Концепция формирования системы профессионального обучения. Исторически сложившиеся системы и концепции профессионального образования Концепция обучения одной профессии. Многопрофессиональное обучение

Выходные данные сборника:

КОНЦЕПЦИИ П РОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБ Р А ЗОВАНИЯ И МОДЕЛИ ПОДГОТОВКИ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ КАДРОВ

Иваненко И.А.

канд. э кон. наук, доцент СГПА, г. Стерлитамак

E-mail:

В развитие теории профессионализации управленческого труда внесли вклад многие отечественные исследователи. В настоящее время также продолжаются исследования и обоснования системы базовых нормативов для управления. Анализ данных исследований показал, что одни из них базируются на инженерных стандартах, другие на сложившихся характеристиках и традициях, третьи на стандартах качества. Большинство разработанных стандартов носят рекомендательный характер.

Сам же процесс стандартизации закрепил понятийный аппарат управления и позволил определить документы, которые необходимы в профессиональной управленческой деятельности. Таким образом, управленческая деятельность получила формализацию, что позволило более четко выделить нормы деятельности и создать для этой сферы труда квалификационные характеристики работы.

В аналитических исследованиях характера и специфики управленческой деятельности, кроме стандартных классификаторов используются и другие способы анализа управленческой деятельности:

Микроанализ. Проанализировать деятельность – значит описать из каких по возможности более мелких, дробных операций она состоит и как они организованы во времени («терблиги»). Другой вариант микроанализа управленческой деятельности –временной анализ.

Эмпирический анализ управленческой деятельности. Подход направлен на выделение и описание крупных блоков, компонентов деятельности. Больший масштаб анализа позволяет установить содержательные, наполненные специфическим управленческим смыслом компоненты деятельности.

Структурно-морфологический анализ деятельности. Действие как основной компонент деятельности выделяется по признаку наличия двух главных свойств: 1) действие представляет собой компонент деятельности, имеющий самостоятельную и обязательно осознаваемую цель; 2) цель действия обязательно должна не совпадать с целью всей деятельности.

Ролевой подход к анализу управленческой деятельности. Деятельность руководителя представляет собой выполнение системы определенных социальных ролей. Изучить деятельность руководителя – значит выявить и охарактеризовать управленческие роли, которые он выполняет.

Дименсиональный подход. Предполагает анализ управленческой деятельности на основе специфических функциональных единиц – измерений менеджерского поведения ("дименсий") – в частности, ("внимания к дисциплине", "решения проблем", "представительства", "управления конфликтами" и т. д. – всего около 20 "дименсий").

Нормативный подход. Процедура включает два основных этапа. На первом анализируется содержание "нормативно-одобренного способа деятельности" в плане закрепленных в нем основных должностных обязанностей и требований к их выполнению. На втором этапе анализируется индивидуальный способ деятельности руководителя, а также выявляются и интерпретируются расхождения между нормативным и индивидуальным способами. Затем результаты двух этапов обобщаются.

Функциональный анализ управленческой деятельности. Фиксирует главное в деятельности – наличие некоторой постоянной, инвариантной системы функций. Они составляют суть и специфику деятельности в целом – как типа трудовой деятельности, независимо от конкретных разновидностей. Данный подход не только не противоречит всем остальным, но позволяет их интегрировать в целостную методологию изучения управленческой деятельности.

Каждый из этих подходов воздействует на разработку моделей управленческого труда, каждый из них воздействует на программы подготовки менеджеров. Анализ работ отечественных и зарубежных авторов по этим проблемам позволяет выделить модели подготовки менеджеров в различных странах, тенденции трансформации менеджерского образования.

До настоящего времени исследователи выделяют три типа макромоделей подготовки менеджеров:

1.«Традиционная» (европейская континентальная) модель, которую называют «квалифицированный руководитель». Она основана на четком разделении высшего профессионального образования по инженерным, экономическим, гуманитарным наукам в университетах, политехнических и других институтах, с одной стороны, и подготовки кадров по бизнесу и менеджменту в системе дополнительного (послевузовского) образования – с другой.

2. «Новая» (американская) модель, называемая «профессиональный менеджер», базируется на создании школ бизнеса как главных центров образования и исследований по бизнесу и менеджменту. В них на разных программах обучаются и студенты после средней школы, и люди с высшим образованием по любым специальностям, уже имеющие опыт практической работы. В рамках этой модели соответствующими учебными центрами также осуществляются разнообразные программы повышения квалификации менеджеров вне зависимости от того, окончили они школу бизнеса или нет.

«Традиционную» модель, используют Австрия, Бельгия, Германия, Финляндия и некоторые другие страны. Ее также используют в Японии (со своей «внутрифирменной» спецификой).

«Новая» модель, кроме Соединенных Штатов Америки, используется в Великобритании, Дании, Норвегии, на Кипре и других странах.

3. Большинство стран Европы (Испания, Италия, Нидерланды, Франция и др.), используют «смешанную» модель, в которой имеются традиционные и новые сектора бизнес-образования, и соответственно образовательные учреждения разных типов (университеты, школы бизнеса, институты повышения квалификации и т.д.) .

В России программы высшего профессионального образования по специальности «Управление» в государственных вузах и институтах повышения квалификации, начиная с середины прошлого века, были преимущественно отраслевые для формирования и обновления знаний и навыков уже работающих руководителей и специалистов. В постперестроечный период стал характерен рост новых специализированных, в том числе негосударственных, образовательных учреждений в области бизнеса и менеджмента. В российском законодательстве последних лет фактически уже произошла институционализация «смешанной» модели.

Содержание программ подготовки менеджеров во всех трех моделях разнообразно. Наука управления характеризуется теоретико-методологическим плюрализмом, который проявляется в многообразии подходов, школ и моделей, существующих в рамках специальных предметных научных теорий. Эти подходы, школы и модели различно (а иногда с противоположных позиций) объясняют различные стороны жизни организаций, функционирование и развитие управляемых структур, и закономерности самой управленческой деятельности. Особенность теории управления сказывается на многообразии содержания учебных курсов при подготовке управленческих кадров. Даже появление различных квалификаций и специализаций в программах подготовки менеджеров носят различное название, что связано не столько со спецификой профессиональной деятельности управленческих кадров, сколько с теориями ролевых функций в управлении.

В международной практике профессионального образования – это программы подготовки профессиональных лидеров или руководителей организаций. В реальности управленческой работы границы между указанными ролями не столь очевидны. Во многих организациях и учреждениях можно наблюдать случаи универсальной управленческой профессионализации, когда весь репертуар ролей исполняется одним человеком .

Даже если мы обратимся к государственным требованиям в России к подготовке менеджеров высшей квалификации по программе «Мастер делового администрирования» (MBA), то заметим, что цели программы предполагают подготовку к выполнению всех названных выше функций.

Если обратиться к стандартам программы «Менеджмент организации» в системах высшего образования, то выделенные в ней функции и роли будущей деятельности выпускника программы, также будут касаться роли администратора.

Поэтому, несмотря на то, что программы подготовки кадров для выполнения профессиональной управленческой деятельности разнообразны, по уровню образования, по структуре и содержанию в них теоретических знаний, но набор компетенций в них может быть сходен.

Разноуровневость компетенций в менеджерском образовании отрабатывалась в рамках проекта Евротюнинг, где рассматривались вопросы согласования бизнес программ различного уровня . В данном случае имеется в виду программы «Деловое Администрирование», «Менеджмент».

Было определено, что в образовательных учреждениях существует сходство относительно целей, содержания и взглядов на компетенции предметных специфик в программах первого цикла, а в программах второго цикла существует еще много разногласий. К третьим же циклам бизнес программ формально еще не обратились из-за большого их разнообразия. Содержание программ в данной области образования ориентируется на характеристики работ и целей бизнес организаций (частной или общественной), которые могут быть описаны на основе множества различных позиций.

В целом, профессионализация управленческой деятельности имеет свою специфику в практическом и научном плане. Изучение управленческой деятельности и определение ее квалификационных характеристик возможно по функциям, предмету управления, ролевым позициям и типам проблем для решения. В связи с этим, программы подготовки менеджеров отличаются разнообразием в содержании, уровнях подготовки, но менее просматривается отличие в характере и уровней компетенций.

Список литературы:

1.Всемирный банк. Национальный фонд подготовки кадров. Центр мониторинга человеческих ресурсов Академии народного хозяйства. Москва 2006. Обучение на протяжении жизни в условиях новой экономики (Серия ―Актуальные вопросы развития образования‖) − М.: ―Алекс‖, 2006. − 264 с.

2.Международные правовые акты и документы по развитию европейской интеграции в образовании и исследованиях: Европейское образовательное пространство: от Лиссабонской конвенции о признании до Болонского процесса". / Под ред. Лукичева Г.А. − М.: Готика, 2004. − 384c.

3.Олейникова О.Н., Муравьева А.А. Система квалификаций в странах ЕС // Среднее профессиональное образование / Приложение к ежемесячному теоретическому и научно-методическому журналу ―СПО‖. − 2006. − №3. − С. 4-259.

Общая характеристика системы профессионального образования России

Профессиональное образование относится к числу наиболее емких составляющих системы образования России. Значимость профессионального образования определяется необходимостью освоения опыта трудовой деятельности, лежащей в основе развития производительных сил общества.

В систему профессионального образования России входит сеть профессиональных учреждений, осуществляющих образовательный процесс и реализующих соответствующие образовательные программы. Обязательный минимум содержания каждой основной профессиональной образовательной программы (по конкретной профессии, специальности), устанавливается государственным образовательным стандартом.

В системе профессионального образования можно выделить следующие уровни.

1. Начальное профессиональное образование имеет целью подготовку работников квалифицированного труда по всем основным направлениям общественно полезной деятельности на базе общего основного и среднего образования.

Подготовка кадров осуществляется как на производстве, так и в образовательном учреждении. Для подготовки рабочих кадров действуют следующие системы и центры образования.

  • · Система ученичества на производстве. Ученичество бывает индивидуальным или групповым, осуществляется под руководством инструктора или наставника. По окончании срока обучения - квалификационные испытания с выполнением профессиональных проб.
  • · Курсовая подготовка в учебно-курсовых комбинатах и центрах. Дает возможность получить более глубокие специальные и теоретические знания, чем в условиях ученичества. Курсовая форма обучения может использоваться для переподготовки кадров.
  • · Профессиональное училище - основная форма начальной профессиональной подготовки и переподготовки рабочих кадров. Дидактическая система профессионального училища включает в себя три компонента: общеобразовательная, общепрофессиональная и специальная подготовка. В соответствии с этим организуются теоретические и практические занятия, производственное обучение и производственная практика. Срок обучения на базе основной школы - 3 года, на базе полного среднего образования - 1 год. Выпускникам выдается диплом об освоении профессии и аттестат о среднем образовании (обучающимся нм базе 9 классов).
  • · Профессиональный лицей - государственное образовательное учреждение начального и среднего профессионального образования, основная форма планомерной подготовки специалистов с повышенным уровнем квалификации. Лицеи характеризуются четко выраженной специализацией (узкоспециализированная или многопрофильная направленность). В лицее могут быть реализованы три ступени образования. Три года обучения на базе основной школы реализуют 1-ю и 2-ю ступени образования. На третьей ступени образования (срок обучения 1-2 года) осуществляется подготовка высококвалифицированных рабочих либо специалистов со средним специальным образованием на базе начального профессионального образования. Обучение на базе полного среднего образование предполагает реализацию 2-й и 3-й ступени образования.
  • 2. Среднее профессиональное образование. Имеет целью подготовку специалистов среднего звена, удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования на базе основного общего, среднего общего или начального профессионального образования. Образовательными учреждениями среднего профессионального образования являются:
    • · техникумы (промышленные, строительные, транспортные, сельскохозяйственные, экономические и др.);
    • · училища (педагогические, медицинские, музыкальные, мореходные, военные и др.);
    • · специальные школы (например, школа милиции);
    • · профессиональные колледжи (реализуют среднее профессиональное образование, а также переподготовку и повышение квалификации специалистов);
    • · отделения (факультеты) среднего профессионального образования при вузах;

Сроки обучения в средних специальных учебных заведениях на базе основного общего образования - три-пять лет, на базе полного среднего образования - два-три года.

  • 3. Высшее профессиональное образование имеет целью подготовку и переподготовку специалистов соответствующего уровня, удовлетворение потребностей личности в в углублении и расширении образования на базе среднего общего, среднего профессионального образования. В соответствии с Законом РФ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (1996) в Российской Федерации установлены следующие виды высших учебных заведений:
    • · институт (осуществляет подготовку, переподготовку и повышение квалификации работников для определенной области профессиональной деятельности: инженерной, педагогической, юридической, экономической и др.);
    • · академия (выполняет те же задачи, что и институт плюс подготовку, переподготовку и повышение квалификации работников высшей квалификации);
    • · университет (реализует образовательные программы высшего и послевузовского профессионального образования по широкому спектру направлений, а также выполняет функциональные и прикладные исследования по широкому спектру наук).

В Российской Федерации установлены следующие ступени высшего профессионального образования:

  • · бакалавр (срок обучения не менее четырех лет, выдается диплом бакалавра);
  • · дипломированный специалист (срок обучения не менее пяти лет, выдается диплом специалиста с высшим профессиональным образованием);
  • · магистр (срок обучения не менее шести лет, выдается диплом магистра).
  • 4. Послевузовское профессиональное образование предоставляет гражданам возможность повышения уровня образования, научной, педагогической квалификации на базе высшего профессионального образования. Система послевузовского профессионального образования включает:
    • · аспирантуру (подготовка кандидатов наук, срок обучения 3 года);
    • · докторантуру (подготовка докторов наук, срок обучения 3 года);
    • · интернатуру и ординатуру при медицинских высших учебных заведениях;
    • · академии, институты, факультеты повышения квалификации при вузах.

Профессиональное образование - это процесс и результат профессионального развития личности посредством научно организованного профессионального обучения и воспитания , реализацией которых занимается система профессионального образования.

Современные требования к подготовке кадров в системе профессионального образования

Требования к подготовке кадров в системе профессионального образования обусловлены следующими тенденциями развития современного общества1 .

  • · Ускорение темпов развития общества, расширение возможностей политического и социального выбора, что вызывает необходимость повышения уровня готовности граждан к такому выбору;
  • · Переход к обществу постиндустриальному и информационному, значительное расширение масштабов межкультурного взаимодействия.
  • · Возникновение и рост глобальных проблем, которые могут быть решены лишь в результате сотрудничества в рамках международного сообщества.
  • · Динамичное развитие экономики, рост конкуренции, сокращение сферы неквалифицированного и малоквалифицированного труда, глубокие структурные изменения в сфере занятости.

Из рассмотрения указанных тенденций развития общества следует, что современный человек, занимающийся деятельностью в любой сфере жизни общества, в том числе, и в сфере материального производства, должен обладать такими качествами, как:

  • · информационно-технологическая культура,
  • · коммуникабельность,
  • · толерантность,
  • · гибкость, глобальность, системность мышления,
  • · профессиональная компетентность и мобильность,
  • · способность к предпринимательству,
  • · профессиональная самостоятельность, ответственность.

В профессиональной педагогике, в психологии личностно ориентированного профессионального образования рассматриваются профессионально обусловленные компоненты личности.

С целью исследования подструктуры профессиональных качеств рассматриваются такие понятия, как «специалист», «профессионал», «квалификация», «ключевые квалификации», «ключевые компетенции»1.

Специалист - работник, обладающий необходимыми для данной квалификации знаниями, умениями, навыками.

Профессионал - это социально и профессионально компетентный работник с хорошо выраженными профессионально важными качествами и компетенцией, отличающийся индивидуальным стилем деятельности.

Профессиональная квалификация - это степень и вид профессиональной подготовленности работника, наличие у него знаний, умений и навыков, необходимых для выполнений определенной работы. Профессиональная квалификация определяет успешную деятельность по специальности, является характеристикой специалиста.

Ключевые квалификации - общепрофессиональные знания, умения и навыки, а также способности и качества личности, необходимые для выполнения работы по данной группе профессий. Ключевые квалификации обуславливают продуктивное осуществление интегративных видов деятельности. Характерны для профессионалов. Например, рассматривая подструктуру профессиональных качеств «профессиональная направленность» в соответствии с четырехкомпонентной профессионально обусловленной структуре личности специалиста Э.Ф. Зеера, можно выделить в качестве профессионально обусловленной ключевой квалификации «Социально-профессиональные способности: готовность к кооперации, направленность на достижения, успех и профессиональный рост, корпоративность, надежность, социальная ответственность и др.»

Ключевые компетенции - это межкультурные и межотраслевые знания, умения и способности, необходимые для адаптации и продуктивной деятельности в профессиональных сообществах. Ключевые компетенции определяют универсальность и социально-профессиональную мобильность профессионалов. Позволяют успешно адаптироваться в социальных и профессиональных сообществах. Например:

  • · социальная компетенция проявляется в способности взять на себя ответственность, вырабатывать решения и участвовать в их реализации, толерантность, проявление сопряженности личных интересов с потребностями производства и общества;
  • · коммуникативная компетенция проявляется во владении технологиями устного и письменного общения на разных языках, в использовании компьютерных технологий для организации взаимодействия;
  • · когнитивная компетенция проявляется в готовности к постоянному повышению своего образовательного уровня, в потребности в актуализации и реализации личностного потенциала, в способности к самообучению;
  • · информационная компетенция предполагает обладание информационным ресурсом, владение технологиями отбора и обработки информации.
  • · Специальная компетенция предполагает подготовленность к самостоятельному, творческому выполнению профессиональных функций.

Основная задача системы профессионального образования - это подготовка профессионалов, обладающих не только профессиональной компетентностью и квалификацией, но и ключевыми квалификациями и ключевыми компетенциями.

Современные тенденции и направления развития профессионального образования

Среди важнейших тенденций развития системы профессионального образования можно выделить непрерывность, интегративность, стандартизацию, демократизацию, глобализацию образования. Они взаимосвязаны друг с другом. Доминирование каждой из них обусловлено уровнем адаптации системы профессионального образования к процессу развития современного общества.

Непрерывность образования - это понятие, воплощающее в себе гуманистическую идею создания условий для полного развития способностей человека на протяжении всей его жизни. В рассмотрении этапов жизни человека устраняется традиционное деление жизни на периоды учебы, труда и профессиональной дезактуализации. Непрерывное образование означает продолжающийся всю жизнь процесс, в котором важную роль играет интеграция индивидуальных и социальных аспектов в деятельности личности.

Интегративность образования - это тенденция, которая впервые начала проявляться в 80-е годы XX века в развитии образовательных программ под влиянием научно-технического прогресса. Достижения науки и техники, взаимообусловленнось их развития способствовало появлению новых технологий, нового инструментария, новых систем по обработке информации. Это способствовало комплексному преподаванию и передаче научно-технических знаний. В жизни современного человека все большую роль играет владение инструментарием производственной и повседневной деятельности: знанием информационных технологий (способы отбора и обработки информации, в том числе с использованием компьютерных технологий), знанием экономических процессов. Интегративность образования предполагает включенность этого инструментария в познавательную и практическую деятельность личности.

Стандартизация образования. Эта тенденция развития системы профессионального образования связана с необходимостью реализации непрерывности и преемственности образования. Стандартизация профессионального образования позволяет:

  • · установить базовый уровень, обеспечивающий продолжение образования, необходимый минимальный уровень квалификации рабочего или специалиста-профессионала;
  • · повысить качество подготовки специалиста путем расширения профессионального профиля, универсализации содержания образования, контроля деятельности учебных заведений;
  • · упорядочить нормативно-правовые аспекты подготовки всех субъектов системы профессионального образования, установить преемственную связь в условиях непрерывного образования;
  • · обеспечить конкурентоспособность профессионального образования в условиях изменения структуры сферы занятости современного общества.

В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года определены направления развития профессионального образования.

В качестве примера общих направлений развития профессионального образования можно привести следующие направления.

  • 1. Модернизация структуры содержания профессионального образования в соответствии с требованиями основных отраслей промышленности, сферы услуг, культуры, армии, государственной службы и др. В качестве основы обновления профессионального образования выступают запросы развития экономики и социальной сферы, науки, техники и технологий, федерального и территориальных рынков труда, а также перспективные потребности их развития.
  • 2. Создание гибкой, динамичной системы профессионального образования на основе диверсификации образовательных программ, форм управления и технологии обучения. Интеграция профессий и специальностей с сокращением их количества.
  • 3. Изменение цели профессионального образования: с вооружения профессиональными знаниями и умениями - на профессиональное развитие обучающихся, с подготовки узкого специалиста - на подготовку профессионала, обладающего социальной, коммуникативной, информационной, когнитивной и специальной компетенциями (компетентностный подход в профессиональном образовании).
  • 4. Обеспечение опережающего характера профессионального образования, в основе которого лежит идея профессионального развития личности, формирующего ее профессиональную мобильность и готовность к освоению новых, перспективных технологий и профессий.
  • 5. Развитие сети инновационных образовательных учреждений, обеспечивающих повышенный уровень профессионального образования (лицеев, колледжей, учебных комплексов и др.).
  • 6. Осуществление различных моделей интеграции начального, среднего и высшего профессионального образования, развитие преемственности, многоступенчатости подготовки кадров, включая обучение в вузах по сокращенным программам. Развитие системы непрерывного профессионального образования.
  • 7. Развитие сети негосударственных образовательных учреждений при одновременном усилении государственного контроля за качеством реализации ими государственных программ.
  • 8. Использование активных, развивающих технологий обучения. Компьютеризация процесса обучения, развитие интернет-образования, дистанционного обучения, технологий открытого профессионального образования, создание электронных учебников, библиотек, дидактических средств обучения.
  • 9. Улучшение нравственного, гражданского, патриотического воспитания обучающихся. Формирование у них гражданско-правовой, эстетической, профессиональной и бытовой культуры, а также здорового образа жизни. Активная борьба с такими негативными явлениями, как алкоголизм, наркомания и др.
  • 10. Расширение международного сотрудничества в профессиональном образовании, интеграция в мировое образовательное пространство.
  • 11. Развитие научных исследований по проблемам профессионального образования, поддержка перспективных научных школ и направлений, в том числе и через систему грантов.

Среди направлений развития начального профессионального образования можно выделить:

  • 1. Обеспечение опережающего развития начального и среднего профессионального образования для удовлетворения возросшей потребности народного хозяйства в высококвалифицированных работниках производства начального и среднего звена.
  • 2. Повышение качества подготовки специалистов среднего звена с ориентацией на международные стандарты.
  • 3. Формирование у молодых специалистов новых профессиональных качеств: системное мышление, экологическая, правовая, информационная технологическая, коммуникативная культура, способность к предпринимательству, к осознанному анализу своей деятельности, профессиональная самостоятельность и ответственность, творческая активность, толерантность, способность к постоянному профессиональному росту.
  • 4. Решительный поворот учреждений начального и среднего профессионального образования к потребностям местного рынка труда и запросам населения, создание региональных систем начального и среднего профессионального образования.
  • 5. Обеспечение преемственности общего и базового профессионального образования, разработка оптимальной модели реализации общего среднего образования в начальных и средних профессиональных учебных заведениях.
  • 6. Совершенствование нормативно-правовой базы, разработка законов о начальном и среднем профессиональном образовании.

Развитие профессионального образования осуществляется взаимосвязано с процессами модернизации системы образования России. Обновленное образование должно сыграть ключевую роль в обеспечении устойчивого динамичного развития российского общества - общества с высоким уровнем жизни, гражданско-правовой, профессиональной и бытовой культуры.

Вопросы для самопроверки

  • 1. Дайте характеристику основным элементам системы подготовки кадров в Российской Федерации.
  • 2. Раскройте современные требования к профессионализму.
  • 3. В чем заключается отличие специалиста от профессионала?
  • 4. Сформулируйте основные направления развития профессионального образования.
  • 5. Раскройте содержание ведущих компетенций и основных тенденций развития профессионального образования.

Профессионального образования.

Компетентностный подход как результативно-целевая основа высшего профессионального образования.

Цели и задачи высшего профессионального образования.

Цель высшего профессионального образования состоит в подготовке специалистов соответствующего уровня, удовлетворении потребностей личности и расширении образования на базе среднего общего, среднего профессионального образования. Для российского рынка труда в настоящий момент характерно наличие большого количества людей с высшим образованием, но при этом остро ощущается нехватка высококвалифицированных специалистов; разрешить данное противоречие возможно только при выполнении ряда условий:

1. Повышение роли вузов как центров науки, культуры и образования.

2. Обеспечение доступа людей к высшему образованию как фактору устойчивого социально-экономического и культурно-технологического развития, разработка стратегии совершенствования высшего образования.

3. Разработка механизмов формирования государственного заказа на подготовку специалистов с высшим образованием.

4. Совершенствование системы вступительных испытаний в вузы в целях обеспечения равных возможностей на получение высшего профессионального образования и улучшения отбора абитуриентов.

5. Проведение регулярной аттестации вузов; обновление государственных стандартов и образовательных программ высшего образования.

6. Сохранение и обновление кадрового потенциала высшей школы, повышение его квалификации и социального статуса.

7. Разработка и внедрение в учебный процесс вузов прогрессивных технологий обучения, повышение роли самостоятельной работы студентов, создание университетских комплексов.

8. Развитие и повышение статуса вузовской науки, оказывающее влияние на укрепление кадрового и технологического уровня в системе образования и других отраслях экономики, осуществление государственной поддержки научных школ и ведущих ученых, интеграция академической, вузовской и отраслевой науки.

Как отмечалось выше объективно сложившееся состояние общества – это переход от индустриального к постиндустриальному, информационному обществу, основанному на знаниях и высоком инновационном потенциале. Информация, буквально заполонившая мир человека, воздействует на его сознание, потребности, общение формирует новый способ жизни и что особенно важно для образования условия и формы получения, присвоения знаний, формируя сложное соотношение информации, знания, познания. В современной ситуации развития общества система образования не способна обеспечить качество образования растущих людей. И не потому, что плохая, а потому, что не соответствует реалиям современного общества. Понятно, что повышение качества образования актуально не только для России, но и для всего мирового сообщества. Решение этой проблемы связано с модернизацией содержания образования, оптимизацией способов и технологий образовательного процесса и конечно с переосмыслением цели и результата образования в контексте Болонского процесса. Реформирование отечественного образования затрагивает всю систему: основного общего, профессионального и постдипломного образования.



Основополагающим подходом реформирования заявлен компетентностный подход. Целью образования выступают компетенции/компетентности (ключевые, надпредметные, базовые, универсальные, переносимые) для общего образования и профессиональные для профессионального и постдипломного образования.

Компетентностный подход – это подход, акцентирующий внимание на результате образования, причём в качестве результата рассматривается не сумма усвоенной информации, а способность человека действовать в различных проблемных ситуациях. Набор этих ситуаций зависит от типа образовательного учреждения: общего, профессионального, постдипломного.

Компетентностный подход – это подход, при котором результаты образования признаются значимыми за пределами системы образования. Компетентностный подход возник в ответ на существующий в рамках «знаниевого» подхода разрыв между знаниями и умением их применять для решения жизненных задач.

Теоретико-методологический анализ места компетентностного подхода в исследованиях проблем образования выполнен И.А. Зимней. Она отмечает всю сложность, многомерность и неоднозначность трактовки как самих понятий компетенция, компетентность, так и основанного на них подхода. Компетентность понимается нами как личностное качество обретаемое (а не врождённое) человеком в процессе познания, общения, деятельности как результат образования. Компетенция как общая способность и готовность использовать знания, умения и обобщённые способы действий, усвоенные в процессе образования, в реальной деятельности. Иными словами компетенция – это знание в действии. Таким образом, основным результатом педагогической деятельности становятся не знания, умения, навыки, а набор ключевых компетенций школьников для системы общего образования, профессиональных компетенции студентов в системе профессионального образования, совершенствование профессиональных компетенций слушателей системы повышения квалификации.

На наш взгляд, одной из центральных проблем обновления содержания образования на всех уровнях российской образовательной системы является отбор компетенций, чёткое их описание в образовательном стандарте, разработка диагностического инструментария по измерению уровня достижения цели. Тем более, что разработчики концепции модернизации образования прогнозируют становление компетенций обучаемых на достаточном или продвинутом уровне. Заметим, что единого перечня компетенций в мировой педагогике пока не существует, как нет его и у нас.

Имеются различные перечни таковых. Поскольку компетенции это прежде всего, заказ общества к подготовке граждан, то такой перечень во многом определяется согласованной позицией социума в определённой стране или регионе. Достичь такого согласования не всегда удаётся.

Отечественными учёными предложено несколько списков. В материалах «Стратегия модернизации содержания общего образования» представлена следующая группа ключевых компетентностей: компетентность в сфере самостоятельной познавательной деятельности; компетентность в сфере гражданско-общественной деятельности; компетентность в сфере социально-трудовой деятельности; компетентность в бытовой сфере; компетентность в сфере культурно-досуговой деятельности. Для школьной педагогической системы В. В. Краевский и А. В. Хуторской разработали следующий список ключевых компетенций: ценностно-смысловые компетенции; общекультурные компетенции; учебно-познавательные компетенции; информационные компетенции; коммуникативные компетенции; социально-трудовые компетенции; компетенции личностного самосовершенствования (цитируется с сокращениями). .Очевидно, что каждая из вышеназванных компетенций нуждается в конкретизации и тщательном изучении. Каким же компетентным должен быть учитель чтобы обеспечить овладение школьниками набором ключевых компетенций?

Для высшего профессионального образования по направлению подготовки «Психолого-педагогическое образование» (степень «магистр») в федеральном государственном образовательном стандарте третьего поколения обозначены следующие виды компетенций общекультурные, общепрофессиональные, профессиональные (компетенции в области образовательной, научно-методической, научно-исследовательской, организационно-управленческой деятельности, а так же психолого-педагогическое сопровождение дошкольного, общего, дополнительного и профессионального образования). Можно констатировать переход системы профессионального образования от подготовки квалифицированного специалиста к компетентностному профессионалу.

Для компетентностно-ориентированного образования пока отсутствует единая теоретическая концепция, что приводит к затруднениям в педагогической практике. Сегодня все уровни образовательной системы не обеспечены учебно-методическими материалами, направленными на становление компетенций обучаемых. Вместе с тем исследователи выделяют ряд теорий и технологий, соответствующих поставленным целям: проблемное и развивающее образование; личностно ориентированное образование, теория и технологии контекстного обучения; технологии интерактивного и рефлексивного обучения, технология обучения действиям. Нельзя не отметить, что применение выше названных технологий на всех уровня образовательной системы носит фрагментарный характер. По-прежнему ведущей дидактической теорией остаётся традиционное обучение.

5 .Исторически сложившиеся системы и концепции

Схема 5

Концепция обучения одной профессии. Согласно этой концепции уже на первом году профессионального обучения происходит специальная подготовка к определённой профессии по единому плану в течение одного цикла обучения, который завершается сдачей экзаменов. Концепция обучения одной профессии отличается последовательностью и непрерывностью. При этом, с одной стороны, выпускники получают глубокие знания и умения по одной профессии, с другой – снижается их мобильность и приспособляемость к научно-техническому прогрессу.

Ступенчатое обучение. Цикл профессионального обучения разбивается на несколько ступеней. На первой ступени осуществляется базовое профессиональное обучение в рамках группы профессий. Оно служит основой для дальнейшего специального профессионального образования. На второй ступени происходит общая профессиональная специализация. Здесь обучение проводиться по нескольким специальностям одновременно. Третья ступень предусматривает специальное профессиональное обучение знаниям и умениям, необходимым для выполнения определённой квалификационной профессиональной деятельности.

На каждой ступени обучения сдаются соответствующие экзамены; учащийся может прекратить дальнейшее обучение и начать профессиональную деятельность, имея соответствующую квалификацию.

Третья ступень – смежная профессия.

(модельер-закройщик)

Вторая ступень – смежная профессия.

(технолог швейного производства)

Первая ступень – основная профессия.

(портной по пошиву готового платья).

Ступенчатое обучение систематизирует профессиональную подготовку и способствует мобильности специалистов. Несомненными достоинствами этого обучения являются обеспечение отбора и продвижение по уровням образования наиболее способных обучающихся, а также возможность организации подготовки специалистов на следующих ступенях по сокращённым срокам обучения.

Исходным условие организации ступенчатого обучения, придающим ему определённую ограниченность, является однопрофильность направлений подготовки, осуществляемой в рамках ступеней.

Концепция базового и специального профессионального обучения предусматривает основную ступень базового профессионального образования по группе родственных профессий (полипрофессиональное обучение) и специальную ступень – получение специального профес -сионального образования по конкретной специальности (монопрофес -сиональное обучение).

Основным принципом концепции базового и специального профессионального обучения является принцип специализации: обучение на специальной ступени осуществляется по определённой специализации. Например: студенты медицинских вузов на 1-3 курсах получают базовое образование по профессии врача. На последующих курсах они обучаются по конкретным врачебным специальностям: терапевт, хирург, педиатр и т.д.

Базовое и специальное образование от ступенчатого обучения отличается тем, что выпускной экзамен сдаётся только после завершения обучения на специальной ступени. Преимущество этой системы профессионального образования - фундаментальная базовая подготовка на основной ступени, повышающая качество специальной подготовки. Проблемой же этого вида обучения является обеспечение адекватности выбора специализации обучения с учётом интересов, способностей и возможностей обучающихся.

Многоуровневое профессиональное обучение. Основной идеей данной концепции обучения является разделение общеобразовательного и профессионального образования. Обучающийся сначала получает широкое общее образование по одному из принятых в настоящее время профилей (естественно-научному, гуманитарному, социально-экономическому, технологическому и пр.), а затем на его основе получает профессию и специальность различного уровня (начального, среднего, высшего и послевузовского образования). По каждому уровню образования разрабатываются государственные образовательные стандарты.

Положительная особенность многоуровневого образования заключается в том, что на основе профильного общего образования более осознан выбор профессии и более высок уровень мотивации профессионального обучения.

Определённая ограниченность этой структуры образования связана с проблемами преодоления автономности профессиональных учебных заведений. Овладение всеми уровнями образования достаточно длительный процесс, и обучающийся сравнительно поздно активно включается в полноценную профессиональную деятельность.

В настоящее время наблюдается тенденция сближения профессиональных учебных заведений. Так создаются комплексы «Детский сад- школа -вуз», «Вуз-лицей » и др.Интеграция средних специальных учебных заведений в систему высшего профессионального образования квалификационной структуры подготовки специалистов и реализации принципа диверсификации образовательных структур. Диверсификация образования - разнообразие уровней и форм получения образования.

На уровне среднего профессионального образования появились

образовательные учреждения нового типа – лицеи и колледжи, что позволяе

рассматривать их в качестве одного из уровней высшего профессионального образования.

Высшая школа переходит на двухуровневое образование – бакалавриат и магистратуру.

Мнемосхема

Концепция обучения одной профессии. Многопрофессиональное обучение

Согласно этой концепции, уже на первом году обучения происходит специальная подготовка по определенной профессии по единому плану в течение одного цикла обучения, который завершается сдачей экзамена. Концепция обучения одной профессии, с одной стороны, отличается последовательностью и непрерывностью, с другой стороны, является неподвижной и не способствует профессиональной мобильности.

Графически эту концепцию можно изобразить следующим образом.

Ступенчатое обучение

Основными признаками обучения являются следующие. Цикл профессионального обучения разрабатывается на несколько ступеней. На первой ступени осуществляется базовое профессиональное обучение в рамках группы профессий, которое является основой для дальнейшего специального профессионального образования. На второй ступени происходит общая профессиональная специализация. Здесь обучение проводится по нескольким специальностям одновременно. На третьей ступени проводится специальное профессиональное обучение с целью приобретения знаний и умений, необходимых для выполнения определений квалификационной профессиональной деятельности.

На каждой ступени обучения сдаются соответствующие экзамены, обучающийся может прекратить дальнейшее образование и начать профессиональную деятельность, имея соответствующую квалификацию. Сущность ступеней подготовки кадров графически представлена на рисунке:

I 1-я ступень (экзамен) основная профессия

Наиболее распространенными являются 2-3-х ступенчатые модели профессионального обучения. Например, при подготовке кадров для швейного производства могут быть такие ступени обучения: портной по пошиву готового платья (1-я ступень), технолог швейного производства (2-я ступень) модельер-закройщик (3-я ступень). В Российской Федерации установлены три ступени высшего образования: бакалавр (1-я ступень), дипломированный специалист (2-я ступень), магистр (3-я ступень).

Система профессионального обучения безработных граждан - это совокупность взаимодействующих нормативно-право­вых актов, преемственных образовательных программ различ­ного уровня и направленности; сети инфраструктуры для оказания населению широкого спектра профориентационных услуг; сети образовательных учреждений, реализующих образовательные программы профессионального обучения, органов управления.

В построении и выделении элементов системы особое значение приобретает системно-структурный подход. Суть: процесс создания системы включает теоретичес­кое обоснование иерархии ее целей и задач, структуры и принципов формирования; уточнение основных понятий, от­носящихся к системе, педагогическое обеспечение и построение целевых программ профессионального обучения; определение критериев конкурсного отбора учебных заведе­ний; разработку принципов построения модели управления Предложенной системой.

Главная цель системы профессионального обучения безра­ботных граждан - обеспечение права незанятого населения на широкий спектр образовательных услуг, направленных на повышение конкурентоспособности и профессиональной мобильности, содействие в трудоустройстве, а также поддер­жание сбалансированности спроса и предложения рабочей силы.

Задача системы - оптимизировать процесс подготовки кадров с учетом социально-экономических, психолого-педа­гогических и организационно-управленческих факторов.

На основе сопоставительного анализа существовавших образовательных систем выделены следующие принципы по­строения системы:

· гибкость, многоуровневость и многофункциональность;

· учет общих тенденций развития образования;

· доступность для всех категорий незанятого населения
при одновременном приоритете для слабо защищенных
слоев;

· удовлетворение потребностей незанятого населения в
профессиональном обучении, предоставление им широкого
спектра услуг в выборе профессии, специальности, ориента­ция обучения на новые сферы трудовой деятельности;

· содействие трудовой активности, предпринимательству
и другим формам самозанятости;

· профориентация и психологическая поддержка насе­ления;

· расширение самостоятельности, оптимальность управ­ления;

· многоканальность источников финансирования, опти­мизация сроков и стоимости обучения;

· тесное взаимодействие с социальными партнерами.

«Профессиональная подготовка» (согласно Закону РФ «Об образовании») имеет целью ускоренное приобретение обу­чающимися навыков, необходимых для выполнения опреде­ленной работы, групп работ. Профессиональная подготовка, как правило, не сопровождается повышением образователь­ного уровня обучающегося. Профессиональная подготов­ка имеет целью ускоренное приобретение обучающимися специальных знаний, навыков и умений, необходимых для выполнения определенной работы, групп работ.


В современной литературе и в законе «Об образовании» нет четкости в дифференциации понятий «профессиональ­ная переподготовка» и «стажировка». Можно предложить сле­дующие определения этих понятий:

«профессиональная переподготовка» - это получение
гражданами по соответствующим образовательным програм­мам дополнительных знаний и умений, необходимых для вы­полнения нового вида профессиональной деятельности и
присвоения им соответствующей квалификации;

«стажировка» - это формирование и закрепление на
практике профессиональных знаний и умений, полученных в
результате теоретического обучения.

Эффективное функционирование системы профессио­нального обучения незанятого населения требует реализации следующих условий:

· систематическое прогнозирование наиболее востребо­ванных профессий и специальностей, предоставление инфор­мации, проведение на этой основе консультаций и професси­ональной ориентации населения;

· создание инфраструктуры для осуществления профо­риентации и психологической поддержки населения;

· отбор на конкурсной основе учебных заведений и воз­можность оперативного обновления перечня профессий и
учебно-программной документации;

· разработка и использование в учебном процессе комп­лекта учебно-методических материалов как для обучаемых, так
и для преподавателей;

· разработка критериев эффективности обучения, систе­матическая оценка результатов обучения и внесение необхо­димых корректив в учебный процесс.

При этом должна учитываться специфика профессиональ­ного обучения безработных, заключающаяся в большом раз­нообразии профессий и специальностей (более 400) и форм обучения (подготовка, переподготовка, освоение смежных про­фессий, повышение квалификации, стажировка), в сжатых сро­ках обучения (до одного года), быстрых темпах обновления учебно-программной документации. Целесообразна двухуров­невая система разработки нормативных правовых актов и учеб­но-методических документов.

На первом уровне (федеральном) принимаются осново­полагающие документы, определяющие стратегию формиро­вания и развития создаваемой системы и обязательные для всех субъектов федерации. На втором уровне (субъектов фе­дерации) принимаются соответствующие нормативно-пра­вовые акты и документы, обязательные для данного региона. К настоящему времени в основном создана нормативная и правовая база профессионального обучения, позволяющая целенаправленно решать поставленные задачи.

Важным шагом для дальнейшего развития системы про­фессионального обучения принятие в 1999 г. «Концепции профессиональной подготов­ки, повышения квалификации и переподготовки безработных граждан и незанятого населения». Суть:

· раскрыты сущность проводимой государ­ственной политики регулирования рынка труда;

· цели и зада­чи профессионального обучения безработных граждан, выс­вобождаемых работников и незанятого населения, профори­ентации и психологической поддержки населения;

· изложе­ны основные подходы к решению многогранных задач, сто­ящих перед службами занятости в части оказания услуг по профессиональной ориентации и профессиональному обу­чению безработным гражданам, высвобождаемым работникам и работодателям.

В основу Концепции положены следующие принципы:

· ориентация обучения граждан на новые сферы трудо­вой деятельности, социальная адаптация граждан;

· преемственность обучения и учет имеющегося образовательного потенциала и навыков трудовой деятельности;

· модульный принцип формирования содержания обу чения, многовариантность и гибкость форм, методов и средств обучения;

· опережающий характер обучения, способствующий со­кращению периода вынужденной безработицы;

· профориентационное сопровождение учебного процесса;

· разнообразие источников финансирования и оптими­зация затрат на оказание услуг по профессиональному обу­чению.

Концепция исходит из того, что молодежь (до 18 лет), впер­вые ищущая работу, должна получать профессию или специ­альность, как правило, в профессиональных образовательных учреждениях до начала трудовой деятельности. В этих целях служба занятости предоставляет молодежи информацию о специальностях и профессиях, пользующихся спросом на рын­ке труда, профессиональных образовательных учреждениях, способствует направлению на учебу.

В зависимости от ситуации на рынке труда будет форми­роваться различный качественный состав безработных по уров­ню образования и профессионально-квалификационному составу. Требуется применять вариативный подход к организации профессионального обучения. Суть:

При безработице в пределах 2% основные направления в работе с населением сводятся к сле­дующему:

Лица, не имеющие профессии, могут проходить пер­вичное обучение профессиям, имеющим спрос на рынке тру­да. Это обучение может осуществляться в учреждениях на­чального, среднего, высшего профессионального образования, учебно-курсовых комбинатах и непосредственно на предпри­ятиях, в учебных центрах службы занятости.

Для безработных граждан, которым невозможно предло­жить подходящую работу, и лиц, не способных трудиться по прежней профессии (специальности), должна быть организо­вана профессиональная переподготовка или обучение вто­рым профессиям. В этом случае переподготовку либо повы­шение их квалификации, обучение вторым профессиям, целе­сообразно проводить на предприятиях, в ПУ, на различного рода межотраслевых курсах и в центрах.

При высоком уровне безработицы система профессиональ­ного обучения должна обеспечивать частичную аккумуляцию резерва рабочей силы и противодействовать росту застойной структурной безработицы. Решение этих задач потребует уста­новления дифференцированных сроков обучения, использова­ния интенсивных учебных технологий.

Концепция определяет основные стратегические направ­ления формирования системы профессионального обучения безработных и носит открытый характер. Она предполагает гибкую реакцию территориальных служб занятости на конъ­юнктуру рынка труда, внесение дополнений с учетом специ­фики регионов.

Реализация Концепции позволила:

· создать эффективную систему социальной защиты без­
работных граждан путем предоставления широкого спектра
образовательных услуг, направленных на повышение их профессиональной мобильности и конкурентоспособности на
рынке труда;

· повысить эффективность трудоустройства безработных
граждан и сократить сроки безработицы;

· совершенствовать механизм взаимодействия с соци­альными партнерами;

· создать равные возможности занятости для различных
социальных групп населения;

· сформировать необходимые предпосылки для эффек­тивного функционирования системы профессионального обу­чения безработных.

Формирование системы профессионального обучения безработных требует новых подходов к построению содержа­ния, методов и организационных форм обучения.