Тютчева "Как весел грохот летних бурь". Анализ стихотворения Ф.И.Тютчева "Как весел грохот летних бурь" Как весел грохот первых бурь

Как весел грохот летних бурь,
Когда, взметая прах летучий,
Гроза, нахлынувшая тучей,
Смутит небесную лазурь
И опрометчиво-безумно
Вдруг на дубраву набежит,
И вся дубрава задрожит
Широколиственно и шумно!..
Как под незримою пятой,
Лесные гнутся исполины;
Тревожно ропщут их вершины,
Как совещаясь меж собой, -
И сквозь внезапную тревогу
Немолчно слышен птичий свист,
И кой-где первый желтый лист,
Крутясь, слетает на дорогу…

Полдень

Лениво дышит полдень мглистый,
Лениво катится река -
И в тверди пламенной и чистой
Лениво тают облака.
И всю природу, как туман,
Дремота жаркая объемлет -
И Сам теперь великий Пан
В пещере нимф спокойно дремлет.

1827-1829г.г.

Сияет солнце, воды блещут

Сияет солнце, воды блещут,
На всем улыбка, жизнь во всем,
Деревья радостно трепещут,
Купаясь в небе голубом.
Поют деревья, блещут воды,
Любовью воздух растворен,
И мир, цветущий мир природы,
Избытком жизни упоен.
Но и в избытке упоенья
Нет упоения сильней
Одной улыбки умиленья
Измученной души твоей…

Не остывшая от зною

Не остывшая от зною,
Ночь июльская блистала…
И над тусклою землею
Небо, полное грозою,
Все в зарницах трепетало…
Словно тяжкие ресницы
Подымались над землею…
И сквозь беглые зарницы
Чьи-то грозные зеницы
Загоралися порою…

«Как весел грохот летних бурь…» Федор Тютчев

Как весел грохот летних бурь,
Когда, взметая прах летучий,
Гроза, нахлынувшая тучей,
Смутит небесную лазурь
И опрометчиво-безумно
Вдруг на дубраву набежит,
И вся дубрава задрожит
Широколиственно и шумно!..

Как под незримою пятой,
Лесные гнутся исполины;
Тревожно ропщут их вершины,
Как совещаясь меж собой, -
И сквозь внезапную тревогу
Немолчно слышен птичий свист,
И кой-где первый желтый лист,
Крутясь, слетает на дорогу…

Анализ стихотворения Тютчева «Как весел грохот летних бурь…»

У Федора Тютчева не так много произведений, которые можно отнести к пейзажной лирике. Философ и политик, он обычно вкладывал в свои стихи глубинный смысл и наполнял их особой романтикой. Тем не менее, время от времени поэт все же обращал внимание на окружающий его мир и создавал удивительные по красоте зарисовки, которые могли бы составить достойную конкуренцию многим именитым поэтам.

Значительную часть своей жизни Тютчев провел за границей, и возвращение на родину стало для него знаменательным во всех отношениях событием. Поэт вновь открыл для себя красоту русской природы и в 1851 году написал стихотворение «Как весел грохот летних бурь…».

В нем автор описывает приближение грозы, которая буквально через считанные минуты «смутит небесную лазурь». Однако ее приближение ощущается задолго – природа словно готовится к приходу этой необычной гостью, которая «опрометчиво-безумно вдруг на дубраву набежит». Летняя гроза представляется автору юной девушкой, которая любит шалить и своим появлением привносит радость, даря ощущение легкости и чистоты . В ней нет ничего грозного или же устрашающего, хотя уже после первых капель дождя «вся дубрава задрожит широколиственно и шумно». Так ведет себя особа, обладающая веселым нравом и той детской непосредственностью, которая с возрастом исчезает.

Но именно эти качества способны произвести неизгладимое впечатление на умудренных жизнью людей. Проводя эту тонкую параллель, поэт отмечает, «как под незримою пятой, лесные гнутся исполины». Именно в этой фразе содержится ключ к разгадке всего произведения, так как Тютчев признает себе побежденным и очарованным наивностью, чистотой и открытостью Елены Денисьевой – девушки, которой суждено стать последней музой поэта. Он еще не догадывается о том, сколько горя и страданий принесет ему этот роман, и какие последствия он будет иметь для воспитанницы института благородных девиц. Покоренный ее красотой, Тютчев все же не сразу принимает вызов судьбы, и эти раздумья находят отражение в строчке, посвященной лесным деревья: «Тревожно ропщут их вершины, как совещаясь меж собой». Себя автор сравнивает с вековым дубом, который отличается крепостью и выносливостью. Но даже он не в состоянии устоять перед летней грозой, так же, как и сам Тютчев не может не поддаться очарованию молодости. Отдаваясь на волю проведения, поэт все же испытывает тревогу, но подсознательно понимает, что его будущее уже предопределено.

Великие о стихах:

Поэзия — как живопись: иное произведение пленит тебя больше, если ты будешь рассматривать его вблизи, а иное — если отойдешь подальше.

Небольшие жеманные стихотворения раздражают нервы больше, нежели скрип немазаных колес.

Самое ценное в жизни и в стихах — то, что сорвалось.

Марина Цветаева

Среди всех искусств поэзия больше других подвергается искушению заменить свою собственную своеобразную красоту украденными блестками.

Гумбольдт В.

Стихи удаются, если созданы при душевной ясности.

Сочинение стихов ближе к богослужению, чем обычно полагают.

Когда б вы знали, из какого сора Растут стихи, не ведая стыда... Как одуванчик у забора, Как лопухи и лебеда.

А. А. Ахматова

Не в одних стихах поэзия: она разлита везде, она вокруг нас. Взгляните на эти деревья, на это небо — отовсюду веет красотой и жизнью, а где красота и жизнь, там и поэзия.

И. С. Тургенев

У многих людей сочинение стихов — это болезнь роста ума.

Г. Лихтенберг

Прекрасный стих подобен смычку, проводимому по звучным фибрам нашего существа. Не свои — наши мысли заставляет поэт петь внутри нас. Повествуя нам о женщине, которую он любит, он восхитительно пробуждает у нас в душе нашу любовь и нашу скорбь. Он кудесник. Понимая его, мы становимся поэтами, как он.

Там, где льются изящные стихи, не остается места суесловию.

Мурасаки Сикибу

Обращаюсь к русскому стихосложению. Думаю, что со временем мы обратимся к белому стиху. Рифм в русском языке слишком мало. Одна вызывает другую. Пламень неминуемо тащит за собою камень. Из-за чувства выглядывает непременно искусство. Кому не надоели любовь и кровь, трудный и чудный, верный и лицемерный, и проч.

Александр Сергеевич Пушкин

- …Хороши ваши стихи, скажите сами?
– Чудовищны! – вдруг смело и откровенно произнес Иван.
– Не пишите больше! – попросил пришедший умоляюще.
– Обещаю и клянусь! – торжественно произнес Иван…

Михаил Афанасьевич Булгаков. "Мастер и Маргарита"

Мы все пишем стихи; поэты отличаются от остальных лишь тем, что пишут их словами.

Джон Фаулз. "Любовница французского лейтенанта"

Всякое стихотворение — это покрывало, растянутое на остриях нескольких слов. Эти слова светятся, как звёзды, из-за них и существует стихотворение.

Александр Александрович Блок

Поэты древности в отличие от современных редко создавали больше дюжины стихотворений в течение своей долгой жизни. Оно и понятно: все они были отменными магами и не любили растрачивать себя на пустяки. Поэтому за каждым поэтическим произведением тех времен непременно скрывается целая Вселенная, наполненная чудесами - нередко опасными для того, кто неосторожно разбудит задремавшие строки.

Макс Фрай. "Болтливый мертвец"

Одному из своих неуклюжих бегемотов-стихов я приделал такой райский хвостик:…

Маяковский! Ваши стихи не греют, не волнуют, не заражают!
- Мои стихи не печка, не море и не чума!

Владимир Владимирович Маяковский

Стихи - это наша внутренняя музыка, облеченная в слова, пронизанная тонкими струнами смыслов и мечтаний, а посему - гоните критиков. Они - лишь жалкие прихлебалы поэзии. Что может сказать критик о глубинах вашей души? Не пускайте туда его пошлые ощупывающие ручки. Пусть стихи будут казаться ему нелепым мычанием, хаотическим нагромождением слов. Для нас - это песня свободы от нудного рассудка, славная песня, звучащая на белоснежных склонах нашей удивительной души.

Борис Кригер. "Тысяча жизней"

Стихи - это трепет сердца, волнение души и слёзы. А слёзы есть не что иное, как чистая поэзия, отвергнувшая слово.

(Иллюстрация: Сона Адалян )

Анализ стихотворения "Как весел грохот летних бурь..."

Поэзия грозы

Ф. И. Тютчев в своем творчестве наиболее часто обращался к описанию природы, его пейзажи наполнены образами, они оживотворены. В описании природы, автор всегда показывает ее живое существование, сравнимое с душой человека. В своих стихах он пытается уловить душу природы, понять ее и объяснить. Любуясь красотой природы, автор передает очарование в живых красочных картинах, рисует многообразие природы, подмечая ее особенности в разную пору года. В стихотворении «как весел грохот летних бурь…» Тютчев описывает момент начинающейся грозы, которая идет с неба и все в ее власти, даже величественные дубравы ропщут перед ее приходом.

В этом произведении автор наслаждается природой перед началом грозной бури, которая уже нахлынула тучей и «смутит небесную лазурь». Но, не смотря на грозность представленной картины, отношение самого поэта к этому событию в природе положительное. Тон стихотворению задает позитивно окрашенное слово - «весел», которое и передает отношение автора к происходящему. Для наиболее яркого представления события предстоящей бури, в стихотворении используются метафоры, усиливающие этот образ: нахлынувшая тучей, смутит, опрометчиво-безумно, тревожно ропщут, внезапная тревога.

Чтобы передать краски надвигающейся грозы, Тютчев использует такие цвета: (небесная) лазурь, жёлтый (лист). Именно представление желтого листа, дает понимание, что время года, описанное в этом стихотворении - ранняя осень. Очень ярко отражают происходящее приближение осенней бури, звуки, которыми автор наполняет природу в этом стихотворении: грохот весел, задрожит шумно, ропщут тревожно, как бы совещаясь, немолчно слышен птичий свист.

Чтобы ярче передать происходящее событие и помочь читателю понять тончайшие оттенки жизни, а также услышать в стихах звуки природы, автор использует аллитерацию и ассонанс звуков. Так, благодаря звукам Р, Г мы слышим раскаты грома, звук Ш передаёт шум дубравы. Тютчев любит природу и очень тонко чувствует ее состояние и все происходящее он стремится наиболее точно передать в своих стихотворениях.

Фёдор Иванович Тютчев

Как весел грохот летних бурь,
Когда, взметая прах летучий,
Гроза, нахлынувшая тучей,
Смутит небесную лазурь
И опрометчиво-безумно
Вдруг на дубраву набежит,
И вся дубрава задрожит
Широколиственно и шумно!..

Как под незримою пятой,
Лесные гнутся исполины;
Тревожно ропщут их вершины,
Как совещаясь меж собой, —
И сквозь внезапную тревогу
Немолчно слышен птичий свист,
И кой-где первый желтый лист,
Крутясь, слетает на дорогу…

"Перед грозой" И. И. Шишкин

У Федора Тютчева не так много произведений, которые можно отнести к пейзажной лирике. Философ и политик, он обычно вкладывал в свои стихи глубинный смысл и наполнял их особой романтикой. Тем не менее, время от времени поэт все же обращал внимание на окружающий его мир и создавал удивительные по красоте зарисовки, которые могли бы составить достойную конкуренцию многим именитым поэтам.

Значительную часть своей жизни Тютчев провел за границей, и возвращение на родину стало для него знаменательным во всех отношениях событием. Поэт вновь открыл для себя красоту русской природы и в 1851 году написал стихотворение «Как весел грохот летних бурь…».

В нем автор описывает приближение грозы, которая буквально через считанные минуты «смутит небесную лазурь». Однако ее приближение ощущается задолго - природа словно готовится к приходу этой необычной гостью, которая «опрометчиво-безумно вдруг на дубраву набежит». Летняя гроза представляется автору юной девушкой, которая любит шалить и своим появлением привносит радость, даря ощущение легкости и чистоты . В ней нет ничего грозного или же устрашающего, хотя уже после первых капель дождя «вся дубрава задрожит широколиственно и шумно». Так ведет себя особа, обладающая веселым нравом и той детской непосредственностью, которая с возрастом исчезает.

Но именно эти качества способны произвести неизгладимое впечатление на умудренных жизнью людей. Проводя эту тонкую параллель, поэт отмечает, «как под незримою пятой, лесные гнутся исполины». Именно в этой фразе содержится ключ к разгадке всего произведения, так как Тютчев признает себя побежденным и очарованным наивностью, чистотой и открытостью Елены Денисьевой - девушки, которой суждено стать последней музой поэта.

Елена Денисьева

Он еще не догадывается о том, сколько горя и страданий принесет ему этот роман, и какие последствия он будет иметь для воспитанницы института благородных девиц. Покоренный ее красотой, Тютчев все же не сразу принимает вызов судьбы, и эти раздумья находят отражение в строчке, посвященной лесным деревья: «Тревожно ропщут их вершины, как совещаясь меж собой». Себя автор сравнивает с вековым дубом, который отличается крепостью и выносливостью. Но даже он не в состоянии устоять перед летней грозой, так же, как и сам Тютчев не может не поддаться очарованию молодости. Отдаваясь на волю проведения, поэт все же испытывает тревогу, но подсознательно понимает, что его будущее уже предопределено.