Межнациональные отношения сотрудничество. Политические основы межнациональных отношений. Межнациональные отношения. Этносоциальные конфликты. Пути их разрешения

Обществознание. Полный курс подготовки к ЕГЭ Шемаханова Ирина Альбертовна

3.5. Межнациональные отношения, этносоциальные конфликты, пути их разрешения

Межэтнические (межнациональные) отношения – отношения между этносами (народами), охватывающие все сферы общественной жизни. Межнациональные отношения включают две разновидности: отношения между разными национальностями внутри одного государства; отношения между разными нациями-государствами.

Способы мирного сотрудничества

А) Этническое смешивание: разные этнические группы стихийно смешиваются между собой на протяжении многих поколений и в результате образуют одну нацию. Происходит это обычно через межнациональные браки.

Б) Этническое поглощение (ассимиляция): представляет собой почти полное растворение одного народа (иногда нескольких народов) в другом. Истории известны мирные и военные формы ассимиляции.

В) Создание многонационального государства (культурный плюрализм), в котором соблюдаются права и свободы каждой народности и нации. В подобных случаях несколько языков являются государственными (в Бельгии – французский, датский и немецкий, в Швейцарии – немецкий, французский и итальянский).

Тенденции в развитии наций

1. Межнациональная интеграция – процесс постепенного объединения различных этносов, народов, наций через сферы общественной жизни. Формы интеграции: экономические и политические союзы (Евросоюз), транснациональные корпорации, международные культурные центры, взаимопроникновение религий, культур, ценностей.

2. Межнациональная дифференциация – процесс разъединения, разделения, противостояния различных этносов, народов, наций. Формы дифференциации: самоизоляция, протекционизм в экономике, национализм в различных формах в политике и культуре, религиозный фанатизм, экстремизм.

Формы межнациональных отношений

1. Этническая миксация – смешивание разных этнических групп и возникновение нового этноса (Латинская Америка).

2. Ассимиляция.

3. Аккультурация – взаимное уподобление и приспособление различных культур народов и отдельных явлений этих культур, в большинстве случаев при доминировании культуры народа, в общественном отношении более высокоразвитого.

4. Мультикультурализм – политика, направленная на развитие и сохранение в отдельно взятой стране и в мире в целом культурных различий, и обосновывающая такую политику теория или идеология.

5. Национализм – идеология, политика, психология и социальная практика обособления и противопоставления одной нации другим, пропаганда национальной исключительности отдельной нации. Виды национализма: этнический; державно-государственный; бытовой.

6. Шовинизм – политическая и идеологическая система взглядов и действий, обосновывающая исключительность той или иной нации, противопоставление ее интересов интересам других наций и народов, внедряющая в сознание людей неприязнь, а зачастую и ненависть к другим народам, которая разжигает вражду между людьми различных национальностей и вероисповеданий, национальный экстремизм; крайняя, агрессивная форма национализма.

7. Дискриминация – умаление (фактически или юридически) прав какой-либо группы граждан по мотивам их национальности, расы, пола, вероисповедания и т. п.

8. Сегрегация – политика принудительного отделения какой-либо группы населения по расовому или этническому признаку, одна из форм расовой дискриминации.

9. Апартеид – крайняя форма расовой дискриминации, означает лишение определенных групп населения в зависимости от их расовой принадлежности политических, социально-экономических и гражданских прав, вплоть до территориальной изоляции.

10. Геноцид – преднамеренное и систематическое уничтожение отдельных групп населения по расовым, национальным или религиозным признакам, а также умышленное создание жизненных условий, рассчитанных на полное или частичное физическое уничтожение этих групп.

11. Сепаратизм – стремление к отделению, обособлению; движение за отделение части государства и создание нового государственного образования (сикхи, баски, тамилы) или за предоставление части страны автономии.

Межнациональный конфликт – 1) любая конкуренция (соперничество) между группами, от противоборства за обладание ограниченными ресурсами до социальной конкуренции, во всех тех случаях, когда противостоящая сторона определяется с точки зрения этнической принадлежности ее членов; 2) одна из форм отношений между национальными общностями, характеризующаяся состоянием взаимных претензий, открытым противостоянием этносов, народов и наций друг другу, имеющим тенденцию к нарастанию противоречий вплоть до вооруженных столкновений, открытых войн. Причины межнациональных конфликтов: социально-экономические; культурно-языковые; этнодемографические; экологические; экстерриториальные; исторические; конфессиональные; культурные.

Типы межнациональных конфликтов: 1) конфликты стереотипов (этнические группы четко не осознают причины противоречий, но в отношении оппонента создают негативный образ «нежелательного соседа», армяно-азербайджанский конфликт); 2) конфликт идей: выдвижение тех или иных притязаний, обоснование «исторического права» на государственность, на территорию (Эстония, Литва, Татарстан, в свое время идея Уральской республики); 3) конфликт действий: митинги, демонстрации, пикеты, принятие институциональных решений, открытые столкновения.

Пути решения межнациональных конфликтов

* Признание межнациональных проблем и решение их методами национальной политики.

* Осознание всеми людьми неприемлемости насилия, овладение культурой межнациональных отношений, требующей безусловной реализации прав и свобод лиц любой национальности, уважения самобытности, их национального самосознания, языка, обычаев, исключающей малейшее проявление национального недоверия, вражды.

* Использование экономических рычагов для нормализации этнополитической ситуации.

* Создание в регионах со смешанным национальным составом населения культурной инфраструктуры – национальные общества и центры, школы с национально-культурным компонентом для обучения детей на родном языке и в традициях национальной культуры.

* Организация эффективно действующих международных комиссий, советов, других структур для мирного разрешения национальных споров.

* Предупреждение конфликтов – сумма усилий, направленная на то, чтобы не допустить событий, приводящих к конфликтам.

* Применение широкого спектра санкций. Вооруженное вмешательство допустимо только в одном случае: если в ходе конфликта, принявшего форму вооруженных столкновений, имеют место массовые нарушения прав человека.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Реестр Windows автора Климов Александр

Из книги Еврейский юмор автора Телушкин Джозеф

Межнациональные браки В доме звонит телефон, мать снимает трубку – на другом конце ее дочь. – Мама, я выхожу замуж. – Мазал тов! – восторженно вскрикивает мать. – Однако тебе необходимо что-то знать, мама. Джон – нееврей. Мама смолчала. – Еще он занят поисками работы.

Из книги Как путешествовать автора Шанин Валерий

Разрешения на посещение закрытых районов В ряде стран есть специальные районы, в которые иностранцам вход категорически запрещен. Тех, кто туда все же просачивается, подозревают в шпионаже – со всеми вытекающими из этого последствиями. Бывают и такие районы, вход в

Из книги Как совершить кругосветку. Советы и инструкции для осуществления мечты автора Ёрдег Элизабетта

Визы и разрешения Проблема виз может показаться самой большой бюрократической проблемой, на самом деле она очень банальна. Есть множество стран, для въезда в которые необходима зараннее полученная в консульстве виза. Однако, прибывая морем, почти всегда можно обойтись

Из книги Как воспитать здорового и умного ребенка. Ваш малыш от А до Я автора Шалаева Галина Петровна

Из книги Организационное поведение: Шпаргалка автора Автор неизвестен

42. ПУТИ РАЗРЕШЕНИЯ КОНФЛИКТОВ Руководитель обязан вмешаться в конфликт, при этом четко разграничивая свои юридические и моральные права.Для разрешения конфликта руководитель должен:1) объективно оценить ситуацию и признать наличие конфликта, что снимет многие

автора

Из книги Шпаргалка по конфликтологии автора Кузьмина Татьяна Владимировна

Из книги Здоровье мужчины после сорока. Домашняя энциклопедия автора Бауман Илья Абрамович

Пути разрешения проблем Диагностика Существуют четкие клинические критерии андропаузы, или мужского климакса. Помимо анамнеза (фиксирования жалоб самого больного и симптомов, выявляющихся при осмотре) основным диагностическим методом является определение уровня

Из книги 100 великих тайн Вселенной автора Бернацкий Анатолий

Солнечный парадокс: попытка разрешения Как и любая звезда, Солнце таит в себе немало загадок. Но, в отличие от звезд, которые находятся от Земли на расстоянии в десятки световых лет, до Солнца, по космическим масштабам, чуть ли не рукой подать. Поэтому для престижа

Из книги Большая Советская Энциклопедия (РА) автора БСЭ

Из книги Универсальный справочник прораба. Современная стройка в России от А до Я автора Казаков Юрий Николаевич

Получение разрешения на строительство Строительство объекта недвижимости (здания, сооружения) может выполняться только при наличии разрешения на строительство. Это документ, который удостоверяет право собственника, владельца, арендатора или пользователя объекта

Из книги Управление финансами автора Дараева Юлия Анатольевна

54. Внешнеторговые отношения как важнейшие отношения валютного регулирования и их принципы Внешнеторговые отношения являются наиболее распространенными отношениями. Основными целями государственного регулирования внешнеторговой деятельности являются:1) защита

Из книги Семейный вопрос в России. Том II автора Розанов Василий Васильевич

МАТЕРЬЯЛЫ ДЛЯ РАЗРЕШЕНИЯ ВОПРОСА

Из книги Машканта.ру автора Боголюбов Юрий

Из книги Сила рода во мне. Как понять и познать свою связь с родом. Руководство для новичков автора Солодовникова Оксана Владимировна

Отношения и конфликты: их роль в семейной системе Семейная система – это структура. Она существует благодаря тем невидимым взаимосвязям, которые поддерживают ее именно в таком состоянии. Связи образуются благодаря взаимоотношениям. Стабильность для системы значит

Социальным общностям людей в историческом плане предшествовали этнические, на базе которых они появились в процессе развития и усложнения человеческих отношений.

Этнические общности — это большие группы людей, объединенные общностью культуры, языка и культурно-исторической самобытностью. К ним обычно относят племена, народности и нации.

Такие общности складываются на определенной территории в ходе совместной хозяйственной деятельности. Члены их обладают общими чертами психологического склада, а также четко осознают свое единство и отличие от других подобных общностей. Для признания какой-либо группы этнической общностью требуется выполнение по меньшей мере одного из следующих условий:
- члены общности осознают свою принадлежность к ней;
- предполагается общее происхождение членов общности;
- члены общности обладают языковым и культурным единством;
- имеется внутренняя социальная организация, нормирующая отношение внутри общности и контакты с окружающими.

Межнациональные отношения

1) Межэтнические (межнациональные) отношения – отношения между этносами (народами), охватывающие все сферы общественной жизни.
Межнациональные отношения в силу их многоаспектности представляют собой сложное явление. Они включают две разновидности:
— отношения между разными национальностями внутри одного государства;
— отношения между разными нациями-государствами.

Формы межнациональных отношений следующие:
— Мирное сотрудничество.
— Этнический конфликт.

2) Способы мирного сотрудничества :

1) Этническое смешивание - разные этнические группы стихийно смешиваются между собой на протяжении многих поколений и в результате образуют одну нацию. Происходит это обычно через межнациональные браки. Таким путем сформировались латиноамериканские народы: в одно целое здесь смешались традиции испанцев, португальцев, местных индейцев и африканцев-рабов.

2) Этническое поглощение (ассимиляция) - представляет собой почти полное растворение одного народа (иногда нескольких народов) в другом. Истории известны мирные и военные формы ассимиляции. Современная Америка — пример мирного пути, а древние империи, завоевавшие соседние народы, например Ассирия и Рим, служат образцом немирного пути. В одном случае захватчики растворяли в себе покоренные народы, в другом — сами растворялись в них. В насильственном сценарии более крупная нация запрещает другим использовать родной язык в публичной жизни, получать образование на нем, закрывает книжные издательства и средства массовой информации.

Самый цивилизованный путь объединения разных народов — создание многонационального государства, в котором соблюдаются права и свободы каждой народности и нации. В подобных случаях несколько языков являются государственными, например, в Бельгии — французский, датский и немецкий, в Швейцарии — немецкий, французский и итальянский. В результате формируется культурный плюрализм (от лат. pluralis — множественный).

Межнациональная интеграция – это процесс постепенного объединения различных этносов, народов и наций через сферы общественной жизни.

3) Межнациональный конфликт

Межнациональный конфликт — одна из форм отношений между национальными общностями, характеризующаяся состоянием взаимных претензий, открытым противостоянием этносов, народов и наций друг другу, имеющим тенденцию к нарастанию противоречий вплоть до вооруженных столкновений, открытых войн.

Основной причиной конфликтов, трений, различного рода предубеждений между представителями разных национальностей выступает этноцентризм.
Этноцентризм — это совокупность неправильных представлений (предубеждений) одной нации по отношению к другой, свидетельствующих о превосходстве первой.

Межэтнические конфликты не возникают на пустом месте. Как правило, для их появления необходимы определенный сдвиг привычного уклада жизни и разрушение системы ценностей, что сопровождается у людей чувствами растерянности и дискомфорта, обреченности и даже потерей смысла жизни. В таких случаях на первый план в регуляции межгрупповых отношений в обществе выдвигается этнический фактор как более древний, выполняющий функцию группового выживания. Эти процессы могут привести к национализму.

Национализм — идеология и политика, ставящие интересы нации превыше любых других экономических, социальных, политических интересов, стремление к национальной замкнутости, местничеству; недоверие к другим нациям, нередко перерастающее в межнациональную вражду.

Национализм может перерасти в свою крайне агрессивную форму — шовинизм.

Шовинизм
— политическая и идеологическая система взглядов и действий, обосновывающая исключительность той или иной нации, противопоставление ее интересов интересам других наций и народов, внедряющая в сознание людей неприязнь, а зачастую и ненависть к другим народам, которая разжигает вражду между людьми различных национальностей и вероисповеданий, национальный экстремизм.

4) Методы решения межнациональных конфликтов

— Признание межнациональных проблем и решение их методами национальной политики.
— Осознание всеми людьми неприемлемости насилия, овладение культурой межнациональных отношений, требующей безусловной реализации прав и свобод лиц любой национальности, уважения самобытности, их национального самосознания, языка, обычаев, исключающей малейшее проявление национального недоверия, вражды.
— Использование экономических рычагов для нормализации этнополитической ситуации.
— Создание в регионах со смешанным национальным составом населения культурной инфраструктуры — национальные общества и центры, школы с национально-культурным компонентом для обучения детей на родном языке и в традициях национальной культуры.
— Организация эффективно действующих международных комиссий, советов, других структур для мирного разрешения национальных споров.


Выполнили: Бухарина Настя, Федякина Арина, Максимова Кристина, Завальнева Катя

Этническая идентичность человека является важной составной частью его представлений о самом себе. Еще по историческим меркам недавно в паспорт каждого гражданина СССР была вписана его этническая принадлежность, называвшаяся национальностью.

Система учета этнической принадлежности в Советском Союзе была впервые опробована в ходе переписи населения 1926 г. Ранее в Российской империи в переписях не задавали вопроса о национальности, только о религии и языке. Большей частью люди не знали своей национальности (этнической принадлежности), поэтому о численности этнических групп до 1926 г. можно судить только по косвенным данным. В советской науке слово «этнос» появилось не ранее 1960-х гг. До этого употреблялись понятия «народ», «народность», «национальность».

Поскольку этническая группа очень важна, необходимо определить признаки, по которым можно отличить одну этническую группу (этнос) от другой.

Во-первых, этнос имеет собственное уникальное название - этноним .

Во-вторых, этнос обладает собственной оригинальной культурой - от собственной литературы до собственной кухни. Часть культуры составляют этнические символы, значимые для данного этноса, например какое-нибудь событие этнической истории: геноцид 1915 г. - для армян, холокост - для евреев, косовская битва - для сербов.

В-третьих, этнос характеризуется так называемой этнической границей, отделяющей данный этнос от других. Это не та граница, которая проходит по земле. Этническая граница проходит в человеческих головах и означает разграничение между членами данного этноса (мы) и представителями других этносов (они). На уровне отдельной личности этническая граница проявляется в виде идентификации человека с данным этносом. Опыт показывает, что именно этническая граница является главным признаком различия разных этносов. Этническая группа может утратить свою культуру, но этнос сохраняется до тех пор, пока его представители продолжают ощущать этническую границу.

Язык не всегда можно использовать как признак этнической группы. Существуют языки, родные для представителей разных этносов. Например, многие нерусские этносы в России сейчас являются наполовину или целиком русскоязычными. Существуют также этносы, разделенные по признаку родного языка (например, русскоязычные и казахоязычные казахи).

Если этническая группа тесно связана с определенной религией, ее называют этноконфессиональной группой. Такая группа всегда несколько отличается по культуре от остальных групп того же этноса. Наиболее ярким примером являются сербы, хорваты и боснийцы, которые еще в XIX в. представляли собой единый этнос, разделенный по религиозному принципу. Этноконфессиональной группой в составе русского этноса можно назвать старообрядцев. Если разделение групп заходит слишком далеко, единый этнос распадается на несколько новых, что и произошло с сербскохорватским этносом.

Слово «этнос» используют почти исключительно в России и странах бывшего СССР. В других языках есть понятия «этническая группа» или «этния», но чаще всего за пределами постсоветского пространства используется слово «этничность». Речь не только о лингвистических различиях: за ними стоит разное научное понимание человеческой идентичности. Идентичность - понятие, означающее как внутреннее ощущение человеком целостности своей личности, так и чувство принадлежности к группе. Групповую идентичность можно понимать как объективные общие характеристики группы или как представления членов группы о ее характеристиках.

В российских общественных науках этносы рассматриваются как объективно существующие группы, подобные биологическим организмам. Известный советский этнолог Л.Н. Гумилев считал, что этнос - «личность на популяционном уровне». Согласно этому подходу человек принадлежит к определенному этносу от рождения и не может сменить свою этническую принадлежность. Гумилев полагал, что этносы как организмы могут рождаться, жить и умирать.

Западная этнология большей частью не признает существования этносов как коллективных личностей, имеющих объективные признаки. Этничность - это характеристика конкретного индивида, которая социально обусловлена и может меняться с течением времени или по желанию. Наиболее распространенным подходом к эт- ничности в западной науке является конструктивизм. Этнология занимается не изучением этносов как данности, а исследованием механизмов этнической консолидации, т.е. создания этносов. Конструктивистские исследования этничности проводятся на уровне структуры этнической идентичности отдельного человека. Этническая группа выступает как совокупность индивидов, у каждого из которых свое представление о характеристиках данного этноса.

В современной этнологической и антропологической литературе обычно используется следующее определение.

Этническая группа - это группа населения, которая имеет значительную степень биологической воспроизводимости, разделяет фундаментальные культурные ценности, реализованные в единстве внешних культурных форм, образует поле коммуникации и взаимодействия и, наконец, характеризуется тем, что принадлежность к группе образует категорию, отличную от других категорий того же порядка (т.е. человек всегда ощущает границу как своей, так и чужой этнической группы).

Каким бы сложным ни было понятие «этнос», понятие «нация» еще сложнее. У этих понятий много общего. Как и этнос, нация обладает собственным названием (американцы, россияне, британцы), собственной национальной культурой. Как и в случае этноса, признаком нации является граница, которую человек проводит между «нами» - нашей нацией - и «другими». Но при всем сходстве нация и этнос - не одно и то же. Нация обладает следующими признаками, которые отсутствуют у этноса:

  • нация имеет четко определенную территорию. Этнос может проживать компактно, а может диаспорально, он не обязательно связан с территорией. Некоторые этносы проживают в основном в диаспоре (евреи, армяне, ирландцы) или обладают очень большими диаспорами (поляки, итальянцы, греки). Как минимум один этнос - цыгане - проживает только в диаспоре. Нации не бывают диаспоральными. Исключением из этого правила является экстерриториальная культурная автономия наций;
  • нация обладает политическим самоуправлением, которое может быть реализовано разными способами. На самом низком уровне находится национально-культурная автономия в составе более крупной нации. Нация, обладающая культурной автономией, имеет возможность сохранять и развивать свою культуру прежде всего через систему образования, транслирующую культурные ценности новым поколениям. Культурно автономные нации также могут иметь свои газеты, телеканалы, театры и другие учреждения культуры. Специфика культурной автономии в том, что она распространяется не на территорию, а на культурную группу, которая может проживать компактно или дисперсно. В России культурной автономией на федеральном уровне обладают, например, цыгане, немцы, поляки. Возможна также автономия на уровне отдельных субъектов федерации, городов, районов. Например, во многих областях и краях России существует автономия греков. Более высокая ступень самоуправления нации - территориальная автономия. Примером являются национальные образования в составе Российской Федерации: Республика Татарстан, Еврейская автономная область, Республика Саха - Якутия и др. Национальные субъекты Федерации в России строятся вокруг понятия титульного этноса, т.е. этнической группы, по названию которой называют республику и которая считается доминирующей, хотя ее представители не всегда составляют большинство населения. В некоторых странах территориальная автономия закрепляется не за этнической, а за политической нацией. Например, Шотландия пользуется частичной автономией в составе Великобритании, но под шотландцами подразумеваются не этнические шотландцы, а все жители Шотландии независимо от этнического происхождения. Высшей формой политического управления нации является собственное государство. Этносы в отличие от наций не обладают политическим самоуправлением. Например, не существует единого центра управления для всех ирландцев мира: в каждом государстве ирландцы входят в состав более крупной нации;
  • нация имеет единое хозяйство - национальную экономику. Этнос не является единой экономической системой. Экономическая самостоятельность была очень важна в XIX в., когда в Европе шел процесс образования наций, а также в период деколонизации после Второй мировой войны. В настоящее время, когда происходит глобализация мировой экономики, национальная экономическая самобытность все больше уходит в прошлое. Учитывая сказанное выше, можно дать следующее определение нации: нация - культурно однородное сообщество людей, обладающее своей территорией и собственной системой политического управления.

В мировой науке нет устоявшегося мнения о соотношении между нацией и этносом. В СССР преобладала теория, что нация представляет высшую стадию развития этноса. В то же время общеизвестно, большинство существующих на планете наций не связаны с конкретным этносом, из которого они могли бы развиться

(например, американцы, бразильцы, австралийцы, нигерийцы и т.д.). Существует два типа наций : этническая нация (этнонация), которая в основном совпадает с этносом, и гражданская (или политическая) нация, состоящая из многих этносов или их фрагментов. Во всем мире, кроме Восточной Европы и бывшего СССР, преобладают гражданские нации. Этот факт объясняется особенностями управления империями - Российской, Османской и Империей Габсбургов, после распада которых образовалось множество этнических наций.

Национальная культура представляет собой культуру одного из этносов, образующих этнонацию (доминирующего этноса), или смесь фрагментов этнических культур, образующих гражданскую нацию. Многие нации, которые выглядят однородными и похожими на этносы, на самом деле представляют собой гражданские нации, достигшие высокой стадии консолидации. В таких нациях сложно проследить фрагменты прежних этнических культур. Например, на территории Франции еще в начале XIX в. жили разнообразные по культуре и языку этнические группы: провансальцы, бретонцы, пикардийцы, гасконцы и др. Но в течение XIX в. во Франции шел настолько интенсивный процесс национального строительства, что эти этнические группы большей частью утратили свои языки и культурные особенности, превратившись в региональные подтипы французской нации. Только в конце XX в. появилась тенденция к возрождению некоторых исчезнувших региональных языков, например бретонского.

Национальное строительство - процесс консолидации нации, заключающийся в создании однородной культуры и воспитании чувства национальной принадлежности.

Этнические нации часто скрывают свою внутреннюю неоднородность, подавляя этнокультурные и языковые меньшинства. Тем самым они препятствуют собственной трансформации в много- этничные гражданские нации, искусственно культивируя разобщенность этнических групп или подвергая меньшинства насильственной ассимиляции с большинством. Такую ситуацию можно обнаружить во многих государствах Восточной Европы и бывшего СССР.

Единой модели отношений между нацией и языком не существует. Большинство наций являются монолингвальными, т.е. имеют один язык (россияне, американцы, австралийцы, итальянцы и др.). В мире довольно много билингвальных наций, где все представители обязаны владеть двумя языками: нации Финляндии - финским и шведским; индийцев - хинди и английским;

Белоруссии - белорусским и русским. Билингвальность обычно является результатом какой-то исторической ситуации, например колониального прошлого: второй язык чаще всего - язык колонизатора. Существует одна трилингвальная нация - люксембуржцы (люксембургский, немецкий и французский языки) и одна квад- ролингвальная, т.е. формально говорящая на четырех языках, - швейцарцы (немецкий, французский, итальянский и ретороманский языки).

  • От греч. «этнос» - народ и «онима» - название.

Этносы - большие группы людей, выделяемые на основе общности культуры, языка, сознания нерасторжимости исторической судьбы.
Социальные общности, выделяемые по этническому признаку, многообразны. Прежде всего это племена, народности и нации.
Нации являются наиболее развитыми этническими образованиями, возникшими на основе языковой, территориальной, культурной, экономической, социально-психологической общности. Они наиболее характерны для современного мира, в котором существует не менее двух тысяч различных этносов.
Характер национальных отношений определяют две взаимосвязанные тенденции: к дифференциации и к интеграции.
Каждая нация стремится к саморазвитию, к сохранению национального своеобразия, языка, культуры. Эти стремления реализуются в процессе их дифференциации, которая может принимать форму борьбы за национальное самоопределение и создание самостоятельного национального государства.
С другой стороны, саморазвитие наций в условиях современного мира невозможно без их тесного взаимодействия, сотрудничества, обмена культурными ценностями, преодоления отчуждения, поддержания взаимовыгодных контактов. Тенденция к интеграции усиливается в связи с необходимостью решения глобальных проблем, стоящих перед человечеством, с успехами научно-технической революции. Необходимо иметь в виду, что эти тенденции взаимосвязаны: многообразие национальных культур не ведет к их изоляции, а сближение наций не означает исчезновения различий между ними.
Межнациональные отношения - материя особенно тонкая. Нарушение или ущемление национальных интересов, дискриминация отдельных наций порождают чрезвычайно сложные проблемы и конфликты.
В современном мире, в том числе и в России, существуют межнациональные конфликты, вызванные различными причинами:
1) территориальными спорами;
2) исторически возникшей напряженностью в отношениях между народами;
3) политикой дискриминации, проводимой господствующей нацией в отношении малых наций и народов

4) попытками национальных политических элит использовать национальные чувства в целях собственной популярности;
5) стремлением народов к выходу из многонационального государства и к созданию собственной государственности.
Следует иметь в виду, что международное сообщество при решении межнациональных конфликтов исходит из приоритета государственной целостности, нерушимости сложившихся границ, недопустимости сепаратизма и связанного с ним насилия.
При решении межнациональных конфликтов необходимо соблюдение гуманистических принципов политики в области национальных отношений:
1) отказа от насилия и принуждения;
2) поиска согласия на основе консенсуса всех участников;
3) признания прав и свобод человека важнейшей ценностью;
4) готовности к мирному урегулированию спорных проблем.

Слайд 2

Род, племя, народность…

Доклассовое общество представлено такими формами общности людей как род и племя. Род-группа кровных родственников, ведущих свое происхождение по одной линии. Племя- объединение нескольких родов. Народность -исторически сложившаяся общность людей, объединяемая общей территорией, языком, культурой, следует за племенем и предшествует нации. Нации появляются в период развития капиталистических отношений. Нация - исторически сложившаяся общность, характеризующаяся развитыми экономическими связями, общностью территории, языка, культуры, психологического склада, самосознания.

Слайд 3

Признаки нации

Признаки нации: единство территории единство языка общность исторической судьбы общая культура общее самосознание-знание истории своего народа, бережное отношение к нац. традициям, чувство нац. достоинства устойчивая государственность единство экономических связей развитая соц. структура Национальность- принадлежность к определенной нации

Слайд 4

Этнос

Национальное меньшинство - значительная совокупность людей определенной национальности, проживающих на территории определенного государства, являющихся его гражданами, но не принадлежащих к коренной национальности. Диаспора – пребывание значительной части населения вне пределов страны. Этнос-совокупность людей, обладающих общностью культуры, осознающих эту общность как выражение общности исторических судеб. Является обобщающим понятием для племени, народности, нации.

Слайд 5

Конфликты

Межэтнические (межнациональные) отношения – отношения между этносами (народами), охватывающие все сферы общественной жизни. Формы межнациональных отношений: мирное сотрудничество - этническое смешивание (межнац. браки) - этническое поглощение-ассимиляция полное растворение одного народа в другом (ВПН, освоение Северной Америки) этнический конфликт

Слайд 6

Межнациональная интеграция

интеграция- стремление к взаимодействию, расширению связей, восприятию всего лучшего (Европейский союз образован в 1993 в соответствии с Маастрихтским договором 1992 на базе Европейского сообщества, объединявшего 12 стран: Бельгия, Великобритания, Германия, Греция, Дания, Испания, Италия, Люксембург, Нидерланды, Португалия, Франция)

Слайд 7

«Плавильный котёл» (meltingpot) - концепция, согласно которой США представляет собой своеобразный "плавильный котел" (тигель), превращающий представителей различных этнических групп в просто американцев. ИзраэлЗангвилл (1908): «Америка… это огромный плавильный котёл, в котором переплавляются и преобразуются все европейские нации».

Слайд 8

Т.О., межнациональная интеграция – это процесс постепенного объединения различных этносов, народов и наций через сферы общественной жизни.(экономич. союзы – ВТО, военные союзы – НАТО, транснациональные корпорации, межкультурное взаимодействие и т.д.)

Слайд 9

глобализация

Глобализация – (от лат. Глобус – шар) – процесс сближения народов, между которыми постепенно стираются традиционные границы, и человечество превращается в единую политическую и экономическую систему.

Слайд 10

Ассимиляция

Ассимиляция (от лат. assimilatio – слияние, уподобление, усвоение) – (в этнографии) слияние одного народа с другим с утратой одним из них своего языка, культуры, национального самосознания. Различают естественную ассимиляцию, возникающую при контакте этнически разнородных групп населения, смешанных браках и т. п., и насильственную ассимиляцию, характерную для стран, где национальности неравноправны.

Слайд 11

Аккультурация

Аккультурация (лат. accumulare – накапливать + cultura – возделывание) – взаимное уподобление и приспособление различных культур народов и отдельных явлений этих культур, в большинстве случаев при доминировании культуры народа, в общественном отношении более высокоразвитого.

Слайд 12

Национальная дифференциация

Мультикультурализм - политика, направленная на развитие и сохранение в отдельно взятой стране и в мире в целом культурных различий, и обосновывающая такую политику теория или идеология. дифференциация - стремление нации к саморазвитию, суверенитету, противостояние различных этносов (протекционизм, экстремизм, сепаратизм.....)

Слайд 13

Национализм

Национализм – идеология, политика, психология и социальная практика обособления и противопоставления одной нации другим, пропаганда национальной исключительности отдельной нации.

Слайд 14

Шовинизм

Шовинизм – от имени Н. Шовена, солдата, поклонника завоевательной политики Наполеона – идеология, суть которой заключается в проповеди национального превосходства с целью обоснования «права» на дискриминацию и угнетение других народов. . Дискриминация (от лат. discriminatio – различение) – умаление (фактически или юридически) прав какой-либо группы граждан по мотивам их национальности, расы, пола, вероисповедания и т. п. В области международных отношений – предоставление гражданам и организациям какого-либо государства меньших прав и привилегий, чем гражданам и организациям других государств.

Слайд 15

Сегрегация

Сегрегация (от позднелат. segregatio – отделение) – политика принудительного отделения какой-либо группы населения по расовому или этническому признаку, одна из форм расовой дискриминации. Апартеид (апартхейд) (на яз. африкаансapartheid – раздельное проживание) – крайняя форма расовой дискриминации. Означает лишение определенных групп населения в зависимости от их расовой принадлежности политических, социально-экономических и гражданских прав, вплоть до территориальной изоляции. Современное международное право считает апартеид преступлением против человечества.

Слайд 16

Геноцид

Геноцид (от греч. genos – род, племя и лат. caedo – убиваю) – одно из тягчайших преступлений против человечества, истребление отдельных групп населения по расовым, национальным, этническим или религиозным признакам, а также умышленное создание жизненных условий, рассчитанных на полное или частичное физическое уничтожение этих групп, равно как и меры по предотвращению деторождения в их среде (биологический геноцид). Такие преступления совершались в массовых масштабах гитлеровцами во время 2-й мировой войны, особенно против славянского и еврейского населения.

Слайд 17

Холокост

В гитлеровской Германии было уничтожено в лагерях смерти (Треблинка, Освенцим) около 6 млн. евреев. Эту трагедию называют греческим словом «холокост» Холокост (холокауст) (англ. holocaust – от греч. holokaustos – сожженный целиком) – гибель значительной части еврейского населения Европы (св. 6 млн. человек, св. 60%) в ходе систематического преследования и уничтожения его нацистами и их пособниками в Германии и на захваченных ею территориях в 1933-45.

Слайд 18

Сепаратизм

Сепаратизм (франц. separatisme от лат. separatus – отдельный) – стремление к отделению, обособлению; движение за отделение части государства и создание нового государственного образования (сикхи, баски, тамилы) или за предоставление части страны автономии.

Слайд 19

конфликт

Межнациональный конфликт (в широком смысле) – это любая конкуренция (соперничество) между этническими группами, от противоборства за обладание ограниченными ресурсами до политической, экономической и социальной конкуренции.

Слайд 20

Причины межнациональных конфликтов:

1) экономические причины – борьба этносов за обладание собственностью, материальными ресурсами (земля, недра); 2) социальные причины – требования гражданского равноправия, равенства перед законом, в образовании, в оплате труда, равенстве при приёме на работу, особенно на престижные места в органах власти; 3) культурно – языковые причины – требования сохранения или возрождения, развития родного языка, сплачивающего этнос в единое целое.

Слайд 21

4) Концепция «столкновения цивилизаций» Хантингтона объясняет современные конфликты конфессиональными, религиозными различиями. 5) Исторические прошлые взаимоотношения народов. 6) Этнодемографические – быстрое изменение соотношения численности контактирующих народов вследствие миграции и различий в уровне естественного прироста населения.

Слайд 22

Типы межнациональных конфликтов:

1. Государственно-правовой. (неудовлетворенность правовым положением этнической общности, конфликт с властью – Южная Осетия и Абхазия); 2. Этнотерриториальный (за определение границ – Палестино-Израильский конфликт. Сектор Газы) 3. Этнодемографический (защита прав «коренной национальности» , Франция и мусульмане) 4. Социально-психологический (насильственное изменение образа жизни, нарушение прав человека – русские в Прибалтике)

Слайд 23

Способы разрешения:

1) отсечь наиболее радикальные элементы или группы и поддержать силы, более склонные к компромиссам; важно исключить любые факторы, способные консолидировать конфликтующую сторону (угроза применения силы, например); 2) применение широкого спектра санкций – от символических до военных. Следует учитывать, что санкции могут работать на экстремистские силы, усиление и ожесточение конфликта. Вооруженное вмешательство допустимо только в одном случае: если в ходе конфликта, принявшего форму вооруженных столкновений, имеют место массовые нарушения прав человека;

Слайд 24

3) перерыв конфликта, в результате меняется эмоциональный фон конфликта, снижается накал страстей, ослабевает консолидация сил в обществе; 4) разделение глобальной цели на ряд последовательных задач, которые решаются последовательно от простых к сложным; 5) предупреждение конфликтов – сумма усилий, направленная на то, чтобы не допустить событий, приводящих к конфликтам.

Посмотреть все слайды