Гуси-лебеди – русская народная сказка. Анализ сказки «Гуси лебеди Краткая запись гуси лебеди

Мария Попова
Конспект занятия. «Пересказ русской народной сказки «Гуси-лебеди» (старшая группа)

Цель занятия: формирование навыка самостоятельного связного пересказа достаточно большого по объёму текста.

Задачи:

Формирование навыка планирования развёрнутого высказывания;

Развитие умения анализировать содержание произведения (отражение содержания с помощью схемы-плана); развитие навыка текущего контроля за построением развёрнутого высказывания; развитие навыка диалогической речи;

Воспитывать чувство ответственности за свои поступки, учить искать компромисс в отношениях с людьми.

Оборудование: книжка «Гуси-лебеди» с крупными красочными иллюстрациями, наборное полотно, блоки-прямоугольники (5 шт.) из плотной бумаги 20/30 см. силуэтные изображения персонажей сказки и отдельных предметов.

Ход занятия

1. Организационная часть. Постановка цели. Отгадывание загадки о гусе:

Красные лапки,

Щиплет за пятки,

Беги без оглядки.

2. Первичное чтение сказки с демонстрацией иллюстраций осуществляет накануне воспитатель. По ходу чтения он комментирует малоупотребительную лексику.

При повторном чтении дети дополняют отдельные, незаконченные педагогом предложения нужными словами или словосочетаниями.

Гуси – лебеди.

Жили мужик да баба. У них была дочка да сынок маленький.

Однажды отец с матерью поехали на базар, а дочке приказали за братцем приглядывать.

А дочка посадила братца на травку под окно, а сама побежала на улицу, заигралась.

Налетели гуси – лебеди, подхватили мальчика, унесли на крыльях.

Вернулась девочка, глядь – братца нету. Выбежала она в чисто поле и только видела, как пропали гуси за тёмным лесом. Тут она догадалась, что они унесли её братца.

Бросилась девочка догонять их. Бежала, бежала, увидела – стоит печь.

Печка, печка, скажи. Куда гуси – лебеди полетели?

Печка ей отвечает: съешь моего пирожка из черной муки – скажу.

Не стану, я его есть.

Печка ей не сказала.

Яблоня, яблоня, скажи, куда гуси – лебеди полетели?

Поешь моего кислого лесного яблочка – скажу.

Не стану, твое яблоко есть.

Яблоня ей не сказала.

Речка, речка, скажи – куда гуси – лебеди полетели?

Поешь моего киселька с молочком – скажу.

Не стану, я твой кисель есть.

Долго бежала девочка по полям, по лесам и заблудилась. Видит-стоит избушка на курьей ножке, а под окошком братец сидит, играет серебряными яблочками. Взяла девочка братца и побежала.

Увидела Баба-Яга, что мальчика не стало, и послала в погоню гусей – лебедей.

Девочка с братцем добежала до молочной речки. Видит, летят гуси – лебеди.

Речка, спрячь меня!

Поешь моего простого киселька.

Девочка поела, и река укрыла её под кисельным бережком.

Гуси – лебеди не увидели, пролетели мимо.

Девочка с братцем опять побежала.

Гуси – лебеди воротились, летят навстречу, вот-вот увидят. Что делать? Стоит яблоня…

Яблоня, яблоня, спрячь меня, - говорит девочка.

Поешь моего кислого лесного яблочка.

Девочка поскорее съела. Яблоня прикрыла её своими ветками. Гуси – лебеди не увидели, пролетели мимо.

Девочка опять побежала. Опять гуси – лебеди догонять стали. Добежала девочка до печки.

Печка, печка, спрячь меня, - говорит девочка.

Поешь моего пирожка из черной муки.

Девочка съела пирожок и залезла с братцем в печь.

Гуси – лебеди полетали-полетали и ни с чем улетели к Бабе- Яге.

Девочка сказала печке спасибо и вместе с братцем прибежала домой.

А тут и отец с матерью пришли.

3. Лексический разбор текста.

Почему гуси – лебеди украли мальчика?

Кого встретила девочка в начале своего пути? Почему печка не помогла девочке?

Кто ещё встретился девочке в чистом поле? Почему яблоня не помогла девочке?

Какая необыкновенная речка встретилась девочке на пути? Почему речка не помогла девочке?

К кому обращалась девочка за помощью, когда убегала от гусей – лебедей?

Почему на этот раз печка, яблоня и речка помогли девочке?

4. Составление наглядной схемы сюжета сказки .

В блоках-прямоугольниках дети должны расположить силуэтные изображения персонажей и отдельных предметов. На мольберте размещаются блоки-прямоугольники, на наборном полотне - силуэтные изображения персонажей сказки (гуси-лебеди, мальчик, девочка, печка, яблоня, речка, избушка бабы-яги).

Педагог помогает наводящими вопросами.

5. В заключительной части занятия педагог просит ответить детей на вопрос: «Чему учит эта сказка?»

Публикации по теме:

Уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию фотоотчет к конспекту занятия «Гуси лебеди» Планировать и проводить занятия по основам безопасности.

Осенний утренник в этом году мы решили провести в форме театральной постановки. Для этого выбрали русскую народную сказку "Гуси-лебеди".

Конспект занятия-игры по русской народной сказке «Гуси-лебеди» с использованием ИКТ и мнемотехники «Проделки бабы Яги» Игра с использованием ИКТ и мнемотехники "Проделки Бабы Яги" Цель: обучить заучиванию стихотворения с помощью мнемотаблиц, корригировать.

Конспект занятия по развитию речи по русской народной сказке «Гуси-лебеди» Образовательные задачи. Учить детей творческому рассказыванию; связывать в единую сюжетную линию выбранные объекты, сформировать умение.

Литературно-художественный анализ русской народной сказки «Гуси-лебеди» Литературно-художественный анализ русской народной сказки «Гуси- лебеди» 1. «Гуси-лебеди» русская народная сказка – волшебная. 2. Тема:.

НОД по формированию элементарных математических представлений по мотивам русской народной сказки «Гуси-лебеди» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Сосенка» Конспект НОД по формированию элементарных математических.

Муж и жена уехали на работу и оставили маленького сына дома. Старшая сестра, которой поручили следить за братом («не ходи со двора, будь умницей - мы купим тебе платочек»), загулялась-заигралась и оставила его одного. Малыша унесли гуси-лебеди на крылышках. Сестра бежит догонять гусей-лебедей.

По дороге она встречает печку, яблоню, молочную речку - кисельные берега. У них девочка спрашивает о братце, но печка просит ее отведать пирожка, яблоня - яблочка, речка - киселька с молоком. Привередливая девочка не соглашается принимать угощении и они ей ни говорят куда гуси улетели с ее братом.

Бежит девочка по темному лесу, плачет о братце. Наткнулась она на избушку на курьих ножках. Заглянула девочка в окно: а там сидит баба Яга с веретеном в руках. В округе знали, что гуси-лебеди у старухи на службе, детей для неё уносят из дома.

Девочка с братом убегает, но Баба Яга посылает гусей за ними в погоню.

Девочка просит речку спрятать ее и соглашается поесть киселька. Потом девочка ест лесное яблочко, а яблоня укрыла её с братцем своими густыми ветками. Да так надёжно укрыла, что гуси не заметили. Затем дети прячутся в печке и девочка ест ржаной пирожок. Гуси не видят ее и улетают ни с чем.

Девочка с братцем прибегают домой, только зашли на родной порог, а тут и отец с матерью вернулись с работы. Навезли детям гостинцев, обнимают, целуют. Хвалят дочь за то, что за братцем хорошо смотрела.

Сказка «Гуси-лебеди» является популярным народным произведением, которое в свою очередь имеет несколько вариаций сюжета. Один из самых популярных пересказов принадлежит фольклористу Александру Афанасьеву. По мотивам народной сказки «Гуси-лебеди» в 1949 году был выпущен одноименный мультипликационный фильм.

Сказки «Гуси-лебеди» краткое содержание

Было у родителей двое детей: маленький сынишка и старшая дочь. В сказке «Гуси-лебеди» читать можем, что как-то раз родители должны были отправляться на работу, а девочку попросили присмотреть за маленьким братцем, пока их не будет. За это пообещали они дочери принести подарок. Посадила сестренка младшего брата на траву во дворе, а сама пошла немного поиграть. Если читать книгу «Гуси-лебеди», то узнаем, что заигралась она, да и забыла, что должна за братиком следить. Возвращается – а его нет. Увидела девочка, что как в в небе кружат птицы, а вместе с этими птицами и ее маленький брат. Многие люди говорили о том, что гуси-лебеди часто детей забирают.

Бежала девочка за ними, но вот догнать так и не смогла. Тогда она встретила большую печку и спросила ее, не видела ли она, куда гуси-лебеди братца ее понесли. Печка сказала, что расскажет все, что знает, если девочка съест ее пирожок, но та отказалась и побежала дальше. Если «Гуси-лебеди» читать сказку, то узнаем, что дальше видит она большую яблоню и спрашивает у нее, не видела ли она больших птиц и маленького мальчика с ними. Дерево ответило, что все расскажет, как только девочка съест одно яблочко, но та снова отказалась. Подбегает она к молочной реке с кисельными берегами и задает тот же вопрос, но река предлагает ей сначала попробовать кисель. Девочка отказывается, и река ей не говорит, куда птицы понесли ее брата.

Тут добегает девочка до избушки Бабы Яги и видит, как у нее во дворе играет ее младший братец. Она зашла в дом и сказала, что находилась за день, и хочет немного отдохнуть. Тогда старуха дала ей прясть пряжу, а сама вышла из дома. Выбегает мышка и говорит, что сейчас Баба Яга растопит печку, зажарит детей и съест их. Испугалась девочка, взяла братишку и убежала. За ней в погоню отправились и гуси-лебеди. Как только добежали сестрица и братец до речки, то попросили спрятать их ненадолго от злых птиц. Та предложила им взамен съесть киселя, девочка согласилась и получила укрытие. В русской сказке «Гуси-лебеди» читать можем, что так же было и с яблоней, и с печкой, которые прятали детей от злых птиц. Как не старались гуси-лебеди, найти детей они так и не смогли. А как только девочка с братиком вернулись домой, с работы пришли их родители.

Сказкой называется один из фольклорных, а позднее и литературных жанров. Это эпическое произведение обычно прозаического характера, имеющее героическую, бытовую или волшебную тематику. Основные черты этого жанра - отсутствие историчности и нескрываемая, бросающаяся в глаза вымышленность сюжета.

«Гуси-лебеди» - сказка, краткое содержание которой мы рассмотрим ниже, относится к народным. То есть у нее нет автора как такового, ее сочинил русский народ.

Отличие народной от литературной сказки

Фольклорная, или народная, сказка появилась раньше литературной и передавалась долгое время из уст в уста. Отсюда и множество расхождений сюжетов и вариантов таких историй. Так, мы представим здесь наиболее распространенное краткое содержание сказки «Гуси-лебеди». Однако это не означает, что в другой местности и регионах нашей страны это произведение имеет точно таких же героев. Сюжет в целом будет един, но может различаться в нюансах.

Литературная же сказка изначально была придумана автором. Ее сюжет ни при каких обстоятельствах не может быть изменен. Кроме того, изначально такое произведение появилось на бумаге, а не в устной речи.

Русская народная сказка «Гуси-лебеди»: краткое содержание. Завязка

Давным-давно жили муж с женой. Было у них двое детей: старшая дочь Машенька и младший сын Ваня.

Как-то отправились родители в город и наказали Маше присматривать за своим братом и не уходить со двора. А за хорошее поведение обещали гостинцев.

Но как только родители уехали, Маша посадила Ваню под окошко дома на траву, а сама побежала гулять на улицу с подружками.

Но тут неизвестно откуда возникли гуси-лебеди, птицы подхватили мальчика и утащили в сторону леса.

Возвратилась Маша, смотрит - Вани нигде нет. Кинулась девочка искать брата, но нигде его не видно. Звала она Ваню, но он не отозвался. Села Маша и заплакала, но слезами горю не поможешь, и решила она отправиться на поиски брата.

Побежала девочка со двора, посмотрела вокруг. И вдруг увидела, как вдалеке пролетели гуси-лебеди, а потом скрылись в темном лесу. Поняла Маша, кто похитил ее брата, и бросилась в погоню.

Выбежала девочка на поляну и увидела печку. Попросила ту указать дорогу. Печка ответила, что расскажет, куда полетели лебеди, если Маша подбросит в нее дров. Девочка исполнила просьбу, печка сказала, куда полетели похитители. И побежала наша героиня дальше.

Баба-яга

Продолжает Маша узнавать, куда полетели гуси-лебеди. Сказка (краткое содержание представлено в этой статье) рассказывает о том, как девочка встречает яблоню, ветви которой усеяны румяными плодами. Маша спрашивает у нее, куда направились гуси-лебеди. Яблонька попросила стрясти с нее яблоки, и тогда она подскажет, куда полетели птицы. Девочка выполнила просьбу и узнала, куда отправились похитители.

Бежит Машенька дальше и видит молочную реку с кисельными берегами. Спрашивает девочка у реки, куда полетели гуси-лебеди. А та в ответ: "Сдвинь камень, который мешает мне течь, тогда скажу". Сдвинула Маша камень, и указала река, куда направились птицы.

Добежала девочка до дремучего леса. И тут ей ежик дорогу подсказал. Свернулся клубочком и докатился до избы на курьих ногах. В той избе Баба-яга сидит, а у крыльца Ваня играет с золотыми яблоками. Подкралась Маша, схватила Ваню и бросилась бежать.

Заметила Баба-яга, что мальчик пропал, и отправила гусей-лебедей в погоню.

Развязка произведения

"Гуси-лебеди", сказка, краткое содержание которой мы здесь излагаем, подходит к концу. Бежит Маша с братом и видит, что настигают их птицы. Тогда она кинулась к речке и попросила ту укрыть их. Спрятала их речка, и пролетели мимо преследователи, ничего не заметили.

И снова бегут дети, недалеко до дома осталось. Но тут птицы снова заметили беглецов. Норовят вырвать братца из рук. Но тут Маша заметила печку, в которой и укрылась с Ванюшей. Не смогли гуси-лебеди добраться до детей и вернулись обратной к Бабе-яге.

Выбрались брат с сестрой из печки и побежали домой. Здесь Маша умыла и причесала Ваню, посадила на лавку, рядом сама присела. Вскоре вернулись родители и привезли детям гостинцы. Ничего им не рассказала дочка. Так ни с чем остались гуси-лебеди.

Сказка (краткое содержание это подтверждает) относится к так называемым волшебным. Для подобных произведений характерно присутствие магического злодея (Баба-яга в нашем случае) и волшебных помощников (печка, яблонька, речка, ежик).

Год написания: неизвестно

Жанр произведения: сказка

Главные герои: Девочка - дочка, Мальчик - младший брат, Гуси - лебеди - помощники Бабы - Яги.

Сюжет

Старик и старушка уходили на работу. Они дали указание своей дочке беречь младшего брата, и не уходить со двора. За послушание девочку ждала награда - булочка, новое платьице и платок. Девочка забыла указания, и заигравшись и вышла на улицу. Гуси - лебеди тут как тут - похитили братца. Девочка плача звала мальчика. Потом поняла, что его украли. Бежав спрашивала у печки, яблони, и реки с кисельными берегами куда полетели вредители. Для ответа нужно было съесть пирожок, яблоко, или кисель. Она отказалась. Путь указал еж. Найдя мальчика у Бабы Яги, девочка забрала его. За ними погнались гуси - лебеди. Тогда девочка съела, что предлагали и воспользовалась укрытием. Успела прибыть до прихода родителей.

Вывод (мое мнение)

Нужно быть ответственным и внимательным. Слушаясь родителей можно избежать трудностей. Чтобы получить чью-то помощь, нужно делать, что говорят. Отданное добро возвращается.