Социальные и психологические нормы общения. Нормы и правила поведения в обществе. Какой тон следует задать

Нормы произношения регулируют выбор акустических вариантов фонемы или чередующихся фонем. Нормы ударения управляют выбором вариантов размещения и движения каждого ударного слога среди неударных. Подвижность и разноместность русского ударения делают его трудным для усвоения, особенно людям, которые учат русский язык как иностранный. Нормы морфологические регулируют выбор вариантов морфологической формы слова и способов его сцепления с другими. Нормы синтаксические обусловливают правильность построения предложений – простых и сложных. Нормы лексические регулируют выбор слов и их значений, характерных и подходящих для данного речевого акта. Этот выбор объясняется прежде всего целесообразностью употребления того или иного слова в каком-либо его значении. Нормы стилистические регулируют соответствие выбранного слова или синтаксической конструкции условиям общения и господствующему стилю изложения. Здесь тоже руководствуются не просто принятыми нормами, а целесообразностью в речевом общении. Для соблюдения стилистических норм недостаточно просто их знать, нужны «вкус» и «талант», чтобы уметь их применить.

Окружающий мир постоянно меняется: в прошлое уходят целые эпохи, развивается научно-технический прогресс, появляются новые профессии и другими становятся сами люди. Это значит, что и правила поведения в обществе также не стоят на месте. Сегодня уже не встретить реверансов и поклонов, которые были актуальны в предшествующие XXI веку столетия. Так как же следует вести себя в современном обществе? Узнайте об этом прямо сейчас!

Что такое «правила поведения в обществе» вообще?

Часто человек даже не задумывается о том, что у этого пространного понятия есть и более компактный вариант, который используется преимущественно на школьных уроках обществознания или специалистами-социологами, - это «социальные нормы». Если говорить языком научным, значение этого термина заключается в существовании общих установленных образцов поведения индивида, которые складывались в течение длительного периода времени в ходе практической деятельности общества. Именно эта деятельность и вырабатывает стандартные модели правильного, ожидаемого и социально одобряемого поведения. Сюда относится много различных категорий: обычаи и традиции, эстетические, правовые, религиозные, корпоративные, политические и ряд других норм и, конечно, правила поведения в обществе. Последние могут различаться в зависимости от страны, возраста и даже пола конкретного индивида. И тем не менее в целом существуют универсальные правила и нормы поведения в обществе, следуя которым, можно не сомневаться, что успех в общении и взаимодействии обеспечен!

Первая встреча и знакомство

Правила поведения, установленные обществом, гласят, что в случае знакомства представлять следует:

  • мужчину - женщине;
  • младшего по возрасту и положению - старшему в этих же категориях;
  • пришедших позднее - уже присутствующим.

При этом тот, с кем знакомят, упоминается в обращении первым, например: «Мария, знакомься - Иван!» или «Александр Сергеевич, это Артём!».

При знакомстве людей друг с другом рекомендуется кратко их охарактеризовать, чтобы положить начало разговора и конкретизировать, кем «организатору» знакомства приходится этот человек: «Елена, это мой брат Константин, он геолог». Тогда девушка будет иметь возможность продолжить разговор, например, уточнив у Константина особенности его профессии, подробнее расспросив о делах семейных и т. д.

Приветствие

Правила поведения в обществе регулируют и порядок приветствия людей друг с другом. Так, мужчины первыми обращаются с приветственным словом к женщинам, а младшие по положению и/или возрасту - к старшим.

Однако необходимо учитывать, что вне зависимости от социального статуса и возраста входящий в помещение человек всегда должен здороваться первым.

При встрече двух супружеских пар первыми здороваются друг с другом девушки/женщины, затем их приветствуют мужчины и только после этого джентльмены обмениваются приветствиями между собой.

При рукопожатии руку первым подаёт тот, кому был представлен незнакомец, но при этом всегда дама - мужчине, старший - младшему, руководитель - подчинённому, даже если работник - женщина. Правила поведения, принятые в обществе, указывают: если руку для пожатия подали сидящему человеку, он должен встать. Мужчине следует снимать перчатку, для дам это условие необязательно.

Если при встрече один из пары или компании поздоровался с встретившимся человеком, то остальным рекомендуется также его поприветствовать.

Вежливость и чувство такта

Правила поведения в современном обществе также требуют от человека умения быть тактичным и непринужденным в общении, что позволит ему не прослыть неприятным и неэтичным в определённых кругах.

Так, крайне не рекомендуется показывать на человека пальцем. Не стоит вмешиваться в разговор посторонних, когда они обсуждают личные темы и не настроены принимать ещё одного собеседника. Внимательные и интеллигентные люди не станут умалять в общении достоинства других, перебивать говорящего собеседника, поднимать некорректные и нерекомендуемые темы в разговоре (например, о политических взглядах, вероисповедании, болезненных моментах жизни и т. д.). В общении с малознакомым человеком особенно рекомендуется придерживаться нейтральных тем, таких как спорт, увлечения и хобби, кулинарные пристрастия, путешествия, отношение к кинематографу и музыке и другие - тогда положительное впечатление от коммуникации останется у всех участников беседы.

Не стоит умалять значение и существующих так называемых волшебных слов, а именно «простите», «пожалуйста», «спасибо», «до свидания». Фамильярное обращение на «ты» не рекомендуется использовать даже успешным людям, удачно реализовавшим себя в жизни, ведь это признак отсутствия элементарной культуры и воспитания. Правила поведения людей в обществе - это оптимальные модели, установленные для всех и каждого, вне зависимости от финансового состояния, социального статуса, уровня жизни и т. д.

Правильно поставленная речь

Правила поведения в обществе требуют от человека умения грамотно излагать собственные мысли, ведь, как известно, кто стройно мыслит, тот и разговаривает точно так же.

Говорить следует в умеренном темпе, спокойно, не слишком громко, ведь привлечение к себе излишнего внимания путём повышенного тона - неправильный поход к делу. Собеседника следует увлечь собственной эрудированностью, широтой взглядов и знанием определённых областей жизни.

Излишне жаловаться о своих проблемах или «вытягивать» на откровенный разговор собеседника, когда он демонстрирует явное нежелание делиться сокровенным, считается моветоном.

Настроение

Кроме этого нормы и правила поведения людей в обществе требуют на период взаимодействия и беседы отложить в сторону существующие жизненные трудности, плохой настрой, пессимизм и негативное отношение к чему-либо. Высказать подобное можно только очень близкому человеку. В противном случае есть риск остаться непонятым собеседником, оставить неприятный осадок от разговора. Не рекомендуется также рассказывать о плохих новостях, иначе велик шанс на подсознательном уровне «привязать» к своей персоне ассоциацию со всем плохим, безрадостным, неприятным.

Какой тон следует задать?

Разумеется, разговору в компании лучше всего придать беззаботный, полушутливый, полусерьёзный тон. Слишком паясничать в надежде завоевать внимание окружающих не следует, иначе можно навсегда заполучить репутацию шута с узким мышлением и взглядом на вещи, от чего избавиться впоследствии будет сложно.

Как вести себя в культурном месте, на мероприятии или в гостях?

Оскорбительным считается громко смеяться, открыто обсуждать остальных, пристально разглядывать кого-либо в публичном месте, куда люди приходят отдохнуть и расслабиться.

Мобильный телефон в тихих местах, например кино, театрах, музеях, на выступлениях и лекциях и т. п., рекомендуется заранее отключать.

При движении между рядами сидящих людей идти к ним необходимо лицом, а не наоборот. При этом мужчина проходит первым, женщина - за ним.

С проявлением чувств, таких как поцелуи или объятья, лучше повременить и не демонстрировать их на глазах публики, ведь некоторым подобная открытая нежность может быть неприятна.

На выставках не стоит фотографировать там, где это запрещено, а также прикасаться к экспонатам.

Если человек оказался приглашенным в гости, ему необходимо позаботиться о том, чтобы прийти как можно точнее к указанному часу. Опаздывать или приходить слишком рано - значит проявлять нетактичность и неуважение по отношению к хозяину дома.

Оптимальными временными рамками для совершения визита, который не должен быть как снег на голову для принимающей стороны, считается время с 12 часов дня до 20 часов вечера. При этом засиживаться допоздна, когда об этом не просят, нельзя, ведь подобным образом можно просто-напросто нарушить планы другого человека и его временной распорядок. Визит с пустыми руками, с ещё одним, неприглашенным, человеком, в состоянии алкогольного опьянения - всё это может стать причиной того, что в будущем хозяин, скорее всего, больше не захочет принять у себя в гостях такого неэтичного индивида.

Как видно, соблюдать самые простые общественные правила поведения несложно, главное - начать, а затем они уже войдут в привычку и, как следствие, принесут много пользы!

СОЦИАЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ И СОЦИАЛЬНЫЕ НОРМЫ В ПРОЦЕССЕ ОБЩЕНИЯ. ИНФОРМАЦИОННАЯ КОНЦЕПЦИЯ ЭМОЦИЙ

Наименование параметра Значение
Тема статьи: СОЦИАЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ И СОЦИАЛЬНЫЕ НОРМЫ В ПРОЦЕССЕ ОБЩЕНИЯ. ИНФОРМАЦИОННАЯ КОНЦЕПЦИЯ ЭМОЦИЙ
Рубрика (тематическая категория) Психология

Совместная деятельность и общение протекают в условиях социального контроля, осуществляемого на базе социальных норм – принятых в обществе образцов поведения, регламентирующих взаимодействие и взаимоотношения людей. Общество вырабатывает в качестве социальных норм специфическую систему образцов поведения, им принятых, одобряемых, культивируемых и ожидаемых от каждого, находящегося в соответствующей ситуации. Их нарушение включает механизмы социального контроля (неодобрение, осуждение, наказание), обеспечивающего коррекцию поведения, отклоняющегося от нормы. О существовании и принятии норм свидетельствует однозначное реагирование окружающих на поступок кого-либо, отличающийся от поведения всœех остальных. Диапазон социальных норм чрезвычайно широк – от образцов поведения, отвечающего требованиям трудовой дисциплины, воинского долга и патриотизма, до правил вежливости. К поведению, соответствующему социальной норме, относится и максимальная отдача в труде и выполнение только что усвоенного первоклассником правила вставать из-за парты при появлении учителя в классе. Обращение людей к социальным нормам делает их ответственными за поведение, позволяет регулировать действия и поступки, оценивая их как соответствующие или не соответствующие этим нормам. Ориентировка на нормы позволяет человеку соотносить формы своего поведения с эталонами, отбирать нужные, социально одобряемые и отсеивать неприемлемые, направлять и регулировать свои отношения с другими людьми. Усвоенные нормы используются людьми в качестве критериев, с помощью которых ведется сравнение их собственного и чужого поведения. Тесная связь эмоций и чувств была положена в основу информационной концепции эмоций, сформулированной П.В. Симоновым. Сущность этой концепции сводится к тому, что человек, сознательно или неосознанно, сопоставляет информацию о том, что требуется для удовлетворения потребности, с тем, чем он располагает в момент ее возникновения. В случае если субъективная вероятность удовлетворения потребности велика, появляются положительные чувства. Отрицательные эмоции порождаются в большей или меньшей мере осознаваемой субъектом реальной или воображаемой невозможностью удовлетворения потребности. Информационная концепция эмоций обладает несомненной доказательностью, хотя и не охватывает объяснением всю многообразную и богатую эмоциональную сферу личности. Далеко не всœе эмоции по своему происхождению укладываются в эту схему. Как и всœе психические процессы, эмоциональные состояния, переживания чувств тесно связаны с деятельностью мозга и физиологическими реакциями. Именно физиологические реакции можно измерить, оценить: учащение сердцебиений, потоотделœение, кожно-гальваническая реакция и др.
Размещено на реф.рф
При этом связь эта очень сложна и неоднозначна. Совершенно одинаковые физиологические проявления бывают следствием самых разных эмоций, к примеру сильного страха или бурной радости.

СОЦИАЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ И СОЦИАЛЬНЫЕ НОРМЫ В ПРОЦЕССЕ ОБЩЕНИЯ. ИНФОРМАЦИОННАЯ КОНЦЕПЦИЯ ЭМОЦИЙ - понятие и виды. Классификация и особенности категории "СОЦИАЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ И СОЦИАЛЬНЫЕ НОРМЫ В ПРОЦЕССЕ ОБЩЕНИЯ. ИНФОРМАЦИОННАЯ КОНЦЕПЦИЯ ЭМОЦИЙ" 2017, 2018.

Умение быстро и правильно определить национально - психологический

тип вашего собеседника, то установить доверительные отношения и успешно взаимодействовать с ним для вас не составит большого труда. Зная особенности каждого психологического типа, вы сможете контролировать ход беседы, уменьшить риск возникновения конфликтной ситуации.

Психология делового общения – составная часть комплекса психологических наук, она опирается на основные категории и принципы, разрабатываемые общей психологией.

Важнейшими принципами, которыми руководствуется общая психология и все ее отрасли, являются следующие:

Принцип причинности, детерминизма, т.е. признание взаимосвязи, взаимообусловленности психических явлений как с другими, так и с материальными явлениями;

Принцип системности, т.е. трактовки отдельных психических явлений как элементов целостной психической организации;

Принцип развития, признание преобразования, изменения психических процессов, их динамики, перехода от одного уровня к другому.

Опираясь на анализ психологии личности рабочей группы, норм деловой этики, национально-психологические типы решают две основные взаимосвязанные задачи:

Овладение методами психологической диагностики, приемами описания психологических состояний субъектов производственной деятельности, отдельных работников, руководителей, рабочих групп;

Выработка умений и навыков изменения психологических состояний того или иного субъекта путем применения специальных психологических технологий.

Этика (от греч. ethos – обычай, нрав) – учение о морали, нравственности. Термин «этика» впервые употребил Аристотель (384–322 до н.э.) для обозначения практической философии, которая должна дать ответ на вопрос, что мы должны делать, чтобы совершать правильные, нравственные поступки.

Мораль (от лат. moralis – нравственный) – это система этических ценностей, которые признаются человеком. Мораль – важнейший способ нормативной регуляции общественных отношений, общения и поведения людей в самых различных сферах общественной жизни – семье, быту, политике, науке, труде и т.д.

В традиционном обществе (обществе «механической солидарности» по Эмилю Дюркгейму), основанном на общности социальной жизни, коллективных представлениях, мифологическом сознании и межличностных отношениях, основным механизмом делового общения являются ритуал, традиция и обычай. Им соответствуют нормы, ценности и стандарты этики делового общения.

Такой характер этики делового общения обнаруживается уже в Древней Индии. Все человеческое поведение и общение, в том числе и в деловой сфере, подчинено здесь высшим (религиозным) ценностям. Вышесказанное характерно и для традиционных буддистских учений.

Первостепенная роль этическим нормам ритуала, обычая отводится в деловом общении и древнекитайского общества. Не случайно знаменитый Конфуций (551–479 до н.э.) именно долг, справедливость, добродетель ставит на первое место в отношениях между людьми, подчиняя им выгоду и пользу, хотя и не противопоставляет их друг другу.

Как и на Востоке, в Западной Европе древних времен уделяется большое внимание необходимости учета этических норм и ценностей в деловом общении, постоянно подчеркивается их влияние на эффективность ведения дел. Так, уже Сократ (470 – 399 до н.э.) говорит о том, что «кто умеет обходиться с людьми, тот хорошо ведет и частные и общие дела, а кто не умеет, тот и здесь и там делает ошибки».

Однако в отличие от восточной, западноевропейская, в особенности

христианская культурная традиция более прагматична. Экономический, материальный интерес выдвигается здесь на первый план, вместе с этим большое внимание уделяется статусному характеру общения. При этом статус начальника рассматривается как более привилегированный, нежели подчиненного. Отсюда и этические нормы, такие, как справедливость, добро, благо и т.д., наполняются экономическим содержанием и приобретают также статусный характер. Критерий нравственности в деловом общении перемещается в экономическую сферу. Поэтому человек с «рыночным характером» (по определению Эриха Фромма) постоянно находится в состоянии противоречия, характеризуется раздвоенным сознанием.

Попытка преодоления указанного противоречия нравственного сознания была предпринята в рамках протестантизма в период Реформации в XVI–XVII вв. Протестантизм внес много положительного в этику делового общения и достиг известных успехов в ее утверждении.

В эпоху «дикого капитализма» (Западная Европа, США в XIX – середина XX в.) в этике делового общения и, в частности деловой беседы на первый план стала выходить жажда наживы.

В современных развитых странах соблюдение этических норм в деловом общении и при проведении деловой беседы признается важным не только с точки зрения ответственности бизнесменов перед обществом и самими собой, но и необходимым для эффективности производства. В этом случае этика рассматривается не только как необходимый нравственный императив поведения, но и как средство (инструмент), помогающее увеличить рентабельность, способствующее укреплению деловых связей и улучшению делового общения.

Общение – процесс коммуникации и взаимодействия общественных субъектов: социальных групп, общностей или личностей, в котором происходит обмен информацией, опытом, способностями и результатами деятельности. Специфика делового общения обусловлена тем, что оно возникает на основе и

по поводу определенного вида деятельности, связанной с производством какого-либо продукта или делового эффекта. Его отличительная черта – оно не имеет самодовлеющего значения, не является самоцелью, а служит средством для достижения каких-либо других целей. В условиях рыночных отношений – это, прежде всего получение максимальной прибыли. Практика показывает, что в любом деле успех более чем на 50% зависит от умения налаживать контакты и правильно строить деловое общение.

Этика деловых отношений – это также система знаний о трудовой и профессиональной морали, ее истории и практике; о том, как люди привыкли относиться к своей работе, какой смысл они ей придают, какое место в их жизни она занимает, как складываются отношения между людьми в процессе работы, какие склонности и идеалы обеспечивают эффективный труд, а какие ему мешают.

У деловых людей всего мира существует строгое понятие деловой этики и обязательности. За рубежом очень ценят проверенных годами партнеров, а новичков с подозрением исследуют, часто вычеркивая из своих записных книжек имена тех, кто с первой встречи повел себя не по правилам. Поэтому новоиспеченным предпринимателям, всем своим поведением попирающим элементарные основы деловой этики, надеяться на успех не приходится.

Этика и этикет деловых отношений требуют, чтобы руководитель обладал следующими качествами:

Способностью согласовывать;

Решительностью и оправданной уступчивостью;

Требовательностью к себе и другим;

Способностью работать в стрессовой обстановке.

Деловые отношения - это один из типов общественных отношений, таких как взаимосвязь между партнерами, коллегами и даже конкурентами, возникающая в процессе совместной деятельности на рынке и в коллективе.

На уровне деловых отношений в бизнесе работники должны быть

ориентированы на партнера, на потребителя, что повышает интерес к работе. Чтобы удачно осуществить любое предприятие (заключить сделку), следует стремиться понять партнера делового общения. В деловых отношениях необходимо быть хозяином положения, брать инициативу и ответственность на себя. Участники деловых отношений получают возможность влиять на знания, умения, отношения, чувства друг друга. В исследованиях профессора Б.Ф. Ломова, достаточно большое внимание уделившего аспектам социально-психологического феномена общения, четко представлена мысль: когда мы изучаем образ жизни конкретного индивида, мы не можем ограничиться анализом только того, что и как он делает, мы должны исследовать и то, с кем и как он общается. Это знание партнера общения в профессиональной жизни не менее значимо, чем в быту. То есть сфера деловых отношений может раскрыть сущность нашего партнера, а также конкурента по бизнесу. Деловые отношения включают много аспектов, в том числе общение.

Общение - это сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятия и понимания другого человека.

Этические принципы - обобщенное выражение нравственных требований, выработанных в моральном сознании общества, которые указывают на необходимое поведение участников деловых отношений.

Этические нормы - система общих ценностей и правил этики, соблюдения которых организация требует от своих сотрудников.

Психологические нормы и принципы содержат необходимый перечень психологических характеристик делового человека.

Принципы этики делового общения – это обобщенное выражение нравственных требований, выработанных в моральном сознании общества, которые указывают на необходимое поведение участников деловых отношений.

Можно выделить шесть основных этических принципов делового

поведения.

1. Пунктуальность (делайте все вовремя). Только поведение человека, делающего все вовремя, является нормативным. Опоздания мешают работе и являются признаком того, что на человека нельзя положиться. Принцип делать все вовремя распространяется на все служебные задания. Специалисты, изучающие организацию и распределение рабочего времени, рекомендуют прибавлять лишних 25% к тому сроку, который, на ваш взгляд, требуется для выполнения порученной работы. Нарушение этого принципа рассматривается как неуважение к принимающему лицу, что может повлиять на ход последующего разговора.

2. Конфиденциальность (не болтайте лишнего). Секреты учреждения, корпорации или конкретной сделки необходимо хранить так же бережно, как тайны личного характера. Не следует и пересказывать кому-либо услышанное от сослуживца, руководителя или подчиненного об их служебной деятельности или личной жизни.

3. Любезность, доброжелательность и приветливость. В любой ситуации необходимо вести себя с клиентами, заказчиками, покупателями и сослуживцами вежливо, приветливо и доброжелательно. Это, однако, не означает необходимости дружить с каждым, с кем приходится общаться по долгу службы.

4. Внимание к окружающим (думайте о других, а не только о себе) должно распространяться на сослуживцев, начальников и подчиненных. Уважайте мнение других, старайтесь понять, почему у них сложилась та или иная точка зрения.

Всегда прислушивайтесь к критике и советам коллег, начальства и подчиненных. Когда кто-то ставит под сомнение качество вашей работы, покажите, что цените соображения и опыт других людей. Уверенность в себе не должна мешать вам быть скромным.

5. Внешний облик (одевайтесь как положено). Главный подход –

вписаться в ваше окружение по службе, а внутри этого окружения – в контингент работников вашего уровня. Необходимо выглядеть самым лучшим образом, т. е. одеваться со вкусом, выбирая цветовую гамму к лицу. Большое значение имеют тщательно подобранные аксессуары.

6. Грамотность (говорите и пишите хорошим языком). Внутренние документы или письма, направляемые за пределы учреждения, должны быть изложены хорошим языком, а все имена собственные переданы без ошибок. Нельзя употреблять бранных слов; даже если вы всего лишь приводите слова другого человека, окружающими они будут восприняты как часть вашего собственного лексикона.

Указанные принципы в той или иной степени присутствуют и признаются справедливыми в различных деловых культурах. Фундаментальными принципами в деловом мире являются: ответственность, уважение человеческого достоинства и интересов тех, кто участвует в бизнесе.

Этику делового общения следует учитывать в различных ее проявлениях: в отношениях между предприятием и социальной средой; между предприятиями; внутри одного предприятия – между руководителем и подчиненными, между подчиненным и руководителем, между людьми одного статуса. Между сторонами того или иного вида делового общения существует своя специфика. Задача состоит в том, чтобы сформулировать такие принципы делового общения, которые не только соответствовали бы каждому его виду, но и не противоречили общим нравственным принципам поведения людей. Вместе с тем они должны служить надежным инструментом координации деятельности людей, вовлеченных в деловое общение.

Общий нравственный принцип человеческого общения содержится в категорическом императиве И. Канта: «Поступай так, чтобы максима твоей воли всегда могла иметь также и силу принципа всеобщего законодательства». Применительно к деловому общению основной этический принцип можно сформулировать таким образом: в деловом общении при принятии решения о

том, какие ценности следует предпочесть в данной ситуации, поступай так, чтобы максима твоей воли была совместима с нравственными ценностями других сторон, участвующих в общении, и допускала координацию интересов всех сторон.

Таким образом, в основе этики делового общения должна быть координация, а по возможности, и гармонизация интересов. Естественно, если оно осуществляется этическими средствами и во имя морально оправданных целей. Поэтому деловое общение должно постоянно проверяться этической рефлексией, оправдывающей мотивы вступления в него. При этом сделать этически правильный выбор и принять индивидуальное решение часто дело совсем непростое. Рыночные отношения предоставляют свободу выбора, но вместе с тем увеличивают количество вариантов решений, порождают комплекс моральных дилемм, поджидающих деловых людей на каждом шагу в процессе их деятельности и общения.

Несмотря на всю проблематичность и трудность выбора нравственной позиции, в общении имеется ряд таких положений, следуя которым можно в значительной степени облегчить его, повысить его эффективность и избежать промахов в процессе взаимодействия с другими в бизнесе. Помните, что:

В морали нет абсолютной истины и высшего судьи среди людей.

Когда идет речь об этических промахах других, не следует делать из «моральных мух» «моральных слонов».

Когда речь идет о своих промахах, следует поступать наоборот.

В морали следует хвалить других, а претензии предъявлять к себе.

Нравственное отношение окружающих к нам зависит в конечном счете только от нас самих.

Когда речь идет о практическом утверждении норм морали, основной императив поведения: «начни с себя».

Особое внимание следует обратить на золотое правило этики общения: «Относитесь к другим так, как вы хотели бы, чтобы относились к вам». В

отрицательной форме в формулировке Конфуция оно гласит: «Чего не пожелаешь себе, того не делай другим». Это правило применимо и к деловому общению, но по отношению к отдельным его видам: «сверху – вниз» (руководитель – подчиненный), «снизу – вверх» (подчиненный – руководитель), «по горизонтали» (сотрудник – сотрудник) требует конкретизации.

Этика делового общения «сверху – вниз». В деловом общении «сверху – вниз», т. е. В отношении руководителя к подчиненному, золотое правило этики можно сформулировать следующим образом: «Относитесь к своему подчиненному так, как вы хотели бы, чтобы к вам относился руководитель». Искусство и успех делового общения во многом определяются теми этическими нормами и принципами, которые использует руководитель по отношению к своим подчиненным. Под нормами и принципами имеется в виду то, какое поведение на службе является этически приемлемым, а какое – нет. Эти нормы касаются прежде всего того, как и на основе чего отдаются распоряжения в процессе управления, в чем выражается служебная дисциплина, определяющая деловое общение. Без соблюдения этики делового общения между руководителем и подчиненным большинство людей чувствуют себя в коллективе дискомфортно, нравственно незащищенными. Отношение руководителя к подчиненным влияет на весь характер делового общения, во многом определяет его нравственно-психологический климат. Именно на этом уровне формируются в первую очередь нравственные эталоны и образцы поведения. Отметим некоторые из них.

Стремитесь превратить вашу организацию в сплоченный коллектив с высокими моральными нормами общения. Приобщите сотрудников к целям организации. Человек только тогда будет чувствовать себя нравственно и психологически комфортно, когда произойдет его идентификация с коллективом. Вместе с тем каждый стремится остаться индивидуальностью и хочет, чтобы его уважали таким, какой он есть.

При возникновении проблем и трудностей, связанных с

недобросовестностью, руководителю следует выяснить ее причины. Если речь идет о невежестве, то не следует бесконечно попрекать подчиненного его слабостями, недостатками. Подумайте, что вы можете сделать, чтобы помочь ему преодолеть их. Опирайтесь при этом на сильные стороны его личности.

Если сотрудник не выполнил вашего распоряжения, необходимо дать ему понять, что вам известно об этом, иначе он может решить, что провел вас. Более того, если руководитель не сделал подчиненному соответствующего замечания, то он просто не выполняет своих обязанностей и поступает неэтично.

Замечание сотруднику должно соответствовать этическим нормам. Соберите всю информацию по данному случаю. Выберите правильную форму общения. Вначале попросите объяснить причину невыполнения задания самого сотрудника, возможно, он приведет неизвестные вам факты. Делайте ваши замечания один на один: необходимо уважать достоинство и чувства человека.

Критикуйте действия и поступки, а не личность человека.

Этика делового общения «снизу – вверх». В деловом общении «снизу – вверх», т. е. В отношении подчиненного к своему начальнику, общее этическое правило поведения можно сформулировать следующим образом: «Относитесь к своему руководителю так, как вы хотели бы, чтобы к вам относились ваши подчиненные».

Знать, как следует обращаться и относиться к своему руководителю, не менее важно, чем то, какие нравственные требования следует предъявлять к своим подчиненным. Без этого трудно найти «общий язык» и с начальником, и с подчиненными. Используя те или иные этические нормы, можно привлечь руководителя на свою сторону, сделать союзником, но можно и настроить его против себя, сделать своим недоброжелателем.

Вот несколько необходимых этических норм и принципов, которые можно использовать в деловом общении с руководителем.

Старайтесь помогать руководителю в создании в коллективе доброжелательной нравственной атмосферы, упрочению справедливых

отношений. Помните, что ваш руководитель нуждается в этом в первую очередь.

Не пытайтесь навязывать руководителю свою точку зрения или командовать им. Высказывайте ваши предложения или замечания тактично и вежливо. Вы не можете ему прямо что-то приказать, но можете сказать: «Как вы отнесетесь к тому, чтобы…?» и т. д.

Если в коллективе надвигается или уже случилось какое-либо радостное или, напротив, неприятное событие, то об этом необходимо сообщить руководителю. В случае неприятностей старайтесь помочь облегчить выход из этой ситуации, предложить свое решение.

Не разговаривайте с начальником категорическим тоном, не говорите всегда только «да» или только «нет». Вечно поддакивающий сотрудник надоедает и производит впечатление льстеца. Человек, который всегда говорит «нет», служит постоянным раздражителем.

Будьте преданны и надежны, но не будьте подхалимом. Имейте свои принципы и характер. На человека, который не имеет устойчивого характера и твердых принципов, нельзя положиться, его поступки нельзя предвидеть.

Не стоит обращаться за помощью, советом, предложением и т. д. «через голову», сразу к руководителю вашего руководителя, за исключением экстренных случаев. В противном случае ваше поведение может быть расценено как неуважение или пренебрежение к мнению непосредственного начальника или как сомнение в его компетентности. В любом случае ваш руководитель при этом теряет авторитет и достоинство.

Этика делового общения «по горизонтали». Общий этический принцип общения «по горизонтали», т. е. между коллегами (руководителями или рядовыми членами группы), можно сформулировать следующим образом: «В деловом общении относитесь к своему коллеге так, как вы хотели бы, чтобы он относился к вам». Если вы затрудняетесь, как вести себя в той или иной ситуации, поставьте себя на место вашего коллеги.

Применительно к коллегам-управляющим следует иметь в виду, что найти верный тон и приемлемые нормы делового общения с равными по статусу сотрудниками из других подразделений – дело весьма непростое. Особенно если речь идет об общении и отношениях внутри одного предприятия. В этом случае они нередко являются соперниками в борьбе за успех и продвижение по службе. В то же самое время это люди, которые вместе с вами принадлежат к команде общего управляющего. В рассматриваемом случае участники делового общения должны чувствовать себя равными по отношению друг к другу.

Вот несколько принципов этики делового общения между коллегами.

Не требуйте к себе какого-либо особого отношения или особенных привилегий со стороны другого.

Попытайтесь достичь четкого разделения прав и ответственности в выполнении общей работы.

Если круг ваших обязанностей пересекается с обязанностями ваших коллег, это весьма опасная ситуация. Если управляющий не разграничивает ваши обязанности и ответственность от других, попытайтесь сделать это сами.

В отношениях между коллегами из других отделов вам следует отвечать самому за свой отдел, а не сваливать вину на своих подчиненных.

Если вас просят временно перевести в другой отдел вашего сотрудника, не посылайте туда недобросовестных и неквалифицированных – ведь по нему там будут судить о вас и о вашем отделе в целом. Помните, может случиться, что с вами поступят таким же безнравственным образом.

Этические нормы - это ценности и правила этики, которых должны придерживаться работники организации в своей деятельности. Правила предусматривают права, обязанности и ответственность за неисполнение обязанностей или превышение прав. Этические нормы выступают в роли регулятора деловых отношений. Универсальные этические нормы представляют собой требования к общению, неразрывно связанные с признанием неповторимости, ценности каждой личности: вежливость, корректность,

тактичность, скромность, точность, предупредительность.

Вежливость - это выражение уважительного отношения к другим людям, их достоинству, проявляющееся в приветствиях и пожеланиях, в интонации голоса, мимике и жестах. Антипод вежливости – грубость. Грубые взаимоотношения являются не только показателем низкой культуры, но и категорией экономической. Подсчитано, что в результате грубого отношения работники теряют в производительности труда в среднем около 17 %.

Корректность - умение держать себя в рамках приличия в любых ситуациях, прежде всего конфликтных. Особенно важно корректное поведение в спорах, в ходе которых осуществляется поиск истины, появляются новые конструктивные идеи, проверяются мнения и убеждения.

Тактичность также является одной из важных составляющих культуры делового общения. Чувство такта – это прежде всего чувство меры, чувство границ в общении, нарушение которых может обидеть человека, поставить его в неловкое положение. Бестактными могут быть замечания по поводу внешнего вида или поступка, сочувствие, выраженное в присутствии других по поводу интимной стороны жизни человека и т. д.

Скромность в общении означает сдержанность в оценках, уважение вкусов, привязанностей других людей. Антиподами скромности являются высокомерие, развязность, позерство.

Точность также имеет большое значение для успеха деловых отношений. Без точного выполнения данных обещаний и взятых обязательств в любой форме жизнедеятельности дела вести трудно. Неточность нередко граничит с аморальным поведением – обманом, ложью.

Предупредительность - это стремление первым оказать любезность, избавить другого человека от неудобств и неприятностей.

Теоретическая и экспериментальная разработка проблем обусловленности общением психических процессов, функций, состояний, а также специфики психической деятельности в ситуации общения обогатила психологию многими принципи­ально новыми и важными данными, которые позволили, в част­ности, поставить вопрос о необходимости пересмотра положений относительно сущности и характера качественных преобразо­ваний психической сферы человека, о факторах, определяю­щих формирование высших психических функций и т. п. Если ранее предполагалось, что психика формируется прежде всего на основе предметной деятельности, а формирование высших функций определяется в основном использованием знаковых-средств и речи, то в настоящее время становится очевидным, что для человека исходной является ситуация общения и в развитии психики решающая роль должна быть отведена об­щению и взаимодействию людей.

Однако именно те данные, которые уже получены психо­логией в этой области, показывают, как нам кажется, необхо­димость дальнейшего уточнения проблемы и отказа от неко­торых сложившихся представлений.

Мы видим специфику психических процессов в ситуации общения и особенности психологических механизмов обще­ния именно в вовлеченности в общение не абстрагированных психических функций или свойств человека, а целостной лич­ности. При таком подходе необходимо уделить особое внима­ние важнейшему проявлению личности - воле. Мы не намере­ны предпринимать здесь критический разбор попыток тради­ционной психологии втиснуть феномен воления в принятые схемы анализа, так как считаем этот вопрос риторическим. Заметим лишь, что о таком явлении внутреннего мира лично­сти, как «добрая воля», традиционная психология не только не могла сообщить что-либо существенное, но и вообще не включала в сферу своего исследования, относя к так называе­мому содержанию психики, якобы не подлежащему ведению психологии. Но очевидно, что при исследовании процессов


355

общения, как, впрочем, и всех сфер жизнедеятельности чело­века, необходимо не только изучение воли, воления, но и ана­лиз категории «доброй воли», без которого нельзя обойтись по крайней мере при выяснении механизмов личностного об­щения. Однако в настоящее время психологи недостаточно методологически и методически подготовлены к изучению по­добных личностных феноменов.

С нашей точки зрения, именно установка на роль общения позволяет выявить существенные особенности и закономерно­сти, специфические процессы и функции. В качестве примера остановимся на явлениях антиципации, ожидания и воления.

Насколько нам известно, соотнесение в едином ряду и в общей связи явлений антиципации, ожидания и воления ранее не осуществлялось. Способности к антиципации как к фунда­ментальному свойству психики длительное время не уделя­лось должного внимания в психологии 1 . Тем не менее извест­но, что именно благодаря возможности упреждения, прогно­зирования, предвидения, опережения событий, акцептации будущего результата деятельности, ожидаемости и прочим явлениям, соотносимым с этой способностью, реализуется важ­нейшая функция психического - регуляторная.

Большое значение для понимания этих явлений имеют исследования акцептора действия (П. К. Анохин), установ­ки (Д. Н. Узнадзе), активности и вероятностного прогнозиро­вания (Н. А. Бернштейн), антиципирующих схем (С. Г. Гел-лерштейн), уверенности (А. С. Прангишвили) и т. д. Не менее важны и исследования состояний ожидаемости, проводивши­еся, в частности, зарубежными психологами в русле инженер­ной психологии, и даже некоторые положения теории «опе-рантного обусловливания» и «опережающего подкрепления» Б. Ф. Скиннера. Однако - и это нам кажется весьма симпто­матичным - даже специальные работы в этой области, опуб­ликованные в последнее время, мало что добавляют к понима­нию природы и механизмов собственно антиципации.

" В настоящее время положение меняется. Отметим, в частности, работу: Ломов Б. Ф., Сурков Е. Н. Антиципация в структуре деятельности. - М.: Наука, 1980.


356 _______________

Социальная психология, часто обращающаяся к явлениям ожидания, в частности к ролевым ожиданиям, также не вскры­вает их психологических механизмов и не прослеживает свя­зи явлений социально-психологического порядка с общепси­хологическими закономерностями этих процессов. И уж во всяком случае ни в психофизиологии и общей психологии, ни в социальной психологии нет работ, в которых антиципация и ожидание ставились в какое-то отношение к явлениям воления. В свое время, анализируя значение данных инженерной психологии для теоретических и методологических основ пси­хологии в целом, мы рассмотрели целый ряд механизмов про­цессов ожидания и состояния ожидаемое™, возникающего у человека в сложной стохастической ситуации в лабораторных и естественных условиях. Особое значение имеют явления так называемой субъективной вероятности. Разнообразные абер­рации при определении человеком вероятности наступления событий, пониженной или повышенной точности вероятност­ного прогнозирования, своеобразное отклонение поведения 4 человека от законов математического и машинного прогнозиро­вания и т. п. показывают достаточно явно, что процессы ожи­дания у человека весьма специфичны. В обширной литерату­ре, посвященной изучению субъективной вероятности и ожи­данию, можно обнаружить данные, не объяснимые полностью даже в рамках принятой большинством психологов концепции ожидания. Отметим лишь один пример. В работе А. Г. Асмо-лова приводятся данные исследования Соллея и Хайга. В пред­рождественский период детей просили нарисовать Сайта-Кла­уса. Чем ближе был праздник, тем больше места на карточке занимал Сайта-Клаус, тем больше набухал его мешок с по­дарками. Соллей и Хайг, а вслед за ними и Асмолов оценива­ют данные в соответствии с принятыми представлениями о том, что «люди часто завышают оценку желаемых событий и недооценивают вероятность неприятных», а образ «транс­формируется под влиянием мотивированного ожидания». Подобные «трансформации» и «отклонения», как мы уже от­мечали, были установлены фактически как закономерность в сходных условиях в большом числе работ (в том числе и при полевых исследованиях). Мы склонны видеть в этих данных


М. И. Бобнева. Нормы общения и внутренний мир личности 357

проявление более сложных закономерностей внутреннего мира личности.

Если рассматривать неабстрагированную способность чело­века к вероятностному прогнозированию и не сводить ее лишь к работе мозга, а изучать поведение личности, наделенной слож­ным внутренним миром, то явления ожидания не следует от­рывать и даже противопоставлять ведению. В приведенном примере «образ» Сайта-Клауса не сам собой «трансформиру­ется под влиянием мотивированного ожидания», он изменяется волей ребенка, его волевым желанием приблизить праздник, уско­рить наступление желаемого события, сделать его реальным, т. е. прямо повлиять на него. Такое проявление воления наблю­дается практически во всех случаях «значимого ожидания» - при ожидании наступления желаемого и значимого события или при стремлении отсрочить, устранить нежелательное.

Мы не склонны видеть в подобных актах воления в ситуа­ции ожидания проявление неких рудиментов «магического» сознания или «магической» стадии развития психики, подоб­но тому, как это полагали в отношении некоторых аберраций субъективных вероятностей Дж. Коэн и М. Хэнсел. Мы счита­ем, что в этих случаях мы прямо выходим на факты обуслов­ленности психических процессов, свойств и состояний соци­альными факторами - общением и его нормами. Чтобы уточ­нить это положение, рассмотрим некоторые примеры.

Купив лотерейный билет, мы активно желаем, чтобы выиг­рал наш номер. Но вряд ли кто-либо будет стремиться оказать влияние на вращение барабана с шарами. Однако достаточно легко можно выявить людей, высказывающих «мысленно» или шутливо пожелания лицам, вытаскивающим шары, «вы­тащить нужный номер». Вряд ли необходима эксперименталь­ная проверка гипотезы 6 том, что ведение в отношени»фмзгг-ческого объекта - стремление «заставить» его подчиниться нашей воле, поступить согласно нашему желанию - встреча­ется несопоставимо реже, нежели воление в отношении чело­века, участвующего - пусть в роли «орудия» - в осуществле­нии даже известной водящему математической закономерности наступления вероятностного события. И если в первом случае подобное воление человека будет оценено большинством людей


358 Раздел VI. Психология общения

скорей всего как аномальное, то второй представляется чуть ли не типичным. Можно предположить, что коллективный и индивидуальный опыт поведения и действия в социальной среде, и прежде всего опыт непосредственных контактов, фор­мирует у человека определенные знания, навыки активного воздействия на окружение, способность проявлять и навязы­вать свою волю, организовывать события в этой социальной среде в соответствии со своим собственным волением.

В социальной среде, в общении фактически нет места пас­сивному и абстрактному ожиданию, человек ожидает активно, как волевое и деятельное существо, способное как проявить волю, так и (что непременно связано с первым) поступать в соответствии с волей другого лица. Физический, предметный мир неподатлив для непосредственной волевой активности человека, тогда как сам человек и окружающие его люди спо­собны и склонны постоянно проявлять волевые качества и учитывать воления окружающих.

На психику человека решающее влияние оказывает не опыт его предметной деятельности, но именно общение.

В упомянутых опытах Соллея и Хайга и в аналогичных ис­следованиях мы имеем дело, очевидно, с еще не сформировав­шимся у детей определением ситуаций, в которых возможно воление, и переносом уже имеющегося у них опыта общения с окружающими в условия предъявленной задачи.

Способность к антиципации, процессы ожидания и связан­ные с ними явления формируются у человека не по законам физического, предметного мира, а под влиянием особенностей общения и взаимодействия с человеческим окружением, т. е. в непосредственной связи с проявлениями воли и воления (причем не только собственных, но, что еще важнее, других лиц, противостоящих в общении). Возможно, в этих актах вза­имного воления и согласования с ними поведения и пережи­ваний особенно действенно проявляется для индивида суще­ствование других личностей, наделенных собственным внут­ренним миром.

В этих условиях человек усваивает основную норму лично­стного общения - необходимость преобразования изначаль­ной способности к волению в человеческую «добрую волю»,


М. И. Бобнева. Нормы общения и внутренний мир личности 359

без чего немыслимо никакое личностное общение. Существен­но, что «добрая воля» должна быть направлена не только и не столько на другое лицо =** партнера по общению, сколько на саму проявляющую волю личность. Мы полагаем, что именно в ходе этих сложных преобразований в ситуации общения фор­мируется и совершенствуется способность к антиципации и ожиданию как социальная способность, реализующаяся в лич­ностном общении и затем генерализуемая человеком и исполь­зуемая им во всех сферах его деятельности.

Эти положения представляются весьма существенными для понимания природы и закономерностей как феноменов социального ожидания, гак и социальных норм. Все соци­альные нормы (в том числе и запрещающие) носят предписа-тельный характер. Очевидно, вырабатывая и используя их, общество и группы исходят из того (ожидают), что предписа­ния должны и будут выполняться. В то же время невозможно представить себе использование предписательных норм в от­ношении явлений физического, предметного мира или в отно­шении человеческих существ, способность которых к антици-пации-волению (по крайней мере, к подчинению волению) не принимается в расчет. Разумеется, существует библейское ска­зание об Иисусе Навине, пытавшемся своей волей остановить солнце, народные сказки (например, «По щучьему велению» и т. д.), в которых волеизъявление в отношении природных объектов осуществляется не непосредственно (что характер­но для детей), а через «сверхъестественную» силу. Мы до­пускаем, что именно такова основа некоторых магических обрядов, «заклинаний» и т. д. Во всех подобных явлениях мы видим смешение природного, предметного и человеческого, неспособность вычленить"специфику человеческой социаль­ной среды.

Отметим, что, хотя в воле, как сложном проявлении челове­ка, несомненно присутствуют и природные компоненты (воле­вой аспект инстинктов жизни, продолжения рода и т. д.), тем не менее это качество не только интерсубъективно, но и социально.

В сфере социального поведения предписательный характер социальных норм проявляется прежде всего в вероятностном, обязательном и должном ожиданиях группой (общностью,


360 Раздел VI. Психология общения

обществом) определенного вида поведения того или иного чле­на группы, обычно поведения ролевого.

Социальные, или ролевые, ожидания по своей психологи­ческой природе и механизмам несомненно явления иного по­рядка, чем состояния ожидаемости, формирующиеся у чело­века в ситуации, определяемой лишь по одному параметру (стохастичности). Социальные ожидания связаны с модальным характером социального поведения человека в деонтической ситуации. Следует также особо подчеркнуть такую характе­ристику социальных ожиданий, как их обязывающий характер. Различные виды социального ожидания: вероятностное, обя­зательное и должное - отличны друг от друга по степени обя­зательности для члена группы предписанного ему ролью и ожидаемого группой в связи с этими предписаниями поведе­ния индивида. Но при всех видах ожидания заранее задана форма поведения, а это означает, что результат изначально представлен в «ожидающих» субъектах. При усвоении члена­ми группы социальных ожиданий как норм результат пред­ставлен и в действующем согласно этим нормам субъекте.

Описанный механизм поведения и взаимодействия в соци­альной среде согласуется с высказанным нами выше предпо­ложением о том, что явления антиципации хотя и связаны с психобиологическими возможностями живой особи, напри­мер с экстраполяционными рефлексами (С. В. Крушинский), но у человека они по природе своей сугубо социальны. Спо­собность к антиципации у человека формируется под воздей­ствием социальных факторов и в условиях социального, меж­личностного взаимодействия.

Очевидно, что способность к сложным формам антиципа­ции, упреждения, опережения событий может развиваться только в среде, где результат может быть смещен по отноше­нию к осуществляемому действию, в среде более податливой, чем природная, в среде, где возможно предписание - диктат, где могут быть заранее заданы субъекту деятельность, ее вид и результат. Таковой является именно социальная среда, и прежде всего непосредственное, контактное общение. .

В свете этих общих предположений правдоподобной пред­ставляется гипотеза начального усвоения ребенком навыков


М. И. Бобнева. Нормы общения и внутренний мир личности 361

и норм поведения в человеческой среде, в своем непосред­ственном окружении, в общении и последующего переноса этих навыков опыта и форм деятельности в сферу взаимодей­ствия с природной и предметной средой. Здесь необходимо указать, что предметная среда является, по сути, преобразо­ванной формой реализации структуры и норм.общения, пре­образованной средой общения. Ребенок достаточно легко на собственном опыте убеждается в том, что предметная среда (по крайней мере, предметная среда его бытия) в принципе может быть организована окружающими его людьми, пере­строена в соответствии с их (а через них и его, ребенка) воле-нием и желанием. В силу особенностей своей психики ребенок обычно стремится избежать опосредованных путей достиже­ния цели (в том числе и воздействия на предметную среду че­рез человеческое окружение) и пытается воздействовать на нее прямым путем, непосредственным образом. Таким пря­мым путем в структуре детского общения со взрослыми и слу­жит изъявление своего желания, ведение.

Заметим, что на более поздних стадиях развития личности изъявление желания и ведение фактически крайне редко ис­пользуются в качестве прямых путей воздействия не только в предметной, а тем более природной, но и в социальной среде. Механизмы косвенного целеполагания, а также общение с по­мощью намеков, иносказаний и т. п. - наиболее типичные фор­мы воздействия, замещающие и устраняющие прямое воле­изъявление.

Не менее существенны и процессы социального влияния. Ребенок прибегает к привычному способу общения с окружа­ющими людьми, пытаясь повлиять на время и содержание на­ступающих событий. Аналогичное поведение взрослых в обы­денных стохастических ситуациях, например в лотерее и т. п., мы.склонны объяснять «снижением» уровня регуляции пове­дения, «раскованностью» и тому подобными субъективными факторами, действующими в этих ситуациях.

В связи с изложенными положениями следует с новых по­зиций оценить происхождение, характер и содержание, неко­торых форм и норм общения. Антиподом личностного обще­ния мы считаем отношение к человеку, с которым устанавли-


362 Раздел VI. Психология общения

вается контакт, как к предмету, вещи, к объекту, лишенному внутреннего мира, «неличности». Между этими крайними по­люсами можно разместить многочисленные переходные фор­мы искаженного личностного общения, они характеризуются степенью убывания «предметных» определений человека.

Нормы, действующие во всех этих видах искаженного об­щения, кроме крайнего в этом ряду - личностного, мы счита­ем вторичными, т. е. не обусловленными собственно сущно­стью общения, а порожденными неблагоприятной социальной средой, макросоциальными факторами, искажающими под­линную природу человека и социальной среды. Использова­ние норм этих искаженных форм общения сказывается край­не неблагоприятно на формировании внутреннего мира всех лиц, попадающих в сферу их действия. Но анализ механизмов действия таких норм, механизмов искаженного общения, абер­раций, деформаций внутреннего мира личности в этих усло­виях,- задача самостоятельной работы.

Приведенные данные показывают, на наш взгляд, что и при постановке проблемы общения как сугубо психологической социальным факторам и социальной среде следует отводить первостепенное значение, и это значение должно стать доми­нирующим при выходе психологии общения на прикладные аспекты проблемы.

В. Н. Панферов

КЛАССИФИКАЦИЯ ФУНКЦИЙ ЧЕЛОВЕКА КАК СУБЪЕКТА ОБЩЕНИЯ 1

В любом акте общественно-трудового взаимодействия с себе подобными человек является одновременно субъектом предметно-практической деятельности, познания и общения. Логично предположить, что каждому из этих аспектов прояв­ления личности присуще некоторое своеобразие, которое от­ражается в ее функциональной структуре. Вопросу своеобра- 1 Психологический журнал. - 1987. - Т. 8, № 4. - С. 51-60.


363

зия функций человека как субъекта общения посвящена дан­ная статья.

Актуальность этой проблемы определяется тем, что много­численные результаты конкретных исследований совместной деятельности людей не могут быть до конца объяснены на осно­ве известных концепций психологии познания и психологии тру­да. В них опускается важнейший момент общественной жизни - взаимодействие одного человека с другим, изучаемое в основном социальной психологией. Нужно подчеркнуть, что именно соци­ально-психологические факторы максимально мобилизуются для осуществления глубоких преобразований в стране.

В связи с этим проблема общения выдвигается на передний план в психологической науке; особое внимание уделяется при этом вопросу функциональной характеристики общения. Теоретические и экспериментальные исследования этого во­проса раскрывают большое разнообразие функций общения, что свидетельствует о многокачественности этого феномена и в то же время об определенной логической неупорядоченно­сти в его истолкованиях. Каждый из исследователей акценти­рует внимание на отдельных функциях общения, оставляя в большинстве случаев без ответа вопрос об их классификации, из-за чего снижается теоретико-методологическая ценность научных разработок проблемы общения и становится затруд­нительной их практическая реализация. Кроме того, характе­ристика основных функций общения производится прежде всего в отрыве от анализа других функций человека как субъекта взаимодействия с другими людьми в совместной жизнедеятель­ности. Это приводит к потере объективированных оснований классификации, которые заключены в свойствах человека - исполнителя функций в совместной предметно-практической деятельности, а также к разрыву органического единства че­ловеческой деятельности и общения.

Продуктивная разработка проблемы классификации фун­кций общения содержится в трудах Б. Ф. Ломова. В них, по его собственной оценке, предпринята попытка пока еще не­полной классификации некоторых из основных функций об­щения, в частности выделены два ряда функций по разным основаниям. Первый включает три класса следующих функций:


364 Раздел VI. Психология общения

информационно-коммуникативную, регуляционно-коммуни-кативную, аффективно-коммуникативную; второй определя­ется по другой системе оснований и включает организацию совместной деятельности, познание людьми друг друга, фор­мирование и развитие межличностных отношений.

Однако остаются открытыми следующие вопросы. Во-пер­вых, исчерпаны ли ряды функций по их числу? Во-вторых, как-много может быть таких рядов? В-третьих, о каких основани­ях классификации может идти речь? В-четвертых, как различ­ные основания связаны между собой?

Если допустить, что все функции человека являются его функциями как субъекта психической деятельности, то по пер­вому вопросу можно сказать, что в число основных функций общения следует включить еще эмотивную, конативную и кре­ативную функции. Они рассматривались в работах Б. Г. Ана­ньева, Л. С. Выготского, В. Н. Мясищева, правда, не всегда с использованием этих терминов, поскольку в их работах на­званные функции затрагивались в связи с проблемой влияния общения на психическую деятельность и психическое разви­тие личности в целом. На наш взгляд, можно говорить о шести функциях: коммуникативной, информативной, когнитивной, эмотивной, конативной, креативной.

Эти функции в целом и каждая в отдельности получили бо­лее или менее удовлетворительное теоретическое объяснение как функции общения в трудах многих психологов, а также яви­лись предметом экспериментальных исследований как в совет­ской, так и в зарубежной психологии. В результате рассмотре­ния этих и некоторых других исследований субъекта общения напрашивается вывод о том, что все указанные функции транс­формируются в одну главную функцию общения -регилятор-ную, которая проявляется во взаимодействии человека с други­ми людьми. В этом смысле общение является механизмом со­циально-психологической регуляции поведения людей в их совместной деятельности. Основные шесть функций человека не теряют самостоятельного значения в процессе общения, и каждая из них может стать доминирующей в зависимости от содержательного контекста совместной деятельности.

Данные функции следует рассматривать в качестве одного из оснований для классификации всех других функций чело-


В. Н. Панферов. Классификация функций человека как субъекта... 365

века как субъекта общения. При этом важно отметить, что на­званные функции в теоретических воззрениях определялись как общие функции психической деятельности человека, ко­торые реализуются в субъектно-объектном взаимодействии человека с предметами естественной и искусственной среды. Поскольку эти функции имеют место и в процессах взаи­модействия человека с человеком, и. в процессах взаимодей­ствия человека с предметами, постольку их можно считать все­общими функциями в структуре целостного акта совместной деятельности.

В первом случае они выступают как основные функции субъекта общения, направленные на партнера, его физические и психологические качества, чтобы отрегулировать свое взаи­модействие с ним с учетом его и своих личностных особенно­стей. В этом смысле данный аспект взаимодействия приобре­тает характер социально-психологической деятельности, осо­бенность которой состоит во встречном влиянии партнеров друг на друга. Во втором - как функции субъекта предметной деятельности, направленные на вещественный объект, чтобы отрегулировать свои действия в соответствии с физическими свойствами объекта. В данном случае речь может идти всего лишь об уровне психических регуляций. Несмотря на каче­ственные различия этих аспектов взаимодействия, между ними в целостной структуре совместной деятельности устанавлива­ются отношения взаимосвязи при решении практических задач. Каждый из аспектов взаимодействия имеет содержание, соотнесенное со всеобщими функциями совместной деятель­ности, связанными с социальными целями, где человек вы­ступает в роли субъекта общественно-трудовой деятельности. В этом аспекте проявляются социальные особенности функ­циональных характеристик человека.

Следовательно, ответ на второй и третий вопросы предпо­лагает определение еще трех рядов функций в структуре че­ловека как субъекта общения. Речь должна идти о свойствах человека, которые включаются в процесс общения в виде пси­хических отправлений как функции мозга, социально-психо­логических явлений как функции человеческих взаимоотно­шений, социальных проявлений человека как функций обще­ственно-трудовой жизнедеятельности.


366 Раздел VI. Психология общения

Таблица 6.1 Классификация функций человека как субъекта общения

Основные Коммуни- Информа- Когни- Эмотив- Конатив- Креатив-
функции кативные ционные тивные ные ные ные