Как часто вы думаете про справедливость

Share

про справедливостьВ счастье думаешь о справедливости реже, чем в несчастье

П.С. Непонятый

К такому злободневному вопросу меня подвигли вовсе не глобальные события на международной арене. Нет, друзья, политический передел лично меня пока не тревожит. О нем если я и стану рассуждать, то точно уж не на страницах своего блога.

Тему про справедливость мне хочется обсудить в контексте позитивных отношений. Уверен, этим я несколько удивлю вас, моих постоянных читателей. Но тем увлекательнее она окажется.

Так что же такое подлинная справедливость, где она чаще всего прячется и какие противоречия вызывают притязания на это, казалось бы, благородное качество?

Что лежит в основе справедливости

Первое, что пришло мне на ум, так это беспристрастие и объективность. Именно они много столетий служили сердцевиной справедливости при принятии наиважнейших решений. Но эти составляющие еще не все.

Но не стану слишком забегать вперед и позволю вам, дорогие друзья, высказать свое определение этому благородному слову. И вот вам для этого “канва”.

Подлинная справедливость 

— связана с законами, обязательствами, правами и обязанностями;

— логическая оценка действия и (или) отношения в соответствии с критериями, зафиксированными в общепринятой и обязательной нормативной системе — законе;

— апелляция к совокупности ценностей, которые считаются более высокими, чем те, что нашли воплощение в законе;

— подразумевает гораздо больше, чем просто формальное соблюдение правил из чувства долга

Как ни крути, способность держаться справедливости и видеть как это делают другие невозможна без способности судить и сравнивать. Судить о чьих-то поступках, словах, мотивах. Сравнивать увиденное с определенными критериями или стандартами (и не только законодательно-правовыми).

Кроме того, справедливость требует всестороннего понимания вопроса и обстоятельств, в которые вовлечены конкретные лица. Необходимы точные знания самих фактов и их влияния друг на друга. Кажется, именно это называется объективностью.

Мне много раз приходилось участвовать в различных, порой очень сложных, переговорах. В одном случае пришлось судить одного парня за агрессивную навязчивость к девушке. Вроде и он, и она, и я прекрасно понимали высший закон. Но видимо каждый как-то по-своему. В результате не моих суждений парень оказался прав.

В другом случае я участвовал не в суде, а в расследовании “преступления”, которое совершил 70-летний уважаемый гражданин общества, намеревающийся жениться. Все указывало на то, что он заступил за черту, но как мне тогда казалось не настолько, чтобы применять к нему крайние меры. И все же белее 6 судей осудили этого человека.

В этих двух случаях вопрос справедливости сводится к вопросу степени абстрактности мышления всех заинтересованных лиц. Зрелое мышление отражено в недавнем совете для юных:

Одинаково относиться к разным людям не всегда справедливо, а быть справедливым не всегда означает относиться к людям одинаково

g 01/13 стр. 4

Здесь мне вспоминается роман “Убить пересмешника”, в котором тоже идет речь про справедливость при суждениях, правда, многогранную. У чернокожего подозреваемого и адвоката — своя, у судей и общества в целом — … тоже своя.

Справедливость как и радость исходит изнутри

По моим наблюдениям вопрос о справедливости встает тогда, когда он затрагивает нас лично, пусть даже по касательной.

Вот вам, дорогие друзья, небольшая история-притча. Размышляя над ней, поставьте себя на место главного персонажа — дерева, а потом мы продолжим говорить про справедливость.

Рядом с дорогой, прямо на крутом ее повороте росло небольшое кривое дерево. Как-то ночью шел по той дороге бандит. Увидел вдалеке силуэт и подумал, что это стоит полицейский возле дороги, перепугался и стал убегать. В другой раз в сумерках проходил влюблённый. Он ещё издали заприметил изящный силуэт и подумал, что его уже ждет возлюбленная. Его сердце радостно забилось. Он улыбнулся и ускорил шаг.

И наконец в один из зимних вечеров мимо дерева проходила мать с ребёнком. Малышу, напуганному страшными сказками, показалось, что у дороги на повороте выглядывает приведение, и он громко расплакался.

Но… дерево всегда было только деревом. Восприятие мира вокруг  – это всего лишь отражение собственного внутреннего мира идущего мимо.

Каждый из нас порой чувствует себя таким деревом. И никто кроме тебя самого точно не знает, кто ты и что в тебе скрыто на самом деле. И потому все наши рассуждения про справедливость в тот или иной момент — это ограниченная ограниченность. Но и за нее нас могут осудить, присвоив ярлычок “опасный для общества элемент”.

Кто из людей знает, что́ в человеке, кроме духа человека, который в нём?

Владеющий духом

Противоречивый вопрос

Как мы определились, справедливость не заметна, если не прибегать к суждениям. Недаром символом справедливого суда служит изображение женщины с весами в руке.

Но а как же тогда евангельская заповедь “не суди и не судим будешь”?

Вспомните, друзья, о ней, когда в очередной раз будете оценивать проступок своего ребенка. И вам нужно будет решать, какому наказанию его подвергнуть. Насколько соизмерима степень вины, степень преднамеренности, степень сожаления и степень тяжести наложенных санкций. Напомните себе о ней, когда понадобится рассудить между вашим ребенком и соседским.

Уверен, что прекрасная заповедь не давалась с целью запретить нам проявлять справедливость в делах и решениях (порой в очень даже запутанных).

Скорее, запрет наложен на крайности и узколобую категоричность. Потому что привыкший оценивать отвыкает ценить. Установивший эту заповедь, прекрасно понимает как непросто вести дела с таким “арбитром”.

И снова, друзья, позвольте мне проиллюстрировать эту мысль, упомянув про работу этого блога. До сих пор у власть имущих людей возникает вопрос “а зачем он нужен?”. И как ни странно, кто-то из них говорит о том, что я помышляю “о посягательстве — о том, чтобы быть равным” “верному управляющему”. Ну не абсурдно ли?

А теперь поставьте себя на мое место, когда я прихожу на ежегодную трехчасовую встречу, где присутствуют те самые “власть имущие” и слышу выступление на тему “кто ты — оптимистом или пессимист?”

Получается кому-то разрешено разрабатывать темы о психологии и выступать с ними со сцены, а кому-то прежде чем сделать это нужно многократно ответить на различные вопросы, типа “зачем это нужно?”

Как видите, в вопросах справедливости очень много незаметных деталей. Очень важно помнить об этом, потому что нередко мое несогласие с чем-то продиктовано не моей правотой, а моей слепотой.

В заключение поста пожелаю вам, друзья, не слишком сосредоточиваться на вопросах про справедливость. Концентрируйтесь лучше на радости, понимании и любви, ведь ваш внутренний мир в ваших руках.


Комментарии:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

:wink: :-| :-x :twisted: :) 8-O :( :roll: :-P :oops: :-o :mrgreen: :lol: :idea: :-D :evil: :cry: 8) :arrow: :-? :?: :!: