Влияние народов на общество. Общество как форма жизнедеятельности людей. Влияние человека на общество и общества на человека

Для полноценного развития личности человеку необходимо общение с другими людьми. В противном случае социальные нормы и ценностные ориентации, установленные в обществе, не будут восприняты или воспримутся искаженно. В демократическом обществе индивидуальные права священны. Группа позволяет человеку выстроить верную самооценку, ведь только с помощью взгляда со стороны можно правильно воспринять и оценить себя. Влияние группы не заканчивается на оценке личности, с ее помощью можно изменить себя - убрать негативные качества, развить позитивные. Группа реагирует на изменение личности, и человек может с помощью обратной связи получать информацию о правильности направления своего развития.

Группа - это не однородная масса, в ней присутствуют люди различного уровня развития, обладающие различными знаниями, умениями, навыками. Общаясь с группой, человек получает возможность общаться с теми, у кого он может учиться чему-либо. Общение с теми, кто более развит, заставляет подтянуться к более высокой планке, устанавливает более высокий стандарт, чем тот, что есть у одиночки, и человек в группе стремится к лучшему - ведь он знает, что лучшее существует, одиночка же об этом и не подозревает. Воспитание человека может быть осуществлено только группой людей. Только прямое общение в группе, личные контакты и достижение открытости с другими людьми дают человеку возможность воспринимать чужой и передавать свой жизненный опыт. Это и элементарные навыки (например - перед едой нужно мыть руки), и использование речи, и нравственные ценности, и даже способность к различным видам деятельности. Разнообразие групп, в которых участвует человек за свою жизнь, дает разнообразие возможностей и направлений в развитии. Более того, другие члены групп являются не только примером для подражания или источником обучения, но и стимулом для дальнейшего развития, ликвидации комплексов детства и полноценного формирования убеждений. Ценность некоторых групп состоит именно в том, что они дают необходимые положительные эмоции, положительную обратную связь, которая стимулирует дальнейшее развитие человека в выбранном направлении. Давно замечено, что группа оказывает существенное влияние на поведение отдельного человека. Часть изменений, порождаемых влиянием группы, исчезает, как только человек выходит из сферы воздействия группы, другие продолжают существовать, оставляя заметный след в личности и при определенных условиях, превращаясь в личностные черты.

Каждая из групп вносит свой вклад в психологию и поведение личности, и этот вклад отнюдь не является однозначно положительным или отрицательным. Он различен, и об этом в первую очередь свидетельствует наличие у людей множества достоинств и недостатков, большую часть которых они приобрели, находясь в группах. Лишь постоянное общение индивида с более развитыми, чем он сам, личностями, обладающими ценными знаниями, умениями и навыками, обеспечивает ему возможность приобщения к соответствующим духовным ценностям. Почти у каждого человека есть чему научиться у других людей, и практически в каждой группе он встречает таких людей. Если бы человеческий ребенок родился и вырос не в обществе, среди других людей, а в изоляции от них, он никогда психологически и поведенчески не превратился бы в человека. Об этом свидетельствуют многие описанные в научной и популярной литературе факты, когда в силу трагически сложившихся жизненных обстоятельств человеческие дети оказывались с малолетнего возраста лишенными возможности общаться с развитыми, культурными людьми, жили в физической или психологической изоляции от них, в сообществах животных. Почти во всех этих случаях были отмечены серьезные задержки, как в психологическом, так и в поведенческом развитии детей. Кроме этого общество помогает накопить человеку его жизненный опыт.

Замечено, что, чем больше жизненный опыт человека, тем правильнее он воспринимает и понимает людей. Правда, речь идет не о количественном выражении жизненного опыта, не просто о возрасте человека, а о том, как часто данному человеку приходилось общаться с разными людьми, по разным поводам в различных жизненных ситуациях. Когда мы говорим о знании психологии людей, то имеем в виду следующее. Есть люди, которые в силу своих способностей, вследствие накопленного жизненного опыта, по причине своей профессии лучше других знают и понимают людей. Это характерно для тех людей, которые умеют сопереживать, сочувствовать людям, ставить себя в их положение, принимать людей такими, какие они есть, понимать мотивы их поведения. Это люди, которым в силу складывающихся жизненных обстоятельств часто приходится не только общаться с людьми, но оказывать на них влияние, убеждать, привлекать на свою сторону, побуждать к определенным поступкам.

Есть такие виды профессиональной деятельности, которые предполагают не только постоянное и активное общение человека с разными людьми, но развитое восприятие и правильную личностную оценку. Это, например, врачи, учителя, психологи, политики, актеры, режиссеры и другие.

В общении с человеком может сложиться ситуация, в которой он лучше всего проявит себя. Это позволит наблюдающим за ним людям точнее и правильнее воспринять и понять его. Можно сознательно создавать такие ситуации, в которых человек сам будет разносторонне себя проявлять, и внимательно наблюдать за его реакциями именно в этих ситуациях. Такие ситуации можно, например, создать непосредственно в процессе общения с человеком, обратившись к нему с какими-либо заранее обдуманными словами или предприняв в отношении его сознательное, целенаправленное действие, рассчитанное на определенную реакцию с его стороны.

Отношения между людьми, складывающиеся в группах, приучают человека выполнять существующие социальные нормы, они несут в себе ценностные ориентиры, которые усваиваются личностью; группа является тем местом, где человек отрабатывает свои коммуникативные умения и навыки; от участников группы человек получает информацию, позволяющую ему правильно воспринимать и оценивать себя, сохранять и укреплять все положительное в своей личности, избавляться от отрицательного и недостатков. Группа дает человеку уверенность в себе, снабжает его системой положительных эмоций, необходимых для его развития.

Помимо положительного воздействия группа может оказать и отрицательное влияние на человека. Такое случается, например, тогда, когда цели группы достигаются за счет ущемления интересов отдельных ее членов в ущерб интересов всего общества. В психологии это называют групповым эгоизмом.

Другим возможным отрицательным следствием группового влияния может быть то воздействие, которое оказывается обычно на одаренных творческих личностей. Известный ученый В.М. Бехтерев, проведя ряд индивидуальных и групповых экспериментов, в которых сравнивались показатели творческой работы группы и индивида, выяснил, что в творчестве группа может уступать особо одаренным личностям. Их оригинальные идеи отвергались большинством потому, что были непонятны, и такие личности, находясь под сильным психологическим давлением большинства, сдерживаются, подавляются в своем развитии. История России XX в. знала множество примеров, когда выдающиеся композиторы, художники, ученые, писатели исключались из профессиональных союзов и даже преследовались. Иногда человек для того, чтобы оставаться в группе, идет на внутренний конфликт и ведет себя конформно, становится конформистом. Конформным называют такое поведение человека, при котором он, осознанно расходясь во мнениях с окружающими людьми, тем не менее соглашается с ними, исходя из каких-либо соображений. Так же из-за группы человек может приобретать множество вредных привычек. Например, под давление людей он может начать курить, он может изменить себя и свой характер в отрицательном направлении.

Существуют три способа реагирования человека на давление группы. Первый -- внушаемость, когда человек бессознательно принимает линию поведения, мнение группы. Второй -- конформизм, т.е. осознанное внешнее согласие при внутреннем расхождении с мнением группы. Третий способ реагирования на требование группы - сознательное согласие с мнением группы, принятие и активное отстаивание ее ценностей, норм и идеалов.


Одна из важнейших ролей в воспитании человека отводится обществу. Он растет в окружении людей, приобретая нравственные ценности. Общество представляет собой совокупность людей, на которых возложена задача воспитания человека. Однако общество оказывает на личность разное воздействие, которое может оказаться либо пагубным и разрушительным, либо направляющим на верный путь. Но если человек понимает, что окружающее общество оказывает разрушительное воздействие на его личность, то он должен быть способен выйти из этого окружения. Однако это требует немалых усилий и умения сопротивляться.

В литературных произведениях проблема влияния общества на человека становится довольно часто.

Примером возрождения человеческой души под влиянием окружения близких и дорогих людей является герой психологического романа Федора Михайловича Достоевского “Преступление и наказание”. Родион Раскольников, проверяя свою теорию о праве сильной личности на преступление во имя великой цели, идет на убийство старухи-процентщицы. Через некоторое время у него появляются угрызения совести, заставляя героя сомневаться в своей способности стать властелином над «муравейником», жить по законам своей теории, которая привела его к убийству человека. Эти угрызения заставляют Раскольникова изолировать себя от общества: он отталкивает друзей и родных, оставляя себя в полном одиночестве.

Но человек по своей природе является существом социальным, и вскоре главный герой начинает испытывать нужду в людях. “Спасательным кругом” для него становится Соня Мармеладова. Она убедила его в том, что он избавится от мук совести, если раскается и придет с повинной. Этот пример демонстрирует исцеляющую силу социума, так как общество Сони Мармеладовой приводит к воскрешению духовной жизни.

О пагубном влиянии общества на личность пишет Антон Павлович Чехов в рассказе “Ионыч”. Земский врач Дмитрий Ионович Старцев переезжает в уездный город С. по работе. Все приезжие называют этот город скучным и неинтересным, но жители утверждают обратное. Они советуют Дмитрию Ионовичу познакомиться с самой одаренной семьей этого города – Туркиными. На самом деле эта семья далеко не одаренная: Иван Петрович, глава семьи, постоянно использует однообразные плоские шутки, его жена, Вера Иосифовна, пишет бездарные романы, их дочь, Катерина Ивановна,

играет на фортепьяно так, что складывается впечатление, будто с горы падают камни, дворецкий по имени Пава много лет играет одну и ту же роль шута, которую ему отвел Иван Петрович. Старцев понимает всю посредственность этой семьи и говорит, что если самая одаренная семья этого города столь бездарна, то каково же остальное население этого города. Вскоре, несмотря на осознание убогости горожан, Дмитрий Ионович превратился, сам того не понимая, в Ионыча, обывателя города С. Его стали интересовать низменные ценности, поэтому он и уподобился горожанам города С., жизнь которых проходила вяло, уныло и без какого-либо стремления оживиться, стать лучше.

Безусловно, общество влияет на человека. Оно может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние; оно может как исцелить личность, так и разрушить ее. Но в конце концов все зависит от человека.

Обновлено: 2018-01-15

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

Вот почитайте статью для размышления, о своей зависимости или независимости от общества. Детальнее разобраться в понимании поможет тест в конце статьи.

Современный человек живёт в обществе, и так или иначе он вынужден участвовать в какой-либо коллективной деятельности. Цивилизованный человек физически не в состоянии быть из нее исключен. Он зависим от нее. Односторонней зависимости быть не может. Если бы это было так, современное общество распалось, а все люди разошлись бы в разные стороны. К обществу относится все окружение человека, это его семья друзья, одногруппники, даже информацию, которую он получает в процессе жизни, это тоже своего рода общество. Человек во многом зависит от общества, от его окружения зависит его образ мысли, жизни и физического здоровья. Влияние на человека в большой мере оказывает социум. Стоит отметить, что треть своей жизни человек обучается жить в самом сложном из существующих миров - в мире общественных отношений. Этот процесс получил название социализации.

Социализация начинается в детстве, когда примерно на 70% формируется человеческая личность. В детстве закладывается фундамент социализации, и в то же время это самый незащищенный ее этап, т.к. в этот период человек начинает впитывать в себя информацию, как губка, также он пытается подражать взрослым, беря от них не только хорошие качества, но и плохие. А в этот период взрослые могут навязывать свое мнение, и ребенок в этот момент беззащитен против требований старших, он будет вынужден подчиниться им, что может повлиять на дальнейшее развитие человека как личности.
Весь процесс развития личности можно разбить на несколько этапов в соответствии с возрастом ребенка:
· Ранний детский (0-3)
· Дошкольное и школьное детство (4-11)
· Отрочество (12-15)
· Юность (16-18)

Самое огромное влияние на личность человека оказывает мнение родителей. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и в ней закладываются основы личности ребенка.
- В дошкольном возрасте еще одной значимой с точки зрения развития личности социальной группой становится коллектив. Как правило, это коллектив детского сада. На развитие личности ребенка влияют его взаимоотношения не только со сверстниками, но и с воспитателями. Ребенок усваивает нормы дисциплины, взаимодействия с окружающими. Ребенок хочет, чтобы его уважали сверстники, чтобы у него было много друзей. В детском саду он может получить жизненный опыт, т.к. он общается с детьми своего возраста, что-то берет от них, пытаясь подражать.
- В подростковом возрасте дети часто переживают кризис развития личности. Для кризиса этого возраста характерен дух противоречия, стремление все сделать по-своему, приобретать собственный опыт удач и промахов.
- К 18 годам, как правило, личность ребенка сформирована полностью. Кардинально изменить уже сложившуюся личность нельзя, можно лишь помочь ребенку корректировать его поведение. Поэтому так важно своевременно привить ребенку морально-этические ценности, обучить его нормам поведения и человеческих взаимоотношений тогда, когда личность ребенка еще развивается. Юность завершает активный период социализации. В этом возрасте происходят важные физиологические изменения несущие определенные психологические сдвиги: влечение к противоположному полу, агрессивность, зачастую немотивированная, склонность к необдуманному риску и неумение оценить степень его опасности, подчеркнутое стремление к независимости и самостоятельности. В этот период заканчивается формирование фундамента личности, достраиваются ее верхние - мировоззренческие - этажи. Осознание своего «Я» происходит как осмысление своего места в жизни родителей, друзей, окружающего социума. Подростки и юноши более восприимчивы к негативным оценкам окружающих, особенно если это касается одежды, внешнего вида, манер поведения, круга знакомств.

Зависимый человек - это тот, кто позволил поведению другого человека сильно воздействовать на нее или него, и кто одержим попытками контролировать поведение того человека. Зависимость связана с низкой самооценкой и огромным количеством негативных эмоций: страх, тревога, затянувшееся отчаяние, гнев, стыд, чувство вины и т.д. Жизнь зависимых людей полна длительных стрессов. По сути дела, именно стрессы, в том числе и сильные переживания за другого человека и создали у них данный тип личности. Эти люди способны сильно переживать, но, как правило, не способны действовать в нужном направлении, поскольку отрицательные эмоции отбирают у них всю энергию. Зависимые люди настолько втянуты в чужую жизнь, что чувствуют себя ничтожными без взаимоотношений с кем-либо. При этом они, разумеется, стараются и другого втянуть в собственную жизнь, в том числе в свои негативные переживания. Зависимые люди настолько привыкают «заботиться» о другом, что нередко предлагают навязчивую помощь даже тогда, когда другой человек в ней не нуждается, или тогда, когда эта помощь абсолютно бесполезна.

Независимый человек - это также самодостаточный, самостоятельный человек, который осознает личную ответственность за свою жизнь. Признаки независимого человека:
· Ответственный.
· Материальная независимость.
· Самодостаточность.
· Живет своей жизнью.

Для полноценного развития личности человеку необходимо общение с другими людьми. В противном случае социальные нормы и ценностные ориентации, установленные в обществе, не будут восприняты или воспримутся искаженно. Общение с теми, кто более развит, заставляет подтянуться к более высокой планке, устанавливает более высокий стандарт, чем тот, что есть у одиночки, и человек в группе стремится к лучшему - ведь он знает, что лучшее существует, одиночка же об этом и не подозревает.

Только прямое общение в группе, личные контакты и достижение открытости с другими людьми дают человеку возможность воспринимать чужой и передавать свой жизненный опыт. Отношения между людьми, складывающиеся в группах, приучают человека выполнять существующие социальные нормы, они несут в себе ценностные ориентиры, которые усваиваются личностью; группа является тем местом, где человек отрабатывает свои коммуникативные умения и навыки; от участников группы человек получает информацию, позволяющую ему правильно воспринимать и оценивать себя, сохранять и укреплять все положительное в своей личности, избавляться от отрицательного и недостатков. Группа дает человеку уверенность в себе, снабжает его системой положительных эмоций, необходимых для его развития.

Из всего вышеперечисленного можно сделать вывод, что человек всегда будет зависеть и изменяться для общества. Потому что за общество можно принять как небольшую группу друзей человека, так и семью, а т.к. человек почти все время проводит с ними, он зависит от их мнения и решений. Почти каждый человек находится в средней зависимости от общества, т.е. человек задумывается, что о нем говорят люди, каждый день он выслушивает мнения людей и прислушивается к ним, поступает так, как ему сказали.

К обществу относится все окружение человека, это его семья друзья, одногруппники, даже информацию которую он получает в процессе жизни, это тоже своего рода общество. Человек во многом зависит от общества, от его окружения зависит его образ мысли, образ жизни и физического здоровья. Помимо того, что общество влияет непосредственно на человека, так и на природу. А причем тут влияние, оказываемое на природу, спросите вы. Общество влияет на природу, а она оказывает непосредственное влияние на условие жизни человека, на здоровье и на развитие.

Поиск разумного баланса в отношениях человека и природы невозможен без уяснения соотношения, в котором сегодня реально находится природа и общество, а также веса каждой из этих составляющих. Человечество, несмотря на всю свою сегодняшнюю мощь и независимость, является составной частью и продолжением эволюции природы. С нею общество неразрывно связано и не в состоянии существовать и развиваться вне природы, прежде всего, -- без окружающей человека среды. Влияние природной среды на жизнь общества особенно ярко выражено в сфере производства. Все материальное производство, позволившее человеку выделиться из природы, базируется в своей основе на природной составляющей. Природа -- это естественная основа жизнедеятельности человека и общества в целом. Вне природы человек не существует, и существовать не может.

Взаимодействие общества с природой имеет для человека не только утилитарное, производственное значение, но также и оздоровительное, нравственное, эстетическое, научное. Человек не только «вырастает» из природы, но, производя материальные ценности, одновременно «врастает» в нее. К тому же природа помимо прочего имеет свою удивительную прелесть, очарование, что в немалой степени делает человека художником, творцом. В частности, из этого творческого к ней отношения не в последнюю очередь возникает у того или иного народа чувство Родины, единения со своей землей, патриотизм.

У исследователей этой проблемы часто возникало искушение рассматривать человека в первую очередь как представителя биологического вида, а общество -- как совокупность индивидов. Отсюда главное в их действиях -- подчинение биологическим законам. При этом социальной составляющей в человеке и в обществе отводилась второстепенная роль.

Создатель теории психоанализа 3. Фрейд считал, что в антропо-социогенезе -- процессе возникновения и развития человека и общества -- главной причиной является биологическая. По его мнению, она коренится в решающем влиянии на человека бессознательного начала, заключающегося в его психике, инстинктах, унаследованных от предков. В свою очередь, общество для защиты от нежелательных животных инстинктов пытается создавать противовесы, например, в виде норм морали, культуры. И все же, полагал Фрейд, эти бессознательные биологические инстинкты, в первую очередь половые, играют решающую роль в поведении человека. Культура же, особенно европейская, с ее обширными, пуританскими запретами, только загоняет биологические позывы в подсознание человека, являясь тем самым серьезным источником неврозов. Разумеется, человек -- биологическое существо. И это нельзя игнорировать. Однако современный научный анализ показывает, что лишь примерно 15 процентов всех актов человеческой деятельности носит чисто биологический характер. Человек не может существовать вне общества. Специфический общественный образ жизни способствует постоянному усилению роли внебиологических, социальных закономерностей в жизни человека и общества. Так, политическая, производственная, духовная деятельность человека и общества есть чисто социальные явления, развивающиеся по своим особым, отличным от природы законам.

Здравствуйте! В этой статье я хотел бы затронуть тему влияния общества на человека .

Данная тема является одно из самых ключевых в вопросе достижения успеха в жизни. В чем же суть влияния нашего окружения (ссылка) на наш успех? Вспомните, наверняка в вашей жизни бывали примеры подобные, приведенному ниже.

Ну возьмем самый понятный и распространенный случай. Вечером после работы, мужики собираются во дворе, чтобы попить пивка и поиграть в домино или карты (в большинстве случаев в домино). Все идет день за днем своим чередом по одному и тому же сценарию. Вроде и мужики не алкоголики, но других интересов в жизни не наблюдается. Всех все устраивает.

И вдруг происходит весьма из ряда вон выходящий случай. Одного из игроков, назовем его к примеру «Петрович» ударила по голове занятная мысль: «Да надело мне все это! Хочу обеспеченной и успешной жизни!». И Петрович решается отпочковаться от новостей общества , для того чтобы заняться чем-то полезным. И вот наш Петрович пропускает один вечер (не приходит на пивно-доминошный пати). Второй раз не приходит. Ну общество особо не беспокоится пока. Ну мало ли чего случилось, приболел человек. И вот приходит тот момент, когда недостаток Петровича в обществе начинает ощущаться и будоражить коллектив. Общество джентльменов идет к Петровичу и начинает интересоваться причинами его отсутствия. И тут Петрович выдает им то, чего они никак не ожидали: «Да надоело мне пиво глушить, да в домино играть. Хочу примерным семьянином стать и на по служебной лестнице на производстве приподняться. Учиться я пошел на курсы повышения квалификации».

После этого общество предпринимает первую скромную попытку вернуть заблудшую овцу в стадо. Петрович непреклонен и стоит на своем. На следующий день уговоры становятся настойчивей. Предположим, что наш герой держится молодцом и не поддается. Тогда в бой вступает тяжелая артиллерия: «Ты Петрович не уважаешь нас что ли?». Начинаются насмешки, затем обиды. Могут даже Петровича нашего в секту «адвентистов левой руки» приписать.

Но Петрович решителен и непреклонен. И вот настает то момент, когда портрет нашего героя появляется на доске почета на производстве. И оклад ему повышают и может даже приподнимают по служебной лестнице. И ту вдруг обиды и насмешки неожиданно сменяет уважение и благоговение. Все шепчутся по углам: «Смотрите, а ведь это наш Петрович! Во как человек поднялся! Повезло. Нам бы так». Все! Петрович из изгоя общества вдруг, каким-то волшебным образом превратился в уважаемого человека, после заискивающего «ручканья» с которым руки неделю не моют.

И самое главное все вокруг искренне верят в везение и вмешательство в вопрос сверх естественных сил.

А на самом деле то все просто. Захотел человек и добился. И не прогнулся под общество, а упорно и целеустремленно шел вперед.

Теперь рассмотрим анатомию всего процесса.

Всю историю можно условно разделить на три основных этапа.

Этап 1 – уговоры

Этап 2 – насмешки

Этап 3 – уважение и почет

Исходя из всей этой истории видно, что если вы приняли решение, что-то серьезно поменять в своей жизни, тем более добиться успеха и богатства, то будьте готовы пройти через три этапа:

  1. Вас будут тянуть назад, отговаривать от Вашего решения. Причем, часто отговаривать Вас будет абсолютное большинство людей, с которыми Вы поделитесь своими планами.
  2. Когда люди увидят, что уговоры не помогают – они будут “плевать” Вам в след. А если Вам повезет, то будут не плевать, а просто смеяться над Вами.

Не стоит обижаться на людей за это. Большинство из нас когда-либо вели себя подобным образом по отношению к другим. Я думаю, что корни этого явления в природных инстинктах и тривиальном стадном чувстве. Природа у нас такая.

Поэтому я предлагаю осознавать это, не держать зла на людей и не останавливаться на первом и втором этапах. Тем более, что наградой нам служит третий этап!

  1. На третьем этапе Вы достигаете задуманного, а те, кто над Вами смеялся, восхищаются Вами. Они будут делать это открыто или Вы услышите про себя слухи, которые Вам польстят.

На последок скажу вам, что все это не теория. Все это испытано мной на себе. Не поверите даже к сектантам причисляли и к психологу водили, и насмешек и уколов хватает.

Однако в отличие от серого стада я расту и добьюсь поставленных целей, а они так и останутся в своем тепленьком комфортном болоте, где отпуск только тогда когда великий гуру и учитель позволит, доход ограничен потолком должностного оклада и не хватает денег сыну на велосипед.

Теперь подумайте серьезно. На что вы готовы пойти ради лучшей жизни, которая в красивых снах и мечтах? Готовы ли вы пройти все этапы давления общества? Пишите в комментариях

Кстати тех кто оставит свой первый комментарий ждет хороший подарок.

Кстати, даю практический совет по теме влияния общества на человека. Я ему в свое время не следовал и пожалел. Теперь стараюсь строго ему следовать: По меньше распространяйтесь своему окружению (если только они не успешные и позитивные люди, которые готовы всегда вас поддержать) о своих целях и планах. Это правило в особенности касается родственников (включая родителей). Если следовать этому правилу, то второй этап пройдет наименее болезненно для вас. Чем меньше людей знает о ваших планах, тем меньше людей будет вас тащить обратно в болото. Согласитесь легче преодолеть сопротивление пары человек, чем всего общества в целом.

В завершении предлагаю вам посмотреть короткий отрывок из фильма «Рокки Бальбоа». Очень мудрые и правильные слова. Я их теперь своему старшему сыну повторяю.