Ионыч описание. Анализ рассказа «Ионыч» (А. П. Чехов). Темы и проблемы

Рассказ «Ионыч» Антон Павлович Чехов написал в 1898 году . Главная мысль произведения, по мере написания, несколько раз менялась.

Изначально автор хотел показать в рассказе отсутствие цели жизни у персонажей, окружавших главного героя, но в конце концов писатель пришел к мысли, что жизнь Старцева (Ионыча) также полностью бессмысленна. О чем нам хотел сказать в рассказе «Ионыч» Чехов: краткое содержание.

Сюжет

Действие происходит в губернском городе С. В центре всеобщего внимания находится семейство Туркиных. Их можно сравнить с местной достопримечательностью, обязательной для посещения. Все члены семьи обладают выдающимися талантами, по сравнению с другими жителями города.

  1. Отец семьи, Иван Петрович, умел организовывать любительские театральные постановки.
  2. Хранительница очага, Вера Иосифовна, писала литературные произведения .
  3. Их единственная дочь, Екатерина Ивановна, которую в домашней обстановке ласково называли Котик, бегло играла на рояле.
  4. Своим актерским мастерством выделялся даже их лакей Павлуша.

Неподалеку в деревне Дялижи поселился земский доктор Д.И. Старцев . Главная семья города его сразу же пригласила в гости. День, проведенный у Туркиных, оставил приятные впечатления в душе Дмитрия Ионовича. Он слушал роман хозяйки, пил чай, а также наслаждался музицированием Котика.

Зарождение дружбы

Долгие месяцы главный герой не появлялся в доме талантливого семейства. Однако вскоре его призвала туда докторская работа . У Веры Иосифовны обнаружились мигрени, и врача позвали, чтобы облегчить ее самочувствие.

С тех пор между Туркиными и Старцевым начала зарождаться дружба . Он все чаще приезжал к ним в гости. Использовал любую минуту, чтобы оказаться рядом с членами семьи. И эта притягательность легко объясняется его внезапно вспыхнувшими нежными к Екатерине Ивановне .

Здесь в рассказе возникает тема любви. Главные герои обсуждают литературу, музыку, искусство, им хорошо в обществе друг друга. Для Дмитрия Ивановича неделя вдали от объекта своей любви – настоящее испытание. Однажды Котик назначает земскому доктору свидание на кладбище . Тот понимает, что предложение девушки – всего лишь шутка. Однако ночью Старцев отправляется на место встречи. Многие часы он провел, блуждая среди могил и памятников.

На следующий день, посетив Туркиных, молодой человек делает Котику предложение руки и сердца , но получает отказ. Екатерина Ивановна полна желания покинуть эти места, чтобы начать карьеру артистки. Она страстно желает посвятить всю свою жизнь искусству. Вскоре Котик покидает родной дом, чтобы поступить в консерваторию . Это обстоятельство успокаивает сердце Старцева, а тема любви в «Ионыче» сходит на нет.

Приглашение от старых друзей

После того, как главные герои расстались, прошло четыре года, которые изменили доктора. Теперь он не ходил пешком, а разъезжал на тройке с бубенцами. Ею управлял Пантелеймон, как звали кучера Старцева. Дмитрий Ионович мог похвастаться большой практикой, заработанной за эти годы. Теперь он редко бывал в семье Туркиных. Доктор не заводил новых знакомств , так как постепенно его начинают раздражать своей посредственностью окружающие люди.

Однажды он получает приглашение в дом к своим старым друзья. Придя в гости к Туркиным, персонаж встречает свою старую любовь – Котика. Девушка рассказала, что ей не удалось осуществить свою мечту. Она не смогла стать пианисткой, как ей всегда хотелось.

При этом Екатерина Ивановна призналась доктору, что до сих пор, спустя столько времени, считает его лучшим из людей, особенно учитывая его помощь страдальцам. Однако у героя все эти разговоры вызывают лишь чувство неловкости .

При взгляде на Екатерину Ивановну он, краснея от стыда, вспоминает свои былые чувства.

Эту встречу, которая состоялась после многих лет знакомства, нельзя было отличить от первой.

Семья Туркиных в своем доме принимала по-прежнему гостей, которых развлекали каждый раз одними и теми же вещами: спектакли Ивана Петровича, чтение романов, начинавшихся со слов «Мороз крепчал», хозяйки дома и долгая, порой нудная, игра на рояле Екатерины Ивановны, всегда одинаковая шутка лакея Павлуши.

Все это в последний приезд Старцева настолько вывело его из себя, что он принял решение больше не появляться в этом доме.

Врач недоумевал, какими же должными быть другие жители этого города С., если самая «талантливая» семья, по сути, оказалась бездарной и посредственной . Герой не чувствовал больше душевных подъемов во время бесед с Котиком. Мало того, он ощущал свою жизнь скучной и однообразной, несмотря на то, что приносил людям огромную пользу. Старцев видел свою жизнь лишенной цели и смысла , что он упорно доказывал Котику во время их последнего разговора.

Неизбежная деградация

С тех пор дороги девушки и доктора не пересекались. За это время Старцев еще больше увеличил свою практику, обзавелся крупным имением и двумя домами. Он сильно потолстел, а также обзавелся такими чертами, как алчность, грубость и быстрая раздражительность.

Если раньше для него основная идея работы заключалась в помощи людям, то теперь он не бросает службу, потому что стал жадным человеком .

Теперь для жителей ближайших сел и деревень он был не Дмитрий Ионович, его прозвали просто Ионычем.

Ионыча, скучающего и потерявшего вкус к жизни, ничего не интересует. Единственный человек, кто вызывал в его душе и сердце множество положительных эмоций, была Катя . Однако их любовь умерла, так и не успев перейти во что-то большее. Котик за эти годы тоже значительно изменилась и постарела . Она так и осталась жить в доме родителей, хотя раньше изо всех сил стремилась познать реальную жизнь, которую не знала ее мать. Теперь она часто болеет, но при этом, не изменяет своим привычкам и каждый день тратит четыре часа на игру на рояле.

Анализ прочитанного

Анализируя краткое содержание, можно сказать, что это рассказ о совершенно обыденной ситуации . Молодой человек, имеющий задатки и мечты, превращается в часть серой массы. Простого обывателя больше не интересуют возвышенные и стремления. Он полностью сливается с атмосферой невзрачного города и его жителей.

Важно! У Чехова нет уверенности, что кто-то посторонний виноват в неудачной судьбе героев. Каждый из них сам определяет свою жизнь.

Автор на протяжении всего повествования никак не выражает свое отношение к персонажам. Все они становятся заложниками собственных решений и своей ограниченности. О чем бы они ни мечтали – ничего не переходит рамки реальности.

Это произведение, несмотря на глубину затронутой проблемы, является рассказом пороки человека в глазах автора. На примере жизни земского врача он показал, что такие люди вызывает не столько жалость и сочувствие, сколько отвращение.

Идейный смысл произведения

Рассказ «Ионыч», написанный Антоном Павловичем Чеховым относится к позднему периоду творчества автора. Для большинства произведений этого периода характерна драматическая, и даже трагическая направленность. Рассказ пропитан грустью и одиночеством и ярко отражает контраст между мечтами и действительностью. Автор мастерски смог раскрыть эту тему на примере молодого доктора Дмитрия Ионовичи Старцева. Всего лишь рассказав историю человека, Чехов показал огромную несправедливость жизни: гармонию, к которой стремится каждый человек необычайно легко разрушить, виной тому не какие-то глобальные катастрофы, не болезнь, не судьба, а сам человек. Главные герои рассказа «Ионыч» Чехова стремятся каждый к своей мечте. Каждый из персонажей стремится достичь своей цели. Старцев мечтает обрести стабильность и семейное счастье. Екатерина Туркина мечтает о свободе, карьере артистки, развитие личности. Родители ее мечтают о счастье и благополучии дочери. Но не всем мечтам суждено сбыться.

Характеристика главных героев

Главные герои произведения «Ионыч» не являются конкретными образами, а лишь собирательными характерами. Земский врач Дмитрий Ионович Страцев – молодой, увлекающийся, образованный, но не стремящийся к высоким целям человек. Однако он точно знает, чего хочет и непременно добивается этого. Этот образ является ключевым в произведении, именно его отчеством назван рассказ. Старцев довольно простой и открытый человек, у него нет потаенных мыслей и желаний. Он не привык кривить душой и идти наперекор своим чувствам. Если он влюблен, значит, прямо говорит о том, что хочет жениться. Если он разочарован, то не желает говорить обратного.

Еще одним ключевым образом этого рассказа является Екатерина Ивановна Туркина , в первых главах называемая лесковым именем Котик. Молодая мечтательница, немного наивная, но уверенная в собственных силах. Она упрямится и идет наперекор родителям. Девушка мечтает о великом будущем. Ей непременно хочется уехать из города в столицу. Любые нравоучения матери воспринимает несерьезно. Ее личность также меняется. В последних главах, она уже не та эгоистичная особа. Жизнь и творческие неудачи, случившиеся с ней в Москве, наложили отпечаток на ее характер: исчезает уверенность в себе, пропадает задор.

Родители Екатерина Ивановны уважаемые люди в городе. Самые образованные и воспитанные. Они постоянно собирают у себя дома большой круг приглашенных, славятся гостеприимством, остроумием и талантами.

Иван Петрович Туркин мастерски владеет словом и может украсить любой вечер разговорами, шутками и забавными историями. Отличительной чертой его является умение улыбаться глазами. Создается впечатление, что он видит людей насквозь и способен читать их мысли. Ведь он может найти общий язык практически с каждым человеком. Туркин предан семье.

Вера Иосифовна – жена Ивана Петровича пишет рассказы и имеет склонность читать их после каждого чаепития. Она довольно скромна и считает, что публиковать ее произведения вовсе не нужно. Они предназначены для души, а не для материальной выгоды. Она любит и мужа и дочь. О последней женщина беспокоится. Ей хочется, чтобы судьба Кати сложилась успешно.

Взаимоотношение персонажей

В рассказ «Ионыч» главные герои находятся в тесной взаимосвязи друг с другом. Чехов показывает читателям, как можно разрушить свою жизнь своими же руками. Главные герои Старцев и Катя испытывают друг к другу симпатию. Катя стремится покинуть город, отказаться от любви Дмитрия Ионовича, не понимая, что тем самым отталкивает его. Он уже не сможет простить ее и навсегда потеряет интерес к ней. Возможно, их пара была бы счастливой, будь Катя приземленной, а Дмитрий настойчивей. Но их характеры не сошлись. Оттого они оба остались одиноки.

Тест по произведению

Огромное Вы делаете дело вашими маленькими рассказиками —возбуждая в людях отвращение к этой сонной, полумёртвой жизни — чёрт бы её побрал.
М.Горький

В рассказе «Ионыч» губернский город С. описывается всего несколькими фразами, из которых понятно, что это самый обычный город: в нём есть общедоступная библиотека, театр, клуб, городской сад с оркестром, кладбище и т.д. Для жителей города устраиваются любительские спектакли с благотворительными целями, балы, концерты. Но автора интересует не сам город, а жители, и даже не все городские обыватели, а только городская интеллигенция, к которой принадлежит главный герой рассказа — доктор Старцев.

Местная интеллигенция описывается двумя способами: во-первых, ей даётся общая характеристика; во-вторых, подробно рисуются самые талантливые и образованные люди города — семья Туркиных. Общая характеристика даётся от лица автора. Изображая людей, среди которых живёт Старцев, писатель замечает: «...пока с обывателем играешь в карты или закусываешь с ним, то это мирный, благодушный и даже неглупый человек, но стоит только заговорить с ним о чём-нибудь несъедобном, например, о политике или науке, как он становится в тупик и заводит такую философию, тупую и злую, что остаётся только рукой махнуть и отойти» (IV). Далее приводится пример этой примитивной «философии». Когда Старцев говорил, что человечество становится всё более гуманным и со временем будет обходиться без смертной казни, «обыватель глядел на него искоса и недоверчиво и спрашивал: "Значит, тогда всякий может резать на улице кого угодно?"» (IV). Мещанин даже не желает понимать, что смертная казнь никогда не останавливала убийц, а пожизненное заключение для преступника может быть потяжелее смертной казни, с моральной точки зрения.

Семья Туркиных — гордость города С. — описывается в рассказе четыре раза: коротко в начале первой главки — от лица автора; потом подробнее — через восприятие Старцева, впервые попавшего к ним в дом; в четвёртой главке, через пять лет после первого визита, — снова через восприятие Старцева; а в самом финале — опять с точки зрения автора.

На первый взгляд Туркины действительно отличаются от городских обывателей: Иван Петрович знает много анекдотов и любит пошутить, Вера Иосифовна сочиняет романы, Екатерина Ивановна играет на фортепьяно. Но близкое знакомство с этой семьёй благодаря непосредственному наблюдению «свежего» в городе человека (молодого земского врача) заставляет усомниться в «талантах» каждого из Туркиных. Остроумие Туркина-отца «весьма сомнительного свойства»: это какой-то «попугайский язык» со словами и оборотами, употребляемыми невпопад: «здравствуйте пожалуйста», «вы не имеете никакого римского права» и т.п. Романы Туркиной-матери — выдуманные истории о любви прекрасной молодой графини с прогрессивными убеждениями и странствующего художника. Фортепьянная игра Туркиной-дочери свидетельствует о хорошей технике и гибкости пальцев, но ведь в музыке важны выразительная мелодия, передача настроения и музыкального образа. Во время игры Котика в голове Старцева сложилось болезненное впечатление:«... с высокой горы сыплются камни, сыплются и всё сыплются...» (I). Первый вечер земского врача у Туркиных закончился обильным и вкусным ужином.

Благодаря подробному описанию этого визита проясняется мысль автора: «талантливые» хозяева недалеко ушли от рядовых обывателей города С. Шутки Ивана Петровича не смешны и не имеют ничего общего с настоящим остроумием. Романы Веры Иосифовны слушать приятно и покойно, но они никак не обогащают, не заставляют читателя думать. Котик, которая, по её собственным словам, безумно любит, даже обожает музыку, совершенно не понимает этой самой музыки. Шутки, романы, музыкальные упражнения — всё это внешние отличия, а суть жизни Туркиных та же, что и у других городских мещан, — еда и безделие. Справедливости ради стоит сказать, что Екатерина Ивановна всё же мечтает о другой, интересной жизни, поэтому хочет ехать в Москву и серьёзно учиться музыке в консерватории. А в остальном Туркины, как и все обыватели в городе С., серьёзно «не делали ничего и не интересовались ничем» (IV). У них нет ни нужды, ни потребности работать, так как они и без труда живут припеваючи в собственном каменном доме с садом, рядом с губернатором. Когда Старцев спросил Веру Иосифовну, печатает ли она свои романы, то услышал красноречивый ответ: «Нет, я нигде не печатаю. Напишу и спрячу у себя в шкапу. Для чего печатать? Ведь мы имеем средства» (I).

Второй вечер у Туркиных (через пять лет) производит ещё более удручающее впечатление. Он только в деталях отличается от первого: Вера Иосифовна постарела, Екатерина Ивановна из наивной, капризной барышни превратилась в красивую молодую женщину, мальчик-слуга Пава стал усатым молодцом. Во второй раз Старцев уже не церемонится с оценками. О романах Веры Иосифовны он отзывается, конечно про себя, очень решительно: «Бездарен, — думал он, — не тот, кто не умеет писать повестей, а тот, кто их пишет и не умеет скрыть этого» (IV). После, как всегда, шумной и продолжительной игры Екатерины Ивановны на фортепиано главный герой решил: «А хорошо, что я на ней не женился» (IV). Раздражённый Старцев уезжает, не дожидаясь обычного вкусного ужина, и в этот момент автор доверяет ему высказать одну из основных идей рассказа: «... если самые талантливые люди во всём городе так бездарны, то каков же должен быть город» (IV).

Изображение города, то есть городского общества, выполняет в рассказе важную, но всё-таки не главную функцию. Главное для писателя — показать, как герой подчиняется «среде» (постепенно становится похожим на обычных городских обывателей) и сам превращается в яркого представителя этой «среды», воплощая в себе все её недостатки. Если в начале рассказа именно земский врач критически оценивает общество города С., то через пять с небольшим лет он признаётся Екатерине Ивановне: «День и ночь — сутки прочь, жизнь проходит тускло, без впечатлений, без мыслей... Днём нажива, а вечером клуб, общество картёжников, алкоголиков, хрипунов, которых я терпеть не могу» (IV). И именно этот умный, наблюдательный человек, занятый благородным делом—лечением больных, превращается в обывателя, ещё более отвратительного, чем Туркины. Старцев деградирует катастрофически быстро. Если раньше он по году не мог вырваться в город С., потому что с утра до вечера был занят с больными в земской больнице, то теперь работает ради денег, которые стали для него единственным жизненным интересом. Во время приема в больнице и в частной практике пациенты только раздражают его.

Итак, на первый взгляд рассказ «Ионыч» написан на традиционную для русской литературы тему о том, как «среда заела свежего человека». «Свежий человек» в названном произведении — земский врач Старцев, но не только он: Екатерина Ивановна после возвращения из консерватории явно чувствует себя чужой и в родном доме, и в родном городе. «Среда» — это «интеллигентное» общество города С., в которое попадает главный герой и в котором в конце концов пропадает, то есть духовно погибает. Действительно, Старцев и Екатерина Ивановна несмогли противостоять обывательскому болоту. Земский доктор в начале рассказа отличался от городских мешан, а в конце стал таким же, как они. Он перестал быть для окружающих Дмитрием Ионовичем, «поляком надутым» (IV), чужим человеком с непонятными идеями о необходимости труда, о жестокости смертной казни, а стал для всех Ионычем, то есть совершенно своим среди губернских обывателей: теперь у него те же жизненные интересы, что и у них, — деньги, обжорство, карты. Правда, в Старцеве всё названное представлено в гипертрофированном виде, и поэтому он выглядит более отвратительным, чем обыкновенные мещане. Туркины со своими плоскими шутками, «недурственными» романами, гостеприимством, сердечной простотой, заботой друг о друге кажутся даже симпатичными людьми в сравнении с Ионычем, который теперь больше похож на «языческого идола» (V), чем на человека.

Но почему общество города С. показано только в чёрных красках? Неужели жизнь русской провинции не имеет «светлых» сторон? Разве в губернском (большом) городе нет людей лучше, чем Туркины, настоящих интеллигентов, чья жизнь подчинена высокой идее и благородному труду? Наверное есть, но писатель выбрал предметом своего изображения жизнь героя, который не смог противостоять мещанской среде. Иными словами, Чехов написал свой рассказ о том, что обычно, хотя и не всегда бывает в жизни. В этом состоит отличие небольшого чеховского произведения от романов Веры Иосифовны Туркиной, которые длинно живописуют то, чего никогда не бывает в жизни.

Рассказ А.П. Чехова «Ионыч» опубликовали в «Ежемесячных литературных приложениях» к журналу «Нива» в том же 1898году, в котором он был написан. Это произведение нельзя отнести к определенной теме. В нем одновременно говорится о развитии человека и деградации его души. С одной стороны, Ионыч становится значительным человеком в городе, он состоятелен и обладает особым авторитетом, но, с другой – материальный достаток негативно сказывается на духовном становлении героя. В зависимости от того, какой вопрос при прочтении данного рассказа задаст себе читатель, его можно будет отнести к социальной теме (какую роль сыграло общество в становлении характера Ионыча?), психологии (может ли человек сопротивляться обществу?) или философии (почему герой избирает такой жизненный путь, не продолжает бороться?).

Из записных книжек и дневников автора литературоведы смогли воссоздать изначальный замысел писателя, который с опубликованным текстом имел как различия, так и сходства. Какова же изначальная мысль автора? Какие изменения претерпела его идея в процессе работы? Насколько кардинально она отличается от исходного материала? Что было, а что стало?

Изначально Чехов хотел написать рассказ, центром которого стала бы семья Филимоновых. Нетрудно понять, что это своеобразный прототип будущих Туркиных. В итоговой редакции были сохранены и главные черты членов этой семьи. В чем же тогда отличие? Оно заключается в том, что сначала в рассказе не было главного героя, то есть самого Ионыча. Что же это меняет? На первый взгляд тематика рассказа не претерпевает изменений: духовная нищета семьи Филимоновых (Туркиных). Но появление в произведении Старцева влечет за собой перемену в главной мысли произведения. Если изначально речь шла о душевной бедности одной конкретной семьи, то в конечной версии Туркины показаны лучшими в городе, что заставляет задуматься о том, какими же тогда являются остальные жители, и как общество этих людей изменило жизнь главного героя.

Смысл названия

Начиная читать рассказ Чехова, вы предполагаете, что в центре его внимания будет находиться семья Туркиных: дается подробное описание каждого ее члена с характером и привычками. Лишь позже читатель понимает, что название связано с главным героем. Ионыч – отчество Дмитрия. В его грубоватом звучании автор передает суть метаморфозы, которую претерпел врач. По отчеству люди фамильярно обращаются к тем, кого знают, но не больно-то уважают. Обычно так о человеке говорят за спиной, желая подчеркнуть короткое знакомство с ним или даже принизить. Все обитатели города интуитивно поняли, что перспективный молодой человек стал одним из них, мещанином и обывателем, который замкнулся в рутине дней, обрюзг и потерял свое предназначение. Если раньше он пользовался уважением, то к финалу стал рядовым жителем уездного города, серым и безликим.

Ионычем является Дмитрий Ионович Старцев. Выбранное заглавие делает акцент на прозвище героя, которое дается ему в конце рассказа. Именно в этом заключается смысл произведения. Выбрав рассказу данный заголовок, Чехов ставит перед читателем вопрос: «Как земский врач Старцев превратился в Ионыча?». Только о том читателе можно говорить, что он понял суть произведения, который смог найти в тексте ответ на данный вопрос.

Жанр, композиция, направление

Антон Павлович Чехов известен как автор пьес и малой прозы. Его произведение «Ионыч»- реалистический рассказ. Яркой чертой данного направления и главной темой «Ионыча» являются социальные проблемы, поднимаемые автором. Также о принадлежности к реализму свидетельствуют объективное описание и наличие типических характеров.

В произведении все всегда следует одной цели – воплощению мысли автора. Этому следует и композиция. Данный рассказ Чехова состоит из пяти глав. Таким образом, золотым сечением является третья глава. Она оказывается переломной для главного героя. В ней Старцев делает Кити предложение и оказывается отвергнутым. С этого момента начинается духовное падение героя.

Суть

Это рассказ о земском враче, который ходил пешком, занимался практикой и верил в любовь, но за несколько лет он превратился в «идола», владеющего собственной тройкой, располневшего обывателя, любимыми занятиями которого стали игры и пересчет денег.

Автор повествует о том, как при отсутствии возможности развития и желания самосовершенствования человек быстро привыкает к новому, более простому темпу жизни – деградации. Начав с амбициозных планов и благих намерений, герой опускает планку и упрощает жизнь, становясь обыкновенным мещанином с банальным набором ценностей: азартные игры, личное обогащение, хорошая репутация. Чехов размышляет и над причинами этого превращения. Сильное влияние на Старцева имела Котик. Возможно, если бы она не поступила с влюбленным Дмитрием Старцевым так жестоко, не стала бы насмехаться над его любовью, то все сложилось бы по-другому. Но это только догадки и предположения…

Главные герои и их характеристика

  1. Туркины – «самая образованная семья». Живут они на главной улице губернского города С.. Все члены семьи обладают статичными характерами. Туркин Иван Петрович любит острить и рассказывать анекдоты. Он говорит на собственном языке, чтобы развлечь гостей. Его жена, Вера Иосифовна, пишет любовные романы и вечерами читает их гостям. Дочь Туркина, Екатерина Ивановна, или Котик, как ласково в кругу семьи ее называют, играет на фортепьяно. Она даже хотела поступить в консерваторию, но ничего не вышло. В доме Туркиных есть еще лакей Пава, который для поднятия настроения гостей театрально вскрикивает: «Умри, несчастная!».
  2. Дмитрий Ионович Старцев – талантливый доктор, который направился работать в город С после учебы. Это образованный, чуткий и стеснительный молодой человек, склонный все идеализировать. Он живет не в самом городе, а в нескольких верстах от него. Он влюбляется в Катерину, делает предложение, но получает отказ. Постепенно он меняется, становясь раздражительным, чёрствым и равнодушным ко всему. При описании этого героя важной чертой является деградация его характера на протяжении произведения. Она показана через несколько постоянных деталей: способ передвижения (пешком, пара, а затем тройка коней с бубенчиками), полнота, отношение к обществу и любовь к деньгам. Внешний облик героя является наглядным отображением обнищания его души.
  3. Темы и проблемы

  • Пошлость в «Ионыче» — одно из основным тем. Старцев, привыкая к жизни в городе, только молча играл, пил, ел и пересчитывал дома деньги, он стал далек от своих бывших идеалов. Его жизненные цели опустились до ежедневных рутинных забот и стремления накопить капитал. Внутренняя деградация героя подчеркивается его внешними изменениями: «Старцев еще больше пополнел, ожирел, тяжело дышит и уже ходит, откинув назад голову».
  • Жизнь города. Описание быта и нравов в городе, и, в частности, семьи Туркиных, связано с поднятием темы душевной нищеты людей. Какими нам представлены горожане? Как они коротают досуг? Об этом говорит сам главный герой. Ионыч рассказывает о своем времяпровождении Екатерине Ивановне. Из его слов об обычном дне мы можем ясно представить, как жители проводили свободное от работы время. Все однообразно, «жизнь проходит тускло, без впечатлений, без мыслей»: клуб, игра в карты, алкоголь.
  • Любовь. О том, что было бы, если Котик согласилась выйти замуж за Старцева, можно только предполагать. Этого не случилось, и сам герой при последней встрече с Екатериной Ивановной был этому рад. Исходя из этого, можно говорить о том, что в его душе отмерло все, и даже столь сильное чувство, как любовь, не смогло пробудить его к жизни. Но если посмотреть иначе, то Екатерину Ивановну нельзя назвать необычной девушкой, способной пробудить великое чувство. В конце рассказа уже наученный жизнью Ионыч это понимает.
  • Идея

    Несмотря на наличие нескольких тем в рассказе, в центре внимания стоит один вопрос — о взаимоотношении человека и общества. Никто не станет спорить, что Старцев к концу романа становится таким же бесцветным обывателем, как и любой гражданин города. При сравнении портрета героя, представленного в начале книги, с образом жизни и обликом Старцева в конце, становятся очевидными оскудение его души и исчезновение высоких стремлений. Если раньше в его планах фигурировало призвание, выражающееся в интересе к медицине, то к финалу стало ясно, что свое предназначение Дмитрий не выполнил. По Чехову, именно увлеченный, осознанный труд очищает и возвышает нас, выдергивая людей из суеты и пошлости мира вещей, быта и рутины. Теряя любовь к делу всей своей жизни, ленясь и смешиваясь с толпой никчемных зевак, Старцев изменяет своей мечте и теряет себя.

    Автор подчеркивает пошлость героя при помощи деталей. Усиливает также это впечатление наличие у Старцева двойника – кучера Пантелеймона. Дополняя характеристики и описания Дмитрия Ионыча и изменений его образа жизни, это помогает создать в воображении читателя законченную картину.

    Критика

    Свое мнение о рассказе А.П. Чехова «Ионыч» высказали многие литературоведы, писатели и критики. Его довольно сложно обобщить, так как оно не является однозначным. Дмитрий Овсянико- Куликовский, литературовед и лингвист, написавший свой отзыв одним из первых, в «Этюдах о творчестве Чехова» отмечал необычность героя: он не противостоит обществу, а поддается его влиянию.

    На таких писателей, как Киреев и Солженицын, большее впечатление произвел эпизод объяснения героев на кладбище, а не основная сюжетная линия. В связи с данной сценой, по их мнению, в рассказе поднимается тема отношения человека к смерти.

    Встречаются также негативные отзывы на это произведение, в которых подчеркивается простота образов героев, их недостаточная открытость и детализация. Не меньше об этом рассказе и положительных рецензий. Слова Р. И. Сементковского отражают их общую мысль:

    Прочтите последние произведения г. Чехова, и вы ужаснетесь той картине современного поколения, которую он нарисовал с свойственным ему мастерством.

    Интересно? Сохрани у себя на стенке!

«Дьячковский сын» Дмитрий Ионыч Старцев . И вот в «губернский город С.» — в эту провинциальную тину — попадает молодой врач Дмитрий Ионыч Старцев. Бедный разночинец, «дьячковский сын», он молод, полон сил, энергии, увлечен работой, даже в праздники не имеет свободного времени. Ему ничего не стоит пройти до города 9 верст (своих лошадей у него еще не было). В его душе звучит музыка (идя в город, он напевает романс «Когда еще я не пил слез из чаши бытия...»). Как и всякий молодой человек, он живет ожиданием любви и счастья.

Дмитрий Ионыч Старцев — обычный, средний человек. В начале рассказа — скорее, чеховский герой-интеллигент, образованный, исповедующий возвышенные идеалы, испытывающий раздражение среди обывателей, людей смертельно скучных и пустых. Он чувствует себя одиноко среди жителей города С., в беседах с дочерью Туркиных, Котиком, жалуется на пустоту окружающих его людей. Но далее (чисто чеховский сюжет) начинается испытание героя временем, бытом. Легко быть “рыцарем на час”, но труднее противостоять влиянию среды, пошлости жизни. Старцев же не был человеком сильных страстей, выдающейся личностью, он был взят Чеховым из самой гущи жизни. И противостояние Старцева миру обывателей было внешним, поверхностным, недолгим. Стремление к сытости, покою и накопительству оказалось сильнее. Куда-то выветрилось, испарилось все живое, что в недалекой молодости волновало его.

Повествуя о своем герое, Чехов не показывает «диалектики души», смены чувств, эмоций и настроений, крайне редко он использует внутренний монолог. Он часто заостряет внимание на одной детали, которая убедительно характеризует героя, его эволюцию: так передается в рассказе процесс превращения Старцева в Ионыча, процесс утраты героем своего собственного имени, человеческой личности. Подобной повторяющейся деталью, лейтмотивом является указание на способ передвижения доктора: «шел пешком не спеша (своих лошадей у него не было)» (глава 1); «у него уже была своя пара лошадей и кучер Пантелеймон в бархатной жилетке» (глава 2). Кучер Пантелеймон здесь — «двойник» Старцева, он деградирует вместе со своим хозяином, и тягостное впечатление от эволюции Ионыча усиливается.

Прежде обыватели чувствовали в Старцеве что-то чужое и звали его за спиной «поляк надутый». Теперь же его по-родственному, по-свойски зовут "Ионыч". Жалуясь на окружающую среду, он мирится с нею. Его интересы становятся такими же, как и у других обывателей: он охотно играет по вечерам в карты, а придя домой, с удовольствием считает деньги, полученные от больных. У него уже появилось имение, два дома в городе, и он присматривает третий.

Рассказ Чехова — о духовной деградации человека. Итог жизни его героя: «Он одинок. Живется ему скучно, ничто его не интересует: он равнодушен и к красоте природы, и к страданиям людей: покупая очередной дом, проходит без церемонии через все комнаты, не обращая внимания на неодетых женщин и детей, которые глядят на него с изумлением и страхом». «Прошло несколько лет. Старцев еще больше пополнел, ожирел, тяжело дышит и уже ходит, откинув назад голову. Когда он, пухлый и красный, едет на тройке с бубенчиками и Пантелеймон, тоже пухлый и красный, с мясистым затылком, сидит на козлах, протянув вперед прямые, точно деревянные руки, и кричит встречным “Прррава держи!”, то картина бывает внушительная, и кажется, что едет не человек, а языческий бог». Сюжет рассказа выстроен ретроспективно. Само по себе повествование в прошедшем времени отдаляет событие, делает его менее актуальным для читателя в эмоциональном отношении. Но это как раз картины, где описан молодой Дмитрий Ионыч Старцев, полный надежд и счастливых ожиданий. Итог же рассказа (Ионыч на тройке с Пантелеймоном) описан в настоящем времени, что максимально приближает изображаемое к читателю. Это настоящее как бы замирает, застывает навеки — дальнейшее движение жизни уже невозможно, в будущем это настоящее может только повторяться («мгновение» остановилось, и оно антиэстетично). На бесконечную повторяемость финала прямо указывают и слова — «картина бывает внушительная» (то есть регулярно бывает). Идеей многократной, безысходной повторяемости «внушительной картины» заканчивается сюжетная линия Ионыча. Далее мы увидим, что этой же мыслью завершается и сюжетная линия Туркиных.