Профилактическая деятельность педагога. Особенности профилактической деятельности социального педагога. Технология социально-педагогической профилактики и коррекции

  • ВВЕДЕНИЕ
  • 1. Технология социально-педагогической профилактики и коррекции
  • 2. Готовность педагогов к осуществлению первичной профилактической деятельности употребления психоактивных веществ
  • Заключение
  • Литература
ВВЕДЕНИЕЛюбая научная отрасль должна вырабатывать свои, специфические инструментальные механизмы взаимосвязи с практикой, оказывать влияние на развитие практики. Социальную педагогику мы относим к ряду наук, имеющих Деятельностный характер такого механизма. Опираясь на знания ряда других наук, отечественная социальная педагогика владеет достаточно отработанным на практике механизмом влияния на социальные отношения, к качестве которого выступает социально-педагогическая деятельность (СПД), имеющая свою специфику, характерную именно для социальной педагогики как самостоятельной отрасли научного знания.Под СПД понимают деятельность, которая направлена на решение задач социального воспитания и социально-педагогической защиты.Социальный педагог -- кто он такой? Попробуем разобраться. В большинстве зарубежных стран это очень уважаемая должность. Ее занимают специалисты, имеющие хорошую подготовку по педагогике, психологии, социальной работе. Сфера деятельности социального педагога -- социум как ближайшее окружение личности, человеческие отношения, социокультурные условия развития.

Цели деятельности социального педагога -- содействие саморазвитию личности, организация профилактической работы и защита прав ребенка.

Одним из основных направлений деятельности социального педагога является профилактическая деятельность, в том числе профилактика правонарушений, девиантного поведения детей и подростков, в том числе алкоголизма, наркомании, курения, ранних интимных связей. Пропаганда здорового образа жизни.

Целью данной работы является изучение особенностей профилактической деятельности социального педагога.

1. Технология социально-педагогической профилактики и коррекцииТехнология - основная задача - разработка и реализация устойчивых алгоритмов деятельности, способов той деятельности, относительно независимых от соответствующей деятельностной ситуации. Профилактика - научно обоснованные предпринимаемые действия, направленные, на предотвращение возможных физических, психологических или социо-культурных коллизий у отдельных индивидов групп риска, сохранение, поддержание и защиту нормального уровня жизни и здоровья людей, содействие им в достижении поставленных целей и раскрытие их внутренних потенциалов. Часто первичная профилактика требует комплексного подхода, который приводит в действие системы и структуры, способные предотвратить возможные проблемы или решить поставленные задачи. Профилактическая деятельность, осуществляемая на уровне государства через систему мер повышения качества жизни, минимизацию факторов социального риска, создание условий для реализации принципа социальной справедливости, называется социальной профилактикой. Социальная профилактика создает тот необходимый фон, на котором более успешно осуществляются все другие виды профилактики: психологическая, педагогическая, медицинская и социально-педагогическая. Психолого-педагогическая профилактика -- это система предупредительных мер, связанных с устранением внешних причин, факторов и условий, вызывающих те или иные недостатки в развитии детей. Осуществляется на фоне общей гуманизации педагогического процесса. Успешность системы связана прежде всего со всеми субъектами педагогического процесса. При этом довольно часто нарушаются элементарные права ребенка, что предусматривает включение в" профилактическую работу систему мер по социальной защите детства. Профилактика предусматривает решение еще не возникших проблем. Поэтому ряд мер принимается задолго до их возникновения. Например, многие родители и учителя стремятся развивать активность ребенка, предоставляют ему свободу выбора, поощряют инициативу и самостоятельность, предупреждая тем самым социальный инфантилизм и пассивность. Другие профилактические меры принимаются непосредственно перед возникновением проблем. Так, при возникновении у ученика пробелов в знаниях, умениях и навыках по конкретному предмету учитель дает ему индивидуальные задания, дополнительно разъясняет материал, дает советы по организации домашнего учебного труда, предупреждая таким образом педагогическую запущенность или неуспеваемость ребенка. Третья группа профилактических мер принимается в отношении уже возникшей проблемы, но предупреждает возникновение новых. Например, педагог работает с отдельными поведенческими недостатками ребенка, профилактируя развитие негативных личностных свойств. Первые два подхода можно отнести к общей профилактике, а третий -- к специальной. Специальной профилактикой можно называть систему мер, ориентированных на решение определенной задачи: профилактика девиантного поведения, профилактика неуспеваемости, профилактика школьных страхов и т. п. Социально-педагогическая профилактика -- это система мер социального воспитания, направленных на создание оптимальной социальной ситуации развития детей и подростков и способствующих проявлению различных видов его активности. Исходя из понимания социальной ситуации развития, ее объективного (какой она реально является) и субъективного (какой она воспринимается и переживается) аспектов, социально-педагогическая профилактика направлена на изменение различных внешних и внутренних факторов и условий социального воспитания или перестройку их взаимодействия. Занимаясь этим видом профилактики, социальный педагог может направить свою деятельность на воспитательный микросоциум ребенка (педагоги, родители, группа сверстников), изменяя характер их отношения, воздействия на ребенка. Он также может воздействовать на его представления об окружающих и взаимоотношениях с ними и сопровождающие их переживания и изменять их. Наконец он может способствовать изменению позиции ребенка по отношению к социуму (содействие, противодействие, бездействие).2. Готовность педагогов к осуществлению первичной профилактической деятельности употребления психоактивных веществВ настоящее время "…первичная профилактика употребления психоактивных веществ является ключевым социальным заказом для Министерства образования Российской федерации… и это исходная базовая позиция для выстраивания всей антинаркотической профилактической деятельности…" (из доклада министра образования Филиппова В. М. на всероссийской конференции "Профилактика злоупотребления ПАВ детьми и молодежью").Определяя проблему злоупотребления ПАВ как имеющую эпидемический характер, специалисты, занимающиеся вопросами построения профилактических антинаркотических программ, указывают на необходимость комплексного подхода в решении данного вопроса. Одним из звеньев этой цепи является подготовка соответствующих педагогических кадров, которые способны предотвратить проявление и распространение аддиктивного поведения, используя формы и средства соответствующие возрасту и контингенту воспитуемых.При этом, несмотря на все имеющиеся предпосылки для того, чтобы первичная профилактическая деятельность осуществлялась педагогами, на данный момент существуют следующие данные о готовности педагогов к реализации профилактической работы:В ходе опросов (Ларионов В. Н., Салямова З. Р., г. Уфа) большинство педагогов внесли антинаркотическую пропаганду в число элементов здорового образа жизни. При анализе конкретного содержания отдельных вопросов по антинаркотической тематике выяснилось, что данная проблема понимается учителями на популярном уровне: весь спектр объяснений сводился к эмоциональной оценке ситуации в понятиях "хорошо - плохо".Анализ отзывов педагогов, прошедших обучающие семинары по профилактике на базе ЦППМСП Индустриального района г. Перми (2006-2008уч. г.) позволяет говорить о том, что к ведущим мотивам специалистов относятся познавательные (более чем у 50% участников), внешние (получение удостоверения участника семинара для повышения квалификационной категории, приказ администрации и т. д.). Остается спорным вопрос о формировании у педагогов собственной активной позиции в осуществлении профилактической работы.По данным опроса педагогов Московской области (Копочкина О. В.) проводить профилактические занятия с подростками в первую очередь, по их мнению, должны сотрудники специализированного центра и психологи, прошедшие специальную подготовку, себя педагоги поставили лишь на 4-е место.Таким образом, можно говорить о расхождении между представлениями педагогов о своих возможностях и реальным воплощением элементов антинаркотической пропаганды в учебно-воспитательном процессе. При этом нельзя не учитывать тот факт, что возможность реализации эффективной профилактической деятельности в школе зависит, прежде всего, от уровня подготовленности к этой деятельности педагогов.Согласно требованиям проекта отраслевого стандарта первичной профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде по отношению к работе с целевой группой педагогов и специалистов ОУ деятельность должна выстраиваться по следующим направлениям:Просвещение.Формирование технологического потенциала профилактической деятельности в образовательной среде.Разработка комплексной проектно - организованной программы профилактической деятельности в образовательной среде.Формирование условий развития профессионального потенциала для решения задач профилактики.Формирование актива и волонтерская деятельность.Мониторинг ситуации и мониторинг реализации профилактических мероприятий.В соответствии с нормативно-правовыми документами, регламентирующими профилактическую деятельность, работа с педагогами школы в рамках губернаторского проекта "Думая о будущем" (март - май 2006г.) строилась следующим образом:Овладение специфическими знаниями - обучающий семинар-практикум для педагогов "Современные методы профилактики СОЗ среди учащихся", рассчитанный на 8 часов.Тематика занятий:- лекция врача-нарколога "Признаки злоупотребления ПАВ. Действия педагога в случае обнаружения злоупотребления учащимися ПАВ";- психологический семинар-практикум "Способы вовлечения родителей в совместную деятельность по профилактике социально обусловленных заболеваний";- семинар-практикум "Формы и методы работы с группами учащихся разного возраста по профилактике СОЗ";- психологический семинар-практикум "Психологические механизмы формирования зависимости".Повышение профессиональной компетентности педагогов - тренинг профессиональной компетентности для педагогов "Ассертивность, профессиональное общение, эмоциональная саморегуляция", рассчитанный на 8 часов.Тематика занятий:- психологический семинар-практикум "Учитель и проблемы дисциплины";- семинар-тренинг "Целеполагание, планирование, эмоциональная саморегуляция педагога".Подготовка специалистов для педагогического профилактического актива осуществлялась в ходе областного фестиваля профилактических программ "Поколение плюс", семинара "Раннее выявление подростков, употребляющих наркотические вещества", "Социальная педагогика: проблемы и перспективы", конференции "Социально-педагогическая работа в школе: проблемы, возможности, перспективы".В результате работы по подготовке педагогов к осуществлению профилактики употребления ПАВ были получены следующие результаты:Возросла информированность педагогов по вопросам злоупотребления ПАВ и способам выявления учащихся, употребляющих психоактивные вещества. В начале обучения информированность педагогов составляла 79%, по окончании обучения этот показатель составил 87%.В ходе наблюдения в процессе обучения педагоги осознали актуальность и необходимость осуществления профилактической деятельности.Педагоги освоили некоторые групповые формы работы с детьми и родителями, получили разработки профилактических занятий с учащимися и методические материалы для родительских собраний, проявили готовность внедрения их в практическую деятельность по классному руководству.Педагоги осознали, что для достижения результатов необходима не только работа узких специалистов, а системная работа всех заинтересованных специалистов школы со всеми субъектами профилактики.С 83% до 78% снизилась оценка педагогами уровня своей готовности к осуществлению профилактической работы в школе. На наш взгляд, можно считать, что в ходе обучения произошла более реальная оценка специалистами своих знаний, умений, намерений в отношении профилактической деятельности. Педагоги осознали, что деятельность по профилактике употребления ПАВ должна быть системно организована, включать мониторинг эффективности, предполагает временные и интеллектуальные затраты.После обучения педагоги в меньшей степени стали использовать такую причину оправдания, почему они не занимаются профилактикой СОЗ, как нехватка времени; осознали, что многое в осуществлении профилактики зависит от их желания заниматься данным видом деятельности.Выводы по итогам работы по подготовке педагогов:Для формирования установок и выработки профессиональной позиции педагогов к проблеме профилактики необходима регулярная работа в течение как минимум одного года. Из-за ограниченности во времени реализации проекта, слитности мотивационного и деятельностного этапов не удалось в полной мере эффективно организовать деятельность в этом направлении. На наш взгляд, то содержание профилактической работы, которое предлагалось педагогам в ходе обучения, и сыграло роль мотивирующего фактора, хотя изначально предполагалось как обучающий материал.Анализ эффективности деятельности по обучению педагогов свидетельствует о необходимости разработки специальных мер по мотивированию, привлечению педагогов к сознательному сотрудничеству в области профилактики СОЗ. С целью повышения степени готовности специалистов ОУ к осуществлению профилактической деятельности, нами предлагается алгоритм деятельности, разработанный в рамках экспериментальной работы ЦППМСП.В соответствии со стандартом существует ряд тем, не освещенных в процессе обучающего семинара и тренинга, в частности: организация и проведение индивидуальной профилактической работы с учащимися и родителями, разработка профилактического мероприятия в рамках учебного предмета, продолжение изучения современных технологий профилактической работы и освоение технологии проведения профилактической дискуссии, проектирование социально-значимого культурного проекта, отслеживание эффективности профилактических мероприятий. Кроме этого, существует необходимость проведения педагогических советов по разработке раздела воспитательной программы ОУ по первичной профилактике злоупотребления ПАВ и оценке результатов профилактической работы в ОУ.Алгоритм деятельности по повышению готовности педагогов к осуществлению профилактической деятельности:I этап: до начала семинара (получение информации о семинаре потенциальными участниками до его проведения). Цель данного этапа - привлечение интереса будущих участников семинара, повышение уровня личной ответственности в предстоящей деятельности.II этап: во время проведения семинара (начальная и итоговая диагностика мотивации, знакомство с результатами диагностики, использование приемов формирования мотивации у участников семинара, участие в организации рефлексии). Цель - получение информации о структуре и динамике мотивации участников обучения, создание условий для осознанного выбора и обозначения роли педагогов в реализации профилактической деятельности.III этап: после проведения семинара (приглашение участников семинара на последующие мероприятия, организация совместных встреч участников семинара и обсуждение опыта работы; работа с администрацией ОУ - знакомство с данными диагностики мотивов работы педагогов по профилактике СОЗ, рекомендации по выработке и внедрению системы стимулов для дальнейшей работы участников семинара в профилактике СОЗ). Цель - создание условий для оказания поддержки и профессионального роста специалистов, занимающихся профилактической деятельностью, а также для практической реализации новых знаний и умений обучившихся специалистов.Данный алгоритм деятельности не может использоваться как самостоятельный, но, будучи встроенным, в общую систему обучения специалистов методам первичной профилактики в образовательной среде, способствует повышению готовности специалистов ОУ к осуществлению профилактической деятельности, а, следовательно, и общей эффективности деятельности.

Заключение

На современном этапе формирования и развития социальной работы приоритет закономерно отдан проблемам становления профессионализма социальных работников, расширения целостной сущности кадрового потенциала социальных служб и путей его усиления, подготовки и переподготовки различных категорий специалистов по социальной работе, социальных педагогов и практических психологов, социально-медицинских работников, реабилитологов и трудотерапевтов, социальных юристов и других специалистов.Профессиональная социальная работа специалистов различного профиля -- это адекватная реакция на сложившуюся в современной России непростую социально-экономическую и духовно-нравственную ситуацию, один из принципиально новых способов развития системы социальной защиты, способствующих реальному преодолению негативных последствий проведения реформ и более полному удовлетворению социальных потребностей различных категорий населения нашей страны.Востребованность такого подхода очевидна. В стране за последние годы созданы и функционируют тысячи государственных, муниципальных и негосударственных социальных служб. В отечественной и зарубежной литературе постоянно предпринимается попытка углубить представления о профессионально-этических качествах социальных работников, дать типологию личности специалиста. Требования к профессионально-этическим качествам социальных работников могут варьировать в зависимости от сферы реализации задач социальной работы и особенностей объектов социальной защиты населения.Совершенно очевидно, что такие социальные явления, как бедность, безработица, бездомность, бродяжничество, асоциальное поведение детей и подростков, девиантное поведение взрослых, проституция, сиротство, алкоголизм, инвалидность и др., являются важнейшими факторами, влияющими на характер деятельности специалиста и предопределяющими формирование необходимых профессиональных качеств.Литература1. Профессиональное мастерство работников социальных служб. Материалы 11-й Национальной конференции Ассоциации работников социальных служб. -- М.: Социальная работа, 1998.2. Семенов Г.С. Методика работы социального педагога. -- М.: Школьная пресса, 2007.3. Социальная педагогика / Под ред. В.Г. Бочаровой. -- М.: Владос, 2008.4. Социальная работа: теория и практика: Учеб. пособие/ Отв. ред. д. и. н., проф. Е. И. Холостова, д. и. н., проф. А. С. Сорвина. - М.: ИНФРА-М, 2005.5. Топчий Л. В. Проблемы эффективности деятельности специалиста по социальной работе// Семья в России. -- 1998. --N" 2. --С. 100-112.6. Хавкина А. Л. Готовность педагогов к осуществлению первичной профилактической деятельности употребления психоактивных веществ

Социальная профилактика (превенция) - деятельность по предупреждению социальной проблемы, социального отклонения или удержанию их на социально терпимом уровне посредством устранения или нейтрализации порождающих их причин.

Профилактика направлена на сохранение, поддержание и защиту нормального уровня жизни и здоровья людей; содействие им в достижении поставленных целей и раскрытии их внутренних потенциалов.

Три уровня социальной профилактики:

- общесоциальный (общая профилактика) - предусматривает деятельность государства,
общества, институтов, направленную на разрешение противоречий в области экономики,
социальной жизни, в нравственно-духовной сфере и т.п.

- специальный (социально-педагогическая профилактика) - целенаправленное
воздействие на негативные факторы связанные с отдельными видами отклонений или проблем.

- индивидуальный (индивидуальная профилактика) - профилактическая деятельность в
отношении конкретных лиц, поведение которых имеет черты отклонения или проблемности.

Одним из направлений деятельности социального педагога является профилактика дезадаптивного поведения (процесс приспособления личности к меняющимся условиям).

Выделяют два вида дезадаптивного поведения: поведение агрессивного типа и бегство от ситуации. В своей профессиональной деятельности социальный педагог осуществляет профилактику, как школьной дезадаптации, так и социальной.

Основные направления работы социального педагога по профилактике дезадаптивного поведения могут заключаться в следующем:

1.раннее выявление детей группы риска;

2.консультативно-разъяснительная работа с родителями и педагогами;

3.мобилизация воспитательного потенциала среды;

4.работа с референтной группой;

5.социально-педагогичекий патронаж дезадаптированного несовершеннолетнего;

6.привлечение необходимых специалистов.

Социально-педагогическая профилактика- система мер социального воспитания, направленная на создание оптимальной социальной ситуации развития детей и подростков и способствующая проявлению различных социально одобряемых видов их активности.



Направления социальной профилактики:

1.соц.воспитание – условия, созданные обществ-ми, гос-ми и частными струкурами для разностороннего развития человека

2.перевоспитание – система целенаправленных воздействий на сознание, чувства, волю и поведение воспитанника с нравств и правовыми отклонениями с целью устранения их антисоциальной направленности и возвращения к принятым в обществе социальным нормам II организуется как процесс взаимодействия воспитателя и воспитуемого Конечная цель II - исправление личности

3. Ресоциализа́ция - это повторная социализация, которая происходит на протяжении всей жизни индивида. Ресоциализация осуществляется изменениями установок индивида, целей, норм и ценностей жизни

4. Социальный контроль - механизм, с помощью которого общество и его подразделения (группы, организации) обеспечивают соблюдение определённых ограничений (условий), нарушение которых наносит ущерб функционированию социальной системы. В качестве таких ограничений выступают правовые и моральные нормы, обычаи, административные решения

5. СОЦИАЛЬНЫЕ ОГРАНИЧЕНИЯ

(social constraint). Имеется в виду, что на наше поведение влияют условия, создаваемые определенными группами и сообществами, к которым мы принадлежим.

Программы профилактики :

Программа по профилактике безнадзорности, правонарушений и употребления ПАВ «Дороги, которые мы выбираем…»

Аддиктивное поведение - это одна из форм отклоняющегося поведения личности, которая связана со злоупотреблением чем-то или кем-то в целях саморегуляции или адаптации .

Аддиктивное поведение как вид девиантного поведения личности имеет несколько форм:

1.химическая зависимость (курение, токсикомания, наркозависимость, алкогольная зависимость);

2.нарушение пищевого поведения (переедание, голодание, отказ от еды);

3.гэмблинг - игровая зависимость (компьютерная зависимость, азартные игры);

4.религиозно-деструктивное поведение (религиозный фанатизм, вовлеченность в секту).

Профилактика - это система комплексных государственных и общественных, социально-экономических и медико-биологических, психолого-педагогических и психогигиенических мероприятий, направленных на предупреждение заболеваний, на всемерное укрепление здоровья.

Профилактика включает:

    • диагностику предрасположенности к потреблению психоактивных веществ;
    • выбор психокоррекционных методов, позволяющих подростку естественным способом реализовать себя;
    • проведение профилактики на всем протяжении подросткового периода.

Мировая практика пришла к следующему выводу: более эффективным и экономически выгодным является вложение средств в предотвращение этого разрушительного явления, нежели в устранении его последствий. В зависимости от контингента, с которым проводится профилактическая работа, различают первичную , вторичную и третичную профилактику .

Первичная профилактика - это комплекс первичных мероприятий, направленных на предотвращение употребления психоактивных веществ. Эта форма профилактики предусматривает работу с контингентом, не знакомым с действием психологически активных веществ.

Она рассчитана на все население, но, прежде всего на детей и подростков. Программы первичной профилактики включают антинаркотическую пропаганду, приобщение к посильному труду, вовлечение подростков в общественно полезную творческую деятельность, занятия спортом, туризмом, искусством и т.д.

Вторичная профилактика . Ориентирована на группу риска. Объектом этой формы профилактики являются молодые люди, подростки, начинающие употреблять табачные изделия, алкоголь, наркотические и токсикоманические средства, а также лица с высокой степенью риска приобщения к потреблению любых психоактивных веществ. Цель вторичной профилактики - раннее выявление начавших употреблять психоактивные вещества и помощь потенциальным алкоголика, наркоманам и токсикоманам во избежание возникновения у них психической и физической зависимости от интоксикантов. Главная задача вторичной профилактики - не опоздать с принятием оздоровительных мер.

Третичная профилактика - это оказание помощи людям, страдающим алкоголизмом и наркоманией. Ее цель - предупреждение дальнейшего распада личности и поддержание дееспособности человека.

Подросток попадает в поле зрения специалистов, как правило, с уже сформировавшимся заболеванием, когда проявились все трагические последствия потребления наркотических средств и помощь малоэффективна.

. Теоретический материал для изучения

сущность и методы социально-педагогической профилактики;

41 Сущность и методы социально-педагогической профилактики

В каждой конкретной ситуации социально-педагогической деятельности перед социальным педагогом стоит не только проблема выбора оптимальных и эффективных технологий, методик, методов решения проблемы, ал ле и предотвращения или ограничения негативных социальных явлений и их последствий.

Деятельность, направленная на предотвращение возникновения, распространения или обострению проблем и негативных явлений называется социальной профилактикой (от греч ргоригу1акисо8 - мера). Термин"профилактика"заимствован из медицинских знаний, но широко используется в педагогической науке. Составной социальной профилактики является педагогическая, правоохор. Ронни и медико-оздоровительная профилактик профілактика

Осуществление социальным педагогом комплекса профилактических мероприятий, направленных на предупреждение возникновения патологий в обществе (алкоголизм, пьянство, наркомания, проституция и др.) и их последствий ов (противоправное, аддиктивное, девиантное, суицидальное поведение, безнадзорность детей, насилие, незанятость т.д.) называется превентивной (превенция - предупреждение, предостережение) социально-педагогической й работой. При этом на превентивном уровне профилактика обеспечит предупреждения возникновения различных отклонений - нравственного, физического, психологического и социального аспектеів.

Целью социальной профилактики является не только предупреждение проблем и негативных явлений, но и создание условий для полноценного функционирования общества и жизнедеятельности отдельных лиц

Основными направлениями профилактики являются:

o предупреждения возможных социальных проблем в отдельных лиц или групп риска;

o сохранение, поддержку и защиту нормального уровня жизни и здоровья людей;

o содействие в достижении целей и раскрытии внутренних потенциалов, ресурсных возможностей людей

Выполняя профилактическую функцию социально-педагогической деятельности, специалист:

Организует систему профилактических мероприятий по предупреждению отклонений в поведении;

Влияет на формирование морально-правовой устойчивости личности;

Организует систему мер социально-педагогического оздоровления детей, молодежи и неблагополучных семей

Недостатком профилактики является то, что она не устраняет индивидуальных проблем личности и не помогает защитить ее от негативного влияния социальных факторов. Используя различные методы профилак ческой работы, социальный педагог выполняет просветительскую роль, учит положительного опыта формирования здорового образа жизни, воспитывает те ценности у человека, которые помогут удовлетворить свои потребности нешкид ным чином.

зависимости от стадии развития проблемы, профилактические меры можно разделить на три типа: первичную, вторичную, третичную

. Первичная профилактика направляется на сохранение и развитие условий, обеспечивающих здоровье, на сохранение жизни людей, на предупреждение неблагоприятного воздействия на него факторов социальной и природной среды. Первичная профилактика является массовой и наиболее эффективною.

Задачей вторичной (ранней) профилактики является деятельность направлена??на предотвращение возможных нарушений моральной регуляции. Показателем необходимости профилактических мероприятий является характер поведения, который наносит является вред обществу или интересам отдельных лиц (агрессивность, грубость, лживость, леность, драчливость и др.). Нарушения поведения свидетельствует об искажении ценностных ориентаций и недостатки внутрен их регуляторов поведения человекини.

. Третичная, или целенаправленная профилактика - это совокупность мероприятий, направленных на коррекцию поведения, ее переориентацию, а также реабилитацию

Выделяют три уровня профилактики:

1. Общегосударственный, который предусматривает деятельность государства, общества, институтов, направленную на решение противоречий в области экономики, социальной жизни, морально-духовной сфере и др. реализации ия профилактической работы проводится в виде комплексных профилактических программ, кампаний в средствах массовой информации, координированной деятельности сети установоков.

2 специальных уровень состоит в целенаправленном воздействии на негативные факторы, связанные с отдельными видами отклонений или проблем. Профилактика осуществляется в виде специальных программ, мероприятий, окр ремих действий в рамках учреждения или организацииії.

3 индивидуальных уровень - это комплекс мероприятий, направленных на отдельную личность, поведение которой имеет признаки проблематичности

распространенными методами профилактики выступают: профилактически-консультативный беседа; диспуты, постоянное наблюдение; теоретические конференции, вечера вопросов и ответов, устные журналы, профилак ские тренинги стимулирование развития новых навыков, моделей поведения; метод нейтрализации конфликтной ситуации, телефоны доверия и анонимные консультации, помощь психиатра, волонтерская работа и и.

Профилактические беседы является распространенным методом социально-педагогической деятельности. Индивидуальная вербализация проблемы очень важна потому, что человек начинает слушать не всех вокруг себя, а себя. Эффективность тивность беседы зависит от соблюдения следующих этаповв:

Первый этап (начальный) - установление эмоциональных контактов с собеседником, проявляя толерантность в общении

Второй этап - установление условия и причины проблемы

Третий этап - формирование новой модели поведения, которая позволила бы предупредить негативное развитие события

Четвертый этап (заключительный) - внутреннее принятие клиентом новой модели поведения и настройки на успех

Во время беседы просят охарактеризовать проблему, рассказать об отношениях с близкими и сотрудниками, о планах на будущее, о поведении во время конфликта и в стрессовых ситуациях, какие качества хар рактеру ценятся в других людях. Социальный педагог должен проявлять деликатность и убедительность чтобы привлечь клиента в процесс совершенствования, развивать положительные качеі.

. Диспут - метод влияния на становление личности, выработка ее позитивной жизненной позиции. Диспут пройдет интересным и эффективным тогда, когда участники ознакомятся с рекомендованной литературой, а социальный пе едагога составит план, определит цель, подготовит ряд вопросов к обсуждаемой теми.

. Теоретическая конференция проводится с целью расширения научного мировоззрения, общеобразовательного уровня. Проведение конференции требует тщательной подготовки: 1) обнародование даты, времени и места проведения; 2) объявление тематики и доклада и выступлений, 3) определение списка рекомендованной литературы. Методика проведения конференции такова: короткое выступление руководителя, 2-3 доклада по 15-20 мин, обсуждение докладов, подведение. Длит умкиків.

Проведение вечеров вопросов и ответов требует значительной подготовительной работы: сбор и систематизация вопросов, подбор лекторов и консультантов, определения последовательности их выступлений. На такие меры стоит то приглашать не более 3-4 консультантов, чтобы не рассеивать внимание и не утомлять аудиториейю.

. Устный журнал состоит из нескольких страниц-устных выступлений, сообщений на 15-20 мин. Все слушатели могут выступать в разных ролях: лектора, докладчика, оппонента, комментатора, обозревателя. Содержание каждой страницы раскрыто иваеться в различных формах - выступления интересных людей, ответы на вопросы, декламации стихов, исполнение песен, разыгрывание сцен, обзор статей, периодической прессси.

Профилактика должна строиться на основе принципов целенаправленности, плановости, доступности, непрерывности. Основным принципом в профилактической социально-педагогической деятельности выступает принцип оп ори на положительные качества личности и педагогического оптимизмам.

Таким образом, проведение профилактики - не кратковременная кампания, а целенаправленный социально-педагогический процесс, который осуществляется планомерно, постоянно, с комплексным охватом различных сфер життедиял льности человека с целью приобретения знаний о негативном влиянии явлений и событий общества. Успешность социально-педагогической профилактики зависит от социальной политики, деятельности учреждений образования, охраны здоровья, работы правоохранительных органов и работников культуры, средств массовой информации тощо.

Под профилактикой подразумевается научно-обоснованные и своевременно предпринимаемые действия, направленные на предотвращение возможных физических или социокультурных коллизий у отдельных индивидов группы риска, сохранение, поддержание и защиту нормального уровня жизни и здоровья людей.

Основой профилактических мер является деятельность, направленная на создание оптимальных психолого-педагогических и социально-педагогических условий для нормального осуществления процесса социализации личности; осуществление психолого-педагогической и социальной помощи семье и подросткам; обеспечение, в случае необходимости, мер социально-правовой защиты ребенка.

По мнению Р. В. Овчаровой социальная профилактика (предупреждение, превенция) - деятельность по предупреждению социальной проблемы, социального отклонения или удержанию их на социально терпимом уровне посредством устранения или нейтрализации порождающих их причин. Профилактика направлена на предотвращение возможных физических, психологических или социокультурных коллизий у отдельных индивидов и "групп риска"; сохранение, поддержание и защиту нормального уровня жизни и здоровья людей; содействие им в достижении поставленных целей и раскрытии их внутренних потенциалов.

Различают следующие виды профилактической деятельности: первичная, вторичная, третичная.

Первичная профилактика - комплекс мер, направленных на предотвращение негативного воздействия биологических и социально-психологических факторов, влияющих на формирование отклоняющегося поведения. В качестве примера может быть приведена деятельность учреждений сферы здравоохранения (больницы, роддома, женские консультации и т. п.) по своевременной (в том числе и дородовой) диагностике патологий внутриутробного развития детей, система образования - это решение проблемы занятости досуга детей и подростков силами учреждений системы школьного и внешкольного образования и т. п. Следует отметить, что именно первичная профилактика (се своевременность, полнота и постоянность) является важнейшим видом превентивных мероприятий в области предотвращения отклонений в поведении детей и подростков.

Вторичная профилактика - комплекс медицинских, социально-психологических, юридических и прочих мер, направленных на работу с несовершеннолетними, имеющими девиантное и асоциальное поведение (пропускающими уроки, систематически конфликтующими со сверстниками, имеющими проблемы в семье и т. п.). Основными задачами вторичной профилактики являются недопущение совершения подростком более тяжелого поступка, правонарушения, преступления; оказание своевременной социально-психологической поддержки подростку, находящемуся в сложной жизненной ситуации. В качестве примера может быть приведена существующая ныне в системе уголовного наказания несовершеннолетних мера - отсрочка исполнения приговора, т. е. использование воспитательно-профилактического эффекта угрозы применения наказания в соответствии с УК РФ в случае, если поведение подростка в определенный период (чаще всего 1 – 3 года) не будет отвечать принятым в обществе нормам.

Третичная профилактика - комплекс мер социально-психологического и юридического характера, имеющих целью предотвращение совершения повторного преступления подростком, вышедшим из мест лишения свободы. Наиболее слабо развитый в настоящее время вид профилактической деятельности. Примером мероприятий данного уровня может служить система патронажного сопровождения несовершеннолетних, вышедших из мест лишения свободы, оказание им помощи в вопросах обеспечения жильем, трудоустройства, психологического консультирования и т. д. В нормативных документах и концептуальных положениях государственной политики выделяются понятия социальной профилактики.

Выделяют три уровня социально-педагогической профилактики :

1. Общесоциальный уровень (общая профилактика) предусматривает деятельность государства, общества, их институтов, направленную на разрешение противоречий в области экономики, социальной жизни, в нравственно-духовной сфере и т. п.

2. Специальный уровень (социально-педагогическая профилактика) состоит в целенаправленном воздействии на негативные факторы, связанные с отдельными видами отклонений или проблем. Устранение или нейтрализация причин этих отклонений осуществляется в процессе деятельности соответствующих субъектов, для которых профилактическая функция является профессиональной.

3. Индивидуальный уровень (индивидуальная профилактика) представляет собой профилактическую деятельность в отношении конкретных лиц, поведение которых имеет черты отклонения или проблемности.

В зависимости от стадии развития проблемы профилактика бывает нескольких видов: ранняя профилактика, непосредственная профилактика и т.п.

Р. В. Овчарова определяет Социально-педагогическая профилактика - это система мер социального воспитания, направленных на создание оптимальной социальной ситуации развития детей и подростков и способствующих проявлению различных видов его активности.

Важным направлением совершенствования работы с детьми в рамках социально-педагогического аспекта является организация работы по преодолению негативных воздействий социальной среды, главнейшим элементом которой, на наш взгляд, является семья ребенка. Если родители не в силах управлять стремлениями своего ребенка и допускают развитие у него чрезмерных претензий, появление элементов пренебрежения к нормам общественной жизни, то социальному педагогу необходимо оценить роль семьи в процессе перевоспитания: либо включить семью в процесс исправления поведения подростка, либо, если речь идет об устойчивых вредных влияниях внутри семьи, -- об изъятии ребенка из этой среды.

Организация и совершенствование работы с семьей - важное направление повышения эффективности профилактической работы с детьми. Работа с семьей может идти на федеральном, региональном уровнях, уровне отдельных микрорайонов, образовательных учреждений. Главный ориентир в этой работе - направленность семьи на "живое" общение с ребенком, совместную деятельность и организацию совместного досуга.

Далее социальным педагогом прогнозируется возможный результат работы с несовершеннолетним, выявляются трудности, продолжительность работы. Выбрать правомерный путь для молодого правонарушителя - значит "переключить" его внимание и энергию на другие общественно полезные ценности, "перекрыть" каналы социально негативного воздействия, помочь создать благоприятные условия для правомерного поведения с реальным изменением внешней среды. Критерием для социально-педагогического прогноза служит отношение ребенка, совершившего правонарушение, к труду, учебе, семье, товарищам, участие в общественной и культурно-воспитательной работе и т. д.

Большую роль в организации досуга детей могут сыграть учреждения дополнительного образования. Эти учреждения предоставляют ребенку широкие возможности для разнообразной деятельности в различных образовательных областях, детских объединениях, группах. Действуя и общаясь, ребенок осознает и удовлетворяет свои интересы и потребности. Профилактика детских краж через включение ребенка в деятельность учреждений дополнительного образования подкрепляется возможностью создания ситуаций самореализации, самовыражения и самоутверждения для каждого конкретного ребенка. Дети обычно легко адаптируются в условиях доброжелательной, психологически комфортной обстановки. Этот комфорт подкрепляется возможностью свободной смены вида деятельности: всегда можно найти ту нишу, в которой ребенок ощутит ситуацию успеха, укрепит свое личностное достоинство.

На базе школы возможна реализация программ индивидуальной и групповой социально-педагогической профилактики, которые должны быть рассчитаны как на взрослых - родителей, учителей, так и на детей и подростков. Для родителей и педагогов это, прежде всего, социально-психологические тренинги, позволяющие преодолеть консервативность педагогического мышления, социальные стереотипы в оценке детей, установки на доминантность, затруднения в общении.

Для детей, наряду с групповыми социотренингами, эффективно использование индивидуальных занятий. Выбор методов индивидуального профилактического воздействия строится с учетом ведущей сферы деятельности ребенка. В индивидуальной профилактике правонарушений активно могут применяться методы стимулирования, торможения. Формы работы могут быть самые разнообразные: приобщение к чтению, искусству; введение в неформальную группу с позитивной направленностью; искоренение привычки к опозданиям, прогулам и т. д.

Опыт и педагогическая практика показывают, что преодолеть, а тем более предупредить отклонения в развитии и поведении несовершеннолетних возможно и целесообразно при нормальной организации педагогического процесса с детьми, при эффективном использовании обычных форм и методов учебно-воспитательного процесса. Однако особенности личностного развития подростков, неблагоприятная среда и негативные социальные условия нивелируют целенаправленную учебно-воспитательную деятельность, сводят на нет усилия педагогического коллектива, разнообразных социальных институтов.

Следовательно, чтобы ликвидировать или предупредить болезнь, необходимо устранить ее источники и корни. Чтобы преодолеть или предупредить подростковые кражи, необходимо, в первую очередь, нейтрализовать негативное влияние социальной среды, ограничить отрицательное воздействие социальных факторов (неблагополучной семьи, асоциальной группы, противоправного межличностного общения).

В отечественной социально-педагогической науке существует понятие педагогически ориентированной инфраструктуры микросоциума (введено В. Г. Бочаровой) - совокупности функций и ресурсов всех социальных институтов, организаций и ведомств конкретной территориальной единицы (двора, микрорайона, города и т. п.), направленных на обеспечение успешной социализации подрастающего поколения. Формирование подобной инфраструктуры - одно из самых перспективных направлений в области профилактики отклонений в поведении несовершеннолетних.

Таким образом, обобщая вышеизложенное, можно выделить следующие направления социально-педагогической профилактики подростковых краж:

Организация профилактической работы с ориентацией на более широкие возрастные границы, начиная с младшего школьного возраста;

Смещение акцентов на позицию индивидуализации этой работы;

Учет позиции подростка как активного субъекта организации профилактической работы; целесообразность применения методов, тормозящих развитие отрицательных качеств личности детей и стимулирующих развитие положительных;

Организация работы с семьей;

Организация досуга подростков через включение их в деятельность учреждений дополнительного образования.

Изучение отечественной психолого-педагогической литературы, посвященной проблеме подросткового воровства, свидетельствует о том, что выделяются следующие основные направления социально-педагогической деятельности по профилактике и преодолению проблемы подросткового воровства:

1. Повышение роли семьи в профилактике подросткового воровства.

2. Повышение воспитательной роли образовательных учреждений в предупреждении и преодолении подросткового воровства.

3. Управление наиболее целесообразным влиянием на круг общения, взаимодействие ребёнка в процессе его развития, воспитания.

4. Использование позитивных возможностей средств массовой информации и ограждение детей и подростков от их негативного влияния. V . Приобщение детей и подростков к участию в позитивных общественных центрах, организациях (спортивных, культурно-досуговых, туристских, театральных и др.).

5. Активизация самовоспитания, самовоспитательной деятельности по исправлению и преодолению негативных качеств и привычек, помощь молодому человеку в работе над собой.

В отечественной литературе выделяются следующие принципы социально-педагогической работы с подростками:

- конфиденциальности - информация об участниках программы, полученная в ходе реализации программы, без разрешения не используется;

- адресности - ориентированность работы на целевую группу;

- добровольности - все виды просветительской и профилактической деятельности подчинены праву выбора людей, получающих помощь;

- законности - социальный педагог руководствуется в своей деятельности законодательством Российской Федерации;

- комплексности - все действия социально-психологической службы (планирование, анализ и пр.) носят целевой, комплексный характер;

- непрерывности - мероприятия просветительского и профилактического циклов проводятся ежегодно, ежеквартально, ежемесячно.

Таким образом, социально-педагогическая профилактика – это система мер социального воспитания, направленных на создание оптимальной социальной ситуации развития детей и подростков и способствующих проявлению различных видов его активности. Важным направлением совершенствования работы с детьми в рамках социально-педагогического аспекта является организация работы по преодолению негативных воздействий социальной среды, главнейшим элементом которой является семья ребенка. При организации социально-педагогической профилактики необходимо учитывать принципы социально-педагогической работы, основные направления социально-педагогической деятельности по предотвращению и преодолению подросткового воровства.

Профилактика – это комплекс мер социально-психологического, медицинского и педагогического характера, направленных на нейтрализацию воздействия отрицательных факторов социальной среды на личность с целью предупреждения отклонений в ее поведении. Таким образом, под профилактикой подразумеваются научно обоснованные и своевременно предпринимаемые действия, направленные на предотвращение возможных физических или социокультурных коллизий у отдельных индивидов групп риска, сохранение, поддержание и защиту нормального уровня жизни и здоровья людей. Основой профилактических мер является деятельность, направленная:

  • – на создание оптимальных психолого-педагогических и социально-психологических условий для нормального осуществления процесса социализации личности;
  • – осуществление психолого-педагогической и социальной помощи семье и подросткам;
  • – обеспечение в случае необходимости мер социальноправовой защиты ребенка (принудительное изъятие ребенка из семьи, лишение родителей родительских прав и т.п.).

Выделяют несколько уровней профилактической деятельности :

  • а) государственный уровень – решение социально- экономических, культурных и других задач общегосударственного масштаба но более полному удовлетворению материальных и духовных потребностей людей. Обычно это различные законодательные инициативы (например, введение на государственном и региональном уровнях должности уполномоченного по правам ребенка);
  • б) муниципальный уровень – меры по педагогической ориентации инфраструктуры микросоциума, направленные на оздоровление микросреды, в которой протекает жизнедеятельность человека (например, открытие в населенном пункте сети досуговых учреждений для молодежи или рабочих мест для сезонного трудоустройства подростков и т.п.);
  • в) индивидуальный уровень – воспитательно-профилактическая работа, направленная на коррекцию и предупреждение противоправных действий и отклонений в поведении отдельных лиц (например, осуществление индивидуальной работы по сопровождению ребенка социальным педагогом).

В целом ряде международных документов, посвященных вопросам нормализации социально-психологического развития детей, говорится об уровнях профилактики в несколько ином значении, более близком к отечественному аналогу "вид". Так, например, в Руководящих принципах Организации Объединенных Наций для предупреждения преступности среди несовершеннолетних, принятых в 1990 г. в Эр-Рияде, предусмотрено несколько уровней осуществления мер по профилактике преступности несовершеннолетних:

  • первый уровень профилактики, т.е. общие меры по обеспечению социальной справедливости и равенства возможностей, что, в свою очередь, содействует устранению таких глубинных причин преступности, как нищета и другие формы маргинализации несовершеннолетних;
  • второй уровень профилактики, т.е. меры по оказанию помощи детям, относящимся к группам повышенного риска, например, тем, чьи родители сами испытывают особые трудности или же пренебрегают родительскими обязанностями;
  • третий уровень профилактики, включающий меры, позволяющие избежать ненужного контакта с формальной системой правосудия, а также меры по предупреждению повторных правонарушений.

Различают следующие виды профилактической деятельности : первичная, вторичная, третичная.

Первичная профилактика – это комплекс мер, направленных на предотвращение негативного воздействия биологических и социально-психологических факторов, влияющих на формирование отклоняющегося поведения. Она включает следующие основные направления : совершенствование социальной жизни людей; устранение социальных факторов, способствующих формированию и проявлению девиантного поведения; формирование условий, способствующих ресоциализации и реабилитации; воспитание социально позитивно ориентированной личности; обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних и т.д.

В качестве примера может быть приведена деятельность учреждений сферы здравоохранения (больницы, роддома, женские консультации и т.п.) по своевременной (в том числе и дородовой) диагностике патологий внутриутробного развития детей; решение проблемы занятости досуга детей и подростков силами учреждений системы школьного и внешкольного образования и т.п. Следует отметить, что именно первичная профилактика (ее своевременность, полнота и постоянность) является важнейшим видом превентивных мероприятий в области предотвращения отклонений в поведении детей и подростков.

Вторичная профилактика – это комплекс медицинских, социально-психологических, юридических и прочих мер, направленных на работу с несовершеннолетними, имеющими девиантное и асоциальное поведение (пропускают уроки, систематически конфликтуют со сверстниками, имеют проблемы в семье и т.п.). Основными задачами вторичной профилактики выступают недопущение совершения подростком более тяжелого проступка, правонарушения, преступления; оказание своевременной социальнопсихологической поддержки подростку, находящемуся в сложной жизненной ситуации.

Вторичная профилактика включает в себя следующие основные направления : определение факторов риска и выделение так называемых групп "профилактического учета" по различным формам девиантного поведения; раннее и активное выявление лиц с нервно-психическими нарушениями; психологическую и медицинскую коррекцию выявленных заболеваний, осложненных нарушениями поведения. В качестве примера можно привести такую меру уголовного наказания несовершеннолетних, как отсрочка исполнения приговора, т.е. использование воспитательнопрофилактического эффекта угрозы применения наказания в соответствие с Уголовным кодексом РФ в случае, если поведение подростка в определенный период (чаще всего 1–3 года) не будет отвечать принятым в обществе нормам.

Третичная профилактика – это комплекс мер социально- психологического и юридического характера, имеющих целью предотвращение возобновления девиантного поведения человеком, его прекратившим (например, возобновление употребления наркотиков наркозависимым, прошедшим курс реабилитации и находящимся в состоянии устойчивой ремиссии, и др.). Это наиболее слабо развитый в настоящее время вид профилактической деятельности.

Примером мероприятий данного уровня может служить система патронажного сопровождения несовершеннолетних, вышедших из мест лишения свободы, оказание им помощи в вопросах обеспечения жильем, трудоустройство, психологическое консультирование и т.д.

Социально-педагогическая профилактика может входить в комплекс мероприятий всех трех уровней. Считается, что она наиболее эффективна в форме воздействия на условия и причины, вызывающие девиантное поведение, на ранних этапах.

Кроме указанных видов принято различать:

  • а) общую профилактику , которая предполагает осуществление ряда предупредительных мероприятий, направленных на предотвращение тех или иных проблем в обозримом будущем ребенка (развитие познавательной активности малыша как определенная гарантия отсутствия проблем в школьном обучении) либо на предупреждение гой или иной проблемы непосредственно перед ее возникновением (массовая подготовка детей к поступлению в школу на базе старших групп детских садов как профилактика отклонений в поведении, связанных с кризисом семи лет, т.е. начала обучения); помимо этого деятельность общего плана (информационную, пропогандистскую и т.д.), направленную на борьбу с причинами девиации, дезадаптации и десоциализации личности на общесоциальном и социально- психологическом уровнях (в масштабах всего государства, отдельных регионов, социальных групп);
  • б) специальную профилактику , т.е. систему мер, направленных на решение определенной задачи (профилактика девиантного поведения, подросткового суицида и т.п.), а также деятельность, специально предназначенную для устранения конкретных причин и условий, способствующих нарушению нормального протекания процессов социализации личности.