Ознакомление детей дошкольного возраста с декоративно-прикладным искусством. Ознакомление с декоративно-прикладным искусством детей дошкольного возраста Народное искусство для дошкольников

Ознакомление дошкольников с народным декоративно-прикладным искусством.


Ввиду темы самообразования «Развитие речи посредством театрализованной деятельности» и в соответствии с основной образовательной программой МБДОУ Д/С33, а так же ФГОС в практической деятельности мною используется такой прием работы с детьми, как «контактный музей». Этот прием очень продуктивен в работе с детьми дошкольного возраста ввиду своих психологических особенностей. У детей этого возраста развито наглядно-образное мышление. Таким детям нужно не только увидеть плоскостное изображение предмета, но и потрогать его, понять какое оно на ощупь, понюхать, поэкспериментировать с ним. Зная эти особенности, нами было решено организовывать такие интересные мероприятия. Детей очень привлекают подобные выставки, что приобщает детей к восприятию искусства, развивают интерес к нему. Мы в свою очередь, как педагоги, поощряем выражение эстетических чувств детей, проявления эмоций при рассматривании предметов народного декоративно-прикладного искусства. Так же в процессе таких путешествий педагог подробно рассказывает о назначении музея, о правилах поведения в нем и знакомит с самыми известными музеями нашей страны.
В декоративно-прикладном искусстве обобщены эстетические идеалы традиции и обычаи народа. Яркие игрушки и предметы быта, созданные мастерами различных промыслов, входят в нашу жизнь с детства, и каждая встреча с ними - это прикосновение к красоте и народной мудрости. По верованиям всех народов, символы, используемые при оформлении того или иного предмета, их расположение и цветовая гамма имели важное обрядовое и магическое значение. Земледельцы из глины и дерева изготавливали фигурки в форме животных, украшали их орнаментом, исполняли магические обряды, которые должны были принести плодородие их нивам и благоденствие их семьям. После выполнения ритуальных действий фигурки отдавали детям. Так появились новые игрушки.
Форма и каждый элемент орнамента, украшавшего изделия народных мастеров, несли определенную информацию. Волнистая линия символизировала воду; две параллельные линии с расположенными между ними точками - землю и зерна; капли, наклонные линии - дождь; спираль - ход солнца; ромб - плодородие, крест - веру. Значение того или иного элемента узора зависело и от его цвета. Например, в росписи дымковской игрушки оранжевый круг символизировал солнце, а красный - дом.
Ознакомление дошкольников с народным – прикладным искусством помогает решать задачи нравственного, патриотического и художественного воспитания. Педагог не только дает детям определенный объем знаний о промыслах, но и учит их видеть и понимать красоту, воспитывает уважение к труду народных мастеров, знакомит с технологией изготовления и декоративными особенностями тех или иных изделий.
Определив, с какими видами декоративно-прикладного искусства будут знакомиться дети, старший воспитатель намечает последовательность проведения тех или иных мероприятий, продумывает связь тематики занятий, планируемых воспитателями, с работой музыкального руководителя и преподавателя изостудии. При разработке циклов занятий в разных возрастных группах следует учитывать не только возраст детей, но и уровень их знаний, умений, изобразительных навыков.
При ознакомлении дошкольников с каким-либо народным промыслом воспитатель может использовать следующие формы работы:
организация выставок;
беседы по ознакомлению с искусством;
занятия по декоративному рисованию, лепке и аппликации;
проведение праздников и досугов.
При посещении выставок дети получают некоторые сведения об истории промысла, используемых мастерами материалах, учатся выделять характерные средства выразительности (элементы узора, их типичные сочетания, колорит, композицию). При этом задача воспитателя - научить дошкольников рассматривать изделия народных мастеров так, чтобы они затем могли самостоятельно выделить средства выразительности любого другого произведения народного искусства. Для этого используется прием сравнения, который не только повышает уровень восприятия, но и подводит детей к пониманию общих закономерностей декоративного искусства, его традиций и средств выразительности. Например, в начале учебного года старшие дошкольники рассматривают фигурки птиц, сделанных дымковскими мастерами, сравнивают их, выявляя сходства и отличия. На следующем занятии воспитатель показывает им тверские глиняные игрушки, также изображающие птиц, и предлагает не только сравнить их между собой, но и сказать, чем они похожи и чем отличаются от дымковских.
На занятиях по декоративному рисованию, лепке и аппликации, помогая детям овладевать некоторыми навыками и приемами, используемыми народными мастерами, воспитатель должен сам владеть ими, знать последовательность изготовления того или иного изделия, а также иметь соответствующие материалы. Например, лепить дымковскую игрушку следует только из глины, а не из пластилина. А рисовать узоры по мотивам хохломской росписи дети должны только на тонированной бумаге (желтого, красного или черного цвета) гуашевыми красками.
Составляя узоры по мотивам какой-либо росписи, воспитатель должен учитывать и характерные для нее композиционные построения. Например, при оформлении дымковских игрушек используются композиции типа "ткани" (полосатая, клетчатая), свободное расположение элементов (по мере убывания размера), а так же узор в круге или розетте (украшение хвоста индюка). Для растительного узора Городецкой росписи характерно объединение цветов в гирлянды (на полосе и в круге), изображение симметричных (от середины формы) и асимметричных композиций. При этом сначала художники рисуют самые крупные элементы узора - цветы, тесно прижатые друг к другу, затем в промежутках между ними - листья, решетки и травинки.
Планируя познакомить детей с каким-либо композиционным построением, воспитатель должен не только подготовить бумагу соответствующей формы, но и показать предмет народного искусства, украшенный аналогичной композицией.
В процессе обучения дошкольников декоративному рисованию, лепке и аппликации воспитатель может использовать следующие методы и приемы:
создание игровой ситуации в начале занятия и во время проведения анализа детских работ;
сравнение элементов узора и различных вариантов композиций;
использование очерчивающего жеста (для выделения элементов, определения их расположения и последовательности выполнения узора);
показ последовательности рисования и упражнение в изображении новых или сложных элементов узора;
сочетание различных видов изобразительной деятельности (например, лепка с последующей росписью).
Умение видеть на предметах каждого вида народного искусства вариативность элементов, колорита и композиции, замечать, как мастер, не выходя за пределы традиций промысла, создает каждый раз новое, неповторимое произведение, поможет детям самостоятельно выбирать сочетания элементов и композицию в зависимости от назначения и формы предмета, который они украшают.
Сделать занятия по знакомству с декоративно-прикладным искусством интереснее, разнообразнее воспитателю поможет использование музыки, литературного материала, элементов театрализованной деятельности. И от того, насколько эмоционален будет педагог, как он организует эту работу, во многом зависит, сможет ли он воспитать у детей любовь к народному искусству, сформировать умение воспринимать и ценить мастерство народных умельцев.

Елена Савиных
Ознакомление детей дошкольного возраста с декоративно-прикладным искусством

Ознакомление детей дошкольного возраста с декоративно-прикладным искусством

СЛАЙД :2 Определение и значение ДПИ

Значение использования декоративно-прикладного искусства в работе с дошкольниками .

Декоративно-прикладное искусство призвано украшать , облагораживать и преобразовывать предметный мир. Строя жилище, изготавливая орудия труда, предметы обихода человек украшал их орнаментами, раскрашивал, совершенствовал форму. Характерные черты народного творчества легли в основу профессионального .

Необходимым условием построения современной системы эстетической культуры личности является использование народного искусства в педагогической работе с детьми.

СЛАЙД 4 :Раскидка по возрастам (читать таблицу в слайде)

В соответствии с ФГОС такие рассматриваются виды ДПИ, связанные с возрастом детей .

СЛАЙД 5 :Формы работы педагога с детьми

Выставки.

При посещении выставок дети получают некоторые сведения об истории промысла, используемых мастерами материалах, учатся выделять характерные средства выразительности (элементы узора, их типичные сочетания, колорит, композицию) . При этом задача воспитателя - научить дошкольников рассматривать изделия народных мастеров так, чтобы они затем могли самостоятельно выделить средства выразительности любого другого произведения народного искусства . Для этого используется прием сравнения, который не только повышает уровень восприятия, но и подводит детей к пониманию общих закономерностей декоративного искусства , его традиций и средств выразительности. Например, в начале учебного года старшие дошкольники рассматривают фигурки птиц, сделанных дымковскими мастерами, сравнивают их, выявляя сходства и отличия. На следующем занятии воспитатель показывает им тверские глиняные игрушки, также изображающие птиц, и предлагает не только сравнить их между собой, но и сказать, чем они похожи и чем отличаются от дымковских.

Развлечения. Досуги.

Экскурсии. Большую роль в ознакомлении с народными образцами играют экскурсии в музеи, на выставки произведений декоративно -прикладного творчества. Желательно, чтобы эти экскурсии были связаны с темой какого-либо творческого задания, выполняемого детьми, и проводились раньше. Во время экскурсии можно познакомить детей с фантастическими образами птиц, животных, причудливыми растительными узорами на тканях, кружевах, в резьбе по дереву, в росписи прялок, берестяных туесков, керамических изразцов.

Необходимо тщательно подготовиться к проведению экскурсии. В план подготовки воспитателю следует включить беседы о народном искусстве детей искусства .

Контактный музей :Состав

РАЗДЕЛЫ И ЭКСПОНАТЫ :

В МИНИ – МУЗЕЕ ПРЕДСТАВЛЕНЫ РАЗНЫЕ ВИДЫ ЭКСПОНАТОВ ДЕКАРАТИВНО- ПРИКЛАДНОГО ИСКУСТВА –

ХОХЛОМСКАЯ РОСПИСЬ

ГЖЕЛЬ РОСПИСЬ

МАТРЕШКИ – КУРСКОЙ, СЕМЕНОВСКОЙ РОСПИСИ

БОГОРОДСКАЯ ИГРУШКА.

ТУЛЬСКИЙ САМОВАР.

ДЫМКОВСКАЯ ИГРУШКА.

ЖОСТОВСКИЕ ПОДНОСЫ.

ГОРОДЕТСКАЯ РОСПИСЬ.

ХАРАКТЕРИСТИКА МИНИ – МУЗЕЯ.

Конечно, в условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому и называются эти экспозиции «мини-музеями» . Часть слова «мини» отражает возраст детей , для которых они предназначены, размеры экспозиции и четко определенную тематику такого музея. Главным назначение созданного нами данного мини-музеев - вовлечение детей в деятельность и общение, воздействовании на их эмоциональную сферу. Любая экспозиция должна учитывать следующую логическую цепочку : восприятие - понимание - осмысливание - закрепление - применение.

Хочется обратить внимание на то, что работа с детьми предполагает не только качество и количество полученной информации в ходе знакомства с экспозициями мини-музеев, - важно добиться у детей пробуждения творческой активности. Поэтому очень важно продумать обязательное включение практической части в ходе знакомства с экспозициями мини-музеев. Важная особенность мини – музеев – участие в их создании самих детей при поддержке педагогов и родителей. Дети чувствуют своё непосредственное причастие к мини – музею. Они пополняют экспонатами выставочные стеллажи, участвуют в обсуждении его тематики, готовят и проводят самостоятельно экскурсии для малышей.

Каждый выставочный экспонат – результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их родителей . Выставочные полки постоянно пополняются новыми экспонатами.

Беседы. В план подготовки воспитателю следует включить беседы о народном искусстве : рассказать детям о народных мастерах, их творчестве, о материалах, из которых создаются изделия, о том, как готовые изделия используются в оформлении костюма, интерьера, в качестве сувениров. Несомненно, такие беседы заинтересуют детей , помогут раскрыть перед детьми образную, красочную и поэтическую выразительность произведений народного искусства .

Беседы с детьми по русскому народному декоративно-прикладному искусству по блокам : "Золотая Хохлома"," Сине-голубое чудо", " Веселый Городец", "Дымковская сказочная страна", "Чудо филимоновских свистулек", "Каргопольские легенды", "Знакомьтенсь, русская матрешка", "Богородская резная игрушка", "Красота вологодских кружев""Праздничный русский народный костюм".

НОД (декоративное рисование и лепка ) .

При создании декоративных композиций в рисовании ставятся общие задачи :

Формировать умение у детей создавать декоративные композиции по мотивам дымковских, филимоновских узоров;

Учить детей располагать узор на бумаге той или иной формы,

Выделять элементы узора.

В процессе обучения дошкольников декоративному рисованию , лепке и аппликации воспитатель может использовать следующие методы и приемы :

1. создание игровой ситуации в начале занятия и во время проведения анализа детских работ;

2. сравнение элементов узора и различных вариантов композиций;

3. использование очерчивающего жеста (для выделения элементов, определения их расположения и последовательности выполнения узора);

При объяснении расположения рисунка на листе лучше всего воспитателю не рисовать, а просто обрисовывающим жестом показать, как надо выполнять то или иное задание. Для старших детей этого бывает достаточно, чтобы они поняли задачу и постарались выполнить ее самостоятельно.

4. показ последовательности рисования и упражнение в изображении новых или сложных элементов узора;

5. сочетание различных видов изобразительной деятельности (например, лепка с последующей росписью) .

Рассматривая с воспитанниками предметы народного искусства , педагог учит их видеть и выделять элементы узора : мазки. Точки, кольца, круги, прямые линии (дети знакомы со способами изображения этих элементов) .

У каждого вида народного искусства свои сочетания цветов и оттенков. Воспитатель должен показать это при рассматривании, обратить внимание детей на разнообразие цветов. Например, у дымковской игрушки используют такие цвета, как красный, синий, зелёный, жёлтый и др., которые ярко выделяются на белом фоне; в узоре присутствует чёрный цвет – маленькие точки, чёрточки, украшающие крупные элементы. Педагог объясняет, что красота зависит от повторения одних и тех же элементов одного цвета.

Успех обучения декоративному рисованию во многом зависит от того, насколько интересно педагог организует восприятие детьми изделий, использует ли он игровые приёмы, сюрпризные моменты. Чтобы занятия были эффективнее, составление узора лучше связать с украшением вещи. Так, дети расписывают коврик (полоску) для дымковской куклы, используя один из элементов узора – круги, украшенные так, как дети видели на дымковской игрушке. Затем, можно предложить украсить полоску 2-3 элементами – кругами и мазками или овалами, чередуя их, и ввести в них чёрточки, точки. С первых занятий педагог учит воспитанников выбирать цвет для каждого элемента, колоритом росписи. Дошкольники учатся чередовать полосы (линии) широкие и узкие, линии и круги, линии и овалы (мазки) . Надо дать ребёнку возможность самому выбрать цвет для элементов узора и их украшений. Для росписи детям можно давать силуэты животных, фигурки барышень, платье, фартук кукле вырезанные из бумаги, украсить сказочный домик, волшебную рыбку, птицу.

Средняя группа. Как и в младшей группе, воспитатель при рассматривании предмета пользуется обрисовывающим жестом и словесным объяснением.

Для детей , которые приобрели навыки в рисовании, этого жеста бывает достаточно, чтобы понять, с чего начать рисунок и в какой последовательности его выполнять.

В процессе занятия воспитатель напоминает детям о натуре, предлагает посмотреть на нее и нарисовать. В этом возрасте дети еще не могут передавать изображение с определенной точки зрения, поэтому натура должна быть установлена так, чтобы они видели ее с наиболее характерной стороны и ясно различали основные части. Если дети сидят за четырех- или шестиместными столами, натуру надо поставить в нескольких местах, чтобы она была перед глазами каждого ребенка (при этом все предметы должны быть одинаковы) . При рисовании воспитатель должен обращать внимание ребят только на видимые части предмета. Натура используется и по окончании работы для сравнения с ней рисунков, хотя анализ в этой группе не может быть очень детальным и соответствует лишь программным требованиям.

Учитывая особенности четырехлетних детей , следует в различные приемы обучения включать игровые моменты. Например, кукла-неваляшка просит нарисовать ее портрет, при анализе работ она смотрит и оценивает рисунки. Игра всегда вносит оживление и радость в работу детей , что повышает их активность.

В средней группе для лучшего воспроизведения образа могут быть использованы картинка или рисунок воспитателя. Требования к их использованию остаются теми же, что и в младшей группе. Детей четырех лет еще нельзя знакомить с каким-либо приемом рисования на основе картины. Она здесь служит лишь средством оживления детских представлений о том или ином предмете.

Символ Вятской земли – дымковская игрушка - не имеет аналогов в мире. Яркие пёстрые барышни, кавалеры, павлины, карусели, козлики узнаются сразу. Ни одна игрушка не повторяется. На белоснежном фоне красными, синими, жёлтыми, зелёными, золотыми красками рисуются узоры в виде кругов, прямых и волнистых линий. Все поделки очень гармоничны. Это обобщенная, декоративная глиняная скульптура , близкая к народному примитиву : фигурки высотой в среднем 15-25 см, разукрашенные по белому фону многоцветным геометрическим орнаментом из кругов, Горохов, полос, клеток, волнистых линий, яркими красками, часто с добавлением золота. Традиционными и постоянно повторяющимися в дымковской игрушке являются всадники, петухи, женские фигуры в расширяющихся книзу колоколообразных юбках и высоких головных уборах – кокошниках, именуемые няньками, кормилицами, барынями, водоносками. Дымковские индюки и кони реальны и фантастичны в одно и то же время. Индюк с пышным веерообразным хвостом, конь в ярко-синих яблоках-кругах, у козла красные с золотом рога.

Во всех этих наивных и красочных образах так и видятся присущие русскому народу простодушие, удаль, оптимизм, склонность к сказочной, песенной интерпретации действительности. В женских фигурах большое значение имеют выразительные детали : нарядные прически, головные уборы, оборки на рукавах, передниках, пелеринки, муфты, зонтики, сумочки и т. п.

Филимоновская игрушка. Этому промыслу, имеющему постоянную прописку в Тульской области , около 1000 лет. Примитивно выполненные, но расписанные розово-зелёными красками, они выглядят очень жизнерадостно. Упрощённая форма объясняется тем, что игрушки имеют внутри полости с отверстиями, выходящими наружу. Если в них дуть, попеременно закрывая разные дырочки, то получится незатейливая мелодия.

Каргопольская игрушка. Город Каргополь Архангельской области - это центр русского народного художественного промысла глиняной игрушки. Его происхождение в Каргополе связано с богатыми залежами глины, которые определили его широкое развитие уже в XIX веке. Здесь делали посуду и игрушки : коней, оленей, баранов и т. д. В 1930 г. гончар И. В. Дружинин возродил здесь традицию глиняной игрушки. Его расписные игрушки отмечены единством стиля, они приземисты, сдержанны по расцветке. Каргопольский орнамент состоит из геометрических узоров, которые имели символическое значение. Каргопольские мастера используют неяркие цвета : красный, желтый, коричневый, болотный, малиновый.

СЛАЙД 8. Когда дети освоят дымковскую роспись, следует познакомить их с филимоновской игрушкой. Важно, чтобы дети заметили, выделили сходство и отличие филимоновских и дымковских игрушек.

В течение года следует провести несколько занятий по замыслу, на которых каждый ребёнок выбирает форму бумаги, элементы узора, цвет и создаёт свой узор. Ребёнку нужно предоставить возможность творить.

В работе с детьми следует широко применять различные материалы : глину, ткани различных фактур и расцветок, бересту, цветную керамическую и кафельную плитки, гуашевые и темперные краски, цветные мелки.

Следует отметить также, что великолепные приемы художественной обработки различных материалов, выработанные народными мастерами, позволяют достигать большой художественной выразительности достаточно простыми и лаконичными средствами : нанесением штрихов и точек на изделие, несложными приемами кистевой росписи и т. д. ,- обучение которым вполне доступно.

СЛАЙД 9 : Богородские игрушки Русский народный промысел, состоящий в изготовлении резных игрушек и скульптуры из мягких пород дерева (липы, ольхи, осины) . Его центром является посёлок Богородское Сергиево-Посадского района Московской области России. Красочные куры, клюющие зерно, мишка мотоциклист, ворона и лиса – уникальные подвижные деревянные игрушки, выполненные вручную резчиками из подмосковного села. Одной из отличительных черт промысла всегда являлось изготовление движущихся игрушек. Наиболее известна игрушка «Кузнецы» , обычно изображающая мужика и медведя, которые поочерёдно бьют по наковальне. Эта игрушка, возраст которой , по некоторым данным, превышает 300 лет, стала символом, как богородского промысла, так и самого Богородского, войдя в герб посёлка.

Матрешки

Русская матрешка

Матрёшка - настоящая русская красавица. Румяная, в нарядном сарафане, на голове яркий платочек. Но матрёшка не лентяйка, в руках у неё то серп и хлебные колосья, то уточка или петушок, то корзинка с грибами-ягодами.

Но, главное, эта куколка - с секретом! Внутри неё прячутся весёлые сестрички. По сравнению с другими игрушками, деревянная молодая куколка молода, ей чуть более ста лет. Для народной игрушки это не возраст .

Прообразом матрёшки могли послужить "писанки" - деревянные, расписные пасхальные яйца, их уже много веков делают на Руси. Они бывают полыми внутри, и в большее вкладывается меньшее. В конце девятнадцатого века в Абрамцево по эскизу художника Сергея Малютина местный токарь Звёздочкин выточил первую деревянную куколку. А когда Малютин расписал её, получилась девочка в русском сарафане, в платочке, с петушком в руке. По преданию, кто-то, увидев куклу, смеясь воскликнул : "До чего похожа на нашу Матрёну!". С тех пор и зовут эту игрушку матрёшкой.

Матрёшка - один из самых популярных русских сувениров. В Московской области массовое производство матрёшек началось в Сергиевом Посаде с 1890 года, и уже в 1900 году игрушка из России на международной выставке в Париже была отмечена золотой медалью. Производство знаменитых игрушек-тарарушек яркой затейливой росписью берет свое начало в селе Полховский Майдан Вознесенского района. Матрешки имеют и специфические названия - тарарушки. В росписи тарарушек и сувениров полховско-майданские мастера используют разнообразные приемы : «цветы» , «травки» , «пестрение» , «домики» . Все это придает неповторимость не только знаменитым тарарушкам и сувенирам, но и другим изделиям мастеров, которые выпускают еще и посуду, и разнообразные предметы быта, например, вазы, поставки, бочонки, полочки и многое другое.

Вскоре матрёшек стали изготовлять и в других районах страны, например в городе Семенове, в селе Полхов - Майдан, на Вятской земле, в Башкирии и Воронеже.

ПОСУДА-деревянная, глиняная, металл (Жостовские подносы)

Городецкие расписные доски

Городецкая роспись

Этот народный художественный промысел сложился к середине девятнадцатого века в старинном волжском городе Городце, известном по летописям с 1152 года. Городец славился резчиками по дереву, умелыми корабелами. Обычай украшать предметы быта, прялки, ставни домов, ворота резьбой и инкрустацией послужил источником рождения народного промысла.

Особенности городецкой росписи - чистые, яркие краски, чёткий контур, белые штрихи, создающие условный объём и живописность. Городецкие мастера изображают не только растительный орнамент, сказочных персонажей, но и жанровые сценки. В начале двадцатого века промысел возродился . С 1938 года работает артель, с 1960 года работает фабрика "Городецкая роспись". Городецких росписях можно встретить экзотических барсов и львов, горячих и сильных коней или петухов в воинственной гордой позе. Часто это парные изображения, обращенные друг к другу. Зачастую на поле росписей мастера «разбрасывают» цветы (розы, ромашки, купавки) букетами и веселыми гирляндами. А там, где это позволяет сюжет, художники охотно пользуются мотивом пышного занавеса, который подхвачен шнуром с кистями.

Используемые цвета : напряженно-красный, ярко-зеленый, бездонно-синий и черный, который еще больше подчеркивают декоративность мотивов городецкой росписи. Роспись ведется кистью, свободным ударом, без предварительного рисунка. Приемы весьма разнообразны : от широких мазков до тончайших линий и виртуозных штрихов.

Хохломская посуда

Хохломская роспись

Уже в 17 веке в селе Хохлома проходили ярмарки, где торговали деревянной расписной посудой, изготовленной в сёлах и деревнях Нижегородского края.

Хохломская роспись отличается характерным сочетанием золотого цвета с чёрным, красным, зелёным, иногда коричневым и оранжевым. Изображение растений, ягод, плодов, птиц и рыб образуют прихотливый узорный орнамент. Секрет "золота" Хохломы - применение алюминиевого (ранее серебряного или оловянного) покрытия, сверху наносится рисунок и лак. Изделие высушивается при температуре 100-120 градусов. Под действием температуры лак приобретает желтоватый оттенок, и сквозь него "золотом" сверкает алюминиевый слой.

Современные хохломские изделия - посуду, мебель, сувениры - создают мастера фабрики "Хохломской художник" и объединения "Хохломская роспись", что в Нижегородской области.

Жостовские расписные подносы. Жостовская роспись – это народный художественный промысел, который заключался в росписи жестяных изделий (подносов, что начал свое существование с 1825 года с деревни Жостово Московской области. Для жостовской росписи характерно изображение красочного цветочного букета, где чередуются небольшие полевые и крупные садовые цветы, иногда и садовые плоды. В основном фон для изображения – темный, но можно встретить изделия и с серебряным, красным или зеленым фоном. В основе этой росписи свободный и сочный мазок кисти. Причем, мастера работают вручную не по образцам, а по правилам. Каждый автор подписывает свою работу. Таким образом, авторские жостовские подносы не имеют повторений, каждая работа уникальна.

Гжельская керамика

Гжель - это один из самых известных народных художественных промыслов России. Гжельский промысел объединяет два десятка подмосковных сёл и деревень. Уже с 14 века в этой местности процветал гончарный промысел. С середины 18 века гжельские мастера освоили производство майолики с многоцветной росписью по белому фону. Роспись часто дополнялась скульптурными изображениями людей, животных, птиц. В девятнадцатом веке Гжель прославилась своим фаянсом и фарфором. С этого времени преобладает роспись синим кобальтом по белому. Разнообразные изделия с "фирменным" цветочным узором, скульптуры поражают фантазией и мастерством художников, сохранивших народные традиции. Сегодня гжельская керамика известна во всём мире и по-прежнему украшает нашу жизнь.

СЛАЙД 11 :УГОЛКИ ДПИ

Можно представить такой вариант уголка, где есть мини выставка предметов ДПИ, плакаты по декоративному искусству по тематике выставки, альбомы по ДПИ для рассматривания их детьми, дидактические игры.

СЛАЙД 12 :ДИДИКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

Представления о некоторых видах русского декоративно-прикладного искусства могут быть сформированы не только на занятиях, экскурсиях в музеи, но и в процессе дидактических игр.

Игры, которые обеспечивают развитие ребенка в ходе знакомства с декоративно-прикладным искусством можно условно разделить на несколько групп :

1. игры, помогающие различать виды русского прикладного искусства по основным стилевым признакам – особенностям материала, из которых они изготовлены; подбору цветового колорита; выбору традиционных для промысла элементов росписи и др. ;, Дидактическая игра «Домино» , «ЛОТО» , «Собери картинку»

2. игры, которые сосредоточивают внимание на стилевых особенностях элементов узора; Дидактическое упражнение «Собери картинку» , Дидактическая игра «ЛОТО» , «Чудо узоры»

3. игры, для знакомства с композиционным построением узоров, использованием ритма, симметрии. Дидактическая игра «Найди элементы узора»

СЛАЙД 13 :В основе дидактических игр лежат традиционные принципы, но их содержание-освоение особенностей декоративно-прикладного искусства . Познавая красоту народного творчества, ребенок испытывает положительные эмоции, на основе которых возникают более глубокие чувства : радости, восхищения, восторга. Дидактические игры способствуют обогащению знаний детей о декоративно-прикладном искусстве , традициях, истории возникновения того или иного вида народного промысла. Им становится понятна и близка стилистика народного творчества, дети находят и выделяют особенности росписи, цветовую палитру.

СЛАЙД 14 : АЛЬБОМЫ ПО ДПИ

1. Альбомы для творчества с образцами росписи

2. Альбомы традиций изготовления предметов ДПИ

3. Альбом наглядно –дидактическое пособие

Надежда Обыденнова
Знакомство с русским народным декоративно-прикладным искусством в художественном творчестве детей

Тема : «Знакомство с русским народным декоративно-прикладным искусством в художественном творчестве детей ».

"Самым высоким видом искусства ,

Самым талантливым, самым гениальным

Является народное искусство , то есть то,

Что сохранено, что народ перенес через столетия».

М. И. Калинин

В настоящее время в жизни происходят различные социальные перемены, которые буквально ворвались в жизнь каждого из нас. И среди них есть такие, которые негативно влияют на мир ребенка. Народные игры , забавы, игрушки заменяются на телевизионные экраны,компьютерные игры.

Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину - задача, особенно актуальная на сегодня, не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа , освоения народной культуры .

Культуру России невозможно представить без народного искусства , которое раскрывает исконные истоки духовной жизни русского народа , наглядно демонстрирует его моральные, эстетические ценности, художественные вкусы и является частью его истории. Народное искусство хранит и передает новым поколениям национальные традиции и выработанные народом формы эстетического отношения к миру.

Декоративно-прикладное искусство является одним из факторов гармонического развития личности. Познавая красоту народного творчества ребенок испытывает положительные эмоции, на основе которых возникают более глубокие чувства : радости,восхищения, восторга. Образуются образные представления, мышление, воображение.

Все это вызывает у детей стремление передать воспринятую красоту, запечатлеть те предметы народно- декоративного искусства , которые им понравились, у них пробуждается и развивается созидательная активность, формируются эстетические чувства и художественный вкус , эстетическая оценка к предметам русского . У детей формируются разнообразные способности - как художественные , так интеллектуальные. Соприкосновение с народным искусством обогащает ребенка , воспитывает гордость за свой народ , поддерживает интерес к его истории и культуре.

В своей работе я использую программу «Радость творчества » О. А. Соломенниковой, целью которой является : «развитие художественно- творческих способностей детей средствами народного и

декоративно-прикладного искусства ».

Для достижения этой цели реализуются основные задачи художественного образования :

Развитие интереса к различным видам искусства , формирование первых представлений об искусстве , способность воспринимать его;

Формирование художественно -образных представлений и мышления, эмоционально-чувственного отношения к искусству , воспитание эстетического вкуса;

Развитие творческих способностей в рисовании, лепке, аппликации;

Развитие мелкой моторики рук детей ;

Развитие сенсорных способностей восприятия, чувства цвета, ритма, композиции;

Приобщение детей к лучшим образцам искусства .

Изучив задачи обучения детей с народным искусством , я составила перспективный план по ознакомлению детей с народными промыслами ,в котором указаны конкретные задачи обучения, темы занятий по рисованию, лепке, аппликации, сопутствующая работа с детьми.

С целью решения поставленных задач я начала с организации разви-

вающей среды. Подобрала практический материал и методические

пособия, куда входят подлинные предметы

народных промыслов- хохлома , гжель, дымковские игрушки,

жостово, матрешки, филимоновская игрушка, городецкие изделия; иллюстрации,альбомы по каждому виду народного искусства . Многие дидактические пособия созданы своими руками : дидактические игры- «Откуда эта птица?» , «Назови элементы узора» ,

таблицы с элементами народных росписей ,папка с силуэтами из бумаги.

В группах была создана предметно-развивающая среда по изобразительной деятельности, где имеется доступный материал для творчества , наличие его разных видов- краски, гуашь, карандаши цветные,восковые, масляные, кисточки, ватные палочки,штампики и др. В соответствии с тематикой занятий пополнялись центры художественного творчества в группах предметами, пособиями декоративно-прикладного искусства .

Весь образовательный процесс делится на два этапа :

1. Этап – Подготовительный

Задачи :

- Познакомить детей с образцами народных промыслов ;

Развивать умение видеть, понимать, оценивать красоту произведений ручного художественного ремесла ;

Воспринимать содержание узора, особенности его изобразительно-выразительных средств;

Формировать чувство ритма, симметрии, гармонии.

2. Этап – Практический

Задачи :

Самостоятельно переносить свои впечатления и представления о народной пластике в разные виды художественной деятельности : лепке и рисовании;

Самостоятельно строить на разных изделиях композицию узоров с учетом их формы;

Самостоятельно составлять композиции узоров, использовать цветосочетания на основе знаний о характерных особенностях росписей;

Использовать традиционную и нетрадиционную технику выполнения работ.

Тщательно изучив материалы, касающиеся истории развития различных промыслов, уточнила методы и приемы, используемые при росписи. Используются такие методы – обследования, наглядности, словесный, проблемно-мотивационный, практический, применяются приемы – создания игровой ситуации, показ способов изображения новых элементов, называние элементов узора, связь рассматривания изделия мастеров с последующим составлением узоров, «жест руки» .

Для развития творческих способностей детей использовала нетрадиционную технику рисования - рисование пальчиками, оттиск пробкой, колпачком, метод тычка. Такая техника используется в дымковской, хохломской и гжельской росписи.

Знакомя детей с изделиями народных промыслов я старалась научить детей видеть эстетические свойства предметов, разнообразие и красоту формы, сочетание цветов и оттенков, ведь вглядываясь, присматриваясь и размышляя, дети учатся понимать, чувствовать, любить.

В целях эмоционального воспитания рассматривание предметов сопровождала художественным словом (сказки-легенды, стихи, потешки, прибаутки, народной музыкой , русскими песнями . Краткие образные характеристики помогают детям запомнить того или иного персонажа, формируют доброжелательное отношение к нему.

Формы проведения занятий выбирала разные : путешествие по старинным русским городам , знаменитым на весь мир своими художественными промыслами , превращение в мастеров – художников , экскурсии в сказку. Старалась проводить занятия в игровой форме, каждому придумываются названия : «Шарфик для Машеньки» , «Салфетка для зайчика» , «Ложка для Жихарки» и другие. Перед детьми ставится интересная и мотивированная изобразительно-игровая задача,в занятие включается комплекс игровых действий : раскрасить чашку или блюдо, Подарить шарфик, нарядить матрешку. Использование наглядного материала,художественного слова , музыки – все это помогает мне помочь попасть детям в необычный мир искусства , приобщить к художественной культуре . Это делает занятие живым и интересным. В результате у детей получаются яркие , красочные работы.

На закрепление знаний о народных промыслах проводим интегрированные занятия, которые способствуют решению задач из различных областей : музыка, чтение художественной литературы , познание, коммуникация и другие. На таких занятиях хорошо видна взаимосвязь воспитателей, музыкального руководителя, педагогов дополнительного образования.

Итоговая работа по ознакомлению с каким-либо видом народной росписи отражается и в коллективных работах детей , которые используются для оформления групповых комнат или раздевалки.

Организуются выставки совместного творчества детей и их родителей о народных промыслах «Родные мотивы» .

Параллельно ведется работа с воспитателями, где предусматриваются беседы, консультации по развитию творческих способностей и использование нетрадиционных техник рисования, показ открытых занятий по декоративному рисованию .

Проделанная работа нашла отражение и в поведении жизни детей : они стали самостоятельнее, трудолюбивее, с уважением относятся к труду старших.

Углубились знания детей о материалах , из которых мастера создают произведения искусства , расширился словарный запас. А самое главное, дети поняли : богатство самобытного искусства – в его людях , талантливые руки которых умножают, развивают и сохраняют от забвения древнерусскую культуру России .

План.

  1. Понятие «народное искусство», «декоративно-прикладное искусство».
  2. Особенности народного искусства как особого вида художественного творчества.
  3. Формы бытования народного искусства в России.
  4. Значение народного искусства для всестороннего развития личности ребенка.
  5. Методика ознакомления детей с народным искусством:

а) задачи ознакомления с народным искусством;

б) направления работы;

в) принципы отбора произведений русского народного декоративно-прикладного искусства для детей;

г) педагогические условия ознакомления детей с народным искусством;

Литература.

1. Возвращение к истокам: народное искусство и детское творчество: Учебно-методическое пособие / Под ред. Т.Я. Шпикаловой, Г.А. Поровской. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000. – 272 с.

2. Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности. – М.: Академия, 2000.

3. Скоролупова О.А. Знакомство детей дошкольного возраста с русским народным декоративно-прикладным искусством. Цикл занятий для детей старшего дошкольного возраста. – М.: ООО Издательство Скрипторий 2000, 2003. – 128 с.

4. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе. – М.: Академия, 1999.

Вопрос.

Народное и декоративно-прикладное искусство является неотъемлемой частью художественной культуры, так как оно отражает художественные традиции нации, миропонимание и художественный опыт народа.

В широком значении народное искусство это создаваемые народом на основе коллективного творческого опыта, национальных традиций и бытующие в народе поэзия (предания, сказки, эпос), музыка (песни, наигрыши, пьесы), театр (драма, театр кукол, сатирические пьесы), танец, архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство.



1. Городское художественное ремесло.

2. Народные художественные промыслы.

Примеры традиционных художественных промыслов:

Роспись по дереву (Хохлома, Городец, Северная Двина);

Роспись по фарфору (Гжель);

Глиняная игрушка (Дымка, Филимоново, Каргополь);

Матрешка (Сергиев Посад, Семенов, Полхов-Майдан);

Подносы (Жостово);

Лаковая миниатюра (Федоскино, Палех, Мстера, Холуй) и др.

Декоративное искусство – это вид пластических искусств.

Выделяют виды декоративного искусства:

1. Монументально – декоративное искусство (витражи, мозаики, росписи на стенах и др.).

3. Оформительское искусство.

Декоративно-прикладное искусство область декоративного искусства: создание художественных изделий, имеющих практическое назначение в быту и отличающихся декоративной образностью (посуда, мебель, ткани, одежда, украшения, игрушки и т.д.).

Возникает вопрос: в чем сходство и различие между произведениями народного и декоративно-прикладного искусства?

Народный мастер выполняет вещь вручную (один, в коллективе, в организованных мастерских, на фабриках, в центрах традиционных народных промыслов).

Художник-профессионал создает произведения декоративно-прикладного искусства на предприятиях художественной промышленности или в мастерских, участвует в создании многотиражных изделий и авторских образцов. В своем творчестве может опираться на образы мировой художественной культуры, по-своему преломлять традиции народного художественного творчества или полностью следовать только своей индивидуальности и фантазии.

В чем сходство изделий, выполненных народным мастером и художником – профессионалом?

1. Изделия отличаются продуманностью форм, целесообразностью пропорций, стилистическим единством всех элементов.

2. Выразительность линии, силуэта, ритма, цвета, формы, пропорций зависит от применяемых материалов, технологии их обработки.

В целом народное и профессиональное декоративно-прикладное искусство трактуются как искусства, обслуживающие нужды человека и одновременно удовлетворяющие его эстетические потребности, несущие красоту в жизнь.

Вопрос.

Народное искусство рассматривается современными исследователями (Некрасова М.А.) как особый тип художественного творчества , отличительными признаками которого являются:

1.В народном искусстве мастер растворяет свое личное восприятие в общем.

2.Индивидуальное выражается через школы народного мастерства (школа – закрепленные преемственностью традиций и характерные для данного очага народного творчества навыки мастерства, профессиональные приемы, и художественные системы, а не в значении места обучения мастеров).

3. Приверженность народного искусства к канону.

4. Народное искусство ориентируется в своём развитии на традицию.

5. Народное искусство не замкнуто национальными признаками.

6. Народное искусство понятно всем эпохам и народам.

7. В народном искусстве есть преемственность (взаимосвязь с профессиональным искусством – в полотнах Васнецова В., Врубеля М. , Венецианова А. воплощены народные представления о мире, величии человека и природы, общность традиций в древнерусском искусстве и народном творчестве).

Вопрос.

В России народное искусство существует в четырёх формах. Каждая форма отражает свой уровень системы народного искусства, в каждой действуют законы традиции и коллективности, формирующие культурную память.

1. Тесная связь с этнографической средой обитания (связь с сельской жизнью, с её бытовыми, духовными потребностями, определённым комплексом понятий и представлений) села Севера, центра России, Камчатка, Кавказ

2. Творчество единичных мастеров сохраняет коллективный опыт традиции (передача традиций из поколения в поколение в семье).

3. Стихийное развитие народного художественного промысла (неожиданно и как бы случайно Полхов-Майдан – 1930 – е гг.).

4. Деятельность художественного промысла представляет мастерская с производственным оснащением, механизацией подсобных работ (тиражирование, промышленное производство).

Таким образом, народное искусство – это огромный мир духовного опыта народа. Обращённость народного искусства к человеку и воздействие на его интеллектуальную и эмоционально- чувственные сферы раскрывают большие возможности для использования изделий традиционных народных промыслов в системе образования.

Вопрос.

В настоящее время происходит существенное обновление содержания образования как в школе, так и в дошкольных учреждениях. Среди педагогов заметно усиливается интерес к национально- этническим корням. Возможности использования наследия народной педагогики как части народной культуры в работе с детьми подчёркивали Ушинский К. Ф. , Крупская Н. К. , Макаренко А. С. , Сухомлинский А. В. И др. В дошкольной педагогике прикладное народное творчество давно признано незаменимым средством для воспитания эстетического вкуса, гуманного отношения к окружающему и развитию элементарных навыков рукоделия.

Е. А. Флерина, А.П. Усова, Н. П. Саккулина, Т. А. Шпикалова, Б. М. Неменский проповедуют главный принцип: воспитывать детей в семье и в детском саду на искусстве близком, родном, того края, где живёт человек. Не чувствуя, не понимая родное искусство, человек вряд ли способен чувствовать искусство, культуру человека другой национальности.

Искусствоведы доказали, что народное искусство как проявление творчества народа, являясь первоосновой профессионального искусства в силу своих художественных возможностей близко, доступно и понятно ребёнку.

1.Декоративное народное искусство близко по мотивам к природе (но окружающая действительность изображается обобщённо, стилизованно).

2. В народном искусстве нет ничего лишнего, в нём отобрано и сохранено главное, оно просто и выразительно.

3. Красочность, яркость произведений (насыщенные, контрастные цветовые сочетания характерны для большинства народных росписей).

4. Ритмичность узора, соответствие его общей композиции и форме предмета.

По утверждению Саккулиной Н. П., именно народное искусство даёт богатую пищу художественному восприятию ребёнка, содействует развитию их эстетических переживаний и первых эстетических суждений. Рассматривая произведения декоративно-прикладного искусства, дети испытывают чувство радости, у них возникает стремление научиться самим создавать прекрасное.

Таким образом, можно сделать вывод, что народное искусство многофункционально, высокие художественные достоинства содержания и формы народного искусства при одновременной доступности его детям делают его незаменимым средством воспитания ребёнка.

Вопрос.

Главный смысл широкого применения народного декоративного искусства в работе с дошкольниками – это дать возможность почувствовать детям себя частью русского народа, ощутить гордость за свою страну, богатую славными традициями.

Народное искусство, как уже отмечалось ранее, связано с действительностью и влияет на неё, поэтому подлинное чувство любви к народному искусству нельзя воспитать, если детей не приобщать к природе, фольклору, быту, нравам, традициям этого народа. Например, нельзя до конца почувствовать, понять всемирно известную дымковскую, если не знать русскую деревню, её историю, нравы, обычаи.

Главными задачами ознакомления детей с народным декоративно-прикладным искусством являются следующие:

1. Формирование у детей эмоциональной отзывчивости и интереса к образцам русского народного декоративно-прикладного искусства; понимание его особенностей; желания знать искусство местного края.

2. Формирование у детей желания заниматься подобной деятельностью по предложению взрослых и по собственной инициативе.

3. Формирование обобщённых знаний и умений:

Умение различать стили наиболее известных видов декоративной росписи (хохломской, дымковской, Городецкой, жостовской и др.);

Освоение детьми характерных элементов, колорита, композиции.

4. Умение создавать выразительные узоры на бумаге и объёмных предметах; воспитание при этом чувства формы, ритма, симметрии.

5. Воспитание активности. Самостоятельности, инициативы и творчества при создании выразительных узоров.

Эти общие задачи могут быть конкретизировать по возрастным группам.

Первая, вторая и третья задачи предусматривают ознакомление детей с определённым видом народного декоративно-прикладного искусства, его характерными признаками – материалом, особенностями росписи, историей промысла.

Четвёртая и пятая задачи предусматривают обучение детей приёмам декоративного рисования. При этом точное повторение всех элементов росписи не главное. Задача воспитателя – это не подготовка будущих мастеров хохломской, Городецкой или другой росписи, а приобщение ребёнка к истокам народного искусства, в результате которого дети, усвоив некоторые навыки, могут составить узор и почувствовать радость народного творчества.

Исходя из поставленных задач, методику работы с детьми следует вести одновременно в двух направлениях:

1.Общевоспитательная работа по материалам народного декоративного искусства.

2. Специальное обучение детей соответствующей деятельности на занятиях.

Оба направления (блока) тесно взаимосвязаны. Эта взаимосвязь обусловлена единством цели и задач ознакомления с народным творчеством.

Внутри каждого направления между отдельными занятиями, между всеми видами и формами общевоспитательной работы также существует тесная связь. Каждое последующее из них опирается на предыдущее и способствует всё большему развитию у детей представлений, чувств, собственных художественных умений.

Направление.

Первоначальный процесс приобщения детей к художественной культуре своего народа необходимо строить на хорошей эмоциональной основе. Удивление, восхищение, радость от общения с таким искусством – чувства, которые необходимо вызвать у детей. Поэтому важно, чтобы педагог сам знал это искусство, чувствовал его и мог выразить свои чувства внешне.

Какие формы и методы можно использовать? Хорошо, если можно организовать экскурсию на соответствующее производство (художественный цех, мастерские и т.п.). За неимением поблизости такового можно организовать выставку изделий народных мастеров в дошкольном учреждении. Подбор предметов, изделий не ограничен. Такая выставка может быть рассчитана на посещение её детьми дошкольных учреждений. Цель экскурсии – активизация детских чувств. А на этом фоне сообщение детям знаний об ассортименте изделий и их функциональном назначении, особенностях, своеобразии узоров, технологическом процессе изготовления. Очень хорошо, если детей встретит добрая волшебница Марья-искуссница, в лице воспитателя группы, которая покажет им чудо превращения какого-либо материала (деревянной заготовки) в изделие искусства (вазу, матрёшку), а затем поведёт их в мир декоративного творчества.

Подобное посещение мастерских, выставок должно быть неоднократным.

Дополнением к такой работе с детьми может быть просмотр фильмов, диафильмов, художественных альбомов, открыток на соответствующие темы. Чтение литературы или рассказ, раскрывающий в доступной форме историю промысла, будет полезен старшим детям.

После накопления знаний надо привести беседу обобщающего характера.

Направление.

Без специального обучения освоение детьми декоративных узоров по мотивам народной росписи затруднительно. Поэтому необходимо разработать цикл занятий, направленных на обучение детей способам создания узора. Цикл таких занятий базируется на содержании общевоспитательной работы, изложенной выше, сосуществует и взаимодействует с нею, т.к. именно в ней заложена основа для создания у детей соответствующих, нравственно ценных мотивов деятельности на занятии. Этот цикл занятий выстраивается системно. В основе постепенное усложнение содержания, характера познавательной деятельности. Поэтому использование методов и приёмов обучения должно быть системным.

Одной из проблем методики обучения декоративному рисованию – отбор доступных для детей элементов и композиций узора в стиле той или иной народной росписи. В большинстве программ по дошкольному воспитанию применительно к средней группе достаточно чётко определены элементы, которые дети могут освоить (это преимущественно дымковская роспись). В старшей группе – городецкая роспись. В подготовительной – городецкая, хохломская, жостовская и др. Однако ни в одной из прорамме даётся точный набор элементов. Задача педагога - определить их самостоятельно.

Кроме элементов педагогу следует отобрать наиболее типичные и доступные детям композиции узоров.

Программное содержание занятий предполагает и постепенное формирование всех компонентов декоративно-художественной деятельности (мотивов, целей, комплекса действий). Одновременно с этим усложнение программного содержания идёт по линии определения степени самостоятельности детей и творчества.

В системе работы используется сочетание разных типов занятий.

Примечание: примерное усложнение задач и методов работы с детьми в разныхвозрастных группах можете прочитать в книге: Григорьева Г. Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности. – М., 2000 г. – с. 271 – 276.

Исследователями были выделены основные принципы обучения детей декоративному рисованию:

1. Обучение декоративному рисованию по мотивам народного искусства.

2. Обучение детей декоративно- художественной деятельности на основе близкого, родного искусства местного края.

3. Обучение декоративному рисованию необходимо вести с применением подлинных предметов – образов.

4. Взаимосвязь всех видов декоративно-художественной деятельности (рисования, лепки, аппликации).

5. Процесс обучения предполагает связь: знание -> чувства -> активное действие (собственно изобразительная деятельность).

В процессе ознакомления детей с народным искусством используются разные методы:

1. Метод предварительного наблюдения за природой помогает детям понять истоки народного творчества (стилизация).

2. Метод обследования, рассматривания образцов народного творчества (выделение элементов, композиции, колорита).

Последовательность выделения: выделяются главные элементы, их цвет, величина, месторасположение.

Выделяются и называются другие элементы (по степени их значимости в композиции), их цвет. Старших детей можно спросить, как выполняется этот элемент кистью. Элементы узора можно выделять сухой кистью, демонстрируя изобразительное движение.

3. Большое место в обучении детей декоративному рисованию занимает образец воспитателя.

Образец нужен, так как в предметах искусства узоры сложны для детского восприятия, а в образце можно наглядно продемонстрировать приёмы выполнения декоративного узора. Образец должен быть выполнен в той или иной декоративной росписи, размер его в 1,5 – 2 раза больше, чем детская работа.

Виды образцов:

Образец для прямого следования (узор или элемент для подражания, если дети впервые начинают осваивать роспись);

Неоконченный образец (например,: узор в квадрате – в середине ромашка, детям предлагается воспроизвести середину узора, а остальное придумать самим);

Примерный (вариативный) образец (например, на 2 – 3 образцах демонстрируется узор, выполненный на круге: элементы и композиция одинаковые, а цвет и сочетание элементов разные – детям предлагается выполнить узор с набором тех же элементов в той же композиции, что на образцах, а цветовое сочетание по своему); в вариативном образце может быть представлено композиционное решение (элементы, цвет – одинаковые, а композиция разные); вариант применения разных элементов при одинаковой композиции и цвета;

Образец, поэтапно демонстрирующий детям последовательность выполнения узора (при освоении детьми сложных композиций).

Общее требование к применению всех стилизованных образцов – это применение их после восприятия подлинных предметов народного творчества и их анализа.

4. Эффективно использование фланелеграфов, на которых можно выкладывать узоры из форм – элементов той или иной росписи.

5. Хороши самодельные настольные игры – выкладывание узоров росписи (до рисования и после него).

6. Показ способов изображения элементов, демонстрация способов действия (техники) с кистью широко применяется в обучении декоративному рисунку. Здесь особенно важны показ и усвоение технических приемов работы с кистью.

7. Применение в системе обучения художественного слова, музыки очень полезно. Гармонично сочетаются народное искусство и соответствующая деятельность детей с музыкальным и поэтическим фольклором, малыми фольклорными жанрами (потешками, прибаутками), со сказками.

Все эти методы и приёмы применяются в контексте занятий в разнообразном сочетании, обусловленном общей целью и задачами обучения и воспитания детей.

Исследователями были разработаны принципы отбора произведений русского декоративно-прикладного искусства для детей старшего дошкольного возраста:

1. Соответствие интересам и возрастным возможностям детей, уровню понимания и восприятия, воображения и мышления.

2. Яркая выраженность декоративных и стилевых особенностей русского народного декоративного искусства, в мотивах и орнаментах которого ярко прослеживается связь с природой родного края.

3. Разнообразие видов русского декоративного искусства и материалов, в которых они выполнены. Обязательным условием должно быть наличие произведений местного края.

4. Виды искусства, образы и мотивы произведений должны отбираться в соответствии с возможностью отражения их детьми в собственной деятельности.

При ознакомлении детей с народным искусством необходимо создавать следующие педагогические условия:

1. Эстетическое и художественное оформление интерьеров групп, помещений подлинными произведениями искусства.

2. Организация мини-музея народного русского искусства и быта, организация там постоянных выставок.

3. Насыщенность жизни детей произведениями изобразительного, музыкального, литературного искусства, фольклором.

4. Единство и согласованность всех компонентов учебно-воспитательного процесса: целей, задач, принципов, методов, форм работы с детьми.

5. Создание радостной, спокойной, доброжелательной атмосферы в детском саду; рассматривание занятий, экскурсий, праздников как театральных действий, требующих эмоционально-эстетической подготовки детей.

6. Поиск интересных форм работы с детьми.

В данной статье я ставлю цель заинтересовать воспитателей дошкольных учреждений, может кого-то и из родителей дошкольников народно-прикладным творчеством жителей России и регионов. Дети уже с дошкольного возраста должны знать и понимать, что народное искусство есть и имеет свою историю.

Ознакомление детей с народным творчеством лучше всего начать с того, что в нашей стране проживают люди разных национальностей, поэтому и искусство это многогранно и многонационально. В нём отражается самобытность народа, его фантазия, поэтичность и мудрая простота взглядов. Искусство это вносит свои достижения в единую сокровищницу национальных достижений в России. Народ всегда в своем творчестве стремился выразить своё отношение к прекрасному, любовь к природе, своё понимание красоты. Например, издавна в деревнях России люди украшали свои избы (расписные ворота, наличники и ставни на окнах, различные фигурки на коньках крыш и т.п.) Славились Российские мастера своими занимательными изделиями игрушек, сувениров из дерева, глины и прочее.

Женщины-мастерицы могли похвалиться разнообразной вышивкой, в которой отражали красоту природы, прославляли героев свих времён. Мне нравится, что и сейчас у нас есть народные умельцы – разве можно остаться равнодушным, увидев красиво украшенный резьбой узор на фасаде дома, росписи ворот, ставень и прочее. А красивая деревянная мебель, различные подставки, пуфики и т.п. Разве не заслуживают уважения те люди, которые участвуют в оформлении детских площадок?

Ознакомление детей с народно-прикладным искусством

Обо всём этом должны знать наши дети, чтоб в дальнейшем по своим силам поддерживать народные традиции. Но сейчас хочу поговорить о том, что доступно из декоративно прикладного искусства детям. В процессе ознакомления детей народным искусством раскрываются богатство культуры народов России, их обычаи, нравы, передаваемые от поколения к поколению.

Знакомство детей с народным творчеством возможно уже с раннего детства, когда взрослые читают им сказки и рассматривают красочные картинки к ним, обращают внимание на красиво украшенные игрушки. Яркие и чистые цвета узоров привлекают внимание детей и вызывают у них желание воспроизвести самим увиденное.

Приобщение детей к народному творчеству

Знакомить детей с народным декоративно прикладным искусством можно начинать уже с 4 лет.

Лучше всего на начальном этапе ознакомления дошкольников с народно прикладным искусством показать им выкладывание плоских геометрических фигур на столе. С успехом с такой работой справились воспитатели Т.И. и Г.А., которые предлагали детям четырёхлетнего возраста просто выкладывать геометрические фигуры на столе, как им нравится (круги, квадраты, прямоугольники, треугольники, овалы). Далее они перешли к работе на ограниченной поверхности — квадраты – шали, платки, прямоугольники; ковры — овалы, круги.Кроме того, предлагали украшать сарафаны, платья сумки, фартуки, рубашки, головные уборы, обувь. Для детей 5-6 лет тематика оставалась практически та же самая, работа усложнялась разнообразием цветовой гаммой, в бесчисленных комбинациях одних и тех же геометрических фигур.

С детьми 6 лет воспитатели тщательно рассматривали орнаменты, основанные на растительных мотивах. Вот здесь и началось настоящее творчество – детям на выбор предлагалось украшать любую форму, которые были предложены взрослыми, выбирать орнамент и работать самостоятельно. Народное творчество для детей детского сада сначала ограничивалась аппликацией. Вскоре ребята узнали, что мотивы растительных узоров можно выполнять красками и кистью. Чем они с успехом справлялись, украшая полотенца, прялки, сундуки, туески и другие фигуры, имитирующие предметы быта.

Благодаря использованию ярких цветов, материалов, творческой фантазии, педагогам с детьми удалось выполнить множество работ организовать выставку детского творчества для родителей и гостей детского сада.

Ознакомление детей с народным творчеством

  • Особое внимание уделять подбору цветов. Например, на тёмно-красном фоне размещать узор из фигур и элементов розового и красного цвета в сочетании с голубым и зелёным. На жёлтом фоне хорошо будут смотреться зелёные фигуры с красной окантовкой или чередование фигур зеленого и красного цвета. На черном фоне уместно использовать фигуры, полоски красного и жёлтого цветов и т.п.
  • Этапы работы с детьми, которые использовали Т.И. и Г.А. при ознакомлении детей с народно-прикладным творчеством.

Например, вы работаете по знакомству детей с русским орнаментом:

  1. Общее знакомство с русским орнаментом.
  2. Беседы о русском растительном орнаменте.
  3. Вырезание элементов орнамента.
  4. Украшение узором фартуков, туфелек, посуды, предметов быта и т.д.

В стиле русского народного орнамента в группе, где работали Г.А. и Т.И. были украшены ширма кукольного театра, а коллективную аппликацию Жар-птицы поместили в рамку, и она стала украшением зоны творческой деятельности детей. Интересное панно было сделано детьми к празднику «Урожая». Оно стало составной частью украшения групповой комнаты к этому празднику.

Развитие ребёнка через народное творчество

Проводя работу с детьми по знакомству с народно-прикладным творчеством, взрослые развивают умственную деятельность, интерес к изобразительной деятельности, художественно творческие способности. Так же воспитывается художественный вкус и уважения к творческой деятельности народов, населяющих нашу страну. При выполнении творческих работ у детей воспитываются навыки правильной осанки, пользования ножницами, кистью и красками, клеем и т.д., что, несомненно, развивает руку ребёнка и подготавливает её к письму.