Подготовка к зачетам, экзаменам и сдача их. Как сдать устный зачет без подготовки

Анекдот о том, что студент за ночь может выучить китайский, стал бояном едва ли не при наших прадедах. И хотя далеко не все студенты, готовясь к экзаменам, выбирают стратегию спринтера, всё равно именно образ бедолаги, втискивающего учебник в черепушку в ночь перед экзаменом, доминирует в массовом представлении о сессии.

Подготовиться за ночь – это своеобразный акт студенческой доблести, акт бравады. Всё равно, что слопать кастрюлю макарон без соуса и масла. Студент должен быть голодным и об экзамене вспоминать накануне оного! На самом деле, конечно, студенческая жизнь не так экстремальна, но спринтеров на любом факультете хватает.

Откуда они берутся? Значительная часть спринтеров – бездельники и халявщики. Но немало и прирождённых спринтеров-дедлайнщиков, которые умудряются сдавать экзамены на «отлично». Психологи говорят, что у этих хомо сапиенсов сильна импульсоидная составляющая темперамента. Их подстёгивает адреналиновый кнут.

Кстати, если уже чем и хороша спринтерская стратегия подготовки к экзамену (при всех её многочисленных недостатках) – так это тем, что не нужно специально работать над мотивацией, как или . И так адреналина выше крыши.

Итак, как же оптимизировать процесс подготовки к экзаменам, если вы прирождённый (или вынужденно им ставший) спринтер? Как подготовиться к экзамену за день? За сутки? Или даже за ночь?

16 советов по подготовке к экзамену неисправимому спринтеру

  1. Нужно поспать! Звучит смешно, особенно если вы собираетесь просидеть за учебниками и лекциями всю ночь. Тем не менее, мы абсолютно серьёзны. Если вы вспомнили об экзамене не в полночь перед оным, а чуть пораньше, подготовьтесь к спринтерскому забегу качественным отдыхом. Вернувшись с вечеринки, готовиться к экзамену гораздо сложнее.

Не забывайте также о том, что именно сон – наш главный помощник в закреплении информации в долгосрочной памяти. Наверняка вы слышали о примете – мол, засыпать перед экзаменом надо с учебником под подушкой. У этой приметы – мощный психологический базис. Поэтому лучше всего готовиться к экзамену днём, а ночью выспаться и закрепить изученное.

Если же вы всё-таки готовитесь к экзамену ночью, поспите утром 1,5 или 3 часа. Это поможет активизировать процессы «утрамбовывания», усвоения информации. Почему именно 1,5 или 3 часа? Потому что . Проснуться легче, отдых качественней.

  1. Не менее важная задача – не заснуть! В процессе подготовки. Кофе, чёрный шоколад – классика ночных предэкзаменационных бдений. Интересно, что капучино, латте или обычный кофе с молоком или сгущёнкой работают даже лучше эспрессо, так как стимулируют не только кофеином, но и мощной дозой углеводов.

Энергетиками постарайтесь не злоупотреблять, всё-таки эти редбуллы вредны для организма. Но если решили подстёгивать себя энергетиками – тогда уж не пейте кофе, что-то одно. То же самое касается «Кока-Колы»: смешав её с кофе, вы рискуете оказаться с инфарктом в больнице, а не на приёме у экзаменатора. Или – или.

Стоит ли стимулировать мозг лекарственными средствами? Разве что элеутерококком, женьшенем и безопасными ноотропами («Глицином», «Пирацетамом», которые продаются в аптеке без рецепта). Но проблема в том, что эти средства нужно принимать курсами, эффект будет заметен через 2 – 3 недели. На просторах интернета можно встретить такой совет: мол, если вы решили подготовиться к экзамену за 1 день или за ночь, слопайте пару таблеток «Глицина». Так вот, если вы никогда до этого не принимали данный препарат – экспериментировать не стоит. Можно получить обратный эффект:

  1. Что есть во время спринтерской подготовки к экзамену? Орехи – лучшая дозаправка. Отличный перекус для студиозуса, погружённого в учение – бутерброд из цельнозернового хлеба, мёда и орехов. Хорошо подходят для перекусов бутеры с лососем и авокадо. Ещё один вариант – бутерброды с благородным сыром (с плесенью), мёдом и грушей/виноградом.

Если готовитесь к экзамену днём, обязательно начните этот день с полезного энергетического завтрака (это запустит обменные процессы и заставит мозг работать эффективней). Обеды и ужин должны давать энергию, но не быть плотными и жирными: иначе будет клонить в сон.

  1. Отдыхайте! Да-да, нужно давать себе немного отдохнуть, даже если у вас на подготовку к экзамену есть всего 8 – 12 часов. В течение каждого часа выделяйте 5 – 10 минут на отдых:
  • Медитацию, дыхательную гимнастику – отличные методы для снятия стресса и повышения концентрации.
  • Растяжку и/или полноценную физкульт-разминку – это поможет снять напряжение в мышцах, активизирует приток крови к мозгу.
  • «Обнуление мозга» – пятиминутное ничегонидуманье (если боитесь заснуть, ставьте будильник).
  1. Обязательно спрячьтесь под «стеклянный колпак». Готовьтесь к экзамену в спокойной обстановке, по максимуму исключите внешние раздражители. Естественно, вырубите всякие скайпы, аськи и тому подобное.

Как лучше изучать материал, чтобы подготовиться к экзамену за день?

А теперь перейдём к методикам и технологиям утрамбовывания в серое вещество всех тех знаний, которые нужно было туда впихнуть в течение семестра.

  1. Какие вопросы учить первыми? Тактику придётся выбирать с учётом обстоятельств:
  • Если в течение семестра вы уже приобрели какие-то знания – начинайте учить экзаменационные вопросы, о которых вы уже имеете представление. Это подготовит почву для изучения взаимосвязанных тем.
  • Второй вариант – поступательно двигаться строго по логике изучаемых тем. Этого принципа стоит придерживаться в тех случаях, когда каждая последующая тема базируется на предыдущих.
  • Если вы – приверженец мнемотехнологии «Дом» («Чертоги разума») , есть смысл учить билеты друг за дружкой, «расставляя» информацию в каждой новой комнате и навешивая на дверь табличку с номером билета («дом» вполне может быть и «отелем»).
  • Самые сложные вопросы лучше оставить на закуску, обязательно выделив для них достаточно времени, а лёгкие – выучить первыми.
  • Впрочем, есть и противоположное мнение – сложное надо учить первым, пока концентрация и энергия на пике.

Пожалуй, выбор тактики – штука индивидуальная… Главное – быть последовательным, а не метаться от билета к билету!

  1. Подозреваете, что не успеете выучить все вопросы? Не стоит играть в рулетку, надеясь, что попадётся нужный билетик. Целесообразней поступить так: идеально (ну, или хотя бы более-менее) выучить первые вопросы каждого билета. А по вторым – пройтись слегка. Бодрое начало обеспечит вам благоволение преподавателя. Даже если вы будете во втором вопросе «плавать», шансы сдать экзамен на приличную оценку весьма неплохи.
  1. Что делать, если у вас нет информации по каким-то экзаменационным билетам? Самое главное – выяснить это в самом начале вашего спринтерского забега. В этом случае есть шанс найти студлансера, который за несколько часов ночных бдений подготовит для вас ответы и/или шпоры. Возможно, нужную информацию удастся получить от однокурсника, который вышлет её по электронке. Поэтому начинайте подготовку к экзамену с обзора экзаменационных вопросов и источников знаний.
  1. Ограничьте поступление информации по каждому вопросу. Досконально вникнуть в изучаемые темы не удастся, поэтому очень важно, чтобы вся изучаемая информация была по делу, изложена кратко и структурировано. Короткий ответ вместо главы учебника – вот что нужно спринтеру, у которого на изучение одного вопроса всего 10 – 30 минут. Где брать такие ответы на экзаменационные вопросы? Просить у старшекурсников качественные шпоры, заказывать ответы на экзаменационные билеты у студлансеров.
  1. Не зацикливайтесь на отдельных вопросах. Не позволяйте себе тратить на один вопрос 2 – 3 часа. Устанавливайте таймер, это мобилизует.
  1. Ваша задача – понимание, а не запоминание. Старайтесь понять то, что изучаете, чтобы своими словами рассказать на экзамене (а в крайнем случае – домыслить). Находите логические связи между изучаемыми блоками информации. Кстати, самые успешные спринтеры – эрудиты и логики с хорошо подвешенными языками, способные на минимальной информационной базе создать полноценный ответ.
  1. Массив информации по каждому вопросу сведите до нескольких тезисов. Структурируйте и упрощайте! Создайте информационный «концентрат», на базе которого будете отвечать. Каждый тезис – упаковка с «концентратом», тянущая за собой развитие мыслей, ассоциаций, логических построений.

Именно тезисы есть смысл пробежать глазами за час до экзамена. Именно в тезисах следует готовить шпаргалки.

Одна из тезисных технологий подготовки к экзамену и вообще к любому выступлению – метод трёх предложений . Вместите в них самое главное: проблему, главную мысль, заключительный вывод.

  1. Для запоминания точной информации (дат, формул, правил, определений и т. д.) используйте методы мнемоники. Хорошо зарекомендовали себя метод ассоциаций и уже упомянутый метод «Дома» («Чертогов разума»).
  1. Вооружитесь ручкой. Мелкая моторика активизирует работу мозга, включая процессы запоминания. В процессе изучения материала стройте схемы, хронологический линии, нейронные карты. Всё это, кстати, может стать основой для составления шпаргалок.
  1. При изучении материала делайте упор на свой вид памяти : зрительную, слуховую или кинетическую.
  1. Готовьтесь вдвоём, втроём. Проговаривайте темы, объясняйте их друг другу. (Эта технология не позволит вам сачковать – естественно, в том случае, если товарищи тоже настроены на учёбу; с «саботажниками» лучше это предприятие не затевать).

Кстати, автор этой статьи именно с помощью этого метода за 8 часов на «отлично» подготовился к экзамену, о котором вспомнил где-то около полуночи. После Дня Рождения. В общаге. С верными друзьями. С бокалом шампанского в одной руке, куском торта – в другой, и с учебником на коленях

Есть, что вспомнить!

Конечно, возможно, что вам очень повезет и преподаватель автоматом аттестует всю группу. А если нет? При катастрофическом отсутствии времени и недостатке гениальности поможет рациональное мышление и предприимчивость.

Как готовиться к зачету, если знаний и времени мало, а выучить нужно много

Не вздумайте потратить остаток кофе и благословенное время сна на объемного учебника: к утру вас покинут те отрывочные , которые имелись. Все, что нужно, – сделать закладки с номерами билетов. Затем можно прогуляться по свежему воздуху, но не слишком долго: перед зачетом следует хорошенько выспаться.

Сдать зачет, не выучив билеты, очень просто

Придя на , пропускайте одногруппников вперед. У тех, кому повезло зачет, а также у тех, кому не посчастливилось сдать его, интересуйтесь не только настроением преподавателя, но и номером билета. Помечайте закладки с номерами вытянутых билетов. Как правило, экзаменационных билетов не слишком много – по 1–2 на каждого студента.

Обычно в кабинете вместе с преподавателем находится не более пяти человек. Когда в коридоре вы останетесь впятером, разделите оставшиеся между собой и напишите шпаргалки к каждому из них. Двадцати минут на это вполне хватает.

Успешно сдать зачет всей пятерке поможет взаимовыручка

Когда первый из оставшихся пятерых человек заходит в кабинет, он не должен плотно закрывать за собой дверь. Вытащив билет, студент произносит его номер вслух, громко и четко, так, чтобы оставшимся за дверью было слышно. Если ответы на вопросы в билете он готовил сам, не . В этом случае вполне успешно можно сдать зачет . Если шпаргалку к вытянутому билету писал кто-либо из одногруппников, он заходит в кабинет следующим и передает написанное тому, кто зашел перед ним. Само собой разумеется, что номер своего билета он также называет громко и четко. После ответа первый из пятерки выходит в коридор и отдает неиспользованные шпаргалки оставшимся. И так до последнего студента. Просто и эффективно. Попробуйте!

Источники:

  • как сдать зачет экзамен

Многим школьникам и студентам очень сложно проходить различные проверочные испытания, в том числе и зачеты . Виноваты здесь стресс, страх, неправильная организация подготовки к проверочной работе и незнание нюансов правильного поведения непосредственно во время сдачи зачета.

Инструкция

Повторите все темы и исторические даты, которые будут присутствовать в вопросах зачета. Даты и соответствующие события выпишите на отдельный лист – это поможет вам быстрее их запомнить. Подготовку к зачету чередуйте с отдыхом, меняйте виды деятельности, это способствует лучшему запоминанию.

Не сидите всю ночь за повторением материала, ничего хорошего это не даст. Вы не выспитесь, да и выучить все за одну ночь нереально. Лучше внимательно почитайте и учебник перед сном, информация полученная в это время прочно усваивается мозгом.

Приходите на зачет пораньше. Если форма его проведения такова, что учащиеся заходят в кабинет по одному - не идите в последних рядах, на ходу повторяя недоученные вопросы. От этого в ваших мыслях будет только сумятица, да и уставший

Сбор информации

От правильной подготовки к экзамену или зачёту зависит, как вы его сдадите. Никто не будет утверждать обратное, потому что это факт. Существуют, конечно, счастливчики, для которых экзамены - не проблема, заболтают любого до полусмерти. Но не все же такими родились, поэтому абсолютному большинству придётся серьёзно и основательно подготовиться.

Нужно узнать точно, где и когда будет проходить это серьёзное мероприятие. Взять на кафедре билеты для подготовки, не забыть сделать себе ксерокс. После этого вам придётся обложиться всеми учебниками и конспектами, которые подходят и рекомендованы преподавателем, вооружиться карандашом и вопросами по билетам. Каждый найденный ответ помечаете у себя в билетах, указываете страничку и книгу (конспект). В идеале за сутки кропотливой работы вы должны найти все интересующие вас ответы, а после этого предстоит продумать, как быть дальше с полученной информацией. Можно взять и медленно, но верно законспектировать в отдельную тетрадь все ответы на билеты в чёткой последовательности. За несколько дней, наверное, справитесь. Можно поступить по-другому, если вы живёте в общежитии, – распределитесь со своими соседями – так у вас дело пойдёт быстрее, и к изучению билетов можно приступить на пару дней раньше.

Как лучше учить

Учить нужно так, чтобы вам не мешали ни громкая музыка, ни шумные соседи. Для этого можно запастись собственными наушниками.
Вы сами выбираете время, когда вам лучше даётся изучение, потому что некоторым легко всё запоминается утром, а кому-то вечер и ночь - самое предпочтительное время суток. Тишина, никто не мешает.
Запомните, что во время глубокого погружения в билеты не рекомендуется заниматься ещё какой-то деятельностью, кроме как отдыхать. Нельзя перегружать мозг, поэтому потребность в отдыхе не просто остаётся, а возрастает.
Для лучшего усвоения материала рекомендуется чертить какие-то графики, таблицы, облегчающие процесс запоминания, а также есть шоколад и орехи. Кроме шоколада с орехами, нужно не забывать о том, что голодный желудок тоже может отвлекать от усиленной работы, поэтому побеспокойтесь о нём заранее.
Если живете самостоятельно, запаситесь полуфабрикатами, чтобы вам не пришлось подолгу готовить себе еду.
Научитесь правильно распределять время. Например, два часа поучили – час отдыхаете, занимаетесь собой или нехитрыми домашними делами. Даже в период сессий постарайтесь соблюдать привычный режим дня, потому что для организма будет стрессом, если вы вдруг перестанете спать ночами, а будете сидеть и зубрить.

Повторенье – мать ученья

Можете даже написать шпаргалки: если ими и не воспользуетесь, то всё равно лишний раз повторите то, что учили. Повторенье – мать ученья. Некоторым очень хорошо помогает запоминать ролевая игра – учитель-ученик. Это означает, что ваш друг по несчастью рассказывает вам ответ на билет, а вы внимательно слушаете и его исправляете. Потом вы меняетесь ролями. Если такого напарника нет, то можно выбрать своё отражение. Сядьте около зеркала и уверенно, улыбаясь собственному отражению, говорите нужный текст. Такое упражнение способствует и формированию уверенности в себе.

В день экзамена или зачёта

В день экзамена постарайтесь быть выспавшимся, чистым, выбритым. В общем, приведите себя в порядок, а потом только идите на экзамен или зачёт. Причёска и костюм также играют немаловажную роль для успеха на этом мероприятии, так что вы должны выглядеть презентабельно, а не как измученная скаковая лошадь. Проверьте, всё ли взяли, обязательно посмотрите, с вами ли зачётка, ручка и другие сопутствующие предметы. Не употребляйте перед этим никаких успокоительных средств, они могут сыграть злую шутку и так успокоят, что вы не сможете сосредоточиться и получить заслуженную оценку. Если вдруг решили, что без шпаргалок вам не обойтись, то проследите, чтобы они у вас были надёжно закреплены и не выпали в самый неподходящий момент. Улыбнитесь себе напоследок и идите покорять вершину, то есть преподавателя своими совершенными знаниями.

Психологический настрой

Перед экзаменом настройтесь на то, что вы его сдадите, потому что этого достойны. Кто столько готовился? Конечно же, вы. Кто достоин оценки «отлично»? Тоже вы. Так идите и возьмите то, что вам причитается. Преподаватель для вас не должен ассоциироваться с Цербером, потому что и в его интересах, чтобы студенты показали приличный балл. Но, если у вас с экзаменатором на протяжении курса сложились натянутые отношения, приготовьтесь к тому, что вам будут задаваться дополнительные вопросы. Пусть эти вопросы вас не выбивают из колеи – часто ответ на них расценивается как дополнительный плюс, который вам поможет заработать хорошую оценку.

Как нужно отвечать

Когда заходить на экзамен или зачёт, вообще не принципиально. Но, когда бы вы ни зашли, будьте уверенными, и при подготовке к ответу постарайтесь вспомнить всё, что может вам помочь получить желаемую оценку. Все свои мысли записывайте, проставляйте номера, чтобы при ответе не запутаться, что за чем нужно будет сказать. Как только всё записали, почитайте то, что получилось, и постарайтесь мысленно воспроизвести предполагаемый ответ. Присмотритесь и прислушайтесь к отвечающим. Если вы заметили, что однокурсник, после которого вам отвечать, тараторит, боясь всё забыть, то вы должны построить свой ответ в спокойном размеренном темпе. Если отвечающий медленно подбирает слова, всё говорит монотонным голосом, то вы, для лучшего эффекта, постарайтесь отвечать в ускоренном темпе и более живо. Создайте приятный контраст. Начинайте отвечать, если можно, с того вопроса, который лучше знаете. Если экзаменатору понравится ответ, то он может несознательно помогать вам в затруднительном вопросе. Не молчите, не создавайте неловкие паузы. Можете ту же самую мысли повторить по второму разу в виде обобщения. Выводите преподавателя на беседу, и, может быть, он невольно подскажет вам ход дальнейшей мысли. Улыбайтесь.
Никто за вас не сможет подготовиться к экзамену или зачёту, потому что сдавать его вам. Необходимо, чтобы вы поняли – к этим формам контроля лучше всего готовиться заблаговременно, потому что так можно получить отличный результат со стопроцентной уверенностью. Ну, а если у вас нет возможности много времени этому уделять, то полагайтесь на своё везение и удачу. Удача любит везунчиков. Удачи всем на сессии!

Все мы разные, поэтому и стратегии подготовки к экзамену у нас будут отличаться. Отталкивайтесь от своих индивидуальных особенностей. Если вы аудиал, читайте учебники и конспекты вслух, если кинестетик - пишите по своим конспектам и составляйте план ответа.

Ещё один эффективный метод - карта мыслей. Это отличный способ структурировать информацию, освежить знания и быстро вникнуть в суть предмета даже спустя продолжительное время. Подробнее о том, как составлять ментальные карты и как работать с ними, мы рассказывали .

Какие вопросы учить первыми? Если в течение семестра вы неплохо разобрались в предмете, приступайте к вопросам, о которых имеете хоть какое-то представление.

Если каждый новый блок нельзя понять без предыдущего, то вариант один: учите всё строго по порядку.

Также имеет смысл начинать со сложных вопросов, выделяя достаточно времени на их изучение. Лучше разобраться с ними, пока вы не устали и не потеряли концентрацию. Лёгкие вопросы оставляйте на потом.

И будьте последовательны. Придерживайтесь выбранной стратегии, даже если начинаете паниковать с приближением экзамена.

Стремитесь к пониманию, а не запоминанию

Вникайте в билет, а не старайтесь его вызубрить. Заучивание - заведомо проигрышная стратегия, которая к тому же отнимает больше времени. Находите логические связи в вопросах, придумывайте ассоциации.

Конечно, в каждом предмете есть информация, которую нужно знать наизусть: даты, формулы, определения. Но даже их запоминать легче, если вы понимаете логику.

На рассказывайте материал своими словами, домысливайте, чтобы ответ был более развёрнутым.

Методика «3–4–5»

Хороший метод, когда к экзамену нужно подготовиться за короткий промежуток времени. Потребуется всего три дня, но работы предстоит много. Каждый день нужно прорабатывать весь материал, но на разном уровне, постоянно углубляясь.

В первый день вы прочитываете весь свой конспект или методичку, чтобы знания по предмету, грубо говоря - втянуться. Условно считаем, что вы уже можете сдать экзамен на тройку.

Во второй день разбираетесь с теми же вопросами, но уже по учебнику, чтобы узнать больше деталей и тонкостей. Если вы готовитесь старательно, можете уже рассчитывать на четвёрку.

В последний день вы доводите свои ответы до идеала: повторяете, заполняете пробелы, запоминаете. После третьего дня вы готовы сдать экзамен на отлично.

Два дня на изучение, один на повторение

Система очень простая: весь материал нужно разбить на две одинаковые части и выучить его за два дня. Третий день целиком уделяется повторению.

Ставьте ограничение по времени

Вникать в каждую тему можно бесконечно долго, поэтому не старайтесь запомнить все тонкости. Из большой главы в учебнике выделяйте главные мысли: структурированный материал небольшого объёма воспринимать легче.

В мы делили все билеты между одногруппниками и каждый готовил краткий конспект по своей части. Если в вашей группе взаимопомощь не развита, можно попросить материалы и шпаргалки у студентов старших курсов.

Не застревайте

Если чувствуете, что слишком долго сидите над одним вопросом, пропускайте его. Лучший мотиватор при подготовке - таймер. Решите, сколько времени вы можете уделить одному билету, например 30 минут, и по истечении срока переходите к следующему. Выделите несколько часов перед экзаменом, чтобы разобраться с пропущенными вопросами.

Составьте план ответа на билет

Любой, даже самый обширный вопрос можно описать в нескольких словах. При этом каждый тезис должен вызывать ассоциации.

Такой план можно быстро просмотреть перед экзаменом, чтобы настроиться на рабочий лад. Известен метод трёх предложений: выписывайте по каждому вопросу проблему, главную мысль и вывод.

Изучение зависит от предмета

Индивидуальные особенности есть не только у вас, но и у изучаемого предмета. Например, точные науки - , физика - требуют практики. Для гуманитарных наук важно умение перерабатывать большие объёмы информации, запоминать даты, имена, определения.

Но, повторюсь, к изучению любого предмета нужно подходить активно: вникать в вопрос и стремиться к пониманию.

Важен и формат экзамена. Если вы готовитесь к устному экзамену, проговаривайте свои будущие ответы вслух. Моя любимая тактика - пересказывать материал кому-нибудь из домашних или, когда они не проявляют энтузиазма, самой себе перед зеркалом. Ещё лучше, если кто-то будет не просто вас слушать, но и задавать вопросы, когда что-то непонятно.

Если готовитесь к тестированию, стоит прорешать десяток типовых тестов, выписать свои ошибки, повторить проблемные темы и прорешать всё снова.

Если экзамен письменный, нужно заранее продумать структуру ответа.

Готовьтесь вдвоём или втроём

Выпишите самые сложные, на ваш взгляд, темы - коллективный разум поможет разобраться с ними быстрее. Лучше кооперироваться с одногруппниками, которые настроены на учёбу, иначе подготовка к экзамену может перейти в обычную приятную встречу с дружескими разговорами.

Нет, это не значит, что шутить и отдыхать возбраняется. Просто не забывайте о главной цели собрания.


Viktor Kiryanov/Unsplash.com
  1. Делайте перерывы. Это поможет вам расслабиться и разложить новую информацию по полочкам.
  2. Выключите телефон, не заходите в социальные сети, не приближайтесь к телевизору. Если не можете справиться с искушением, почитайте о том, с отвлекающими факторами.
  3. Высыпайтесь.
  4. Не забывайте о еде: это даст дополнительные силы вашему организму. Однако переедать не стоит. Обычно после излишне плотного обеда начинает клонить в сон, и учиться совсем не хочется.
  5. Избегайте и негатива от других людей. Атмосфера во время занятий должна быть максимально благоприятной.
  6. Не слишком полагайтесь на шпаргалки и возможность списать. А если вы не умеете хорошо списывать (согласитесь, это тоже нужно уметь), не стоит даже начинать.
  7. Обустройте место для занятий: светлое, комфортное, со всеми необходимыми материалами под рукой. Кровать не самый подходящий вариант: велика вероятность заснуть на скучной теме.
  8. Делайте маркированные списки: их легче запоминать.
  9. Отвлечься и размять затёкшие за время длительного сидения мышцы помогут занятия спортом. Кроме того, во время бега, езды на велосипеде или подобной физической активности можно не спеша поразмышлять над сложными вопросами.
  10. Если чувствуете, что не настроены на учёбу, начните с темы, которая кажется вам наиболее интересной. Это поможет войти в колею.
  11. Ходите вечером . Во время подготовки нервы обычно на взводе, поэтому нужно немного расслабляться.
  12. Составьте чёткий план подготовки.

Тесты по литературе

1. Кого из русских писателей-классиков называли «Колумбом Замоскворечья»?

2. А.Н.Островский начал учебу:

а) на юридическом факультете Московского университета

б) на филологическом факультете Московского университета

в) в Царскосельском лицее

г) на филологическом факультете Казанского университета

3. Какое из произведений Островского современники называли «купеческими «Мертвыми душами»?

4. Первоначальное название пьесы «Свои люди – сочтемся»:

а) Бедность не порок

б) Волки и овцы

в) Банкрот

5. Противник театральных нововведений Островского, предполагавших отреченность актера от своей личности:

а) Станиславский

б) Щепкин

в) Немирович-Данченко

г) Мейерхольд

6. Известный фильм Эльдара Рязанова «Жестокий романс» - экранизация пьесы…

б) Свои люди – сочтемся

в) Бесприданница

г) Без вины виноватые

7. Известный театральный деятель С.А.Юрьев об одной из пьес Островского сказал: «…не Островский написал, … Волга написала». Какую пьесу он имел в виду?

8. Малая родина И.С.Тургенева – город…

б) Воронеж

9. Родовое имение Тургенева - …

а) Щелыково

б) Шахматово

в) Спасское-Лутовиново

г) Малые Сорочинцы

10. О каком рассказе Тургенева, впоследствии вошедшего в цикл «Записки охотника», Белинский сказал: «Не удивительно, что маленькая пьеска эта имела такой успех: в ней автор зашел к народу с такой стороны, с какой до него к нему еще никто не заходил»?

а) «Бежин луг»

б) «Хорь и Калиныч»

в) «Бирюк»

г) «Касьян с Красивой мечи»

12. «Прежде молодым людям приходилось учиться; не хотелось им прослыть за невежд, так они поневоле трудились. А теперь им стоит сказать: все на свете вздор! - и дело в шляпе. Молодые люди обрадовались. И в самом деле, прежде они просто были болваны, а теперь они вдруг стали нигилисты». Какому герою принадлежит это известное высказывание?

а) Николаю Петровичу Кирсанову

б) Павлу Петровичу Кирсанову

в) Аркадию

г) Базарову

13. Кому посвятил И.С.Тургенев роман «Отцы и дети»?

Чей это портрет?

14. «Длинное и худое, с широким лбом, кверху плоским, книзу заостренным носом, большими зеленоватыми глазами и висячими бакенбардами песочного цвету, оно оживлялось спокойной улыбкой и выражало самоуверенность и ум».

15. «На вид ему было лет сорок пять: его коротко остриженные седые волосы отливали темным блеском, как новое серебро; лицо его, желчное, но без морщин, необыкновенно правильное и чистое, словно выведенное тонким и легким резцом, являло следы красоты замечательной; особенно хороши были светлые, черные, продолговатые глаза»

16. «Это была молодая женщина лет двадцати трех, вся беленькая и мягкая, с темными волосами и глазами, с красными, детски пухлявыми губками и нежными ручками. На ней было опрятное ситцевое платье; голубая новая косынка легко лежала на ее круглых плечах».

17. Вспомните известное диалогическое противостояние Павла Петровича Кирсанова и Евгения Базарова. Как называется резкое противопоставление различных жизненных позиций/явлений в художественном произведении?

18. Какой русский писатель был приговорен судом к гражданской казни?

19. Парадоксально, но философско-утопический роман государственного преступника, арестанта Петропавловской крепости, прошел через две строжайшие цензуры и получил добро на выход в свет. Назовите это произведение и его автора.

20. Соедините имена и отчества известных русских писателей с их фамилиями.

а) Федор Иванович 1) Белинский

б) Александр Николаевич 2) Чехов

в) Иван Сергеевич 3) Толстой

г) Николай Гаврилович 4) Достоевский

д) Николай Алексеевич 5) Фет

е) Афанасий Афанасьевич 6) Салтыков-Щедрин

ж) Алексей Константинович 7) Тютчев

з) Михаил Евграфович 8) Лесков

и) Федор Михайлович 9) Толстой

к) Лев Николаевич 10) Некрасов

л) Николай Семенович 11) Чернышевский

м) Антон Павлович 12) Островский

н) Николай Александрович 13) Тургенев

о) Виссарион Григорьевич 14) Добролюбов

21. «На заре ты ее не буди,

На заре она сладко так спит;

Утро дышит у ней на груди,

Ярко пышет на ямках ланит.»

б) размер

22. Родной город А.П.Чехова

а) Рязань

б) Красноярск

г) Таганрог

23. М.Горький однажды сказал: «Знаете, что Вы делаете? Убиваете реализм… Дальше Вас никто не может идти по сей стезе, никто не может писать так просто о таких простых вещах, как Вы это умеете. После самого незначительного Вашего рассказа – все кажется грубым, написанным не пером, а точно поленом». К кому он обращался?

а) К Чехову

б) К Достоевскому

в) К Толстому

г) К Куприну

24. Вот парадный подъезд. По торжественным дням,

Одержимый холопским недугом,

Целый город с каким-то испугом

Подъезжает к заветным дверям

Перед вами отрывок из известного стихотворения русского поэта 19 века.

25. Известно, что фамилия «Фет» известного русского поэта – псевдоним. Укажите настоящую фамилию этого автора.

26. Этот классик отечественной литературы был лишен права носить русскую фамилию отца и лишился всех привилегий, связанных со званием дворянина. С целью возвращения дворянского звания, он поступает на службу. Однако военный чин, дающий на это право, всякий раз, по мере продвижения по службе, повышался в своем ранге. Лишь на закате дней этому поэту удалось возвратить дворянское звание и утраченную фамилию отца. Назовите этого автора.

27. Прочитав стихотворение этого поэта о весне – «Еще майская ночь» - Л.Н.Толстой воскликнул: «И откуда у этого добродушного толстого офицера берется такая непонятная лирическая дерзость, свойство великих поэтов?» О ком он так сказал?

а) О А.А.Фете

б) О Ф.И.Тютчеве

в) О А.Н.Майкове

г) правильных ответов нет

28. В XIX веке на литературной арене появляется некто Козьма Прутков, поэт-чиновник, самодовольный и тупой, добродушный и благонамеренный, судящий обо всем с казенно-бюрократической точки зрения. Кто скрывался под этим псевдонимом?

1. А.Н.Островского

3. «Свои люди – сочтемся»

7. «Грозу»

11. И.С.Тургенев, «Отцы и дети», Евгений Базаров

13. В.Г.Белинскому

14. Евгений Базаров

15. Павел Петрович

16. Фенечка

17. Антитеза

18. Н.Г.Чернышевский

19. Н.Г.Чернышевский «Что делать?»

21. а) А.А.Фет

б) дактиль

олицетворение

анафора (единоначатие)

24. а) Н.А.Некрасов

б) анапест

метонимия

25. Шеншин

26. А.А.Фет

28 А.К.Толстой и его двоюродные братья Жемчужниковыпе