Анализ умк "английский в фокусе". Анализ УМК по иностранному языку «Spotlight» О.В. Афанасьевой и др. с точки зрения системы подготовки к сдаче ЕГЭ по английскому языку Анализ умк английский в фокусе

Муниципальное образовательное учреждение «Лицей № 14» городского округа Электросталь
Московской области
АНАЛИЗ УМК ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
Линия учебников «Английский в фокусе»/“Spotlight” для 5-9 классов, вошедших в федеральный перечень рекомендованных учебников и переработанных в соответствии с ФГОС ОООМинаева Анна Анатольевна,
учитель английского языка
Электросталь, 2014 г
АНАЛИЗ УМК ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
Линия учебников «Английский в фокусе»/“Spotlight” для 5-9 классов, вошедших в федеральный перечень рекомендованных учебников и переработанных в соответствии с ФГОС ООО
1. УМК «Английский в фокусе» для 5-9 классов общеобразовательных учреждений / Ю.Е.Ваулина, Д.Дули, О.Е.Подоляко, В.Эванс – М.: Express Publishing: Просвещение, 2013.
2. УМК (учебно- методический комплекс) состоит из следующих компонентов:
- УМК (учебно-методический комплект) на бумажных носителях:
Завершенная предметная линии учебников для 5-9 классов
Рабочая тетрадь;
Книга для учителя;
Языковой портфель;
Книга для чтения (с CD);
Контрольные задания;
Авторская программа. В.Г.Апальков. Английский язык. Программы общеобразовательных учреждений. Предметная линия учебников «Английский в фокусе». 5-9 классы: для учителей общеобразовательных учреждений. В.Г.Апальков, Ю.У.Ваулина, О.Е.Подоляко. – М.: Просвещение, 2011.
Апальков В.Г. Рабочие программы. Предметная линия учебников «Английский в фокусе» 5-9 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / В.Г.Апальков. – М.: Просвещение, 2012.
Сборники тренировочных упражнений в формате ГИА для 5-7 классов (планируется выпуск сборников для 8, 9 классов);
Сборник устных тем для подготовки к ГИА.5-9 классы.
- электронные и Интернет компоненты УМК, создающие открытую информационно-образовательную среду:
приложение к учебнику - CD с программой ABBYY Lingvo с материалами для самостоятельной работы: аудиокурс к учебнику, учебные словари ABBYY Lingvo, учебно-игровая программа ABBYY Tutor для запоминания слов из уроков учебника;
веб-сайт http://www.prosv.ru/umk/spotlight (companion website);
блог ‘Spotlight in Russia’ http://spotlight-in-russia.blogspot.ru/ .
3. Рассчитан на базовый уровень.Достоинство УМК Недостатки УМК
1. УМК изначально создавался в соответствии с ФГОС как учебник нового поколения. По своей основной концептуальной идее соответствует новым образовательным стандартам. Системно-деятельностный подход, являющийся основой стандарта, находится в соответствии с подходами, которые реализуются в УМК: коммуникативно-когнитивным, личностно ориентированным и деятельностным.
УМК работает на достижение личностных результатов:
- формирование российской гражданской идентичности – в каждом модуле есть урок Culture Corner, посвященный разным аспектам культуры стран изучаемого языка. Наряду с этим обязательно происходит сопоставление с аналогичным аспектом в культуре родной страны, порождаются внутренние ответы самого ученика, воспитывается толерантность. Этому способствует этап обсуждения, общения на основе прочитанного. Личностные УУД Коммуникативные, УУД.
Приложение, серия уроков «Spotlight on Russia” также нацелены на воспитание российской гражданской идентичности, формирование способности отстаивать национальные и общечеловеческие ценности, свою гражданскую позицию.
Личная направленность, адресность текстов прослеживается и в рубрике Going Green. Личностные УУД.
Достижение метапредметных результатов:
- ментальное развитие – система табличек Study Skills развивают навыки исследовательских действий, умение искать информацию;
- смысловое чтение в каждом уроке: умение интерпретировать, извлечь основную мысль, главную идею текста, умение пользоваться смыслами, умение определить тему по заголовку, ключевым словам, иллюстрациям, определить главные факты, установить логическую последовательность основных фактов; Познавательные УУД.
- умение ставить перед собой цели и задачу, умение планировать, мотивировать свою деятельность – вводные странички каждого модуля;
- осмысление, коррекция, самоанализ, рефлексия – рубрика Progress Check, рубрика Now I Can. Регулятивные УУД.
- обеспечение неподготовленных речевых высказываний, основанных на собственном мнении ученика, на его собственной нравственной позиции – рубрика Think в уроках, приложение Song Sheets.
Таким образом, в УМК заложено формирование УУД, также через рубрику заложен алгоритм индивидуальной работы учащихся. 2. УМК - совместный продукт издательства «Просвещение» с британским издательством “Express Publishing”. Такое сотрудничество позволяет достичь адекватности методического аппарата традициям российской школы, ее целям на современном этапе развития, а также впитать в себя все новое в признанной международной методике обучения иностранным языкам в школе.
Уровень подачи материала способствует умственному развитию учащегося.
Информационно-образовательная среда комплекса избыточна, включает большое разнообразие электронных и Интернет-ресурсов. Это позволяет эффективно:
- осуществлять межпредметные связи,
- формировать метапредметные навыки,
- строить индивидуальные образовательные траектории, выходя на индивидуализированные задания, классные и домашние. 3. УМК ориентирован на подготовку к итоговой аттестации: формат заданий учебников уже в 5-7 классах соответствует формату заданий на итоговой аттестации – при обучении всем языковым аспектам и развитии навыков всех видов речевой деятельности; в учебнике 8 класса вводится регулярная рубрика, в которой в основном сосредоточены задания экзаменационного формата с маркировкой упражнений RNE (Russian National Exam), даются алгоритм и стратегия выполнения, необходимые для самостоятельной сознательной подготовки, т.е. формируются метапредметные УУД. 4. Учебник выгодно отличает аутентичность языковых материалов, т.к. это совместный продукт издательства «Просвещение» с британским издательством “Express Publishing”. В подаче материала учитывается возраст учащихся.
При изучении языкового материала необходимо сопоставление с аналогичными явлениями в родном языке, что лежит в основе формирования языковой догадки. Пояснения в Книге для учителя помогает в этом. 5. Вариативность в подаче материала широко представлена:
- упражнения в рабочей тетради, отличаясь разнообразием форматов, дополняют учебник, направлены на закрепление лексико-грамматического материала и дальнейшее развитие навыков аудирования, чтения, письма, а иногда и устной речи. В конце рабочей тетради есть задания и визуальные опоры для парной работы (Pairwork Activities - Visual Materials), которые могут быть использованы учителем для организации дифференцированной работы на уроке;
- в конце учебника УМК 8-9 классов есть приложение Grammar Check, предлагаемое к использованию как в ходе обобщающего повторения по модулям, так и для дифференцированной работы в процессе освоения грамматического материала;
- в приложении Song Sheets помещены тексты и задания к песням, рекомендуемые к использованию в соответствии с темами модулей, направленные на самоопределение подростков в системе ценностей и формирование основ мировоззрения; они носят речевую направленность, развивают ценностно-смысловую компетенцию;
- языковой портфель (My Language Portfolio) способствует развитию навыков самоанализа и самооценки учащихся, рефлексии способов деятельности в процессе овладения английским языком; предлагает разнообразные дополнительные материалы и творческие задания, мотивирующие учащихся к самостоятельной работе. 6. УМК красочно оформлен, в цвете издается учебник и рабочая тетрадь. У учебника гигиенически облегченная обложка.
6. Но сам учебник достаточно объемен, тяжел, особенно в 8-9 классах, имеет неудобный формат А4, быстро приходит в негодность в школьных рюкзаках, рассчитан на использование только одним учеником, так как содержит в основном интерактивные задания, выполняемые в самом учебнике.
7. Разработаны задания для внеклассного чтения, внеурочной деятельности – Книга для чтения. 8. УМК хорошо структурирован, содержит памятки, статьи, задания, которые алгоритмизируют деятельность учителя и ученика. Наличие переводного поурочного словаря, специальных разделов словаря (Appendices 1,2,3) позволяет организовать взаимопроверку, подключить родительский контроль, предваряющий контроль в рамках подготовки, избавляет от напрасной траты времени на уроке (5-10 мин.) на ведение рукописного словаря. В учебнике нет алфавитного словаря.
9. Введение и освоение материала предусматривает возможность использования современных технологий:
- технологии проектной деятельности;
- групповой работы;
- технологии развития критического мышления;
- включенность родного языка (наличие колонки “Translator’s Corner” для промежуточного контроля, домашних заданий – на усмотрение учителя);
- информационно-компьютерные технологии (использование электронного приложения ABBYY как компонента УМК; наличие веб-сайта http://www.prosv.ru/umk/spotlight, блога "Spotlight in Russia" http://spotlight-in-russia.blogspot.ru/, открытого пространства, где ученик может опубликовать свою работу, поучаствовать в проектах).
Интерактивность и выход за рамки учебника с помощью Интернет-ресурсов – не только инструмент создания индивидуальной траектории каждого ученика, но и создание возможности, чтобы ученик при изучении английского языка не готовился к диалогу культур, а уже участвовал в нем, выступал активным, самостоятельным пользователем.

Анализ УМК по иностранному языку «Spotlight» О.В. Афанасьевой и др. с точки зрения системы подготовки к сдаче ЕГЭ по английскому языку
УМК Spotlight представляет собой курс английского языка на основе общего европейского стандарта и предназначен для учащихся уровня В2. УМК развивает все четыре языковых навыка (аудирование, говорение, чтение и письмо) через разнообразные коммуникативные задачи, и систематически прорабатывает ключевые элементы языка. Прежде всего, УМК предназначен для мотивации активных учащихся. При помощи упражнений происходит систематическая активация всех новых слов и структур в значимых, бытовых ситуациях. Помимо простой отработки УМК направлен на развитие творческих способностей учащихся, стимулирует коллективную работу и творческий подход, приучает к лингвистическому анализу, при практике языка поднимает важные для молодежи вопросы и темы, в основе УМК лежит гуманистический подход.
Учебник состоит из восьми модулей из девяти уроков в каждом. Каждый модуль предназначен для преподавания девяти 45-минутных уроков. Каждый модуль заканчивается проверочным тестом. Кроме заданий, представленных в модуле, УМК содержит, материалы для проверки грамматики, а также содержит тексты расширяющие кругозор учащихся. Например, в конце каждого учебника есть раздел Spotlight in Russia, в котором представлены тексты о знаменитостях России, о ее истории и достопримечательностях.
Материал из этого раздела можно давать учащимся в качестве домашнего задания. Особое внимание в УМК уделяется грамматике.
В конце каждого учебника содержится грамматический справочный раздел, включающий тщательное изложение грамматических правил, которые представлены в каждом модуле, список самых распространенных неправильных глаголов, правила образования и употребления времен английского глагола и другие справочные материалы, при помощи которых учащийся может дома еще раз разобрать пройденную тему или освежить ее в памяти перед написанием проверочного теста. Для дополнительной отработки пройденного материала, в комплект УМК входит рабочая тетрадь, разделенная идентично учебнику по разделам.
К каждому модулю в приложении учебника и на диске автором подобрана песня, связанная с темой модуля. С их помощью учащиеся знакомятся с творчеством стран изучаемого языка, развивают фонематический слух о произносительные навыки.
Для формирования у учащихся рефлексии, авторами УМК создан «Мой Языковой Портфель». Мой языковой портфель содержит материал, который используется на протяжении всего курса. В настоящее время составление каждым учащимся своего личного портфолио является обязательным на всех уровнях образования. Этот материал напечатан на страницах, которые затем учащиеся могут вырезать и поместить в файл в свой индивидуальный языковой портфель. Впоследствии навык составления портфолио поможет учащимся при устройстве на работу, то есть этот навык необходим согласно современным требованиям ФГОС. Также в УМК входят диски с аудиозаписями для работы в классе и для самостоятельной работы дома.
Учебник является основным компонентом курса. Каждый модуль основан на одной теме, все модули имеют одинаковую структуру.
Каждый модуль начинается с ознакомлением студентов с новыми лексико-грамматическими единицами. Презентация первой страницы модуля должна подтолкнуть учащихся, разогреть интерес к прохождению модуля.
Лексика вводится в функциональном и содержательном контексте, и осуществляется через различные упражнения, такие как картинка-слово ассоциации и завершается набором фраз для того, чтобы помочь студентам правильно использовать их в разговорной речи. В каждом модуле есть ситуативный диалог из повседневной жизни для того, чтобы ознакомить учеников с естественным языком. Этот диалог также содержит полезные выражения, которые впоследствии учащиеся могут использовать в речи. В каждом модуле содержится широкий спектр текстов для чтения, такие как письма электронной почты, текстовые сообщения, письма, статьи, стихи, отрывки художественных произведений и т. д., которые позволяют развивать необходимые для разных видов чтения навыки.
Элементы грамматики, с которыми учащиеся знакомятся в каждом модуле, сначала представлены в контексте, выделены и представлены в виде правил с примерами в отдельных рамках. Сами упражнения и задания направлены на отработку и закрепление учащимися материала. Также каждый модуль содержит раздел «Аудирование», в котором учащимся предлагается при помощи разнообразных заданий, отработать лексику и грамматику модуля в реальных контекстах. Раздел «Говорение» тщательно разработан для развития необходимых навыков в естественной речи и содержит задания на контролируемую речевую деятельность, вследствие отработки которой учащиеся успешно ориентируются на практике.
В пятом уроке каждого модуля выделен раздел «Письмо», при изучении которого учащиеся развивают свои навыки за счет использования всех четырех языковых навыков. В этом разделе все теоретические знания, полученные учащимися на первых четырех уроках модуля, должны пройти практическую отработку. В этом разделе изучаются общие правила написания различных видов писем, эссе, сообщений и т.д. Проводится анализ мини-текстов и эссе, данные в разделе в качестве образца. В качестве письменной практики учащимся предлагается написать письма разных стилей в зависимости от ситуации, открытки, описания, статьи и заметки.
В УМК также много страноведческой информации, помогающей расширить кругозор учащихся, в разделе «Культура» и «Зеленый раздел». На страницах раздела много познавательной информации об англоязычных странах, творческих проектов, которые интересны учащимся и мотивируют их к поиску различной информации.
В конце каждого модуля есть специальный раздел «Progress Check». С помощью упражнений этого раздела учащиеся могут проверить свои знания, выявить пробелы в знаниях, т.е. оценить свой прогресс и выявить сильные и слабые стороны.
Благодаря включенным в УМК разделов, учащиеся практикуют все четыре языковых навыка, которые проверяются во время итогового экзамена в формате ЕГЭ. Все задания разделов способствуют активному обучению, связаны с реалистичными и повседневными ситуациями. Краткие советы, объяснения и напоминания, на протяжении каждого модуля, помогают учащимся развивать стратегии, улучшающие навыки обучения и позволяют им самостоятельно изучать английский язык.
Каждый раздел «Чтение» состоит из определенного рода упражнений, направленных на отработку различных навыков и умений. Вначале каждого из разделов учащиеся знакомятся с новой лексикой по заявленной в модуле теме. Первое упражнение проиллюстрировано картинками, что дает возможность догадаться о смысле значения слов. Использование беспереводного метода введения лексики помогает учащимся развить языковую догадку, крайне необходимый навык при сдаче экзамена в формате ЕГЭ. Для активации лексики учащимся предлагается описать, что они видят на картинке, найти синонимы к новым словам, попробовать дать дефиницию словам. Основываясь на названии темы, иллюстрациях, первом предложении, каждом первом предложении каждого абзаца учащимся предлагается спрогнозировать о чем пойдет речь в тексте. На этом заканчивается дотекстовый этап работы с текстом. Далее учащиеся читают текст и проверяют свои прогнозы.
Затем по рекомендации разработчиков УМК, учащиеся перечитывают текст уже индивидуально. В качестве послетекстового этапа учащимся предлагается в парах обсудить содержание текста, контролируя в парах активность и глубину понимания прочитанного. Также учащимся предлагается написать краткое эссе на тему, поднятую в тексте, используя новую лексику, синонимы и антонимы введенных в дотекстовом периоде слов.
Таким образом, данный УМК помогает одновременно и равномерно развивать умения и навыки учащихся, т.е. в разделе «Чтение» содержатся упражнения на развитие письменной речи, диалогической и монологической речи и также навыка аудирования.

Сравнительный анализ УМК «Английский с удовольствием»/«Enjoy English» и «Английский в фокусе»/ «Spotlight»

Для подтверждения гипотезы мы проанализировали два УМК «Английский с удовольствием»/ «Enjoy English » и «Английский в фокусе»/ «Spotlight» на предмет наличия системы подготовки к выполнению заданий раздела «Письмо» ГИА и ЕГЭ, в результате мы пришли к следующим выводам:

Таблица 7

Сравнительный анализ УМК «Английский с удовольствием»/ «Enjoy English» и «Английский в фокусе»/ «Spotlight»

Из таблицы видно, что УМК «Английский в фокусе»/ «Spotlight» содержит больше упражнений, направленных на развитие основных письменных дискурсов необходимых для написания части С1-С2 ЕГЭ и ГИА.

Структура и содержание учебников отличается друг от друга. В учебнике «Английский с удовольствием» /«Enjoy English» все упражнения направленные на развитие навыков письменной речи, начиная с 4 класса содержатся в разделе «Writing at home»,«Homework».

В учебнике «Английский в фокусе» /«Spotlight» весь урок распланирован так, что каждому виду речевой деятельности уделяется отдельное внимание, в конце каждого урока выделяется особый этап «Writing» ,где ведется работа над навыками письменной речи. Помимо этого в каждом разделе один или несколько уроков направлены на развитие у учащихся навыков на основе всех других видов речевой деятельности. В начальных классах это каждый четный урок модуля, в 5 классе это каждый третий урок модуля, в 6,7 классе такого урока нет, т.к. основная работа над письмом ведется дома и на этапе «Writing».В 8,9 классе это параграф 1e «Writing Skills».Кроме того, работа над письмом ведется также в разделе «Spotlight on Russia»,предусмотренном в каждом модуле.

Немаловажное значение в каждом УМК имеет рабочая тетрадь. Рабочая тетрадь УМК «Английский с удовольствием» / «Enjoy English» включает в себя большое количество письменных заданий различной сложности. Задания градуированы по трудности, объему и жанру (от открытки, простой анкеты, объявления до небольшого эссе) и по степени самостоятельности (от простых подстановочных упражнений до написания текста в форме статьи). В тетрадь включены основные типы заданий, часто используемые в ЕГЭ и других известных системах контроля уровня подготовки по иностранным языкам: multiple choice(множественный выбор), matching (соотношение), close procedure (тест закрытого типа). Также здесь содержатся задания для проектов (Projects) и самостоятельной работы (Test yourself). Рабочая тетрадь также делится на главы и параграфы в соответствии с учебником. Тетрадь в основном предназначена в основном для самостоятельной работы дома. Биболетова М.З., Трубанева Н.Н.,Бабушис Е.Е.Enjoy English 7 Teachers book.Титул, 2009.

В отличие от УМК «Английский с удовольствием» / «Enjoy English» рабочая тетрадь УМК «Английский в фокусе» /«Spotlight» выполнена в цвете. Структура тетради различается в зависимости от ступени изучения. В начальных классах рабочая тетрадь включает в себя вводный модуль (один разворот) и восемь основных модулей по четыре разворота каждый. Рабочая тетрадь может быть использована как в классе, так и дома, после завершения работы над соответствующим материалом модуля в Учебнике. Цель Рабочей тетради заключается в том, чтобы закрепить языковой материал Учебника с помощью разнообразных упражнений во всех видах речевой деятельности. Раздел повторения в Рабочей тетради представлен в каждом модуле двумя рубриками: I Love English (Я люблю английский) и Let"s Play!(Давайте поиграем).

В рубрике I Love English содержатся упражнения для закрепления пройденного языкового материала во всех видах речевой деятельности: аудировании, говорении, чтении и письме. В рубрике Let"s Play! помещена настольная игра, цель которой заключается в том, чтобы повторить материал модуля в увлекательной форме. Spotlight 4.Teacher`s book.Просвещение, 2008. В старших классах (5-9 классы) рабочая тетрадь так же как и учебник, включает 10 основных модулей, каждый из которых соотносится с соответствующим разделом учебника. Упражнения в рабочей тетради, дополняя учебник, направлены на закрепление лексико-грамматического материала и дальнейшее развитие умений аудирования, чтения, письма, а иногда и устной речи. Задания отличаются разнообразием форматов. Они могут частично выполняться в классе, но в основном рассчитаны на самостоятельную работу учащихся дома. Рабочая тетрадь сопровождается звуковым пособием для работы над небольшими текстами, отработки умений чтения вслух и аудирования. В конце каждого модуля имеется рубрика Translator"s Corner: упражнения на перевод с русского языка на английский основных словосочетаний модуля, предложений на основе новой лексики и вновь изученных грамматических структур, а также ситуаций или фрагментов тематических диалогов.

В конце рабочей тетради помещены задания и визуальные опоры (карточки) для парной работы, которые могут быть использованы учителем для организации дифференцированной работы на уроке.

Раздел повторения в рабочей тетради (Revision Section) посвящен, в соответствии с типичными затруднениями русских учащихся, основным грамматическим явлениям и в основном выполнен в формате множественного выбора. Spotlight 6.Teacher`s book.Просвещение, 2008 .

Кроме того специфическим компонентом УМК «Английский в фокусе» /«Spotlight» является Языковой портфель (My Language Portfolio) -- Языковой портфель представлен в виде отдельной тетради и содержит материал, который учащиеся будут использовать во время прохождения всего курса. Языковой портфель составлен таким образом, что вызывает интерес у учащихся и желание изучать английский язык. Его цель -- помочь учащимся поразмышлять о том, насколько успешно у них идет изучение английского языка и какие аспекты нуждаются в дополнительной проработке. На практике Языковой портфель может включать в себя проекты или любые другие письменные работы, компьютерные диски с работами и рисунками, выполненными в классе или дома, видеокассеты с любимыми рассказами, песнями, школьными спектаклями и т. д., сертификаты, отзывы учителей и просто коллекции предметов или картинок. Это все то, что учащиеся хотят сохранить как подтверждение. Это все то, что учащиеся хотят сохранить как подтверждение своих успехов в изучении английского языка. Основное внимание уделяется процессу обучения. В результате создания языкового портфеля у учащихся развивается навык работать самостоятельно. Spotlight 3.Teacher`s book.Просвещение, 2008

Вывод по главе 3:

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод о том, что УМК «Английский в фокусе» /«Spotlight» содержит больше упражнений на развитие навыков письменной речи, т.е. необходимых дискурсов для написания части С1-С2 ЕГЭ и ГИА письмо и эссе. Это связано с тем, что учебник отличается своей структурой, где на уроке выделяется время на каждый вид речевой деятельности, в том числе и письменную речь. Кроме того, УМК содержит дополнительные источники формирования навыков письменной речи в виде языкового портфеля и отвечает всем требованиям новых образовательных стандартов. Но результат обучения иностранному языку в целом и письменной речи в частности зависит от самого учителя, который может подобрать систему упражнений таким образом, чтобы добиться желаемого результата.

Анализ УМК Spotlight «Английский в фокусе» для уровня основного общего образования

При наличии огромного разнообразия УМК по иностранному языку выбор методического комплекса может оказаться не таким простым делом, как может показаться на первый взгляд. Даже из списка рекомендованных УМК сложно выбрать один, который бы удовлетворял всем требованиям, которые предъявляет к учебнику современный учитель, идущий в ногу со временем. Одним из пользующихся наибольшей популярностью в последние годы учебно-методических комплексов является комплекс «Английский в фокусе» (“ Spotlight ”). В данной статье постараемся подробно рассмотреть актуальность выбора данного УМК в качестве основного для проведения уроков Иностранного языка (Английского) в основной школе.

УМК «Английский в фокусе» ("Spotlight") авторов: Ю. Е. Ваулина, О. Е. Подоляко, Д. Дули, В. Эванс издательства «Просвещения», комплекс рассчитан на 3 часа в неделю (базовый уровень).

По информации от разработчиков: «УМК «Английский в фокусе» (Spotlight) – совместная продукция российского издательства и британского издательства , в которой нашли отражение традиционные подходы и современные тенденции российской и зарубежных методик обучения иностранному языку. Вся линейка включена в (http://www.prosv.ru/umk/spotlight/info)

УМК по английскому языку Spotlight отвечает требованиям Федерального государственного образовательного стандарта общего образования и соответствует общеевропейским компетенциям владения иностранным языком (Common European Framework of Reference), a также соответствует стандартам Совета Европы. Данный УМК полностью удовлетворяет целям и задачам, сформированным в Федеральном Государственном Стандарте. В нем реализованы возможности для выполнения практических, образовательных, воспитательных и развивающих целей, которых требует современная стандартизация.

УМК состоит из следующих компонентов:

    Учебник;

    Аудиокурсы для занятий в классе и дома;

    Рабочие программы;

    Книга для чтения и CD ;

Отличительными чертами УМК для основной школы являются:

    • Наличие аутентичных языковых материалов;

      Использование английского языка как средства изучения других дисциплин;

      Знакомство учеников с рациональными приемами изучения иностранного языка (Study Skills);

      Наличие материала о странах изучаемого языка (Culture Corner) и России (Spotlight on Russia);

      Дополнительный набор интерактивных учебных пособий входящих в состав УМК, позволяющий создать условия для личностно ориентированного обучения;

      Наличие текстов для дополнительного чтения (Extensive Reading);

      Включение материалов для подготовки к различным формам итоговой аттестации (http://www.prosv.ru/umk/spotlight/info)

Группа авторов учебного пособия описывает его следующим образом: «УМК строится на принципах холистического и гуманистического подхода преподавания иностранных языков. Сущность холистического подхода состоит в выборе таких видов учебной деятельности, которые способствуют активной, сбалансированной работе обоих полушарий мозга и преодолении некоторых характерных трудностей в обучении. УМК уделяет внимание развитию всех видов речевой деятельности (аудированию, говорению, чтению и письму) с помощью разнообразных коммуникативных заданий и упражнений. Материал организован таким образом, что позволяет регулярно повторять основные активные лексико-грамматические структуры и единицы» (http://www.prosv.ru/umk/spotlight/default)

УМК « Spotlight » соответствует современным методикам обучения иностранным языкам, а приемы, методы и технологии обучения направлены на развитие коммуникативных и когнитивных целей обучения. Повышение мотивации учебного процесса достигается посредством разнообразных ситуативных упражнений, интересных, актуальных текстов, видов и форм работы, которые позволяют обучать всем видам речевой деятельности. Положительным моментом УМК « Spotlight » является опора и тесная связь с культурой родного языка.

Уроки культуроведения и страноведения как стран изучаемого языка, представленные также в каждом модуле, обеспечивают учащихся учебными материалами для развития социокультурной компетенции, способствуют реальному включению их в диалог культур.

Проанализировав данный УМК и его структуру, можно сказать, что все компоненты УМК образуют единый комплекс, дополняя друг друга.

Основным компонентом является учебник, который имеет следующую структуру:

    вмещает 10 тематических модулей;

    учебник состоит из Starter и 10 тематических модулей, каждый из которых включает 8 уроков + один резервный (по усмотрению учителя);

    раздел Spotlight on Russia;

    тексты песен или другие аутентичные материалы и упражнения к ним;

    грамматический справочник;

    поурочный словарь (с выделенным другим цветом активным словарем).

Проанализировав материал модулей, можно сделать вывод, что они имеют четко определенную структуру:

    новый лексико-грамматический материал (уроки a, b, c);

    урок English in Use ( урок речевого этикета );

    Уроки культуроведения (Culture Corner, Spotlight on Russia);

    Уроки дополнительного чтения (Extensive Reading. Across the Curriculum);

    Книга для чтения (по эпизоду из книги для каждого модуля);

    Урок самоконтроля, рефлексии учебной деятельности (Progress Check).

Согласно методической концепции авторов, изложенной выше, ученики осуществляют самоконтроль, рефлексию учебной деятельности и знакомятся с содержанием последующего модуля, формулируют его цели и задачи в пределах каждого урока.

Задания, данные в данном учебнике, позволяют реализовать различные организационные формы работы: индивидуальную, парную, групповую, фронтальную и их сочетать.

Для изучения лексического материала в данном учебнике, в качестве основного, применен принцип наглядности и тематический подход. Тема одного модуля состоит из нескольких микротем, что позволяет поддерживать высокую мотивацию обучающихся. В рамках данной темы ученики получают возможность развивать устную речь с учётом индивидуальных интересов.

Вторым по значимости компонентом является рабочая тетрадь, которая выполнена в цвете. Ее цель заключается в том, чтобы закрепить пройденный в основных разделах материал с помощью разнообразных упражнений. Раздел повторения в Рабочей тетради представлен в каждом модуле. Задания дополняют материал, данный по теме в учебнике. Работа с тетрадью позволяет не только активизировать материал, пройденный в рамках урока, но и расширить его. Тетрадь позволяет реализовать и творческий потенциал обучающихся, выраженный в наличии упражнений с опорой на индивидуальный опыт. Упражнения в рабочей тетради могут использоваться в рамках домашних заданий.

Языковой портфель - пособие, способствующее формированию навыков самостоятельной работы и самооценки школьников в образовательном процессе. Перенос изучаемого материала в ситуацию собственного опыта, заложенный в задания Языкового портфеля, определяет высокую мотивацию учащихся к их выполнению. Языковой портфель – это собственность учащихся, в него записываются и включаются все достижения в изучении языка (проекты, сочинения, сертификаты, рисунки, отзывы, фотографии и т. д.). Данное приложение может использоваться по желанию, но его использование делает изучение языка более личностно-ориентированным и позволяет обучающимся в большей степени реализовать творческий потенциал. При возможности сквозной работы с данным приложением в течение нескольких лет обучающийся может самостоятельно оценить прогресс в изучении языка и обозначить собственный индивидуальный вектор развития.

По информации с официального сайта УМК «Английский в фокусе»: «Языковой портфель - новый продукт в российской сфере образования, который нацелен на то, чтобы стимулировать желание учащегося изучать иностранный язык и сделать этот процесс более занимательным» (http://www.prosv.ru/umk/spotlight/default)

Использование дополнительных компонентов УМК, таких как аудиодиски, помогают сделать процесс обучения более интересным и наглядным, активно дополняя основные компоненты. Аудиоприложение доступно как при покупке учебника, так и на официальном сайте поддержки издания, в свободном доступе. Озвученный материал выполнен качественно, речь, как правило, эмоционально окрашена, присутствуют и элементы шумового и музыкального оформления.

Из всего вышеизложенного можно сделать выводы об основных отличительных характеристиках УМК «Английский в фокусе»:

    данный УМК соответствует Европейским стандартам и ФГОС в области изучения иностранных языков;

    позволяет формировать у школьников элементарные коммуникативные умения во всех видах речевой деятельности (в говорении, аудировании, чтении и письме) в реальных ситуациях общения в их интеграции;

    развивает речевые, интеллектуальные и познавательные способности, а также общеучебные умения;

    предоставляет возможность для включения учащихся в диалог культур – России и англоговорящих стран, для знакомства их с миром зарубежных сверстников;

    развивает навыки самостоятельной работы, самоконтроля и самоанализа;

    показывает разнообразие составляющих его компонентов;

    предъявляет понятную структуру и содержание учебника, яркое и красочное оформление, прекрасно составленное аудио сопровождение;

    строится на принципах активного, холистического и гуманистического подходов к преподаванию иностранного языка;

    отвечает современным полиграфическим требованиям, учебник привлекателен для детей. В нем представлены различные виды реализации наглядности: рисунки, фото, схемы, шрифт удачен для восприятия;

    издан для всех лет обучения и может быть приобретен в книжных магазинах, предлагающих учебно-методическую литературу.

    компоненты периодически обновляются и дополняются, что так же является положительным моментом.

Исходя из всех вышеизложенных характеристик, можно считать выбор УМК рациональным. Данный УМК сочетает в себе все необходимые компоненты для достижения целей и решения задач обучения английскому языку в основной школе.

Главная страница

УМК «Английский в фокусе» (Spotlight) для 2–11 классов общеобразовательных учреждений

УМК «Английский в фокусе» (Spotlight) – совместная продукция российского издательства «Просвещение» и британского издательства “Express Publishing” , в которой нашли отражение традиционные подходы и современные тенденции российской и зарубежных методик обучения иностранному языку.

УМК по английскому языку Spotlight отвечает требованиям Федерального государственного образовательного стандарта общего образования и соответствует общеевропейским компетенциям владения иностранным языком (Common European Framework of Reference), a также соответствует стандартам Совета Европы.

Авторы УМК «Английский в фокусе» (Spotlight):
Английский язык для начальной школы (2-4 классы) – Н.И. Быкова, Д. Дули, М.Д. Поспелова, В. Эванс.
Английский язык для основной школы (5-9 классы) – Ю.Е. Ваулина, Д. Дули, О.Е. Подоляко, В. Эванс.
Английский язык для старшей школы (10-11 классы) – О.В. Афанасьева, Д. Дули, И.В. Михеева, Б. Оби, В. Эванс

Является основным компонентом УМК и имеет четкую структуру. Учебники курса включают до 10 тематических модулей.

Новый лексико-грамматический материал содержится в первых уроках модуля, его освоение организовано через интеграцию всех видов речевой деятельности. Эти уроки вместе с уроком речевого этикета English in Use составляют ядро модуля. Уроки страноведения как стран изучаемого языка (Culture Corner, Spotlight on Britain) , так и России (Spotlight on Russia) обеспечивают учащихся материалами для развития социокультурной компетенции, способствуют формированию умения вести полилог культур. Раздел Spotlight on Russia в основной школе имеет формат журнала для подростков, который содержит текстовые материалы о разных аспектах жизни родной страны и вопросы для обсуждения и задания.

Так же, как и учебник включает до 10 основных модулей, каждый из которых соотносится с соответствующим разделом учебника. Упражнения направлены на закрепление лексико-грамматического материала.

Задания отличаются разнообразием форматов. Рабочая тетрадь сопровождается звуковым пособием для отработки навыков чтения вслух и аудирования. Рубрика Translator’s Corner в конце каждого модуля предлагает ученикам упражнения на перевод основных словосочетаний. Рабочая тетрадь ярко и красочно оформлена.

Необходимы учителю для использования на уроке. Они содержат все упражнения учебника, предназначенные для прослушивания в ходе урока.

Данные диски могут быть использованы учащимися дома для тренировки умений в аудировании самостоятельно.

Предназначен непосредственно для учащихся. Он содержит упражнения из учебника, которые необходимо выполнить дома (выучить наизусть стихотворение, отработать чтение текста и т. д.). Диск также содержит треки к Рабочей тетради, нужные для выполнения домашней работы дома.

Содержит материалы и методические рекомендации по организации и проведению занятий на данном этапе обучения, тематическое планирование, ключи к рабочей тетради, контрольным заданиям и книге для чтения, сценарий для постановки пьесы по этой книге.

В книге для учителя также представлено календарно-тематическое планирование учебного материала, подробные поурочные методические рекомендации и культуроведческие комментарии с целями и задачами каждого урока. Отличительной особенностью книги для учителя является то, что она выпущена на русском языке в методической терминологии, общепринятой в образовательном пространстве России.

Включает до десяти контрольных заданий в двух вариантах, которые выполняются по завершении работы над каждым модулем.

Сборник контрольных заданий обеспечивает процесс контроля на регулярной и объективной основе. В сборнике также дается материал для промежуточного контроля и итоговая годовая контрольная работа. Здесь же помещены ключи к контрольным работам и тексты заданий по аудированию. В учебниках для 10–11 классов представлены тесты для подготовки к ЕГЭ (Spotlight on Exams) .

Для начальной школы обеспечивает наглядную визуализацию изучаемого лексического материала. Яркие и красочные картинки обеспечивают дополнительный стимул и мотивацию к изучению английского языка.

Являются компонентом учебно-методического комплекта по английскому языку серии «Английский в фокусе» авторов Н. И. Быковой, Д. Дули, М. Д. Поспеловой и др. для 2-4 классов общеобразовательных учреждений. На двухсторонних плакатах размещены картинки, иллюстрирующие активную лексику каждого модуля по тематическому принципу.

2 класс: 1) English Alphabet; 2) Module 1; 3) Module 2; 4) Module 3; 5) Module 4; 6) Module 5.

3 класс: 1) School Days! 2) My Favourites!; 3) In My Room!; 4) Animals Big and Small; 5) Things to Do!; 6) Spotlight on English-speaking Countries.

4 класс: 1) My Things!; 2) Things I Do!; 3) My Town!; 4) Sports Centre!; 5) Let’s Shop!; 6) At the Zoo!; 7) My Feelings!; 8) Countries!; 9) Let’s Go on Holiday!; 10) Spotlight on English-speaking Countries.

Одно из первых пособий, способствующих формированию навыков самостоятельной работы и самооценки.

Выполненное на русском языке введение (A Letter for You) позволяет ребенку самостоятельно осмыслить, что такое языковой портфель, как его вести и что он дает. Работа с разделом Language Passport – запись о своих достижениях (сертификаты, работы, включаемые в Языковой портфель) – новинка для российской школы. Внимания требует самостоятельная работа учащихся над разделом Language Biography . Обсуждение подборки вопросов под рубрикой All about Me! позволяет учащимся задуматься над важностью языкового окружения. Рубрика Now I Can поможет ребенку осмыслить проделанную работу и сделать соответствующие выводы. Раздел My Dossier содержит 20 заданий для индивидуальной творческой работы учащихся в рамках всех изучаемых тем. Перенос изучаемого материала в ситуацию собственного опыта определяет высокую мотивацию и стимул учащихся к выполнению заданий.

С аудиосопровождением является обязательным компонентом при работе над каждым модулем.

В линейке учебников для основной школы книга для чтения выпускается отдельно от учебника. Она может использоваться факультативно для организации дифференцированного подхода к учащимся. Книга разбита на эпизоды. Объем эпизода посилен для работы в течение урока с учетом выполнения полного комплекта заданий к текстам (before-reading, while-reading, after-reading tasks). Красочные иллюстрации развивают навыки прогнозирования, способствуют эффективной организации речевой деятельности на основе прочитанного. Все книги служат основой для постановки школьной пьесы в конце учебного года. Все книги для чтения представляют известные произведения английской литературы разных жанров и авторов.

Диск содержит яркие красочные анимационные видеоролики, соответствующие материалу учебника, профессионально озвученные носителями языка. Книга для чтения, включенная в учебник, представлена на диске в виде мультфильма.

Диск может использоваться учащимися дома или учителем в классе на компьютере или на интерактивной доске.

(Программное обеспечение для интерактивной доски; авторы: В. Эванс, Дж. Дули) содержит учебник в мультимедийной форме , разработанный специально для интерактивной доски. Яркое и наглядное представление грамматического материала, анимационное видео, аудио-упражнения, веселые игры и многое другое позволят сделать уроки английского языка живыми и увлекательными.

Рекомендуется учащимся в качестве дополнительного компонента для самостоятельной работы дома. Диск можно использовать на персональном компьютере или на интерактивной доске. Программное обеспечение подходит для всех типов интерактивных досок и компьютеров. Подробное руководство пользователя находится на диске.

Этот веб-сайт также является компонентом УМК «Английский в фокусе» (Spotlight). Здесь Вы можете найти методические рекомендации, электронные версии компонентов УМК, дополнительные задания к изучаемым модулям, а также письма Министерства образования и науки РФ, проекты издательства, информацию о конференциях, семинарах, встречах, конкурсах.

Желаем удачи с «Английским в фокусе»!!!