Недооцененное развитие эмоционального интеллекта

Share

Развитие эмоционального интеллекта

Наши эмоции обратно пропорциональны нашим знаниям: чем меньше мы знаем, тем больше распаляемся **Б. Рассел

Ну вот и наступил новый год. Для некоторых — время для новых начинаний. А каков ваш настрой, мой дорогой друг, вы готовы что-то расширить, что-то поменять, что-то освоить. Или вы настроены поработать на закрепление и утверждение, так сказать, чтобы не шаталось?

Мне, например, пришла в голову мысль глубже разобраться в эмоциях. И не столько в своих собственных или в эмоциональном состоянии своей семьи, а в целом: какова их природа и так ли правы те, кто превозносит развитие эмоционального интеллекта над интеллектуальностью в общем смысле этого слова.

Надо сказать, что такое стремление к эмоциональной образованности требует много времени, как и длительность положительного эффекта. Но это моя цель и, как мне кажется, стоящая.

И сегодняшний пост — отправная точка моих рассуждений. Надеюсь, дорогой друг, ваша увлеченность развитием собственной эмоциональной грамотности будет расти с прочтением каждого очередного поста из этой серии.

Зачем понадобилось развитие эмоционального интеллекта

Посвящение — это не эмоциональный порыв с последующим бездействием **Позитивная психология отношений

Давайте вспомним слова каждодневного приветствия и прощания. Не часто услышишь задорное “доброе утро” и еще реже искреннее “всего доброго”. Правда?

По какой-то причине семьи просыпаются в скорлупе угрюмости и в течение дня натыкаются на более-менее прочную скорлупу других. И вопрос совсем не в неосведомленности или неразумности homo sapiens, вопрос в слаборазвитом эмоциональном интеллекте.

Прошедший год, а то и несколько десятилетий, прошел под аккомпанемент бара­банной дроби негативных сообщений, описывающих нелепые выходки под влиянием эмоций, сеющих новые семена безрас­судства и безответственности.

Мы были свидетелями всплесков ярости и от­чаяния, возникающих по причине одиночества детей работающих родителей, оставленных на попечение интернета или по причине безобразной интимности супружеского беспредела.

Неужели вам не хочется узнать смысл причину бессмысленного?

А может пора пригласить нейробиологов и пусть они поведают о мозговых центрах, побуждающих нас гневаться или плакать, на­правляющие личную энергию на совершение добра  или зла, что существенно усиливает или ослабляет эмоциональный кризис?

А может стоит обратиться к генетикам, доказывающих, что коэффициент умственного развития (IQ) как и эмоциональный коэффициент (EQ) задается нам генети­чески, а посему он не может изменяться под влиянием жизненно­го опыта и что наша судьба в значительной степени определя­ется тем, чем мы наделены от природы?

Мне очень любопытно узнать, какие фак­торы срабатывают, например, когда люди с высоким коэффи­циентом умственного развития терпят неудачу, а имеющие скромные коэффициенты оказываются на удивление успешны­ми.

Лично мне импонирует идея, что подобное различие чаще всего коренится в способностях называемых «эмо­циональным интеллектом», включающим в себя самоконтроль, рве­ние и настойчивость, а также умение мотивировать свои дей­ствия.

Я убежден, что всему этому, можно не только научиться, но и обучить своих детей, предоставив им благоприятную воз­можность наилучшим образом использовать тот умственный потенциал, который выпал им в несовершенной генетической лотерее.

Отстаивая силу влияния эмоционального интеллекта, надо провести связь между чувством, характером и внутренними нравственными стимулами. И вот почему.

Чем вы, дорогой друг, объясните отсутствие среди сотен приглашенных на важнейшее мероприятие года ответсвенного лица, обученного как положено, пребывающего в прекрасной физической форме, обеспеченного в материальном отношении? Никаких “спустило калесо” и “надо было детей забрать”.

На самом деле виноваты были кошки, которые скребут на душе. Если хотите назовите это апатией, фрустрацией или даже депрессией. Понимание важности дела есть, знание способов осуществления тоже имеется, а вот выполнить намеченное “того не нахожу”.

Вот насколько зависимы бывают фундаментальные благородные установки от установок, лежащих в основе эмоциональных спо­собностей.

Хочешь поднять женщине настроение? Произнеси ласково “пойдем что-нибудь тебе купим” **Позитивная психология отношений

Говорят, что покупка — это тоже эмоциональный порыв. Вроде бы все необходимое есть, а побродить по магазину так бывает приятно.

Некоторые исследователи утверждают, что порыв или его отсутствие есть средство выражения эмоций.  Источником всех порывов является чувство (положительное или негативное), прорывающееся, чтобы выразить себя в действии.

Для тех, кто пребывает во вла­сти порывов, то есть для людей с недостаточным самоконтро­лем, характерно отступление от строгих принципов, ведь способность контролировать порывы составляет основу воли и характера .

К слову сказать альтруизм проистекает из эмпа­тии, способности улавливать и расшифровывать эмоции дру­гих людей. А если нет понимания нужд или чаяний другого че­ловека, то и жертвенность ни к чему.

Короче без необходимого внутреннего побудителя, пусть даже совершенные люди с высочайшем IQ могут оказаться во власти не тех порывов, что сделает их предателями.

Вот мне и хочется разобраться, как мы усваиваем эмоциональные привыч­ки, которые подрывают наши лучшие намерения. И что мы  можем сделать, чтобы подавить (заменить, умертвить, выбросить) свои наиболее разрушительные или наносящие вред нам самим эмо­циональные порывы.

Многие исследователи приходят к выводу, что понятие «быть разумным» отводит значимое место эмоци­ям среди прочих жизненно важных специальных способностей человека.

А вам было бы интересно узнать как эта способность помогает со­хранить наиболее значимые для нас взаимоотношения, а ее от­сутствие приводит к их разрушению?

Почему «ядовитые» эмоции подвер­гают опасности  наше физическое здоровье ничуть не меньше, чем выкуривание по пачке сигарет в день, тогда как эмоцио­нальное равновесие служит защитой нашего здоровья и благо­получия?

Как случается, что недоста­ток эмоционального интеллекта расширяет диапазон рисков: от депрессии или склонности к насилию до нарушений пита­ния и злоупотребления наркотиками?

Я предвижу то время, когда обычной практикой в системе образования станет развитие эмоционального интеллекта — наиважней­ших человеческих способностей, таких как самопознание, са­моконтроль и эмпатия, а также обучение умению слушать, ула­живать конфликты и поддерживать сотрудничество.

Вот бы научиться  управлять своей эмоциональной жизнью с помощью интеллекта. В целом наши эмоции уже играют важную положительную роль. Но им ничего не стоит сбиться с узкого пути, что они слишком часто и проделывают.

Как и утверждалось ранее, дело не в эмоциональности отдельного человека, а в уместности его эмоций и их выражения. Так что вопрос о том, как нам привнести ум в наши эмоции объявляю открытым.


Комментарии:

Недооцененное развитие эмоционального интеллекта: 1 комментарий

  1. Модель эмоционального интеллекта, созданная научным журналистом Дэниэлом Гоулманом, приобрела большую популярность благодаря его книге, разошедшейся рекордными тиражами.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

:wink: :-| :-x :twisted: :) 8-O :( :roll: :-P :oops: :-o :mrgreen: :lol: :idea: :-D :evil: :cry: 8) :arrow: :-? :?: :!: