплачивался очень хорошо, существовала традиция не отпускать присланного герольда без подарка, чтобы не проявить неуважение к приславшему его государю.

Каждое государство делилось на несколько геральдических марок, бывших под наблюдением одного "оружейного короля" и нескольких герольдов. Например, Франция в 1396 году делилась на восемнадцать таких марок. В Германии в XIV веке отдельные провинции также имели своих герольдов.
Правда, с XVIII века герольды теряют своё средневековое значение, но не исчезают бесследно, и до сих пор используются на торжественных церемониях - коронациях, бракосочетаниях и т.п.

Спустя столетия после возникновения гербов начинают появляться первые научные работы по геральдике и собственно гербовники, самым ранним из которых, по-видимому, является " Zuricher Wappenrolle", составленный в Цюрихе в 1320 году.

Во Франции Яков Бретекс в конце XIII века описывает турниры и гербы их участников. Но самым ранним трудом с изложением правил геральдики считается монография итальянского юриста Бартоло, чей "Tractatus de insigniis et armis" был опубликован в 1356 году.
Берри, главный герольд Франции при дворе Карла VII (1403-1461), по заданию короля объехал всю страну, посещая замки, аббатства и кладбища, изучая изображения гербов и составляя родословные старинных знатных фамилий. На основе проведённых изысканий он составил труд "Le registre de noblesse". После него французские герольды начали вести регулярные генеалогические записи. Аналогичное задание получали от королей в период с Генриха VIII (1491-1547) до Джеймса II (1566-1625) английские герольды, осуществлявшие так называемые "геральдические визиты" - инспекционные поездки по стране с целью переписи знатных семейств, регистрации гербов и проверки их правомочности. Оказалось, что большинство старинных гербов, появившихся до 1500 года, было присвоено владельцами самовольно, а не пожаловано королём. Изобрести простой герб не составляло труда. Ситуация, в которой три не имеющих родственных связей между собою дворянина имели одинаковые гербы, не была редкостью, а лишь доказывала, что эти гербы приняты ими произвольно. Когда на этой почве между владельцами одинаковых гербов возникал спор, каждый апеллировал к королю как к последней инстанции. Примечательно, что когда спор разрешался, дворянин, вынужденный в результате отказаться от своего герба, утешался тем, что самостоятельно изобретал себе новый.
Материалы, собранные во время "геральдических визитов", легли в основу английской генеалогии и геральдики.

ГОРОДСКИЕ ГЕРБЫ

В основе городских и государственных гербов - печати феодалов, удостоверявшие подлинность документов, рассылаемых ими из своих владений. Родовой герб феодала, таким образом, переходил сначала на печать замка, а потом и на печать принадлежащих ему земель. При возникновении новых городов и образовании новых государств требования времени и юридические нормы приводили к созданию гербов, либо совершенно новых, не заимствованных из родовых дворянских гербов, а несущих символические изображения, указывающие на местные достопримечательности, исторические события, хозяйственный профиль города, либо смешанных. В качестве примера можно привести герб Парижа, в котором соседствуют корабль и лазоревое поле с золотыми лилиями. Корабль символизирует, с одной стороны, лежащий в самом центре города остров де ля Сите на реке Сене, имеющий форму корабля, а с другой - торговлю и торговые компании, главную составляющую городского хозяйства. Лазоревое поле с золотыми лилиями - старая эмблема династии Капетингов, под покровительством которой находился Париж.

С конца XIII и в течение XIV веков геральдика проникает во все области общественной жизни, а геральдическая терминология становится общеупотребительной в культурных слоях общества. Геральдика входит в моду в литературе, искусстве, быту. Гербы появляются повсюду, начиная с рыцарских доспехов и кончая ошейниками любимых собачек. Вернувшиеся из крестовых походов рыцари начали, подражая роскошным одеждам восточных правителей, носить особые гербовые одеяния, соответствующие по расцветке своим гербам и украшенные вышитыми гербовыми фигурами и девизами. Прислуга и оруженосцы получают одежду с гербом своих господ, обыкновенные дворяне надевают платье с гербами своих сеньоров, знатные дамы начинают носить платья с изображениями двух гербов: справа - герб мужа, слева - собственный. При французском короле Карле V Мудром (1338-1380) в моду вошли одежды, раскрашенные наполовину одним, наполовину другим цветом. От дворян и их оруженосцев эта мода перешла к представителям городских сословий. Таким образом, геральдика становится важной составляющей культуры Западной Европы.

Наряду с индивидуальной геральдикой, в средневековье получили развитие и другие её направления - городское и корпоративное, в том числе церковное. Городские ремесленники и торговцы создавали гильдии, регистрируемые в качестве "юридических лиц" и снабжаемые соответственно гербами. Было принято, что члены гильдии носили одежду геральдических цветов своей ассоциации - особые ливреи. Так, например, члены лондонской Мясницкой компании носили бело-голубые ливреи, пекари - оливково-зелёного и каштанового цветов, торговцы восковыми свечами носили ливреи бело-голубой расцветки. Лондонской компании скорняков было позволено использовать в своём гербе горностаевый мех, хотя в соответствии со средневековыми нормами этот геральдический цвет мог использоваться только королевскими и дворянскими семействами в знак их исключительности и превосходства. На корпоративные гербы помещались главным образом орудия труда.

Подобные гербы, называемые гласными - "armes parlantes", в которых название ремесла передавалось геральдическими символами, получают многие цехи и гильдии. Вот, например, как выглядели гербы цехов Гента, одного из крупнейших ремесленных центров средневековья: бондари изобразили на щите своего герба рабочий инструмент и кадушку, мясники - быка, торговцы фруктами - фруктовое дерево, цирюльники - бритву и ножницы, сапожники - сапог, рыботорговцы - рыбу, корабельщики - строящееся судно. Цех золотых дел мастеров Парижа получил от короля Филиппа VI (1293-1350) герб с изображением королевских золотых лилий, соединенных с золотым крестом и эмблемами их ремесла - золотыми сакральными сосудами и коронами, с девизом "In sacra inque coronas". Аптекари изображают на гербах весы и ланцет, гвоздари - молоток и гвозди, колёсники - колёса, изготовители игральных карт - символы карточных мастей. Кроме того, в корпоративных гербах встречались изображения святых покровителей соответствующих ремёсел. Французский король Людовик XIII, желая поднять значение купечества, пожаловал шести купеческим гильдиям Парижа гербы, в которых корабль с парижского городского герба соседствовал с символами соответствующих ремесел и девизами.

Желающие подражать аристократии богатые горожане пользовались фамильными знаками наподобие гербов, хотя они и не были официальными. Но нуждавшееся в деньгах французское правительство решило обратить распространившуюся моду себе на пользу и разрешило обзавестись гербами всем желающим, но за плату. Более того, алчные чиновники даже обязывали горожан обзаводиться гербами. В результате введения в 1696 году налога на право иметь личный герб казна начала получать значительный доход, так как гербов регистрировалось огромное количество. Но вследствие этого значение гербов во Франции сильно упало - неимоверно расплодившиеся гербы обесценились.

Учебные учреждения также столетиями использовали гербы. Университеты часто получали гербы их основателей, как, например, колледж Христа в Кембридже, основанный леди Маргарет Бьюфорт. Итонский колледж в 1449 году получил герб от своего основателя короля Генриха VI (1421-1471), набожного отшельника, чья неспособность править стала одной из причин Войны Алой и Белой розы. Три белые лилии на этом гербе символизируют Деву Марию, в честь которой был основан колледж. Многие частные и коммерческие фирмы и сегодня стремятся получить герб, так как наличие такого герба придаёт фирме солидность и надёжность. Например, относительно недавно получила герб известная английская торговая компания Херродс.

С первых дней своего существования церковь претендовала на высшую и абсолютную власть в этом мире, поэтому присвоила себе все атрибуты светской власти, в том числе и гербы. Гербом папства в XIV веке стали скрещенные золотой и серебряный ключи апостола Петра - "разрешающий" и "вяжущий", перевязанные золотым шнуром, на червлёном щите под папской тиарой. Эти символы получили различные толкования, на которых мы не будем здесь останавливаться. Скажем лишь, что герб указывает на полученные Петром права "решать" и "вязать" все дела церкви и на то, что эти права унаследовали от него преемники - папы. Этот герб сегодня является официальным гербом Ватикана, но каждый папа получает свой собственный герб, в котором ключи и тиара обрамляют щит. Например, действующий папа Иоанн Павел II имеет герб, полученный им ещё в бытность архиепископом Краковским из рук специалиста по геральдике архиепископа Бруно Хайма. Крест и литера "М" на гербе символизируют Христа и Деву Марию. Следует сказать, что размещение в гербе каких-либо надписей, кроме девизов, считается дурным тоном, но автор герба оправдывается, ссылаясь на традиции польской геральдики (о которой пойдёт речь дальше), где первоначально использовались рунические письмена. Действительно, литера "М" напоминает руну аналогичного начертания.

На флаге Ватикана изображён малый герб города-государства, в котором отсутствует червлёный щит, но этот цвет перенесён на шнур, связывающий ключи. Очевидно, для флага выбраны цвета ключей - золотой и серебряный.

Церковь, бывшая крупнейшим феодалом средневековья, рано начала использовать гербы в практических целях - для идентификации и демонстрации территориальной принадлежности церковных организаций. Гербы встречаются на печатях аббатств и епископов с XII века. Наиболее распространённые символы церковной геральдики - ключи св. Петра, орёл св. Иоанна и другие знаки, символизирующие различных святых, детали церковного обихода, и самые разнообразные кресты. В Великобритании существуют определённые правила для гербов руководителей церкви, показывающие их статус в церковной иерархии. Например, гербы архиепископов и епископов украшаются митрами (герб папы римского венчает тиара), а на гербы священников более низкого ранга помещаются, в соответствии с их статусом, особые шляпы разных цветов, снабжённые разноцветными шнурами и кистями. Декан, например, может иметь чёрную шляпу с двумя фиолетовыми одинарными шнурами с тремя красными кисточками на каждом из них. Священники Римской католической церкви не входят в юрисдикцию официальных геральдических органов, но используемые ими гербы регулируются специальным распоряжением с 1967 года. Например, герб католического архиепископа может содержать зелёную шляпу с двумя зелёными одинарными шнурами, каждый из которых снабжён десятью зелёными кисточками.

В основе всех государственных гербов европейских стран лежали родовые гербы правящих династий. На многих современных европейских государственных гербах в том или ином виде присутствуют львы и орлы - традиционные символы власти и государственности.

На гербе Дании - три лазоревых леопарда на золотом поле, украшенном червлёными сердцами - так около 1190 года выглядел герб короля Кнуда VI Вальдемарссона. Наравне с английским этот герб можно считать старейшим европейским государственным гербом. На большом королевском гербе Швеции львы поддерживают щит, а также присутствуют во второй и третьей четвертях щита. Около 1200 года у правителя Норвегии появился свой герб, на котором изображён золотой в червлёном поле коронованный лев св. Олафа, в передних лапах сжимающий боевой топор. Лев финского герба постепенно сформировался к XVI веку. На гербах Бельгии, Нидерландов и Люксембурга также обосновался лев - старая эмблема герцогов Бургундских. На гербе Нидерландов - золотой лев с серебряным мечом и пучком стрел в лапах. Это союзная эмблема Республики Соединённых Провинций Нидерландов, получившей независимость в 1609 году. Республиканский герб в целом сохранился и после создания королевства в 1815 году. Современный вид герб принял в 1917 году, когда по инициативе принца-консорта Генриха Мекленбургского (1876-1934) королевская корона на голове льва была заменена на обычную, появились мантия с сенью и львы-щитодержатели. По решению Венского конгресса, устанавливавшего новый европейский порядок после крушения наполеоновской империи, Нидерланды получали независимость. Королём Нидерландов под именем Вильгельма I становился сын последнего штатгальтера нидерландской республики Вильгельм VI Оранский. Но южные провинции Нидерландов решили отстоять собственную независимость. В 1830 году в Брабанте произошло восстание, и с тех пор брабантский золотой лев в чёрном поле стал восприниматься как символ независимости союза южных провинций. В 1831 году было провозглашено королевство Бельгия, гербом которого стал герб Брабанта. Герб Люксембурга был утверждён королём Нидерландов Вильгельмом I в 1815 году, так как он был ещё и великим герцогом Люксембургским. Льва можно увидеть и на других государственных гербах. В международной государственной геральдике лев соседствует с другим символом высшей власти - орлом. Его можно видеть на гербах Австрии, Албании, Боливии, Германии, Индонезии, Ирака, Колумбии, Ливии, Мексики, Польши, Сирии, США, Чили и многих других стран. К сожалению, объём этой статьи не позволяет уделить внимание каждому из них, поэтому здесь мы рассмотрим лишь некоторые примеры.

Австрийский трёхполосный (красно-бело-красный) щит был гербом герцогов Бабенбергов, правивших этой страной до 1246 года. Его изображение появилось на печатях герцогов в 20-30-е годы XIII века. Ранее, во второй половине XII века, на печати первого австрийского герцога Генриха II Бабенбергского впервые появляется изображение чёрного орла - весьма распространённой геральдической эмблемы. Австрийские рыцари во главе с герцогом Леопольдом V отправились в третий крестовый поход под флагом с чёрным орлом. Скоро, в 1282 году, Австрия перешла под власть новой династии Габсбургов, чьим родовым гербом был красный лев в золотом поле. С 1438 по 1806 год Габсбурги почти непрерывно занимали трон Священной Римской империи, чьей эмблемой традиционно был двуглавый орёл. Он и стал гербом Австрии, а позже Австрийской империи (1804) и Австро-венгерской империи (1868). Такого же орла можно рассмотреть на щите императора Священной Римской империи Фридриха Барбароссы.

В основании герба Великобритании можно заметить растения. Это - негласные (немые) девизы или символы Англии, Шотландии, Ирландии и Уэльса. В разных вариантах герба они могут изображаться как по отдельности, так и собранными в одно фантастическое растение, своеобразный гибрид, состоящий из розы Тюдоров, каледонского чертополоха Шотландии, трилистника ирландского клевера и уэльского лука.

Роза Тюдоров сложилась из алой розы Ланкастеров и белой розы Йорков, сражавшихся между собой за английский трон. После "Войны Алой и Белой розы", продолжавшейся с 1455 по 1485 год, основатель новой династии Генрих VII (1457-1509) объединил эмблемы враждовавших домов в одну. Трилистник присоединился к "гибриду" розы и чертополоха в 1801 году с образованием Соединённого королевства Великобритании и Ирландии.

Роза, чертополох, трилистник и лук иллюстрируют ещё одну область геральдики. Разнообразные значки, прикреплявшиеся на одежду, которые могли символизировать конкретного человека, страну или какое-нибудь понятие, появились ещё до гербов, в древности, и в средневековье приобрели большую популярность. С развитием геральдики эти значки начали приобретать геральдический характер. Значок как правило представлял одну основную эмблему родового герба, многие из которых были весьма сложными и состояли из множества деталей. Эти значки призваны были показать принадлежность их обладателей к окружению какого-либо лица или к целому семейству. Во время Войны Алой и Белой розы многие солдаты, особенно иностранные наёмники, одевались в геральдические цвета своего господина. Например, в битве при Босуорте в 1485 году солдаты армии графа Ричмонда носили бело-зелёные куртки, солдаты армии сэра Вильяма Стэнли - красные, и так далее. Кроме того, они носили персональные значки своих полководцев. Это был прообраз военной формы. Во всех современных армиях наряду с элементами геральдики присутствуют специальные значки. Владелец герба мог иметь несколько значков, а также произвольно менять их по своему желанию.

Кроме Западной Европы только Япония к XII веку разработала аналогичную геральдическую систему, называемую "mon". В некоторых европейских языках это ошибочно переводится как "герб", хотя и не является гербом в европейском понимании этого слова. В качестве примера можно рассматривать эмблему императорской семьи - 16-лепестковую хризантему. Подобные знаки также помещались на шлемы, щиты и нагрудники доспехов, но в отличие от гербов никогда не изображались настолько крупно, чтобы их можно было распознать на расстоянии. Если такая идентификация требовалась, "mon" изображался на флагах. Так же, как и европейский герб, "mon" используется в искусстве - для оформления одежды, мебели, интерьера. Так же, как и в европейских королевских семействах, младшие члены японской императорской фамилии имели модифицированное по определённым правилам изображение хризантемы. Так же, как и в Европе, в Японии требовалось юридически оформить "mon". Обе наследственные геральдические системы возникли независимо друг от друга, но сходство их неудивительно, так как феодальные общества развивались по одной схеме. Как и европейская, японская геральдика пережила эпоху рыцарства и широко используется в наше время.

НЕКОТОРЫЕ СООБРАЖЕНИЯ

В Европе, а также в США и других бывших колониях, геральдика продолжает жить, несмотря на то, что феодализм отошёл в прошлое, а сами гербы играют чисто декоративную роль. Но в этих странах геральдика, насчитывающая многовековую историю, стала доброй традицией и в значительной степени демократизировалась. Многие люди, уже давно не имеющие никакого отношения к дворянству, обнаружив среди своих предков обладателя герба, спешат украсить своё жилище гербом с сертификатом в красивой рамке. Вследствие этого постоянно появляются новые гербы. Во многих странах существуют официальные геральдические общества, занимающиеся разработкой и утверждением гербов, генеалогическими исследованиями. Большое число и солидный статус этих организаций свидетельствует о реальной потребности общества в геральдике, которая сегодня является не замшелым осколком истории, а частью современной культуры. Очевидно, что пока есть люди, интересующиеся прошлым своего рода, сохранится и интерес к гербам - свидетелям жестоких войн, героических крестовых походов и роскошных рыцарских турниров (чтобы убедиться в этом, достаточно ознакомиться с приведённым в конце небольшим и, разумеется, неполным списком национальных и международных геральдических организаций, который можно даже не читать, а просто пробежать глазами).

К сожалению, настоящее и будущее геральдики не так оптимистично в России, где практически отсутствует сама почва для её существования. К тому же старая русская геральдика не слишком богата материалом: она включает в себя несколько тысяч дворянских и несколько сотен губернских и городских гербов, большинство которых появилось примерно в одно время и в одном месте - в соответствующем административном учреждении, то есть в сенатском департаменте герольдии. "Общий гербовник дворянских родов Всероссийской империи", составлявший к 1917 году 20 томов, содержал всего лишь около 6 тысяч гербов при общем числе дворянских родов около 50 тысяч. Конечно, это капля в море по сравнению с ресурсами европейской геральдики. Хотя разного рода эмблемы использовались славянами ещё в древности, настоящие гербы появились в России на пятьсот лет позже, чем в Европе, и не в силу практической необходимости, а как красивая игрушка с Запада. Поэтому, не успев укорениться, русская геральдика была унесена вихрями истории.

В процессе создания материалов сайта иногда возникал вопрос - насколько подробными они должны быть? О чём рассказать в общих чертах, а что рассмотреть детально? Степень подробности определялась здравым смыслом, ибо цель сайта - дать читателю лишь общее представление о геральдике, что в какой-то мере отражено в его названии. "Экскурс в геральдику", конечно, не может претендовать на полноту освещения этой обширной области, так как здесь изложены только основные принципы, проиллюстрированные некоторыми примерами. Тем не менее авторы полагают, что данные материалы могут представлять интерес для тех, кто только начал интересоваться геральдикой и испытывает потребность в базовой информации на эту тему.
Усилия современной геральдики как вспомогательной научной дисциплины направлены на изучение гербов, а именно на идентификацию их владельцев, выяснение истории их происхождения и установление времени их создания. Для серьезных исторических изысканий, безусловно, потребуется более детальная информация и более солидные источники, чем "Экскурс в геральдику". Но для того чтобы понять, что такое герб, из чего он состоит, что означают и как называются его основные элементы, и, наконец, чтобы попробовать самостоятельно создать герб, руководствуясь изложенными принципами и ориентируясь на приведённые примеры, с успехом можно воспользоваться нашим обзором. Во всяком случае авторы надеются, что упомянули здесь обо всех основных моментах, необходимых для первых шагов к практическому изучению геральдики.

Перечень некоторых иностранных геральдических организаций:

  • АВСТРАЛИЯ: The Heraldry Council of Australia; The Heraldry Society (Australian ranch); The Heraldry Society of Australia Heraldry AustraliaInc.
  • АВСТРИЯ: Heraldisch-Genealogische Gesellschaft.
  • АНГЛИЯ и УЭЛС: The College of Arms; The Heraldry Society; Institute of Heraldic and Genealogical Studies.
  • БЕЛЬГИЯ: Heraldique et Genealogique de Belgique; Musees Royaux d"Art et d"Histoire; L"Office Genealogique et Heraldique de Belgigue.
  • ВЕНГРИЯ: Magyar Heraldikai es Geneologiai Tarsasag.
  • ГЕРМАНИЯ: Der Herold; Genealogisch-Heraldische Gesellschaft; Wappen Herold; Deutsche Heraldische Gesellschaft.
  • ДАНИЯ: Heraldisk Selskab, Koebenhavn; Dansk Genealogisk Institut;Nordisk Flaggskrift.
  • ИРЛАНДИЯ: The Chief Herald of Ireland"s Office; The Heraldry Scoiety of Ireland.
  • ИТАЛИЯ: Aradico Collegio; Istituto Italiano di Genealogia ed Araldica.
  • КАНАДА: Canadian Heraldic Authority; Heraldry Society of Canada.
  • ЛЮКСЕМБУРГ: Conseil Heraldique de Luxembourg.
  • НИДЕРЛАНДЫ: Koninklijk Nederlands Genootschap voor Geslact en Wapenkunde; Central Bureau voor Genealogie.
  • НОРВЕГИЯ: Heraldisk Forening Norsk; Norsk Vapenring; Norsk Slekthistorik Forening; Kunstindustrimuseet i Oslo; Middelalderforum; Universitetet i Oslo, Historisk Institutt; Universitetet i Oslo Ethnografisk Museum.
  • НОВАЯ ЗЕЛАНДИЯ: The Heraldry Society of New Zealand; The Heraldry Society (New Zealand Branch).
  • ПОЛЬША: Heraldic Records Archive.
  • ПОРТУГАЛИЯ: Institutio Portuges de Heraldica.
  • СКАНДИНАВСКОЕ ОБЩЕСТВО: Societas Heraldica Scandanavica.
  • США: New England Historic Genealogical Society; North American Institute of Heraldic and Flag Studies; American College of Heraldry; The Augustan Society Inc; Genealogical and Heraldic Institute of America; National Genealogical Society.
  • ФИНЛЯНДИЯ: Heraldica Scandanavia; Suomen Heraldinen Seura; Finlands National kommitte for Genealogi och Heraldik; Genealogiska Samfundet i Finland; Heraliske Sallskapet i Finland.
  • ФРАНЦИЯ: Federation des Societes de Genealogie, d"Heraldique et de Sigillographie; La Societe Franeaise D"Heraldique et de Sigillographie; La Societe du Grand Armorial de France.
  • ШОТЛАНДИЯ: Lord Lyon King of Arms, and the Court of Lord Lyon; The Heraldry Society of Scotland; The Scottish Genealogical Society.
  • ШВЕЙЦАРИЯ: Heraldische Schweizersche Gesellschaft.
  • ШВЕЦИЯ: Swedish state herald: Clara Neveous, Riksarkivet - Heraldiska sektionen; Svenska Heraldiska Foreningen (Heraldry Society of Sweden); Heraldiska Samfundet; Skandinavisk Vapenrulla (SVR); Svenska Nationalkommitten for Genealogi och Heraldik; Voestra Sveriges Heraldiska Saellskap; Riddarhuset; Genealogiska Foereningen Genealogical Society).
  • ЮАР: The State Herald; Bureau of Heraldry; The Heraldry Society of Southern Africa.
  • ЯПОНИЯ: The Heraldry Society of Japan.
  • ИНТЕРНАЦИОНАЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ: Academie Internationale d"Heraldique; Confederation Internationale de Genealogie et d"Heraldique; International Congress of Genealogical and Heraldic Studies; International Fellowship of Armorists (Heraldry International); International Genealogical Institute; Church of Jesus Christ of the Latter Day Saints.

По форме правления государства подразделяют на две группы: республики и монархии. Именно от этого фактора зависит то, как организуется верховная власть в стране. Такой вид правления, когда вся власть принадлежит единственному лицу, называется монархией.

Власть короля

Монархии бывают разные:

  • патриархальная;
  • сакральная;
  • абсолютная и теократическая;
  • конституционная и сословно-представительная;
  • дуалистическая;
  • деспотическая.

Во всех этих способах руководства государством есть одно общее: власть находится в руках у одного лица - короля. В сакральном и патриархальном государствах характерна жертвенность правителя. Традиционно монарх считался и воспринимался отцом своего народа, своих подданных. Именно здесь сложились принципы священности не только королевской особы, но и царской крови.

Примером теократического вида правления служит Ватикан. Власть в этом государстве пожизненно принадлежит Папе, которого избирает коллегия кардиналов.

Разновидностью дуалистической, является конституционный вид управления. Законодательным органом выступает парламент. Средства на содержание монарха и его семьи регламентируются в соответствии с цивильным листом. Полномочия короля носят представительные функции, кроме того, своей подписью он скрепляет самые важные государственные документы.

Основные характеристики абсолютной королевской власти

Данный можно отличить по следующим признакам:

  • наличие пожизненного правителя, который является носителем единоличной верховной власти;
  • полная, абсолютная безнаказанность королевской особы;
  • наследственный порядок передачи власти согласно обычаям или законам государства;
  • возвеличивание и обожествление царственных персон.

Понятие неограниченной власти предполагает установление полного контроля во всех сферах жизни народа и общества. В стране с такой формой правления отрицаются все демократические принципы и любые рамки для желаний, прихотей и капризов правителя, будь то забавы или создание законов. Власть короля единолична: он издает законы, посредством им же назначенных чиновников и министров управляет государством. Все подданные по умолчанию обладают только теми правами, которыми их наделяет государь, и подчиняются, служат ему беспрекословно. Монарх является олицетворением неразделимого единства высшего судебного, законодательного и исполнительного руководства. Однако основные признаки абсолютной королевской власти указывают на то, что свободы и права своих подданных король может нарушать только в исключительных случаях, необходимых для спасения страны.

Для чего государствам нужны короли

Укрепление единоличной беспрекословной власти в период распада необходимо было для территориального объединения земель, формирования единой нации. В усилении власти короля нуждались духовенство и дворянство для сохранения своих позиций и владений в условиях зарождения буржуазии и индустриализации. Только правящий монарх имел право единолично распоряжаться казной абсолютной королевской власти - пирамида обширного бюрократического аппарата, постоянная полиция и армия, подчиненные царствующему монарху и возглавляемые им. Все возможности законодательной, исполнительной и судебной систем сосредотачивались в руках верховного наследственного правителя. Считалось, что неограниченная личная власть короля дается ему божьей милостью, таким образом, правящая особа принадлежит государству и трудится на благо Отечества.

Корона, скипетр, держава

Золото как символ абсолютной королевской власти, регалии и прочие отличительные знаки известны с древних времен. Все эти признаки имеют определенное сходство в большинстве развитых стран:

  • корона на голове и мантия на плечах;
  • скипетр в левой и держава в правой руке;
  • шпага или меч;
  • трон и престол.

К другим символам относятся знамена и штампы, знаки и печати, шлемы и маски, наименования и изображения, дворцы и щиты. Лучезарность и божественное происхождение правителя воплощаются в золоте и драгоценных камнях, которые используются в отделке царственных головных уборов и одежды. Корона как эмблема абсолютной королевской власти символизирует солнечный небосвод, а поднимающиеся вверх четыре ленты - власть, распространяющуюся на все стороны света.

Держава по своей форме напоминает круглый земной шар, а скипетр - это атрибут древнегреческих богов. Оба этих символа являются знаками монаршего достоинства.

Только правитель, обладающий всеми регалиями, достоин полного подчинения своих верноподданных. Эти основные признаки абсолютной королевской власти делают его лучшим из лучших, главным военным предводителем и законодателем.

О коронации

По мнению исследователей, прообразом царской диадемы являлся римский лавровый венец. Эмблема абсолютной королевской власти (корона) первоначально изготавливалась в виде золотого обруча с зубцами, напоминающими солнечные лучи. В дальнейшем над созданием царственных тиар трудились лучшие ювелиры и использовались самые крупные и ценные драгоценные камни.

Ритуал возложения этого убора на голову будущего правителя называется коронацией. Именно эта церемония означает законность доступа монарха к принятию власти со всеми ее атрибутами. Кроме того, вся процедура коронации является важным для народа религиозным обрядом, во время которого происходит миропомазание на царство и допуск нового монарха к традиционному наследственному продолжению цепочки правителей. Весь ритуал пронизан особым смыслом Божественного благословения.

Все ли могут короли

Рассмотрев основные признаки абсолютной королевской власти, можно сделать вывод о том, что для использования своих возможностей монарху нужно было победить феодальную оппозицию и сопротивление Церкви. Полновластное управление государством невозможно было без постоянной полиции и армии, без создания централизованного управленческого аппарата.

Развитие буржуазного строя привело к постепенному ограничению власти короля возникновению дуалистической монархии, при которой создавался парламент, обладающий законодательным правом.