Лекция: система. основные характеристики системы. «Теория систем и системный анализ Основной характеристикой элемента системы является

Свойства системы –

Свойство эмерджентности

Свойство синергичности

Свойство мультипликативности

Природа и сущность менеджмента.

М. трактуется по-разному в мир и отеч лит-ре. Менеджмент как подходы, которые наиболее часто используются (между ними нет противоречий):

1) Менеджмент как процесс – это интеграционный процесс, с помощью которого подготовленные специалисты формируют организацию, управляют ею через постановку целей и разработку способов их достижения.

2) Функции управления. Процесс управления предполагает ряд функций: планирование, организация, координирование, контроль и мотивация.

3) Люди или органы, которые управляют организацией.

4) Аппарат или органы управления. Менеджеры часто идентифицируются с органами управления.

5) Наука управления. Менеджмент имеет эволюционный характер. Имеет своего рода теорию, содержащую закономерности, законы, принципы, функции, методы, целенаправления деятельности людей в процессе управления.

6) Менеджмент как искусство управления. На организацию действуют как внешние так и внутренние факторы. В организации люди – самый важный фактор, управление которыми требует разных качеств.

Характеристики организации как социально-экономической системы.

Система – это совокупность взаимодействующих элементов, составляющих целостное образование с новыми свойствами, которые отсутствуют у составляющих систему элементов.

Роль организации в обществе определяется тем, что они являются генераторами ресурсов, превращая издержки в ценности и во-вторых, удовлетворяют общественным потребностям и создают полезные для общества блага: продукты и услуги.

Организации, в которых для достижения общих целей применяется совместный труд людей являются соц-эк системами.

Организация – это совокупность людей и групп, объединенных для достижения целей на основе установленных правил и процедур разделения труда и обязанностей.

Характеристики производства как соц-эк системы:

1) Наличие общих целей, отражающих предназначение компании, те виды продукции и услуг, которые она производит для удовлетворения общественных потребностей.

2) Процессы, протекающие внутри организации. В любой организации реализуются три ключевых процесса: получение ресурсов из внешней среды, производство продукта, передача продукта во внешнюю среду.

В процессе производства продукта происходит добавление ценности, эта добавленная стоимость является источником жизнедеятельности и развития производственной организации.

Разделение труда и функциональная специализация. Результативность организации зависит от того, обладает ли она функциональными возможностями для осуществления процессов и реализации своих целей.

Производство, финансы, персонал, НИОКР, подсистема менеджмент.

Внутренняя среда организации.

Успех компании определяется не столько наличием конкретных видов ресурсов, сколько направлениями и эффективностью их использования, т.е. её организационными компетенциями.

Организационные компетенции формируются за счет согласованного взаимодействия ресурсов организации, основанной на приобретенном опыте и навыках. Они поддерживаются технологиями, процессами и ценностями. Внутренняя среда включает три основных составляющих: структура организации, ресурсы, культура организации.

Внешняя среда социально-экономической системы.

Внешняя среда характеризуется как совокупность переменных, которые находятся за границами организации, руководитель не может оказывать на эти факторы влияние. Внешняя среда оказывает разнообразное влияние на организации по степени, характеру и периодичности воздействия. Выделяют 2 составляющие внешней среды: макроокружение и микроокружение.

Макроокружение – среда косвенного воздействия. Микроокружение – среда прямого воздействия.

Макроокружение – часть внешней среды, общая для всех организаций. Она включает: экономические, политические, правовые, социальные, научно-технические, природно-географические факторы.

PESTE-анализ.

Микроокружение (деловая среда) – это непосредственное окружение организации, оказывающее прямое воздействие на ее работу.

В него входит: потребители, поставщики, конкуренты, деловые партнеры, организации инфраструктуры, гос и муниципальные органы, объединения и ассоциации, международный сектор.

Оценка деловой среды производится по 3 основным параметрам: сложность, стабильность, неопределенность.

Во взаимоотношениях с внешней средой организация решает 2 основные задачи: взаимодействие и адаптация.

Принципы управления, их развитие на современном этапе.

Тейлор – основатель школы научного менеджмента. 4 принципа управления: научный подход к выполнению каждого элемента работы; научный подход к подбору рабочего, обучению, тренировке; кооперация с рабочими и разделение ответственности труда между управленцами и рабочими; планирование, организация, руководство и контроль.

Фаёме впервые был выделен раздел: психология, управление.

Появились новые принципы в управлении. Отказ от управленческого рационализма. Успех предприятия определяется максимумом организационного управления. Вместо этого сейчас выдвигается проблема способности гибко адаптироваться к внешним условиям. Значение факторов внешней среды резко повысилось. Мы используем в управлении теорию систем, мы рассматриваем организацию в единстве ее составных частей. Рассматриваем систему в условиях ситуационного подхода. Центральное место занимает ситуация, конкретный набор обстоятельств. Эти обстоятельства оказывают влияние.

Цели управления, их классификация. Требования к постановке целей управления.

В управлении под целями понимают желаемый результат деятельности компании, к которому следует стремиться.

При разработке целей организации важно учитывать определенные требования:

1) Четкие временные рамки, на которые устанавливается цель.

2) Конкретность содержания и реальная достижимость целей.

3) Непротиворечивость и согласованность с другими целями, а также ресурсами, необходимыми для их достижения.

4) Адресованность (кто? когда? где?) и возможность осуществления контроля

SMART - требования постановки целей.

S – конкретная цель

M – измеримая цель

A – достижима ли цель

R – цели должны быть актуальными, насущными

T – ориентирование во времени.

Классификация целей.

Производственные организации – это многоцелевые системы. Между всеми целями существует тесная связь и взаимообусловленность, что позволяет их рассматривать как систему целей.

Критерии классификации Группы целей
Период времени Стратегические, тактические, оперативные
Содержание Экономические, социальные, организационные, технические, научные, политические
Приоритетность Особо-приоритетные, приоритетные, остальные
Повторяемость Постояннорешаемые, разовые-новые
Деловая среда Внутренние, внешние
Организационная структура Цели организаций, цели подразделений, цели сотрудников
Функциональная подсистема Маркетинг, инновации, производство, финансы, персонал, менеджмент
Стадии жизненного цикла 1) цели на этапе создания; 2) рост; 3) зрелость; 4) завершенность.

I. Внешняя среда

  • сложность, динамичность, неопределенность внешней среды

Требования к управленческим решениям.

  1. Целенаправленность
  2. Всестороння обоснованность и реальная осуществимость.
  3. Своевременность
  4. Комплексность, необходимая полнота содержания
  5. Системность на всех этапах подготовки решения (сроки, ресурсы, цели различных решений)
  6. Экономичность.
  7. Полномочность.
  8. Адресность, конкретность, срочность.
  9. Директивность, общеобязательность.

30. Классификация управленческих решений.

В организациях принимается большое количество самых разнообразных решений, различающихся между собой по содержанию, срокам действия и разработки, направленности и масштабам воздействия, уровню принятия, информационной обеспеченности и т.д.

Их классификация позволяет выделить классы или виды решений, требующих различных подходов к организации процесса управления и методам принятия решений, неодинаковых по затратам времени и других ресурсов.

Классификация имеет важное значение для правильной организации процесса управления и позволяет:

  • Упорядочить и структурировать управленческие решения,
  • Анализировать содержание принимаемых решений, распределение решений по уровням системы управления, проследить динамику управленческих решений во времени.
  • Установить рациональное распределение прав и обязанностей, ответственности.
  • Разработать типовые модели организации процессов подготовки, разработки и принятия управленческих решений и технологию выполнения отдельных процедур.
  • Систематизировать производственные ситуации и информацию.
Признаки классификации Виды решений
1. Содержание - по характеру целей и задач - по функциям управления Экономические, научные, технические, технологические Производственные, социальные Плановые, организационные, регулирующие, стимулирующие, контрольные
2. Среда принятия решений (по степени риска) Решения в условиях определенности Решения вероятностной определенности (риска) Решения в условиях неопределенности
3. Действие во времени Стратегические Тактические (плановые) оперативные
По причинам возникновения Ситуационные По предписанию Программные Инициативные
4. Количество лиц, принимающих решение Индивидуальные Групповые (коллегиальные, коллективные)
5. По способам обоснования и принятия решения Интуитивные Основанные на суждениях рациональные
6. По степени структурированности Высоко структурированные (программируемые) Слабо структурированные (непрограммируемые)
7. Уровень иерархии системы управления Решения 1 уровня Решения 2 уровня Решения 3 уровня
8. По способам фиксации Устные распоряжения Документально фиксированные
9. Направление решения Внутрь организации как системы За её пределы – во внешнюю среду

31. Схема процесса подготовки, разработки, принятия и реализации управленческих решений.

Рассматривая процесс принятия решений, его обычно разбивают на ряд последовательных шагов.

1. Подготовка УР.
  • получение и подготовка данных
  • анализ ситуации, (восприятие и признание проблемы) формулирование и обоснование проблемы
  • определение целей решения, формулирование ограничений и критериев для принятия решения
  • определение места решения в управляющей системе и его границ (по какой функции управления оно принимается, на какой ступени управления, установление полномочий лица по принятию решения, на какие объекты управления оно распространяется
2. Разработка УР
  • разработка модели и выбор методов решения задачи
  • разработка вариантов решения (альтернатив)
  • сравнение и оценка вариантов решения
  • выбор предпочтительного варианта решения
3. Принятие УР
  • согласование решения
  • принятие решения (окончательная формула решения)
  • утверждение и документирование решения
4. Выполнение (реализация) УР
  • разработка плана реализации решения
  • подбор исполнителей
  • постановка задач исполнителям
  • разъяснение, пропаганда решения
  • установление системы стимулирования и ответственности
  • контроль хода выполнения решения и необходимые корректировки
5. Оценка результатов (Анализ и оценка хода и результатов реализации решения)

32. Факторы, влияющие на эффективность и качество управленческих решений.

1. При разработке и принятии решения

  • Внешняя среды (правовая база, конкуренция, стабильность)
  • Среда принятия решения (значимость, ресурсные ограничения, время, ответственность, степень риска)
  • Характеристика проблемы (новизна, повторяемость, неопределенность, сложность)
  • Квалификация работников аппарата управления (ЛПР – знания, способности, мотивация)
  • Объем и ценность информации
  • Организация и методы разработки решения
  • Использование современных информационно-компьютерных технологий
  • Организация управленческого труда
  • Стиль руководства
  • Система контроля исполнения
  1. При выполнении решения

· Система контроля исполнения

· Методы управления

· Обеспеченность ресурсами

· Уровень организации производства

· Квалификация работников

· Социально-психологический климат в коллективе

33. Мотивация как функция управления.

Процесс проектирования или перестройки организационной структуры управления неразрывно связан с разработкой систем уп­равления персоналом, контроля и информационного обеспечения. По существу, речь идет о том, что эффективное функционирова­ние любой структуры управления зависит от заинтересованности людей, которые выполняют в ней те или иные задачи; от наличия обратной связи, получаемой в результате осуществления конт­рольной функции, и от информационного обеспечения всех управ­ленческих процессов, протекающих в рамках построенной структу ры. В завершающей главе учебника мы познакомимся с содержани­ем функций мотивации и контроля, после чего перейдем к изуче­нию проблем эффективности управления.

Существуют различные теории мотивации, базирующиеся на удовлетворении потребностей и побуждении людей к действиям. Среди них выделяют три наиболее известные теории мотивации по потребностям, разработанные А. Маслоу, Д. МакКлеландом и Ф.Герцбергом. Их подробное содержание, достоинства и недо­статки описаны достаточно полно в специальной литературе, по­этому для наших целей мы приводим их обобщенную характерис­тику.

А. Маслоу известен как автор теории мотивации через иерархию потребностей. В соответствии с ней каждый индивид имеет иерар­хию из пяти базовых потребностей: на первом, самом нижнем уровне - это физиологические потребности, на втором - потреб­ности в безопасности, на третьем - потребность в социальном признании, на четвертом - потребности в уважении и, наконец, на пятом, самом высоком - потребность в самовыражении. По мере удовлетворения потребностей нижнего уровня человек стре­мится к удовлетворению потребностей следующего уровня; это не­прерывно расширяет его потенциал, поэтому потребность в само­выражении никогда не может быть полностью исчерпана. Это оз­начает, что процесс мотивации поведения через потребности явля­ется бесконечным.

Другая теория мотивации, автором которой является Д. Мак-Клеланд, известна как теория трех потребностей: власти, успеха и причастности. В известной мере она сходна с теорией Маслоу: по­требности во власти и успехе, например, характерны для людей, достигших удовлетворения своих потребностей между четвертым и пятым уровнями, а потребность в причастности свойственна лю­дям, достигшим третьего уровня по теории Маслоу. Поэтому счи­тают, что на практике эта теория в большей мере применима к мо­тивации людей, занимающих (или стремящихся занять) высокие позиции в организации. В соответствии с двухфакторной теорией мотивации Ф. Герцбер-га все факторы, влияющие на работу, делятся на две большие группы: гигиенические, связанные с окружающей средой, и факто­ры мотивации, отражающие характер и сущность самой работы. Гигиенические факторы - это размер оплаты, условия труда, меж­личностные отношения и характер контроля со стороны непосред­ственного начальника. Эта группа факторов соответствует трем первым уровням потребностей по теории Маслоу. Если они удов­летворены, у работника не развивается чувства неудовлетвореннос­ти работой. Для достижения мотивации необходимо обеспечить воздействие мотивирующих факторов, которые сопоставимы с дву­мя высшими уровнями мотивации по теории Маслоу. Они выража­ют мотивы жизни и трудовой деятельности работника: получение удовлетворенности от самой работы и ее результатов, продвижение по служебной лестнице, признание заслуг и достоинств со стороны других, самовыражение, ответственность, рост возможностей. Всовременных условиях большое значение приобретает также ощущение принадлежности к команде, организации и ее ценност­ным ориентациям.

35. Процессуальные теории мотивации

Наряду с теориями мотивации, базирующимися на потребнос­тях, учеными разработаны и другие подходы, которые получили название процессуальных теорий мотивации. Общим в них является то, что поведение людей в организации определяется не только их потребностями, но и восприятием и ожиданиями, связанными с конкретной ситуацией и возможными последствиями выбранного типа поведения.

Теория ожиданий, например, рассматривает мотивацию как функцию ожидания вознаграждения за произведенные усилия. Мотивы, которые побуждают работника к определенному поведе­нию, зависят от величины ожидания того, что это поведение при­ведет к результату, а также от того, как этот результат оценивается самим работником. В этой теории используются три переменные: привлекательность, соотношение между результатами и вознаграж­дением и соотношение между усилиями и результатами.

Теория справедливости исходит из того, что работники взвеши­вают их усилия с вознаграждением и сравнивают полученный ре­зультат с оценкой других работников той же или других категорий. Если при этом обнаруживается несоответствие, возникает напря­жение, которое является фактором мотивации.

Комплексная процессуальная теория, известная как модель Л.Портера-Э. Лоулера, рассматривает мотивацию как функцию потребностей, ожиданий и восприятия работниками справедливого вознаграждения. Объем затрачиваемых усилий зависит от оценки работником ценности вознаграждения и уверенности в его полу­чении.Теоретические положения, развитые в этих теориях, нашли оп­ределенное отражение в методах мотивации работников, использу­емых организациями.

36. Понятие и классификация методов управления.

В процессе управления используется множество разнообраз­ных способов, подходов и приемов, позволяющих упорядочить, целенаправить и эффективно организовать выполнение функций, этапов, процедур и операций, необходимых для принятия реше­ний. Всовокупности они выступают как методы управления, под которыми понимаются способы осуществления управленческой деятельности, применяемые для постановки и достижения ее це­лей.

Методы занимают особое место в управлении, так как на их базе происходит взаимное обогащение его теории и практики. Действительно, отвечая на вопрос, как выполнять ту или иную уп­равленческую работу, методы позволяют сформировать систему правил, приемов и подходов, сокращающих затраты времени и других ресурсов на установление и реализацию целей. Одновре- менно с этим использование системы методов при изучении новых проблем управления позволяет увеличивать знание об управлении и о закономерностях протекающих в нем процессов и явлений, способствуя развитию теории управления.

Общенаучные методы

Основу системы методов, используемых в управлении, состав­ляет общенаучная методология, предусматривающая системный, комплексный поход к решению проблем, а также применение та­ких методов, как моделирование, экспериментирование, конкрет­но-исторический подход, экономико-математические и социоло­гические измерения. Специфика управления как вида деятельнос­ти оказывает существенное влияние на формы, масштабы и ре­зультативность применения общенаучных методов.

Лидер и менеджер.

Теория лидерских качеств.

Теория лидерских качеств является наиболее ранним подходом в

изучении и объяснении лидерства. Первые исследователи пыта_

лись выявить те качества, которые отличают «великих людей» в ис_

тории от масс. Исследователи верили, что лидеры имели какой_то

уникальный набор достаточно устойчивых и не меняющихся во

времени качеств, отличавших их от нелидеров. Исходя из этого

подхода, ученые пытались определить лидерские качества, нау_

читься измерять их и использовать для выявления лидеров. Этот

подход базировался на вере в то, что лидерами рождаются, а не ста_

В этом направлении были проведены сотни исследований, по_

родивших предельно длинный список выявленных лидерских ка_

честв. Ральф Стогдилл в 1948 г. и Ричард Манн в 1959 г. попытались

обобщить и сгруппировать все ранее выявленные лидерские каче_

ства. Так, Стогдилл пришел к выводу, что в основном пять качеств

характеризуют лидера:

Ум или интеллектуальные способности; господство или преобладание над другими;

Уверенность в себе;

Активность и энергичность;

Знание дела.

Однако эти пять качеств не объясняли появление лидера. Мно_

гие люди с этими качествами так и оставались последователями.

Манна постигло аналогичное разочарование. Среди семи личност_

ных качеств лидера, которые он выявил, ум являлся лучшим пред_

сказателем того, что его обладатель будет лидером. Однако практи_

ка этого не подтвердила. Несмотря на это, изучение лидерских ка_

честв было продолжено вплоть до середины 80_х гг.

Наиболее интересный результат был получен известным аме_

риканским консультантом У. Беннисом, исследовавшим 90 успеш_

ных лидеров и определившим следующие четыре группы лидер_

ских качеств:

Управление вниманием, или способность так представить

сущность результата или исхода, цели или направления движе_

ния/действий, чтобы это было привлекательным для последова_

управление значением, или способность так передать значе_

ние созданного образа, идеи или видения, чтобы они были поняты

и приняты последователями;

управление доверием, или способность построить свою дея_

тельность с таким постоянством и последовательностью, чтобы по_

лучить полное доверие подчиненных;

управление собой, или способность настолько хорошо знать и

вовремя признавать свои сильные и слабые стороны, чтобы для

усиления своих слабых сторон умело привлекать другие ресурсы,

включая ресурсы других людей.

Беннис предлагает лидерам делиться властью в организации

для создания среды, в которой люди почувствуют значимость и

возможность познания того, что они делают, а также то, что они

часть этого общего дела. Создаваемая таким образом организаци_

онная среда должна вселять в людей силу и энергию через качество

работы и посвященность работе. Последующее изучение привело к

выделению четырех групп лидерских качеств: физиологические, пси%

хологические, или эмоциональные, умственные, или интеллектуаль%

ные, и личностные деловые (табл. 12.2).

К физиологическим относят такие качества человека, как рост,

вес, сложение или фигура, внешний вид или представительность,

энергичность движений и состояние здоровья. Конечно, в какой_

то степени может существовать связь между наличием этих качеств

и лидерством. Однако быть физически выше и крупнее, чем сред_

ний человек в группе, еще не дает никакого права быть в ней лиде_

ром. Примеры Наполеона, Ленина, Гитлера, Сталина, Ганди под_

тверждают факт того, что индивиды с отклонениями в меньшую

сторону могут вырасти до размеров очень влиятельных фигур ми_

ровой истории. Те, кто еще верит в приоритет физиологических ка_

честв, полагаются в своем суждении в значительной мере на ис_

пользование силы в занятии лидерской позиции, что, как уже от_

мечалось, не является характерным для эффективного лидерства.

Психологические, или эмоциональные , качества проявляются на

практике главным образом через характер человека. Они имеют

как наследственную, так и воспитательную основы. Изучение их

взаимосвязи с лидерством привело к появлению очень длинного

списка этих качеств. Большинство из них так и не получило под_

тверждения практикой своей связи с лидерством. Это позволяет

сделать вывод, что дело обстоит не так просто и что нельзя в пол_

ной мере и непосредственным образом полагаться на приведенные

в табл. 12.2 черты характера личности при выявлении лидера в ор_

ганизации.

Изучение умственных , или интеллектуальных , качеств и их свя_

зи с лидерством проводилось многими учеными, и в общем их ре_

зультаты совпадают в том, что уровень этих качеств у лидеров

выше, чем у нелидеров. К этому, видимо, привело то, что успех ли_

дера во многом зависит от его способностей и умения решать про_

блемы и принимать правильные решения. Эффективное выполне_

ние этих функций, как известно, связано с наличием рассматри_

ваемых способностей. Однако последующие исследования

показали, что корреляция между этими качествами и лидерством

достаточно мала. Так, если средний интеллектуальный уровень по_

следователей невысок, то быть для лидера слишком умным значит

сталкиваться с множеством проблем.

Личностные деловые качества носят в большей степени характер

приобретенных и развитых у лидера навыков и умений в выполне_

нии своих функций. Их значимость для успеха возрастает по уров_

ням организационной иерархии. Однако точное их измерение

затруднено. Еще не удалось доказать, что эти качества являются__ определяющими для эффективного лидерства. Так, например, де_

ловые качества, сделавшие кого_то лидером в коммерческом бан_

ке, вряд ли пригодятся для лидерства в исследовательской лабора_

тории или в театре. Теория лидерских качеств имеет ряд недостат_

ков. Во%первых, перечень потенциально важных лидерских качеств

оказался практически бесконечным. По этой причине стало невоз_

можным создать «единственно верный» образ лидера, а следова_

тельно, заложить какие_то основы теории.

Во%вторых , по различным причинам, таким, например, как не_

удача в поиске путей измерения многих лидерских качеств, а также в

силу непризнания возможных различий в зависимости от организа_

ции или ситуации, не удалось установить тесную связь между рас_

смотренными качествами и лидерством и помочь практическому вы_

явлению последнего.

Суммируя сказанное, можно сделать заключение, что подход,

изучающий лидерские качества, несомненно интересен, но, к со_

жалению, до сих пор не принес пользы практике. Однако он послу_

жил толчком к появлению и развитию других концепций лидерства

и оказался надежным сдерживающим средством в переоценке по_

веденческих и ситуационных основ лидерства.

Концепции лидерского поведения

Изучение образцов поведения, присущих лидерам, началось накану_

не Второй мировой войны и активно продолжалось вплоть до сере_

дины 1960_х гг. Общим с рассмотренной концепцией лидерских

качеств было то, что опять начался поиск одного единственно вер_

ного пути, но по другому направлению: лидерское поведение . Важ_

ным отличием от концепции врожденных качеств было то, что дан_

ная концепция предполагала возможность подготовки лидеров по

специально разработанным программам.

Фокус в исследованиях сдвинулся от поиска ответа на вопрос,

кто является лидером, к ответу на вопрос, что и как лидеры дела_

ют. Наиболее известными концепциями данного типа являются сле_

Три стиля руководства;

Исследования Университета штата Огайо;

Исследования Мичиганского университета;

Системы управления (Ликерт);

Управленческая сетка (Блейк и Моутон);

Понятие системы, свойства систем.

Система – это совокупность взаимодействующих элементов, составляющих целостное образование с новыми свойствами, которые отсутствуют у составляющих систему элементов.

Свойства системы – это качества элементов, дающие возможность количественного описания системы, выражения ее в определенных величинах.

Базовые свойства систем сводятся к следующему:

  • – система стремится сохранить свою структуру (это свойство основано на объективном законе организации – законе самосохранения);
  • – система имеет потребность в управлении (существует набор потребностей человека, животного, общества, стада животных и большого социума);
  • – в системе формируется сложная зависимость от свойств входящих в нее элементов и подсистем (система может обладать свойствами, не присущими ее элементам, и может не иметь свойств своих элементов). Например, при коллективной работе у людей может возникнуть идея, которая бы не пришла в голову при индивидуальной работе; коллектив, созданный педагогом Макаренко из беспризорных детей, не воспринял воровства, матерщины, беспорядка, свойственных почти всем его членам.

Помимо перечисленных свойств большие системы обладают свойствами эмерджентности, синергичности и мультипликативности.

Свойство эмерджентности – это 1) одно из первично-фундаментальных свойств больших систем, означающее, что целевые функции отдельных подсистем, как правило, не совпадают с целевой функцией самой БС; 2) появление качественно новых свойств у организованной системы, отсутствующих у ее элементов и не характерных для них.

Свойство синергичности – одно из первично-фундаментальных свойств больших систем, означающее однонаправленность действий в системе, которое приводит к усилению (умножению) конечного результата.

Свойство мультипликативности – одно из первично-фундаментальных свойств больших систем, означающее, что эффекты, как положительные, так и отрицательные, в БС обладают свойством умножения.

Фундаментальным понятием ТС является понятие «система» (гр. systema – это составленное из частей, соединение).

Система - совокупность (множество) элементов, между которыми имеются связи (отношения, взаимодействие). Таким образом, под системой понимается не любая совокупность, а упорядоченная (за счёт наличия отношений).

Термины «отношение » и «взаимодействие » используются в самом широком смысле, включая весь набор родственных понятий таких как ограничение, структура, организационная связь, соединение, зависимость и т.д.

Система S представляет собой упорядоченную пару S=(A, R), где A - множество элементов; R - множество отношений между A.

Система - это полный, целостный набор элементов (компонентов), взаимосвязанных и взаимодействующих между собой так, чтобы могла реализоваться функция системы.

Система - это объективная часть мироздания, включающая схожие и совместимые элементы, образующие особое целое, которое взаимодействует с внешней средой. Допустимы и многие другие определения. Общим в них является то, что система есть некоторое правильное сочетание наиболее важных, существенных свойств изучаемого объекта.

Если собрать вместе (объединить) одно- или разнородные элементы (понятия, предметы, людей), то это не будет системой, а лишь более или менее случайным смешением. Считать ту или иную совокупность элементов системой или нет, зависит также во многом от целей исследования и точности анализа, определяемой возможностью наблюдать (описывать) систему.

Понятие «система» возникает там и тогда, где и когда мы материально или умозрительно проводим замкнутую границу между неограниченным или некоторым ограниченным множеством элементов. Те элементы с их соответствующей взаимной обусловленностью, которые попадают внутрь, - образуют систему.

Те элементы, которые остались за пределами границы, образуют множество, называемое в теории систем «системным окружением» или просто «окружением», или «внешней средой».

Из этих рассуждений вытекает, что нельзя рассматривать систему без ее внешней среды. Система формирует и проявляет свои свойства в процессе взаимодействия с окружением, являясь при этом ведущим компонентом этого воздействия.

Любая деятельность человека носит целенаправленный характер. Наиболее четко это прослеживается на примере трудовой деятельности. Цели, которые ставит перед собой человек, редко достижимы только за счет его собственных возможностей или внешних средств, имеющихся у него в данный момент. Такое стечение обстоятельств называется «проблемной ситуацией». Проблемность существующего положения осознается в несколько «стадий»: от смутного ощущения что «что-то не так», к осознанию потребности, затем к выявлению проблемы и, наконец, к формулировке цели.


Цель - это субъективный образ (абстрактная модель) несуществующего, но желаемого состояния среды, которое решило бы возникшую проблему. Вся последующая деятельность, способствующая решению этой проблемы, направлена на достижение поставленной цели, т.е. как работа по созданию системы. Другими словами: система есть средство достижения цели .

Приведем несколько упрощенных примеров систем, предназначенных для реализации определенных целей.

Социальные движения – разл. объединения социальных, демографических, этнических … групп для достижения общих целей.

Классики XIX столетия выделили несколько причин, обусловливающих особую важность и значение социальных движений в современный период.

1. Первую можно назвать «темой Дюркгейма». Речь идет о простом физическом соединении больших масс людей в ограниченном районе, что происходит при индустриализации и урбанизации, приводящим к высокой «моральной плотности» населения. Это создает возможности для контактов и взаимодействия, выработки единой точки зрения, общей идеологии и сплочения единомышленников.

2. Следующая типичная черта современности, которую можно назвать «темой Тенниса», - это изоляция индивидов в депер-сонифицированном обществе (Gesellschaft), или «одиночество в толпе» (339). Опыт отчуждения, одиночества и оторванности вызывает стремление к общности, солидарности и «сплоченности». Участие в социальном движении позволяет удовлетворить эти всеобщие человеческие потребности.

3. «Тема Маркса» отмечает беспрецедентный рост социального неравенства, ступенчатую иерархию богатства, власти и престижа, что характерно для современной капиталистической экономики. Эксплуатация, угнетение, несправедливость, лишения объединяют людей. Те, чьи общие интересы находятся под угрозой, готовы бороться с теми, кто угрожает их интересам. В данном случае наиболее четко проявляется «структурная готовность» (360) к возникновению социальных движений.

4. «Тема Вебера» рассматривает демократические преобразования политической системы, открывающие поле для коллективных действий большим массам людей. Выражение различных мнений, выявление и объединение скрытых интересов и активная деятельность в их защиту становятся законным правом, более того, долгом ответственного гражданина. «Структура политических возможностей» (396) для появления социальных движений радикально преобразована.

5. «Тема Сен-Симона и Конта» акцентирует внимание на завоевании, контроле, господстве над реальностью и манипулировании ею - вначале природой, а постепенно и человеческим обществом. Вера в то, что социальные изменения и прогресс зависят от действий людей, что общество может быть сформировано его членами к их собственной выгоде, - важная идеологическая предпосылка активности и, следовательно, мобилизации социальных движений. Волюнтаризм питает их, а фатализм убивает.

6. Современное общество переживает культурный и образовательный подъем. Участие в социальных движениях требует известной степени сознательности, воображения, душевного отклика и неравнодушия к общественным проблемам, а также способности к обобщениям личного или местного опыта. Все это связано с уровнем образования, рост которого, сопровождая распространение капитализма и демократии, увеличивает резерв потенциальных участников социальных движений.

7. Последняя черта современного общества, способствующая формированию социальных движений, - возникновение и распространение средств массовой информации Это мощный инструмент для «выковывания» общественного мнения, которое раздвигает горизонты граждан, позволяя им выйти за пределы личного мира, обратиться к опыту других, социально или географически удаленных групп, классов, наций. В результате наступает «демонстрационный эффект», т. е. открывается возможность сравнить собственную жизнь с жизнью других. Обнаруживая, что они лишены многих благ, люди приобретают психологическую готовность к участию в социальных движениях. Кроме того, именно через средства массовой информации граждане узнают о политических кредо, взглядах и желаниях других, благодаря чему формируется солидарность, выходящая за узкие локальные рамки и являющаяся еще одним социально-психологическим условием для возникновения социальных движений.

1. Утопические в том числе религиозные

2. Экспрессивные, Хиппи, пассивное отношение

3. Движение реформ (Феминистические)

4. Революционные

5. Движения сопротивления

37. культура как механизм человеческого взаимодействия. Виды культур

В социологии под культурой в широком смысле понимают специфическую, генетически не наследуемую совокупность средств, способов, форм, образцов и ориентиров взаимодействия людей со средой существования, которые они вырабатывают в совместной жизни для поддержания определенных структур деятельности и общения.

Культура формируется как важный механизм человеческого взаимодействия, помогающий людям жить в своей среде, сохранять единство и целостность сообщества при взаимодействии с другими сообществами.

Культура рассматривается в социологии как сложное динамичное образование, имеющее социальную природу и выражающееся в социальных отношениях, направленных на создание, усвоение, сохранение и распространение предметов, идей, ценностных представлений, обеспечивающих взаимопонимание людей в различных социальных ситуациях. Объектом социологического исследования являются конкретное распределение существующих в данном обществе форм и способов освоения, создания и передачи объектов культуры, устойчивые и изменчивые процессы в культурной жизни, а также обусловливающие их социальные факторы и механизмы.

Элитарная культура создается привилегированнойчастью общества либо по ее заказу профессиональными творцами. Она включает изящное искусство, так называемую серьезную музыку и высокоинтеллектуальную литературу.

Народная культура создается анонимными творцами, не имеющими профессиональной подготовки. Она включает мифы, легенды, сказания, эпос, сказки, песни, танцы. По исполнению элементы народной культуры могут быть индивидуальными (изложение легенды, предания, былины), групповыми (исполнение танца или песни), массовыми (карнавальные шествия). Ещё одно название народного творчества – фольклор.

Массовая культура создается профессиональными авторами и распространяется с помощью средств массовой информации. Массовая культура может быть интернациональной и национальной. Примерами массовой культуры служат популярная и эстрадная музыка, цирк, триллеры, газетные “сенсации” и т.д.

Совокупность ценностей, верований, традиций и обычаев, которыми руководствуется большинство членов общества, называется доминирующей культурой.

Субкультура - часть общей культуры, система ценностей, традиций, обычаев, присущих большой социальной группе.

В нашей культуре можно выделить молодежную субкультуру, субкультуру национальных меньшинств, профессиональные субкультуры и т.д. Субкультура может отличаться от доминирующей культуры языком, взглядами на жизнь, манерами поведения, стилем одежды, обычаями и т.д.

Одновременно возможно существование таких субкультур, ценности и нормы которых существенно отличаются от общепринятых и получили наименование контркультуры.

Контркультура обозначает такую субкультуру, которая не просто отличается от доминирующей культуры, но и противостоит ей, находится в конфликте с государственными ценностями.

38. культурные универсалии. Релятивизм и этноцентризм.

Универсали:

·совместный труд

·образование

·наличие ритуалов

·системы родства

·правила взаимодействия полов

Возникновение этих универсалий связано с потребностями человека и человеческих общностей. Культурные универсалии предстают в многообразии конкретных вариантов культуры. Их можно сравнивать в связи с существованием суперсистем "восток" - "запад", национальной культуры и маленьких систем (субкультур): элитарной, народной, массовой. Многообразие культурных форм ставит проблему сравнимости этих форм.

Существуют две крайние точки зрения в исследовании многообразия культурных форм: этноцентризм и релятивизм.

Этноцентризм - всеобщая человеческая реакция, затрагивающая все группы в обществе и почти всех индивидов. Этноцентризм сплачивает группу, без него невозможно проявление патриотизма. Этноцентризм - необходимое условие появления национального самосознания и даже обычной групповой лояльности. В большинстве случаев этноцентризм проявляется в более терпимых формах, и его основная установка такова: я предпочитаю мои обычаи, хотя допускаю, что некоторые обычаи и нравы других культур могут быть в чем-то лучше.

Этноцентризм может быть искусственно усилен в какой-либо группе с целью противостояния другим группам при конфликтном взаимодействии.

Релятивизм говорит о том, что каждую культуру нужно воспринимать исходя из ее ценностей и норм.Для того чтобы достичь понимания, понять другую культуру, нужно связать ее конкретные черты с ситуацией и особенностями ее развития. Каждый культурный элемент должен соотноситься с особенностями той культуры, частью которой он является. Ценность и значение этого элемента может рассматриваться только в контексте определенной культуры.

39. элементы и функции культуры.

План лекции:

1. Понятие системы, свойства системы.

2. Классификация системы.

СИСТЕМА – ЭТО СОВОКУПНОСТЬ ЭЛЕМЕНТОВ, ОБЪЕДИНЁННЫХ ОБЩЕЙ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ СРЕДОЙ И ЦЕЛЬЮ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ.

Термин система употребляется очень широко не только в научных исследованиях, но и в любой области практической деятельности и в бытовом разговоре. Повседневно мы употребляем выражения ”солнечная система”, ”система взглядов”, ”система машин”, ”система севооборотов”, ”система земледелия” и т. д. Система – одно из фундаментальных, универсальных понятий современной научной методологии познания. Содержательное определение сущности понятия системы, как научной категории, требует уровня определённых абстракций.

В первом приближении самое простое определение понятия системы следует из его происхождения от греческого слова (system) – нечто целое, составленное из частей. Определение системы, как некоторого целостного множества элементов, предполагает наличие следующих основных признаков:

Наличие множества структурных элементов, образующих систему (рассматривается некоторое множество);

Связность, упорядоченность элементов;

Целенаправленный и целесообразный характер взаимодействия элементов системы, то есть наличие общесистемной цели;

Относительная обособленность системы от внешней среды (то есть, возможность её идентифицировать как единое целое);

Способность реализовать определённые функции (способность достижения цели системы), что обеспечивается информационными процессами управления.

Системе любой природы присущи 3 свойства.

1. Важнейшим и определяющим свойством системы является её свойство целостности . Свойство целостности возникает из специфических особенностей взаимодействия структурных элементов для достижения общесистемных целей. Система как целое всегда обладает качественно новыми свойствами, которых не было у первичных элементов системы, и эти новые свойства не являются простой суммой характеристик составляющих частей системы. Появление качественно новых свойств, не присущих отдельным элементам системы, получило название эмерджентности .

Например, биологическая система ”лес” обладает свойствами, которые невозможно получить как сумму свойств и характеристик отдельных деревьев, кустарников, трав, произрастающих в этом лесу, а также животного мира, обитающего здесь же.

2. Свойства организованности системы. Существенное значение в оценке организованности системы имеет характер структуры и сложности взаимосвязей между элементами. Чем более высоко организована система, тем сложнее в ней взаимосвязи. Свойство организованности системы проявляются в изменении соотношения между нарастающей сложностью системы и совершенствованием её структуры. Совершенствование структуры осуществляется путём организации новых форм взаимосвязей и взаимодействий между элементами системы. Управление системой требует её соответствующей организации. Благодаря совершенствованию структуры и организованности системы повышается её управляемость.



3. Каждой системе свойственна определённая степень сложности. Степень сложности определяется числом элементов, составляющих систему, степенью разветвления её внутренней структуры, характером функционирования системы, возможностью описания системы на некотором языке исследования. По степени сложности принято различать системы: простые, сложные, очень сложные.

К основным системным понятиям можно отнести: функциональную среду, элементы системы, компоненты системы, структуру системы.

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ СРЕДА СИСТЕМЫ – ЭТО ХАРАКТЕРНАЯ ДЛЯ СИСТЕМЫ СОВОКУПНОСТЬ ЗАКОНОВ, АЛГОРИТМОВ И ПАРАМЕТРОВ, ПО КОТОРЫМ ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ (ОБМЕН) МЕЖДУ ЭЛЕМЕНТАМИ СИСТЕМЫ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ (РАЗВИТИЕ) СИСТЕМЫ В ЦЕЛОМ.

ЭЛЕМЕНТ СИСТЕМЫ – ЭТО УСЛОВНО НЕДЕЛИМАЯ, САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ФУНКЦИОНИРУЮЩАЯ ЧАСТЬ СИСТЕМЫ.

КОМПОНЕНТ СИСТЕМЫ – ЭТО МНОЖЕСТВО ОТНОСИТЕЛЬНО ОДНОРОДНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ, ОБЪЕДИНЁННЫХ ОБЩИМИ ФУНКЦИЯМИ ПРИ ОБЕСПЕЧЕНИИ ВЫПОЛНЕНИЯ ОБЩИХ ЦЕЛЕЙ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ

СТРУКТУРА СИСТЕМЫ – ЭТО СОВОКУПНОСТЬ СВЯЗЕЙ, ПО КОТОРЫМ ОБЕСПЕЧИВАЕТСЯ ЭНЕРГО-, МАССО- И ИНФОРМАЦИОННЫЙ ОБМЕН МЕЖДУ ЭЛЕМЕНТАМИ СИСТЕМЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩАЯ ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ В ЦЕЛОМ И СПОСОБЫ ЕЁ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С ВНЕШНЕЙ СРЕДОЙ.

Функциональную среду организма составляет совокупность законов физиологии. Эти законы ограничивают возможную динамику взаимосвязей между элементами организма некоторыми правилами, не позволяющими данным элементам развиваться во вред целому – организму. Нарушение функциональной среды вызывает болезнь организма.

Основная цель функционирования любого организма очевидна – выживание и обеспечение размножения (способствующего выживанию, но не индивидуальному, а групповому).

Элементами системы в рассмотренном примере являются клетки различных органов и тканей организма.

Компоненты системы – различные органы, в свою очередь состоящие из клеток, основу которых составляют так называемые специализированные клетки, обеспечивающие функционирование данных органов.

Структуру рассматриваемой системы – организма, составляет совокупность связей между органами и тканями. Осуществляются эти связи в процессе функционирования дыхательной, кровеносной, нервной, выделительной и других систем организма.

Любая система, независимо от её природы, существует в определённой среде – физической, социальной, экономической и т. д., постоянно взаимодействуя с ней. Чтобы исследовать систему, вначале её нужно вычленить из среды. Определение системы означает её распознавание (идентификация), выделение из окружающей среды как целого, относительно обособленного и самостоятельного, способностью достигать заданные цели.

Вычленение системы из окружающей среды равнозначно разбиению явления на две части – систему и внешнюю по отношению к ней среду. Постоянное взаимодействие системы и среды конкретно выражается в обмене веществом, энергией, информацией. Так, засеянное клевером поле севооборота, как система, испытывает влияние таких факторов внешней среды, как солнечная радиация, выпадающие осадки, обработка ядохимикатами и т. д. В свою очередь, совокупность растений данного поля оказывает влияние на среду, поглощая и отражая солнечный свет и т. д. Поскольку взаимодействие системы и среды носит всеобщий универсальный характер, рассмотрим формализованные подходы к анализу и оценки их взаимодействия, введя некоторые общие понятия и методические приёмы.

Среда оказывает вещественные, энергетические и информационные взаимодействия на систему через соответствующие элементы системы, которые будем называть входами системы , а факторы внешней среды, осуществляющие эти взаимодействия, входными величинами, или импульсами. Так, для вегетирующего растения входными величинами (факторами внешней среды) являются солнечная радиация, температура окружающего воздуха, наличие углекислого газа и кислорода, почвенной влаги, растворённых в ней элементов минерального питания, различные механические взаимодействия (ветра, насекомых и т. д.). Эти входные величины оказывают воздействие на систему “растение” через соответствующие элементы системы, образующие вход.

Система в свою очередь оказывает влияние на среду через определённые элементы, образующие выход системы .

Факторы, определяющие воздействие системы на среду, называются выходными величинами или реакциями системы на соответствующие импульсы на входе. Так, выходными величинами системы “растение” являются факторы, определяющие нарастание органической массы, плодоношение, выделение кислорода при фотосинтезе и углекислого газа в процессе дыхания и т. п.

Понятие “вход” и ”выход” системы, “импульс” и “реакция” являются общепринятыми, универсальными для любых систем, независимо от их природы и предметной области исследований.

При исследовании системы входные и выходные величины целесообразно рассматривать как математические переменные, могущие принимать конкретные значения.

В силу того, что системный анализ направлен на решение любых проблем понятие системы должно быть очень общим, применимым к любым ситуациям. Выход видится в том, чтобы обозначить, перечислить, описать такие черты, свойства, особенности систем, которые, во-первых, присущи всем системам без исключения, независимо от их искусственного или естественного происхождения, материального или идеального воплощения; а во-вторых, из множества свойств были бы отобраны и включены в список по признаку их необходимости для построения и использования технологии системного анализа. Полученный список свойств можно назвать дескриптивным (описательным) определением системы.

Необходимы нам свойства системы естественно распадаются на три группы, по четыре свойства в каждой.

Статические свойства системы

Статическими свойствами назовем особенности конкретного состояния системы. Это как бы то, что можно разглядеть на мгновенной фотографии системы, то, чем обладает система в любой, но фиксированный момент времени.

Динамические свойства системы

Если рассмотреть состояние системы в другой, отличный от первого, момент времени, то мы вновь обнаружим все четыре статических свойства. Но если наложить эти две "фотографии" друг на друга, то обнаружится, что они отличаются в деталях: за время между двумя моментами наблюдения произошли какие-то изменения в системе и ее окружении. Такие изменения могут быть важными при работе с системой и, следовательно, должны быть отображены в описаниях системы и учтены в работе с нею. Особенности изменений со временем внутри системы и вне ее и именуются динамическими свойствами систем. Если статические свойства - это то, что можно увидеть на фотографии системы, то динамические-то, что обнаружится при просмотре кинофильма про систему. О любых изменениях мы имеем возможность говорить в терминах перемен в статических моделях системы. В этой связи различаются четыре динамических свойства.

Синтетические свойства системы

Этот термин обозначает обобщающие, собирательные, интегральные свойства, учитывающие сказанное раньше, но делающие упор на взаимодействия системы со средой, на целостность в самом общем понимании.

Из бесконечного числа свойств систем выделено двенадцать присущих всем системам. Они выделены по признаку их необходимости и достаточности для обоснования, построения и доступного изложения технологии прикладного системного анализа.

Но очень важно помнить, что каждая система отличается от всех других. Это проявляется, прежде всего, в том, что каждое из двенадцати общесистемных свойств в данной системе воплощается в индивидуальной форме, специфической для этой системы. Кроме того, помимо указанных общесистемных закономерностей, каждая система обладает и другими, присущими только ей свойствами.

Прикладной системный анализ нацелен на решение конкретной проблемы. Это выражается в том, что с помощью общесистемной методологии он технологически направлен на обнаружение и использование индивидуальных, часто уникальных особенностей данной проблемной ситуации.

Для облегчения такой работы можно употребить некоторые классификации систем , фиксирующие тот факт, что для разных систем следует использовать разные модели, разную технику, разные теории. Например, Р. Акофф и Д. Гарайедаги предложили различать системы по соотношению объективных и субъективных целей у частей целого: системы технические, человеко-машинные, социальные, экологические. Другая полезная классификация, по степени познанности систем и формализованности моделей, предложена У. Чеклендом: "жесткие" и "мягкие" системы и, соответственно, "жесткая" и "мягкая" методологии, обсужденные в гл. 1.

Итак, можно сказать, что системное видение мира состоит в том, чтобы, понимая его всеобщую системность, приступить к рассмотрению конкретной системы, уделяя основное внимание ее индивидуальным особенностям. Классики системного анализа сформулировали этот принцип афористически: "Думай глобально, действуй локально".

Тарасенко Ф. П. Прикладной системный анализ (наука и искусство решения проблем): Учебник. - Томск; Издательство Томского университета, 2004. ISBN 5-7511-1838-3. Фрагмент