Сильвестр - митрополит казанский. С.В. Петров. Митрополит Сильвестр (Холмский) Митрополит Макарий и митрополит Колычев

Что же делали во все это время западнорусские иерархи? Какие меры они принимали против новых врагов? Какое противодействие оказывали им? Стали ли внимательнее к своему долгу ввиду угрожавшей опасности? Увы, почти никаких мер против врагов, почти никакого положительного противодействия им, никакой перемены к лучшему мы не замечаем тогда в Литовской митрополии. Все шло по-старому и становилось даже хуже и хуже.

Первый свидетель тому сам тогдашний митрополит Сильвестр Белькевич, или Велькевич. Он был человек богатый, но почти не получивший образования и едва умел читать. Еще при Сигизмунде он служил королевским скарбником и ключником в Вильне и, когда скончался настоятель виленского Троицкого монастыря архимандрит Алексий, выпросил себе у короля этот монастырь в управление, разумеется, чтобы пользоваться его имениями. Продолжая ту же службу виленского скарбника и ключника и при Сигизмунде Августе и называясь настоятелем виленского Троицкого монастыря, пан Стефан Андреевич Велькевич исходатайствовал себе новую грамоту, которою король отдавал ему и Киевскую митрополию по смерти митрополита Макария и обещался не отдавать ее никому другому, а с тем вместе оставлял за Велькевичем до его живота виленский Троицкий монастырь, и это было еще 10 июля 1551 г., следовательно, за пять лет до смерти митрополита Макария{338} . По смерти последнего Велькевич объявлен «нареченным» митрополитом, хотя оставался в светском звании, носил свое мирское имя. Новогродский воевода Иван Горностай 25 марта 1556 г., жертвуя в виленский Пречистенский собор серебряный рукомойник, назначал его для употребления, как сам выражался, «нынешнему митрополиту нареченному Стефану Андреевичу ». А через полгода (30 сентября 1556 г.) этот Стефан Андреевич писался уже: «Милостию Божиею мы, Селивестр , нареченный архиепископ, митрополит Киевский и Галицкий и всея Руси», т. е. успел уже принять монашество с новым именем и, не проходя низших степеней церковного служения, занял прямо митрополитскую кафедру {339} . Чего же можно было ожидать от такого митрополита? Может быть, не совсем справедливо отзываются о нем некоторые латинские писатели{} , будто он был настолько прост и необразован, что едва ли и понимал различие своего исповедания от протестантского и неспособен был отражать коварства иноверцев{340} , но то достоверно, что в его-то особенно епархии, именно в Новогрудском воеводстве, как мы видели, протестанты и произвели наибольшие опустошения среди православных{341} . Передают еще латинские же писатели, будто митрополит Сильвестр вел дружбу с Киевским бискупом Николаем Пацем{342} . Но эта дружба, если она подлинно существовала (а они могли сблизиться еще в то время, когда оба были светскими), не говорит в пользу митрополита. Николай Пац, сын подляшского воеводы Николая, получивший от короля епископскую кафедру за свои гражданские заслуги, хотя был человек образованный, вел жизнь роскошную, любил музыку, потом изменил своей вере, сложил свой сан, женился и сделался протестантом-мирянином {343} . На основании наших домашних документов, правда, немногих, можем заключать, что Сильвестр, если и не отличался книжным образованием, был человек практический. Он умел находить для себя покровителей и заступников при дворе короля, вроде, например, новогродского воеводы Павла Сапеги, который и действительно помогал ему, митрополиту, и обещался помогать до конца жизни. Умел удержать за собою, как мы уже говорили, виленский Троицкий монастырь с его имениями и сделавшись митрополитом, хотя владения митрополитской кафедры были и без того значительны и получали еще новые приращения, например, в 1559 г. от княгини Соломерецкой. Настоятельно требовал от своих наместников и врядников, каков был киевский протопоп Яков Матеребозский, чтобы они собирали и высылали ему дани и доходы с подданных крестьян и куничные пенязи с священников. Не отказывался брать подарки, может быть по укоренившемуся обычаю, за поставление на церковные степени, и киево-михайловский игумен Сильвестр, посылая одного обучавшегося в монастыре дьяка для рукоположения во священника, не стеснялся прямо просить своего первосвятителя, чтобы он взял «за совершение священства малый подарок», так как ставленник был человек бедный. Позволял себе даже явные несправедливости с корыстною целию. В 1561 г. киево-печерский архимандрит Иларион принес королю жалобу, что митрополит Сильвестр причиняет разные обиды печерской братии и, между прочим, самовольно завладел Киево-Николаевским Пустынным монастырем со всеми его имениями и угодьями, тогда как монастырь этот издавна находится под благословенством печерских архимандритов, которые и утверждают для него игуменов. Король своею грамотою (от 24 апреля) приказал митрополиту немедленно возвратить Николаевский монастырь с его имениями и угодьями Киево-Печерской лавре и впредь не вмешиваться в ее дела{344} .

Впрочем, известны некоторые действия и распоряжения митрополита Сильвестра, представляющие его и в более выгодном свете. Архимандрит Супрасльского монастыря Сергий Кимбар писал к митрополиту, что в монастырь иногда приходят черные попы с желанием пожить в нем, но «становенья в попы не нашего», т. е. получившие священство не в Литовской митрополии от кого-либо из владык, а вне ее, и просил, чтобы митрополит благословил таким попам служить в монастыре. Митрополит отвечал (25 сентября 1557 г.), что дает благословение священникам, откуда бы они ни пришли, служить в обители, если только каждый из них представит архимандриту свою ставленую грамоту и грамоту отпускную от своего епископа или архиепископа. Равным образом, прибавил митрополит, если придет в обитель священник, имеющий законную жену, и покажет архимандриту свою ставленую грамоту, то и такой да священствует, а если придет священник, не имеющий жены, то и он, «присягу вчинивши пред отцем архимандритом водлуг науки нашое и тое присяги, як мы отцу архимандриту дали», да литургисует. Присягал вдовый священник, вероятно, в том, что он свободен от греха, за который Виленский Собор 1509 г. запретил вдовым попам священнослужение, и ведет жизнь чистую и целомудренную{345} . В 1558 г. митрополит Сильвестр вознамерился созвать в Вильне Собор на первой неделе Великого поста и о своем намерении написал к королю. Король своими листами оповестил всех епископов, архимандритов и предстоятелей православного духовенства, чтобы они съехались в Вильну на Собор к назначенному митрополитом времени. Но затем, узнав о тяжкой болезни и дряхлости супрасльского архимандрита Сергия Кимбара, сам уведомил (2 февраля 1558 г.) митрополита, что Сергий не может явиться на Собор, а пришлет вместо себя уполномоченного, человека духовного, ученого, богобоязненного, и при этом выразил желание, чтобы на Соборе, который составляется «стараньем» митрополита «ку постановенью веры и закону хрестиянского», все окончилось хорошо, согласно с словом и повелением Божиим. Более об этом Соборе сведений не имеем. Может быть, он был созван именно против протестантов и на нем были обсуждаемы и приняты какие-либо меры для противодействия им, а может быть, имел целию исправление внутренних беспорядков в Западнорусской Церкви; во всяком случае созвание Собора дˆолжно отнести к чести митрополита Сильвестра, так как он своим собственным «старанием» созвал этот Собор, а не по приказанию короля, как было в 1546 г. при митрополите Макарии{346} . Епархиальные свои права митрополит Сильвестр защищал с ревностию. Он пожаловался королю Сигизмунду Августу на слуцкого князя Юрия Юрьевича, что в его имениях настоятели монастырей и все священники не хотят слушаться своего архипастыря, не ездят к нему для духовной науки, не дают ему куниц соборных и объездных и иных доходов, а врядники князя вступаются в духовные справы, чинят разводы, сами творят духовный суд и берут на себя судебные пени, не допуская во всем этом протопопов и врядников митрополита. И король дал грамоту слуцкому князю (8 мая 1558 г.), чтобы он велел в своих имениях всем духовным лицам быть послушными митрополиту, ездить к нему на Собор для духовной науки, платить ему куницы и всякие положенные доходы, запретил своим врядникам вмешиваться в духовные справы и суды и не возбранял врядникам митрополичьим въезжать в его имение для справ и судов духовных. А когда бурмистр и радцы виленские принесли жалобу митрополиту на своеволие виленских священников, михайловского, воскресенского и никольского, отдавших без их ведома свои церковные домы в залог, митрополит отвечал: «Мы в том неповинны пред вами; вы сами избираете попов, а не мы; мы только по вашему желанию благословляем их к той или другой церкви, которую им даете; так сами ж и берегите церковные домы от таких своевольных попов». Впрочем, прибавил, что он уже писал этим священникам выкупить заложенные домы, но без успеха, что не может покарать виновных ничем другим, как только неблагословением, т. е. запрещением священствовать, и одного из них, попа михайловского, уже не благословил. Наконец, о двух остальных попах просил уведомить, если они и после нового напоминания не выкупят заложенных домов. Что касается до «Поучения новопоставленному священнику» за подписью митрополита Киевского и Галицкого Сильвестра, то оно отнюдь не может служить свидетельством его образования и знаний, потому что составлено по готовой форме, по которой писали и выдавали такие же поучения новопоставленным священникам и все архиереи{347} .

В других епархиях видим безобразную раздачу архиерейских кафедр королем и иногда еще более безобразные действия тех, кому кафедры давались. Пинскою и Туровскою епархиею управлял в 1558 г. епископ Макарий, тот самый, который получил ее (1552) от королевы Боны. Эту епархию еще при жизни его вздумал просить себе другой епископ, бывший викарием при митрополите и также называвшийся Макарием. И король по ходатайству всесильного тогда воеводы виленского Радзивилла и с ним новогродского воеводы Ивана Горностая выдал просителю свою грамоту (22 апреля 1558 г.), которою предоставлял ему занять кафедру Пинской епархии по смерти еще управлявшего ею владыки Макария. Точно так же еще при жизни Полоцкого архиепископа Германа Хрептовича король, как сам говорит, обращая благосклонное внимание на верную службу полоцкого боярина Глеба Ивановича Корсака и по ходатайству за него полоцкого воеводы Станислава Довойны и полоцких бояр, пожаловал Корсаку грамоту (24 марта 1559 г.) на Полоцкое владычество по смерти архиепископа Германа и вместе на монастырь святого Михаила в Городку, находившийся в подаванье королевском. Надобно полагать, что Герман после этого скончался скоро, потому что 29 марта 1559 г. воевода Довойна по приказанию короля писал митрополиту Сильвестру, чтобы он поспешил назначить время для съезда к нему ближайших архиереев и вместе с ними рукоположил в Полоцкого архиепископа Глеба Корсака, который принял при этом монашество с именем Герасима{} . Но, верно, и Герасим скоро скончался или был лишен кафедры, потому что к 22 октября 1562 г. успел скончаться и преемник его, пан Григорий Маркович Волович, которому король по своей ласке дал было владычество Полоцкое и Витебское до его живота. Так сказано в грамоте самого короля, которою он в означенное время (т. е. 22 октября 1562 г.) предоставлял Полоцкую кафедру по просьбе воеводы, бояр и всех жителей земли Полоцкой иноку Арсению Шишке. Недолго пришлось и Арсению владычествовать в Полоцке: не прошло и четырех месяцев, как Полоцк был взят (15 февраля 1563 г.) царем Иваном Васильевичем и «нареченный владыка» Полоцкий Арсений отведен в плен и сослан в Спасо-Каменный монастырь {348} . В епархии Владимирской на Волыни было еще хуже{} . Король пожаловал ее по смерти епископа Иосифа в 1565 г. почти разом двум лицам: шляхтичу Ивану Борзобогатому-Красенскому, который, впрочем, имел королевскую грамоту на нее еще с 1563 г. и носил имя «нареченного» владыки Владимирского и Брестского {} , и Холмскому епископу Феодосию Лозовскому. Первый поспешил прибыть с королевским листом во Владимир и, будучи «увязан» и введен королевским чиновником в управление епархиею и во владение архиерейских домов, оставил здесь заведовать всем своего сына Василия, королевского секретаря, а сам уехал к королю. В это время (3 сентября 1565 г.) явился к Василию королевский дворянин Петр Семенович и, показывая ему новый «увяжчий» королевский лист, спросил Василия: согласен ли он уступить Владимирское владычество Холмскому епископу Феодосию? Василий отвечал, что без воли отца он ничего не может сделать, что лист должен быть предъявлен отцу, который находится в Гродне при короле. Через полторы недели приехал во Владимир сам владыка Холмский Феодосий, имея при себе отряд из двухсот конных и трехсот пеших вооруженных людей, и вновь послал того же королевского дворянина с увяжчим листом спросить пана Василия: согласен ли он по доброй воле уступить владычество Владимирское. Когда Василий повторил свой прежний ответ, то на другой день (14 сентября) Феодосий, увеличив свой отряд до двух с половиною тысяч вооруженных людей и расставив по разным местам девять пушек, приказал стрелять из них по епископскому замку и соборной церкви, шесть раз посылал свое войско на штурм замка и велел подложить под стены его огонь. Это продолжалось целый день; немало людей было убито, многие здания и соборная церковь были повреждены выстрелами. Пан Василий принужден был ночью бежать из замка, и торжествующий Феодосий вступил в управление и архиерейским домом, и всею Владимирскою епархиею. Когда по жалобе Ивана Борзобогатого король послал своего дворянина Ивана Богухвала звать Феодосия на суд и Богухвал (12 октября) явился с королевскою грамотою к епископу в соборной церкви вдруг по окончании заутрени, сопровождаемый несколькими слугами Борзобогатого, то Феодосий, еще не принимая грамоты, бросился с своим посохом на одного из этих слуг и сильно ударил его, а потом велел своим слугам бить прочих слуг Борзобогатого, топтать их ногами и выгнать из церкви и сказал: «Если бы сам Борзобогатый был здесь, я велел бы и его изрубить в куски и бросить псам». Прочитав затем королевскую грамоту, отвечал Богухвалу: «На суд не поеду, мне незачем ехать, а ты берегись, как бы и тебе не приключилось чего дивного, ведь грамота подложная, на ней нет подписи короля»{349} . И Феодосий остался на Владимирской кафедре и украшал ее собою еще много лет, так что нам еще не раз придется встретиться с его не менее достохвальными деяниями. Луцкая епархия была едва ли счастливее Владимирской. После епископа Никифора (упоминается в 1564 г.) король отдал ее какому-то Марку Жаровницкому, который под именем нареченного епископа Луцкого и Острожского и управлял ею, оставаясь в светском звании. Как управлял, можно отчасти догадываться из следующего: урядник его, пан Немецкий, приехал в 1566 г. в Красносельский монастырь и, увидев вышедшего к нему навстречу нареченного игумена монастыря Богдана Шашку, закричал: «Зачем ты, пес, служишь вечерню, когда владыка не благословил тебя служить?» - ударил игумена в лицо, избил его жестоко и, вынув саблю, хотел даже умертвить; к счастию, игумен вырвался и убежал. После Марка Жаровницкого король отдал эту епархию в 1567 г. пану Ивану Борзобогатому{} , не успевшему возвратить себе Владимирской. Новый владыка так же правил Луцкою епархиею около трех лет, оставаясь светским, прежде нежели принужден был принять духовный сан, и, как увидим, не стеснялся творить такие вещи, что разве немногим уступал своему бывшему сопернику Лозовскому{350} . В Львовской, или Галицкой, епархии продолжал владычествовать уже известный нам Арсений Балабан, который, едва сделавшись викарием митрополита, захотел насильно овладеть двумя местными монастырями, вел с ними постоянную тяжбу и начал было тяжбу с самим своим первосвятителем Макарием. Этот Балабан, имея у себя несколько сыновей, сильно желал, чтобы один из них был его преемником по кафедре. Для осуществления своего желания он в 1566 г., выражая намерение будто бы оставить ее, выпросил у Сигизмунда Августа грамоту на Львовскую епархию сыну своему Григорию. Григорий тотчас и вступил в управление ею, не принимая духовного сана, и управлял под руководством отца более трех лет, до самой его кончины{351} .

Раздавая по своему усмотрению архиерейские кафедры, король продолжал раздавать точно так же и православные монастыри. В 1562 г. он пожаловал своему дворянину Боркулабу Корсаку в пожизненное владение полоцкий Предтеченский монастырь, находившийся в королевском подаванье, со всеми имениями и доходами и с правом держать в своей власти «попов, черниц и чернцов», которые издавна были подчинены настоятелю того монастыря (значит, монастырь был мужеско-женский), и иметь в нем от себя духовную особу, человека ученого, который умел бы вести в монастыре духовную справу по греческому закону. Другой монастырь своего подаванья, виленский Троицкий, находившийся под владением митрополита Сильвестра Белькевича до его живота, король отдал было потом двум разным лицам: сперва пану Федору Яцкевичу Белькевичу, может быть родственнику митрополита Сильвестра, а вскоре по ходатайству виленского воеводы Радзивилла Черного - воложинскому попу Василию Мартиновичу. Происшедшие отсюда недоразумения заставили Радзивилла потребовать к себе королевские грамоты, данные обоим этим лицам, и когда он убедился, что пану Белькевичу грамота дана прежде, то и приказал (около 1567 г.) ввести его во владение Троицким монастырем с его фольварками; король же своею грамотою объявил тогда монахам монастыря, чтобы они принимали Белькевича за архимандрита. Киевский Флоровский монастырь не находился в непосредственном подаванье короля. Этот монастырь со всем, что он имел у себя «издавна», воевода киевский князь Константин Константинович Острожский отдал своею властию киевскому протопопу Якову Гулькевичу в пожизненное владение, а митрополит Сильвестр благословил его и совершать службу в том монастыре. Не довольствуясь этим, Гулькевич просил короля, чтобы он утвердил за ним Флоровский монастырь не только в пожизненное, но и в потомственное владение. И король дал протопопу подтвердительную грамоту (17 мая 1566 г.), что монастырь тот имеют держать в своей власти и совершать в нем службы он сам, его дети и потомки, какие будут годны быть священниками{352} .

Все такого рода действия король Сигизмунд Август позволял себе, может быть, и без намерения вредить православной Церкви, хотя они действительно были ей вредны, но единственно по укоренившемуся обычаю. Этот король был чужд латинского фанатизма и отличался веротерпимостию. Покровительствуя самим протестантам, он не отказывал в своем покровительстве и православным{} . Дозволял им строить или возобновлять церкви: так, в 1560 г. разрешил вновь соорудить в Вильне две церкви, за три года пред тем сгоревшие, Рождественскую и Пятницкую, с переименованием последней в Богоявленскую. Делал пособия православным церквам и монастырям: например, церкви Пречистой Богородицы в Гродне или, точнее, существовавшему при ней госпиталю назначил ежегодное пособие в десять коп грошей из своих собственных королевских имений; Пересопницкому монастырю пожаловал имение Чемерин, которое в 1564 г. дозволил променять на имение Дядковичи; а Киево-Николаевскому Пустынному подтвердил (1566) право на владение островом Трухоновым с дворцом на нем и езом на Чарторыи. Охранял и защищал имущественные и судебные права православного духовенства: в 1558 г. по жалобе священников и всех крилошан города Мстиславля на местного старосту приказал ему выдавать по-прежнему тамошним монастырям и церквам денежную и медовую дань, завещанную им князем Михаилом Ивановичем Мстиславским; в 1563 г. по жалобе Пинского и Туровского владыки Макария на князя Богдана Соломерецкого, незаконно присвоившего себе в своем имении Рычеве населенную землю туровской соборной Успенской церкви, приказал ему возвратить эту землю церкви и Туровскому владыке{} ; в 1567 г. по жалобе киево-печерского архимандрита, что и его самого, и его чернецов иногда требуют на суд киевского воеводы, каштеляна и писаря украинских замков, объявил и подтвердил всем, что Печерский монастырь находится в подаванье и в обороне самого короля и что потому архимандрита и чернецов печерских не должны судить ни воевода, ни другие светские власти, но архимандрита может судить только сам король, а чернецов - только архимандрит{353} .

Подобные благодеяния, впрочем, оказывали православному духовенству в Литве и прежние короли. Сигизмунд Август решился наконец сделать для православных то, на что не решались его предместники: в 1563 г. он отменил или, как сам выражается, разъяснил на виленском сейме известный Городельский закон короля Ягайлы и великого князя Витовта, устранявший православных от занятия государственных и общественных должностей. Грамота, данная по этому случаю, заслуживает полного нашего внимания. В ней король говорит: когда мы созвали на генеральный сейм в Вильне наших панов рад, духовных и светских, и других урядников великого княжества Литовского и дозволили по их просьбе внести в новонаписанный Статут их земские привилегии, то все члены сейма, принося нам за это благодарность, доложили, что некоторые артикулы в тех земских привилегиях требуют «ширшего объяснения», и указали на две статьи Городельского постановления. По одной из них, привилегиями и преимуществами, данными дворянству в Литовском государстве, могут пользоваться только те паны, которые держатся римской веры и получили польские шляхетские гербы, а по другой - на достоинства и должности, каковы: воеводство, каштелянство и другие, даваемые на всю жизнь, могут быть избираемы только последователи Римского Костела. Указав на обе эти статьи Городельского постановления, которое подтверждено было потом и нашим дедом Казимиром, нашим дядею Александром, нашим отцом Сигизмундом и нами самими, члены сейма единогласно просили нас дать тем статьям достаточное разъяснение. И мы с панами радами нашими, принимая во внимание, что шляхетские роды вполне заслужили своею службою те привилегии, какие дарованы им Городельским постановлением, что не только последователи Римской Церкви, но и Греческой, занимая при наших предках и при нас должности радов (сенаторов) и всякие другие должности, всегда показывали на разных службах свою верность и усердие и что Городельское постановление, направленное к некоторому унижению лиц, содержащих греческую веру и не получивших гербов, составлено так потому, что на городельском сейме были не все, и особенно не были станы русских земель, определяем: отныне всеми привилегиями, дарованными литовскому дворянству, должны пользоваться не только паны и шляхта римской веры, имеющие польские гербы, но равно и все дворяне как литовского, так и русского народа, лишь бы они были веры христианской, а также отныне на всякие достоинства и должности, даже до сенаторской, имеют быть избираемы не одни последователи Римского Костела, но и все вообще дворяне христианской веры, литовцы и русские, каждый по своим заслугам и способностям, и ни один дворянин христианской веры не может быть устраняем от этих привилегий{354} . Таким образом, сам король Сигизмунд Август засвидетельствовал для нас здесь три вещи: а) что Городельское постановление, столько враждебное русским, или православным, было подтверждаемо его дедом, дядею, отцом и им самим; б) что русские, несмотря на Городельское постановление, занимали при всех этих королях всякие, и самые высшие, должности и в) что на городельском сейме, издавшем такое постановление, вовсе не присутствовали представители русских земель, почему, прибавим от себя, не без основания русские считали для себя это постановление необязательным. Обращаясь к определению, или объяснению, Городельского постановления, состоявшемуся теперь на виленском сейме, мы должны сознаться, что оно имело в виду не одних православных, но вообще христиан-некатоликов, следовательно, и протестантов всех сект, существовавших тогда в пределах литовских, и здесь-то надобно искать причину, почему оно состоялось и могло состояться. Прежде на генеральных сеймах в королевской раде преобладающее большинство всегда составляли латиняне, и при таком преобладании нельзя было и думать, чтобы какой-либо сейм согласился отменить или изменить постановление, дававшее столько преимуществ последователям римской веры пред православными. Теперь преобладающее значение в королевской раде имели уже не латиняне, а протестанты, которые очень хорошо понимали, что Городельское постановление, предоставлявшее разные права, в том числе и право занимать высшие государственные должности одним латинянам, лишало этих прав не только православных, но и протестантов, и вот они воспользовались на виленском сейме своею силою в соединении с православными, чтобы изменить это постановление в пользу вообще христиан-некатоликов. На сейме в составе королевской рады находились тогда, судя по подписям под королевскою грамотою, оба могущественных Радзивилла - воевода виленский и воевода троцкий, гетман литовский, Евстафий Волович - подскарбий великого княжества Литовского, Ян Ходкевич - стольник того же княжества и другие, а со стороны православных - воевода киевский князь Константин Константинович Острожский, воевода новогродский Павел Павлович Сапега, гетман дворный Григорий Ходкевич, брат его староста бельский Юрий Ходкевич и другие, хотя были также и латинские бискупы: Виленский - Валериан, Луцкий - Януш Андрушевич и Киевский - Николай Пац. Поэтому на королевскую грамоту, данную на настоящем виленском сейме, следует смотреть не как на свидетельство благоволения короля Сигизмунда Августа собственно к православным, но как на акт его веротерпимости по отношению ко всем исповеданиям христианским - акт, которым желал король уравнять по гражданским правам всех дворян великого княжества Литовского, какого бы исповедания христианского они ни держались: римского, православного или протестантского. Следует присовокупить, что это же самое постановление виленского сейма Сигизмунд Август подтвердил с некоторыми новыми разъяснениями и на гродненском сейме 1 июля 1568 г. {} , объявив, что впредь оно не должно нуждаться в новых подтверждениях, а должно сохранять свою силу навсегда{355} .

Хотя многих из православных панов увлекло тогда протестантство, но все же еще оставались между ними и приверженные к вере отцов, и усердные к православным храмам и обителям. Князь Януш Козмич Жеславский вместе с материю своею княгинею Анастасиею Гольшанскою, исполняя волю покойного родителя, подарил (12 июня 1556 г.) своему «дворецкому» монастырю во имя Пресвятой Троицы три села со всеми землями и угодьями, данями и доходами, монастырь этот упоминается теперь в первый раз. Князь Константин (Василий) Константинович Острожский, воевода киевский, дал (12 января 1560 г.) Киево-Михайловскому Златоверхому монастырю по просьбе игумена и братии островок Обрубный на верхнем конце Чарторыя, два озера, Петриково и Плоское, и сеножати, которыми монастырь будто бы владел и прежде. Князь Иван Федорович Чарторыйский, справца воеводства Киевского, вместе с наместником киевского воеводы Федором Тишею отдали земельные владения находившегося тогда в запустении Кирилловского монастыря пяти попам замковой Николаевской церкви в Киеве, и король утвердил (23 июня 1565 г.) это даяние. В Слуцке упоминаются два новых монастыря, прежде неизвестные: монастырь святого пророка

Илии (1556) и монастырь Николаевский Мороцкий (1558), одолженные своим существованием, вероятно, благочестию слуцких православных князей или граждан{356} . Здесь же кстати упомянем и об усердии молдавского православного господаря Александра, с каким он заботился о сооружении и содержании Успенского храма в городе Львове, принадлежавшего львовскому братству. Храм этот уже давно дал трещины и угрожал падением. Братство само не в состоянии было воздвигнуть его вновь. Окружная грамота митрополита Макария (1547), приглашавшая к пожертвованиям на возобновление этого храма, принесла, верно, мало пользы. Тогда братство обратилось за помощию к молдавскому господарю Александру, который и принял братскую церковь под свое покровительство. Он написал (1558) к королю Сигизмунду Августу и ходатайствовал, чтобы львовские радцы или магистрат уступили православным братчикам за деньги некоторые материалы на сооружение церкви. Потом в продолжение нескольких лет (1558–1566) вел переписку с самими членами братства, неоднократно присылал им деньги на строение храма, приготовил для него сосуды, образа, царские врата, занавесы, ризницу и всю церковную утварь, купил колокола, покрыл его медью, позолотил на нем кресты, доставлял ему воск для свечей и пр.{357}

Но тогда как одни более или менее благодетельствовали православным монастырям, другие, называвшиеся еще их патронами, нередко доводили монастыри до совершенного разорения. Например, некто пан Семен Волович, может быть из числа тех Воловичей, которые приняли тогда протестантство, получив от короля (1560) гродненский Коложский монастырь в свое управление, с самого начала повел дело так, что из монастыря разбежались все монахи. Остался было один, которого за его зазорную жизнь вынужден был прогнать сам Волович, наняв для совершения богослужения в монастыре белого священника за небольшую плату. А все доходы монастыря обращал исключительно в свою пользу, всем его имуществом и владениями распоряжался как своею собственностию, и это продолжалось восемь лет, пока король не отдал Коложского монастыря другому такому же пану{358} .

Кончина митрополита Сильвестра случилась, вероятно, в последнюю четверть 1567 г., потому что в это время виленский Троицкий монастырь, который пожалован был королем митрополиту Сильвестру до его живота, король пожаловал уже другому лицу, пану Федору Яцкевичу Белькевичу. Но на преемство митрополиту Сильвестру еще в 1565 г. испрошена была грамота у короля Сигизмунда Августа одним епископом. Это был не кто другой, как владыка Холмский Феодосий Лозовский, который в том же году с такою храбростию отвоевал себе епархию Владимирскую у пана Ивана Борзобогатого-Красенского. Несмотря, однако ж, на королевскую грамоту, так заблаговременно испрошенную, храброму епископу не суждено было сделаться митрополитом, может быть, вследствие этой самой слишком неумеренной храбрости{359} .

Сильвестр - митрополит казанский, типичный представитель великорусских Иерархов первой половины XVIII столетия. Происходил из дворянского рода Холмских; родился около половины XVII столетия и принял пострижение уже в зрелых летах; был архимандритом в разных монастырях; в 1708 г. возведен в сан митрополита нижегородского, причем обязался особенно стараться, вместе с Питиримом, об искоренении раскола, но на самом деле не оказывал Питириму никакого содействия. Между тем Петр видел в потаенных раскольниках политическую партию "лютых неприятелей, государству и государю непрестанно зло мыслящих". С. притом был близок к царевичу Алексею, разделяя с ним и большинством Иерархов недовольство реформами Петра. С 1719 г. начинается постепенное понижение С. по Иерархической лестнице. Желая видеть на нижегородской кафедре деятельного Питирима, царь велел (1719) поставить его епископом нижегородским, а С. перевести в Смоленск. Прошел год, и его опять перевели в Тверь, причем оставили за ним сан митрополита, но клобук велели носить не белый, а черный. В Твери С. пробыл около трех лет; затем его перевели в Рязань уже в звании простого епископа. В 1725 г. С. был переведен архиепископом в Казань, а в 1727 г., согласно его прошению, ему возвращен сан митрополита, но клобук велено носить черный. В Казани С. завел процесс с губернатором Артемием Волынским и подал на него челобитную, в которой обвинял его в разных обидах архиерейскому дому, монастырям и духовенству, в насилиях всем жителям Казанской губернии во взятках, в потворстве расколу, в побоях и даже убийствах (челобитная С. напечатана в "Чтениях Общества Истории и Древностей", 1862, кн. IV, материалы для биографии Волынского, и в статье Шишкина "Арт. Волынский", "Отечественные Записки", 1860, № 2). Волынский был смещен с губернаторства, но скоро вошел в большую силу при дворе, после чего С. пришлось дорого поплатиться за свой донос. На него самого донесено было, что он держит у себя лишенного архиерейского сана Игнатия Смолу как архиерея, говорит с ним непристойные речи об императрице, рвал прошения, подаваемые ему на Высочайшее имя, и заставлял переписывать их на свое собственное имя, делал поборы по епархии. В конце 1731 г. С. заключили в Невский монастырь, потом лишили сана и заточили в Выборгскую крепость, где он и скончался в 1735 г. В Синодальной библиотеке хранится сочиненный С. канон Пресвятой Богородице, "его же от оклеветания печалях и напастях петь прилично", и несколько им же написанных молитв. Письмо С. к духовнику царевича Алексия, Я. Игнатьеву, от 6 ноября 1707 г., с изъявлением радости о возвращении царевича в отечество напечатано в "Чтениях Общества Истории и Древностей Российских", 1861, кн. III. См. И. Чистович "Феофан Прокопович и его время" (Санкт-Петербург, 1868, стр. 84, 341 - 47, 671); П. Знаменский "С. митрополит Казанский" ("Православное Обозрение", 1878, апрель, май - июнь).

  • - группа ручьев в Амурской области: руч. , лп Баганджи, руч. , пп р. Утесная, руч. , пп р. Харги в Селемджинском р-не; руч. , лп р. Ирмакиткан в Магдагачинском р-не...

    Топонимический словарь Амурской области

  • - проф. философии Киевск. унив., р. 5 янв. 1813 в Каменец-Подольске, с. протоиерея, † в с. Некратах, Киевск. у., 29 июня 1889...
  • - короновавший царя Михаила Федоровича в Москве 1 июля 1613, † 26 декабря 1613 г., поставлен 26 декабря 1606...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - митрополит Казанский и Свияжский. Митрополит Ефрем завоевал славу как ревностный поборник Православия, независимости и единства Русского государства...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - митрополит казанский; ум. 11 ноября 1672 г. Постриженник новгородского Вяжищского монастыря; из патриарших ризничих иеродиаконов 6 апреля 1654 г. посвящен патриархом Никоном в епископа в Тверь...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - митрополит Казанский и Свияжский. Родился на юге России, год рождения неизвестен. До пострижения в монашество служил писцом в Посольском приказе...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - митрополит Казанский и Свияжский. 2 июля 1606 года отец Матфей был назначен игуменом Кирилло-Белозерского монастыря...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - митрополит Казанский и Свияжский. 7 февраля 1646 года возведен на Казанскую кафедру из сербских митрополитов. Скончался 26 сентября 1649 года. Погребен в кафедральном соборе в городе Казани...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - с 1646 г., † 49 г. 26 сентября...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - митрополит Казанский. Назначен в Казань из сербских митрополитов 7 февраля 1646 г., скончался 26 сентября 1649 г. и погребен в кафедральном соборе в г. Казани. Диев, прот., "...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - митрополит Казанский и Свияжский. С 1581 года - игумен Псково-Печерского монастыря. В 1583 году хиротонисан во епископа Казанского с возведением в сан архиепископа. 22 февраля 1589 году возведен в сан митрополита...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - Петр Евгеньевич, русский юрист. Исследователь теории и идеологии русского самодержавия как древней исторической традиции русского народа. Основной труд: «Власть всероссийского императора» ...

    Русская энциклопедия

  • - митрополит казанский, типичный представитель великорусских иерархов первой половины XVIII столетия. Происходил из дворянского рода Холмских...
  • - типичный представитель великорусских иерархов первой половины XVIII стол. Происходил из дворянского рода Холмских; родился около половины XVII стол. и принял пострижение уже в зрелых летах...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - I Каза́нский Борис Александрович, советский химик-органик, академик АН СССР, Герой Социалистического Труда. В 1918 окончил Московский университет; ученик Н. Д. Зелинского...

    Большая Советская энциклопедия

  • - Казанский сирота, казанский нищий...

    В.И. Даль. Пословицы русского народа

"Сильвестр (митрополит казанский)" в книгах

Сильвестр

Из книги Русская мафия 1988-2007 автора Карышев Валерий

Сильвестр

Из книги Русская мафия 1988–2012. Криминальная история новой России автора Карышев Валерий

Сильвестр

Из книги Русская мафия 1991–2014. Новейшая история бандитской России автора Карышев Валерий

Сильвестр Сергей Тимофеев (Сильвестр) перебрался в Москву по лимиту в 1975 году. Он сначала прописался в одном из орехово-борисовских общежитий и работал спортивным инструктором в управлении жилищно-коммунального хозяйства Главмосстроя. В то время Тимофеева можно было

Сильвестр

Из книги История Русской мафии 1988-1994. Большая стрелка автора Карышев Валерий

Сильвестр Сильвестр, вернее, Сергей Тимофеев, перебрался в Москву по лимиту в 1975 году. Он сначала прописался в одном из орехово-борисовских общежитий и работал спортивным инструктором в управлении жилищно-коммунального хозяйства Главмосстроя. В то время Тимофеева можно

Сильвестр

Из книги Московская Русь: от Средневековья к Новому времени автора Беляев Леонид Андреевич

Сильвестр Сильвестр (ум. до 1577) - священник Благовещенского собора в Кремле, государственный деятель и писатель. Уроженец Новгорода, где руководил скрипторием, занимался подготовкой иконников, певчих и каллиграфов. В Москву попал, видимо, вместе с митрополитом Макарием

Сильвестр Сталлоне Полное имя - Майкл Сильвестр Энцио Сталлоне. (род. 06.07.1946 г.)

Из книги Знаменитые актеры автора Скляренко Валентина Марковна

Сильвестр Сталлоне Полное имя - Майкл Сильвестр Энцио Сталлоне. (род. 06.07.1946 г.) Популярный американский киноактер, итальянец по происхождению. Исполнитель ролей суперменов более чем в 50 фильмах преимущественно детективного и приключенческого жанра.Автор сценариев

3.5.2. Митрополит Макарий и митрополит Колычев

Из книги Российская история в лицах автора Фортунатов Владимир Валентинович

3.5.2. Митрополит Макарий и митрополит Колычев Митрополит Макарий умер своей смертью, а митрополита Филиппа задушил Малюта Скуратов. Должность занимали одну и ту же, а жизненный финал получился разным.Макарий родился в 1482 г., воспитывался в Пафнутьевском Боровском

Сильвестр

Из книги Энциклопедический словарь (С) автора Брокгауз Ф. А.

Сильвестр Сильвестр – священник московского Благовещенского собора, политический и литературный деятель XVI в. Происхождение его нам неизвестно; первое упоминание о нем в Царственной книге относится к 1541 г., когда он, будто бы, ходатайствовал об освобождении князя

Митрополит Иоанн (Снычев) Высокопреосвященнейший Иоанн, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Стояние в Вере

Из книги Стояние в Вере автора Митрополит Иоанн (Снычев)

Митрополит Иоанн (Снычев) Высокопреосвященнейший Иоанн, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Стояние в

Митрополит Михаил (первый митрополит киевский +991)

Из книги Молитвослов на русском языке автора

Митрополит Михаил (первый митрополит киевский +991) Митрополи?т Михаи?л – святой Русской Церкви; память 15 июня и 30 сентября по юлианскому календарю. Согласно церковному преданию, был первым по времени митрополитом Киевским (988 – 991). Предположительно родом из Сирии.Как

Из книги Очерки по истории Русской Церкви. Том I автора

Митрополит Мануил (Лемешевский) и митрополит Иоанн (Снычев)

Из книги Русь уходящая: Рассказы митрополита автора Александрова Т Л

Митрополит Мануил (Лемешевский) и митрополит Иоанн (Снычев) Митрополит Мануил, безусловно, был подвижник, но в нем было сильно развито то, что в аскетике называется «самоцен». Это перешло и к Иоанну. Был такой случай. умер, кажется, архиепископ Гурий и начались перемещения

Митрополит Сильвестр Белькевич (1556-1567 гг.)

Из книги Очерки по истории Русской Церкви. Том 1 автора Карташев Антон Владимирович

Митрополит Сильвестр Белькевич (1556-1567 гг.) Это был богатый королевский «скарбник и ключник» в самой Вильне, по-нашему чиновник государственного казначейства, лично богатый человек, но не только богословски, но и в общем смысле едва грамотный. Он выпросил себе у короля

Сщмч. Вениамин (Казанский), митрополит Петроградский († 1922), память 13 августа

автора

Сщмч. Вениамин (Казанский), митрополит Петроградский († 1922), память 13 августа Василий Павлович Казанский родился 17 апреля 1873 года, в семье священника олонецкой епархии Павла Иоанновича Казанского (село Нименское, Каргопольского уезда, Олонецкой губернии).Как лучший

Сщмч. Кирилл (Смирнов), митрополит Казанский († 1937), память 7 ноября

Из книги Петербургские святые. Святые, совершавшие свои подвиги в пределах современной и исторической территории Санкт-Петербургской епархии автора Алмазов Борис Александрович

Сщмч. Кирилл (Смирнов), митрополит Казанский († 1937), память 7 ноября Он должен был стать вторым, после Святителя Тихона патриарха Русской Православной Церкви Советского времени. Патриарх Тихон в своем завещании указал на святителя Кирилла, как на своего приемника.

1753-1761 гг. Епископ Переславский и Дмитровский.
- Сильвестр Страгородский - 1761 – 1768 гг. Епископ Переславский.

Епископа Амвросия (Зертис-Каменского) на Переславской кафедре сменил в 1761 году Сильвестр Строгородский, управлявший Переславской епархией 6 ½ лет. И на этот раз Переславская епархия, как ближайшая к Москве, в лице Сильвестра приобрела одного из даровитых и выдающихся иерархов второй половины XVIII столетие. Правда, болезненное состояние организма не позволяло ему быть до такой степени энергичным и практически деятельным, каким был его предшественник Амвросий. Епископ Сильвестр принадлежал скорее к типу архиереев кабинетно замкнутых и несколько сторонившихся от жизни; мелочи и дрязги епархиального управление заметно тяготили его. Но, как человек умный и просвещенный, он и при таких индивидуальных особенностях внес в епархиальное, управление много элементов, смягчавших современную грубость, жестокость взглядов и нравов, и приложил много стараний к возвышению уровня учебно-воспитательной жизни Переславской духовной школы, к ослаблению взяточничества и произвола правителей епархиальных учреждений.

Епископ Сильвестр, в мире Симеон Игнатьевич Строгородский, был сын Царскосельского придворного священника, родился в 1725 году и своею крестною матерью имел великую княжну, впоследствии Императрицу, Елизавету Петровну. В 1735 году Симеон Строгородский поступил в Невскую семинарию, осиротел, заболел глазами и в 1743 г. должен был выйти из школы. Получив облегчение от болезни, он снова вернулся в Невскую семинарию, окончил курс и в 1745 году был оставлен в ней учителем.
В 1748 году Строгородский постригся в монашество с именем Сергия. Затем последовало обычное возвышение по учебным степеням. Именно, монах Сергий, переименованный впоследствии Сильвестром из признательности к архиеп. С.-Петербургскому Сильвестру Кулябке, сначала сделан был префектом семинарии. В 1756 году префект Сильвестр, хотя и просил, ссылаясь на свою болезненность, «приобретенную от неосторожной в учебном деле безумеренности» уволить его от учительства и от префектства, так как «в правлении семинарии много припадает необходимых случаев, которые причину дают к печальной задумчивости и к острожелчию», но вместо увольнение назначен был ректором Невской семинарии. При этом ему дан был совет иметь «в учении умеренность» и «в трудех роздых». Во главе семинарии Сильвестр стоял недолго. В июне 1757 года по расстроенному здоровью он взял отпуск на год. Через год вернулся, но в должность ректора уже не вступал, а снова взял отпуск на два года.
По просьбе епископа Переславского Амвросия, хорошо знавшего Сильвестра, как ученика и учителя Александро-Невской школы, Св. Синод в 1760 году, имея в виду болезненное состояние Сильвестра, благословил произвести его в архимандрита Переславской епархии в пристойный монастырь. 5 марта 1760 года Сильвестр был произведен в архимандрита и настоятеля Никитского монастыря и определен ректором Переславской семинарии.

19 октября 1761 года в Св. Синоде объявлен был Высочайший указ о назначении архимандрита Сильвестра епископом Переславским и Дмитровским. 23 декабря состоялась хиротония, а 26 февраля дан пашпорт для следование в город Переславль. Некоторая задержка в выезде из Петрограда вызывалась, по словам Сильвестра, «препятствием известных приключений», но письменные сношение со своей епархией у новоназначенного епископа установились еще с начала января. Указом от 7 января консистории предписывалось представить владыке самые подробные сведение о течении епархиальных дел и количестве епархиальных сборов.
8 сентября того же 1762 года епископ Сильвестр с богатой ризницей выезжал для встречи Императрицы в Москву, а в конце года выбыл на продолжительное время в Москву для присутствования в Комиссии об учреждении штатов.
Указом Св. Синода от 1763 года епископ Сильвестр назначается присутствующим в Московской Синодальной Конторе вместе с Московским митрополитом Тимофеем и Амвросиям Крутицким, с правом «переменяться через год или два». Названные архиереи согласились иметь присутствие погодно, и с 7 ноября 1765 года Сильвестр должен был оставить Переславль для присутствование в Синодальной Конторе в течение целого года. В 1768 году в феврале месяце последовала такая же отлучка.
Эти продолжительные отлучки не давали, конечно, возможности епископу Сильвестру всецело сосредоточиться на епархиальных делах. Но и помимо отлучек, слабость здоровья, особый склад характера служили для Сильвестра большим препятствием к непосредственному и непрестанному веданию епаршескими делами. Еще в апреле 1764 г. им подано было прошение в Св. Синод об увольнении его на покой в один из монастырей. Прошение говорит о том, что новый епископ сильно тяготился епархиальным управлением.
«По указу блаженные и вечные славы достойные памяти Великие Государыни Императрицы Елизаветы Петровны, писал еп. Сильвестр, мимошедшего 1761 года произведен я в епископа в Переславскую епархию, и хотя от давних лет здоровьем всегда был я слабосилен, почему и правлению епархии чувствовал себя недовольным, однако ж принять на себя оное бремя за Высокомонаршую власть и благоволение Вашего Святейшества, тем паче что не предусмотрел имевших из того последовать тягостей, не отрекся: ныне же от множества епаршеских дел и разных по оным затруднений в конечное пришел изнеможение, почему и должность свою исправлять не в состоянии, да и способу к восстановлению сил, по довольном всего искусе, не обретаю. Того ради Вашего Святейшества всепокорнейше прошу от означенной епархии меня за неспособность мою уволить и определить на жительство и пропитание в какой Вашему Святейшеству заблогорассудится монастырь».
В заседании Святейшего Синода от 17 мая прошение еп. Сильвестра об увольнении его за болезнью от епархии было заслушано, но решение не состоялось. Постановлено было означенное прошение доложить потом в полном собрании членов Св. Синода. Неизвестно по каким причинам, но вторичный доклад прошение еп. Сильвестра не состоялся.
В январе месяце 1768 г. архиепископ Амвросий Крутицкий переведен был на Московскую кафедру. 13 марта того же года Крутицкая кафедра была предоставлена еп. Сильвестру, члену Московской Синодальной Конторы.
Но болезненный и аскетически настроенный епископ Сильвестр по прежнему искал уединение и старался освободиться от дел епархиального управление.
Высочайшим указом от 24 февраля 1771 года велено было еп. Сильвестра, по его прошению, за слабостью здоровья, уволить от епархии вечно, с произвождением ему по смерть из Коллегии экономии по 500 руб. на год, для жительства же его определить ему какой-нибудь штатный монастырь, которому и быть в его смотрении и управлении. Таким монастырем избран был Воскресенский Новоиерусалимский. Высочайшим указом от 15 сентября 1775 года велено было сверх пенсии епископу Сильвестру выдавать содержание и жалование по месту им управляемого Воскресенского монастыря.
3 октября 1785 года епископ Сильвестр, за старостью и слабостью здоровья, от управление Воскресенским монастырем уволен. Для спокойного его пребывание позволено было ему избрать место, какое он пожелает, с произвождением ему по смерть, как той пенсии, которая была пожалована, так и получаемого им по месту настоятеля Воскресенского монастыря жалование.
Но духовно-административная деятельность епископа Сильвестра на этом не закончилась. 22 февраля 1788 года епископу Сильвестру, по его желанию, велено было занять место настоятеля Московского Андроникова монастыря, при чем означенный монастырь с того времени имел состоять в непосредственном ведомстве Св. Синода и его Конторы. Пенсия Сильвестру в это время производилась в размере 1000 рублей.
Утром 19 октября 1802 года епископ Сильвестр скончался. В завещании, оставленном им, главным своим имуществом он называет книги, которые и передает митрополиту Московскому, в том рассуждении, что они могут пригодиться в разных училищах, состоящих в ведении предстоятеля Московской кафедры. Митрополит Платон разделил библиотеку еп. Сильвестра между монастырем и духовными училищами: монастырь получил 83 экземпляра, а в училища отправлено 426 экземпляров.
Похоронен был епископ Сильвестр при входе в Знаменскую церковь. Он еще при жизни написал себе эпитафию, которая и помещена на стене над его могилою:
«На месте сем Сильвестр епископ погребен;
Безвестной участи скончав последний день,
Он стать на суд и дать отчет в делах обязан,
По списку совести в них должен быть истязан,
Где истец враг души, а иск тщета ея,
Суд не приемный лиц, Всеведущий Судья,
Где все дела, слова и помыслы сердечны,
Приемлют мзду свою иль казнь, а казнь огнь вечный.
О помощи души он просит всех своей
В столь страшном подвиге спастись от бедства ей, Он просит всех простить, кому в чем был виною,
И, вспомни общий рок, вздохнуть об нем с мольбою.
А ты, кой чтешь сие, прохожий мой любезный,
Смотря на тлен и прах, что гробный кроет спуд,
Прими умершего совет тебе полезный:
Чтоб, помня смерть, всегда готову быть на суд».

Из богословских литературных трудов епископа Сильвестра известны следующие. «Историческое и хронологическое описание Ставропигиального Воскресенского монастыря, Новый Иерусалим именуемого». Новые Ежемесячные Сочинение, ч. IV, 23, - «Правила монашенского житие». Спб. 1805 и 1823.
В 1767 году Св. Синод, приступая к составлению наказа назначенному от Синода депутату в учрежденную Императрицею Комиссию по составлению Уложение, предварительно запросил от каждого из своих членов, как бывших на лицо в Синоде, так и отсутствовавших, отдельных соображений о том, какие, по их мнению, желательны были бы для блага церкви предположение и новые законоположение в области церковного и гражданского законодательства в России. Присутствовавшие члены Синода изложили свои соображение устно, отсутствовавшие - письменно. Епископ Сильвестр, находившийся в то время в епархии, письменно изложил свои законодательные предположение в 40 пунктах. Пункты эти имеют важное значение для характеристики личности и взглядов епископа Сильвестра. Кроме того сохранилось и напечатано в Христианском Чтении (1873 г., I, стр. 340 - 41) одно из писем епископа Сильвестра к митрополиту Петроградскому Гавриилу, свидетельствующее о том, какие горькие мысли и чувства вызвало у более интеллигентных представителей современной иерархии постановление одной из секций Екатерининской комиссии для составление Уложение о причислении духовенства «к мещанству или среднему роду людей».

Происходил из светского звания. При короле Сигизмунде он служил королевским скарбником и ключником в Вильне и, по кончине настоятеля виленского Троицкого монастыря архимандрита Алексия, выпросил себе у короля этот монастырь в управление. Продолжая ту же службу виленского скарбника и ключника и при Сигизмунде Августе и называясь настоятелем Виленского Троицкого монастыря, пан Степан Андреевич Велькевич исходатайствовал себе новую грамоту от 10 июля 1551 года, которой король отдавал ему и Киевскую митрополию, по смерти митрополита Макария, последовавшей спустя пять лет после сего, и обещался не отдавать е` никому другому, а с тем вместе оставлял за Велькевичем до его живота Виленский Троицкий монастырь.

По смерти митрополита Макария Велькевич объявлен наречённым митрополитом, хотя оставался в светском звании и носил своё мирское имя. Новогродский воевода Иван Горностай 25 марта 1556 года, жертвуя в виленский Пречистенский собор серебряный рукомойник, назначал его для употребления «нынешнему митрополиту нареченному Стефану Андреевичу». Но через полгода (30 сентября 1556) Стефан Андреевич писался уже: «милостию Божиею мы, Селивестр, нареченный архиепископ, митрополит Киевский и Галицкий и всея Руси», то есть успел уже принять монашество с новым именем и, не проходя низших степеней церковного служения, занял прямо кафедру митрополита.

Он был малообразован, едва умел читать. Правда, в «Акты, относящиеся к истории Западной России» внесено «Поучение новопоставленному священнику», принадлежащее митрополиту Сильвестру и подписанное: «Писан в Новегородку лета Божия нароженья 1562, месяца декабря в 15 день», но оно не может служить свидетельством его образованности и знаний, потому что составлено по готовой форме, по которой писали и выдавали такие же поучения новопоставленным священникам и все архиереи. Естественно, что такой митрополит не мог оказать серьёзного противодействия и предпринять действительных мер против распространения в его епархии протестантизма, особенно кальвинизма, которому сочувствовал и сам король Сигизмунд Август. Достоверно, что в его епархии, именно в Новогрудском воеводстве, протестанты имели наибольший успех: почти до 600 православных шляхетных фамилий перешли в протестантизм. Есть известие, будто митрополит Сильвестр вёл дружбу с киевским епископом Николаем Пацом, который потом изменил своей вере, женился и сделался протестантом-мирянином. Как человек практический, Сильвестр умел находить для себя покровителей при дворе короля и не стеснялся преследовать своекорыстные цели. Он требовал от своих наместников и урядников, чтобы они собирали и высылали ему дани и доходы с подданных крестьян и куничные пенязи со священников.

В 1561 году киевопечерский архимандрит Илларион принёс королю жалобу, что митрополит Сильвестр причиняет разные обиды печерской братии и самовольно завладел Киево-Николаевским пустынным монастырём со всеми его имениями и угодьями. По приказу короля монастырь был удовлетворен по жалобе. Справедливость требует отметить, однако, распоряжения митрополита Сильвестра, которые клонились к благоустройству церковной и монастырской жизни. В грамоте, данной 25 сентября 1557 года на имя архимандрита Супрасльского монастыря Сергия Кимбара, он разрешает приходящим из других монастырей и епархий иеромонахам, а также женатым и вдовым священникам, совершать в монастыре литургию и все церковные службы. По жалобе митрополита король грамотою от 8 мая 1558 года велел всем духовным лицам в имениях Слуцкого князя Юрия Юрьевича быть послушными митрополиту, княжеским урядникам не вмешиваться в духовное управление. Виленским бурмистрам и радцам, принесшим жалобу митрополиту на виленских священников михайловского, воскресенского и никольского, своевольно отдавших в залог церковные дома, Сильвестр в ответе своем, между прочим, дал совет не избирать таких дурных священников, от которых нужно беречь церковные дома.

В 1558 году митрополит Сильвестр «собственным стараньем», а не по приказу короля, созвал в Вильне собор на первой неделе Великого Поста для утверждения веры и закона христианского. Известна подтвердительная грамота его от 2 июля 1564 года Киево-Выдубицкому монастырю на землю Гнилец. При нем Пересопницкий архимандрит Григорий переложил в 1556-1561 г. с болгарского (церковного) наречия на русское Четвероевангелие; около 1570 года переведён во Львове с еврейского на славянско-русский язык Ветхий Завет, в то же время переложена со славянского на польско-русский язык Псалтирь.

Скончался митрополит Сильвестр, вероятно, в последнюю четверть 1567 года, потому что в это время виленский Троицкий монастырь, который пожалован был ему королем, король пожаловал уже пану Фёдору Яцкевичу Белькевичу. Но на преемство митрополиту Сильвестра ещё в 1565 году испрошена была грамота у короля Сигизмунда Августа Холмским епископом Феодосием Лозовским.

И ключником в Вильне и, по кончине настоятеля виленского Троицкого монастыря архимандрита Алексия, выпросил себе у короля этот монастырь в управление. Продолжая ту же службу виленского скарбника и ключника и при Сигизмунде Августе и называясь настоятелем Виленского Троицкого монастыря, пан Степан Андреевич Велькевич исходатайствовал себе новую грамоту от 10 июля 1551 года, которой король отдавал ему и Киевскую митрополию , по смерти митрополита Макария, последовавшей спустя пять лет после сего, и обещался не отдавать её никому другому, а с тем вместе оставлял за Велькевичем до его живота Виленский Троицкий монастырь .

По смерти митрополита Макария Велькевич объявлен наречённым митрополитом, хотя оставался в светском звании и носил своё мирское имя. Новогродский воевода Иван Горностай 25 марта 1556 года, жертвуя в виленский Пречистенский собор серебряный рукомойник , назначал его для употребления «нынешнему митрополиту нареченному Стефану Андреевичу». Но через полгода (30 сентября 1556) Стефан Андреевич писался уже: «милостию Божиею мы, Селивестр, нареченный архиепископ, митрополит Киевский и Галицкий и всея Руси», то есть успел уже принять монашество с новым именем и, не проходя низших степеней церковного служения, занял прямо кафедру митрополита.

Он был малообразован, едва умел читать. Правда, в «Акты, относящиеся к истории Западной России» внесено «Поучение новопоставленному священнику», принадлежащее митрополиту Сильвестру и подписанное: «Писан в Новегородку лета Божия нароженья 1562, месяца декабря в 15 день», но оно не может служить свидетельством его образованности и знаний, потому что составлено по готовой форме, по которой писали и выдавали такие же поучения новопоставленным священникам и все архиереи. Естественно, что такой митрополит не мог оказать серьёзного противодействия и предпринять действительных мер против распространения в его епархии протестантизма , особенно кальвинизма , которому сочувствовал и сам король Сигизмунд Август. Достоверно, что в его епархии, именно в Новогрудском воеводстве , протестанты имели наибольший успех: почти до 600 православных шляхетных фамилий перешли в протестантизм. Есть известие, будто митрополит Сильвестр вёл дружбу с киевским епископом Николаем Пацом, который потом изменил своей вере, женился и сделался протестантом-мирянином. Как человек практический, Сильвестр умел находить для себя покровителей при дворе короля и не стеснялся преследовать своекорыстные цели. Он требовал от своих наместников и урядников, чтобы они собирали и высылали ему дани и доходы с подданных крестьян и куничные пенязи со священников.

В 1561 году киевопечерский архимандрит Илларион принёс королю жалобу, что митрополит Сильвестр причиняет разные обиды печерской братии и самовольно завладел Киево-Николаевским пустынным монастырём со всеми его имениями и угодьями. По приказу короля монастырь был удовлетворен по жалобе. Справедливость требует отметить, однако, распоряжения митрополита Сильвестра, которые клонились к благоустройству церковной и монастырской жизни. В грамоте, данной 25 сентября 1557 года на имя архимандрита Супрасльского монастыря Сергия Кимбара, он разрешает приходящим из других монастырей и епархий иеромонахам, а также женатым и вдовым священникам, совершать в монастыре литургию и все церковные службы. По жалобе митрополита король грамотою от 8 мая 1558 года велел всем духовным лицам в имениях Слуцкого князя Юрия Юрьевича быть послушными митрополиту, княжеским урядникам не вмешиваться в духовное управление. Виленским бурмистрам и радцам, принесшим жалобу митрополиту на виленских священников михайловского, воскресенского и никольского, своевольно отдавших в залог церковные дома, Сильвестр в ответе своем, между прочим, дал совет не избирать таких дурных священников, от которых нужно беречь церковные дома.

В 1558 году митрополит Сильвестр «собственным стараньем», а не по приказу короля, созвал в Вильне собор на первой неделе Великого Поста для утверждения веры и закона христианского. Известна подтвердительная грамота его от 2 июля 1564 года Киево-Выдубицкому монастырю на землю Гнилец . При нём Пересопницкий архимандрит Григорий переложил в 1556-1561 г. с болгарского (церковного) наречия на русское Четвероевангелие; около 1570 года переведён во Львове с еврейского на славянско-русский язык Ветхий Завет, в то же время переложена со славянского на польско-русский язык Псалтирь.

Скончался митрополит Сильвестр, вероятно, в последнюю четверть 1567 года, потому что в это время виленский Троицкий монастырь, который пожалован был ему королём, король пожаловал уже пану Фёдору Яцкевичу Белькевичу. Но на преемство митрополиту Сильвестра ещё в 1565 году испрошена была грамота у короля Сигизмунда Августа Холмским епископом Феодосием Лозовским.

Литература

  • Макарий, «История русской церкви», т. ІХ, 1879 г., стр. 311-350.
  • Филарет, «Обзор русской духовной литературы», изд. 3, 1884 г., стр. 158-159.
  • Евгений, «Описание Киево-Софийского собора и Киевской иерархии», 1825 г., стр. 118.
  • «Акты, относящиеся к истории Западной России», т. III., № 31.
  • «Полтавские епархиальные ведомости», 1871 г., № 7.
  • «Литовские епархиальные ведомости», 1867 г., № 19.
  • «Вестник Западной России», Вильна, 1867 г. Документы, относящиеся к истории православия в Западной России, т. І.; кн. І, № 1.
  • «Сборник материалов для исторической топографии Киева и его окрестностей», Киев, 1874 г., отд. III, стр. 33-34.