«Узник» А. Пушкин. А. С. Пушкин "Узник": анализ стихотворения История создания произведения узник

Написал в кишиневской ссылке в 1822 году. Молодой поэт был сослан за вольнодумство в отдаленную южную провинцию. Пыльные степи, жара, скука и однообразная работа в канцелярии сильно угнетали молодого человека. Окна в доме, где жил Пушкин, были забраны решетками, а губернатор Инзов, который присматривал за неблагонадежным поэтом, частенько сажал его под домашний арест. Впрочем, это делалось в интересах вспыльчивого Александра Сергеевича. Известно, что именно в Кишиневе произошло большинство дуэлей поэта.

Развлечений в городе практически не было, зато там находился огромный острог. Пушкин часто посещал его и беседовал с арестантами. Во дворе острога поэт видел двух молодых орлов, прикованных за лапы. Исследователи пушкинского творчества отмечают, что в это время Александр Сергеевич сблизился с будущими декабристами, идеи которых наверняка повлияли на мироощущение поэта. Пушкин горячо также приветствовал освободительное движение балканских народов от турецкого владычества, которое широко развернулось на юге. Все эти впечатления и вылились в удивительный по силе гимн свободе – стихотворение «Узник» .

Это произведение относится к романтическим стихотворениям Александра Сергеевича. Оно состоит всего из двенадцати строк, написанных амфибрахием с парными рифмами, и разделено на три части. Здесь нет привычного для Пушкина контраста между фрагментами, хотя произведение полностью построено на противопоставлении свободы и рабства. Сюжет развивается согласно схеме: тоска в темнице – надежда на освобождение – радость вольной жизни.

В первой строфе жизненное пространство героя ограничено тесной тюремной камерой и небольшой площадкой за ее окном. В заключительном четверостишии перед героем раскрывается весь мир: бескрайний морской простор и величественные горы, чьи вершины теряются в облаках. Вторая строфа является переходной. Обилие в ней глаголов (клюет, бросает, смотрит) усиливает мотив безысходности в начале стихотворения. Заканчивается «Узник» страстным призывом к воле.

Динамику сюжета подчеркивает глагольный ряд: «сижу» (в первой строфе), «давай улетим» (во второй строфе) и «гуляем» (третья строфа). В результате оптимистичная заключительная часть стихотворения резко отличается от его мрачного начала, хотя понятно, что свобода пока не стала реальной. Она существует лишь в воображении человека.

Герои произведения – узник и орел. Общность их стремлений неоднократно подчеркивается автором. Узник называет птицу «товарищем» и предполагает, что у них единый замысел – вырваться на волю. Орел призывает своего «брата» улететь на просторы и признает родство с узником – «мы вольные птицы» . Повышают эмоциональный накал текста олицетворения: орел зовет взглядом, «вымолвить хочет» .

Повторение слова «пора» в заключительном четверостишии усиливает призыв к освобождению. Последние строки стихотворения начинаются одним и тем же словом «туда» , которое еще больше подчеркивает стремление героев к вольной жизни. Интересно, что само слово «свобода» Пушкин здесь не использовал.

Стихотворение «Узник» пронизано символами свободы : орел, море, горы, ветер. Даже решетка и темница воспринимаются лишь как временные атрибуты. Ведь речь идет не только о заточении в тюрьме. Смысл произведения намного глубже. Пушкин показывает, что свободолюбивый дух человека (поэта) невозможно удержать в клетке условностей и запретов. Он вырвется на волю даже в том случае, если сам узник останется в камере.

Для создания гнетущей тюремной атмосферы поэт применяет единственный эпитет – «сырой» , но в сочетании со словом «темница» он дает сильный эффект. Читателю сразу представляется тесное, темное и сырое помещение тюремной камеры. Строка «вскормленный в неволе орел молодой» обладает не менее сильным воздействием. Ведь орлы – свободолюбивые птицы и очень тяжело переносят неволю. Их стремление вырваться из заточения – естественно. Орел не признает себя побежденным и копит силы, чтобы в подходящий момент освободиться из плена.

Во времена Пушкина и позже многие видели в «Узнике» призыв к свержению крепостного строя и даже самодержавия. Показательно, что стихотворение стало популярной народной песней – настолько его образы близки к фольклору.

  • «Капитанская дочка», краткое содержание по главам повести Пушкина
  • «Борис Годунов», анализ трагедии Александра Пушкина
  • «Цыганы», анализ поэмы Александра Пушкина

«Узник» написан Лермонтовым во время сидения под арестом за стихотворение на смерть Пушкина (значит - в феврале 1837 г.). А. П. Шан-Гирей вспоминает: "Под арестом к Мишелю пускали только его камердинера, приносившего обед; Мишель велел завертывать хлеб в серую бумагу и на этих клочках с помощью вина, печной сажи и спички написал несколько пьес, а именно: «Когда волнуется желтеющая нива», «Я, матерь божия, ныне с молитвою», «Кто б ни был ты, печальный мой сосед», и переделал старую пьесу «Отворите мне темницу», прибавив к ней последнюю строфу: «Но окно тюрьмы высоко». («Записки Е. А. Сушковой», «Academia», Л., 1928, стр. 380.)

На самом деле отношение между «Желанием» («Отворите мне темницу», 1832 г.) и «Узником» несколько сложнее. Кроме первых четырех строк Лермонтов от своего старого стихотворения почти ничего не оставил. В «Желании» тюремная тема взята очень обще и условно-символически; «Узник» несравненно конкретнее: условно-поэтическая романтика тюремных мотивов, характерная для этой эпохи, сливается и скрещивается здесь с конкретной автобиографической ситуацией.

Тема тюрьмы представлена в русской поэзии начала XIX века преимущественно как условный символ, заимствованный, главным образом, из западной литературы. Такова она, например, в стихотворениях Жуковского: «Узник мотыльку, влетевшему в его темницу» (из де-Местра, 1813), баллада «Узник» (1819), сюжетно совпадающая с стихотворением А. Шенье «La jeune captive» (см. перевод Козлова - «Молодая узница»), и «Шильонский узник». Использование темы тюрьмы в качестве лирического сравнения встречаем у Рылеева и у Пушкина. Конкретно-автобиографический характер эта тема приобретает у Полежаева («Арестант», «Осужденный», «Цепи» - см. в книге Б. Эйхенбаума «М. Ю. Лермонтов», Л., 1924, стр. 55-57, где приведен сравнительный материал).

Эволюция тюремной тематики в русской поэзии XIX века заключалась в постепенном превращении романтического героя - «узника» или «пленника» - в конкретного «арестанта» и романтической «темницы» в реальную.

«Узник», как отмечал еще Шевырев (в «Москвитянине», 1841), близок к Пушкинскому стиху. Шевырев выделил курсивом наиболее «Пушкинские» строки: «Черноглазую девицу, черногривого коня», строфу «Добрый конь в зеленом поле» и конец (от строки «Только слышно за дверями»). Белинский отзывался об «Узнике» (вместе с «Ангелом») неодобрительно: «Стихи Лермонтова недостойны его имени» (в письме к В. П. Боткину от 24 февраля 1840 г., - «Письма», т. II, стр. 70; ср. аналогичный отзыв в его рецензии на «Одесский альманах», - «Отеч. записки», 1840, № 2).

Во время пребывания в южной ссылке очень много интересных и глубокомысленных стихотворений сочинил Пушкин. «Узник» был написан в 1822 году, когда Александр Сергеевич пребывал на должности коллежского секретаря в Кишиневе. За свободолюбивый нрав поэта в 1820 году генерал-губернатор Санкт-Петербурга отправил его в южную ссылку. Хоть градоначальник Кишинева князь Иван Инзов к Пушкину относился вполне благосклонно, но писатель чувствовал себя на чужбине стесненно.

Александр Сергеевич воспринял назначение в канцелярию отдаленной, пыльной и грязной провинции как личное оскорбление. Он мог ответить на него вольными стихами, но понимал, что за такое власти могут отправить его в Сибирь. Лишь ходатайство влиятельных друзей помогло ему сохранить прежнюю должность и титул дворянина. В Кишиневе, словно в заточении, чувствовал себя Пушкин. «Узник» - точно описывающее настроение поэта, пребывающего в вынужденной ссылке.

Южный город с первых же строк Александр Сергеевич сравнивает с сырой темницей, чем рисует весьма печальную и унылую картину. У читателя создается впечатление, что лирический герой и правда пребывает под стражей, сидит в камере и на мир глядит через небольшое окошко. Не зря поэт ассоциирует себя с молодым орлом, ведь он всегда был вольным в своих поступках и действиях, довольно часто пренебрегал служебными обязанностями. Стих «Узник» Пушкин написал, чтобы показать безысходность ситуации и свою беспомощность.

Герой в произведении общается с выращенным в неволе орлом. Но человек понимает, что даже эта птица, не знавшая никогда чувства свободы, гораздо сильнее его и свободолюбивее. Орел то и дело поднимает свой взгляд и криком, будто хочет сказать: «Давай, улетим». Из-за невозможности возвратиться в Москву или Санкт-Петербург лишь чувство бессильной злобы испытывал Пушкин. «Узник» - это поэта, в этом стихотворении он осознает, что является вольной птицей, которой не должны указывать, что делать.

Александр Сергеевич проводит параллель с орлом, тем самым подчеркивая свободолюбивое «я» и это раздражает его еще больше, ведь он понимает, что рожден свободным человеком, а вынужден кому-то подчиняться, делать все по указке царского режима. Все подданные Российской империи, независимо от рангов и титулов, обязаны играть по особым правилам, навязанным царем. Начало протеста и символизирует стихотворение «Узник». Пушкин, позволяет разобраться в чувствах автора, уже тогда задумал поступить наперекор властям и изменить что-то в своей судьбе. В стихе он намекает, что скоро отправится в морские края, и правда вскоре подает прошение на имя о переводе в канцелярию Одессы.

Лишь в южной ссылке окончательно осознал свое предназначение и место в русской литературе Пушкин. «Узник» - это лишь одно из гениальных произведений того периода. В 20-е годы XIX века Александр Сергеевич сочинил очень много восхитительных и по-настоящему талантливых стихотворений. Пребывая далеко от родины, поэт осознал, что для него значит духовная свобода.

Одним из самых ярких и запоминающихся литературных произведений Александра Сергеевича Пушкина считается стихотворение «Узник», написанное им в 1822 году.

В этот период поэт находился в своей первой ссылке - за вольнодумство (а также за постоянные дуэли и скандалы с участием женщин) он оказался в пыльном и душном Кишиневе (тогдашняя Бессарабия). После немного старомодного, но аристократичного лицея в Царском Селе, после блистательного успеха в Петербурге и Москве, где он жил в творческой богемной среде, Александр Сергеевич переехал в забытый Богом угол, где ему приходилось жить в доме, напоминающем каземат, что, несомненно, сказалось на его эмоциональном состоянии.

Но «нет худа без добра» - именно здесь была расположена одна из крупнейших тюрем царской России, поэтому поэт смог лично познакомиться с жизнью арестантов, среди которых было немало дворян и представителей творческой интеллигенции. Общение с ними спасло Пушкина - он познакомился с идеями декабристов и пылко поддержал освободительное движение, охватившее Балканы, выплеснув все свои эмоции и впечатления в 12 небольших строк, превратившихся в настоящий гимн во имя свободы.

Главная тема стихотворения

Стихотворение «Узник» критики и историки творчества Александра Сергеевича относят к романтическому направлению, что может показаться странным. Но, не удивляйтесь, несмотря на отсутствие взрывной юношеской и лирической подоплеки, стихотворение действительно несет мощный романтический заряд, характерный только бескомпромиссной юности, являясь тем самым горячим и необузданным романтизмом первых революционеров-декабристов, готовых во имя высокой цели расстаться с собственной жизнью.

Главной идеей «Узника» является борьба за свободу во всех ее проявлениях и уверенность в том, что волевого человека, верящего в справедливые идеалы не ограничат никакие рамки. Проведя параллель с жизнью поэта, можно утверждать, что в этом стихотворении он говорит и о своем творчестве, которое невозможно было сдержать рамками цензуры и критики.

Сюжет стихотворения состоит из трех посылов (жизнь в неволе, надежда на освобождение и наслаждение свободой), умело выстроенных на игре контрастов:

  • тюремная тоска - захватывающий полет;
  • сырая темница - безбрежное пространство;
  • закованный узник - вольная птица;
  • и, как итог, рабство и свобода.

Но, несмотря на контраст, героев объединяет общая ситуация и общие интересы - они оба стремятся к свободе и знают радость вольной жизни. Чтобы подчеркнуть ощущение «полета», поэт использует слова, невольно ассоциирующиеся с простором - море, ветер и горы, поэтому читая эти строфы, «картинка» постепенно «оживает», напоминая фильм в стиле 3D.

Кстати, «живость» сюжета достигается и благодаря невероятной динамике - поэт использует глаголы в настоящем времени и повелительное наклонение. Это превращает произведение в своеобразный призыв к действию, заставляя хотя бы на минуту задуматься о том, что свобода - это далеко не абстрактное, а вполне конкретное понятие.

Очень интересным является и переход от безысходности, даже, некой безучастности «зрителя» к эмоциональному накалу и активности, хотя, как всем понятно, ситуация для узника и орла не изменилась. Но ясно одно - свободолюбивого орла и его «товарища»-узника не остановят застенки царского каземата - едва дождавшись случая, они освободятся. Хотя, следует отметить, образ орла прорисован более четко, ведь именно он в этом тандеме является ведущим, подталкивая узника принять единственно возможное решение и пробуждая в нем желание оказаться на воле.

Структурный анализ стихотворения

Стихотворение, написанное амфибрахием, состоит из 3-х структурных частей по 4-е строки, объединенных парной, хорошо запоминающейся рифмой.

Если говорить об особенностях произведения, то к ним можно отнести:

  • обилие глаголов в настоящем времени («сижу», «клюет», «задумал», «смотрит» и пр.);
  • повторение наречий, на которых автор делает временной и пространственный акцент - «пора», «где» и «туда»;
  • наличие олицетворений («зовет меня взглядом», «вымолвить хочет»);
  • незримое присутствие слова «свобода» при его реальном отсутствии.

Как уже говорилось, стихотворение несет мощный энергетический посыл, который создается при помощи использованием простых слов и рифм:

  • «сырой - молодой»;
  • «крылом - окном»;
  • «окно - одно» и пр,

но именно благодаря этой простоте и лаконичности, произведение запоминается «на одном дыхании», без каких-либо усилий со стороны читателя.

Вывод

Подводя итог анализа, можно сделать однозначный вывод о том, что произведение А.С. Пушкина «Узник» - это действительно очень «сильная» вещь, написанная «от сердца» и выражающая самые сокровенные мысли и чувства поэта. С первых строк читателю понятно - автор сочинял ее под влиянием сильнейшего эмоционального впечатления от людей и мыслей, сформировавших его, как личность и как творца.

Несомненным достоинством «Узника» является его простота - легкие рифмы, лаконичные слова, отсутствие сложных оборотов, делают произведение ярким и динамичным, а эмоциональный накал подчеркивается юношеским задором и романтизмом. И, несмотря на то, что это литературное произведение было написано в самом начале творческой стези Поэта, оно может стать в один ряд с поэмами и стихотворениями эпохи «позднего Пушкина», не отличаясь от них своей глубиной, смысловым наполнением и потрясающей динамикой.

Александр Пушкин посвятил данное стихотворение моменту своей жизни, когда он вынужден был находиться в Кишиневе. Поэт был отправлен туда на службу в канцелярии. Хоть это и не было лишением свободы, Пушкин воспринимал это именно так, для него было тяжко находиться там. Написано стихотворение было в 1822 году.

С самого начала чтения мы можем увидеть мотивы печали, поэт называет Кишинев темницей. Да, он несомненно мог делать то, что хочет сам, но у него не имелось возможности вернуться в Санкт-Петербург, поэтому для великого поэта это было сродни заточению, темнице сырой.

Что означает образ орла в стихотворении? Так как Пушкина раздражала его участь в городе, то с помощью такого образа он выражал свое собственное «я», как бы заявляя о том, что он гордая птица, его нельзя просто так запереть.

Вполне прямо поэт заявляет о том, что терпеть дальше он не будет, он летит туда, где «за тучей белеет гора», «синеет море». Пушкин действительно попал в будущем в те места, которые описывал, перевелся на службу в Одессу.

В конце поэт заявляет: «только ветер, да я!». Давая понять абсолютно всем, что он словно ветер, никому нельзя изменить его судьбу, он свободен. Свобода-это ключевое слово, которое описывает смысл стихотворения. Главная потребность любого человека-свобода.

Анализ стихотворения Узник Пушкина

Александр Пушкин написал произведения «Узник» в 1822 году. Этот год относится к годам южной ссылки поэта . Недаром, стихотворения так называется.

Пушкин – человек, как по характеру, очень свободолюбивый. Он, как птица орел, не может находится за «решеткой» и быть не на воле среди людей и природы, в «темнице темной и сырой». Именно потому в этом его произведении такой настрой – немного печальный и даже в какой-то смысле трагический. Ведь Пушкин за свое свободомыслие и сидит в «темнице». Царем был отправлен в ссылку. Где уже и был отправлен в город Кишинев, мрачноватый и скучный, как по мнению писателя, город. Князь относился к Пушкину снисходительно, а потому решил сделать ему добро. Он отправил его по назначению в канцелярию. Но это действие добродушного человека, Пушкин воспринял как оскорбление его личности, и как поэта.

А потому, именно в этом произведении, которое носит название «Узник», поэт описывает свои чувства, весьма оскорбленные и униженные. Поэту трудно привыкнуть к мрачному Кишиневу, да и вообще он начинает воспринимать всю действительность как будто бы он находиться в самой настоящей тюрьме. Пушкин – человек, который сам распоряжается своей судьбой. Именно потому, находясь в ссылке, он частенько игнорировал свои обязанности служебные. Ему было до этого все равно. Единственно, что ему не было безразлично – это его родной город Санкт-Петербург. Именно в этом городе Пушкину жилось радостно счастливо. Он писал своих творческие стихотворения, общался с друзьями.

В произведении явственно проскальзывают нотки униженного самолюбия, а также гордости. Также, то, что он был отправлен туда, куда ему не хотелось. Когда свободного человека отсылают в другую сторону света – это очень сильно делает депрессивным. Именно потому произведение показывает сильные чувства поэта, отправленного в то время в ссылку.

Анализ стихотворения Узник по плану

Возможно вам будет интересно

  • Анализ стихотворения Натюрморт Бродского

    Созданию произведения послужило событие в жизни поэта, связанное с помещением его в лечебное учреждение в связи с серьезной болезнью с возможностью смертельного исхода. Поэтому автор выбирает в качестве названия стихотворения

  • Анализ стихотворения Добро и зло Фета

    Стихотворение «Добро и зло» настраивает каждого читателя на философский взгляд. И помогает понять, что в мире существует не только материальное, но и духовное. А вот добро и зло является равноправными и безграничными.

  • Анализ стихотворения Ахматовой Мне голос был. Он звал утешно…

    Одно из знаменитых произведений, а именно стихотворение «Мне голос был. Он звал утешно…» великой русской поэтессы Ахматовой Анны было написано в 1917 году.

  • Анализ стихотворения Лермонтова Кавказ

    Написанное в начале девятнадцатого века стихотворение «Кавказ» до сих пор наполняет читателя свежим ветром гор, яркими впечатлениями. Здесь словами нарисована прекрасная картина

  • Анализ стихотворения Творчество Брюсова

    Валерий Брюсов является приверженцем символизма. Его произведения нельзя воспринимать буквально, нужно суметь разгадать символы, которые он в них вложил. В стихотворении «Творчество»